Ротоскоп – Ротоскопирование в анимации — Групповая анимация — LiveJournal

Ротоскопирование в анимации — Групповая анимация — LiveJournal

Ротоскопирование — это такая техника двумерной анимации, когда сначала снимают на кинопленку (видеопленку или на любой цифровой носитель) реальных актеров и элементы декораций, а потом обводят отснятый материал, превращая его в анимацию.

Ротоскоп — это проектор, позволяющий аниматору обводить отснятые кинокадры. Ротоскоп был изобретен  Максом Флейшером и запатентован в 1915 году. Выглядел он так:

Фильм покадрово проецировался на стекло, на которое была наложена бумага. Кадр обрисовывался и повторно снимался.
Таким образом Макс Флейшер добивался гораздо более реалистичной передачи движений, чем во многих других анимационных фильмах того времени. В качестве актера он использовал своего брата Дейва, которого нарядили в клоунский костюм. Для первого мультфильма понадобилось 2600 кадров и целый год работы. Позже этот эксперимент вылился в целую сериию мультфильмов под названием «Out of Inkwell» (Из чернильницы), главным героем которых стал клоун Коко. The Tantalizing Fly (1919):

В 1929 года Макс Флейшер основал компанию Fleischer Studios. Вначале студия активно использовала вживление анимации в киносъемку, но под давление поулярности Микки Мауса перешла на чистую анимацию. Ротоскопия стала основным коньком студии.С помощью этой техники анимировались такие персонажи как Бетти Буп, Моряк Попай. и Супермен.

Анимация Fleischer Studios была чуть менее резиновой, чем диснеевская но разница со временем стала стираться.  Десней перенял технологию, и в 1937 году выпусил анимационый фильм «Белоснежка и семь гномов», главная героиня которого была анимирована с помощью ротоскопирования. Принцессу играла танцовщица Марджори Селеста Белчер. И хотя лицо белоснежки было сильно стилизовано, движения  копировались довольно детально. Это был первый полнометражный мультипликационнный  фильм студии Диснеё и ее грандиозный успех.  «Белоснежка» заложила основу для всех последующих диснеевских полнометражек.

В последствии ротоскоп участвовал в создании таких персонажей как  Золушка (1950), Алиса (1951) и Спящая Красавица(1959).
Короткое видео о том, как это выглядело на примере «Алисы в стране чудес»
Alice in Wonderland Behind The Scenes — Live Action Reference (1951):

(В сети можно найти множество фотографий со съемок диснеевских и других мультфильмов. на английском это называется  live-action reference)
Стоит отметить, что во многих мультфильмах студии «Дисней» ротоскопия совмещалась с обычной рисованой анимацией. При съемках использовалась только какая-то небольшая часть декорации, а все остальное дорисовывалось художниками потом.

В СССР ротоскопирование было известно под название эклер (название возникло благодаря марке проекционного аппарата Eclair).  Вначале  у советских студий не хватало опыта и навыков для создания качествнной анимации и без ротоскопа было не обойтись. В 50-х ростоскопирование стало невероятно популярным.  С помощью эклера были созданы многие советские полнометражные сказки, по которым так любит ностальгировать старшее поколение. В съемках этих фильмов принимали участия изветные совесткие актеры. Их жесты и движения, зачастую переводились на целлюлойд гораздо более дотошно, чем у Диснея. Поэтому в советской анимации 50-х мы видим много реалистичных персонажей  с правдоподобными пропорциями и очень плавными ( иногда до медлительности)  движениями и жестами. Среди работ с использованием этой техники можно упомянуть следующие:

Михайл Цехановский:  «Цветик-Семицветик» (1948), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950), Каштанка (1952), Царевна-Лягушка (1954)

Сестёры Брумберг:  «Ночь перед рождеством» (1951)

Лев Атаманова:  «Аленький цветочек» (1952), «Золотая Антилопа» (1954) и один из самых узнаваемых за рубежом ротоскопированных советских мультфильмов «Снежная Королева» (1957).

В 60-х в мире появилась Загребская школа анимации. Ротоскопия как основной технический прием отошла в сторону, не в последнюю очередь потому , что часто мешала полету фантазии.  На кинопленку по-прежнему могли сниматься какие-то движения, но пользовались ими теперь не для прямого копирования, а скорее в качестве референсов, помогающих изучить движение.
Но, конечно, ротоскопия не канула в лету. Некоторые авторы продолжали (и продолжают) активно использовать эту технику в полнометражном кино. Некоторые пимеры:

Джордж Даннинг «Желтая подводная лодка» (1968)

Ральф Бакши «Волшебники» 1977, Поп-Америка (1981) , Огонь и Лед (1983):

Не забываем про аниме:
Маморо Хосода «Девочка покорившая время» (2006):

Хироси Нагахама «Цветы зла»  (2013):

Отдельно стоит упомянуть Ричарда Линклейтера с его фильмами  «Пробуждение жизни» 2001  и  «Помутнение»  2006. Эти ленты были сначала сняты и смонтированны как кино, а потом команда аниматоров полностью перерисовала все кадры на компьютере. Здесь, как и в  «Поп Америке» Ральфа Бакши, ротоскопировались и актеры, и их окружение. Реалистичное, но в то же время плывущее и изменчивое изображение как нельзя лучше помогает создать  ощущение сна и наркотического бреда.

Не следует забывать и о еще одном отличном фильме:  «Вальс с Баширом» (2008)  Ари Фольмана и  Йони Гудмана Кстати, этот фильм является первым в истории анимационным фильмом номинировавшимся на «Оскар» в категории «Лучший фильм на инотранном языке». В основе ленты лежат события Ливанской войны 1982 года . Ротоскопия в этом случае позволяет с, одной стороны, сохранить большую степень документальности и реалистичности, а  с другой придает фильму образность и даёт возможность выходить за рамки задокументированной реальности.

(Эти работы, конечно,  не едиснтвенные в своем роде, но я предпочитаю расскзывать только о том, что смотрела сама.)

Кроме большого кино ротоскопрование иногда очень удачно использовалаось и в компьютерных играх конца 80-х, начала 90-х:
«Принц Персии» 1992 (он был прекрасен!):

И небезизвестный Mortal Kombat (1992). Хотя в данном случае многие спорят о том, можно ли назвать такое оцифрованное изображение ротоскопированием:

С  распространением 3D самым популярным способом достоверной записи движение для анимации стала технология Motion Capture (захват движения). Также повсеместно используется ротомация (rotomation): снимается живой актер, который взаимодействует с реальной средой, а потом он заменяется анимационным персонажем. Пример из фильма «Район № 9».

Двумерные виды ротоскопиривания получили вторую жизнь благодаря возможностям современного компьютерного софта. Сложно представить, сколько лет бы заняла съемка ротоскопированных фильмо Линклейтера, если бы не программа Rotoshop, которая использует технику интерполяционного ротоскопирования (interpolated rotoscoping), что значит, что аниматор обрисовывает только ключевые кадры, а программа генерирует промежуточные.
В принципе, для простого силуэтного ротоскопирования может использоваться любая программа способная работать с движущимися масками или даже просто рисовать хоть что-то на отдельном слое поверх видео . То есть, с определенной вероятностью, — это большинство современных композерских программ, некоторые анимационные и немного программ заточенных только на ротоскопирование. Чаще всего я встречала упоминания о Silhouette fx, Adobe After Effects, Nuke, Imagineer’s Mocha и Adobe flash. Но не стоит сбрасывать со счетов проектор, листок бумаги и ваши руки.)

И хотя в данный момент миром правит 3D классическое ротоскопирование остается по-прежнему актуальным для музыкальных клипов, анимационных презентаций и рекламы. Пусть презентации сами себя презентуют, а реклама сама себя рекламирует. Я же приведу пару примеров музыкального видео.

Ранний образчик: клип на песню группы A-Ha — Take on me:

Современные клипы чаще всего выглядят как-то так:
Breakbot — Baby I’m Yours feat. Irfane:

Vicente Gayo — GAYO G-A-Y-O:

Что меня вдохновляет в ротоскопировании, так это то, что анимация может быть очень реалистичной и в то же время творчески переработанной, атмосферной и уникальной:
Белая мгла / White Out (2008) Джефф Шер / Jeff Scher:

Sandro Joyeux — Elmando (2015)

Invasion — Judgment Day Remix, Official Music Video, 2014:

group-animation.livejournal.com

Ротоскоп — это… Что такое Ротоскоп?

Рисунок из патента на ротоскоп Флейшера. Художник рисует на прозрачном мольберте, на который проецирется кадр киноплёнки.

Ротоскоп — проектор, позволяющий аниматору обводить кадры натурной съёмки. Используется при производстве двухмерной анимации. Технология в целом называется «ротоскопирование» или (в советской мультипликации) «эклер».

Ротоскоп был широко внедрён в производство мультфильмов аниматорами Уолта Диснея в начале 1940-х годов. Это позволило намного упростить и ускорить процесс производства мультфильмов, однако с применением ротоскопа упало качество. Аниматору было достаточно поставить актёра в нужную позу и затем перерисовать её в контур для анимационного персонажа. При помощи ротоскопа были сняты такие мультфильмы как «Алиса в Стране чудес», «Золушка», «Белоснежка и 7 гномов» (частично — ротоскопом сделан только принц, остальные персонажи прорисованы вручную), «Огонь и лёд», «Поп Америка» и другие.

В СССР ротоскопирование называлось эклером, потому что закупленное для этой операции оборудование производилось фирмой «Пате эклер». На Союзмультфильме признанными мастерами ротоскопа были Лев Атаманов, Владимир Самсонов и Анатолий Петров.

С появлением компьютерной анимации метод ротоскопа был преобразован в motion capture. По этой методике уже сняты 3D-мультфильм «Полярный экспресс» и фильм «Беовульф», а также делаются спецэффекты в фильмах (например, Голлум в кинотрилогии «Властелин колец», моделью для которого послужил Энди Серкис). Но особенно эта технология была отточена и имела широкое примененние в последнем фильме Джеймса Кемерона «Аватар». Без этой технологии невозможно было бы создать фантастические образы гуманоидной расы на’ви.

См. также

dic.academic.ru

Рисуя поверх пленки. Прошлое и настоящее ротоскопа

С приходом цифровой эпохи многие исследователи визуальной культуры обратили внимание на то, что привычные отношения переворачиваются с ног на голову. Анимация выходит из тени кинематографа и заявляет о своем первородстве. На место film (это не только фильм, но и сама пленка, на которой он снят) приходит pixel (элемент рисунка), что приводит к переосмыслению всех теорий о движущихся изображениях в нашей культуре. Цифра не отменяет прежние формы, но скорее порождает множество новых гибридов. Однако один из таких гибридов существует уже довольно давно. Это техника ротоскопирования или фотоперекладки, о которой мы и хотим рассказать.

Тонкости терминологии

Для начала определимся с терминами. Фотоперекладка – это анимационная техника, при которой определенный фрагмент (фильма или мультфильма) создается посредством покадровой перерисовки с фото- или кинопленки. Первоначально технология строилась на основе проектора, который просвечивал каждый кадр на бумажную кальку.

В английском языке эта техника называется rotoscoping, что впоследствии было калькировано на другие языке (рус. ротоскопирование, фр. rotoscopie). В советское время ее также называли «Эклер», по названию аппарата для ротоскопирования (его производила французская компания Eclair). Иногда используется термин «ротомация» – результат сплава «ротоскоп» и «анимация».

Ротоскоп был изобретен в 1914 году Максом Флейшером (один из первопроходцев, величина в мультипликации равная, если не превосходящая Уолта Диснея). Данная техника вскоре получила широкое распространение в двух сферах.  

Во-первых, это производство мультфильмов, которое благодаря использованию ротоскопа выигрывало и в реалистичности движений персонажей, и (не всегда) в скорости создания. Метод активно использовали и Флейшер, и Дисней, и Союзмультфильм. В какой-то степени сюда можно отнести и использование ротоскопа при создании комиксов.

Во-вторых, это оптические кинотрюки, создаваемые с помощью комбинированных съемок. Рисование поверх кадра используется главным образом в создании блуждающей маски (на эти участки затем можно добавить несуществующие детали)

Особенно востребованной подобная техника стала в связи с модой на фантастику и супергероев в кино. Сперва это были довольно нереалистичные вставки, однако с появлением новых технологий (motion control, motion capture и др.) фотоперекладка стала одним из главных орудий создателей спецэффектов.

Реалистичность vs выразительность

В начале ХХ века анимация была востребована (и как развлечение, и в дидактических целях), но ее качество оставляло желать лучшего. Флейшер придумал, как решить эту проблему, однако долгое время ему не удавалось оптимизировать процесс. Первый фильм, созданный на ротоскопе, длился около минуты, но процесс его создания занял год. Только к 1916 году благодаря патенту Брея (рисунок наносился сразу на целлулоидную пленку) время производства стало относительно приемлемым.

Макс Флейшер с Бетти Буп

Использование ротоскопа позволило Максу Флейшеру создать несколько удачных образов, которые снискали популярность. Сперва это был клоун Коко из серии «Из чернильницы» (в качестве актера выступал брат Макса – Дэйв), затем – Бетти Буп (рисованный секс-символ 30-х). Коммерчески успешными были и другие работы компании Флейшера, в которых полностью или частично использовалась новая технология – серия о моряке-Попае, полнометражный мультфильм «Путешествия Гулливера» (1939).

Начиная с 40-х годов ротоскоп широко внедряет и главный конкурент Флейшера – студия Уолта Диснея. До этого мультгероям Диснея характерны резковатые и однотипные движения, что не так заметно из-за танцевального характера движений (например, в сериях о Микки Маусе). На смену этому приходят более живые и естественны герои – например, «Белоснежка и семь гномов» (1937), «Золушка» (1950), «Алиса в Стране чудес» (1951).

В большинстве случаев с помощью ротоскопа создавались человеческие персонажи, реже – элементы окружения. Уже в 70-80-е годы Ральф Бакши будет создавать мультфильмы, в которых почти все элементы скопированы с кинопленки («Огонь и лёд», «Поп Америка» и, конечно, «Властелин колец»).

Применение киноматериала Уолт считал вполне осмысленным, т. к. художники в любом случае использовали себя, свои мимические эмоции или коллег как основу для рисунка. Об этом писал и Фёдор Савельевич Хитрук, признавшийся, что многие часы проводил перед зеркалом, изучая движения тела. При этом Уолт Дисней отметил:

«Художники, глядя на себя в зеркало, иногда не были столь успешны, потому что они были плохие актеры и делали всё достаточно жестко

».

Поэтому для работы над Белоснежкой были отсняты движения и танец юной актрисы Мардж Чэмпион. Свои прототипы были у других известных героинь – у Ариэль, Авроры, Алисы, Золушки, Малефисенты, Динь-динь и других.

Реалистичность и типажность была важна и для советской традиции мультипликации. Особенно в 50-е годы многие мультфильмы были созданы с помощью аппарата «Эклер»: «Сказка о солдате» (1948), «Чудесный колокольчик» (1949), «Аленький цветочек» (1952), «Каштанка» (1952), «Двенадцать месяцев» (1956) и многие другие.

Диснеевская Белоснежка

Признанными мастерами ротоскопа были Лев Атаманов, Михаил Цехановский, Владимир Самсонов и Анатолий Петров. В каком-то смысле это связано с общей культурной ситуацией: после войны в советском искусстве окончательно сформировался отход от ранних авангардистских экспериментов к некоторому подобию классицизма (сталинский ампир, соцреализм).

Одной и задач искусства была определена «проблема положительного героя с человеческим обликом», что также не стимулировало радикальные нововведения. С другой стороны, Союзмультфильму не хватало специалистов, а ротоскоп позволял подключать к работе начинающих. По этой причине в 50-е даже некоторые животные изображались с помощью «Эклера».

Благодаря ротомации родился и первый полнометражный мультфильм на Востоке – китайская «Принцесса Железный Веер». Почти не имея опыта в анимации, братья Вань выпустили в 1941 году фильм, который создавали 237 художников на протяжении трех лет.

Любопытно, что несмотря на попытку подражать диснеевской «Белоснежке», у мультфильма есть много специфических черт – например, очень тщательная проработка фона и статических деталей (что объясняется традицией китайской живописи, которая влияла на художников, нанятых братьями).

После оккупации Шанхая мультфильм попал в Японию и неожиданно оказал значительное воздействие на последующее поколение японских художников (аниматоров, создателей комиксов и видеоигр). Одним из них был Осаму Тэдзука, известный создатель манга, автор «Принцессы-рыцаря», «Метрополиса», «Астро Боя».

Процесс создания одного мультфильма (более 5 минут) в то время – это сложный процесс, включающий в себя работу десятков аниматоров, что усложняло выдерживание одного стиля – в движении, поведении, мимике героев. Поэтому даже с отходом от ротоскопирования видеоматериал используется в больших проектах. Например, в диснеевском «Алладине» (1992) уже все персонажи рисованные, но применялась и кинопленка с актерами – для тайминга и более удачного выбора плана, угла зрения.

Использование ротоскопа не всеми признавалось удачным решением, дискуссии по этому поводу проходили и у нас, и за океаном. Прямолинейное перерисовывание критиковали за халтуру, отсутствие творческой переработки: сохраняя характер движения, такой рисунок теряет эффектность и выразительность. А ведь анимация всегда была ближе к карикатуре и гротеску в подчеркивании выразительных черточек.

Диснеевская Алиса

Кроме того, сам видеоматериал отнюдь не всегда был хорошего качества – не для всякой работы приглашались талантливые актеры, а порой им не хватало репетиций для вживания в роль. По этой причине «Эклер» воспринимали как временное решение, позволяющее повысить уровень мастерства аниматора.

Студия Диснея тоже со временем отошла от широкого использования ротоскопа, в т. ч. и по чисто внешним причинам: компания больше не нуждалась в резком увеличении эффективности, т. к. в итоге выиграла в конкурентной борьбе место лидера рынка.

Второе рождение

С ослаблением внешней мотивации к использованию ротоскопа эта техника на какое-то время уходит в тень. Теперь она – лишь один из инструментов в арсенале специалистов по спецэффектам для кино. Значимость перерисовки упала и для создателей комиксов, которые вырастили несколько поколений художников, отлично копирующих движение и раскадровку без помощи плёнки. И все же соединение графики и фотографического кадра всегда содержало в себе значительный художественный потенциал.

Кадр из фильма «Помутнение» (2006)

Новое – это хорошо забытое старое. Данный трюизм хорошо подходит к тенденции в кинематографе, неожиданно заявившей о себе в 2000-е годы. Наиболее известны две работы Ричарда Линклейтера – «Пробуждение жизни» (2001) и «Помутнение» (2006), а также «Ренессанс» Волькмана (2006), «Год рыбы» Каплана (2007) и «Вальс с Баширом» Фольмана (2008). Также одна часть из «Пяти препятствий» фон Триера (2003) и некоторые эпизоды «Чикаго 10» Моргена (2007) используют ротомацию. Однако в данном случае эффект получается совсем иной: реальность размывается, становится текучей и сюрреальной.

Подобный прием на деле еще раньше освоили сперва клипмейкеры, а затем авторы видеоэссе и экспериментальных короткометражек, например, «Закуски и напитки» (англ. «Snack and Drink») Боба Сабистона и Томми Паллоты (1999). Это стало возможно благодаря появлению доступного программного обеспечения для монтажа и обработки видео.

«Закуски и напитки» (1999)

Собственно, именно Сабистон и был тем человеком, кто в значительной степени инициировал интерес к ротоскопической обработке видео: сперва он создал специальную программу для этого (Rotoshop), а затем по мере сил популяризировал стилистику своими короткометражками (помимо «Snack and Drink» он снял «Yard», «Earthlink Sucks», «Grasshopper»). К его услугам прибегали при работе Линклейтер и Триер с Летом. Впоследствии Сабистон переключился на анимационный софт для Nintendo и iOS.

За последние же десять лет использование ротоскопирования как художественного приема (как и в прежние времена облегчающего жизнь начинающим) превратилось в одну из ключевых тенденций в области короткометражных арт-проектов. Например, на Vimeo можно найти десятки студенческих или уже профессиональных видео в этой технике. Иногда ротоскопирование использует и современное искусство – создавая движущиеся gif-изображения или серии рисунков (как это делает, например, Маттиас Браун).

Однако магистральным направлением в современном ротоскопировании стала технология motion capture (сокращено «мокап»), используемая в кино, в 3D-мультипликации и графическом дизайне видеоигр.

В основе этой технологии лежит усовершенствованный принцип проекции, разве что теперь вместо линии схватывается движение, а вместо плоского рисунка формируется трехмерная модель. Процесс, при котором датчик (или множество датчиков) передает информацию о движении и проецирует ее на смоделированное пространство, получил название «захват движения» (или motion capture).

На деле существует несколько типов мокапа. Классический – оптический, с пассивными (светоотражающими) или активными (диодными) маркерами. Для него требуется специальная зона и несколько синхронизированных камер. Программа на основе данных камер способна вычислить положение каждого маркера, если его видят хотя бы две камеры.

Использование motion capture на съемках фильма «Аватар» (2009)

Существуют и другие типы мокапа: механический, оптический безмаркерный (определяет глубину и движение картинки как у Kinect), магнитный (вместо камер три ортогональных магнитных катушки, определяющих расстояние по напряженности поля) и инерционный (в его основе гироскопы, акселерометры и т. п.).

Очевидные плюсы такой технологии состоят в экономии времени сил, а также в более глубокой проработке «вторичных движений» (например, движение всего тела для поддержки равновесия или сложного действия, вроде пируэта, удара мечом и т. д.). Конечно, для обработки материала понадобится целый штат работников, и все же один актер даже за несколько рабочих дней сэкономит месяцы для аниматоров. Еще одним из плюсов мокапа является возможность интерактивно корректировать процесс параллельно с обработкой.

Полученное тем или иным способом облако точек – это материал для обработки и художественного осмысления. Если анимационный персонаж совпадает по характеру и пропорциям с актером, то здесь лишь остается создать скелет и обтянуть его формами, текстурами или полигонами. Значительная часть этой работы может быть передана алгоритмам специального софта.

Совсем другое дело – когда есть явные отличия, например, персонаж имеет слишком длинные ноги, огромную голову, более резкие или напротив более инертные движения. В данном случае используется ретаргетинг – творческая реконструкция (для которой как раз полезна интерактивность мокапа). Слепое копирование имеет все шансы быть не принятым зрителем.

В связи с подобного рода копированием специалисты по анимации часто упоминают термин Масахиро Мори «эффект зловещей долины». В 1978 году Мори, изучая реакцию людей на роботов, обнаружил, что чем больше робот (а также другие человекоподобные фигуры, куклы и т. д.) похож на человека, тем больше он вызывает симпатии, однако это правило работает лишь до определенного предела. Как только похожесть слишком сильно приближается к человеку, тут же происходит резкий спад симпатии – это и есть «зловещая долина».

Также ученый отметил, что анимация усиливает и симпатию, и антипатию. Существует несколько объяснений этого феномена, но мультипликаторам хорошо известно на опыте, что подобный эффект работает в большинстве случаев (поэтому необходимо его учитывать). И средство против этого известно давно, еще на ошибках старого ротоскопирования – это авторский почерк, творческий поиск выразительных средств, отличающихся от фотореализма. Ручная анимация даже в эпоху цифровых технологий продолжает оставаться популярной.

Стоит, впрочем, заметить, что усилиями современной компьютерной графики все чаще популярными становятся совершенно неантропоморфные персонажи. Одним из флагманов этой тенденции стала копания Pixar, а впоследствии и мода на фэнтези. К последним безусловно в первую очередь относятся обе трилогии Питера Джексона, посвященные книгам Толкина.

Создание Голлума из «Властелин колец» при помощи motion capture

Впрочем, стоит заметить, что явно не меньшую роль в их популярности сыграли актеры, качественный сюжет и режиссура, восхитительная работа костюмеров, декораторов, создателей реквизита. Но как показал опыт таких картин как «Последняя фантазия» (2004), «Беовульф» (2007) и «Варкарфт» (2016), графика – это еще не гарантия успеха у зрителей и критиков.

В видеоиграх ротоскоп тоже оказался востребован. Первопроходцем в его применении был Джордан Мекнер, создавший «Karateka» (1984), а затем легендарную «Prince of Persia» (1989). И снова главной моделью стал его брат – Дэвид. После были несправедливо забытые «Another World» (1991), «Flashback» (1992), «Last Express» (1997), «Wasted Dreams» (1999).

Важную роль эта технология продолжает играть в моделировании файтингов и других боевых движений – в серии «Mortal Combat», в играх, уделяющих большое внимание аутентичности (например, в фехтовании – серия «Ведьмак», «Kingdome Come: Deliverance»). Мокап позволил сделать радикальный прыжок в передаче мимики («Beyond Two Souls», «LA Noire», «Hellblade: Senua’s Sacrifice» и др.), что породило новые гибриды между кино и визуальной новеллой (хороший пример – «Quantum Break», в котором присутствуют долгие экранные вставки, снятые с профессиональными актерами).

Персонажи игры «Mortal Kombat»

Любопытно отметить, что если поначалу ротоскоп был скорее инструментом любителей, то теперь это неотъемлемая часть любого ААА-проекта. Однако нельзя сказать, что мокап целиком вытеснил классическую обработку фотокадров, подобную технику, например, используют создатели «Banner Saga».

Напоследок стоит отметить, что уже первые разработчики motion capture (например, инженер и кинезиолог Томас Калверт) понимали, что подобная технология будет очень полезна и в практических отраслях. Данная область получила название анализ видеоконтента (или просто видеоанализ), и сегодня целый ряд технологий активно применяется в видеонаблюдении (транспорт, торговля, распознавание угроз в потоковом видео), медицине (диагностика, анализы, тестирование оборудования), биомеханике, физике, подготовке космонавтов и танцоров.

Трансформации и смысл

О чем же нам может поведать история ротоскопирования? В перспективе современного расширения цифровых технологий, ротоскоп выглядит уже не странной попыткой подредактировать реальность, схваченную светочувствительной фотоэмульсией, нанесенной на целлулоидную пленку.

Кадр из фильма «Пробуждение жизни» (2001)

Напротив, как кажется, это общая тенденция – расширение возможности редактировать и переписывать изображение. Ротоскоп как и кино-эксперименты Мельеса открыли этот путь, а технологии рендеринга, морфинга, векторной графики и композинга (композитинга) всего лишь сделали эту дорогу одной из магистралей современной визуальности.

Лев Манович, уже ставший классиком теории новых медиа, отмечал, что фотографическое – лишь одно из проявлений графического, причем последнее намного старше фотографического и неизбежно его переживет. «Цифра» меняет онтологию прежних медиа (например, лишает кино его тесной связи с фотопленкой и светопроекцией), что в значительной степени меняет и способы их использования (аффордансы или возможности действия). Этот процесс получил название ремедиация.

Поясняя этот термин, Манович подчеркивал, что сперва все может выглядеть, как и прежде, но со временем новые форматы использования перекраивают весь медийный ландшафт, в т. ч. меняя финансовые потоки, властные отношения и т. п. Так «цифра» открывает более широкий доступ к производству игрового и документального кино, создает такие формы как видеоэссе, стрим и др.

Одновременно с этим меняются и отношения внутри кино- и игровой индустрии: например, в ряде случаев спецэффекты из дополнительной опции становятся базой, на которой выстраивается весь фильм, что также в корне меняет отношения между съемками и постпродакшеном.

Ротоскопирование в данном контексте предстает как техника удобная для более гибкого производства, часто требующего менять что-то по ходу (например, после показа фокус-группам). В прежние времена любое серьезное изменение приводило к пересъемке, теперь же актера можно безболезненно стереть, подредактировать параметры или заменить его лицо другим.

Кадр из фильма «Вальс с Баширом» (2008)

Впрочем, возможен и более простой взгляд. С эпохи больших стилей (барокко, классицизм) многие замечали, что культура и искусство подвержены некоторому ритму смены настроений и ценностных ориентаций. Например, в отношении реализма и натуралистичности изображений. В этом смысле, как мы видели, ротоскопирование – амбивалентный прием. В одни эпохи он поддерживает реалистичность (30-50-е гг.), в другие – фиксирует усталость от правдоподобия и поиск оригинальных образов, форм подачи (как в последние 20 лет).

В любом случае нельзя не согласиться с каламбуром Томаса Эльзессера: «благодаря цифре <…> анимация пережила настоящую реанимацию, получила надежду на новую жизнь». И как мне кажется, понимание работы разных медиумов (рисованная раскадровка, киносъемка, видеоигровой дизайн), которому способствует ротоскоп, способно обогатить творческое мышление будущих авторов. Ведь именно в надежде увидеть что-то новое и необычное люди продолжают ходить в кинотеатры, платить за видеоигры и прочий контент.

concepture.club

Ротоскопирование — это… Что такое Ротоскопирование?

Ротоскопирование

Ротоскопи́рование — анимационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма (с реальными актёрами и декорациями). Первоначально заранее снятый фильм проецировался на кальку и вручную обрисовывался художником, сейчас для этих целей активно используется компьютер.

Ротомация

Для персонажей, полностью прорисованных поверх изображения актёра, применяется также термин ротомация (англ. rotomation, от rotoscoping (ротоскопирование) и animation (традиционная анимация)).

Эта техника применяется тогда, когда от полностью рисованного персонажа требуется очень реалистичное, точное и живое взаимодействовие с реальными актёрами и предметами обстановки.

В этом случае цифрового персонажа сначала играет реальный человек, а потом его целиком, «бесшовно» заменяют анимированным персонажем.

Современные технологии

Сейчас основными элементами ротоскопирования являются:

  • наложение маски на динамические, движущиеся объекты (зачастую это люди или транспорт) в статическом окружении, сцене (улица или декорации) для последующего отделения и обработки. Так создаётся активная массовка в фильмах, например «Загадочная история Бенджамина Баттона».

В декорациях при помощи ротоскопирования и композитинга можно «продублировать» людей и добавить декорации, созданные при помощи 3D графики, что позволяет значительно сэкономить создателям фильма финансово-материальные средства.

Этот художественный приём позволяет дорисовывать некоторые элементы, которых в реальных съемках не было: галлюцинации главных героев, футуристические костюмы, а также передать особое восприятие реальности главным героем.

История

Кадр из фильма «Помутнение», созданного при помощи ротоскопирования.

Техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером, который использовал её в серии своих фильмов «Из чернильницы». Его брат, Дейв Флейшер, наряженный в костюм клоуна, сыграл персонажа фильма — клоуна Коко. Позже, в начале 30-х, Флейшер использовал ту же технику в мультфильмах про Бетти Буп и для создания движений Гулливера в полнометражном мультфильме «Путешествия Гулливера».

Уолт Дисней и его художники успешно использовали ротоскопирование в таких мультфильмах как «Белоснежка и семь гномов» (1937) и «Золушка» (1950). Впоследствии ротоскопирование стало использоваться в основном для изучения движений человека и животных.

Одним из самых известных мировых аниматоров, использовавших в своих работах ротоскопирование, является Ральф Бакши («Огонь и Лёд», «Властелин Колец», «Волшебники»).

Позже, в эпоху видеоклипов, ротоскопирование было использовано в видео a-ha «Take on Me», Dire Straits «Money for Nothing» и других. В настоящее время этот приём используется редко: из современных фильмов можно назвать «Пробуждение жизни», «Помутнение» Ричарда Линклейтера.

Ротоскопирование также применял мультипликатор Дон Блут («Американская история», «Все псы попадают в рай», «Анастасия» и др.).

Советская мультипликация

В СССР ротоскопирование (известное также под названием «эклер», по марке проекционного аппарата) было известно ещё в 1920-е годы. К середине 1930-х годов интерес к технике снизился, но позже, с конца 30-х и до 50-х годов, снова возрос. Эклер применялся в таких фильмах, как «Ночь перед Рождеством», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Каштанка», «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Полёт на Луну» и других, причём в последнем были использованы кадры из снятого ранее художественного фильма «Космический рейс». Одной из ключевых фигур среди сторонников метода считался режиссёр Михаил Цехановский.

В устном докладе «Применение эклерного метода в производстве рисованных фильмов», сделанном в 1951 году режиссёром И. Ивановым-Вано, говорится о том, что в советском мультипликационном сообществе эклер признавался временной мерой, необходимой для использования до тех пор, пока не повысится уровень профессионализма мультипликаторов и пока они не смогут обходиться без него. [1]

В 1950-е годы в период расцвета метода «эклер» в СССР мультфильм сначала снимался с живыми актёрами, а затем переносился на целлулоид. Таким образом фильм приходилось снимать дважды. Первая постановка при этом по сути не отличалась от игрового кино. Для работы над мультфильмами приглашались ведущие советские актёры Так, например, в съёмках мультфильма «Аленький цветочек» принимали участие Николай Боголюбов, Михаил Астангов, Мария Барабанова, Наталья Крачковская. Актёры вносили свою лепту в создание образа — придумывали походку, пластику, жесты[2].

Художникам-мультипликаторам приходилось учитывать то, что у рисованных героев пропорции должны быть иными, чем у людей в реальности. Необходимо было увеличивать размер головы относительно туловища. Поэтому ротоскопирование не было простым копированинем. Доходило до того, что приёмом «эклер» создавали животных и сказочных персонажей. Некоторые мультфильмы создавались в смешанной технике. Так, например, в мультфильме «Снежная королева» Оле Лукойе, классический рисованный персонаж, изначально придуман и создан воображением Фёдора Хитрука. Остальные персонажи фильма сняты в технике «эклер»[2].

К концу 1950-х годов ротоскопирование стало исчерпывать себя. Перенос на мультипликационный экран эстетики игрового кино обеднял возможности художников. Образы, которые они могли создавать, не должны были ограничиваться ничем, кроме их фантазии. Вышедшие в 1961—1962 годах мультфильмы «Большие неприятности» и «История одного преступления», созданные в новаторской технике, ознаменовали собой начало нового этапа в истории советской мультипликации[3][4].

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • аниматору не нужно добиваться нужных движений героя методом проб и ошибок;
  • возможность использования кадра фильма для прослеживания поэлементной анимации и организации специальных эффектов.

Недостатки:

  • сложно создать карикатурных персонажей

Применение

На данный момент ротоскопирование активно используется в производстве видеопродукции, в игровой индустрии и компьютерной анимации для создания фонового видеоизображения или текстурных карт.

Стилизацию под ротоскопирование довольно часто применяют кинематографисты — от телевизионной рекламы до фильмов Голливуда. Ротоскоп-стиль применяется также в комиксах и в фотографии.

Компьютерные игры, сделанные с использованием технологии ротоскопирования

Ссылки

См. также

Источники

dic.academic.ru

Ротоскопия Википедия

Фотоперекла́дка, ротоскопи́рование (калька с англ. Rotoscoping) — мультипликационная техника, при которой мультипликационный или комбинированный отрезок фильма создаётся путём покадровой перерисовки отснятой киноплёнки с реальными актёрами и декорациями[1]. В первые десятилетия этой технологии кадрики киноплёнки проецировались на просвет на кальку с помощью специального проектора, получившего название ротоскоп. Изображение каждого кадрика вручную обрисовывалось художником на отдельных листах кальки для последующей трансформации в мультипликат.

Выполнение фотоперекладки с помощью специального проектора — ротоскопа

В комбинированных съёмках фотоперекладка используется для создания блуждающей маски, закрывающей участки подлинного изображения, предназначенные для добавления несуществующих персонажей или элементов фона.

Историческая справка[ | ]

Техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером, который использовал её в серии своих фильмов «Из чернильницы». Его брат, Дейв Флейшер, наряженный в костюм клоуна, стал прототипом рисованного персонажа фильма — клоуна Коко. Отснятое обычным киносъёмочным аппаратом изображение актёра затем было покадрово прорисовано художниками-аниматорами, трансформировавшись в рисованную мультипликацию. Позже, в начале 1930-х годов, Флейшер использовал ту же технику в мультфильмах про Бетти Буп и для создания движений Гулливера в полнометражном мультфильме «Путешествия Гулливера».

Фотоперекладка была широко внедрена в производство мультфильмов аниматорами Уолта Диснея в начале 1940-х годов. Это позволило намного упростить и ускорить процесс, однако с применением ротоскопа упало качество. Аниматору было достаточно поставить актёра в нужную позу и затем перерисовать её в контур для анимационного персонажа. При помощи фотоперекладки были сняты такие мультфильмы, как «

ru-wiki.ru

Ротоскоп Википедия

Фотоперекла́дка, ротоскопи́рование (калька с англ. Rotoscoping) — мультипликационная техника, при которой мультипликационный или комбинированный отрезок фильма создаётся путём покадровой перерисовки отснятой киноплёнки с реальными актёрами и декорациями[1]. В первые десятилетия этой технологии кадрики киноплёнки проецировались на просвет на кальку с помощью специального проектора, получившего название ротоскоп. Изображение каждого кадрика вручную обрисовывалось художником на отдельных листах кальки для последующей трансформации в мультипликат.

Выполнение фотоперекладки с помощью специального проектора — ротоскопа

В комбинированных съёмках фотоперекладка используется для создания блуждающей маски, закрывающей участки подлинного изображения, предназначенные для добавления несуществующих персонажей или элементов фона.

Историческая справка[ | ]

Техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером, который использовал её в серии своих фильмов «Из чернильницы». Его брат, Дейв Флейшер, наряженный в костюм клоуна, стал прототипом рисованного персонажа фильма — клоуна Коко. Отснятое обычным киносъёмочным аппаратом изображение актёра затем было покадрово прорисовано художниками-аниматорами, трансформировавшись в рисованную мультипликацию. Позже, в начале 1930-х годов, Флейшер использовал ту же технику в мультфильмах про Бетти Буп и для создания движений Гулливера в полнометражном мультфильме «Путешествия Гулливера».

Фотоперекладка была широко внедрена в производство мультфильмов аниматорами Уолта Диснея в начале 1940-х годов. Это позволило намного упростить и ускорить процесс, однако с применением ротоскопа упало качество. Аниматору было достаточно поставить актёра в нужную позу и затем перерисовать её в контур для анимационного персонажа. При помощи фотоперекладки были сняты такие мультфильмы, как «

ru-wiki.ru

Ротоскопирование Википедия

Фотоперекла́дка, ротоскопи́рование (калька с англ. Rotoscoping) — мультипликационная техника, при которой мультипликационный или комбинированный отрезок фильма создаётся путём покадровой перерисовки отснятой киноплёнки с реальными актёрами и декорациями[1]. В первые десятилетия этой технологии кадрики киноплёнки проецировались на просвет на кальку с помощью специального проектора, получившего название ротоскоп. Изображение каждого кадрика вручную обрисовывалось художником на отдельных листах кальки для последующей трансформации в мультипликат.

Выполнение фотоперекладки с помощью специального проектора — ротоскопа

В комбинированных съёмках фотоперекладка используется для создания блуждающей маски, закрывающей участки подлинного изображения, предназначенные для добавления несуществующих персонажей или элементов фона.

Историческая справка[ | ]

Техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером, который использовал её в серии своих фильмов «Из чернильницы». Его брат, Дейв Флейшер, наряженный в костюм клоуна, стал прототипом рисованного персонажа фильма — клоуна Коко. Отснятое обычным киносъёмочным аппаратом изображение актёра затем было покадрово прорисовано художниками-аниматорами, трансформировавшись в рисованную мультипликацию. Позже, в начале 1930-х годов, Флейшер использовал ту же технику в мультфильмах про Бетти Буп и для создания движений Гулливера в полнометражном мультфильме «Путешествия Гулливера».

Фотоперекладка была широко внедрена в производство мультфильмов аниматорами Уолта Диснея в начале 1940-х годов. Это позволило намного упростить и ускорить процесс, однако с применением ротоскопа упало качество. Аниматору было достаточно поставить актёра в нужную позу и затем перерисовать её в контур для анимационного персонажа. При помощи фотоперекладки были сняты такие мультфильмы, как «Белоснежка и 7 гномов» (частично — ротоскопом сделан только принц, остальные персонажи прорисованы вручную), «Золушка», «Алиса в Стране чудес», «Огонь и лёд», «Поп Америка» и другие.

Одним из самых известных мировых аниматоров, использовавших в своих работах фотоперекладку, счита

ru-wiki.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *