Рыбий взгляд – Что означает выражение «рыбий глаз»?

Содержание

что это такое и он зачем нужен

Рад снова приветствовать вас, подписчики и гости моего блога. С вами на связи, Тимур Мустаев. На страницах блога вы уже могли прочитать статью про широкоугольные, а также про длиннофокусные объективы. В ней довольно хорошо рассказано об их видах, особенностях и предназначении. Сегодняшняя статья же расскажет вам, что такое объектив рыбий глаз или, как его называют на западе, fisheye.

Для начала, стоит обозначить, что это за чудный набор линз, а также почему он так называется. Если говорить точно, то это широкоугольный объектив, который обладает углом обзора, близким к 180 градусам. В общей классификации он может быть обозначен как сверхширокоугольный. Откуда пошло название? Всё просто: принцип его работы схож с устройством глаза рыб.

Могут ли отличаться fisheye между собой?

Конечно. Более того, существует несколько их видов.

  • Первый, самый распространённый – циркулярный. Особенность его заключается в том, что он не покрывает всю площадь кадра, а показывает лишь вписанный круг. Зачем он нужен? Для получения интересных панорам или эффекта 360-градусной панорамы. Также он отлично справится с запечатлением небосвода.
  • Второй тип – диагональный. Почему диагональный? 180-градусный угол обзора распределяется по горизонтали кадра, в результате чего тот полностью заполняется. На этот раз, полный кадр вписывается в максимальный угол обзора линз, а не наоборот, как в прежнем случае.
  • Последний вид – механизмы, с углом зрения больше 180 градусов. Таких объективов очень мало, но они есть, забывать о них также не стоит.

Для чего придумали такие объективы?

Вообще, используют их уже довольно давно: примерно с начала прошлого века. Но применяли «рыбий глаз» крайне редко: фото небольших улочек, узких коридоров, тесных комнат. Сейчас же его активно применяют спортсмены, чаще всего, представители уличных направлений, к примеру, BMX. Почему именно Fisheye?

Всё просто: он позволяет захватить большое пространство вокруг спортсмена, что позволяет лучше передавать атмосферу исполнения трюка, запечатление архитектурных сооружений, послуживших опорой для велосипеда, роликов или подошвы кроссовок. К тому же, актуально такое решение как для фото, так и для видеосъёмки.

Кроме спорта, рыбий глаз применяются в съёмке архитектуры, как раньше, а также для создания 3D-панорам каких-либо объектов. К слову, для создания сервиса Goolgle Earth, корпорация использовала именно Fisheye.

Конструкция объективов «рыбий глаз»

Из-за расположения линз в механизме снимки, получаемые на него, будут обладать несколькими недостатками. Первый, самый явный – бочкообразная аберрация. Изображение будет сильно вытянуто «вперёд», а задниц план будет казаться слишком далёким. Иначе говоря, это дисторсия, на которую производители идут осознано.

Да, это искажает прямые линии, «отдаляет» задний план от переднего, увеличивает последний, но это позволяет избавиться от ограничения угла обзора, что и нужно большей части целевой аудитории таких объективов.

Другой недостаток связан с блендой Fisheye. Как правило, крепления их крайне малы. Они могут не подойти как для Canon, так и для Никонов, а переходники, увеличивающие её размер, также сделают бленду частью кадра, поэтому их, как правило, производители устанавливают при производстве.

Это можно назвать причиной невозможности установки разных светофильтров на объектив. К тому же, они мало принесут пользы, если установить их перед выпуклым стеклом. Из-за этого желатиновые фильтры, как правило, устанавливаются за последней линзой, из-за чего их нельзя оперативно заменить. Чтобы исправить проблему, производители стали оснащать Fisheye вращающейся системой фильтров, состоящей из стандартного набора цветов.

На что можно установить такой объектив?

Существует множество вариаций «рыбьего глаза». Самый распространённый – версия рыбьего глаза для телефона. Такие продаются почти в каждом мобильном магазинчике и стоят копейки, из-за чего их очень легко купить. Огромный выбор есть на Aliexpress. Вот что дает поиск на алиэкспресс по запросу объектив рыбий глаз для телефонов.

Также существуют модели для айфона, причём хорошо оснащённые. Иной раз возникает сомнение, что снимок сделан именно на айфон. Их также можно найти по запросу на алиэкспресс, объектив рыбий глаз для айфона. Они стоят сущие копейки, а результат на лицо.

Чтобы не покупать рыбий глаз объектив на телефон, некоторые умельцы умудряются создавать их своими руками. Иногда результат превосходит все ожидания, но чаще всего, такие поделки не отличатся успехом.

Не стоит забывать про чистку линз, не важно на телефона она или на фотокамере. Отпечатки пальцев, пыль и другой мусор, лучше убирать специальным карандашом, а также можно воспользоваться специальными тряпочками для чистки. У меня имеются оба. Такие я покупал также на алиэкспресс.

Хотите разобраться в своем зеркальном фотоаппарате? Хотите делать изумительные фотографии? Хотите наконец-то понять, какая кнопочка на фотоаппарте за что отвечает? Тогда ниже приведенные видеокурсы вам в помощь. Лучшие видеокурсы для новичков!

Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого фотоаппарат зеркальный CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого фотоаппарат зеркальный NIKON.

В общем-то, статью можно заканчивать. Я рассказал вам всё, что мне было известно про Fisheye в его общем понимании. Если вам была интересна статья – расскажите о ней друзьям, подпишитесь на мой блог, если ещё не сделали этого, и продолжайте читать мои статьи. Они расскажут вам о многих приёмах фотографии, её технической и практической сторонах. До скорого!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

fotorika.ru

Что видит рыбий глаз?

Долгое время считали, что рыбы близоруки, хорошо различают близкие предметы, далекие представляются им туманными и расплывчатыми, а щуриться рыбам из-за отсутствия мягких век просто нечем. Но вот японский исследователь Тамура измерил рефрактометром «настройку» глаз у тринадцати видов морских рыб и обнаружил много любопытного. Оказалось, что глаза большинства рыб можно уподобить объективу простейшей «детской» фотокамеры — они постоянно настроены на бесконечность.

У рыбьих глаз есть еще одна особенность, сближающая их с той же детской фотокамерой. У них круглый, а не уплощенный, как у других животных, в том числе и у человека, хрусталик, и рыбам нет нужды «наводить на резкость» свои глаза. Одинаково хорошо они видят и то, что творится у них под носом, и происходящее в сравнительном отдалении. А вдобавок видят еще с боков и даже сзади.

Зрачок у рыб, как правило, неподвижен, так что знаменитое чеховское выражение «Глаза как у мороженого судака» вполне применимо к самому что ни на есть живому судаку. У рыб глаза в пять раз светосильнее человеческих. Это вполне объяснимо — ведь рыбы живут в толще воды, подчас довольно мутной, и вынуждены приспосабливаться к малому количеству света. Мы не говорим уже о глубоководных рыбах, обитающих в полнейшей тьме. Однако на такой глубине много светящихся организмов, поэтому глаза у рыб и здесь не остаются без работы. Наконец, есть рыбы, обитающие в подводных пещерах, у которых, как и у кротов, глаза недоразвиты.

Рыб, за малым исключением, никак нельзя назвать дальтониками. Цвета они различают хорошо. Это уже давно проверено на опытах: «обучали» условным рефлексам на разную окраску. Но, как и среди людей, встречаются исключения. В черно-белом мире живут севрюга, некоторые скаты и черноморская акула катран.

Итак, рыбы видят мир в основном четко (большая глубина резкости), панорамно (практически во все стороны) и красочно.

Еще один, на первый взгляд, странный вопрос: с какой скоростью видят рыбы? Что такое «быстро» или «медленно» видеть? Напомним, что «оптический момент» для человека равен 1/18—1/24 секунды. Это означает, что 18—24 одинаковых изображения, проходящих перед глазами человека за секунду, сливаются в одно. Сидя в кино, мы видим движения актеров плавными именно потому, что изображение на экран подается 24 раза в секунду.

А вот, к примеру, бойцовая рыбка сочла бы весь кинематограф бессмысленным мельтешением. Ибо ее оптический момент простирается от 1/50 до 1/67 секунды. Такой зрительной реакции позавидовал бы любой хоккейный вратарь.

Разумеется, «скоровидение» присуще прежде всего хищникам, кидающимся на добычу из засады, а у карася, у травоядного карпа оптический пороговый момент 1/14—1/18.

www.poznavayka.org

5 вариантов творчества с объективом «рыбий глаз»

Используя объектив рыбий глаз, вы наверняка расширите свои творческие возможности и превратите съемку в веселую забаву. Ниже вы найдете пять советов о том, как применить этот необычный объектив, чтобы получить интересные снимки.

 

Съемка с объективом рыбий глаз (fisheye) – это один из лучших способов создавать креативные снимки, поскольку он еще и относительно недорогой (примерно 650$), поэтому доступен широкому кругу фотолюбителей. А идея применения такого объектива имеет свою историю.

Первоначально его использовали в метеорологии для изучения неба и облачных образований, и называли объективом «всего неба». Эта оптика стремительно завоевала популярность в области общей фотографии, так как создает уникальные эффекты из-за необычного искажения линий. Его можно использовать для различных целей, как профессиональных, так и для развлечения, причем второе чаще. А теперь перейдем к советам по использованию объектива «рыбий глаз», которые вы легко сможете реализовать.


1. Радиальное размытие

Съемка свадьбы с объективом рыбий глаз может стать «бомбой». Как правило, действие происходит в условиях низкой освещенности, поэтому это вызов для фотографа. Попробуйте стать прямо по центру танцпола и поснимайте. Чтобы получить эффект радиального размытия, замедлите выдержку до около 1/25 доли секунды. Затем вам нужно повернуть камеру на 90 градусов против часовой стрелки. Чтобы сделать это, придерживайте объектив левой рукой, а корпус камеры поворачивайте правой. Не все кадры будут удачными, но почти всегда вы получите интересные необычные изображения.


2. Преувеличение кривизны Земли


Здесь использование объектива рыбий глаз заключается в следующем: чем ближе к краю кадра вы поместите объект или линию, тем больше будет его/ее искривление. Например, если вы поместите горизонт в середину снимка, то он будет выглядеть в изображении совершенно прямым. Но если он окажется в верхней части кадра, то искажение резко усилится. Только будьте внимательны, потому что, вернувшись домой, вы можете обнаружить свои ноги в нижней части кадра.


3. Съемка панорамных пейзажей с объективом рыбий глаз, но без искажений


Иногда, рыбий глаз можно использовать просто, чтобы захватить все, что вы видите в сцене. Не всегда мы хотим получить искаженные линии, но суперширокий угол может быть очень полезен. Если у вас есть пейзаж, на котором отсутствуют прямые линии, например, здания, деревья, телеграфные столбы, и прочее, то можно использовать этот объектив как широкоугольный. При этом убедитесь, что горизонт находится в середине кадра. Вы сможете захватить практически 180-градусный вид сцены, но без сумасшедших искажений объектива рыбий глаз.


4. Захват всего потолка


Ни с одним обычным объективом вы бы не смогли захватить такую большую часть потолка, как указано на изображении выше. Этот массивный потолок с симметричной архитектурой сфотографировали в Далласе, штат Техас. Фотограф немало повозился, пытаясь обозначить маркером на полу точную середину. При взгляде на этот свод единственное, что пришло ему в голову, это использовать объектив рыбий глаз.


5. Измените угол обзора


Рыбий глаз – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием, а это означает, что вам самому придется передвигаться для изменения масштаба. Экспериментируйте с различными углами и линиями, спускайтесь низко и снимайте от земли, даже если это означает, что вам предстоит полежать на животе в гравии на железной дороге. Прислонитесь к стене и используйте искажения объектива, чтобы обернуть стену вокруг кадра. Самое главное, делайте это с хорошим настроением, снимаете ли вы для себя или для клиентов, получайте удовольствие.

cameralabs.org

Рыбьи глаза

На эту тему, вероятно, написать надо было уже давно — все же эмблемой моей страницы является слегка модифицированный глаз кальмара. Конечно, кальмар это не рыба, но все равно подводный житель. А тут ко мне в руки попали два оптических прибора, на которых, несмотря на славянское происхождение, было гордо выведено «Fish-eye» (в российском варианте) и «Fisheye» (без черточки — в белорусском). Ну, с их английским я с грехом пополам справился, и посему в дальнейшем речь пойдет о рыбьих глазах.

Человек, если будет рассматривать какой-нибудь объект, не перемещая зрачок, может охватить угол зрения не более 60 градусов. Отсюда следует, что не перемещая зрачка, можно рассматривать картину размером, приблизительно равным расстоянию до нее. Следовательно, если мы хотим охватить одним взглядом фотографию с расстояния наилучшего зрения 25 см, то она должна быть примерно формата А4. Исходя из этих соображений и проектируются нормальные объективы, используемые для большинства видов съемки. Они имеют фокусное расстояние, близкое к диагонали кадра, и, соответственно, угол поля зрения 40–50 градусов. Если с подобным объективом мы попытаемся снимать сквозь поверхность воды или через плоское стекло бокса для подводной съемки, то угол поля зрения, по закону Снеллиуса, уменьшится с 50 градусов до 37. (По закону Снеллиуса, отношение синуса угла падающего света к синусу угла преломленного света равно относительному показателю преломления среды. Относительный показатель преломления воздух:вода равен 1,33.) Для того чтобы при подводной съемке поле зрения не становилось столь узким, были разработаны специальные объективы для подводной съемки, одним из блестящих представителей которых является Гидроруссар. Не знаю, под каким углом смотрят на мир рыбы и другие подводные жители, но если предположить, что видят они все те же 50 градусов, то, взглянув из-под воды на наш мир, они смогут охватить 68 градусов.

Сверхширокоугольными объективами называются объективы с углом поля зрения больше 83 градусов. Попытались сделать подобные объективы и для подводной съемки. Если эти объективы использовать в нашем воздушном мире, то их угол зрения увеличится с 83 до 123 градусов. Если же угол поля зрения объектива под водой приближается к 100 градусам, то, вынырнув на поверхность, он сможет зараз охватить почти полусферу, то есть 180 градусов. Конечно, если подобную фотографию рассматривать всю целиком, она будет выглядеть очень неестественно. Чтобы получить хоть сколько-нибудь близкое к реальному восприятие, нужно было бы рассматривать эту фотографию по частям. Однако любовь к острым ощущениям, в отличие от рыб, видимо, у нас в крови, и фотографам очень понравилось использовать именно такие объективы для съемки на воздухе. Полагаю, что рассматриваемые мной объективы — как «МС Зенитар-М» 2,8/16 производства «Красногорского завода им. С.А.Зверева», так и «МС Пеленг» 3,5/8А производства белорусского ГП «ММЗ им. С.И.Вавилова» — предназначены для сухопутного использования и как таковые и разрабатывались. Оба указанных объектива по паспорту позволяют при фотографировании на пленку с размером кадра 24×36 мм получить угол охвата 180 градусов. Но если Зенитар позволяет получить искомые 180 градусов только по диагонали кадра, то у Пеленга поле изображения меньше размера кадра, и он вписывает круглое изображение в кадр, в результате чего на пленке мы видим экспонированный круг диаметром 24 мм. Характерной особенностью оптической конструкции всех подобных объективов является линза менискообразной формы, с вогнутой поверхностью, направленной к объективу.
Оптическая схема объектива МС Зенитар-М

Рассматриваемые нами объективы предназначены для зеркальных камер. У подобных аппаратов нельзя приблизить объектив вплотную к пленке, поскольку между оправой объектива и пленкой должно оставаться место для зеркала. Оптическая схема получается существенно более сложной, чем классическая у Руссара, а задняя главная точка, от которой отсчитывается фокусное расстояние, расположена позади самой задней линзы объектива. Так, рабочий отрезок объективов при резьбовом присоединении резьбой М42 составляет 45,5 мм, а фокусное расстояние у Пеленга — 8 мм, а у Зенитара, соответственно, 16. Здесь следует отметить, что объективы «Рыбий глаз» имеют качественное отличие от сверхширокоугольников, и для них не сохраняется привычное соотношение между фокусным расстоянием и углом поля зрения. Так, аналогичный Зенитару объектив Canon EF 15 mm f/2,8 Fisheye имеет угол поля зрения 180 градусов, а сверхширокоугольный объектив той же фирмы с фокусным расстоянием 14 мм (EF 14 mm f/2,8l USM) имеет диагональный угол поля зрения всего 114 градусов.

Еще одной конструктивной особенностью подобных объективов является то, что фильтры располагаются не перед объективом, а за последней его линзой вместо специального компенсатора. Эти фильтры идут в комплекте с объективом и предназначены исключительно для черно-белой съемки: желто-зеленый ЖЗ-2х, желтый Ж-1,4х, красный К-8х для Зенитара и желто-зеленый ЖЗ-1,8x, оранжевый О-2,8x, ультрафиолетовый УФ-1х для Пеленга. Широкоугольные объективы отличаются существенными хроматическими аберрациями, и цветные фильтры позволяют несколько уменьшить их влияние.

Объективы, конечно, занимательные, и могут оказаться очень полезными многим фотографам, работающим с пленкой. Но в мои обзоры они попали потому, что, на мой взгляд, еще более значительную роль они способны сыграть в цифровой фотографии. В последнее время цифровые зеркальные аппараты со сменной оптикой из разряда недоступной экзотики с заоблачными ценами перешли в разряд пока еще очень дорогой, но все же уже довольно массовой продукции. Они построены на базе стандартных 35 мм камер и предназначены для использования соответствующей оптики. Наиболее известными являются аппараты Canon EOS D-30, EOS-1D, Nikon D1 и его модификации D 1X и D 1H, а также камера FujiFilm FinePix S1 Pro, построенная на базе пленочной камеры Nikon N 60, и уже давно известные по заоблачным ценам цифровые аппараты Kodak DCS, построенные на основе пленочных камер Canon и Nikon. Чтобы подсоединить наших героев к камерам Canon, можно воспользоваться переходником EOS-M42, который сейчас выпускают многие российские и зарубежные фирмы (Jolos, Поиск-Фото, hama). Именно этот вариант я и тестировал. Что касается подсоединения к Nikon, то объектив Зенитар выпускается как в исполнении с резьбой М42, так и с байонетом «F» Nikon. Объектив же Пеленг изначально комплектуется сменным хвостовиком с резьбой М42 и байонетом Nikon. Правда, судя по некоторым статьям в прессе, без дополнительной обработки напильником этот адаптер в Nikon не всунешь. Прилагаемую в комплекте специальную крышку мне на этот адаптер надеть не удалось.
Слева адаптеры Пеленг — Nikon F, справа М42 — Canon EOS

Революционность рассматриваемых объективов заключается в том, что поскольку площадь матрицы чувствительных элементов меньше площади стандартного кадра, в среднем, в полтора раза, то хотя широкоугольные объективы и можно было подсоединить к цифровым камерам, однако большого угла охвата получить не удавалось. И уж об угле в 180 градусов не приходилось и мечтать. Фирма Canon круговых объективов «Рыбий глаз» не выпускает, а выпускаемый ею вышеупомянутый объектив Canon EF 15 mm f/2,8 Fisheye при размере матрицы EOS D-30 шириной в 22 мм даст угол охвата примерно в 110 градусов. С использованием же объектива Пеленг с камерой EOS D-30 мы получаем уже не круговой, а вполне стандартный объектив «Рыбий глаз» с углом охвата по диагонали 180 градусов. От круга останется только небольшое виньетирование углов кадра. Цены славянских объективов тоже вполне революционные: 140 у.е. за Пеленг и 90 у.е. за Зенитар против 820 за фирменный от Canon. В минусе — отсутствие автофокусировки и прыгающей диафрагмы. Точнее, у Зенитара прыгающая диафрагма есть, но воспользоваться ей можно, только вкрутив этот объектив в Зенит. Объектив Пеленг имеет механизм предварительной установки диафрагмы с двумя кольцами, аналогичный по конструкции старому Гелиосу 44 или объективу Мир1В. Что касается автоматической фокусировки, то для объективов этой конструкции это не самое важное, поскольку в большинстве случаев объектив достаточно раз и навсегда установить на бесконечность. Глубина резкости этих объективов такова, что при диафрагме 5,6 резким у Зенитара будет изображение от 1 м до бесконечности, а у Пеленга от 0,4 м до бесконечности. Даже если вы снимаете близко расположенные предметы, необходимую точность фокусировки легко получить по шкале расстояний. Фото

При создании нижеприведенных снимков использованы все доступные сегодня в цифровой фотографии способы получения кадров с большим углом охвата. Итак, есть две основные возможности:

1) использование афокальных насадок, уменьшающих фокусное расстояние, вместе с несменными объективами;
2) использование объективов «Рыбий глаз» для пленочных камер.

Снимки набережной сделаны с одной точки:Casio QV 3000, фокусное расстояние объектива 7 мм. Слева уменьшенное изображение всего кадра, справа фрагмент 1:1

Casio QV 3000, фокусное расстояние объектива 7 мм + на объектив установлена афокальная насадка фирмы hama х0,65. Наблюдается виньетирование углов, но это явление необязательное. Можно воспользоваться более дорогими насадками той же кратности, имеющими больший диаметр линз, или придвинуть эту насадку чуть ближе к объективу. В последнем случае есть одно «но». Вы не должны случайно задеть рычаг изменения фокусного расстояния, поскольку перемещаясь, объектив упрется в насадку, что может его повредить


Canon EOS D30 с объективом Зенитар


Canon EOS D30 с объективом Пеленг

Вторая серия снимков позволяет сравнить взгляд через «Рыбьи глаза» со штатным пленочным объективом Canon 28-80.

Как видите, если на снимок, сделанный Пеленгом, влезает все здание музыкального театра, Зенитаром — большая его часть, то при съемке, в общем-то, вполне широкоугольным для пленки объективом с фокусным расстоянием 28 мм мне пришлось повернуть аппарат на 90 градусов только для того, чтобы здание вошло в кадр по высоте.

Особенность конструкции объективов «Рыбий глаз» не позволяет использовать при съемке бленды. Поэтому важным фактором является то, как объектив справляется с источниками света в кадре. Как видно на приведенном снимке, с фонарями Пеленг справляется вполне достойно.

При поле зрения в 180 градусов в кадр могут попасть нежелательные объекты, например, рука фотографа, когда он держится за оправу объектива. В отличие от точечных источников света, рассеивающие светлые поверхности вблизи объектива дают существенный ореол на границе кадра и значительно ухудшают восприятие. В идеале объект съемки должен быть ярко освещен по центру, края же желательно поместить в тень. Подобное освещение легко осуществить в павильоне, при натурной же съемке это практически невозможно, да и диапазон яркостей в кадре превысит возможности как пленки, так и матрицы. Поэтому с самого начала надо решить, какие детали вы хотите проработать, а какими придется пренебречь. Нельзя объять необъятное.

Хотя подобная оптика и позволяет получать классические панорамные снимки, ее возможности в этом плане уступают как специализированным панорамным аппаратам, так и цифровой склейке панорам из серии снимков.

В основном подобная оптика рассчитана на получение художественных эффектов от вольного обращения с перспективой и искривления системы координат.

Фотографии сделаны камерой Canon EOS D30 с объективом Пеленг. Фото, сделанные с объективом Зенитар, можно найти в статье «Техника в руках дикаря».Результаты тестов

Зависимость амплитуды сигнала от частоты штрихов кольцевой миры отображена на графиках. Приведены значения для зеленого канала. Для удобства сравнения можно выбрать только интересующие вас кривые, отметив соответствующие позиции. Все снимки сделаны при диафрагме 5,6. Диаметр миры 125 мм. Амплитуда при минимальной частоте штрихов принята за единицу. Для оценки разрешения на краях кадра мира располагалась по центру кадра и проводилась фокусировка, а затем аппарат поворачивался таким образом, чтобы изображение миры оказалось с краю.

По оси абсцисс отложено число черных и белых полос, приходящихся на 100 пикселей. У матрицы камеры Canon EOS D30 100 пикселей приходятся примерно на один миллиметр, а у матрицы SONY ICX252AQ, установленной в камере Casio QV 3000, это около трети миллиметра. 100 черных штрихов на миллиметр, которые должен обеспечить объектив Canon, установленный в Casio — это очень непростая задача. Камера старается ему помочь, подчеркивая резкость на краях. Именно этим определяется горб на графиках. Пока ширина штрихов велика, эффект подчеркивания границы не сказывается на результатах, поскольку мы выбираем значения в середине полосы. Когда же понятия полосы и границы совпадают, мы получаем парадоксальное, с точки зрения оптики, усиление контраста с частотой. У EOS D30 подчеркивание границ, при установках по умолчанию, не носит столь ярко выраженного характера. Хроматические аберрации у насадки hama практически не исправлены, и именно из-за них мы имеем существенное ухудшение ЧКХ при измерениях вдоль линии, лежащей в меридиональной плоскости.

Желающие ознакомиться с исходными снимками мир могут посмотреть их здесь.

Для оценки хроматических аберраций рассмотрим изменение яркости в каждом из каналов при пересечении белой полосы. Диапазон, представленный на рисунках, составляет 15 пикселей.
Casio QV3000
Аппарат Casio QV3000 + hama 0,65

Зенитар

Пеленг

При проектировании объективов добиваются максимального совмещения в одной точке на оптической оси лучей двух цветов: с длиной волны 480 или 435,8 нм и 643,8 нм. Такие объективы называются ахроматами. Если же совмещаются лучи трех цветов: 435,8 нм, 546,1 нм, 643,8 нм — то такие объективы называются апохроматами. Как видно из наших тестов, объектив Canon, установленный на камере Casio QV 3000, можно отнести к ахроматам, поскольку синий и красный лучи сведены, а зеленый дает ореол на границе черного штриха.

Сравнение цифровых снимков, снятых объективом Пеленг с использованием оранжевого фильтра, показало, что результат эквивалентен выключению синего канала и никаких преимуществ его использование не дает. К-8х в основном применяется при съемке на инфракрасную пленку, и для большинства цифровых камер неприменим, поскольку пропускает то, что отсекает фильтр, расположенный перед матрицей.Заключение

Свершилось. Существующая линейка объективов позволяет на существующих сегодня матрицах получить тот же угол охвата, что и в пленочной фотографии.

Зенитар может рассматриваться как сверхширокоугольный объектив с приемлемой дисторсией. Конечно, объектив Canon EF 14 mm f/2,8l USM имеет существенно лучшие характеристики, но и цена в 2,5 тысячи зеленых представляется чрезмерной, особенно с учетом того, что существуют компьютерные способы уменьшения дисторсии, которые можно применить к сделанным Зенитаром снимкам без существенного ухудшения качества. Пеленг же — это настоящий «Рыбий глаз» для камер типа Canon EOS D30 за очень и очень умеренную цену.

Дальнейшее увеличение линейного размера матрицы теперь вопрос комфорта, а не расширения возможностей цифровой фотографии. Интегральное разрешение матриц тоже уже превосходит возможности объективов. Если по центру кадра пока чувствительных элементов не хватает, то по краю их явный избыток. Возможно, настало время подумать о создании матриц с переменной плотностью чувствительных элементов — по центру больше, по краям меньше.

Я по-прежнему считаю, что зеркальные цифровые камеры — несколько искусственное образование, и будущее за цифровыми аппаратами типа ФЭД (Leica) с экраном на спине. Если уже есть объективы для зеркальных камер с рабочим отрезком 45 мм, обеспечивающие угол охвата 180 градусов на матрице шириной 22 мм, то создание цифровых камер на базе дальномерных аппаратов с рабочим отрезком 28,8 мм позволит использовать более простые по конструкции и более качественные объективы. При этом сохранится возможность задействовать с помощью переходных колец и всю линейку объективов, разработанных для самых разных зеркальных камер, используя как видоискатель ЖК экран. Наблюдаемый сейчас ренессанс пленочных дальномерных камер (аппараты Bessa и оптика Voigtlander фирмы Cosina) делает подобное развитие событий еще более вероятным и желанным.

www.ixbt.com

Объектив «рыбий глаз»: особенности использования :: SYL.ru

Для создания интересных эффектов на снимках и придания им большей выразительности используются разные средства. Например, необычные объективы. Рыбий глаз, или фишай, – это разновидность короткофокусных сверхширокоугольных объективов с бочкообразной дисторсией.

Что такое дисторсия?

Это геометрические искажения, которые могут возникать на фотографии, искривления линий и объектов. Самый распространенный вариант – бочкообразная, линии словно выгибаются наружу, объекты при этом становятся выпуклыми. Подушкообразная дисторсия – это обратный эффект, объекты начинают производить впечатление вогнутых.

Иначе еще бочкообразное искажение называют положительным, а подушкообразное – отрицательным. В классической фотографии дисторсия является браком, поэтому фотографы стараются предотвратить ее появление. В широкоугольные объективы встраивают специальные корректирующие линзы для того, чтобы избежать такого эффекта.

Однако, если искажение работает на задачи фотографа, то оно может стать интересным художественным приемом, способом получить необычные, яркие снимки.

Рыбий глаз (объектив) характеристики

Главным отличием этого объектива является угол обзора. Он составляет минимум 180 градусов, поэтому в один кадр становится возможным уместить половину пространства. Считается, что рыба именно так и видит предметы, почему и прижилось название — «эффект «рыбий глаз»».

Следующая характеристика – фокусное расстояние. Оно является коротким, 6-15 мм.

Бленды для таких объективов очень маленького размера либо вовсе не используются. Это связано с тем, что из-за огромного угла обзора объектива бленда может попасть в кадр. Также традиционная установка светофильтра на фишай невозможна.

Разновидности объектива

Выделяют два типа: циркулярные и диагональные. Циркулярный «рыбий глаз» (объектив) дает круговую перспективу, но изображение не заполняет кадр полностью. По краям кадра на полнокадровой камере видно, что часть изображения отсутствует и заменена на черные углы. Используется такой тип объектива только в прикладных направлениях фотографии (например, метеорологии).

Диагональный тип иначе называют полнокадровым. Изображение с такого объектива заполняет кадр целиком, достигается это за счет небольшого сокращения угла обзора. Такой тип объектива является и самым востребованным.

История возникновения объектива

Термин «рыбий глаз» ввел в употребление американский физик Роберт Вильмс Вуд, который первым задумался о том, как может рыба видеть окружающий мир. Он выдвинул предположения и провел эксперимент с участием герметичного ящика, наполненного водой и содержащего небольшое отверстие. Первые фотографии, сделанные при помощи такого ящика, увидели свет в 1906 году.

Линза «рыбий глаз» стала использоваться с 20-х годов, она применялась в метеорологии для съемки облачности. Также линзы были необходимы для астрономических съемок.

На сегодняшний день существуют уже десятки подобных объективов, угол обзора отдельных моделей достигает 220 градусов, да и сфера их использования значительно расширилась. Помимо объектива, есть еще и камера «рыбий глаз». Это панорамные модели с углом обзора в 360 градусов.

В СССР первым фотографом, который использовал для своих работ такой объектив, стал Бородулин Л. А., мастер спортивной фотографии.

Для чего используют эффект «рыбий глаз»?

Объективы с таким эффектом часто используют для съемок экстремальных видов спорта, это дает возможность показать в кадре не только самого спортсмена, но и весь трюк полностью. При этом можно вести съемку с небольшого расстояния.

Объектив хорош для съемки сферических панорам. Можно встретить использование такого объектива для интерьерной съемки, особенно если речь идет о небольших по площади и узких пространствах (коридоры, ванные комнаты). Если необходимо создать виртуальную 3D-панораму, тоже не обойтись без фишай.

Для достижения комедийного эффекта при съемке портретов людей или животных тоже используют такие объективы. Получаются забавные и яркие кадры.

Если обобщить, то этот объектив дает возможность увидеть привычные вещи с необычной точки зрения, и это может оказаться очень интересным. Можно вести съемку архитектуры, пейзажа, деревьев с необычных ракурсов. Странные снимки вызывают очень живую и эмоциональную реакцию у зрителей.

Можно снимать и людей, для этого человека нужно разместить в центре кадра и отойти от него подальше. Человеческая фигура получится при этом в полный рост, небольшого размера и без искажений, а вот пространство вокруг объекта съемки очень интересно искривится.

Как правильно выбрать объектив

Если вы решили, что вам необходим объектив «рыбий глаз», то вот несколько советов, которые помогут избежать разочарования после покупки.

Учитывайте размер матрицы своего фотоаппарата, приобретая объектив. Для полнокадрового фотоаппарата будет достаточно фокусного расстояния 15-16 мм, для фотоаппарата с кроп-матрицей потребуется объектив с фокусным расстоянием 8-11 мм.

Из существующих двух типов объективов — диагонального и циркулярного — первый является наиболее предпочтительным. Примеры подходящих объективов: Canon EF 15 мм F/2,8 Fish-eye, МС Зенитар-М.

Этот объектив вряд ли станет вашим основным рабочим объективом, слишком узки рамки его использования. Но для пополнения арсенала средств художественной выразительности он действительно хорош и достоин того, чтобы занять свое место в сумке фотографа.

www.syl.ru

Рыбьи глаза

На эту тему, вероятно, написать надо было уже давно, все же эмблемой моей страницы является слегка модифицированный глаз кальмара. Конечно, кальмар это не рыба, но все равно подводный житель. А тут ко мне в руки попало два оптических прибора, на которых, несмотря на славянское происхождение, было гордо выведено Fish-eye (в российском варианте) и Fisheye (без черточки – в белорусском). Ну, с их английским я с грехом пополам справился, и посему в дальнейшем речь пойдет о рыбьих глазах.

Человек, если будет рассматривать какой-нибудь объект, не перемещая зрачок, может охватить угол зрения не более 60 градусов. Отсюда следует, что, не перемещая зрачка, можно рассматривать картину размером, приблизительно равным расстоянию до нее. Следовательно, если мы хотим охватить одним взглядом фотографию с расстояния наилучшего зрения 25 см, то она должна быть примерно формата А4. Из этих соображений и проектируются нормальные объективы, используемые для большинства видов съемки. Они имеют фокусное расстояние, близкое к диагонали кадра, и соответственно угол поля зрения 40-50 градусов. Если с подобным объективом мы попытаемся снимать через поверхность воды или через плоское стекло бокса для подводной съемки, то угол поля зрения, по закону Снеллиуса, уменьшится с 50 градусов до 37. (По закону Снеллиуса отношение синуса угла падающего света к синусу угла преломленного света равно относительному показателю преломления среды. Относительный показатель преломления воздух : вода равен 1,33). Для того чтобы при подводной съемке поле зрения не становилось столь узким, были разработаны специальные объективы для подводной съемки, одним из блестящих представителей которых является Гидроруссар. Не знаю, под каким углом смотрят на мир рыбы и другие подводные жители, но, если предположить, что видят они все те же 50 градусов, то, взглянув из-под воды на наш мир, они смогут охватить 68 градусов.

Сверхширокоугольными объективами называются объективы с углом поля зрения больше 83 градусов. Попытались сделать подобные объективы и для подводной съемки. Если эти объективы использовать в нашем воздушном мире, то их угол зрения увеличится с 83 до 123 градусов на воздухе. Если же угол поля зрения объектива под водой приближается к 100 градусам, то, вынырнув на поверхность, он сможет зараз охватить почти полусферу, то есть 180 градусов. Конечно, если подобную фотографию рассматривать всю целиком, она будет выглядеть очень неестественно. Чтобы получить хоть сколько-нибудь близкое к реальному восприятие, нужно было бы рассматривать эту фотографию по частям. Однако любовь к острым ощущениям, в отличие от рыб, видимо, у нас в крови, и фотографам очень понравилось использовать именно такие объективы для съемки на воздухе. Полагаю, что рассматриваемые мной объективы, как «МС Зенитар-М» 2,8/16 производства «Красногорского завода им. С.А.Зверева», так и «МС Пеленг» 3,5/8А производства Белорусского ГП «ММЗ им. С.И.Вавилова», предназначены для сухопутного использования и как таковые и разрабатывались. Оба указанных объектива по паспорту позволяют при фотографировании на пленку с размером кадра 24х36 мм получить угол охвата 180 градусов. Но если Зенитар позволяет получить искомые 180 градусов только по диагонали кадра, то у Пеленга поле изображения меньше размера кадра, и он вписывает круглое изображение в кадр, в результате чего на пленке мы видим экспонированный круг диаметром 24 мм. Характерной особенностью оптической конструкции всех подобных объективов является линза менискообразной формы, с вогнутой поверхностью, направленной к объективу.

Оптическая схема объектива МС Зенитар-М.

Рассматриваемые нами объективы предназначены для зеркальных камер. У подобных аппаратов нельзя приблизить объектив вплотную к пленке, поскольку между оправой объектива и пленкой должно оставаться место для зеркала. Оптическая схема получается существенно более сложной, чем классическая у Руссара, а задняя главная точка, от которой отсчитывается фокусное расстояние, расположена позади самой задней линзы объектива. Так, рабочий отрезок объективов при резьбовом присоединении резьбой М42 составляет 45,5 мм, а фокусное расстояние у Пеленга 8 мм, а у Зенитара, соответственно, — 16. Здесь следует отметить, что объективы «Рыбий глаз» имеют качественное отличие от сверхширокоугольников, и для них не сохраняется привычное соотношение между фокусным расстоянием и углом поля зрения. Так, аналогичный Зенитару объектив Canon EF 15 mm f/2,8 Fisheye имеет угол поля зрения 180 градусов, а сверхшироугольный объектив той же фирмы с фокусным расстоянием 14 мм (EF 14 mm f/2,8l USM) имеет диагональный угол поля зрения всего 114 градусов.

Еще одной конструктивной особенностью подобных объективов является то, что фильтры располагаются не перед объективом, а за последней его линзой вместо специального компенсатора. Эти фильтры идут в комплекте с объективом и предназначены исключительно для черно-белой съемки: желто-зеленый ЖЗ-2х, желтый Ж-1,4х, красный К-8х для Зенитара и желто-зеленый ЖЗ-1,8x, оранжевый О-2,8x, ультрафиолетовый УФ-1х для Пеленга. Широкоугольные объективы отличаются существенными хроматическими аберрациями, и цветные фильтры позволяют несколько уменьшить их влияние.

Объективы, конечно, занимательные, и могут оказаться очень полезными многим фотографам, работающим с пленкой. Но в мои обзоры они попали потому, что, на мой взгляд, еще более значительную роль они способны сыграть в цифровой фотографии. В последнее время цифровые зеркальные аппараты со сменной оптикой из разряда недоступной экзотики с заоблачными ценами перешли в разряд пока еще очень дорогой, но все же уже довольно массовой продукции. Они построены на базе стандартных 35 мм камер и предназначены для использования соответствующей оптики. Наиболее известными являются аппараты Canon EOS D-30, EOS -1D, Nikon D1 и его модификации D 1X и D 1H, а также камера FujiFilm FinePix S1 Pro, построенная на базе пленочной камеры Nikon N 60, и уже давно известные по заоблачным ценам цифровые аппараты Kodak DCS, построенные на основе пленочных камер Canon и Nikon. Чтобы подсоединить наших героев к камерам Canon, можно воспользоваться переходником EOS-M42, который сейчас выпускают многие российские и зарубежные фирмы (Jolos, Поиск-Фото, hama). Именно этот вариант я и тестировал. Что касается подсоединения к Nikon, то объектив Зенитар выпускается как в исполнении с резьбой М42, так и с байонетом «F» Nikon. Объектив же Пеленг изначально комплектуется сменным хвостовиком с резьбой М42 и байонетом Nikon. Правда, судя по некоторым статьям в прессе, без дополнительной обработки напильником этот адаптер в Nikon не всунешь. Прилагаемую в комплекте специальную крышку мне на этот адаптер надеть не удалось.


Слева адаптеры Пеленг — Nikon F, справа М42 — Canon EOS.

Революционность рассматриваемых объективов заключается в том, что поскольку площадь матрицы чувствительных элементов меньше площади стандартного кадра, в среднем, в полтора раза, то хотя широкоугольные объективы и можно было подсоединить к цифровым камерам, однако большого угла охвата получить не удавалось. И уж об угле в 180 градусов не приходилось и мечтать. Фирма Canon круговых объективов «Рыбий глаз» не выпускает, а выпускаемый ей вышеупомянутый объектив Canon EF 15 mm f/2,8 Fisheye при размере матрицы EOS D-30 шириной в 22 мм даст угол охвата примерно в 110 градусов. С использованием же объектива Пеленг с камерой EOS D-30 мы получаем уже не круговой, а вполне стандартный объектив «Рыбий глаз» с углом охвата по диагонали 180 градусов. От круга останется только небольшое виньетирование углов кадра. Цены славянских объективов тоже вполне революционные: 140 у.е. за Пеленг и 90 у.е. за Зенитар против 820 за фирменный от Canon. В минусе — отсутствие автофокусировки и прыгающей диафрагмы. Точнее, у Зенитара прыгающая диафрагма есть, но воспользоваться ей можно только, вкрутив его в Зенит. Объектив Пеленг имеет механизм предварительной установки диафрагмы с двумя кольцами, аналогичный по конструкции старому Гелиосу 44 или объективу Мир1В. Что касается автоматической фокусировки, то для объективов этой конструкции это не самое важное, поскольку в большинстве случаев объектив достаточно раз и навсегда установить на бесконечность. Глубина резкости этих объективов такова, что при диафрагме 5,6 резким будет изображение от 1 м до бесконечности у Зенитара, а у Пеленга от 0,4 м до бесконечности. Даже если вы снимаете близко расположенные предметы, необходимую точность фокусировки легко получить по шкале расстояний.

Фото

При создании нижеприведенных снимков использованы все доступные сегодня в цифровой фотографии способы получения кадров с большим углом охвата. Итак, есть две основные возможеости:

1) использование афокальных насадок, уменьшающих фокусное расстояние, вместе с несменными объективами
2) использование объективов «Рыбий глаз» для пленочных камер.

Снимки набережной сделаны с одной точки:

Casio QV 3000, фокусное расстояние объектива 7 мм. Слева уменьшенное изображение всего кадра, справа фрагмент 1:1. Casio QV 3000, фокусное расстояние объектива 7 мм+ на объектив установлена афокальная насадка фирмы hama х0,65. Наблюдается виньетирование углов, но это явление необязательное. Можно воспользоваться более дорогими насадками той же кратности, имеющими больший диаметр линз, или придвинуть эту насадку чуть ближе к объективу. В последнем случае есть одно но. Вы не должны случайно задеть рычаг изменения фокусного расстояния, поскольку, перемещаясь, объектив упрется в насадку, что может его повредить.
Canon EOS D30 с объективом Зенитар

Canon EOS D30 с объективом Пеленг.

Вторая серия снимков позволяет сравнить взгляд через «Рыбьи глаза» со штатным пленочным объективом Canon 28-80.


Как видно, если на снимок, сделанный Пеленгом, влезает все здание музыкального театра, Зенитаром – большая часть его, то при съемке, в общем-то, вполне широкоугольным для пленки объективом с фокусным расстоянием 28 мм мне пришлось повернуть аппарат на 90 градусов только для того, чтобы здание вошло в кадр по высоте.

Особенность конструкции объективов «Рыбий глаз» не позволяет использовать при съемке бленды. Поэтому важным фактором является то, как объектив справляется с источниками света в кадре. Как видно на приведенном снимке, с фонарями Пеленг справляется вполне достойно.

При поле зрения в 180 градусов в кадр могут попасть нежелательные объекты, например, рука фотографа, когда он держится за оправу объектива. В отличие от точечных источников света, рассеивающие светлые поверхности вблизи объектива дают существенный ореол на границе кадра и значительно ухудшают восприятие. В идеале объект съемки должен быть ярко освещен по центру, края же желательно поместить в тень. Подобное освещение легко осуществить в павильоне, при натурной же съемке это практически невозможно, да и диапазон яркостей в кадре превысит возможности, как пленки, так и матрицы. Поэтому с самого начала надо решить, какие детали вы хотите проработать, а какими придется пренебречь. Нельзя объять необъятное.

Хотя подобная оптика и позволяет получать классические панорамные снимки, ее возможности в этом плане уступают как специализированным панорамным аппаратам, так и цифровой склейке панорам из серии снимков.

В основном, подобная оптика рассчитана на получение художественных эффектов от вольного обращения с перспективой и искривления системы координат.

Фотографии сделаны камерой Canon EOS D30 с объективом Пеленг. Фото, сделанные с объективом Зенитар, можно найти в статье Техника в руках дикаря.

Результаты тестов.

Зависимость амплитуды сигнала от частоты штрихов кольцевой миры отображена на графиках. Приведены значения для зеленого канала. Для удобства сравнения можно выбрать только интересующие вас кривые, отметив соответствующие позиции. Все снимки сделаны при диафрагме 5,6. Диаметр миры 125 мм. Амплитуда при минимальной частоте штрихов принята за единицу. Для оценки разрешения на краях кадра мира располагалась по центру кадра, и проводилась фокусировка, а затем аппарат поворачивался таким образом, чтобы изображение миры оказалось с краю.

По оси абсцисс отложено число черных и белых полос, приходящихся на 100 пикселей. У матрицы камеры Canon EOS D30 100 пикселей приходятся примерно на один мм, а для матрицы SONY ICX252AQ, установленной в камере Casio QV 3000, это около трети мм. 100 черных штрихов на мм, которые должен обеспечить объектив Canon, установленный в Casio, — это очень непростая задача. Камера старается ему помочь, подчеркивая резкость на краях. Именно этим определяется горб на графиках. Пока ширина штрихов велика, эффект подчеркивания границы не сказывается на результатах, поскольку мы выбираем значения в середине полосы. Когда же понятие полосы и границы совпадают, мы получаем парадоксальное с точки зрения оптики, усиление контраста с частотой. У EOS D30 подчеркивание границ, при установках по умолчанию, не носит столь ярко выраженного характера. Хроматические аберрации у насадки hama практически не исправлены, и именно из-за них мы имеем существенное ухудшение ЧКХ при измерениях вдоль линии, лежащей в меридиональной плоскости.

Желающие ознакомиться с исходными снимками мир могут посмотреть их здесь.

Для оценки хроматических аберраций рассмотриим изменение яркости в каждом из каналов при пересечении белой полосы. Диапазон, представленный на рисунках, составляет 15 пикселей.


Casio QV3000 Аппарат Casio QV3000 + hama 0,65


Зенитар


Пеленг

При проектировании объективов добиваются максимального совмещения в одной точке на оптической оси лучей двух цветов: с длиной волны 480 или 435,8 нм и 643,8 нм. Такие объективы называются ахроматами. Если же совмещаются лучи трех цветов: 435,8нм, 546,1нм, 643,8 нм, то такие объективы называются апохроматами. Как видно из наших тестов, объектив Canon, установленный на камере Casio QV 3000, можно отнести к ахроматам, поскольку синий и красный лучи сведены, а зеленый дает ореол на границе черного штриха.

Сравнение цифровых снимков, снятых объективом Пеленг с использованием оранжевого фильтра, показало, что результат эквивалентен выключению синего канала, и никаких преимуществ его использование не дает. К-8х в основном применяется при съемке на инфракрасную пленку и для большинства цифровых камер нерименим, поскольку пропускает то , что отсекает фильтр, расположенный перед матрицей.

Заключение

Совершилось. Существующая линейка объективов позволяет на существующих сегодня матрицах получить тот же угол охвата, что и в пленочной фотографии.

Зенитар может рассматриваться как сверхширокоугольный объектив с приемлемой дисторсией. Конечно, объектив Canon EF 14 mm f/2,8l USM имеет существенно лучшие характеристики, но и цена в 2,5 тысячи зеленых представляется чрезмерной, особенно с учетом того, что существуют компьютерные способы уменьшения дисторсии, которые можно применить к снимкам, сделанным Зенитаром, без существенного ухудшения качества. Пеленг же — это настоящий «Рыбий глаз» для камер типа Canon EOS D30 за очень и очень умеренную цену.

Дальнейшее увеличение линейного размера матрицы — теперь вопрос комфорта, а не расширения возможностей цифровой фотографии. Интегральное разрешение матриц тоже уже превосходит возможности объективов. Если по центру кадра пока чувствительных элементов не хватает, то по краю их явный избыток. Возможно, настало время подумать о создании матриц с переменной плотностью чувствительных элементов – по центру больше, по краям меньше.

Я по-прежнему считаю, что зеркальные цифровые камеры — несколько искусственное образование, и будущее за цифровыми аппаратами типа ФЭД (Leica) с экраном на спине. Если уже есть объективы для зеркальных камер с рабочим отрезком 45мм, обеспечивающие угол охвата 180 градусов на матрице шириной 22 мм, то создание цифровых камер на базе дальномерных аппаратов с рабочим отрезком 28,8 мм позволит использовать более простые по конструкции и более качественные объективы. При этом сохранится возможность задействовать с помощью переходных колец и всю линейку объективов, разработанных для самых разных зеркальных камер, используя как видоискатель ЖК экран. Наблюдаемый сейчас ренессанс пленочных дальномерных камер (аппараты Bessa и оптика Voigtlander фирмы Cosina) делает подобное развитие событий еще более вероятным и желанным.

25.10.2001

Установите проигрыватель Flash


Облако тегов:

www.rwpbb.ru

Бесцветные рыбьи глаза — Posmotre.li

« — Ой!.. — с уважением охнул Ося и внимательно осмотрел директора. — Вы и есть директор? Я даже испугался. Леля говорит, вы строгий… Вас все, даже учителя, боятся. А как вас зовут? Рыбий… нет, Рыбин… вспомнил!. Воблый Глаз?»
— Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания»

Страшновато смотреть в глаза злодею, если они у него синие, как лёд. Страшновато, но интересно: они у него хоть что-то, да выражают. Ненависть, презрение, чувство собственной важности. А вот персонажу, у которого бесцветные, рыбьи глаза, смотреть в них и неинтересно, и противно: они не выражают ровным счётом ничего.

О чём они говорят? Во-первых, о том, что персонаж не способен ни на какое человеческое тепло, и, скорее всего, давно забыл, как его выражать, если знал хоть когда-то. Во-вторых, о том, что он не имеет ни против кого ничего личного: твои страдания для него просто бизнес. В-третьих, он, скорее всего, крайне беден духовно: у него нет страстей, увлечений, желаний, мечтаний, он не читает стихов и не слушает музыки, да что там стихи и музыка — он даже пожрать, побухать и потискать девиц облегчённого поведения и то не любит. По мировоззрению этот персонаж, скорее всего, или законопослушный злой, или нейтральный злой.

Ещё более радикальный вариант того же самого — Белые глаза. Незлая версия подобного персонажа может иметь коровьи глаза.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Пятьсот миллионов бегумы» Жюля Верна — именно такие глаза у профессора Шульце.
  • «Тень над Инсмутом» Лавкрафта: полу-рыбы ожидаемо обладают рыбьими глазами, и никаких интересов кроме вечной жизни на дне морском под присмотром Дагона не выказывают.
  • Л. Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — директор гимназии Ювенал Богданович (см. эпиграф).
  • Р. Сабатини, «Хроника капитана Блада» — полковник Коуртни.
  • И. Ильф и Е. Петров, «Золотой телёнок» — подпольный миллионер Корейко.
  • «Тим Талер, или Проданный смех» — у барона Лефуета (в другом переводе Трёча) глаза постоянно описываются как «колючие рыбьи глаза водянисто-голубого цвета», а сам он выглядит как выходец из зловещей долины и даже смеяться не умеет (поэтому ему и нужен был смех героя). Причём барон в курсе этого тропа и в начале книги меняется с бедным деревенским пареньком, хорватом Крешемиром, на его «ласковые карие глаза». Однако парень оказывается тёртым калачом и через несколько лет, набрав компромата, прогибает барона на обратный обмен.
  • Братья Стругацкие, «Пикник на обочине» — «он [уполномоченный отдела безопасности Вилли „Боров“ Херцог] смотрит на меня оловянными глазами».
  • ПЛиО — лорд Руз Болтон. Они у него не совсем бесцветные — едва-едва синеватые.
  • Сага о ведьмаке — именно такие глаза у старого наёмника Лео Бонарта, отправленного нильфгаардскими чиновниками на борьбу с Крысами. Как ни странно, именно что не бездушный ублюдок, а конченный псих, который в восторге от кровопролития и насилия.
  • «Дед» (автор опубликовался под псевдонимом Ибн-Исра-Иегуди). У главного героя многократно подчеркивается «рыбоглазость». И у одной из его любовниц.
  • Д. Емец, «Таня Гроттер» — у Пенелопы (Пипы) Дурневой были круглые рыбьи глаза (подарок от мамы).
  • «Королевство кривых зеркал» — его величество Топсед Седьмой.
  • Метавселенная Рудазова — Исидор Яковлевич Эйхгорн. Количество упоминаний его снулого взгляда соперничает с количеством употреблений глагола «трахать(-ся)» у Панкеевой.
  • В исторических произведениях, написанных в советскую эпоху, где фигурировали император Павел I и Павловичи (Александр I и Николай I), авторы любили подчёркивать, что у них «оловянные» глаза. На портретах у них действительно серо-стальные глаза, но в данном случае авторы произведений делали акцент на «бесчеловечной сущности царского режима».
  • А вот у Анатолия Виноградова в романе «Три цвета времени» упоминаются «оловянные глаза» не только Аракчеева, но и Проспера Мериме. Последний, впрочем, при всей своей холодности и ироничности оказывается вполне живым человеком.

Кино[править]

  • Комедия Гайдая «Не может быть!» — любвеобильный, наглый и нервный щёголь-актёр Anatole Барыгин-Амурский (О. Даль) с прозвищем Рыбий Глаз. Субверсия: есть у него и страсти, и увлечения, и очень даже пылкие. А детей сколько наплодил своей законной! Но это, при всей своей нервности — чёрствый человек, карикатурный фат, метросексуал., чуть ли не предок Геши Козодоева из другого культового фильма того же режиссёра.
  • «Тепло наших тел» — как в книге, так и в фильме глаза у зомби безжизненно-серые. По крайней мере, пока они остаются полноценными зомби.

Телесериалы[править]

  • Game of Thrones (TV) — у Рамси Сноу именно такие глаза. Субверсия: в сериале он весьма заводной, драйвовый и отжигной парень.
    • Иван Реон, сыгравший Рамси, засветился в Misfits в роли хорошего, но жутковатого парня Саймона. Жутковатости придают именно светло-серые глаза актёра, которым он умеет придавать совершенно стеклянное выражение.
  • «Тульский-Токарев» — в качестве особой приметы Шахматиста называют «оловянные глаза», но подразумевается ли под этим сталь или стеклянная бесцветность, история умалчивает.

Аниме[править]

  • OreGairu: у главного героя Хикигаи глаза не раз сравниваются с «глазами дохлой рыбы». Инверсия (хоть и с прикрученным фитильком): парень он в целом неплохой, но разочаровавшийся в жизни, вследствие чего специально создаёт себе репутацию довольно неприятной личности, чтобы избежать отношений с кем либо.
  • Кобаяcи-сан и ее Дракорничная: Именно такие глаза собственно у Кобаяcи. Тоже с прикрученным фитильком: она тётка вполне хорошая, только временами занудная и развлекаться не особо умеет (пока не нажрётся в хламину). И её глаза тоже сравниваются с «глазами дохлой рыбы», но Тору, намертво втюрившейся в Кобаяcи, они нравятся.
  • Golden Kamui — такие глаза у близнецов Никайдо, органично дополняющие их жутковатый образ. Личности они действительно изначально подлые и малоприятные, но вот когда старший — Кохэй, после смерти брата и многочисленных увечий лишается рассудка, многим становится его окровенно жаль.

Видеоигры[править]

  • Mortal Kombat:
    • Бесцветные глаза у падшего бога Шиннока и мага Шан Цзуна в обличье старика .
    • У жреца Хевика до перезагрузки были синие ледяные глаза, после перезагрузки в концовке Нуб Сайбота он изображён с именно рыбьими глазами. А в комиксе у него и вовсе вместо глаз — пустые глазницы.
  • Tales of Berseria — такой взгляд (правда, не всегда бесцветный, но абсолютно пустой) имеют многие малахимы, которые служат экзорцистам Аббатства (то есть фактически являются рабами людей).
Внешность
Лицо и голова Альбинос • Анимешная внешность • Бледный, как смерть • Вислоухий • Временно появляющиеся уши • Вытянутая морда • Какая отвратительная рожа! • Квадратный подбородок справедливости • Кельтский тип • Клыкастая улыбка • Кошачья улыбка vs Мерзкая улыбочка • Морда кирпичом • Нечеловеческая мимика/Безумная мимика • Неясно-смуглый • Облик Горлума • Облик Орлока • Облик Чезаре • Остроухий • Поломанные уши, сломанный нос, набитые кулаки • Серьёзная мина — плохой человек • Тёмные круги под глазами • Торчащие клыки • Уши-крылья • Яркий представитель тёмных сил
Глаза

Взгляд: Бегающий • Безумный взгляд • Глаза навыкате vs Глубоко сидящие глаза • Застывший • Немигающий • Убийственный • Щенячий

Дефекты зрения: Без глаз • Всегда закрытые глаза • Глаза не на том месте • Искусственный глаз • Одноглазый крутой • Одноглазый пират • Очкарик • Прикрывает один глаз • Слепой (Жуткий слепец • Они выкололи мне глаза • Прелестная слепая девушка • Слепой без очков • Слепой прорицатель • Слепой самурай)

Цвет глаз: Голубые • Зелёные • Золотые • Карие • Красные • Серые • Синие • Тёмно-синие • Фиолетовые • Чёрные • Неоднозначные (Бесцветные рыбьи глаза • Глаза переменного цвета • Глаза разного цвета • Коровьи глаза)

Фантастические: Бездонные чёрные глаза • Белые глаза без зрачков • Белые глаза с чёрными зрачками (Глаза-бусины простака) • Белые зрачки, черные белки • Блестящие серебряные глаза • Вертикальные зрачки • Глаза без белков • Светящиеся глаза • Фасеточные глаза • Цветные белки

Прочее: Глаза и волосы одного цвета • Какие красивые глаза! • Простить за красивые глаза • Шляпа прикрывает глаза
Волосы

Цвет волос: Блондины (Белые волосы, тёмная кожа • Белые волосы, чёрное сердце • Золотая шевелюра зла • Золотые волосы, золотое сердце • Ледяной блондин • Солнечная блондинка • Тупая блондинка) • Брюнеты (Безучастная темноволосая девушка • Волосы цвета воронова крыла • Готический брюнет/Готическая брюнетка/Готическая Лолита • Жгучий брюнет/Жгучая брюнетка • Прекрасная белоснежка • Чёрные волосы, чёрное сердце) • Рыжие (Огненная шевелюра — огненный характер • Рыжий-бесстыжий) • Седина (Поседеть за одну ночь • Седая прядь) • Прочие (Застенчивая синеволосая девушка • Розоволосая конфетка • Диссонанс цвета волос)

Причёска: Аккуратные локоны • Армейский ёжик • Ахогэ • Брутальный лысый • Брутальный хайер • Буйные кудри • Волосы-воздухозаборники • Волосяные антенны • Длинная шевелюра — роковой мужчина • Длинноволосый симпатяга • Драматическая смена причёски • Жизнерадостные хвостики • Заучка с косичкой • Короткая стрижка — сильная женщина • Крутая косичка • Лысый, как череп • Невероятно длинные волосы • Непрактичная грива • Оданго • Печальная грива • Практичный «хвост» • Спиральные локоны • Строгий пучок • Цветок в волосах

Брови: Брови необычной формы • Густые брови крутизны • Монобровь • Нет бровей

Борода: Вечная трёхдневная щетина • Злобная козлиная бородка • Крутой бородач • Маскировочная борода • Мудрая борода • Печальная борода

Усы: Жиденькие усики • Завитые усы • Солидные усы • Усатое порно

Прочее: Бакенбарды крутизны • Волосатая грудь
Фигура

Высокий и худой как жердь • Громадного роста (большой начальник • великан • добродушный гигант • сверхгигант • шкаф) • Зловещая долина • Злодейская сутулость (горбун Игорь) • Маленький и щуплый • Наполеон • Невысокий крутой • Невысокий силач • Огромный парень, крошечная девушка • Она высокая, он низенький • Сильнее, чем кажется • Хлипкий маг • Худой, как скелет

Толстые: Добродушный толстяк • Невысокий колобок • Отвратительный толстяк • Рыхлый пухлик • Толстый маг • Толстяк на журавлиных ногах • Упитанный ловкач • Упитанный силач

Связанные с фигурой комплексы: Застарелый комплекс полноты • Комплекс груди • Комплекс роста • Скрывать грудь
Предметы на руке Дальнобойный кулак • Крюк вместо руки • Наручная пушка • Наручный клинок • Руки-ножницы • Сверхфункциональный протез
Манеры движения Армейская выправка • Безумный тремор • Кавалерийская походка • Кошачья пластика • Левша • Морская походка • Хромота
Прочее Белокурая арийская бестия • Голливудское уродство • Да она красавица! vs Неухоженная красотка • Драматический стриптиз • Думать о красе ногтей/Боевая модница vs Пустоголовый франт • Зло уродует • Изменился за лето • Космический загар vs космическая бледность • Красивый — значит хороший vs Красивый — не значит хороший (На лицо ужасные, добрые внутри • Невинно выглядящий злодей • Невзрачный злодей) • Красота остаётся незапятнанной • Крутой загар • Метка на коже (Опознавательная татуировка • Отметина мага) • Моложе, чем выглядит vs Старше, чем выглядит • Мужественная ссадина на щеке • Неприметной незапоминающейся внешности • Одна мода на всю расу • Они испортили мне внешность! (Кислотой в лицо) • Особая примета • Очумелые ножки • Половой диморфизм • Подурнеть в адаптации vs Похорошеть в адаптации • Спарклдог • Уродливо красивый • Цветовой дресс-код • Шесть пальцев • Шрамы навсегда • Я художник, я так вижу
Модели для подражания Битлз • Брюс Ли • Гитлер • Рэй Аянами • Чарли Чаплин • Шерлок Холмс • Элвис
Штамп • Амплуа • Одежда • Основы

posmotre.li

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *