С м прокудин горский: Фотограф царя: — Чудеса фотографии: восстановление фотографического наследия С. М. Прокудина-Горского | Выставки Библиотеки Конгресса США

Содержание

Фотограф царя: — Чудеса фотографии: восстановление фотографического наследия С. М. Прокудина-Горского | Выставки Библиотеки Конгресса США

Прокудин–Горский уехал из России в1918 году, сначала в Норвегию и Англию, а потом окончательно во Францию. К тому времени царь и его семья были растреляны, а империя, которую Прокудин–Горский так тщательно запечатлел, была уничтожена. Его уникальные изображения России накануне революции – сделанные на стеклянных негативах – были куплены у его наследников Библиотекой Конгресса в 1948 году. Для данной выставки стеклянные пластинки были отсканированы, и в результате применения нового процесса цифровой хроматографии были получены яркие цветные изображения.

Данная выставка предлагает образец исторических изображений Прокудина–Горского, полученных за счет применения нового процесса, и рассказывает о цифровой технологии, которая позволяет создавать такие высококачественные цветные фотографии, подчеркивая тот факт, что многие из этих замечательных изображений впервые показаны широкой публике.

Название данной выставки «Чудеса фотографии» произошло от названия последней выставки Прокудина–Горского в России в марте 1918 года. На этой выставке, открытой в Николаевском зале Зимнего дворца, были представлены фотографии Прокудина–Горского, сделанные им во время путешествий по Российской Империи.

Прокудин–Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов.

В 1908 году Прокудин– Горский задумал и разработал план использования новых технологических достижений, сделанных в цветной фотографии, для систематической фотодокументации Российской Империи. Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций». Получив в распоряжение от царя Николая II специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой и имея на руках два разрешения, обеспечивающих ему доступ в запретные зоны и содействие со стороны бюрократических кругов Империи, Прокудин–Горский провел фотообзор Российской Империи с 1907 по 1915 год и прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу. Прокудин–Горский уехал из России в 1918 году после революции в России и окончательно поселился в Париже, где умер в 1944 году.

Идентификация и уточнение названий снимков С. М. Прокудина-Горского

Последний идентифицированный снимок

[Скала на реке Кура. Близ Ликани]

Коллекция фотографий С. М. Прокудина-Горского представляет не только огромную художественную, но и документально-историческую ценность. Однако в дошедшем до нас виде описательный аппарат этого фотографического собрания имеет множество ошибок и пробелов: в десятках случаев подписи к снимкам в альбоме оказались перепутаны между собой, немало авторских названий (по различным причинам) оказались ошибочными сами по себе или содержат существенные неточности, более сотни снимков вообще не имеют подписей в контрольных альбомах. Многолетняя кропотливая работа исследователей позволяет вернуть многим фотодокументам их оригинальные авторские названия или установить истинное содержание снимков.

В рамках проекта составляются единые списки выявленных авторских названий, исправленных ошибок и уточненных подписей, а также фотографий, нуждающихся в идентификации.

Правила формирования названий для снимков С. М. Прокудина-Горского

Выявленные копии снимков в коллекции С. М. Прокудина-Горского

 

Всего идентифицированных снимков: 540

Всего фотографий, требующих идентификации: 96

Всего снимков с уточнениями к авторским названиям: 268

Ниже можно отобрать фотографии по их статусу идентификации
Все идентифицированныеВсе, требующие идентификацииидентифицированоназвание уточненоне идентифицированоназвание подтвержденоне обработаноидентифицировано с высокой вероятностьюидентифицировано частично
Отобрать фотографии по причинам идентификации
Любая причинаСнимка нет в контрольных альбомахНеправильно вклеен снимок в контрольном альбомеОшибочное авторское название в контрольном альбомеНедостаточно конкретное название в контрольном альбомеНеконкретное название в контрольном альбомеНеточное название в контрольном альбомеУтерян контрольный отпечаток в альбомеНе найден имеющийся отпечаток в альбомеНет подписи к отпечатку в контрольном альбомеНеправильное включение снимка в географический раздел альбомаОшибочное авторское название в ином источникеНедостаточно конкретное авторское название в ином источникеНеконкретное авторское название в ином источникеНеточное авторское название в ином источникеСомнительная авторская подписьПроверка авторской подписи
Выбрать альбом де факто
Все альбомыРазное и этюды (снимки 1903—1916 гг.)Мариинская система (1909 г.)Урал (фотографии, сделанные с 17 августа по 12 сентября 1909 г.)Урал (продолжение) (снимки 1910 г. и 1912 г.)Кавказ (снимки 1904—1905 и 1912 гг.)Местности, с которыми связано воспоминание об Отечественной войне (1911—1912 гг.)Туркестан (снимки 1906—1907 и 1911 гг.
)Район Волги (1910 г.)Район Волги (продолжение) (1910 г.)Район Волги и ее притоков (1911 г.)Камско-Тобольский водный путь (1912 г.)Работа на реке Ока (1912 г.)Мурманская железная дорога (1916 г.)НеизвестноАвторская репродукция без альбома
Выбрать альбом с отпечатком
Все альбомыРазное и этюды (снимки 1903—1916 гг.)Мариинская система (1909 г.)Урал (фотографии, сделанные с 17 августа по 12 сентября 1909 г.)Урал (продолжение) (снимки 1910 г. и 1912 г.)Кавказ (снимки 1904—1905 и 1912 гг.)Местности, с которыми связано воспоминание об Отечественной войне (1911—1912 гг.)Туркестан (снимки 1906—1907 и 1911 гг.)Район Волги (1910 г.)Район Волги (продолжение) (1910 г.)Район Волги и ее притоков (1911 г.)Камско-Тобольский водный путь (1912 г.)Работа на реке Ока (1912 г.)Мурманская железная дорога (1916 г.)Негативы без альбомаАвторская репродукция без альбома
Сортировать по
очерёдности внесения в таблицуномеру библиотеки Конгрессазеркальной метке на негативепо возрастанию


Основные разделы

  • Коллекция Прокудина-Горского
  • Электронный каталог снимков
  • Идентификация
  • Описание коллекции
  • Карты съемок Прокудина-Горского
  • О Прокудине-Горском
  • Биография
  • Хронология жизни
  • Прокудины-Горские: кто есть кто
  • Окружение
  • Памятные места
  • Документы и материалы
  • Библиография

Натуральные цвета дореволюционной России

Ирония времени в том, что человек, всю жизнь стремящийся ухватить и зафиксировать его, оказался на долгие годы забыт на родине. Находящиеся в эмиграции родные Сергея Прокудина-Горского в 1948 году были вынуждены продать коллекцию Библиотеке Конгресса США: сказались сложное положение русских эмигрантов в Париже и отсутствие условий, необходимых для сохранения коллекции.

Лишь в начале 2000-х в России имя Прокудина-Горского вновь начало приобретать известность.

Впрочем, говорить, что его наследие оценено в полной мере, пока рано. На территории России пока нет ни одной мемориальной доски, посвященной Прокудину-Горскому, — ни в Санкт-Петербурге, где находились квартира и типография исследователя, ни в Киржаче, неподалеку от которого он родился. Память о нем поддерживается энтузиастами. В 2016 году по инициативе Василия Дрючина, учителя информатики и исследователя творчества фотографа, был открыт Музей Прокудина-Горского в государственной общеобразовательной школе Москвы «Романовская школа».

Да и само творчество Прокудина-Горского еще ждет новых исследователей. «Очень трудно найти информацию о Прокудине-Горском в архивах, — говорит Василий Дрючин. — Например, во Владимирском архиве хранятся крестильные книги, но ровно за год, когда родился Прокудин-Горский, книги нет. Так почти во всем, когда дело касается документов о нем».

Загадкой до сих пор остается, каким образом Прокудин-Горский вывез коллекцию во Франции. 1902 стеклянные пластины, которые он вывез за границу, занимали два товарных вагона. «Как писал сам Прокудин-Горский в мемуарах, коллекцию он вывез «благодаря благополучному стечению обстоятельств», — говорит Дрючин. — Никакой информации в архивах МВД и МИД, по нашим данным, не сохранилось. Как будто кто-то за ним подчищал эти данные».

Вся коллекция Прокудина-Горского насчитывала около 3,5 тыс. снимков. В Библиотеке Конгресса США хранятся 1902 из них. Судьба других негативов неизвестна. По воспоминаниям родственников Прокудина-Горского, самую ценную часть своих фотографий он спрятал перед эмиграцией в России, очевидно, среди них были оригиналы снимков Льва Толстого и царской семьи. «Скорее всего, ничего, что осталось в России из собрания Прокудина-Горского, не уцелело. Он мог спрятать часть коллекции на даче под Лугой. В годы войны там проходил Лужский рубеж, сохраниться там ничего не могло», — отметила Светлана Гаранина.

Однако отчего-то хочется думать, что время преподнесет подарок тому, кто посвятил Сергею Михайловичу свою жизнь и в биографии Прокудина-Горского не останется ни одного белого пятна, а история его наследия предстанет в той же четкости, с которой он сумел передать нам жизнь и атмосферу утраченной Российской империи.

Более 2600 фотографий Сергея Прокудина-Горского в открытом доступе

Ученый, химик и изобретатель Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 – 1944) прославился обширной коллекцией цветных фотографий. Он использовал метод трехцветной фотографии своего учителя Адольфа Мите. После создал собственный сенсибилизатор, делавший бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Это изобретение вывело цветную фотографию на новый уровень.

Всего он сделал более 4000 фотографий в разных точках мира. Часть этого наследия погибла в годы революции. Сохранившуюся коллекцию в 1948 году Библиотека Конгресса США приобрела у сыновей фотографа. В нее входили стеклянные негативы, отпечатки в сепии и 12 альбомов с фотографиями и примечаниями Прокудина-Горского. Благодаря современным технологиям на основе негативов были созданы цветные изображения. Позже материалы оцифровали, систематизировали и выложили в Сеть.


Местечко Топорня, 1909.

Архив насчитывает 2607 фотографий. Большинство из них сделаны во время работы над документальным проектом по поручению царя Николая II, который длился с 1909 по 1915 год. Тогда Прокудин-Горский совершил грандиозное путешествие по Российской империи, фотографируя жизнь городов и деревень, строительство железных дорог, промышленность, сельское хозяйство, исторические памятники, природу и бытовые сцены. Он побывал на территории современной Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана. Часть фотографий Сергей Михайлович сделал во время поездок в Европу.

В архиве снимки разделены на 12 серий, каждая из которых соответствует определенной локации или теме. Например, в отдельную серию вошли фотографии из мест Наполеоновской кампании 1812 года. На снимках из этой подборки изображена природа, храмы и современная автору жизнь от Можайска до Малоярославца. Серия была приурочена к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года.

Большой интерес представляют фотографии из поездки по Кавказу и побережью Черного моря в 1905 – 1915 годах. География подборки охватывает юг России, современную Грузию, Азербайджан и Турцию. На фото изображена архитектура, пейзажи, местное население, национальные памятники культуры.

237 фотографий образовали серию, посвященную Центральной Азии. Прокудин-Горский совершил несколько путешествий по территории современного Казахстана и Узбекистана. В 1907 году он отправился в Самарканд, чтобы снять солнечное затмение. Попутно Прокудин-Горский фотографировал мечети и местную архитектуру. Вскоре случилось землетрясение, погубившее многие памятники. Поэтому цветные снимки зданий Самарканда особенно ценны. Также фотограф посетил Бухару и Ташкент.


С. М. Прокудин-Горский. По реке Королисцкали (Каролисцкали), Грузия.

Фотографии в онлайн-архиве можно сортировать по месту, выбрав в огромном списке интересующую область, например, Белоруссию, Грузию, Сибирь, Кавказ, Италию, Финляндию, Уральский регион, Карелию, Кострому, Дагестан. С коллекцией работ Сергея Прокудина-Горского можно ознакомиться на сайте Библиотеки Конгресса США.


На реке Оредеж, Ленинградская область.


Деревня Горки, сельское поселение Бородинское, Московская область.


Церковь Иоанна Богослова на Ишне, Ярославская область.


Вид на монастырь Нило-Столобенская пустынь, на озере Селигер.


Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, памятник ярославской архитектуры.


Украина, близ города Путивль.


Украина.


Пинкус Карлинский, 84 года. 66 лет служит смотрителем на Черниговском шлюзе.


Канал императора Петра Великого.


Пожарная команда в г. Вытегре.


На дрезине рядом с Петрозаводском на Мурманской железной дороге. 


Деревня Палтога, Вологодская область.


С. М. Прокудин-Горский с двумя мужчинами, Карелия.


Рыбачий поселок, Карелия.


Аул Гуниб, Дагестан.


Железнодорожная станция в посёлке Фарап (современный Туркменистан).


Текинец на верблюде. 


Текинская могила Двух Братьев в Мерве.


Мечеть и мавзолей Юсуфа Хамадани, древний город Мерв.


Мавзолей султана Санджара в Мерве.


Близ Байрамали.


Женщина в национальном костюме.


Семья близ Байрамали.


Доставка хлопка, Мургабское имение.


Печи для приготовления плова, Байрамали.


В Мургабском имении. Мервский уезд Закаспийской области.


Бухарский эмир, Узбекистан.


Асфандияр-хан, правитель Хивинского ханства, Узбекистан.


Плотник, Самарканд, Узбекистан.


Пекарня в Бухаре, Узбекистан.


 Тюрьма в Бухаре, Узбекистан.


Медресе в Бухаре, Узбекистан.


Муллы у мечети в Батуми, Грузия.


Грузинки в праздничных нарядах в парке города Боржоми, Грузия.


Вид на Войсковой собор Святого Александра Невского, Батуми, Грузия.


Чайная фабрика в посёлке Чаква (ныне Чакви), Грузия. Мастер китаец Лау-Джень-Джау.


Грузинка.


Старинный дом в скале на левом берегу Куры, Грузия.


Дворец великого князя Михаила Николаевича в Боржоми, Грузия.


Новая гостиница в Гаграх.


Побережье, Гагры.


Новая гостиница, Гагры.


В Алупке, Крым.


«Ласточкино гнездо», Крым.


На острове Капри, Италия.


Монастырь Сан Франческо, Фьезоле, Италия.


На острове Капри, Италия.


Лугано, Швейцария.


Лугано, Швейцария.


Сирень.

Смотрите также:

Начало ХХ века — на цветных фотографиях Прокудина-Горского — Российская газета

Знаете ли вы, что цветные фотографии появились отнюдь не в середине прошлого столетия, а более века назад? Во времена, когда даже «мыльницы», ныне устаревшие, были чем-то за гранью фантастики, русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский делал цветные снимки, которые по качеству картинки и цветопередачи порой не уступали современным. Добавим к этому прекрасный вкус фотографа и его тягу к путешествиям, и получаем потрясающую коллекцию фотографий, которая позволяет увидеть Российскую Империю буквально такой, какой видели ее современники.

«РГ» выбрала самые яркие и удивительные фотографии, сделанные Прокудиным-Горским.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 30 августа 1863 года во Владимирской губернии. Долгое время получал образование с переменными успехами, но проявил тягу к живописи в Императорской Академии художеств. В возрасте 34 лет начал делать первые доклады о  своих исследованиях в области фотографии, и достаточно быстро стал крупным авторитетом среди русских фотографов. В 1902 году прошел курс фотомеханики в Германии  у доктора Адольфа Мите, где и познакомился с разработками в области цветной фотографии. Уже в декабре того же года объявил о создании своих первых цветных снимков.

 

 

 

Пленок и бумаги, которые можно было бы применять для создания высококачественных цветных снимков, столетие назад, конечно, еще не было. Технология, по которой Прокудин-Горский делал свои фотографии, была основана на цветных светофильтрах — синем, зеленом и красном. С применением каждого из них быстро делалось по одному черно-белому снимку. Для просмотра таких фотографий в цвете использовался проектор: через такие же фильтры каждый из черно-белых снимков проецировался на один экран, в итоге получалась цветная картинка.

 

 

 

После революции 1917 года Прокудин-Горский уехал во Францию, работал с братьями Люмьер. Скончался в 1944 году и был похоронен в Париже, оставив после себя огромное культурное наследие. Его «Коллекция достопримечательностей Российской империи», собранная за десяток с лишним лет, является одним из первых и наилучшим образом сохранившихся собраний цветных фотоснимков. Прокудин-Горский объездил половину Империи — от Карелии до Бухары, оставив сотни снимков прекрасного качества. Их подбором и восстановлением занимался и продолжает заниматься целый ряд реставраторов. Их работы были выставлены в Библиотеке Конгресса США, а также на сайте проекта «Наследие С. М. Прокудина-Горского», который дает возможность ближе познакомиться с творчеством и биографией великого русского фотохудожника.

1904-1916. Фотографии С.М. Прокудина-Горского (1863-1944): pavel_kosenko — LiveJournal


1909, Russua. Three generations. A.P. Kalganov with son and granddaughter. The last two work in the shops of the Zlatoust plant.

Я тут недавно делал подборку фотографий Прокудина-Горского для своего англоязычного блога. Пусть уж тогда и тут повисит, раз работу проделал. Единственное, на что у меня не хватит сил, это на переделывание подписей по-русски. Уж простите, но подписи будут по-английски. Зато по-русски я добавлю небольшой спроводительный текст.

***

Вот вроде все слышали про Прокудина-Горского, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации» (любопытно, конечно, было наблюдать ажиотаж вокруг того, что итак давно известно). А хороших подборок фотографий одного из первых в мире, между прочим, цветных фотографов я не встречал. Понятно, что Сергей Михайлович был в первую очередь химиком. Однако он столько лет посвятил любимому делу, что со временем у него начали получаться неплохие снимки, а не просто фиксация реальности.

Если говорить про историю, то формально Прокудин-Горский не был первым фотографом, снимающем в цвете. Как минимум, до него были Джеймс Кларк Максвелл, Габриель Липман, Фредерик Айвис, Герман Фогель, Луи Дюко дю Орон, Шарль Кро, Джон Джоули, а параллельно с ним Рудольф Фишер, Джордж Истман, Леопольд Манне, Леопольд Годовский, братья Люмьер и Адольф Мите, которого Сергей Михайлович считал своим учителем и у которого позаимствовал конструкцию уосвершенствованной им затем камеры.

Однако никто из перечисленных людей не оставил фотографического наследия, почти все они были в первую очередь учеными, химиками, физиками и первооткрывателями. Они создавали теорию цветоделения, разрабатывали и усовершенствовали технологию, открывали сенсебилизатры, светочуствительные пластинки и химикаты. Но никто из них не фотографировал.

Прокудин-Горский не просто усовершенствовал наработки предшественников с технологической точки зрения (на его счету не мало химических изобретений), но и сделал более 4000 фотографий в разных уголках планеты. К сожалению, благодаря событиям 1917 года до нашего времени дошли чуть менее 2000 пластин, причем сохранены они исключительно благодаря тому, что были вывезены из России и в настоящее время находятся в Библиотеке Конгресса США.

Когда демонстриуют снимки Прокудина-Горского, чаще всего речь идет о фотографиях России. Не все знают о том, что кроме этого Сергей Михайлович снимал на Украине, в Белорусии, на территориях современной Грузии и Узбекистана, Таджикистана, Кыргизстана, Азербайджана, Турции, Латвии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Дании, Италии и Австрии. Но большая часть дошедших до нас снимков действительно сделана в в пределах территории тогдашней России.

Обычно подборки фотографий Прокудина-Горского состоят из видовых картинок и привлекают внимание скорее любителей истории, чем фотографии. Существуют специальные сайты, где люди изучают оставленное им наследие, находят места, где были сделаны фотографии, делают снимок с того же ракурса и создают библиотеку сравнений «100 лет спустя». Все это, наверное, весьма любопытно, но лично мне никогда не было интересно. Точнее, интерес к видовым открыткам довольно быстро угасает, стоит посмотреть пару десятков. А вот фотографии людей я могу разглядывать очень долго, и многократно к ним возвращаться.

Несмотря на то, что фотографий с людьми у Прокудина-Горского не так уж и много, они есть. В этой подборке из 64 фотографий я решил собрать лучшие из них, плюс добавил буквально пару пейзажей для дополнения общей картины. Все фотографии в достаточно хорошем качестве (1800 px по длинной стороне). Часть я подкорректировал по цвету, но в основном удовлетворился репродукциями с сайта www.prokudin-gorsky.org.

2.

1907, Uzbekistan. Chained prisoners, Bukhara

3.

1911, Uzbekistan. Emir of Bukhara. Bukhara

4.

1911, Russia. Dagestani types, village of Arakani

5.

1907, Uzbekistan. Prison of the town of Bukhara.

6.

1907, Uzbekistan, Bakery in the town of Bukhara

7.

1916, Russia. On the handcar outside Petrozavodsk on the Murmansk railway

8.

1910, Russia. Work at the Bakalskii mine, Tiazhelyi iron mine. Irkuskan hill near Bakal

9.

1907, Kyrgyzstan. At the Saliuktin mines.

10.

1909, Russia. Peasant girls, Topornya village

11.

1909, Russia. Dagestan, village of Arakani, Lezgian

12.

1912, Georgia. Georgian women, in the park of Borzhom

13.

1912, Georgia, Cotton. In Sukhum Botanical Garden

14.

1912, Azerbaijan. Mugan. Settler’s family. Settlement of Grafovka, Grafskii

15.

1911, Uzbekistan. Sart types. Samarkand

16.

1911, Uzbekistan. Nazar Magomet. Golodnaia Steppe

17.

1911, Uzbekistan, Nomadic Kirghiz. Golodnaia Steppe

18.

1910, Russia. Spinning yarn. In the village of Izvedovo

19.

1911, Russia. His Highness Khan of Khiva in Winter Palace, Saint Petersburg

20.

1912, Russia. Laying concrete for the dam’s sluice. Near the village of Beloomut

21.

1911, Uzbekistan. Doctors. Samarkand

22.

1912, Turkey. Mullah with his female students near the Artomelinskaia mosque in Artvin

23.

1910, Russia. Bashkir switchman. Near Ust-Katav station

24.

1912, Turkey. Armenian woman in holiday attire, Artvin

25.

1909, Russia. Ostrechiny. Study. Svir River

26.

1912, Georgia. Mullahs in mosque. Aziziia. Batum

27.

1912, Azerbaijan, Mugan Steppe. Georgian woman in a folk costume

28.

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

29.

1916, Russia. Baling machine for hay. Near Kondopoga village

30.

1916, Russia. Austrian prisoners of war near a barrack, near Kondopoga village

31.

1916, Russia. Group. Near the lake of Vygozero

32.

1911, Uzbekistan. Bukhara bureaucrat. At the palace In the Emir’s Shir-Budun garden near Bukhara

33.

1911, Uzbekistan, Shepherd. Samarkand

34.

1911, Uzbekistan. Sentry at the palace, and old cannons. In Registan square. Bukhara

35.

1911, Uzbekistan. At work on the upper reaches of the Syr-Darya. Golodnaia Steppe

36.

1912, Russia. Night camp by a rock on the bank of the Chusovaia

37.

1911, Uzbekistan. Camel caravan carrying thorns for fodder. Golodnaia Steppe

38.

1904, Ukraine. In Little Russia. Near the town of Putivl in Kursk Province

39.

Study with boy. Western Europe

40.

1912, Belorussia. Harvested field. Vitebsk Province

41.

1909, Russia. Haying at the Leushinskii Monastery

42.

1911, Uzbekistan. Group of Jewish children with a teacher. Samarkand

43.

1908, Switzerland. At veranda in Lugano

44.

1912, Georgia. Packaging department. Borzhom

45.

1911, Uzbekistan. On the Registan. Samarkand

46.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture in the Murgab Estate. Bairam-Ali

47.

1911, Uzbekistan. Prime Minister of Bukhara (Kush-Beggi)

48.

1907, Uzbekistan. Students. Samarkand

49.

1911, Uzbekistan. Carpenter. Samarkand

50.

1911, Uzbekistan. Trader in the Registan. Samarkand

51.

1909, Russia. Northwest part of the town of Zlatoust

52.

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

53.

1911, Uzbekistan. Kebab restaurant. Samarkand

54.

1911, Uzbekistan. In the court of Shir-Dor mosque. Samarkand

55.

1909, Russia. Pinkhus Karlinskii. Eighty-four years old. Sixty-six years of service. Supervisor of Chernigov floodgate

56.

1911, Turkmenistan. Tekin with his family. Bairam-Ali area

57.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture. Bairam-Ali area, Murgab Estate

58.

1911, Uzbekistan. Water-carrier. Samarkand

59.

1911, Uzbekistan. Policeman in Samarkand

60.

1911, Turkmenistan. Workers packing oil cake. Bairam-Ali

61.

1911, Turkmenistan. Dzhigit Ibragim. Bairam-Ali area

62.

1907, Kyrgyzstan. Observing a solar eclipse on January 1, 1907, near the Cherniaevo Station in the Tian-Shan mountains above the Saliukta mines

63.

1907, Uzbekistan. Elderly Sart man (Babaika), Samarkand

64.

1912, Georgia, On the Skuritskhali River. Study. Orto-Batum village. Self-portrait

Смотрите также


1940-1943. Цветные фотографии Kodachromes

Полный список моих подборок работ хороших фотографов:
Фотографы. Рубрикатор

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Я в других соцсетях — Инстаграм, Фейсбук, Вконтакте.

«Монрепо» в цвете» в фотографиях С.М. Прокудина-Горского

  Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) стал первым фотографом, который в начале XX века запечатлел всю красоту природы Монрепо в цветном изображении.

  По образованию химик, по призванию фотохудожник, дворянского происхождения, из семьи военного. В юности интересовался художественным творчеством, хорошо играл на скрипке. В дальнейшем увлечение фотографией требовало глубоких знаний по химии, физике и математике, Д. И. Менделеев стал для него кумиром и учителем. Сергей Михайлович занялся научной работой, затем преподавательской деятельностью по фотохимии и фотографии, принимал участие в фотовыставках, неоднократно получая звания и награды. Фотография стала делом всей его жизни.

  В начале 1900-х годов в Санкт-Петербурге на ул. Большой Подъяческой д.22, кв.37 находилась его фотолаборатория и мастерская.
  Кстати, на Большой Подьяческой улице в 1797 году купил особняк барон Людвиг Генрих Николаи, владелец выборгского имения Монрепо, живописные пейзажи которого, спустя век фотографировал Прокудин-Горский.  Вот что писал Николаи графу Семену Романовичу Воронцову в мае 1797 года: «На днях я совершил весьма благоприятное приобретение. Я купил особняк в Петербурге, должно быть, один из самых аккуратно и надежно построенных. Особняк сей находится на некотором удалении от сосредоточия придворной жизни, на Подьяческой улице. Особняк сей всецело соответствует моим вкусам».


  В Петербурге С. М. Прокудин-Горский работал издателем и редактором журнала «Фотограф-любитель», писал статьи о ручном фотоаппарате и печатании негативов.  


  В 1903 году в Германии, по чертежам А. Мите, была изготовлена фотокамера по индивидуальному заказу Прокудина-Горского для фотографирования методом «трехцветной фотографии». В данном методе съёмка осуществлялась через красный, зеленый и синий фильтры, когда все три цвета экспонировались на стеклянную фотопластину формата 24×9 см. Годом ранее Прокудин-Горский проходил обучение в одной из Берлинских фотошкол под руководством А. Мите. Как только Прокудину-Горскому была доставлена камера, он сразу отправился в путешествие по Великому княжеству Финляндскому. Свои первые съёмки Сергей Михайлович осуществил в сентябре 1903 года, когда были отсняты осенние кадры Карельского перешейка, Сайменского канала, Выборга и его окрестностей.


  Прокудин-Горский сделал серию фотографий и в парке Монрепо. Ясным осенним утром Сергей Михайлович прибыл в г. Выборг. Запечатлев исторические виды старого города, он отправляется в имение Монрепо в котором он, скорее всего, был уже не в первый раз. Монрепо привлекало его редкими пейзажными видами, тихими уголками парка, зеркальной водной гладью. Так появились и сохранились до наших дней следующие фотоизображения:
Скульптура Вяйнямёйнена, вид на остров «Турецкой Палатки» (по ошибке автора, данная фотография была подписана в альбоме как «На Сайменском озере»). Также на двух фотографиях Прокудина-Горского изображена «Капелла Людвигсбург», названная автором как «Замок в Монрепо» и «Усыпальница». Последний снимок сохранился только в виде открытки. Данные фотографии, скорее всего, были сделаны Прокудиным-Горским в разное время (из-за визуальных отличий двух снимков).


  В конце 1905 года Прокудин-Горский планировал издать более 400 цветных открыток с лучшими фотографиями из его путешествий 1903-1905 годов с видами Великого Княжества Финляндского, Петербурга, Кавказа и Крыма, но из-за недостатка в финансировании удалось издать только около 90 почтовых открыток. В данный список вошли и утраченные изображения, сделанные в Монрепо, названные автором как «Купальня», «Клумба цветов» и «Уголок в парке Монрепо».

  Судьбоносной была встреча и знакомство с Николаем II в мае 1909 года. Сергей Михайлович был приглашен в Царское Село для показа своих фотокартин. Восхищенный Император дает разрешение на реализацию проекта «Вся Россия» и право для повсеместной съёмки.  


  Прокудин-Горский отправляется на специально оборудованном поезде в экспедицию по Российской Империи,  также в его распоряжение был предоставлен пароход с командой и автомобиль «Форд». Цель экспедиции — запечатлеть в цветной фотографии достопримечательности необъятной и прекрасной Родины и сделать коллекцию доступной самой широкой публике. Проект был рассчитан на десять лет и требовал много сил, времени и знаний.


Сергей Михайлович снимал монументальную архитектуру, стараясь передать геометрию форм и живописность объекта, с удивительной читаемостью деталей на видовых снимках. Фотографировал он и известных, выдающихся личностей: семью Романовых, писателя Льва Толстого в его юбилей, оперного певца Федора Шаляпина. Фотографии его отличались яркостью и выразительностью.


Заключительная поездка по России в 1916 г. состоялась в г. Мурманск и на Соловецкие острова.
 В 1918 году Сергею Михайловичу из-за осложнившейся политической обстановки пришлось уехать из страны,  в которую он уже не вернется.
 Около 2 тысяч негативов Прокудина-Горского в 1948 г. были куплены Библиотекой Конгресса США, где они  хранятся по настоящее время. Особое восхищение вызывает не только качество сохранившейся части коллекции, но и преданность своему делу и отношение фотографа к творческому процессу.


  Он был высокодуховной личностью, большим профессионалом своего дела, гениальным в своей методике, увлеченный идеями и новыми изобретениями, посвятивший большую часть своей жизни фотографии. Он хотел, чтобы подрастающее поколение знало, чем богата историческая Россия.
 

С.М. Прокудин-Горский, фотограф-пейзажист своего времени, оставил яркий след в истории Монрепо.

Мл.  научный сотрудник Салманов А. С.

При написании статьи были использованы следующие источники:
1. «Великие умы России. Том 3» Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Сёмова Л.В. ИД КП, 2016.
2. «Российская Империя в цветных фотографиях». Сергей Михайлович Прокудин-Горский. ИД АСТ, 2017.

Иллюстрации:
1. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Фото-портрет;
2. Фото С.М. Прокудина-Горского, «Остров Турецкой Палатки»;
3. Фото С.М. Прокудина-Горского, «Капелла Людвигсбург»;
4. Фото С.М. Прокудина-Горского, «Памятник Вяйнямёйнену»;
5. Фотоаппарат системы А. Мите;
6. Открытка. С фото С.М. Прокудина-Горского. Выборг.

 

Об этой коллекции | Собрание Прокудина-Горского | Цифровые коллекции | Библиотека Конгресса

Содержит цветные фотографические обзоры обширной Российской Империи, сделанные между ок. 1905 и 1915 годы. Среди 2607 различных изображений часто встречаются люди, религиозная архитектура, исторические места, промышленность и сельское хозяйство, строительство общественных работ, сцены вдоль водных и железнодорожных путей, а также виды деревень и городов. Активный фотограф и ученый Прокудин-Горский (1863-1944) реализовал большую часть своего амбициозного цветного документального проекта с 1909 по 1915 год.Библиотека Конгресса приобрела коллекцию у сыновей фотографа в 1948 году.

Онлайн-коллекция представляет видение и наследие Прокудина-Горского в нескольких форматах изображений:

  • Стеклянные негативы: 1902 черно-белых трехкадровых изображения, сделанных с помощью цветоделительных фильтров
  • Отпечатки в тонах сепии: 705 фотографий без стеклянных негативов (воспроизведены из альбомов Прокудина-Горского)
  • Страниц альбома, на которых показаны все 2433 отпечатка и подписи в оттенках сепии
  • Современные цветные композиты: 1902 цифровых изображения, сделанных со стеклянных негативов в 2004 году
  • Современные цветопередачи: 122 цифровых файла, сделанных из стеклянных негативов в 2000-2001 гг.

Предпосылки и сфера применения

Сергей Прокудин-Горский и другие сидят в кемпинге.

LC-DIG-ppmsc-04445 Используя новейшие технологические достижения в цветной фотографии, Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) совершил многочисленные фотографические поездки для систематического документирования Российской Империи. Он провел большую часть своих визуальных наблюдений между 1909 и 1915 годами, хотя некоторые из его работ датируются 1905 годом. Империя в то время простиралась на 7000 миль с запада на восток и на 3000 миль с севера на юг и составляла одну шестую часть земного шара. массив суши.Это была самая большая империя в истории, которая охватывала сегодня одиннадцать различных часовых поясов.

Царь Николай II поддержал этот амбициозный проект, предоставив проездные и транспортировку: по железной дороге, на лодке и автомобиле. Каждое путешествие Прокудина-Горского представлено фотоальбомом и соответствующими негативами. Также есть альбом различных этюдов, в том числе европейских.

Выставка фотографий Прокудина-Горского:

  • сакральная архитектура и связанные с ней примечательные святыни (церкви, соборы, монастыри и мечети)
  • литургических и светских предметов, имеющих историческое значение (облачения, иконы, реликварии и другие предметы, относящиеся к святым, прежним царям и наполеоновской войне)
  • общественных работ (проектирование, строительство и использование железных дорог, мостов, плотин, каналов, шлюзов и дорог)
  • промышленность (добыча железа, золота и меди; производство изделий из хлопка и серебра; различные профессии, такие как пастухи и уличные торговцы)
  • сельское хозяйство (чайные плантации и сельскохозяйственная деятельность, такая как посадка растений и сенокошение)
  • человек, часто позирующих в традиционной одежде
  • видов городов, деревень, набережных, пейзажей и цветущих растений.

Форматы изображений

Онлайн-коллекция представляет видение и наследие Прокудина-Горского в нескольких форматах; каждое отдельное изображение представлено одним или несколькими цифровыми репродукциями. [Получить примеры негативов и отпечатков]

Хронологическое описание поездок и альбомов

Примечание: Links извлекают библиографическую запись для альбома с соответствующими оцифрованными страницами альбома.

статей и очерков | Собрание Прокудина-Горского | Цифровые коллекции | Библиотека Конгресса

Статьи и очерки | Собрание Прокудина-Горского | Цифровые коллекции | Библиотека Конгресса Перейти к основному содержанию
  • Биографическая информация Сергей Михайлович Прокудин-Горский на дрезинице у Петрозаводска по Мурм.ж.д. [На дрезине по Мурманской железной дороге под Петрозаводском]. Сергей Прокудин-Горский, фотограф [1915]. Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса. LC-DIG-ppmsc-03951 Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в селе Фуникова гора в сельской Владимирской губернии к востоку от Москвы в 1863 году, получил образование химика и посвятил свою карьеру развитию фотографии. Он…
  • Россия в цветных фотографиях, 1905-1914 гг. (Первоначально опубликовано под названием «Коллекция цветных фотографий России начала ХХ века в Библиотеке Конгресса: Неожиданные последствия оцифровки коллекции, 2000-2017 гг.», В Славянских и восточноевропейских информационных ресурсах, 18, № .3/4 (осень / зима 2017 г.), страницы 223–230. Эта статья является работой правительства США и не подлежит защите авторских прав в США)
  • Метод цветной фотографии Введение Фонарь-проектор из: Томас Крэдок Хепворт, Книга Фонаря.Нью-Йорк: Эдвард Л. Уилсон, 1889 Прокудин-Горский создал свои негативы, используя камеру, которая трижды экспонировала одну продолговатую стеклянную пластину в быстрой последовательности через три разных цветовых фильтра: синий, зеленый и красный. Для официальных презентаций он напечатал положительные стеклянные слайды этих негативов и проецировал их через магию тройной линзы . ..

С.М. Прокудин-Горский — фотограф царя

С. М. Прокудин-Горский — фотограф царя

ФОТОГРАФ ЦАРУ

Фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944) представляют собой яркий портрет затерянного мира — Российской Империи накануне Первой мировой войны и грядущей революции.

Прокудин-Горский родился в Санкт-Петербурге, получил образование химика и посвятил свою карьеру развитию фотографии.В начале 1900-х годов он разработал гениальную технику цветных фотографий. Тот же объект был запечатлен в черно-белом режиме на стеклянных негативах с использованием красного, зеленого и синего фильтров. Затем он представил эти изображения в цвете в слайд-лекциях, используя систему светового проецирования.

При поддержке царя Николая II в период с 1909 по 1915 год Прокудин-Горский провел обследование одиннадцати регионов России, путешествуя в специально оборудованном железнодорожном вагоне. Его предметы варьировались от средневековых церквей и монастырей до железных дорог и заводов зарождающейся промышленной державы, до повседневной жизни и работы разнообразного населения России.

В 1918 году, после революции, Прокудин-Горский уехал в ссылку, прихватив с собой только свою коллекцию из почти 2000 стеклянных негативов и свои фотоальбомы. Коллекция была приобретена Библиотекой Конгресса (LOC) в 1948 году у его наследников.

В 2001 году было отсканировано несколько стеклянных пластин, и благодаря инновационному процессу, известному как дигихроматография, были получены яркие цветные изображения. Виртуальная выставка Империя, которой была Россия , собрала миллионы людей по всему миру.

Когда я впервые увидел фотографии Прокудина-Горского, я был так поражен и очарован, что сразу решил сам попробовать дигихроматографию. Я скачал и восстановил 156 изображений, которые вы можете увидеть на моем сайте. Из-за многих лет небрежного хранения большинство негативов находятся в очень плохом состоянии, и мне требуются часы кропотливой работы, чтобы восстановить их первоначальный блеск. Сотни уникальных цветных образов прошлого все еще ждут своего возвращения к жизни.

ССЫЛКИ

Если вы хотите приобрести полную коллекцию моих реставраций (160 JPEG, около 3000 x 3000 пикселей каждая), отправьте 30 долларов на мою учетную запись Paypal [email protected], и я предоставлю вам ссылку для загрузки.

Написал и закодировал Алексей Гриденко

Цветные фотографии Толстого Прокудина-Горского

Профиль журнала

Профессиональные новости

Старые выпуски Digital

Обзоры книг

Толстой Изображение галерея

Толстой Фильмография

Толстой Фильм

Толстой в цвете

Учебные ресурсы

Толстые ссылки

Академические ресурсы

Толстой в цвете


***

Посмотреть все фотографии, сделанные Прокудиным-Горским в Ясной Поляне в мае 1908 г.

***

В 1908 году Сергей Михайлович Прокудин-Горский, русский ученый, изобретатель и предприниматель, направил Л. Н. Толстому следующее письмо:

23 марта 1908
С. Петербург.

Уважаемый Лев Николаевича,

Я недавно кто-то разработал цветную фотопластинку (имя которой я не помню) взял из вас. Результат был очень плохим — видимо, это кто-то сделал незнаком с процессом. Фотография «в естественных тонах» это моя специальность, и вы, возможно, знаете мое имя из прессы. После многих лет работы, теперь я добился отличных результатов в производстве точных цвета. Мои цветные проекции известны и в Европе, и в России. Теперь, когда мой метод фотографии требует не более 1–3 секунд, Позволю себе попросить вашего разрешения на визит на один или два дня (учитывая состояние вашего здоровья и погоду), чтобы принять несколько цветных фотографий вас и вашего супруга.Тончайшие нюансы цвета переданы полностью и правильно. … Моя работа — результат изучения свойств бромистого серебра. Мне кажется, что фотографирование вы в полной и точной цветопередаче в естественном окружении услуга всему миру. Эти образы вечны — они не меняются. Никакой другой цветовой процесс не может достичь таких результатов. Лев Николаевич, если вы готовы оказать эту прекрасную услугу не только мне, но и вашим бесчисленным поклонникам, то вы позволите мне приехать когда-нибудь до 2 апреля, так как 5 апреля я должен уехать на химический конгресс В Лондоне.Если это невозможно, то, возможно, я смогу приехать во время первая половина июня. Как я уже упоминал, мне нужно всего от 1 до 3 секунды, чтобы сделать снимок, поэтому это не будет чрезмерным утомительно для вас.

С глубоким уважением, С. Прокудин-Горский

Прокудин-Горский получил запросил приглашение и провел два дня (22-23 мая 1908 г., ст. Ясная поляна.Через несколько дней он отправил Толстому следующее письмо:

27 мая 1908 г.

Уважаемый и Уважаемый Лев Николаевич,

Только сегодня Я вернулся домой, будучи задержанным в Москве у Н. С. Бакуниной. место. Я с большим удовольствием вспоминаю те два дня, которые я провел с вами в Ясная поляна. Большое вам спасибо — все у вас такие добрые.Получился окончательный портрет, сделанный в цвете (на большую камеру). отлично, и я постараюсь отправить вам копию в ближайшее время. Сегодня прилагаю для вас фоторепортаж, который я издаю, и хотя вы скорее всего не будет времени разбираться в этом, приятно думать, что это будет у вас дома. Более того, внутри вы найдете множество картинок изготовлены в моих мастерских по моим фотографиям — возможно, когда у вас шанс, взгляни.Прилагаю также несколько цветных открыток. с моих негативов. Не все полностью успешны, но есть некоторые неплохие.

Очень приятно покажу вам мои работы, так как я уверен, что вы получите удовольствие от моих успехов.

На десять лет и старше и за пределами чисто научной области фотохимии, я работал по организации создания цветной фотографии в России.До сих пор все делалось исключительно за рубежом, и теперь мы тоже делают успехи. Это было особенно сложно, поскольку я только русский, который работает в этой сфере, и все меры были приняты подавить мои заигрывания, но им это не удалось. Через неделю я буду пришлю вам что-то в цвете, которое я сняла в Ясной Поляне. я прошу прощения за то, что вы отговорили вас и все время занимали Иногда Закрываю глаза и смотрю, что происходит в Ясной Поляне.

Наверное, в конце Июнь. Мне нужно заняться делами вокруг Тулы, и я попрошу ваше разрешение, зайти и увидеть вас, хоть и на несколько часов.

От всей души желаю здоровья и всего наилучшего.

С уважением, С. Прокудин-Горский.

П.С. Я не буду приносить любое огромное фотооборудование вместе со мной, конечно.

Несколько месяцев спустя в его Выпуск август 1908 г., Труды Русского технического общества опубликовал следующее объявление с описанием «первого русского цветной фотопортрет », цветная фотография Л. Н. Толстого:

«В день графа День рождения Льва Николаевича Толстого, вся российская пресса встречает великий писатель земли русской, посвящая ему статьи, воспоминания, и свидетельства о его литературной деятельности… Наше издание, как чисто технический, не может почтить этого почтенного представителя Русская мысль и слово со специальными статьями. Однако желая принимают участие в общих праздниках, редакция журнала Труды Русского технического общества решено опубликовать в это августовский выпуск, новейший портрет Толстого, dernier mot в фототехнике. Портрет был сделан на месте и в естественных цветах, достигнутых техническими методами в одиночку, без использования кисти или инструмента художника.Портрет тем более уместен в этот праздничный день, поскольку он отмечает Русские технологии. Только из-за технических улучшений в цвете чувствительность и точность передачи цвета, усовершенствованные в России С. У М. Прокудина-Горского такой портрет возможен.

Портрет изготовлен фотомеханическим методом: распечатывается на странице типографским машина в трех цветах с использованием трех разных цветных пластин.Нюансы цветов и даже серый были произведены из сочетания синего, красный и желтый красители — каждому из соответствующих цветных пластин, свидетельствующих верности анализа цветных лучей и синтеза пигменты »

Прокудин-Горский написал другая подпись к фотографии, которая по неизвестным причинам не использовался. Позже он был найден в госархиве в Ленинграде, и опубликовано впервые в 1970 году С.Гаранина:

Включено в настоящее Выпуском является портрет графа Л. Н. Толстого, сделанный мною на 23 мая этого года [1908]. Это первый и единственный цветной портрет. сделано непосредственно « d’après nature » [ ] . Несмотря на некоторые неблагоприятные условия для фотографирования (из-за урагана в мае), что заставило меня значительно увеличить время выдержки, мне все же пришлось ограничиться выдержкой время всего шесть секунд, включая время, необходимое для движения [стеклянной фотопластинки] через очень большую кассету.Кадр был сделан один раз, и я лично отнес кассету в Москва, где можно было только снять тарелки и упаковать их. Разработка пластин проходила в Петербурге. Это чрезвычайно сложная работа могла быть выполнена с таким коротким временем выдержки только из-за необычайной чувствительности моих пластин к световым лучам и их правильный перевод, который поймет любой, кто знаком с технологией цветного воспроизведения.

Мысль взять мне совершенно случайно пришел широкоформатный портрет Толстого, и это было предпринято больше потому, что мои друзья настаивали на этом, чем на моя личная инициатива. Дело в том, что я давно хотел попросить разрешение Толстого снять его портрет для демонстрации моя цветная фотография. Мой письменный запрос был отправлен в начале Май г. [эта дата расходится с информацией сверху, которая указывает, что Прокудин-Горский отправил запрос в конце марта. 1908] , и я получил дружеское согласие Толстого.Перед моим отъездом многие мои знакомые, узнав, что я брал с собой только маленькая камера, уговорила взять что-то более существенное по размеру, чтобы впоследствии можно было подготовить масштабный портрет и распечатать его для общего пользования. Несмотря на значительный громоздкость устройства и большие технические сложности я решил попытаться провести этот эксперимент и в середине мая я уехал в Ясную Поляна.Толстой был очень дружелюбен и, несмотря на очень мало бесплатных время, он разговаривал со мной несколько часов во время моего трехдневного пребывания [на самом деле два дня] в Ясной Поляне. Его особенно интересовало все новейшие открытия в разных областях науки, а также заинтересованные в фотографическом воспроизведении изображений в правдоподобных цветах.

Толстого сравнительно слабое здоровье, преклонный возраст, постоянная работа и различные посетители не позволили мне сделать предварительные экспериментальные снимки, поэтому необходимо полагаться в основном на мой большой опыт и чуткость плит.Учитывая крайне неблагоприятное место для фотографирования, фотография была сделана в саду, в тени, отбрасываемой от дом. На заднем плане ярко светило солнце. Фотография сняли в 5:30 вечера, сразу после возвращения Толстого. от верховой езды. София Андреевна, жена Льва Николаевича, сделала она делает все возможное, чтобы внести свой вклад в успех этой работы, за которую я предлагаю моя искренняя ей благодарность.

Печать портрета производится без каких-либо исправлений и окраски, тем самым сохраняя полная достоверность репродукции.

С. Прокудин-Горский (1)

Посмотреть все фотографии, сделанные Прокудиным-Горским в Ясной Поляне в мае 1908.

Прокудина-Горского и история цветной фотографии

Почти с изобретения фотографии в конце 1830-х годов фотографы сотрудничали с художниками производить цветные фотографии с ручной тонировкой, а позже, в 1880-х, создавать фотохромы, цветные литографии из черно-белых фотографических негативы.

Настоящая цветная фотография была впервые продемонстрировано в 1861 году, когда шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл произвел первую цветную фотографию, используя процесс, очень похожий на тот, который позже усовершенствовал Прокудин-Горский: Три черно-белых (подробнее в частности, полутоновые) фотографические слайды были сняты последовательно тартановой ленты. Каждая фотография была сделана в другом цвете. фильтр: красный, синий и зеленый. В результате были получены три фотографии. который представлял спектр в различных оттенках серого (более светлые оттенки были светло-серыми, более темные оттенки были темно-серыми).Максвелл тогда спроецировал три слайда с использованием трех разных проекторов, каждый из которых оснащен тот же цветной фильтр, который использовался для создания слайда. С весь световой спектр состоит из смесей этих трех основных цвета света — красный и зеленый вместе составляют желтый, красный и синий сделать пурпурный, а синий и зеленый — голубой — три основных цвета изображения, когда они идеально выровнены, давали первую цветную фотографическую изображение:

(Максвелла тартановая лента с моими разработками.Фактически, Максвелл также снимал и проецировал желтое изображение в дополнение к трем выше. Почему он использовал дополнительный фильтр неясен, но его вероятная цель состояла в том, чтобы уменьшить действие синих лучей, поскольку фотопленка была особенно чувствителен к синему в то время.)

К концу девятнадцатого века, химики и изобретатели, особенно Фредерик Э. Айвз и Адольф Мите усовершенствовал эксперименты Максвелла.В начале 1890-х гг. Айвз производил надежную трехцветную камеру (так называемую по-разному Хромоскоп, Кромоскоп или Тройная камера Kromskope) который произвел «кромограмму». Специализированный просмотрщик или проектор использовался для просмотра изображений.

Трехцветная проекция однако процесс не был единственным способом создания цветных фотографических изображений. изображение. В 1904 году братья Люмьер разработали первый практический процесс коммерческой цветной фотографии, в результате которого был получен один полноцветный изображение, используя единственную фотопластинку, называемую Автохромом.В процесс был гениальным: они начали с нанесения на стеклянную пластину равномерного дисперсная эмульсия, содержащая микроскопические полупрозрачные зерна крахмала покрасил в цвета основных цветов света: красный, зеленый и синий (около пяти миллионов частиц на квадратный дюйм).


(Выше показано расположение частиц окрашенного крахмала, как показано на Люмьер U. Заявка на патент S. Я добавил цвет. В патенте указано, что зерна могут быть крахмальными, дрожжевыми, бациллами, эмалями или другими прозрачными материалы)

В завершение, Люмьер затем нанесли слой геля, содержащий ортохроматический (чувствительный к цвету) эмульсия бромистого серебра и слой лака.

«Когда один из этих пластины выставлены, спиной к стеклу, светящийся лучи проходят через покрытие экрана, прежде чем достичь чувствительного покрытия. Понятно, что луч любого цвета не может пересечь трафаретное покрытие [полупрозрачный крахмал], за исключением частей, подобных цвет и что он будет более или менее задержан частицами, которые не содержат этого цвета или содержат только его часть.Таким образом отпечаток будет производиться на каждой точке чувствительного слоя, интенсивность которого будет зависеть от состава карандаша лучей, образующих картину в этой точке, и на цвете частицы, через которые он проходит в одной и той же точке ». (цитируя из произведения Люмьер U. S. Заявка на патент)

То есть химический запись сделана на светочувствительной эмульсии, соответствующей цвет и интенсивность фотографируемого изображения.Поскольку серебро бромид производит негатив изображения, когда изображение было изначально разработан (без исправления), в результате получился дополнительный цвет изображение. Чтобы получить окончательное, позитивное цветное изображение, фотограф снова проявил слайд. Для просмотра фотопластинки можно было проецируйте его через волшебный фонарь или просто поднесите к свету. Автохромы уникальны тем, что развиты негативное и позитивное. на той же стеклянной пластине окрашенные гранулы крахмала, обеспечивающие цвет и бромид серебра, регулирующий оттенок.

(Изображение произведенный на автохроме был мягким и утонченным, почти как импрессионист. акварель. Поскольку внимательный осмотр выявит образец основного цвета частиц, эффект был похож на пуантилизм. Одна из причин Непосредственная популярность автохрома заключалась в том, что он был основан на стекле. пластины, которые подходят к большинству камер.)

Учитывая преобладание рынка, неудавшаяся фотография, о которой Прокудин-Горский упоминает в своем письме Скорее всего, Толстой был снят с помощью «Автохрома Люмьера».

Хотя Стеклянные пластины Люмьера широко использовались, когда он взял вышеуказанное Снимок Толстого Прокудин-Горский использовал фотоаппарат, который работал вместе линии трехцветного отростка Максвелла. По-видимому, используя камеру его собственный дизайн (хотя он был основан на существующих камерах, изобретенных Мите и Айвз) Прокудин-Горский сделал три черно-белых фотографии. в быстрой последовательности с помощью редукторного пружинного двигателя, который тянул кассета с прямоугольным пластинчатым негативом через три последовательные экспозиции противоположных цветных фильтров.(Он упоминает об этом процессе выше в его неопубликованном предисловии к фотопортрету Толстого.)

(Мите-Бермполь Dreifarbenkamera («Трехцветная камера»), созданная Адольфом. Мите и производится с 1899 г., когда Прокудин-Горский еще был учится у Мите в Берлине.)

Фотоаппарат Мите (выше) был известен как «один выстрел», потому что он мог одновременно сделайте три экспозиции с разделением цветов, используя призму и зеркала, чтобы разделить свет.Из неопубликованного предисловия к портрету Толстого и из его письма Толстому видно, что Прокудин-Горский использовал другую, более крупную камеру с зубчатым приводом в Ясной Поляне ( большой фотоаппарат «). Однокадровый фотоаппарат мог производить только малоформатные слайды, что значительно ограничивает конечный размер проекции и печати. Возможно Однокадровая камера Мите была «маленькой камерой», которую Прокудин-Горский относится к. Также возможно, что «маленькая камера» была снимала слайды Autochrome, так как Гаранина сообщает, что есть сохранившиеся цветные стеклянные слайды Ясной Поляны, сделанные Прокудиным-Горским в мае 1908 г.

Оборудование в стороне, Прокудин-Горский поставил перед собой цель создать три негатива: на одном только синие тона, один захватил красный, а другой захватил зеленый. Прокудин-Горский развил стеклянный негатив на другой стеклянная пластина, производящая черно-белое позитивное слайд, подобное внизу (снято 23 мая 1908 г. в Ясной Поляне):

Чтобы получить цветное изображение, Прокудин-Горский использовал специализированный проектор, оснащенный соответствующими цветными фильтрами между изображением и линзой.

Тщательно выровняв три проекции, он мог спроецировать полноцветное изображение, подобное ниже на экран:

(я использовал Photoshop назначать цветовые каналы каждому из трех черно-белых изображений Ясной Поляны выше, затем зарегистрировали их. Полоски цвета результат разложения эмульсии. Глянь сюда за все фотографии, сделанные Прокудиным-Горским в Ясной Поляне.)

В его письмах и научных сочинений, Прокудин-Горский изо всех сил настаивает на объективном характере цветопередачи («натуральный цвет», «нет кисти художника», «точные, правдоподобные цвета» и др.). Многие факторы, однако оставался очень субъективным и находился под его непосредственным контролем во время процесс разработки и проектирования. Несомненно, он манипулировал своим слайд-шоу изображений для получения «самых настоящих» цветов.

По данным архивариуса в Библиотеке Конгресса большинство оригинальных стеклянных негативов в Ясной Поляне — в том числе два портрета Толстого и один из София Андреевна — потерялись. (Глянь сюда за все фотографии, сделанные Прокудиным-Горским в Ясной Поляне). Все еще Сохранились черно-белые композитные отпечатки со стеклянных негативов.

Хотя Прокудина-Горского у нас не было возможности создавать цветные фотографии в том виде, в каком мы их сейчас представляем — это пришлось бы подождать примерно до 1930 года, когда была изобретена пленка Kodachrome. — он умел создавать цветные изображения с помощью «фотомеханики». метод, упомянутый в примечании редакции журнала The Proceedings Русского технического общества .(Тесть Прокудина-Горского, Петербургский промышленник А.С. Лавров активно участвовал в Общество, которое, вероятно, объясняет, как картина впервые была напечатана. в Proceedings .) В результате этого процесса был получен литографический оттиск с использованием высокоскоростной цилиндрической печатной машины и масляных чернил. Три полутоновые фотографии должны быть преобразованы в растрированные цветоделенные для печати синими, красными и желтыми красками (вначале они были синими, зеленый и красный), как указывают редакторы журнала The Proceedings в их введение в печать.Открытки и журналы то, что Прокудин-Горский прислал Толстого в мае 1908 г., должно быть напечатаны таким образом.

В дополнение к оригиналу репродукция Труды Русского технического общества , г. Позже Прокудин-Горский опубликовал цветной отпечаток своей фотографии. Толстого в издаваемом им журнале Фотограф-любитель (-). Он также издал ее в значительном количестве как коллекционную открытку.Цветное изображение, которое вы видите ниже, является отсканированным изображением одной из этих открыток.

Как точно литография репродукция, подобная той, что изображена выше Толстого, представляет собой «настоящее» цвета оригинального проецируемого изображения Прокудина-Горского спорны: Литографии используйте субтрактивный цветовой процесс , сочетание цветных чернила, чтобы создать впечатление цветовой гаммы. Прокудина-Горского проецируемые фотографии, однако, основывались на добавке цветов , сочетание цветных огней, как в современном телевидении или компьютерный монитор.Неизбежно, что фотомеханическая версия не соответствует действительности. к оригинальным черно-белым стеклянным слайдам.

Прокудин-Горский заработал нет небольшая известность и деньги от фотографий Толстого. Он поставил на ставку эта слава поручалась царю прожить шесть лет (1909-1915). фотографирование огромной Российской Империи «в естественных цветах». После революции Прокудин-Горский бежал, кое-как сумев с ним его оборудование и все его горки, которые были куплены в 1949 году. Библиотекой Конгресса.В 2003 году в библиотеке открылась выставка. фотографий Прокудина-Горского » Империя, которой была Россия », в том числе около 100 цветных версий черно-белых стеклянных слайдов, полученных с помощью оцифрованных изображений.

См. Здесь за все фотографии, сделанные Прокудиным-Горским в Ясной Поляне.

Теперь, когда вы видел Толстого в цвете и на фильм, может быть, вы хотели бы увидеть его в 3D? Помимо того, что очень ранний субъект русской цветной фотографии и кино, Толстой был также снят с помощью стереографического камера.Для просмотра вам понадобится пара анаглифических очков (красный / голубой). изображения в 3D.

1) Эти цитаты — мои переводы из книги Светланы Гагариной .. , впервые опубликовано в 1970 году в журнале «.» В аккаунте есть ряд фактических ошибок, которые я исправил выше. в моем обсуждении цветной фотографии.

Майкл А. Деннер,
Редактор сайта «Толстоведение»

Досоветский Узбекистан, запечатленный в идеальных цветах

Фото: Сергей Прокудин-Горский (У.С. Библиотека Конгресса)

доля

Досоветский Узбекистан запечатлен в идеальных цветах

Прежде чем прославиться фотографией царской России, Сергей Прокудин-Горский сделал потрясающие фотографии жизни в Средней Азии более века назад.

Сергей Прокудин-Горский (второй слева), тщетно ожидавший разрыва облаков, чтобы наблюдать солнечное затмение в горах Тянь-Шаня в Средней Азии 1 января 1907 года.

За несколько лет до того, как царь получил известное поручение сделать цветные фотографии Российской империи, химик Прокудин-Горский отправился в экспедицию на территорию современного Узбекистана, чтобы наблюдать солнечное затмение.

Недельное путешествие не удалось достичь своей главной цели после того, как облачный покров заблокировал любой проблеск затмения, но путешествие не было безнадежным. С помощью своей камеры немецкого производства, которая позволяла создавать яркие цветные изображения, Прокудин-Горский исследовал закоулки и древние центры Самарканда и Бухары, делая фотографии, не похожие ни на что, сделанное ранее.

Плотник срезает кору со свежей древесины на проселочной дороге в Самарканде. Исламская святыня стоит внутри архитектурного комплекса Бахутдин на окраине Бухары.Сильно отреставрированная святыня все еще стоит. Мужчина на мгновение делает паузу, готовя мясо на углях в ресторане в Самарканде. Местные жители нежатся под зимним солнцем в Самарканде. Мужчины позируют возле исламской школы в Самарканде.

Горский усовершенствовал ранний метод цветной фотографии, который требовал трех отдельных изображений каждой сцены, которые должны быть сняты с цветными фильтрами. Когда три изображения были зажаты вместе и сквозь них светились красный, зеленый и синий свет, можно было проецировать цветное изображение.

Вид на центр Самарканда с площади Регистан Пожилой мужчина, одетый как этнический таджик, держит стаю диких птиц в Самарканде. Женщина в парандже стоит у дома в Самарканде.

Прокудин-Горский трижды посетил территорию, которая сейчас является Узбекистаном, но тогда была частью Российской империи.

Лекарства продают в Самарканде мужчины. Мужчины позируют в центре Самарканда.

Первая поездка Прокудина-Горского в Среднюю Азию была связана с неудачной попыткой запечатлеть солнечное затмение в 1907 году, вторая и третья — в 1911 году, когда он получил поддержку царя для фотографирования Российской Империи.

Чиновник стоит у дворца эмира в Бухаре.

Неясно, когда были сделаны более 200 фотографий Прокудина-Горского, снятых в Средней Азии, но такие фотографии — министра внутренних дел Бухары с церемониальным мечом, который требовал доступа к правительственным зданиям — вероятно, были сделаны во время экспедиций 1911 года. когда у фотографа было рекомендательное письмо от царя.

Машины прядут нить внутри хлопчатобумажной фабрики, вероятно, в Ташкенте.Два закованных в кандалы узника из печально известной темницы Бухары

Фотография была сделана всего в нескольких метрах от «ямы с насекомыми», где два британских офицера подверглись пыткам, а затем в 1842 году были обезглавлены эмиром Бухары.

Мужчины содержатся в «тюрьме должников» внутри бухарской темницы.

Бухарцев, которые должны были либо налоги правительству, либо деньги другим людям, содержали в тюрьме, но разрешали работать до тех пор, пока они не выплатили свои долги.

Здание внутри дворца эмира в Бухаре

Краевед сказал RFE / RL, что здание было разрушено во время советского вторжения 1920 года. . древнего города.

Солнечный свет освещает самаркандскую мечеть Шахи-Зинда, одно из самых важных кладбищ Самарканда.

После большевистской революции 1917 года Прокудин-Горский бежал из России и в конце концов поселился в Париже. Вскоре после его смерти в 1944 году Библиотека Конгресса США приобрела 1902 изображения, в том числе более 200 снимков в Средней Азии, у родственников великого фотографа.

Взаимодействие с другими людьми

По следам фотографа Прокудина-Горского: Святые места России сто лет спустя

Легендарный русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель Сергей Михайлович Прокудин-Горский скончался семьдесят лет назад.Он вошел в историю как один из пионеров цветной фотографии и как автор огромного архива фотографий начала двадцатого века, дошедшего до нас.

Сегодня мы хотим поделиться удивительными открытиями Международного научного проекта «Наследие С. М. Прокудина-Горского». Современные фотографы пошли по стопам Прокудина-Горского и с помощью цифровых фотоаппаратов сделали те же снимки, что и Сергей Михайлович сто лет назад, используя стеклянные фотопластинки через цветные фильтры.Мы выбрали фотографии церквей, монастырей, памятников и других святых мест. Время от времени, как было и как стало — посмотрите…

Инкерманский монастырь. 1905/2014 (В. Ратников)

Минск. Собор св. Петр и Павел. 1912/2012 (Дмитрий Бахир)

Кремль с северо-запада. Великий Ростов. 1911/2009 (В. Ратников

Храм Воскресения на Крови. Санкт-Петербург. 1905/2013 (Сергей Шаров)

Погост. Успенская церковь в селе Смешино Лужского района.1904/2013 (Студия «Намедин»)

Пятницкая церковь. Взято из Успенского монастыря. Старица. 1910/2013. (В. Ратников)

Вид на Светлицкий монастырь. (Монастырь преподобного Нила Столбного, озеро Селигер). 1910/2010. (В. Ратников)

Новый Афон. Вид с Иберийских гор. 1904/2012 (Михаил Немир)

Монастырь преподобного Кирилла Белозерского. 1909/2013. (В. Ратников)

Памятник войне 1812 года у города Красный. 1912/2013.(В. Ратников)

Воскресенский собор в Вытегре. 1909/2013. (В. Ратников)

Церковь Спаса и Покрова Пресвятой Богородицы. Вытегорский погост (Анхимово). 1909/2013. (В. Ратников)

Церковь Рождества Христова в Крохино. 1909/2013. (В. Ратников)

Ржев. Часть князя Федоровской и князя Дмитрия на стороне Успенского собора. 1910/2013. (В. Ратников)

Успенский Старицкий монастырь.Вид из крепости. 1910/2013. (В. Ратников)

Иконостас Успенского собора Старицкого монастыря. 1910/2013 (В. Ратников)

Смоленск. XII век Церковь св. Питер и Павел. 1912/2012. (В. Ратников)

Полоцк. Памятник войне 1812 года на площади у Свято-Николаевского собора. 1912/2012 (Максим, Брест)

Спасо-Ефросиниев женский монастырь в трех верстах от города Полоцка. Вид с юга. 1912/2012. (Максим, Брест)

Западная стена Спасо-Евфросиниевского монастыря.Суздаль. 1912/2012. (В. Ратников)

Витебск. Успенский собор. 1912/2012 (В. Ратников)

Петрозаводск. Часовня Петра I (собор Святых Петра и Павла). 1916/2012. (В. Ратников)

Собор Святого Духа в Петрозаводске. 1916/2012. (В. Ратников)

Общий вид Ферапонтовского монастыря под Мождыском. 1911/2012. (В. Ратников)

Угловая башня в стене Голутвина монастыря. 1912/2012. (В. Ратников)

Вход в Собор Св.Нилус Пустынь (Святые врата с надвратной церковью св. Нила). 1910/2010. (В. Ратников)

Главное здание монастыря преподобного Нила Столбного. 1910/2010. (В. Ратников)

Успенский собор. Владимир. 1911/2009. (В. Ратников)

Церковь Святого Цесаревича Димитрия. 1910/2008. (В. Ратников)

Мощи святителя Кирилла в церкви святителя Кирилла Белого озера в Кирилло-Белозерском монастыре. 1909/2011. (В. Ратников)

Цветная фотография до цветной фотографии Кая Бернау (журнал Works That Work)

Фотография на обложке: В начале ХХ века русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944) использовал особый процесс цветной фотографии, чтобы создать визуальную летопись Российской Империи.Некоторые из его фотографий датируются примерно 1905 годом, но большая часть его работ относится к периодам между 1909 и 1915 годами, когда при поддержке царя Николая II и Министерства транспорта он предпринял длительные поездки по разным частям империи. (Фото любезно предоставлено Библиотекой Конгресса, Отдел эстампов и фотографий, Коллекция Прокудина-Горского.)

Цветная фотография стала популярной в 1970-х годах, когда фотопленки с достаточной чувствительностью, наконец, стали доступны фотографам-любителям, что стало результатом более чем столетних усилий многих ученых и любителей, которые пытались продвинуть технологию обработки изображений за пределы черно-белого. Вероятно, самые ранние эксперименты с разделением трех цветов были проведены в 1860-х годах физиком Джеймсом Клерком Максвеллом, который заложил теоретические основы восприятия цвета, но не смог разработать процесс точного воспроизведения цвета.

В 1908 году русский химик и фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский сделал первую в России цветную фотографию романиста Льва Николаевича Толстого. Известность этой фотографии привела к аудиенции у царя Николая II, который поручил Прокудину-Горскому задокументировать Российскую империю и предоставил ему особый доступ к ее закрытым территориям.Он путешествовал с небольшой командой в специально оборудованном железнодорожном вагоне, фотографируя церкви, монастыри и развивающиеся отрасли промышленности, а также повседневную жизнь и работу разнообразного населения России. За десять лет его коллекция выросла до более чем 10 000 фотографий.

Фотографии удивительно интересны не только своей необычной документацией о дореволюционной России, но и яркими цветами и потрясающим качеством. По сей день никто точно не знает, какую камеру использовал Прокудин-Горский, поскольку документации на его оборудование не известно, но, вероятно, это была большая деревянная камера со специальным держателем для скользящей стеклянной негативной пластины, делающей три последовательных монохромных фотографии. каждый через фильтр разного цвета.Хотя такие камеры были коммерчески доступны, также возможно, что Прокудин-Горский, владелец патента на камеру с одновременной экспозицией, построил свою собственную, а также трехцветную проекционную систему, используемую для демонстрации его работ.

.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *