Широкоугольный: Значение слова ШИРОКОУГОЛЬНЫЙ. Что такое ШИРОКОУГОЛЬНЫЙ?

Содержание

Широкоугольный объектив — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Снимок самолёта, сделанный широкоугольным объективом

Широкоуго́льный объекти́в — объектив, фокусное расстояние которого короче «нормального». В фотографии оно должно быть меньше, чем диагональ используемого кадра, поэтому к группе широкоугольных принято относить фотообъективы, обладающие углом поля зрения от 52° до 82° включительно[1]. В кинематографе широкоугольными считаются киносъёмочные объективы, фокусное расстояние которых менее удвоенной диагонали кадра киноплёнки[2]. Объективы с углом поля зрения шире, чем 90°, считаются сверхширокоугольными[3]. В фотографии понятие широкоугольного объектива применимо как к оптике с постоянным фокусным расстоянием, так и к зумам соответствующего диапазона. В последнем случае используется термин «широкоугольный зум».

Особенности

Для малоформатного фотоаппарата широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 50 мм. Такой же диапазон занимает короткофокусная киносъёмочная оптика, рассчитанная на классический кадр или формат «Супер-35». Для кинокамер формата «Супер-16» широкоугольным считается объектив короче 25 мм

[2]. Для наиболее распространённых цифровых зеркальных фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5—1,6 широкоугольными можно считать объективы с фокусным расстоянием короче 28 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см. фокусное расстояние широкоугольного объектива должно быть меньше 75 мм[1]. Обычно оно лежит в диапазоне 45—65 мм.

Широкоугольные объективы незаменимы в интерьерной фотографии, позволяя вести съёмку в тесном помещении. Кроме того, они нашли широкое применение в архитектурной и пейзажной фотографии[* 1]. Однако, подчёркнутая перспектива, даваемая короткофокусной оптикой, позволяет использовать её как дополнительное выразительное средство для любых сюжетов. Ещё одна характерная особенность короткофокусной оптики заключается в большой глубине резкости, позволяющей получать резкое изображение сюжетов, протяжённых в глубину. В некоторых случаях это позволяет вообще обходиться без фокусировки, устанавливая объектив на гиперфокальное расстояние. В кинематографе короткофокусная оптика искусственно сокращает длительность действия в кадре, поскольку актёр может уходить из крупного плана или входить в него быстрее, чем при съёмке другими объективами

[4].

Широкоугольные объективы в наименьшей степени чувствительны к шевеленке в фотографии и неравномерности панорамирования при кино- и видеосъёмке[2]. Из-за особенностей оптической конструкции для широкоугольных объективов виньетирование характерно в большей степени, чем для оптики других фокусных расстояний[5][6]. Поэтому в современных цифровых фотоаппаратах и кинокамерах предусмотрены специальные алгоритмы компенсации (профили объективов), обеспечивающие цифровое выравнивание яркости изображения по полю[7].

В дальномерных фотоаппаратах используются короткофокусные объективы симметричной конструкции, считающейся наиболее оптически совершенной. Широкоугольные объективы, предназначенные для однообъективных зеркальных фотоаппаратов и кинокамер с зеркальным обтюратором, обладают специальной ретрофокусной конструкцией, позволяющей удлинить задний отрезок[8][9][10]. Это необходимо из-за наличия за объективом подвижных зеркала или обтюратора

[11][12]. Упрощённо такое оптическое устройство можно представить, как перевёрнутый телеобъектив, состоящий из отрицательного переднего мениска и положительного заднего компонента[3]. Оптическая сила рассеивающего и собирающего элементов тем выше, чем короче фокусное расстояние по сравнению с задним отрезком. Первый ретрофокусный широкоугольник для кинокамер с зеркальным обтюратором был построен французским оптиком Пьером Анженье в 1950 году[13].

Короткофокусный объектив

Понятие короткофо́кусный объекти́в применительно к съёмочной оптике означает то же, что и «широкоугольный». К проекционной оптике термин «широкоугольный» не применяется, поскольку угол поля зрения в этой области не имеет прямого практического значения. От фокусного расстояния зависит размер изображения, даваемого на экране при определённом расстоянии от него до проектора. Короткофокусный объектив даёт более крупное изображение, чем длиннофокусный. Так, при проекции кашетированных фильмов использование короткофокусного объектива позволяет заполнять изображением более крупный экран, чем при демонстрации классического обычной оптикой

[14].

См. также

Примечания

  1. ↑ Из-за повышенного риска перспективных искажений при интерьерной и архитектурной съёмке должен использоваться широкоугольный шифт-объектив

Источники

  1. 1 2 Общий курс фотографии, 1987, с. 14.
  2. 1 2 3 Киносъёмочная техника, 1988, с. 78.
  3. 1 2 Советское фото, 1988, с. 42.
  4. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 62.
  5. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 19.
  6. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 84.
  7. Костя Какуша. Что такое виньетирование? Коррекция периферийного освещения в Кэнон (рус.). Статьи. Про Фото. Проверено 5 июня 2014.
  8. ↑ Волосов, 1978, с. 369.
  9. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 17.
  10. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 81.
  11. ↑ История «одноглазых». Часть 1 (рус.). Статьи. PHOTOESCAPE. Проверено 24 июля 2013. Архивировано 27 июля 2013 года.
  12. ↑ Гордийчук, 1979, с. 152.
  13. Allan Weitz. Vintage Lens Review: Non-Retrofocus Ultra-Wide-Angle Lenses (англ.). B&H Photo Video. Проверено 18 марта 2017.
  14. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 81.

Литература

  • Д. С. Волосов. Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. М. Голдовский. Глава II // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М.,: "Искусство", 1971. — С. 39. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Раздел III. Киносъёмочные объективы // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 143—173. — 440 с. — 30 000 экз.
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 4. — С. 42, 43. — ISSN 0371-4284.
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. —
    М.
    : «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.


Широкоугольный объектив — Википедия с видео // WIKI 2

Широкоуго́льный объекти́в — объектив, фокусное расстояние которого короче «нормального». В фотографии оно должно быть меньше, чем диагональ используемого кадра, поэтому к группе широкоугольных принято относить фотообъективы, обладающие углом поля зрения от 52° до 82° включительно[1]. В кинематографе широкоугольными считаются киносъёмочные объективы, фокусное расстояние которых менее удвоенной диагонали кадра киноплёнки[2]. Объективы с углом поля зрения шире, чем 90°, считаются сверхширокоугольными[3]. В фотографии понятие широкоугольного объектива применимо как к оптике с постоянным фокусным расстоянием, так и к зумам соответствующего диапазона. В последнем случае используется термин «широкоугольный зум».

Один и тот же сюжет, снятый с разных расстояний широкоугольным, нормальным и длиннофокусным объективами

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3

    Просмотров:

    71 634

    4 239

    13 295

  • ✪ Мастер-класс: Иван Дементиевский | Как фотографировать ночью 12+

  • ✪ Широкоугольный объектив для телефона + Розыгрыш объектива!

  • ✪ Объектив FishEye: bower 8mm f3.5 ultra fast fisheye lens

Содержание

Особенности

Для малоформатного фотоаппарата широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 50 мм. Такой же диапазон занимает короткофокусная киносъёмочная оптика, рассчитанная на классический кадр или формат «Супер-35». Для кинокамер формата «Супер-16» широкоугольным считается объектив короче 25 мм[2]. Для наиболее распространённых цифровых зеркальных фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5—1,6 широкоугольными можно считать объективы с фокусным расстоянием короче 28 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см фокусное расстояние широкоугольного объектива должно быть меньше 75 мм

[1]. Обычно оно лежит в диапазоне 45—65 мм.

Схема ретрофокусного широкоугольного объектива для однообъективных зеркальных фотоаппаратов. H’ — задняя главная плоскость; f’ — заднее фокусное расстояние

Широкоугольные объективы незаменимы в интерьерной фотографии, позволяя вести съёмку в тесном помещении. Кроме того, они нашли широкое применение в архитектурной и пейзажной фотографии[* 1]. Однако, подчёркнутая перспектива, даваемая короткофокусной оптикой, позволяет использовать её как дополнительное выразительное средство для любых сюжетов[4]. Ещё одна характерная особенность короткофокусной оптики заключается в большой глубине резкости, позволяющей получать резкое изображение сюжетов, протяжённых в глубину. В некоторых случаях это позволяет вообще обходиться без фокусировки, устанавливая объектив на гиперфокальное расстояние. В кинематографе короткофокусная оптика искусственно сокращает длительность действия в кадре, поскольку актёр может уходить из крупного плана или входить в него быстрее, чем при съёмке другими объективами

[5].

Широкоугольные объективы в наименьшей степени чувствительны к шевеленке в фотографии и неравномерности панорамирования при кино- и видеосъёмке[2]. Из-за особенностей оптической конструкции для широкоугольных объективов виньетирование характерно в большей степени, чем для оптики других фокусных расстояний[6][7]. Поэтому в современных цифровых фотоаппаратах и кинокамерах предусмотрены специальные алгоритмы компенсации (профили объективов), обеспечивающие цифровое выравнивание яркости изображения по полю[8].

В дальномерных фотоаппаратах используются короткофокусные объективы симметричной конструкции, считающейся наиболее оптически совершенной и свободной от дисторсии. Широкоугольные объективы, предназначенные для однообъективных зеркальных фотоаппаратов и кинокамер с зеркальным обтюратором, обладают специальной ретрофокусной конструкцией, позволяющей удлинить задний отрезок[9][10][11]. Это необходимо из-за наличия за объективом подвижных зеркала или обтюратора[12]

[13]. Упрощённо такое оптическое устройство можно представить, как перевёрнутый телеобъектив, состоящий из отрицательного переднего мениска и положительного заднего компонента[3]. Оптическая сила рассеивающего и собирающего элементов тем выше, чем короче фокусное расстояние по сравнению с задним отрезком. Первый ретрофокусный широкоугольник для кинокамер с зеркальным обтюратором был построен французским оптиком Пьером Анженье в 1950 году[14]. Позднее им был разработан «Angenieux Retrofocus» 35/2,5 для малоформатных фотоаппаратов, ставший образцом многочисленных подражаний[15].

Короткофокусный объектив

Понятие короткофо́кусный объекти́в применительно к съёмочной оптике означает то же, что и «широкоугольный». К проекционной оптике термин «широкоугольный» не применяется, поскольку угол поля зрения в этой области не имеет прямого практического значения. От фокусного расстояния зависит размер изображения, даваемого на экране при определённом расстоянии от него до проектора. Короткофокусный объектив даёт более крупное изображение, чем длиннофокусный. Так, при проекции кашетированных фильмов использование короткофокусного объектива позволяет заполнять изображением более крупный экран, чем при демонстрации классического обычной оптикой

[16].

См. также

Примечания

  1. ↑ Из-за повышенного риска перспективных искажений при интерьерной и архитектурной съёмке должен использоваться широкоугольный шифт-объектив

Источники

  1. 1 2 Общий курс фотографии, 1987, с. 14.
  2. 1 2 3 Киносъёмочная техника, 1988, с. 78.
  3. 1 2 Советское фото, 1988, с. 42.
  4. ↑ Фотография. Искусство обмана, 2018, с. 56.
  5. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 62.
  6. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 19.
  7. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 84.
  8. Костя Какуша. Что такое виньетирование? Коррекция периферийного освещения в Кэнон (рус.). Статьи. Про Фото. Дата обращения 5 июня 2014.
  9. ↑ Волосов, 1978, с. 369.
  10. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 17.
  11. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 81.
  12. ↑ История «одноглазых». Часть 1 (рус.) (недоступная ссылка). Статьи. PHOTOESCAPE. Дата обращения 24 июля 2013. Архивировано 15 ноября 2013 года.
  13. ↑ Гордийчук, 1979, с. 152.
  14. Allan Weitz. Vintage Lens Review: Non-Retrofocus Ultra-Wide-Angle Lenses (англ.). B&H Photo Video. Дата обращения 18 марта 2017.
  15. ↑ Фотомагазин, 2001, с. 17.
  16. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 81.

Литература

  • Д. С. Волосов. Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. М. Голдовский. Глава II // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М.,: "Искусство", 1971. — С. 39. — 220 с.
  • Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Раздел III. Киносъёмочные объективы // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 143—173. — 440 с. — 30 000 экз.
  • Владимир Самарин, Андрей Шеклеин, Roger Hicks, Bob Shell. Объективы начала XXI века (рус.) // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 9. — С. 14—30. — ISSN 1029-609-3.
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 4. — С. 42, 43. — ISSN 0371-4284.
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Ираклий Шанидзе. Фотография. Искусство обмана (рус.) / Т. Коробкина. — М.: «Эксмо», 2018. — 176 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-96574-8.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
Схема ретрофокусного широкоугольного объектива для однообъективных зеркальных фотоаппаратов. H’ — задняя главная плоскость; f’ — заднее фокусное расстояние Эта страница в последний раз была отредактирована 23 марта 2020 в 10:32.

Широкоугольный объектив — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Снимок самолёта, сделанный широкоугольным объективом

Широкоуго́льный объекти́в — объектив, фокусное расстояние которого короче «нормального». В фотографии оно должно быть меньше, чем диагональ используемого кадра, поэтому к группе широкоугольных принято относить фотообъективы, обладающие углом поля зрения от 52° до 82° включительно[1]. В кинематографе широкоугольными считаются киносъёмочные объективы, фокусное расстояние которых менее удвоенной диагонали кадра киноплёнки[2]. Объективы с углом поля зрения шире, чем 90°, считаются сверхширокоугольными[3]. В фотографии понятие широкоугольного объектива применимо как к оптике с постоянным фокусным расстоянием, так и к зумам соответствующего диапазона. В последнем случае используется термин «широкоугольный зум».

Особенности

Для малоформатного фотоаппарата широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 50 мм. Такой же диапазон занимает короткофокусная киносъёмочная оптика, рассчитанная на классический кадр или формат «Супер-35». Для кинокамер формата «Супер-16» широкоугольным считается объектив короче 25 мм[2]. Для наиболее распространённых цифровых зеркальных фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5—1,6 широкоугольными можно считать объективы с фокусным расстоянием короче 28 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см. фокусное расстояние широкоугольного объектива должно быть меньше 75 мм[1]. Обычно оно лежит в диапазоне 45—65 мм.

Широкоугольные объективы незаменимы в интерьерной фотографии, позволяя вести съёмку в тесном помещении. Кроме того, они нашли широкое применение в архитектурной и пейзажной фотографии[* 1]. Однако, подчёркнутая перспектива, даваемая короткофокусной оптикой, позволяет использовать её как дополнительное выразительное средство для любых сюжетов. Ещё одна характерная особенность короткофокусной оптики заключается в большой глубине резкости, позволяющей получать резкое изображение сюжетов, протяжённых в глубину. В некоторых случаях это позволяет вообще обходиться без фокусировки, устанавливая объектив на гиперфокальное расстояние. В кинематографе короткофокусная оптика искусственно сокращает длительность действия в кадре, поскольку актёр может уходить из крупного плана или входить в него быстрее, чем при съёмке другими объективами[4].

Широкоугольные объективы в наименьшей степени чувствительны к шевеленке в фотографии и неравномерности панорамирования при кино- и видеосъёмке[2]. Из-за особенностей оптической конструкции для широкоугольных объективов виньетирование характерно в большей степени, чем для оптики других фокусных расстояний[5][6]. Поэтому в современных цифровых фотоаппаратах и кинокамерах предусмотрены специальные алгоритмы компенсации (профили объективов), обеспечивающие цифровое выравнивание яркости изображения по полю[7].

В дальномерных фотоаппаратах используются короткофокусные объективы симметричной конструкции, считающейся наиболее оптически совершенной. Широкоугольные объективы, предназначенные для однообъективных зеркальных фотоаппаратов и кинокамер с зеркальным обтюратором, обладают специальной ретрофокусной конструкцией, позволяющей удлинить задний отрезок[8][9][10]. Это необходимо из-за наличия за объективом подвижных зеркала или обтюратора[11][12]. Упрощённо такое оптическое устройство можно представить, как перевёрнутый телеобъектив, состоящий из отрицательного переднего мениска и положительного заднего компонента[3]. Оптическая сила рассеивающего и собирающего элементов тем выше, чем короче фокусное расстояние по сравнению с задним отрезком. Первый ретрофокусный широкоугольник для кинокамер с зеркальным обтюратором был построен французским оптиком Пьером Анженье в 1950 году[13].

Короткофокусный объектив

Понятие короткофо́кусный объекти́в применительно к съёмочной оптике означает то же, что и «широкоугольный». К проекционной оптике термин «широкоугольный» не применяется, поскольку угол поля зрения в этой области не имеет прямого практического значения. От фокусного расстояния зависит размер изображения, даваемого на экране при определённом расстоянии от него до проектора. Короткофокусный объектив даёт более крупное изображение, чем длиннофокусный. Так, при проекции кашетированных фильмов использование короткофокусного объектива позволяет заполнять изображением более крупный экран, чем при демонстрации классического обычной оптикой[14].

См. также

Примечания

  1. ↑ Из-за повышенного риска перспективных искажений при интерьерной и архитектурной съёмке должен использоваться широкоугольный шифт-объектив

Источники

  1. 1 2 Общий курс фотографии, 1987, с. 14.
  2. 1 2 3 Киносъёмочная техника, 1988, с. 78.
  3. 1 2 Советское фото, 1988, с. 42.
  4. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 62.
  5. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 19.
  6. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 84.
  7. Костя Какуша. Что такое виньетирование? Коррекция периферийного освещения в Кэнон (рус.). Статьи. Про Фото. Проверено 5 июня 2014.
  8. ↑ Волосов, 1978, с. 369.
  9. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 17.
  10. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 81.
  11. ↑ История «одноглазых». Часть 1 (рус.). Статьи. PHOTOESCAPE. Проверено 24 июля 2013. Архивировано 27 июля 2013 года.
  12. ↑ Гордийчук, 1979, с. 152.
  13. Allan Weitz. Vintage Lens Review: Non-Retrofocus Ultra-Wide-Angle Lenses (англ.). B&H Photo Video. Проверено 18 марта 2017.
  14. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 81.

Литература

  • Д. С. Волосов. Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. М. Голдовский. Глава II // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М.,: "Искусство", 1971. — С. 39. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Раздел III. Киносъёмочные объективы // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 143—173. — 440 с. — 30 000 экз.
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 4. — С. 42, 43. — ISSN 0371-4284.
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.

Широкоугольный объектив — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Снимок самолёта, сделанный широкоугольным объективом

Широкоуго́льный объекти́в — объектив, фокусное расстояние которого короче «нормального». В фотографии оно должно быть меньше, чем диагональ используемого кадра, поэтому к группе широкоугольных принято относить фотообъективы, обладающие углом поля зрения от 52° до 82° включительно[1]. В кинематографе широкоугольными считаются киносъёмочные объективы, фокусное расстояние которых менее удвоенной диагонали кадра киноплёнки[2]. Объективы с углом поля зрения шире, чем 90°, считаются сверхширокоугольными[3]. В фотографии понятие широкоугольного объектива применимо как к оптике с постоянным фокусным расстоянием, так и к зумам соответствующего диапазона. В последнем случае используется термин «широкоугольный зум».

Особенности

Для малоформатного фотоаппарата широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 50 мм. Такой же диапазон занимает короткофокусная киносъёмочная оптика, рассчитанная на классический кадр или формат «Супер-35». Для кинокамер формата «Супер-16» широкоугольным считается объектив короче 25 мм[2]. Для наиболее распространённых цифровых зеркальных фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5—1,6 широкоугольными можно считать объективы с фокусным расстоянием короче 28 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см. фокусное расстояние широкоугольного объектива должно быть меньше 75 мм[1]. Обычно оно лежит в диапазоне 45—65 мм.

Широкоугольные объективы незаменимы в интерьерной фотографии, позволяя вести съёмку в тесном помещении. Кроме того, они нашли широкое применение в архитектурной и пейзажной фотографии[* 1]. Однако, подчёркнутая перспектива, даваемая короткофокусной оптикой, позволяет использовать её как дополнительное выразительное средство для любых сюжетов. Ещё одна характерная особенность короткофокусной оптики заключается в большой глубине резкости, позволяющей получать резкое изображение сюжетов, протяжённых в глубину. В некоторых случаях это позволяет вообще обходиться без фокусировки, устанавливая объектив на гиперфокальное расстояние. В кинематографе короткофокусная оптика искусственно сокращает длительность действия в кадре, поскольку актёр может уходить из крупного плана или входить в него быстрее, чем при съёмке другими объективами[4].

Широкоугольные объективы в наименьшей степени чувствительны к шевеленке в фотографии и неравномерности панорамирования при кино- и видеосъёмке[2]. Из-за особенностей оптической конструкции для широкоугольных объективов виньетирование характерно в большей степени, чем для оптики других фокусных расстояний[5][6]. Поэтому в современных цифровых фотоаппаратах и кинокамерах предусмотрены специальные алгоритмы компенсации (профили объективов), обеспечивающие цифровое выравнивание яркости изображения по полю[7].

В дальномерных фотоаппаратах используются короткофокусные объективы симметричной конструкции, считающейся наиболее оптически совершенной. Широкоугольные объективы, предназначенные для однообъективных зеркальных фотоаппаратов и кинокамер с зеркальным обтюратором, обладают специальной ретрофокусной конструкцией, позволяющей удлинить задний отрезок[8][9][10]. Это необходимо из-за наличия за объективом подвижных зеркала или обтюратора[11][12]. Упрощённо такое оптическое устройство можно представить, как перевёрнутый телеобъектив, состоящий из отрицательного переднего мениска и положительного заднего компонента[3]. Оптическая сила рассеивающего и собирающего элементов тем выше, чем короче фокусное расстояние по сравнению с задним отрезком. Первый ретрофокусный широкоугольник для кинокамер с зеркальным обтюратором был построен французским оптиком Пьером Анженье в 1950 году[13].

Короткофокусный объектив

Понятие короткофо́кусный объекти́в применительно к съёмочной оптике означает то же, что и «широкоугольный». К проекционной оптике термин «широкоугольный» не применяется, поскольку угол поля зрения в этой области не имеет прямого практического значения. От фокусного расстояния зависит размер изображения, даваемого на экране при определённом расстоянии от него до проектора. Короткофокусный объектив даёт более крупное изображение, чем длиннофокусный. Так, при проекции кашетированных фильмов использование короткофокусного объектива позволяет заполнять изображением более крупный экран, чем при демонстрации классического обычной оптикой[14].

См. также

Примечания

  1. ↑ Из-за повышенного риска перспективных искажений при интерьерной и архитектурной съёмке должен использоваться широкоугольный шифт-объектив

Источники

  1. 1 2 Общий курс фотографии, 1987, с. 14.
  2. 1 2 3 Киносъёмочная техника, 1988, с. 78.
  3. 1 2 Советское фото, 1988, с. 42.
  4. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 62.
  5. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 19.
  6. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 84.
  7. Костя Какуша. Что такое виньетирование? Коррекция периферийного освещения в Кэнон (рус.). Статьи. Про Фото. Проверено 5 июня 2014.
  8. ↑ Волосов, 1978, с. 369.
  9. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 17.
  10. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 81.
  11. ↑ История «одноглазых». Часть 1 (рус.). Статьи. PHOTOESCAPE. Проверено 24 июля 2013. Архивировано 27 июля 2013 года.
  12. ↑ Гордийчук, 1979, с. 152.
  13. Allan Weitz. Vintage Lens Review: Non-Retrofocus Ultra-Wide-Angle Lenses (англ.). B&H Photo Video. Проверено 18 марта 2017.
  14. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 81.

Литература

  • Д. С. Волосов. Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. М. Голдовский. Глава II // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М.,: "Искусство", 1971. — С. 39. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Раздел III. Киносъёмочные объективы // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 143—173. — 440 с. — 30 000 экз.
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 4. — С. 42, 43. — ISSN 0371-4284.
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.

Сверхширокоугольный объектив Мир-47

Использование широкоугольных объективов с матрицами разных размеров и программы обработки полученных изображений

Часто слышу, что критерием выбора камеры является наличие  широкоугольного объектива. Чем больше угол охвата, тем лучше. А то, — говорят мне, — бродил я по узким уличкам, и такая там роскошная архитектура, а я ничего снять не сумел. В общем, классическая ситуация: хочу Царь-пушку. И уж блоху — так подковать, чтобы по льду не скользила, а то, что она лапками шевелить перестала — подковы тяжелые — забывают. Со сверхширокоугольными объективами ситуация очень похожая, хотя вещь это, безусловно, очень интересная. Но большой угол приводит часто к совсем не тем результатам, которых от него подсознательно ждут.  Хотели запечатлеть все сразу, а на фотографии здание, которое трудно узнать. Проблема усугубляется еще тем, что когда мы выходим за пределы естественного восприятия, привычная прямолинейная проекция перестает быть естественной.

Сначала повторим некоторые азбучные истины. Изображение, получаемое обычным объективом,  эквивалентно изображению, получаемому с помощью дырочной камеры,  дырка которой находится на фокусном расстоянии от пластинки. Человеческий глаз охватывает неподвижным зрачком примерно 40 градусов, что соответствует фокусному расстоянию объектива 50 мм, работающего с кадром 24×36 мм. Проблем с более длиннофокусными объективами, как с  построением изображения, так и с восприятием не возникает. В конце концов, ситуация вполне естественная: бинокль, подзорная труба, замочная скважина, в конце концов. С более широкоугольными объективами все не так очевидно. Можно быстро вращать глазами, можно смотреть в кривое зеркало, но в случае прямолинейной проекции крайние лучи будут практически скользить по фотопластинке, и изображение будет сильно искажаться, хотя линии останутся прямыми. Я здесь не останавливаюсь на особенностях цифровой фотографии, когда матрице очень трудно регистрировать скользящие лучи. Эта проблема давно решена в конструкции так называемых обратных телеобъективов, и хотя изображение в них соответствует дырочке, расположенной очень близко от пластинки, реально лучи, выходящие из объектива, уже не параллельны входящим, и падают на матрицу не под столь острым углом. Проблема катастрофического ухудшения качества на краях кадра при работе со сверхширокоугольными объективами связана не столько с несовершенством конструкции объектива, сколько с самой  постановкой задачи: мы стремимся зарегистрировать скользящие лучи. Мне представляется, что стремление сделать сверхширокоугольные объективы, работающие в нормальной (прямолинейной, а в некоторых статьях ее называют прямоугольной) проекции, связано с желанием сохранить привычную проекцию в непривычных условиях. Альтернативой являются объективы «Рыбий глаз», дающие совсем другую проекцию, но при компьютерной обработке одна проекция может быть легко преобразована в другую, и необходимость сразу получить искомое изображение перестает быть решающим аргументом при выборе объектива цифровой камеры. Т.е. при цифровой обработке объективы «Рыбий глаз» могут успешно использоваться вместо сверхширокоугольных объективов, строящих изображение в прямолинейной проекции. Сравним два объектива с близкими фокусными расстояниями, но разными принципами построения изображения. Фокусное расстояние объектива Мир 47 и объектива Зенитар отличается всего на 4 мм. Внешне и оптические схемы кажутся похожими, но результаты разительно отличаются.

Обращаю внимание, что хотя светофильтры у обоих объективов ставятся после задней линзы, но у Зенитара он ставится вместо плоскопараллельной пластины. Поскольку толщина пластины и фильтра одинакова, то изменения в траектории хода лучей не происходит. Без фильтра или пластины этот объектив не удастся сфокусировать на бесконечность. У объектива Мир-47 фильтры ставятся как дополнительный элемент, их толщина достаточна мала, чтобы не внести существенных изменений в фокусировку.

Зенитар — это «Рыбий глаз», и строит изображение он в соответствии с принципом: равному углу соответствует равный отрезок изображения в фокальной плоскости. В результате края кадра кажутся прорисованными более детально. У объективов «Рыбий глаз» проблемы ухудшения качества по краям кадра связаны действительно со сложностью конструкции и трудностью создать идеальную оптическую схему.

В каталоге Canon самый широкоугольный «нормальный» объектив имеет фокусное расстояние 14 мм и угол обзора по длинной стороне кадра 104°. Если посмотреть на ЧКХ, приведенную в книжке Canon TF Lens Work II, объектива EF 14 mm f/2,8L USM, то мы увидим, что не только на расстоянии 20 мм от центра контраст тонких линий падает почти до нуля, и не спасает даже диафрагмирование, но и кривая изменения контраста имеет в промежутке между центром и краем кадра несколько локальных минимумов. Следующий объектив в каталоге Canon имеет фокусное расстояние 20 мм и относительное отверстие 1:2,8. Его ЧКХ также напоминает пляски пьяных гусениц и не внушает оптимизма по поводу качества на краях.  По формальным признакам наш герой, Мир-47, имеет точно такие же характеристики: фокусное расстояние 20 мм, угол зрения 94° по диагонали, 84° по горизонтали и 62° по вертикали,  относительное отверстие даже чуть лучше, 1:2,5. Про родословную известно только то, что небольшая партия была выпущена Красногорским заводом в 1982 году. По данным сайта Красногорского завода, расчет сделан ГОИ. А  выпускался объектив ЛОМО, а потом его производство было передано на Вологодский оптико-механический завод (ВОМЗ), чью продукцию я сегодня и тестирую.  По конструкции вологодский объектив отличается от красногорского.

КМЗ для своего объектива указывает разрешение по ТУ центр/край: 60:17 линий/мм.  К сожалению, этого ТУ у меня нет, а ГОСТ 25502-82 предполагает построение графика зависимости и, учитывая стремительное ухудшение разрешения к краю изображения, информация типа центр/край, когда неизвестно, где этот край, становится мало информативной, поскольку, если 17 линий/мм на расстоянии 19 мм от центра кадра, то объектив сравним с продукцией Canon; а если на расстоянии 21 мм — то много лучше. Напомню,   что диагональ кадра 43 мм, т. е. самый-самый угол находится на расстоянии 21,5 мм от центра кадра.

Заканчивая описание конструкции, немного остановлюсь на механике. У объективов с резьбовым соединением М42 при вращении кольца выбора диафрагмы ее диаметр не изменяется, а только перемещается упор ограничителя. Конструкция рассчитана таким образом, что не вращение кольца перемещает лепестки диафрагмы, а шток, на который нажимает аппарат в момент спуска затвора, чтобы закрыть диафрагму до рабочего положения. При использовании переходного кольца EOS-M42 шток все время нажат и диафрагма все время закрыта до рабочего положения. В этом случае при вращении кольца изменения диафрагмы ее лепестки часто залипают, дырка теряет правильную форму и значения диафрагмы не всегда устанавливаются одинаково. Поскольку при использовании с цифровыми камерами автоматика закрытия диафрагмы не используется, я в своем экземпляре удалил механизм толкателя и поставил более мощную пружину. В результате при вращении кольца установки диафрагмы диаметр дырки стал изменятся более предсказуемо 🙂

Чтобы проиллюстрировать возможности широкоугольной оптики, мы с Сергеем Щербаковым взяли аппарат Canon 5D с полноразмерной матрицей 24×36 мм и Canon 350D с матрицей размером 14,8×22,2 мм и нашу коллекцию широкоугольных объективов. С одной точки было снято здание. После этого полученные снимки сравнивались.Поскольку используемые объективы давали изображения в разных проекциях и по-разному искажали перспективу, мы в данном случае, «для чистоты эксперимента», решили сравнивать фотографии только в прямолинейной проекции, с максимально возможной компьютерной коррекцией искажений. Как правило, мы использовали программы, основанные пакете PanoTools, который разработал в 1998 году профессор физики Хельмут Дерш (Helmut Dersch).

Canon 5D

Вот что видит камера Canon 5D с точки съемки через объектив «рыбий глаз» Пеленг.


А такой угол охвата можно вытянуть из этого объектива в прямолинейной проекции

Мир 47. Исходный снимок.

Масштаб миниатюры 13% от оригинала.

Применим плагин Lens Correction из программы Adobe Photoshop

И после правки перспективных искажений и дисторсии получаем:

Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

Зенитар

Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

Есть множество способов преобразовать изображение полученное объективом «Рыбий глаз».

Например, воспользоваться плагином PTLens.

Можно править и проекцию, и перспективные искажения одновременно, однако, диапазона коррекции вертикальной преспективы немного не хватает для получения вертикальных линий стен.

Можно, как и в вышеприведенном примере коррекции снимка, сделанного Мир-47, воспользоваться Lens Correction:

Однако в этом случае не удается в один прием исправить бочкообразную дисторсию. И возникает, как и в предыдущем случае, необходимость применить плагин еще раз к уже преобразованному изображению.

Более перспективно, на мой взгляд, применение плагина Remap для пересчета в прямолинейную (Normal) проекцию:


HFOV — горизонтальный угол обзора

В результате получаем следующий снимок:

Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

Теперь исправляем вертикальную перспективу с помощью Lens Correction или PTPerspective

и в результате получаем :

Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

Естественно, за все надо платить, и если преобразовывать изображение, полученное объективом «Рыбий глаз» в прямолинейную проекцию, использование площади матрицы не столь эффективно, как при съемке обычным объективом.

А вот что дает объектив Sigma 24-70 при фокусном расстоянии 24 мм.

Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

Canon 350D

Теперь посмотрим, можем ли мы получить аналогичные углы обзора на меньшей матрице камеры Canon 350D. Естественно, круговых объективов «Рыбий глаз» для нее нет, но мы сейчас рассматриваем только нормальные проекции, да и при желании можно получить изображение типа даваемого 8 мм Пеленгом на матрице 24×36 на меньшей матрице, воспользовавшись насадкой на более длиннофокусный объектив.

Пеленг

Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

Максимальный охват в прямолинейной проекции можно получить воспользовавшись плагином PTLens, однако при этом качество краев будет неудовлетворительным

Поскольку этот вариант я не предлагаю сравнивать с другими, то размер миниатюры составляет 19% от изображения после преобразования.

Можно умерить пыл и не пытаться получить максимальный охват в этом плагине или воспользоваться плагинами Remap и Lens Correction.

Миниатюра соответствует 13% от изображения полученного после преобразования.

Зенитар


Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

Миниатюра соответствует 13% от изображения полученного после преобразования плагинами PTLens и Lens Correction.

На примере этого снимка покажу, что Adobe Photoshop — не единственная надстройка, позволяющая работать с программой PanoTools. Можно воспользоваться графическим интерфейсом к средствам создания панорам «Hugin». Для оптимизации загрузить в него единственный кадр и выбрать контрольные точки, лежащие на горизонтальных и вертикальных прямых. Например, левом снимке выбираем верхний участок водосточной трубы, а на правом — нижний участок той же трубы, и помечаем, что эти точки лежат на одной вертикальной линии.

Запускаем оптимизацию и сохраняем получившийся результат в прямолинейной проекции:


Миниатюра соответствует 13% от изображения полученного после преобразования
с помощью программы Hugin.

Canon 18-55, F=18 мм.


Миниатюра соответствует 13% от исходного размера.

После перспективной коррекции плагином Lens Correction.

Мир-47. После перспективной коррекции плагином Lens Correction:

Поскольку именно этот объектив является основным героем данной статьи, то на примере этого снимка посмотрим, насколько эффенктивно могут быть программно устранены хроматические аберрации. Я предпочитаю устранять их на этапе преобразования RAW файлов. Вот что получается, если воспользоваться Adobe Camera RAW:


При верстке изображение увеличено в два раза.

Как видно из приведенных снимков, сама по себе маленькая матрица не мешает получить изображения с теми же углами обзора, что и большая. Очевидно, что изображения по центру не зависят от размера матрицы, а только от разрешения объектива и размера пикселя. На краях ситуация куда менее однозначная, поскольку при большой матрице, разница край/центр более существенная. Сравним качество отображения одних и тех же объектов, расположенных по центру и на переферии кадра, при съемке разными объективами и камерами. Если съемка ведется одним объективом и разными камерами, то очевидно, что объекты находятся на одном расстоянии от центра, т. е. для 5D это отнюдь не самый край. Для удобства сравнения более мелкие снимки увеличены, чтобы масштаб объектов был везде одинаков. Естественно, увеличение не улучшает качество, но иногда более мелкий снимок при увеличении дает более резкое изображение, чем большой, сделанный «мягким» объективом. Однако, если необходимо выбрать объектив для съемки с фиксированной точки для последующей печати фотографии большого формата, то подобный подход имеет право на существование, поскольку трудно предсказать, во что превратится мелкий и резкий снимок при его увеличении.

Объектив и камера

Край

Центр

Зенитар,
F=16 мм,
Canon 5D
Мир=47,
F=20 мм,
5D
Sigma 24-70,
F=24 мм,
5D
Зенитар,
F=16 мм,
Canon 350D
Canon 18-55,
F=18 мм,
Canon 350D
Мир=47,
F=20 мм,
Canon 350D
Субъективные впечатления от получившейся таблицы.

Примерно равный угол дает объектив Sigma 24 мм на большой матрице и Зенитар на маленькой. Зенитар- резкий объектив с очень неплохим разрешением. Мелкий пиксель Canon 350D позволяет ему лучше реализовать свой потенциал. Если нам нужен угол охвата 50 градусов, то я бы расставил фотографии в следующем порядке: Мир-47 с камерой 5D, Зенитар с 350D, Canon 18-55 (F=18 мм) с 350D, Sigma 24-70 (F=24 мм) с 5D, Зенитар с 5D. В паре Зенитар с 350D и Canon 18-55 (F=18 мм) с 350D преимущество я отдал Зенитару за счет лучшего качества в центре и большего угла обзора при прочих равных. Еще раз замечу, что все очень субъективно, поскольку это не миры, и изменяющаяся облачность сильно влияла на контраст отдельных деталей изображения. В паре Canon 18-55 (F=18 мм) с 350D и Sigma 24-70 (F=24 мм) с 5D последняя проиграла за счет именно большей площади кадра, к краю у нее ухудшение характеристик оказалось значительнее. В этих снимках окно действительно находится на самом краю кадра, и чуть больший угол обзора Sigma не позволил ей выиграть в соревновании по съемке конкретного здания 🙂 В любом случае при съемке широкоугольным объективом придется мириться с неоднородным качеством по полю снимка. К сожалению, при пейзажной съемке сюжетно важная часть занимает часто всю площадь кадра. В свете вышеизложенного, если посмотреть на снимок, сделанный объективом Мир-47 и камерой 5D, чуть под другим ракурсом, когда окно приходится на самый край снимка, то на мой взгляд результаты лучше ожидаемых:-)


Мир-47 — самый край кадра

В заключение несколько снимков, которые демонстрируют эффективное использование огромной глубины резкости, даваемой объективом Мир 47.


Широкоугольный объектив — Википедия. Что такое Широкоугольный объектив

Снимок самолёта, сделанный широкоугольным объективом

Широкоуго́льный объекти́в — объектив, фокусное расстояние которого короче «нормального». В фотографии оно должно быть меньше, чем диагональ используемого кадра, поэтому к группе широкоугольных принято относить фотообъективы, обладающие углом поля зрения от 52° до 82° включительно[1]. В кинематографе широкоугольными считаются киносъёмочные объективы, фокусное расстояние которых менее удвоенной диагонали кадра киноплёнки[2]. Объективы с углом поля зрения шире, чем 90°, считаются сверхширокоугольными[3]. В фотографии понятие широкоугольного объектива применимо как к оптике с постоянным фокусным расстоянием, так и к зумам соответствующего диапазона. В последнем случае используется термин «широкоугольный зум».

Особенности

Для малоформатного фотоаппарата широкоугольными считаются объективы с фокусным расстоянием менее 50 мм. Такой же диапазон занимает короткофокусная киносъёмочная оптика, рассчитанная на классический кадр или формат «Супер-35». Для кинокамер формата «Супер-16» широкоугольным считается объектив короче 25 мм[2]. Для наиболее распространённых цифровых зеркальных фотоаппаратов с кроп-фактором 1,5—1,6 широкоугольными можно считать объективы с фокусным расстоянием короче 28 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см. фокусное расстояние широкоугольного объектива должно быть меньше 75 мм[1]. Обычно оно лежит в диапазоне 45—65 мм.

Широкоугольные объективы незаменимы в интерьерной фотографии, позволяя вести съёмку в тесном помещении. Кроме того, они нашли широкое применение в архитектурной и пейзажной фотографии[* 1]. Однако, подчёркнутая перспектива, даваемая короткофокусной оптикой, позволяет использовать её как дополнительное выразительное средство для любых сюжетов. Ещё одна характерная особенность короткофокусной оптики заключается в большой глубине резкости, позволяющей получать резкое изображение сюжетов, протяжённых в глубину. В некоторых случаях это позволяет вообще обходиться без фокусировки, устанавливая объектив на гиперфокальное расстояние. В кинематографе короткофокусная оптика искусственно сокращает длительность действия в кадре, поскольку актёр может уходить из крупного плана или входить в него быстрее, чем при съёмке другими объективами[4].

Широкоугольные объективы в наименьшей степени чувствительны к шевеленке в фотографии и неравномерности панорамирования при кино- и видеосъёмке[2]. Из-за особенностей оптической конструкции для широкоугольных объективов виньетирование характерно в большей степени, чем для оптики других фокусных расстояний[5][6]. Поэтому в современных цифровых фотоаппаратах и кинокамерах предусмотрены специальные алгоритмы компенсации (профили объективов), обеспечивающие цифровое выравнивание яркости изображения по полю[7].

В дальномерных фотоаппаратах используются короткофокусные объективы симметричной конструкции, считающейся наиболее оптически совершенной. Широкоугольные объективы, предназначенные для однообъективных зеркальных фотоаппаратов и кинокамер с зеркальным обтюратором, обладают специальной ретрофокусной конструкцией, позволяющей удлинить задний отрезок[8][9][10]. Это необходимо из-за наличия за объективом подвижных зеркала или обтюратора[11][12]. Упрощённо такое оптическое устройство можно представить, как перевёрнутый телеобъектив, состоящий из отрицательного переднего мениска и положительного заднего компонента[3]. Оптическая сила рассеивающего и собирающего элементов тем выше, чем короче фокусное расстояние по сравнению с задним отрезком. Первый ретрофокусный широкоугольник для кинокамер с зеркальным обтюратором был построен французским оптиком Пьером Анженье в 1950 году[13].

Короткофокусный объектив

Понятие короткофо́кусный объекти́в применительно к съёмочной оптике означает то же, что и «широкоугольный». К проекционной оптике термин «широкоугольный» не применяется, поскольку угол поля зрения в этой области не имеет прямого практического значения. От фокусного расстояния зависит размер изображения, даваемого на экране при определённом расстоянии от него до проектора. Короткофокусный объектив даёт более крупное изображение, чем длиннофокусный. Так, при проекции кашетированных фильмов использование короткофокусного объектива позволяет заполнять изображением более крупный экран, чем при демонстрации классического обычной оптикой[14].

См. также

Примечания

  1. ↑ Из-за повышенного риска перспективных искажений при интерьерной и архитектурной съёмке должен использоваться широкоугольный шифт-объектив

Источники

  1. 1 2 Общий курс фотографии, 1987, с. 14.
  2. 1 2 3 Киносъёмочная техника, 1988, с. 78.
  3. 1 2 Советское фото, 1988, с. 42.
  4. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 62.
  5. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 19.
  6. ↑ Киносъёмочная техника, 1988, с. 84.
  7. Костя Какуша. Что такое виньетирование? Коррекция периферийного освещения в Кэнон (рус.). Статьи. Про Фото. Проверено 5 июня 2014.
  8. ↑ Волосов, 1978, с. 369.
  9. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 17.
  10. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 81.
  11. ↑ История «одноглазых». Часть 1 (рус.). Статьи. PHOTOESCAPE. Проверено 24 июля 2013. Архивировано 27 июля 2013 года.
  12. ↑ Гордийчук, 1979, с. 152.
  13. Allan Weitz. Vintage Lens Review: Non-Retrofocus Ultra-Wide-Angle Lenses (англ.). B&H Photo Video. Проверено 18 марта 2017.
  14. ↑ Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 81.

Литература

  • Д. С. Волосов. Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • Е. М. Голдовский. Глава II // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М.,: "Искусство", 1971. — С. 39. — 220 с.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Раздел III. Киносъёмочные объективы // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1979. — С. 143—173. — 440 с. — 30 000 экз.
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 4. — С. 42, 43. — ISSN 0371-4284.
  • Фомин А. В. § 5. Фотографические объективы // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 12—25. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
Экономим на широкоугольном объективе: 4toblog — LiveJournal

Вопрос о добротном широкоугольнике по приемлемой цене в современной фотографии стоит достаточно остро. Хороший широкоугольник в принципе не может стоить дёшево. Теперь, когда многие фотолюбители переходят на новый для себя формат беззеркальных камер, отправляя свои зеркалки со всем накопившимся скарбом на вторичный рынок, у них выпадают глаза при взгляде на цены автофокусных широкоугольников на свои новенькие камеры.

Так полнокадровый широкоугольник от фирмы Самьянг на байонет E выйдет даже со вторичного рынка никак не менее трёхсот долларов. Фирменная оптика, да ещё и с логотипом Zeiss будет стоить минимум в половину дороже, а ведь одним широкоугольником не обойдёшься. 

Если фотография — не заработок, обосновать хотя бы для себя самого такие дорогие покупки проблематично: эта оптика медленно, но верно будет только дешеветь.

И тут то есть один лайфхак, позволяющий сэкономить хотя бы на широкоугольнике. Дело в том, что некоторые широкоугольные объективы из стеклянно-металлической эры обладают небольшой минимальной дистанцией фокусировки и уже после двух-трёх метров у них начинается бесконечность. Многие знают, что объективам типа «фишай» автофокус ни к чему, но есть объективы и с более длинным фокусным расстоянием, которые позволяют обойтись без автофокуса. Такие объективы позволяют фотографировать просто «от пуза», не фокусируясь вообще. Выставив фокусировщик на бесконечность и поджав слегка диафрагму  можно вообще забыть про видоискатель и liveview. Это действительно очень удобно. Если ранее приходилось фотографировать на шкальные фотоаппараты типа Смена-8М, то никаких проблем вообще не возникнет. Если же не приходилось, то никогда не поздно попробовать. Всё нижесказанное будет актуально и для кропнутых матриц, с той лишь разницей, что это не будут широкоугольные объективы. Вопрос широкоугольника для камер с кроп-фактором всегда больной. Он решается так: выкладывай кучу денег или пользуйся китовым стеклом (пластмасской скорее). 

Приведу несколько примеров объективов, на которые имеет смысл ориентироваться

1. Один из наиболее дешевых вариантов связан с покупкой немецкого объектива от Pentacon 2.8/29 или его вариаций (фото в начале заметки). Бесконечность наступает уже после 4 метров. Прикрытие диафрагмы дополнительно сдвигает гиперфокальное расстояние в сторону уменьшения. Если не вполне понятно, как это устроено, советую прочитать статью на Радоживе. Подробнее об этом объективе можно прочитать в моём же блоге, если перейти по ссылке. Цена вопроса $50-100 в зависимости от версии и состояния.

2. Kiron 28 мм F/2.0 Mc Kino Precision. Прекрасный вариант с хорошей светосилой и репутацией. Бесконечность уже после 2 метров! Байонетное крепление практически на любой вкус. Найти экземпляр дешевле $100 проблематично, но уже за $120-150 выбор будет достаточно большим.

3. Contax Carl Zeiss Distagon T * 28 мм F/2.8. Байонет только c/y, версии AE являются более дешевыми, т.к. их обходят стороной зеркалочники. Бесконечность также от 2 метров. Здесь меньше светосилы, но бренд дороже. Приличный экземпляр обойдется никак не меньше чем в $200, но Sony SEL28F20 все равно по цене выйдет минимум в два раза дороже!

3. Minolta MC W.ROKKOR 28mm f2. Цена сравнима с Цейссом, но светосила выше. Отличный объектив. Байонет MD — только на беззеркалки. Бесконечность от трёх метров. Меньшого брата со светосилой f2.8 можно найти в разы дешевле, но бесконечность уже от 4 метров.

4. Carl Zeiss Jena MC Flektogon 35 mm F2.4 на популярной резьбе м42 или его более дешевые варианты для exakta и praktica PB имеют бесконечность от 3 метров при фокусном в 35mm. Цена вопроса около $200. Плюсом идут отличные макровозможности и узнаваемый красивый рисунок. Существенно более дешевый вариант «зебра» с меньшей светосилой предлагает бесконечность после 4 метров.

Разумеется, есть и много других объективов с близкими параметрами. Тут необходимо подбирать под свой вкус и цвет. В продаже сейчас довольно много новых мануальных объективов китайского происхождения, большинство из которых рассчитаны на APS-C матрицы, так вот среди них есть линзы со схожими параметрами (например, Meike 28mm f2.8), но они, в силу безродности, будут со временем терять в цене и от них сложнее будет избавиться в случае чего. Объективы плёночной эпохи с фокусным расстоянием менее 28мм почти всегда предполагают возможность обойтись без лишней работы геликоидом, но качество картинки далеко не всегда заслуживает уважения, учитывая стоимость таких объективов. 

Если эта заметка помогла Вам сэкономить пару-другую сотен баксов, напишите в комментариях, мне будет приятно. В моем блоге можно комментировать без регистрации и совершенно анонимно.

P.s. Покупка винтажной фототехники - процесс рисковый, лучше всего его осуществлять после личного осмотра на предмет работоспособности. Покупку же техники на интернет-барахолке можно сделать чуть менее затратной, если заходить на сайты сервисов Ebay, Aliexpress и т.п. через наиболее надёжный специализированный сервис Ebates.com. Как зарегистрироваться и пользоваться сервисом можно прочитать ЗДЕСЬ.
Увеличить возврат средств можно еще больше, если оплачивать покупку  банковской картой с cashback, коих сейчас огромное множество.
Интересные изображения всегда можно попытаться продать на фотостоках. Для начинающих фотографов самый хороший фотосток - Dreamstime. Здесь не требуется сдавать экзамены, сервис русифицирован, а отказы в приёмке сопровождаются формулировками, помогающими в дальнейшем поднять качество собственных фотографий.

5 ошибок, которые начинающие делают с широкоугольным объективом и как их избежать
Широкоугольные объективы

часто используются неправильно или выбираются по неправильным причинам. Многие новички получают действительно хороший широкий объектив, 50-мм объектив (потому что кто-то сказал, что должен) и более длинный зум-объектив, а затем предполагают, что у них есть все, потому что у них есть фокусное расстояние от 10 мм (для камеры с кадрированием или камеры APS-C) до 300мм. Но самая большая ошибка не в понимании того, как работают линзы, и почему вы хотите каждый из них.

В этой статье мы рассмотрим широкоугольные объективы. Что они делают, как их использовать и как избежать пяти самых распространенных ошибок, которые делают новички, используя их.

Самая большая ошибка, которую делают многие начинающие фотографы, заключается в том, что они просто не понимают, как работают объективы. Нажмите на Tweet .

Wide angle lens Wide angle lens

Вы делаете эти ошибки с вашим широкоугольным объективом?

Я расскажу об этих распространенных ошибках и способах их решения:

,

широкоугольные линзы | Canon Australia

Проводить исследования
  • Исследуйте обзор
  • Canon Collective
  • Магазин опыта
  • Вдохновиться
  • Советы и учебники по фотографии
  • Принять вызов
Товары
  • камеры
    • Обзор камеры
.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *