Средний формат – Средний формат — Википедия

Содержание

Средний формат — Википедия

Средний формат — класс фотоаппаратуры с размером кадрового окна от 4,5×6 сантиметров до 6×9 см, рассчитанной на листовую или роликовую фотоплёнку[1][2].

По типу применяемого фотоматериала и, соответственно, размеру кадра все фотоаппараты принято классифицировать на четыре основных группы: крупноформатные с размером кадра 9×12 см и большим, среднеформатные, малоформатные, полуформатные и миниатюрные, рассчитанные на плёнку 16-мм. В цифровой фотографии среднеформатными считаются фотоаппараты с размером фотоматрицы большей, чем «полнокадровая» (24×36 мм)[3].

В среднеформатной аппаратуре чаще всего используются плёнка типа 120 и плёнка типа 220 (рольфильм). Все остальные типы таких фотоматериалов в настоящее время вышли из употребления.

Плёнка и фотоматрица

Надо отметить, что и для 35-мм плёнки имеются отдельные системы (например, панорамный фотоаппарат «Горизонт»), делающие кадры бо́льшего размера, чем стандартные 24×36 мм, но эту аппаратуру не причисляют к среднему формату.

К среднему формату причисляют цифровые камеры с размером матрицы более 24×36 мм (среднеформатные цифровые фотоаппараты) — в основном это плёночные среднеформатные камеры, оснащённые цифровым задником, к ним относятся Hasselblad HxD, Leaf Credo, Phase One P; и камеры с матрицей, интегрированной в камеру, к которым относятся Leica S2, Mamiya DL28 и его близнец Pentax 645. Размеры матриц в задниках достаточно различны и могут иметь прямоугольную или квадратную форму. Размер ячейки обычно колеблется от 9 до 6 микрон, что крупнее среднестатистической зеркальной цифровой камеры, основанной на стандартах 35-мм плёнки. Максимальный размер кадра имеют 80-мегапиксельные матрицы в цифровых задниках Phase Oneiq280 53,7×40,4 мм. Это немного меньше младшего плёночного среднего формата 6×4,5 см, у которого размер кадра примерно 56×41 мм в зависимости от конкретной модели. Существуют матрицы более крупного размера, применяемые в спутниковых фотоаппаратах, но промышленные камеры обычно имеют другую классификацию.

В среднем формате приняты несколько стандартов размера кадра: 6×4,5 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, 6×9 см, 6×12 см, 6×17 см и некоторые другие, основанные на шестисантиметровой плёнке, также используются и другие нестандартные. Исторически средний формат появился как более лёгкая альтернатива листовой плёнке формата 9×12 см, 13×18 см и 18×24 см — большому формату. Средний формат использовался первоначально репортёрами в конце XIX и первой половине XX века для облегчения процесса съёмки, потом его во многом заменила 35-мм плёнка, а в современном мире большинство фотожурналистов снимает на цифровые камеры.

Особенности среднего формата

Главным преимуществом среднего формата над узкой плёнкой или цифровой камерой является большая информационная ёмкость. При той же разрешающей способности фотоэмульсий кадр большой площади регистрирует значительно большее количество деталей и обеспечивает более плавные тональные переходы. При этом, фокусные расстояния среднеформатных объективов больше, чем малоформатных. Так, для размера кадра 6×6 см нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 80 мм, а для кадра 6×9 — 110 мм[4]. Благодаря этому получаемая глубина резкости значительно меньше при тех же относительных отверстиях, что в некоторых случаях более выигрышно, особенно при портретной съёмке. В то же время, невозможность получить резкое изображение протяжённых в глубину сцен, в некоторых случаях неприемлемо, превращая эту особенность формата в его недостаток. В среднем формате применяются те же сорта плёнки и, за счёт большего размера, кадры получаются менее зернистыми и требуют меньшего увеличения при печати или сканировании.

Недостатками среднего формата считаются большие габариты фотоаппаратуры, следствием которых становится большой вес камер и частое требование штатива. Складная конструкция среднеформатной аппаратуры, позволяющая придать ей компактность при переноске, снижает оперативность съёмки и вынуждает носить камеру в разложенном состоянии. Подавляющее большинство среднеформатных фотоаппаратов приспособлены, в основном, для студийной съёмки, поэтому в них как правило, отсутствует автофокус. Для съёмки удалённых объектов требуются объективы значительно больших фокусных расстояний, более тяжёлых и громоздких, чем малоформатные аналоги с такой же светосилой. Габариты лентопротяжного тракта и особенности «рольфильма» ограничивают скорость съёмки с моторным приводом до 1,5—2 кадров в секунду, а большой размер файла среднеформатных цифровых задников также не позволяет снимать с большой частотой. В связи с этим среднеформатные фотоаппараты ограниченно пригодны для репортажной съёмки, и практически неприемлемы при съёмке спорта.

В среднем, современная среднеформатная камера дороже малоформатной в несколько раз, за исключением недорогих двухобъективных зеркальных, простейших или специальных любительских конструкций[5]. Примером таких простых среднеформатных камер могут служить ломографические камеры: «Holga», «Diana», «Diana+», «Belair X 6-12».

Типы среднеформатных фотоаппаратов

Существуют следующие типы среднеформатных фотоаппаратов:

  • однообъективные зеркальные (SLR) («Киев-60 TTL», «Салют», «Hasselblad», «Mamiya 645», «Pentax 645»)
  • двухобъективные зеркальные (TLR) («Любитель», «Любитель-166В», «Rolleiflex», «Flexaret», «Mamiya C»)
  • дальномерные (RF) («Москва», «Искра», «Mamiya Six»)
  • шкальные фотоаппараты (viewfinder) («Voigtländer Bessa 66», «Москва-1», «Эстафета»)
  • бокс-камеры («Школьник», «Этюд», «Kodak Brownie»)
  • пресс-камеры (Press camera)

Мировые производители

Среднеформатные фотоаппараты СССР

См. также

Примечания

Литература

  • Фомин А. В. § 6. Классификация фотоаппаратов // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 43—48. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.

Ссылки

wikipedia.green

Средний формат — Википедия

Сравнение среднеформатной фотоплёнки (тип 120, 220) и 35-мм фотоплёнки Плёнка типа 120 в фотоаппарате «Москва-2» Однообъективный зеркальный фотоаппарат «Салют» модульной конструкции Однообъективный зеркальный фотоаппарат «Pentacon six» классической конструкции Однообъективный зеркальный фотоаппарат Mamiya 645 Дальномерный фотоаппарат «Москва-2» складной конструкции
Двухобъективный зеркальный фотоаппарат «Любитель-166 универсал» Шкальный фотоаппарат «Holga», (Китай) Простейший фотоаппарат
«Ami 66», (Польша)

Средний формат — класс фотоаппаратуры с размером кадрового окна от 4,5×6 сантиметров до 6×9 см, рассчитанной на листовую или роликовую фотоплёнку[1][2].

По типу применяемого фотоматериала и, соответственно, размеру кадра все фотоаппараты принято классифицировать на четыре основных группы: крупноформатные с размером кадра 9×12 см и большим, среднеформатные, малоформатные,

wiki2.red

Средний формат - это... Что такое Средний формат?

Средний формат — класс фотоаппаратуры рассчитанной на широкую фотоплёнку и размер кадрового окна от 4,5×6 сантиметров до 6×9 см.

По типу применяемого фотоматериала и, соответственно, размеру кадра все фотоаппараты принято классифицировать на четыре основных группы: крупноформатные с размером кадра 9×12 см и большим, среднеформатные, малоформатные и миниатюрные, рассчитанные на пленку 16-мм. В цифровой фотографии среднеформатными считаются фотоаппараты с размером фотоматрицы большей, чем «полнокадровая» (24×36 мм)

[1].

Под средним форматом также подразумевается плёнка типа 120 и плёнка типа 220, или рольфильм. У этих фотоматериалов одинаковая ширина, однако длина плёнки типа 220 в два раза больше, а её ракорд (светозащитная бумажная лента) располагается не по всей длине фотоплёнки, а закрепляется только в её начале и конце. У фотоплёнки типа 120 ракорд служит не только для закрепления начала и конца плёнки, но и для нумерации кадров разного формата и защиты от света по всей длине.

Плёнка и фотоматрица

Надо отметить, что и для 35-мм плёнки имеются отдельные системы (например, панорамный фотоаппарат «Горизонт»), делающие кадры бо́льшего размера, чем стандартные 24×36 мм, но эту аппаратуру не причисляют к среднему формату.

К среднему формату причисляют цифровые камеры с размером матрицы более 24×36 мм — в основном это плёночные среднеформатные камеры, оснащённые цифровым задником. Размеры матриц в задниках достаточно различны и могут иметь прямоугольную или квадратную форму. Размер ячейки обычно колеблется от 9 до 6 микрон, что крупнее среднестатистической зеркальной цифровой камеры, основанной на стандартах 35-мм плёнки. Максимальный размер кадра имеют 60,5-мегапиксельные матрицы в цифровых задниках Phase One P65+ и Leaf Credo 60 — 53,9×40,4 мм. Это немного меньше младшего плёночного среднего формата 645, у которого размер кадра примерно 56×41 мм в зависимости от конкретной модели. Существуют матрицы более крупного размера, применяемые в спутниковых фотоаппаратах, но промышленные камеры обычно имеют другую классификацию.

В среднем формате приняты несколько стандартов размера кадра: 6×4,5 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, 6×9 см, 6×12 см, 6×17 см и некоторые другие, основаные на шестисантиметровой плёнке, также используются и другие нестандартные. Исторически средний формат появился как более лёгкая альтернатива листовой плёнке формата 9×12 см, 13×18 см и 18×24 см — большому формату. Средний формат использовался первоначально репортёрами в конце XIX и первой половине XX века для облегчения процесса съёмки, потом его во многом заменила 35-мм плёнка, а в современном мире большинство журналистов снимает на цифровые камеры.

Преимущества среднего формата

Главным преимуществом среднего формата над узкой плёнкой или цифровой камерой является сам размер кадра, на котором больше деталей, большее число тональных переходов. Возможна меньшая глубина резкости, так как она пропорциональна диафрагменному числу и обратно пропорциональна квадрату фокусного расстояния. В типичном случае нормального объектива глубина резко изображаемого пространства примерно в три раза меньше. Такие возможности важны для портретной съёмки. Также применение среднего формата позволяет получить существенно большую детализированнось изображения, что важно, например, при съёмке больших групп людей и пейзажной фотографии. Для архитектурной съёмки средний формат — оптимальный выбор благодаря наличию шифт-объективов, хотя они значительно уступают возможностям подвижек в большом формате. В среднем формате применяются те же сорта плёнки и, за счёт большего размера, кадры получаются менее зернистые и требуют меньшего увеличения при печати или сканировании. Удобной является возможность смены в любой момент задников на среднеформатных камерах (не на всех моделях), например, задников с разными типами плёнки, а также цифровых.

Недостатки среднего формата

К недостаткам же можно отнести большой вес камер, частое требование штатива, как правило, отсутствие автофокусировки. В связи с этим ощущается меньшая оперативность съёмки по сравнению с узкоплёночными и цифровыми зеркальными фотоаппаратами.

Среднеформатная камера дороже. Тем не менее существенная часть профессиональной фотографии делается именно на средний формат, так как его преимущества при неспешной съёмке всегда перекрывают недостатки.

Типы среднеформатных фотоаппаратов

Среднеформатные фотоаппараты разделяются по следующим типам:

Мировые производители

Среднеформатные фотоаппараты в СССР

Ломография

В рамках среднеформатных камер необходимо упомянуть о ломографии. Некоторые ломографические камеры («Holga», «Diana», «Diana+») тоже используют среднеформатную плёнку; фотографии полученные ими не отличаются высоким качеством (что связано с низким качеством и дешевизной объективов). Однако эти камеры стоят особняком от остальных (дорогих, качественных) среднеформатных камер.

См. также

Примечания

  1. Методика измерения, то есть относительно каких частей фотоматрицы производится замер её размера, у разных производителей разная.

Ссылки

dic.academic.ru

Средний формат — Википедия. Что такое Средний формат

Средний формат — класс фотоаппаратуры с размером кадрового окна от 4,5×6 сантиметров до 6×9 см, рассчитанной на листовую или роликовую фотоплёнку[1][2].

По типу применяемого фотоматериала и, соответственно, размеру кадра все фотоаппараты принято классифицировать на четыре основных группы: крупноформатные с размером кадра 9×12 см и большим, среднеформатные, малоформатные, полуформатные и миниатюрные, рассчитанные на плёнку 16-мм. В цифровой фотографии среднеформатными считаются фотоаппараты с размером фотоматрицы большей, чем «полнокадровая» (24×36 мм)[3].

В среднеформатной аппаратуре чаще всего используются плёнка типа 120 и плёнка типа 220 (рольфильм). Все остальные типы таких фотоматериалов в настоящее время вышли из употребления.

Плёнка и фотоматрица

Надо отметить, что и для 35-мм плёнки имеются отдельные системы (например, панорамный фотоаппарат «Горизонт»), делающие кадры бо́льшего размера, чем стандартные 24×36 мм, но эту аппаратуру не причисляют к среднему формату.

К среднему формату причисляют цифровые камеры с размером матрицы более 24×36 мм (среднеформатные цифровые фотоаппараты) — в основном это плёночные среднеформатные камеры, оснащённые цифровым задником, к ним относятся Hasselblad HxD, Leaf Credo, Phase One P; и камеры с матрицей, интегрированной в камеру, к которым относятся Leica S2, Mamiya DL28 и его близнец Pentax 645. Размеры матриц в задниках достаточно различны и могут иметь прямоугольную или квадратную форму. Размер ячейки обычно колеблется от 9 до 6 микрон, что крупнее среднестатистической зеркальной цифровой камеры, основанной на стандартах 35-мм плёнки. Максимальный размер кадра имеют 80-мегапиксельные матрицы в цифровых задниках Phase Oneiq280 53,7×40,4 мм. Это немного меньше младшего плёночного среднего формата 6×4,5 см, у которого размер кадра примерно 56×41 мм в зависимости от конкретной модели. Существуют матрицы более крупного размера, применяемые в спутниковых фотоаппаратах, но промышленные камеры обычно имеют другую классификацию.

В среднем формате приняты несколько стандартов размера кадра: 6×4,5 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, 6×9 см, 6×12 см, 6×17 см и некоторые другие, основанные на шестисантиметровой плёнке, также используются и другие нестандартные. Исторически средний формат появился как более лёгкая альтернатива листовой плёнке формата 9×12 см, 13×18 см и 18×24 см — большому формату. Средний формат использовался первоначально репортёрами в конце XIX и первой половине XX века для облегчения процесса съёмки, потом его во многом заменила 35-мм плёнка, а в современном мире большинство фотожурналистов снимает на цифровые камеры.

Особенности среднего формата

Главным преимуществом среднего формата над узкой плёнкой или цифровой камерой является большая информационная ёмкость. При той же разрешающей способности фотоэмульсий кадр большой площади регистрирует значительно большее количество деталей и обеспечивает более плавные тональные переходы. При этом, фокусные расстояния среднеформатных объективов больше, чем малоформатных. Так, для размера кадра 6×6 см нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 80 мм, а для кадра 6×9 — 110 мм[4]. Благодаря этому получаемая глубина резкости значительно меньше при тех же относительных отверстиях, что в некоторых случаях более выигрышно, особенно при портретной съёмке. В то же время, невозможность получить резкое изображение протяжённых в глубину сцен, в некоторых случаях неприемлемо, превращая эту особенность формата в его недостаток. В среднем формате применяются те же сорта плёнки и, за счёт большего размера, кадры получаются менее зернистыми и требуют меньшего увеличения при печати или сканировании.

Недостатками среднего формата считаются большие габариты фотоаппаратуры, следствием которых становится большой вес камер и частое требование штатива. Складная конструкция среднеформатной аппаратуры, позволяющая придать ей компактность при переноске, снижает оперативность съёмки и вынуждает носить камеру в разложенном состоянии. Подавляющее большинство среднеформатных фотоаппаратов приспособлены, в основном, для студийной съёмки, поэтому в них как правило, отсутствует автофокус. Для съёмки удалённых объектов требуются объективы значительно больших фокусных расстояний, более тяжёлых и громоздких, чем малоформатные аналоги с такой же светосилой. Габариты лентопротяжного тракта и особенности «рольфильма» ограничивают скорость съёмки с моторным приводом до 1,5—2 кадров в секунду, а большой размер файла среднеформатных цифровых задников также не позволяет снимать с большой частотой. В связи с этим среднеформатные фотоаппараты ограниченно пригодны для репортажной съёмки, и практически неприемлемы при съёмке спорта.

В среднем, современная среднеформатная камера дороже малоформатной в несколько раз, за исключением недорогих двухобъективных зеркальных, простейших или специальных любительских конструкций[5]. Примером таких простых среднеформатных камер могут служить ломографические камеры: «Holga», «Diana», «Diana+», «Belair X 6-12».

Типы среднеформатных фотоаппаратов

Существуют следующие типы среднеформатных фотоаппаратов:

  • однообъективные зеркальные (SLR) («Киев-60 TTL», «Салют», «Hasselblad», «Mamiya 645», «Pentax 645»)
  • двухобъективные зеркальные (TLR) («Любитель», «Любитель-166В», «Rolleiflex», «Flexaret», «Mamiya C»)
  • дальномерные (RF) («Москва», «Искра», «Mamiya Six»)
  • шкальные фотоаппараты (viewfinder) («Voigtländer Bessa 66», «Москва-1», «Эстафета»)
  • бокс-камеры («Школьник», «Этюд», «Kodak Brownie»)
  • пресс-камеры (Press camera)

Мировые производители

Среднеформатные фотоаппараты СССР

См. также

Примечания

Литература

  • Фомин А. В. § 6. Классификация фотоаппаратов // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 43—48. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.

Ссылки

wiki.sc

Средний формат. За и против...

Хотите иметь возможность в процессе съемки моментально поменять слайд на негатив или на черно-белую пленку?

Хотите, чтобы ваши пейзажи печатались в виде календарей 60х70 см?

Хотите за 2 минуты получить пробный отпечаток будущего снимка в натуральную величину на материале Polaroid?

Хотите снимать со вспышкой на полную мощность при 1\500 - 1\1000 сек?

Если да, то вам придется серьезно задуматься о возможностях среднеформатных систем.
Это соверщенно другая философия съемки. Полная модульность, которой обладают большинство среднеформатных камер, обеспечивает такую гибкость в работе которая зеркалкам 24х36 и не снилась.
Если внимательно присмотреться к предложению на рынке среднеформатных камер, можно удивиться многообразию моделей и аксессуаров. Здесь присутствуют абсолютно разные по концепции модели - от старых двухобъективных до новейших автофокусных.

Попробуем сравнить основные особенности обоих форматов.

Прежде всего, линейка объективов
В каталогах ведущих производителей формата 24х36 присутствуют самые разные объективы, как говорится на все случаи жизни. Каталоги Canon и Nikon насчитывают более 50 объективов каждый, от "fisheye" до 1500 миллиметровика.
Линейки объективов ведущих производителей среднеформатных камер выглядят гораздо скромнее: в среднем, они содержат 3-4 широкоугольника (экв. 24, 28 и 35 мм), штатник (чаще всего 80 мм f/2,8), макрообъектив, tilt/shift объектив и несколько телевиков средней светосилы, иногда 1-2 зума.
Этого вполне хватает для работы в тех областях, где используется средний формат.

Затворы
Как известно, все затворы делятся на фокальные (расположенные перед пленкой) и центральные (расположенные внутри объектива). Центральные затворы издавна были привилегией среднеформатных камер. Их основной недостаток - невозможность добиться выдержек короче 1\500 - 1\1000 сек. Их основное преимущество - синхронизация со вспышкой со всеми выдержками. Производители среднеформатных камер в последнее время предлагают потребителям компромисс: камера изначально оборудована фокальным затвором (который синхронизирован со вспышкой при 1\30-1\60 сек.), а для специальных съемок со вспышкой используются объективы с центральным затвором.

Видоискатели, фокусировочные экраны и тест глубины резкости
Почти все среднеформатные камеры оборудованы сменными видоискателями и фокусировочными экранами, тогда как из камер 24х36 только Nikon F5 обладает сменным видоискателем. Поменять фокусировочные экраны в среднеформатной камере очень легко - после снятия видоискателя к ним открывается прямой доступ. У малоформатных камер и некоторых последних моделей автофокусных среднеформатных с несъемным видоискателем фокусировочные экраны меняются через байонет объектива, что менее практично. Для профессионалов съемные фокусировочные экраны являются большим преимуществом. Все среднеформатные зеркалки оборудованы тестом глубины резкости, и научиться извлекать из него пользу абсолютно необходимо.

Пленка
Впервые использовать в фотоаппаратах кинопленку шириной 35 мм с двойной перфорацией попробовал создатель фотоаппаратов Leica Оскар Барнак. Так родился формат 24х36 мм.
Среднеформатные камеры используют пленку без перфорации, намотанную на катушку. Ее полезная ширина составляет 56 мм (рабочая площадь формата 6х6 равна 56х56 мм, а формата 6х7 = 56х72 мм). Есть два типа среднеформатных катушек - 120 и 220. Катушка 220 снабжена короткой полоской защитной бумаги (ракорда) в начале и в конце мотка пленки, а в 120 пленка полностью закрыта бумажным ракордом со стороны подложки. Таким образом, катушка 220 содержит больше кадров. Кроме системы DX-кода у пленки Fuji, которую распознают только среднеформатные камеры этой фирмы, другой автоматики для определения чувствительности пленки нет.
Что касается разнообразия пленок, то здесь можно говорить о паритете.

Наводка на резкость: ручная или автофокус?
Pentax 645N AF стал первой автофокусной среднеформатной зеркалкой. До него автофокусировкой обладали только компакты Fuji 645.
Большая площадь фокусировочного экрана в среднеформатных камерах позволяет очень точно наводиться на резкость, в некоторых камерах для максимально точной наводки используются шахтные видоискатели с лупой х10. Наиболее удобен фокусировочный экран, в котором все поле кадра разделено горизонтальными и вертикальными линиями на 3 равные части. Он позволяет максимально точно компонировать снимок и избегать наклона по отношению к линии горизонта. Все это делает процесс съемки на среднеформатную камеру чрезвычайно комфортным. Серьезным упреком производителям современных камер 24х36 может стать тот факт, что в погоне за миниатюризацией они снизили увеличение видоискателя, а это лишь усложнило точную ручную наводку на резкость и визуальную оценку глубины резкости (сравните видоискатель у Nikon F801 и Nikon F90Х).

Моторный привод
Он есть почти у всех современных зеркалок 24х36 (конструкция "с моторчиком" производителям экономически более выгодна, чем классическая система ручной перемотки пленки - взвода затвора). У среднеформатных камер случай сложнее. У каждого производителя здесь свой подход в зависимости от предназначения камеры. Между Rollei 6008 со встроенным мотором и полностью механическими камерами есть еще масса промежуточных вариантов в виде различных виндеров.

Система замера экспозиции
Многозонный замер появился на среднеформатных камерах совсем недавно. Большинство старых моделей вообще лишены какой либо автоматики, а у некоторых в сменных видоискателях реализованы спот и замер по центральной части кадра.
В большинстве случаев средний формат подразумевает использование самостоятельного экспозиметра-флешметра, что в конечном итоге дает еще большую эффективность, чем самый современный многозонный замер.

Изучая аргументы "за" и "против" для обоих форматов можно прийти к выводу, что у каждого из них есть свои преимущества, и каждый может быть с максимальной степенью эффективности использован там, где другой не в состоянии проявить себя.
Следует признать, однако, что все камеры 24х36 похожи друг на друга, и работают по одним и тем же принципам, тогда как в области среднеформатной фотографии можно найти все - от классических моделей Hasselblad серии 500 до дальномерных камер со сменными объективами и больших компактов со встроенной вспышкой, а также панорамных камер и студийных 6х9, работающих с цифровыми приставками!

Но в чем же основное преимущество среднего формата? Оно в лучшей передаче мелких деталей и фактур, в другой моделировке изображения.

Резкость и моделировка изображения
Прежде всего, размер изображения.
Для того, чтобы получить фотографию размером 30х40 см снимок формата Х нужно увеличить в следующее количество раз:

  • Для 24х36: х11,1

  • Для 45х56: х7,1

  • Для 56х72: х5,6

  • Для 56х90: х4,4

Если взять за точку отсчета формат 6х9 то получим следующее соотношение увеличений:

  • 56 x 90 : x 1;

  • 56 x 72 : x 1,25;

  • 45x56 : x 1,6;

  • 24x36: x 2,5.

Это означает, что для того, чтобы получить отпечаток формата 30х40, негатив формата 24х36 должен быть линейно увеличен в 2,5 раза больше, чем негатив 56х90!

Фокусное расстояние, формат, угол зрения и резкость
Для некоторого данного фокусного расстояния угол зрения возрастает с увеличением формата изображения. Поэтому 50-миллиметровик, который считается штатником для формата 24х36, в среднем формате становится широкоугольником. В таблице 1 приведены приблизительные соотношения фокусного расстояния и угла зрения для различных форматов.
Но большая площадь формируемого изображения требует изменения оптической конструкции объективов, поэтому и речи быть не может о том, чтобы использовать 50 мм для 24х36 в качестве широкоугольника для 6х6.
Необходимость создавать большее по площади изображение приводит к тому, что у среднеформатных объективов разрешение и микроконтраст меньше, чем у малоформатных, поэтому, если попытаться использовать среднеформатную оптику на 24х36, изображение может показаться малоконтрастным, нечетким.

Таблица 1. Горизонтальный угол зрения объектива в зависимости от фокусного расстояния и формата кадра 

Фокусное расстояние

Форматы

24x36

6x6

6x7

6x9

40 мм

49.

66.

72.

80.

50 мм

40.

56.

65.

72.

60 мм

33.

46.

53.

59.

80 мм

25.

36.

42.

49.

100 мм

20.

30.

35.

42.

150 мм

13.

21.

25.

31.

200 мм

10.

16.

19.

24.


Формат, зернистость и моделировка изображения
Любое изображение на фотопленке формируется в результате образования скоплений зерен металлического серебра (черно-белая фотография) или органических красителей, приклепляющихся к этим же зернам серебра, которые потом удаляются в процессе отбеливания (цветная фотография). До тех пор, пока эти скопления образованы достаточно малыми зернами серебра, человеческий глаз будет их воспринимать как однородную поверхность. Но если взять пленку с крупным зерном, его собственная структура, накладываясь на текстуры фотографируемых объектов, разрушает их. Отсутствие зернистости - залог нормального восприятия картинки. Для конечной фотографии некоторого заданного формата, отсутствие зернистости будет определяться двумя параметрами: собственной зернистостью пленки и степенью увеличения снимка при печати. Последний фактор является решающим, поскольку пленки для всех форматов абсолютно идентичны.
Чтобы меньше пришлось увеличивать снимок, он сам должен быть больше, поэтому для увеличений до 40х50 см, 50х60 см, 60х80 см и более, средний формат незаменим.
Хорошо известное правило, которое гласит, что рассматривать любое изображение необходимо с расстояния, равного диагонали формата этого изображения, на самом деле никогда не соблюдается. Зритель всегда стремится приблизиться к снимку (аккомодация глаза наиболее легко производится на расстоянии 30-40 см), и даже если ему впоследствии придется отойти на несколько шагов, чтобы охватить глазом всю фотографию, подсознательное восприятие зернистости (или ее отсутствия) все равно повлияет на общее впечатление.

Размер объекта на снимке
Еще один фактор, влияние которого трудно переоценить.
Конечное восприятие фотографии непосредственно зависит от размера объекта на снимке. При тщательном рассматривании дистанция аккомодации глаза снижается до 25-30 см. Именно с такого расстояния наш глаз способен различать мельчайшие детали изображения. До тех пор, пока глаз "находит" привычные для него мелкие детали объектов на снимке, этот снимок воспринимается легко, автоматически, пусть это даже будет журнальный разворот, сделанный с исходного формата 24х36. Более того, если речь идет о макрофотографии, с увеличением в х0,3 - х2 раза, зритель увидит на фото такие детали, которые он не смог бы разглядеть невооруженным глазом. В результате, у него сложится общее впечатление об очень высоком качестве снимка.
Иначе обстоит дело с большими объектами. И особенно, с самым большим из всех - пейзажем.
В жизни, рассматривая реальный пейзаж, мы подсознательно воспринимаем в нем как мелкие детали довольно небольшие предметы (веточки и листву деревьев, стебли травы, черепицу крыш и т.п.). Спроецированные на пленку формата 24х36, эти детали приближаются по своему размеру к размерам зерен серебра ее эмульсии, то есть пленка используется "на пределе" своих возможностей.
Средний формат, напротив, обладая приблизительно в два раза большим фокусным расстоянием для заданной площади кадра, создает на пленке в два раза большее изображение, в результате чего мелкие детали не разрушаются собственной зернистостью пленки. Именно поэтому он в большей степени пригоден для больших увеличений.
Наилучшим доказательством всего вышесказанного может быть формат APS (Advanced Photo System), который в состоянии воспроизводить объекты крупным планом, но не подходит для пейзажей, поскольку мелкие детали изображения оказываются меньше, чем зерно пленки. Именно по этой причине производители камер APS не снабжают их настоящими широкоугольниками.
Чтобы получить отпечаток формата 40х50 см или 60х80 см изображение на пленке формата 24х36 необходимо увеличить в 15 и 20 раз соответственно. При таких увеличениях зернистая структура пленки становится непоправимо заметной.
Если же вы располагаете оригиналом формата 6х9, то его увеличение в 10 раз даст снимок 60х90 см, а для того, чтобы получить снимок 30х40 см, его понадобится увеличить всего в 4,5 раза (что для 24х36 дает снимок 10х15 см).

Резкость и лучшая диафрагма
Уже говорилось о том, что использовать среднеформатные объективы с камерами 24х36 не всегда имеет смысл. Из-за того, что оптическая формула таких объективов рассчитана на создание изображения большей площади, их резкость и микроконтраст меньше, чем у малоформатных. Это, конечно же, не означает, что дешевый зум 100-300 мм для 24х36 при фокусном расстоянии в 120 мм даст лучшие результаты, чем среднеформатный Makro Planar Zeiss 120 мм для Hasselblad! Но, при сравнении объективов на FTM стенде (Nikon AF 50мм f/1,8 (для 24х36), Mamiya 110мм f/2,8 (для 6х7) и Mamiya 45мм f/3,4 (для 6х7)) результаты получились весьма красноречивые. Если сравнивать результаты, полученные только в центре кадра и при наилучшей для каждого из объективов диафрагме (рис. 1), то 50мм Nikon с легкостью выигрывает это соревнование. В диапазоне от 5 до 40 пар линий на мм его кривая значительно привосходит кривые двух других объективов. 110 миллиметровик Mamiya, рассчитанный на формат 6х7, хуже воспроизводит низкие частоты (от 5 до 20 пар линий на мм), что говорит о меньшем микроконтрасте. Также слабо он передает и высокие частоты (30-50 пар линий на мм), что говорит о меньшей разрешающей способности. Большая площадь формируемого изображения вынуждает создателей таких объективов искать оптический компромисс, который, в конечном счете, оказывается незаметен, именно по причине большой площади кадра.

Рис.1

Лучшая диафрагма
И здесь объективы для разных форматов ведут себя по-разному: объективы для 24х36 дают максимальное качество при средних диафрагмах f/5,6 - f/11, а среднеформатные объективы при более закрытых - f/16 и более.
Наилучшая кривая для Mamiya 110мм будет при f/16, а для широкоугольника Mamiya 45мм - при f/22. И это логично: при одинаковом угле зрения у среднеформатного объектива фокусное расстояние больше, а значит и диаметр диафрагмы также больше для каждого из ее значений. Напомним, что значение диафрагмы выражается как отношение f=F/D, т.е. равно фокусному расстоянию, деленному на диаметр входного зрачка, а это значит, что при большем фактическом диаметре диафрагмы при f/22 дифракция проявляется в меньшей степени.

В заключение можно сказать, что для каждого формата существуют виды съемок, в которых он проявляет себя лучше, чем другой. Использовать средний формат нужно для работы в студии, съемки пейзажей, предметов искусства и репродуцирования картин, а также там, где понадобятся очень большие увеличения. Для макрофотографии он не имеет особых преимуществ, разве что в случае, когда необходимо сделать большой постер с фотографией мелких предметов (наручных часов или колец). Для того, чтобы спроецировать маленький объект на большой кадр, его придется снимать с большим увеличением (х1,7 для формата 4,5х6 см). То же соотношение размеров "формат : спроецированный объект" на формате 24х36 будет достигнуто при воспроизведении объекта в натуральную величину (х1), а это значит, что можно снимать с меньшей потерей света.

Итак, преимущества "большого" кадра очевидны там, где нужны "большие" результаты, но на какой из камер (или на чьей системе) остановить свой выбор? Разобраться в предлагаемых различными производителями возможностях мы попробуем в следующей статье.

yugcontract.ua

Средний формат — Википедия

Средний формат — класс фотоаппаратуры с размером кадрового окна от 4,5×6 сантиметров до 6×9 см, рассчитанной на листовую или роликовую фотоплёнку[1][2].

По типу применяемого фотоматериала и, соответственно, размеру кадра все фотоаппараты принято классифицировать на четыре основных группы: крупноформатные с размером кадра 9×12 см и большим, среднеформатные, малоформатные, полуформатные и миниатюрные, рассчитанные на пленку 16-мм. В цифровой фотографии среднеформатными считаются фотоаппараты с размером фотоматрицы большей, чем «полнокадровая» (24×36 мм)[3].

В среднеформатной аппаратуре чаще всего используются плёнка типа 120 и плёнка типа 220 (рольфильм). Все остальные типы таких фотоматериалов в настоящее время вышли из употребления.

Плёнка и фотоматрица[править]

Надо отметить, что и для 35-мм плёнки имеются отдельные системы (например, панорамный фотоаппарат «Горизонт»), делающие кадры бо́льшего размера, чем стандартные 24×36 мм, но эту аппаратуру не причисляют к среднему формату.

К среднему формату причисляют цифровые камеры с размером матрицы более 24×36 мм (среднеформатные цифровые фотоаппараты) — в основном это плёночные среднеформатные камеры, оснащённые цифровым задником, к ним относятся Hasselblad HxD, Leaf Credo, Phase One P; и камеры с матрицей, интегрированной в камеру, к которым относятся Leica S2, Mamiya DL28 и его близнец Pentax 645. Размеры матриц в задниках достаточно различны и могут иметь прямоугольную или квадратную форму. Размер ячейки обычно колеблется от 9 до 6 микрон, что крупнее среднестатистической зеркальной цифровой камеры, основанной на стандартах 35-мм плёнки. Максимальный размер кадра имеют 80-мегапиксельные матрицы в цифровых задниках Phase One iq280 53,7×40,4 мм. Это немного меньше младшего плёночного среднего формата 6×4,5 см, у которого размер кадра примерно 56×41 мм в зависимости от конкретной модели. Существуют матрицы более крупного размера, применяемые в спутниковых фотоаппаратах, но промышленные камеры обычно имеют другую классификацию.

В среднем формате приняты несколько стандартов размера кадра: 6×4,5 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, 6×9 см, 6×12 см, 6×17 см и некоторые другие, основанные на шестисантиметровой плёнке, также используются и другие нестандартные. Исторически средний формат появился как более лёгкая альтернатива листовой плёнке формата 9×12 см, 13×18 см и 18×24 см — большому формату. Средний формат использовался первоначально репортёрами в конце XIX и первой половине XX века для облегчения процесса съёмки, потом его во многом заменила 35-мм плёнка, а в современном мире большинство фотожурналистов снимает на цифровые камеры.

Особенности среднего формата[править]

Главным преимуществом среднего формата над узкой плёнкой или цифровой камерой является большая информационная ёмкость. При той же разрешающей способности фотоэмульсий кадр большой площади регистрирует значительно большее количество деталей и обеспечивает более плавные тональные переходы. При этом, фокусные расстояния среднеформатных объективов больше, чем малоформатных. Так, для размера кадра 6×6 см нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 80 мм, а для кадра 6×9 — 110 мм[4]. Благодаря этому получаемая глубина резкости значительно меньше при тех же относительных отверстиях, что в некоторых случаях более выигрышно, особенно при портретной съёмке. В то же время, невозможность получить резкое изображение протяжённых в глубину сцен, в некоторых случаях неприемлемо, превращая эту особенность формата в его недостаток. В среднем формате применяются те же сорта плёнки и, за счёт большего размера, кадры получаются менее зернистыми и требуют меньшего увеличения при печати или сканировании.

Недостатками среднего формата считаются большие габариты фотоаппаратуры, следствием которых становится большой вес камер и частое требование штатива. Складная конструкция среднеформатной аппаратуры, позволяющая придать ей компактность при переноске, снижает оперативность съёмки и вынуждает носить камеру в разложенном состоянии. Подавляющее большинство среднеформатных фотоаппаратов приспособлены, в основном, для студийной съёмки, поэтому в них как правило, отсутствует автофокус. Для съёмки удалённых объектов требуются объективы значительно больших фокусных расстояний, более тяжёлых и громоздких, чем малоформатные аналоги с такой же светосилой. Габариты лентопротяжного тракта и особенности «рольфильма» ограничивают скорость съёмки с моторным приводом до 1,5—2 кадров в секунду, а большой размер файла среднеформатных цифровых задников также не позволяет снимать с большой частотой. В связи с этим среднеформатные фотоаппараты ограниченно пригодны для репортажной съёмки, и практически неприемлемы при съёмке спорта.

В среднем, современная среднеформатная камера дороже малоформатной в несколько раз, за исключением недорогих двухобъективных зеркальных, простейших или специальных любительских конструкций[5].

Типы среднеформатных фотоаппаратов[править]

Существуют следующие типы среднеформатных фотоаппаратов:

  • однообъективные зеркальные (SLR) («Киев-60 TTL», «Салют», «Hasselblad», «Mamiya 645», «Pentax 645»)
  • двухобъективные зеркальные (TLR) («Любитель», «Любитель-166В», «Rolleiflex», «Flexaret», «Mamiya C»)
  • дальномерные (RF) («Москва», «Искра», «Mamiya Six»)
  • шкальные фотоаппараты (viewfinder) («Voigtländer Bessa 66», «Москва-1», «Эстафета»)
  • бокс-камеры («Школьник», «Этюд», «Kodak Brownie»)
  • пресс-камеры (Press camera)

Мировые производители[править]

Среднеформатные фотоаппараты в СССР[править]

В рамках среднеформатных камер необходимо упомянуть о ломографии. Некоторые ломографические камеры («Holga», «Diana», «Diana+», «Belair X 6-12») тоже используют среднеформатную плёнку; фотографии полученные ими не отличаются высоким качеством (что связано с низким качеством и дешевизной объективов). Однако эти камеры стоят особняком от остальных (дорогих, качественных) среднеформатных камер.

  • Фомин А. В. § 6. Классификация фотоаппаратов // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 43—48. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.

wp.wiki-wiki.ru

Плёночная фотография. Практика фотосъёмки на средний формат

В этой статье мы подробно рассмотрим процесс съёмки на среднеформатную камеру.

Для практики съёмки на широкую фотоплёнку мы выбрали двухобъективную зеркальную камеру — Yashica Mat-124 G. Это вполне бюджетный вариант для желающих попробовать себя в классическом среднем формате 6х6. Yashica Mat-124 G обошлась нам всего в 15 000 р. Эту камеру мы нашли в комиссионном отделе магазина photosale.ru.

Вспомним, что первыми двухобъективными камерами были Rolleiflex компании Franke & Heidecke. Как и любая удачная конструкция, их постигла участь многочисленного клонирования: во второй половине прошлого века появилось около 500 клонов, большая часть которых производилась в Японии.

Двухобъективные камеры Rolleiflex производят и по сей день. Если ваш бюджет позволяет приобрести этот недешёвый, но отличный фотографический инструмент, вы ни разу не пожалеете.

Двухобъективную среднеформатную зеркалку Yashica Mat-124 G выпускали в Японии с 1970 по 1986 годы. Литера «G» (Gold) означает позолоченные контакты экспонометра. Камера оснащена несменным объективом Yashinon 80 мм f/3,5, построенным по классической тессаровской схеме, запатентованной фирмой Carl Zeiss ещё в апреле 1902 г. Так что, беря в руки камеру Yashica Mat-124, мы реально прикасаемся к истории.

Если вам повезёт, можно найти камеру в полном комплекте, с кожанным футляром и блендой.

Камера избавелена от какой-либо автоматики, и всё, начиная от замера и установки экспозиции и до наводки на резкость, придётся делать самостоятельно. Взвод затвора и перемотка плёнки в Yashica Mat-124 G сблокированы — достаточно повернуть рукоятку с правой стороны камеры, и можно снимать.

Батарейки

Камера оснащена встроенным экспонометром, который нуждается в батарейке. Затвор — механический, ему электропитание не нужно. Батарейка типа РЦ-53 (1,35 В) или PX625 (LR9) устанавливается в специальный отсек на левой стороне камеры.

Экспонометр включается вместе с открытием шахты и отключается, если шахту закрыть.

Задняя крышка и отсек для плёнки

У двухобъективных зеркальных камер задняя крышка имеет форму латинской буквы «L» и фактически является и задней, и нижней крышкой камеры. Запирается крышка надёжным поворотным замком на нижней стороне. В центре замка стандартная штативная резьба. На нижней стороне крышки можно обнаружить редкий для фотокамер элемент — четыре металлических ножки. Да-да, вы можете поставить камеру на относительно ровную поверхность, и она будет уверенно стоять.

Внутренняя конструкция в общем похожа на заднюю крышку малоформатной камеры. Прижимной столик, который можно зафиксировать в двух положениях в зависимости от типа вставленной плёнки (помните, помимо плёнки типа 120 есть тип 220, у которого бумажный ракорд отсутствует, и, значит, столик должен находиться чуть выше), и ролик для выравнивания плёнки. Есть ещё таблица соответствия значений ASA и DIN — когда-то, до их объединения в едином стандарте ISO, это имело смысл.

Отсек для плёнки несколько проще. Основную часть занимает кадровое окно с направляющими полозьями, к которым и прижимается плёнка, чтобы быть максимально ровной в плоскости кадра. Пара стальных валиков для промотки плёнки и два отсека для катушек с плёнкой.

В отличие от формата 35 мм, в среднеформатных камерах перематывать отснятую плёнку не надо. Роль кассеты выполняет светонепроницаемый бумажный ракорд.

В нижний отсек вставляется новый ролик плёнки, которая в процессе съёмки наматывается на приёмную катушку в верхнем отсеке. По окончании плёнки она доматывается на приёмную катушку и вынимается.

В нижнем отсеке специальная пружинистая пластина поджимает плёнку с ракордом к катушке, чтобы она не размоталась. В верхнем отсеке за это отвечает подпружиненный зубчатый валик (от него работает счётчик кадров).

N.B. Если вы откроете заднюю крышку двухобъективной камеры с заряженной плёнкой, засвечен будет участок плёнки находящийся в кадровом окне и ещё небольшие участки до и после него. Если такое случится — просто постарайтесь сразу же закрыть камеру и смотайте остаток плёнки на приёмную катушку.

Затвор

Затворы в большинстве среднеформатных камер центральные, механические, лепестковые. Они расположены внутри объектива, поэтому называются межлинзовыми. Это классическая схема. Первые механизированные затворы были почти такими, если не считать, что первым затвором вообще была рука фотографа, которая снимала крышку с объектива: «Внимание! Снимаю!» Да-да, именно отсюда и пошло название процесса фотографирования.

Такой же вот механический, центральный, межлинзовый, лепестковый затвор Copal SV имеется и на нашей Yashica Mat-124 G. Из основных преимуществ центрального затвора стоит отметить синхронизацию со вспышкой на любой выдержке.

Спусковая кнопка в двухобъективных зеркалках расположена в левом нижнем углу лицевой части, то есть под правую руку. Как у любой серьёзной механической камеры, конструкция спусковой кнопки предусматривает возможность прикрутить спусковой тросик — немаловажный аксессуар для среднеформатной камеры, коим советую обзавестись обязательно.

N.B. В походном состоянии кнопка затвора может быть заблокирована: для этого необходимо повернуть флажок против часовой стрелки до символа «L» (Lock).

Пыль внутри корпуса

Плёночная камера точно так же страдает от пыли внутри механизма. Пылинки-соринки могут прилично поцарапать плёнку при перемотке: как результат — испорченные негативы. Следите за тем, чтобы при зарядке плёнки внутрь не попадали пыль и влага. Регулярно чистите камеру и особенно плёночный отсек, так как именно он чаще всего открывается в полевых условиях.

Зарядка фотоплёнки

Процесс зарядки широкой плёнки совсем несложный; главное — не торопиться.

Ни в коем случае не заряжайте среднеформатную камеру под ярким солнечным светом! Зайдите в тень или хотя бы повернитесь спиной к солнцу.

Открываем замок задней крышки и откидываем её. Пустую катушку переставляем в верхний отсек. Чтобы вытащить катушку, нужно потянуть за соответствующую ручку на левой стороне камеры левой рукой (её можно зафиксировать в вытянутом положении, слегка провернув), а правой вытянуть катушку, немного перекашивая её относительно правой стороны. Затем точно так же вытягиваем левой рукой соответствующую ручку на левой стороне камеры, фиксируем её в вытянутом положении, слегка повернув, и вставляем правую часть катушки в полуось с поворотными лопатками. После чего опускаем левую часть катушки и фиксируем её, вернув вытянутую рукоятку в начальное положение.

Теперь достаём ролик с плёнкой, аккруратно отрываем клейкую ленту, которой зафиксирован конец ракорда. Держим ролик правой рукой так, чтобы прижимать конец ракорда к ролику. Вствляем ролик в нижний отсек концом ракорда в сторону приёмной катушки. Фиксируем катушку с плёнкой в отсеке и аккуратно разматываем плёнку, чтобы можно было вставить ракорд в щель приёмной катушки.

Прижимая ракорд к катушке левой рукой, правой открываем рукоятку перемотки плёнки на правой стороне камеры и медленно, внатяг, прокручиваем её до того, как стрелка на ракорде не окажется в зоне, обозначенной на боковой стороне нижней части отсека для плёнки. После чего закрываем крышку и запираем поворотный замок.

Теперь нужно прокрутить плёнку на первый кадр. Для этого крутим ручку перемотки по часовой стрелке до того, как в окошке счётчика кадров появится цифра 1 и рукоятка застопорится. Теперь нужно повернуть рукоятку против часовой стрелки до упора (в этот момент взводится затвор). Открытая ручка рукоятки перемотки должна оказаться вверху, рядом с окошком счётчика кадров. Если её сложить, она должна попасть в специальное углубление в нижней части правой стороны камеры (где она находится в походном положении). Всё, теперь камера заряжена и готова к съёмке, достаточно только нажать на спусковую кнопку.

После того как вы закрыли крышку, постарайтесь хорошенько запомнить, какую плёнку вы зарядили. Да, мы сразу же установим чувствительность плёнки на экспонометре (увы, колёсико выбора чувствительности у Yashica Mat-124 G слишком легко может провернуться во время транспортировки) и тип плёнки в специальном окошке диска наводки на резкость, но всё равно есть риск забыть, какую именно плёнку вы вставили, особенно если снимаете редко и используете разные типы плёнок. Хуже того, можно забыть, заряжена у вас камера или нет. Убедиться в наличии или отсутствии плёнки можно, прокрутив ручку перемотки плёнки — если номер кадра в окошке счётчика кадров поменяется, значит плёнка есть (без плёнки в Yashica Mat-124 счётчик кадров не работает).

В некоторых среднеформатных камерах на задней крышке бывает кругленькое окошко с красным стеклом. Оно предназначено для того, чтобы можно было точно перемотать плёнку на следующий кадр, и служит счётчиком кадров: у многих среднеформатных камер перемотка плёнки осуществляется простым вращением диска, сблокированного с осью приёмной катушки. На внешней стороне ракорда до сих пор наносят метки и номера кадров. Они расположены в разных уровнях и обозначают нумерацию кадров основных форматов.

Иногда на задней крышке камеры есть рамка-кармашек, в которую вставляется верхняя квадратная крышка от картонной упаковки плёнки с обозначением её типа: только не забывайте менять картонки, когда меняется тип или чувствительность плёнки.

Установка светочувствительности плёнки

Если ваша камера оснащен экспонометром, то после зарядки камеры для его корректной работы нам необходимо установить чувствительность плёнки.

В нашем случае вращаем специальное колёсико в верхней правой части камеры и устанавливаем нужное значение, глядя в окошко.

Взвод затвора и перемотка плёнки

Камера наша безмоторная, поэтому следующий кадр можно будет сделать только после взвода курка затвора: в нашей камере в этот момент происходит протяжка плёнки на новый кадр и взводится затвор (при вращении рукоятки после перемотки в обратном направлении).

Экспонометрия

Точно экспонированный кадр — залог технически качественного снимка. Если снимок недодержан или передержан, все ваши творческие замыслы рассыпятся в труху.

Yashica Mat-124 G не имеет каких либо программ по установке экспозиции — только ручная. Но это и хорошо: нам будет проще вникнуть в суть процесса замера и установки нужных экспозиционных параметров.

Современные модели камер Rolleiflex оснащены TTL-замером: идеальный инструмент, позволяющий быстро и точно определить правильные параметры экспозиции. Аналоговый экспонометр нашей камеры точным не назовёшь, вернее, он вполне точно меряет общую экспозицию, но для работы со сложным светом это не подойдёт. Поэтому, как правило, фотограф снимающий на средний формат должен обзавестись дополнительным устройством — экспонометром.

Впрочем, мы попробуем обойтись штатным аналоговым экспонометом нашей камеры. Принцип замера экспозиции таким вот аналоговым экспонометром весьма прост. Смотрим в окошко экспонометра: в идеале обе стрелки должны быть совмещены, если тонкая красная стрелка слева — света мало, значит, надо либо открывать диафрагму, либо увеличивать выдержку, либо делать и то, и другое (если мы работаем в ручном режиме), и наоборот, если тонкая красная стрелка справа — уменьшаем экспопару.

Выдержка и диафрагма устанавливаются маленькими дисками по обе стороны от объективов. Выбранная экспопара отображается в окошке над объективом. Вся система экспонометрии, установки выдержки и диафрагмы сконструирована так, что позволяет сразу видеть и установленные параметры, и окошко экспонометра — очень удобно.

Важно помнить, что такая конструкция экспонометра даёт общий замер света, попадающего в светоприёмник, и с учётом этого делать поправки на экспозицию.

Поработав с таким типом экспонометра, со временем вы научитесь легко делать коррекцию на излишне яркие или тёмные участки кадра.

Видоискатель и наводка на резкость

Схема устройства двухобъективной зеркалки и варианты визирования. Через шахтный видоискатель с лупой (слева), через рамку (сквозной визир, в центре), через пентапризму (справа).

Видоискатель двухобъективной зеркалки уникален, это своеобразный коктейль дальномерного и зеркального. С одной стороны, вы можете видеть ясную картинку с учётом фокусировки, с другой — из-за того, что объектив видоискателя находится на другой оптической оси, ракурс конечного кадра будет чуть-чуть отличаться от того, что вы видите в видоискателе. И чем ближе расстояние до объекта, тем больше будет разница. Приходится делать коррекцию и на это.

Если ваша камера без пентапризмы, как и наша, не удивляйтесь, что в видоискателе вы видите всё в зеркальном отображении. Поначалу непросто скомпоновать кадр — двигать камеру приходится в противоположном горизонтальном направлении. Но со временем можно привыкнуть. Хотя, естественно, наличие пентапризмы существенно облегчает работу.

Фокусировка осуществляется поворотом диска на левой стороне камеры. В первых моделях двухобъективных зеркалок вращали кольцо на основном объективе, который через зубчатую передачу был связан с объективом видоискателя. Впоследствии конструкцию поменяли на привычную сегодня площадку с двумя жёстко зафиксированными объективами, которая двигается относительно плоскости плёнки поворотным диском на левой стороне камеры: когда передняя часть объектива не вращается, это удобно при использовании некоторых фильтров и бленды.

Наводка на резкость осуществляется по матовому экрану. В нашей камере он несколько темноват, но в нормальных световых условиях работать с ним вполне удобно. Для точной наводки на резкость в шахте есть встроенная откидная лупа. Но можно просто выставлять резкость по шкале расстояний на фокусировочном диске. Шкала глубины резкости поможет быть уверенным в точной наводке.

Съёмка

При съёмке помним, что на плёнке камеры формата 6х6 ровно 12 кадров. Так что лишняя суета тут ни к чему.

Конструкция видоискателя двухобъективной камеры диктует особый стиль работы. Обычно двухобъективная зеркалка лежит в ладони левой руки, а правой перематывают плёнку и нажимают на спусковую кнопку: она находится в нижней части передней стороны камеры, под правую руку.

Для визирования в шахту видоискателя необходимо смотреть сверху вниз, поэтому точка зрения всегда будет находиться на уровне груди, или ниже.

N.B. Во время съёмки обращайте внимание на положение пальцев левой руки. Если держать камеру как на снимке выше, есть риск, что палец может попасть в объектив. Так как визирование производится через другой объектив, эту оплошность вы заметите только после проявки плёнки.

Иногда визировать через шахту не очень удобно. Для этого, да и для быстрой компоновки есть рамочный видоискатель, с которым можно снимать с уровня глаз. Правда, надо отдавать себе отчёт, что точные границы кадра с идеальной композицией в этом случае не определить. Тут опять вспоминаем о пентапризме, но в нашей камере её установка всё равно невозможна.

Зато камерой с визированием через шахту очень удобно снимать с нижних ракурсов. Тем более что её всегда можно поставить на ножки. Или, наоборот, неожиданно удобно снимать с верхних ракурсов. Достаточно перевернуть камеру, и, подняв руки над головой, можно спокойно кадрировать, глядя в шахту снизу вверх.

Помните, что держать среднеформатную камеру камеру нужно ещё крепче, чем малоформатную: риск «шевелёнки» на ней существенно выше, поэтому при выдержках больше 1/30 с рекомендуется использовать штатив в сочетании со спусковым тросиком или задействовать автоспуск. В нашей камере он взводится рычажком у объектива под левую руку.

Если не уверены в точости экспозиции, сделайте ещё пару дублей с эксповилкой. Правда, это скорее актуально для съёмки на слайд. При съёмке на чёрно-белый негатив вполне достаточно двух дублей с поправкой на экспозицию.

Фильтры для чёрно-белой фотографии

Крепление фильтров на нашей камере, как и крепление бленды, особенное — байонетное. Раздобыть их не так уж и просто. В крайнем случае можно просто держать рукой обычный фильтр перед объективом.

Использование фильтров повлечёт за собой необходимость ручной коррекции экспозиции.

Перемотка плёнки

Строго говоря, в среднеформатных камерах плёнку по завершении не перематывают, а доматывают на приёмную катушку: в нашей камере достаточно просто провернуть рукоятку перемотки несколько раз, до характерного звука внутри камеры.

Открывать заднюю крышку и вынимать плёнку под прямым солнечным светом нельзя! Постарайтесь сделать это в тени. Прикройте камеру от ветра, чтобы избежать попадания внутрь камеры пыли.

Открыв заднюю крышку нужно аккуратно извлечь катушку с плёнкой, прижимая конец ракорда. Сразу же заклейте конец ракорда, плотно намотав его на катушку. Для заклейки придётся лизнуть специальный клейкий хвостик. Кстати, вкус клея у разных производителей отличается. Если память меня не подводит, самые «вкусные» хвостики у плёнок Fujifilm. Будьте аккуратны, нередки случаи, когда ещё не заклеенная катушка выскакивала из пальцев и плёнка разматывалась.

Остаётся спрятать катушку с отснятой плёнкой. Да! Конечно же, стоит пометить плёнку, чтобы перед проявкой понимать, что на ней снято. Отснятые широкие плёнки обычно имеют чёрный цвет ракорда с надписью EXPOSED. Это на всякий случай, чтобы вы не пытались зарядить её по второму разу.

Некоторые плёнки, например, Rollei, продаются в герметичных пластиковых коробочках. Советую обзавестись несколькими такими, они очень удобны для хранения и транспортировки отснятой плёнки.

Осталось отснятые плёнки проявить. Конечно, можно отнести плёнку на проявку в профессиональную лабораторию, но мы хотим наглядно показать, что чёрно-белая фотография — это совсем не сложно, поэтому в следующей статье мы займёмся проявлением плёнки.

fototips.ru

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о