Теневой рисунок: D1 82 d0 b5 d0 bd d0 b5 d0 b2 d0 be d0 b9 d1 81 d0 b8 d0 bb d1 83 d1 8d d1 82 картинки, стоковые фото D1 82 d0 b5 d0 bd d0 b5 d0 b2 d0 be d0 b9 d1 81 d0 b8 d0 bb d1 83 d1 8d d1 82

Содержание

Свет в фотографии. Часть 1 ⋆ Vendigo.ru

Свет в фотографии – это инструмент, способный передавать форму объекта. Или, как говорят фотографы, выявлять объем. Ощущение объема в фотографии (так же, как в рисунке) создается с помощью свето-теневых переходов.

На этой картинке мы без сомнений опознаем белый шар, лежащий на белой плоскости. Форму предмета нам диктует свето-теневой рисунок:

  • Блик
  • Свето-теневой переход (собственная тень)
  • Рефлекс от белой плоскости
  • Падающая тень от шара на плоскость

(рефлекс  –  это освещение отраженным светом)

Когда человек знакомится с фотографией, он узнает про экспозицию. Там речь идет о количестве света, что проявляется в яркости снимка. Сейчас же речь пойдет о качестве света, под этим я подразумеваю его способность выявлять объемы. То есть создавать хорошо выраженные, явные свето-теневые переходы.

Первое, чему учат в художественной школе, это рисовать простые геометрические примитивы: гипсовые шары, цилиндры, пирамиды.


При этом студент учится видеть и правильным образом переносить на бумагу свето-теневые переходы, блики, рефлексы и тени предметов. При их точном копировании рисунок будет полностью отражать форму предмета.

Так и фотографу нужно научиться видеть свето-теневой рисунок, создавать его и изменять. Первое, что вам нужно увидеть и понять – это то, что свето-теневой рисунок зависит от направления света.

Глядя на карандашный рисунок выше, любой человек безошибочно определит, что источник света находится справа от шара, сверху и спереди. Вы должны понимать, что свето-теневой рисунок полностью изменится, если источник света переместить.

Таким образом, качество света, то есть характер свето-теневых переходов, в первую очередь зависит от направления света. Создание «объемного света» – это поиск такого направления света, которое даст максимально выраженные свето-теневые переходы.

Рассматривая этот снимок девушки, обратите внимание на свето-теневой рисунок на ее лице. Свет выявляет форму лица, рисуя на нем свето-теневые переходы. Фотографы говорят: «Свет рисует», и это действительно так.

Оцените, как преображается фотография, если мы меняем свет. В первом случае модель освещает встроенная вспышка камеры. Как говорят фотографы, «вспышка в лоб». Второй вариант – девушка освещена двумя источниками света, которые направлены таким образом, чтобы создать максимально выраженные свето-теневые переходы.
 
Снимки разительно отличаются, хотя они никак не обрабатывались. Свет – это всё, чем они отличаются.

Свето-теневые переходы, блики и рефлексы – это наша цель! Это то, что передает красивые формы модели. Ее скулы и шею, ключицы и плечи, грудь и талию… В общем всё, что нам нравится в её внешности.

Зная цель, можно работать над тем, чтобы её достичь: развить в себе необходимые способности, прежде всего, умение видеть свето-теневой рисунок на модели и всей сцене;  получить определенные знания; выработать навыки по созданию и изменению свето-теневого рисунка в кадре. Но всё это имеет смысл только тогда, когда вы четко представляете,  чего хотите добиться, понимаете вашу цель.

Итак, цель – передать красивые формы. Инструмент – свет. Работает этот инструмент очень просто. Если свет падает перпендикулярно неровностям, под углом, близком к 90°, то он их скрывает. Если свет падает по касательной к неровностям, то он их подчеркивает.

Мятый лист бумаги сфотографирован со вспышкой. Слева впышка освещает лист перпендикулярно, справа под острым углом.

Таким образом, изменяя угол падения света на те или иные формы, мы можем их проявлять или скрывать.

Самый невыразительный и «плоский» свет — это свет исходящий со стороны камеры. Например, от встроенной вспышки. Другой пример такого света это полная луна. Несмотря на то, что мы знаем, что луна это шар, при таком освещении создается стойкое ощущение, что перед нами плоский диск.

Сравните насколько отличается ощущение объема на этих двух картинках.


Таким образом, если мы хотим сделать картинку объемной и живой, наша задача подобрать такое освещение, которое будет создавать максимально выраженные свето-теневые переходы. За счет чего и будет создаваться ощущение объема.

Но помимо направления света, в фотографии важны и некоторые другие его свойства.

 

Закон обратных квадратов

При увеличении расстояния от источника света до объекта в два раза, интенсивность освещения падает в четыре раза. Поскольку силу света в фотографии принято измерять в ступенях, то правило можно сформулировать так: «При увеличении расстояния от источника света в два раза, экспозиция уменьшается на 2 ступени». Подробней можно почитать в Википедии.

 

Жесткость и мягкость света

Жесткий свет дает резкие свето-теневые переходы, мягкий свет образует плавные свето-теневые переходы.

При жестком свете мы видим четко очерченную тень, при мягком свете тень размыта, при очень мягком свете она размывается настолько, что её не видно.

Жесткость или мягкость света зависят от углового размера источника света.

Чем угловой размер больше, тем мягче свет. Максимально мягкий свет в природе – это пасмурное небо, угловой размер такого источника 180°. Солнце в ясную погоду, напротив, жесткий источник света.

Не следует путать угловой размер источника с углом под которым он испускает свет. Если у вас есть фонарик который светит на 120⁰ это не делает его свет мягким. Для жесткости/мягкости имеет значение только размер светящейся области, то есть лампы фонарика.

Голая вспышка это жесткий источник света. Но если направить ее в потолок, то модель будет освещается отраженным светом. И пятно света на потолке будет во много раз больше чем вспышка, поэтому свет станет мягким.


Окно, рядом с которым стоит человек, будет давать хороший, объемный, мягкий свет. В портретной фотографии такой свет считается своего рода эталонным, идеальным. Снимать с таким светом очень удобно.


Вот несколько примеров жесткого и мягкого света. В этой подборке жесткий и мягкий свет чередуется, первая фотография — жесткий свет, вторая — мягкий, и так далее…

 

Итоги:

Ощущение объема в фотографии создается свето-теневым рисунком.

Свето-теневой рисунок зависит от того под каким углом освещается поверхность.
Если свет падает на поверхность под острым углом он подчеркивает ее форму.
Если свет падает на поверхность под прямым углом он скрывает ее форму.

Мягкость/жесткость света, зависит только от углового размера источника света. Чем угловой размер источника больше тем свет мягче.

При увеличении расстояния от источника света, его интенсивность падает.

Свет в фотографии. Часть 2

Тоновой рисунок головы человека | Конструктивный рисунок головы человека