Виды цветовых кругов – Цветовой круг — Википедия

Содержание

Цветовой круг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 24 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 апреля 2016; проверки требуют 24 правки.

Цветовой круг — способ представления цветов видимого спектра в условной форме, обозначающей различные цветовые модели. Секторы круга представляют определяемые цвета, размещённые в порядке условно близком к расположению в спектре видимого света, причем в круг добавлен условный пурпурный цвет, который связывает крайние спектральные цвета.

Цветовые круги (а их несколько и их появление связано с появлением различных теорий цвета начиная с 17-18 веков мистические теории и физические теории) мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, и отображать схематично различные цветовые модели. Как правило цвета представленные в круге это условные цвета максимальной цветовой насыщенности, выбранные из поля цветового охвата цветовой модели. В модели RYB цвета в цветовом круге это своего рода символы цветов — условные обозначения цветов без учёта их измеряемых характеристик. Для дизайнеров — цветовой круг построен на цветовой модели HSB.

Цветовой круг с чередующимися цветами Восьмисекторный цветовой круг

Первый цветовой круг появился вместе с ранними мистическими теориями цвета. Он присутствует в трудах мистиков и физиков исследователей 17-20 века: Гете, Иттена (мистика), Ньютона, Манселла, Филда (физика). Мистические традиционные цветовые круги имели практическое применение в живописи и были первой ненаучной попыткой объяснения того как взаимодействуют красители. Так по теории Гёте цвета происходили от борьбы света и тьмы и первыми из этого столкновения появлялись цвета первого порядка - их называют первичными. Ими были красный (Red), жёлтый (Yellow) и синий (Blue) (RYB). Цветовой круг цветового пространства RYB это условный круг, модели с существенно ограниченным цветовым охватом (это видно если наложить цветовой охват RYB на цветовой охват LAB и RGB) в учебных учреждениях лояльных к мистическому учению Гёте он до сих пор изучается в теории цвета, используется художниками и дизайнерами при подборе весьма приблизительных цветовых схем. Современная теория цвета представлена несколькими цветовыми моделями и соответствующим им кругами - например RGB (а так же другими цветовыми моделями разработки CIE laboratory например LAB и другими использующимися в промышленности для точного измерения цвета). В основе RGB лежит модель описания цветового пространства на базе опорных цветов красный, зелёный и синий. Цветовой круг RGB заметно отличается от круга RYB цветовым охватом (в цветовой модели RYB а так же цветовом круге RYB отсутствует существенная часть цветового охвата). Более того в круге RYB представлены не дополнительные цвета а так называемые "противоположные" или "комплементарные" как их определяет мистическая теория цвета Гёте.

Одним из следов системы RYB в культуре является популярное предубеждение, что красный и зелёный являются дополнительными цветами. В действительности, при аддитивном и субтрактивном синтезах красного и зелёного результирующие цвета не получаются ахроматическими.

Наиболее распространён восьми секторный цветовой круг RGB. Он включает 7 цветов радуги и пурпурный. Опорными цветами в этом круге считают красный, зелёный, голубой, и добавляют к ним четыре «промежуточных» цвета (оранжевый, циановый, фиолетовый и пурпурный). В "ньютоновском" цветовом круге напротив располагаются дополнительные цвета. В цветовом круге RYB на равном расстоянии друг от друга расположены чередующиеся первичные (цвета первого порядка - первые появляющиеся из борьбы света и тьмы) и цвета второго порядка производные от цветов первого порядка. По предположению Гёте сложение двух первичных цветов даёт вторичный цвет, расположенный между ними.

Цветовой круг в некоторых эстетических концепциях делят на тёплую и холодную половины. Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета: синий, циановый, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный. Другие эстетические концепции предполагают, что бывают "холодный желтый", "теплый синий" и так далее.

Пары цветов, расположенные на круге друг против друга, в круге RYB называются комплементарными (например, зелёный — красный, жёлтый — фиолетовый, синий — оранжевый)., или дополнительными в физических системах RGB

Дополнительные цвета — при смешивании дают воспринимаемый ахроматический цвет.

  • смешивание двух любых комплементарных цветов в равных пропорциях не даёт нейтральный серый тон (из за ограниченного цветового охвата RYB, наибольшая погрешность в зелено - красной паре RYB)
  • смешивание двух любых дополнительных цветов в равных пропорциях даёт нейтральный серый тон
  • дополнительный цвет стимулирует в восприятии смотрящего парный дополнительный и вызывает эффекты последовательного и симультанного контраста[1], но в силу физиологии восприятия цвета круг контрастных цветов немного отличается от круга дополнительных цветов. В части спектра пары дополнительных и контрастных цветов не совпадают. На свойстве цветового контраста основан так же эффект хроматической стереоскопии, когда цветные объекты на фоне другого цвета кажутся наблюдателю расположенными ближе, что часто используется в полиграфии.

Свойство дополнительных цветов дополнять друг друга до ахроматического в восприятии зрителя используется при настройке отображения цвета мониторами (модели RGB, sRGB, adobeRGB). Наиболее точной цветовой моделью является модель LAB, так например в операционных системах цвет записывается в системе LAB и при конверсии между программами и устройствами - принтерами, графическими картами, мониторами цветовые характеристики переводятся в LAB а затем исходя из цветового профиля устройства пересчитываются заново в например sRGB. Поэтому цветовые круги выглядят по-разному на разных мониторах и разных устройствах печати. Чтобы синхронизировать цвет и видеть его идентично недостатки цветопередачи устройств и красителей координируют тщательной настройкой всех цветовых профилей устройств и эталонами печатных и промышленных красок с помощью эталонной системы LAB.

В цветовом круге не представлено ахроматических цветов, в том числе чёрного цвета (см. также серая шкала).

  • Данашев М. Х. Цветовой круг между наукой и живописью // Вестн. Карачаево-Черкес. пед. ун-та. — 2000. — № 3. — С. 153—163.

ru.wikipedia.org

Цветовой круг - что это такое? Виды цветовых кругов

Существует множество секретов стилистически выдержанного гардероба, но, пожалуй, главным из них является умение комбинировать цвета между собой! Цветовой круг в этом самый лучший помощник

! Что же собой представляет данный круг, и как им правильно пользоваться? Немного истории, откуда, так сказать, начался цветовой круг!

Суть цветового круга

Множество веков назад при формировании палитры оттенков своих картин художники-колористы руководствовались интуицией. Однако со временем был сформирован цветовой круг, и он стал базовым инструментом цветового конструирования. В него были заложены все накопленные на протяжении столетий знания о гармоничном сочетании цветов.

Цветовой круг был незаменим в живописи, для определения результата смешивания красителей. 

Основу круга составляли три цвета - красный, синий и жёлтый. А результат их сочетания друг с другом давал возможность предугадать именно цветовой круг RYB. В настоящее время RYB остался больше в теории цвета, а на практике чаще всего используется модель RGB, основа которой - красный, зеленый и синий цвета. RGB отличается от RYB также другим вариантом расположения второстепенных цветов.

Наиболее часто находит применение

цветовой круг, который состоит из восьми секторов. Это все цвета радуги и пурпурный. В основе его красный, желтый, зелёный и синий цвета - это первичные цвета. Остальные считаются дополнительными (вторичными или третичными). При смешивании двух первичных цветов получается вторичный цвет, который располагается между ними. 

Цветовой круг визуально делится на тёплую и холодную части.

К теплой относятся: красный, оранжевый, жёлтый и их модификации. К холодной: синий, голубой, зелёный и варианты, полученные в результате их смешивания. Но это условное деление, так как в стилистической колористике, применимой, например, к выбору оттенков одежды, у каждого цвета есть так холодный так и теплый оттенок, исключение - оранжевый (он всегда теплый!).

Ниже представлен классический круг Иттена, состоящий из двенадцати частот

Как Вы видите, в центре фигуры представлено три главных цвета - синий, красный и жёлтый, причем каждая пара формирует по одному дополнительному оттенку второго уровня (оранжевый, фиолетовый и зелёный)

Помимо круга Иттена, достаточно известны цветовые круги Ньютона, Гёте и Освальда. Например, Ньютон разделил круг на 7 частей, аналогично нотному стану. Семь нот, семь цветов радуги. 

Ньютон считал, что в природе объективно существует только один цвет, белый, который разделяется на 7 составных цветов.

А вот Гёте имел другое мнение. Так, согласно Гёте, каждый цвет реален и существует в природе. Есть цвета, которые нельзя получить путем смешивания (красный, синий, жёлтый). Все остальные цвета и их оттенки получаются путем смешивания. Так, принято считать, что 8-цветовой круг (замкнутая "радуга") - изобретение Гёте, хотя часто он встречается в различных источниках как "8-цветовой круг Ньютона".

Интересен и круг Вильгельма Освальда, визуально не разделяющийся на чёткие сегменты, а представляющий из себя плавное "перетекание" одного цвета в другой, со всем спектром оттенков

. Основа круга - 3 цвета: красный, синий и зелёный. При этом белый цвет как таковой отсутствует, а чёрный принимается за максимальную насыщенность цвета.

Хотите узнать, как на практике с помощью цветового круга составлять стильные и интересные цветовые сочетания для своего гардероба? 

Узнайте подробнее:

Монохромная схема. Сочетание цветов в одежде    
Аналогичная схема. Сочетание цветов в одежде    
Комплементарная схема. Сочетание цветов в одежде    
Триадная схема. Сочетание цветов в одежде    
Квадратная схема. Сочетание цветов в одежде    
Прямоугольная схема. Сочетание цветов в одежде  

timeforimage.ru

2.4 Цветовой круг. Круги Ньютона, Гёте, Оствальда и Иттена

Цветовой круг - способ представления непрерывности цветовых переходов, а также модели HSB (англ. Hue, Saturation, Brightness - оттенок, насыщенность, яркость). Сектора круга окрашены в различные цветовые тона, размещенные в порядке расположения спектральных цветов, причем пурпурный цвет связывает крайние (красный и фиолетовый) цвета.

Это своеобразное мнемоническое правило, которое помогает ориентироваться в пространстве цветов, создавать нужный оттенок в любой цветовой модели. (Источник)

"Первая попытка привести видимые цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Цветовая система Ньютона - цветовой круг, составленный из семи секторов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.

Приемы смешения, которыми пользовался Ньютон, также не были безупречными. Но все законы оптического смешения были фактически предсказаны им. Он заметил и тот факт, что смешение фиолетового и красного цвета дает пурпурные цвета, которых нет в спектре. Таким образом, множество цветов оказалось не только непрерывным, но и замкнутым. Увидел Ньютон и то, что смешение не близких по спектру цветов всегда ведет к потере насыщенности, к подмеси белого (серого). Идея цветового круга была столько же естественным, сколько и удивительным следствием экспериментов гениального физика по смешению цветов, так же как идея самого смешения - естественным и удивительным следствием наблюдений над разложением солнечного луча.

По окружности цветового круга расположены непрерывно изменяющиеся но цветовому тону насыщенные цвета - спектральные и пурпурные. Против пурпурно-красного расположен зеленый цвет, против красного - сине-зеленый, против оранжевого - синий и против желтого - фиолетовый. На каждом радиусе расположены цвета одного цветового тона, непрерывно изменяющиеся по насыщенности от спектрального или пурпурного до белого, расположенного в центре круга. Изменение цвета по светлоте в цветовом круге не учитывается.

На цветовом круге легко наглядно показать три закона оптического смешения цветов. Согласно идее Ньютона, цвет смеси находится (по принципу центра тяжести) на прямой, соединяющей смешиваемые цвета, ближе к тому цвету, которого в смеси "больше".

Из книги Н.Н. Волкова "Цвет в живописи"

Позднее (конец XVIII в.) Гете построил свой цветовой круг. Его исследования расходились с позицией Ньютона. Последовательность цветов в цветовом круге Гете – не замкнутый спектр, как у Ньютона, а три пары цветов: три основных цвета (красный, желтый, синий), чередующихся с тремя дополнительными (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Последние получаются путем попарного смешения рядом лежащих основных цветов. Гете считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета.  (Источник)

"Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: "Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так:
Гармония = Порядок.

Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, - и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники - гармонию цветов равнозначной цветовой тональности".

Когда Оствальд утверждает, что "... цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными", то он высказывает чисто своё субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов. Когда Оствальд говорит: "Гармония = Порядок", предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой яркости и цветотональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.

Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Так как художник-колорист работаете цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментарных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против жёлтого, и их пигментарная смесь даёт зелёный. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:
жёлтый : красный : синий =3:6:8."

Из книги И. Иттена "Искусство цвета"

Несмотря на то, что Иттен раскритиковал цветовой круг Оствальда, он широко применяется в наши дни.

В конце XIX в. В. Оствальд создал свой цветовой круг, который содержит двадцать четыре цвета. В цветовом круге представлены только хроматические цвета, здесь нет белых, серых и черных цветов.

Цвета, расположенные на круге напротив друг друга (на концах одного диаметра), называют дополнительными (комплиментарными). При смешении в определенной пропорции пара дополнительных цветов дает ахроматический цвет (черный для красок или белый для световых лучей).

Любые 3–4 цвета, расположенные на круге последовательно, называют близкими (смежными).

Если представить в цветовом круге равнобедренный треугольник, то цвета, которые окажутся на его вершинах, образуют триады. Триады – три цвета, равноотстоящие друг от друга на цветовом круге. (Источник)

Большой цветовой круг Оствальда применяется для образования гармоничных сочетаний из двух, трех, четырех цветовых тонов. Принцип пользования кругом аналогичен принципу пользования шестисекторным с помощью стрелок.
Цветовой круг Оствальда дает более полную возможность составить необходимые сочетания. Например: если в композиции имеется предмет с насыщенным цветом, то к нему можно подобрать другой предмет, цвет которого усилил бы ощущение насыщенности цвета первого.

Необходимо помнить, что с помощью фона можно усилить звучание композиции в целом, отдельных ее частей или предметов. Серый, черный и белый фон часто образует приятное сочетание, но белые предметы на светлом фоне пропадают. Бежевые цвета теряются на сером фоне. (Источник)

В свою очередь Иттен предложил свой 12-ти частный цветовой круг:

Вот как он сам поясняет принципы, на которых он создал свой круг:
"Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета - жёлтый, красный и синий. Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый - не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.
Основные цвета должны быть определены с максимально возможной точностью. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий - внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, так разом, цвета второго порядка:

жёлтый + красный = оранжевый
жёлтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый.

Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это нелёгкая задача - получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый - ни слишком красным и ни слишком синим. Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создаётся благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:

жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
синий + зелёный = сине-зелёный
жёлтый + зелёный = жёлто-зелёный.

Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.

Исаак Ньютон в своё время получил этот замкнутый цветовой круг, в который он добавил к спектральным цветам отсутствующий пурпурный цвет, что усилило общую его конструктивность.

В нашем круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными.

Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации. Мне кажется, что для художников было бы пустой потерей времени заниматься составлением цветового круга из 24-х или 100 цветов. Да и какой же художник может без посторонней помощи отчётливо представить себе, например, 83 градацию цветового круга, разделенного на 100 частей?

Поскольку наши представления о цвете не отличаются особой точностью, обсуждать этот вопрос бесполезно. И необходимо просто видеть двенадцать цветов с той же определённостью, с какой музыкант слышит двенадцать тонов своей гаммы.

Делакруа прикрепил к одной из стен своей мастерской цветовой круг, на котором около каждого цвета были даны все сочетания, возможные сданным цветом. Импрессионисты, Сезанн, Ван Гог, Синьяк, Сера и другие художники ценили Делакруа как выдающегося колориста. И именно Делакруа, а не Сезанн, считается основателем конструирования произведений на основе логически объективных цветовых законов, позволяющих достичь тем самым более высокой степени порядка и правды." (Источник)

В следующем посте разберем детально круг Иттена, продолжим изучение первичных, вторичных и третичных цветов.

to be continued...

Офф. Уважаемая Трикутрис спрашивала, почему нельзя сочетать серый и бежевый, жирным шрифтом над картинкой с кругом Оствальда я выделила цитату Оствальда по данному вопросу.

natural-colours.livejournal.com

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций

Иттен, Йоханнес (Itten, Johannes) — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник.

Очень хорошо тем, кто уверен в своём чувстве цвета, и умело применяет своё чутьё на практике. Но не у всех эта уверенность есть. Как раз тем, кто не уверен в своём чувстве цветовой гармонии, хотя это чувство присуще каждому человеку, предлагаю в помощь цветовой круг Йоханнеса Иттена. Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов.

Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.

Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка.

Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Внутри каждого круга имеется фигура; линия, треугольники, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, вращая фигуру, мы получаем нужную комбинацию сочетания цветов.

Комплиментарные (дополнительные) цвета

Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.

Классическая триада

Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Аналоговая триада

Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй — поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.

Контрастная триада

Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.

Прямоугольная схема

Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых — комплиментарные.

Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные — вспомогательными.

Квадратная схема

Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.

Шестиугольная схема

Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.

Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.

Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными. Красно-оранжевый, — самый теплейший, а сине-зелёный, — самый холодный цвет.

Вариации цветовых сочетаний:

Сильно теорией не увлекайтесь, дайте волю своей фантазии и смело импровизируйте!

Желаю вам радужного творчества!

www.livemaster.ru

Что такое цветовой круг и как им пользоваться

Представляем полезный инструмент для подбора цветовой гаммы - цветовой круг Иттена.

Что это такое?

Если выразиться вкратце - это три диска размещённых на одной оси, на поверхностях которых отображены все основные цвета светового спектра, а так же максимально возможное количество оттенков и шкала контрастности.

Взаимное расположение цветов, оттенков, прорезей и указателей на круге реализовано на основе законов "колористики" (теории цвета), поэтому с его помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания оттенков там, где это необходимо.

То есть, фактически - это "живая", материальная шпаргалка, на которой отображаются все основные колористические схемы. "Живая", потому что её можно взять в руки, в отличие от изображения на экране.

Устройство цветового круга


Купить

Естественно, таким на первый взгляд сложным устройством нужно уметь пользоваться, поэтому на нашем сайте вы можете не только купить цветовой круг, но и подробно ознакомиться с его устройством, прочитать инструкции о том как им пользоваться, посмотреть различное видео по данной теме.

Рекомендуем так же ознакомиться с онлайн-сервисом по подбору цвета в одежде.

Круг для подбора цветовых комбинаций

Предшественником данного устройства в его современном виде является цветовое кольцо Иттена (смотрите рисунок ниже).

Именно Йоханесс Иттен первым из всего спектра выделил именно двенадцать цветов и расположил их по окружности таким образом, что максимально контрастирующие друг с другом пары оказались друг напротив друга. В центре он расположил треугольник с тремя основными цветами - красным, синим и жёлтым (именно из них можно получить все остальные путём смешения в разных пропорциях). Этот треугольник Иттен заключил в шестиугольник, внутри которого обозначил какие оттенки получатся при смешении основных цветов в равных пропорциях.

То есть первое информационное послание, которое несёт в себе такая схема расположения адресовано начинающим художникам - они могут наглядно видеть результаты смешения различных красок.

Рассмотрим этот момент немного подробнее..

Почему основных цветов двенадцать?

  • Как видите на приведённом рисунке, есть три первичных цвета (которые так же называют основными).
  • Путём их смешивания попарно в равной пропорции, можно получить три вторичных, итого - шесть.
  • Смесь первичного с соседним по кругу вторичным даёт третичный цвет. Получается ещё шесть комбинаций, итого - двенадцать. (Так же, третичные цвета можно получить смешивая первичные в неравной пропорции)

Конечно, двенадцати цветов маловато, чтобы сориентироваться в окружающем многообразии красок и найти на желаемый оттенок, или увидеть что получится при смешении не соседних, а совершенно произвольных цветов. Поэтому те круги, которые вы можете найти в продаже или заказать на этом сайте устроены сложнее и несут в себе гораздо больше полезной информации, чем простое "двенадцатичастное кольцо Иттена".

Гид по смешению красок

С его помощью можно определять результат смешения произвольных цветов и оттенков - количество комбинаций получается достаточным для того, чтобы художник смог понять какие цвета нужно смешать для получения данного оттенка. Это замечательная помощь в рисовании, особенно для начинающих художников.

Даже если оттенок слегка отличается от желаемого - нужного результата можно добиться изменяя пропорции смешиваемых красок.

А как же определить эти самые пропорции? Неужели наугад? Нет, цветовой круг может помочь и в этом.

Шкала насыщенности

Эта шкала находится на той же стороне что и гид по смешению, так как эти две функции работают в паре.

Шкала насыщенности представляет собой градацию серых тонов от чёрного до белого. Из представленных на шкале серых клеточек различной яркости можно всегда найти серый оттенок максимально близкий по насыщенности к требуемому оттенку, после чего станет ясно на сколько нужно затемнить или осветлить краску.

Чтобы понять как это делается практически, посмотрите это видео:


Схемы цветовых сочетаний

Обратная сторона диска несёт в себе не меньше полезной информации, а может быть даже больше - она помогает подбирать сочетания цветов исходя из выбранной схемы.

Схема цветовых сочетаний - это фигура, в простейшем случае линия, соединяющая "подходящие" друг к другу цвета. Формулировка очень расплывчатая, так как подбор хроматической гаммы - это одновременно и наука и искусство.

Во-первых, гармония или дисгармония красок - это очень субъективное понятие. Как говорится, "на вкус и цвет товарища нет".

Во-вторых, "подходящие" они или "неподходящие" - всё зависит от конкретной ситуации, настроения, от того что именно хочет сказать художник или дизайнер, от того в каком стиле выполняется данная работа, нужно ли выделить какой-либо элемент, или наоборот - сделать его незаметным.

Цветовой круг - это инструмент, на котором можно визуально отобразить все основные колористические схемы, но пользоваться этим инструментом нужно уметь. Вы должны сами знать, или хотя бы чувствовать какая из схем больше всего подходит для вашей задачи. Мы со своей стороны постараемся выложить на этом сайте максимум полезной информации о том как пользоваться цветовым кругом (смотрите раздел статьи).

Купить

Таблица цветовых схем

Сочетания, представленные в таблице являются классическими колористическими схемами, каждая из которых вызывает свой особый отклик в восприятии. Данный эффект используется в совершенно разных областях дизайна. Мастерство дизайнера (касательно работе с хроматикой) состоит в том, чтобы чувствовать какой эффект оказывает каждая из схем, и умело использовать это на практике.

Монохромное сочетание

Сочетание оттенков разной насыщенности.

Комплиментарное сочетание

Противоположные (дополнительные) цвета.

Классическая триада

Равносторонний треугольник - три элемента сочетания находятся на одинаковом расстоянии друг от друга.

Аналоговая триада

Три ближайших.
В любой из схем один из цветов выбирается главным, остальные - второстепенные.

Контрастная триада

Обогащённый вид комплиментарного сочетания (здесь вместо одного противоположного используется пара соседних).

Прямоугольная схема

Две пары комплиментарных сочетаний (вариант такого сочетания - квадрат вместо прямоугольника).
Богатая гамма из четырёх цветов.

Заказать данное иделие можно на нашем сайте перейдя в Каталог товаров, или через быстрый заказ в один клик по кнопке:

..в этом случае оператор запишет все данные по заказу в режиме диалога

Поделиться

Опубликовано 02.03.2014 00:55:58





cvetovoy-krug.ru

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Правильное сочетание цветов — одна из важных составляющих совершенного образа и стильного и целостного интерьера. Именно поэтому мы решили поделиться шпаргалкой, с которой вы точно не промахнетесь при выборе одежды или дизайна квартиры.

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада — сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

www.adme.ru

Цветовая теория. Цветовой круг.

В наше время для творчества мы имеем обширную палитру цветов. В нее входят миллионы оттенков. Всё это подарила нам цифра: компьютеры, графические планшеты, фотокамеры и т.д. О таких возможностях люди прошлых веков могли только мечтать.

Но возникла проблема — как разобраться среди всего этого многообразия. Как правильно использовать цвета и смешивать их друг с другом? Какими правилами руководствоваться?
Давайте разбираться.

Что такое цвет?


Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения.


Воспринимаемые нами цвета тел представляют субъективную характеристику света, так как эти цвета существенно зависят от свойств глаза. Объективной же характеристикой остается спектр частот, соответствующий сложному отраженному свету.
Со школьного курса физики мы знаем про оптику. Этот раздел изучает природу света, его свойства, законы, связанные с его распространением.
Благодаря открытию оптики мы знаем, что с помощью призмы можно расщепить белый луч света на целый спектр цветов.

Отсюда следует: Цвет — свойство света.

И еще важный вывод: При взаимодействии с предметом часть спектра будет поглощаться

Спектр и цветовой круг

Среди всех электромагнитных волн видимый свет занимает крайне маленькое пространство.

Но его спектр содержит огромное количество цветов.

Ключевые цвета спектра:

  • Красный
  • Оранжевый
  • Желтый
  • Зеленый
  • Голубой
  • Синий
  • Фиолетовый

Именно эти цвета и входят в палитру так называемого “цветового круга”. Он состоит из красного, зеленого и синего цвета (RGB).

Упрощенный вариант:

Вариантов изображения цветового круга великое множество, так что можете выбрать наиболее симпатичный для вас.

Но цветовой круг может включать в себя и другие основные цвета. Как например в модели CMYK (основные цвета — фиолетовый, желтый, голубой).

Отличие моделей RGB и CMYK еще в типе смешивания: в RGB смешивание всех цветов дает белый цвет (он в середине), а в CMYK-модели конечный цвет смешивания — черный. CMYK наиболее удобен при работе с реальными красками, а не с цифрой.

Двенадцатеричный цветовой круг / Цветовой круг Йоханнеса Иттена

Двенадцатеричный цветовой круг — классический. Он помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации из двух, трех, четырех и более цветов.

Круг разделен на 12 частей:

Основные цвета — желтый, синий и красный.
Дополнительные цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Между основными и дополнительными оттенками есть переходные цвета (называются по имени основного и дополнительного цвета).

В круге есть разделение на холодные/теплые оттенки:

Теплые — ближе к таким цветам как: оранжевый и желтый.
Холодные — ближе к синему цвету.


Ключевые параметры цвета:
Оттенок/Насыщенность/Яркость

  • Оттенок — разновидность цвета из цветового круга.
  • Насыщенность — интенсивность определенного тона. От полного отсутствия до максимальной интенсивности.
  • Яркость/Осветление — градиент от наиболее яркой точки к более темной.


Возникает вопрос: зачем мы так долго разбирали этот самый “цветовой круг” и для чего он нам нужен?

Именно он и является тем самым инструментом, с помощью которого мы в дальнейшем будем определять цветовые гармонии.

О них сейчас и пойдет речь.

Цветовые гармонии
Монохром

Начнём с самого простого варианта — монохром. Использование только одного цвета, всех его оттенков, тональностей и теней. Например, синего (как на первой картинке).

Рекла

Рекла

Аналогичные цвета

Используются те цвета, что находятся рядом друг с другом в цветовом круге: два или три цвета.

Несколько примеров:

Комплиментарные/противоположные цвета

Самая распространённая гармония, основана на контрасте двух удаленных или предельно удаленных цветов.
На цветовом круге они расположены друг напротив друга.

Комплиментарные цвета часто используются в кино:

В живописи:

Четыре гармоничных цвета

Это сдвоенные комплиментарные цвета — используются противоположные оттенки.

Вот несколько примеров:

Красный-зеленый, желтый-синий.

Раздельные комплиментарные цвета

Рекла

В данной гармонии цвету на одной стороне круга противостоят два на противоположной стороне.

Рекла

Гармонические триады

В этой гармонии происходит разделение на три основных цвета.

Маскирование гаммы

Маскирование гаммы — легкий способ избежать использование ненужных цветов. Для этого нужно выбрать на цветовом круге главный/доминантный цвет и дополнительные цвета (например, используя любую из цветовых гармоний). Затем соединить эти цвета (можете их выделить точками). Все те оттенки, которые находятся внутри полученной фигуры — подходят вам, а остальные лучше не использовать.

Небольшая хитрость

Рекла

Цветовой круг есть и в Photoshop. Но по умолчанию он спрятан.
Как его включить?
Заходим в раздел Edit - Preferences - General.
В закладке “HUD Color Picker выбираем Hue Wheel.
Теперь, чтобы вызвать цветовой круг выбираем инструмент кисть (brush tool) и зажимаем комбинацию клавиш: Shift + Alt + Right click (правая кнопка мыши).

Говоря о цветовых гармониях нельзя не упомянуть про тональный контраст.

Тоновый/Тональный контраст


Представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тональный контраст характерен для ахроматических цветов.

Ахроматические цвета — это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным – черный.

Именно контраст наиболее важен для человеческого глаза. С его помощью можно выразить намного больше, чем с помощью цвета.

И последнее, о чем хочется рассказать в данной статье — композиция цвета. Что это такое и для чего используется — разберемся далее.

Композиция цвета

Композиция цвета основана на пропорции одного цвета. Помогает выделять главное и второстепенное.

Очень часто пропорциональное распределение оттенков в кадре используется в мультфильмах, кино, фотографии.

Например, на первом фото фон в оттенках коричневого, а герои в синих и белых цветах. Но выделяется синий цвет и белый, хотя коричневого в кадре больше. Это сделано для того, чтобы зритель обратил внимание на героев, а задний фон стал не так важен.

Этот прием можно встретить много где, вот ещё несколько примеров:

Используйте пропорции цвета для выделения главных объектов. Это поможет заострить внимание людей на том, что является самым важным.

Понравилась статья? Подпишись на нас в социальный сетях. Там мы регулярно оповещаем о выходе новых статей и не только 🙂

greatlabel.ru

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о