Жанр что такое: Жанр | это… Что такое Жанр?

ЖАНР — Что такое ЖАНР?

Слово состоит из 4 букв: первая ж, вторая а, третья н, последняя р,

Слово жанр английскими буквами(транслитом) — zhanr

  • Буква ж встречается 1 раз. Слова с 1 буквой ж
  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р

Значения слова жанр. Что такое жанр?

Жанр

ЖАНР (от фр. genre – род), исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и тем самым наследуемая совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой…

Энциклопедия Кругосвет

Жанр Жанр (франц. genre — род, вид), исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства.

Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества.

Популярная художественная энциклопедия. — 1986

ЖАНР (франц. genre – род, вид), тип произведения,обладающий своими характерными чертами и разделяющийся на подтипы. Литературный жанр складывается исторически, обобщая черты, которыми отличается группа произведений в ту или иную эпоху.

Литература и язык / Под ред. П.А. Николаева. — (Современная иллюстрированная энциклопедия)

Бытовой жанр

Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров.

ru.wikipedia.org

Бытовой жанр Бытовой жанр жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Бытовые («жанровые») сцены, известные в искусстве с глубокой древности…

Популярная художественная энциклопедия. — 1986

БЫТОВОЙ ЖАНР — жанр изобразительного искусства, посвященный отображению событий и сцен повседневной жизни (общественной и частной), обычно современной художнику.

История и теория культуры. — 1998

Батальный жанр

Батальный жанр Батальный жанр (от франц. bataille — битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или…

Популярная художественная энциклопедия. — 1986

Батальный жанр (Франц. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

www.artprojekt.ru

Батальный жанр (от франц. bataille — битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого…

БСЭ. — 1969—1978

Исторический жанр

Исторический жанр Исторический жанр один из основных жанров изобразит, искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.

Популярная художественная энциклопедия. — 1986

Исторический жанр. Один из ведущих жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, значительным явлениям в истории той или иной страны.

www.artprojekt.ru

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР — один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению исторических событий и деятелей общественной жизни прошлого. Исторический жанр часто в произведениях живописи, скульптуры…

История и теория культуры. — 1998

Анималистический жанр

Анималистический жанр (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных. Остро стилизованные, имевшие, как правило…

www.artprojekt.ru

Анималистический жанр, изображение животных в живописи, скульптуре и графике. А. ж. сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе.

БСЭ. — 1969—1978

АНИМАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal — животное) — изображение животных в разл. видах изобразит. иск-ва: сочетает худож. и естеств.-науч. начала. Художник…

Гуманитарный словарь. — 2002

Русский язык

Жанр/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Жанр, -а.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова жанр

Почему именно вы, и почему, по вашему мнению, этот жанр сейчас так популярен?

Подобный жанр очень популярен и, возможно, пользуется наибольшим спросом.

Жанр так называемого домашнего порно будет переживать новый расцвет.

В нем можно увидеть обложку, информацию о числе треков, жанр, год.

Почему выбрали этот жанр, а не, скажем, мемы или видеоподборки?

Жанр стремится к сохранению традиций, но при этом находит и современное воплощение.

Каков жанр нового спектакля с точностью не может определить и сам режиссер.


  • Слова из слова «жанр»
  • Слова на букву «ж»
  • Слова, начинающиеся на «жа»
  • Слова c буквой «р» на конце
  • Слова c «нр» на конце
  • Слова, начинающиеся на «жан»
  • Слова, начинающиеся на «жанр»
  • Слова, оканчивающиеся на «анр»
  • Слова, заканчивающиеся на «жанр»
  1. жанризм
  2. жанрист
  3. жанровый
  4. жанр
  5. жантильность
  6. жантильный
  7. жан

Что такое жанр?

Попробуем, насколько возможно подробно, разобраться в существе явления, именуемого жанром.

Приходится признать, что до сих пор в трактовке термина «жанр», его употреблении в искусствоведении и в живой практике театра существует страшная путаница, происходящая, очевидно, из-за многозначности этого слова, пришедшего в русский язык из Европы в неискаженном виде (французское «genre»).

А началось все с латинского «genus» — то есть «род», «вид». В результате мы и сегодня постоянно называем жанрами (и здесь собственно нет ошибки, если исходить из буквального значения слова) те сценические образования, которые современная морфология искусства классифицирует как «роды», «виды», «разновидности». Так, например, мы называем иногда оперу, балет, оперетту, мюзикл — жанрами, в то время как, строго говоря, на самом деле это не жанры, а разновидности музыкального сценического искусства. Убедиться, что это так, очень легко. Достаточно взять, скажем, любой мюзикл и постараться определить его жанр, исходя хотя бы из самых традиционных и приблизительных представлений о трагедии, комедии, трагикомедии, драме… Сразу же становится очевидно, что «Вестсайдская история» относится к жанру трагедии; «Человек из Ламанчи» — трагикомедия, «Целуй меня, Кэт!» — комедия. Подобную операцию можно точно так же проделать и с любой оперой или балетом. Аналогично и в пределах искусства драматического театра существуют различные направления, которые внутри себя подчиняются жанровой классификации.
Возьмем, например, театр абсурда; и здесь легко убедиться, что, скажем, «Король умирает» Эжена Ионеско — трагедия, а его же «Лысая певица» или «Урок» — комедии, «Последняя лента Крэппа» Сэмюэля Беккета -драма, «Кароль», «Горбун» Славомира Мрожека — трагикомедии, и так далее…

9

Значит, один из первейших признаков верного определения принадлежности того или иного сценического образования именно к жанру -невозможность отнести его к какой-либо еще более узкой группе произведений. Рамки жанра самые узкие во всей системе классификации произведений искусства.

К слову сказать, и в том случае, когда театр прибегает не к специально написанной для него пьесе, а инсценирует прозаическое произведение или сочиняет некий поэтический сценарий, инсценировка эта обретает все жанровые черты классической драматургии.

Терминологическое разночтение в области трактовки видовых и жанровых категорий сценического искусства берет свое начало в глубокой древности. Для родоначальников театра — древних греков — первой жанровой формой профессионального театра была трагедия, которая, являясь в то время, по существу, единственным выразителем всякого драматического действия, олицетворяла собой весь род сценических искусств. В результате, возникшая несколько позже комедия воспринималась древними не как жанр (в современном смысле этого слова), а как новый самостоятельный вид сценического искусства, имеющий мало общего с трагедией.

Драматурги первоначально специализировались на написании пьес только какого-либо одного жанра. Видовая самостоятельность жанров у греков зафиксирована и в мифологии, выделившей девять муз — покровительниц искусств, среди которых Мельпомена и Талия (Трагедия и Комедия) столь же самостоятельны и равноправны, как Клио и Урания (История и Астрономия).

Дальнейшее развитие драматического искусства сравнительно быстро ликвидирует видовую автономию трагедии и комедии, но двойственность (даже тройственность!) значения слова «жанр» сохраняется и по сей день. Поэтому договоримся: под термином «жанр» мы будем подразумевать особенности литературных драматургических произведений и их сценических воплощений только в рамках, определяемых возможностями драматического театра — одного из видов сценического искусства.

Однако и при таком сужении рамок, трудностей в определении жанра остается еще очень много. Одной из них является то обстоятельство, что каждый из основных драматургический жанров послужил базой для формирования соответствующих эстетических категорий (трагическое,

10

комическое, драматическое), прочно вошедших не только в искусствоведение, но и в повседневный обиход.

Мы часто говорим о трагических или комических случаях в нашей собственной жизни и в жизни наших знакомых, мы говорим так о событиях, происшедших в реальности или известных по произведениям искусства. Подобное бытовое употребление слов «трагедия», «комедия», «драма» не имеет ничего общего с профессиональным представлением о драматургических жанрах. Ведь использование в пьесе коллизии, которая может быть определена по нашим житейским понятиям, допустим, как трагическая, совершенно не означает принадлежности самой пьесы к жанру трагедии. По той же причине следует категорически отказаться от всяких попыток найти признаки жанра в реальной действительности. Время от времени приходится сталкиваться с откуда-то возникшей теорийкой, утверждающей, что все жанры существуют в реальной жизни, их нужно только умело «подсмотреть». Это в корне неверно! Ведь жанр — это взгляд автора на действительность. Жизнь — внежанрова, и только эмоциональное отношение художника к ней создает произведение искусства.

Во всей истории мировой драматургии произведений, «в чистом виде» относящихся к тому или иному жанру, несоизмеримо меньше, чем произведений, имеющих сложную жанровую конструкцию и по некоторым признакам могущих быть отнесенными одновременно к нескольким разным жанрам. Пьесами такого рода театр стал особенно богат в эпоху Возрождения, таково и большинство произведений современной драматургии. Пьесы же, в которых с максимальной тщательностью авторами соблюдается жанровая чистота, преимущественно являются порождением античного театра и театра периода европейского классицизма. Исключение здесь представляет психологическая драма — жанр самый молодой, стремящийся к наиболее полному и объективному воссозданию реальной жизни. Однако и он, с самого начала своего существования в целом ряде случаев стремился к включению в свою структуру элементов трагедийных и комедийных.

Всякий основной — то есть вычленимый в чистом виде — драматургический жанр в процессе своего исторического развития претерпевает весьма существенную эволюцию. По многим внешним признакам можно увидеть, какие колоссальные изменения произошли с трагедией, если сравнить, скажем, трагедии Еврипида с трагедиями Шекспира, или — с комедией, если сравнить комедии Аристофана с комедиями Мольера, а их, в свою очередь, с комедиями какого-нибудь современного автора.

11

Многообразие жанровых образований, сложившееся в драматургии, делает довольно сложным возможность четкого ответа на, казалось бы, элементарный вопрос о принадлежности той или иной конкретной пьесы к какому-либо определенному жанру. Что заставляет нас относить одни пьесы к разряду трагедий, другие — комедий, драм? Что общего между трагедиями Эсхила и трагедиями Пушкина, между комедиями Лопе де Веги и комедиями Гоголя, между драмами Островского, Горького, Вам-пилова? Ведь эти произведения так разительно несхожи между собой, приемы драматургического письма (помимо особенностей авторских стилей) так в них различны, что подчас представляется неправомерным их объединение в рамках одного жанрового наименования. Отсюда совершенно логично следует вывод, принадлежащий классику отечественного театроведения А.А. Аниксту: «Практически определение жанра в искусстве и литературе не в состоянии охватить все произведения данного жанра. Более того, можно считать почти безусловным, что значительная часть произведений отклоняется от признанной формулы жанра, будь то трагедия, комедия, роман, новелла или какой-нибудь другой вид произведений. Определение формулирует идеальные нормы жанра, что может найти соответствие в классических образцах жанра, иногда весьма малочисленных»1.

Получается парадоксальная картина: мы не можем четко сформулировать и определить критерии жанровой принадлежности большинства пьес мирового репертуара, а между тем известно, что художественное достоинство всякого литературного и сценического произведения обеспечивается, прежде всего, глубиной его концепции, искренностью и темпераментом авторского отношения к жизни — теми качествами, которые находят свое выражение именно в жанровом решении материала. Ученый-театровед и театральный критик В.Б. Блок в свое время совершенно справедливо утверждал, что «вне жанра не бывает хороших ролей». В той же статье он высказывает следующую мысль: «внежанровые» пьесы «…живы на сцене и в памяти зрителей, пока не притупилась острота проблемы»2. То есть успех и продолжительность жизни произведения определяются не столько тематическим материалом, лежащим в его основе, сколько тем, как воплощен этот жизненный материал в образную художественную форму.

Думается, что причина такого противоречия практики и теории драматического искусства кроется в том, что большинство попыток определения природы жанра осуществляется в русле выявления каких-либо стабильных структурных, конструктивных или тематических признаков. Но ведь нельзя выделить один, пусть даже основополагающий, элемент

12

структуры пьесы и по его характеру судить о жанровой принадлежности произведения, как, например, это делается в книжке И.С. Пала: «…Жанр — определенное жизненное содержание, тип конфликта, тип жизненных противоречий, содержащихся в драматургическом произведении»1.

Здесь «тип конфликта» рассматривается как основной тематический и структурный признак, формирующий жанр произведения. Но, обратившись к конкретной драматургии, мы можем легко убедиться, что сам по себе «тип конфликта» ничего не решает. Да и что может пониматься под таким определением? Лишь нечто предельно обобщенное и абстрактное, вроде традиционного классицистского конфликта: «любовь и долг», или пресловутой «борьбы добра и зла». Такой условно-обобщенный конфликт, конкретизируясь обстоятельствами сюжета, характерами героев и, главное, индивидуальными приемами авторского письма, требует уже совершенно иного определения. Взятый же вне такой конкретности «тип конфликта» может служить основой для совершенно противоположных по жанру произведений. На это обстоятельство справедливо указывает Б.Е. Захава в своем учебнике «Мастерство актера и режиссера»: «Препятствия, с которыми сталкиваются Ромео и Джульетта в своем страстном стремлении соединить свои сердца и судьбы, связаны, как известно, с враждой между их родственниками. На этой основе Шекспир написал трагедию. Но ведь аналогичные обстоятельства могут послужить основанием также и для комедии, даже для водевиля (вспомним, например, пушкинскую «Барышню-крестьянку»)»2. Индивидуализируясь условиями пьесы, конфликт (равно как и любой другой элемент драматургической структуры) перестает быть «типовым» и, соответственно, взятый сам по себе, не может служить признаком жанра.

Очевидно, что наиболее плодотворны попытки определения жанра, которые не замыкаются на анализе взаимоотношений «материал – автор — пьеса (спектакль)», а ищут выход к адресату произведения — к зрителю. Вот, например, что пишет ученый-театровед Г.Н. Бояджиев: «Жанр спектакля определяется двумя посылками: с какой целью и каким обра зом воздействует театр на зрителей. Жанровое решение пьесы устанав ливает своеобразный эмоциональный приказ, которому театр в данный вечер подчиняет публику, настраивая ее на определен ный лад»3.

Это активное начало воздействия на зрителя практически не учитывается ни одним из существующих определений жанра в драматическом искусстве. Между тем, взглянув на жанр с точки зрения психологии зрительского восприятия, можно легко увидеть, что для большинства пьес, которые принадлежат к какому-либо одному жанру, более или менее

13

общим будет характер реакции на события пьесы со стороны зрителя. Исходя из этого наблюдения, можно предположить, что основным критерием, позволяющим узнать жанровую принадлежность пьесы, является не тот или иной элемент ее драматургической структуры, а т е н д е нцияк установлению определенного типа зрительского сопереживания действию, которая вызывается одновременным воздействием всего комплекса художественных средств. Таким образом, убедительно решается большинство вопросов, связанных с жанром в драматическом театре, и, прежде всего, становится понятно, как формируется жанр пьес, одновременно содержащих в себе внешние признаки различных жанров.

Ни один из исследователей творчества Шекспира не обходит вниманием тот факт, что у Шекспира нет трагедий и комедий в «чистом» виде, его пьесы обязательно несут в себе сочетание разножанровых элементов. И, тем не менее, шекспироведение довольно четко классифицирует пьесы драматурга на определенные группы. А.А. Аникст прямо указывает на эмоциональную природу такого разграничения: «Пьесы Шекспира лишены единства тона. Для них характерно эмоциональное многообразие: серьезное перемежается веселым, трагическое — комическим, идеальное — низменным. Но в каждой пьесе одна тональность получает преобладание, и это позволяет определить ее жанровую принадлежность»4.

Аналогичным образом можно определить и принадлежность к тому или иному жанру пьесы любого другого драматурга, исходя не из наличия в ней формальных признаков различных жанров, а из общего эмоционального впечатления, произведенного пьесой.

Собственно говоря, взгляд на проблему жанра с точки зрения психологии зрительского восприятия отнюдь не нов и, очевидно, является наиболее естественным для решения этого вопроса. Ведь еще Аристотель сформулировал: «…трагедия есть подражание действию важному и законченному… посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов»1. В этом древнейшем определении уже прекрасно видна взаимосвязь между жизненным эмоциональным опытом зрителя и возникновением под воздействием искусства аналогичных — но уже эстетических — переживаний, разрешающихся в психологической реакции, свойственной восприятию трагедии, и получившей у греков название «катарсис». Не вдаваясь в разного рода трактовки этого термина, обратимся к труду выдающегося психолога Л.С. Выготского, еще в двадцатых годах XX века давшего

14

глубочайший анализ механизма воздействия произведений искусства на человека, что открыло новые возможности в области искусствоведения.

Для Выготского изучение явления катарсиса послужило отправным пунктом исследования всей психологии искусства. Он проникает в самое существо проблемы, стремясь проанализировать конкретный механизм воздействия произведений искусства и доказывает, что катарсис присущ не только восприятию трагедии (или любой другой формы драмы), но является результатом переживания всякого художественного произведения, включая живопись и архитектуру.

Выготский писал: «…поскольку искусство пользуется трагическим, комическим и драматическим, оно везде пользуется формулой катарсиса…»2. Разумеется, речь идет о качественно различных реакциях, зависящих от жанра пьесы. Однако в основе способности зрителя испытывать эстетические чувства в театре, независимо от жанра спектакля, лежит способность человека к художественному сотворчеству, к сопереживанию.

«Эстетические чувства, — пишет психолог А.Н. Лук, — имеют одну важную особенность. Как бы ни были глубоки печаль, горе или сострадание при восприятии произведения искусства, но протекают они на фоне достаточно сильного возбуждения механизмов, условно именуемых «центром приятного», и поэтому любое эстетическое чувство, даже горе, и сострадание, субъективно воспринимается как эстетическое наслаждение»3. В этом смысле деятельность эстетического восприятия аналогична игре. Ведь и для самого актера процесс переживания обязательно носит эстетический характер; как только актер переступает границу игры и какое-либо чувство испытывает вне условий этой игры, например, боль в результате технической случайности, — сразу же и чувства зрителей перестают быть эстетическими.

Жанр спектакля, определяя характер и строй чувств зрителя, устанавливает способ взаимодействия сцены и зала. Качество этого контакта во многом зависит от эстетического опыта аудитории, ассоциирующей каждый жанр с тем или иным характером переживаний.

Исторически сложились три основных типа возможных взаимоотношений между театром и зрителем: стремление к максимальному во- влечению в процесс сопереживания (зритель — участник действия), тенденция к разрушению («очуждению») этого процесса (зритель — судья), и, наконец, подача жизненного материала таким образом, когда зритель должен сам определить свою позицию по отношению к событиям спектакля (зритель — свидетель происходящего действия). Такое различие способов воздействия на зрителя находит свое выражение в уровне

15

художественной условности средств, которыми создается произведение.

Эти три тенденции воздействия театра на зрителя нашли свое соответствие в трех основных жанрах драматургии: трагедии, комедии и драме.

Теперь, когда мы договорились о принципиальных позициях, с которых будем рассматривать жанр в драматическом искусстве, пора остановиться еще на одной весьма распространенной ошибке: о случае, когда жанр путают с другой категорией, также формирующей особенности характера пьесы и спектакля, — со стилем.

Стиль, как и жанр, выражает определенное отношение автора к действительности. Проявления стиля весьма многообразны: это и стиль автора, и стиль эпохи, стиль режиссера и коллектива, даже индивидуальный стиль пьесы и спектакля. И при всей своей индивидуальной неповторимости стиль порой претендует на объединение в своих рамках значительных групп произведений. Признаками одного стиля может быть отмечена часть произведений — или даже все произведения — одного автора, иногда — группы авторов; тогда стиль граничит с направлением, школой, методом. Однако оставим пока эти «ученые» рассуждения и выясним, когда же в драматическом искусстве случается нам путать стиль и жанр.

Чаще всего это происходит при попытке охарактеризовать драматическое произведение жанровым наименованием другого вида искусства.

Скажем, сказка. Что это такое? Разумеется это литературный жанр. А в театре? Можно легко убедиться, что «Зимняя сказка» Шекспира -трагикомедия, «Золушка» Е.Л. Шварца — комедия, «Снегурочка» А.Н. Островского, — трагедия. Общим, при абсолютной разнице жанра этих пьес в театральном смысле этого слова, является сохранение в них некоторых свойств, непременно присущих всем сказкам: фантастика, чудеса, типология сюжета, поэтичность. Но это отнюдь не значит, что сказочность в данном случае определяет принцип взаимоотношений театра и зрителя, она только особым способом корректирует его.

Другой пример. Советские драматурги любили давать пьесам на героико-революционную тему подчеркнуто «красивые» названия: «Третья патетическая» (Н. Погодин), «Революционный этюд» (М. Шатров), «Драматическая песня» (пьеса М. Анчарова по роману Н. Островского «Как закалялась сталь»). Иногда приходилось слышать, что в самом таком названии заложен жанр. Но это — ошибка! По жанру подобные пьесы являлись преимущественно драмами, публицистическими, героическими, историческими, социально-политическими, но драмами. Не

16

учесть некую романтическую интонацию, заключенную в названии -значит пренебречь стилистическими намерениями автора, однако, путать жанр со стилем, по меньшей мере, неграмотно. Тем не менее, модное поветрие стало в то время почти традицией, и на сцену хлынули «новеллы», «притчи», «реквиемы», «лубки» и другие «жанры», чаще всего ли- тературные и музыкальные, сбивая с толку неискушенного режиссера. И вот, уже сами режиссеры начали причислять к жанру явления, вообще не относящиеся к сфере искусства: «диспут», «протокол», «расследование», «суд», «беседы» и т. д. Все эти определения абсолютно правомочны, порой даже необходимы в процессе поиска стилистики спектакля или его постановочного приема, но они, ни в коем случае, не должны подменять собой поиск подлинной жанровой основы спектакля.

Взаимоотношения стиля и жанра очень сложны. Как сформулировал мудрый В.Б. Блок: «Любой драматургический жанр способен вместить в себя неограниченное множество авторских стилей, всегда уникальных»1. С другой стороны — всякий стиль (скажем, авторский) распространяется на произведения, весьма различные по своему жанру, и стиль Шекспира остается особенным, всегда узнаваемым стилем Шекспира, независимо от того, комедия это или трагедия. Впрочем, мы еще будем иметь возможность вернуться к проблеме стиля в искусстве драматического театра. Жанр и стиль, взаимно проникая друг в друга, придают произведению неповторимость и индивидуальность. В данном же случае нас интересует именно жанр, как «явление типовое», имеющее свои законы и свойства, знание которых составляет одну из основных сторон режиссерской профессии. А что касается стиля, — пока можно ограничиться следующим тезисом: стиль это творчество, это выражение индивидуальности и таланта. Поиск стиля — скорее всего, результат деятельности творческого подсознания, вдохновения. Жанр же — категория сугубо профессиональная, строго поддающаяся логическому анализу; владение его законами — основа сознательного творчества режиссера.

17

Что такое жанр? Определение, примеры жанров в литературе

Определение жанра: Жанр – это организация и классификация письма.

Что такое жанр в литературе?

Что означает жанр? Жанр — это организация литературы по категориям, основанная на типе написания произведения, которое иллюстрируется его содержанием, формой или стилем.

Пример литературного жанра

Стихотворение Теодора Ретке «Вальс моего папы» относится к жанру поэзии, потому что оно написано строками с размерами и ритмом и разделено на строфы.

Он не соответствует традиционному формату предложения и абзаца, используемому в других жанрах.

Типы литературного жанра

В литературе существует несколько различных жанров. Рассмотрим некоторые из них.

Поэзия : Поэзия является основным литературным жанром, который может принимать различные формы. Некоторые общие характеристики, которые разделяют поэзию, заключаются в том, что она написана строками, в которых есть размер и ритм. Эти строки объединены в строфу, в отличие от других произведений, в которых используются предложения, разделенные на абзацы. Поэзия часто в значительной степени опирается на образный язык, такой как метафоры и сравнения, чтобы передать смысл и создать образы для читателя.

  • «Сонет 18» — стихотворение Уильяма Шекспира, относящееся к этой категории литературы. Это структурированное стихотворение, состоящее из 14 строк, следующих метру (пятиметру ямба) и схеме рифмовки, состоящей из шекспировских сонетов.

Драма : Этот литературный жанр часто также называют пьесой и разыгрывается перед публикой. Драмы пишутся посредством диалогов и включают сценические указания, которым должны следовать актеры.

  • Как важно быть серьезным Оскара Уайльда можно было бы считать драмой, потому что она написана посредством диалога в форме сценария, который включает сценические указания, чтобы помочь актерам в исполнении пьесы.

Проза : Проза — это тип письма, написанный с помощью предложений. Эти предложения объединяются в абзацы. Этот тип письма широк и включает как художественную, так и научно-популярную литературу.

  • «Убить пересмешника» Харпер Ли — пример художественной прозы. Она написана полными предложениями и разделена на абзацы.

Художественная литература : Художественная литература — это разновидность прозы, которая не соответствует действительности. У авторов есть свобода создавать историю, основанную на персонажах или событиях, которые являются продуктом их воображения. В то время как художественная литература может быть основана на реальных событиях, истории, которые они рассказывают, носят воображаемый характер.

Как и поэзия, этот жанр также использует образный язык; однако он носит более структурный характер и более точно следует грамматическим правилам. Художественная литература часто следует сюжетной пирамиде Фрейтага, которая включает в себя экспозицию, подстрекательство к действию, развитие действия, кульминацию, прекращение действия, развязку и развязку.

  • Роман Курта Воннегута « Бойня номер пять » является примером вымышленной истории об опыте главного героя с его самопровозглашенной способностью путешествовать во времени.

Документальная литература : Документальная литература — это еще один тип прозы, основанной на фактах, а не на воображении. Поскольку в нем больше фактов и меньше воображения, в нем может использоваться меньше образного языка. Однако документальная литература варьируется от части к части. Он может рассказывать историю через мемуары или может быть строго основан на фактах, как учебник истории.

  • Мемуары Night Эли Визеля — это мемуары, рассказывающие историю Визеля как еврейского мальчика во время Холокоста.

Функция жанра

Жанр важен для того, чтобы можно было организовать сочинения на основе их формы, содержания и стиля.

Например, это позволяет читателям определить, являются ли события, о которых написано в статье, реальными или выдуманными. Жанр также определяет цель произведения и способ его подачи. Другими словами, пьесы предназначены для исполнения, а речи — для устной речи, а романы и мемуары — для чтения.

Резюме: Что такое литературные жанры?

Определение жанра в литературе: Жанр — это классификация и организация литературных произведений по следующим категориям: поэзия, драма, проза, художественная литература и документальная литература. Произведения делятся по форме, содержанию и стилю. Хотя в каждом из этих жанров есть подкатегории, это основные категории, на которые делится литература.

Последний пример:

Рассказ Эдгара Аллана По «Бочонок амонтильядо» — это вымышленный рассказ, написанный в прозе. Он подходит под категорию прозы, потому что написан с использованием полных предложений, которые следуют общепринятым правилам грамматики, которые затем формируются в абзацы.

История также определяется как вымышленная, потому что это вымышленная история, которая следует структуре сюжета.

Содержимое

Жанр: определение, значение и типы

В литературных терминах жанры могут быть выражены в письменной, устной или цифровой форме. Существует множество жанров, а также широкий спектр критериев, используемых для их классификации.

Жанр означает

Жанр — это способ классификации типов или классов литературы. В популярном использовании жанры помогают нам группировать или организовывать литературные произведения в узнаваемые стили, общие соглашения, настройки и темы.

Различные жанры включают поэзию, романы, пьесы, рассказы, блоги, письма и т. д. Некоторые жанры разветвляются на поджанры. Например, существует гораздо больше типов короткой прозы: новелла, повесть, рассказ, флэш-проза, микропроза и рассказы из шести слов. Различие между поджанрами короткометражных произведений зависит от количества слов в них. Жанры не темы. Жанры используются для классификации литературы, а темы — это то, о чем конкретный рассказ.

Жанры анализируются по тону, сюжету, теме, обстановке и языку.

Примеры жанров в литературных произведениях

Роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (1813) относится к категории любовной фантастики , потому что рассказывается с женской точки зрения. Сюжет сосредоточен на романтических отношениях между двумя людьми, с оптимистичным финалом, когда главная пара женится. Романтические высказывания также распространены в романтической литературе, поскольку чувственный тон следующих слов соответствует категории романтической фантастики:

Напрасно я бился. Этого не будет. Мои чувства не будут подавлены. Вы должны позволить мне сказать вам, как горячо я восхищаюсь и люблю вас.

Элегия — это стихотворение. Элегии классифицируются по жалобам на умерших, использованию элегических куплетов и эпитафий или содержат серьезные размышления о природе и смерти. «Элегия , написанная на загородном кладбище » Томаса Грея (1751 г.) является самым известным примером элегии, посвященной размышлениям о смерти.


Комендантский час звонит погребальный звон,

Мычание печки медленно дует над листвой,

Пахаря домой бредет усталым путем,

И оставляет мир во тьме и мне.

По сравнению со страстным признанием мистера Дарси в любви тон стихотворения Грея скорбен, действие происходит на кладбище, и в нем используются такие фразы, как «день прощания», «усталость» и «тьма», которые ассоциируются со смертью.

Жанровые критерии можно оценить по:

  • Общий вид и образность произведения (его эстетические качества).
  • Как язык используется для обозначения жанра (его риторика).
  • Литературные приемы, используемые автором для передачи тем и условностей жанра (его коммуникативные качества).
  • Общая цель работы; то есть, как жанр поддерживает сообщение романа (его функция).

Жанры имеют эволюционное дерево. Представьте себе большое дерево, представляющее один жанр. Со временем на дереве растут ветви, которые называются поджанрами. Эти ветви могут расти еще больше, либо представляя более конкретные поджанры, либо указывая на текст, который лучше всего подходит для этой ветви.

Жанры и поджанры могут быть концептуализированы как дерево с множеством различных ветвей — pixabay

История жанра

Жанр начался как абсолютная (фиксированная) система классификации древнегреческой литературы, которую Платон и Аристотель (в Поэтике, 335 г. до н.э.) исследовали в своих литературных и драматических теориях поэзии и драмы. Во времена Аристотеля литературные произведения классифицировались в зависимости от того, кто говорит в тексте. Было три основных типа текста:

  • Лирический (всегда говорят от первого лица)
  • Эпический / Повествование (когда рассказчик говорит от первого лица, а персонажи говорят сами за себя)
  • Драма (когда все говорят персонажи)

Аристотель определил несколько конкретных жанров: эпос, трагедия, комедия и сатира. Для Аристотеля поэзия, проза и перформанс имели специфические конструктивные особенности, соответствующие их жанрам. Смешение языковых моделей и жанров не сработает. Очень странно смотрелись бы в его трагедиях речевые обороты из одной из комедий Шекспира.

Совет: подумайте, как комедийные фразы и каламбуры в пьесе «Много шума из ничего» будут звучать в мрачном и убийственном сеттинге «Макбета».

С восемнадцатого века добавились новые жанры. К ним относятся биография, эссе и роман, все из которых ослабили концепцию фиксированных жанров. Короткая лирическая поэма заменила жанры эпоса и трагедии как квинтэссенция поэтического типа, а с эпохи романтизма широкое распространение получили такие критерии оценки литературы, как «искренность», «напряженность», «высокая серьезность».

После 1950 года акцент на жанрах был возрожден благодаря ряду принципов классификации. Канадский литературный критик Нортроп Фрай предложил архетипическую теорию, в которой четыре основных жанра комедии, романа, трагедии и сатиры «считаются проявлением устойчивых форм, воплощенных в человеческом воображении». ¹ Многие современные критики рассматривают жанры как произвольных способа классификации, в то время как некоторые критики-структуралисты понимают жанр как набор условностей и кодов, которые делают возможным написание определенного литературного текста. Людвиг Витгенштейн применил идею родственного сходства жанров. Семейные деревья позволяют нам группировать поджанры с некоторыми сходствами (но не со всеми) с определенными жанрами.

Некоторые критики и авторы сопротивляются присвоению произведениям маркировки в соответствии с жанром , потому что опасаются, что художественный текст будет помещен под сукно. Это может подорвать серьезность текста и означать, что их работа оценивается по категориям, которые не совсем соответствуют тексту.

Подсказка: некоторые авторы без проблем пересекают или смешивают жанры в своих произведениях (например, Стивен Кинг, Чайна Мьевиль и Энн Карсон). Не напрягайтесь, пытаясь применить один жанр к одному тексту!

Жанры основаны на явно согласованных или социально выведенных условностях. У них могут быть строгие или гибкие правила, которые помогают с ожиданиями читателя от сюжета и сеттинга.

Четыре основных семейства жанров: комедии, мелодрамы, трагедии и сатиры.

Жанровые синонимы

Хотя термин «жанр» имеет особое значение, его понимание может сбивать с толку, если вы с ним не знакомы. Вот несколько синонимов слова «жанр», которые помогут вам лучше понять этот термин:

  • Группа
  • Категория
  • Набор
  • Тип
  • Сорт
  • Разновидность
  • Класс

Художественная литература и кино жанры – примеры

В книжной торговле жанровые прозы – это вымышленные произведения, написанные для того, чтобы передать их в определенный литературный жанр, чтобы максимально привлечь читателя, который уже знаком с этим жанром. Такие жанровые вымыслы обычно имеют более строгие правила. Эти рекомендации основаны на том, какие книги, по мнению издательства, будут хорошо продаваться.

Общие жанры художественной литературы:

Каковы критерии для жанров?

Жанры помогают организовать информацию по форме, содержанию и стилю. Здесь мы рассмотрим критерии жанра исторической фантастики и криминальной фантастики, чтобы увидеть, чем они отличаются:

Критерии жанра исторической фантастики: Критерии жанра криминальной фантастики:
Может быть основан на событиях, периодах или люди прошлого, что случилось. Исследование вида преступления и/или сосредоточение внимания на жертвах и их страданиях.
Присутствуют правдоподобные или точные исторические исследования и свидетельства. Настройки являются фоном для уголовного расследования или действия.
В центре сюжета важное или незначительное историческое событие. Насилие, убийство, воровство или наркотики включены.
Элементы реализма в жизни персонажа или некоторая форма достоверности изображаемого периода. Идея в том, что преступники должны быть привлечены к ответственности.
Конфликт и напряжение позволяют читателю сравнить настоящее с прошлым. Использование регистра (разновидность языка, используемого определенной группой людей, занимающихся одним и тем же занятием) и языка для выделения мотива преступления: юридические, полицейские, судебные термины.

Автору критерии определенного жанра помогают писать в рамках жанровых условностей (или нарушать эти условности).

Кроме того, эти критерии помогают читателю решить, какие книги он хочет читать, исходя из жанров, которые он читал ранее. Вы когда-нибудь забредали в Waterstones и сразу знали, где найти книги вашего любимого жанра? Или пролистали разделы романтики и криминала Netflix, пытаясь решить, какое шоу вы хотите посмотреть дальше?

Совет: подумайте о расположении книжных магазинов. Какие жанры больше всего продвигаются в книжном магазине? Какие жанры проще всего найти в книжном магазине? Сколько книг определенного жанра в разделе? Обратите внимание, какие жанры входят в топ-10 бестселлеров, это может просто сказать вам, какой жанр популярен в данный момент!

Музыкальные жанры

Жанры относятся не только к художественным произведениям. Музыка также разделена на жанры, причем каждый жанр имеет свой типичный стиль. Некоторые музыкальные жанры:

  • Классика
  • Рок
  • Поп
  • Рэп
  • Кантри
  • Фолк
  • Джаз
  • Ритм-н-блюз 90 030
  • Соул
  • Панк
  • Регги

Как формируются жанры?

Это зависит от темы и литературного периода!

Жанры формируются условностями, которые со временем меняются. В этой статье мы будем использовать историческую фантастику в качестве примера, чтобы показать вам, как жанр менялся с течением времени, и какие тексты соотносятся с жанром или поджанром (некоторые вы можете узнать по последним телешоу!)

Древо тем жанров фантастики Пример:

Древо тем исторической фантастики включает множество поджанров.

Жанр исторической фантастики разнообразен. Авторы идут разными путями или используют разные условности для представления прошлого. Как видно из изображения выше, было бесчисленное множество споров о том, как следует писать, представлять и структурировать историческую фантастику.

Главный совет: Исторический роман считается фривольным и фантастическим исполнением, в то время как Литературно-историческая фантастика одобряется литературными критиками за ее философский подход к представлению прошлого. Считаете ли вы справедливым сравнивать эти жанры и поджанры друг с другом, когда сюжеты этих произведений происходят в обстановке, находящейся в прошлом?

Жанр — основные выводы

  • Жанр — это термин, обозначающий любую категорию или группу литературы, основанную на определенных критериях.
  • Жанры основаны на согласованных или принятых в обществе условностях. У них могут быть строгие или гибкие правила.
  • Самые распространенные жанры: романтика, сатира, комедия и трагедия.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *