Желтый фильтр – Цветные фильтры в черно-белой фотографии

Содержание

Цветные фильтры в черно-белой фотографии

Использование фильтров позволяет нам контролировать, процесс преобразования цветной фотографии в черно-белую. Благодаря им, вы сможете придать вашим фотографиям нужный контраст и настроение.

Распространенной проблемой черно-белой фотографии является то, что при конвертации изображения в оттенки серого некоторые цвета могут выглядеть практически одинаково. Например, некоторые оттенки красного, зеленого и синего выглядят совершенно по-разному, как цвета, но при этом практически идентичны при переводе в черно-белый формат.

В результате этого объекты в черно-белом формате могут сливаться друг с другом, делая вашу фотографию плоской и скучной, лишая ее контраста и четкости.

Цветные фильтры для объективов фотокамер дают возможность решить эту проблему благодаря тому, что они влияют на процесс преобразования отдельных цветов в черно-белый формат. Это позволяет нам контролировать конечный результат и гарантирует то, что нужные объекты не сольются и останутся четкими.

Основы использования цветных фильтров

Существует пять цветных фильтров, которые наиболее часто используются при черно-белой съемке: красный, оранжевый, желтый, зеленый и синий. Эти фильтры пропускают свет идентичного цвета и одновременно блокируют полностью или частично свет других оттенков. Например, красный фильтр полностью пропускает красный свет, но при этом блокирует зеленый и синий.

В результате на конечном изображении цвета, идентичные фильтру, получаются ярче, а остальные - темнее. Другими словами, благодаря этому в черно-белой фотографии изменяются оттенки серого.

Следующее изображение демонстрирует, как различные фильтры влияют на цвета при преобразовании в черно-белый формат.

Каждый из цветных фильтров будет оказывать определенное воздействие на ваши снимки.

Использование фильтров в черно-белой фотографии

Из-за различий в получаемом эффекте, каждый из цветных фильтров должен использоваться в определенной ситуации.

Красный фильтр

Красный фильтр дает очень сильный эффект, значительно повышая контрастность изображения. Подобные фильтры считаются слишком "жесткими" в большинстве случаев, однако их можно использовать для получения поразительных творческих эффектов.

Красный фильтр придает снимку сильный, эффектный контраст. Автор фотографии Nicholas.

В пейзажной фотографии красный фильтр позволяет сделать небо практически черным, выделяя облака и придавая снимку экспрессии. Этот фильтр также помогает повысить видимость в туман и смог.

Во время съемки растений данный фильтр помогает увеличить контраст между цветами и листьями, что особенно полезно при съемке красных цветов, которые по тону практически совпадают с листвой.

Благодаря крайне сильному эффекту, получаемому при использовании красного фильтра, фотографии могут выглядеть практически так, словно они были сделаны с применением инфракрасного фильтра. Это делает красный фильтр популярной и дешевой заменой инфракрасной съемке.

Оранжевый фильтр

Оранжевый фильтр по своим свойствам находится между желтым и красным, гармонично сочетая их особенности. Благодаря этому оранжевые фильтры очень популярны и относятся к категории универсальных.

Оранжевый фильтр придает коже теплые, гладкие тона. Автор фотографии David Jubert.

В портретной фотографии оранжевый фильтр уменьшает количество веснушек и пятен, придавая коже более здоровый гладкий вид.

Во время съемки зданий и городских пейзажей этот фильтр придает приятный оттенок кирпичам и увеличивает контраст между различными материалами, что подчеркивает глубину и текстуру снимка.

Также как и красные, оранжевые фильтры могут быть использованы для уменьшения задымленности и тумана или подчеркивания облаков за счет затемнения неба.

Желтые фильтры

Желтые дают самый легкий эффект из пяти основных фильтров. В некоторых случаях разница практически не заметна, но иногда этого может быть вполне достаточно. Эти фильтры популярны среди начинающих, потому что они могут быть использованы практически с любым снимком.

Желтый фильтр придает легкое затемнение, увеличивая контрастность неба. Автор фотографии Alex Gorstan.

Во время съемки пейзажей желтый фильтр позволяет слегка затемнить небо, что упрощает балансировку экспозиции по более темной поверхности земли. Также чуть-чуть прорисовываются облака, что делает небо более интересным.

В портретной фотографии этот фильтр дает приятный, теплый и естественный оттенок кожи, по аналогии с оранжевым фильтром, но менее интенсивно.

Желтые фильтры также помогают отделять оттенки зеленого, что дает возможность повысить контрастность листвы при съемке растений.

Зеленые фильтры

Зеленые фильтры менее популярны, чем остальные, но они могут быть очень полезны при определенных обстоятельствах.

Зеленый фильтр осветляет листья, отделяя их от цветов. Автор фотографии aussiegal.

Зеленый фильтр используется преимущественно при съемке растений, потому что он помогает оттенить зеленую листву от ярких бутонов цветов.

Также эти фильтры могут быть использованы в пейзажной фотографии для того, чтобы повысить яркость травы и деревьев, однако одновременно происходит осветление неба, поэтому следует быть осторожным, чтобы не потерять его детали.

Синие фильтры

Синие фильтры редко используются в черно-белой фотографии. Они затемняют большинство цветов и уменьшают общий контраст изображения.

Синий фильтр делает большинство цветов более темными и снижает контраст. Автор фотографии Tony Armstrong.

При правильном использовании снижение контраста может быть полезно для того, чтобы придать снимку более успокаивающую атмосферу. Синий фильтр также усиливает дымку и туман, что делает его полезным при съемке утренних сцен.

Если вы серьезно относитесь к черно-белой фотографии, то набор цветных фильтров станет для вас замечательным аксессуаром. Они позволят вам получить больше контроля над результатом съемки, помогут создать настроение, регулировать контрастность и подчеркивать важные элементы снимка.

Автор: Photographymad.

photo-monster.ru

Контрастные (цветные) светофильтры B+W в «цифровую» эпоху

Здравствуйте, друзья!

Сегодня мы с вами поговорим на тему, о которой давно никто не говорит. О цветных светофильтрах. С одной стороны о них много говорили в плёночные времена, а с другой стороны в цифровую эпоху незаслуженно забыли, хотя они акутуальны и по сей день, «цифра» работает совсем не так как цветной фильтр. Задача цветного фильтра не просто покрасить изображение, как думают многие, но изменить спектральный состав света, который попадает на светочувствительный материал (в нашем случае сенсор фотокамеры).

Ассортимент цветных светофильтров довольно велик, потому я расскажу пока лишь о нескольких.

B+W F-Pro 022 Yellow 495 — желтый
B+W F-Pro 040 Orange 550 — оранжевый
B+W F-Pro 091 Red 630 — красный

к содержанию ↑

Главное применение подобные светофильтры с явным цветом находят в чёрно-белой фотографии. Если вы ранее не увлекались чёрно-белой фотографией и, возможно, вы не знаете знаменитого пейзажного фотографа Анселя Адамса. Да, это тот человек, который изобрёл зонную систему Адамса, но кроме прочего он отснял огромное количество красивых пейзажных фото и объяснял почему он использовал тот или иной светофильтр и как он проявлял свои снимки.

Ансель Адамс

к содержанию ↑

Снимки Анселя Адамса

Я ни в коем случае не претендую на заслуженные лавры А.Адамса, но постоянно совершенствуясь изучаю инструменты, которыми он пользовался и знакомлю с ними вас, уважаемые читатели.

В чёрно-белой фотографии объекты имеющие разные цвета вполне могут иметь одинаковую яркость и потому на черно-белом снимке сливаться в одно пятно, не иметь разделения по яркости. Контрастные фильтры при умелом использовании позволяют осветлить одни цвета и затемнить другие на черно-белом снимке, таким образом вы сами строите контраст снимка, получая или очень высокий драматический контраст для пейзажного фото или низкий контраст для съемок ню на природе.

Поскольку фильтры цветные, то если не переводить фото в чёрно-белый вид, снимки будут иметь цвет как у фильтра. Светофильтр же имеет такой цвет (например, красный) потому что красный спектр он пропускает, а синий и зелёный поглощает.
На черно-белое фото светофильтры действуют осветляя тот цвет, который имеют сами. Так, например, зелёные фильтры осветляют на чёрно-белом фото растительность относительно других цветов, а красные фильтры могут осветлять красные цветы, например.

Какой светофильтр выбрать вы должны решить сами в зависимости от ситуации. Если нужно осветлить листву, то жёлтый или зелёный. Если нужно затемнить небо и высветлить скалы, то красный и т.д. Более подробно вы можете прочесть в книге Анселя Адамса «Негатив».

к содержанию ↑

Medium Yellow Filter 022 (Жёлтый фильтр средней плотности)

Умеренно подавляет фиолетовый и синий (затемняет небо и тени). Зелёный, жёлтый, оранжевый и красный осветляются (осветляет листву и траву). На ч/б снимке представленном ниже видно как осветлился и цвет cyan («синяя» крыша в нижнем правом углу). Рекомендуется использовать для пейзажей т.к. белые облака будут сильнее контрастировать с более тёмным голубым небом и градации яркости зелени видны лучше. Дальние виды в дымке выглядят более чёткими. Недостатки кожи в портретной съемке будут ослаблены, а загар отобразится светлее (осветлится красный и оранжевый).
Фактор фильтра: 2

Турция, г.Каргипенари

Очень простой по яркостному распределению снимок. Горы на заднем плане блёклые, как обычно и бывает ввиду висящей в воздухе пыли и рассеянному свету, который от неё отражается. Задача фотографа здесь сделать задний план более читаемым, а снимок более контрастным и мне здесь поможет жёлтый светофильтр.

На самом деле мне и такое «прочтение» нравится, но будем следовать плану и посмотрим на чёрно-белую картинку, которую жёлтый фильтр призван улучшить.

Как видите, листва и трава осветлились, дымка на заднем плане рассеялась в большой степени, а небо притемнилось. Это кардинально меняет снимок и уже с таким результатом можно работать — отличное фото большого формата. Здесь вам нужно будет сделать выбор между тем чтобы дальше повышать контраст снимка или оставить снимок более близким к тому что вы видели глазами. Я лично всегда выбираю максимальный контраст т.к. он сильнее привлекает зрителя, но это мой личный выбор.
Если вам как фотографу все эти годы мешала «дымка» в горах, то вот решение. Единственный минус состоит в том, что снимок у вас будет или одноцветный или черно-белый.

Посмотрим что смогут сделать светофильтры с более сильным эффектом.

к содержанию ↑

Yellow-Orange Filter 040 (жёлто-оранжевый)

Мощный фильтр. Очень сильно затемняет фиолетовый и синий. Осветляет зелёный, жёлтый, красный и оранжевый. Пейзажные и архитектурные фото приобретают увеличенный «графический» контраст. Облака на небе выглядят очень драматично.
Фактор фильтра: 4.

Здесь вы видите, что снимок выровнялся по экспозиции между небом и землей. Трава и листва довольно сильно осветлились, «дымка» почти полностью ушла, а на небе хорошо проявились облака (при этом само небо притемнилось).

к содержанию ↑

Красный светофильтр затемняет синий, зеленый и фиолетовый, а осветляет красный, жёлтый и оранжевый.

В тенях много синего цвета так что красный светофильтр затемняет тени, а вот если бы мы использовали синий светофильтр, то осветляли бы их. Сильно затемняет небо создавая большой контраст. Кстати, синее (голубое) небо даёт более холодный (синий) цвет, чем пасмурное, так что оно станет более темным с красным фильтром, нежели пасмурное.

Этот фильтр даёт сюрреалистичный эффект «шторма» (ярко белые облака на тёмном, почти чёрном небе) в пейзажной и архитектурной фотографии. Красный светофильтр кроме прочего используется в предметной фотосъемке для репродукции документов, которые стали трудными для чтения из-за деградации чернил.
Фактор фильтра: 8.

Так выглядит снимок снятый с красным светофильтром.

Как видите мы в корне переработали исходный снимок с помощью красного светофильтра. «Дымка» полностью ушла, а небо и зелень потемнели. В результате мы получили снимок высокого контраста.

Возьмём для примера еще один простой пейзаж.

Индонезия, о.Бали, г.Амед

Здесь вы видите светло-голубое небо на котором с трудом можно различить облака. Песок средне-серый, а желтая трава на заднем плане будет самым светлым, но не близким к белому тоном. Если просто конвертировать такой снимок в чёрно-белый вид ничего хорошего не получишь.

Как можно улучшить этот снимок и подобные, которых встречается много? Нужно затемнить небо и воду. Тогда будет хороший контраст со светлой травой. Самый мощный эффект по затемнению синего (небо и вода в которой отражается небо) даст красный светофильтр.

Как видите, небо стало темнее и теперь оно визуально отделимо от холма справа. Вода тоже стала темнее и добавила контраста. Макушки деревьев тоже стали темнее и стали лучше контрастировать с травой.
Можно ли такое сделать с помощью программного «цветного фильтра» в фотокамере? Теоретически можно, но уровень «шумов» будет так высок что снимок вряд ли можно будет считать годным. Ведь что делает стеклянный светофильтр? Он просто перераспределяет пропорции спектров света. Было красного мало, а он добавляет его аналоговым способом. А цифровой берёт то мизерное количество красного что есть и пытается его сильно вытягивать — это само собой ведёт к сильным артефактам.

Для того чтобы получить еще больше контраста и прозрачную воду я добавляю поляризационный светофильтр (тоже B+W).

Теперь вы видите как сильно меняется снимок при использовании специальных светофильтров. Из унылого сюжета с белёсым небом я получил нечто драматическое. Вопрос был всего лишь в контрасте снимка.

Не пренебрегайте качественным поляризатором!

В горах поляризационный светофильтр просто обязателен. Но в случае пасмурной погоды поможет только ч.б. фотография и контрастые светофильтры.

к содержанию ↑

к содержанию ↑

Пример 1

Замок Нойшванштайн, Германия

Анализируем снимок:

Небо слишком светлое и облаков почти не видно — требуется затемнить небо выделив облака.
Крыша замка голубоватая, так что не имея синего фильтра её не осветлить, можно только затемнить.
Стены серо-голубые, особо их не поменять по яркости фильтрами.
На заднем плане местность в дымке — дымку можно убрать фильтрами.

Решение:

Желтый фильтр позволил бы осветлить зелень (переменная облачность — то одна сторона замка в тени, то другая), которая здесь местами темновата, но он не особо помог бы с дымкой и недостаточно затемнил бы небо. Потому использую красный фильтр B+W 091 чтобы притемнить слишком светлое небо и убрать «дымку».

к содержанию ↑

Пример 2

Собор в городе Гельдельберг, Германия.

Переменная облачность и неконтрастный сюжет. Что в цвете, что в ч/б — выглядит не слишком привлекательно.

Анализируем снимок:

Много красных крыш. Если я использую красный светофильтр, то все они станут белыми и снимок из темного станет слишком светлый. Кроме того неба тут почти не предвидится, маленький кусочек, так что сильно бороться с дымкой нет необходимости (хотя она есть на другом берегу реки).

Решение:

Выбираю оранжевый светофильтр для того чтобы существенно убрать дымку и осветлить крыши придав контраст снимку. Всё будет светлое в ч/б, но не совсем белое как с красным светофильтром.

Дымка, как и ожидалось, ушла и снимок стал намного контрастнее за счёт того что крыши посветлели.

к содержанию ↑

Чем больше инструментов для лучшего самовыражения в руках фотографа — тем лучше. В данном случае я рассмотрел незаслуженно забытый инструмент в виде цветных (они же контрастные) светофильтров на примере контрастных светофильтров B+W.

Выводом данной статьи будет то, что цветные светофильтры работают и в цифровой фотографии и не стоит ими пренебрегать обрекая себя на программные методы, которые неотвратимо губят снимок. Используйте аналоговые методы для наилучшего результата!

к содержанию ↑

к содержанию ↑

Советы по использованию контрастных светофильтров для чёрно-белой фотографии

1. Перед тем как использовать цветные светофильтры оцените реальные цвета объектов в кадре. Например, для обывателя трава и листва всегда зелёные, но в случае с контрастными фильтрами нужно различать зеленую траву и желтую и тоже самое с листвой т.к. один фильтр затемняет зеленое, но может осветлять жёлтое. Осенью когда много желтой и красной листвы фильтры с ней работают не так как летом.
Тоже самое касается скал, которые могут быть коричневыми, красными или жёлтыми. Есть и известковые серые скалы, которые получая оттенок неба станут серо-голубыми и будут затеняться красным фильтром, а не осветляться как красные и желтые.

2. Довольно часто возникают случаи когда не сделать всё что хочешь. Например, нужно осветлить зеленую траву и затемнить светло-голубое небо. В этом случае нужно расставить приоритеты. Обычно более драматическое небо имеет бОльший эффект на зрителя, нежели светлая трава, которая хорошо бы контрастировала со стенами замка.
Кроме того контрастными фильтрами набор фотографа не ограничивается и конкретно этот случай решается инфракрасными светофильтрами где трава становится светлой, а небо тёмным.

Инфракрасный снимок того же замка Нойшванштайн, Германия.

к содержанию ↑

Бекстейдж съемок

к содержанию ↑

Книга Анселя Адамса

Книга Анселя Адамса «Негатив» (англ.яз)

Надеюсь эта статья поможет вам сделать удачные снимки! Подписывайтесь, впереди еще много интересного и неожиданного и не забывайте ставить оценку если статья вам понравилась, пожалуйста!

evtifeev.com

Цветные светофильтры B+W для чёрно-белой фотографии в цифровую эпоху

Здравствуйте, друзья!

Сегодня мы с вами поговорим на тему, о которой давно никто не говорит. О цветных светофильтрах B+W. С одной стороны, о них много говорили в плёночные времена, а с другой стороны, в цифровую эпоху незаслуженно забыли, хотя они актуальны и по сей день, ведь «цифра» работает совсем не так как цветной фильтр. Задача цветного фильтра не просто раскрасить изображение, как думают многие, а изменить спектральный состав света, который попадает на светочувствительный материал (в нашем случае сенсор фотокамеры).


 

Ассортимент цветных светофильтров довольно велик, потому я расскажу пока лишь о нескольких из линейки B+W: жёлтый F-Pro 022 Yellow 495, оранжевый F-Pro 040 Orange 550 и красный F-Pro 091 Red 630.


Зачем нужны цветные светофильтры

Главное применение подобные светофильтры находят в чёрно-белой фотографии. Если вы ранее не увлекались чёрно-белой фотографией, то, вероятно, вы не знаете знаменитого пейзажного фотографа Анселя Адамса. Да, это тот человек, который изобрёл зонную систему Адамса, но кроме всего прочего, он отснял огромное количество красивых пейзажных фото и объяснял почему он использовал тот или иной светофильтр и как он проявлял свои снимки.
 

Ансель Адамс

Снимки А.Адамса


Я ни в коем случае не претендую на заслуженные лавры А.Адамса, но, постоянно совершенствуясь, изучаю инструменты, которыми он пользовался и знакомлю с ними вас, уважаемые читатели. В чёрно-белой фотографии объекты, имеющие разные цвета, вполне могут иметь одинаковую яркость и потому на черно-белом снимке могут сливаться в одно пятно и не иметь разделения по яркости. Контрастные фильтры при умелом использовании позволяют осветлить одни цвета и затемнить другие на черно-белом снимке и, таким образом, вы сами строите контраст снимка, получая или очень высокий драматический контраст для пейзажного снимка или низкий контраст для съемок на природе.

Поскольку фильтры цветные, то, если не переводить фото в чёрно-белый вид, снимки будут иметь цвет как у фильтра. Светофильтр же имеет такой цвет (например, красный) потому что красный спектр он пропускает, а синий и зелёный поглощает.

На чёрно-белом фото светофильтры действуют, осветляя тот цвет, который имеют сами. Так, например, зелёные фильтры осветляют на чёрно-белом фото растительность относительно других цветов, а красные фильтры могут осветлять красные цветы, например.


 

Какой светофильтр выбрать вы должны решить сами в зависимости от ситуации. Если нужно осветлить листву, то жёлтый или зелёный. Если нужно затемнить небо и высветлить скалы, то красный и т.д. Более подробно вы можете прочесть в книге Анселя Адамса «Негатив».

B+W 022 (жёлтый фильтр средней плотности)


 
Умеренно подавляет фиолетовый и синий (затемняет небо и тени). Зелёный, жёлтый, оранжевый и красный цвета таким фильтром осветляются (например, осветляет листву и траву). На чёрно-белом снимке, представленном ниже, видно, например, как осветлился и цвет «синей» крыши в нижнем правом углу. Такой фильтр рекомендуется использовать для пейзажей, так как. белые облака будут сильнее контрастировать с более тёмным голубым небом, а градации яркости зелени видны лучше. Дальние виды в дымке выглядят более чёткими. Если говорить о портретной съемке, то таким фильтром можно достичь эффекта ослабления недостатков кожи, а загар отобразится светлее (осветлится красный и оранжевый).

 


Турция, г.Каргипенари

Очень простой по яркостному распределению снимок. Горы на заднем плане блёклые, ввиду висящей в воздухе пыли и рассеянному свету, который от неё отражается. Здесь задача фотографа - сделать задний план более читаемым, а снимок более контрастным и мне здесь поможет жёлтый светофильтр.


 

На самом деле мне и такое «прочтение» нравится, но будем следовать плану и посмотрим на чёрно-белую картинку, которую жёлтый фильтр призван улучшить.
  Съемка без желтого фильтра B+W

 


Съемка с желтым светофильтром B+W 022

Как видите, листва и трава осветлились, дымка на заднем плане рассеялась в большой степени, а небо притемнилось. Это кардинально меняет снимок и уже с таким результатом можно работать — отличное фото большого формата. Здесь вам нужно будет сделать выбор между тем, чтобы дальше повышать контраст снимка или оставить снимок более близким к тому, что вы видели глазами. Я лично всегда выбираю максимальный контраст, так как он сильнее привлекает зрителя. Но это мой личный выбор.
Если вам, как фотографу все эти годы мешала «дымка» в горах, то вот решение. Единственный минус состоит в том, что снимок у вас будет или одноцветный, или черно-белый.

Посмотрим, что смогут сделать светофильтры с более сильным эффектом.

B+W 040 Orange (оранжевый)

 
Это мощный фильтр. Очень сильно затемняет фиолетовый и синий. Осветляет зелёный, жёлтый, красный и оранжевый. Пейзажные и архитектурные фото с использованием такого фильтра приобретают увеличенный «графический» контраст, а облака на небе выглядят очень драматично. Фактор фильтра: 4.


Съемка с оранжевым светофильтром B+W 040

Здесь вы видите, что снимок выровнялся по экспозиции между небом и землей. Трава и листва довольно сильно осветлились, «дымка» почти полностью ушла, а на более притемненном небе хорошо проявились облака.

B+W 091 Red (красный)


 
Красный светофильтр затемняет синий, зеленый и фиолетовый, а осветляет красный, жёлтый и оранжевый.

 

В тенях много синего цвета, так что красный светофильтр затемняет тени. А вот если бы мы использовали синий светофильтр, то осветляли бы их. Красный светофильтр сильно затемняет небо, создавая большой контраст. Кстати, синее (голубое) небо даёт более холодный (синий) цвет, чем пасмурное, так что оно станет более темным с красным фильтром, нежели пасмурное.


 
Так выглядит снимок, снятый с красным светофильтром B+W.

 


Съемка с красным светофильтром B+W 091

Этот фильтр даёт сюрреалистичный эффект «шторма» (ярко-белые облака на тёмном, почти чёрном небе) в пейзажной и архитектурной фотографии. Красный светофильтр также используется в предметной фотосъемке для репродукции документов, которые стали трудными для чтения из-за деградации чернил. Фактор фильтра: 8.

Как видите, мы в корне переработали исходный снимок с помощью красного светофильтра. «Дымка» полностью ушла, а небо и зелень потемнели. В результате мы получили снимок высокого контраста.

Возьмём для примера еще один простой пейзаж.


Индонезия, о.Бали, г.Амед

Здесь вы видите светло-голубое небо, на котором с трудом можно различить облака. Песок средне-серый, а желтая трава на заднем плане будет самым светлым, но не близким к белому тоном. Если просто конвертировать такой снимок в чёрно-белый вид ничего хорошего не получишь.

 


Конвертация в чёрно-белое изображение

Как можно улучшить этот снимок и подобные, которых встречается много? Нужно затемнить небо и воду. Тогда будет хороший контраст со светлой травой. Самый мощный эффект по затемнению синего (небо и вода в которой отражается небо) даст как раз красный светофильтр.
 

Съемка с красным светофильтром B+W 091

Как видите, небо стало темнее и теперь оно визуально уже достаточно хорошо отделимо от холма справа. Вода тоже стала темнее и добавила контраста. Макушки деревьев стали темнее и соответственно стали лучше контрастировать с травой.

Можно ли такое сделать с помощью программного «цветного фильтра» в фотокамере? Теоретически можно, но уровень «шумов» будет так высок, что снимок вряд ли можно будет считать годным. Ведь что делает стеклянный светофильтр? Он просто перераспределяет пропорции спектров света. Было красного мало, а он добавляет его аналоговым способом. А цифровой берёт то мизерное количество красного, что есть и пытается его сильно вытягивать — это само собой ведёт к сильным артефактам.

Для того чтобы получить еще больше контраста и прозрачную воду я добавил бы поляризационный светофильтр B+W.


 

Теперь вы видите, как сильно меняется снимок при использовании специальных светофильтров. Из унылого сюжета с белёсым небом я получил нечто драматическое. Вопрос был всего лишь в контрасте снимка.

Не пренебрегайте качественным поляризатором B+W!
  Съемка без поляризатора
 

Фотосъемка с поляризационным светофильтром B+W

Хотелось бы еще раз подчеркнуть то, что, например, в горах поляризационный светофильтр просто обязателен. Но в случае пасмурной погоды поможет только черно-белая фотография и контрастные светофильтры.

Другие примеры использования цветных (контрастных) светофильтров

Пример 1

 
Замок Нойшванштайн, Германия

Анализируем снимок:
Небо слишком светлое и облаков почти не видно. Значит требуется затемнить небо, выделив облака.
Крыша замка голубоватая, так что, не имея синего фильтра её не осветлить, можно только затемнить.
Стены серо-голубые, поэтому особо их не поменять по яркости фильтрами.
На заднем плане местность в дымке и её можно убрать фильтрами.

Решение:
Желтый фильтр позволил бы осветлить зелень (переменная облачность — то одна сторона замка в тени, то другая), которая здесь местами темновата, но он не особо помог бы с дымкой и недостаточно затемнил бы небо. Потому я использовал красный фильтр B+W 091 чтобы притемнить слишком светлое небо и убрать «дымку».

 
Конвертация в чёрно-белое изображение

  Съемка с красным светофильтром B+W 091

Пример 2
 

Собор в городе Гельдельберг, Германия.

Переменная облачность и неконтрастный сюжет. Что в цвете, что при конвертации в черно-белое изображение, выглядит не слишком привлекательно.

Анализируем снимок:
Много красных крыш. Если я использую красный светофильтр, то все они станут белыми и снимок из темного станет слишком светлый. Кроме того, неба тут почти не предвидится, есть только маленький кусочек, так что сильно бороться с дымкой нет необходимости.

Решение:
Выбираю оранжевый светофильтр для того. чтобы существенно убрать дымку и осветлить крыши. придав контраст снимку. Всё будет светлое в черно-белом изображении, но не совсем белое, как при использовании красного светофильтра.

  Съемка без фильтра B+W

 


Съемка с применением оранжевого светофильтра B+W 040

Дымка, как и ожидалось, ушла, и снимок стал намного контрастнее за счёт того, что крыши посветлели.

Итоги и выводы

Чем больше инструментов для лучшего самовыражения в руках фотографа — тем лучше. В данном случае я рассмотрел незаслуженно забытый инструмент в виде цветных светофильтров на примере контрастных светофильтров B+W 022, 040 и 091.

Выводом данной статьи будет то, что цветные светофильтры работают и в цифровой фотографии и не стоит ими пренебрегать, обрекая себя исключительно на программные методы, которые неотвратимо губят снимок. Используйте аналоговые методы для наилучшего результата!

Советы по использованию контрастных светофильтров для чёрно-белой фотографии
1. Перед тем, как использовать цветные светофильтры, оцените реальные цвета объектов в кадре. Например, для обывателя трава и листва всегда зелёные, но в случае с контрастными фильтрами нужно различать зеленую траву и желтую. То же самое с листвой, так как один фильтр затемняет зеленое, но может осветлять жёлтое. Осенью, когда много желтой и красной листвы, фильтры с ней работают не так как летом.
То же самое касается скал, которые могут быть коричневыми, красными или жёлтыми. Есть и известковые серые скалы, которые получая оттенок неба, станут серо-голубыми и будут затеняться красным фильтром, а не осветляться как красные и желтые.
2. Довольно часто возникают случаи, когда не сделать всё, что хочешь. Например, нужно осветлить зеленую траву и затемнить светло-голубое небо. В этом случае нужно расставить приоритеты. Обычно более драматичное небо имеет больший эффект на зрителя, нежели светлая трава, которая хорошо бы контрастировала со стенами замка.
Кроме того, контрастными фильтрами набор фотографа не ограничивается и конкретно этот случай решается инфракрасными светофильтрами, с помощью которых трава становится более светлой, а небо более тёмным.

 


Инфракрасный снимок того же замка Нойшванштайн, Германия.

Автор: Дмитрий Евтифеев
Ссылка на статью Автора Дмитрия Евтифеева: http://evtifeev.com/66945-kontrastnye-cvetnye-svetofiltry-b-w-v-cifrovuju-jepohu.html

www.afoto-ru.ru

Применение светофильтров. Цветные светофильтры в черно-белых фотографиях.

Кажется довольно странным, что цветные фильтры можно использовать в черно-белой фотографии, однако это действительно так. При преобразовании цветного снимка в черно-белую фотографию применяются фильтры, с помощью которых фотограф может придать изображению необходимый контраст, выразительность и настроение. Цветные фильтры позволяют подчеркнуть наиболее значимые части фотографии и обеспечить черно-белым снимкам больше тонального контраста.

Для тех фотографов, кто всерьез интересуется черно-белой фотографией, наличие набора цветных фильтров в своем арсенале фото аксессуаров является практически обязательным. Знать о воздействии того или иного цветного фильтра на итоговое черно-белое фотоизображение очень полезно для возможности получения большего контроля над снимками и реализации самых смелых творческих идей.

Предназначение цветных фильтров

Одна из наиболее распространенных проблем, с которой сталкивается фотограф, специализирующийся на получении черно-белых снимков, заключается в том, что различные цвета из-за одинаковой тональной передачи получаются на черно-белых фотографиях очень похожими. Например, на обычной цветной фотографии оттенки зеленого, синего и красного выглядят совершенно по-разному, но на черно-белой фотографии они все сливаются практически в один цветовой фон. Вследствие этого некоторые объекты, характеризующиеся разными цветовыми оттенками, на черно-белом снимке могут сливаться между собой. Фотография получается довольно плоской, неконтрастной, скучной и безжизненной.

В эпоху пленочных аппаратов фотоматериалы для черно-белой фотографии были неравнодушны к голубой части спектра, в результате чего голубые тона неба на пейзажных фотографиях получались практически белыми, что делало снимок совершенно неинтересным. В то же время некоторые желтые, красные и оранжевые оттенки на фотографиях получались черными.

Производители фотоматериалов пытались решить эту проблему, выпустив сначала ортохроматические пленки, которые отличались более высокой чувствительностью к зеленой и желтой части спектра, а затем и панхроматические пленки, имевшие пониженную чувствительность к голубым частям спектра. После этого на рынке появились и изопанхроматические фотоматериалы, которые одинаково хорошо способны передавать на черно-белых снимках практически все цветовые оттенки.

Если в пленочной фотографии проблема с правильной тональной передачей цветов была фактически решена, то в цифровой она остается до сих пор. В частности, если производится съемка каких-либо объектов малинового цвета на фоне зеленой травы, то на итоговом черно-белом снимке они просто сольются в единую, безликую серую массу и не будут различимы. То же самое касается фотографирования осенью зеленых и красных листьев на клене – на черно-белой фотографии они получатся одинаково серыми и совершенно неинтересными зрителю. Подобных ситуаций можно перечислить огромное множество.

Конечно, первое что приходит в голову для решения данной проблемы – это использование различных программных средств Adobe Photoshop. С помощью графического редактора можно повысить контраст цветного снимка для последующего перевода в режим оттенков серого. Оперируя уровнями отдельных цветовых каналов можно, например, сделать более контрастными основные цвета (синий, красный и зеленый) и понизить насыщенность дополнительных. Однако в графическом редакторе не всегда можно добиться нужного фотографу эффекта.

И здесь как раз и пригодятся цветные фильтры, которые обладают полезным свойством пропускать свет идентичного цвета и в то же время блокировать (полностью или частично) свет других оттенков. В частности, красный светофильтр полностью пропускает красный свет и одновременно блокирует зеленый и синий, в результате чего на черно-белой фотографии цвета, идентичные фильтру, получаются ярче, а другие, наоборот, темнее. Одним словом, цветные светофильтры влияют на конвертацию цветов в черно-белое изображение, изменяя оттенки серого на монохромной фотографии.

Цветной светофильтр легко закрепляется на объективе цифрового фотоаппарата с помощью бленды. Применение цветных фильтров позволяет фотографу контролировать конечный результат и гарантировать, что снимаемые объекты не сольются на черно-белой фотографии, то есть останутся четкими и хорошо различимыми.

Практическое применение цветных фильтров в черно-белой фотографии

Принцип действия любого цветного светофильтра состоит в следующем. Цветной светофильтр блокирует только «дополняющий» цвет. На цветовом круге, который прекрасно знаком любому художнику или фотографу-энтузиасту, любой цвет и цвет его дополняющий располагаются прямо друг напротив друга. Например, для зеленого цвета дополняющим является малиновый, а для синего – желтый цвет. Цвет, который совпадает с цветом используемого светофильтра, будет выглядеть на снимке светлее обычного, а дополняющий цвет, соответственно, темнее. Благодаря этому цветные фильтры помогают повысить контраст в черно-белой фотографии. Сегодня в продаже можно найти светофильтры самой разной цветовой гаммы – от голубого и розового до темно-зеленого. При этом каждый из цветных фильтров применяется с четко определенной целью. В черно-белой фотографии наиболее часто используется пять цветных фильтров:

— Оранжевый фильтр

Оранжевые фильтры находят применение в портретной съемке, где они позволяют придать коже модели на черно-белой фотографии более красивый, гладкий и здоровый вид. С помощью оранжевого фильтра можно скрыть веснушки и разнооб

sevzaplift.ru

Cветофильтры в современной фотографии

Бытует мнение, что светофильтры стремительно уходят в прошлое вместе с пленочными фотоаппаратами. Сегодня, когда любой эффект можно получить с помощью обработки на компьютере, светофильтры действительно во многом потеряли свою актуальность. Но тем не менее, для некоторых задач и сегодня — светофильтр самый надежный и удобный инструмент для работы. Теперь он выполняет иную функцию — с помощью светофильтра можно создать тот фотоматериал, для последующей обработки, который вам нужен. Он не заменяет обработку фотографии, а создает нужную нам базу для обработки.

И сегодня мы поговорим именно об этом — о том, какие светофильтры и для чего нужны современному цифровому фотографу.

Но для начала поговорим о том, какие светофильтры действительно пора отправить на свалку времени.

И поговорить о них стоит потому, что продавец в фотомагазине может долго и увлекательно вам рассказывать, как эти светофильтры вам нужны и как вам без них никуда. Просто эти светофильтры уже давно лежат-пылятся на складе магазина, а продавцу надо их кому-нибудь продать.

Цветные светофильтры и фильтры изменяющие цветовую температуру


Формат RAW дает нам возможность менять цвета, изменять цветовую температуру и делать массу других замечательных вещей. И для этого не нужно покупать стеклышко, которое стоит в 100 раз дороже своей себестоимости.

Эффектные светофильтры.


Звездочки. Лучики. «Блюр». Все это было мега-круто пока не изобрели Photoshop.

Этим ветераном скажем до свидания и обратимся к тем светофильтрам, которые и в XXI веке представляют для нас интерес.

Ультрафиолетовый светофильтр (UV)

Основная задача этого светофильтра — не допустить проникновение ультрафиолетовых лучей. Если вы снимаете в высокогорной местности или на берегу океана в разгар солнечной активности (когда влияние ультрафиолета на картинку особенно высоко) — UV фильтр действительно сделает цвета на фотографии более реалистичными и красивыми.

Но такие условия встречаются довольно редко. На практике основная функция UV фильтра в другом — UV фильтр отлично подходит для защиты вашего объектива от физических повреждений. Он никак не влияет на картинку (а в некоторых случаях даже улучшает ее), но при падении камеры он примет удар на себя. Ведь намного дешевле купить новый светофильтр, нежели новый объектив.

Что немаловажно — пачкаться и царапаться будет также UV фильтр, а не ваш объектив. Если вы используете дорогую оптику — обязательно покупайте вместе с объективом так же и UV фильтр.

Поляризационные светофильтры

Уверен, каждый из вас видел шикарные фотографии с тропических островов, где небо по настоящему синее, а океан — красивого сочно-морского цвета. Все эти фотографии сделаны с использованием поляризационного светофильтра.

Фотограф — Василий Гуреев

Главная функция «полярика» — устранять переотражения и блики на блестящих неметаллических поверхностях. Именно благодаря этому небо на фотографиях получается таким синим — полярик убрал солнечный свет переотраженный небом.

Фотограф — Василий Гуреев

Тоже самое с водой — убрав блики с ее поверхности мы получаем более сочные и красивые цвета.

Фотограф — Василий Гуреев

Еще один способ применения полярика — устранение отражений в ветринах и окнах. Допустим, вам надо сфотографировать человека, сидящего за окном в кафе. Но на фотографии мы получим массу отражений в стекле окна магазина. Используйте полярик — и вы получите тот кадр, который хотите.

Безусловно, сделать красивым небо и воду можно и при обработке. Но, во-первых — это возможно не во всех случаях, а во-вторых — используя полярик вы сможете сделать еще более красивую картинку при обработке, ведь с поляриком мы получим изначально лучшей по цветам кадр — отличную основу для последующей обработки.

В репортажной фотографии полярик действительно незаменим. Сделав 300-600 кадров с мероприятия, вы потратите массу времени на красивую обработку того же неба. А с поляриком — вы сразу получите кадры, где общей пакетной обработки будет достаточно, чтобы получились отличные фотографии.

Нейтрально-серые фильтры (ND)

Эффект, который оказывает нейтрально серый фильтр очень сложно воссоздать при обработке. И даже в тех случаях где это возможно — это становиться крайне трудоемким процессом. Что же делает ND фильтр?

Вы видели фотографии, на которых вода плавно спускается с водопада?

Красивые кадры. И снять их возможно только с использованием ND фильтров. Дело в том, что если мы правильно выставим настройки экспозиции, мы получим красивый кадр. Но вода в водопаде — застынет. Не будет той плавности, которую мы хотели получить. Потому, что чтобы получить эту плавность, надо снимать на длинной выдержке — 1/2 секунды и больше. Но снимая на такой выдержке днем, кадр, как бы мы не старались, все равно получиться пересвеченым. Что делать? Одеть ND фильтр. Единственная функция ND фильтра — сокращать количество света, попадаемого на матрицу фотоаппарата.

Бываю ND x2, x4, x8 и даже x400 фильтры. Эти цифры в маркировки фильтра означают коэффициент не пропускания света. Мы берем, допустим, NDx8 фильтр, одеваем его на объектив и все! Теперь фотоаппарат получает значительно меньше света и мы смело можем снимать на нужную нам выдержку.

Градиентные фильтры

По сути — градиентный фильтр это просто стекло, одна половина которого прозрачная, а другая — окрашенная. Градиентные фильтры бывают двух типов — нейтрально-серые и цветные. Цветные фильтры применяются только при съемки на пленку, т.к. в цифровой фотографии его эффект можно создать в Photoshop за пару кликов. А значит, нам он совсем не интересен. А вот нейтрально-серый фильтр действительно заслуживает внимания.

Градиентный нейтрально-серый фильтр, оказывает тоже действие что и обычный ND — не пропускает лишний свет. Но в случае с градиентным фильтом, ND-покрытие занимает лишь половину стекла.

Для чего нужен такой фильтр? Например, вы снимаете пейзаж. В кадре — поле с замечательными цветочками и красивые облака на небе.

Но небо и поле отличаются по яркости. А значит или наше небо будет недостаточно сочным и контрастным или поле получиться чрезмерно темным. И в такой ситуации нам надо просто одеть градиентный ND фильтр — одна половина которого прозрачная (повернем фильтр этой половиной на поле), а другая нейтрально-серая (а ее соответственно на небо). Что мы получили?

Теперь небо в кадре будет темнее, чем оно есть на самом деле, а значит мы уровняли в яркости наше небо и поле.

Подобного эффекта, без использования светофильтра, можно добиться только снимая несколько кадров с разными настройками экспозиции, а потом при обработке склеивать их всех в одну фотографию. Но проще и эффективнее — просто одеть светофильтр и сразу сделать тот кадр, который вам нужен.

В магазине

Итак, определившись какой фильтр нам нужен, мы пришли в фотомагазин. При покупке светофильтра важно знать несколько вещей:

— Все светофильтры сделаны под определенный размер резьбы объективов. Например светофильтр для теле-объектива на 50мм «полтиник» одеть не получиться — он просто будет слишком велик.

— Покупайте светофильтры проверенных производителей. Некачественный фильтр прослужит недолго и очень быстро начнет портить ваши фотографии. Дело в том, что дешевые светофильтры сделаны из некачественных материалов, которые через некоторое время начнут разрушаться, составные части фильтра начнут расслаиваться, искажая картинку на ваших фотографиях.

— Не стоит покупать светофильтры брэндовых производителей фотоаппаратуры (Nikon, Canon, Minolta и пр.) Безусловно, это качественные и надежные фильтры. Но брэнд в их названии — лишь набор букв и не более. Их производством занимаются совершенно другие компании по заказу Nikon’a или Canon’a. И как результат — вы переплатите приличную сумму просто за известную марку.

— Есть несколько компаний, которые производят действительно качественные светофильтры профессионального уровня за адекватные деньги:

Rodenstock

Компания Optische Werke G. Rodenstock уже более 100 лет занимается производством фото-оптики, а светофильтры Rodenstock по праву считаются одними из лучших в мире. Профессиональные фотографы по всему миру доверяют фильтрам Rodenstock и это, пожалуй, лучшая рекомендация.
Если вам нужен действительно качественный светофильтр — обратите внимание на фильтры Rodenstock.

HOYA

Мировой лидер по производству светофильтров. При производстве фильтров HOYA использует ряд уникальных технологий, которые делают их фильтры очень качественными и надежными. Для нас особенно интересна серия фильтров HOYA PRO1 Digital — светофильтры созданные специально для цифровых камер.

Schneider B+W

Так же известная качеством своих светофильтров компания. Кроме производства обширного модельного ряда фильтров, B+W уделяют отдельное внимание прочности оправ своих светофильтров.

TIFFEN

Благодаря своему качеству, светофильтры TIFFEN используются профессионалами по всему миру. К сожалению, на российском рынке встретить продукцию TIFFEN намного сложнее нежели HOYA или B+W.

Как мы видим, светофильтры — неотъемлемая часть съемочного процесса в современной фотографии. Успех фотографа сегодня — это технические знания фотосъемки и умение грамотной оработки фотографий. И светофильтры — это именно то, что поможет вам создать фотографию, которую вы сможете максимально эффективно обработать.

fototips.ru

Светофильтр из подручных материалов

Светофильтры появились давно. Очень давно, еще на заре фотографии. Фотографы всех времен и народов очень любили использовать светофильтры в своей работе. Этих стеклышек, тем или иным способом крепящихся на объектив фотокамеры, существовало и существует поныне великое множество. Светофильтры позволяют добиться на снимках весьма интересных эффектов. Ну, например, желтый светофильтр той или иной плотности при съемке на черно-белую фотопленку  заметно увеличивал контраст голубого неба, и облака на нем становились более насыщенными. Оранжевый светофильтр позволял днем делать «ночные» снимки, превращая солнце в луну. Поляризационный светофильтр подавляет всевозможные блики и отражения в стекле…

Но все это касается светофильтров, выпускающихся промышленностью (хотя многие умельцы и сами пытались делать неплохие светофильтры). Но сегодня мы хотим рассказать вам о простейших самодельных светофильтрах для современных фотокамер, которые позволят вам добиться на снимках тех или иных интересных эффектов.  Эти светофильтры искажают путь прохождения света через объектив и тем самым изменяют изображение. Эти  самодельные светофильтры совсем недороги и их легко сделать из самых простейшим подручных материалов, которые найдутся практически в любом доме. На дорогое оборудование вам тратиться не придется.

Описанные в этой статье светофильтры очень хорошо будут подходить для зеркальных фотокамер. Тем не менее, и для других фотоаппаратов их реально использовать. Правда,  подготовка DIY (do-it-yourself) - фильтров для компактного фотоаппарата («мыльницы») или смартфона потребует несколько другого подхода.

Целлофан

Да-да! Обычный целлофановый пакет, в который нам в супермаркете кладут двести граммов колбасы на завтрак! Конечно же, для создания светофильтра нам потребуется пакетик чистенький, неиспользованный. Но разве проблема найти такой в своем хозяйстве? Светофильтр из обыкновенного целлофанового пакета можно использовать для имитации засвеченного кадра (так называемый  эффект light leak). А можно целлофан и окрасить тем или иным способом.

Итак, берем целлофан любого понравившегося нам цвета. Отрезаем кусочек нужного нам размера и при помощи резинки прикрепляем его к объективу нашего фотоаппарата. Вот, собственно, и всё. Наш светофильтр готов к использованию. Посмотрите в видоискатель фотокамеры, ровно ли лежит кусок целлофана. Ровно? Начинаем снимать!

Таким целлофановым светофильтром можно закрыть весь объектив, а можно и половину его передней линзы или даже небольшую часть. Можно сделать комбинацию из кусочков целлофана разных цветов. Для получения интересного и необычного эффекта вообще можно склеить из целлофана разных цветов некое подобие сетки. Всё тут зависит от вашей фантазии, вкуса и чувства меры.  А что, если использовать целлофан разной толщины? Разной структуры? Разместить его ближе или дальше от передней линзы объектива? А если нарисовать на целлофане фломастером ну, например, разноцветные линии, круги или другие фигуры?

Фантазируйте! Пробуйте! Только учтите, что такой самодельный светофильтр в той или иной степени снижает резкость изображения.

Чулки и колготки

Из небольшого кусочка от женского чулка или колготок можно сделать неплохой светофильтр мягкой фокусировки. Точно так же как и в предыдущем случае с кусочком целлофанового пакета, кусочек чулка при помощи всё той же резинки прикрепляем к объективу – и всё. Только прикрепляйте такой импровизированный светофильтр на объектив таким образом, чтобы он не закрывал вам доступ к кольцу зуммирования и кольцу ручной фокусировки.

Так  же как и с целлофаном, тут можно много экспериментировать. Подбирать чулки разной структуры, разной плотности, разного цвета. Можно комбинировать кусочки чулок. Ну, например, если вам хочется лишь немного смягчить изображение, попробуйте использовать чулок телесного цвета плотностью 15 ден или даже чуть ниже. Если чулок будет плотнее, эффект  будет более заметен.

При ярком солнечном свете такой светофильтр из чулка небольшой плотности будет играть роль диффузора, и ваше изображение приобретет некий туманный, ностальгический эффект.  

Бокал для вина

Вы удивлены? Но это действительно так. Самый обыкновенный бокал для вина может служить прекрасным светофильтром для получения просто потрясающих фотографических эффектов! Давайте-ка для начала наполним бокал чистой водой и посмотрим сквозь него. Благодаря оптическому явлению, которое называется рефракцией, в бокале мы увидим перевернутое изображение того, что находится за ним.

Фотографируя через винный бокал, наполненный водой, можно сделать замечательную серию снимков!

Как фотографировать с таким необычным светофильтром? Совсем несложно. Наполненный водой бокал ставим перед объективом на какую-нибудь плоскость (стол, стул, подоконник, на пенек в лесу…), фокусируемся и начинаем снимать. Фокусироваться нужно на то изображение, которое будет видно на поверхности бокала. Такую съемку мы рекомендуем  вести в режиме приоритета диафрагмы. Диафрагму нужно открыть пошире. Широко открытое отверстие диафрагмы позволяет нам получить небольшую глубину резко изображаемого пространства, что, в свою очередь, дает нам возможность добиться хорошей резкости на переднем плане, при этом задний план будет красиво размыт.

Ну, а после того как вы закончите фотосессию через винный бокал, наполненный водой, в процессе постобработки изображения на компьютере картинку можно будет перевернуть на 180 градусов, то есть, проще говоря,  поставить ее вверх ногами. Теперь, с точки зрения восприятия человека, изображение будет правильным.

Солнцезащитные очки

Вы выбрались на съемку и забыли захватить с собой поляризационный светофильтр?  Или у вас вообще его просто нет? Не паникуйте прежде времени. Это достаточно дорогое стеклышко в оправе вам вполне могут заменить самые обыкновенные солнцезащитные очки. Они помогут вам достичь на фотографиях такого эффекта, какой как раз и  дает поляризационный светофильтр. Стекла солнцезащитных очков в некоторой степени способны понижать количество бликов, а так же они изменяют свойства отраженного света.

В зависимости от того, какую идею вы решите заложите в свой снимок, фотография, сделанная через такие очки, должна получиться очень интересной. Ну, например, такой, какую вы видите на этой страничке.

Вазелин

Не удивляйтесь. Самый обыкновенный вазелин тоже может быть великолепным импровизированным светофильтром! Только ни в коем случае не намазывайте вазелин непосредственно на переднюю линзу объектива! Для изготовления такого светофильтра слой вазелина нужно нанести на кусочек тонкой пищевой пленки, которую вы резинкой прикрепите на объектив так, как мы это уже описывали сегодня чуть выше. Вазелин позволяет нам получить эффект «старинности» фотографии, некоей её «воздушности», «эфирности».

Вазелин на пищевую пленку перед объективом так же можно наносить самыми разными способами. Ну, например, по окружности, горизонтальными или вертикальными мазками разной густоты и плотности, как-то еще… Таким нехитрым способом можно добиться эффекта тумана или пасмурной погоды. С вазелиновым размытием неплохо получаются женские портреты. Они приобретают приятную романтичность, своего рода загадочность. Можно нанести слой вазелина не на всю поверхность прикрепленной на объектив пищевой пленки, а только на какую-то ее часть и размыть, например, небо в пейзаже. Или, наоборот, передний его план.

Для пущей предосторожности, под пищевую пленку, намазанную вазелином, на объектив можно установить дешевенький ультрафиолетовый или просто защитный светофильтр. Это позволит избежать случайного попадания вазелина  на переднюю линзу объектива, что, конечного же, весьма не желательно. А так же этот светофильтр можно будет вращать, что позволит добиваться на изображении тех или иных изменений.

Можно, конечно, нанести слой вазелина не на пищевую пленку, прикрепленную резинкой на объектив,  а на сам ультрафиолетовый или защитный  светофильтр. Правда, потом светофильтр придется тщательнейшим образом очищать от вазелина…

Повторим еще раз: ни в коем случае не наносите вазелин непосредственно на переднюю линзу объектива! Это чревато серьезными последствиями!

Светящиеся палочки (glowstick)

Еще один весьма оригинальный способ получить интересное и необычное фотографическое изображение – использование при съемке светящихся палочек. Они добавят в ваши картинки красочную радугу. Особенно интересными получаются снятые таким образом портреты. Для создания этого «светофильтра»  светящиеся палочки нужно активировать и прикрепить перед объективом вдоль или поперек, так, как вы захотите. Использовать можно как одну палочку, так и несколько. Опыт показывает, что чем светящиеся палочки меньше, тем лучший эффект они дают на фотографии.

Крепить светящиеся палочки на объектив удобнее всего при помощи клейкой ленты. Делать это нужно очень осторожно. Старайтесь при этом не повредить объектив, не запачкать его переднюю линзу. Не забудьте так же и про то, чтобы прикрепленные к объективу светящиеся палочки  не мешали вам вращать кольцо зуммирования и кольцо наводки на резкость.

Ну вот и все виды оригинальных и необычных светофильтров, о которых мы хотели вам сегодня рассказать. Конечно, ваша фотокамера, оснащенная такими необычными аксессуарами, может вызвать усмешки окружающих. Но ведь, согласитесь, всё-таки главная ваша цель – получить интересные и необычные фотографии! А что для вас важнее? Конечный результат или реакция ваших приятелей на процесс вашей  работы? Решайте сами. Заметим только лишь, что в былые времена некоторые фотографы вместо вазелина использовали… содержимое собственного носа, нанесенное на нейтральный светофильтр, накрученный на объектив. Да-да! Поковыряют пальцем в носу, а потом вытрут палец не об носовой платок, а об светофильтр. 

www.takefoto.ru

Фильтры

© 2012 Vasili-photo.com

Фотограф использует светофильтры тогда, когда свет не оптимален, а фильтр может его улучшить. Практика показывает, что лучшие снимки делаются без фильтров. Когда освещение идеально, фильтры попросту не нужны. Однако идеальным освещение бывает редко, и если у вас нет возможности дожидаться благоприятных условий, фильтры могут прийти на помощь. Фильтр не сделает плохой свет хорошим, но он может сделать плохой свет приемлемым для съёмки.

Не стоит забывать и о том, что человеческое зрение работает весьма отличным от фотоаппарата образом, поэтому зачастую использовать фильтры приходится просто для того, чтобы сцена вышла на фотографии так, как её видим мы с вами, а не так, как её хочет видеть камера. Именно так – противоестественные манипуляции необходимы для того, чтобы фотографии выглядели естественно. Игнорирование этого принципа ведёт к тому, что большинство любительских снимков смотрятся ненатурально.

При работе с плёнкой фильтры жизненно необходимы. Для цифровой фотографии использование фильтров не столь критично, но ряд фильтров не утратил своей актуальности. Да, некоторые эффекты от использования фильтров могут быть с различной степенью успешности сымитированы в графических редакторах, но, поверьте, обрабатывать хороший кадр, аккуратно экспонированный, снятый с использованием нужных фильтров, значительно легче и приятнее, нежели пытаться вытянуть снимок, небрежно щёлкнутый с пагубной уверенностью во всемогуществе Фотошопа. Сам я, кстати, редко пользуюсь фильтрами. Во-первых, из-за лени, а во вторых, я предпочитаю всячески уклоняться от съёмки, когда свет посредственен и нуждается в чрезмерной модификации. Светофильтры – слабая альтернатива хорошему освещению.

И всё же не лишним будет знать, какие бывают фильтры, и зачем они могут вам понадобиться.

Защитные фильтры

Эти фильтры практически никак не влияют на конечное изображение, но, тем не менее, могут быть весьма полезны.

Производители и продавцы фотоаксессуаров называют защитные фильтры ультрафиолетовыми (УФ или UV), на том основании, что они не пропускают свет с короткой длиной волны и тем самым спасают ваши снимки от ужасного воздействия ультрафиолетового излучения. Не покупайтесь на подобную чушь. Не спорю, вероятно, они не пропускают ультрафиолет, как не пропускает его и обычное оконное стекло. Почему «вероятно»? Да потому, что вы никогда не увидите разницу между снимками, сделанными с УФ фильтром и без оного. Ультрафиолет неразличим для человеческого глаза, как в жизни, так и на цифровых снимках. Плёнка – иной разговор, и отдельные типы фотографических плёнок действительно выигрывают от УФ фильтрации, но к цифровой фотографии это не относится.

Некоторые фильтры промаркированы как цифровые (digital), поскольку якобы оптимизированы для использования с цифровыми камерами. Наивные фотолюбители верят в то, что один кусок прозрачного стекла имеет какие-то волшебные преимущества над другим, точно таким же куском, и готовы платить за фильтр с надписью «digital» в два раза больше, чем за фильтр без подобной надписи.

Единственная функция защитных фильтров – механическая защита. Они защищают переднюю линзу объектива от пыли, царапин, отпечатков пальцев и т.п. Заменить разбитый фильтр выйдет дешевле, чем заменить линзу. Впрочем, если вы уроните объектив на скалы, фильтр его вряд ли спасёт.

Нет ничего плохого в постоянном ношении защитного фильтра на объективе, но ещё лучше научиться обращаться с объективом настолько аккуратно, чтобы необходимость в дополнительной защите не возникала. Кстати, бленда, носимая в рабочем положении, также неплохо предохраняет переднюю линзу и к тому же помогает бороться с бликами.

Вопреки легендам защитный фильтр не ухудшает резкость изображения. Если у вас есть сомнения, проверьте сами, делая серии снимков с фильтром и без. Единственная ситуация, которая чревата незначительной потерей контраста, это съёмка в контровом свете. Но здесь, знаете ли, и без фильтров снимать непросто.

Защитный фильтр должен быть прозрачен. В идеале, когда вы вынимаете его из упаковки, у вас должно возникать впечатление, что производитель забыл вставить стекло в оправу.

Дорогие фильтры с просветлением хороши тем, что меньше бликуют. Вместе с тем даже самые простые и дешёвые фильтры прекрасно справляются со своей защитной функцией.

Нейтральные фильтры

Фотографу всегда не хватает света, но случается и обратное. Например, вы снимаете водопад и хотите получить воду размытой, а скалы резкими. Для этого нужна длинная выдержка, но свет слишком ярок, а ждать наступления сумерек у вас нет никакой возможности. В таких случаях используют нейтрально серые фильтры (ND – Neutral Density), которые представляют собой просто тёмное стекло в оправе, блокирующее часть света, поступающего в объектив, и позволяющее таким образом снимать с малыми скоростями затвора. Нейтральный фильтр не должен иметь цветового оттенка – в идеале он серый – иначе он начинает оказывать влияние не только на экспозицию, но и на цветовой баланс, т.е. перестаёт быть нейтральным.

Нейтральные фильтры бывают разной кратности. Кратность фильтра означает, на сколько ступеней следует увеличить экспозицию при его применении. Например, фильтр ND 8 ослабляет световой поток в 8 раз, т.е. блокирует 3 ступени экспозиции. Некоторые производители указывают не кратность фильтра, а его оптическую плотность, используя логарифмическую шкалу, где каждой ступени экспозиции соответствуют 0,3 единицы. Упомянутый выше восьмикратный фильтр будет обозначен как ND 0,9, а ND 4 превратится в ND 0,6.

Фильтры с высокой кратностью очень сильно затемняют видоискатель, что затрудняет компоновку кадра. Кроме того, при недостатке света ухудшается работа автофокусировки вплоть до полного отказа. Здесь имеет смысл скомпоновать кадр и сфокусировать объектив без фильтра, зафиксировать камеру на штативе, и лишь затем накрутить фильтр и сделать снимок.

Градиентные фильтры

Если у нейтрального фильтра затемнена только половина, а вторая половина прозрачна, причём между двумя зонами имеется плавный переход, такой фильтр называется градиентным (Graduated ND). Он применяется для съёмки высококонтрастных сцен, например закатов, когда небо значительно ярче пейзажа. Затенив с помощью фильтра верхнюю часть кадра, вы получаете возможность увеличить экспозицию в нижней части и таки уместить всю сцену в динамический диапазон камеры.

Снято без фильтра.
Снято с использованием градиентного фильтра.
Наведите курсор, чтобы сравнить с предыдущим кадром.

Градиентные фильтры весьма разнообразны. Тёмная часть фильтра может иметь различную плотность; собственно градиент может быть плавным или же представлять собой чёткую границу, линия которой может быть как прямой, так и изогнутой, чтобы соответствовать рельефу местности. Существуют обратные градиентные фильтры, имеющие тёмную полосу посередине и светлые края. Их используют, чтобы притенить закатное солнце, оставив верх и низ кадра без изменений. Фильтр может быть нейтрально серым, а может – и цветным для придания небу желаемого оттенка.

Большинство градиентных фильтров имеют круглую форму и стандартную оправу с резьбой, но при этом могут поворачиваться внутри оправы, чтобы дать фотографу возможность управлять наклоном градиента. Однако существуют и большие квадратные фильтры, которые вставляются в специальный держатель, предварительно закреплённый на объективе. Такие фильтры могут скользить по направляющим держателя вверх и вниз, позволяя изменять положение границы тёмной и светлой областей фильтра. Сам же держатель может быть повёрнут для обеспечения нужного угла наклона. Лично я предпочитаю круглые фильтры в обычной оправе, поскольку нахожу систему с держателем слишком громоздкой, но это дело вкуса.

Использовать градиентные фильтры следует аккуратно. Остерегайтесь сцен, содержащих предметы, пересекающие границу между тёмной и светлой половинами. Представьте себе горные вершины на фоне затянутого облаками неба. Небо слишком светлое, а горы слишком тёмные. Если вы примените в этой ситуации градиентный фильтр – то да, вам удастся получить детали и в облаках, и у подножия гор, но собственно вершины станут почти чёрными, что будет выглядеть особенно неестественным, учитывая нормально проэкспонированный низ сцены. Вряд ли вы найдёте в продаже фильтр с зубчатой границей, в точности повторяющей рисунок горного хребта.

Идеальный сюжет для применения градиентного фильтра – закат над морем или степью, поскольку граница между зонами с различной яркостью ровная и совпадает с горизонтом.

Градиентные фильтры незаменимы при съёмке на цветную обращаемую плёнку в силу её малого динамического диапазона. При работе с цифровой камерой зачастую можно обойтись и без фильтра, призвав на помощь HDR, т.е. сделав несколько снимков с различной экспозицией, объединить их затем в единое изображение. Метод превосходный, но требует аккуратности и большого вкуса. Кроме того, для HDR непременно нужен штатив и неподвижный сюжет. Если вы снимаете с рук или если в кадре присутствуют раскачиваемые ветром деревья, градиентный фильтр – единственный выход.

Поляризационные фильтры

Это, без сомнения, наиболее интересная группа фильтров.

Прежде всего, разберёмся, что такое поляризация. Световая волна, двигаясь в некоем направлении, совершает колебания в плоскости, проходящей через вектор направления её полёта. Как вы понимаете, через любой вектор, может проходить бесконечное количество плоскостей. Обычный неполяризованный свет, излучаемый каким-либо источником, например солнцем, содержит примерно одинаковое количество световых волн, ориентированных в каждой из бесчисленного множества воображаемых, взаимопересекающихся плоскостей. Если волны света ориентированы неравномерно, т.е. значительная часть волн колеблется в параллельных друг другу плоскостях, такой свет называется поляризованным.

Солнечный свет не поляризован, но он поляризуется, отражаясь от стекла, воды и прочих гладких неметаллических поверхностей, а также, прошу обратить особое внимание, от молекул воздуха.

Поляризационный фильтр (PL, Polarizer) устроен таким образом, что пропускает световые волны только с определённой плоскостью поляризации. Точно так же, как и градиентный фильтр, поляризатор может поворачиваться в оправе, позволяя фотографу выбирать: какие световые волны попадут в объектив, а какие нет.

Поворачивая поляризатор в оправе, можно подобрать положение, при котором он почти полностью блокирует отражённый поляризованный свет. Например, в пасмурную погоду вам не хочется, чтобы вода в лесном озере отражала скучное белесое небо. С помощью поляризационного фильтра вы можете исправить ситуацию, убрав отражение и сделав видимым дно водоёма вместе с камнями и водными растениями, что может очень оживить кадр.

Поляризатор часто используют, чтобы устранить блики на листьях деревьев, а также на мокрых камнях. Это может сделать цвета более насыщенными, но может и убить кадр, лишив сцену объёма, так что знайте меру – не всегда то положение фильтра, при котором его эффект максимален, будет самым уместным положением.

Без фильтра.
С поляризационным фильтром.
Наведите курсор для сравнения.

Наиболее популярное применение поляризационного фильтра – это получение тёмно-синего неба в ясную погоду. Молекулы воздуха, а также частицы пыли, отражая свет, поляризуют его. Это позволяет, отсекая часть поляризованных волн, притемнять небо, оставляя при этом яркость пейзажа неизменной.

Без фильтра.
С поляризационным фильтром.

Свет от неба поляризован неравномерно. Наиболее сильно эффект поляризации выражен если смотреть под прямым углом к солнцу, и практически полностью отсутствует вокруг солнца, а также на противоположном солнцу участке неба. Отсюда два вывода: во-первых, при съёмке с поляризатором наиболее выгодны такие позиции, при которых солнце находится сбоку от вас, а во-вторых, следует быть исключительно внимательным, если вы используете поляризатор вместе с широкоугольным объективом. Если кадр включает в себя большой участок неба, то из-за разной степени поляризации света вы рискуете получить в небе тёмную полосу, выглядящую крайне неестественно, и с головой выдающую вашу неудачную попытку обмануть законы природы.

Пример не слишком удачного применения поляризатора вместе с широкоугольным объективом.

Не забывайте, что поляризационный фильтр крадёт у вас около двух ступеней экспозиции, т.е. при прочих равных условиях заставляет использовать в четыре раза более длинную выдержку. Это означает, что снимать через поляризатор, держа камеру в руках, вы сможете только в солнечную погоду. В тени или же в вечернее время штатив может оказаться отнюдь не бесполезным.

Следует, пожалуй, упомянуть, что поляризационные фильтры бывают линейными и круговыми (C-PL, Circular Polarizer). Не буду вдаваться в технические подробности, но знайте, что автофокус и экспозамер современных камер адекватно работает только с фильтрами, обеспечивающими круговую поляризацию. Беспокоиться по этому поводу не стоит – все поляризаторы, выпускающиеся в XXI веке, круговые, и отыскать неправильный фильтр в настоящее время не так-то просто.

Цветные фильтры

Значимость этих фильтров для фотографа сильно колеблется в зависимости от материала, на который он снимает.

При работе с чёрно-белой плёнкой цветные светофильтры исключительно важны, поскольку, пропуская одни лучи и задерживая другие, позволяют изменять тональные отношения между предметами, а так же управлять контрастом.

При использовании цветных слайдов фильтры необходимы для коррекции цветового баланса плёнки и получения естественных цветов при различном освещении.

Если же ваш основной инструмент – цифровая камера, цветные фильтры вам абсолютно ни к чему. Баланс белого позволяет производить гораздо более смелые манипуляции с цветом, чем любые фильтры. А работа с индивидуальными цветовыми каналами при чёрно-белой конвертации снимков даёт даже больший творческий простор, чем цветные светофильтры в традиционной фотографии.

Эффектные фильтры

К этой категории можно отнести диффузные, звёздные, радужные и прочие подобные фильтры. Художественная ценность таких спецэффектов вызывает у меня глубочайший скептицизм. Более того, большая часть этих фильтров без труда может быть сымитирована в Фотошопе. Если вам угодно побаловаться эффектными фильтрами – вы в своём праве, рассматривать их как серьёзное изобразительное средство мне трудно.

Размеры

Фильтры выпускаются в оправах различного диаметра, и покупать очередной фильтр следует в зависимости от размера передней линзы объектива, для которого этот фильтр предназначен. Большие светосильные объективы требуют соответственно больших фильтров. Существуют переходные кольца, позволяющие использовать фильтры, размер которых не соответствует резьбе на объективе. Маленькие фильтры (скажем, 52 мм) относительно дёшевы и весьма удобны, но, к сожалению не совместимы с крупной оптикой.

Я настоятельно не советую вам брать с собой фильтры разного размера, даже если ваша коллекция включает в себя все возможные и невозможные размеры. Привычка носить в сумке десяток фильтров, которыми приходится непрестанно жонглировать, очень усложняет жизнь и заметно снижает вашу оперативность. Если вы отправляетесь на фотовылазку с несколькими объективами, выбирайте их таким образом, чтобы все они имели одинаковую резьбу для фильтров. Другой вариант – взять комплект фильтров, подходящих к объективу с наибольшей резьбой (например, 77 мм), а остальные объективы снабдить повышающими переходными кольцами.

Некоторые широкоугольные объективы с большой выпуклой передней линзой в принципе не имеют резьбы и не могут быть использованы вместе с традиционными фильтрами. К некоторым объективам специальные тонкие фильтры крепятся сзади. Иногда фильтры не накручиваются на объектив, а вставляются внутрь, в специальную обойму, однако такая конструкция – редкость.

Просветление

Просветление или, как его ещё называют, антибликовое покрытие это тончайшая плёнка, наносимая на оптическое стекло с целью повысить его светопропускающую способность и избавиться от бликов.

Фильтры без просветления блестят так же, как обычное оконное стекло. В нормальных условиях вы не заметите никакого ухудшения качества изображений. Если же в поле зрения объектива попадает солнце или какой-нибудь другой яркий источник света, фильтр без покрытия умножит блики, возникающие из-за переотражения света линзами объектива, а также будет способствовать снижению контраста. Всё это звучит страшно, но на деле деградация картинки не всегда даже заметна для невооружённого глаза. В крайнем случае, несложно завести привычку снимать с объектива защитный фильтр, когда вы снимаете против солнца.

Преимущество непросветлённых фильтров в дешевизне, а также в том, что их легко чистить. В сущности, их спокойно можно мыть под краном или протирать носовым платком (чистым, разумеется!), в то время как фильтры с покрытием требуют более деликатного обращения.

Фильтры с однослойным просветлением можно распознать по маркировке SC или C (Single Coated или же просто Coated), а также по желтоватому или голубоватому оттенку отражений в стекле фильтра. Сами отражения заметно более тусклые, чем в фильтрах без просветления. В контровом свете просветлённые фильтры ведут себя лучше, чем непросветлённые, но опять же, разница незначительна, и отнюдь не поражает воображение.

Самые лучшие и, как следствие, дорогие фильтры имеют многослойное просветление, которое ещё более эффективно борется с бликами и доводит светопропускание фильтра почти до 100%. Такие фильтры на вид абсолютно прозрачны, и даже яркие объекты отражаются в них очень тускло с зеленовато-пурпурным отливом. Маркировка может быть самая различная: MC (Multi Coated), SMC (Super Multi Coated) и т.п.

А вот, собственно, за что мы платим:

Без фильтра.
Фильтр с многослойным просветлением.
Обычный фильтр.

Да уж, разница не впечатляет. При этом мне пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться столь ужасных бликов. Никто в здравом уме не станет снимать в таких условиях.

Если коротко, то многослойное покрытие лучше, чем однослойное, которое в свою очередь лучше, чем вообще никакого покрытия. При этом даже фильтр с многослойным покрытием всё равно будет бликовать при встречном свете, хоть и незначительно. В любом случае, независимо от наличия просветления и его типа, различия в качестве изображения несущественны, и проявляются лишь при экстремальном освещении.

Чистить просветлённые фильтры следует аккуратно, чтобы не поцарапать покрытие. Хорошо зарекомендовали себя салфетки из микроволокна или микрофибры. Впрочем, небольшое количество пыли на фильтре или объективе вполне допустимо и совершенно не влияет на ваши снимки.

Рекомендации

Цифровому фотографу нет нужды запасаться фильтрами всех цветов радуги, но я советую вам обзавестись поляризационным и градиентным фильтрами. Размеры подбирайте исходя из того, с какими объективами вы будете эти фильтры использовать. Если у вас много объективов с разной резьбой, старайтесь по возможности приобретать фильтры большего диаметра и решать проблему совместимости с помощью набора повышающих переходных колец.

Имейте в виду, что у некоторых недорогих объективов передняя линза вращается при фокусировке. Это чрезвычайно затрудняет использование фильтров во вращающейся оправе вместе с подобными объективами.

Помимо двух вышеупомянутых фильтров нелишним будет обзавестись защитными или ультрафиолетовыми фильтрами для каждого из ваших объективов. Даже если вы и не будете носить их постоянно, защитные фильтры могут вам понадобиться при съёмке в суровых условиях, когда велик риск попадания в объектив снега, песка, водных брызг и прочих малоприятных вещей.

Если вы носите на объективе защитный фильтр, не забывайте снимать его, прежде чем накрутить на объектив поляризатор или градиентный фильтр. Иными словами: не стоит готовить бутерброды из фильтров. Чем больше слоёв стекла вы помещаете перед объективом, тем сильнее вы рискуете поймать лишние блики, не говоря уже о потере общей светопропускающей способности всей системы.

Из производителей я могу порекомендовать Marumi за хороший баланс цены и качества. Hoya несколько лучше, но дороже. Поляризаторы Hoya и Marumi одни из лучших, а многослойное просветление фильтров Hoya и вовсе вне конкуренции.

B+W делает выдающиеся фильтры с не менее выдающейся ценой.

Очень популярны градиентные фильтры Cokin, особенно среди любителей квадратных фильтров. Cokin выпускает градиентные фильтры всех мыслимых и немыслимых цветов, но, к сожалению без намёка на просветление. К тому же все они пластиковые, а не стеклянные.

Неплохие нейтрально-серые градиентные фильтры в традиционной оправе делает Tiffen. Особенно хороши фильтры серии HT с многослойным покрытием.

Градиентные фильтры производства Hoya и B+W сделаны из пластика и могут быть не вполне нейтральны по цвету.

Про фильтры Kenko я не могу сказать ничего плохого.

Кроме того многие производители фототехники такие как Nikon, Canon, Fuji и пр. также выпускают фильтры под собственными брендами.

Если вам нужен защитный фильтр без просветления, который не жалко поцарапать или даже разбить, знайте, что дешёвые китайские фильтры работают ничуть не хуже дорогих фирменных фильтров. Перед тем как использовать безымянный фильтр убедитесь в том, что он безупречно прозрачен, и что его оправа достаточно тонкая, чтобы не вызывать виньетирование.

vasili-photo.com

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о