Абстракция в фотографии: МАГИСТРАТУРА NIKON. Абстрактная фотография: nikonofficial — LiveJournal
МАГИСТРАТУРА NIKON. Абстрактная фотография: nikonofficial — LiveJournal
В основе абстрактной фотографии лежит восприятие не деталей и объектов, как в обычном изображении, а формы, цвета и линий. Фотограф абстрагируется от обычного восприятия реальности и погружает зрителя в поток своего сознания и образов.
Что же такое абстрактная фотография? Разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon. Своими секретами поделятся: Ольга Александрова, Юрий Морозов, Сергей Толмачев, Эдуард Кульд, Константин Зернов, Оксана Морозюк.
И традиционный конкурс: ждем ваши работы в комментариях здесь до 10 декабря! Напоминаем, что фото должны быть сделаны на Nikon! Автор лучшего, по мнению жюри, снимка получит фирменные сувениры от Nikon! Всем удачи и яркого настроения!
Ольга Александрова:
“Я фотограф-любитель. В 2012 году начала осваивать внутрикамерную мультиэкспозицию, познавать законы «сложения» кадров, законы проявления иной реальности. Наверное, потому что «прямая» фотография не позволяла мне донести всего того, что я ощущала в каком-то конкретном месте или при виде чего-либо. Сознание и восприятие человека со времени изобретения фотографии стали намного глубже и многограннее. При этом мне хотелось делать осознанную мультиэкспозицию, а не случайное сочетание кадров (были такие игры: сначала один фотограф отщелкивал пленку, затем передавал другому, который летел на другой конец света и снимал что попало на эту же пленку; конечно, случай выдавал что-то интригующее, но…)
⦁ Ротонда — одно из мистических мест Санкт-Петербурга, исполняющее желания. Само по себе внутреннее помещение ротонды с точки зрения фотографической скучно. Использование объектива фишай позволяет изначально исказить пространство, создавая в данном случае вихрь линий и форм, вихрь людских желаний.
Камера: Nikon D300
Контроль затвора: ручной контроль
Выдержка: 1/6
ISO: 200
⦁ Дворы Санкт-Петербурга будто специально созданы для мультиэкспозиции. Сочетание света арок проходных дворов и теней стен или полуподвальных входов позволяют использовать главный принцип: свет проявляется через тень. Для создания мультиэкспозиции серость противопоказана.
Камера: Nikon D300
Выдержка: 1/80
ISO: 200
Контроль затвора: ручной контроль
⦁ Фишай. Во-первых, его угол захвата позволяет снимать на улице людей, не беспокоя их. Во-вторых, использование неба с облаками придает иной смысл. При этом экспериментируйте со сменой экспозиций кадров (кадр неба затемнен, что позволило
на темно-синем проявиться лицам).
Камера: Nikon D300
Выдержка: 1/80
ISO: 200
Мультиэкспозиция: 3 кадра
Пример использования простого приема: второй кадр – «перевертыш», то есть, снят вверх ногами. Основное условие: нижняя половина кадра должна быть в тени, чтобы перевернутая верхняя светлая половина проявилась сквозь эту тень.
Кроме того, как и в обычной фотографии, игра линий здесь, на мой взгляд, основное. В мультиэкспозиции пересекающиеся диагонали создают дополнительные пространственные вариации.
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Фокусное расстояние: 35 мм
⦁ Абстракция не должна быть самоцелью. Это лишь инструмент для того, чтобы абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, чтобы можно было рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого. Смотрите вокруг «измененным сознанием», тренируйте видение. И тогда самые незначительные вещи могут открыть для вас макро и микро космос абстракции.
Осень. Солнце поигрывает на буро-красной листве ограды. Разбитое стекло форточки окна напротив. Светящиеся линии осколков. Заполнение темноты между линиями напрашивается. Осталось лишь терпеливо найти ракурс второго кадра, чтобы заиграли краски и свет и чтобы решетка ограды «легла» в «прорубленное» окно.
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/100
ISO: 250
Фокусное расстояние: 105 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3. 5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/640
ISO: 400
⦁ Различные фокусные расстояния и углы съемки. Один кадр — съемка сверху, дальний план. Другой — горизонтальный, на приближении. Получившаяся несоразмерность человечков и арки/портала добавила фотографии сюрреалистичности.
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/200
ISO: 400
⦁ Время. Используйте вечернее время съемок, когда зажигаются фонари и окна. В этом случае вы не зависите от пасмурности погоды.
Камера: Nikon D700
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/5
ISO: 640
Если повезло застать интересный закат, будь то расцвеченные на небе облака или дома, то не упускайте возможности”.
Камера: Nikon D300
Выдержка: 1/200
ISO: 200
Юрий Морозов:
“Я занимаюсь фотографией с 2012 года, и на пути познания светописи открывал и изучал разные направления. Самым странным и интересным для меня стала «абстрактная фотография». Сам жанр является весьма трудоемким занятием, поскольку требует наибольшей вовлеченности мозговой деятельности (визуальная насмотренность в искусстве и умение найти интересный кусочек в ежедневной “колбасе” жизни).
⦁ На данной фотографии изображена часть городской афиши, наслоение разных лет вкупе с ржавчиной дает удивительный рисунок. Иногда можно найти интересные образы.
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/200
ISO: 200
Фокусное расстояние: 35 мм
⦁ Иногда можно применять смешанную технику, как на этой фотографии. Здесь была использована мультиэкспозиция (из двух кадров). Сначала я сфотографировал сами цветы, потом коробку с разноцветными кулинарными шпажками, предварительно нажав в фотоаппарате функцию “Мультиэкспозиция”. В итоге совмещение двух кадров дает интересный эффект, особенно, если один из них на длинной выдержке. И картинка готова без “Фотошопа”!
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Выдержка: 3; 1/10
Диафрагма: f/11
ISO: 200
Фокусное расстояние: 35 мм
⦁ Бывает, абстрактный кадр можно сделать из обычных вещей, которые тебя окружают во время повседневной прогулки. Данная картинка — это часть горы конфет с ярмарки. Если повезет, иногда можно поймать интересное сочетание. Интересно то, что если бы в кадр влезла рука, загребающая горсть конфет, тогда фотографию можно было бы отнести к стрит-фото.
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/100
ISO: 800
Фокусное расстояние: 35 мм
⦁ Еще одним интересным методом получения абстрактной фотографии является съемка через окна в дождь. Правильно выбранная точка съемки отвечает за интересный результат. На данной картинке я поставил фотоаппарат на штатив, чтобы не получить шевеленку (которая может привести к потере детализации и плохому восприятию), и старался сфокусироваться на расстояние между каплями дождя и фонарем. В итоге получилась такая картинка, на мой взгляд (а он у всех разный), похожая на рождение (взрыв) новой звезды в космосе.
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/7. 1
Выдержка: 1/15
ISO: 400
Фокусное расстояние: 55 мм
⦁ Съемка в городе хороша тем, что можно найти множество интересных ракурсов. Сочетание геометрических построений со свето-теневым рисунком дает совершенно фантастические картинки. На данной фотографии скамейки в парке под мостом. А дополнение в виде человека в кадре подчеркивает визуальный объем места, хотя это можно уже отнести к стрит-фото.
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/80
ISO: 320
Фокусное расстояние: 18 мм
⦁ Нас окружает множество интересных вещей, особенно, если смотреть на мир глазами фотографа (когда ты идешь и в буквальном смысле сканируешь и анализируешь все самое интересное вокруг). Бывает, казалось бы совершенно обычные места, углы, переулки, стеночки и их сочетание в светотеневой вакханалии вдруг оказываются очень интересными, если правильно скомпоновать кадр (хотя правильная композиция — вещь субъективная). На данной картинке часть перехода, ведущего к планетарию”.
Камера: Nikon D600
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/100
ISO: 100
Фокусное расстояние: 35 мм
Сергей Толмачев:
Творчество фотографа Сергея Толмачева уникально тем, что автор, по сути, является абсолютным создателем своих фотопроизведений — сначала он создает специальную насадку, с помощью которой «растит» водную скульптуру из капли воды, а потом фотографирует ее. Вода трансформируется в причудливые растения, психоделические грибы, фантастических морских медуз, бабочек, расправляющих крылья и будто бы вышедших из красочных сновидений, на доли секунды застывая лишь для снимка мастера.
“В своих фотографиях я использую натуральные красители, акриловые краски и гелевые фильтры для подсветки фона, не прибегая к помощи фоторедакторов. Мои любимые объекты съемки: вода, краски, чернила, дым, масло и пузыри воздуха. Основной акцент я делаю на форме, цвете и текстуре.
⦁ Большая часть моих фотографий — это скульптуры из воды.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/125
ISO: 400
Фокусное расстояние: 105 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/125
ISO: 320
Фокусное расстояние: 105 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/125
ISO: 250
Фокусное расстояние: 105 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/125
ISO: 400
Фокусное расстояние: 105 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/125
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/20
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 105 мм
Принцип создания этих шести фотографий практически одинаков, отличается только количеством подключенных электромагнитных клапанов. Чем их больше, тем сложнее управлять ими и тем сложнее элементы, которые включает в себя “скульптура”. Меняется только световая схема. В зависимости от размера насадки “скульптуры” могут быть человеческого роста, а раскрывшийся “капюшон” может достигать 1 м.
При создании этих шести фотографий я использовал специальную 3D насадку собственного производства, в некоторых случаях она погружается в воду. Минимальное количество вспышек две, максимальное восемь. Для вязкости воды применяю гуар, ксантан, акриловые краски. В некоторых случаях использую чистую воду из-под крана, подсвечивая ее гелевыми фильтрами.
⦁ Для подобного рода фотографий понадобится аквариум, минимум две-три вспышки, акриловые краски или чернила. Все делается вручную. Здесь главное — поймать удачный кадр ну и, конечно, ваша фантазия.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/125
ISO: 125
Фокусное расстояние: 105 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2. 8G IF-ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/125
ISO: 125
Фокусное расстояние: 105 мм
⦁ Для этого вида съемки также понадобится аквариум, четыре вспышки с гелевыми фильтрами, одна на фон, две по бокам и одна сверху. Также необходимо то, что может выдувать пузыри, я использую триггер. Самый простой вариант — выдувать пузыри ртом через шланг; отличная зарядка для легких.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/320
ISO: 50
Фокусное расстояние: 105 мм
⦁ Акриловая краска на акриловой поверхности, снято с двумя вспышками на минимальной мощности. Краска разных цветов налита послойно, поэтому после выливания появляются такие ячейки. Экспериментируйте!
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/125
ISO: 250
Фокусное расстояние: 105 мм
⦁ Это самый простой и легкий способ снять в домашних условиях. Достаточно пары вспышек. Нам понадобится подсолнечное масло, вода или молоко, емкость, где мы будем снимать (чем больше, тем лучше). В молоко мы капаем масло, а уже в масло краску. Находим красивые комбинации шариков и фотографируем их. Желательно использовать макро объектив.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/25
Выдержка: 1/125
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 мм
⦁ Тоже очень интересный способ для съемки в домашних условиях. Обычные чернила в воде, потом переворачиваем изображение и получаем красивые “опята” Также делается в ручную. Надеюсь, всем понятно, как это осуществить? Делается при помощи шприца, капаем в воду. Достаточно пары вспышек.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED
Диафрагма: f/22
Выдержка: 1/320
ISO: 100
Фокусное расстояние: 105 мм
⦁ Один из моих любимых видов съемки — съемка дыма.
Камера: Nikon D800
Объектив: AF NIKKOR 85mm f/1. 4D
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/320
ISO: 100
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF NIKKOR 85mm f/1.4D
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/320
ISO: 100
Фокусное расстояние: 85 мм
Самое сложное в этом — поймать действительно интересный образ, а не смонтированный в редакторе. Нужно очень много терпения, безветренное помещение и удача. И умение управлять всеми стихиями: водой, огнем и дымом. Шутка, конечно. Вам нужно пойти в ближайший магазин и купить ароматические палочки. Иметь в своем арсенале пару вспышек, и вы готовы снимать дым. Забыл упомянуть про фон, он должен быть черным. И да, я вас обманул, в “Фотошопе” придется изображение инвертировать, чтобы черный фон стал белым, потому что белый/серый дым невозможно снять на белом фоне”.
Эдуард Кульд:
⦁ «Если бы я знал, как сделать хорошую фотографию, я бы делал это все время», — Робер Дуано.
“Мое увлечение фотографией было связано с увлечением графикой и дизайном. Специального образования в сфере графики и дизайна у меня не было, а профессия моя связана с инженерно-технической деятельностью. Но меня всегда привлекали выразительные афиши, креативная реклама, графика и живопись.
Приходилось самому разбираться в законах построения композиции, в цветоведении. Большое впечатление на меня произвели работы Майкла Кенна (Michael Kenna). Смотрел на них и пытался понять, по каким принципам сделаны эти фотографии. Поначалу пытался подражать Майклу Кенна (Michael Kenna) и приобрел для съемки на длинных выдержках нейтральный фильтр NDx1000.
Однажды, перед тем как ехать в длительную поездку в качестве пассажира в плохую погоду, мне пришла мысль еще больше ухудшить освещение и поставить на объектив нейтральный фильтр NDx1000. Других нейтральных фильтров у меня не было. И вот тогда родились первые фото на длинной выдержки в технике смаза. Одними из первых кадров были вот эти. Я их назвал Love Story.
Камера: Nikon D7000
Объектив: Nikon AF-S DX NIKKOR 35mm f/1. 8G.
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/13
ISO: 200
Фильтр: NDx1000
Фокусное расстояние: 35 мм
Сейчас этот нейтральный фильтр NDx1000 не применяю. Он слишком темный. Ставлю либо NDx100, либо обхожусь без фильтра, зажимая диафрагму. Вот, например, фото, полученное только зажатием диафрагмы:
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/15
ISO: 100
Фокусное расстояние: 30 мм
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/15
ISO: 100
Фокусное расстояние: 30 мм
Вот эти фото уже с открытой диафрагмой на f/2.8 и с нейтральным фильтром NDx100.
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/15
ISO: 250
Фокусное расстояние: 17 мм
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/20
ISO: 125
Фокусное расстояние: 45 мм
Как вы уже заметили, выдержки в основном 1/15-1/20. Теперь немного теории — как получается смаз. Для наглядности нарисовал вот такую схему:
Настройки:
1. Одеваем нейтральный фильтр NDx100 на объектив.
2. Переводим камеру Nikon в мануальный режим (буква M).
3. Авто фокус ставим по центральной точке.
4. Диафрагму открываем на 2.8.
5. Выдержку в диапазоне от 1/3 до 1/20 (зависит от того, какая скорость движения автомобиля, какое фокусное расстояние). При длинных выдержках 1/3-1/10 часто смаз большой.
Поэтому рекомендую диапазон 1/15-1/20.
6. ISO подбираем под выдержку.
7. Просматриваем тестовые кадры на дисплее, сейчас экспозиция у нас — творческая. Главное — чтобы не было сильных пересветов, когда виден провал по белому цвету.
Если нет нейтрального фильтра NDx100, зажимаем диафрагму.
(Конечно, при необходимости можно использовать автоматику камеры, автоматически подбирать ISO, диафрагму. Но в данный момент я рассказываю, как получены именно эти кадры).
А сейчас мы смотрим в окно. Вдалеке видим одинокое дерево. Вот то, что нам нужно! Выдержка 1/15, заранее держим широкий угол от 10 до 20 мм. Скорость автомобиля около 80 км/ч, при таком фокусном расстоянии, скорости автомобиля и выдержки размытие будет смотреться интересно. Уже смотрим в видоискатель. При необходимости корректируем экспозицию, одним движением пальца быстро крутим колесо управления выдержкой до 1/8. Ждем, когда дерево попадет на квадратик центральной точки автофокуса. Есть! Жмем на спуск! И в этот момент чуть-чуть протягиваем камеру по ходу движения автомобиля таким образом, чтобы она повернулась на миллиметры вдоль своей оси. Тогда трава примет радиальный размыв. А само дерево будет в фокусе. Поймать такой момент — это как поймать удачу.
⦁ «Что толку в глубине резкости, если не испытываешь глубоких чувств?» — Юджин Смит.
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/3
ISO: 400
Фокусное расстояние: 17 мм
Теперь немного о композиции. Для наглядности показал композицию на данном снимке.
Вообще, фотографу необходимы знания о композиции. Курс композиции очень обширный, и в данной статье он не рассматривается. Поэтому вот самые простые советы:
А тем, кому стали интересны азы композиции, рекомендую изучить формальную композицию. И, конечно же, необходимо делать различные упражнения в графике и находить правильные формы и линии даже у себя дома. Вот, к примеру, мое фото с чашкой кофе как упражнение в графике:
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/8
Выдержка: 2
ISO: 100
Штатив
Фокусное расстояние: 85 мм
⦁ «Вспоминать правила композиции перед съемкой — все равно, что мыслить о законе гравитации, выходя на прогулку», — Эдвард Уэстон.
Ищите ассоциации ваших линий на фото с тем, что свойственно людям. Этот кадр назвал “Руки-ветки”.
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/15
ISO: 100
Фокусное расстояние: 24 мм
Всегда удаляйте ваши фото, если они вам хоть немного не нравятся. Не показывайте людям те снимки, которыми вы не довольны. Часто из 100 сделанных фотографий только одна интересна. И то, не всегда. Не опускайте вашу планку художественного уровня, и только тогда вы будете стремиться к новым вершинам. Удачных вам кадров!”
Камера: Nikon D7000
Диафрагма: f/2. 8
Выдержка: 1/3
ISO: 400
Фокусное расстояние: 25 мм
Константин Зернов:
“Увлекаюсь фотографией практически с детства. С 2011 года активно двигался в сторону коммерческого репортажа, снимал спорт… Хотелось знать про фотографию больше и как-то расти в этом направлении. В 2013-м пошел учиться в Британскую Высшую Школу Дизайна на факультет фотографии. В процессе учебы заинтересовался темой “Абстрактная фотография”. Оказалось, что фотография может быть безумной, а ее реализм — не только относительным, смягченным необходимыми художественными приправами, но и безотносительным, то есть, абсолютным, стерильным, абстрактным. Таким образом, примерно с 2014 года я потихоньку исследую эту тему.
⦁ Первое, что приходит в голову — архитектура. Какие-то отдельные ее фрагменты, может быть, даже на, так сказать, макроуровне; игра светотени… Здесь я прибегаю к таким приемам, как вывод ненужных фрагментов в «пересвет», интересны сильно контрастные объекты.
Камера: Nikon D3s
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/320
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 190 мм
Камера: Nikon D3s
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/80
ISO: 200
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D3s
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/80
ISO: 200
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D3s
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/20
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 24 мм
⦁ При съемке в домашних условиях в качестве объектов можно вообще пользоваться всем, что угодно. Я, например, часто использую детские игрушки. И все тот же прием мультиэкспозиции.
Камера: Nikon D3s
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/60
ISO: 800
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D3s
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/60
ISO: 800
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D3s
Диафрагма: f/5. 6
Выдержка: 1/125
ISO: 400
Фокусное расстояние: 70 мм
⦁ В последнее время экспериментирую с поисками абстрактных форм в природе. И именно интересно не на макро уровне работать, а с реальными пейзажами, может быть, растениями, на микроуровне.
Камера: Nikon D3s
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D3s
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/320
ISO: 640
Фокусное расстояние: 200 мм
⦁ А самое главное — «насмотренность». Важно знать работы мастеров и начала XX века, и современных художников и фотохудожников, достигших очень серьезных высот в абстракции”.
Камера: Nikon D3s
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/400
ISO: 640
Фокусное расстояние: 200 мм
Оксана Морозюк:
“Абстрактная фотография — это вид фотоискусства, в основе которого лежит восприятие формы, цвета и линий, а не деталей и объектов, как в обычном изображении. Фотографу, который хочет попробовать себя в этом жанре, нужно, прежде всего, научиться чувствовать цвет и форму и абстрагироваться от обычного восприятия реальности. Видеть необычное в обычном и прекрасное в простом.
Абстрактная фотография — это уход от реальности, от узнаваемости объектов, когда все внимание уделяется деталям, особенностям, текстуре, цвету. В ней нет устоявшихся правил, нет сюжета, но обязательно есть идея, смысл, загадка. Снимать можно что угодно в разных техниках, используя самую простую камеру, и получать интересные, оригинальные фотографии.
Поскольку абстрактная фотография включает в себя множество техник и направлений, то детального руководства для занятия этим видом фотоискусства не может быть в принципе. Но есть общие рекомендации, которые могут пригодиться на первых порах. Чтобы создавать хорошие абстрактные фотографии, необходимо понимать основы, на которых базируется данный вид фотоискусства. Это форма, цвет и линии.
⦁ Форма — основа композиции, а цвет и линии только дополняют ее. Интересную форму можно найти в любом предмете — нет четких критериев выбора. Форма в абстрактном снимке должна вызывать эмоции и у фотографа, и у зрителя.
«Кофейня»
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/20
Фокусное расстояние: 55 мм
Это фото блеска для губ, снятого с помощью микроскопа. Прекрасно видна форма стеклянной крошки, ее используют при изготовлении блеска.
«Блеск для губ»
Камера: Nikon D300
Микроскоп: Levenhuk
⦁ Цвет очень важен для абстрактной фотографии, он привлекает внимание. Насыщенный и яркий цвет (дополнительной насыщенности, яркости или контрастности цвета можно добиться, используя графический редактор) может быть основой, одним из приемов в абстрактной фотографии.Это фото капли белого вина, снятой с помощью микроскопа. Цвет доработан в редакторе, чтобы фотографии были интересными, загадочными и эффектными.
«Капля белого вина. Красный»
Камера: Nikon D300
Микроскоп: Levenhuk
«Капля белого вина. Синий»
Камера: Nikon D300
Микроскоп: Levenhuk
⦁ Линии часто используют в абстрактных фотографиях, их может быть много или всего одна. Главное, чтобы присутствовала удачно выстроенная композиция: чем она лаконичнее и оригинальнее, тем яснее читается абстракция. Для построения выверенной композиции нужно научиться правильно выявлять самый неординарный фрагмент в увиденном.
Вот пример использования линий. На фото — дорожная разметка.
«Линии»
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/1250
Фокусное расстояние: 38 мм
⦁ Снимайте в ручном режиме, с разной выдержкой и диафрагмой. Экспериментируйте.
⦁ Простым способом создания изображения, наполненного цветом и линиями, является размытие всего, для этого просто перемещайте камеру. Или направьте ее на движущийся объект съемки, это может быть автомобиль, трамвай, поезд и т.д.
«Куст»
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3. 5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/4
Фокусное расстояние: 18 мм
⦁ Выберите интересную точку съемки.
«Желтый зонт»
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-200mm f/3.5-5.6G ED VR II
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/125
Фокусное расстояние: 70 мм
⦁ Внимательно рассматривайте все, что окружает вас. Это отражение в луже.
«Дерево»
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-200mm f/3.5-5.6G ED VR II
Диафрагма: f/18
Выдержка: 1/25
Фокусное расстояние: 27 мм
⦁ Абстрактная фотография не всегда подразумевает размытость и неузнаваемость изображенного. Очень часто в кадре может оказаться предмет или знакомое зрителю место.
«Озеро»
Камера: Nikon D300
Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-200mm f/3.5-5.6G ED VR II
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/500
Фокусное расстояние: 46 мм
«Ложка С»
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/2
Фокусное расстояние: 32 мм
«Ложка»
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3. 5-5.6G ED VR
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/2
Фокусное расстояние: 32 мм
⦁ Используйте разные объекты как фильтры. Это поможет создать интересный эффект. Попробуйте фотографировать через стеклянную бутылку, стакан, марлю и т.д. Фотографируйте не в фокусе, пробуйте снимать под разными углами, с разным светом.
⦁ Хорошо изучите вашу камеру, узнайте, как она работает в той или иной ситуации, тогда вы легко сможете манипулировать результатами съемки. Абстрактные фотографии открывают вам огромную свободу действий.
Абстракция — для людей, которые любят мыслить, задумываться и искать”.
Что такое абстрактная фотография, и как научиться фотографировать абстракции?
Абстрактная фотография – это вид фотоискусства, в основе которого лежит восприятие не деталей и объектов, как в обычном изображении, а формы, цвета и линий. Чтобы научиться воспринимать цвет и форму, фотографу необходимо абстрагироваться от обычного восприятия реальности, что часто бывает сложно. В этой статье описаны методы получения абстрактной фотографии.
Что такое абстрактная фотография?
Автор: Чема Мадоз
Общепринятого определения абстрактной фотографии не существует. Трудно определить что-то абстрактное, поэтому мы будем руководствоваться некоторыми общими принципами и считать, что:
- Абстрактная фотография не представляет собой предмет в его полноценном виде
- Ее основу составляют не объекты, а форма, цвет и линии.
Из этого определения можно сделать очень важный вывод: поскольку мозг воспринимает форму и цвет, а не предметы, логическое мышление при восприятии таких фотоснимков задействуется в меньшей степени. Таким образом, абстрактная фотография позволяет глазу лучше рассмотреть композицию снимка, и если она хороша, фотоснимок вызывает у человека положительные эмоции. А эмоции, как известно, влияют на поведение человека сильнее, чем логика.
Таким образом, акцентируя форму, цвет и линии, абстрактная фотография вызывает реакцию психики, которая связана, в том числе с нервной системой человека. Например, общеизвестно, что нервная система человека так или иначе реагирует на предметы определенного цвета и контраст.
Следует отметить, что далеко не всегда абстрактная фотография – это что-то неузнаваемое. Очень часто это часть предмета или места, который знаком зрителю.
Зачем нужна абстрактная фотография?
Существует много других направлений в фотографии, не менее привлекательных, чем абстрактная фотография. И, тем не менее, помимо красоты форм и линий, абстрактные фотоснимки очень удобны для думающего фотографа. Для красивых пейзажей и экзотических мест нужно путешествовать и иметь на это средства, а абстрактный кадр можно снять и на углу собственного дома.
Автор: Ciro Totku
Основные принципы
Поскольку абстрактная фотография построена на форме, линиях и цвете, она требует от фотографа глубокого понимания этих аспектов.
Форма
Интересную форму могут иметь любые объекты в окружающей фотографа реальности. Форма может послужить основой для композиции. В целом, именно форма создает композицию изображения, а линии и цвет ее дополняют. Таким образом, хорошая абстрактная фотография должна начинаться с хорошей формы. Найти ее можно в предметах динамичной, приятной или просто интересной формы. Критериев для выбора формы нет. Однако если форма вызвала эмоцию у фотографа и была композиционно уравновешена на фотографии, то такую же реакцию она может вызвать и у зрителя.
Цвет
Цвет очень часто привлекает внимание человека и возбуждает его нервную систему. В абстрактной фотографии для достижения наилучшего эффекта цвет можно сделать более насыщенным с помощью графического редактора.
Контраст
Еще один способ создания динамичных фотографий – использовать в них контраст. Очень простой по композиции кадр может привлечь внимание только благодаря контрасту.
Линии
Благодаря линиям абстрактная фотография всегда выглядит интереснее. С их помощью контролируется движение глаза. Существует несколько способов использовать линии. Первый из них – направить линию к зрительному центру изображения (к центру, где расположен интересный объект). Например, в этой фотографии к зрительному центру (горке из трех яблок) ведут ступеньки. Эти линии направляют глаз зрителя к смысловому центру изображения.
Второй способ использовать линии – не направлять их к зрительному центру, а просто провести через кадр. Линии всегда заставляют глаз анализировать фотографию, и если зрительного центра нет, глаз может путешествовать по снимку очень долго. Тем не менее, несмотря на допустимое использование этого приема в абстрактной фотографии, его лучше не использовать в классической фотографии, поскольку он портит впечатление о снимке.
Композиция
Абстрактная фотография требует обязательного соблюдения правил композиции. В целом, для начинающего фотографа или любителя – это один из лучших способов научиться композиции. Чем интереснее композиция, тем лаконичнее и лучше смотрится абстрактная фотография.
Самый быстрый и эффективный способ научиться использовать правила композиции — записаться на хорошие фотокурсы, например, на фотокурсы онлaйн-фотошколы, самой известной и авторитетной в рунете — Fotoshkola.net.
Умение выделять главное
Как уже говорилось выше, абстрактная фотография способна вызвать сильные эмоции. Чтобы усилить впечатление, нужно научиться выбирать в увиденном какую-то наиболее интересную область. Помните, что человеческий глаз способен одновременно воспринимать только 5-6 элементов изображения.
Абстрактная фотография может быть концептуальной и нести некоторый смысл:
Автор: Чема Мадоз
Абстракция
План урока KS3/4 :Изучение формальных элементов в фотографии с Гарри Каллаханом, Яромиром Функе, Аароном Сискиндом, Ником Альбертсоном и другими абстрактна по своей структуре.
— Paul Strand
Я использовал этот стимул для учащихся 10-х классов, чтобы развить их способность понимать формальные качества фотографии и способствовать их изобретательности и творчеству. Некоторые люди утверждают, что все произведения искусства являются абстракциями, потому что они представляют жизнь, а не реальную жизнь. Большинство людей согласится, что абстракция — это своего рода скользящая шкала с натурализмом на одном конце и полным отсутствием репрезентации на другом.
Этот проект о том, как камера может привлечь внимание к формальным элементам искусства, чтобы создать изображения, в которых предмет не является самым интересным элементом. Я заинтересован в том, чтобы помочь учащимся развить способность «видеть» потенциально замечательную фотографию мысленным взором, а также уметь смотреть на мир таким образом, чтобы он казался полным возможных фотографий. Отличные фотографии не обязательно должны иметь драматическую сцену, студийное освещение или глубокую проблему. понимание формальные элементы (и принципы дизайна) могут помочь учащимся распознать прекрасную возможность фотографирования в самых обыденных и бесперспективных предметах. Эта часть работы посвящена развитию способов видения.
Что такое формальные элементы в фотографии?
Фотографы обычно знают о способах, которыми они могут вызвать интерес к своим изображениям, помимо простого факта предмета. Это то, что отличает хорошие изображения от плохих изображений одного и того же объекта. В следующем списке описаны некоторые из абстрактных элементов на любой фотографии. Ниже приведен список примеров того, как вы можете анализировать фотографию в поисках этих вещей и как это помогает придать изображению смысл:
Фокус: Линия: Повторение: ТЕКСТВА: | Какие области кажутся наиболее четкими или четкими на фотографии? Какие нет? Есть ли на фотографии объекты, играющие роль линий? Они прямые, пышные, тонкие, толстые? Создают ли линии направление на фотографии? Они конспектируют? Линии показывают движение или энергию? Есть ли объекты, формы или линии, которые повторяются и создают узор? Видите ли вы геометрические (с прямыми краями) или органические (извилистые) формы? Какие они? Есть ли в фотографии глубина или она кажется поверхностной? Что создает эту видимость? Существуют ли важные отрицательные (пустые) места в дополнение к положительным (сплошным) местам? Есть ли глубина, создаваемая пространственными иллюзиями, т. е. перспективой? Если бы вы могли коснуться поверхности фотографии, что бы вы почувствовали? Как выглядят объекты на картинке, как бы они себя чувствовали? Есть ли диапазон тонов от темного к светлому? Где самое темное значение? Где самое светлое? |
«Абстракция: Озера-близнецы» Пола Стрэнда
Это изображение сделано Полом Стрэндом. Оно называется «Абстракция, Твин-Лейкс, Коннектикут» и было сделано в 1916 году. Подробнее об этом изображении можно прочитать здесь. Фотограф намеренно создал абстрактный образ, обратив внимание на Формальные Элементы. Я использовал следующий раздаточный материал, чтобы помочь студентам освоить формальных элементов на этом изображении.
Раздаточный материал Пола Стрэнда |
Фокус: В фокусе весь объект. Тем не менее, есть небольшое смягчение фокуса по направлению к нижней части того, что кажется краем столешницы. Линия и форма: Есть несколько четких линий, в основном прямых, хотя они дополняются плавной кривой основного объекта, идущей от правого верхнего угла изображения к правому нижнему. Все линии имеют геометрическое качество искусственных объектов. Повторение: Лучи солнечного света, пробегающие по двум поверхностям, создают драматический ритм. Число, если прямые параллельные линии повторяются в композиции, как повторяющиеся ноты или доли в музыкальном произведении. Пространство: Пространство на изображении кажется довольно мелким, сильно ограниченным кадрированием. Мы не видим ни одного из объектов целиком, и фотограф, кажется, был довольно близко к объекту. Текстура : Все объекты на изображении кажутся гладкими. Драма исходит от неровных вспышек света на их поверхности. Значение/тон: Изображение содержит диапазон тонов от очень темных до очень светлых. Есть глубокие тени, но есть и средние тона. Фотография монохромная, но имеет коричневатый оттенок, возможно, вызванный процессом, который использовал художник. |
Некоторые примеры абстракции в фотографии
Вы можете попросить учащихся найти свой собственный пример «абстрактной» фотографии, чтобы провести анализ, аналогичный описанному выше. Вот несколько примеров:
Мохой-Надь, Ласло, «Фотограмма», 1922 г. Серебряно-желатиновая печать
Альфред Штиглиц «Эквивалент», 1926 г. Серебряно-желатиновая печать
Гарри Каллахан. «Без названия», 1949 г. Серебряно-желатиновая печать
Аарон Сискинд «Чикаго», 1960 Серебряно-желатиновый отпечаток
Уильям Эгглстон ‘Мемфис, Теннесси’ Начало 1970-х Отпечаток с переносом краски
Ник Альбертсон ‘Красная лента’, 2012 г. Архивная пигментная печать
Некоторые вопросы:
- Что мы имеем в виду, когда описываем фотографию как абстрактную ?
- Можно ли что-нибудь интересно сфотографировать? Если да, то как вы могли бы это сделать?
- Как вы думаете, что имел в виду фотограф Уильям Эгглстон, когда сказал, что «воюет с очевидным».
Более подробное исследование
Я призываю своих студентов внимательно изучать работы конкретных фотографов, сравнивать и сопоставлять различные изображения и развивать понимание культурного и исторического контекста, в котором они были сделаны. Вот некоторые из моих любимых. Каждый из этих фотографов, пионеров определенных видов абстракции, иллюстрирует потенциальные темы для ответов студентов.
Меня интересуют изображения Функе, потому что он кажется очень экспериментальным в своем подходе. Его завораживают узоры теней, вызванные игрой света на самых разных предметах. Это приводит к абстрактным композициям, в которых формы различных объектов перекрываются и пересекаются.
Мне нравится, как Гарри Каллахан видит узоры, текстуры и повторения. В его изображениях достаточно информации. Он точно знает, где разместить края, опустить ненужные детали, чтобы мы могли сосредоточиться на главной идее. У него фантастическое чувство дизайна.
Эрнст Хаас – вода и отражения
Хаас был пионером цветной фотографии, а также известен своими изображениями движения с использованием длинных выдержек. Он фотографировал воду на протяжении всей своей карьеры, очарованный ее способностью отражать свет и ее динамичным движением. Он обрезает объект, чтобы усилить чувство абстракции.
Аарон Сискинд — природные и городские поверхности
Сискинд интересовался поверхностями и текстурами как природного мира, так и городской среды. Он приближается к своим предметам и наполняет кадр деталями. Всегда есть сильное чувство дизайна и во всем интерес для зрителя.
Эти изображения были попыткой продемонстрировать, как «удерживать мгновение, как записывать что-то настолько полно, чтобы все, кто увидит [это изображение], вновь переживут эквивалент того, что было выражено». «Эквиваленты», как их называют, направлены на то, чтобы создать у зрителя ощущение, подобное тому, которое испытывает фотограф. Возможно ли это, как вы думаете?
Эти изображения исследуют идею повторения, ритма, линии, формы, текстуры и узора. Все они созданы из предметов повседневного обихода, которые трансформируются благодаря тщательной аранжировке и фотографии. Композиции от края до края помогают сконцентрировать внимание на формальных свойствах объектов. Контраст важен. Иногда нам нужно свериться с заголовком, прежде чем мы будем уверены в том, что именно мы смотрим.
Интеллект-карта абстракции
По мере того, как учащиеся начинают изучать примеры абстракции, возможно, выполняя поиск в Pinterest или Flickr, они могут создать эволюционирующую карту ума, классифицируя различные типы изображений. Popplet — отличный способ сделать это онлайн:
Некоторые примеры студенческих работ:
Абстракция в фотографии » Музей Нортона Саймона
Жесткая грань между реальностью и фотографией безжалостно растягивалась, но не нарушалась. Эти абстракции природы не оставили мира явлений; ибо сделать это — значит сломать самое сильное место камеры — ее подлинность. – Майнор Уайт, 1950
Цитата фотографа Майнора Уайта признает фундаментальное затруднение, с которым столкнулись фотографы в 20-м веке. С одной стороны, их среда ценилась именно за способность фиксировать то, что видел глаз. С другой стороны, фотографы, подобно живописцам и скульпторам, искали новые подходы и обоснования для продвижения своих изображений.
Абстракция как нерепрезентативный визуальный язык сыграла значительную роль в отклонении общепринятых ожиданий от среды, несомненно подходящей для описания людей, мест и объектов. Beyond the World We Know представляет работу 16 художников, которые поставили перед собой новую цель в своей практике: ослабить хватку реализма и продемонстрировать способность фотографии предлагать нечто иное, чем она сама, служить каналом для визуальной метафоры и личного самовыражения. .Эта миссия по подчеркиванию субъективности фотографии началась в начале 20-го века, что совпало с ростом абстракции и необъективного искусства в других средствах массовой информации. В 1951 году Музей современного искусства (MoMA) представил Абстракция в фотографии , выставка, которая предложила публике оценить этих странных товарищей по постели. Шесть художников, представленных на выставке Нортона Саймона, были включены в эту новаторскую выставку: Барбара Морган, Фредерик Соммер, Артур Сигел, Аарон Сискинд, Бретт и Эдвард Уэстон.
Наличие абстракции на фотографиях, представленных в За пределами известного нам мира , является одной из степеней. В некоторых случаях это происходит в результате процедур с использованием нового оборудования, такого как увеличители, или манипуляций в фотолаборатории с использованием дуотона и соляризации. Случайность является сильным элементом в полученных отпечатках. Соммер рисовал небольшие картины маслом на целлофановой бумаге, которую затем помещал между листами стекла. С помощью фотоувеличителя он печатал изображения на сенсибилизированной бумаге. Его фотографии без камеры известны как cliché-verres. Теске использовал технику Саббатье — процесс химического тонирования и соляризации, при котором отпечаток подвергается воздействию яркого света во время его проявления, вводя живописные элементы и необычные пространственные сопоставления.