Товаров: 0 (0р.)

Эвенки фото девушек: Эвенки — YakutskHistory | Traditional outfits, Fashion, Traditional dresses

Эвенки (тунгусы) — происхождение народа, где и как живут, фото

Эвенки — один из самых многочисленных северных народов, сохранивший самобытность и традиционные религиозные верования. Эвенков называли аристократами Сибири, французами тундры и тайги. А еще они носили фраки, подарили жизнь слову «шаман» и считали воронов заколдованными людьми.

Название

До 30-х годов прошлого столетия эвенки были известны, как тунгусы. Это название произошло от якутского тоҥ уус, впоследствии экзоним переняли русские, отразив его в отчетных и исторических документах.
Самоназвание эвенков — эвэнкил, что переводят, как «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». Считается, что наименование произошло от места обитания древних эвенкийских племен на горно-таежных территориях Забайкалья. Другое известное самоназвание этнических групп эвенков-оленеводов — орочены. Оно происходит от эвенкийского «орон» — олень, орочен — «человек, владеющий оленем». Отдельные группы этноса имели собственные названия: солоны, манегры, бирары.
У других народов существовали собственные наименования эвенков:

  • килин, цилин, о-луньчунь (от «орочен») — китайцы;
  • орочнун — маньчжуры;
  • хамнеган — монголы;
  • тонгус — татары.

Где живут

До начала освоения Забайкалья русскими ведущие кочевой образ жизни эвенки занимали обширные территории от границы с Китаем до Ледовитого океана, от Енисея, до Камчатки. Столь широкое расселение объясняется склонностью к постоянным длительным перекочевкам: от нескольких сотен до тысячи километров за сезон. На каждого эвенка приходилось 25 км2 неосвоенной территории. Представители народа домом считали всю землю и говорили: «эвенки нигде и везде».

С XVII столетия русские, буряты, якуты вытесняют эвенков с территорий Баргузина, Ангары, левого берега Амура. Часть эвенков переселяется на Сахалин, занимает свободные территории Оби, Таза. Устанавливаются границы России и Китая: это приводит к миграции бираров и манегров в Северный Китай.
Сегодня эвенки не имеют национальных селений, проживая в соседстве с русскими и северными народами. Общие границы расселения большей части представителей народности очерчены следующими границами:

  1. Север — Северный Ледовитый Океан.
  2. Юг — река Амур, территории Прибайкалья.
  3. Восток — Охотское море.
  4. Запад — река Енисей.

Численность

Общая численность эвенков в мире составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть — в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35 527 эвенков. Распределение по регионам:

  • Якутия — 18 232 чел.
  • Красноярский край — 4 632 чел.
  • Хабаровский край — 4 533 чел.
  • Бурятия — 2 334 чел.
  • Амурская обл. — 1 501 чел.
  • Забайкальский край — 1492 чел.
  • Иркутская обл. — 1 431 чел.

Китайская перепись 2000 года показала 38 396 представителей исторических эвенков на территории Китая. Формально они разделены на 2 субэтноса, официально признанных в числе прочих наций КНР:

  1. Орочоны — 8196 человек, проживающих во Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин.
  2. Эвенки — 30 505 человек, из которых выделены отдельные группы собственно эвенков, хамниганов и солонов. Проживают в городском округе Хулун-Буир, порядка 25 000 человек записаны солонами. Около 1000 эвенков разрозненно проживают в Монголии, подвергнувшись значительной ассимиляции, утратив культурные особенности.

Существует родственный эвенкам народ — эвены, обитающие в восточной части России: в Якутии, на Чукотке, в Магаданской и Камчатской областях, Корякском АО. Существует две версии появления этноса:

  1. В первом тысячелетии нашей эры, в период расселения тунгусов из Прибайкалья, отдельная группа родов достигла берегов Охотского моря, где ассимилировала местное население: юкагиров и коряков.
  2. В XIV-XVI веках пешие тунгусы, занимавшиеся собаководством и не имевшие оленей, вынужденно мигрировали на север под влиянием агрессивного освоения территорий якутами.

Перепись 2010 года показала, что в России проживает 21 830 эвенов. Другое распространенное название народности — ламуты.

Язык

Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Охарактеризовать его можно как переходный вариант между тюркскими и монгольскими языками. Отличается сложным многоступенчатым использованием гласных звуков, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.
Письменность появилась в 30-х годах прошлого столетия, сначала на основе латинской, затем русской графики. Ранее эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему знаков, связанных с кочевками и охотничьим промыслом. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый — солнечный день. Их количество и сочетание определяло время отбытия на кочевку. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь.
Особые знаки существовали на охоте:

  • положенная поверх следа палочка — дальше идти нельзя;
  • смотрящая концом вниз стрела, торчащая из зарубки — поблизости расставлены луки-самострелы;
  • чуть скошенная стрела, смотрящая концом вверх — оставивший стрелу охотник далеко;
  • находящаяся в таком же положении ветка — рядом идет охота.

История

Древними предками эвенков были древнетунгусские монголоидные племена, образовавшие в бронзовом веке Глазковскую культуру. Разрозненные племена занимали территории Приангарья, Прибайкалья, низовий Селенги, верховий Лены. В V—VII веках новой эры пришедшие с юга кочевники-скотоводы племени увань, мигрировав через Забайкалье, переместились восточнее и севернее, образовав протоэвенкийский народ.
В конце первого тысячелетия в регион вторглись якуты, предположительно, разделив этнос на восточных эвенов и западных эвенков.
К приходу в регион в XVII столетии русских эвенки образовывали самостоятельный народ, разделенный на отдельные роды. Во главе каждого стояли князцы — старейшины, шаманы или наиболее сильные воины рода. В отчетных документах отмечалось порядка 360 родов, в каждом насчитывалось 100-400 человек.
Тунгусы сильнее других северных народов противились новой власти. Они снимались с места кочевок, вступали в столкновения, в одном отчете отмечено: «Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака». Байкальские группы эвенков покорились в 1643 г., жившие при Витиме восточные — лишь в 1657 г.

Одним из наиболее влиятельных князцов был Гантимир, под властью которого находилось 15 кочевых родов, относящихся к ветви конных тунгусов. Гантимир был незаурядной личностью: у него было 9 жен, более 30 детей, с детства обучавшихся воинской премудрости, обращению с оружием. Князец был недюжинной силы и могучего телосложения: в Амурском музее хранится его лук впечатляющих размеров.
Гантимир оказал решающее влияние на установление партнерских отношений с Российским государством, в 80-х гг. XVII столетия приняв христианство и подданство России. Правитель добился права автономного управления народом, взамен обязывался охранять границы от монгольских набегов и предоставлять, в случае необходимости, обученных воинов. Столетие спустя создан пятисотенный Тунгусский казачий конный полк, в середине XIX столетия включенный в состав Забайкальского конного войска.
Приход советской власти эвенки не приняли, в 1924-1925 гг. затеяв Тунгусское восстание, которое было быстро подавлено. В 1930-х гг. начинается преподавание в местных школах на эвенкийском языке. Вместе с тем создаются колхозы и горпромхозы, народу навязывается оседлый образ жизни: существовавший веками жизненный уклад разрушался, ассимиляция стирала национальные особенности. Сегодня традиционные виды деятельности, в том числе кочевое оленеводство, сохраняются лишь в труднодоступных северных регионах. Большая часть эвенков ведет современный образ жизни, из привычных занятий практикуя лишь охоту.

Внешность и характер

Смешение с рядом аборигенных и соседских народов, а также значительная территория расселения привели к выделению среди эвенков трех антропологических типов внешности. Среди них:

  1. Байкальский.
  2. Катангский.
  3. Центрально-азиатский.

Несмотря на различия, выделяют следующие характерные черты внешности тунгусов:

  • средний рост;
  • непропорциональное телосложение;
  • округлая форма лица;
  • широкие дугообразные брови;
  • узкие темно-коричневые глаза;
  • широкий плоский лоб;
  • выдающиеся скулы;
  • заостренный подбородок;
  • широкий рот;
  • черные жесткие волосы;
  • слабая растительность на лице и теле.

Этнографы, исследователи, пришедшие в регион казаки отмечали у эвенков подвижность тела, остроту ума, граничащее с наивностью добродушие, добросердечие, гостеприимство, веселый нрав, чистоплотность. Согласно заметкам исследователей, «в отличие от неуклюжего остяка, мрачного самоеда, неприветливого и кислого якута эвенки производили более приятное впечатление, за что их прозвали «французами тундры и леса».

Одежда

Называли эвенков и «аристократами Сибири» за богатое украшение национальных костюмов. Повседневная одежда получила название «в тему» — фрак, за необычный покрой: целую шкуру оленя центральной частью помещали на спину, спереди завязывая тесьмой. В верхних боковых частях выкраивали дырки для рукавов, пришивавшихся отдельно, собирали плечевые швы, на спине вшивали доходящие до пола клинья из оленьих шкур.
Верхняя передняя часть оставалась открытой: под нее эвенки надевали богато украшенные бисером меховые нагрудники. Нижняя часть покрывалась натазниками из ровдуги: прямыми у женщин, угловыми у мужчин. На ноги надевали унты, сшитые из ровдуги, тюленьей кожи, меха: функциональную обувь эвенков переняли многие соседние народы. В повседневной жизни использовали простые парки прямого кроя, сшитые из вывернутых мехом наружу оленьих шкур. Головы покрывали капорами, капюшонами. Волосы мужчины и женщины стригли коротко или заплетали в две косы. Из украшений встречались объемные женские серьги, подвески, кулоны-талисманы.
Особого внимания заслуживает украшение нагрудника и шубы: использовался мех собаки и оленя, бисер, бусины, монеты, вышивка, меховые аппликации. Орнаменты имели сакральное значение: на вещи запрещалось переносить точное изображение животных, птиц и людей, поэтому использовались аллегорические символы. Треугольники связывали с культом плодородия, деторождения, силы родовой общины. Большое значение имели солярные знаки, схематичное изображение пауков — символов благополучия, хранителей.

Семейный уклад

Эвенки жили патриархальными общинами, состоявшими из 2-3 поколений, младший сын обычно оставался жить с родителями. Старшие женились, уходили из отчего дома в новые чумы. Род играл определяющую роль, состоял из малых семей, связанных близким и дальним родством по мужской линии. Летом, когда наступал срок родов важенок, связанные семьи собирались на общую стоянку: происходили совместные праздники, гулянья, свадьбы, укреплялись родовые отношения. Зимой малые семьи уходили на кочевку, объединяясь по 2-3 чума.
Брачный возраст мужчин наступал поздно: в 20-30 лет. Женщин в супруги предпочитали брать опытных, старше 20 лет, однако случались браки с девочками 12-15 лет. Свадьбы происходили по сговору с уплатой калыма, включавшего одну из трех форм:

  1. Олени (от 2 до 15).
  2. Отработка в семье невесты.
  3. Обмен сестрами между двумя семьями.

Женщины

Добрачные связи не были под запретом, однако за невест, которые до брака вели свободный образ жизни, давали калым меньшего размера. В жизни эвенков женщина имела зависимое положение: ей запрещалось есть вместе с гостями, перечить мужу, переступать через оружие, участвовать в общественных делах, наследовать имущество. Уважением пользовались пожилые женщины: в верованиях эвенков хозяйкой земли и тайги, духом Вселенной была женщина, представляемая в виде сгорбленной старушки.

Существовали специальные семейные обряды, выполнять которые могла только жена. Женщина была хранительницей очага: следила, чтобы он не погас, занималась кормлением — бросала в огонь мясо после охоты, перед приемом пищи. Важное место занимал обряд улгани, посвященный приветствию весенних перелетных птиц. Исполняли обряд пожилые женщины: ежегодный прилет птиц эвенки связывали с круговоротом жизни, а опытные рожавшие женщины несли вечную связь рождения и смерти. Действо заключалось в завязывании на сакральных деревьях или семейных идолах цветных лент, с просьбой благополучия, приветствием вестников весны.

Жилище

Традиционное жилище эвенков — чум-урус конической формы. Основа из плотно собранных жердей зимой покрывалась оленьими шкурами. Летом — прокопченными и вымоченными берестяными покрывалами: обработка материала давала мягкость, прочность, делала его непромокаемым. Покидая место стоянки, основу из жердей сохраняли, с собой забирали шкуры, бересту, утварь.
В центре уруса располагался открытый очаг или мазаный глиной камин, сверху размещали жердь для котла. Задняя часть чума предназначалась для почетных гостей, заходить на нее женщинам не полагалось. Оседлые эвенки проживали в полуземлянках с плоской крышей, скотоводы строили юрты, наподобие монгольских.

Жизнь

Эвенки ассимилировали аборигенные северные народы, подвергались влиянию бурятов и якутов, что привело к возникновению разных по типу хозяйствования ветвей:

  1. Пеших собаководов, занимавшихся рыбной ловлей.
  2. Охотников-оленеводов.
  3. Оседлых скотоводов.

Большая часть эвенков вела кочевой образ жизни, связанный с освоением новых охотничьих угодий. Между стоянками перемещались верхом на оленях: такой способ использования животных — «визитная карточка» эвенков. Оленей использовали в качестве вьючных животных, стадо обычно составляло 3-5 голов.

Охотились поодиночке, на крупного зверя шли группами 3-5 человек. Использовали луки, самострелы, рогатины, выслеживали лосей, оленей, медведей, зайцев, соболей. Для маскировки надевали шкуру с головы оленя, зашивая прорези от глаз и рогов бисером.
Рыбная ловля играла для большинства эвенков второстепенную роль. В реки выходили на лодках-долбянках, лодках, сделанных из бересты, кожи оленей, морских животных. Рыбу лучили, пронзали острогой, реже устраивали запоры. Женщины занимались собирательством кореньев, трав, орехов, земледелие и огородничество развито не было.

Религия

Традиционная религия эвенков — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в духов-хозяев и покровителей. Вселенная Буга разделялась на 3 мира:

  1. Верхний — располагается над небом, является домом для божеств. Входом в него является Полярная звезда.
  2. Средний — земной, где живут люди и духи.
  3. Нижний — туда уходит одна из душ для вечной жизни. Вход в нижний мир — водовороты и расщелины в скалах.

Шаманы путешествовали между мирами, были проводниками между живыми и мертвыми, приносили вести богов и погибших предков. Костюм шамана олицетворял волка или медведя, был украшен анимистическими фигурками, бахромой, птичьими перьями. Для обрядов использовали бубен, варган, неизменным элементом был огонь.

Шаманы участвовали в общих родовых праздниках, помогали при родах и болезнях, предсказывали будущее. Местами молений были большие поляны при общих родовых сборах, сакральные деревья, горные перевалы, большие камни.

Традиции

Большую роль в жизни эвенков играли анимизм, охотничьи обряды и традиции, проводить которые могли только мужчины. Волк был для эвенков священным животным, на него не охотились. Почитали ворона: считалось, что он передает богам земные вести. Поскольку вороны умели разговаривать, эвенки считали их душами людей, облаченными в птичье обличье.
Известны обычаи медвежьего праздника. Медведь считался отцом эвенков, женившимся в древние времена на женщине, давшей жизнь народу. Животное называли «амака» — «дедушка». Вину за убийство на себя не брали, на деревьях схематически вырезали лица, показывая на них говорили: «Это не я убил, это он».
Суеверия возникали и на почве представлений, что туша освежеванного медведя похожа на человеческую. Убийство животного сопровождалось родовым сбором, призывом шамана, общим праздником. Кости медведя не разрубали, а разделяли по суставам. В некоторых родах их затем собирали вместе, подвешивали и проводили обряд «борьбы» одного из детей с «воскресшим» медведем. Другие устраивали обряд воздушного погребения медвежьих костей: в древности эвенки использовали его и для соплеменников.

К приходу в регион русских, умерших хоронили в земле, в деревянных ящиках. По представлениям эвенков, в нижнем мире души продолжали жить так же, как в среднем. Однако после смерти все переворачивалось с ног на голову, поэтому умершему в гроб клали вещи из его повседневной жизни сломанными: трубку, лук, стрелы, предметы обихода, украшения.

Видео

Образ женщины в эвенкийском фольклоре / Статьи / Газета «Победа» город Шимановск. Новости Шимановска и Шимановского района

Исследовательская работа

 В 2020 году в Амурском областном музее состоялось открытие этнографического центра «Бидекит» (фото справа), что в переводе с эвенкийского означает — «Наша жизнь».  Клуб туристского краеведения «Истоки», где я занимаюсь, принимает непосредственное участие в мероприятиях нового центра.

 На первой экскурсии (фото слева) обратили внимание на оформление зала этноцентра.   В центре композиции изображена Энекан Буга, по эвенкийским представлениям — хозяйка Вселенной и рода человеческого.

 Понятие «буга» в эвенкийской культуре многозначно — это и мир в целом, вселенная, и источник жизни, в первую очередь — земля. Эвенки делят вселенную на три яруса. Поясню: Угу буга (Верхний мир, мир духов-создателей и ещё не рождённых душ людей и животных), Дулинбуга (Средняя земля, где живём мы с вами), Харгибуга (Нижняя земля, мир злых духов и умерших предков).

Я обратила внимание, что хозяйка всех трёх миров Энекан Буга изображена в женском образе.

 Особой роли женщин в эвенкийском сообществе касались в своих трудах Г.М. Василевич, А. Анисимов,  Варламов, А.И. Мазин, которые были опубликованы во второй половине ХХ в.

 У эвенков женские образы в фольклоре присутствуют во всех жанрах: поговорках, сказках, легендах, сказаниях и др. В мифах в образе женщин представлены все космогонические объекты: солнце, месяц, земля, река.

 Являясь непосредственными участниками проекта «Бидекит», мы погрузились в изучение женской темы, которая чётко просматривается в эвенкийском фольклоре. Полагаю, только изучая, сохраняя и приумножая наследие эвенкийского народа, возможно донести его до следующих поколений.

В своей работе я использовала материалы Амурского областного краеведческого музея, консультации непосредственных носителей эвенкийской культуры, публикации из интернета, материалы областной детской библиотеки, свои собственные мысли и рассуждения.

 В представлениях эвенков духу – хозяйке вселенной в женском обличье — отводится очень большое значение. Женские образы в их фольклоре разнообразны, многоплановы и актуальны. Это и Мать – Прародительница, и дух-охранитель, и божество, приносящее удачу охотнику.

Наиболее распространенным образом у всех групп эвенков является образ Энекан Буга – Небесной Старушки, он встречается в мифах, эпосе и обрядовом фольклоре и даже в современных сказках эвенков. Анатолий Иванович Мазин, со слов информаторов, зафиксировал следующее описание образа: «на третьем ярусе верхнего мира, или первом от земли, живет Энекан Буга. Эвенки представляют ее как очень старую сгорбленную женщину с добрым лицом, в длинном платье из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры). Волосы зачесаны назад (возможно на голове капюшон). В левой руке она держит чемпули, (мешочек) полный шерстинок – душ разных животных, в правой – шерстинку, чтобы подарить ее кому-нибудь из людей».

 В ее власти олени, их приплод, животные и охотничий промысел. Если она благоволит человеку, семье, роду, то рост оленьего стада и удачная охота обеспечены, а если нет, то добра не жди.

 Луна (бега) по представлению эвенков — это зеркало Энекан Буга. В дни полной луны, в ясную погоду на луне можно рассмотреть темные пятна. Эвенки говорят, что это отражение Энекан Буга, которая смотрится в зеркало. Этот облик – ориентир для шамана, когда он «летит» к ней со своими просьбами. Кстати, нередко шаманами становились женщины.

 Стоит отметить, что солнце также представлялось в образе женщины и называли его Энекан Сигун (Бабушка Солнце). От солнца зависела смена времен года, дня и ночи. Считалось, что зимой оно сидит в своём чуме и копит тепло, а весной выпускает его на волю, поэтому начинает таять снег, вскрываются реки, наступают теплые дни.

 Смена дня и ночи интересно объясняется в легенде о богатыре  Мани, в которой он отобрал солнце и вернул его людям, все участники космической охоты превратились в звезды. С тех пор происходит смена дня и ночи, и космическая охота повторяется. Каждый вечер лоси выкрадывают солнце, в свою очередь, Мани гонится за ними и к утру возвращает людям.

 Наиболее почитаемая помощница Энекан Буга в Среднем мире — Энекан Того (Бабушка Огонь), за плечами у которой мешочек с углями.

Наличие огня в чуме считалось залогом выживания. Костёр был  строго по центру как символ жилища и семейства. Летом в чуме располагали дымокур, а пищу готовили на костре около чума.

 Следует отметить, что огонь считался главной семейной святыней, поэтому с ним связано много интересных традиций. В основном за поддержанием костра следили женщины, пока мужья и отцы семейств уходили в тайгу. Огонь считался живым существом с чувствительной и тонкой душой, поэтому угасание костра сравнивалось с предвестником трагических событий. Бабушку Огонь задабривали, на угли клали лучшие куски мяса. Невеста приобщалась к роду мужа после того, как «угощала» огонь жиром.

 Эвенки часто обращались к огню с мелкими просьбами: послать зверя, благополучие и здоровье семье, здоровье оленьему стаду и т. д.

У эвенков сложилось доброжелательное отношение к огню, появились всевозможные запреты: не бросай в огонь острые предметы, наколется дух — хозяйка огня; не клади нож острием к огню, поранишь бабушку — обидится; не бросай в огонь свежий тальник, будет щипать бабушке глаза — обидится.

 Энекан Того является самым близким для человека духом, т.к. живет в каждом жилище. Через огонь можно обратиться к любому духу и божеству. Обряд Имты – очищение огнём — самый распространенный из эвенкийских обрядов. Он проводится на каждом большом празднике или собрании эвенков.

 Крупный российский исследователь культуры эвенков Глафира Макаровна Василевич писала об отношении эвенков к огню: «Значение огня у эвенков проходит красной нитью через всю их жизнь. Огонь охраняет  от злых духов. Автор была свидетельницей, когда охотник, собравшийся на промысел, услышав потрескивание, (это плохая примета) в этот день на охоту не пошел. Шипение огня означает хорошее предзнаменование для охотника, говорят: «бабушка шикнула, много зверя добудем». Последнее замечание эвенкийского охотника свидетельствует, что эвенки представляли духа огня женщиной.

Итак, эвенки Приамурья считают, Энекан Буга или просто Буга обитает в верхнем ярусе Верхнего мира и следит за жизнью на земле, периодически посещая ее, появляясь в особенных сакральных местах, чаще всего, в местах с наскальными писаницами.

 В Амурской области на сегодняшний день открыто более двадцати писаниц. Чтобы разобраться в древнем творчестве эвенков,  мы связались с Денисом Павловичем Волковым, директором Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области. Он рассказал: «Эвенки поклоняются наскальным рисункам, чтобы задобрить Энекан Буга и ее помощников, оставляют там жертвоприношения: повязывают на деревья ленточки, кладут патроны, монеты, детские игрушки». Специалисты Центра под руководством Дениса Павловича презентовали уникальный для России VR-проект «Амурские писаницы». И мы погрузились в мир древней наскальной живописи, рассмотрели «Средненюкжинскую писаницу».

В самой верхней части изображен верхний мир и прибывающие там главнейшие небесные светила — солнце (Бабушка-солнце), Луна, звезды и шаманская звезда Чалбон (Венера), также с женскими чертами лица.

 До нашего времени дошли эвенкийские произведения различных фольклорных жанров, в том числе и мифы, которые получили свое дальнейшее развитие в сюжетах героических сказаний.

 Образ женщины в эвенкийских героических сказаниях представлен как образ  идеала женщины-эвенкийки, где она предстает нам как красавица, основательница рода и семьи, хозяйка дома-жилища, основа семьи и помощница, наставница и советчица мужа, брата, богатыря. Именно вокруг них выстроена сюжетная линия всего произведения.

 Женщины из сказаний обладают магическими способностями, например: может превратиться в белую птицу, поместиться в кармане брата, может оживлять умерших.

 Исследователи находят свидетельства того времени, когда материнский род имел основополагающее значение. В героическом сказании «Шестипрядевые косы» имеющая шесть кос Нюнгурмок – девочка-сиротка  стала матерью первым эвенкийским богатырям, обучила их всему.

В другом сказании говорится, что женщина первая приручила оленя, который стал основой всей жизни амурских кочевников.

Эвенки чтили опыт своих предков, передавая от старших к младшим.

 Наиболее распространенный жанр эвенкийского фольклора — сказки. В сказках четко просматривается  «женская тема», звучащая даже в названиях: «Две девушки — Дюр ахи», «Две сестры — Дюрнэкунэн», «Три девушки — Иланахаткан».

 Герои эвенкийских сказок отличаются мужеством, смелостью, готовностью прийти на помощь тому, кто в ней нуждается.

Заканчивается сказка такими словами: «Старые эвенки говорят: «Только от материнского молока дети сильными и здоровыми вырастают». Старые эвенки говорят: «Доставляй другим добро, и оно вернется к тебе. Ведь мир держится на добре».

 К малым фольклорным жанрам относятся пословицы, поговорки, наставления, загадки, которые частично рассмотрели в главе, посвященной Энекан Того (Бабушке Огонь).

 Старая эвенкийская пословица гласит – «Женщина растит человека». Эту же пословицу употребляют, когда хотят сослаться на приоритет женщины, жены в семье. Аналогичны предыдущей эвенкийские пословицы: «Муж без жены — сирота», «Жену потеряешь — потухнет огонь», «Земля – наша мать — всех накормит и напоит»,  Загадка — Кто всех лучше? (мать).

 Загадки о природе также включают особое отношение к женскому роду: «Бабушка идёт, поёт, никогда не отдыхает (река),  Бабушка плача идёт (туча), Старуха вскочила, к небу убежала (туман), По утрам девочки плачут, солнце их слёзы вытирает (роса)».

 Таким образом, в результате проведенного исследования мы убедились, что образ женщины является  центральной фигурой эвенкийского фольклора и интересным объектом исследования.

Вероника Жукова, обучающаяся клуба «Истоки»,
руководитель Т.П. Богомазова, педагог дополнительного образования ЦДТ г. Шимановска


Эвенкийская женщина на закате с бубном воодушевляет Стоковое фото ©alevetdinov 179044954

Изображения

ВидеоРедакцииМузыка и звуковые эффекты

Инструменты

ПредприятиеЦены

Все изображения

ВойтиРегистрация

Удалить BG

Образец

Чтобы загрузить это изображение,


Уже зарегистрированы? Войти

Нажимая Зарегистрироваться, вы соглашаетесь с Depositphotos
Членское соглашение

Эвенкийская женщина на закате с бубном поднимает настроение

— Фото автора alevetdinov

  • Найти похожие изображения 033

    Похожие лицензионные изображения:

    Похожие стоковые видеоролики:

    Молодая привлекательная женщина в белом платье и шляпе позирует на фоне моря на удивительной дискотеке подруг заката. вечеринка у озера, дети танцуют. счастливые девушки танцуют на пляже. красивые девушки с удовольствием слушают музыку. сестры танцуют. Молодая женщина в шляпе в руках, идущая по морскому пирсу во время заката. Вид сзади. Красивая женщина с воздушным шаром, идущая в поле на Потрясающая блондинка с красным воздушным шаром в форме сердца, наслаждаясь удивительным закатом на берегу моря. Вид сзади. Замедленная съемка. Очаровательная женщина, сидящая на морской набережной, держа красочный воздушный шар и ветер, дующий в нее. Стильный туристический фотограф на фоне моряЖенщины танцуют на пляже. Вечеринка у озера, девушки танцуют. праздничная дискотека подружек подростков. счастливые девушки танцуют на пляже. красивые девушки с удовольствием слушают музыку. Молодая женщина на природе Свободная и веселая женщина. Счастливая девушка с длинными волосами танцует на закате на пляже и смеется. Slow motionSilhouette: счастливая семья из четырех человек смотрит на закат. Маленький сын сидит на плечах отца и машет руками. Девушка держит в руках воздушные шары. Вид сзади. Праздничная дискотека подруг тинейджеров в замедленной съемке. вечеринка у озера, дети танцуют. счастливые девушки танцуют на пляже. красивые девушки с удовольствием слушают музыку. сестры танцуют. Влюбленная пара на пляже Эмоционально наслаждайтесь отдыхом у моря. Молодая пара радостно обнимается на фоне моря и заходящего солнца. Замедленное видео 4K

    Usage Information

    Вы можете использовать эту бесплатную фотографию «Эвенкийская женщина на закате с бубном воодушевляет духов» в личных и коммерческих целях согласно Стандартной или Расширенной лицензии. Стандартная лицензия распространяется на большинство вариантов использования, включая рекламу, дизайн пользовательского интерфейса и упаковку продуктов, и позволяет издавать до 500 000 печатных копий. Расширенная лицензия разрешает все варианты использования в рамках Стандартной лицензии с неограниченными правами печати и позволяет вам использовать загруженные стоковые изображения для продажи товаров, перепродажи продукта или бесплатного распространения.

    Вы можете купить эту фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 7360×4912. Дата загрузки: 4 января 2018 г. 33

    • В наличии на
    • Доступно на

    Контакты и поддержка

    • +90-850-390-2134
    • Свяжитесь с нами
    • Depositphotos Отзывы

    © 2009-2023. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.

    Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.

    Коренные жители Сибири в фотосессии «Мир в лицах»

    Ульчи. Ульчский район, Хабаровский край, Дальний Восток, Сибирь. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Последние 9 лет фотограф Александр Химушин путешествует по миру, посетив 84 разные страны. Три года назад, вдохновленный идеей документирования отдаленных культур, которые постепенно исчезают из-за глобализации, он начал свой проект «Мир в лицах» . Разыскивая небольшие группы этнических меньшинств по всему миру, Химушин снимает невероятные портреты, которые прославляют и увековечивают их культуру.

    За последние 6 месяцев Химушин погрузился в сибирский пейзаж, проехав в одиночку 15 000 миль за рулем внедорожника, чтобы выследить и сфотографировать коренных жителей этой замерзшей земли. Двигаясь от берегов Байкала к побережью Японского моря, он побывал в различных этнических меньшинствах, численность многих из которых составляет несколько десятков человек.

    Россия признает 40 различных коренных народов, проживающих в Сибири, от эвенков, чье население рассредоточено в разных местах на расстоянии тысяч километров, до почти вымерших тазов, которых, как считает Химушин, сфотографировал впервые. Химушин отмечает, что большинство официальных оценок численности населения ошибочны и имеют тенденцию к искажению, превышающему реальность. Столкнувшись с суровыми температурами и сокращением населения, австралийский фотограф запечатлел гордость этих людей за свою уникальную культуру.

    Мир в лицах, Сибирь  — продолжение миссии фотографа Александра Химушина по документированию отдаленных культур по всему миру.

    Саха Девушка. Республика Саха, Сибирь. В традиционной свадебной маске. Народ саха очень гордится своей уникальной культурой. Они живут в самой холодной части мира. Абсолютный мировой рекорд -96 градусов по Фаренгейту был зафиксирован в Оймяконе. Каждую зиму, по крайней мере, 2 месяца температура постоянно ниже -40 по Фаренгейту. Первый снег выпадает в начале октября, а последний снегопад в этом году был в июне. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Нивхский мужчина. Нилокаевский район, Хабаровский край, побережье Охотского моря, Сибирь. Нивхский язык не родственен ни одному языку мира. До сих пор неизвестно, как нивхи попали на Дальний Восток, так как лингвистически они не родственны никаким другим тунгусо-маньчжурским народам, населявшим Сибирь по Амуру. Часть нивхов живет на Сахалине, часть там, где Амур впадает в Охотское море. Осталось небольшое количество нивхов. Официальная статистика не отражает реальной ситуации. Многие «официальные» коренные народы имеют лишь некоторую родословную, иногда довольно далекую, от людей первой нации, им просто лучше зарегистрироваться в качестве меньшинства из-за льгот государственной поддержки. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Эвенкийский старейшина. Южная Якутия/граница Амурской области, Сибирь. Охотник, местный староста, бывший оленевод, вышел на пенсию 2 года назад, всю жизнь провел кочевником, живя в юрте, ухаживая за своими многочисленными оленями. Он говорит, что очень тяжело поселиться и жить в доме в деревне, потому что это слишком беспокойная жизнь и в деревне «загрязнение». © Александр Химушин / Мир в лицах

    Эвенкийская девочка. Республика Саха. Сибирь. Это якутская эвенкийка из Оленекского района — одного из самых холодных и отдаленных районов Якутии. Эвенки, проживающие там среди народа саха, некоторые говорят только на базовом русском языке. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Тофаларский мужчина. Саянские горы, Иркутская область. Сибирь. Очень редкий народ, живущий изолированно в Сянских горах. Добраться до них можно только на вертолете, дороги нет, только зима. Они живут в 3 деревнях, между которыми нет дороги. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Даже молодой человек. Эвено-Бытантайский район, Якутия. Сибирь. Даже не то же самое, что эвенки! Они живут в одном из самых отдаленных и холодных районов Якутии. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Человек-Орокен. Элунчун Зыжици, Внутренняя Монголия, Северо-Западный Китай. Орочены — китайские эвенки, родственники русских эвенков, понимают 70-80% языка. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Бурятская девушка. Республика Бурятия, Сибирь. Буряты имеют совершенно разную традиционную одежду в зависимости от их клана ( род на русском языке). Буряты — этнические монголы с очень похожим языком и традициями. Они гордятся своей культурой и среди очень немногих регионов России исповедуют буддизм. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Девушка-долган. Республика Саха. Сибирь. Редкие люди. Долганы — самое северное тюркоязычное этническое меньшинство в мире. Небольшое количество обитает в очень отдаленных районах Северо-Восточной Якутии, а остальные — на севере Красноякского края, на Таймырском полуострове. Не существует единой общепринятой теории о том, как образовалось долганское меньшинство. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Тувинский монгол. Алтайский край. Северо-Западная Монголия. В то время как в Республике Тыва России, через границу с Монголией проживает много тувинцев, в Монголии проживает небольшое количество так называемых монгольских тувинцев. Этот человек один из них. Его семья живет в юрте, выращивает и доит яков в отдаленных травянистых высокогорьях рядом с ледником в Монголии, части Алтайских гор. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Это 40 различных коренных народов, проживающих в Сибири, численность каждого из которых составляет менее 50 000 человек, а у многих осталось всего несколько десятков человек.

    Уилта Маленькая девочка. К северу от острова Сахалин. Сибирь. Ороки (старое имя). Они живут в двух местах на острове Сахалин, большом острове недалеко от Японии. Одна деревня народа уильта находится в самой северной части острова. Я посетил оба места. Некоторые пожилые уйльта родились во времена, когда Сахалин входил в состав Японии, и имеют японские имена и фамилии. Люди уильта почти исчезли. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Саха Девушка. Республика Саха, Сибирь. Народ саха уникален, они говорят на языке, принадлежащем к тюркской группе, но при этом они шаманисты, а не мусульмане. Их культура связана с лошадьми, а эвенки – с оленями. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Удэгейский мужчина. Приморский край, Дальний Восток, Сибирь. Очень редкий народ, живущий в густой тайге, по реке Бикин — русской Амазонке. Уссурийские тигры живут в зарослях и часто посещают их деревню, иногда убивая собак у себя во дворах. До сих пор большинство удэгейцев зарабатывают на жизнь сбором и продажей корня женьшеня, а также меда. Удэгейцы в основном живут в двух селах, удаленных друг от друга на сотни километров. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Эвенкийская мама с младенцем. Нерюнгринский район, Республика Саха, Сибирь. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Семейские бабы. Первомайка, Заиграевский район, Республика Бурятия, Сибирь. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Тазы Женщина. Михайловка, бухта Ольга, Приморский край, Дальний Восток, Сибирь. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Эвенкийская девушка. Республика Бурятия, Сибирь. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Нанайская девушка. Нанайский район, Хабаровский край. Дальний Восток, Сибирь. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Молодой человек Ульчи. Булава, Хабаровский край. Дальний Восток, Сибирь. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Айнский юноша. Остров Хоккайдо, Япония. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Бурятский шаман. Багдарин, Баунтовский район, Республика Бурятия, Сибирь. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Чукча. Республика Саха, Сибирь. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Девушка Ульчи. Богородское, Хабаровский край. Дальний Восток, Сибирь. © Александр Химушин / Мир в лицах

    Эвенкийский мальчик-оленевод. Берег реки Тимптон, граница Якутии и Амурской области, Сибирь.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *