Фотография это искусство: мир глазами фотографа — Колесо жизни
мир глазами фотографа — Колесо жизни
Можно ли считать фотографию искусством? Определённо да. Хоть у фотографии пока и не такая глобальная истории, как у живописи, скульптуры или театра, но она есть, и она длиннее, чем у кинематографа. За период своего существования фотография может похвастаться многими великими мастерами и действительно ценными, качественными, имеющими историческое значение фотографиями. К тому же они имеют признание в мире искусства. Ну и для самых меркантильных ценителей будет важен тот факт, что фотографии тоже могут стоить миллионы долларов.
Выставки, галереи, аукционы, международные конкурсы, мировое признание, фильмы и книги о великих фотографах, разве это не признание фотографии, как искусства. Кажется, все признаки очевидны.
О творцах и шедеврах
Но вот каждый ли фотограф является творцом? Абсолютно нет. Мы видим гораздо больше людей с камерами, чем фотографов. Наличие инструмента, каким бы дорогим он не был, не делает человека творцом. Он делает его обладателем этого самого инструмента – будь то фотоаппарат за тысячу долларов или за десять. Дорогие инструменты не влияют на цену и ценность работы. Создавать шедевры можно простыми инструментами, простой камерой. Всё зависит от виденья мира, момента, от понимания происходящего, от того, насколько фотограф чувствует мир в целом и человека в частности, если это портретная съёмка.
Именно портретная съёмка привлекает больше всего внимания. Фотографии с людьми чаще остальных получают номинации в ежегодных награждениях, когда выбирают лучшие работы за год. Это связано не с тем, что люди лучше всего получаются на фото. Фотографии с людьми вызывают более глубокие эмоции. Такие фотографии затрагивают часто острые социальные проблемы. Они привлекают внимание мира к тому или иному вопросу. Или попросту передают сильные эмоции и настроение людей, которых фотографируют.
Фото: Алексей Зубенко, Instagram: zubalexey
Например, работы Питера Линдберга. Они наполнены определённой глубиной эмоции, переживаний. Герои фотографии полны переживаний, размышлений. Акцент на эмоциях, на впечатлениях. 90% работ Линдберга выполнены в чернобелом варианте, чтобы подчеркнуть то настроение, которое он хотел передать. Эти фотографии словно стоп-кадры из восхитительного фильма. И ведь не даром Питер работал именно с голливудскими знаменитостями и звёздами мирового уровня. Такие фотографии достойны выставок и всевозможных галерей. Если бы автор был заинтересован и преследовал бы другие цели, то его работы можно было бы продавать на аукционах тем ценителям искусства, что развешивают картины в своём доме или квартире.
Можно так сказать, что Питер Линдберг был приверженцем школы эмпатического портрета. Это не совсем корректно относить его к определённому направлению, но учитывая те принципы, которых он придерживался в работе, это будет ближе всего. Питер сопереживал моделям. Многие из них были его друзьями. Это тоже имело отражение в фотографиях Питера. На них не было скованности, психологических барьеров, замкнутости. Если только этого не требовал снимаемый образ.
Его герои часто были меланхоличны, задумчивы, погруженные в свои переживания. Но это было погружение на время съёмки, погружение, которого добивался Питер благодаря симпатии, которую к нему испытывали. Его в шутку называли чемпионом по объятиям. Потому можно представить, какая приятная атмосфера царила на съёмочной площадке… Это тоже искусство. Искусство создавать такое настроение и творить подобные работы.
Конечно, не только фотографии с людьми завоёвывают призвание. Взять хотя бы фотографию, которую видел почти каждый, кто пользовался компьютером хотя бы 10 лет назад. Помните же заставку на рабочем столе ОС Windows XP? Эта фотография стоила Microsoft многих миллионов. Мало кто знает автора этой работы, но что ее видели миллионы людей по всему миру – это факт. Ну а авторов многих картин тоже не знают люди. Мунк, Климт, Босх – не все эти мастера узнаваемы, но нельзя же из-за этого считать их далекими от искусства.
Фото: Алексей Зубенко, Instagram: zubalexey
Да и в целом, не всё искусство в мире имеет признание, а многое из того, что признано – сложно назвать таким. Современное искусство вообще вещь запутанная. И фотография тоже может быть концептуальной, авангардной, в которой изображены непонятные сюжеты с непонятными образами. Люди самовыражаются через фотографию, создавая картины. Пусть они не пишутся маслом, пусть для их создания используется электроника в наши дни, но разве это не прекрасно? Разве подобные произведения нельзя считать искусством?
Путь фотографа
Все художники в искусство и приходят потому, что хотят самовыразиться. Через картины, пьесы, романы, музыку, скульптуру и фотографию. Фотографы может и могли бы писать картины, но в быстротечности мира выбирают оптимальный вариант, когда нарисовать можно нажатием одной кнопки. При этом есть работа и до, и после. Следует подготовить сценарий съёмки, проработать образ, идею, подготовить модель или моделей, организовать их всех. А после заняться постпродакшном. Обработка фотографий, подготовка к печати. Сама съёмка занимает меньше времени, чем всё остальное. Но от этого этот процесс не менее интересный и захватывающий.
Многие эти моменты подтолкнули и меня к тому, чтобы взять в руки камеру. Хотя, именно как человек с камерой я уже очень давно. В детстве Polaroid, потом плёночные камеры, первая цифровая «мыльница», а после университета первый зеркальный фотоаппарат и желание фотографировать всё подряд. Только года два назад начал расценивать фотографию, как искусство. Были первые пробы отснять людей, организовать фотосессию и комплекс страхов, множество « а что, если» и сотни сомнений по каждому профессиональному вопросу.
Со временем набирался опыта, прибавлял себе уверенности, учился работать со светом, строить световые схемы, организовывать съёмки, решать вопросы по локации или с чем ещё приходится разобраться в процессе. Вплоть до того, что связывался с компанией застройщиков и узнавал детали по локации. Фотография ставила новые задачи, и мне приходилось их решать. И чем дальше, тем более интересные задачи. По ощущениям – никогда больше удовольствия не получал, чем на этом пути. Когда постоянно создаешь себе новые вызовы и поднимаешь планку в качестве работы, в качестве жизни, то это очень круто.
Фото: Алексей Зубенко, Instagram: zubalexey
С опытом приходит понимание, как реализовать ту или иную идею. А главное – эти самые идеи приходят в голову, и над ними приходится думать. Где найти подходящую локацию, какой образ подходит человеку, какая световая схема будет выигрышней, как вообще такое можно снять. Потом ещё, правда, бывает, что смотришь на готовые фотографии, и понимаешь, что вот вообще они не нравятся. В такие моменты думал, что может это всё не то, что не тем занимаюсь. Но перечитывал отзывы, объективно смотрел на свои работы в целом, просил конструктивную критику, и продолжал фотографировать, творить и вытворять.
Можно быть сколь угодно талантливым и даже гениальным, но только упорной работой можно достичь результатов. Искусство не исключение. Сколько времени Ван Гог тратил на копирование картин, на отработку прорисовки людей… Только таким путем можно достичь тех значимых результатов, когда твое творчество начинают замечать и выставлять в галереях. Или надо обладать настолько уникальным виденьем, что первые работы производят фурор, их замечают разные издания и популярные интернет-ресурсы, и тогда на следующее утро можно проснуться известным.
Фотография это однозначно искусство. Все зависит от подхода, в котором она реализуется. Либо это банальные репортажные фотографии, да ещё и с глупой постановкой, либо же это что-то интересное и высокохудожественное, продуманное до мелочей в каждом фото, когда создается действительно картина, которую не стыдно повесить на стену у себя в квартире. И каждый раз надо стремиться к тому, чтобы превзойти себя в новой работе. Искусство тоже требует постоянного развития.
Тут будет размещена реклама
Спасибо, что помогли сделать качество статей лучше!
Фотография — это искусство? • Arzamas
Вопрос о том, может ли фотография быть искусством, возник вместе с появлением самой фотографии. В середине XIX века выражались серьезные сомнения в том, что «машина» может заменить художника, а искусство может быть технологичным. В начале XXI века вопрос «является ли фотография искусством?» разворачивается уже по-другому: есть ли смысл в исканиях фотографа-художника, когда фотографическая технология доступна каждому и мир переполнен изображениями?
Почему фотографию сложно назвать искусством, что означает термин «художественная фотография», можно ли считать произведением искусства фотографию из семейного альбома, а также чем отличается «фотография художников» от «искусства фотографов» — об этом и многом другом расскажет Мария Гурьева.
Мария Гурьева © Государственный ЭрмитажМария Гурьева — кандидат наук, исследователь истории и теории фотографии, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного института культуры, соорганизатор международной конференции по визуальным исследованиям «После (пост)фотографии».
Выставка к лекции
К каждой лекции сотрудники Российской государственной библиотеки готовят специальную тематическую мини-выставку из своих фондов, которая проходит в том же зале, что и сама лекция.8 апреля посетители лекции увидят образцы ранней фотографии — дагерротип середины XIX века, оригинальные отпечатки с видами Санкт-Петербурга и Москвы 1860–70-х годов, снимок Моисея Наппельбаума с портретом Сергея Есенина. Впечатление о старой фотографии дополнят вид монастыря в Венеции, раскрашенный акварелью, и альбом любительских фотографий.
1 / 10
Вид на остров Сан-Ладзаро-дельи-Армени в Венецианской лагуне. 1860-е годыРоссийская государственная библиотека
2 / 10
Петропавловская крепость. Фотография Альберта Фелиша. Санкт-Петербург, 1870-е годыРоссийская государственная библиотека
3 / 10
Исаакиевский собор. Фотография Альберта Фелиша. Санкт-Петербург, 1870-е годыРоссийская государственная библиотека
4 / 10
Московский Кремль. 1870-е годыРоссийская государственная библиотека
5 / 10
Крестный ход 19 мая 1869 года. Воскресенские ворота и Иверская часовня в Москве. Фотография Михаила Настюкова. 1860-е годыРоссийская государственная библиотека
6 / 10
Интерьер фотографического павильона на Политехнической выставке Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Москва, 1872 годРоссийская государственная библиотека
7 / 10
Альбом любительских фотографий. Россия, конец XIX — начало ХХ векаРоссийская государственная библиотека
8 / 10
Федор Тютчев. Фотография Генриха Деньера. Санкт-Петербург, 1865 годРоссийская государственная библиотека
9 / 10
Сергей Есенин. Фотография Моисея Наппельбаума. Москва, 1924 годРоссийская государственная библиотека
10 / 10
Портрет графини В. А. Шереметевой. Предположительно, ателье Иосифа Венингера. Санкт-ПетербургРоссийская государственная библиотека
Как попасть?
8 апреля
16:00
Москва
Конференц-зал РГБ
ул. Воздвиженка, 3/5, главное здание РГБ, 3-й подъезд, 3-й этаж
Фотография как искусство
Фотография фотографии рознь.
Снимки часто делаются только для того, чтобы остановить какие-то мгновения, сохранить память о событиях или местах, где человек побывал — мы называем этот жанр «Я и пальма». Но иногда хочется снять нечто такое, что будет пробуждать эмоции независимо от воспоминаний, хочется сделать снимок, который будет висеть на стене так, как будто он открывает окно в какой-то другой мир, — туда, где мы еще не были и вряд ли уже будем. Окно в мир искусства.
Да-да, это будет именно искусство, которое вы создали сами – не Микеланджело, не Сарьян и не Малевич — именно вы. А почему нет? Это доступно каждому. Надо только захотеть.
Именно тем, кто стремится делать такую фотографию, и пригодится наша Азбука. Для фотосессий класса «Я и пальма» все эти знания абсолютно не нужны – современные цифровые камеры настолько просты в обращении и настолько сложны внутри, что позволяют снимать «хроники жизни» без малейших усилий, без духовной перегрузки — и с великолепными результатами, которыми можно под завязку набить толстенький альбомчик 10х15.
Как определить — искусство или нет?
Если при взгляде на чужую фотографию вам жаль, что не вы ее сделали – это искусство. Шутка. Но только почти.
Положим, свои шедевры мы всегда знаем — только не нужно пытаться убеждать себя в обратном. Некоторые фотографы так упорно стараются добиться абсолютного совершенства, что простыми рядовыми удачами пренебрегают. И тем самым обедняют и себя, и нас. Другие же, напротив, каждый свой снимок видят только в розовом фильтре и лишают себя роскоши критической оценки.
Если вам удастся избегнуть таких крайностей (а крайности всегда крайне вредны), то останется только прислушаться к внутреннему голосу. Своему. Он вас никогда не обманет. Ведь главное — чтобы снимок нравился вам самому. Создателю.
И если вам снимок нравится — это искусство. А настоящее искусство достойно выхода в массы — в печать и в свет.
Печать как заветный результат
Ваш замечательный снимок станет настоящим шедевром лишь после того, как Вы его представите на суд зрителя. Хотя, уже на пороге времена, когда в галереях или на стенах квартир будут висеть плазменные панели для демонстрации картин (настольные электронные рамки уже вовсю продаются в магазинах), но самым простым способом овеществления шедевра все-таки остается печать.
После появления более-менее дешевых струйных принтеров стало возможно печатать фотографии прямо на дому, а главное — стало возможно управлять качеством и процессом печати.
Управлять процессом — это очень важно. Наверное, каждый владелец камеры хотя бы раз оказывался в такой ситуации: приходите вы в лабораторию получать фотографии, а они…
- слишком красные…
- слишком синие…
- слишком мутные!
- …да это вообще не ваши фотографии!!!
Поэтому печатать снимки дома — надежнее. Придется потратиться на бумагу (которая чем лучше – тем дороже!) и на чернила (которые бывают оригинальные — т.е. от производителя вашего принтера, а бывают дешевле — т.е. не от производителя вашего принтера).
Сделать качественный отпечаток дома не так уж просто. Прежде всего, принтер и монитор нужно откалибровать, для чего придется воспользоваться специальным оборудованием. Понадобятся также навыки в управлении цветом (color management), изменении контраста, цвета, насыщенности и многих других характеристик изображения. Обо всем этом можно прочитать в нашей Азбуке.
Впрочем, можно и не заниматься всем этим самому — достаточно найти профессионалов, которые за разумные деньги сделают все за вас. В последнее время таких сервисов появляется все больше и больше. Здесь важно не ошибиться в выборе. И для этого вам опять-таки полезно будет дочитать до конца нашу Азбуку — ведь если даже вы будете обрабатывать и печатать свои шедевры не сами, то знакомство с этими технологиями позволит вам осознанно выбрать наиболее профессионального исполнителя ваших заказов.
Когда фотография становится искусством — 52 примера
Способность словить точный момент, когда происходит что-то неповторимое и уникальное, находит воплощение в фотографиях мастеров, например, в снимках Роберта Капа, среди которых республиканский солдат, умирающий на поле боя. Это не репортаж, а уникальная замороженная частица времени.
Наличие передовых технологий и портативной аппаратуры, которая повсюду может путешествовать со своим владельцем, позволяет миллионам людей приобщаться к миру искусства. Некоторые фотографы, даже не имея специальных навыков, в один клик улавливают незабываемые моменты, передающие суть события, места или эпохи.
Рассуждая о нише фотографии среди других направлений в искусстве, ее можно отчасти воспринимать как рассказчика и переводчика всей той напряженности и тревожности, что формирует понятие настоящей реальности. Хорошая фотография это далеко не простое зеркало мира, это душа, скрытая за множеством интересных снимков. Она способна раскрыть свои глубокие механизмы.
Многие молодые художники использует фотоискусство, чтобы создать автобиографическое путешествие, которое выходит за рамки объективного повествования и становится интимным и эмоциональным.
Часто выбранный ракурс открывает дверь к необычной точки зрения и способствует новой интерпретации сцены. Кроме того, возможности профессионального программного обеспечения позволяют художникам формировать нереальную динамику, удивительные картинки, безупречные поэтические описания. В итоге результат творчества может выглядеть как загадочные портреты кисти Магритта.
Отражение городского пейзажа
Реальность — это отражение нашей собственной личности.
Красный зонтик
У каждого из нас свои границы.
Замедленная магия
Любопытство может далеко вас унести.
Колодец Иакова. Техас, США
Прыжки в бездну будущего, бег к неизведанному при всем детском любопытстве.
Чайные плантации в провинции Корриентес, Аргентина
Рисунок из зелени похож на полную жизни, мощную змею. Это и есть природа.
Портрет мандрилла от Вулфа Адемейта (Wolf Ademeit)
Общение — это мост, объединяющий далекие миры.
Буря от Hoang Hiep Nguyen
Пойманный момент навсегда в буре: это жизнь.
Роса на листе от Александра Дешоме
Чтобы создать шедевр, вам многого не нужно: всего нескольких капель жизни.
Белки от Даля
Что, если бы мы изменили свою перспективу? Можем ли мы найти способ изменить цель нашей собственной материальности?
Вы никогда не скроете ложь
Секреты всегда найдут способ проявиться.
Абстракция из домов от Allard Schager
Дом — это загадочное слово из теней и света: совокупность здания и замысла.
Рисовые террасы Юньнань, Китай
Знайте: красота живет вокруг вас.
Видеодемонстрация стратегического бомбардировщика Ту-95МС
Иногда вы просто должны пройти свой собственный путь.
Классная идея для ванной
Путь к комфорту часто выглядит неожиданно.
Два часа дня от Мартины Бичери
Это стена или крыша? Перспектива способна в буквальном смысле изменить мир и перевернуть его с ног на голову.
Кажется, это настоящий ученый кот
Всегда помните, что все люди разные.
Тюльпаны
Иногда все дело в узорах и постоянстве.
Фото Симоне Сапиенца
Красота в простых символах: просто отличная композиция.
Защитите Землю
Нет Земли без зеленой души.
Милая девушка
Момент одиночества, а Вселенная улыбается.
Замечательное фото автомобиля
То, что у нас есть, красноречивее наших мыслей.
Удачный кадр
Смотрите вверх и будьте готовы: всегда можно найти способ сбежать.
Идеальное сочетание от Татьяны Михиной
Красота и природа … чистая гармония.
Оазис от Nam In Geun
Даже в самых крупных пустынях сокрыто зеленое сердце. Если вы достаточно внимательны, то сможете его разглядеть.
Взгляд от Рольфа Скрипзака
Все дело в фокусе.
Алиса в стране WaterLand от Елены Калис
Жизнь — это постоянное хождение по тонкой, хрупкой поверхности.
Все, что я люблю делать — это мечтать. От Caras Ionut
Предел полета вашей мечты находится выше неба.
Роза в росе. Живопись Алексея Антонова
Цветок жизни изгибается и приспосабливается, терпеливо ожидая Солнце.
Волна от Брэда Стайрона
Волна за волной, за закатом закат … вечный танец непредсказуемой Вселенной.
Отличное фото
Вы автор собственного мира — так создавайте его!
Небо над озером Рэтлснейк от Хисао Моги
Темнота — это такая же иллюзия, как и неподвижность.
Твои красивые глаза от Сурена Манвеляна
Дверь в бесконечность внутри нас.
Головастики в канадском болоте от Эйко Джонса
Молчи и спрячься.
Манхэттен в Нью-Йорке
Зеленое сердце мегаполиса.
Красный перец
Яркий и пряный триумф под названием жизнь.
Жить, Любить, Смеяться от Рэнди Монтейта
Вы не можете судить себя слишком строго, когда любите и улыбаетесь.
Цветные облака
Вся сложность планеты отражается в небе.
Сердце из торнадо
Любовь — самая мощная из всех сил.
Интересная идея для картины
Первый шаг за двери наших страхов всегда самый сложный.
Перешептывающиеся лягушки от Shikhei Goh
Для радости не нужны слова.
Макросъемка от Марка Джонсона
Красота в деталях.
Татуировка в виде фотоаппарата
Грань между реальностью и представлением такая же тонкая, как наша кожа.
Офелия Рапп в «Fascino & Mistero»
Никогда не оглядывайтесь в прошлое.
Из конкурса дикой природы
Ваши убеждения будут держать вас, если они достаточно глубоки.
Шорт-лист архитектурного конкурса
Геометрия и ее тайны.
Шоу самолетов
Технологии принесли нам реальное зрелище.
Идея для модной фотографии от Solve Sundsbo
Вы между тенью и иллюзией.
Крутая лестница от Nils Eisfeld
Подъем или спуск? Выбор за вами.
Танцы от Александра Яковлева
Остановитесь и задумайтесь: движение всегда будет определять, кто мы.
Крутой костюм
Вы — это костюм, который Вы носите.
Городской пейзаж от Tim-Jarosz
Старый город, воспоминания и тишина…
Человеческая башня от Дэвида Ольете
Океан под названием человечество: под нами, вокруг нас, повсюду.
Действительно ли фотография — это искусство? Не переоценена ли сегодня профессия фотографа?
Фотография — искусство тогда, когда она что-то делает для того, чтобы быть искусством.
Если говорить об искусстве как о категорическом термине, фотография вполне под него подходит, ей больше некуда деться.
Если же говорить о фотографии с именно искусствоведческой точки зрения, то у неё будет такое же разделение на монументальное и прикладное (вариант: жанровое и художественное), как и в любом другом виде искусства.
С одной стороны будет коммерческая и любительская фотография, с другой — фотография, наследующая живописи, принимающая в расчёт развитие теории искусства, следующая культурным кодам или сопротивляющаяся им, но в любом случае, очень чётко осознающая себя как часть визуальной культуры со своей историей, принципами, общими векторами развития.
Разумеется, граница здесь не чёткая, скорее есть своего рода контрастный градиент, где серая область очень короткая. В его гамме любительские и стоковые фотографии буду в крайней левой позиции, а в крайней правой окажутся фотоколлажи Джона Бальдессари, движение New Topographics, и прочие произведения людей, которые скорее художники, а не фотографы, просто фотография оказалась их первичным средством исполнения.
Если же говорить о фотографии как о наследнице живописи, то здесь лучшими примерами будут работы Джеффа Уолла, Ринеке Дийкстры, Луиджи Гирри, Синди Шерман, фотографов Дюссельдорфской школы фотографии, во главе с Бехерами, Гурски, Симон Нивег, Томасом Раффом и другими.
И дело тут не столько в качестве работы — по уровню технического оснащения известные коммерческие и академические фотографы почти ничем друг от друга не отличаются — сколько в контексте, в котором эта работа делается, и контекст чего она хочет дополнить. Поскольку, к примеру, известная фотография Питера Лика «Фантом», хоть и является снимком музейного качества, но никогда не будет висеть в музее — ей просто нечего там предложить. А снимки вроде «Rhein II» Гурски — уже заранее создаются в контексте истории культуры, отталкиваются от неё, и предлагают какой-то другой взгляд, подсказывающий, на чём можно строить дальше, и за счёт этого остаются.
А остающееся в искусстве всегда важнее.
Как считаете, фотография – искусство или нет?
Фотография – это искусство или нет?
Фотография – это фотоснимок, сделанный цифровым либо пленочным фотоаппаратом. В наши дни пленочные фотоаппараты постепенно становятся раритетом. Фотографирование – это, простыми словами, создание фотографий. В конце 19-го века и большую часть 20-го века фотографии были довольно дорогой вещью. Поначалу к фотосъемкам готовились основательно. Наряжались, приводили себя в порядок. Со временем фотоаппараты становились обыденной вещью. В наши дни почти на каждом сотовом телефоне, который есть у каждого, есть встроенная фотокамера. Но профессиональные фотографы никуда не делись. Точно также как никуда не исчезли талантливые художники в конкуренции с фотографами, никуда не исчезли талантливые фотографы во время, когда фотографировать может любой человек.Нанять фотографа в Москве или в любом другом городе сегодня не проблема. Хороший фотограф обеспечит создание фотоснимков на любом мероприятии, будь то свадьба, день рождения или просто банкет. Профессиональный фотограф организует и проведет фотосет, к примеру фотосессия в чулках на берегу озера, в купальнике и т.д. Профессиональный фотограф делает не просто фотоснимки, его фото можно ставить на один ряд с произведениями искусства. Именно этому и посвящен данный опрос. Можно ли считать фотографии искусством или нет? Кто-то скажет что однозначно нет, кто-то затруднится с ответом, кто-то скажет однозначно да.
На самом деле, однозначный ответ дать нельзя. К примеру нельзя назвать высококлассной картиной просто рисунок на бумаге, какую-нибудь непонятную мазню. Тоже самое и с фотографией. Вряд ли можно считать фото, допустим в туалете в зеркале, чем-то высокохудожественным. То есть искусство что-то или нет, зависит от качества. А если быть точнее, этот параметр зависит от того, вызывает ли фото какие-нибудь эмоции и чувства. Хотя кто-то может сказать что это вопрос философский, и будет прав. Посмотрим что думает по этому поводу большинство проголосовавших в опросе, фотография – искусство или нет.
Фотография. Между документалистикой и современным искусством. Андре Руйе
Представляем вашему вниманию вступительную главу и содержание книги Андре Руйе «Фотография. Между документалистикой и современным искусством». Редакция Photographer.Ru принимает участие в подготовке к изданию этой книги на русском языке и надеется на вашу доброжелательную оценку этой публикации.
Андре Руйе.
Фотография. Между документалистикой и современным искусством
Изд-во Галимар, коллекция Фолио/Эссе, Париж, 2005. 720 с.
ВВЕДЕНИЕ
Как культурное и художественное явление фотография получила признание сравнительно недавно. Во Франции и в западном мире в целом кардинальный поворот произошел в 1970-е годы, с появлением многочисленных фестивалей, галерей, иллюстрированных журналов и книг, с открытием специализированных школ и университетских кафедр, с развитием исторических и теоретических исследований, с формированием частных, государственных и музейных коллекций, с ростом интереса к фотографии в художественной среде и зарождением рынка. Таким образом, фотографическая практика переместилась из области сугубо утилитарной в область культуры и искусства.
Это признание сопровождается утверждением нового взгляда на фотографию. Если долгое время она считалась впомогательным инструментом, то теперь фотоработы все больше и больше привлекают внимание сами по себе. На смену прикладному применению приходит прочувствованное и вдумчивое восприятие изображения. Изменились практика и продукция, система распространения и использования, в процесс стали вовлекаться новые участники.
Завоевание фотографией территории культуры и искусства происходит на фоне исторически необратимой утраты ее практического значения. Мы покажем в нашей работе, что фотография появилась с развитием индустриального общества, в тесной связи с его главными проявлениями: развитием метрополий и валютной системы, индустриализации, коренным преобразованием пространства, времени и средств коммуникации, а также с развитием демократии. Все это, вместе с ее механистической природой, заставляло в середине XIX века воспринимать фотографию как слепок индустриального общества, как нельзя лучше приспособленный для того, чтобы снабжать его документальными данными, служить ему инструментом, утверждать его ценности. В свою очередь, индустриальное общество стало для фотографии условием существования, основным объектом изображения, ее парадигмой. Однако само общество в течение последних десятилетий претерпело такие изменения, что фотография уже не может полностью удовлетворять его потребности в создании изображения. Во всех основных областях – информации, медицине, науке, обороне и т.д. – она испытывает конкуренцию или вытесняется новыми визуальными формами, более адаптированными к новым технологическим и экономическим условиям производства и потребления. Основанная на принципах термодинамики, фотография соответствовала запросам индустриального общества, но с трудом отвечает потребностям общества информационного, базирующегося на цифровых технологиях. В связи с этим необходимо уточнить, что получившая неудачное название «цифровая фотография» ни в коей мере не является просто цифровой разновидностью фотографии. Между ними лежит настоящая пропасть: различия не порядкового уровня, а сущностного.
Радикальные изменения, затронувшие одновременно западное общество, изобразительную деятельность в целом и фотографию в частности, совсем недавние. Недавние и всеобъемлющие: достаточно вспомнить, с какой скоростью утвердилась власть телевидения, и осознать масштаб развития цифровых технологий и Интернета.
В области теоретических исследований фотография является новым объектом, настолько же новым, как и ее культурное признание. Именно потому она пока остается малоизученной, выпавшей из поля зрения ученых и теоретиков; недооцениваются ее интерес и сложность как объекта исследования. Зачастую она подвергается нападкам или становится предметом слишком поверхностного осмысления. Действительно, фотография стала поводом для целого ряда общих рассуждений и необоснованных заявлений некоторых красноречивых и признанных авторов; чаще всего они продиктованы очевидным незнанием, а иногда беззаботной безответственностью. Как правило, станковая живопись и даже гравюра имплицитно трактуются ими как норма и остаются неоспоримым эталоном. Все это не имело бы большого значения, если бы другие авторы столь же рьяно и талантливо отстаивали более глубокие взгляды. Но таких практически нет. В результате возникает парадоксальная ситуация, когда среди наиболее цитируемых авторов, писавших о фотографии, оказываются те, кто ее больше всего недооценивал.
Публикацией данной работы мы стремились по-своему посодействовать тому, чтобы повернуть фотографию «лицевой стороной наружу». Не претендуя на то, чтобы преподнести некую истину или наметить единственно правильную линию, исследование ставит перед собой задачу одновременно амбициозную и скромную: изучить основные понятия, составившие доксу о фотографии — заблуждения, претендующие на истину и ставшие данностью в результате бесконечного повторения; наметить новые направления мысли, применить новые теоретические посылы для изучения фотографии; поспособствовать тому, чтобы заполнить зияющую пустоту мысли в созидании фотографической культуры…
Фотография является объектом этого исследования: в ее разнообразии и становлении, от документа к современному искусству; в историческом развитии, от ее появления в середине XIX века до тесного сплава «Искусство-фотография» в наше время.
Историчность, разнообразие, становление: в противоположность своего рода монокультуре знака, которая превалирует в высказываниях о фотографии с начала 1980-х годов. Тогда, когда только начинала утверждаться фотографическая культура, в США и во Франции появилась серия работ, написанных под влиянием американского ученого-семиотика Чарльза Сандерса Пирса. Он, не без основания, предложил использовать термин «отпечаток», чтобы различать природу фотографии и рисунка, который он наделял свойствами символа. С одной стороны воспроизведение, символ, имитация; с другой стороны фиксация, знак, отпечаток. И далее целая серия бинарных оппозиций: художник и оператор; свободные искусства и механические; оригинальность и уникальность художественного произведения в противовес идентичности и воспроизводимости фотоснимков.
Однако при всей их теоретической плодотворности понятия следа, отпечатка или знака имели существенный недостаток: став основой для общей, абстрактной, эссенциалистской мысли, они предложили совершенно идеалистический, онтологический подход к фотографии, соотнося изображение с изначальным существованием изображаемого объекта и сводя роль фотографии к пассивной фиксации его следа. Согласно этой теории, «собственно фотография» – это, прежде всего, категория, выпадающая из поля действия общих законов; она не является ни совокупностью разнообразных практик с их особой детерминированностью, ни корпусом уникальных произведений. Этот отказ от уникальности и разнообразия контекстов, это исключительное внимание к природе самого явления приводят к пониманию «собственно фотографии» как элементарного функционирования механизма отражения светового отпечатка, знака, способа фиксации реальности. Парадигма «собственно фотографии» сводится, таким образом, к нулевому циклу, к техническому принципу, зачастую к простому автоматизму.
Ролан Барт в своих работах, особенно, в последней из них – Camera lucida, безусловно, пошел дальше всех в этом направлении. Мы попытаемся показать, что его знаменитое «это было» — лишь эпюра, сфабрикованная и неподкрепленная практикой теоретическая выкладка, которая ставит фотографию в зависимость от четырех факторов: от изображаемого объекта («вовлеченность референта»), от прошлого, понимаемого как старое настоящее, от техники воспроизведения и материалов. «Это» по Барту – не что иное, как изображаемый материальный объект, который, как предполагается, существовал до изображения и был зафиксирован в совершенно прозрачном образе. Понятие «это было» ограничивает фотографию рамками метафизического понимания бытия, сводит реальность только к материи, снижает «всегда невидимые» образы до уровня материальных объектов и совершенно игнорирует фотографические формы.
Между тем, фотография, в том числе документальная, не отображает реальность автоматически и не заменяет собой внешний объект. Догма отпечатка заслоняет осознание того, что фотография, как любой дискурс и любая изобразительная техника, своими особыми средствами создает бытие: являясь от начала до конца конструкцией, она фабрикует и заставляет жить новые миры. Если отпечаток отталкивается от объекта изображения (предшествующего ему), важно понять, как изображение передает действительность. Это заставляет нас защищать относительную независимость изображения и его форм от референта, переоценить значение творческого почерка при фиксации реальности.
Покидая бесплотный мир чистых сущностей, мы попадаем в живой и разнообразный мир практики, творчества, переходов и сплавов. Потому что сама по себе, в единственном числе, «собственно фотография» не существует. В действительности всегда есть разные практики и разные произведения, существующие в определенном контексте, в определенном месте и в определенных условиях, с определенными актерами и задачами. А значит, они неотделимы от истории и становления. Например, современная двойственная ситуация заката документальной фотографии и расцвета художественной и культурной практики неоднозначна в разных областях и возникает на определенной стадии развития индустриального общества, изобразительной техники и искусства.
В книге Фотография: лицевая сторона «собственно фотография», даже при склонении в единственном числе, всегда подразумевается во множественном, в ее индивидуальных проявлениях и в ее становлении. Это делается ради того, чтобы уловить процессы и события, обусловившие ее развитие.
Эту же цель отражает структура исследования, состоящего из трех основных частей: переход, граница, соединение.
Первая его часть, «Между документом и экспрессией», посвящена тому, что долгое время считалось просто утилитарной фотографией. Не для того, чтобы зафиксировать ее материальную природу, а чтобы осмыслить и проанализировать ее функции и развитие. Описывая механизмы «подлинно фотографического», а затем «кризис документальной фотографии» и переходные формы между документом и экспрессией в рамках этого кризиса, мы настаиваем на часто забываемой очевидности: фотография по сути своей не является документом (впрочем, как и любое другое изображение), ей только приписываются различные свойства документа в зависимости от обстоятельств. Именно поэтому, пережив период взлета в эпоху расцвета индустриального общества, документальная ценность фотографии утрачивается вместе с изменениями в самом обществе; именно поэтому ослабление главенствующей роли «фотографии-документа» открывает возможности для развития других практик, до этого маргинальных и зачаточных, в частности, «фотографии-экспрессии».
В отличие от того, что утверждает докса, документальная фотография не обеспечивает прямой соотнесенности – даже частичной или прозрачной – с миром вещей. Она не ставит реальность и изображение лицом к лицу, формируя между ними бинарные связи. Между реальностью и изображением всегда вклинивается бесконечная вереница других образов, невидимых, но действенных, они выстраиваются в видеоряд, в канонические предписания, в эстетические схемы. Даже когда фотограф вступает в непосредственный контакт с материальным миром, он не ближе к реальности, чем художник-живописец, работающий перед холстом.
В то время как документальная фотография опирается на веру в то, что она является прямым слепком действительности, фототография-экспрессия осознает свой косвенный характер. При переходе от документа к экспрессии утверждаются основы для вытеснения документалистской идеологии: образ, с его формами и средствами создания; автор с его субъективностью; воздействие Другого, включенного в фото-диалог.
Этот переход проявляется в глубоких изменениях на уровне фотографических методов и продукции, а также понимания правды, поскольку правда документа не есть правда экспрессии. Исторически этот переходный процесс начинается тогда, когда документальная фотография постепенно утрачивает контакт с внешним миром, который в конце XX века стал для нее слишком сложен; и когда сам этот мир становится объектом массового недоверия.
Наконец, масштабный переход от документа к экспрессии мог совершиться, потому что на уровне практики самый «чистый» документ, на самом деле, неотделим от экспрессии: от индивидуальной манеры, от субъективности автора и адресата — даже в незначительном или завуалированном проявлении; иначе говоря, документ и экспрессия различаются не на сущностном уровне, а лишь на порядковом.
Во второй части, «Между фотографией и искусством», мы сосредоточили внимание на двух областях, разделенных жесткой границей: с одной стороны, это «Искусство фотографов», с другой, «Фотография художников». В ответ на величайшее заблуждение, столь распространенное в рассуждениях о связи фотографии и искусства, мы четко разграничили и обследовали эти две территории, чтобы показать разделяющий их культурный, экономический, социальный и эстетический барьер. Их фундаментальную взаимонепроницаемость.
«Искусство фотографов» и «Фотография художников» находятся по разные стороны границы, так как концепция и практика искусства, также как и фотографии, радикально отличны в этих двух областях. Искусство фотографов по всем статьям отличается от искусства художников, равно как и фотография фотографов никак не перекликается с фотографией художников. Естественно, эти отличия не ограничиваются техническими параметрами. На самом деле, это две разные вселенные: их разделяют проблематика и формы продукции, участники процесса, культурные горизонты и связи; разделяют настолько, что переходы из одного мира в другой возможны лишь как редкое исключение. «Искусство фотографов» означает художественный подход в пределах фотографического поля, тогда как «Фотография художников» соотносится с ПРАКТИКОЙ или использованием фотографии художниками в рамках искусства и для решения специфических художественных задач.
Введение понятия «Фотография художников» не ограничивается целью подчеркнуть границу, которая разделяет фотографическую практику художников и художественную практику фотографов; оно направлено также на то, чтобы отделить обычную экспрессию от «фотографии как медиума искусства». Для этого сначала потребовалось обратиться к истории и охарактеризовать использование фотографии художниками; затем определить территорию «Фотографии художников», радикально отличную от территории «Искусства фотографов»; наконец, переосмыслить понимание «материала» в рамках современного искусства.
До того, как фотография стала служить материалом современного искусства, она поочередно сыграла роль вытеснения искусства (у импрессионистов), парадигмы искусства (у Марселя Дюшана), инструмента искусства (у Френсиса Бэкона и, по-своему, у Энди Уорхола) и вектора искусства (с появлением концептуального искусства, Боди-арта и Ленд-арта). Лишь примерно к 1980-м годам (как эхо экспериментов авангарда начала века, но совершенно в новых условиях и в новых формах) фотография стала осваиваться художниками в качестве настоящего художественно материала. Мы настаиваем на том, что становление фотографии как материала крайне мало обязано фотографам, что основными актерами в этом процессе выступают художники, и что он полностью вписывается в поле искусства, как ответ на его эстетическую и экономическую эволюцию.
Распространенное понятие «медиум», неосторожно заимствованное из сферы коммуникации и модернисткой живописи, глубоко чуждое отношениям между фотографией и искусством и вырванное из их контекста, нивелирует различия в степени применения фотографии художниками (вытеснение, парадигма, инструмент и вектор искусства). Но главное, понятие «медиум» не позволяет осознать, что использование фотографии как материала современного искусства приходит вслед за глубокой цезурой и приводит к изменению природы взаимоотношений между искусством и фотографией. Как инструмент или вектор искусства, фотография использовалась без специальной обработки (нарочито минимальная обработка снимков соответствовала подчеркнутому отказу художников от приобретения фотографических навыков), ей не придавалось особой ценности (фотоснимки часто комбинировались с картами, рисунками или предметами). В качестве материала искусства, фотографии, напротив, обычно выставляются как самостоятельный художественный объект, подвергаются сложной эстетической и технической обработке. Если раньше художники лишь изредка сами делали снимки, сегодня они прекрасно владеют техникой фотографии, часто их работы отличаются высоким качеством, а порой монументальным форматом. Если раньше фотография играла подчиненную и вспомогательную роль в искусстве, теперь она стала центральной составляющей художественных произведений: их материалом.
Третья часть, «Искусство-фотография», фокусирует внимание на эстетических задачах фотографии-материала, на переходе фотографии от статуса инструмента к статусу материала современного искусства. Таким образом, возникает сплав «искусство-фотография», способный изменить искусство и дать рождение «другому искусству в искусстве».
Искусство-фотография, это новое искусство в искусстве, развивается, начиная с резкого поворота к фигуративности, заявившего о себе на Венецианском биеннале 1980 года и показавшего, что чистая живопись, в том виде, в каком она отстаивалась модернистами, в частности, адептами американского абстрактного экспрессионизма, в определенной мере себя исчерпала. После снятия двух главных требований — чистоты и абстрактности, предъявляемых к искусству модернизмом, фотография может, как материя и мимезис, т.е. как миметический материал, приобрести ту художественную законность, в которой ей до сих пор было отказано. С этого момента ее полная интеграция в художественную практику становится возможной. Эта интеграция будет довольно быстрой и масштабной, окажется способной бросить вызов модернистской концепции рукотворности художественного процесса и вовлечь искусство-фотографию в мощное движение, направленное на десубъективацию и дематериализацию искусства, которым отмечен весь XX век. По крайней мере, она станет достаточной для того, чтобы способствовать закату предметного искусства и одновременно привнести искусство в предмет.
Потеря значимости ремесла для художника и традиционных понятий таланта и озарения, а также дематериализация художественных произведений, т.е. релятивизация (а не полное исчезновение) искусства-объекта, вписываются в ту же динамику, что и приход фотографии в искусство. Сплав искусство-фотография проявляется, таким образом, как завершение долгого процесса утраты искусством материальных и ремесленных ценностей; как результат перехода от произведений-объектов, предназначенных для созерцания, к творениям, не имеющим конкретной материальной формы и предназначенным для пробуждения мысли или отношения. Таким образом, искусство-фотография – продукт и стимулятор смещения критериев художественности: фотографическая модель, с ее кажущимся недостатком материальности и субъективности, пробила брешь в гегемонии модели живописной.
В этой борьбе против искусства-объекта (уникального, ремесленного, субъективного и т.д.), который так горячо защищала модернистская живопись, искусство-фотография ведет двойную игру, одновременно способствуя его поражению и смягчая его последствия. Потому что искусство-фотография противопоставляет каноническому (рукотворному) художественному объекту не анти-объект (перформанс, концепт, диалог, виртуальное произведение), а своего рода квази-объект (технологический продукт). Поскольку, будучи предметом сверхтонким и не вполне материальным, она все-таки является объектом и гарантирует его перманентность, в отличие от движения за дематериализацию искусства. Кроме того, искусство-фотография способствует частичному заполнению вакуума, возникшего в конце XX века в сфере изобразительного искусства, оставленного живописью, дает толчок развитию художественного рынка, защищает (в значительной степени утраченные) ценности мира искусства.
«Угасание модернизма»1, послужившее общим фоном для успеха искусства-фотографии, обусловило его основные черты. Художественное творчество развивается в духе постмодернизма: «большие сюжеты» уступают место множеству мелких, на смену высокой культуре приходит низкая. Мы являемся свидетелями ухода в локальные, интимные, повседневные заботы и использования фотографии с целью придать им форму и содержание.
В более общем смысле, искусство-фотография способствует секуляризации искусства, поиску новых отношений, которые помогут ему восстановить связь с этим миром, в его новых проявлениях, его разнообразии и крайней сложности. В час, когда рушатся вчерашние идеалы.
1 Жан-Франсуа Лиотар, Постмодерн в изложении для детей, с. 52 .
Содержание книги
Введение
Фотография: лицевая сторона
___
A. Между документом и экспрессией
I. ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ МОДЕРН
- Механистический образ
- Новые условия отражения действительности
- Способы и задачи отражения действительности
- Мотивы отражения действительности
- Урбанизация
- Экспансионизм
- Модели отражения действительности
- Рынок, деньги
- Демократия
- Имманентность восприятия
II. ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПРАВДА
- Магия истины
- Способы передачи правды
- Количество без качества
- Машина для отражения
- Культ референта
- Симулякр
- Фиксация, отпечаток
- Свидетельство
- Формы правды
- Четкость
- Транспарентность
- Моментальность
- Схематичность
III. ФУНКЦИИ ДОКУМЕНТА
- Архивация
- Упорядочивание
- Деление на части
- Объединение
- Модернизация знаний
- Наука
- Природа
- Тела
- Иллюстрация
- Информация
- Тесное единство: фотография-журналистика
- Личность репортера
- Репортерская мораль
IV. КРИЗИС ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ
- Фотография-экспрессия
- Потеря связи с окружающим миром
- Утрата действенности изображения
- Утрата интереса к изображению
- Инсценировка репортажа
- Образы образов
- Гуманизм, гуманитаризация
- Поп-культура
- Завершенность видеоряда
V. СВОЙСТВА ФОТОГРАФИИ-ЭКСПРЕССИИ
- Образ, творческий почерк
- Фотографическая миссия Datar (миссия при межминистерском агентстве по региональной политике)
- Мода и реклама
- Роль формы
- Автор, субъект
- Роберт Франк
- Раймон Депардон
- Направленность на Другого, диалогизм
- Новые сюжеты, новые методы
- Диалогический репортаж
- Семейная фотография
VI. ПРОМЕЖУТОЧНОЕ СОСТОЯНИЕ ФОТОГРАФИИ
- Ограниченная онтология
- Фотографические полярности
- Между искусством и наукой
- Между виртуальностью и реальностью
- Между референцией и композицией
- Между объектом и событием
- Формы фотографической темпоральности
- Авторская темпоральность
- Зрительская темпоральность
- Настоящее и прошлое
- Время материи, время памяти
- Реализация и актуализация
- Спонтанность и позирование
___
B. МЕЖДУ ФОТОГРАФИЕЙ И ИСКУССТВОМ
I. ИСКУССТВО ФОТОГРАФОВ
- Спорное искусство, калотипия
- Зарождение фотоискусства
- Нападки противников
- Гегемония Изящных искусств
- Гибридное искусство, Пикториализм
- Краткая археология Пикториализма
- Антиреализм и антимодерниз
- Машина и рука
- Посредничество, процесс гибридизации
- Механистическое искусство, Новая Объективность
- Чисто фотографическое искусство
- Модернистское изображение, ясность
- Поверхность вещей
- Субъективное искусство, Subjektive Fotografie (нем.)
- Материальное искусство, Креативная фотография
- Ограниченность «собственно» фотографии?
- Материя и тень
- Миссия возрождения искусства
- Искусство микширования, неоПикториализм
II. ФОТОГРАФИЯ ХУДОЖНИКОВ
- Фотография-вытеснение искусства: импрессионизм
- Включение фотографии
- Вызов фотографии
- Фотография-парадигма искусства: Марсель Дюшан
- Выбор
- Фиксация
- Взгляд, отставание позиций
- Фотография-инструмент искусства
- Френсис Бэкон: живопись против клише
- Художник-машина Энди Уорхол: деживопизация искусства
- Фотография-вектор искусства
- Концепт: искусство об искусстве
- Тело, природа: между эффектом и устрашением
- Фотография-материал искусства
___
C. ИСКУССТВО-ФОТОГРАФИЯ
I. СВОЙСТВА ИСКУССТВА-ФОТОГРАФИИ
- Другое искусство в искусстве
- Новый материал для искусства (цифровой и технологический)
- Переосмысление художественного творчества
- Утрата ценностей модернизма
- Закат и постоянство предметного искусства
- Искусство-фотография вне фотографии
- Переходы в искусстве-фотографии
- От больших сюжетов к малым
- От глубины к поверхности
- От видимого к неизобразимому
- От высокой культуры к низкой
- От представления тела к телесному потоку
- От отпечатка к аллегории
II. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
- Политика
- Критическое искусство
- Политическая направленность
- Видимость
- Резонансы
- Сужение фокуса
- Обычное, ничтожное
- Интимность, идентичность
- Трансверсальности
- Диалогизм
- Бизнес-модели
- Реклама
- Агентство
- Предприятие
- Мода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
_______________________
Перевод Марины Вершининой
При поддержке «Альянс Франсез-Пермь»
____________________________________________
Андре Руйе (André Rouillé) — доктор истории, преподаватель, научный руководитель; Профессор Университета Париж-8 (Факультет «Искусство, эстетика и философия»)
Блог Саатчи Art
История искусств 101
14 сентября, 2016 Автор: Эвангелин Делакэр
С момента своего изобретения фотография повлияла на то, как мир смотрит и поглощает историю, а также повседневную жизнь. Фотография способна запечатлеть не только краткий момент времени, но может представлять собой целое общественное движение или быть катализатором изменений. Читайте дальше, чтобы узнать о создании фотографии как средства массовой информации, ее историко-художественном повествовании, а также о некоторых очень влиятельных фотографах, которые сформировали лицо современной фотографии сегодня.
Семья Тенгл из Алабамы захвачена Уокером Эвансом (Изображение: История в фотографиях)Джозеф Нисефор Ниепс широко создан для создания первого стабильного фотографического изображения с помощью камеры-обскуры в 1826 году. Требовалось несколько дней выдержки, изображениям не хватало четкости на бумаге с нитратным покрытием серебра, использованной для их создания.Желая улучшить полученный имидж, Ньепс сотрудничал с Луи Дагером. После смерти Ньепса в 1833 году Дагер продолжал создавать изображения дагерротипа, названные в его честь, которые сокращали время экспозиции и создавали более четкие и стабильные изображения. Его процесс дагерреотипа был коммерчески выпущен в 1839 году и популяризировал фотографические технологии среди среднего класса.
Методы, основанные на бумаге, впервые разработанные Генри Фоксом Талботом в конце 19-го, -го, -го века, в конечном итоге заменили дагерреотип на основе металла.Первый коммерчески доступный процесс цветной фотографии Autochrome был выпущен в 1907 году и был основан на инновациях Луи Дюко Оурона и Чарльза Кро. Хотя в 1936 году пленка Kodachrome была легкодоступной, она не стала более доступной и быстрой, а цветная фотография не получила широкого распространения. Цифровая фотография, представленная Dycam, выйдет на свет в 1990 году и произведет революцию в способах получения и использования изображений.
Кен Муди и Роберт Шерман, сфотографированные Робертом Мэпплторпом (Изображение: Visionaire)Фотография как вид искусства возникла в результате технологических достижений, которые позволили фотографам манипулировать своими изображениями в соответствии с их художественным выражением. Фотографы могут кардинально изменить результат изображения, выбирая различные камеры, объективы, пленку, а также кадрирование и время съемки. Фильтры, студийное освещение, различные процессы в темной комнате и цифровое улучшение добавляют фотографам еще больше инструментов для управления своими изображениями.
Выбранное оборудование и техника во многом зависят от жанра, индивидуального стиля фотографа и общего тона, которого он пытается достичь. Фотографы-портретисты, желающие сделать отдельный объект фокусом для кадра, могут использовать большую диафрагму для малой глубины резкости, чтобы сфокусировать свой объект, сохраняя при этом размытый фон.Пейзажные фотографы, желающие четко запечатлеть весь панорамный вид, могут выбрать противоположное.
Выбор черного и белого вместо цветного придает фотографиям неподвластное времени качество и выдвигает на первый план такие элементы, как линии, текстура и тон. Выбор черно-белого (или другого монотонного процесса) также может помочь отвлечь взгляд от элементов, которые могут отвлекать от предполагаемого фокуса фотографа. Хотя некоторые сторонники фотографии настаивают на отказе от цифрового улучшения любого вида, многие предпочитают использовать его для ретуширования недостатков и улучшения цвета, а также других эффектов.
Документальная фотография + Уокер Эванс, Доротея Ланж
«Мать-мигрантка» Доротеи Ланж (Изображение: Википедия)По мере того, как технический прогресс позволил фотографии стать более мобильным средством, документальная фотография появилась в 1870-х годах и использовалась для записи исторических событий, а также повседневной жизни. Фотографы-документалисты приступили к съемкам условий жизни в городах и сельской местности, чтобы подстрекать движения за реформы. Управление безопасности фермерских хозяйств США поручило таким фотографам, как Уокер Эванс и Доротея Лэнг, известная как «Мать-мигрантка» (1936), запечатлеть условия жизни во время Великой депрессии.Во время крупных войн и послевоенных эпох фотографы также обращались к социальной документальной фотографии, стремясь запечатлеть опыт тех, кто попал в битву, и ее эффекты. Документальная фотография тесно связана с практикой фотожурналистики, с мощными изображениями, представляющими причины и движения социальных изменений.
Пейзажная фотография + Ансель Адамс
Mt. Моран, национальный парк Тетон, сфотографирован Анселем Адамсом (Изображение: Национальный архив)Пейзажная фотография возникла из традиции рисования мира природы.Пейзажные фотографы решили запечатлеть природу, города и промышленность, как они есть, а также использовали методы кадрирования и кадрирования для создания абстрактных композиций своего окружения. Ансель Адамс, известный своими снимками американского Запада и долины Йосемити, является одним из самых известных пейзажных фотографов. В то время как некоторые фотографы, такие как Адамс, продолжали фотографировать природные пейзажи, чтобы сохранить их перед лицом этой индустриализации, другие обратили внимание на этот новый пейзаж с композициями городского пейзажа и документацией о поездках.Фотографы продолжают снимать пейзажи, чтобы исследовать отношения между людьми и нашей средой обитания.
Портретная фотография + Роберт Мэпплторп, Синди Шерман
Untitled # 92 Синди Шерман (Изображение: Walker Art Center)С момента изобретения дагерротипа портретная фотография стала популярным методом заказа дешевых и относительно быстрых портретов в качестве альтернативы дорогостоящим нарисованным портретам, которые раньше были нормой. Фотографы, такие как Роберт Мэпплторп, фокусировались на лице и теле объекта, в то время как другие экспериментировали с автопортретом, как Синди Шерман.С появлением новых фотографических технологий и более портативных аналоговых и, в конечном итоге, цифровых фотоаппаратов, портретная живопись больше не ограничивалась студией. Фотографы теперь могли экспериментировать с различным освещением и пейзажем, приобретая более творческий подход к вневременной теме портретной съемки.
Обнаженная фотография + Ман Рэй
«Минотавр» Ман Рэя (Изображение: fStopped)Искусство фотографии обнаженной натуры возникло в 19 веке, примерно в то время, когда была изобретена сама камера.Западные фотографы хотели утвердить эту среду как изобразительное искусство и выбрали такие предметы, как обнаженные женщины, которые уже были традиционными для других практик . Ранние фотографы использовали обнаженную натуру для обозначения аллегорических и классических фигур, включая нимф, богинь, воинов и богов. По мере развития практики появлялось больше экспериментальных методов и предметов. Авангардная фотография обнаженной натуры изображает обнаженное тело само по себе, свободное от рамок классических намеков. Фотограф-сюрреалист Ман Рэй сфотографировал многие из своих объектов в искаженных положениях, что сделало фигуру почти неузнаваемой.Однако эти фотографии все же подчеркивали эстетическую ценность тела, отличая их от эротической художественной фотографии, которая подчеркивает сексуальный характер этих композиций.
Любите читать обо всем, что связано с искусством? Вы можете получать статьи из Canvas, тщательно отобранные коллекции и рассказы о начинающих художниках прямо на ваш почтовый ящик. Подпишитесь на информационный бюллетень Saatchi Art .
.7 советов по художественной фотографии, которые помогут вам начать создавать уникальные работы
Искусство по своей природе субъективно. Его определение может варьироваться от человека к человеку. То, что для одного кажется искусством, для другого — мусор. После стрит-фотографии самым спорным термином является изобразительная фотография.
В Интернете вы найдете множество споров по поводу его определения. Из-за всего этого начинание в художественной фотографии кажется сложным, поэтому в этой статье вы узнаете все, что вам нужно, от советов, которым нужно следовать, до клише, которых следует избегать.
Что такое художественная фотография?
Самый важный аспект фотографии изобразительного искусства — это видение фотографа. Это не о реальности или о том, что находится перед камерой. Все дело в сообщении или эмоциях, которые фотограф хочет вызвать, когда кто-то становится свидетелем этого изображения.
Художественная фотография временами может сильно отличаться от реальности. Но вы все равно можете снимать реалистичные изображения в документальном стиле, занимаясь художественной фотографией.
Давайте перейдем к кучке советов и идей, которые вы можете использовать, чтобы начать заниматься художественной фотографией.
1. Создайте единое целое
Работа означает набор изображений, в некоторой степени связанных друг с другом. Это может быть один и тот же предмет или деятельность или даже стиль обработки. Иногда одного изображения недостаточно, чтобы передать реальные ощущения или видение фотографа.
Например, я создал небольшую часть работ под названием Bustle.Я собрал 15 своих изображений, на которых изображена повседневная жизнь людей, спешащих к месту назначения.
Некоторые изображения из этой коллекции приведены выше. Обратите внимание на каждую картинку, как ноги людей находятся в движении. Это
FAPA — Fine Art Photography Awards — Первый конкурс художественной фотографии
ФОТО © IOANNA NATSIKOU
Международный конкурс
В честь художественной фотографии
7-е издание / 2020-2021 гг.
отправьте
своих лучших
фотографий: 5000 $
наград
встретиться с нашим жюри
Ваши фото будут оценены профессионалами отрасли как
.
Марианн Ферсик
ферсик.com
Жюльен Палас
palast.fr
Бусыгина Екатерина
ekaterinabusygina.com
Дайнюс Шука
sciuka.com
Сальваторе Матараццо
salvatorematarazzo.com
Алексей Бойко
aleksboiko.com
Per Kasch
perkasch.com
Лена Санвер
lenasanver.myportfolio.com
Саймон Ослунд
инстаграмм.com / auslund
Мариетта Варга
mariettavarga.com
Per Schorn
perschorn.com
Победители категорий (профессиональные
и любители) и номинанты FAPA получат золотые, серебряные, бронзовые и белые загружаемые значки и сертификаты.
20 категорий разделены на
профессиональных и любительских
уровня квалификации
Абстракция
Архитектура
Городской пейзаж
Концептуальная
Мода
Fine Art
Пейзаж
Природа
Ночная фотография
Обнаженная натура
Открытая тема
Панорамный
Люди
Фотожурналистика
Фотоманипуляция
Портрет
Морской пейзаж
Уличная фотография
Путешествия
Дикие животные
Вступительные взносы 7-го издания
и сроки
Ранний срок — 11 октября 2020 г.
Разовая запись — 15 долларов США Серия
— 20 долларов США
Разовая запись — 20 долларов США Серия
— 25 долларов США
Окончательный срок — 7 февраля 2021 г.
Разовая запись — 20 долларов США Серия
— 25 долларов США
Однократная — 25 долларов США Серия
— 30 долларов США
Объявление победителей — 11 апреля 2021 г.
.