Геннадий бодров фотограф: «Простой мотив» Геннадия Бодрова

Содержание

Фотограф Илья Коробков

Есть выставки идеологические. Есть выставки — с четко выраженной фактурой. А есть — графические, где графика — основа начертания образа, знаков, подобных знакам письменности; основа той графической структуре, обозначающей геометрию пространства, без которой немыслимо представление о прямой фотографии.

Илья Коробков представляет работы на своей первой персональной выставке. Его работы — из того графического пространства, которое хочется всячески сохранить для зрителя в полисмысловой неприкосновенности, оставив нетронутым для многочисленных прочтений. Вот и решили назвать выставку в рифму с графикой одиноких фигур, ее населяющих, #1.

Он вошел в фотографию год назад, положив профессионально подготовленное портфолио на стол российским кураторам на просмотре портфолио в дни Международного месяца фотографии в Братиславе. Пришел, показал и убедил. В том, что появляется новое поколение прямой фотографии в нашем отечестве.

Поколение, скроенное из отечественного материала, но по мировым калькам. Если со временем будет выстроена легенда прихода Ильи Коробкова в фотографию, ее создатели вполне могут опираться на биографии-легенды Себастьяно Сальгадо и Йохима Пайвы, других «взрослых» авторов прямой фотографии конца ХХ столетия: Коробков пришел в фотографию уже взрослым человеком. Фотография стала главной историей его второй жизни, первая (или одна из более ранних) проходила в сфере экономики, математического анализа. А нынешняя связана с анализом визуального. Коробков учился у Лапина, и для российской аудитории эта часть его легенды значима особенно: ведь у мэтра Лапина начинали Игорь Мухин и Геннадий Бодров, с ним в диалоге состояли и Владимир Семин, и Ляля Кузнецова — два старших поколения отечественной прямой фотографии, принесшие ей международную известность. Если выстраивать ряды: вот — старшие — Лапин, Семин, Щеколдин, Кузнецова, вот — среднее поколение — Мухин, безвременно ушедший Бодров, кто идет вслед за ними? Следующее поколение еще только выстраивает свои отношения с фотографией, но уже заметны те, кто может потом остаться представительствовать за него в нашей истории; среди них, возможно, и Коробков.
Выстроенная выше смысловая конструкция под названием «история российской прямой фотографии» крутится вокруг Москвы, включая российские региональные фотографические школы. А первая выставка Коробкова — в Питере. Наверное, потому, что здесь ценят новизну и отточеность, музыкальность композиции, не акцентируя внутри фотографии противопоставления ее составляющих «прямая фотография — концептуальная фотография», «прямая фотография — арт-фотография», «прямая фотография — постановочная фотография», прямая фотография, где уже в кадре все сложилось, — и фотография, выстроенная по принципу монтажа, появляющаяся как произведение во время лабораторного процесса. Возможно, кураторы галереи ФотоImage оценили в фотографии Коробкова неуловимость присутствия штрихов окончательной «отделки» реальности в процессе современного лабораторного процесса — компьютерной подготовки изображения для печати, являющейся последним этапом, аналогом колдовству в темной комнате, предшествующим появлению фотографии-произведения.

Находясь внутри концентрированного вещества российской фотографии, сжатого до состояния критической взрывоопасной массы тисками информационного голода, внутри пространства с традиционными представлениями о том, что есть фотография, что есть видовые и жанровые, стилевые конструкции фотографии, несмотря на то, что российская фотография дает обильный урожай самых актуальных, находящихся на острие мирового фотографического процесса, авторских экспериментов, наверное, трудно сразу принять даже тактичное вмешательство компьютера в работу фотографа в контексте прямой фотографии. Но готовы же мы были принимать интерпретацию кадра при аналоговой печати, создававшую новые подтексты для прочтения «отраженной реальности»?

Сегодня, в век компьютерный, цифровые манипуляции есть уже та часть фотографии, которая существует независимо от нашего согласия с ее реальностью.

Что такое прямая фотография? За этим русским термином, калькой straight photography, сложено то, что называют иначе документальной фотографией, документалистикой, независимым репортажем, дневниковой фотографией, фотографией путешествий и прочая, прочая. Тонкостям жанровых дефиниций внутри этого пространства, составляющего значительную часть того, что есть фотография сегодня, можно посвятить академические многотомные тексты. Но, говоря о выставке #1, о фотографии Коробкова, заметим, что его прямая фотография собирает в себя несколько традиционных жанров, она свободно лавирует между тематическими и стилевыми особенностями нескольких школ. Для человека фотографического его фотография — приятная беседа, сдобренная иронией и высокой эрудицией, разгадывать ее происхождение, следовать пути ее развития — отдельное удовольствие.

Что же привнес с собой этот молодой автор? Почему его произведения интересны уже сегодня? Только ли ритмической точностью и богатством аллюзий? Или фактурностью глубокого пространства «трех планов» классической фотографии? У этого молодого автора уже сформировалась собственная интонация. У него уже проявлена глубинная интуиция понимания света и тени, развитая наблюдением усиления воздействия фотографии при моделировании ирреальных световых отношений в кадре «прямого происхождения». В работе со светом, не порывая с традицией геометрических построений кадра, он балансирует на тонкой грани сюрреалистического, сновидческого, и это качество придает его фотографиям то обаяние, за которое мы ценим большую фотографию — обаяние легкости урока знаковой геометрии, преподанного талантливым интерпретатором ее законов.

Ирина Чмырева, Московский музей современного искусства — Photographer.ru
В рамках совместного проекта представления молодых авторов Photographer.ru и галереи ФотоImage. 2004

Геннадий Бодров. Самокрутка. 1987

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Саша Фролова

01.04.21. В Новой Третьяковке на Крымском Валу открылась выставка «ДАЁШЬ КУЗБАСС!». Проект посвящен 300-летию Кузбасса. В экспозиции представлены 64 произведения, включая живопись, графику, скульптуру.  Кураторы: Сергей Фофанов, Анна Пахомова. Особенность настоящей выставки заключается в том, что на ней экспонируются произведения на индустриальную тему из двух основных художественных музеев региона – Музея изобразительных искусств Кузбасса и Новокузнецкого художественного музея. Экспозиция дополнена работами из фондов Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного центрального музея современной истории России, Российской государственной библиотеки и Государственной Третьяковской галереи. Организаторы выставки вынесли название плаката Дейнеки в заглавие выставочного проекта. По замыслу кураторского коллектива экспозиция имеет три основных раздела. В первом представлены произведения искусства эпохи индустриализации, созданные художниками в 1920–1930-х годах. К этой части относятся работы из фондов РОСИЗО, и, в частности, специально отреставрированная центральная часть триптиха «Стахановцы Кузбасса». Второй раздел экспозиции демонстрирует работы 1960–1980-х годов, выполненные преимущественно мастерами местной художественной школы и приезжавшими в регион художниками.

Авторы этого поколения стремились выразить пафос своего времени в крупных и лаконичных живописных, графических и скульптурных произведениях, в центре которых находился человек труда. Третий раздел выставки посвящен современному искусству. Здесь представлены произведения Павла Отдельнова, Егора Плотникова и Ильи Гапонова. В 2007 году Отдельнов и Плотников отправились в творческое путешествие для изучения Новокузнецкого и Западно-Сибирского металлургических комбинатов. Целью поездки стало переосмысление опыта художников 1920–1930-х годов. Другой участник выставки – уроженец Кемерово Илья Гапонов, первыми героями его картин стали шахтеры, написанные кузбасслаком – раствором каменноугольной смолы, полученной при разработке горных пород на Кузбассе. Выбор этого сугубо технического материала в качестве художественного средства позволило Гапонову совершить прорыв в традиционной монументальной живописи. Специально к выставке Илья Гапонов создал мурал (монументальное живописное произведение) «Кузбасс параллельный» (2021, 5х15 метров), который размещен в фойе Новой Третьяковки и предваряет проход на выставку «Даешь Кузбасс!».
Выставка дополнена инсталляцией, на которой представлен фотоархив Спиридона Бывшего (1891 – 1937). Это уникальный фоторепортаж со строительства одного из главных объектов первой пятилетки – Коксохимзавода в Кузбассе (в то время называвшемся Щегловск). Фотохроника отражает все этапы строительства – от закладки фундамента до запуска предприятия. Выставка «Даёшь Кузбасс!» – самая крупная тематическая подборка художественных произведений, отражающих историю и культуру Кузбасса. Выставка работает по 10.05.21.

Егор Плотников

Егор Плотников

Фотографии предоставлены автором Егором Плотниковым

Павел Отдельнов

Фотографии предоставлены автором Павлом Отдельновым

02.04.21. Галерея Светланы Сажиной представила проект Лизы Эшва «Урбантело женщины. Стихии». Это многолетнее творческое исследование Лиза Эшва посвятила теме взаимодействия современной женщины мегаполиса с первозданными стихиями. Проект исследует скрытые процессы сознания жительницы мегаполиса, выводя их в поле дикости и раскрепощения, фиксируя и одновременно делая их частью фотографического ритуала, наделяющего новыми качествами всех участников проекта. Фотографии здесь становятся не только фиксацией происходящего, но и  методом исследования себя и своих героев-соавторов. Участники проекта:

Анна Третьякова, Алёна Горбачева, Лариса Тогулева, Наталья Тимофеева.

«Оставляя за кадром личные истории каждой героини, в сознании зрителя я трансформирую человеческую природу, достраивая и акцентируя существующую реальность, обнажая символизм глубинных и скрытых смыслов происходящего» – Лиза Эшва – «Используя концепцию четырех стихий ( первоэлементов – Земля, Вода, Огонь, Воздух), я на два года осознанно погрузила себя в особое состояние творческого исследования, уподобив его духовной практике. В проекте для меня важно вывести стихии, из роли изображаемого объекта в область изобразительного средства и даже соавтора, сжигая и закапывая фотографии, тем самым проявляя природу стихии, переходя от состояния концептуалиста, в роль наблюдателя мощной и, порой, неконтролируемой силы природных явлений, иронично играя с понятиями постановочной и документальной фотографии». Первая часть проекта «Урбантело женщины» – «Земля» была отснята, закопана, извлечена с 2019 по 2020 год, последняя часть проекта «Огонь» – отснята в 2019 и 2020 годах, сожжена в 2021 году. Выставка в галерее Светланы Сажиной работает по 22.04.21.

Фотографии предоставлены автором Лизой Эшва

03.04.21. 25Kadr Gallery представила персональную выставку Маши Ивановой «Интерблизость». С появлением новых средств коммуникации происходит постепенная трансформация ментальности. Сознание неминуемо оказывается погруженным в пространство искусственно созданных образов. Маша Иванова в своих работах представляет части человеческого тела в процессе взаимного сближения с цифровой средой. Конвергенция предполагает здесь не просто сближение, но процесс взаимопроникновения и взаимовлияния, что позволяет говорить о появлении новой формы телесности – дигитальной. C момента идентификации пользователя в сети через «имя» и «пароль» происходит открытие телесности. Следующий этап – самопрезентация. Проект «Интерблизость» показывает этот процесс не как раздвоение личности, распад или клонирование, а скорее как слияние с квазиреальностью, срастание с новой действительностью, и обретение нового себя, дополненного новым содержанием. Цифровые технологии и физическое тело начинают функционировать как единое целое. Личное тело теперь формируется не только посредством телесной чувствительности и внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, но и под действием виртуальных образов извне. Бесконечность этого процесса, загадочность и непредсказуемость подчеркивается художественными решениями автора в создании образов. Каждый из них несет в себе плавность и мягкость, готовность тела к общению с цифровой действительностью, и одновременно внутреннее напряжение, нервозность и затаенный страх. Отсутствие конфликта при этом настраивает на позитивное мышление и желание рассматривать работы так, как смотрят на живой огонь, ожидая увидеть в нем проблески предстоящего будущего. Выставка работает до 30.04.21.

Фотографии Cabinet de lart

 

06.04.21. В Государственном музее Востока открылась выставка художника-космиста Бориса Смирнова-Русецкого «Идущий к звёздам». 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин впервые в мире совершил полет вокруг планеты Земля. Выставка приурочена к 60-летию выхода человека в космос. «Идущий к звёздам» – это и космонавт «номер 1», открывший космическую эру, и художник, устремлённый к духовным высотам. Это каждый человек, дерзающий перешагнуть грань неведомого на пути познания тайн Вселенной. На выставке представлено около 20 живописных картин Бориса Смирнова-Русецкого, большинство из которых относятся к циклу «Космос». Воображение художников-космистов стремилось расширить горизонт сознания, откликнуться на космические зовы и веления. Куратор выставки: Лариса Келим. Выставка работает до 16.05.21.

 

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

 

07.04.21. Галерея Ruarts представила проект «Дебют», направленный на поиск новых имен, раскрытие молодых перспективных современных художников и реализацию их персональных проектов на площадке галереи. Первым в цикле выставок стал проект фотографа Николая Ефимцева «С первого взгляда», который был отобран в ходе открытого портфолио-ревю, проведенного весной 2020 года. Куратор проекта: Катрин Борисов.

Героями фотосерии Николая Ефимцева стали мужчины. В основном это непрофессиональные модели разного возраста, с которыми художник, замечая в них необходимую фактуру, знакомился в парижских кафе и на бульварах. Стремясь уйти от эстетики коммерческих портретов, Ефимцев часто делал снимки тут же, при первом знакомстве, чтобы выразительнее передать типаж и характер героя. Результатом стал коллективный портрет города с мужским лицом. Серию портретов дополняют меланхоличные пейзажи. Ефимцев изучает переходные состояния природы, поэтому в его кадре почти всегда осень – время смирения, одиночества, любования мимолетной красотой. Фотографии были сделаны в период с 2017 по 2021 год. Выставка работает в галерее Ruarts до 30.05.21.

Николай Ефимцев

Николай Ефимцев

Фотографии предоставлены галереей Ruarts

 

07. 04.21. Галерея ARTSTORY представила выставочный проект «Космос наш!» – Космос в работах художников XXI века. Мультидисциплинарный проект, решающий задачу отражения космической повестки в современном искусстве, уже имеет определенную историю. Впервые выставка состоялась в Московском музее современного искусства в 2014 году. Далее она совершила путешествие по нескольким регионам России; при этом каждый раз корпус представленных работ существенно менялся. Участники новой экспозиции – 40 художников из Москвы и разных городов России. Авторы создали уникальные произведения, объединенные одной темой: космос и его восприятие в современном обществе. Многие из них были задуманы и исполнены специально для этого проекта. В работах предстают как отображения реальных лиц, событий и фактов в области освоения космоса, так и философские и фантастические произведения на тему Вселенной и человека в ней. Особенностью представленного выставочного проекта явилось большое внимание со стороны художников к личности первого космонавта Юрия Гагарина. 60 лет прошло с момента первого полета человека в космос, но интерес к узнаваемому и понятному изображению главного героя отечественной космической истории не иссяк. Кураторская группа: Дмитрий Буткевич, Валерия Галлай, Люсинэ Петросян. Работы предоставили авторы; галереи 11.12, Fine Art; Триумф, NK Gallery, ARTSTORY, а также коллекционеры Любовь Агафонова и Денис Химиляйне. Выставка работает до 30.05.21.

Алексей Бегак. «Гагарин»

Олег Кулик. Космос Outer Space.

Фотографии предоставлены галереей ARTSTORY

 

08.04.21. Московский музей современного искусства и Галерея «Триумф» представили выставку Алексея Дубинского «Свет Звезды и Лабиринт Минотавра» посвященную внутренней жизни человека, его памяти и самоидентификации. Выставка проходит в рамках совместной программы поддержки молодого искусства «Молодые львы», а также в рамках программы поддержки молодого искусства ММОМА. Куратор программы поддержки молодого искусства ММОМА: Дарья Камышникова.  Алексей Дубинский: «Эти работы о семье, о вынужденном бесконечном путешествии, о потере близких отношений, о том, как мимолётны могут быть моменты, ностальгии, воспоминаний и реальности событий, которые с нами происходят. История основывается на определенных реперных точках, событиях, повлиявших на становление личности, на восприятие мира и отношение к нему, его законам, его обитателям. Часто сложно определить в памяти что было реально в твоей жизни, а что является плодом воображения, сюрреалистическими галлюцинациями, так или иначе влияющими на твоё сегодня». Куратор выставки: Софья Симакова. Выставка работает в ММОМА на Петровке, 25 до 16.05.21.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

08. 04.21. В пространстве арт-платформы Cube.Moscow новые проекты представили галереи-резиденты Cube.Moscow: персональную выставку известного на Западе русского художников Юрия Купера, выставку мастера перфоманса и художника Ольги Кройтор, групповую выставку «Мегаполис: pro & contra», посвященную тенденциям городского развития, и первую московскую персональную выставку фотографа Александры Деменковой «Русская любовь», продолжающую традиции гуманистической фотографии. Также в большом зале Cube.Moscow открылась выставка молодой художницы Вероники Ивашкевич «Транзитная зона».

Kupol Gallery, новый резидент Cube.Moscow, открыла выставку Юрия Купера «Мыслимые объекты» одного из самых известных на Западе русских художников.  Проект раскрывает внутреннюю суть простых вещей и привычных явлений – художник предлагает по-новому посмотреть на обыденные предметы, связанные с миром живописи, и выявить в них общефилософские законы, говорящие о единстве мира.  Юрий Купер, художник с глубоким пониманием современных культурно-философских процессов, уже давно обращается к этой практике. Он трансформирует процесс создания художественного произведения в работы, на которых прослеживается путь от реальности (краска в емкостях и кисти, готовые к использованию) до мышления и познания (краска в банках превращается в ту краску, с помощью которой написаны ее пустые емкости и грязные кисти). Скрыв объекты за слоями красочных мазков, Купер задерживает мышление в понимании того, что же именно изображено на полотнах. Этот подход, основанный на кантовском предположении, что не знания должны сообразовываться с предметами, а предметы должны сообразовываться с познанием, оказывается действенным в формировании нового измерения реальности – ее познаваемости. Выставка работает до 23.04.21.

Юрий Купер «Ведро с кистью» 1990

Галерея Syntax представила новую персональную выставку Ольги Кройтор «За стеной сна». Ольга Кройтор принадлежит новейшему поколению российских художников. В экспозиции представлены живопись, объекты, а также новое видео художницы, известной своими сложными и бескомпромиссными перформативными практиками. Выставка работает до 23.04.21.

Ольга Кройтор_Видеоинсталляция «За стеной сна»

Галерея Osnova представила персональную выставку Вероники Ивашкевич «Транзитная зона» в большом зале арт-платформы Cube.Moscow. В экспозиции соединены графика и инсталляции. В своих работах Вероника Ивашкевич сочетает элементы театра и карнавала с элементами внутренней борьбы, страхов и конфликта, отстраняясь от своего альтер эго, заменяя его на вымышленных мифических персонажей из забытой литературы и кинематографа, как будто бы находящихся в своей пограничной зоне. «В своей художественной практике я руководствуюсь интуицией – когда доходит до толкований, мне приходится сначала объяснять работы самой себе. Как правило, я действую от обратного, когда сам материал и техника задают тему будущего проекта. Для меня важно не что, а как, когда «medium is the message». Я стараюсь заглушить красоту помех и случайностей, возникающих в процессе сопротивления материала, и намеренно заглушаю концептуальный подход. Синтез природного и искусственного, разочарование и надежда – пожалуй, это темы, которые волнуют меня на данном этапе» – Вероника Ивашкевич. Куратор проекта: Марина Виноградова. Выставка работает до 25.04.21.

Галерея «КультПроект» представила групповую выставку «Мегаполис: pro & contra». В экспозиции работы известных российских художников и архитекторов, посвященные тенденциям городского развития. События последнего года заставили жителей больших городов по-новому взглянуть на среду своего обитания, подумать о том, что является абсолютной и непреходящей ценностью мегаполиса, а какие его функции оказываются не столь востребованы в тот или иной период. Фиксация ключевых городских составляющих, значение духовных центров, инфраструктуры — аэропорты, метро и улицы; офисные центры, культурные и природные ландшафты, а также взгляд в будущее мегаполиса, основы формирования его целостности или раздробленности, территориальный рост или изменение и повышение этажности при сохранении компактной структуры. Участники выставки: Татьяна Баданина, Тимур Башкаев, Евгений Гор, Сергей Гребенников, Владимир Кузьмин, Сергей Кузнецов, Владимир Наседкин, Николай Наседкин, Илья Романов, Кирилл Рейв, Алла Урбан, Андрей Яншин. Выставка работает до 23.04.21.

Гор Евгений. Общий вид инсталляции – Человек в метро. 2021 (

Сергей Кузнецов_Красная площадь_2021

Галерея «Алиса» открыла первую московскую персональную выставку фотографа Александры Деменковой, которая исследует сложные, скрытые, часто неприглядные темы и берёт в объектив повседневную жизнь людей вне больших городов, продолжая традиции гуманистической фотографии. В экспозиции представлены фотографии Александры Деменковой из серий «Русское портфолио», «Кольский полуостров», «Ира и Шурочка» и «Баба Валя», работа над которыми продолжалась несколько лет и сопровождалась долгими поездками Деменковой в деревни, где она не только старалась запечатлеть последние следы исчезающего уклада, но вступить в контакт людьми, которые ещё остались в деревнях – они пьют, трудятся, ухаживают за скотом или просто живут и любят, – построить с ними отношения и даже дружбу. «Я помню, как впервые увидела бабу Валю у калитки во дворе ее дома в июле 2016-го года. Она вышла, услышав машину и думая, что приехали племянники. Вместе с ней мне навстречу вышли два козла, черный и белый, собаки, коты, гуси, утки, куры — кажется, все они были там. Она стояла среди них и слушала меня, а у меня в голове была только одна мысль – “Это оно!”. Тогда я прожила у нее две недели. Я почувствовала, что постепенно она тоже полюбила меня и загрустила, когда я стала говорить об отъезде, уговаривала меня остаться на месяц. Мы договорились, что я вернусь месяца через два, когда она будет пахать огород. Прощаясь, мы обнялись и не могли сдержать слез. С тех пор я езжу к бабе Вале при первой возможности, и она стала для меня одним из самых близких на свете людей» – Александра Деменкова. Выставка работает до 23.04.21.

Александра Деменкова_Покровка

В  Cube.Moscow продолжают работу выставка Андрея Сяйлева «Магазин Коллекционер» в PA gallery, групповая выставка «Что-то поменялось» на тему женственности в галерее Window project, выставка работ художников Бенджамина Шайна, Микеланджело Бастиани, Ким Сенву, Владимира Клавихо-Телепнева и Евфросины в BOCCARA ART Moscow, выставка Владимира Чернышева и Устины Яковлевой «В тени ландшафта» в Artwin Gallery.

Фотографии предоставлены пресс-службой арт-платформы Cube.Moscow 

08.04.21. В выставочном пространстве фонда современного искусства White Room Foundation состоялось открытие выставки художника и режиссера Никиты Чернорицкого «Мне страшно». Выставка – это часть большого проекта, разрабатываемого художником совместно с его куратором. Проект-исследование Никиты посвящен теме пограничных состояний человека, автор осуществляет стороннее наблюдение за эмоцией, чувством, инстинктом. Его полотна приоткрывают дверь в подсознание, где таятся страхи и переживания. «Страх не подчиняется контролю и появляется тогда, когда ему вздумается. Он властвует над всеми, погружая во мрак, пробуждая самое темное внутри. И он же является освобождением, указывает путь к обретению чего-то важного, недостающего. Его естество отвратительно, оно способно пробудить и самое ужасное, и самое прекрасное в нас. Возможно, именно страх является причиной продолжения жизни, свершения всего. Та граница, которую внутри себя мы преодолеваем в ситуации стресса, переживаний, сопутствует самым различным проявлениям. Эти образы «переходного состояния», осознания страха, момента, когда отдаешься ему полностью, не пугают сами по себе, но пробуждают сложное, насыщенное воспоминание о подобном опыте. » Куратор: Елизавета Журова.  Выставка работает до 30.04.21.

Фотографии предоставлены куратором Елизаветой Журовой

 

08.04.21. В Мультимедиа Арт Музее, Москва (МАММ), объявленном «Музеем года» Cosmoscow 2021, состоялось открытие Предаукционной выставки благотворительного аукциона Фонда Cosmoscow. Выставка открыта для посещения в МАММ с 9 по 11 апреля. 12 апреля 2021 года, в День космонавтики, состоится 8-й Благотворительный аукцион Фонда Cosmoscow. Вырученные от продаж аукциона средства традиционно направляются на программы Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow. Деятельность Фонда осуществляется по трем направлениям: реализация проектов в сфере культуры, образование и пополнение музейных коллекций. В рамках направления по пополнению музейных коллекций Фонд ежегодно приобретает работы современных художников для передачи в дар одному из российских музеев, выбранному «Музеем года, в этом году МАММ. Куратором аукциона и предаукционной выставки выступил арт-директор Cosmoscow Саймон Рис, объявивший тему «PHANTASMA». Отобранные лоты посвящены астрологии и космологии, новым мирам и 60-летнему юбилею первого полета человека в космос. Работы для аукциона предоставили российские и зарубежные художники: Алексей Азаров, Анна Андржиевская, Ута Бекая, Лиза Бобкова, Алексей Боголепов, Алина Глазун, Иван Горшков, Ирина Дрозд, Евгения Дудникова, арт-группировка «ЗИП», Даша Кудинова, Ростислав Лебедев, Роман Манихин, Женя Миронов, Иван Михайлов, Слава Нестеров, Георгий Острецов, Айдан Салахова, Осип Тофф, Карлос Норонья Фейо, Саша Фролова, а также «Художник года» Cosmoscow 2021 – Ирина Корина. Выставку можно посетить по 11.04.21.

Фотографии предоставлены pr-службой Cosmoscow

08.04.21. В выставочном пространстве Art-Office Gallery Fedini состоялось открытие выставки «Трансформация». Автор представленных работ – художник и скульптор Аркадий Ким. Выставка приурочена к юбилею первого полета человека в космос. Космическая тематика увлекла художника, и часть из представленных работ, выполненных акрилом, посвящена этой теме. Часть работ сделана в соавторстве с Тимуром Фазыловым, художником, скульптором, ювелиром. В книге рекордов Гинесса отмечена работа Аркадия Кима, как рекорд «Самая большая картина из зерен кофе». В своё время в ЦПКиО им.Горького Аркадий представил свою работу, общей площадью 30кв.м., весом около 240кг. Часть живописных работ, представленных на выставке «Трансформация» буден передана на благотворительность, после продажи средства будут перечислены в фонд Чулпан Хаматовой «Подари жизнь». Выставка работает по 23.04.21.

Фотографии предоставлены Art-Office Gallery Fedini

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель


Выставка «Геннадий Бодров. Простой мотив» в Москве

Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет персональную выставку Геннадия Бодрова, которая пройдет с 3 июля по 22 сентября 2019 года в рамках исследовательского проекта «Антология русской фотографии ХХ века. Фото 80-90».

«Простой мотив» — такую подпись на обороте многих работ Бодрова можно обнаружить, исследуя архив этого знаменитого курского фотографа. Архив непростой судьбы, который сохранился благодаря доброй воле друзей и близких.

В 2019 году исполняется 20 лет трагической смерти автора. И выставка, в первую очередь, ставит перед собой задачу восполнить пробел на карте истории российской фотографии, привлечь внимание к наследию Геннадия Бодрова.
Несмотря на изящную простоту и кажущуюся будничность сюжетов, работы Бодрова многослойны и наполнены неожиданными метафорами, которые способна выстроить, пожалуй, только документальная фотография.

В творчестве Геннадия Бодрова угадывается влияние многих актуальных в 80-90-е годы школ и направлений в независимой российской фотографии. Это и формальные эксперименты с соляризацией и коллажем, съемки на широкоугольный объектив, обращение к панорамному формату, внимание к чистому «фотографическому событию» — игре света и формы в визуальной ткани города. Но, безусловно, самые сильные произведения Бодрова продолжают традицию гуманистической европейской фотографии, отвечающую концепции «брессоновского» решающего момента. Обращение к городской повседневности и «простым мотивам» позволяли создавать Бодрову универсальные, поэтически тонкие и философские образы, в которых место и время съемки (а это почти всегда был его родной город Курск) уже не имело большого значения. «Избранные фотографии Геннадия Бодрова поразительно умны, они всегда о смысле жизни, а не о странностях вчерашней погоды», — напишет учитель и друг Геннадия Бодрова фотограф Александр Лапин.

В первую очередь себя сам Бодров определял как социальный фотограф. В его объективе отразилась жизнь деревенской глубинки и непарадные городские будни, простые игры детей и духовные откровения взрослых, возрождение религиозных традиций и ежедневнае борьба за выживание в ситуации дефицита товаров и кризиса идеи. Эти темы лучше всего характеризуют Бодрова-фотографа, выделяя его среди лучших.

В экспозиции будут представлены как одиночные работы Бодрова, так и серии, созданные в 1980-е – 1990-е годы, — «1000-летие крещения Руси», «Старые русские», «Святой источник», «Простой мотив» и другие.
Выставка «Геннадий Бодров. Простой мотив» — это результат объединения усилий Центра фотографии имени братьев Люмьер (Москва), Художественной галереи «АЯ» (Курск), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва), а также владельцев частных фотографических коллекций.

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Александр Лапин

Работы Лапина находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, Музея изящных искусств в Бостоне, The Corcoran Gallery of Art в Вашингтоне, в частных собраниях и галереях. Он принимал участие в выставках по всему миру: в России, Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Франции, Великобритании, США и др. В течение пяти лет, с 1992 по 1997 годы был членом комиссии по Государственным премиям в области изобразительного искусства при Президенте Российской Федерации.

Самым же важным было то, что Александр Иосифович Лапин был прирожденным Учителем. Более тридцати лет он занимался преподаванием фотографии, фактически заменив собой отсутствовавшие в России фотошколы, сначала в Заочном народном университете искусств (ЗНУИ), потом в организованной им Студии художественной фотографии при Доме культуры МГУ, затем на факультете журналистики МГУ и наконец, в знаменитой Школе Лапина. В разное время учениками Александра Лапина были Игорь Мухин, Геннадий Бодров, Александр Сорин, Павел Смертин, Дмитрий Костюков и многие другие.

Мэтр вырастил не одно поколение фотографов. Попасть в мастерскую Лапина, стать одним из его учеников — было большой удачей.

За долгие годы преподавания он разработал курс лекций, в котором основное внимание уделялось композиции. При этом, сам фотограф неоднократно говорил: «Любое творчество — это нарушение всяческих правил». Лапин обладал уникальной, исключительной способностью видеть и чувствовать, которую он пытался развить у тех, кто у него учился. Самым важным для него было научить доверять своим чувствам, не мыслить шаблонами и стереотипами. «Я думаю, что даже гениальный Брессон не мог все учитывать в момент съемки. Все происходило потом, когда он из десятков отснятых кадров мог выбрать один, а мог и не выбрать ни одного. Творчество фотографа не заканчивается в момент нажатия на кнопку, а только начинается. Самый трудный творческий процесс — осмысление того, что снято. Здесь вот важна культура, вкус, понимание и талант», — повторял Лапин и учил много работать, искать свою тему, надеяться на удачу. Учил, как отличить «хороший» снимок от выдающегося, красивый от некрасивого. Учил понимать сущность и язык фотографии.

В 1986 году Лапин организовал «Первую московскую молодежную выставку» в ДК МГУ, а в следующем, 1987 году — персональную выставку молодого фотографа Игоря Мухина о рок-движении, на которую приходили герои его фотографий, панки и хиппи, никак не походившие на чинных посетителей выставок. За это Лапина уволили из МГУ.

Александр Лапин — автор двух основополагающих, многократно переиздававшихся, учебников по фотографии «Фотография как…» и «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом», в которых рассматриваются теория чёрно-белой документальной фотографии, законы композиции, психология восприятия фотографии, а также формулируются принципы оценки и анализа изображений.

Александр Лапин умер 25 октября 2012 в Москве.

МАММ благодарит за сотрудничество в организации выставки Елену Лапину.

Изложить мотивы — Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

31.07.2019

В Центре фотографии имени братьев Люмьер — ретроспектива Геннадия Бодрова «Простой мотив». Экспозиция — часть исследовательского проекта «Антология русской фотографии XX века. Фото 80–90». Работы курского автора, к сожалению, не слишком известного в Москве, доказывают: крылатое выражение о таланте, произвольно выбирающего себе «владельца», сущая правда. Другая горькая истина состоит в том, что слава — дама капризная. А значит, в памяти людей далеко не всегда остаются самые способные и достойные.

Бодров был невероятно одарен. Эти слова — вовсе не реверанс мастеру, трагически ушедшему из жизни 20 лет назад. Умереть от рук отморозков, прельстившихся дорогой фототехникой, — что может быть случайнее и нелепее? Или же это рок, заранее предрешивший судьбу курского самородка: остаться провинциальным гением, которого любили и которому завидовали. А призы, выставки, обложки получали другие.

Впрочем, справедливости ради, награды доставались и Бодрову, причем на международных конкурсах — в Испании, Бельгии, Великобритании. Открывались персоналки в Австралии, Германии. За рубежом его хорошо знали. Однако на родине интересовались мало. А ведь фотограф принадлежал к классической традиции гуманистического репортажа, лидером которого считается гений монохрома — Картье-Брессон. Отечественный мастер, кстати, тоже любил черно-белые кадры. И, конечно, умел не только подглядеть и зафиксировать уличные сценки, но и поднять фарс до уровня поэмы. Его работы трудно пересказать — попробуй объясни. Получится неловко и неуклюже. И все же один из самых пронзительных снимков датируется 1991 годом. Старая женщина стоит перед грудой костей с ошметками мяса, пытаясь выбрать хоть что-нибудь: странное и страшное время на сломе эпох. Или совсем другой по настроению кадр «Часы» (1989): двое мальчишек льют воду из колонки на старый циферблат. Эту картинку можно препарировать бесконечно, снимая слой за слоем. Кто эти ребята — новое поколение, «смывающее» старое время и показывающее: «Дальше действовать будем мы»? А может, изображена «точка обнуления» не только прошлого, но и земной истории — и впереди вечность: ужасная или блаженная? Конечно, нынешние зрители смотрят на работы из XXI века, это влияет на восприятие. Однако свойство любого хорошего произведения — «подстраиваться» под новую реальность и тем самым всегда оставаться актуальным.

В современных репортажах внимание к «маленькому человеку», кажется, отошло на второй план. Конечно, в конкурсы попадают шокирующие кадры из горячих точек. Они бьют резко, наотмашь, но лишены полутонов. Другая крайность — чисто формальные эксперименты, когда авторы с головой уходят в геометрию и цвет, почти превращая фото в абстрактную живопись. Снимки по-настоящему хороши — глупо отрицать обратное. И все же «маленького человека» стало на удивление мало. Почему? Наверное, нужно уметь совмещать социальное и лирическое, быть не только шустрым репортером, но и поэтом. Тогда получится из мелочи вывести целую философию — а заодно растрогать публику. Бодров, безусловно, обладал поэтическим даром. Вот снимок «Без названия» (1993): автор срифмовал дерево, выглядывающее из-за забора, и тень от другого дерева, невидимого зрителю. И напомнил об иллюзорности нашего восприятия, а также — о тернистом пути к истине. Ведь человек, как считал Платон, является узником в пещере собственных чувств и вынужден довольствоваться лишь силуэтами на ее стенах.

школа — pavolga — Olga Pavolga

Образовательный вторник гигантских размеров упакован и готов к эфиру.
Решено не отпадать от основ, к тому же невозможно, упомянув Суткуса, не сказать про остальных, они все вместе — школа и в целом, всё, что сейчас делается, должно в обязательном порядке хотя бы один раз оглянуться. 

Для меня лично эта подборка как основательная до потолка библиотека, по-хорошему, все отложить и год внимательно заниматься, учить матчасть.
О каждом получится довольно телеграммно, иначе вторник возьмется за пятилетку. Но по паре важных слов надо. 

Владимир Соколаев, Владимир Соловьев 

Вместе с Александром Трофимовым при Кузнецком металлургическом комбинате создали в 1980 году творческое объединение “ТриВА”, в 1982 решили поучаствовать в Wоrld Press Photo, причем официальным путем. Кемеровский обком рассмотрел фотографии и в том же году авторов выгнали с завода. Соколаев сейчас занимается пейзажной фотографией, хорошо и много рассказывает в интервью о временах работы объединения. Почти все их работы узнаваемы, женщина с транспарантам “счастье”, рифма с тянущейся к звонку женщиной и балериной, пара с младенцем — да все. Я люблю Воробьевского ангела в черном пальто с царевной лебедем. Мой, я уверена, именно с таким лицом за мной и ходит. 

Геннадий Бодров

 Курский фотограф, ученик Лапина, трагически погиб в 1999 году, считается среди мастеров самой яркой звездой, гением. Фотографию с девочкой на шаре и мячом, знают все, даже те, кто думает, что не знает. Архив долгое время был в заложниках у пожилой матери автора, позже Александру Лапину удалось передать часть главных отпечатков Пушкинскому музею. 

Борис Смелов 

Самый питерский автор, тонкий поэт, погиб в 1998. О нем много и хорошо пишет его дочь, но дельного архива нет, по сети все кусками. Обычно узнают фотографию с собакой перед лестницей и голубем над домом-колодцем. И заснеженную машину на набережной. 

Павел Смертин 

Фотограф из Вятки, ученик Лапина. Девушка в белом платье с черной собакой и балетный педагог, как будто держащий ученика за ниточку — во всех учебниках. 

Александр Лапин 

Правильным сейчас будет, не вставая с места, заказать себе все его учебники “Фотография как…”, “Плоскость и пространство, или жизнь квадратом”, потом изучить все статьи на сайте школы (открытые уроки, основы бильдредактирования, основы композиции), и только потом встать, зато зажить человеком. Для меня это удивительный пример того, когда сами работы автора я люблю не сильно, а пример его умения формулировать мысль, структурировать материал и беспощадно, но точно, разбирать работы — надо приколачивать перед каждым человеком, взявшим камеру. Ушел в 2012.

 Игорь Мухин 

Ученик Лапина. Отличный пример маркетологической удачи и большой работы над этим — подробный вменяемый сайт, книги, лекции, блог, мастер-классы. Большой хороший кусок архива о рок-музыке 80-90- х. Я люблю Шевчука с телефоном и Толстую с сигаретой.

 Всех их обнять разом, родненьких. 

сайты: 

Владимир Соколаев

Владимир Соловьев (вместе ТРиВА)

интервью с Соколаевым

Лапин о Геннадии Бодрове

о Борисе Смелое 

Павел Смертин 

Школа Александра Лапина 

Книги Александра Лапина

Игорь Мухин 

все образовательные вторники 

imagine-tuesday

Фоторепортаж как искусство: выставка работ Александра Устинова и Геннадия Бодрова | Любимая Москва

Ни для кого не будет секретом тот факт, что фотография стала отдельным видом искусства. Но задумывались ли вы о том, что фоторепортаж — это не только часть истории, но и искусство тоже?

В Центре фотографии имени братьев Люмьер вы можете познакомиться с двумя выставками советских фотографов Александра Устинова и Геннадия Бодрова.

В первом зале Центра представлены работы талантливого, знающего толк в своем деле, фотографа Александра Устинова. Он был корреспондентом всеми известной газеты «Правда». В этом году журналисту исполнилось бы 110 лет.

Смотря на представленные фотографии и репортажи, несомненно можно считать Устинова летописцем интересного периода советской эпохи: сначала он снимал Хрущева, а затем Брежнева.

Для кого-то исторические моменты, запечатленные на пленке Устиновым, покажутся грустными, связанным с горем, а для кого-то эти фотографии — память о героях правителях. Каждый видит свое, точно также как видел эти моменты Александр Васильевич. Несмотря на то, что главной его задачей был фоторепортаж для газеты, он так или иначе передавал свое настроение, свои эмоции, запечатлел те моменты, которые, как ему казалось, были важны.

Сначала мы знакомимся с правлением Леонида Ильича, с теми моментами, когда «он вприпрыжку, без отдышки и с улыбкой на лице» делал важные для страны дела. Правда, все-таки странная «фишка» у него была — поцелуи.

Большинство наших родителей помнят эпоху оттепели. Все верили в светлое будущее, строили много планов. Прошло уже много времени, но наши родители, бабушки и дедушки хорошо помнят тот период СССР.

Инициатором «оттепели» стал Хрущев. Страна потихоньку отходила от тоталитарной политики, люди впервые пытались понять последствия сталинского режима. Знаковым событием в истории стал съезд КПСС, на котором раскритиковали и осудили культ личности Сталина, а также подвергли критике осуществление репрессивной политики. Февраль 1956 года стал ключевым в истории — в этот год началась новая эпоха, где главными задачами для страны стали перемены во внутренней и внешней политики государства, общественно — политической жизни.

В Центре очень интересно осветили визит Хрущева в Америку. Кураторы выставки представили фотографии, которые смотрятся с неослабевающим интересом. Особенно интересно посмотреть документальный фильм о путешествии Хрущева в Штаты. Американцы показали ему Голливуд, где он познакомился с Мерилин Монро и увидел энергичный и откровенный французский танец кан-кан. Но Никита Сергеевич сломился — он достойно выстоял и не поддался заморским соблазнам.

За время своей работы Устинову многократно вручали награды на родине и за рубежом. Хочется выразить огромную благодарность дочери Александра Васильевича за предоставленные материалы.

Наш второй герой — Геннадий Борисович Бодров. Его выставка расположилась в самом маленьком и сперва едва заметным зале Центра фотографии братьев Люмьер. Как-то символично, конечно, вышло: малоизвестный фотограф, маленькая выставка и едва заметный зал. Похоже на маленький необитаемый остров, на котором зарыт клад.

Фотограф родом из Новгородской области, но жил, учился и работал в Курске. В этом году исполняется 20 лет с момента трагической смерти Бодрова. Кто бы мог подумать, что холодным февральским днем злоумышленников привлечет камера и аппаратура Геннадия Борисовича.

Выставка «Простой мотив» приурочена к 20 — летию со дня смерти новгородского фотографа. Почему же ее так назвали? Все просто — именно такую подпись оставлял Бодров на многих своих работах. Он снимал городскую повседневность, быт людей. В основном, все фотографии сделаны в Курске. Здесь можно увидеть и детей, играющих на площадке, и огромные очереди за товаром, который в то время был дефицитным и многое другое. С одной стороны, его фотографии не несут радости, а наоборот несут безрадостный характер, но с другой стороны — это правда, через которую мы все прошли. Многие уже с трудом вспомнят какими были 50 лет назад, что носили, какие были взгляды и к чему стремились.

Работы Бодрова — настоящие произведения искусства. Он — настоящий социальный фотограф, а благодаря кураторам выставки для каждой фотографии дано совершенно правильное определение. Выставка не такая большая, как у Устинова, но в этом маленьком зале, который с первого взгляда оформлен совсем просто, каждая фотография привлекает внимание, заставляет вспомнить былое.

Советское искусство, культура СССР

Раннее утро. Красная площадь, 1988-1990 гг. Москва СССР. Фото советского фотографа Геннадия Бодрова (17 мая 1957 г. — 14 февраля 1999 г.). Источник изображения kursk.com

Кадр из серии «Черная и белая Россия» Геннадия Борисовича Бодрова (17 мая 1957 — 14 февраля 1999), сделанный в 1988–1990 годах, на аукционе Sotheby’s оценен в 2–3 тысячи фунтов. Советский фотограф Геннадий Бодров родился в 1957 году в городе Сольцы Новгородской области.В детстве, в возрасте десяти лет, он повредил руку, рассматривая найденный снаряд, оставшийся после Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Еще в школе в начале 70-х увлекся фотографией. Тогда его первыми камерами были «Киев» и «Зенит». В 1973 — 1976 годах учился заочно в Национальном университете искусств. В 1974 году, сразу после его окончания, начал работать с газетами. Работал руководителем фотоклуба, помощником оператора, фотографом газеты. На самом деле Геннадий Бодров был фотографом-фрилансером.

Скульптура и упавшее дерево. Советский фотограф Г. Бодров (17 мая 1957 — 14 февраля 1999)

С конца 1970 г. Геннадий Бодров отправлял свои работы на выставки, участвовал в большом количестве фотовыставок и конкурсов в СССР и за рубежом. Геннадий Бодров был более известен как фотограф, работающий в направлении социальной фотографии. В последние годы жизни Бодров тесно сотрудничал с газетой «Курский вестник» и как частный фотограф.

Фото советского фотографа Г.Бодров

14 февраля 1999 г. Геннадий Бодров был убит за ограбление. Злоумышленники выманили фотографа из города якобы для съемки свадебной церемонии. По их словам, они не собирались убивать Бодрова, но словесная перепалка разозлила преступников, и они избили и задушили Геннадия. В течение недели трое подозреваемых были задержаны по горячим следам. Решением Курского областного суда убийцы Александр Панков и Дмитрий Чешко получили соответственно 20 и 22 года колонии строгого режима, а их партнер Михаил Володько — 1 год.5 лет условно.

Фото Г. Бодрова из серии «Черно-белая Россия»

Учитель Геннадия Александр Лапин боготворил Бодрова. Он считал его самым талантливым учеником. Имя Бодрова было на слушании, он объявил фотоконкурс имени Бодрова в фотошколе Лапина. Учил своих учеников по фотографиям Геннадия. Лапин организовал посмертную выставку фоторабот Бодрова в Москве. Он передал 18 картин Геннадия в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.Когда умерла мать Бодрова, ученики Лапина пришли на похороны и помогли деньгами.

Советский фотограф Геннадий Бодров

У могилы солдата С.В. Тищенко

Бодров впервые показал свои работы в 1979 году в Берлине на международной выставке. Всего он участвовал в 19 отечественных и 48 международных выставках, имеет более 50 медалей и наград. Он много фотографировал в Германии, Франции, США. Бодров был фотографом мирового уровня, участвовал во многих отечественных и европейских выставках, активно сотрудничал с региональными газетами.Имя Бодрова присвоено Курскому фотографическому обществу.

Часы, 1989

Старая лестница. 1976

Люди — как дерево, 1986

День памяти

Игра в прятки

Фото Геннадия Бодрова

Фото Геннадия Бодрова

Фото Г. Бодрова

Фото Геннадия Бодрова

Фото Г. Бодрова

Фото Г. Бодрова

Фото Геннадия Бодрова

Работает

В раме

Игра в шашки

Фото Г.Бодров

Фото Г. Бодрова

Советский фотограф Г. Бодров

Обложка книги «Черно-белая Россия Г. Бодрова»

Источники:
СССР журнал Советский фото 12-1978
www.dddkursk.ru
photo.inspider.ru/forum/

Финалист

Exibart Street Эмиль Гатауллин, интервью

Черно-белый и цветной. Два разных мира. Вы решили раскрасить. Почему?

Как я уже упоминал в предыдущем ответе, аналоговый и цифровой для меня — это два отдельных этапа.Что касается черно-белого и цветного, то на аналоговом я почти исключительно снимал черно-белый, в этом процессе я полностью контролирую изображение от негатива до печати, я проявил свою собственную пленку и до сих пор делаю свою влажную печать темная комната. Когда дело дошло до цвета, мне было проще и практичнее управлять процессом в цифровом формате.

Итак, как видите, для меня аналоговый / черно-белый и цифровой / цветной тесно связаны друг с другом, и я не могу говорить о средствах массовой информации вне контекста их языка и наоборот.

Теперь о мотивации: более 20 лет я снимал черно-белое в аналоговом режиме и просто не чувствовал потребности в цвете. Выразительной силы черно-белого изображения мне было более чем достаточно. Но со временем я начал чувствовать, что мой подход становится все более и более консервативным, даже немного застойным, мне нужна новая мотивация, новое восприятие. Таким образом, в качестве эксперимента я начал снимать в цвете. И постепенно цвет полностью взял верх, поэтому с 2015 года я снимаю почти исключительно в цвете.На самом деле, я не могу вспомнить, когда в последний раз снимал черно-белую пленку.

Есть ли страна или город, которые вам нравится фотографировать больше других?

Как я уже говорил, я живу на окраине Москвы, но, несмотря на это, фотографирую там редко. Я чувствую себя отчужденным ритмами и суетой большого города. Я предпочитаю спокойную жизнь российской провинции и людей там. Вот почему я использую любую возможность уехать как можно дальше от столицы и предпочитаю небольшие городки и деревни в сельской местности.Здесь я ищу вдохновение для своей работы. Российская провинция — это не просто место, которое я люблю, это моя связь с воспоминаниями детства, с моим прошлым, с домом моей бабушки, где я впервые посмотрел в камеру.

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Александр Лапин

В рамках 10-летнего Месяца фотографии в Московской Фотобиеннале 2014 МАММ представляет ретроспективу работ выдающегося фотографа Александра Лапина, одного из самых влиятельных теоретиков фотографии и великого педагога.

Работы Лапина находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Музея изобразительных искусств в Бостоне и Художественной галереи Коркоран в Вашингтоне, а также в частных коллекциях и галереях. Участник выставок по всему миру: в России, Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Франции, Великобритании, США и др. В течение пяти лет, с 1992 по 1997 год, он был членом Комиссии по Государственным премиям в области изобразительного искусства. при Президенте Российской Федерации.

Александр Лапин был выдающимся историком фотографии, прекрасно знавшим принципы классической композиции и блестяще владевшим техникой съемки и печати. Его работы демонстрируют замечательное сочетание способности следовать канону и в то же время способности постоянно нарушать канон.

Начало 80-х было временем полного застоя, но уже было ожидание надвигающихся перемен. Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, никто не мог так убедительно и образно выразить этот период, как Лапин.

Говоря о фотографии, мы говорим прежде всего о магии света. Недаром у слова «фотография» есть синоним в русском языке — svetopis , что буквально означает «рисовать светом». Внутренняя динамика и внутреннее напряжение в образах Лапина созданы с помощью света. Такой холодный, дальний свет, конечно, невозможно найти в работах других российских фотографов. У каждой из его фотографий есть свои уникальные достоинства, каждая — утверждение не критическое, не эмоциональное, а экзистенциальное.

Александр Лапин был прекрасным педагогом, в разное время его учениками были Игорь Мухин, Геннадий Бодров, Александр Сорин, Павел Смертин и другие. Фотография была главной страстью его жизни, и он щедро делился этой страстью со своими учениками и друзьями. Лапин разбирался в фотографии и написал два теоретических учебника, которые много раз переиздавались: «Фотография как …» и «Самолет и пространство, или Жизнь как квадрат».

«Наверное, даже гениальный Брессон не мог все учесть при съемке», — часто говорил Лапин.«Все это произошло позже, когда он мог выбрать изображение из десятков других или отклонить их все. Искусство фотографа не заканчивается в тот момент, когда он нажимает кнопку, оно только начинается. Самый сложный творческий процесс — осмысление того, что вы сфотографировали. Здесь важны культура, вкус, понимание и талант ». Он разрешил очень мало своих фотографий. Благодаря его жене и сотруднице Елене Лапиной публика теперь может увидеть эти изображения в рамках Фотобиеннале 2014. Это первая масштабная выставка работ Александра Лапина в России, но, к сожалению, сам фотограф не дожил до этого. .

Einfache Momente — Alltag der Perestroika | дэкодер | ДЕКОДЕР

Геннадий Бодров wurde 1957 nahe Kursk geboren. Und in Kursk hat er auch fotografiert, bis ans Ende seines Lebens 1999. In der Anthologie der russischen Fotografie im 20. Jahrhundert, an der das Zentrum für Fotografie Brüder Lumiere в Moskau arbeitet, ist Bodrov undräsenahre repetler 1980, .
Dabei wird erst posthum allmählich entdeckt. Er arbeitete als Pressefotograf, seine Kunst brachte ihm dennoch zu Lebzeiten zahlreiche Auszeichnungen bei internationalen Wettbewerben und vier Einzelausstellungen auch im Ausland ein.Es war vor allem der befreundete Moskauer Fotograf und Kurator Александр Лапин, дер Бодров мит дер inoffiziellen Szene der russischen Fotografie vernetzte.

Linkes Foto — Freundinnen (Arbeiterinnen), 1983 | Rechtes Foto — ohne Titel, 1980er Jahre / Фотографии © Геннадий Бодров
Linkes Foto — Uhr, 1989 | Rechtes Foto — ohne Titel, 1993 / Фотографии © Геннадий Бодров
Linkes Foto — Ferien, 1980er Jahre | Rechtes Foto — Alte Treppe, 1978 / Фото © Геннадий Бодров
Флейш, 1991 / Фото © Геннадий Бодров

Einfache Motive , название «Актуальный титул» в Центре фотографирования Брюдера Люмьера в Москве, где можно быстро увидеть все фотографии Бодрова.In schwarz-weiß wirken sie wie aus der Zeit gefallen. Das Jahr und der Ort (meist war es Kursk) дер Szenerie sind schwer auszumachen, ja, unwichtig. Bodrov fängt Stimmungen und Atmosphäre ein. In der Tradition von Henri Cartier-Bresson sucht er nach dem решающий момент , dem entscheidenden Augenblick. Не так странно, как фотографировать в 1980-х и 1990-х годах Jahre, er, der sich immer als «sozialer Fotograf» verstand.

Serien wie 1000-letije kreschtschenije Rusi (dt.Tausendjährige Taufe der Rus) zeigen, wie Religiöse Traditionen während der Perestroika in den 1980er Jahren allmählich wiederbelebt werden, ein Karkassen-Haufen erzählt vom aufreibenden Alltag und Alltag und deshermblchaft und Zeiten wirtschienchaft.

Selbstgedreht, 1987 / Фото © Геннадий Бодров
Aus der Serie «Schlangestehen für importierte Stiefel», 1990/1991 / Фото © Геннадий Бодров
Linkes Foto — Baum, 1996, aus der Sammlung des Staatlichen Museums für Bildende Kunst (Москва) | Rechtes Foto — ohne Titel, 1980er Jahre / Фотографии © Геннадий Бодров
Оно Титл, 1993 / Фото © Геннадий Бодров,
Aus der Serie «Tausendjährige Taufe der Rus», 1988 / Фото © Геннадий Бодров

Геннадий Бодров занял важное место в фотографии, dass die Perestroika auch, aber nicht nur von Aufbruch und Chaos geprägt war.Und fiel den Auswüchsen der Zeit in den sogenannten Wilden 1990ern selbst zum Opfer: Vor 20 Jahren, am 14. Februar 1999, wurde er bei einem Raubüberfall erschossen. Die Moskauer Ausstellung im Zentrum für Fotografie Brüder Lumiere, die seinem Werk gewidmet ist, läuft noch bis zum 22. Сентябрь 2019 г.

Aus der Serie «Tausendjährige Taufe der Rus», 1988 / Фото © Геннадий Бодров
Aus der Serie «Alte Russen», 1980er Jahre / Фото © Геннадий Бодров
Neugierig, aus der Serie «Tausendjährige Taufe der Rus», 1988 / Фото © Геннадий Бодров
Геннадий Бодров, 1957–1999 / Фото © unbekannter Autor

Фото: Геннадий Бодров, mit freundlicher Genehmigung des Центр фотографии имени братьев Люмьер
Изображение: Энди Хеллер
Текст: dekoder-Redaktion
veröffentlicht am 13.08.2019

Red Horizon — kunstaspekte

Музей искусств Колумбуса представляет «Красный горизонт: современное искусство и фотография в СССР и России, 1960–2010 годы» с 16 июня по 24 сентября 2017 года. Эта своевременная выставка основана на двух аспектах творчества Нила К. Известная коллекция произведений искусства ректора: советская и российская фотография 1970-х — начала 1990-х годов, а также работы московских неофициальных художников, получивших известность в 1960-х и 1970-х годах. Объединяя более 300 работ из этих двух аспектов коллекции, Red Horizon предлагает свежий взгляд на искусство и жизнь этого периода и показывает, как творчество и критическое мышление проявляются в самых сложных социальных и идеологических обстоятельствах.

Red Horizon рассматривает период вскоре после смерти Иосифа Сталина в 1953 году до конца 1980-х годов и далее, когда художники пытались изобразить повседневные реалии СССР и России. Выставка состоит из четырех тематических разделов, каждый из которых сочетает в себе различные стили и медиа, включая поп-арт и концептуальное искусство, документальную фотографию, сюрреализм и абстракцию. Все они исследуют разрыв между санкционированными правительством ортодоксами и жизнью в ее нынешнем виде.

Работы в первом разделе «Народ и масса» обращаются к сложному понятию «народ», которое альтернативно представлено как совокупность индивидов и как идеологическая абстракция.«Возвращение репрессированных» рассматривает то, как художники перенимали, зачастую с большим риском, стили русского авангарда начала 20 века и другие стили модерна вопреки советской эстетике. Раздел «Герои, лидеры, боги» адаптирует название картины Александра Косолапова и включает работы, манипулирующие государственными символами, часто со смесью сатиры и ностальгии. Наконец, как следует из названия, раздел «Пейзаж и память» показывает эмоциональную силу, вложенную в пейзаж, несмотря на или благодаря смещению художников.

Среди художников — Геннадий Бодров, Эрик Булатов, Андрей Чежин, Иван Чуйков, Владимир Филонов, Сергей Гитман, Эдуард Гладков, Фарит Губаев, Лаура Ильина, Франсиско Инфанте, Илья Кабаков, Комар и Меламид, Александр Косолапов, Сергей Кожемякин. Кулебякин, Владимир Куприянов. Михаил Ладейшиков, Игорь Лагунов, Александр Лапин, Сергей Леонтьев, Евгений Лихошерст, Борис Михалевкин, Игорь Мухин, Ирина Нахова, Владимир Немухин, Виктор Пивоваров, Олег Полешук, Юрий Рыбчинский, Игорь Савченко, Валерий Щеколдин, Виктор Шуровидьбоцк , Владимир Семин, Александр Слусарев, Борис Смелов, Эдуард Штейнберг, Вячеслав Тарновецкий, Алексей Титаренко, Олег Целков, Олег Васильев, Рифхат Якупов, Владимир Янкилевский и Марина Юрченко.

Многие художники, представленные на выставке, работали в атмосфере политического и культурного подавления. Художественный музей Колумбуса привержен силе искусства и художников, позволяющих соединять точки зрения, подпитывать наше воображение и создавать возможности для изучения сложностей человеческого опыта. Мы считаем, что наша обязанность как музея — отстаивать искусство и творчество, а также создавать пространство для диалога и взаимопонимания в сообществе. Сейчас, более чем когда-либо, нам нужны места, где сообщества могут собираться лицом к лицу, чтобы слушать и учиться.

Red Horizon сопровождается 176-страничным иллюстрированным каталогом Художественного музея Колумбуса, распространяемым RAM Publications. Издание редактируют кураторы выставки Тайлер Канн, куратор современного искусства, и Дрю Сойер, руководитель выставок, и Уильям Дж. И Сара Росс Сотер, помощники куратора по фотографии, Музей искусств Колумбуса. В каталог включены тексты кураторов, а также Мэтью Джесси Джексона, Мирославы М. Мудрак, Ксении Нурил и Глеба Ципурского.

День с оператором

июнь 2015

Герои сериала — представители разных профессий рассказывают нам о деталях своей работы, ставшей их миссией. Мы провели один день с Владимиром Придворовым, оператором, снимающим документальные фильмы для центральных телеканалов.

«Что ты видишь?» Придворов указывает на детскую площадку в парке, где играют дети. Ничего особенного там не вижу.«Это действие можно снимать с пяти камер: панорамная сцена, затем вид разбивается на крупные планы, а затем вставляются диалоги по отдельности …»

В картинке с молодежью

Кухня в одной из курских многоэтажек наполнена ароматами свежей съедобной зелени, лавра и хрустящих кусочков золотистого жареного свиного сала. Подобно тому, как приличный сюжет фильма состоит из отдельных кадров, хаос овощей, специй и других ингредиентов рождает шедевр, на этот раз кулинарный. Борщ суп соблазнительно парит на столе, как будто приглашая повара-любителя, который сегодня уволился с работы ради готовки …

Неожиданный звонок из Москвы разрушил эту гастрономическую гармонию. «Говорит Первый канал, нам нужен рассказ …» — по-деловому прозвучал голос в трубке. Это, конечно, срочно. Забытый цельный борщ полностью остыл. Мужчина роется в своей телефонной книге, обзванивая всех, кто может что-то знать о семилетней счастливой девочке, которая выжила после падения с 9-го этажа.Все это произошло несколько часов назад.

Владимир Придворов за 20 лет работы заслужил безупречную профессиональную репутацию. Что бы ни происходило в Курске, ему звонят все центральные каналы: Первый канал, Россия, НТВ и ТВ-Центр. К вечеру все виды с места происшествия отправлены в телецентр «Останкино».

Сколько себя помнит, он мечтал стать оператором. Даже когда ему было 4-5 лет, пока другие дети лепили животных и солдат из пластилина, он лепил машины, которые притворялся, будто они бегают, и снимал новости.В доме Придворовых всегда было много интересных персонажей: выдающиеся курские живописцы, скульпторы, журналисты … После окончания художественного факультета отец Владимира Николай рисовал афиши для кинотеатра Октябрь , работал фото репортер местной газеты в последние годы жизни.

Придворов-младший унаследовал чувство взгляда и композицию. Свои первые шаги он сделал с помощью простой наведи-фотоаппарата «Вилия-Авто» белорусского производства.Пленка на фотоаппарат тогда стоила 35 копеек. Когда ему было 12, он потратил кучу фотобумаги и химикатов — ему показалось, что результаты плохие. Но с другой стороны, когда он учился в старшей школе, он работал фотографом в фотоателье во время школьных каникул, одновременно снимая рекламу городских автобусов. Летом ему удалось сэкономить на магнитофоне и усилителе с большими динамиками, о чем мечтали все его сверстники в то время. Его наставником был выдающийся фотограф Геннадий Бодров, мастер своего дела.

И до сих пор это осталось его хобби. Сегодня Владимир Придворов тоже берет с собой фотоаппарат, чтобы провести время на природе, чтобы отдохнуть от повседневной суеты. Его призвание оказалось схожим, хотя оператором он стал почти случайно.

Новая эра телевидения

«Чувство свободы, Перестройка , августовский переворот — телевидение как ничто другое отразило изменения в обществе», — говорит Владимир. «Происходила настоящая информационная революция, и я хотел стать ее частью.«Но изучать эту профессию в Курске было негде, и у моей семьи не было денег, чтобы отправить меня в другой город. В результате я попал в медицинский институт, который через два года бросил. Одна встреча все изменила».

Однажды на фестивале бардов Владимир Придворов познакомился с одним мужчиной, сидящим у костра и распевающим песни. Мужчина создавал в Курске новую телекомпанию ТВиРС. Владимир упомянул, что любит фотографировать. Через месяц ему предложили работу оператора.

В 1995 году в Курске прошел экологический форум, на котором присутствовал бывший президент СССР Михаил Горбачев. Послушник Придворов, не подозревая о присутствии там VIP-персон, был отправлен освещать мероприятие. Молодой оператор растерялся, когда увидел тогдашнего генсека. Конференция уже закончилась, но он продолжал катиться, пока к нему не подошел сам Горбачев, закрыл объектив камеры крышкой и в шутку сказал: «Сохраните пленку!»

Новичок Придворов продолжал кататься, пока к нему не подошел сам Горбачев (фото Георгия Гонголевича)

Компания

ТВиРС просуществовала до 1997 года, но Придворов не остался без дела и позже.Затем работал на Курском телеканале ТВ-6 и в областной администрации. В 1998 году у него появилась собственная видеокамера. Владимир постепенно восполнил пробел в своем образовании: окончил факультет журналистики, прошел спецкурс, проводимый американскими стрингерами «горячих точек» в Казани, брал уроки в Москве у Дмитрия Мишина. , известный российский кинооператор. На одном из тренингов он также познакомился с Виталием Пересипкиным из московской кинокомпании « Мастерская ». Именно он открыл перед Владимиром дверь на центральное телевидение, когда в 2009 году пригласил его на съемки документального фильма о Соловецком монастыре.

Мир глазами оператора

«Уже доступно официальное видео из полиции. Девушке вчера сделали операцию, я постараюсь поговорить с медиками». Придворов с утра постоянно на связи и в разъездах. Прогревает машину, слушая указания пресс-службы Первого канала: при этом сегодня в полдень запланировано освещение Курской недели моды. Заходим на сайт.

Достаточно взглянуть на него, чтобы увидеть, в какой точке следует установить камеру и под каким углом снимать, где лучше всего освещать и смотреть, как составить композицию и оценить фокусное расстояние в кадре.Зрительские впечатления от выполненной работы зависят от владения Владимиром всеми этими нюансами, потому что мы смотрим на экран глазами оператора. В его силах сделать человека моложе или, иначе, старше. Оператор может убрать или подчеркнуть недостатки.

«Самое сложное — иметь дело с женщинами после 40, они больше склонны не нравиться себе извне», — говорит Владимир. «Есть специальные фильтры, которые убирают морщины и двойной подбородок. Такие фильтры используются в кино.В противном случае можно использовать обратный эффект, чтобы кого-то скомпрометировать. У нас есть профессиональный анекдот: один оператор спрашивает другого, красива ли его жена. Другой оператор отвечает: «Это зависит от того, как вы установите свет …»

Аккумуляторы заряжены и вставлена ​​флеш-память. Придворов поправил световой зонт и микрофон, включил телесуфлер и кивнул телеведущей: «Здравствуйте! Меня зовут Дима Гладких. Сегодня мы узнаем самые сокровенные секреты… «

Два часа спустя, после внесения исправлений и трех дублей, «сырой» материал был готов. Владимир разбирает установку, сматывает тросы и кладет треногу в футляр. Он купил штатив в Нью-Йорке в 2011 году и с тех пор брал его с собой во все свои миссии, которых у него было немало. Например, он снял документальный фильм о заграничном православном центре в США. За две недели он посетил не только Джорданвилль, где находился монастырь Святой Троицы, но также Великие озера, Вашингтон, Литл-Фолс и тихую деревню Куперстаун, родину Джеймса Фенимора Купера, классика захватывающей приключенческой литературы.

Пакеты с оборудованием складываем обратно в багажник. На одной сумке до сих пор стоит этикетка аэропорта Шереметьево. «Не успел оторвать», — объясняет курчанин. Месяц назад прошли съемки программы Православная энциклопедия для телеканала ТВ-Центр . Предыдущие 30-минутные документальные фильмы этой серии рассказывали о храмах в Грузии, Испании и Болгарии. Владимир участвовал во всех этих поездках. Также он снял аналогичный короткометражный фильм в Молдове по заказу телеканала Союз .

На другой стороне экрана

Он всегда работает с командой профессионалов. Только однажды он отправился в дальнее путешествие один без режиссера, сценариста и переводчика. Ему предстояло снять финальную сцену драматического документального фильма « Гонщики » режиссера Даниэля Никулина на картинговой трассе бельгийского города Спа.

Самая запоминающаяся поездка на Сахалин была четыре года назад. Съемочная группа стала свидетелем появления нового монастыря в оторванном от цивилизации и транспортных коммуникаций поселении на берегу Татарского пролива.«Природа острова уникальна», — говорит Придворов. «Но местные дороги оставляли желать лучшего. Чтобы проехать 200 километров, потребовалось десять часов. Все время поднималась красная пыль, поэтому нам пришлось завернуть свое снаряжение в пластик».

… Перед нами сервер, компьютеры, звуковые микшеры, микрофоны и световые панели, мультиформатные мониторы и другое электронное оборудование — мы находимся в самом сердце спортивно-концертного комплекса, в его диспетчерской. Отсюда перед глазами раскинулся концертный зал, вмещающий 3000 человек.Придворов работает на этой работе в течение двух лет с тех пор, как его пригласили установить здесь оборудование. Он отвечает за трансляции баскетбольных матчей, форумов и других развлекательных и образовательных мероприятий. Картина транслируется на медиакуб, расположенный в центре ЮКК, в прямом эфире на Курских телеканалах и даже за границу. По крайней мере, так было, когда женская баскетбольная команда «Динамо » в прошлом сезоне провела матч с командой из Франции. Эти передачи, наряду с испанскими, были одними из лучших в Евролиге.

Пропуск международной прессы и, в немалой степени, волшебная фраза «Первый канал» облегчают наше передвижение в закрытой зоне клинической больницы. Как бы приветливо ни был главврач, ни один из медиков, которые занимаются девочкой, не дает нам никаких комментариев — им запретили «сверху». Снимать разрешают только возле реанимации. Во всяком случае, этот материал фигурирует в главной российской программе новостей Время («Время»).

В декабре 1996 года, когда загорелся Курский цирк, Владимир Придворов приехал туда одним из первых.Он попал в адский пожар со своим фотоаппаратом. Кадры, которые затем были показаны на канале НТВ, едва не стоили ему жизни. Стеклянный пол над ним внезапно рухнул и полностью срезал пожарный гидрант прямо там, где он был минуту назад. Иногда ему приходится рисковать ради драматических кадров, но зрители мало знают, что происходит по ту сторону экрана.

Лучшие фото советских времен. Стр. 1

Эти снимки были сделаны фотографами, работавшими вне поля зрения Советского правительства, в период с 1959 по 2004 год.



Этот снимок эстонского фотографа Иси Трапидо под названием «Скорость» продан за 2 250 фунтов стерлингов.

Это изображение Евгения Мохорева «Асис» из серии «Подростки Петербурга» датировано 1996 годом. Оно было продано лотом 7 «Другие работы» за 5 000 фунтов стерлингов.


Это культовое фото 1965 года Антанаса Суткуса неоднократно появлялось на обложках мировых СМИ. Затем литовского фотографа попросили запечатлеть официальную поездку писателя Жан-Поля Сартра по стране.Продан за 7,250 фунтов стерлингов.


Три работы литовского фотографа Витаса Луцкуса из серии «Путешествие» также продаются за 1 500 фунтов.


Фотография Евгения Раскопова под названием «Тишина» («Тишина») оценена в 1500–2000 фунтов.


Это уникальное собрание советской фотографии, куда вошла и картина Игоря Мухина, снимавшего московское панк-движение 80-х годов. Две фотографии автора из серии «Молодежный большой город» оценены в 6–8 тысяч фунтов.

Это фото Антанаса Суткуса «Лицо эпохи и прощай, товарищи партии!» В составе лота две картины оцениваются в 6–8 тысяч фунтов.

Александрас Мацияускас Две фотографии из серии «Васара» оценены в 2–3 тысячи фунтов. Куратор аукциона заявил, что эти фотографии расходятся с теми изображениями, которые представляли государственные органы СССР в целях продвижения.

Фотограф Александрас Мацияускас — один из лучших фотографов Литвы.Он путешествовал по отдаленным деревням страны, чтобы запечатлеть повседневную жизнь ее жителей. Эта картина называется «Рынок», продано лотом три работы по 4 тысячи фунтов.

Фото Бориса Михайлова из серии «Лурики». Снимок уникален тем, что расписан вручную анилиновыми красками. Его продали за 20 000 фунтов стерлингов.

Mickey Photo — цирковые шимпанзе, которых Виталий Комар и Александр Меламид научили фотографировать на Красной площади.

18 фотографий Микки, объединенных в один лот, ушли с молотка за 50 тысяч фунтов.

В этой серии фотографий 1998 года Комар и Меламид задали вопрос о роли человеческой расы на Земле.

Работа Бориса Михайлова продана за 13 750 фунтов стерлингов. Михайлова назвал одним из самых значимых фотографов бывшего Советского Союза.

Фотографы той эпохи работали на стыке официального искусства и культуры, показывая его работы «под землей» в альтернативных местах до 1990 года. Они также экспериментировали со многими техниками.

Четыре фотографии Геннадия Бодрова, сделанные в 1988–1990 годах, оценены в 2–3 тысячи фунтов.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *