Как закрепить фотоаппарат на штативе: Используем штатив правильно
Используем штатив правильно
Гарантию чёткого, резкого изображения в съёмке неподвижных объектов обеспечивает штатив. Когда фотоаппарат закреплён, у вас появляется возможность устанавливать сколь угодно длинные выдержки и получать снимки без «смаза», вызванного дрожанием камеры. Как следствие, вы получаете свободу в выборе значения диафрагмы для достижения максимальной чёткости изображения.
Для того чтобы вы могли эффективно пользоваться штативом и создавать желаемые кадры, мы собрали воедино 9 рекомендаций.
9 советов о профессиональном использовании штатива
Совет 1. Подберите подходящий штатив
При съёмке с тяжёлыми объективами от штатива потребуется наличие мощных опор и плотно блокируемой головки. Шарообразная головка хороша, но использовать её с объективами с фокусным расстоянием 300 мм не удобно.
Совет 2. Рассмотрите возможность быстрой установки фотосистемы на штатив
Вам необязательно приобретать штатив с возможностью использования специальных платформ, позволяющих быстро фиксировать вашу фотосистему на штативе и также быстро её освобождать. Но эта возможность очень удобна: единожды ею воспользовавшись, вы удивитесь тому, как вы обходились без неё раньше.
- Прим. переводчика – если у вас несколько фотоаппаратов, приобретите несколько одинаковых платформ и заранее присоедините к каждой камере. Теперь, чтобы установить камеру на штатив потребуется всего лишь отвернуть и отпустить один рычажок на штативе. Обратите внимание, не все производители выпускают дополнительные платформы для своих штативов. Штативы Manfrotto в этом плане удобны. Также, в случае, если вы потеряете одну платформу, можно приобрести ей замену.
Совет 3. Расположите опоры на твёрдой поверхности
Нежелательно, чтобы штатив балансировал, опираясь на обильную растительность. Установите опоры на траву так, чтобы они касались устойчивой поверхности. Если необходимо, вдавите их в рыхлую землю.
Совет 4. Выдвигайте секции штатива «с головы»
Прирост высоты осуществляйте, начиная с более массивных секций. Самые тонкие секции выдвигайте в последнюю очередь. Штативы, в которых в качестве материала для опор используется углепластик, весят меньше, чем их легкосплавные «собратья». Но в одной весовой категории секции у первых короче и толще.
Совет 5. Используйте уровнемер
Вместо того, чтобы выравнивать линию горизонта на этапе обработки, установите уровнемер через разъём «горячий башмак» (прим. переводчика – от англ. «hot shoe») на фотоаппарате. Выравнивайте положение камеры на штативе, ориентируясь по уровнемеру.
Совет 6. Тяжёлый объектив крепите к штативу
Если ваш объектив оснащён хомутом, используйте его в качестве крепления вашей фотосистемы к штативу вместо фотоаппарата. В противном случае масса объектива может создать чрезмерное давление на установочную платформу.
Совет 7. Подвесьте груз
Устойчивость лёгких штативов можно повысить, увеличив их массу. Подвесьте к низу центральной опоры штатива тяжёлую сумку с фотооборудованием или нейлоновый чехол из-под палатки, предварительно наполненный камнями.
Совет 8. Уменьшите влияние движущегося зеркала
Если в вашем фотоаппарате есть функция предварительного подъёма зеркала, включите её. Она актуальна, когда вы снимаете с выдержками, длиннее 1/15 секунды. Если этой функции нет, используйте спуск затвора с задержкой во времени. В идеале, используйте обе функции одновременно.
Совет 9. Управляйте затвором дистанционно
Не тыкайте в кнопку спуска затвора пальцем – используйте пульт дистанционного управления. Это особенно важно, если фотоаппарат или объектив сильно выступает за точку крепления фотосистемы к штативу.
Автор статьи: J. Meyer
Правильное использование штатива
Штатив – обязательный атрибут каждого фотографа-любителя, а тем более профессионала. Он необходим при съемке с длительной выдержкой, ведь так минимизируются вибрации фотоаппарата и кадр остается статичным. Может показаться, что в установке и использовании треноги нет ничего сложного, но на деле многие не знают как сделать это правильно. В этой статье вы узнаете, как правильно использовать штатив, устанавливать и настраивать, и сможете применить эти знания на практике.
Когда нужно использовать штатив
Тренога нужна не всегда, но есть ситуации, в которых без него просто не обойтись. Рассмотрим, в каких случаях его применение поможет сделать фото лучше и быстрее:
- Плохое освещение. В случаях, когда света мало, на фотоаппарате нередко приходится использовать длительную выдержку. Но, к сожалению, при этом любое вздрагивание рук может испортить кадр. Иногда даже хорошая система стабилизации не может справиться, но благодаря применению такого аксессуара эта проблема решается;
- Съемка природы. Фотографируя живую природу, фотограф может часами находиться на одном месте. И все это время держать фотоаппарат в руках очень сложно. В таких случаях использование такого держателя немало облегчит работу – фотокамера будет находиться в нужном месте в нужный момент;
- Макро съемка. При съемке небольшого предмета крупным планом, глубина резкости становится гораздо меньше, чем обычно. Чтобы объект не выходил из зоны резкости при каждом шорохе, фотоаппарат должен быть зафиксирован;
- Применение длиннофокусных объективов. При использовании объективов с большим приближением, любое отклонение фотоаппарата может полностью испортить фотографию. Здесь без использования дополнительной стабилизации не обойтись;
- Съемка в движении. Применение треноги в таком случае позволит сделать более качественное фото, особенно с использованием длиннофокусного объектива.
- Съемка видео. В наше время большинство фотоаппаратов имеют хорошую функцию съемки видео. Снимать с камерой в руках довольно сложно, ведь, скорее всего, видео будет трястись. Чтобы этого не произошло, лучше стабилизировать фотокамеру с помощью треноги.
Как настроить штатив
Настройка штатива не так сложна, главное – знать, как это делать правильно. Есть несколько правил, которые помогут применить его наилучшим образом:
- Установка и выравнивание. Первым делом, важно определиться, где будет располагаться тренога. Некоторые поверхности достаточно твердые, чтобы легко установить конструкцию, а другие могут быть мягкими, хрупкими или рассыпчатыми. Необходимо, чтобы фотокамера находилась в строго горизонтальном положении, от этого зависит распределение нагрузки на все опоры. Чтобы добиться правильного положения фотокамеры, нужно применять уровень;
- Удлинение ног с более объемных сегментов. Ноги большинства фотоштативов могут выдвигаться, при этом сегменты становятся уже к концу. Если вам нужно вытянуть ноги не на всю длину, лучше использовать сначала более объемные сегменты, так конструкция будет более устойчивой при применении;
- Полное выдвигание сегментов. Каждый штатив имеет точки фиксации при выдвигании ног. При настройке необходимо целиком выдвинуть сегмент, чтобы нога зафиксировалась. Иначе конструкция может потерять равновесие в любой момент, угрожая падением вашей камере;
- Расположение ног. Расположите аксессуар так, чтобы одна из его ног была направлена туда же, куда и объектив. Таким образом, будет удобно использовать его, находясь между двумя другими ногами;
- Применение центральной колонны. Используйте центральную колонну треноги только в самых необходимых случаях, когда фотоаппарат находится недостаточно высоко. Она делает конструкцию менее устойчивой, из-за чего появляется риск смещения установки;
- Проверка закрепления фотоаппарата. Перед съемкой со штативом всегда необходимо проверять насколько хорошо держится камера. Чтобы не допустить падения камеры, попробуйте подвинуть камеру после установки, она не должна двигаться;
- Установка тяжелого объектива. При применении объемного объектива, важно, чтобы установка была в равновесии. Для такой оптики лучше использовать специальные кронштейны;
- Использование крюка. Если на вашем штативе есть крюк, не бойтесь его применять. Подвесьте на него любой утяжелитель, так конструкция будет более статичной. Но важно помнить, что при сильном ветре, если груз слишком легкий, это может дать обратный эффект и фотоаппарат будет под угрозой падения.
Как использовать штатив
После установки фотоштатива и настройки камеры, нужно убрать любые факторы, которые могут нарушить статичность кадра. Использовать аксессуар с максимальной пользой помогут эти правила:
- Уберите с фотокамеры ремень, в ветреную погоду он может создавать шумы на фото, из-за чего ухудшится качество;
- Нажатие кнопки спуска руками может вызвать движение камеры, поэтому лучше применять пульт дистанционного управления или спусковой трос;
- Если пульта или троса нет, спусковой таймер на несколько секунд;
- При применении DSLR фотоаппарата, поднимите зеркало заранее, ведь его движение может спровоцировать дрожание камеры;
- Отключите стабилизацию на фотоаппарате, при использовании штатива это ни к чему.
Полезные советы при использовании штатива
Помимо всех перечисленных выше правил работы со штативом, есть еще несколько полезных советов, которые помогут упростить использование аксессуара и увеличить срок применения:- Прежде чем убрать треногу после съемки, ослабьте все крепления, это увеличит длительность ее эксплуатации;
- Хранение штатива лучше осуществлять двумя способами: в вертикальном положении с открытыми ногами или в горизонтальном с закрытыми, ставить конструкцию на сложенные ноги не стоит;
- Чтобы перенести конструкцию с уже установленным фотоаппаратом, следует зафиксировать ручки поворота и наклона и сложить ноги:
- Если же нужно перенести установку на большое расстояние во время применения, фотокамеру следует снять;
- Чтобы быстрее выровнять конструкцию с помощью уровня, сначала регулируйте одну ногу, подгоняя пузырь, а потом используйте вторую, так не придется настраивать третью ногу;
- Чтобы отрегулировать баланс фотоаппарата, нужно ослабить наклон.
Какие могут быть трудности
Применение штатива в большинстве случаев очень помогает в создании качественных красивых фотографий. Но иногда, фотографы, использующие этот аксессуар, становятся его «заложниками». Многие ненамеренно начинают ограничивать себя одним направлением, подстраиваясь под положение фотоаппарата на установке. Такой подход никогда не скажется хорошо на развитии фотографа. Избежать такой ситуации очень просто.
Некоторые фотографы начинают съемку с установки штатива и фотоаппарата, тем самым вынуждая себя на создание конкретного кадра. Никогда не используйте конструкцию в начале съемки. Сначала лучше пройтись по месту съемки с фотокамерой в руках, найти более выигрышные композиции. Посмотрите на кадр под разным углом, присядьте с фотоаппаратом или поднимитесь повыше. И уже после того, как нужная сцена найдена, применяйте треногу. Очень важно выработать привычку работать именно в таком порядке, ведь иначе вы сами будете ограничивать свою креативность и позволять аксессуару выбрать кадр за вас.
Штатив – один из лучших аксессуаров, используемых для создания фотографий хорошего качества при сложных условиях. Он всегда пригодится фотографу, жалеть о его приобретении не придется. Но важно понимать как работает аксессуар, как правильно его устанавливать, настраивать и применять. Главное – не позволять ему загнать вас в свои рамки.
9 ошибок при использовании штатива
- Сначала раздвигаете маленькие секции ноги штатива.
- Плохо затягиваете ручки и зажимы ног.
- Поднимаете центральную колонну.
- Неправильно или слишком свободно крепите головку штатива к ножкам.
- Неправильно ставите ножки штатива на неровной поверхности.
- Неправильно устанавливаете камеру на площадку штатива.
- Небезопасно устанавливаете камеру на штатив.
- Неправильно располагаете ножки штатива.
- Неправильно переносите.
Совершаете ли вы какие-либо из вышеперечисленных ошибок при использовании штатива? Если ответ утвердительный, вы рискуете не только четкостью фотографий, что является первоочередной целью применения штатива, но что еще хуже — дорогой камерой.
Давайте проанализируем ошибки по порядку.
- Сначала раздвигаете маленькие секции ноги штатива
Если вам нужно раздвинуть ноги штатива только наполовину максимальной высоты, всегда сначала занимайтесь самыми большими свеху (самые толстые секции). И потом уже, если требуется поднять точку съемки, открывайте нижние, более тонкие секции.
Раздвигая маленькие секции, вы тем самым пускаете в ход самые слабые части штатива. Всегда сначала работайте с более толстыми секциями ноги сверху, так штатив будет в гораздо более устойчивом положении во время съемки.
Слева: НЕПРАВИЛЬНО — Справа: ПРАВИЛЬНО
- Недостаточно хорошо затягиваете элементы штатива
Казалось бы, такая простая ошибка, однако многие фотографы продолжают использовать штативы с болтающимися ножками (которые в итоге медленно опускаются на землю) и шаровые головки, медленно наклоняющиеся под весом камеры.
Просто убедитесь, что все затянуто достаточно крепко, прежде чем устанавливать камеру на штатив. Носите в сумке с камерой шестигранные ключи или любые другие необходимые инструменты.
У вас может быть больший поворотный фиксатор для закрепления центральной колонны. Проверьте
То же самое с центральной колонной — убедитесь, что она заблокирована. Она не должна даже слегка покачиваться или перемещаться вверх и вниз без ослабления регулировочной ручки или поворотного фиксатора.
Держите шестигранный ключ под рукой для быстрой регулировки. Если у вас есть откидные ножки, каждый сегмент может свободно двигаться, почаще проверяйте их
- Поднимаете центральную колонну
Центральная колонна является самым слабым звеном во всей конструкции. Поднять ее, особенно на максимальную высоту, — все равно что поставить монопод сверху на штатив и надеяться, что он останется неподвижным.
Вместо этого всегда вытягивайте ножки штатива до их максимальной длины, если вам нужно снимать повыше. Если этого в вашем случае все еще недостаточно, то возможно, просто стоит подумать о приобретении штатива с бОльшей максимальной высотой.
- Неправильно устанавливаете головку штатива
Эта ошибка похожа на ошибку №2. В зависимости от модели трипода штативная головка может быть ослаблена, поэтому время от времени ее нужно подтягивать. Прежде чем устанавливать камеру, убедитесь, что головка штатива плотно прикреплена к его ногам, не вращается и не скользит при нажатии. Большинство головок штативов просто привинчиваются к ножкам, поэтому простого поворота будет достаточно. У других для этого может быть маленький винт.
Ваш штатив может иметь поворотный механизм или винтовой язычок, как этот, для затягивания головки
Если головка штатива ослаблена, скорее всего здесь будет зазор
- Неправильно ставите ножки штатива на неровных поверхностях
Это самая распространенная ошибка, иногда совершаемая даже опытными фотографами.
Что в этом такого? — спросите вы. — Можно же просто отрегулировать головку?
Ну… одним словом — нет! Посмотрите на следующий пример, а именно на каком уровне установлены камеры в обоих случаях.
Видите, как наклонены вниз ноги штатива слева? В таком положении штатив может упасть или перевернуться вместе с драгоценной (или же просто дорогой) камерой и объективом. Положение легко исправить, если не вытягивать все ножки на одинаковую высоту. Удлиняйте ноги на склоне, на подъеме — укорачивайте.
Купите штатив с уровнем на ножках, как здесь. Это существенно облегчит вам жизнь
Уровень на головке штатива помогает убедиться, что камера и, следовательно, будущий снимок будут ровными. Уровень на ножках поможет убедиться, что сам штатив находится в равновесии
Неправильно устанавливаете в камеру вставки штатива
Шаг первый — получить штатив с быстросъемной площадкой или вставкой. Если на нем ее нет, то процесс установки камеры на штатив и ее снятия будет более неудобным и трудоемким.
Съемная площадка на штативе. Боковая ручка затягивается, чтобы обезопасить ее
Шаг второй — правильно установить вставку на камеру. Удостоверьтесь, что она крепко прикреплена. Слабое крепления зачастую становится большой проблемой. Это часто становится большой проблемой.
Вставка или пластина установлены в правильном направлении. Иногда на пластине есть стрелка, если не видно, как она устанавливается в головку. Если вам кажется, что камера наклонена вбок (ручка затяжки головки должна быть в легком доступе), снимите ее и поверните пластину.
Видите стрелку и надпись LENS? Она указывает в каком направлении нужно установить пластину на камеру
Совет: после того, как вы привинтите вставку штатива к камере и установите ее на трипод, проведите небольшой тест. Попробуйте держать головку неподвижно и при этом поворачивать камеру. Если она вращается независимо, вы скорее всего установили ее неправильно. Снимите камеру и снова затяните вставку. Если вы не можете затянуть ее достаточно сильно пальцами, то наденьте ее на штатив, держите головку неподвижно и просто проворачивайте камеру в направлении, необходимом для более плотного прикручивания. Чтобы снять ее, просто сделайте все наоборот.
- Небезопасно устанавливаете камеру на штатив
После того, как штативная пластинка будет надежно прикреплена к камере, последний шаг установки всей конструкции — убедиться, что она правильно прикреплена к головке штатива. Неправильное крепление существенно повышает риск для фотооборудования. Если камера не будет надежно закреплена, то в самом лучшем случае вы получите размытые фотографии. Ну а самое страшное, что может случиться — камера разобьется об землю.
Возьмитесь за камеру, как показано на фото, наденьте ремешок на шею. Затем оторвите штатив вместе с камерой от земли и хорошенько встряхните его для проверки
Совет: чтобы проверить правильно ли он закреплен, просто возьмите камеру и оторвите всю установку (штатив вместе со всем остальным) от земли. Надежно удерживая камеру двумя руками, встряхните ее. Если штатив отвалился — ну вы знаете, что делать…
- Неправильно располагаете ножки штатива
Не менее важно как располагать ноги штатива и где стоит сам фотограф. При съемке на холме (как на изображении слева) поставьте две ноги на склоне и одну на подъеме. Сами стойте на подъеме, но будьте осторожны, чтобы случайно не опрокинуть штатив. Это работает как при съемке в направлении сверху вниз, так и наоборот.
Слева: поставьте две ноги под холм и одну на подъем при съемке на неровной поверхности. Справа: отведите две ноги назад и встаньте между ними при съемке на ровной поверхности
Если вы находитесь на достаточно плоской поверхности, установите штатив так, чтобы одна нога была направлена вперед, а две другие — назад (как на фото справа). Встаньте между двумя задними ногами. Так вы уменьшите вероятность удара во время длительной экспозиции или когда вы двигаетесь.
- Неправильно переносите штатив
Если ваша камера установлена на штативе, но нужно немного переместиться в процессе съемки, можно просто взять всю конструкцию и перенести ее целиком. Но многие новички делают это неправильно (смотрите фото ниже). Объектив обращен к земле, используется одна рука, а ремень просто качается на ветру. Это же ужас!
Если фотограф вдруг споткнется и упадет, сначала упадет на землю объектив. Вставка штатива может выпасть (если фотограф не сделал тест, описанный выше), и вся камера вместе с объективом просто сломаются.
И то, о чем люди не часто задумываются, это ножки штатива. Часто можно увидеть группы фотографов, гуляющих вместе со штативами: один оборачивается и бьет человека рядом или позади них ножками штатива. Не очень красиво. Попробуйте носить его вот так.
На фото выше ремешок от камеры находится на шее, предотвращая любые нежелательные движения камеры. Объектив все еще направлен вниз, но он расположен на плече фотографа, поэтому шансы его падения и удара о землю невелики. Наконец, ноги штатива находятся перед фотографом, где он может их видеть и контролировать происходящее.
Таким образом, если фотограф движется или поворачивается, он может избежать ситуации столкновения с окружающими людьми и предметами. Тем более его элементарно намного проще и удобнее носить на руках и спине, особенно если приходится пройтись далековато.
Просто? Конечно, все просто — нужно только хорошо знать и не забывать что делать, чтобы использовать штатив правильно!
При работе на длинных выдержках устойчивый штатив – обязательный инструмент для устранения вибрации камеры и съёмки резких фотографий. Хотя установка, настройка и использование штатива может показаться простым делом, не требующим каких-либо пояснений, я часто сталкиваюсь с фотографами, которые не знают, как правильно использовать штатив.
Даже владея самым дорогим штативом, и чётко зная, что нужно сделать для получения резких фотографий, вы можете получить изображения неудовлетворительного качества просто из-за неправильной установки штатива.
В этой статье, я хотел бы рассмотреть правильные методы настройки, установки и использования штативов.
NIKON D800 + 85mm f/1.8 @ 85mm, ISO 400, 1/50, f/8.0
Не экономьте на штативе
Прежде чем перейти к основной теме статьи, я хотел бы подчеркнуть важность инвестирования ваших средств в хороший штатив. К сожалению, когда дело доходит до покупки штатива, многие из нас в итоге делают неправильный выбор. Я помню, как я, перепробовав несколько дешевых штативов, купил штатив средней ценовой категории, как оказалось, только затем, чтобы понять, что мне нужно что-то более высокого качества. В итоге я потратил слишком много времени и денег на «эксперименты» с различными штативами. Не повторяйте моей ошибки и постарайтесь купить хороший штатив как можно раньше – это существенно сэкономит ваше время и деньги. Если вы затрудняетесь с выбором и не знаете с чего начать, прочтите нашу подробную статью о выборе штатива. Имейте в виду, что хорошие штативы часто не комплектуются головкой, поэтому позаботьтесь и о выборе надежной штативной головки. Выбор типа штативной головки во многом зависит от того, что снимаете, но в настоящее время на рынке наиболее распространены шариковые головки, как наиболее универсальные для любых жанров фотографии.
NIKON D800E + 800mm f/5.6 @ 1600mm, ISO 800, 1/500, f/11.0
Когда использовать штатив
Крайне важно чётко знать, когда вам следует использовать штатив. Съёмка с рук существенно проще и быстрее по сравнению с установкой штатива и камеры на него, поэтому многие из нас (в том числе и я), предпочитают фотографировать с рук, когда это возможно. Хотя большинство современных камер способны выдавать отличные результаты с очень низким уровнем шума при высоких ISO, и таким образом, безусловно, снижают необходимость использования штатива, штативы по-прежнему остаются востребованы при съёмке в условиях низкой освещенности, особенно когда фотограф от камеры с высоким разрешением хочет добиться максимального качества изображения с малым количеством шума или вовсе без него.
Поскольку есть множество переменных, таких как техника съёмки с рук, выдержка, производительность камеры на высоких ISO, размер матрицы, фокусное расстояние, система стабилизации изображения, резкость объектива, расстояние от камеры до объекта съёмки, не существует волшебной формулы, которая могла бы подсказать вам, когда следует использовать штатив.
Однако, у меня есть некоторые соображения, основанные на личном опыте, и в списке ниже я собрал основные факторы, определяющие, когда вам нужно использовать объектив:
- Вес: если используемая вами система очень тяжелая, то чтобы избежать утомительной съёмки с рук, лучше воспользоваться штативом. Попробуйте вручную поснимать с объективом 600mm f/4, установленным на профессиональную зеркальную камеру, — уверен, что ваши руки устанут очень быстро, даже если вы имеете ежедневный опыт съёмки с этим объективом.
- Жанры фотографии: Пейзаж, Макро, Архитектура и некоторые другие жанры фотографии могут потребовать использования штатива для точного кадрирования и создания желаемой композиции, даже в условиях хорошей освещенности. Или же вам захочется добиться эффекта размытия движения, например, при съемке водопадов, движущихся облаков и т.д. Кроме того, некоторые техники фотосъёмки, такие как панорама, HDR, интервальная съемка и совмещение экспозиции также могут потребовать использования штатива.
- Ваша техника съемки с рук, определение выдержки, а также используемая система стабилизации изображения: знать, как правильно держать камеру в руках при съёмке, безусловно, очень важно, но если вы снимаете на длинной выдержке, то избежать вибрации камеры вам будет очень сложно. В качестве общей рекомендации, правило определения выдержки, гласящее о том, что длительность выдержки должна быть не длиннее обратного отношения фокусного расстояния к единице, работает достаточно хорошо. Например, если вы фотографируете с 300-мм объективом, вам следует использовать выдержку не длиннее 1/300 секунды. Применяя это правило к камере с кропнутым сенсором, не забудьте умножить фокусное расстояние на кроп-фактор вашей камеры. Наконец, если ваша камера или объектив оснащены системой стабилизации изображения, активируйте её – это позволит вам использовать выдержку длиннее рассчитанной на 2 стопа и более (в зависимости от эффективности системы стабилизации изображения и вашей техники съемки с рук).
- Производительность на высоких ISO и приемлемый уровень шума: некоторые из современных полнокадровых камер на высоких ISO способны выдавать великолепные изображения с малым количеством шумов, теряя при этом в динамическом диапазоне и цветах. Тем не менее, всегда существует тонкая грань между тем, что камера может сделать, и тем, что для вас приемлемо в плане качества изображения. Некоторые фотографы не прочь видеть много шума, в то время как для других неприемлем даже намек на него. Определите границу качества изображений вашей камеры, ниже которой вы не хотели бы опускаться, и если условия съёмки требуют более высоких ISO, то вы уж будете знать, когда использование штатива будет обязательным.
- Размер печати / вывода изображения: также важно знать, насколько большим вы планируете отображать или распечатывать фотографию. Если вам необходимо потрясающее качество на уровне пикселей для крупноформатной фотопечати или просмотра изображений на мониторе с ультравысоким разрешением, то, возможно, вам будет необходимо снимать на низких значениях ISO, и как следствие этого – на более длинных выдержках (что, естественно, влечет за собой необходимость использования штатива). Если же вас не интересует крупноформатная печать, и вы планируете демонстрировать свои фотографии только в Интернете, то вы можете просто уменьшить их размер, что резко снижает размытость, шум и другие проблемы изображений.
- Фокусное расстояние и расстояние до объекта съёмки: чем больше объектив, тем короче должна быть выдержка для получения резких изображений при съемке с рук. Также важно и расстояние до объекта съёмки – если объект находится далеко и занимает лишь небольшую часть кадра, плохая резкость будет более заметной.
- Разрешение камеры и объектива: чем выше разрешение вашей камеры, тем более требовательна она будет к вашей технике съемки с рук – не забывайте об этом.
NIKON D800E + 28-300mm f/3.5-5.6 @ 40mm, ISO 100, 1/4, f/8.0
Не позволяйте своему штативу навязывать вам кадрирование и композицию
Одним из главных подводных камней использования штатива является то, что он развивает туннельное зрение при кадрировании и композиции. Многие из нас поступают следующим образом: расставят ноги штатива пошире, установят на него камеру, а затем начинают кадрировать сцену и подыскивать лучшую композицию. Вам, наверное, приходилось наблюдать картину, наподобие этой:
NIKON D3S + 24-70mm f/2.8 @ 32mm, ISO 3200, 1/8, f/8.0
Все снимают одну и ту же сцену под одинаковыми углами. Перед установкой штатива, обойдите место съёмки, подыщите эффектные ракурсы и проработайте композицию кадра, держа камеру в руках. Присядьте и оцените, как сцена выглядит с низких ракурсов, или же поднимитесь повыше и попробуйте кадрировать сцену из новой точки. И только поняв, как будет выглядеть ваш снимок, можете устанавливать штатив и закреплять на нем камеру. Старайтесь выработать привычку работать в таком порядке, а не наоборот. Не позволяйте вашему штативу мешать вашей креативности и диктовать вам свое видение кадрирования и композиции!
Настройка штатива
Итак, у вас есть представление о том, как должна быть кадрирована ваша сцена, так что самое время поговорить о том, как настроить штатив.
- Размещение и выравнивание штатива. Прежде чем начать настройку штатива, определитесь, где он будет размещен. В то время как большинство мест имеют твердую и относительно ровную поверхность, на которой достаточно легко установить штатив, другие не так просты для его установки, и вам будет необходимо отрегулировать дну или две ноги штатива по длине. Всегда устанавливайте штатив строго горизонтально – для этого следите за показаниями пузырьковых уровней на нём. Это необходимо для того, чтобы нагрузка приходилась на центр штатива и равномерно распределялась на каждую из трех ног. Думаю, вы вряд ли хотите, чтобы ваша камера перевесила штатив в одну из сторон и опрокинула его, подвергая риску и себя и объектив. Кроме того, будьте крайне осторожны, устанавливая ноги штатива на любую поверхность, склонную к осыпанию или разрушению (тонкий лед, песок и т.д.).
- В первую очередь выдвигайте толстые секции ног штатива. Я использую легкий штатив Gitzo Traveler, но последняя секция его ног достаточно тонкая. Поэтому,если мне нужно использовать только одну или две секции, я начинаю выдвигать более толстые секции, оставляя тонкие напоследок – это делает штатив более устойчивым. Это справедливо и для всех других штативов – опирая штатив на более толстые секции ног, вы делаете его устойчивее.
- Полностью выдвигайте секции ног. У каждого штатива есть фиксированная точка, дальше которой секция ноги не выдвигается. Устанавливая штатив, всегда проверяйте – полностью ли вы выдвинули секцию ноги или нет. Иначе в самый неподходящий момент неполностью выдвинутая секция может сместиться, из-за чего нарушится равновесие штатива и он может опрокинуться, подвергая ваше фотооборудование опасности разбиться.
- Размещение ног штатива. Размещайте штатив так, чтобы одна из его ног смотрела в сторону объекта съёмки или середины снимаемой сцены – так вы сможете удобно стоять между двумя другими ногами штатива, не рискуя запнуться об них.
- Используйте центральную колонну только в крайних случаях. Я стараюсь использовать центральную колонну штатива только в крайних случаях – тогда, когда у меня нет другого выбора и мне необходимо поместить фотооборудование повыше. В первую очередь я выдвигаю все из имеющихся секций ног штатива, и только после этого – если высоты штатива все еще недостаточно – использую центральную колонну. Почему? Поскольку центральная колонна всегда дестабилизирует вашу установку, то отказ от её использования – когда это возможно – единственный вариант избежать этого. Если же вы всё-таки используете её, убедитесь, что база штатива строго горизонтальна – если центральная колонна будет отклоняться от вертикали, камера может перевесить вашу установку, и опрокинуть её.
- Проверьте надежность установки камеры / объектива. Во избежание любых несчастных случаев убедитесь, что камера или объектив надежно закреплены на штативе. Установив оборудование, попробуйте пошевелить его руками – не должно быть никаких заметных люфтов и вибраций в местах крепления оборудования к штативу.
- Используйте L-кронштейн для камеры. При установке камеры на штатив, хорошей идеей будет использования L-кронштейна. Он обеспечит большую безопасность вашей камеры при расположении ее в портретной ориентации. Конечно, L-кронштейны могут быть дорогими, но в долгосрочной перспективе они гарантированно окупаются.
- Установка длинного / тяжелого объектива. Устанавливайте тяжелый объектив на специально предназначенный для этого кронштейн. Если вы закрепите на штативе камеру, а не объектив, то он может перевесить и прокинуть всю вашу установку. Кроме того, это убережет камеру от повреждения байонета, которое может произойти из-за тяжести объектива, лишенного поддержки в виде штатива.
- Штативный крюк. Если штатив оснащен крюком на центральной колонне, повесьте на него вашу фотосумку или мешок с песком – это придаст установке дополнительную устойчивость. Однако, не забывайте о том, что в ветреную погоду, если ваша сумка или мешок недостаточно тяжелы, их подвешивание на штативный крюк может иметь совершенно обратный эффект, дестабилизируя установку.
NIKON D700 + 24-70mm f/2.8 @ 24mm, ISO 800, 1/25, f/5.6
Использование штатива
После того как штатив и камера были полностью настроены, пришло время познакомиться с несколькими дополнительными методами, позволяющими избежать дрожания камеры.
- Снимите с фотокамеры ремень. Ремень, безусловно, полезный и нужный аксессуар, но только не при съёмке со штатива. В ветреную погоду он может стать причиной микровибраций камеры, которые будут стоить вам четких снимков.
- Снимайте на базовом ISO и отключите режим автоматического ISO. Большинство камер имеют наименьшее количество шума и наиболее высокий динамический диапазон при базовом значении ISO (обычно между ISO 64 и ISO 200) – так что старайтесь использовать самое низкое из базовых значений ISO вашей камеры. Перед началом съёмки не забудьте убедиться, что функция ISO Авто отключена.
- Используйте спусковой тросик. Нажатие кнопки спуска затвора пальцами, безусловно, вызывает дрожание камеры, так что, чтобы избежать этого используйте спусковой тросик или пульт дистанционного управления.
- Используйте автоспуск. Если у вас нет пульта или спускового тросика, воспользуйтесь двух или односекундной задержкой перед автоспуском.
- Предварительный подъём зеркала. Если вы снимаете на DSLR-камеру, то, скорее всего, знаете, что движение зеркала в ней при экспонировании каждого кадра вызывает вибрации. Функция предварительного подъёма зеркала позволяет вам поднять зеркало, подождать некоторое время пока погасятся любые вибрации, вызванные его подъёмом, а затем сделать снимок. Для использования этой функции вам потребуется спусковой тросик или пульт дистанционного управления.
- Задержка экспозиции. Если ваша камера оснащена этой функцией, вы можете эффективно бороться с вибрацией камеры и без использования спускового тросика. В этом режиме камера предварительно поднимает зеркало, выжидает определенное время, а затем делает снимок. На некоторых камерах время задержки вы можете выбрать самостоятельно, кроме того, некоторые камеры позволяют использовать автоспуск в сочетании с задержкой экспозиции.
- Отключите стабилизацию изображения. Если ваш объектив не имеет специального режима стабилизации изображения, предназначенного для работы со штативом, вы всегда должны отключать стабилизацию. Когда ваша камера устойчиво установлена на штативе нет никакой нужды в работе системы стабилизации, пытающейся компенсировать несуществующее движение. Зачастую именно невыключенная стабилизация изображения становится причиной нерезких фотографий при съёмке со штатива.
Автор и фото: Насим Мансуров / Photographylife.com
Поделиться новостью в соцсетях
Об авторе: spp-photo.ru « Предыдущая запись Следующая запись »
Используем штатив правильно
Гарантию чёткого, резкого изображения в съёмке неподвижных объектов обеспечивает штатив. Когда фотоаппарат закреплён, у вас появляется возможность устанавливать сколь угодно длинные выдержки и получать снимки без «смаза», вызванного дрожанием камеры. Как следствие, вы получаете свободу в выборе значения диафрагмы для достижения максимальной чёткости изображения.
Для того чтобы вы могли эффективно пользоваться штативом и создавать желаемые кадры, мы собрали воедино 9 рекомендаций.
9 советов о профессиональном использовании штатива
Совет 1. Подберите подходящий штатив
При съёмке с тяжёлыми объективами от штатива потребуется наличие мощных опор и плотно блокируемой головки. Шарообразная головка хороша, но использовать её с объективами с фокусным расстоянием 300 мм не удобно.
Совет 2. Рассмотрите возможность быстрой установки фотосистемы на штатив
Вам необязательно приобретать штатив с возможностью использования специальных платформ, позволяющих быстро фиксировать вашу фотосистему на штативе и также быстро её освобождать. Но эта возможность очень удобна: единожды ею воспользовавшись, вы удивитесь тому, как вы обходились без неё раньше.
- Прим. переводчика – если у вас несколько фотоаппаратов, приобретите несколько одинаковых платформ и заранее присоедините к каждой камере. Теперь, чтобы установить камеру на штатив потребуется всего лишь отвернуть и отпустить один рычажок на штативе. Обратите внимание, не все производители выпускают дополнительные платформы для своих штативов. Штативы Manfrotto в этом плане удобны. Также, в случае, если вы потеряете одну платформу, можно приобрести ей замену.
Совет 3. Расположите опоры на твёрдой поверхности
Нежелательно, чтобы штатив балансировал, опираясь на обильную растительность. Установите опоры на траву так, чтобы они касались устойчивой поверхности. Если необходимо, вдавите их в рыхлую землю.
Совет 4. Выдвигайте секции штатива «с головы»
Прирост высоты осуществляйте, начиная с более массивных секций. Самые тонкие секции выдвигайте в последнюю очередь. Штативы, в которых в качестве материала для опор используется углепластик, весят меньше, чем их легкосплавные «собратья». Но в одной весовой категории секции у первых короче и толще.
Совет 5. Используйте уровнемер
Вместо того, чтобы выравнивать линию горизонта на этапе обработки, установите уровнемер через разъём «горячий башмак» (прим. переводчика – от англ. «hot shoe») на фотоаппарате. Выравнивайте положение камеры на штативе, ориентируясь по уровнемеру.
Совет 6. Тяжёлый объектив крепите к штативу
Если ваш объектив оснащён хомутом, используйте его в качестве крепления вашей фотосистемы к штативу вместо фотоаппарата. В противном случае масса объектива может создать чрезмерное давление на установочную платформу.
Совет 7. Подвесьте груз
Устойчивость лёгких штативов можно повысить, увеличив их массу. Подвесьте к низу центральной опоры штатива тяжёлую сумку с фотооборудованием или нейлоновый чехол из-под палатки, предварительно наполненный камнями.
Совет 8. Уменьшите влияние движущегося зеркала
Если в вашем фотоаппарате есть функция предварительного подъёма зеркала, включите её. Она актуальна, когда вы снимаете с выдержками, длиннее 1/15 секунды. Если этой функции нет, используйте спуск затвора с задержкой во времени. В идеале, используйте обе функции одновременно.
Совет 9. Управляйте затвором дистанционно
Не тыкайте в кнопку спуска затвора пальцем – используйте пульт дистанционного управления. Это особенно важно, если фотоаппарат или объектив сильно выступает за точку крепления фотосистемы к штативу.
Автор статьи: J. Meyer
Макгруп McGrp.Ru |
- Контакты
- Форум
- Разделы
- Новости
- Статьи
- Истории брендов
- Вопросы и ответы
- Опросы
- Реклама на сайте
- Система рейтингов
- Рейтинг пользователей
- Стать экспертом
- Сотрудничество
- Заказать мануал
- Добавить инструкцию
- Поиск
- Вход
- С помощью логина и пароля
Или войдите через соцсети
- Регистрация
- Главная
- Страница не найдена
- Реклама на сайте
- Контакты
- © 2015 McGrp.Ru
В моих первых двух обзорах читалок (PocketBook Basic New и PocketBook Touch) описываемые устройства я фотографировал с рук, а слайдшоу для этих обзоров делал, комбинируя скриншоты экрана, полученные программно, и реальные фотографии устройств. В этих обзорах снимок, который брал в качестве базового для кадров слайдшоу, нужно было делать, удерживая фотоаппарат в положении, максимально близком к вертикальному (объектив направлен на стол сверху вниз). Уже тогда я представлял, что следующий этап — использование штатива или какого-то аналога штатива, что дало бы мне возможность использовать в слайдшоу реальные фотографии.
Во время работы над следующим обзором, у меня уже был более серьезный инструмент для создания качественных снимков — фотоаппарат Nikon Coolpix P300, который мне любезно предоставила компания Nikon Украина. На этот раз я решил подойти к созданию слайдшоу более основательно. Вначале долго искал подходящий для вертикальной съёмки штатив, но в итоге пришла идейка как можно обойтись без него.
Суть идеи предельно простая: на две деревянные планки сверху положить что-то вроде крышки от какой-то небольшой коробки, в этой «подставке для фотоаппарата» вырезать отверстие для объектива и фотографировать. В той комнате, в которой фотографировал девайсы для обзора, рядом со столом стоит книжный шкаф, на одну из полок которого я и положил деревянные планки, на которые сверху положил подставку под фотоаппарат с самим фотоаппаратом. Под противоположную сторону планок я подложил коробки от других крупных девайсов и несколько книг.
Ниже более подробно расскажу о создании снимков для слайдшоу, покажу некоторые фишки, связанные с созданием слайдшоу в виде gif-анимации, а также расскажу о возможных способах использования этого lowtech-аналога штатива в некоторых других областях. Осторожно, траффик!
Создание подставки под фотоаппарат
Работая над обзором читалки Assistant AE-601, я начал искать подходящую подставку под фотоаппарат. Материал для подставки должен быть прочным (плотный картон или комбинация картона с пластиком), для фотоаппарата Nikon Coolpix P300, разгребая завалы, я нашёл коробку из-под тихого вентилятора Noctua NF-P12. Положил на подставку фотоаппарат, наметил область объектива и, используя ножницы, ножик и изоленту соорудил то, что было нужно. Делая обзоры читалок Amazon Kindle и Nook Simple Touch, у меня на руках уже был более серьёзный фотоаппарат — Nikon Coolpix P7100, подставку под который я делал отдельно (крупнее объектив, крупнее сам фотоаппарат).
Выглядят подставки под Nikon Coolpix P300 и Nikon Coolpix P7100 следующим образом:
Размещая подставку под фотоаппарат на планках, вы можете регулировать высоту, подкладывая дополнительные книги. Также, для надёжной фиксации планок бывает полезно положить пару-тройку книг на планки сверху. Ниже привожу ещё парочку фотографий того, как выглядит приспособление для вертикальной съёмки фотоаппаратом Nikon Coolpix P7100.
На приведенных выше фотографиях вы могли заметить поворотный экран в фотоаппарате Nikon Coolpix P7100. Эта фишка мне очень пригодилась, когда снимал видео для обзоров Kindle и Nook Simple Touch (если снимать без ассистента, поворотный экран просто незаменим!).
Создание снимков для слайдшоу
Делая фотографии для обзора читалки от Assistant, до использования таймера я ещё не додумался. Но в следующих двух обзорах эту фишку фотоаппарата уже активно использовал. Удобно выставлять таймер на 10 секунд, возможно, есть возможность закрепить эту опцию для каждого снимка, я такой настройки не нашёл, поэтому включал таймер для каждого снимка индивидуально.
Порядок действий при создании снимков для слайдшоу фотоаппаратом Nikon Coolpix P7100 с использованием таймера смотрите ниже:
Папка на Dropbox
Подготовка кадров для слайдшоу
Фотографируя читалку для слайдшоу с помощью описанного выше приспособления (читалка в одном положении, отображаемая на экране устройства информация разная), реальным различимым отличием в снимках был экран девайса. Однако, создавая gif-слайдшоу из таких кадров, размер создаваемого файла был тяжеловат.
Сначала я подумал, что это из-за завышенной продолжительности отображения каждого кадра слайдшоу, но экспериментируя, понял, что хоть для глаз снимки и кажутся одинаковыми (за исключением области экрана устройства), но компьютер воспринимает информацию в этих графических файлах как разную. Таким образом, для экономии места, я вышел на вариант работы с каркасом (используем базовую фотографию, в которой для кадров слайдшоу заменяем только область экрана).
Процесс подготовки кадров для слайдшоу в Ulead Photoimpact 12, а также процедуру создания слайдшоу из этих кадров показываю ниже в виде видео.
Также, алгоритм создания слайдшоу из готовых кадров я уже показывал видеоинструкции и иллюстрированной инструкции по работе с Ulead GIF Animator 5.
Запись видео
Описанное в этом хабратопике приспособление также неплохо подходит для самостоятельного создания видеообзоров. Положив фотоаппарат на подставку и включив запись, вы можете показывать возможности описываемого устройства и фишки, доступные в нём (фотоаппарат зафиксирован, руки свободны). Видеоролики для обзоров читалок от Amazon и от Barnes&Noble я снимал именно так. Отдельно хочу отметить, что важным бонусом при вертикальной съёмке девайсов с помощью этого приспособления является наличие поворотного монитора в фотоаппарате. Если такого монитора нет, снимать тестируемое устройство, сидя за столом, будет проблематично.
В случае моих обзоров, для съёмки видеороликов я использовал фотоаппарат Nikon COOLPIX P7100 с поворотным монитором, качество видео вы можете оценить в этом и этом роликах. Дополнительной фишкой этого фотоаппарата является светосильный объектив, дающий возможность достойно снимать без вспышки в условиях ограниченного освещения (такая фича полезна в случае, если вы планируете фотографировать устройства вроде планшетов и мониторов и желаете избежать бликов на фотографиях).
Использование приспособления для вертикальной съёмки в других областях
Кроме демонстрации возможностей разных полезных устройств, предложенное приспособление (в связке с фотоаппаратом) вы также можете использовать и в других областях. Можно показывать сборку и разборку девайсов, давать уроки радиоэлектроники, обучать каллиграфии и черчению, делать обучающие видеоролики по рукоделию (вышивка, плетение из бисера, оригами) и многое многое другое.
Лично для меня предложенное выше решение оказалось полезным, надеюсь, и вам информация из этого топика в чём-то пригодится.
Спасибо всем за внимание, желаю удачи и успехов в творческих начинаниях!
UPD: Также, вас может заинтересовать статья, связанная с настройкой освещения при фотографировании девайсов — «Качественная фотография гаджета в домашних условиях». Спасибо за наводку, tbicr!
90000 How to Mount a Camera on Tripod 90001 90002 90003 Camera tripods can improve the quality of your pictures. (Photo: photographe sexy image by bacalao from Fotolia.com ) 90004 90003 A tripod can help you get a better picture when attached to your camera. The three legs provide support for your camera and minimize the skakiness of holding it with your hands. Despite the simplicity of a tripod, there are a large variety of models and designs, but mounting a camera to any of them is usually done in the same way.90004 90007 Items you will need 90008 90009 Step 1 90010 90003 Level your tripod. Some tripods have a built-in bubble level that allow you to adjust the base of the tripod until it is level. If yours does not, purchase a small level. Place it on the base of the tripod to ensure that the tripod is level before you shoot pictures. If it is not level, you will need to extend or retract the legs until you center the bubble. A level tripod is especially important when shooting panoramic shots with multiple images that need to connect seamlessly when developed.A tripod that is not level will give you pictures that are tilted. 90004 90009 Step 2 90010 90003 Attach the camera to the tripod’s mounting socket. Depending on the type of tripod, the camera might screw directly onto the tripod or you might need to clamp the camera into place or tighten screws to hold the camera on the tripod. This will help minimize blurriness that can occur when the camera is moving around on the tripod. 90004 90009 Step 3 90010 90003 Attach an L-bracket to the tripod if you want to shoot portrait-style photos.Some tripods come with this bracket as an attachment. If your tripod does not, you will need to purchase one at a hardware store. You attach the short side of the bracket to the base of the tripod and the long side of the bracket to the base of the camera with screws. The bracket holds the camera at a 90-degree angle from the base and allows you to turn your camera on its side while still being attached to the tripod. You will need to level the camera once it is attached to the bracket to avoid tilt when you take a picture.90004 90009 Step 4 90010 90003 Hang your camera bag from the center column of the tripod. This will provide you with additional stability to minimize shakiness. 90004 90009 Disclosure 90010 90003 Leaf Group is a USA TODAY content partner providing general travel information. Its content is produced independently of USA TODAY. 90004.90000 9 Tripod Mistakes That Could Be Ruining Your Images and Putting Your Camera at Risk 90001 90002 Are you making any of these tripod mistakes? If so, you could be ruining your chances of getting sharp images (the whole point of using the tripod in the first place!) Or worse yet — putting your expensive camera gear at risk of being damaged. 90003 90002 90005 Learning how to use your tripod correctly, when you’re just getting started with your camera, is one of the most valuable skills to have.90006 90003 90002 Every time I do a photography workshop I see many of these common errors being committed, even by experienced photographers. The issue is that nobody teaches you or talks about how to set up and use a tripod properly. 90003 90002 It is assumed that just by owning a tripod you know how to use it. WRONG! 90003 90002 So, in this tutorial, I will show you how to use a tripod as we go through the dos and don’ts. 90003 90014 9 tripod mistakes you need to avoid 90015 90016 90017 Extending the small leg sections first 90018 90017 All knobs, legs locks, and levers not tightened well enough 90018 90017 Raising the center column 90018 90017 Tripod head mounted to the legs improperly or too loosely 90018 90017 Not setting the tripod legs up on a hill properly (not level) 90018 90017 Failing to mount the tripod insert to the camera correctly (too loose or wrong direction) 90018 90017 Failure to mount tripod insert and attached camera on the tripod securely 90018 90017 Positioning the legs incorrectly and standing in the wrong position 90018 90017 Carrying the tripod wrong 90018 90035 It is assumed that just by owning a tripod you know how to use it.Wrong.Click To Tweet 90036 90037 # 1 — Extending the small leg sections first 90038 90002 If you only need to unfold your tripod legs part-way, always use the largest (thickest) leg sections at the top first. Then if you need more height, open the lower, thinner leg sections. 90003 90002 I know it’s easier and more convenient, but by extending the small sections first you’re using the weakest parts of the tripod. Keep it steadier by always extending the thicker top leg segments first. 90003 90043 90043 Left: WRONG — Right: CORRECT 90037 # 2 — Not tightening everything enough 90038 90002 This is a simple one, yet I often see tripods with floppy legs, ones that sink slowly to the ground, and ball heads that slowly tilt under the weight of the camera.90003 90002 Do a simple check that everything is tightened down properly before you ever mount your camera on the tripod. Carry Allen keys (hex wrenches) or any other tools that you need to do this, in your camera bag. It’s a good idea to just do this periodically (like with your spring cleaning habits), but do check it again when you go to use the tripod on site. 90003 90051 90051 You may have a larger twist lock to secure the center column. Check it! 90002 Ditto with the center column. Make sure it’s locked down and there is no wiggling.It should not jiggle a little or move up and down easily without loosening the adjustment knob or twist lock. 90003 .