Мышление фото: Изображения Мышление | Бесплатные векторы, стоковые фото и PSD

Содержание

Что такое критическое мышление? | РБК Тренды

Критическое мышление — это система суждений, которую применяют для анализа вещей и информации, интерпретации явлений, оценки событий, а также для последующего составления объективных выводов.

Легко ли вам определять связи между идеями, замечать нестыковки в аргументации собеседника? Если да — поздравляем: вы обладаете критическим мышлением. Что это такое и при чем здесь ГЛОБУС, рассказывает Никита Непряхин.

Автор — Никита Непряхин, глава Школы критического мышления, соавтор книги «Критическое мышление», автор монографий на тему психологии, ораторского искусства и саморазвития. Лауреат премии Trainings как лучший бизнес-тренер России 2013 года.

1. В чем суть критического мышления?

Критическое мышление — это важный soft skill. Человек с развитым критическим мышлением обладает целым набором навыков — это наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.

2. Где может пригодиться критическое мышление?

Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.

Человек, который обладает критическим мышлением, способен:

  • понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
  • быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
  • грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
  • замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
  • отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
  • рефлексивно оценивать собственные мнения и верования.

3. Что такое ГЛОБУС?

Чтобы подробнее ответить на вопрос «как это — думать критично?», я разработал систему из шести требований [1].

Чтобы было проще их запомнить, была сформулирована простая аббревиатура — ГЛОБУС, где каждая буква раскрывает конкретный аспект понятия.

Г — гибкое мышление

Этот критерий — один из ключевых. Мир меняется с невероятной скоростью, поэтому, чтобы адаптироваться абсолютно к любым условиям, вместе с ним должны меняться и мы.

Это означает способность «жонглировать» разными вариантами действий, выходя за привычные рамки. Это умение не только быстро искать новые стратегии, но и пересматривать свои решения, отказываться от старых взглядов, если они оказались неправильными. Человек, обладающий гибким мышлением, видит ситуацию не однополярно, и даже если у него что-то не получилось, он не опускает руки, так как всегда есть другая альтернатива.

Негибкий человек — заложник своих установок и стереотипов. Он бескомпромиссен, категоричен и несговорчив. Только гибкость мышления, характера и поведения помогает избежать ненужных конфликтов и лишнего стресса.

Л — логичное изложение

Обычно, говоря о логике, мы имеем в виду способность разумно рассуждать, абстрагироваться, анализировать, делать обоснованные умозаключения и поступать последовательно.

Критическое мышление и логика — как сиамские близнецы: невозможно представить критически мыслящего человека, не способного разбираться, например, в причинно-следственных связях. Однако любая логичность бессильна сама по себе. Она будет торжествовать только при наличии других критериев.

О — обоснованные суждения

Тесно связанный с предыдущим критерием третий пункт. Критическое мышление невозможно без убедительной аргументации. Доказывая какую-либо позицию, критически мыслящий человек никогда не скажет: «Да я тебе говорю!», «Поверь мне!», «Я сказал, и точка!», «Да это и дураку понятно!». Требуя от других логичных и доказанных аргументов, он и сам никогда не скатится к голословным заявлениям.

Любой тезис он не будет воспринимать на веру без адекватной доказательной базы: подтвержденных фактов, статистических данных, основательных научных исследований, ссылок на конкретный опыт.

Б — беспристрастный подход

Это значит не подгонять логику под свои эгоистичные желания, стремиться к справедливости, быть способным контролировать свои эмоции и спокойно воспринимать действительность. Мыслить как бы от третьего лица своеобразного третейского судьи.

Пожалуй, это один из самых сложных критериев. Беспристрастным быть сложно, ведь в нашей голове много сформированных ментальных программ, внушений, верований и установок. А наше эго, порой, корыстно влияет на мысли и поступки. Чтобы этого избежать, нужно чаще задавать себе вопросы: «А не говорит ли во мне субъективное отношение?», «Нет ли в этом решении моей личной заинтересованности?», «Что бы сделал человек со стороны?» и так далее.

Абсолютной беспристрастности добиться невозможно, но стремиться к этому должен каждый.

У — упорядоченные мысли

Мыслить критически — значит мыслить упорядоченно, системно, последовательно, организованно. Это требует наведения порядка в своих мыслях. В зрелом и крепком разуме не может быть хаоса, взбалмошных, сумбурных мыслей: они рождают беспорядочную речь, затем следуют бессистемные решения, что в конечном итоге приводит к неорганизованной жизни.

Гармония может родиться только в порядке. Человек, который мыслит упорядоченно, принимает последовательные решения, системно оценивает информацию, виртуозно владеет анализом и синтезом. Его сложно запутать или сбить с четкой смысловой линии.

С — самостоятельное мышление

Критически мыслящий человек — это самостоятельно мыслящий человек. Конечно, мы можем прислушиваться к мнению окружающих, главное, чтобы это было осознанное решение. Самостоятельно мыслить нужно не вопреки, для кого-то, демонстрации взрослости и того, насколько вы оригинальны. Это нужно делать для самих себя. Иначе думать и делать выбор за вас будут другие.

Но полной автономии быть не может, это уже изоляция. Мы не Робинзоны Крузо на необитаемом острове, мы — социальные существа, взаимодействующие друг с другом и живущие в едином инфополе по особым правилам. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что наша самостоятельность заканчивается там, где начинается самостоятельность другого.

4. Как применять критическое мышление?

Существует много способов. Профессор Саманта Агус в видеоуроке для TED-Ed предлагает пятиступенчатый подход.

  • Сформулируйте проблему. Например, вам предлагается опробовать диету, обещающую результат через две недели. Определение личной цели — сбросить вес, улучшить питание — облегчит критическую оценку этой информации и соотношение со своими потребностями.

  • Соберите информацию. Можно спросить совета у экспертов. Это поможет оценить все альтернативы.

  • Используйте информацию. Задайте себе ряд критических вопросов: «Чем я руководствуюсь в этой ситуации?», «Считаю ли я, что мне говорят правду?», «Звучит ли моя интерпретация информации осмысленной?», «Какая предстоит ответственность?».

  • Подумайте о последствиях. Допустим, кандидат во время предвыборной гонки обещает снизить стоимость бензина на заправках. Звучит отлично, но как насчет долгосрочного воздействия на окружающую среду? Всегда стоит задумываться о влиянии тех или иных решений на дальнейшие события.

  • Изучите другие точки зрения. Это поможет увидеть варианты, оценить свой выбор и принять взвешенное решение.

Как развивать критическое мышление

Научиться критическому мышлению сразу не получится. Это как изучение иностранного языка — сначала все кажется сложным и непонятным, но когда понимаешь логику, становится проще.

Чтобы развить критическое мышление, отрабатывайте навык на конкретных кейсах. Поставьте под сомнения тезисы и аргументы этой статьи, проверьте ссылки на исследования или компетентность экспертов. Затем — научитесь работать с инструментами критического мышления:

  • пользоваться методиками проверки информации;
  • учитывать когнитивные искажения;
  • не попадаться на ошибки аргументации;
  • выходить из информационных пузырей.

Виктор Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиалогии и литературы, начальник отдела научных и творческих программ СПбГИК:

«Чтобы выучить иностранный язык, нас максимально погружают в языковую среду. Например, с играми освоение языка кажется увлекательным приключением, а не тяжким трудом.

С методиками критического мышления более выигрышная ситуация — мы уже погружены в среду, в которой крайне важно их применять. Остается сделать второй шаг — придумать собственный алгоритм развития навыков критического мышления. Это могут быть микроисследования с поиском первоисточников или игры на поиск большего числа эвфемизмов в политических текстах и жаргонизмов в новостных телепередачах.

Ваша задача — брать один аспект или прием критического мышления и работать с ним в разных контекстах, пытаясь понять все его возможности».

Одна из базовых методик проверки информации — «5W+H». Это система вопросов, которые следует задавать ко всей входящей информации. В короткой версии они выглядят так:

  • What? — что произошло?
  • Why? — почему это произошло?
  • Who? — кто об этом сообщил?
  • Where? — где это случилось?
  • When? — когда произошло?
  • How? — как это произошло?

Чтобы проверить подлинность новости, попробуйте найти ответы на эти шесть вопросов. Если они вас устроят, скорее всего, журналист честен, а информация правдива.

Критическое мышление входит в десятку самых важных и востребованных навыков к 2025 году по данным Всемирного экономического форума [2]. Чтобы решать сложные этические, экономические и экологические проблемы в будущем, нужно учиться работать с информацией и собственным мышлением уже сейчас.

При этом критическое мышление — не панацея. Не универсальное средство борьбы против фейковых новостей, дезинформации и ошибок аргументации. Критическое мышление создает основу для рефлексии, которая поможет справиться с неопределенностью в будущем.

Еще больше информации — в подкасте РБК Тренды о развитии критического мышления. Гость эфира — Тарас Пащенко, соавтор книги «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни».

Не верю! Как развить критическое мышление

Мы постоянно маневрируем в огромном и постоянно растущем море информации. Она сваливается на нас, требуя мгновенной реакции и правильных решений. Как быть?

Все прекрасно осознают, что текущая реальность требует нового типа мышления. Не линейного и однобокого, а гибкого, рационального, критического. Без такого мышления человек будет тонуть в огромном океане сомнительной, непроверенной и недостоверной информации, будет делать поспешные и необоснованные выводы и обобщения, принимать некорректные решения, смотреть на  происходящие в мире процессы и явления поверхностно, искаженно, стереотипно, в черно-белых красках.

Сам термин «критическое мышление» появился сравнительно недавно. Впервые его использовал в 1910 году теоретик в области образования Джон Дьюи в книге «Как мы мыслим». Но неправильно говорить, что само по себе критическое мышление появилось только в начале XX века. Нет, конечно. Оно было всегда. И даже человек, который никогда не слышал этот термин, так или иначе использует принципы и приемы критического мышления.

Справедливости ради стоит сказать, что критическое мышление на протяжении всей истории человечества было привилегией элит. Философия, риторика и теология, диалектика и софизмы — все это своеобразные интеллектуальные «развлечения» не для всех. Не всем было позволено мыслить критично, рассуждать свободно и руководствоваться исключительно логикой. Иногда вообще думать было опасно — могли запросто сжечь на костре, записать в ведьмы или запереть в темнице как самого злого чернокнижника. В общем, всегда было гораздо проще и, главное, безопаснее не быть «белой вороной», быть как все, ориентироваться на общественные привычки, догмы, традиции и стереотипы.

Навыки будущего

Что-то изменилось с тех пор? Конечно! Тому подтверждением являются исследования, которые провел Всемирный Экономический Форум. Давосские специалисты определили, какие навыки и умения будут востребованы и актуальны в самом ближайшем будущем, а именно в 2020 году. Среди них оказались: решение сложных проблем, критическое мышление, креативность, управление людьми, коммуникация, эмоциональный интеллект, принятие решений, клиентоориентированность, ведение переговоров, когнитивная гибкость.

На первом месте комплексное решение сложных проблем, это справедливо. А вот на втором — критическое мышление. С чем это связано? Все просто. Человечество избавляется от привычных рутинных когнитивных задач. Компьютерные системы сами посчитают зарплаты, систематизируют клиентов, разошлют письма рассылки, сведут дебет с кредитом и даже проведут собеседования с помощью онлайн-ботов. Компьютер во многом замещает человека. Но пока он не научился главному — автономно мыслить вне прописанных алгоритмов. Возможно, это дело времени.

Недавнее исследование The Boston Consulting Group говорит о том, что от 9% до 50% всех ныне существующих профессий могут исчезнуть в ближайшее десятилетие из-за цифровизации. 19% всех рабочих могут быть замещены роботами. Некоторые профессии, которые будут востребованы в XXI веке, попросту еще не существуют. А те, что есть, со временем, конечно, трансформируются. Думаю, все понимают, что человек без гибкости и критичности просто не сможет адаптироваться под происходящие изменения.

Существует также концепция «4 Сs». В 2002 году в Америке было создано Партнерство для изучения навыков XXI века, куда вошли представители Департамента образования США, Национальная ассоциация образования NEA, другие государственные и некоммерческие организации, а также несколько компаний, среди которых Microsoft, Apple, Cisco и Dell. Сообщество проанализировало и выявило четыре ключевых навыка, необходимых для обучения в первую очередь в XXI веке. Это оказались Critical Thinking (критическое мышление), Creative (креативность), Communication (коммуникативный навык), Collaboration (работа в команде). Именно эти ключевые навыки уже интегрируются в США во все образовательные среды.

Как научиться мыслить критически?

Что же это за тип мышления, настолько актуальный, востребованный и жизненно необходимый?

Вот человек читает какую-то статью, в которой раскрываются новые сенсационные результаты исследований британских ученых или аналитическую статью новомодного делового портала, или смотрит новости по федеральному каналу, где ведущий обосновывает необходимость принятия нового законопроекта, или присутствует на переговорах и слушает доводы своего оппонента. Так что же нужно делать для того, чтобы критически мыслить?

Первый шаг. Для начала необходимо проанализировать информацию, интерпретировать данные, если необходимо, оценить вводные. Это важнейшая компетенция, которая связана с навыком работы с информацией. Что первично, а что вторично? Что главное, а что второстепенное? Где причина, а где следствие? Как одно взаимосвязано с другим?

Второй шаг. Критически мыслящего человека сложно обвести вокруг пальца, потому что он легко может обнаружить все логические ошибки и любые несоответствия в рассуждениях. Воспользуйтесь простым алгоритмом критических вопросов. Понятен ли предмет обсуждения? Нет ли подмены темы или умышленных переключений? Не сужается или не расширяется ли тема? Все ли аргументы можно назвать правдивыми? Все ли доводы раскрыты и доказаны? Нет ли противоречий? Есть ли четкая причинно-следственная связь?

Третий шаг. Одно дело — найти логические ошибки, другое дело — их объяснить и обосновать своему оппоненту. Навык аргументации и убедительного обоснования — ключевая компетенция критического мышления. Убеждать должна не красивая подача или форма, а всесторонне доказанные и раскрытые доводы.

Четвертый шаг. Наконец, главное. Человек может в теории отлично анализировать информацию, находить логические ошибки в упражнениях в учебнике по логике, выстраивать аргументы в искусственном формате «дебаты», но это ничего не стоит, если он не может перевести все эти знания и умения в бизнес-практику и решать реальные практические кейсы. Именно поэтому четвертая составляющая критического мышления — применение результатов к решению проблем.

Если соединить эти четыре ключевых составляющих, получается следующее определение. Критическое мышление — способ мышления, позволяющий анализировать поступающую информацию и ставить ее под сомнение, формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящего, а также принимать решения в условиях неопределенности.

Развивать критическое мышление можно и нужно. Это навык, который требует постоянной работы. Критическое мышление — это не про критику. Это про то, как ориентироваться в огромном информационном потоке, про то, как ставить входящую информацию под сомнение. Нужно сомневаться и задавать вопросы, разные и много. Чем сложнее идея, утверждение или мысль, тем больше вопросов должно быть. Важно перепроверять информацию и не бояться искать первоисточники, сравнивать несколько источников. Безапелляционно верить ничему нельзя. И этой статье в том числе.

  • Ценный кадр: десять навыков идеального сотрудника
  • Мозг и медитация. Чем знания тибетских монахов помогут в бизнесе
  • Стать хамелеоном: пять способностей, которые точно понадобятся в будущем

Модуль Мышление в магистратуре — ITMO.STUDENTS

Раздел

Содержание

Описание модуля

В процессе обучения мы не только приобретаем новые знания, но также неизбежно перестраиваем себя, своё мышление, собственную картину мира, установки, цели и ценности.

Блок Мышление предлагает целый ряд курсов, позволяющих сделать этот процесс осознанным и захватывающим исследованием. Предлагаемые дисциплины можно условно разделить на три группы:

  1. общее развитие навыков мышления и анализ приемов научного познания: «Критическое мышление в практической деятельности», «Мышление и научная рациональность», «Навыки критического мышления (на английском языке)», «Научное мышление и его значение для общества (на английском языке)»
  2. развитие навыков проблемного мышления и анализ этических проблем современной технонауки: «Этика науки и технологий», «Этика искусственного интеллекта (для ОП Инженерия машинного обучения)»
  3. развитие навыков мышления на основе анализа современных феноменов, формирующих наш повседневный опыт и привычные схемы мышления: «Критическая теория современного общества», «Основные вопросы современной общественной мысли», «Визуальные формы мышления», «Компьютерные игры и теория медиа», «Критическая теория современного человека: транс-, пост-, анти-гуманизм»

Все дисциплины блока Мышление реализуются в магистратуре в модульном формате, что предполагает изучение дисциплины в течение 16 календарных дней. Вы можете прослушать дисциплины в 1 или во 2 семестрах обучения. Подробнее смотрите в описаниях конкретных дисциплин.

Язык реализации:

Русский и английский

Дисциплины Scientific Reasoning and its Relevance for Society и Critical Thinking Skills (Advanced) преподаются на английском языке. Обратите, пожалуйста, внимание, что рекомендуемый уровень владения английским языком – не ниже B2 (по международной шкале CEFR). Это важно для успешного освоения дисциплины.

Инструкция о записи 

Выбор дисциплин организован на портале my.itmo.ru с авторизацией по учетной записи ИСУ обучающихся в период со 2 по 4 сентября. Вы выбираете расписание лекционного и практического потоков интересующей Вас дисциплины. Количество мест на потоках ограничено.

Ряд дисциплин доступен для записи и в первом, и во втором семестрах, некоторые дисциплины доступны для записи только в одном из семестров. Подробнее см. в описании интересующей дисциплины.

Расписание Дисциплины блока Мышление читаются в период с 15:20 до 21:50 в модульном формате. Вы можете выбрать подходящее Вам расписание, когда выбираете дисциплину на портале my.itmo.ru.

Контакты

E-mail: [email protected]

Адрес: Кронверский проспект 49, ауд. 2323

Дисциплины:

Критическое мышление в практической деятельности

Знаете, что «под капотом» социального программирования, оказывающего на всех нас мощнейшее влияние? Каков механизм возникновения острых противоречий во взглядах на реальное положение дел? На что рациональнее опереться при выработке эффективной линии поведения? Не боитесь раскрыть глаза и получить больше контроля? Освойте вместе с нами непрерывное совершенствование когнитивных навыков!

Мы подсветим важнейшие нюансы логических основ интеллектуальной деятельности.

Разберём основы аргументации. Инициируем запуск процессов критического мышления применительно к научным, образовательным и бизнес-проектам. Начнём использовать их инструменты в ситуационных примерах, опросах, дебатах и играх.

Изюминкой курса является глубокое понимание основ логики преподавателями. Использование этих основ совместно с теоретико-игровыми приёмами позволяет возвести системный фундамент для полноценного раскрытия потенциала критического мышления. Благодаря этому вы гораздо глубже постигните суть курса и освоите тонкости осознанного ведения рассудочной деятельности. Вы научитесь с лёгкостью распознавать ситуации, когда вам пытаются заменить одни догмы другими. 

Записывайтесь к нам, если решите прокачать своё умение подходить к различным источникам информации более избирательно и взвешенно! Повысьте с помощью навыков критического мышления свою эффективность в принятии решений и коммуникации! Откройте доступ к знаниям, методам и инструментам, которые добавят ясности, содержательности и лаконичности в изложении собственных идей!

Когда: с 09. 01.2023 по 27.01.2023

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы

Язык реализации: русский

Формы занятий: лекции, аудиторные практические занятия в формате дискуссий, индивидуальные задания,групповые задания, задания для самостоятельной работы.

Контакты: [email protected]


Преподаватели:


Юрий Вячеславович Нечитайлов

Оксана Юрьевна Гончарко

Ольга Александровна Шапиро

Навыки критического мышления (на английском языке)

Подробную информацию смотрите здесь Critical Thinking Skills


Преподаватели:


Giacomo Andreoletti

Критическая теория современного общества

Данный курс посвящен изучению основ критической теории, междисциплинарного направления, которое позволяет понять современное общество.

На курсе Вы познакомитесь с истоками критической теории, так называемой «традицией подозрения» (К. Маркс, Ф. Ницше и З. Фрейд), а также с работами важных и ярких авторов ХХ–XXI вв., относящихся к таким течениям, как Франкфуртская школа, экзистенциализм, структурализм и постструктурализм, постопераизм, теория медиа и ряд других.

Курс поможет Вам лучше понимать контекст современности и предпосылки актуальных событий, происходящих в мировом социально-политическом, экономическом и культурном пространствах. В ходе занятий Вы:

  • поймете принципы работы различных идеологических аппаратов, управляющих жизнью современного общества;
  • познакомитесь с методами дешифровки современных мифов, наполняющих обыденное сознание и повседневные практики;
  • узнаете о социально-философском смысле денег, труда, собственности и других явлений экономической жизни;
  • научитесь раскрывать механизмы эксплуатации, отчуждения, несправедливости, насилия и других негативных явлений современности, скрывающихся под маской «общества потребления»;
  • познакомитесь с позитивными критическими программами, направленными на восстановление социального баланса и благополучия современного человека;
  • рассмотрите социальные функции современного искусства.

Когда: курс будет читаться дважды в первом семестре: с 15 ноября по 5 декабря, с 9 декабря по 26 декабря

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы.

Язык реализации: русский.

Формы занятий: лекции, аудиторные практические занятия в формате дискуссий, индивидуальные задания, групповые задания, задания для самостоятельной работы.

Форма контроля: письменный экзамен

Контакты: [email protected]


Преподаватели:


Александр Анатольевич Погребняк

доцент, кандидат экономических наук.

Алина Раилевна Латыпова

Александр Сергеевич Ленкевич

Артем Сергеевич Серебряков

сотрудник Центра практической философии «Стасис» ЕУСПб.

Научное мышление и его значение для общества (на английском языке)

Подробную информацию смотрите здесь Scientific Reasoning and its Relevance for Society


Преподаватели:


Alexander Gebharter

Christian J. Feldbacher-Escamilla

Дарья Чирва

Giacomo Andreoletti

Оксана Гончарко

Мышление и научная рациональность

Задача курса — показать, как на самом деле устроена современная наука, почему объективность необъективна, а субъект познания мертв.

В рамках курса Вы:

  • заглянете за кулисы современного научного мышления и познакомитесь с различными формами рациональности;
  • узнаете о технологиях конструирования научных фактов;
  • увидите, как устроены научные лаборатории и как сделать так, чтобы ученые могли понимать друг друга;
  • научитесь занимать дистанцию по отношению к актуальным теориям и анализировать научные данные;
  • познакомитесь с современными методами познания и узнаете, как они возникли.

Курс предназначен для тех, кто не боится трудностей и готов вскрывать «черные ящики» науки и современных форм мышления.

Когда: курс будет читаться дважды в первом семестре: с 27 сентября по 17 октября, с 21 октября по 11 ноября.

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы.

Язык реализации: русский.

Формы занятий: лекции, аудиторные практические занятия в формате дискуссий, индивидуальные задания, групповые задания, задания для самостоятельной работы.

Форма контроля: письменный экзамен

Контакты: [email protected]


Преподаватели:


Илья Игоревич Мавринский

кандидат философских наук, куратор Открытого Философского Факультета, приглашенный преподаватель

Оксана Юрьевна Гончарко

кандидат философских наук, доцент 

Александр Сергеевич Ленкевич

Алина Раилевна Латыпова

Любовь Юрьевна Яковлева

кандидат философских наук

Этика науки и технологий

Сегодня неотъемлемую часть профессионализма ученого и инженера составляет умение создавать продукт, стимулирующий развитие общества и человека. Мы расскажем о том, каким образом критерии пользы определяются в рамках этики науки и технологий и как они регулируют отношения ученый – ученый, ученый – общество, ученый – государство.

Из курса вы узнаете:

  • каким образом в современности возникает проблема доверия науке, а этика науки помогает ее решить
  • какие ценности составляют основы научной этики
  • для какого типа исследований существует обязательная этическая экспертиза,
  • какие профессиональные кодексы этики существуют и действуют на всероссийском и международном уровне
  • чем правовое регулирование научных исследований отличается от этического
  • почему этичность той или иной разработки повышает ее конкурентное преимущество на рынке.

Когда: Курс будет читаться и в 1 семестре (с 14 ноября по 2 декабря), и во 2 семестре этого учебного года.

Формат: На занятиях в формате дискуссий и дебатов мы разберем как исторически значимые кейсы, решение которых заложило основу для этических стандартов современной науки, так и кейсы современной технонауки, для работы с которыми еще не существует однозначно определенных стандартов. Вы на практике узнаете, как строится этический анализ, какие базовые стратегии оценки возможны.

Итоговое задание курса – самостоятельный анализ вашей собственной научно-инженерной разработки или интересного вам кейса из области технонауки.

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы

Язык реализации: русский

Контакты: [email protected]


Преподаватели: 


Дарья Викторовна Чирва

руководитель модуля «Мышление» Университета ИТМО научный сотрудник центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности» член Комиссии по реализации Кодекса этики в сфере ИИ в РФ [email protected]

Андрей Сергеевич Глуховский

cотрудник центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности» Университета ИТМО, магистр геофилософии и нового материализма ЕУСПб участник научно-исследовательских проектов по этике ИИ glukhovsky.andrew@gmail. com

Алексей Дмитриевич Дурнев

магистр философии, сотрудник исследовательского центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности», исследователь в области онтологии и теории познания.

Этика искусственного интеллекта (для ОП Инженерия машинного обучения)

Курс будет интересен всем, кто занимается разработкой, внедрением, продвижением технологий искусственного интеллекта. Текущее положение дел в индустрии предполагает активную подготовку стандартов регулирования разработки и использования искусственного интеллекта. Дискуссия по этому поводу сейчас определяет не только научную, но и рыночную повестку. Важно, чтобы все заинтересованные лица принимали в ней участие, опираясь на соответствующие знания. Значимость данной дискуссии достаточно велика, поскольку в настоящий момент наметились две альтернативы: разработать жесткое правовое регулирования в сфере ИИ или сохранить основы гражданского саморегулирования в данной сфере в формате утверждения норм этики ИИ.

Из курса вы узнаете:

  • как возник тренд на разработку этики ИИ
  • как ИИ понимается в теоретическо-правовой сфере
  • что такое этика ИИ и какие проблемы она решает
  • в чем сходство и различие правового и этического регулирования этики ИИ
  • какие основные нормативные документы, связанные с этическим регулированием ИИ существуют в России и за рубежом.

На занятиях мы будем разбирать действующие кодексы и рекомендации по этике ИИ, анализировать актуальные кейсы, определяющие дебаты по вопросам этики ИИ. Отдельное внимание уделим проблемам ответственности, правосубъектности и статуса результатов интеллектуальной деятельности, изготовленных с участием ИИ.

Когда: курс будет проходить в формате вебинаров в zoom по средам и четвергам в период с 28.12.2022 по 26.01.2023.

Формат: курс читается в январе 2023 в формате вебинаров в Zoom.

Трудоемкость курса: 3 зачетных единицы

Контакты: think@itmo. ru


Преподаватели:


Дарья Викторовна Чирва

руководитель модуля «Мышление» Университета ИТМО научный сотрудник центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности» член Комиссии по реализации Кодекса этики в сфере ИИ в РФ [email protected]

Андрей Сергеевич Глуховский

cотрудник центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности» Университета ИТМО, магистр геофилософии и нового материализма ЕУСПб участник научно-исследовательских проектов по этике ИИ [email protected]

Алексей Дмитриевич Дурнев

магистр философии, сотрудник исследовательского центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности», исследователь в области онтологии и теории познания.

Артем Александрович Скворцов

бакалавр юриспруденции магистр научной коммуникации сотрудник центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности»

​​​​​​​Основные вопросы современной общественной мысли

Курс будет интересен тем, кто хочет разобраться, как устроено современное общество. В разговорах мы часто используем такие понятия, как «государство», «власть», «управление» или «народ», в отрыве от их теоретического контекста. Из-за этого наши суждения оказываются лишены конкретики, а споры не приводят к взаимопониманию. Задача курса в том, чтобы вернуть понятиям, которые для наук об обществе являются ключевыми, их собственное значение. Нам потребуется обратиться к истории этих понятий и показать, как они функционируют сегодня в спорах о кризисе демократии, противоречиях глобализации и последствиях технологического прогресса. В результате курса мы создадим когнитивную карту, позволяющую ориентироваться в пространстве современной общественной мысли. Все семинарские занятия будут проходить в форме дискуссий. К семинарам нужно будет читать короткие тексты и быть готовым к их обсуждению. 

В конце курса по материалам лекций пройдет тестирование и индивидуальное обсуждение одной из тем.

Когда: Курс будет читаться в 1 семестре дважды (с 21 октября по 11 ноября и  с 30 декабря 2022 по 27 января 2023).

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы

Язык реализации: русский

Формы занятий: лекции, аудиторные практические занятия в формате дискуссий, индивидуальные задания,групповые задания, задания для самостоятельной работы.

Форма контроля: письменный экзамен.

Контакты: [email protected]


Преподаватели: 


Сергей Андреевич Коретко

Ассоциированный сотрудник центра практической философии «Стасис» ЕУСПб, участник научно-исследовательских проектов по политической философии.  [email protected]

Андрей Алексеевич Денисов

аспирант центра практической философии «Стасис» ЕУСПб, исследователь теории аффектов и философии обиды [email protected]

Андрей Сергеевич Глуховский

Сотрудник центра практической философии «Стасис» ЕУСПб, участник научно-исследовательских проектов по политической философии. [email protected]

Артем Сергеевич Серебряков

Сотрудник центра практической философии «Стасис» ЕУСПб, участник научно-исследовательских проектов по политической философии. [email protected]

Антон Сергеевич Сюткин

Старший преподаватель, магистр политической философии ЕУСПб, участник научно-исследовательских проектов по политической философии, победитель конкурса ITMO.EduStars 2020-2021. [email protected]

Визуальные формы мышления

На лекциях вы познакомитесь с визуальным поворотом в истории человечества, проанализируете разнообразные визуальные формы мышления, изучите, каким образом именно кинематограф стал наиболее утонченной визуальной формой мышления. Вместе с преподавателями раскроете связь мышления и процессов визуализации.

На практических занятиях вы также обсудите конкретные способы связи мышления и визуальности в теории и практике кино: от монтажа как визуальной формы мышления до современных кинематографических работ с памятью и воображением.

Когда: с 9 декабря по 26 декабря 2022

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы

Язык реализации: русский

Формы занятий: лекции, аудиторные практические занятия в формате дискуссий, индивидуальные задания,групповые задания, задания для самостоятельной работы.

Форма контроля: письменный экзамен.

Контакты: [email protected]


Преподаватели:


Илья Кириллович Верхоглядов

Приглашенный преподаватель, магистр профиля “Критика и теория кино”. Соведущий подкаста «Сиди и смотри», автор публикаций для «Искусства кино» и интернет-издания «Люмос».

Мария Владимировна Грибова

Приглашенный преподаватель, преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ, менеджер кинонаправления Санкт-Петербургской студии документальных фильмов (Открытая киностудия «ЛЕНДОК»),автор интернет-журнала об авторском кино Cineticle.

Ольга Сергеевна Давыдова

Кандидат культурологии, старший преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Автор курсов, научных и популярных публикаций по истории и теории документального кино, игрового кино и фотографии. Участник исследовательских проектов по аналитике кинематографического опыта, теории нарратива, истории кинематографа Холодной войны. Член организационного комитета ежегодной международной конференции «После (пост)фотографии» (Европейский университет в Санкт-Петербурге).

Ксения Александровна Капельчук

Магистр политической философии ЕУСПб, преподаватель общеуниверситетского модуля “Мышление” ИМРиП, участник ряда научных проектов по эстетике и философии кино, победитель конкурса ITMO. EduStars 2020-2021.

Иван Сергеевич Петрин

Магистр по направлению «Искусства и гуманитарные науки», «Арт-критика». Член организационного комитета научной конференции в рамках XV Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба» (2018). 

Артем Евгеньевич Радеев

Доктор философских наук, приглашенный лектор, доцент Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, автор книги «Ницше и эстетика» и серии статей по вопросам осмысления эстетического опыта и философии кино, президент Российского эстетического общества.

Критическая теория современного человека: транс-, пост-, анти-гуманизм

Курс будет интересен всем, кто хочет разобраться с местом человека в современном мире. Долгое время человек приписывал себе центральное положение во вселенной в качестве образа и подобия Бога, единственного мыслящего существа или венца эволюции. Однако в ХХ веке после ряда исторических катастроф вера в человека начала ослабевать. Поэтому сегодня на теоретической повестке дня стоит либо постгуманистический отказ от представления о человеческой исключительности, либо трансгуманистическая попытка спасти ее через симбиоз с техникой. Этим тенденциям противостоит робкая попытка переосмыслить гуманизм на новых основаниях. В ходе курса мы рассмотрим все эти антропологические стратегии и составим своеобразный путеводитель по современным дискуссиям. Все семинарские занятия будут проходить в форме дискуссий и дебатов. К семинарам нужно будет читать короткие тексты, и быть готовым к их обсуждению в формате дискуссий и дебатов. По материалам лекций в конце курса будет тестирование и индивидуальное обсуждение одной из тем.

Когда: курс будет читаться во 2 семестре 2022-2023 учебного года.

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы

Язык реализации: русский

Формы занятий: лекции, аудиторные практические занятия в формате дискуссий, индивидуальные задания, групповые задания, задания для самостоятельной работы.

Форма контроля: письменный экзамен.

Контакты: [email protected]


Преподаватели:


Антон Сергеевич Сюткин

Старший преподаватель, магистр политической философии ЕУСПб, участник научно-исследовательских проектов по политической философии, победитель конкурса ITMO.EduStars 2020-2021 [email protected]

Комогорцева Яна Александровна

магистр политической философии ЕУСПб,  специалист по феминизму и французской феноменологии

Андрей Сергеевич Глуховский

cотрудник центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности» Университета ИТМО,  магистр геофилософии и нового материализма ЕУСПб  участник научно-исследовательских проектов по этике ИИ

Компьютерные игры и теория медиа

Цель курса можно сформулировать кратко: «Играть и анализировать».

Компьютерные игры, как и другие медиа (например, литература и кино), сформировали свой уникальный язык, смысловую палитру и методы работы с аудиторией. Развлекательную функцию этих интерактивных медиа понять нетрудно, однако наш курс предлагает погрузиться в мир компьютерных игр намного глубже.

В рамках курса Вы:

  • познакомитесь с историей компьютерных игр;
  • узнаете, как игры рассказывают истории;
  • изучите их нарративные, визуальные и эстетические режимы;
  • познакомитесь с актуальными not-games и art-games-проектами;
  • узнаете, чем занимаются нарратология, людология и процедурная риторика;
  • получите практический опыт применения медиатеоретических концепций;
  • научитесь избегать ловушек геймификации и ориентироваться в координатах игрового и когнитивного капитализма.

На занятиях мы будем обсуждать игры в контексте теории медиа, познакомимся с различными методами исследования, научимся писать об играх.

Когда: 2 семестр. Точное время проведения курса будет известно позднее.


Преподаватели:


Александр Ленкевич

Руководитель Лаборатории исследований компьютерных игр (ЛИКИ) 

Алина Латыпова

Сотрудник Лаборатории исследований компьютерных игр (ЛИКИ) 

Более 100 картинок-мыслителей [HD] | Скачать бесплатные изображения и стоковые фото на Unsplash

100+ Thinking Pictures [HD] | Скачать бесплатные изображения и стоковые фотографии на Unsplash
  • A Photophotos 3K
  • Степка фотосколков 10K
  • Группа людей 20

Написание

Вопрос

Мысли

Think Woman

Мысль

Man

Мысли

Think Woman

. Подумайте

Man

.

знак вопроса

поза мышления

fashion

female

model

professional woman

work

bored woman

journal

brooklyn

lancaster

united states

work from home

thinking pose

Hd grey wallpapers

chair

исландия

на открытом воздухе

вид

рубашка

знакомства

элегантность

мозг

Hd 3d обои

BrainTree

Дакка

Обдумывание

Бангладешский мальчик

Офис

Работа в команде

Логическое мышление

–––– –––– –––– ––––– – –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Idea

Фоны веб -сайтов

HD Розовые обои

Tallinn

Estonia

Tallinna Kultuurikatel

Животные изображения и картин0011

Coffee Shop

Rustic

Женские изображения и картинки

Ohio

Bellbrook

People Изображения и картин

Hd обои для телефона

электроника

черная женщина

мысль

отражение

Похожие коллекции

Подумайте

481 Фотографии · Куратор JMES Smith

Глубокий мышление

817 Фотографии · Куратор Aaron Booth

Inspire / Thinking

690 ФОТОГРАФИ

Пейзаж изображения и изображения

мода

женщина

модель

журнал

brooklyn

изображения и изображения людей

изображения и изображения людей

mexican

information

business

Hd design wallpapers

dhaka

pondering

bangladeshi boy

idea

Website backgrounds

Hd pink wallpapers

professional woman

work

bored woman

contemplating

Кофейня

Деревенский стиль

Женские изображения и фотографии

Огайо

Беллбрук

Исландия

на улице

вид

мозг

Hd 3d обои

Braintree

черная женщина

мысль

отражение

–––––––––– – –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Tallinn

Эстония

Tallinna kultuurikatel

Изображения и изображения животных

Изображения обезьян

Дикая природа

Ланкастер1

0 США0011

thinking pose

Hd grey wallpapers

chair

Related collections

thinking

481 photos · Curated by jmes smith

Deep thinking

817 photos · Curated by Aaron Booth

Inspire / Thinking

690 photos · Куратор Марлон Корона

рубашка

знакомства

элегантность

Желтые обои Hd

Обои для телефона Hd

электроника

офис

teamwork

logical thinking

Sunset images & pictures

Nature images

Landscape images & pictures

Unsplash logo

Unsplash+In collaboration with Brooke Cagle

Unsplash+

Unlock

fashion

female

model

Diego PH

idea

Фоны для сайта

Розовые обои Hd

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Valentin Salja

tallinn

estonia

tallinna kultuurikatel

Magnet.me

professional woman

work

bored woman

No Revisions

journal

brooklyn

Juan Rumimpunu

Animals images & pictures

Изображения обезьян

Дикая природа

Логотип Unsplash

Unsplash+В сотрудничестве с Getty Images

Unsplash+

Разблокировать

contemplating

coffee shop

rustic

Jason Strull

lancaster

united states

work from home

Caleb George

Women images & pictures

ohio

bellbrook

jose aljovin

thinking pose

Серые обои Hd

Стул

Paola Aguilar

Люди изображения и картинки

Люди изображения и картинки

mexican

Anthony Tori

iceland

outdoors

view

Unsplash logo

Unsplash+In collaboration with Getty Images

Unsplash+

Unlock

shirt

dating

elegance

AbsolutVision

information

business

Обои HD дизайн

Милад Факуриан

мозг

3D обои HD

Braintree

Маркус Винклер

Hd yellow wallpapers

Hd phone wallpapers

electronics

Kazi Mizan

dhaka

pondering

bangladeshi boy

kevin turcios

black woman

thought

reflection

Unsplash logo

Unsplash+In collaboration with Getty Images

Unsplash+

Разблокировка

офис

работа в команде

логическое мышление

Джошуа Эрл

Закат изображения и изображения

Изображения природы

Пейзажи изображения и изображения

Просматривайте изображения премиум-класса на iStock | Скидка 20% на iStock

Логотип Unsplash

Сделайте что-нибудь потрясающее

Свободно мыслящие фотографии и картинки

Связанные изображения из iStock | Сохрани теперь

женщина портрет мышление

Мышление

старик старый человек

Думая о времени

девочка мышление будущее

Думая о своем будущем

стул старый мышление

Мыслительный стул

малыш макрос Закрыть

Мышление

дети портрет малыш

Мышление

девочка волосы лицо

Мышление

мышление разум лицо

Мышление

лягушка природа ночная съемка

Мышление

закат солнца берег озера озеро

Мышление

Валентина Тедди мышление

Думаю о тебе

Желая пожелания желание

Принятие желаемого за действительное

собака мышление один

Собачье мышление

человек гавань вода

Думающий человек

кошка Ищу кошка

Кошка думает

мальчик улица мышление

Просто подумал

мышление камень отражение

Мышление

человек Азия Бангладеш

Мужчина думает о синем фото 2

лицо портрет вопрос

Лицо — Вопросы

человек мышление человек

Думающий человек

девочка барабан Музыка

Думая 1

считать мышление женщина

Мышление

мышление медитация Нью-Йорк

Мышление

собака лед волосатый

Мышление

форма Обратная связь опрос

Форма обратной связи: отлично

мужчина сидит человек

Одиночество

лицо портрет мышление

Лицо — подумай об этом

Санта Катарина Бразилия

Думая 1

мышление мальчик детская площадка

Мышление

невиновный ребенок ребенок

Мышление

человек Азия Бангладеш

Мужчина думает о синем фотофайле 5

девочка мышление грустный

Автопортрет

мышление скамья девочка

Стефани на скамейке

бизнес бизнесмен бизнес

Мыслящий человек пересмотрен

Санта Катарина Бразилия

Думая 2

лицо портрет мышление

Лицо — отличная идея

девочка считать дочь

Мышление

леди девочка модель

Что вы думаете

женщина женский девочка

Ожидание.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *