Объектив рыбий глаз фото – Ой!

Содержание

что нужно знать? — Российское фото

Среди множества фотообъективов, пожалуй, одним из самых необычных является объектив фиш-ай (англ. — fish eye), или «рыбий глаз». Такое название ему дал в начале XX века американский физик-экспериментатор Роберт Уильямс Вуд, разработавший этот тип оптической системы по аналогии с устройством глаза рыбы. Как использовать фиш-ай в съемке природы — рассказывает участник клуба «Российское фото» Игорь Горшков.

Что же такое объектив фиш-ай?

Фиш-ай — это сверхширокоугольный объектив с не выправленными оптическими искажениями, так называемой бочкообразной дисторсией, в результате чего все изображение имеет характерный сферический вид. Угол зрения фиш-аев составляет 180о и может быть даже больше. В этом случае шутят, что при съемке с таким объективом в кадр попадут уши фотографа.

Есть два вида фиш-аев — циркулярные и диагональные

Циркулярный фиш-ай — это объектив, который формирует изображение в виде круга и имеет обзор по всем направлениям 180о или больше. Размер изображения с такого объектива соответствует короткой стороне кадра, если говорить о классическом прямоугольном кадре. Этот объектив крайне специфичен и применяется в основном в научных и исследовательских целях — с его помощью можно, например, получить снимок всей небесной сферы, что важно для метеорологов или астрономов. Ко всему прочему, некоторые модели имеют внушительные габариты и массу.

Объектив циркулярный фиш-ай Nikkor 6 mm f/2.8 с углом обзора 220о

Ночной снимок небесной полусферы, European Southern Observatory, ALMA Fish-Eye

Диагональный фиш-ай — это объектив, который дает изображение на весь кадр и представляет собой, по сути, вырезку из круга изображения, создаваемого циркулярным фиш-аем. В этом случае угол обзора 180о имеется только по диагонали кадра, из-за чего объектив и был назван диагональным. Он дает более привычную картинку и весьма активно применяется фотографами. Собственно, говоря о фиш-аях, в подавляющем большинстве случаев имеют в виду именно диагональные объективы. Практически все фирмы, выпускающие фототехнику, производят фиш-аи, а то и несколько: с разными фокусными расстояниями, максимальным значением относительного отверстия (диафрагмы) и для разных типов матриц — полнокадровых и кроп-матриц (APS-C и m4/3). Существуют даже фиш-ай-зумы, они более универсальны в использовании, но, как правило, имеют несколько худшие оптические характеристики, например, меньшую светосильность.

Достоинства и недостатки фиш-аев

К достоинствам фиш-аев можно отнести сверхширокий угол зрения, большую глубину резкости и достаточно компактные для сверхширокоугольника размеры. Также фиш-аи не искажают углы, в сравнении с обычными выправленными сверхширокоугольными объективами, которые делают углы и объекты, попавшие в них, вытянутыми. Особенно это актуально при съемке с активным и близким передним планом.

Единственным, но существенным недостатком фиш-аев можно считать сильные искажения изображения на удалении от центра кадра: все прямые линии при этом становятся изогнутыми и картинка в целом имеет сферический вид.

Зная о достоинствах и недостатках фиш-аев, можно активно использовать их при съемках, например, пейзажей и красот природы. Вот несколько простых приемов.

Расположение горизонта по центру

Зная, что при удалении от центра все прямые линии начинают становиться дугами, в частности, линия горизонта становится или выпуклой, или вогнутой, в зависимости от того, смотрит камера вверх или вниз, можно просто расположить горизонт по центру, нарушая любимое многими правило одной трети и выстраивая композицию на сочетании фактур и объектов на переднем плане, с одной стороны, и небесных объектов — красивых облаков, туч и прочего — с другой. Очень хорошо этот прием работает при съемке красивого неба с отражением в водной зеркальной глади морских и озерных пейзажей, когда хочется показать огромное пространство неба и воды. В конце концов, можно потом в фоторедакторе кадрировать изображение и расположить линию горизонта в третях. В результате мы получаем фотографию со сверхшироким углом и ровной линией горизонта. Это наиболее часто применяемый способ фотографирования с фиш-аем.

Утро на Валдайском озере. Объектив Tokina 10–17 mm, fish-eye, Игорь Горшков

De l'ombre à la lumière. Объектив Samyang 8 mm, Girolamo Cracchiolo, 500px.com
Использование неявной линии горизонта

Этот прием хорошо использовать в местности со сложным рельефом — горы, холмы, скалы. Когда мы не видим явно ровную линию горизонта, ничто не мешает располагать ее где угодно, поскольку ее изгиб будет скрываться горами или холмами. Также этот прием можно использовать и при съемке с близким крупным передним планом, заслоняющим горизонт, например при съемке с нижней точки растительности или других природных объектов.

Полностью убрать линию горизонта из кадра

В этом случае наше восприятие не цепляется за форму линии горизонта, и искажения практически незаметны. Можно или опустить камеру вниз, показав какой-нибудь красивый уголок природы, или, наоборот, сильно поднять вверх, оставив только красивое небо или крону дерева. Вообще-то ради красивого неба можно и оставить искаженную вогнутую линию горизонта, потому что это уже второстепенный элемент изображения, не влияющий на производимое впечатление, а лишь усиливающий впечатление огромного неба.

Частным случаем можно считать съемку в тумане, когда дальние планы и горизонт скрыты за ним. В этом случае появляется практически полная свобода творчества, поскольку можно снимать в любых направлениях, не опасаясь изогнутой линии горизонта.

Красная Поляна, Сочи. Объектив Samyang 7.5 mm fish-eye MFT, Екатерина Елизарова

Cherry Blossoms. Объектив Nikkor 15 mm fish-eye, Lynn Wiezycki, 500px.com

Сделать основной частью изображения какой-нибудь объект

Например, сложно изогнутое дерево, ветки или стебли травы, интенсивно заполняющие кадр. Также это может быть живописная груда камней или снежных и ледяных глыб. В этом случае достаточно важно поймать красивое сочетание этих элементов, чтобы они образовали красивый рисунок благодаря дополнительному изгибу от искажений фиш-ая.

Туман на Караул-Оба, Новый Свет, Крым. Объектив «Зенитар-М» 16 мм fish-eye, Сергей Ершов

Лед на Байкале. Объектив Canon 15 mm fish-

eye, Андрей Нарчук

Обрамление изображения

Красивые фотографии получаются, если не пытаться выправить изогнутые стволы деревьев или стебли травы по краям кадра, а использовать это для обрамления пейзажного вида. Интересной получается съемка из зарослей травы и деревьев, грота, пещеры, особенно если они имеют на стенах какие-то необычные природные элементы — растительность, красивые камни, сталактиты, сосульки и прочее.

Ледяное царство. Озеро Байкал, грот острова Харанцы. Объектив Pentax 10–17 mm fish-eye, Екатерина Васягина

Утро в Измайловском парке. Объектив Tokina 10–17 mm fish-eye

, Игорь Горшков

Круглая земля

А можно, наоборот, не пытаться выправить изогнутый горизонт, а показать, что наша планета круглая. Для этого желательно иметь какие-то интересные и красивые передний и средний планы, и совсем хорошо находиться немного на возвышении, чтобы оказалось включено как можно больше пространства земли.

Крым. Объектив Samyang 7.5 mm fish-eye MFT, Екатерина Елизарова

Orbit. Объектив «Зенитар-М» 16 мм, Andris Barbans, 500 px

Расположить близко красивый и интересный передний план

Это, можно сказать, беспроигрышный вариант использования фиш-ая. Практически все фиш-ай-объективы имеют небольшую минимальную дистанцию фокусировки и позволяют использовать их для съемки достаточно крупных передних планов, практически макро. Получается и природный объект крупно, и видно его окружение, место, где он обитает.

Как можно заметить из приведенных примеров, многие из этих приемов можно использовать в сочетании друг с другом, что превращает съемку фиш-аем в интересный творческий процесс.

Таким образом, творчески используя объективы фиш-ай, можно делать интересные и красивые пейзажные и природные фотографии, как усиливая впечатление от интересных мест, так и показывая свежий, новый взгляд на места привычные и, казалось бы, обыденные и скучные.

rosphoto.com

Выбор объектива рыбий глаз для зеркальной камеры

Объектив фишай (fisheye) он же рыбий глаз, какой выбрать?

Детальные советы по выбору объектива фишай (fisheye) он же рыбий глаз: мнение, рекомендации.


Если вы хотите купить объектив типа фишай (fisheye) он же рыбий глаз, вам нужно знать несколько важных моментов. 

Я попробую объяснить разницу между рыбим глазом и обычным сверх широкоугольным объективом. Это очень важно, так как многие её не понимают. 

Основной разницей между сверхширокоугольным объективом и рыбим глазом является то, что сам фишай совершенно не исправляет искажения и благодаря этому имеет угол обзора около 180 градусов.  

А если рассматривать стандартные широкоугольники, они имеют в оптической схеме специальные линзы, которые изображение корректируют, но из-за этого очень сильно снижается угол обзора, и фотографии получаются с минимальными искажениями, совсем не такими как у фишаев.

Также следует понимать, что в зависимости от камеры (кроп или полный кадр), нужно и 

fisheye покупать разные, для кропа, фишай нужен с фокусным 8-10mm, а для полного кадра – 15-16mm. И обязательно обращайте внимание, для какой камеры создан фишай, для кроп камер или фулфрейм, от этого зависит угол обзора.

У объективов SIGMA, если в названии есть DG - значит он для полного кадра, если DC - для кропа.

Ещё один важный момент, все объективы типа рыбий глаз делятся на 2 категории: диагональный и циркулярный фишаи. Первые более ходовые из-за того, что имеют охват 180 градусов по диагонали и практически вся площадь кадра заполнена изображением.

А циркулярный фишай создает прямо в центре кадра круг, а остальная площадь кадра – просто черная без изображения. 

Фишай: практическое применение

Каждый начинающий фотограф знает или, как минимум, слышал о таком объективе, как фишай. Но, как найти ему применение, кроме фоторазвлечений и экспериментов? Вот на этот вопрос ответят не многие, ограничившись стандартными фразами, типа: «Ну, сверхширокий угол, там, сферические панорамы и т.д.». 
Но этого было бы мало для того, чтобы покупать недешевый «рыбий глаз», – не правда ли? 

Широкий угол бывает востребованным в художественной и технической фотографии довольно часто. С этой точки зрения фишай был бы весьма полезен, если бы не одно «но». Этот тип объектива обладает сильными геометрическими аберрациями, которые не всегда поддаются нормализации программными средствами. Стало быть, техническая сфера, где важна геометрическая точность, таким объективом вряд ли заинтересуется. Исключение могут составить специфические отрасли, типа аэрофотосъемки или наблюдение.

Художественная фотография находит сверхширокому углу обзора и связанным с ним специфическим аберрациям больше применений. Чудовищные бочкообразные искажения можно обыграть, получив весьма неординарные и интересные снимки.

Объектив «рыбий глаз» отличается от обычной широкоугольной оптики способностью захватывать угол до 180 и более градусов (на практике до 200 град.). Это означает, что панораму в половину круга можно сделать с его помощью одним кадром. Правда, такая оперативность связана с появлением искажений, которые напоминают отражение в елочной игрушке. 

Нередко рекламщики и кинематографисты находят это забавным, используя фишай для создания креативной продукции. По большому счету нечто похожее можно сделать из обычного (геометрически правильного) снимка при помощи фильтров Фотошопа. Но имитация фишайя всегда будет уступать оригиналу, поскольку ни один плагин не в состоянии восполнить недостающие градусы угла обзора. 

К слову, для рекламы и различной медиапродукции объектив фишай является мощным креативным средством. Он способен сделать интересной даже свалку строительного мусора, не говоря уже о чем-то более привлекательном. Кроме того, фишайем можно снимать классные сферические панорамы, имитировать изображение из дверного глазка или камер наружного наблюдения, делать снимки интерьеров тесных помещений. 

В архитектурной съемке, казалось бы, не место геометрическим искажениям. Но иногда без сверхширокого угла просто не обойтись. Снять интерьер маленькой комнаты целиком можно только рыбим глазом. Разумеется, бочкообразные искажения и виньетированвие внесут свои коррективы, но человеческий мозг имеет замечательное свойство упорядочивать искаженные объекты. Как бы фишай не «закрутил» интерьер, план помещения и исходный вид предметов все равно останется понятным для наблюдателя.

Выставляя объект недвижимости на продажу, современные агентства все чаще включают в портфолио сверхширокоугольные снимки. Они делают такие объекты более привлекательными, но при этом у рекламщиков всегда есть железное оправдание, что это не умышленное преукрашение, а технически вынужденный оптический эффект.

Простейший оптический прибор, способный охватывать угол приближенный к 180 градусам, – это дверной глазок.

Даже в самом дешевом исполнении он неизменно демонстрирует сверхширокий угол. Некоторые фотолюбители даже умудряются приспособить дверной глазок к своему фотоаппарату, чтобы получить желанный эффект «рыбьего глаза». Качество снимков, сделанных при помощи такой оптической системы, конечно, оставляет желать лучшего. Фабричный объектив рыбий глаз в этом смысле на недосягаемом уровне. Уже при фокусном расстоянии 10-15 мм фишай демонстрирует весь набор эффектов сверхширокугольной оптики. 

Перед фотографами-любителями объектив-фишай открывает массу новых возможностей. Он вскрывает недоступный ранее творческий пласт с неисчерпаемым потенциалом. В туристических поездках, на выставках, концертах, на природе и в зоопарке, на стадионе или детской площадке – везде фишайю найдется применение. При этом снимки будут не только забавны, но и более информативны.

Мы рекомендуем не гнаться за дешевым товаром, а покупать фишай-объективы SIGMA: они исключительно японской сборки, имеют отличные оптические характеристики и сделаны очень качественно. 

Удачных вам снимков! 

Если у Вас остались вопросы по объективам типа "рыбий глаз", не стесняйтесь, обращайтесь к нашим менеджерам-фотографам, которые сделают все возможное, чтобы Вам помочь!

 

Телефоны: 

 

+375 29 700-34-69

+375 29 122-92-40

 

E-mail: [email protected]

 

Skype: sigma-by
 

sigma-foto.by

Fisheye или особый взгляд на фото

Объективы разделяются по углу обзора. При этом каждый тип оптики может делиться на более точные категории. Широкоугольная оптика может делиться на сверхширокоугольную и фишай (рыбий глаз). При разработке широкоугольной оптики разработчики стараются максимально исправить все искажения. В случае с рыбьим глазом всё иначе. У этих объективов наиболее сильные искажения.

Как фотограф может использовать дисторсию фишай-объектива?

В реальной жизни линии зданий прямые. Широкоугольный объектив всеми силами старался сделать их таковыми на фотографии и у него получилось. Рыбий глаз сильно не перетруждался и согнул все линии так, как ему удобнее. Такая уж у него конструкция. Центр кадра фишая сохраняет линии прямыми. Закругляются они только к краю изображения.

Фишай отлично подходит для художественной фотосъёмки. Он часто используется в архитектурной и пейзажной фотографии. Съёмка людей с такой оптикой немного комична. Лица и пропорции тела сильно искажаются.

Если вашей целью является передача максимального реализма на фотографии, то рыбий глаз вам не подойдёт. Сейчас всё большее распространение получают системы виртуальной реальности и фишай-объектив может пригодиться для съёмки сферических панорам. Создание кривых линий у края кадра – это плата за очень широкий угол обзора. Фишай может вмещать изображение практически на 180 градусов со всех сторон.

Фишаи бывают разные. Есть оптика, которая обеспечивает угол обзора 180 гадусов по диагонали. Некоторые объективы создают круглое изображение, которое вмещает обзор на 180 градусов во все стороны, но эти объективы редко встречаются, так как создают очень необычные круглые снимки на прямоугольном сенсоре. Из-за этого углы получаются чёрными.

Если у вас камера с матрицей APS-C, то вам необходимо брать фишай именно для данного формата сенсора. Если использовать оптику от полнокадровой камеры, то из-за кроп-фактора вся прелесть широкого угла обзора потеряется. Объективы рыбий глаз позволяют создавать изображения с очень необычной геометрией. Ровные площади искажаются, а здания, столбы и деревья причудливо закручиваются. Если изменять угол наклона камеры, то можно получить совершенно новые виды привычных мест.

Обычные широкоугольные объективы создают ровные линии горизонта и вертикали. Такие снимки выглядят очень привычно.

Не думайте, что покупка рыбьего глаза позволит вам бесконечно экспериментировать. На самом деле функционал такой оптики ограничен. Она будет делать все ваши кадры одинаковыми. Даже при смене сюжета все они будут похожи друг на друга, поэтому такую съёмку нужно выполнять дозировано и создавать действительно интересные сюжеты.

www.takefoto.ru

Объектив "рыбий глаз" - настоящая романтика фотографии

В искусстве фотографии есть много интересных и необычных решений и уловок, которые позволяют не просто точно и красиво отображать всю красоту мира, но и создавать настоящие шедевры. Некоторые из них настолько фантастические и чудные, что похожи на сказочные волшебные картины. Но настоящее искусство – не изменять изображение до неузнаваемости, а лишь придавать ему особого очарования с помощью небольших хитростей.

Объектив "рыбий глаз" – это чудесная находка как для фотолюбителей, так и для профессионалов. Он имеет максимальный угол зрения – 180°, а искажение, которое присутствует при съемке, дает интересный и оригинальный эффект.

Принцип работы объектива, его разновидности

Свое название объектив "рыбий глаз" получил в 1906 году. Роберт Вуд заметил, что так, как получается изображение с его помощью, рыба видит поверхность земли из-под воды. Похожую картинку мы видим в дверной глазок. Искажение (дисторсия) происходит очень сильно, только маленькая зона в центре более-менее отвечает своим реальным параметрам. Использовали его раньше в метеорологии, только для того, чтобы видеть всю небесную сферу.

Интересно, что и сейчас такой объектив применяют в научных работах, когда есть необходимость увеличить максимально угол обзора. А для фотолюбителей он стал чудесной находкой, с помощью которой можно создавать оригинальные пейзажи или архитектурные работы, смешные портреты и много другого.

Объектив "рыбий глаз" есть двух разных типов. Первый из них называют циркулярным, или круговым. Он дает полную картинку в виде круга, создавая оригинальное изображение. Угол его зрения – 180°. Но, на самом деле, он работает так же, как и другие объективы, захватывая лишь часть сенсора – прямоугольник, который помещается в диаметр самого объектива. Этот прямоугольник и становится потом круглым изображением. Обычно производят такого плана аксессуары для 35 мм формата. Их фокусное расстояние – 8 мм.

Каким еще может быть объектив "рыбий глаз"? Второй вариант называется диагональным, или объективом полного кадра. В этом случае используется вся площадь сенсора, а угол зрения составляет 180° лишь по диагонали. По горизонтали он будет приблизительно 147°, а по вертикали – 95°.

Разделяют типы объективов довольно условно – все зависит от того, какую часть сенсора использовать. Поэтому, стандартный эффект "рыбий глаз" объектив может дать любого вида, разница будет лишь в размере самого сенсора. Эти аксессуары довольно дорогие, и порой их пробуют заменить простыми конвертерами. Конвертер одевается на обычный объектив, резко меняя его угол обзора. Они позволяют делать снимки широкого формата на любых камерах. При этом, чтобы качество изображения было хорошим, нужно проводить съемку при малой диафрагме.

Как правильно снимать объективом "рыбий глаз" – основы грамотной фотографии

Большой плюс такого типа объектива – нет проблем с фокусом изображения. Благодаря большой площади контакта со светом картинка получается очень четкой и выразительной. Центральные линии (горизонтальная и вертикальная) не искажаются.

Эффект "рыбий глаз" очень красиво смотрится при фотографировании неба. В лесу, между домами или просто сам небесный купол можно снимать объективом кругового типа.

Широкий формат изображения позволяет фотографировать вблизи объекты архитектуры. Чтобы снимок получился гармоничным, нужно стараться соблюдать его рамки – соединять горизонтальные или вертикальные линии с ровными элементами строения.

Смешные портреты или просто веселые фото получаются при съемке объективом "рыбий глаз". Центральная зона меньше всего искажается, поэтому именно туда следует разместить главные объекты съемки. Четыре угловых зоны – области максимальной дисторсии.

fb.ru

Объективы «Рыбий глаз» (fish-eye)

Среди широкого спектра оптики, которая может сегодня оказаться в арсенале любителя фотографии, особое место принадлежит объективам «рыбий глаз». Они достаточно сильно отличаются от других объективов, и необходимость их применения на практике у многих вызывает вопросы. В чем основные особенности такой оптики? Где и как ее лучше использовать? Поговорим об этом более подробно.

«Фишай»

«Рыбий глаз» или «фишай» (от англ. fish-eye) представляет собой сверхширокоугольный объектив, угол изображения которого приближается к 180 градусам или более этого значения. «Фишай» предоставляет фотографу возможность захватить в кадре как можно больше пространства. Это оптика с фиксированным фокусным расстоянием, ее главной отличительной чертой является наличие сильной дисторсии, что при использовании любого другого объектива воспринималось бы как недостаток. Однако в случае с «рыбьим глазом» все несколько иначе. Его главный минус при правильном использовании во время съемки превращается в основную «фишку» объектива.

Pentax SMC DA 10-17mm f/3.5-4.5 ED (IF) Fish Eye

Выделяют следующие виды объективов:

  • Циркулярные – картинка на итоговом кадре не занимает всю площадь, а плотно вписана в круг. Такая оптика обладает углом зрения близким к 180 градусам в любом направлении, что позволяет получать, в частности, фотографии всей видимой части неба.
  • Диагональные – тут, наоборот, кадр вписывается в круговое изображение.

Стоит отметить, что такое деление в какой-то мере условное, поскольку большой популярностью сегодня пользуются «кропнутые» зеркалки, у которых размеры сенсора меньше размеров пленочного кадра. Соответственно, циркулярный «фишай» на кропе уже будет схож с диагональным – площадь кадра будет практически полностью занята картинкой.

Особенности

Возможность захватить в кадре как можно больше пространства, конечно, открывает широкий простор для получения интересных, необычных снимков. Фотографу не нужно отходить назад для того, чтобы сделать хороший кадр, да и кадрировать можно без всяких проблем. Но это очевидное преимущество «рыбьего глаза» имеет, к сожалению, и обратную сторону.

ФР 8 мм F3.5, ISO 1600, 1/13c (Nikon D7100)

Характерная черта таких объективов – сильная отрицательная дисторсия, приводящая к искажениям картинки. Прямые линии загибаются к краю кадра, при этом чем дальше прямая линия располагается от центра кадра и чем она длиннее, тем более изогнутой линия получится в кадре. В частности, прямая линия горизонта на фотографии вообще может выглядеть как полуокружность. Впрочем, для опытных фотографов, подходящих к процессу съемки с творческой фантазией и смекалкой, искажение прямых линий не является большой проблемой. Наоборот, это явление используют в свою пользу таким образом, чтобы сильные искажения стали частью определенного замысла. А вот новичкам, безусловно, придется приспосабливаться к особенностям оптики.

Отрицательная дисторсия в объективах «фишай» предусмотрена намеренно. Дело в том, что объектив с широким углом обзора в 100 – 120 градусов оставляет линии прямыми, однако проявляются очень сильные искажения по границам кадра. Например, стройные люди на границах кадра выглядят тучными и массивными. Кроме того, возникают перспективные искажения – задний план выглядит на фотографии намного дальше, чем он есть на самом деле. Чтобы компенсировать вышеперечисленные недостатки в объективы «фишай» и вводится отрицательная дисторсия, усиливающая увеличение по центру кадра. Искажаются прямые линии, «выпячивается» центр, но зато пропорции фотографируемых объектов остаются ближе к реальности.

Применение

Применение «фишая» во время съемки имеет свою специфику. В частности, глубина резкости даже на открытой диафрагме будет в пределах от полуметра до бесконечности. Кроме того, при взгляде через видоискатель фотографируемые объекты будут видны немного в отдалении, чем они есть в реальности. В кадр, сделанный с использованием «фишая», в силу широкого угла обзора легко может попасть рука фотографа, ступни его ног или штатив.  Так что следует быть особенно внимательным.

ФР 8 мм F6.7, ISO 100, 1/90c (Canon EOS 10d)

Понятно, что для предметной, репортажной или портретной съемки «рыбий глаз» не годится по объективным причинам, даже если проявить всю свою фантазию. Зато такой объектив часто используется для фотографирования экстремальных видов спорта на открытом воздухе, например, скейтбординга или BMX-трюков на велосипеде. Можно спокойно снять с близкого расстояния и самого уличного спортсмена, и архитектуру, и людей, собравшихся на мероприятие.

Другая область применения «фишая» — архитектурная и интерьерная съемка. В частности, «рыбий глаз» может пригодиться при съемке небольших, узких помещений вроде ванной комнаты или прихожей. Достаточно сделать два – три кадра, а потом склеить их программными средствами. Тогда на итоговой фотографии уже не будут заметны искажения, а все пространство помещения будет запечатлено в кадре. Очень актуален «рыбий глаз» и для архитектурной съемки. Здесь можно дать волю своей фантазии и снять привычные городские здания самым необычным образом, используя для этого присущие данному объективу искажения.

Кстати, различные программные средства сегодня существенно расширяют возможности подобных объективов. Недаром «рыбий глаз» очень востребован при создании сферических и виртуальных 3D-панорам. Задача фотографа тут заключается только в том, чтобы детально снять все вокруг себя, после чего соединить отдельные кадры в программе. С «рыбьим глазом» эта задача решается действительно намного проще, ведь если взять 8 мм «фишай», то для полного охвата вам нужно будет сделать всего 4 – 5 кадров. Так легко можно получить великолепную 360-градусную панораму.

Если вы пополнили свой арсенал объективом «рыбий глаз», то не бойтесь экспериментировать. Старайтесь анализировать полученные результаты, чтобы освоить применение объектива на практике и научиться извлекать свою пользу из недостатков «фишая».

www.fotokomok.ru

Рыбий глаз (объектив) — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Пример снимка сделанного с помощью циркулярного «фишая» Фотография, сделанная с использованием «Рыбьего глаза» MC Зенитар 16mm f/2.8

Рыбий глаз (англ. fisheye) — сверхширокоугольный фотографический объектив, который имеет угол изображения, близкий или больший 180°.

Разновидности объективов типа «Рыбий глаз»[править]

Некоторые полагают, что все объективы «Рыбий глаз» имеют угол зрения в 180°, это не так. Съёмка пейзажа с 180-тиградусным углом даёт изображение в виде круга, но для регистрации используется обычно стандартный кадр (прамоугольная плёнка или матрица). Есть два способа устранения этого несоответствия, и, соответственно, три типа объективов:

  • Циркулярный — На полученом кадре изображение занимает не всю его площадь, а лишь вписанный круг. Такой объектив имеет угол зрения 180° в любом направлении (справа-налево, сверху-вниз, и т. п.). С помощью такого объектива можно сделать снимок, на котором будет изображен, например, весь небосвод. Примеры циркулярных фишаев:
  • Диагональный (или «полнокадровый») — Полученный кадр целиком занят изображением, однако 180-тиградусный угол зрения соответствует лишь диагоналям кадра. Другими словами полный круг, который дает циркулярный тип, этот объектив не изображает в кадре. В данном случае наоборот: кадр вписывается в круговое изображение. Примеры объективов этого типа: Canon EF 15 mm F/2.8 Fish-eye, МС Зенитар-М
  • С кругом изображения более 180° — обычно имеют также круглое изображение и угол зрения может составлять 220° как у Fisheye-Nikkor 6mm f/2.8s, который весит 5,2 килограмма.

Геометрические искажения при съёмке[править]

При очень широком угле зрения возникают сильные искажения перспективы: задний план кажется дальше, чем на самом деле. Кроме того, увеличение во многих съёмочных ситуациях может быть недостаточным, и освещённость сильно падает по краю.

Чтобы компенсировать эти недостатки, в объектив при его разработке намеренно вводят отрицательную дисторсию («бочка»). Тогда увеличение по центру становится больше, и в этой области объектив работает как менее широкоугольный. Только дисторсия позволяет довести угол зрения до 180° и больше. Однако такая компенсация вносит дополнительные искажения перспективы — выпячивание центра изображения, а также ведёт к искажениям формы предметов: прямые линии изображаются кривыми. (См. также коррекция перспективы.)

Особенности использования[править]

Бленды[править]

Бленды для «фишаев» малы (для диагональных) или отсутствуют вовсе (для циркулярных). Увеличить размер бленды не представляется возможным, так как бленда будет попадать в кадр. Как правило, они встроены в объектив. Исключением являются объективы с трансфокатором. Подразумевается, что при съемке таким объективом на коротком фокусе (то есть в положении «фишай») бленда будет снята, а для съемок на длинном фокусе (когда объектив уже не имеет столь огромного угла зрения и превращается широкоугольный) бленда вполне может использоваться. Пример такого объектива: Pentax SMC Fish Eye DA 10-17 мм f/3.5-4.5 ED (IF)

Светофильтры[править]

По той же причине, что и с блендами на объективах типа «Рыбий глаз» невозможна традиционная установка светофильтров. Желатиновые светофильтры устанавливаются не перед первым стеклом объектива, а за последним, что усложняет их оперативную смену и делает невозможным их вращение (необходимо для градиентных и поляризационных фильтров). Многие объективы этого типа имеют встроеные вращающиеся системы фильтров с обычным набором из жёлтого, оранжевого и красного фильтров.

Фокусировка и ГРИП[править]

Глубина резкости объектива «рыбий глаз» ещё выше, нежели у обычного широкоугольного объектива. При сравнительно небольшой диафрагме 5,6 в ГРИП входит пространство от 40-100 см до бесконечности. Для большинства случаев объектив, установленный на бесконечность не нуждается в автоматической или ручной фокусировке.

Другие особенности[править]

  • В кадр, сделанный с помощью «Рыбьего глаза», с лёгкостью может попасть рука фотографа, держащегося, например, за фокусировочное кольцо объектива, ступни фотографа или основание штатива.
  • Только если центр кадра точно совпадает с линией горизонта, то линия горизонта в кадре будет прямой. Если центр кадра попадает ниже линии горизонта, то горизонт на снимке представляет собой выпуклую вверх линию, в противоположном случае — выпуклость направлена вниз.
  • При использовании «циркулярного фишая» на аппарате меньшего формата он превращается в диагональный (Пеленг на фотоаппаратах системы 4/3, например), или круг становится частично обрезанным (Пеленг на APS-C матрице).

В объективах для фото-киносъёмки[править]

Другие сферы применения[править]

  • Некоторые планетарии используют линзы "рыбий глаз" для проекции двумерных фильмов на поверхность купола планетария, изображающую небесный свод.

Внешние ссылки[править]

На русском языке[править]

На английском языке[править]

traditio.wiki

Рыбий глаз (объектив) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Рыбий глаз.

Ры́бий глазФишай», транскрипция от англ. fish-eye) — разновидность сверхширокоугольных объективов с неисправленной дисторсией, «дисторсирующие» (реже употребляется — «дисторзирующие») объективы[1]. От обычных (ортоскопических) короткофокусных объективов отличается ярко выраженной нескорректированной бочкообразной дисторсией и искажённым отображением прямых линий в виде дугообразных кривых[* 1]. Угол поля зрения таких объективов может достигать 180° или превышать эту величину, тогда как ортоскопическая оптика тех же фокусных расстояний обеспечивает значительно более узкий обзор[2]. Это достигается за счёт специфического способа отображения пространства, аналогичного картографическим азимутальным проекциям.

Изображение, получаемое с помощью объектива «рыбий глаз» циркулярного типа

Независимо от типа аппаратуры, для которой предназначен «рыбий глаз», его оптическая конструкция строится по ретрофокусной схеме с отрицательными менисками в передней части, и положительными линзами в задней[3]. Объективы этого типа могут быть как с фиксированным, так и с переменным фокусным расстоянием.

История

Приоритет в сверхширокоугольном фотографировании с применением оптики ручного изготовления, как и самого термина fish eye, принадлежит известному американскому физику-экспериментатору Роберту Вильямсу Вуду, опубликовавшему результаты своих опытов в этой области в 1906 году[4][5].

Практическое использование эффекта началось с 1920-х годов, когда были разработаны объективы такого типа для съёмки облачности в метеорологии. Одним из первых образцов стал «Hill Sky Lens», изготовленный в 1924 году лондонской компанией Beck of London[6]. Объектив давал изображение в форме круга и позволял одним кадром снимать всю небесную полусферу. В СССР Владимиром Чуриловским в 1933 году была предложена технология аэрофотосъёмки дисторсирующим объективом, охватывающим большую площадь местности. Для дешифровки полученных снимков в форме круга использовался ортотрансформатор с такой же дисторсией, как и у объектива, но с обратным знаком[7].

Впоследствии дисторсирующие объективы нашли широкое применение в фотожурналистике, фотоискусстве и кинематографе как выразительное средство. Сферорамные кинематографические системы (например, IMAX DOME) также основаны на использовании объективов типа «рыбий глаз» для съёмки и проекции изображения на полусферический экран[8]. За счёт формы экрана искажения, присущие такой оптике, компенсируются и зрители наблюдают предметы в нормальной перспективе под большими углами, усиливающими эффект присутствия[9].

Разновидности объективов типа «Рыбий глаз»

Объективы типа «рыбий глаз» принято разделять на две главные разновидности по степени заполнения кадрового окна камеры: циркулярные и диагональные[3].

  • Циркулярный — в данном случае круг поля изображения, даваемого объективом, не заполняет кадровое окно целиком, а его диаметр близок к размеру короткой стороны кадра. Такой объектив имеет угол поля зрения 180° и более во всех направлениях. Для малоформатного кадра фокусное расстояние циркулярного «рыбьего глаза» обычно составляет 6—8 мм, что почти в пять раз меньше требуемого заднего отрезка в случае использования на однообъективном зеркальном фотоаппарате. Поэтому оптическая конструкция включает три мощных отрицательных мениска в передней части, приводя к утяжелению всего устройства[3]. Зачастую габариты циркулярных объективов из-за большого диаметра передних линз превышают размеры камеры в несколько раз[10]. Наиболее широкое применение они нашли в специальных областях прикладной фотографии, например в метеорологии для съёмки небосвода. Примеры циркулярных фишаев:
    • «Sigma AF» 8 мм f/3,5 EX DG FISH-EYE;
    • «МС Пеленг» 8 мм f/3,5;
    • «Nikkor» 6 мм f/2,8[10];
    • «Sigma» 4,5 мм f/2,8 EX DC Circular Fisheye HSM — для цифровых камер с матрицей размера APS-C;
    • «Зенитар» 8 мм f/3,5 (для байонетов Canon EF и Nikon F)[11]
  • Диагональный (или «полнокадровый») — полученный кадр целиком занят изображением, вырезаемым из круглого пятна, даваемого объективом. При этом угол поля зрения 180° соответствует диагонали кадра. Для малоформатного кадра фокусное расстояние такого объектива составляет обычно 16 мм, а для среднеформатного 6×6 см — 30 мм[3]. Примеры объективов этого типа:

Геометрические искажения

При очень широком угле зрения неизбежно возникают сильные искажения перспективы: задний план кажется дальше, чем на самом деле, а при удалении от центра поля зрения форма предметов искажается. При создании ортоскопических широкоугольных объективов стремятся свести к нулю дисторсию — искривление прямых линий, не проходящих через центр. Однако, в таком случае принципиально невозможно получить угол поля зрения 180°, так как тогда край поля зрения окажется бесконечно удалённым (изображение, даваемое таким объективом, эквивалентно гномонической проекции сферы на плоскость). Кроме того, увеличение по центру оказывается меньше, чем на краю, что может быть неудобным в некоторых съёмочных ситуациях. Поэтому для достижения угла поля зрения 180 и более градусов в объектив при его разработке намеренно вносят отрицательную дисторсию («бочка»). Тогда увеличение по центру становится больше, и в этой области объектив работает как менее широкоугольный. Тем не менее, такая компенсация вносит свои искажения перспективы — выпячивание центра, а также ведёт к искажениям формы предметов: прямые линии (кроме проходящих через центр) изображаются кривыми.

Перспектива, аналогичная создаваемой объективами рыбий глаз, может быть воспроизведена при склеивании панорам из фотографий, снятых ортоскопической оптикой. Большинство компьютерных приложений, предназначенных для склейки, позволяют задавать различные проекции конечного изображения, в том числе стереографическую.

Области применения

Светофильтры

На объективах типа «рыбий глаз» невозможна традиционная установка светофильтров перед передней линзой[* 2]. Светофильтры устанавливаются за задним оптическим элементом, что усложняет их оперативную смену и делает невозможным их вращение (что необходимо для градиентных и поляризационных фильтров). Кроме того, недостаток пространства за последним оптическим компонентам в однообъективных зеркальных фотоаппаратах с подвижным зеркалом, часто приводит к невозможности использования светофильтров в оправе из-за её толщины. В этих случаях на задней части оправы объектива предусматривается специальный держатель для плоских светофильтров из окрашенной тонкой полимерной плёнки. Старые модели объективов этого типа имеют встроенные револьверные диски со стандартным для чёрно-белой фотографии набором из жёлтого, оранжевого и красного светофильтров. Установка бленды на объектив также невозможна из-за неизбежного виньетирования ей поля зрения. Большинство диагональных объективов оснащается несъёмной блендой, интегрированной в оправу. Однако, из-за небольших размеров, такая бленда малоэффективна.

Известные фотографы и их работы

См. также

Примечания

  1. ↑ За исключением прямых, пересекающих оптическую ось объектива
  2. ↑ Это же относится к некоторым типам ортоскопических сверхширокоугольных объективов, например «Sigma 12—24/3,5~5,6»

Источники

  1. ↑ Волосов, 1978, с. 329.
  2. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 44.
  3. 1 2 3 4 Советское фото, 1988, с. 42.
  4. Rudolf Kingslake. A history of the photographic lens. — 1989-10-28. — P. 145. — ISBN 9780124086401.
  5. R.W. Wood. Fish-Eye Views, and Vision under Water (англ.) // Philosophical Magazine. — 1906. — Vol. 12, no. 6. — P. 159-162.
  6. Владимир Родионов. Panasonic Lumix DMC-GF1 (рус.). Изображение в числах. iXBT.com (22 января 2010). Проверено 26 августа 2013. Архивировано 14 сентября 2013 года.
  7. ↑ Фотокурьер, 2006, с. 25.
  8. ↑ Техника кино и телевидения, 1983, с. 72.
  9. ↑ Виды IMAX (рус.). 3D zone. Все о формате IMAX. Проверено 27 мая 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
  10. 1 2 Leo Foo. Fisheye-Nikkor 6mm f/2.8 lens (англ.). Additional Information. Photography in Malaysia. Проверено 6 апреля 2014.
  11. ↑ Объектив Зенитар 3,5/8 Canon (рус.). www.zenit.photo. Проверено 4 июня 2018.
  12. ↑ Лев Бородулин. «The Lion of Soviet Photography»

Литература

  • Д. С. Волосов. § 5. Широкоугольные дисторзирующие объективы // Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.,: «Искусство», 1978. — С. 329—333. — 543 с.
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 4. — С. 42, 43. — ISSN 0371-4284.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.
  • Советские специальные фотоаппараты для аэрофотосъёмки (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2006. — № 4/112. — С. 22—28.

wikipedia.green

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о