Панорамная фотография: Что такое панорамная съемка

Содержание

Панорамная съёмка

 

Что такое панорама?

Съёмка панорам — один из наиболее часто используемых в пейзажной  фотографии приёмов. Если не ограничиваться академическим определением, то можно сказать что панорама — это изображение, собранное из нескольких последовательно снятых фотографий.

Сергей Дегтярев

 

Один из наиболее показательных видов использования сферическойпроекции панорамы — съёмка фотографий с углом обзора 360 градусовпо горизонтали и 180 по вертикали

 

Проекция панорамы на сферу, она же эквидистантная проекция, в первую очередь предназначена для работы со сферическими панорамами с углом обзора 360 градусов по горизонтали и 180 по вертикали. При правильной установке горизонта она позволяет сохранить вертикальные линии вертикальными, при этом горизонтальные линии начинают изгибаться по мере их приближения к камере. Как таковых искажений по углам данная проекция не даёт и более того — не имеет как таковых углов, давая одинаковые искажения по всей площади.

Отличие сферической проекции от цилиндрической кроется в сплющивании верхних и нижних частей панорамы, при этом сферическая проекция максимально сжимает изображение по вертикали по мере приближения к границе изображения, а цилиндрическая наоборот, оттягивает его. Так называемая проекция меркатор в этом случае выполняет роль золотой середины, оттягивая низ и верх панорамы сильнее, чем это делает сфера, но слабее, чем цилиндр.

Например, эта фотография является панорамой, собранной из двух горизонтальных кадров, при этом она имеет практически квадратное соотношение сторон.

Как итог, панорама — это изображение, получаемое путём сшивки нескольких, последовательно снятых с одной точки, кадров.

 

Для чего нужна панорамная фотография?

Следуя логике первого пункта, добиться большого угла обзора и «узкого» соотношения сторон мы можем и без применения данной техники, давайте подумаем, что же нам всё-таки даст панорама:

Увеличение угла обзора

Да, как мы и сказали, существуют весьма широкоугольные линзы, способные охватывать по горизонтали едва ли не до 120 градусов, есть fisheye оптика, которая, несмотря на серьёзные искажения, способна выдавать очень большой угол обзора.

Но ведь встречаются сцены, в которых хочется сделать ещё более широкоугольный кадр! Да и не всегда есть возможность взять с собой или приобрести максимально широкоугольные объективы, а необходимость снять сцену шире, чем это позволяет сделать имеющаяся оптика, может возникнуть порой неожиданно. В данной ситуации панорамная техника будет отличным решением проблемы. С её помощью мы можем, к примеру, имея у себя в арсенале только 35мм объектив, сделать на него несколько кадров и получить картинку, по углу обзора подобную 17мм оптике.

Повышение разрешения изображения

Современные камеры позволяют получать снимки огромного разрешения, однако и тут панорамная техника может стать серьёзным плюсом, ведь точно так же как нет предела совершенству, не бывает слишком много разрешения. Больше мегапикселей — это лучшее качество при печати и большая свобода кадрирования.  К тому же стоимость топовых камер достаточно высока, тогда как получить схожее разрешение можно совмещением буквально пары-тройки кадров даже с любительского аппарата.

Отдельно стоит отметить, что далеко не всегда стоит гнаться за разрешением, ведь при съёмке большого количества кадров у нас существенно теряется оперативность и возникают проблемы при наличии движущихся объектов в кадре, что также создаёт дополнительные трудности. Однако иметь на вооружении подобный приём будет не лишним.

Съёмка сферических панорам, которая без применения панорамной техники попросту невозможна

 

Процесс съёмки панорамной фотографии

По большей части, процесс съёмки панорамной пейзажной фотографии не так сильно отличается от съёмки обычного пейзажа — просто вместо одного кадра, мы снимаем несколько, слегка поворачивая камеру в новое положение. Встречается мнение, что вращение камеры при панорамной съёмке осуществляется только в горизонтальной плоскости, однако на деле это совершенно не принципиально — обеспечивая необходимое перекрытие кадров, мы можем снимать и собирать панорамы как по горизонтали, так и по вертикали или в несколько рядов. Это зависит от задумки и особенностей снимаемой сцены.

 

Пример многорядной панорамы

 

Перекрытие кадров

Отдельно стоит упомянуть про процент перекрытия кадров. Важно понимать, что перекрытие кадров делается для того, чтобы программа-сборщик смогла проставить контрольные точки — определить одинаковые для соседних кадров фрагменты пейзажа. Таким образом, значение перекрытия напрямую зависит от детализации сцены и её особенностей.

К примеру, если мы снимаем дерево в тумане, будет совершенно логично сделать перекрытие побольше — вплоть до 80 процентов кадра, следя за тем, чтобы наиболее заметные детали попадали в это перекрытие, тогда как при съёмке города, в котором пейзаж изобилует массой различных деталей, будет достаточно и минимального — 10–20 процентного перекрытия, для того чтобы кадры «зацепились» друг за друга. Конечно в рамках среднестатистической съёмки впадать в крайности не стоит, обычно 30–40 процентов кадра более чем достаточно для уверенной сборки панорамы. Стоит помнить, что процент перекрытия кадров влияет на их количество в панораме, которое влияет на время съёмки, а оно, в свою очередь, будет влиять на оперативность. И если при съёмке дневной сцены на коротких выдержках условия освещения будут меняться достаточно слабо, то снимая на сравнительно длинных выдержках в вечернее или ночное время, риск получить разные по яркости или другим эффектам кадры куда больше.

Точка вращения камеры

Одним из основных требований к съёмке панорам, помогающих избежать сложностей при сборке, является вращение камеры вокруг так называемой беспараллаксной точки. Зачастую её ошибочно называют нодальной точкой, что формально не соответствует правде, но вместе с тем не меняет её сути. В разговоре про вращение вокруг беспараллаксной точки будет нелишним определиться что же такое параллакс, которого мы так хотим избежать.

Параллакс — изменение положения снимаемого объекта относительно фона. Проще всего заметить данное явление можно выставив перед глазами палец, сначала посмотрев на него одним глазом, после другим. При этом мы заметим, что при просмотре разными глазами будут изменяться в первую очередь детали фона, перекрываемые пальцем. Если же мы будем смотреть не на палец, а на иной объект, расположенный на большем удалении от нас, мы заметим, как явление параллакса минимизируется, что позволяет судить о том, что параллакс создаёт больше всего проблем при съёмке с близким передним планом, тогда как имея ближайшие объекты на расстоянии в 3–4 метра от камеры, мы получим не столь серьёзные различия в наложении деталей переднего плана на задний.

 Смещение точки зрения

буквально на несколько сантиметров обеспечивает разницу в перекрытии заднего плана объектами переднего

 

Таким образом, теперь мы можем сказать, что беспараллаксной называется точка, вращение вокруг которой может позволить минимизировать параллаксные искажения. В подавляющем большинстве случаев, эта точка расположена на центральной оси объектива в районе передней линзы для широкого угла и несколько ближе к камере  для большего фокусного расстояния. Для каждой связки камеры с оптикой и более того — для каждого фокусного расстояния зум–объектива положение беспараллаксной точки будет различным, его можно высчитать экспериментальным путём или же найти информацию в сети.

 

Как уже было сказано, наибольшее влияние параллакс оказывает на близкие к фотографу объекты — детали переднего плана. А значит с определённого момента, скажем при съёмке без переднего плана или при съёмке далёких сцен на телеобъектив, можно производить вращение вокруг иной точки, максимально приближенной к положению беспараллаксной. Например, через штативное гнездо в фотоаппарате.

Точка вращения камеры, при креплении через штативное гнездо.

Ориентация кадров при съёмке панорам

Следующий, не менее важный момент в панорамной фотографии — выбор правильной ориентации кадра при съёмке панорам. Когда я делал свои первые шаги в фотографии, большая часть попадавшихся мне на глаза обучающих материалов по этой теме почему-то настаивала что панорамы лучше снимать в вертикальной ориентации кадра. На данный момент мне достаточно сложно найти этому логическое объяснение, видимо так было проще обеспечить больший охват панорамы по вертикали, при этом снимая её только в один ряд — по горизонтали.

По своей же практике могу сказать, что в пейзажной, а в особенности в городской фотографии при съёмке панорам гораздо логичнее пользоваться горизонтальным кадрированием.

Что не мешает нам применять любой вариант расположения камеры — хоть под углом, делая ромбообразные фотографии. Главное чтобы это было логически оправдано.

 

Вертикальная ориентация кадров при съёмке панорамы

 

Съёмка трассеров в панораме

Съёмка трассеров — отдельная тема, заслуживающая подробного разговора. А в контексте нашего занятия мы обсудим как можно реалистично пустить трассеры из одного кадра в другой.

Коротко в общих чертах.

Любой движущийся источник света при съёмке на длинной выдержке оставит за собой шлейф. При съёмке в условиях слабого естественного света — вечером, ночью или утром, серьёзным художественным элементом как в городской, так и в пейзажной съёмке могут стать следы от автомобилей. Удлиняя выдержку до времени полного проезда автомобилем кадра, мы получим цельную линию.

В панорамной фотографии мы можем столкнуться с ситуацией, когда при сборке трассер упирается не в край панорамы, а в край кадра, то есть край части панорамы. В итоге мы получаем прервавшийся посреди изображения трассер, который вряд ли должен был стать таким по задумке.

У этой проблемы есть несколько путей решения:

1. Решить нужны ли трассеры на этой дороге. Возможно они попросту не нужны в кадре.

 

Засняв следы от машин на набережной внизу панорамы,я бы не получилдолжного художественного эффекта, только бы внёс лишнийцвет и отвлёк внимание от главных объектов.

2. Постараться уложить трассер в один, цельный  кадр панорамы.

Вполне возможно, что требуемые трассеры в панораме можно уместить в один из её кадров, пусть и повернутый не на изначально задуманное положение.

 

К примеру, на этой панораме из 4 горизонтальных кадров в два ряда все трассеры уместились в один кадр, только повёрнутый на середину.  Таким образом, основная панорама снята в 4 кадра по охвату, но сшита из 5

 

3. Производить сшивку по трассерам. В отличие от ситуации, когда у нас неосознанно оборвался трассер на краю кадра, мы можем сделать это осознанно, досняв дополнительные дубли на том кадре, с которым будет вестись сшивка, а возможно и сняв дополнительные кадры для места стыка.

Решение проблемы кроется в увеличении выдержки — чтобы количество проехавших через кадр автомобилей увеличилось, а заметность каждого отдельного трассера уменьшилась. К тому же схожие траектории движения автомобилей при нормальном потоке и достаточном количестве дублей позволят сделать стык наименее заметным.

 

В качестве примера можно взять эту панораму. Она, как и предыдущая,состоит из 4 горизонтальных кадров в два ряда, но тут трассерырасположены по всей ширине панорамы. При помощи большого количествадублей и нескольких кадров, повёрнутых по центру, получилосьсобрать трассеры в единый поток.

 

Проекции панорамы

Одной из отличительных особенностей панорам, которая зачастую позволяет отличить кадр, снятый сверхширокоугольной оптикой от панорамы, является внешний вид её проекции.

Проекция — параметр сборки панорамы, который определяется непосредственно при обработке. При этом, зачастую фотограф уже на съёмке должен иметь представление какой проекцией он воспользуется.

Для лучшего понимания этого эффекта, достаточно сравнить глобус и карту мира. Ведь карта мира — это адаптированная под двухмерный рисунок поверхность глобуса. Своеобразная кожура от апельсина, которую разложили по поверхности стола.

Исходя из внешнего вида, я бы выделил два кардинально разных вида проекции панорам:

1. Проекция на плоскость;

2. Круглая проекция на цилиндр, сферу и меркатор.

Проекция панорамы на плоскость

По мере увеличения угла обзора классической не fisheye оптики, мы замечаем характерные для широкоугольников и сверхширокоугольников искажения — углы кадра начинают оттягиваться, ближайшие к камере объекты увеличиваться в размере относительно объектов среднего и заднего планов. Тот же эффект мы наблюдаем и при переводе панорамы в плоскостную проекцию. То есть проекция панорамы на плоскость — это имитация обычной широкоугольной оптики. Таким образом, сшивая много кадров, снятых на среднее фокусное в 50мм, мы можем получить изображение, по углу обзора и искажениям схожее с тем, которое бы дал широкоугольный объектив, использованный при съёмке.

Как и у реальной оптики, у этого вида проекции существуют определённые ограничения по углу обзора — по достижении очень широкого угла, скажем градусов в 120-130, изображение становится практически нечитаемым из-за невероятно гипертрофированных близлежащих объектов и сильно оттянутых углов.

 

Эта панорама имеет проекцию на плоскость, что позволяет ей сохранятьпрямые линии прямыми и не иметь визуальных отличий от одиночного кадра,сделанного на широкоугольную оптику

 

Зато в плюсе у данной проекции мы имеем все достоинства классической сверхширокоугольной оптики:

  • сохранение прямых линий прямыми;
  • широкоугольная «глубокая» перспектива снимка, которая затягивает взгляд зрителя в кадр;
  • выделение объектов ближнего плана, если это соответствует художественной задумке.

Проекция панорамы на сферу и цилиндр

 

Один из наиболее показательных видов использования сферической проекциипанорамы — съёмка фотографий с углом обзора 360 градусов погоризонтали и 180 по вертикали

Проекция панорамы на сферу, она же эквидистантная проекция, в первую очередь предназначена для работы со сферическими панорамами с углом обзора 360 градусов по горизонтали и 180 по вертикали. При правильной установке горизонта она позволяет сохранить вертикальные линии вертикальными, при этом горизонтальные линии начинают изгибаться по мере их приближения к камере. Как таковых искажений по углам данная проекция не даёт и более того — не имеет как таковых углов, давая одинаковые искажения по всей площади.

Отличие сферической проекции от цилиндрической кроется в сплющивании верхних и нижних частей панорамы, при этом сферическая проекция максимально сжимает изображение по вертикали по мере приближения к границе изображения, а цилиндрическая наоборот, оттягивает его. Так называемая проекция меркатор в этом случае выполняет роль золотой середины, оттягивая низ и верх панорамы сильнее, чем это делает сфера, но слабее, чем цилиндр.

 

Когда речь идёт про художественный снимок, а вместе с ним и про гораздо меньший угол обзора снимаемой панорамы, в плюсе у «круглых» проекций мы можем выделить:

  • меньшее искажение пропорций объектов. Если плоскостная проекция на широком угле моментально начинает раздувать объекты по мере их приближения к камере, то «круглая» проекция делает это в гораздо меньшей степени;

 

Сравнив одну и ту же панораму в двух разных проекциях, мы можем заметитьразницу в искажениях, особенно заметных при использовании большого угла обзора

 

  • отсутствие ограничений по углу обзора. С определённого момента, когда ширина кадра переваливает, скажем, за 110 градусов охвата, в общем-то пропадает выбор плоскостную или круглую проекцию использовать;
  • специфические искажения горизонталей.
    Как и любой заметный момент, этот эффект может быть как положительным, так и отрицательным фактором в создании снимка.

 Изгиб набережной был

Подчёркнут выбором проекции панорамы «меркатор»,которая дополнительно исказила горизонтальные линии

 

Основным минусом этих проекций я бы назвал как раз те самые искажения горизонталей, при неуместном использовании которые могут стать весьма неприятной особенностью снимка —заметнее всего это при наличии больших близких зданий или иных объектов, имеющих прямые очертания.

Основным отличием в съёмке при уже выбранной проекции должно стать внимание к углам снимаемой сцены, ведь если в плоскостной проекции мы можем о них не волноваться — в какой-то степени они даже оттянуться за пределы кадра, то в любой из круглых проекций придётся позаботиться о съёмке с запасом как по горизонтали, так и по вертикали, чтобы при сборке панорамы не пришлось заполнять отсутствующие углы инструментами ретуши.

В остальном же при съёмке нет никакой разницы какая именно из круглых проекций будет выбрана — куда проще и нагляднее сравнить их при обработке, чем мы с вами чуть позже и займёмся.

 

Камера для панорамной съёмки

Теперь, когда мы решили, что хотим попробовать себя в панорамной фотографии, давайте подумаем что нам для этого потребуется.

Камера

Как таковых серьёзных требований к камере нет, важно чтобы она могла сохранять настройки экспозиции от кадра к кадру — то есть наличие или ручного режима, или продуманного полуавтоматического. Далее, также, как и в классической пейзажной съёмке, не лишним будет наличие РАВ-формата или хотя бы ручной установки баланса белого — чтобы этот показатель не изменялся от кадра к кадру.

В остальном нет абсолютно никаких ограничений, панорамы можно снимать на зеркальный или беззеркальный аппарат, на продвинутую мыльницу, с наличием оговорённых настроек. Впрочем, снимать можно и на обычную мыльницу или телефон, просто отсутствие возможности сохранять настройки от кадра к кадру может существенно понизить качество готовой панорамы или сильно усложнить процесс её обработки — ведь при широком угле обзора освещенность сцены от кадра к кадру может изменяться, а автоматика камеры будет подстраивать экспозицию под средние значения.

Оптика

Так же как и к камере, каких–либо специальных требований к оптике не будет. К исключениям можно отнести разве что так называемые творческие объективы Ленсбэйби и монокли, которые  и без того вряд ли кто-то всерьёз использует в пейзажной фотографии. Снимать панорамы можно на любое фокусное расстояние. Из совсем поверхностных требований можно упомянуть фиксацию фокусного расстояния и расстояния фокусировки — требование слегка смешное, однако бывали случаи, когда в момент поворота камеры случайно прокручивалось одно из колёс объектива или же блок линз проседал под собственным весом, вследствие чего кадры панорамы были сделаны на разном фокусном расстоянии или с разным расстоянием фокусировки, а значит с разным полем резкости — в лучшем случае это потребует лишних усилий при обработке, в худшем — не позволит качественно собрать панораму.

В самой простой ситуации съёмки в дневное время, когда количество света достаточное, а перепад яркостей между небом и землёй умещается в динамический диапазон камеры, мы можем обойтись без использования штатива, снимая с рук, а значит описанного выше комплекта будет более чем достаточно. Производить вращение вокруг беспараллаксной точки можно подставив палец под объектив или же привязав грузик на верёвке, который выступит в роли ориентира, позволяющего примерно сохранить ось и высоту вращения камеры. При отсутствии очень близкого переднего плана подобные кульбиты вряд ли будут оправданы, а вот если мы снимаем панораму с высоты в десяток сантиметров, скажем, от брусчатки или имеем близкий забор в полуметре от камеры — лучше перестраховаться.

 

Штатив в панорамной фотографии

Идём дальше, следующий важный для любого пейзажиста аксессуар — штатив.

В нашем сегодняшнем разговоре мы не будем затрагивать вопрос какие ноги выбрать — это не имеет прямого отношения к панорамной съёмке, да и вероятнее всего каждый автор должен сам решить, что ему нужно от штатива — компактность или большая высота в разложенном состоянии, устойчивость или малый вес при транспортировке.

Давайте подумаем, в каких случая при классической пейзажной съёмке нам понадобится штатив?

1. Съёмка в условиях недостаточного освещения — например вечером или ночью, сюда же можно отнести съёмку на длинной выдержке с использованием затемняющих фильтров или недостаток освещения из-за низкого значения светочувствительности и закрытой диафрагмы для достижения большей глубины резкости. В общем, все случаи, когда значение выдержки не позволяет получить несмазанный кадр при съёмке с рук;

2. Выравнивание динамического диапазона посредством съёмки дополнительных кадров с брекетингом по экспозиции. Мы обсудили несколько приёмов, позволяющих избежать провалов в тень и пересветов. При этом одним из минусов съёмки дополнительных дублей с другой экспозицией было обозначено как раз обязательное наличие штатива.

Строго говоря, кадры с брекетингом по экспозиции можно так же снять с рук, просто перед процессом выравнивания динамического диапазона снимка с их помощью в редакторе, придётся произвести процедуру их совмещения. Однако это скорее исключение, выручающее в тех случаях, когда использовать штатив не было возможности. Говорить о таком способе как об основном, я бы не стал.

В остальных же случаях при съёмке дополнительных дублей нам не обойтись без штатива, это позволяет получить идентичные кадры, различающиеся лишь по проработанному диапазону тонов.

В дополнение к этому пункту можно упомянуть не очень часто используемый, но порой выручающий приём  фокус–стекинга — когда глубины резкости одного кадра недостаточно и приходится делать несколько кадров с разными значениями расстояния фокусировки;

3. Третьим пунктом я бы назвал съёмку композитных изображений, когда совмещаются разные кадры, снятые с одной точки в разное время. Например, для совмещения городского освещения и закатного неба. В таком случае штатив выполняет функцию сохранения точки съёмки, фиксируя камеру в пространстве на весь промежуток съёмки.

 

Разница между панорамой для подсветки и панорамой для неба на этойфотографии порядка 30 минут, разумеется удерживать камеру в одномположении всё это время без штатива не представляется возможным

 

На этом, пожалуй, всё. Иных ситуаций, где в пейзажной фотографии не обойтись без штатива с обычной штативной головой я не нахожу.

С точки зрения того, что панорамная пейзажная фотография — это по сути несколько обычных пейзажных кадров, можно сделать вывод что все перечисленные случаи, когда для съёмки нам потребуется штатив, будут актуальны также и в панорамной фотографии.

Дополнить можно разве что трясущимися руками фотографа, который не в состоянии вращать камеру даже примерно относительно беспараллаксной точки.

В остальных же ситуациях, когда в нашем арсенале есть лишь штатив с обычной головой, а съёмочная ситуация позволяет снимать с рук, я бы советовал дважды подумать перед тем как расчехлить треногу. Ведь её установка не только  забирает драгоценное время и будет сковывать нас в выборе ракурса, но и вращение посредством обычной штативной головы скорее всего создаст больше параллаксных искажений, нежели вращение руками относительно беспараллаксной точки.

 

Панорамные комплекты и панорамные головы

Итак, мы уже определились что вращение камеры с рук обеспечивает нам определённую свободу в выборе точки вращения, но при этом ограничивает съёмку только яркими, в основном дневными сценами. Тогда как вращение с обычной штативной головы наоборот, позволяет снимать практически любые сцены по освещённости и перепаду яркостей, однако принуждает вращать камеру относительно оси самой головы, что вызывает параллакс и сложности при сшивке переднего плана, как следствие.

Технически решение лежит на поверхности — мы должны обеспечить для камеры устойчивость вкупе с вращением относительно беспараллаксной точки. Все конструкции, позволяющие решить эту задачу, можно разделить на две группы: полные и неполные панорамные комплекты.

Полный панорамный комплект

 

Панорамная голова или полный панорамный комплект обеспечивают вращение камеры в двух осях, проходящих через беспараллаксную точку. Это значит, что мы можем снимать панорамы в несколько рядов даже с близким передним планом, не опасаясь, что смещение камеры усложнит процесс сборки панорамы в редакторе.

На рынке представлена масса продуктов самых разных уровней надёжности, удобства и стоимости, но так или иначе принцип их действия и конструктивные решения можно свести к одному виду. На штативе установлен горизонтальный ротатор — устройство, позволяющее вращать всю конструкцию в горизонтальной плоскости, на этом ротаторе установлены горизонтальная и вертикальные планки, выносящие всю систему за пределы оси вращения, вертикальный ротатор, позволяющий наклонять и поднимать камеру и так называемый нодальный слаёдер — планка, к которой крепится камера и выносится на расстояние, необходимое для вращение относительно беспараллаксной точки (именно это расстояние будет разниться для каждого фокусного).

Неполный панорамный комплект

 

Исходя из определения полного панорамного комплекта мы знаем, что он позволяет производить вращение камеры относительно беспараллаксной точки в двух плоскостях. Неполный же позволяет вращать камеру лишь в одной плоскости, по одной оси, если быть точнее.

Прежде всего подобный девайс подойдёт для съёмки однорядных панорам. Его самое простое воплощение может выглядеть как конструкция из ротатора и нодального слайдера:

 

Учитывая, что ротатор выставляется в горизонтальную плоскость, не сложно догадаться что вращение панорамы будет производиться с горизонтом по центру. В случае, если мы решим наклонить сам ротатор, мы получим наклон плоскости вращения, который превратит нашу панораму из прямой, в дугообразную — наподобие улыбки — если средний кадр мы будем устанавливать с прямым горизонтом, то крайние будут иметь наклонный.

Выход прост — наклонять лишь камеру, не затрагивая плоскость вращения ротатора. Добиться этого весьма не сложно — установить над ротатором штативную голову, которая и обеспечит наклон.

 

Это может быть моноподная голова, имеющая лишь одну плоскость вращения, или же любая другая, например компактная шаровая, которая при аккуратном использовании позволит так же выполнить наклон камеры.

 

Подобный комплект, хоть и является неполным, позволяет снимать в том числе многорядные панорамы, только в отличие от полной панорамной головы параллакс всё-таки будет появляться, но, учитывая, что в подавляющем большинстве сцен передний план сконцентрирован на нижней части кадра, проблем в сборке панорам быть не должно.

В качестве слегка упрощающего жизнь приспособления можно использовать один лишь слайдер с креплением под камеру, который будет выносить крепление камеры к штативной голове несколько ближе к беспараллаксной точке. А это значит, что хоть параллакс совсем и не исчезнет, но его влияние слегка уменьшится, что будет только плюсом.

 

На изображении показаны два варианта штативной головы — шаровая и так называемая 3д-голова. Я бы не стал говорить, что какой-то один тип будет объективно удобнее. Лично мне приятнее работать с шаровой головой — она позволяет более оперативно менять положение камеры, плюс большинство грузоподъёмных качественных голов выполнены именно в виде шара. Вместе с тем, фиксированные оси вращения 3д-головы могут быть полезны при съёмке панорам, более чётко ограничивая наклон при вращении в одном ряду.

На этом перечисление того, на что можно тратить зарплаты в ближайшие полгода, можно считать оконченным. На данном этапе будет логично затронуть такой вопрос как уместность покупки того или иного оборудования. В заключении разговора о сравнении бюджетной и топовой головы я вскользь упомянул, что надо отдавать себе отчёт в каких условиях будет производиться эксплуатация купленной техники.

Это относится не только к показателю устойчивости, но и к остальным свойствам используемого оборудования.

К примеру, так полный топовый панорамный комплект позволит снимать очень широкоугольные сцены, в том числе с близким передним планом, в том числе сферические панорамы. Но стоимость данного оборудования выльется в круглую сумму, при этом уровень устойчивости при использовании тяжёлой камеры будет сравним с бюджетной штативной головой, а дополнительный килограмм в рюкзаке вряд ли порадует в условиях длительного похода.

В свою очередь неполный комплект позволит снимать большинство панорамных сцен, существенно усложняя разве что съёмку полных сферических панорам.

И наконец, никакие комплекты и другое железо не заменит практики и знаний в области съёмки, сборки и обработки, которые наверняка пригодятся вне зависимости от используемого экипа, а значит с определённого момента уже не так важно на что вы снимаете, важно, как вы это делаете и что при этом получается.

суть панорамной фотографии, ее история и преимущества. Особенности панорамной съемки, лучшие фотографы, создающие панорамные шедевры

122755

  • История панорамной фотографии
  • Преимущества панорамных фотографий
  • Самые известные авторы панорамной фотографии

Панорамная фотография (от греческих слов pan — «полный» и horama — «вид») — отдельный жанр фотоискусства, к которому относятся снимки с большим углом обзора, как правило, с соотношением сторон больше, чем 2:1. Чаще всего встречается горизонтальная панорамная фотография, но она может быть и вертикальной. Панораму, покрывающую 360° пространства по горизонтали, называют сферической. В современной терминологии к этому направлению нередко причисляют изображения, собранные из отдельных кадров, даже если формат получается близким к традиционному.

История панорамной фотографии

Панорамная фотография появилась вскоре после изобретения фототехники. Первая камера с поворотным объективом и углом обзора в 150° была запатентована в 1843 году. Она делала снимки шириной 61 см. Еще через год появилась усовершенствованная версия с пружинным механизмом вместо ручного поворота. Однако подобная техника и печать полученных с ее помощью панорам были слишком сложными. Фотографы стали использовать другой подход: делали два или три снимка с перекрытием изображения обычной камерой, печатали их и вручную соединяли на общем паспарту. С XIX века и до наших дней в истории панорамной фотографии прослеживаются оба метода — съемка на специальную технику и склеивание обычных снимков.

Панорамная фотография как вид искусства не получила широкого распространения вплоть до XXI века. Необходимость приобретения широкоформатных фотоаппаратов и дополнительные сложности с соединением снимков препятствовали ее развитию. Все изменили цифровые технологии. Специальная техника по-прежнему используется для съемки панорам, но чаще такие изображения создаются из нескольких кадров, и соединять их вручную больше не требуется.

В 2010-х годах появилось множество программ, автоматизирующих процесс склейки. Сейчас такой инструментарий есть практически в любых камерах, на смартфонах и в графических редакторах, включая Photoshop. Результатом стал стремительный рост популярности жанра, к которому все чаще обращаются и профессионалы, и любители. Появились отдельные фотоконкурсы и номинации для фотопанорам. Самой престижной считается международная премия EPSON Pano Awards.

Преимущества панорамных фотографий

Главное достоинство этого жанра — широкий угол обзора, которого часто не хватает при съемке обычным методом. Когда перед глазами оказывается красивый ландшафт или храм с роскошным убранством, его хочется запечатлеть полностью, и сделать это позволяет панорама. Чаще всего ее используют для съемки пейзажей, архитектуры и интерьеров, а также портретов с эффектным задним планом. Другое преимущество панорамных фотографий — существенное увеличение детализации и разрешения снимка. Благодаря большому формату фотопанорамы часто становятся эффектным украшением интерьера.

У фотопанорам есть еще одни неочевидный плюс — это удобство построения композиции. На обычных снимках расположение и цвет каждого элемента должны быть тщательно продуманы, иначе баланс между ними легко нарушается. В широкоформатных произведениях даже яркие и выразительные объекты обычно занимают лишь небольшую часть пространства, так что изображение остается гармоничным.

Тем, кто снимает панорамы, можно посоветовать изучать композицию по образцам восточной живописи. Китайские и японские художники часто создавали произведения с соотношением сторон 1:3, 1:6 или даже 1:12, что нехарактерно для западного искусства.

Самые известные авторы панорамной фотографии

Поскольку фотопанорамы стали популярными сравнительно недавно, лучшие работы в этом жанре создаются нашими современниками. Но профессионалов и любителей, для которых это направление стало основным, все еще не так много. К самым известным авторам панорамной фотографии причисляют следующих мастеров:

  • Крис Коллакотт (Chris Collacott). Талантливый фотограф, увлекающийся съемками природы и городских пейзажей. Специализируется на панорамных изображениях сверхвысокого разрешения. Всего за несколько лет он получил более 30 международных наград.
  • Пол Марчеллини (Paul Marcellini). Американский фотограф, который много путешествует по самым красивым уголкам мира и снимает пейзажи, цветы, животных и птиц.
  • Дилан То и Марианна Лим (Dylan Toh & Marianne Lim). Супруги-фотографы работают в команде, постоянно путешествуют и делают захватывающие пейзажные фото при естественном освещении.
  • Ксавье Жамоне (Xavier Jamonet). Французский мастер начинал в жанре макрофотографии, но затем перешел на съемку пейзажей и животных.
    Широкую известность ему принесли панорамные съемки Альпийских гор.
  • Штефан Хефеле (Stefan Hefele). Немецкий фотограф-фрилансер снимает пейзажи и архитектуру. Создает эмоциональные фотопанорамы, наполненные светом и мистическим настроением.

Панорамная фотография сейчас процветает: она востребована и привлекает все больше внимания. Специальная техника для нее не обязательна: можно работать с обычным фотоаппаратом, объективом и штативом. Если вы хотите освоить новое направление в фотоискусстве и разнообразить портфолио, этот жанр — отличный выбор!

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Топ-5 самых известных произведений «спортивной» живописи и художников, их написавших

    В Москве проходит выставка художника-шестидесятника Владимира Вейсберга

    «Воздвижение Креста Господня» Рубенса — огромный триптих, воплощающий эстетику барокко

    Картина «Танец» Анри Матисса — как создавалась и почему она так раздражала зрителей

    Ордена Германии — награды бывших феодальных государств

    Леон Баттиста Альберти

    Джошуа Рейнольдс — величайший мастер британского парадного портрета

    Ронит Баранга: антропоморфная керамика

    Вильям Бугро — признанный мэтр французской академической живописи XIX века

    Топ-5 картин, которые стоят миллионы, но есть сомнения, что это оригинал

    Теория создания и фотосъемка панорам « 1panorama

    Панорамная фотография это фотография имеющая большой угол обзора.

    3d-панорама – это панорамная фотография спроецированная на сферу или куб, которую можно рассмотреть смещая точку обзора.

    Часто на простых цифровых фотоаппаратах существует режим панорамной съемки. Это не совсем то что нам нужно. Чаще всего производителями фототехники под панорамой подразумевается просто вытянутый по горизонтали снимок. Т.е. у обычного снимка обрезается верхняя и нижняя часть. Получается имитация панорамной фотографии.

    Вместе с тем, в последнее время производители расширили понимание режима панорамной съемки. При фотографировании создается несколько снимков, а затем фотоаппарат, или программное обеспечение прилагаемое к нему, сшивают их в единую панораму. Также встречается метод сканирование одним рядом пикселей матрицы пространства при повороте камеры.

    Да, благодаря такому подходу можно создать панорамный снимок. Вместе с тем он не позволяет создать 3d-панораму с углом обзора 360х180 (т. е. когда можно посмотреть и на небо и под ноги). К тому же зачастую результат полученной панорамы не так уж и хорош.

    Поэтому, в данной статье будет применен другой подход к панорамной съемке: фотографирование по определенным правилам , и последующей склейке полученных снимков в специализированных программах в единую панораму.

    Для начала разберемся с основными терминами, и какое они отношение имеют к панораме.

    Сферическая панорама (из википедии) – один из видов панорамной фотографии. Предназначена в первую очередь для показа на компьютере (при помощи специального программного обеспечения).

    В основе сферической панорамы лежит собранное из множества отдельных кадров изображение в сферической или кубической проекции. Характерной чертой сферических панорам является максимально возможный угол охвата (360х180 градусов), позволяющий полностью отобразить окружающее пространство.

    Если изображение сферической или кубической проекции поместить на сферу или куб соответственно, то получим 3d-панораму.

    Несколько 3d-панорам образуют виртуальный тур. Точки, при клике на которые осуществляется переход от одной панорамы к другой, называются точками перехода.

    Рассматривается 3d-панорама изнутри сферы или куба. Вращая эту 3d-фигуру, получаем возможность изменения точки наблюдения, а меняя фокусное расстояние – управление масштабом.

    Для того чтобы создать сферическую проекцию для 3d-панорамы необходимо сфотографировать все окружающее пространство и сшить их в специальном программном обеспечении. Кубическую же проекцию можно получить путем преобразования из сферической.

    Для создания виртуальных туров существует специализированное программное обеспечение. Но что это такое, и как с ними работать будет рассмотрено в следующих статьях (все статьи о том, как сделать 3d-панораму).

     

    Нодальная точка и параллакс

      

    Те, кто впервые пытались собирать панораму из отснятых с рук фотографий, часто сталкивались с тем, что часто снимки не сшиваются в единую панораму.

    Причина всему этому параллакс – изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя.

    Например, если посмотреть сначала одним, а затем другим глазом, то видно, что картинка изменяется. Особенно это заметно на объектах ближнего плана.

    Посмотрим влияние параллакса на снимок при повороте камеры.

    Видно, что при повороте камеры происходит смещение объектов ближнего и дальнего плана относительно друг друга. Чтобы этого не происходило необходимо вращать фотоаппарат вокруг специальной точки, называемой нодальной.

    Нодальная точка находится, если говорить упрощенно, на оптической оси объектива в месте пересечения лучей (строение объектива показано схематично).

    При вращении камеры вокруг нодальной точки смещения объектов ближнего и дальнего плана не происходит.

    Расположение этой нодальной точки индивидуально для каждого объектива.

    Для того чтобы фотоаппарат можно было вращать вокруг именно этой точки применяются панорамные головки, которые накручиваются непосредственно на штатив.

    Иногда панорамными головками называют обычные шаровые головки обеспечивающие поворот фотоаппарата на 360 градусов. Это не совсем верно. Снять панораму с разноплановыми объектами при помощи них почти невозможно. Необходимо обеспечить поворот фотоаппарата вокруг именно нодальной точки. А данные головки позволяют лишь просто поворачивать корпус фотоаппарата.

    Вместе с тем шаровые головки могут помочь при съемке панорам, когда объекты ближнего плана отсутствуют. В этом случае эффект параллакса будет почти незаметным.

    Отдельные модели панорамных головок могут приспособлены только для съемки цилиндрических панорам (фотоаппарат можно вращать только по горизонтали). Но большинство головок позволяют создавать как сферические, так и цилиндрические панорамы. В этом случае вращение фотоаппарата возможно и по вертикали и по горизонтали

    Видно, что при любом вращении головки, точка пересечение вертикальной и горизонтальной оси не смещается. Если расположить фотоаппарат так, чтобы нодальная точка его объектива совпала с вышеобозначенной точкой пересечения, то эффекта параллакса наблюдаться не будет.

    Иногда для съемки панорам можно обойтись и вообще без панорамной головки. Что это за случаи рассмотрим чуть ниже.


    Как определить где находится нодальная точка у вашего фотоаппарата?


    Если у вас зеркальный фотоаппарат, то для вашего объектива наверняка есть информация в интернете. Чаще всего можно найти, если задать запрос в поисковике:“модель_вашего_объектива nodal point”

    Если у вас не зеркальный цифровой фотоаппарат или вы не нашли информацию по вашему объективу, но у вас есть панорамная головка, то можно воспользоваться следующим способом:

    1. Установите фотоаппарат в панорамную головку. Убедитесь что оптическая ось проходит через центр вращения. Для этого направьте фотоаппарат вертикально вниз. Вертикальная ось вращения должна проходить через центр кадра.

    2. На расстоянии 30-50 см установите по центру перед объективом вертикально какой-либо тонкий предмет. Это может быть линейка, проволока, ручка, и т.д.

    3. На расстоянии несколько метров установите второй предмет небольшой толщины. Расположите фотоаппарат так чтобы сам фотоаппарат, и два предмета находились на одной линии.

    4. Поверните фотоаппарат так, чтобы ближний предмет был возле правой границы кадра.

    Теперь перемещайте фотоаппарат вдоль оптической оси объектива до тех пор пока ближний и дальний предмет снова не станут находиться на одной прямой.

    Повторите с левой границей.

    5. Проверьте правильность найденной точки. Попробуйте повращать фотоаппарат, глядя на экран. Ближний и дальний предметы должны постоянно находиться на одной прямой.

    Если вы заметили отклонение повторите пункт 4.

     

    Теперь вы нашли нодальную точку вашего объектива. Она находится точно на пересечение осей вращения. Сделайте пометки на панорамной головке, чтобы в условиях съемки вам не пришлось вновь искать нодальную точку.


    Но что делать если панорамной головки пока нет?


    Можно попробовать сымитировать эту панорамную головку. Найдите у себя дома что-либо на что можно положить фотоаппарат и вращать его. Это может быть, например, старый проигрыватель пластинок, или тарелка с вращающейся подставкой из микроволновой печи.

    Положите поверх, например тарелки, чистый лист. Отметьте на нем центр вращения, и нарисуйте проходящую через него линию. Расположите фотоаппарат так, чтобы оптическая ось, при взгляде сверху, совпадала с линией. Следуйте пунктам 2-5, сдвигая фотоаппарат вдоль нарисованной линии, пока ближний и дальний предмет не будут находиться на одной линии.

    Нодальная точка будет располагаться на пересечение оси вращения тарелки и оптической оси объектива.

     

    Съемка панорам

     

    Итак, мы нашли нодальную точку, и теперь если вращать вокруг нее фотоаппарат то эффекта параллакса наблюдаться не будет. В этом случае фотографии обычно быстро и качественно сшиваются в единую панораму.

    Иногда могут возникнуть некоторые проблемы в особых случаях (например: съемка морской панорамы, или леса в ветреную погоду). Но эти случаи заслуживают отдельной статьи.

    Съемка панорамы заключается в последовательном фотографировании с поворотом фотоаппарата вокруг нодальной точки.

    Рядом расположенные снимки должны иметь общие области в районе 20%. Анализ именно этих областей позволит программе потом сшить все кадры в единую панораму.

    Если позволяет ваш фотоаппарат лучше всего снимать в формат RAW+JPG. Формат RAW позволяет исправить некоторые недостатки изображений, а JPG позволяет быстро просматривать снятые изображения.

    При съемке панорам необходимо:

    — Переведите фотоаппарат в полностью ручной режим (обычно обозначается символом М).

    — Поставьте самое малое фокусное расстояние. Настройте свою панорамную головку так, что при повороте от кадра к кадру обеспечивалось 20%-ное перекрытие снимков. Если у вас нет панорамной головки, то необходимо будет запоминать что было сфотографировано на предыдущем кадре и снимать так, чтобы обеспечить необходимое перекрытие снимков.

    — Настройте вручную фокусировку так, чтобы у всех объектов съемки была необходимая резкость.

    — Чтобы глубина резкости фотографий была достаточной, и если позволяет свет, установите число диафрагмы на более высокое значение (например, F9. 0).

    — Установите значение ISO исходя из освещенности.

    — Скорректируйте выдержку так, чтобы на снимке не было засвеченных и слишком темных областей.

    Теперь последовательно снимайте кадр за кадром поворачивая фотоаппарат. Если на следующем кадре изменяются условия освещенности, то корректируйте величину экспозиции при помощи изменения выдержки. На зеркальных фотоаппаратах это удобно делать при помощи колесика.

    Попробуйте сначала снять один ряд кадров для панорамы. В этом случае получится 3d-панорама с ограниченным углом обзора по вертикали.

    Для сферической панорамы (360х180) необходимо уже делать дополнительные ряды таким образом, чтобы обеспечить перекрывание в 20%, и покрыть снимками все окружающее пространств

    Если у вас fish-eye объектив с достаточным углом обзора, то вам могут не потребоваться дополнительные ряды кадров. Для примера, съемка на 10mm fish-eye на любительских зеркалках (т. е. кроп-фактор 1.5-1.6) вам потребуется 6 горизонтальных снимков + кадр зенита и надира.

    Можно выработать и схемы съемкы с 4-6 кадрами на одну панораму. Только надо помнить, что съемка — это самое малое затраченное время среди общего процесса создания панорамы. Лучше доснять пару кадров, чем потом думать как выправить свет и детали в стыках кадров.

    Если у вас вызывают затруднения съемка в ручном режиме, то попробуйте для начала поснимать в автоматическом. Обычно для этого подходит режим съемки “ландшафт” (может называться “природа” или каким-либо подобным образом).

    Без панорамной головки, конечно, съемка панорамы усложняется. Основное затруднение – обеспечить поворот фотоаппарата вокруг нодальной точки. Хоть как-то помочь в этом деле может опора фотоаппарата на каком-то вертикальном предмете. Это может быть штатив, или на крайний случай, сук или палка.

    В таких случаях постарайтесь выбирать сюжет для съемок, когда ближний план отсутствует, а почти все объекты находятся на дальнем плане. Например, большая поляна в лесу, или центральная площадь города. Тогда эффект параллакса почти не проявит себя и панорама нормально сошьется.

      

    Как снимать зенит и надир?

     

    Напомню, зенит – это линия перпендикуляра вверх от плоскости горизонта в точке, в которой вы находитесь, а надир – вниз. Т.е. снимок зенита – это если повернуть фотоаппарат вертикально вверх, а надира – вертикально вниз.

    Снимать надир можно с рук, или со специальных приспособлений. В любом случае необходимо обеспечить положение фотоаппарата, как будто он стоял бы на панорамной головке. Для этого его можно сначала поставить на головке вертикально вниз, затем отсоединить фотоаппарат и удерживая его на вытянутой руке в таком положении, другой рукой убрать в сторону штатив. И затем сделать снимок надира.

    Снимок зенита снимается достаточно просто. Поворачиваем фотоаппарат вертикально вверх и фотографируем. Но если в качестве зенита выступает небо, и на нем нет четких облаков, то фактически этот снимок окажется бесполезным. Программа сшивки фотографий в панораму не сможет определить взаимосвязи с другими снимками, ей просто будет не за что “зацепиться”. В этом случае придется достраивать зенит панорамы в фотошопе. Но об этом уже поговорим в следующих статьях.



    Продолжение:


    2. Сборка фотографий в единую панораму  

    Все статьи по созданию панорам


    У вас уже начали получаться сферические панорамы?

    Регистрируйтесь на 1panorama.ru, и присоединяйте их к большому виртуальному туру по городам и природным достопримечательностям. 

    Остались вопросы?

    Задайте их на форуме


    Мастер-класс по панорамной пейзажной фотографии

    Купить

    Полное пошаговое руководство по процессу создания изображений.

    Изучите настройки для съемки сцен с телеобъективом с рук с резкостью и глубиной вперед-назад, как скомпоновать грандиозную сцену и склеить вертикальные и горизонтальные панорамы, простые, но мощные настройки файлов RAW в Photoshop для исправления и улучшения динамического диапазона, усиления цвет и регулировка контраста.

    НАЧАТЬ

    Составьте грандиозную сцену и красивые изображения.

    Этот курс для вас, если…

    Вы хотите лучше понять, как снимать с рук и в ручном режиме.

    Вы хотите создавать панорамы высокого разрешения, пригодные для печати.

    Вы не знаете, как использовать Photoshop для создания мощных настроек необработанных файлов.

    Представьте, что вы могли бы…

    • Снимайте и склеивайте панорамы высокого разрешения, которые можно распечатать в огромных размерах.
    • Получите эффективные результаты в Photoshop и преобразуйте необработанный файл за считанные минуты.
    • Перестаньте полагаться на штатив и создавайте четкие изображения с рук!

    НАЧАЛО РАБОТЫ

    Послушайте, что говорят пейзажные фотографы…

    «Эти обучающие материалы информативны, подробны и действительно заставляют вас задуматься о том, что вы пытаетесь запечатлеть и чего добиться с помощью своей фотографии… пейзажный фотограф».
    — Р.Н.

    «У меня всегда были проблемы с постобработкой, но то, как Уилл редактирует и объясняет, как редактировать свои фотографии, так просто и не вызывает головной боли. Я так многому научился благодаря его видео».
    — М.Х.

    «Это одни из лучших учебных пособий в сообществе пейзажной фотографии, они просты для понимания, и каждый эпизод наполнен тоннами информации и знаний».
    — С.М.

    «В прекрасном месте это был один из самых живописных уроков, которые я создал, и он охватывает множество различных тем. Я создал этот курс, чтобы дать прочную основу для редактирования в Photoshop и создания панорам, показывая, как простая и эффективная съемка и редактирование могут быть с минимальным оборудованием и без необходимости в плагинах или предварительных настройках».

    Уильям Патино

    Мастер-класс

    97 $

    Изучите основные инструменты и методы в Adobe Camera RAW, чтобы с легкостью преобразовывать изображения.

    Buy Now

    Единицы

    16

    Длина

    1H 35M

    Уровень

    начинающий/промежуточный

    Учетные программы

    ВВЕДЕНИЕ

    В этом уроке. рассмотреть возможность.

    В поле

    В этом уроке присоединитесь к Уиллу в поле, пока он делает снимки, объясняя мыслительный процесс, композиционные соображения, настройки и многое другое.

    Выбор файла

    Войдите в набор для редактирования и посмотрите, какие изображения выбираются для обработки и почему.

    Сшивка панорамы

    Узнайте, как склеить вертикальную панораму или необработанные файлы для создания стандартного горизонтального изображения 3:2.

    Обрезка и коррекция объектива

    Настройки в ACR для обрезки и коррекции объектива.

    Глобальные корректировки

    Изучите эффективные корректировки в ACR для коррекции экспозиции, цвета и контраста в необработанном файле.

    Локальные настройки

    Откройте для себя простой и мощный способ редактирования с использованием локальных настроек для улучшения изображения.

    Цвет и контрастность

    В этом уроке вы узнаете, как настроить цвета и контраст сцены для большей глубины.

    Трансформация и деформация

    Перейдите в Photoshop и узнайте, как деформировать и корректировать форму изображения, чтобы улучшить кадрирование и композицию.

    Осветление и сохранение

    Узнайте, как усилить средние и светлые тона в сцене для дополнительной яркости.

    Сшивка двух изображений

    В этом уроке Уилл представляет второй набор изображений, которые нужно сшить вместе, на этот раз создавая горизонтальную панораму с соотношением сторон 3:1.

    Изображение Две глобальные корректировки

    Вернувшись в ACR, Уилл начинает постобработку этого нового изображения, внося глобальные корректировки.

    Изображение Две локальные настройки

    Локальные настройки позволяют значительно улучшить изображение и максимально использовать детали, захваченные в необработанном файле.

    Клонирование второго изображения

    Узнайте, как использовать инструмент клонирования для исправления темного пятна на небе, созданного в процессе сшивания панорамы.

    Завершение обработки второго изображения

    Уилл завершает обработку изображения 2, демонстрируя окончательные корректировки и сохраняя.

    Outro

    Уилл завершает курс некоторыми заключительными мыслями и соображениями.

    Мастер-класс

    97 $

    Изучите основные инструменты и приемы в Adobe Camera RAW, чтобы с легкостью преобразовывать изображения.

    Купить сейчас

    5 вещей, которые нужно знать при съемке панорам

    Одно из моих новогодних решений состояло в том, чтобы делать панорамные фотографии чаще… На самом деле это не измеримая цель, но в конце 2017 года я сделал всего пять или шесть. То есть примерно по одному в месяц. Я думаю, что смогу хотя бы удвоить это число до 12.

    Итак, для достижения этой цели я начал копаться в литературе по панорамной фотографии. Вскоре я узнал, что панорамные изображения раньше предназначались для избранных и богатых. На заре пленочной фотографии пытаться склеить 35-миллиметровые слайды было безумно сложно. Таким образом, чтобы создать полноценную панораму, вам нужны были специальные объективы и камеры. Это была эпоха, когда такие фотографы, как Питер Лик, стали такими известными, потому что у него была одна из этих камер, и поэтому он делал такие прекрасные панорамные изображения, которые могли сделать немногие. Затем, в сочетании со звездными методами печати, это продвинуло его к славе, которой когда-либо достигали немногие пейзажные фотографы.

    Слава богу, что цифровые технологии уравняли правила игры.

    Да, панорамная фотография оказывает влияние и может изменить вашу карьеру фотографа. Я просто пренебрегал этим до сих пор.

    Основные приемы

    Думаю, этот раздел следует начать с объяснения того, что такое панорамное изображение. Я предполагаю, что многие из вас на самом деле знают, но для тех, кто действительно новичок в этом, позвольте мне сказать следующее: панорамное изображение — это изображение, которое состоит из более широкого соотношения сторон, чем ваше стандартное одиночное изображение. Однако эти изображения по-прежнему играют по всем правилам других изображений. Им нужен передний план, средний план и фон. Они по-прежнему должны иметь тему и следовать тем же правилам композиции, которые я объяснил в этой статье здесь:  Понимание композиции в фотографии: полное руководство.

    Ориентация камеры

    При съемке панорамы установите камеру в портретную ориентацию. Это по нескольким причинам. Соотношение сторон большинства современных цифровых зеркальных камер составляет 2:3. Это означает, что ваше изображение будет распечатано в хорошем размере 4×6 дюймов. Если вы делаете панораму в альбомной ориентации , вы будете сшивать вместе 2×3+2×3+… сколько изображений вы сделаете. Так как ваша вертикаль составляет всего 2 дюйма в высоту, а ваша горизонталь — 3 дюйма в ширину, при панорамировании соотношение сторон по горизонтали будет быстро увеличиваться, но по вертикали останется неизменным. Это выглядит как соотношение 2×6 или 2×9.. Когда соотношение настолько искажено, оно должно быть напечатано безумно огромным, чтобы его можно было правильно увидеть.

    Представьте изображение размером 8 × 24 дюйма или 9 × 27 дюймов. Его едва ли стоит смотреть, а печатать становится очень дорого.

    Я не говорю, что эти коэффициенты никогда не следует делать, но я вроде как тоже. Они занимают особое место в мире, но их следует использовать только в такие моменты.

    Правильный способ сделать панораму — это, как сказано, снимать в портретной ориентации. Это дает вам соотношение сторон 3×2. Итак, если вы добавите пару из них вместе, ваше изображение теперь будет 3 × 4, а если вы соедините три изображения вместе, ваше соотношение сторон будет 3 × 6 или соотношение 1: 2. Я углублюсь в это в следующем разделе. Вы получаете больше пространства для маневра, если ваше изображение сфотографировано в портретной ориентации.

    Запомни это.

    Соотношение сторон

    Панорамное изображение определяется соотношением сторон. Как я уже говорил ранее, панорама делает изображение тем, что его соотношение шире (или выше), чем стандартное соотношение, заданное вашей камерой. Ваша камера создает изображения в формате 2:3. Это означает, что если вы умножите это, чтобы получить изображение, которое будет делиться на них и при этом останется верным тому, что сняла ваша камера. Так что, если вы напечатали свое изображение размером 16×24, оно будет соответствовать этому соотношению 2:3.

    Когда вы делаете панорамное изображение, оно будет иметь соотношение сторон 1:2, 1:3 или даже 1:4. Таким образом, если вы распечатаете изображение размером 9 × 18, оно будет соответствовать соотношению 1:2.

    Итак, каков правильный коэффициент для ваших изображений?

    С эстетической точки зрения ваши изображения лучше всего выглядят напечатанными и с соотношением сторон 1:2. Это гарантирует, что по мере увеличения размера они останутся пропорциональными и по-прежнему будут выглядеть большими. Одна из проблем с дальнейшим искажением пропорций заключается в том, что изображения всегда выглядят очень короткими, но безумно широкими. Чтобы увидеть их в приличном размере, они становятся огромными. Соотношение 1:3 может означать, что для того, чтобы увидеть ваше изображение во всей красе, это может быть отпечаток 16×48. Это 200-долларовая печать на металле и даже больше на акриле. Кстати, 16 дюймов — это не очень много. Я знаю, я напечатал десятки изображений такого размера.

    Еще одна особенность панорам – часто для них не работает соотношение 1:2. Если вы соедините вместе 12 изображений, соотношение 1:2 не будет работать. В таких ситуациях ваше соотношение будет индивидуальным. Я бы попытался обрезать его до какой-то стандартизации для ваших принтеров и ваших кошельков.

    Из всего этого следует отметить следующее: старайтесь как можно лучше поддерживать соотношение 1:2 или что-то близкое к этому.

     

    Фокусные расстояния

    Эта часть статьи меня больше всего волновала.

    Какое фокусное расстояние следует использовать?

    Ответ: все, что подходит для вашей сцены. Но я выстрою несколько примеров ниже, чтобы вы могли видеть их рядом, чтобы вы могли видеть, какое фокусное расстояние вам больше нравится.

    20 мм

    20 мм обеспечили наибольшее искажение из всех моих изображений. Я был близко, конечно, но это было из-за того, что я должен был приблизиться из-за большого фокусного расстояния. Мне не очень понравился этот эффект.

    30 мм

    Здесь я чувствую, что все еще дает немного искажения в небе. Кажется, что облака отклоняются вправо, и земля тоже имеет такой эффект. Имейте в виду, что на 30 мм искажения достаточно минимальны, и мне было бы удобно печатать и фотографировать большинство моих изображений с этим фокусным расстоянием.

    50 мм

    На 50 мм искажения исчезают полностью. На этом фокусном расстоянии почти все панорамные изображения выглядят плоскими и такими, как вы хотите.

    Редактировать:

    Ко мне обратился коллега по автору IP, и он поделился изображением, которое он взял со мной в одном из мест здесь, в Юте. Моя версия ниже имеет соотношение 1:2, его — соотношение 1:3. Это позволит вам увидеть разницу рядом. Это также показывает разницу в стиле редактирования и одно и то же место.

    70 мм

    При использовании телеобъективов перспектива начинает сжиматься. Это также происходит с панорамными изображениями, когда вы используете более высокие фокусные расстояния. Горы сжаты, а вершины крупным планом и задняя вершина выглядят примерно на одинаковом расстоянии от камеры.

    91 мм

    На 91 мм все изображение становится сжатым, но в примере слева это получилось очень хорошо.

    Одна вещь, которую следует отметить, когда вы переходите к более длинным фокусным расстояниям, заключается в том, что для того, чтобы получить всю сцену в вашем изображении, вы обычно заканчиваете тем, что делаете намного больше изображений. Это становится проблемой при сшивании их вместе. Размер изображений резко увеличивается, и великолепная пропорция 1:2 становится очень сложной.

    Между прочим, все эти изображения имеют соотношение сторон 1:2.

     

    Проблема параллакса

    Одна вещь, которая начинает проявляться, когда вы читаете о панорамной фотографии, называется параллаксом. Параллакс — это простая концепция, которую вы видели всю свою жизнь, когда открывали и закрывали глаза. Параллакс — это явление разных перспектив одного и того же объекта из-за разных расстояний / углов обзора. Простой способ визуализировать это — смотреть на что-то близкое к вам и попеременно открывать и закрывать глаза по очереди. Вы увидите, как предмет немного сдвинется. Это эффект параллакса. Это дает вам трехмерное зрение.

    Итак, как это работает, когда вы делаете панорамную фотографию? Часто при съемке вы будете использовать штатив с шаровой головкой или какую-либо функцию панорамирования. Когда камера вращается, она вращается вокруг центральной точки, которая не является передним элементом вашего объектива. Это заставляет передний элемент камеры фактически двигаться и менять перспективу. Точно так же, как когда вы закрываете глаза по одному, вы видите небольшое движение, ваша камера испытывает тот же эффект, когда она качается слева направо.

    В большинстве случаев это не создает особых проблем, но чем ближе что-то к вам, тем больший эффект это произведет. Вот почему фотографировать панорамы с близким передним планом может быть очень сложно, так как из-за параллакса быстро начинают проявляться искажения. Это также объясняет, почему облака в моей широкоугольной панораме на самом деле имеют искажения.

    Так как же обойти это?

    Механизм

    Как и все в фотографии, оборудование не делает вас лучшим фотографом, но делает более качественные снимки. Чтобы обойти эффект параллакса, многие компании придумали множество способов его обойти. Не нужно много времени, чтобы понять, что способ обойти параллакс недешев, и главное в нем — действительно правильные вещи. Почти все веб-сайты, на которых рассказывается о панорамных головках для штатива, обычно заканчиваются словами Really Right Stuff.

    Ваш первый и самый простой вариант — приобрести головку с панорамным подвесом, как показано ниже (Изображение предоставлено Really Right Stuff). Эти простые устройства позволяют установить узловую точку. Это момент, когда параллакс больше не влияет на ваше изображение. Отсюда вы можете получить более совершенные руки, которые обеспечивают лучший контроль, больше возможностей и стоят более 1200 долларов.

    Вы можете ознакомиться с ассортиментом их снаряжения на их веб-сайте.

    Другие бренды имеют похожий дизайн, но все они по существу делают одни и те же вещи с небольшими изменениями в функциях.

    Если вы хотите полностью перейти на электронику, для вас также есть несколько вариантов. Просматривая B&H, вы быстро натыкаетесь на марку GigaPan, которая создает электронную головку карданного подвеса, которую можно установить на штатив. С помощью этих устройств вы устанавливаете начальную и конечную точки, и устройство автоматически панорамирует изображение слева направо, вверх и вниз и делает изображения для вас на основе модели. Эти первоклассные устройства стоят более 500 долларов, но они действительно полезны, если вы делаете массивные панорамные снимки, особенно при меняющемся освещении. Купите один здесь, если вам хочется сделать что-то сумасшедшее новое.

    Другой вариант — покупка отдельных панорамных головок. Проблема с этими устройствами в том, что они по-прежнему не помогают обойти дилемму эффекта параллакса. Честно говоря, для этого вы можете использовать свою обычную шаровую голову.

     Заключение

    Дайте мне знать, что вы думаете, и добавьте в комментарии любую информацию, которую я пропустил. Я знаю, что я сделал. Или, если вы гуру панорамы, свяжитесь со мной. Я хотел бы когда-нибудь взять у вас интервью о крутых вещах, которые вы делаете.

    Link Disclosures

    Камеры Марса делают панорамную фотографию проще простого

    Первоначальная технология/вклад НАСА

    Если вы хотите исследовать марсианский ландшафт, не вставая с кресла, несколько простых кликов на веб-сайте НАСА приведут вас к панорамные фотографии, сделанные с марсоходов Mars Exploration Rover, Spirit и Opportunity. Многие из технологий, которые позволяют сделать эту захватывающую фотографию Марса, также вдохновили на развитие фотографии здесь, на Земле, включая панорамную камеру (Pancam) и ее сборку корпуса, разработанную Лабораторией реактивного движения и Корнельским университетом для миссий на Марс. Мачта Pancam (PMA), установленная на вершине каждого марсохода, может наклоняться на 180 градусов и поворачиваться на 360 градусов, обеспечивая полное и детальное представление о марсианском ландшафте.

    Роверы Pancams делают небольшие цифровые фотографии с разрешением 1 мегапиксель (1 миллион пикселей), которые склеиваются в большие панорамы размером 4 на 24 мегапикселя. Программное обеспечение Pancam выполняет некоторую коррекцию и сшивание изображений после того, как фотографии передаются обратно на Землю. Различные фильтры для линз и спектрометр также помогают ученым в анализе инфракрасного излучения объектов на фотографиях. Эти фотографии с Марса побудили разработчиков задуматься о более крупных и качественных изображениях: цифровых изображениях большого размера или гигапикселях, то есть изображениях, состоящих из 1 миллиарда или более пикселей.

    Гигапиксельные изображения более чем в 200 раз превышают размер, получаемый современной стандартной 4-мегапиксельной цифровой камерой. Хотя изначально они были созданы для марсианских миссий, детали этих больших фотографий позволяют использовать их во многих целях, не все из которых ограничиваются внеземной фотографией.

    Партнерство

    Технология, лежащая в основе PMA марсохода, вдохновила Рэнди Сарджента из Исследовательского центра Эймса и Иллу Нурбахша из Университета Карнеги-Меллона (CMU) на поиск способов, с помощью которых потребители могли бы использовать аналогичную технологию для более «приземленных» целей. Земля» фотография и виртуальное исследование.

    В 2005 году Сарджент и Нурбахш создали проект «Глобальные связи» — совместную работу ученых из CMU, Google Inc. и Национального географического общества, цель которого — способствовать лучшему пониманию культур Земли с помощью изображений. Это видение вдохновило их на разработку продуктов Gigapan.

    Увидев, на что способны камеры Pancam и PMA, Сарджент создал прототип потребительской версии роботизированной платформы камеры. Он работал с Ричем ЛеГрандом из Charmed Labs LLC в Остине, штат Техас, над разработкой и производством роботизированной платформы Gigapan для стандартных цифровых камер.

    Product Outcome

    Роботизированная платформа Gigapan, по сути, представляет собой интеллектуальный штатив, который позволяет фотографу-любителю легко настраивать детализированные снимки. Пользователь устанавливает верхний левый и нижний правый углы панорамы, и Gigapan просто захватит столько изображений, сколько требуется пользователю или сцене. При таком уровне автоматизации панорама из 500 кадров не сложнее, чем панорама из 4 кадров; только память камеры ограничивает размер панорамы.

    В рамках проекта Global Connection Project также были созданы два других продукта Gigapan: веб-сайт Gigapan и программное обеспечение для сшивания панорам, основанное на Ames Vision Workbench, библиотеке обработки изображений и компьютерного зрения, разработанной отделом автономных систем и робототехники в подразделении интеллектуальных систем.

    Роботизированная платформа работает с программным обеспечением для сшивания, заранее точно манипулируя и выравнивая каждый снимок. Программное обеспечение Gigapan дополняет роботизированную платформу, объединяя части панорамы (возможно, сотни отдельных фотографий) в сетку, где они сшиваются вместе в одно очень большое изображение Gigapan.

    В 2006 году проект Global Connection Project получил награду «Economic Development Award» от Tech Museum Awards за свою работу по созданию фотографических наложений для Google Earth районов, пострадавших от стихийных бедствий. Государственные служащие и заинтересованные граждане использовали изображения в Google Earth, чтобы увидеть, какие районы нуждаются в помощи после ураганов Катрина, урагана Рита и землетрясения 2005 года в Кашмире.

    На веб-сайте Gigapan пользователь может отобразить широкую панораму с высоты птичьего полета, а затем увеличить масштаб с впечатляющей детализацией высокого качества. На первый взгляд, панорамная фотография на сайте Gigapan может показаться просто широкоугольным городским пейзажем храма в Катманду. Однако с каждым последующим щелчком пользователь может приближать фотографию все глубже и глубже, открывая все более и более четкие детали: монах, развешивающий молитвенные флажки на крыше храма, и ресторан и бар «Тибетская кухня» в нескольких кварталах позади храма, с табличкой, призывающей прохожих попробовать их изысканную еду.

    В рамках постоянных усилий по объединению людей и культур проект Global Connection Project призывает всех пользователей загружать свои собственные панорамы со всего мира на сайт Gigapan. Пользователи могут исследовать такие разнообразные ландшафты, как храм в Непале, фестиваль Burning Man в пустыне Невада, рынок в Гватемале или панораму Бостона с реки Чарльз. Из-за гораздо большего количества пикселей разрешение беспрецедентно; Программное обеспечение Gigapan и роботизированные платформы теоретически могут печатать на бумаге шириной 40 футов без потери качества.

    Независимо от того, используют ли фотографы крепления и программное обеспечение Gigapan, каждый может загружать свои панорамы на веб-сайт Gigapan. Многие пользователи Gigapan также загрузили стандартные панорамные фотографии (хотя сайт предлагает фотографии размером не менее 50 мегабайт). Это вполне устраивает координаторов Gigapan и Global Connection Project, чья цель состоит в том, чтобы просто поощрять исследование и понимание различных культур в нашем мире.

    Фонд Fine Family Foundation спонсирует работу в рамках проекта Global Connection, чтобы дать возможность ботаникам, геологам, археологам и другим ученым во всем мире документировать различные аспекты культур и экосистем Земли с использованием технологии Gigapan. Ученые используют Gigapan для документирования жизни в верхнем пологе секвойного леса в Калифорнии, вулканов на Гавайях и ледников в Норвегии.

    Gigapan также используется в образовательных целях: Совет по туризму Пенсильвании использует Gigapan для посетителей веб-сайтов, желающих виртуально исследовать места гражданской войны. Кроме того, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в рамках проекта Global Connection Project учащиеся в Питтсбурге, Южной Африке и Республике Тринидад и Тобаго получили Gigapan, поощряя их фотографировать свою местную культуру и делиться эти панорамы с миром.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *