Правила фото: Советы начинающему фотографу: 43 подсказки для фотографа

Содержание

11 правил, которые вы должны нарушить

Я вырос с любовью к фотографии.

Я начал с пленки и развивался вместе с технологиями.

Однако, многие «правила» фотографии остались на месте. За прошедшие годы мне приходилось слышать много наставлений. Среди них были как хорошие, так и плохие. Определенные вещи мелькали снова и снова. Некоторые до сих пор имеют смысл, но остальные нужно пересмотреть, скорректировать или вовсе предать забвению.

Правила часто помогают, но не позволяйте им ограничивать себя.

Правило №1: Правило третей

Вам определенно нужно его знать. Правило третей – отличный способ заставить фотографов, особенно новичков, думать о композиции, а не просто о снимке.

Однако, как только вы переступите начальный порог, это начнет вас сдерживать.

Не стоит слепо следовать правилу третей. Продумывая композицию, ищите интересные фигуры или ракурсы. Фотографируете ли вы гору в лучах закатного солнца или ребенка на рассвете, снимок состоит из множества фигур и линий.

Организуйте их, создав нечто: симметрию, направляющие линии, треугольники. Попробуйте сбалансировать композицию, потом разбалансировать ее. Именно это имеют ввиду опытные фотографы, когда говорят, что нужно проработать снимок.

Мало кто приходит на условленное для портретной фотосессии место и говорит: «Я точно знаю, какой будет композиция», затем щелкает один снимок и уходит. Правило третей не всегда спасает. На самом деле, ни одно правило нельзя считать гарантией хорошего снимка (именно эта мысль во многом легла в основу статьи).

Правило №2: Никогда не ставьте субъект в центре кадра

Этот пункт частично перекликается с предыдущим. Такое правило отлично подходит, чтобы объяснить кому-то, как избежать типичного процесса съемки: направляем камеру на модель, просим его/ее улыбнуться и щелкаем затвором. Сказать фотографу, имеющему мало опыта работы с композицией, что субъект не должен располагаться в центре – отличный способ быстрее научить его по-настоящему хорошим композиционным техникам.

Но вы не должны идти на фотосессию с мыслью: «Нельзя ставить субъект в центре кадра». Ваша задача – определить самый интересный, творческий, эстетичный или крутой способ скомпоновать снимок. Во многих случаях, если поместить субъект посередине, получится отличный результат. Однако, это работает не всегда.

Правило №3: Не размещайте горизонт в центре кадра

Это – вариация правила №2, но для пейзажных фотографов. Есть множество случаев, когда горизонт отлично выглядит, находясь прямо посередине. Это создает ощущение симметричности.

Конечно, вы должны быть уверены, что небо и земля одинаково интересны. Если это не так, тогда нужно уделить кому-то из них больше внимания. Главное – пускай на композицию влияют условия, а не какие-то правила.

Правило №4: Заполняйте кадр

Когда я начал снимать портреты для других людей, мне приходилось слышать это чуть ли не постоянно. Мне говорили: «ты должен заполнять кадр» или «подойди ближе к субъекту». Это всё хорошо и правильно, но только, если клиент не заказывает снимок размером 8х10 или 11х14, из-за чего мне нужно изощряться, ища способы обрезать верх и/или низ кадра, который я сам заполнил.

Нет ничего плохого в том, чтобы снимать с более широким углом. Позже всегда можно обрезать фотографию.

Я слышал, как многие портретные фотографы на горьком опыте выучили это правило. Однако, оно может стать проблемой не только при печати фотографии. Слепо следуя данному совету, вы можете попросту испортить кадр. В ситуациях, где много движения, например, при съемке дикой природы, детей или спортивных состязаний, просить заполнить кадр равносильно тому, чтобы просить упустить снимок.

Разрешения современных камер достаточно, чтобы иметь возможность без зазрения совести обрезать часть фотографии. И это относится даже к камерам пятилетней давности! Не бойтесь делать более свободные снимки. Убедитесь, что ваш субъект поместился в кадр, а во время постобработки обрежьте его так, чтобы избавиться от лишнего пустого пространства. В противном случае у вас просто не будет возможностей для маневра.

Правило №5: Правило нечетного числа

«Нет, простите, я не устраиваю фотосессии для двойняшек. Только тройняшки, они приятнее глазу.»

Видите, насколько глупо это выглядит?

Я сейчас говорю о правиле нечетного числа. Оно гласит, что снимок становится привлекательнее, если на нем изображено нечетное количество предметов. Это правило также родилось благодаря попыткам быстрее научить хорошему пониманию композиции. В общем говоря, проще расположить в кадре три вещи, чем две. Поэтому, возможно, это правило было создано человеком, которому было лень думать над композицией для двух объектов.

Примечание переводчика – здесь видение автора не совсем корректное. На самом деле правило родилось из-за нашего визуального восприятия предметов в пространстве. Когда в кадре всего два субъекта, взгляд автоматически начинает искать середину между ними. Когда их три, сделать это проще, поэтому мы сразу фокусируемся на субъекте, находящемся в центре.

Есть много способов компоновки двух субъектов. Первое, что приходит на ум – создать симметрию, но это не всегда желаемый эффект. Можете попробовать поместить субъекты на разном расстоянии от камеры. Также можно создать сопоставление, сделав снимок, который подчеркивает отличия субъектов.

Попробуйте разные углы или поменяйте положение субъектов (пейзажные фотографы не могут себе позволить такую роскошь), используя их для создания определенной формы. Такую технику часто используют при съемке пар, особенно во время свадебных фотосессий. В кадре не обязательно должно быть два отдельных субъекта, можно сделать так, чтобы они выглядели как один. Похожая техника есть в пейзажной съемке, но для нее нужно регулировать положение и угол камеры.

Правило №6: Оставляйте пространство в том направлении, куда смотрит или двигается субъект

На этом мы закончим рассматривать вещи, относящиеся к композиции. Данное правило гласит, что, если ваш субъект смотрит или идет куда-то, вы должны оставить пространство в соответствующем месте кадра. Это позволяет показать направление и обеспечивает субъект пространством. Например, если субъект идет вправо, сделайте так, чтобы он находился в левой части кадра и обеспечьте достаточно места справа.

Вот мой совет – используйте направление, чтобы создать нужное ощущение. Хотите придать фотографии нормальный и классический вид, следуйте правилу. Я не имею ввиду, что это плохо. Например, семейные фотографии должны иметь это «нормальное» комфортное чувство. Но не нужно делать так просто потому, что существует какое-то правило.

Хотите создать ощущение напряженности? Сделайте так, чтобы ваш субъект был в правой части кадра и при этом смотрел вправо. Или еще лучше, поместите его слева и направьте взгляд влево. Поскольку мы привыкли читать слева направо, такая непривычная фотография усилит ощущение диссонанса и напряжения.

Правило №7: При портретной съемке фон должен быть размытым

Мелкая глубина резкости отлично работает, когда нужно отделить субъект от окружающего пейзажа. Я сам часто так делаю при съемке портретов.

Но это не правило.

Это всего лишь техника, которую вы, в зависимости от ситуации, можете использовать или нет. Фотографируете портретный пейзаж? Эффект боке никак не поможет вам передать ощущение местности.

Портретные пейзажи – один из моих любимых видов съемки. Они позволяют показать больше, чем просто человека на фоне чего-то размытого. Это также позволяет мне совмещать два жанра съемки, которые я очень люблю – пейзажную и портретную. Если вы никогда не пробовали фотографировать портреты с широкоугольным объективом и большой глубиной резкости, почему бы не начать сейчас?

Я не упустил возможность запечатлеть потрясающее небо даже несмотря на то, что это было посреди семейной фотосессии.

В таком случае понадобится приложить немного больше усилий (именно поэтому многие фотографы так пристрастились к мелкой глубине резкости для портретов). Нужно убедиться, что на фоне нет ничего, что могло бы отвлекать внимание от субъекта. Если вы используете широкоугольный объектив, также следите, чтобы человек не стоял слишком близко к краю кадра, поскольку там самая заметная дисторсия, вызванная особенностями широкоугольного объектива.

Пожалуй, самая сложная часть при портретной съемке с широким углом – балансирование света между субъектом и фоном. Здесь поможет вспышка и немного навыков работы с Photoshop.

Также нужно применять схожие с обычной пейзажной съемкой правила относительно композиции.

Полезный совет: Основной элемент переднего плана – человек, которого вы фотографируете.

Правило №8: Экспонируйте вправо

Это правило не нужно так рьяно нарушать, ему скорее требуется более понятное объяснение.

Экспонирование вправо обычно объясняют в рамках гистограммы. Общепринятая мудрость гласит, что для сохранения большинства данных фотографии баланс гистограммы должен максимально склоняться в правую сторону (но без засвечивания светлых участков).

Эта ситуация постепенно меняется вместе с эволюцией камер. Многие современные модели отлично справляются с детализацией затененных участков. В то же время, светлые участки можно засветить даже когда гистограмма не касается правой стороны.

Новое правило должно звучать так: Найдите золотую середину своей камеры.

Это особенно важно в ситуациях, когда вы не можете себе позволить делать много снимков, пробуя разную экспозицию. Зачастую лучше немного недоэкспонировать фотографию, чем пересветить ее и получить больше головной боли. Также, при съемке людей, лучше избегать бликов и отражений на коже, которые могут испортить хорошую фотографию. Многие сенсоры обеспечат даже более глубокие цвета и лучший тон кожи, если немного недоэкспонировать.

Правило №9: Делайте всё правильно сразу

Этот пункт похож на предыдущий. Он не совсем ошибочный, но лучше его прояснить. «Делать всё правильно сразу» не означает, что снимки должны быть идеальными без каких-либо коррекций.

Прежде всего стоит упомянуть, что снимок, который вы видите на LCD-экране камеры может значительно отличаться от того, каким будет RAW файл. Тут всё зависит от бренда и модели камеры, а также от выбранных настроек. Иногда, спустив затвор, вы можете взглянуть на фотографию и сказать: «Отличный результат!».

Потом вы приходите домой и гадаете, что же случилось с тем замечательным снимком, который был на LCD-экране камеры.

На самом деле, чтобы делать всё правильно, вам нужно запечатлеть снимок с той экспозицией, которая позволит получить наилучший результат из файла. Опытные пейзажные фотографы и операторы знают об этом. RAW-снимок может выглядеть недоэкспонированным и плоским, но в нем содержатся все данные, которые необходимы для создания правильной, привлекательной фотографии.

Как я уже упоминал, вы должны знать свою камеру. Знать ее ограничения и сильные стороны, а затем использовать это во время съемки.

Правило №10: Не обрезайте конечности

Всё нормально, они отрастут.

А если без шуток, нет ничего страшного в том, чтобы оставить часть тела за кадром. Нужно просто знать, как это сделать. В общих словах, на фотографию приятнее смотреть, если край кадра проходит между суставов, а не по ним. Я не знаю настоящей причины, но, возможно, так происходит из-за того, что, если обрезать кадр по суставу, зрителю кажется, будто у субъекта нет части конечности, а в противном случае очевиднее, что конечность есть, но она просто осталась за кадром.

Да, это немного странная вещь, но, если по этой причине мой клиент купит больше печатных версий, я учту ее.

Правило №11: Не фотографируйте портреты в полдень

Может показаться, что это не так, но мне пришлось точно выверить время спуска затвора, чтобы лицо девочки оказалось в тени. Несмотря на резкий солнечный свет, в тот день нам удалось сделать отличные снимки.

У вас может ппросто не быть выбора.

В таком случае вы обрадуетесь, узнав, что это правило можно легко нарушить.

Потребуется лишь небольшое количество усилий. Для начала постарайтесь как можно дальше убраться от прямых солнечных лучшей.Затем найдите большое дерево, станьте в тени здания или просто купите большой зонт. Поставить субъект в открытую тень равносильно наличию огромного софтбокса. В таком случае солнечный свет отражается от окружающих предметов, и вы получаете очень мягкое освещение.

Также неплохо будет научиться работать с модификаторами света. Мягкое освещение – это хорошо, но зачастую довольно скучно. Начните с простого рефлектора, который отразит немного света на лицо субъекта. Затем попробуйте поэкспериментировать со вспышкой. Ей может потребоваться много мощности, чтобы сбалансировать полуденный свет, но, если найти хороший затененный участок, вам не понадобится соревноваться с солнцем, достаточно будет добавить немного направленного света. Это сделает снимок интереснее и характернее.

Вот и все 11 правил фотографии, которые вы должны нарушить. Мораль этой статьи в том, что нельзя позволять советам и наставлениям ограничивать вашу креативность. Если хотите попробовать что-то новое, не останавливайте себя. Сделайте и узнайте, сработает ли ваша задумка. Даже если нет, это не страшно. Ошибки – лучший учитель.

Я все равно никогда не любил правила.

Автор: Pete LaGregor

Правила композиции в фотографии: как не испортить снимок?

Как бы ни был хорош Ваш фотоаппарат, не знай Вы правила композиции в фотографии, Вы всё испортите. Советы, которые я для Вас собрал, помогут Вам сделать по-настоящему привлекательные снимки. Только изучив их, попробовав на практике, Вы сможете их нарушать в погоне за настоящим креативным шедевром.

Правило композиции в фотографии №1: кадрирование

Бывает так, что снимок рискует потерять весь шик из-за ненужного информационного шума. Не бойтесь его «обрезать», или, лучше сказать, откадрировать. Старайтесь, чтобы всё внимание было на объекте съёмки — особенно это важно, когда Вы снимаете портрет.

Лишние элементы никак не нужны портрету, особенно, если Вы хотите добиться эффекта интимности. Даже если этот фоновый информационный шум размыт при помощи глубины резкости (эффект боке), их нежелательно оставлять в кадре.

Кстати, кое-что я уже говорил про композицию кадра, и как правильно её построить. Уклон был в сторону мобильной фотографии: «Как красиво фотографировать на телефон — композиция кадра«. Ещё один интересный приём, который Вам стоит попробовать, это естественное кадрирование. Окружающий мир перестаёт быть информационным шумом, создавая естественные рамки кадра. Подробнее об этом написано здесь.

Правила композиции в фотографии, №2. Оставьте конечности в покое!

Иначе говоря, не увлекайтесь, используя правило №1. У людей, животных, насекомых в кадре должны быть видны руки, лапки, ушки (ну, или что там у Вашего объекта съемки). Единственное исключение — портрет с близкого расстояния (когда в кадре видно одно лицо). Конечно, как я говорил в самом начале — правила учат для того, чтобы их нарушать. Но чаще всего это следует соблюдать. Посмотрите сами:

Фотография этого кота могла бы быть в разы привлекательнее, если бы фотограф не «обрезал» ему ухо и лапку

3. Классическое правило третей

Напомню, в правила композиции в фотографии включено важное: Вы делите Ваш будущий снимок на 9 частей при помощи виртуальных горизонтальных и вертикальных линий. Самые важные, на Ваш взгляд элементы (или сам объект), Вы помещаете на пересечении этих линий. Раньше фотографам нужно было напрягать всё своё воображение. Сейчас достаточно включить нужную опцию в настройках телефона или камеры.

Правило композиции в фотографии №4: выбирайте фон с умом

Неприглядные объекты, переэкспонированные или особенно яркие области яркого цвета — все это сильно отвлекает внимание от того, на что фокусируется зритель. Поэтому внимательно выбирайте фон для своего снимка, прежде чем сделать его — постарайтесь, что бы он был ненавязчивым. Если вы работаете над портретом, убедитесь, что из головы Вашей модели не «торчат» посторонние предметы.

Убирайте все ненужное. Для этого откройте диафрагму шире (если Вы работаете с зеркальной фотокамерой) или выберите портретный режим (если используете компактник или смартфон). Если вы Вы снимаете растения и цветы, попробуйте использовать заранее изготовленный (можно, кстати, из картона) искусственный фон.

Правила композиции в фотографии, №5. Симметрия

Поместив в кадр Вашего снимка повторяющиеся элементы, расположенные симметрично, придаст снимку большего эффекта. Снимки, на которых есть симметрия, такие как фонарные столбы, выстилающие обе стороны улицы, длинная линия деревьев или ряд арок, также очень эффектны. Просто помните, что вам нужна точка фокусировки, иначе это не сработает. Симметрия также может включать в себя не связанные объекты, которые похожи друг на друга по форме, цвету или текстуре.

Вам тоже будет интересно: