Советское фото: Журналу СОВЕТСКОЕ ФОТО — 90 лет!
Зачем воскрешать журнал «Советское фото», когда у всех есть инстаграм
Выставки в Москве
Марина Анциперова
26 апреля 2016 11:00
В «Рабочем и колхознице» открывается выставка лучших снимков из журнала «Советское фото», приуроченная к 90-летию издания и его перезапуску. «Афиша Daily» распросила кураторов, искусствоведов и фотографов о значении журнала и целесообразности его возрождения.
«Советское фото» был уникальным журналом, который объединял творчество любителей и профессионалов — первые мечтали в нем публиковаться, а для последних это было честью. Отбор в журнал шел очень жесткий: письма в редакцию шли мешками каждый день, а публиковались только лучшие из лучших.
В апреле журналу «Советское фото» исполнилось бы 90 лет — но, к сожалению, его перестали выпускать в 1997 году, когда после пожара в редакции он прекратил свое существование. Тем не менее журнал все знают и помнят: это было единственное издание о фотографии на советской территории и таким оставалось даже после, когда в уже российское время был переименован в журнал «Фотография».
Потом выпускались другие журналы, но сейчас настал момент, когда все они закрылись, — на территории России нет ни одного издания по фотографии. У нас есть идея возродить старый журнал, и для этого тоже мы показываем выставку — чтобы напомнить, каким он в свое время был, какие темы отражались. Конечно, это будет немного другой журнал, но мы хотим сохранить его традиционно высокое качество редколлегии. Курировал «Советское фото» Союз журналистов России, поэтому качество материала было отменным. И у нас в редколлегии будут те же люди, что когда-то были заняты в редакции «Советского фото».
«Воскрешение журнала со старой редколлегией может стать любопытным культурологическим феноменом и курьезом. Хотя, на мой взгляд, и в позднесоветкое время журнал был курьезом. У меня специфическое отношение к массовому советскому фотолюбительству — но на это явление нужно смотреть широко. Очевидно, что у любого тоталитарного государства есть интерес к фотографии, особенно в доцифровую эпоху, когда фотография претендует на абсолютную истинность. Начиная с Родченко и Беломор-канала формирование достоверных образов входило в сферу интересов госцензуры, которая стремилась централизовать фотолюбительскую деятельность и держать ее под идеологическим контролем, — это и выставки, и клубы фотолюбителей.
Журнал «Советское фото» на меня никак не повлиял. Я не помню, чтобы во время моего фотолюбительства «Советское фото» был культовым журналом: я его, наверное, открывал, но никакого впечатления он на меня не производил. Не уверен, что сейчас журнал имел бы смысл: любительская фотография органично существует в интернете на фейсбуке и фликре, а для осознанного фотолюбительства есть разнообразные зины. Мне кажется, совершенно бессмысленно создавать еще и печатный орган — но при этом я с большим уважением отношусь к журналу «Искусство». Им повезло с названием и редколлегией, у которой получаются самые настоящие чудеса»
«В армии я был фотографом и у меня была подшивка «Советского фото» за много-много лет, которую я тщательнейшим образом изучал. Что касается нового журнала, главное — это какая в нем будет аналитика: дело не в фотографиях, а в разговорах про них — если будут умные разговоры, то такой журнал будет полезен, и я сам буду его читать. А это немало».
«В последние годы существования издания профессиональное сообщество не очень жаловало «Советское фото», потому что на страницах журнала стало появляться больше любительских фотографий, нежели работ профессионалов. Да и зачем нужно издавать журнал по сути любительской фотографии, когда есть такие ресурсы, как фликр, photographer.ru?
Мне кажется, что возобновление издания — большая утопия. Если это будет журнал любительской фотографии, тогда непонятно, почему он будет издаваться под лозунгом «Советское фото». Если организаторы будут освещать современную проблематику, то странно выводить ее в дискуссионное поле под этой концепцией. Если журнал останется таким же более любительским, каким он был во время своего закрытия, то я не понимаю, зачем возобновлять печатную версию, если все есть в интернете».
«Для кого будет этот журнал? В мире пресса умирает. Мы, что, найдем государственные деньги на его финансирование? Хорошо. Если будет талантливая команда — отлично. Но кто будет его покупать, как будет устроена дистрибуция? Все эти вопросы остаются открытыми. Я читала пресс-релиз Прудникова: он пытается сделать что-то хорошее, но у меня есть большие сомнения. Однажды, лет пять-шесть назад, у нас была попытка восстановить фотографический журнал в частном порядке. Но, к сожалению, она оказалась крайне неудачной, потому что не было людей, которые могли бы это сделать качественно. Я сомневаюсь, что человек, который взялся за это из любви к фотографии, продолжил бы финансирование идеи. Это стоит больших денег, а доход и выход был минимальным. И это притом что сегодня в России много кто любит фотографию — но почему-то нет фотографической прессы. А я в такой ситуации сначала постаралась бы понять, почему у людей это не получается: умный человек смотрит, куда дует ветер, и исходя из этого, выстраивает свой дальнейший путь. Конечно, всегда есть надежда на гениев, которые смогут идти против ветра, но современные условия просто не соответствуют тем обстоятельствам, в которых можно было бы создать или возродить журнал по фотографии. Хорошая импортная бумага стоит дорого, отечественное производство в этой отрасли у нас не развито».
Подробнее на Афише
расскажите друзьям
теги
фотография
люди
Сергей МаксимишинОльга СвибловаЛариса ГринбергЮрий ПальминВиктор Соколов
Советское фото | Советские фотоаппараты
Советское фото
Советские фотоаппараты
07/12/2013 16:39
В раздел Совфото-1959 выложен номер Советского фото за август 1959 года.
Из примечательного в номере:
- Статья о производстве фотоаппаратов «Старт»
- Статья о фотоаппарате «Комета», который вероятно был произведен всего в двух экземплярах. Может быть так и есть, по крайней мере мне встречались изображения всего двух камер, одна с объективом «Меркурий-1» № 27 (как в этом номере Советского фото), а вторая с таким же объективом, но с №26 (см. стр.138 The Authentic guide to russian and soviet cameras. J.L.Princelle) На фотографии в Советском фото, именно тот экземпляр, который был представлен на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года (Expo 58).
06/03/2012 19:19
В раздел Совфото-1957 выложен номер журнала «Советское фото» за август 1957 года.
15/02/2012 16:06
В раздел Совфото-1958 выложены номера Советского фото за март и май 1958 года.
06/02/2012 12:27
В раздел Совфото-до 1941 выложен № 7 журнала «Советское фото» 1927 года.
Номер отсканирован и любезно предоставлен А.М.
01/08/2011 12:51
В раздел Совфото-до 1941 выложены номера журнала «Советское фото» №5 и №6 1927 года
Номера отсканированы и любезно предоставлены А. М.
27/07/2011 12:05
В раздел Совфото-до 1941 выложен № 3 журнала «Советское фото» 1927 года.
Номер отсканирован и любезно предоставлен А.М.
25/07/2011 10:26
В раздел Совфото-до 1941 выложен № 2 журнала «Советское фото» 1927 года.
Номер отсканирован и любезно предоставлен А.М.
22/07/2011 13:24
В раздел Совфото-до 1941 выложены номера журнала «Советское фото» изданные до 1941 года, а именно № 1 1927 года (это второй год издания вообще) и №№ 13-14 1931 года.
Номера отсканированы и любезно предоставлены А.М.
21/07/2011 12:36
В раздел Совфото-1957 выложен номер журнала «Советское фото» за май 1957 года.
Дедушка справа это Климент Ворошилов, если кто не узнал.
19/07/2011 15:07
В раздел Совфото-1957 выложен номер журнала «Советское фото» за апрель 1957 года.
18/07/2011 13:27
В раздел Совфото-1957 выложен номер журнала «Советское фото» за март 1957 года.
17/04/2011 14:18
В раздел Советское фото-1960 выложен номер за апрель 1960 года. Отдельно из этого номера выложена статья М.Яковлева по ремонту центрального затвора «Момент-23С» фотоаппарата «Москва» (формат pdf) в разделе Книги-Ремонт. Сканы статьи по ссылке ниже.
Далее…
14/04/2011 09:24
В раздел Советское фото-1960 выложен номер за сентябрь 1960 года.
09/04/2011 20:40
В раздел Советское фото-1960 выложены номера за ноябрь и декабрь 1960 года.
31/03/2011 17:04
В раздел Советское фото-1957 выложены номера за январь и февраль 1957 года.
27/09/2010 12:29
Выложены очередные номера «Советского фото», соответственно в разделах:
апрель 1963 года — Советское фото-1963
ноябрь 1965 года — Советское фото-1965
январь 1974 года — Советское фото-1974
ноябрь 1977 года — Советское фото-1977
11/08/2010 12:11
Выложены номера «Советского фото» за июль 1960 и 1961 годов. Соответственно в разделах Советское фото-1960 и Советское фото-1961.
04/06/2010 14:31
В раздел Советское фото-1960 выложен номер за март 1960 года.
Из интересного в номере статья по ремонту и юстировке фотоаппарата Москва-5 и статья с информацией о боксах для подводной фотосъемки (об этом см.новости выше).
24/05/2010 16:12
В раздел Советское фото выложены майские номера за 1963, 1972 и 1976 года.
13/12/2009 13:11
В раздел Советское фото-1965 выложены номера 6 и 7 1965 года.
12/12/2009 23:02
Выложены номера Советского фото за июнь 1957 года и август 1958 года.
Соответственно в разделах Советское фото-1957 и Советское фото-1958.
23/10/2009 12:10
Выложены номера 6 и 7 1978 года, в раздел Советское фото-1978 и номер 10 1976 года в раздел Советское фото-1976.
24/09/2009 13:33
Выложен номер 4 за 1958 год, в раздел Советское фото-1958.
22/09/2009 20:01
Выложен номер 11 за 1958 год, в раздел Советское фото-1958.
30/07/2009 19:27
Выложен номер 1 за 1959 год, в раздел Советское фото-1959.
11/07/2009 00:11
Я разделяю все выпуски журнала «Советское фото» условно по трем периодам: довоенные выпуски, возобновленный послевоенный выпуск (1957-1959 гг) и все остальные выпуски (1960-1991 гг). Самыми удачными (по формату), на мой взгляд были журналы Советского фото, вышедшие в 50-ых годах прошлого столетия. К сожалению, этот формат продержался недолго, с 1960 года объем журнала с 85 страниц упал до 40, т.е. практически в два раза, изменилась типографика и стало заметно больше формальных материалов. Для наглядного сравнения в раздел Советское фото выложены два номера 1957 и 1958 года.
18/06/2009 20:37
Выложен номер 8 за 1976 год в раздел Советское фото — 1976.
Из интересного в номере:
▪ Статья А.Сырова в разделе Из истории отечественного аппаратостроения «Двойные фотоаппараты»
Далее…
21/05/2009 19:26
Выложен номер 2 за 1967 год в раздел Советское фото — 1967.
Из интересного в номере:
- Статья Л.Волкова-Ланнит «А.М.Родченко — фоторепортер»
- Статья о новой панорамной фотокамере «Горизонт»
11/05/2009 18:36
К нашему великому празднику — Дню Победы, выложен майский номер за 1965 год в раздел Советское фото — 1965.
Автор фотографий на первой и последней странице обложки советский фотокорреспондент Евгений ХалдейДалее…
05/05/2009 20:47
Выложен номер 2 за 1975 год в раздел Советское фото — 1975. В рубрике «техника фотографии» описываются перспективные фотоаппараты Зенит-16 и Киев-15 (на тот момент, конечно же), да и просто фотографии номера хорошие, «светлые», эх, ушедшая романтика 70ых, уже прошлого века.
03/05/2009 17:49
Выложен номер 1 журнала Советское фото за 1961 год в раздел Советское фото — 1961. Из полезного в номере статья о юстировке фотоаппаратов Зенит и Старт.
Мнение | Вспоминая жизнь в Советском Союзе, по одной семейной фотографии
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета
Мнение
Мнение
Ольга Шевченко и Оксана Саркисова
- 90 014 27.12.2017
Когда вы смотрите на старые семейные фотографии, что вы видите? Какие воспоминания, мысли и ассоциации будоражат, а что остается скрытым от глаз?
Около 10 лет мы путешествовали по России, чтобы увидеть и поговорить о семейных фотографиях советских времен и воспоминаниях, которые они вызывают. Многие россияне, щедро делившиеся своими альбомами и воспоминаниями, увидели ностальгическую запись более счастливых времен. Фотографии напоминали им о безопасности, социальной защите и оптимизме в отношении будущего, которые у многих ассоциируются с советским периодом.
Эта фотография солдат была изменена путем вырезания части, которая, вероятно, содержала изображение товарища, павшего жертвой чистки. Такие переделанные изображения часто можно найти в советских семейных архивах. Фото… Коллекция Ольги Шевченко и Оксаны Саркисовой«Она была уборщицей, моя тетя, и ее всегда бесплатно отправляли на Черное море», — пенсионерка из В Петербурге прокомментировали одну фотографию, многозначительно добавив: «А теперь говорят, что при Сталине люди жили плохо».
«Я помню о советских временах только хорошее», — вспоминает пенсионерка с юга России. «Вроде бы ничего не было, а у нас было все».
Бывшая директор школы, листая фотоотчет о своих студенческих годах в начале 1950-х годов, сказала: «Я помню энтузиазм. Все хотели участвовать в добровольных строительных отрядах; был такой патриотизм».
Слайд 1 из 11
1/11
Тяжелые потери Второй мировой войны оставили целое поколение советских детей, воспитанных женщинами в одиночку. Дерево, стоящее за этой семьей – не рождественская елка. В официально атеистические советские времена такими елками встречали Новый год.
Credit…Коллекция Ольги Шевченко и Оксаны СаркисовойСлайд 1 из 11
1/11
Тяжелые потери Второй мировой войны оставили целое поколение советских детей, воспитанных женщинами в одиночку. Дерево, стоящее за этой семьей – не рождественская елка. В официально атеистические советские времена такими елками встречали Новый год.
Credit…Коллекция Ольги Шевченко и Оксаны Саркисовой
Но фотографии более сложны и мощны, чем можно предположить из такой ностальгии. Через несколько часов и много чашек чая в нашем разговоре пожилой директор снова посмотрела на свой юный портрет и увидела в себе нечто другое: кого-то вот-вот посадят в тюрьму, потому что соседка по комнате в колледже донесла на нее властям за политическую шутку. Тогда ей было всего 22 года, и ее сняли с поезда, идущего домой, во время зимних каникул. Ее допросили и приговорили к 10 месяцам лишения свободы. Ее срок сократили после смерти Сталина через несколько месяцев, и она была освобождена — при условии, что она будет хранить молчание, давая возможность своей соседке по комнате продолжать доносить на других.
— Раньше я была такой болтушкой, — сказала она. «Я доверял людям. Этот опыт полностью преобразил меня, вывернул наизнанку. Я полностью закрылся от людей. Но я никому ни слова об этом не сказала, — призналась она, заметно потрясенная. — Не знаю, как ты умудрился меня заболтать, — прибавила она, поспешно заканчивая разговор.
Хотя не каждая биография содержит подобную травму, истории советского времени с опытом государственного насилия нередки, и внимательный взгляд может найти следы такого опыта на семейных фотографиях. Мы видели фотографии 19с 30-х по 1950-е годы, когда отдельные лица были замазаны тушью или вырезаны, чтобы удалить следы знакомства с людьми, которых объявили врагами государства.
Обнаружение такой фотографии кажется жутким, потому что в большинстве случаев не остается живых свидетелей, которые могли бы рассказать подробности ее истории или личность отсутствующего человека. Действительно, умение «читать» государственное насилие по этим фотографиям разнится от поколения к поколению. Пожилые русские часто выражают уверенность в том, что вызвало порчу (хотя многие умалчивают о деталях). Их дети, возможно, слышали достаточно, чтобы догадываться, но могут мало знать о пропавшем человеке. Самые молодые члены семьи, с которыми мы встречались, чаще всего предлагали невинные объяснения порчи: возможно, несчастный случай или ссора.
Но на каждую фотографию, испорченную страхом, приходятся тысячи, не несущие никаких следов модификации. Конечно, это вряд ли мешает им быть загадочными: какая деталь биографии не показана? Каково значение объекта или человека в поле зрения? Какие семейные связи были затемнены? Фотографии часто отображают детали, не соответствующие общепринятым версиям прошлого семьи. Но чтобы заметить их, нужно знать, куда смотреть — какие объекты или фоны могут рассказать свою историю. В отечественной фотографии, как и в антропологии, действует поговорка: «Племя расскажет тебе свои секреты, если ты уже знаешь секреты племени».
Пример. Женщина по имени Алина вспоминала, как в юности видела дореволюционную семейную фотографию своих прадедов и прадедов, одетых в лучшие воскресные наряды, что означало, что они были богаты: «Это был большая крестьянская семья, человек 10-15, мужчины все в куртках, в хороших кожаных сапогах», — сказала она. «Женщины, даже девочки 3-5 лет, носят ряды и ряды бус». В 1930 году эти люди рассеются по России, чтобы никогда больше не увидеть друг друга, но эта женщина никогда не слышала, чтобы ее семья обсуждала обстоятельства. Алина предположила, что старшие были раскулачены как «кулаки» — крестьяне, которых считали богатыми, что делало их потенциально нелояльными, — и что их дети бежали в города. Ее отец, сотрудник службы безопасности, всегда избегал этой темы. Фотография сгорела в огне, и теперь спросить не у кого. Безмолвный образ остается только в ее сознании.
Феодосия в Крыму была и остается популярным направлением круглогодичного туризма и лечебных поездок. Эти женщины, вероятно, были там в поездке, оплачиваемой их работой. Кредит… Коллекция Ольги Шевченко и Оксаны СаркисовойБольшинство советских граждан не умели говорить о том, как их семейные истории отклоняются от образцовой биографии рабочего класса. Многие предприняли то, что можно было назвать «чисткой» своих семейных архивов, чтобы привести визуальное повествование в соответствие с тем, что можно было безопасно раскрыть без риска последствий. Альбомы сегодня все еще обнаруживают отсутствие, которое предупреждает зрителя о том, что история, которую он видит, в лучшем случае неполная.
Может показаться заманчивым оплакивать такие переделки альбомов, но упущения, возможно, являются лучшим визуальным проявлением структурированного молчания, которое продолжает преследовать советское прошлое. Они заставляют нас спрашивать о тех частях истории, которые все еще отсутствуют.
Справедливости ради рискнем также предположить, что американские семейные альбомы отличаются от советских не только тем, что в них скорее цвет конца ХХ века. Они также с меньшей вероятностью будут содержать видимые шрамы, которые могли бы напомнить зрителям, что эти фотографии прошлого тоже многое упускают. Случайному наблюдателю было бы трудно найти в этих альбомах признаки семейного конфликта, насилия или повседневного расизма, если бы он не умел их искать. Таким образом, по-своему они создают обманчиво радужное представление о жизни в Соединенных Штатах, слишком беззаботное и добродетельное, чтобы быть полностью правдой.
Возможно, еще не поздно узнать цену таких избирательных воспоминаний. Или, как сказал французский антрополог Марк Оже: «Скажи мне, что ты забыл, и я скажу тебе, кто ты».
Советские коллекции СКРСС — Фотобиблиотека
О коллекциях фотографий
Фотобиблиотека SCRSS содержит более 60 000 изображений, охватывающих все аспекты общественной и культурной жизни в России и на постсоветском пространстве. Союз с до 1917 по настоящее время. Он предлагает бесценный визуальный ресурс для издателей, исследователей изображений, дизайнеров и драматургов студентов, и поддерживается превосходным SCRSS Библиотека и архив.
Фотобиблиотека SCRSS была создана в 1943 году, когда Великобритания и Советский Союз были союзниками в борьбе с нацизмом. Война породила целую плеяду блестящих советских военных фотографов. чьи картины были отправлены в Общество для использования на выставках и мероприятия по сбору средств для поддержки военных действий. В послевоенное время лет в фотобиблиотеку ГЦССБ продолжали поступать фотографии Советского Союза по всем аспектам советской жизни. Он рос дальше с пожертвованием важных Сисели Осмонд и Хантли Картер Коллекции, охватывающие 1920-30 лет. Он также включает в себя Общество собственные фоторепортажи.
Общая фотоколлекция
Общая фотоколлекция SCRSS находится в процессе оцифровки и доступен онлайн через TopFoto на www.topfoto.co.uk.
Общая коллекция охватывает широкий спектр тем. Оно включает образы раннего коллективного земледелия, промышленности, образования и повседневной жизни в новом советском государстве. Есть фотоотчеты ключевых исторических событий и личностей, включая царскую период, русская революция, Великая Отечественная война (Всемирная War II) и первые полеты в космос. Имеется богатый материал по культурной жизни — кино, литература и балет (включая постановку фотографии и портреты ключевых фигур), советские плакаты и спорт. Коллекция также охватывает города, области и республики. бывшего Советского Союза.
Специальные коллекции фотографий
Эти специальные фотоколлекции хранятся в SCRSS. архивы. За исключением фотоархива SCRSS, они полностью оцифрованы, но не доступны онлайн. Общество может предоставлять издателям миниатюры с низким разрешением по электронной почте подбор помощи.
Коллекция Сисели Осмонд
Эта важная коллекция предоставляет подробный визуальный отчет повседневной жизни в Советском Союзе в 1920-30-е годы, с особенно богат материал по советскому образованию и обучению. Находить подробнее о коллекции.
Коллекция Хантли Картер
Эта важная коллекция включает более 300 фотографий, посвященных в советский театр в 1920-х-30-х годов (кадры из театральных постановок, фотопортреты ведущих деятелей советского театра, снимки журналиста Хантли Картера с советскими актерами и режиссерами). Есть также фотографии уличных сцен и новой архитектуры.