Стив маккарри фотограф: «Нерассказанная история» в ММОМА • Интерьер+Дизайн

Содержание

«Нерассказанная история» в ММОМА • Интерьер+Дизайн

Выставка фотографа Стива МакКарри предваряет открытие центра «Эрмитаж — Москва» и станет первым столь масштабным опытом сотрудничества двух институций. Куратор проекта — Дмитрий Озерков, которого ММОМА пригласил год назад, обратившись к Государственному Эрмитажу в Петербурге.

По теме: Фестиваль актуальной фотографии Photobookfest 2018

Стив МакКарри — культовая фигура в современной фотографии. На его счету — десятки обложек журналов, более дюжины опубликованных книг и бесчисленное множество выставок по всему миру. Самая знаменитая фотография Стива называется просто «Афганская девочка».

Стив МакКарри. Шарбат Гула. Афганская девочка. Лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан. 1984

Эта фотография, впервые опубликованная на обложке июньского номера журнала «National Geographic» 1985 года, стала одной из самых узнаваемых и популярных за всю историю журнала.

Он избегает определения «фоторепортер», предпочитая называть себя «наблюдатель». Одна из заметок в блокноте МакКарри содержит неоднозначную, но емкую формулу успешного кадра: «Ты должен попасть в поистине затруднительное положение, чтобы сделать хорошие фотографии».

Стив МакКарри. Продавец цветов на озере Дал. Сринагар, Джамму и Кашмир, Индия. 1996

МакКарри стал первым, кто посмотрел на военный конфликт с «неудобного» ракурса, который не принято показывать в медиа, обсуждать в большой политике. Его фотографии не нуждаются в разъяснении, нерассказанная история каждой из них существует вне времени и пространства, призвана стать соединяющим разные цивилизации и культуры элементом.

Стив Маккарри. Баклан, попавший в нефтяное пятно у берегов Саудовской Аравии, 1991.

МакКарри смело можно считать продолжателем традиций классической фотографии ХХ века: его снимки помогают человеку лучше узнать окружающий мир и понять самого себя.

Стив Маккарри. Паломник в монастыре Дранго. Кхам, Тибет, 1999. Стив Маккарри. Монахи на Золотой скале. Кьяикто, Мьянма, 1994.

«Нерассказанная история» в ММОМА представит зрителям не только работы из коллекции одного из крупнейших художественных музеев мира, но и архивные материалы из студии Стива МакКарри. Генеральным партнером проекта стала компания BMW Group Russia. В рамках выставки ММОМА и сеть винотек SimpleWine запустили акцию «Вина с обложки». Первая тысяча ценителей художественных винных этикеток получит сертификат на посещение выставки и сумку, выпущенную ограниченным тиражом. Акция действует с 3 июля во всех винотеках SimpleWine в Москве.

Фотограф Стив Маккарри.

• Выставка фотографа Стива МакКарри «Нерассказанная история», ММОМА на Гоголевском бульваре, с 4 июля по 2 сентября 2018.

 

Фотограф Стив МакКарри (Steve McCurry)

Стив МакКарри (Steve McCurry) – фотограф, известный во всем мире. Он автор поистине шедевра современного фотографического искусства – снимка, ставшего самой узнаваемой обложкой в  более чем столетней истории популярнейшего журнала National Geographic. Речь идет о снимке, который называется «афганская девочка». Эта фотография известна, наверное, всем – и простым людям в разных странах, и фотографам-профессионалам. Множество работ Стива МакКарри восхищают зрителей своей правдивостью и пронзительностью. Его фотографии стали знаковыми в истории документальной фотографии и фотожурналистики.

Этому фотографу-документалисту удалось стать известным во всех странах мира. Его снимки вдохновляли и продолжают вдохновлять и волновать сердца людей. Они оставляют в их душах неизгладимое впечатление на долгие годы.

Более тридцати лет Стив МакКарри увлеченно работает в фотографии, в жанре фоторепортажа. За долгие  годы он накопил грандиозный опыт в этой профессии и стал поистине одним из величайших фотографов планеты нашего времени.

Стив МакКарри родился в США, в штате Пенсильвания, в Филадельфии. В молодости он обучался в  Пенсильванском университете, где получил образование по искусству кино. Ещё в годы учебы он начал печататься в местных газетах, где впоследствии несколько лет проработал как внештатный сотрудник. Но вскоре работа в родной стране молодого фотографа и журналиста устраивать перестала, и он задумал отправиться в Индию. Взяв с собой лишь самое необходимое – рюкзак с одеждой, фотоаппарат и коробки с фотоплёнкой, он уехал в эту далекую от Америки страну с целью исследовать её сквозь призму фотографии, показать миру жизнь ее народа.

В Индии Стив провел несколько месяцев. После этого он перебрался через пакистанскую границу, а уже из Пакистана добрался до Афганистана. Для того, чтобы не выделяться из людской толпы и быть не особенно приметным на улицах городов, он отрастил бороду и немного изменил свой внешний вид. Как раз в это время им были сделаны первые снимки афганской войны, которые для МакКарри и стали стартом в мир реалистического, жесткого фоторепортажа. С той поры этот жанр можно назвать для этого  американского  фотографа  доминирующим в его творчестве.

Работы Стива в жанре фотодокументалистики, да и не только в нем, поистине уникальны. Созданные им реалистические портреты разных людей, живущих в различных  уголках планеты, стали знаковыми, превратились в своего рода символы. Чем же работы Стива МакКарри отличаются от работ других фотодокументалистов и фотохудожников?

Первое, о чем хочется сказать – это, наверное, о том, что МакКарри существенно сократил разрыв,  который существует между жестким, реалистичным фоторепортажем и художественной фотографией. В его работах гармонично и органично сливается и то и другое.

Работам Стива не нужны никакие пояснения. Согласитесь, к работам, сделанным на таком высоком профессиональном уровне, нет нужды прилагать какое-то описание. Они сразу понятны всем людям во всех странах мира, независимо от сословия и образования.

Цвет в фотографиях МакКарри несет особую, дополнительную нагрузку. Искусствоведы и критики, исследующие искусство фотографии, съемку в цвете считают намного более сложным делом, чем черно-белую фотографию. В работах Стива цвету отдана одна из важных ролей. Он определяет настроение его фотографий и репортажей в целом. Цвет —  пожалуй, одна из важных составляющих  его работ.

Те объекты, которые снимает Стив, то, что попадает в границы его кадров, поднимает его работы на высочайший уровень. Это происходит, наверное, потому, что фотограф досконально изучил классическое изобразительное искусство. А может быть этому можно найти и другое объяснение: МакКарри создает свои фотоработы естественным, интуитивным образом, не задумываясь над теорией, как и многие выдающиеся мастера в других видах искусств. Но, тем не менее, его снимки можно смело назвать классикой фотографии. В них

А ещё Стив МакКарри — великолепный наблюдатель. Он может и умеет великолепно разглядеть всё то, что попадет в поле его зрения. Это одно из уникальнейших свойств этого замечательного фотографа. Именно выбор объекта съемки чаще всего и приводит его снимки к такому выдающемуся успеху.

Кроме всего прочего, Стив МакКарри прекрасно изучил жанр уличной фотографии. Его учителями в этой работе можно назвать таких великих мастеров фотографического искусства, как Анри Картье-Брессон и многих других фотографов разных времен и стран. Но многое в этот жанр привнес и сам МакКарри. Его отличительная черта как уличного фотографа – это легкость и красивость изображения.

И ещё одна особенность Стива Мак-Кари – это его неугасающая десятилетиями трудоспособность. Стив работает много и упорно. Его задор, увлеченность работой и в зрелые годы мастера остались такими же, какими они были в начале его фотографической карьеры, в начале пути в мире фотографии, пути к успеху.

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри / Magnum Photos

Стив МакКарри в Chautauqua Institution Photo Week

Что говорит мастер о  работе фотографа

Если вы хотите стать успешным фотографом, прежде всего вам нужно выйти из собственного дома.

Для успешной творческой работы любому фотографу нужно выработать собственный стиль. Мне приходится фотографировать по заказу, и поэтому мои работы должны быть согласованы с теми, кто является их заказчиком. Но, тем не менее, каждая фотография должна быть индивидуальной в своем роде, она должна выражать собственные чувства, стоять на своем, только для нее предназначенном  месте.

Я очень много снимаю различных людей. Пожалуй, все мое творчество основано на их фотографировании. Я люблю наблюдать за человеком и стараюсь уловить тот мимолетный,  единственный момент, когда его душа на секунду выглянет наружу. В этот момент вся жизнь этого человека будет написана в его глазах, на его лице.

Главное в моей профессии, в моей жизни – это бродить по миру и наблюдать за тем, что в нем происходит. Моя фотокамера в этом случае – это мой паспорт. Фотография – это одно из самых действенных видов искусства. Фотографии не нужны границы. Ни географические, ни языковые. Фотография способна остановить во времени уникальнейшие моменты всего того, что происходит в мире вокруг нас. 

Стив МакКарри. Человеческие драмы и фантастический мир востока

Он побывал в самых опасных и красивых местах планеты, чтобы собрать яркие впечатления в свою фотоколлекцию. Его стиль неизменен, а под прицелом его фотоаппарата – весь мир без границ: Индия, Афганистан, Ирак, Йемен, Ливан, Пакистан, Тибет, Бирма, Югославия, Камбоджа, Филиппины, Африка. Его «Афганскую девочку» узнают с первого взгляда. Другие снимки – незаслуженно малоизвестны, но так же прекрасны, благодаря своей искренности, непостановочности и внутреннему содержанию.

Его зовут Стив МакКарри (Steve McCurry). Он запечатлевает мгновения счастья, экстаза и тихой радости. Передаёт горести непростой жизни и печать немого стоицизма. Находит трепет «легкого дыхания», биение дикого жизнелюбия, отражение любви во взгляде и паутинке тонких морщин. За каждой фотографией – драматичная, самобытная судьба человека и фантастический мир вокруг. Иррациональность, страсти, опыт внутренней жизни раскрываются на фоне суровых реалий и привычных житейских ситуаций.

 

Этот никому не известный молодой фоторепортер-любитель из маленькой местной газеты стал культовым фотографом в какое-то мгновенье. Только что он ‒ экс-студент с престижным, но непрактичным театральным образованием, и вдруг его фотографии попадают в крупнейшие журналы и оказываются на обложке National Geographic. Он выигрывает золотую медаль Роберта Капы как лучший зарубежный фоторепортер. Он становится «законодателем мод» в мире фотографии, у него появляется толпа поклонников, учеников и эпигонов. Про него пишут статьи, а его работы публикуют в числе ста лучших фотокадров. Как и почему это случилось?

Переломный момент наступил после четырех лет размеренной, умиротворенной и ничем не примечательной жизни. В 28 лет Стив МакКарри бросил все и отправился в свое первое самостоятельное путешествие. Скромные сбережения ушли на 300 катушек пленки, которую он вшил в одежду и тайно провез буквально на себе. Он направился в Индию. Без денег, знания языка и культуры это стало для него настоящим испытанием. После комфортной жизни в цивилизованной Америке его ждали временные пристанища и постоянный риск для здоровья и жизни.

 

 
Жизнь среди войны

Дальше маршрут ведет через афгано-пакистанскую границу, прямо в горячую точку – туда, где разгоралась Афганская война. МакКарри едет туда, не зная дороги, на свой страх и риск, чтобы сделать репортаж. Он нелегально пересекает границу и проводит в зоне боевых действий две недели. Здесь каждый день умирают люди, и сам фотограф на волоске от смерти. Стив беспокоится не столько за себя, сколько за возможную потерю или конфискацию отснятого материала. Только чудом он добирается до Пакистана живым и с готовым фоторепортажем.

После этого Стива МакКарри приглашают на работу в National Geographic. Он продолжает ездить по Востоку и снимает жизнь и смерть в Афганистане, Ираке, Йемене, Камбодже, Бейруте, Бирме, на Филлипинах и Тибете, а также в Балканских странах. Стив делает фоторепортажи международных конфликтов: Ирано-иракскую войну, гражданскую войну в Ливане, войну в Персидском заливе и в Афганистане. Он не понаслышке знает звук автоматных очередей, разрывающихся бомб и минометных снарядов. Фотограф пережил авиакатастрофу, плен, пытки, избиения, но это его не остановило.
 
История великой фотографии: лучшее творение Стива МакКарри

Представьте себе лагерь пуштунских беженцев недалеко от советской границы. Фотограф приходит в местную начальную школу и получает редкую возможность запечатлеть лица афганских девушек (обычно они спрятаны под паранджой). Среди толпы детей – девочка по имени Шарбат Гула, что означает «цветочный щербет». Она выглядит взрослой (дети здесь взрослеют рано), хотя ей нет и четырнадцати.

 

Неудивительно: под бомбежкой погибли ее родители, и был разрушен дом. Две недели она без еды и теплой одежды переходила заснеженный перевал. Однако от пережитых горестей она как будто стала только красивее и сильнее. Ее дикие, пронзительные глаза цвета морской волны направлены прямо в объектив, они завораживают и приковывают к себе внимание. Во взгляде собрались воедино боль, решительность и достоинство.

«Афганская девочка» (Afghan girl) – самая известная фотография в истории журнала National Geographic. Она стала символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру.
 
Пересекая границы: фотопутешествие по всему свету

МакКарри дает нам возможность перенестись в те далекие, самобытные, увлекательные места, в которых побывал сам. Пейзажи и люди настолько «живые», будто это канал трансляции с места событий. Глядя на них, мы мысленно пересекаем границы и забываем о времени и пространстве, которое нас разделяет. Фотограф делает невозможное – передает состояние и атмосферу. Как? Никто не знает.

 

МакКарри делает коллекцию портретов людей из стран с диаметрально противоположными культурными и религиозными традициями.

Он вскрывает целые культурные пласты человеческой цивилизации – Восток во всех его проявлениях: драматичных, забавных, прекрасных, наполненных эмоциями. Праздник и рождение жизни соседствует с войной и смертью. Роскошные дворцы – с нищетой и простой повседневностью. Невозмутимые горные пики – с городами-муравейниками. Люди едят, рыбачат, играют, работают и молятся. И чем экзотичнее обстановка и ярче культурные отличия – тем яснее, что на самом деле они очень похожи.

Его фотографиями можно просто любоваться, а можно пытаться заглянуть глубже и увидеть за ними человеческие истории. Личное раскрывается на фоне глобального – и непонятно, что важнее и значимей. Эмпатичный наблюдатель осознает бесконечное разнообразие мира вокруг и свою сопричастность ему.

Фотограф Стив МакКарри. Портретисты XX века

У Стива МакКарри много замечательных фотографий, он по праву считается одним из лучших фотожурналистов нашего времени. Тем не менее, многие любители фотоискусства знают его как автора одной единственной фотографии.

Самое главное — быть предельно внимательным к человеку, серьезным и последовательным в своих намерениях, именно тогда снимок будет наиболее искренним. Я очень люблю наблюдать за людьми. Мне кажется, что лицо человека иногда может рассказать очень многое. Каждая из моих фотографий — это не просто эпизод из жизни, это ее квинтэссенция, вся ее история.

Стив МакКарри (Steve McCurry) родился в 1950 году в Филадельфии. Он увлекся фотографией во время обучения в университете штата Пенсильвания на кинематографическом факультете и студенческая газета «The Daily Collegian» охотно печатала снимки молодого фоторепортера-любителя. В 1974 году он закончил с отличием университет, получил диплом по специальности «Театральное искусство» и … устроился фотографом в местную газету. Более чем престижное образование мало помогло Стиву в профессии фотожурналиста; он прокладывал себе путь к вершинам мастерства методом проб и ошибок, стараясь по мере возможности учиться у своих предшественников. «В становлении меня как фотографа большую роль сыграло творчество Анри Картье-Брессона», – вспоминал он, – «Кроме того, я тщательно изучал книги таких мастеров, как Доротея Ланг и Уолкер Эванс». 

Молодому человеку не сиделось на месте: тихие ненасыщенные событиями будни его родной страны в середине 1970-х годов казались ему скучными и банальными – да они по большей части такими и были. В 1978 году, скопив немного денег, Стив купил 300 катушек пленки и отправился в Индию. Это было настоящим испытанием: он не имел никакой финансовой поддержки, ночевал в самых дешевых отелях, недоедал, рисковал зачастую не только здоровьем, но и жизнью. 

В 1979 году все еще в статусе «свободного художника» или другими словами частного лица он отправился в Афганистан с целью сделать репортаж о столкновении отрядов повстанцев с правительственными войсками. «Я очень беспокоился: ведь мне предстояло нелегально перейти границу и попасть в зону боевых действий», – рассказывал он, – «Но я взял себя в руки и пошел. Я провел на линии фронта две недели. А когда пришло время возвращаться, опять пришлось понервничать – я боялся, что мои пленки конфискуют на границе». С большим риском, зашив пленки в тюрбан, носки и даже в нижнее белье, он вернулся в Пакистан. Несколько фотографий попало на страницы «The New York Times», но особого внимания они не привлекли – события в маленькой азиатской стране тогда мало кого интересовали. 

Через несколько месяцев после описываемых событий началась советско-афганская война и ситуация кардинальным образом изменилась: судьба вчера еще никому ненужного народа заинтересовала не только политических деятелей, но и «среднестатистическую американскую домохозяйку». И тут оказалось, что не одно из западных агентств не обладает актуальными фотографиями из Афганистана. «Неожиданно ведущие журналы по всему миру – «Paris Match», «Stern», «Time», «Newsweek» и «LIFE» – начали печатать мои фотографии», – вспоминал МакКарри, – «Вскоре меня пригасили в «Time»; проработав там несколько месяцев, я перешел в «National Geographic»». 

С тех пор он неоднократно бывал в Афганистане, зачастую рискуя жизнью: «… Мой след теряли в 1980-м и 1988-м в Афганистане. Думали, что я погиб», – рассказывал он в интервью. В 1992 году он в очередной раз приехал в Кабул, который в это время был под властью талибов. В два часа ночи в гостиницу, в которой он остановился (кстати сказать, он был единственным постояльцем) ворвались вооруженные люди. Услышав стук, МакКарри открыл дверь, а сам заперся в ванной. Незваные гости обыскали номер и украли все сколько-нибудь ценные вещи. «К счастью, оборудование, деньги и документы не нашли, я их спрятал в надежном месте», – делился своей радостью фотограф. 

А ведь к этому нужно добавить проблемы с провозом оборудования и материалов через границу, нежелание многих фотографируемых служить моделями для иноземцев, естественную озлобленность людей в зонах конфликтов, стремление власть имущих «не выносить сор из избы» и так далее и тому подобное. Да мало ли какие еще проблемы могут возникнуть в незнакомой стране у человека, который по меткому выражению Эллиотта Эрвитта «вооружен только надеждами и амбициями»? В непосредственной близости от него звучали автоматные очереди, падали бомбы, разрывались минометные снаряды, он попадал в авиакатастрофу, его били, пытались утопить, брали в заложники … Ситуаций, в которых Стив МакКарри был между жизнью и смертью, слишком много чтобы о них рассказать в короткой статье, он вполне достоин стать героем приключенческого романа – осталось дело за писателем. 

В одном интервью МакКарри сказал, что не чувствует себя знаменитостью, потому что обычно «люди узнают фотографию, а не ее автора». Тем не менее, с середины 1980-х годов он был уже достаточно известен, ему больше не приходилось голодать и ночевать в трущобах. Некоторые из его работ – особенно портрет Шарбат Гулы, о котором речь пойдет ниже – стали знаменитыми на весь мир фотоиконами. В 1986 году он стал кандидатом в члены знаменитого фотоагентства «Magnum Photos», а в 1991 году – его действительным членом. И он совсем не потерялся среди блистательной череды фотографов и журналистов агентства! Он получил множество престижных наград как у себя на родине, так и далеко за ее пределами, несколько раз был признан «Лучшим фотокорреспондентом года» по версии различных журналов и ассоциаций. Кроме прочего он получил высшую награду военного фотографа – золотую медаль Роберта Капы за «лучший фоторепортаж из-за рубежа, потребовавший исключительной храбрости и инициативы». 

Свою первую книгу «Имперский путь» («The Imperial Way») Стив МакКарри издал в 1985 году. За ней последовали «Муссон» («Monsoon», 1988), «Портреты» («Portraits», 1999), «Южный юго-восток» («South Southeast», 2000), «Святилище» («Sanctuary», 2002), «Путь к Будде: тибетское паломничество» («The Path to Buddha: A Tibetan Pilgrimage», 2003), «Стив МакКарри» («Steve McCurry», 2005), «Взгляд на восток» («Looking East», 2006), «В тени гор» («In the Shadow of Mountains», 2007). Последний на сегодняшний день фотоальбом «Незащищенный момент» («The Unguarded Moment») вышел в 2009 году. 

Стив МакКарри обладает удивительной способностью всегда (по крайней мере, гораздо чаще, чем это следует из теории вероятности) оказываться в нужное время в нужном месте. Он удивительно удачлив – правда здесь следует помнить, что удачей для фотожурналиста обычно служат несчастья других людей или даже целых народов. Мы уже видели, как сказалось на его карьере нападение СССР на Афганистан. Но «главная удача» поджидала фотожурналиста дома. 

Весь август 2001 года Стив МакКарри провел в Азии и вернулся в Нью-Йорк только 10 сентября. На следующий день он проснулся очень рано и чувствовал себя препогано – сказывалась смена часовых поясов. Позднее ему позвонила мать его помощника: «Посмотри в окно», – закричала она в трубку, – «горит Всемирный Торговый Центр». «Сначала я не поверил своим глазам», – вспоминал фотограф, – «Но уже в следующие мгновение схватил сумку с аппаратурой и помчался на крышу дома». Отсняв несколько пленок, он понял, что ему нужно постараться подойти ближе. У него не было возможности получить разрешения на съемку, поэтому пришлось потратить большую часть времени, скрываясь от представителей власти – благо опыта нелегальной работы ему не занимать. МакКарри добрался до Ground Zero около полудня и снимал пока не кончилась пленка. Но и потом не мог заставить себя уйти, смотрел по сторонам, вероятно «фотографировал без фотоаппарата», стараясь запомнить все происходящее вокруг. В конце концов, усталость взяла свое: Стив МакКарри пошел домой, начиная осознавать, что это по всей вероятности наиболее важный день в его жизни. 

*** 

Для начала заглянем к нему в сумку: 3-4 профессиональных пленочных фотоаппарата Nikon и 6-7 светосильных объективов (фиксов) с различным фокусным расстоянием. Возит он с собой штатив и вспышку, но пользуется ими не часто. Старается иметь как можно больше запасной пленки и расходует ее не жалея – бывали дни когда количество отснятых роликов измерялось десятками. Самыми необходимыми деталями своей амуниции фотограф считает швейцарский армейский нож и набор инструментов Leatherman, которые не раз выручали его в сложных ситуациях. 

Стив МакКарри снимает исключительно на цветную пленку: «Во многом это решение продиктовано рынком», – признается он. Но дело не только в этом, ведь «цвет – это еще одно измерение». МакКарри полагает, хорошая цветная фотография, должна остаться хорошей даже в черно-белом варианте: «Я не хочу, чтобы мои фотографии держались только на свете». Удается ли ему это? Предлагаю читателю самостоятельно провести эксперимент с переводом его фотографий в черно-белый формат, хотя мне кажется, что многие из них вместе с цветом теряют часть своей привлекательности. В полной мере это относиться и к самой известной фотографии МакКарри «Афганская девушка» («Afghan Girl»). 

*** 

У Стива МакКарри много замечательных фотографий, он по праву считается одним из лучших фотожурналистов нашего времени. Все в порядке у него и с художественным вкусом, некоторые его работы могут послужить (и служат) украшением самого взыскательного художественного музея. Тем не менее, многие любители фотоискусства знают его как автора одной единственной фотографии. 

В конце 1984 года Стив МакКарри попал в лагерь афганских беженцев Назир-Багх под Пешаваром (Пакистан). Ему разрешили фотографировать в школе, в том числе в классе для девочек. Позже он вспоминал, что заметил Ее сразу, но, почувствовав ее смущение и растерянность, подошел к ней в последнюю очередь. Девочка разрешила себя сфотографировать, чем он не преминул воспользоваться. Ему и в голову не пришло записать или даже спросить ее имя, она была для него одной из тысяч детей войны: «Я не думал, что эта фотография будем чем-то отличаться от многих других снимков, которые я в тот день сделал», – признавался фотограф позднее. 

Но она отличалась. В июне 1985 года фотография появилась на обложке «National Geographic» и сразу после этого стала символом борьбы афганского народа за независимость. За 20 с небольшим лет прошедших с первой публикации «Афганская девушка» стала одним из самых узнаваемых фотообразов эпохи. Фотография была растиражирована другими журналами, появлялась на открытках и плакатах, на спинах борцов за мир в виде татуировки и так далее и тому подобное. Она была включена в сотню лучших фотографий по версии Национального Географического общества США, в конце 1990-х годов попала на обложку сборника избранных фотографий «National Geographic». В 2005 году обложка с «Afghan Girl» вошла в десятку «Лучших журнальных обложек за последние 40 лет». 

«Я думаю, что фотография афганской девочки многим нравится благодаря сочетанию нескольких составляющих», – делился своим пониманием причины популярности фотографии ее создатель, – «Во-первых, она очень красива. Во-вторых, ее взгляд завораживает, в нем одновременно чувствуется волнение и решительность, непоколебимость, во всем ее облике сквозит достоинство. Она бедна, но в этой нищете ощущается неподдельное благородство. Оденьте ее на западный манер, и она будет выглядеть подобно большинству членов нашего общества». 

Все это конечно так, но девушек подходящих под это описание не так уж и мало, в том числе и на других фотографиях Стива МакКарри. Между тем, воздействие «Afghan Girl» на зрителя уникально; мне кажется, что его невозможно объяснить словами, лучшее, что здесь можно сделать, это сослаться на таинственную «силу искусства». 

Долгое время судьба героини снимка оставалась неизвестной. Сам фотограф возвращался в Афганистан около двадцати раз, но если он и пытался найти ее, то безуспешно. Наконец в январе 2002 года, через семнадцать лет после первой публикации знаменитой фотографии, администрация «National Geographic» организовала экспедицию для поиска «девушки с зелеными глазами». Они показывали фотографию местным жителям в районе до сих пор действующего лагеря беженцев Назир-Багх, где МакКарри сделал знаменитый снимок. Кто-то узнавал девушку на снимке, но надежда в сердце фотографа сменялась разочарованием после встречи с предполагаемой «моделью». Но, в конце концов, удача им улыбнулась – один из местных жителей узнал ее и обещал привести в лагерь. Это заняло три дня – она жила в горах недалеко от пещер Тора-Бора, которые долгое время служили укрытием для отрядов террористов во главе с Усамой бин Ладеном. Видимо МакКарри не очень надеялся на удачу, но когда молодая женщина вошла в комнату, ему хватило одного взгляда чтобы понять: это она. 

Молодую женщину звали Шарбат Гула (Sharbat Gula, в переводе с афганского – «Цветочный нектар»). В момент второй встречи с МакКарри ей было между 28 и 31 годами, во всяком случае, никто не мог определить ее возраст точнее – даже она сама. В самом начале войны ее родители погибли под советскими бомбами, несколько недель она в составе небольшой группы беженцев пробиралась в Пакистан – через покрытые снегом горы, без теплой одежды, голодная, прячась в пещерах от налетов авиации. В 1984 году Шарбат оказалась в лагере Назир-Багх, где ее и встретил МакКарри. Простая арифметика показывает, что ей было от 11 до 14 лет, хотя она и выглядит старше. Женщина хорошо помнит этот день: тогда ее сфотографировали в первый раз в жизни. Вскоре после этого она вышла замуж, родила четырех дочек, одна из которых умерла в младенчестве. Живут они не богато – муж Шарбат работает в хлебопекарне, зарабатывая менее одного доллара в день! Была ли она когда-либо счастлива? Это кажется весьма сомнительным, уж очень тяжелой была ее жизнь. 

Кажется вполне разумным предположение, что основная, если не единственная причина, по которой они согласились встретиться с фотографом и его спутниками – это надежда как-то улучшить свое благосостояние и дать образование детям. Их надежды оправдались, по крайней мере, частично: «Когда мы начали розыски не было никаких разговоров о деньгах для нее самой или ее семьи», – рассказывал фотограф, – «Однако мы оказали ее мужу и детям необходимую медицинскую помощь. Я купил по ее просьбе швейную машинку, потому что она хотела, чтобы ее дочь выучила какое-нибудь ремесло. Но ничего похожего на оплату за фотографии не было. Однако мне кажется, мы дали ей понять, что мы собираемся предпринять определенные шаги которые изменят ее жизнь к лучшему». Разумеется, швейная машинка не идет ни в какое сравнение с доходами «National Geographic» от продажи образа «Afghan Girl», но для семьи живущей на доллар в день это целое состояние. 

Шарбат Гула не выразила особого восторга знаменитой фотографией, более того ей было абсолютно непонятно, что эти чужеземцы могли в ней найти. Ее очень расстроил тот факт, что кто-то увидел ее в дырявой шали. «Она до сих пор помнит тот день, когда случайно прожгла дырку над печкой», – рассказывал представитель журнала. 

Во время их второй встречи фотографу разрешили сделать еще несколько фотографий Шарбат, которые были напечатаны в «National Geographic», а потом обошли многие издания по всему миру. На одной из фотографий она с открытым лицом постаралась принять ту же позу что и семнадцать лет назад, на другой – на этот раз в парандже – держит в руках свою знаменитую фотографию. Нужно полагать фотосессия далась ей нелегко, ведь ей пришлось позировать перед посторонним мужчиной, показать ему лицо, разговаривать с ним… Конечно все это в присутствии мужа и брата, для которых это мероприятие тоже было нелегким испытанием. 

Напоследок отмечу, что в прессе несколько раз поднимался вопрос о возможной ошибке: дескать, у женщин на фотографиях сильно отличаются верхняя губа, нос, пропорции лица, размеры глаз. Тем не менее, фотограф уверен, что он не ошибся: «Мне не нужно никаких научных доказательств – я и так вижу что эта та самая девушка, которую я фотографировал в 1984 году», – заявлял он, – «Чтобы убедиться посмотрите внимательно на ее шрам на переносице, на родинки, которые не меняются с возрастом, да и ведь следует принимать во внимание ее собственные воспоминания о том что происходило в то утро в 1984 году».

«История, переданная в красках, выглядит более правдоподобной» — Bird In Flight

В Индии и Тибете вы снимали буддистов. Чем они вам были интересны?

Буддизм — что-то вроде шоколадной глазури на пирожном, ведь предметом моего интереса всегда были верующие люди. Какое-то время я снимал людей, исповедующих ислам, индуизм, сикхизм, джайнизм, иудаизм. Но буддисты мне казались привлекательнее других.

Все знают ваш снимок афганской девочки с обложки National Geographic 1985 года, но мало кто слышал о кампании National Geographic и BBC, в ходе которой журналисты через 17 лет отыскали эту девочку и узнали, как сложилась ее жизнь. В этой кампании участвовали и вы. Какие цели вы преследовали?

Когда мы наконец нашли ее — что было большой удачей, — я почувствовал облегчение от того, что она вообще осталась жива. Семнадцать лет этот снимок приносил мне деньги, которые были и ее в какой-то мере. Я думал, что смогу помочь ей и ее семье. После этого фильма я старался поддерживать ее материально.

Я читаю на вашем лице удивление. Что вас удивляет?

Это скорее сомнение, что интерес был только в оказании помощи. Ведь все мы любопытны.

Ну конечно. Она была для нас большой загадкой. Когда в конечном итоге мы поняли, что она жива, всех очень волновало, как она выглядит, как сложилась ее судьба, какая у нее семья.

Она была для нас большой загадкой.

В 2013 году в Москве представляли снятый вами календарь Pirelli. Сложно ли было документальному фотографу участвовать в рекламном проекте?

Нет, это не только не сложно, но и довольно приятно. В съемках участвовали топ-модели, которые были очень артистичны, интеллектуальны, умели подстраиваться под фотографа. Эта съемка была серьезным отклонением от привычного курса Pirelli, руководство которого до этого интересовалось только съемками обнаженной натуры. Модели были в одежде, и мы отбирали не просто красивых женщин, а тех, кто занимается благотворительностью, борется за экологию и так далее. Например, Петра Немцова основала фонд Happy Hearts Fund, который помогает детям-сиротам. То есть это реально были те люди, которые пытаются изменить мир к лучшему.

Какие работы из вашего журналистского прошлого вошли в историю, кроме фото афганской девочки?

В коллекцию Эрмитажа еще вошел снимок, сделанный в Кувейте во время войны в Персидском заливе.

Ваш проект Zero-Ground о событиях 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке не только стал частью коллекции музея, но и его напечатали сразу несколько изданий. Это был заказной материал или ваш личный проект?

Это был мой личный проект, никаких заказов не было. Я живу недалеко от Вашингтон-Сквер-парк, и окна моего офиса выходят на Нижний Манхэттен. 11 сентября я как раз оказался в офисе, когда мне позвонили и сказали, что Всемирный торговый центр в огне. Я сразу отправился туда. Вначале я смотрел на все это и не мог поверить в реальность происходящего, только через какое-то время справился с эмоциями и стал снимать.

То есть я просто оказался в эпицентре событий и понял, что должен снять все, что происходит в районе Zero-Ground, для истории.

У нас осталось пять минут до конца интервью — можем ли мы прояснить вопрос с манипуляциями? Питер ван Агтмаел, ваш коллега по Magnum, сказал TIME, что он вполне допускает разного рода манипуляции, вот только ложь для него неприемлема. Вы согласны с ним?

Это он защищал меня от нападок. Да, я согласен с ним.

Цвет с Востока – Газета Коммерсантъ № 142 (6380) от 10.08.2018

В Московском музее современного искусства (ММОМА) проходит выставка американского фотографа Стива Маккарри «Нерассказанная история». Он прославился как военными репортажами, так и сериями мирной жизни из стран Азии и Африки, охваченных конфликтами. И если первые — это эталонный фотожурнализм, то последние (их показывают в Москве) претендуют на статус высокого искусства. Рассказывает Игорь Гребельников.

Стив Маккарри вошел в историю фотографии по крайней мере одним кадром. Это портрет зеленоглазой афганской девочки, опубликованный на обложке июньского номера журнала National Geographic в 1985 году. Надо отдать должное редакторам издания, рискнувшим поставить портрет чумазой беженки на обложку, которая традиционно отводится пандам, каньонам, водопадам, закатам и рассветам, зовущим обывателя в дальние дали. Редакции снимок показался слишком жестким в эмоциональном плане, но фотограф настоял, а сейчас портрет признают самым узнаваемым образом за всю историю National Geographic. Да что там, это шедевр куда большего масштаба.

Маккарри рассказывает, что встретил девочку в палатке лагеря для афганских беженцев в Пакистане в 1984-м, в разгар афганской войны (он был первым западным репортером, оказавшимся на ней волей случая еще в 1979 году). Фотограф попросил ее приподнять чадру, сделал несколько кадров и, только проявив пленку, понял, как ему повезло. Призрачный и пронзительный взгляд девочки прямо в объектив — его невозможно ни описать, ни забыть, но от него буквально содрогаешься. Сочетанию оттенков зеленого в ее глазах, в одежде, в фоне и драпировок дырявой накидки терракотового цвета позавидовали бы гении живописи эпохи Возрождения. Под чадрой скрывалась не беженка — мифическая героиня, каких еще не знали.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

На московской выставке эта работа представлена в виде двухметрового отпечатка, вставленного (как, впрочем, и все фотографии) в массивную раму: так что титул «афганской Моны Лизы», которым уже давно наградили портрет, или сравнение ее взгляда с «взглядом микеланджеловской сивиллы» (оно принадлежит куратору выставки, завотделом современного искусства Эрмитажа Дмитрию Озеркову) вовсе не кажутся преувеличениями.

В честь этой девочки с обложки сложена поэма и спеты песни, после выхода журнала на редакцию обрушился шквал писем — ее хотели удочерить, на ней хотели жениться. Удивительно, но фотограф даже не удосужился поинтересоваться ни ее именем, ни возрастом (считается, что ей было около двенадцати лет). Героиню, которую, как оказалось, зовут Шарбат Гула, удалось отыскать лишь 17 лет спустя. Рядом на выставке ее фото, сделанное Маккарри в 2002 году: беженка, осевшая в Пакистане, мать троих детей (она была отдана замуж в тринадцать лет), разрешение приподнять чадру теперь ей нужно было спрашивать у мужа. Неудивительно, что окончательно Шарбат Гулу идентифицировали с той девочкой с обложки лишь по сетчатке глаз — настолько жизнь изменила черты лица. Но и после ее мытарства не закончились: два года назад она была сначала арестована по обвинению в подделке документов, а затем депортирована из Пакистана, где к тому времени умерли ее муж и старшая дочь. Сейчас она живет в Кабуле.

В этой единственной из всей «Нерассказанной истории» известной нам судьбе резко обозначена та пропасть, которая отделяет так называемую гуманистическую фотожурналистику от реальности, остающейся за кадром.

Фотографии Маккарри, собранные на выставке, своего рода травелог по странам Азии и Африки, пережившим войны и смены режимов. Однако работы чураются несчастий и трагедий, не критикуют и не разоблачают, а пристально фиксируют традиционный жизненный уклад, да, далекий от благополучия, но обворожительный в своем колорите. Многие снимки Маккарри напоминают кадры из фильмов или кажутся постановочными: в Пенсильванском университете он изучал историю кино, а дипломную работу защищал по театральному искусству. Вот ноги самого фотографа, свесившего их с крыши поезда, мчащегося из Пешавара в Лахор, из того же состава — нарядные проводники в чалмах, передающие друг другу подносы с чаем, на ходу поезда полностью высунувшись из вагонов. Чем не кино?

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Женщины в ярко-красных накидках, будто в хороводе, уворачиваются от пыльной бури посреди раджастханской пустыни; мужчины-индусы в белых одеждах и красных чалмах картинно расположились на ступенях дома, выкрашенного в голубой цвет; рыбаки на Шри-Ланке ловят рыбу, сидя на шестах посреди моря; процессия монахинь в Мьянме, облаченных в нежно-розовые робы, снята во время дождя, и вся сцена переливается отражениями на мокрых плитах; продавец цветов с вязанками букетов в лодке гребет посреди озера в Индии. Это тот самый «воображаемый Восток», которым европейцы издавна грезили в искусстве (да и в жизни). И этот взгляд на экзотику, брошенный белым человеком, давно уже развенчан как колонизаторский (автопортреты самого Маккарри, вырядившегося моджахедом или красующегося на фоне американской военной базы, лишний раз эти разоблачения подтверждают).

В мастерстве работы с цветом и композицией Стиву Маккарри мало равных, хотя сюжеты и не отличаются оригинальностью, эти страны исхожены вдоль и поперек, и куда более маститыми предшественниками фотографа. Но зато его снимки легко, не теряя в качестве, превратились в многометровые картины — так они представлены на московской выставке, а до этого показывались в Эрмитаже и вошли в его коллекцию. Редкий случай, когда работы современного автора оказываются так созвучны имперскому духу художественной коллекции крупнейшего российского музея.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ


«По-настоящему великий кадр меняет зрителя» | Статьи

В Московском музее современного искусства открылась выставка выдающегося мастера фотографии Стива Маккарри. В экспозиции — более 80 работ американского художника из собрания Эрмитажа, в том числе знаменитая «Афганская девочка», известная также как «Афганская Мона Лиза». Обозреватель «Известий» поговорил с мэтром, приехавшим в Москву на вернисаж.

— Каждый день в мире появляются миллионы фотографий. Но что делает фотографию произведением искусства? Где грань между просто хорошим, качественным снимком и работой, достойной попасть в коллекцию Эрмитажа?

Великой становится та фотография, которую нельзя забыть. В наши дни делается много снимков, но я не думаю, что все они оставляют какой-то отпечаток в душе. По-настоящему великий кадр меняет зрителя. Для этого нужна особая энергия, магия, электрический заряд.

— Когда вы снимаете, то ставите цель создать произведение искусства? Или просто ловите момент?

— Когда делаешь снимок, таких глубоких раздумий нет. Ты здесь и сейчас смотришь в объектив и нацелен только на то, чтобы правильно передать эмоции, настроение и ситуацию.

— Вашу самую известную фотографию называют «Афганская Мона Лиза». И действительно, композиционное сходство с женскими образами Ренессанса очевидно. Повлияла ли на вас классическая живопись?

— Конечно, шедевры эпохи Возрождения оказывают влияние. Ты так или иначе испытываешь на себе воздействие искусства, музыки, работ других фотографов. Но создавая именно этот снимок, я не думал о композиции. Важнее было определенное освещение.

— Когда фотограф делает кадр, он так или иначе вмешивается в реальность: выбирает то, что ему необходимо. Что важнее: передать правду ситуации или смоделировать художественное высказывание?

— Трудно сказать. Всё это субъективно и сильно зависит от того, кто выступает заказчиком фотографии. Когда работаешь на журнал или газету, от тебя как фотографа требуется передать реальность. Никого не интересует твоя точка зрения. Но когда работаешь на себя, нужно, напротив, продемонстрировать личное представление о реальности.

— Что для вас интереснее?

— Конечно, второе. Мне гораздо важнее передать на фотографиях собственное восприятие. Я путешествую по разным странам, изучаю новые места и показываю то, что мне интересно. Это передача моего индивидуального видения, толкование реальности.

— Вы приехали в Москву в день победы российской сборной над испанцами на чемпионате мира по футболу. После матча отправились на Никольскую улицу снимать болельщиков. Что вы увидели, почувствовали?

Эмоции, которые я наблюдал на Никольской, были просто потрясающими. Хотя футбол и не является главным видом спорта в России, в отличие от хоккея, вашей стране удалось показать нечто невероятное. Празднование этого события завораживало. Победа сборной объединила людей, дала всем им чувство личной победы. И это настоящий успех, потому что Россия выиграла у одной из сильнейших команд мира. 

У болельщиков Италии, Бразилии, Франции свои традиции празднования побед. Теперь мы увидели, как отмечают победы российские фанаты. На Никольской было всеобщее ликование. Эмоции зашкаливали.

— Вижу, успехи нашей сборной не оставили вас равнодушным.

Нужна была страна, которая бы нарушила устоявшийся расклад в мире футбола. Россия показала выдающийся результат, основанный на умении, опыте, проявленных игроками качествах. Ваш вратарь (Игорь Акинфеев. — «Известия») — просто удивительный, он был героем матча. Здесь сыграло все: и удача, и подготовка, и многолетний труд. Ему не просто повезло в конкретную секунду — мы увидели еще и огромное мастерство. Потрясающий момент!

По опыту Олимпийских игр мы знаем, что Россия умеет показать себя в спортивных соревнованиях — взять тот же хоккей. Но в футболе ваша страна никогда не демонстрировала таких прекрасных достижений до этого чемпионата.

— Вы бывали в России не раз. Как наша страна изменилась за последнее время, как изменились люди?

— В Москве и Санкт-Петербурге произошли колоссальные изменения, и их много. Возможно, за пределами двух столиц это не так очевидно, но существенная разница между крупными городами и провинцией имеет место в любой стране. В российских мегаполисах мы видим красивые рестораны, отели, магазины, множество стильных людей на улицах. Раньше всего этого не было — по крайней мере, в такой концентрации. Сегодняшняя Москва — такая же европейская столица, как Лондон, Париж или Рим.

Кстати, если говорить о скорости преображения городов, то во всем мире, в том числе и в Америке, изменения происходят очень медленно. В России же я вижу колоссальный прогресс по сравнению со временем моего первого приезда (а это было лет 30 назад). Люди ощущают себя свободными, они могут говорить о чем угодно, обмениваться мнениями, путешествовать…

— Тем не менее в представлениях о России еще существует немало стереотипов.

— Именно поэтому так важно для людей иметь возможность путешествовать. Нам постоянно твердили одни и те же вещи про Россию, и это стало причиной формирования однобокого мнения о вашей стране. Но когда ты приезжаешь сюда, то видишь совсем иное. Прекрасные люди, нет полиции на каждом шагу. Вы, ребята, здесь модно одеты, у вас не растут две головы… (смеется) Здесь хорошо!

— Как бы вы сформулировали главную черту русских людей, познакомившись с ними и увидев их через объектив фотокамеры?

— Очень дружелюбные, очень щедрые, с фантастическим чувством юмора.

— Согласны ли вы, что русские женщины — самые красивые в мире?

— Я не могу ответить на этот вопрос — здесь моя жена (смеется)! Но я слышал об этом от своих друзей

— Вы прошли большой путь, были во множестве стран, видели много событий. Если бы вы могли дать совет себе 20-летнему, что бы вы сказали?

Мой совет: «Фотографируй свою жизнь, все маленькие моменты жизни». Вот почему так важен мобильный телефон — он помогает снимать здесь и сейчас.

Справка «Известий»

Стив МакКарри родился в Филадельфии (США), окончил Университет штата Пенсильвания по специальности «театральное искусство» (1974).

Заинтересовался фотографией, когда начал снимать для университетской газеты. В 1978 году отправился в первое путешествие с камерой в Индию, где провел год. Затем работал в Афганистане, Ираке, Ливане в качестве военного фотокорреспондента. В 1980-х годах начал многолетнее сотрудничество с National Georgaphic. В 1986 году стал членом крупнейшего фотоагентства Magnum Photos. Получил золотую медаль Роберта Капы (1980) и ряд других престижных фотопремий. В 2015 году его работы вошли в собрание Эрмитажа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

Bio | Стив МакКарри

Стив МакКарри был одной из самых знаковых фигур в современной фотографии на протяжении более четырех десятилетий. Маккарри родился в Филадельфии, штат Пенсильвания, и изучал кинематографию в Университете штата Пенсильвания, прежде чем пойти работать в газету. Спустя два года Маккарри совершил свою первую из многих поездок в Индию. Путешествуя с немногим более чем сумкой с одеждой и пленкой, он пересек субконтинент, исследуя страну со своим фотоаппаратом.

Через несколько месяцев путешествия он пересек границу с Пакистаном. В небольшой деревне он встретил группу беженцев из Афганистана, которые тайно переправили его через границу в свою страну, как раз в то время, когда российское вторжение закрывало страну для западных журналистов. Появившись в традиционной одежде, с пышной бородой и обветренными чертами лица после месяцев, проведенных в контакте с моджахедами, Маккарри пересек границу Пакистана с пленкой, вшитой в его одежду.

«В фотографии есть созерцательное или медитативное качество, которое я считаю своего рода мирным состоянием.Мне нравится путешествовать по миру, знакомиться с разными культурами и пейзажами ».

Изображения Маккарри были одними из первых, кто продемонстрировал миру жестокость российского вторжения. С тех пор Маккарри продолжал создавать незабываемые образы на всех семи континентах и ​​во многих странах. Его работы охватывают конфликты, исчезающие культуры, древние традиции и современную культуру, но всегда сохраняют человеческий фактор, который сделал его знаменитый образ афганской девушки таким сильным образом.

Маккарри был отмечен одними из самых престижных наград в отрасли, в том числе золотой медалью Роберта Капы, Национальной премией фотографов прессы и четырьмя беспрецедентными первыми призами конкурса World Press Photo. Совсем недавно Королевское фотографическое общество в Лондоне наградило Маккарри Столетней медалью за заслуги перед жизнью, а в 2019 году Маккарри был включен в Международный зал славы фотографии.

Стив Маккарри основал ImagineAsia в 2004 году.Миссия IA, некоммерческой организации 501 (c) 3, состоит в том, чтобы работать в партнерстве с лидерами местных сообществ и региональными НПО, чтобы помочь предоставить образовательные ресурсы и возможности детям и молодежи в Афганистане.
http://www.imagine-asia.net

Стив МакКарри • Профиль фотографа • Magnum Photos

Стив МакКарри был одним из самых знаковых голосов в современной фотографии на протяжении более трех десятилетий, документируя конфликты, исчезающие культуры, древние традиции и современную культуру.Его изображение молодого афганского беженца с пронзительными глазами — обложка журнала National Geographic за июнь 1985 года — стало одним из самых ярких в истории фотографии.

Родился в пригороде Филадельфии, штат Пенсильвания; Маккарри изучал кино в Государственном университете Пенсильвании, прежде чем пойти работать в местную газету. После нескольких лет внештатной работы Маккарри совершил свою первую из многочисленных поездок в Индию. Путешествуя с немногим более чем одним мешком с одеждой и другим, заполненным пленкой, он пересек субконтинент, исследуя страну со своей камерой.

Спустя несколько месяцев путешествия он обнаружил, что пересекает границу с Пакистаном. Там он встретил группу беженцев из Афганистана, которые тайно переправили его через границу в свою страну, в то время как российское вторжение закрыло страну для всех западных журналистов. Появившись в традиционной одежде, с пышной бородой и обветренными чертами лица после нескольких недель, проведенных с моджахедами, Маккарри представил миру первые кадры конфликта в Афганистане, придав этой проблеме человеческое лицо.

С тех пор МакКарри создавал вызывающие воспоминания образы на более чем шести континентах и ​​в бесчисленных странах, создав множество обложек журналов и книг, а также персональные глобальные выставки. Несмотря на его плодотворную работу, его картины всегда сохраняют человеческий фактор, который сделал его знаменитый образ афганской девушки таким сильным. Он опубликовал множество книг и ретроспектив, в том числе Monsoon (1988), The Path to Buddha (2003), Portraits (1999), On Reading (2016) и совсем недавно Steve McCurry: A Life in Pictures (2018).

Маккарри был отмечен одними из самых престижных наград в отрасли, в том числе золотой медалью Роберта Капы, Национальной премией фотографов прессы и четырьмя беспрецедентными первыми призами конкурса World Press Photo.

МакКарри участвует в Magnum с 1986 года.

Стив МакКарри — работы на продажу + биография фотографа

Стив МакКарри наиболее известен своими яркими цветными фотографиями, на которых задокументированы социальные проблемы в глобальной геополитике.Его фотографии охватывают конфликты, традиции и культуры; сохраняя человеческий фактор повсюду. Член Magnum Photos с 1986 года, Маккарри много путешествовал, чтобы фотографировать зоны боевых действий, горящие нефтяные месторождения, лагеря беженцев, судоремонтные верфи и стихийные бедствия.

Он хорошо известен своими ранними работами в Афганистане, где он задокументировал человеческие жертвы афгано-советской войны в конце 1970-х годов. Его фотографии конфликта были одними из первых, кто раскрыл правду о российском вторжении, и впоследствии были опубликованы в The New York Times и журнале Time .Его изображения привлекли внимание всего мира, и в конечном итоге он получил золотую медаль Роберта Капы за лучший фотографический репортаж из-за рубежа. В 1984 году Маккарри работал с National Geographic , чтобы сфотографировать лагеря беженцев вдоль афгано-пакистанской границы. В лагере Насир Баг Маккарри создал свой знаменитый портрет Шарбут Гула, который использовался на обложке National Geographic в июне 1985 года.

Маккарри освещает Афганистан и Тибет на протяжении всей его карьеры.Он также охватил многие области международных и гражданских конфликтов, включая Бирму, Шри-Ланку, Ливан, Камбоджу, Филиппины, бывшую Югославию и войну в Персидском заливе. Известно, что вместо того, чтобы фотографировать сражения, Маккарри сосредотачивается на человеческих жертвах войны, часто создавая захватывающие портреты и этюды фигур. Работа МакКарри была представлена ​​в каждом крупном журнале мира и часто появляется в National Geographic с недавними статьями о Тибете, Афганистане, Ираке, Йемене и храмах Ангкор-Вата в Камбодже.Освещение Маккарри терактов 11 сентября 2001 года с тех пор стало ключевым документом этих событий, а его фотографии Ground Zero были опубликованы в Нью-Йорке 11 сентября издательством Magnum Photographers . Его фотография обрушения Северной башни была использована в качестве обложки.

Стив МакКарри стал сотрудником Magnum Photos в 1986 году. Он является лауреатом множества наград, в том числе журнала «Фотограф года», присужденного Национальной ассоциацией фотографов прессы в 1984 году.В том же году он выиграл беспрецедентные четыре первых приза на фотоконкурсе World Press Photo. Он также дважды был лауреатом Мемориальной премии Оливье Реббота. Он был награжден Столетней медалью за заслуги перед королевским фотографическим обществом в Лондоне в 2014 году. После тридцати лет съемок на Kodachrome компания Kodak попросила Маккарри снять последний рулон знаменитой прозрачной пленки, продукт которой находится в кинотеатре Джорджа. Истман Хаус. Его работы выставлялись в галереях и музеях по всему миру, включая Германию, Италию, Мексику и Соединенные Штаты Америки.Маккарри опубликовал несколько книг, в том числе Monsoon (1988), The Path to Buddha (2003), Portraits (1999), On Reading (2016), Steve McCurry: A Life in Pictures (2018). ), а совсем недавно — В поисках другого места (2020).

Живет и работает в Нью-Йорке.

Стив МакКарри Фотограф | Все о фотографии


Стив МакКарри был одним из самых знаковых голосов в современной фотографии на протяжении более 30 лет, его имя было связано с множеством обложек журналов и книг, с более чем дюжиной книг и бесчисленными выставками по всему миру.

Родился в пригороде Филадельфии, штат Пенсильвания; Маккарри изучал кино в Государственном университете Пенсильвании, прежде чем пойти работать в местную газету. После нескольких лет внештатной работы Маккарри совершил свою первую из многочисленных поездок в Индию. Путешествуя с сумкой с одеждой и пленкой, он пересек субконтинент, исследуя страну со своей камерой.

Спустя несколько месяцев путешествия он обнаружил, что пересекает границу с Пакистаном.Там он встретил группу беженцев из Афганистана, которые тайно переправили его через границу в свою страну, в то время как российское вторжение закрыло страну для всех западных журналистов. Появившись в традиционной одежде, с пышной бородой и обветренными чертами лица после нескольких недель, проведенных с моджахедами, Маккарри представил миру первые кадры конфликта в Афганистане, поместив человеческое лицо в проблему на каждом мачте.

С тех пор Маккарри создает потрясающие изображения на всех семи континентах и ​​в бесчисленных странах.Его работы охватывают конфликты, исчезающие культуры, древние традиции и современную культуру, но всегда сохраняют человеческий фактор, который сделал его знаменитый образ афганской девушки таким сильным образом.

Маккарри был отмечен одними из самых престижных наград в отрасли, включая Золотую медаль Роберта Капы, Национальную премию фотографов прессы и беспрецедентные четыре первых приза конкурса World Press Photo. Министр французской культуры также назначил Маккарри кавалером Ордена искусств и литературы, а совсем недавно Королевское фотографическое общество в Лондоне наградило Маккарри медалью столетия за заслуги перед ним.

Маккарри опубликовал книги, в том числе «Имперский путь» (1985), «Муссон» (1988), «Портреты» (1999), «Юго-восток» (2000), «Святилище» (2002), «Путь к Будде: тибетское паломничество» (2003), Стив Маккарри ( 2005), Взгляд на восток (2006), В тени гор (2007), Незащищенный момент (2009), Знаковые фотографии (2011), Нерассказанные: Истории за фотографиями (2013), Из этих рук: Путешествие По кофейной тропе (2015), Индия (2015) и По чтению (2016), Афганистан (2017), Жизнь в картинках (2018), Животные (2019).

@stevemccurryofficial

Стив МакКарри | Фотография | Магазин Phaidon

Стив Маккарри родился в Филадельфии и изучал историю и кинематографию в Университете штата Пенсильвания, а затем работал фотографом-фрилансером в Индии. Он наиболее известен своей яркой цветной фотографией, в которой запечатлены истории человеческого опыта, которые в лучших документальных традициях выходят за рамки языка и культуры.

Его карьера началась, когда он пересек границу Пакистана в контролируемый повстанцами Афганистан — незадолго до российского вторжения — чтобы сделать первые снимки конфликта.С тех пор многие изображения Маккарри стали современными иконами. Кульминационным моментом его карьеры стало повторное открытие неопознанной афганской беженки, которую многие называют самой узнаваемой фотографией в современном мире.

Его репортажи принесли ему Золотую медаль Роберта Капы за лучший фотографический репортаж из-за рубежа, награду, присуждаемую фотографам, проявляющим исключительное мужество и предприимчивость. Маккарри освещал многие области международных и гражданских конфликтов, включая ирано-иракскую войну, Бейрут и войну в Персидском заливе.Его путешествия также привели его в Юго-Восточную Азию и духовные храмы Ангкор-Вата и Камбоджи, о которых многие узнали благодаря его памятным фотографиям для журнала National Geographic.

Член престижного международного фотоагентства Magnum с 1986 года, он является лауреатом множества наград, в том числе журнала «Фотограф года», присужденного Национальной ассоциацией фотографов прессы. Это было присуждено в том же году, когда он выиграл беспрецедентные четыре первых приза на конкурсе World Press Photo Contest.Он дважды был лауреатом Мемориальной премии Оливье Реббота. Эта монография о Маккарри следует в хронологическом порядке, определяя основные темы и исследуя ключевые работы; Красиво подготовленное и доступное введение в одного из ведущих деятелей современной фотографии. Технические характеристики:

  • Формат: Твердый переплет
  • Размер: 156 x 136 мм (6 1/8 x 5 3/8 дюйма)
  • Страниц: 128 стр.
  • ISBN: 9780714862590

Стив МакКарри — Фотографии — Выставки

СТИВ МАККЕРРИ
Фотографии

3 мая 2007 г. — 23 июня 2007 г.
Прием открытия, четверг, 3 мая, 7 мая — 9 р.м.

Галерея Фэи / Кляйн рада представить выставку фотожурналиста Стива МакКарри. На этой выставке представлены фотоработы МакКарри из экзотических и отдаленных уголков мира, таких как Бейрут, Камбоджа, Афганистан, Индия, Шри-Ланка, Тибет и Филиппины. В традициях прямой документальной фотографии он создавал яркие цветные изображения и потрясающие портреты. Откровенные изображения МакКарри отражают сущность человечества, вызывая ощущение места на каждой яркой фотографии.

«Большинство моих фотографий основаны на людях… Я ищу неосторожный момент, существенную душу, выглядывающую наружу, опыт, запечатленный на лице человека. Я пытаюсь передать, каково это быть этим человеком — человеком, пойманным в более широком смысле. пейзаж, который, я думаю, вы бы назвали человеческим состоянием »(National Geographic, 2006).

В начале 1980-х Стив Маккарри переоделся в национальную одежду, чтобы попасть в Афганистан незадолго до российского вторжения. Маккарри стал свидетелем и задокументировал усиление политической напряженности и неблагоприятных социальных условий в Афганистане, тем самым доведя осведомленность о ситуации до общественности.Провокационные и трогательные фотографии Маккарри не только проливают свет на влияние изменения социального климата во всем мире, но и отражают радость, боль и внутреннее чувство человечности, исходящие от каждой фотографии. Его известная и запоминающаяся фотография «афганской девушки» (Шарбат Гула) с пронзительными зелеными глазами олицетворяет интенсивность ее жизни как афганской беженки. Эта фотография привлекла повышенное международное внимание с тех пор, как была напечатана на обложке National Geographic в 1985 году.Он повторно сфотографировал Гулу для National Geographic 17 лет спустя.

Стив МакКарри родился в Филадельфии и окончил Колледж искусств и архитектуры Университета штата Пенсильвания. Он получил множество высших наград фотожурналистики, в том числе Золотую медаль Роберта Капы за лучший фотографический репортаж из-за рубежа, премию «Американский фотограф года» и награду Совета по фотографии ООН. Маккарри является членом Magnum с 1986 года, и его фотографии публиковались в National Geographic, Time и Newsweek.Его работы также выставлялись в Нью-Йоркском историческом обществе, Национальной галерее современного искусства Индии, Художественном музее Филадельфии, Международном центре фотографии и Галерее Организации Объединенных Наций. Среди его последних публикаций Phaidon Press — «Взгляд на восток» (2006 г.), «Стив МакКарри» (2005 г.) и «Путь к Будде: тибетское паломничество» (2003 г.). В свободное от работы время Маккарри проводит многочисленные семинары по фотографии, а также читает лекции по всему миру.

Стив МакКарри — Культовые фотографии — Выставки

Сундарам Тагор, Гонконг, рад объявить о выставке культовых изображений всемирно известного фотографа Стива МакКарри в своей новой всплывающей галерее в Alexandra House в Центральном районе.

Американский фотограф, наиболее известный своими яркими цветными изображениями, специально отобрал для этой выставки изображения из Афганистана, Бирмы, Китая, Таиланда, Пакистана, Турции, Тибета, Шри-Ланки и Индии. Изображения, многие из которых стали современными иконами, охватывают более тридцати лет его карьеры.

Стив МакКарри родился в 1950 году в пригороде Филадельфии, штат Пенсильвания. Он изучал кино в Государственном университете Пенсильвании и после получения диплома с отличием работал фотожурналистом в местной газете.Посетив Индию в 1978 году, став первым из бесчисленных визитов, Маккарри начал то, что должно было стать решающим годом в его удивительной карьере. Когда началась советско-афганская война и западным журналистам запретили въезд в Афганистан, Маккарри пересек границу из Пакистана. Он стал первым фотографом, открывшим миру кадры афганского конфликта.

Маккарри с тех пор много путешествовал по миру для своих фотографических проектов, охватывая области международных и гражданских конфликтов и документируя древние традиции, исчезающие культуры и современную культуру.В каждом из своих изображений он преодолевает культурные границы, чтобы уловить суть человеческой борьбы, радости и незащищенных моментов. Изысканное использование цвета Маккарри и его непоколебимая приверженность сохранению человеческого фактора сделали его изображения неподвластными времени.

Стив МакКарри был удостоен некоторых из самых престижных наград в отрасли, включая Золотую медаль Роберта Капы, Национальную премию фотографов прессы и четыре беспрецедентных первых приза конкурса World Press Photo.В 2013 году министр культуры Франции назначил его кавалером Ордена искусств и литературы. Совсем недавно Королевское фотографическое общество в Лондоне наградило Маккарри Столетней медалью за заслуги перед фотографом.

Работы МакКарри были предметом персональных выставок в музеях и галереях по всему миру, в том числе в Художественном музее Рубина в Нью-Йорке; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; Арсенале ди Венеция, Италия; Центр искусств Сеула, Южная Корея; Художественный музей Вольфсбурга, Германия; и Музей азиатских цивилизаций, Сингапур.Его работы находятся во многих коллекциях, в том числе «Коллекция Элтона Джона», Атланта; Национальный музей современного искусства, Париж; Международный центр фотографии и Музей Джорджа Истмана, Нью-Йорк; Художественный музей Филадельфии, Пенсильвания; и Национальный музей современного искусства, Токио.

Помимо множества обложек книг и журналов Маккарри, его публикации включают The Imperial Way (1985), Monsoon (1988), Portraits (1999), South Southeast (2000), Sanctuary (2002), Путь к Будде (2003), Стив МакКарри (2005), Взгляд на восток (2006), В тени гор (2007), Незащищенный момент (2009), The Iconic Photographs (2011), Untold: The Stories Behind the Photographs (2013), From These Hands: A Journey Along the Coffee Trail (2015), and India (2015).

Для получения дополнительной информации об этой всплывающей выставке напишите по адресу hongkong@sundaramtagore.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *