В российской федерации фотографические произведения: ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав \ КонсультантПлюс

ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав \ КонсультантПлюс

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

ГК РФ Статья 1259. Объекты авторских прав

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 1259 ГК РФ

— Гражданин хочет подтвердить авторство произведения

— Правообладатель произведения хочет взыскать компенсацию за нарушение исключительного права на него

— Правообладатель хочет взыскать компенсацию за нарушение исключительного права на произведение при его использовании в интернете

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Фотография как объект авторских прав // Часть 1

Это первая заметка об одном из самых массовых и доступных широкой публике объектов авторских прав — фотографии. Здесь я напишу о самом главном — как фотографии охраняются вообще. Позже я опубликую ещё три-четыре заметки, где разберу другие возможные взгляды на правовую природу фотографии, а также попытаюсь понять, как доказать, что конкретная фотография не создана творческим трудом, то есть является неохраняемой.

Фотография как самостоятельное произведение

Тут вроде бы всё однозначно. В п. 1 ст. 1259 ГК РФ прямо указано, что фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, являются объектами авторских прав.

Если кому-то будет и этого мало — когда речь идёт, например, о совсем «никаких» фотографиях (низкий уровень творчества, отсутствие художественной ценности), — то автор фотографии может ссылаться на презумпцию создания результатов интеллектуальной деятельности творческим трудом, выраженную в п. 28 совместного постановления ВС РФ и ВАС РФ № 5/29:

При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Таким образом, по умолчанию фотографии являются объектами авторского права. Как бы сильно та или иная фотография кому-нибудь не нравилась по любым причинам: фотография «ни о чём», плохое качество, плохой вкус, неэстетичная, низкая художественная ценность и т. д. Например, необычным (или вполне себе обычным) образом сфотографирован чей-то голый зад:

Фото скопировано с http://www.dailymail.co.uk/sport/sportsnews/article-3052604/Jockey-Blake-Shinn-ends-race-bum-note-trousers-fall-reveal-rear-end.html. Правообладатель Sky Racing Australia / SWNS.com (указано на фото).

В конце концов авторское право на фотографию возникает независимо от достоинств и назначения фотографии (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Этот подход последовательно поддерживается судебной практикой: 

Следовательно, безразлично к художественной ценности фотографических произведений, пользователи должны получать разрешение на их использование и выплачивать авторское вознаграждение автору при каждом воспроизведении.

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27.01.2015 N С01-1369/2014 по делуN А70-4971/2014

В этом деле защищались права ООО «ЛУК – Медиа» на фотографии, размещённые на http://luk-media.ru/comments/530. Из постановления СИПа не ясно, какие именно фотографии использовал ответчик, но из размещённых фотографий я считаю самой высокохудожественной вот эту 🙂 :

Disclaimer: использование этой фотографии без согласия правообладателя допускается в полемических (или информационных) целях на основании пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ. Источник заимствования и правообладателя я указал. 

Такая же правовая позиция изложена в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 03.12.2014

N С01-131/2014 по делу N А33-14443/2013. В другом постановлении СИП высказался ещё более определённо:

Российское законодательство не устанавливает никаких специальных условий, которые были бы необходимы для признания фотографического произведения объектом авторского права и для предоставления ему соответствующей охраны. Следовательно, автор (фотограф) уже в силу создания произведения (любой фотографии) обладает авторскими правами на него вне зависимости от его художественного значения пока не доказано иное.

Таким образом, вывод судов о том, что спорные фотографии не являются объектами авторских прав, сделан без учета вышеприведенных норм права и разъяснений Постановления N 5/29.

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.04.2014 N С01-239/2014 по делу N А40-15537/2012

.

Нижестоящие суды в целом последовательно защищают авторские права на фотографии.

Правовая охрана фотопроизведений в сети «Интернет»

Фотопроизведения (далее — фотографии) и произведения, полученные способами, сходными с фотографией, в соответствии с пунктом 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее — ГК РФ), относятся к объектам авторского права, а лицо, творческим трудом которого они созданы, признается их автором (статья 1257 ГК РФ).

К критериям признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторского права в литературе традиционно относят:

1.          Творческий характер труда. Согласно статье 1257 ГК РФ автором произведения признается лицо, творческим трудом которого оно создано.

2.         Выражение произведения в объективной форме. В соответствии с пунктом 3 статьи 1259C.C.R.F., авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в любой объективной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что авторские права на любые фотографические произведения независимо от их существа и назначения относятся к объектам авторского права в соответствии со статьей 1259 ГКРФ. а также независимо от того, сделаны ли они профессионалом или любителем, высокотехнологичной камерой или мобильным телефоном, они будут в равной степени охраняться гражданским законодательством на основании статьи 1265 ГК РФ при условии, что они соответствуют вышеизложенному. указанные критерии.

Положения статьи 1265 УК РФ. закрепляет право лица, трудом которого создано произведение, признаваться автором этого произведения и право на имя, то есть право использовать или разрешать использование произведения под именем автора , под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Такие права являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, в том числе в случае, если исключительное право на произведение передается другому лицу либо ему предоставляется право использования произведения. Отказ от права быть признанным автором ничтожен. В соответствии с ГК РФ охраняются и охраняются результаты творческой деятельности: произведения науки, литературы и искусства. Авторы таких произведений обладают определенным набором прав имущественного и личного (неимущественного) характера.

В отношении фотографических произведений могут быть реализованы: право на воспроизведение, право на распространение экземпляров произведения, право на ввоз экземпляров произведения для целей их распространения, право на всеобщее отображение, право на сообщение в эфир, право на доведение до всеобщего сведения по кабелю, право на переработку, право на доведение до всеобщего сведения, в том числе с использованием доступа в сети Интернет.

Имущественные права, а также право на обнародование произведений действуют в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти, иные личные неимущественные права охраняются бессрочно и подлежат не быть спускаемым. После смерти автора они могут осуществляться лицом, назначенным автором при его жизни, наследниками автора, их правопреемниками и иными заинтересованными лицами.

При признании фотографических произведений объектами авторского права следует иметь в виду, что согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 80 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 от 23.04.2019 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», «сам по себе факт отсутствия новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о того, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».

Что касается способов защиты, то авторские права в Российской Федерации, а также иные интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными ГК РФ. и «с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права» (пункт 1 статьи 1250 УК РФ).

Основная трудность фотографа в суде как автора фотоработы как раз и состоит в том, чтобы доказать свое авторство. Прежде всего, необходимо рассмотреть такой способ защиты авторских прав, как самозащита, предусмотренный статьей 14 ГК РФ. Данная статья подразумевает использование авторами превентивных методов защиты своих произведений, которые помогают автору избежать нарушения его прав. Итак, автор фотоработы может предпринять ряд мер, которые помогут ему защитить свои фотографии:

Одним из действенных превентивных способов защиты является публикация своих работ в СМИ, журналах, на выставках и т.д.

Также опытные фотографы, использующие в своей деятельности профессиональную фототехнику, для свои права, могут воспользоваться опцией автоматического встраивания цифрового водяного знака, позволяющего в дальнейшем идентифицировать автора.

Кроме того, авторам рекомендуется сохранять свои RAW-негативы (исходники) в архиве фотокамеры или на компьютере. Ведь в этом случае фотографу достаточно предъявить в суд фотокамеру, с помощью которой сделана фотография, или «голую» необработанную фотографию, чтобы доказать свое авторство. В связи с важностью исходников как доказательств авторства в дальнейшем не рекомендуется передавать RAW-негативы, исходные файлы, рабочие материалы другим лицам.

Также перед размещением фотографий фотографы должны разместить информацию о себе на самой фотографии; чаще всего это имя, фамилия и год, когда фотография была впервые опубликована. Однако эта опция иногда может испортить внешний вид работы.

Авторское право, как указано в CCRF, возникает с момента создания произведения, и регистрация этого права не является обязательной. Тем не менее, большинство юристов настоятельно рекомендуют зарегистрировать (депонировать) авторские права, так как это может стать основным доказательством в суде. Такие процедуры осуществляются авторскими обществами и интернет-сервисами.

Также нотариальное удостоверение содержания произведений, даты и лица, явившегося для нотариального удостоверения, является надежным и хорошо зарекомендовавшим себя на практике способом защиты авторских прав.

Однако, если автор не прибегал к мерам защиты авторских прав или его авторские права все же были нарушены после такого обращения, следует использовать способы защиты, предусмотренные ГК РФ. Подчеркиваются два случая, когда правообладатели могут осуществлять защиту своих прав, а именно при нарушении условий договора о предоставлении авторских прав, а также при внедоговорном нарушении авторских прав.

Защита личных неимущественных прав в этих случаях может осуществляться общими способами защиты гражданских прав, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, а также способами, предусмотренными статьей 1252 ГК РФ. по защите исключительных прав, которая осуществляется в судебном порядке путем подачи исков:

•   о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, тем самым нарушая интересы прав держатель;

•   о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — в отношении лица, совершающего такие действия или осуществляющего необходимую подготовку к ним, а также в отношении иных лиц, которые могут пресекать такие действия ;

•   о взыскании убытков – к лицу, незаконно использовавшему произведение без заключения договора с правообладателем либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб. Согласно статье 1301 ГК РФ авторы, исполнители и иные обладатели исключительных прав на произведения вправе с применением иных применимых способов защиты и мер ответственности требовать по своему выбору от нарушителя взамен о взыскании убытков, о специальной выплате убытков за нарушение исключительных прав, при этом размер убытков определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела, с учетом требований разумности и справедливости (абз. 2 п. 3 ст. 1252 УК РФ) и требовать от нарушителя возмещения убытков за каждый случай противоправного использования или за совершенное правонарушение в целом;

•   о взыскании дохода, полученного нарушителем в результате нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

•   об аресте материального носителя – к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, другому распространителю, недобросовестному приобретателю.

•   об опубликовании решения суда о допущенном нарушении с указанием фактического правообладателя – в отношении нарушителя исключительного права.

Кроме того, Часть IV C.C.R.F. также предусмотрены специальные способы защиты, применяемые при нарушении интеллектуальных прав в отдельных случаях, такие как:

•   запрет ответчику совершать определенные действия в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения или объекта прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными;

•   арест экземпляров произведений или объектов смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, используемых или предназначенных для их изготовления или воспроизведения.

Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с общими положениями статьи 152 ГК РФ.

Многие пользователи считают Интернет открытым пространством, где все находится в открытом доступе. Однако с этим нельзя согласиться, так как если кто-то использует чужую фотографию, то он должен соблюдать требования по цитированию фотографий, а именно:

  • необходимо указать автора работы и источник заимствования;
  • фотография должна использоваться в научных, информационных, образовательных или культурных целях;
  • объем должен быть обоснован целью цитирования

В случае несоблюдения данных требований следует говорить о нарушении прав и незаконном использовании фотопроизведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день у фотографов есть достаточное количество способов защиты своих прав.

Россия: Россия обеспечивает современную защиту прав на изображения

Права на изображение предназначены для защиты внешнего вида человека и обеспечения конфиденциальности. Хотя они аналогичны правам ИС, на самом деле они регулируются другими правилами

Вопросы, связанные с использованием изображения человека, возникают часто, особенно в сфере рекламы и особенно в отношении фотографий профессиональных моделей, которые часто снимаются для конкретная кампания по конкретному соглашению – используются. Во многих случаях фотографии берутся не с авторизованных фотостоков, а из других источников в Интернете и используются без разрешения субъекта.

Правовые положения, регулирующие права человека на его или ее изображение, предназначены для защиты внешнего вида человека и обеспечения конфиденциальности. Хотя права на изображения аналогичны правам ИС по своей правовой природе, на самом деле они регулируются другими правилами. Согласно действующему законодательству и судебной практике право на публикацию и использование изображения лица не является исключительным; портреты признаются не интеллектуальной собственностью, а предметами нематериальной ценности.

Специальная статья 152.1 Гражданского кодекса регулирует охрану личных изображений и гласит, что публичное обнародование и дальнейшее использование изображения лица (в том числе фотоизображения, видеозаписи или произведения изобразительного искусства) разрешены при условии его или ее одобрение.

После смерти человека его или ее изображение может быть использовано с разрешения пережившего супруга или детей или, в их отсутствие, с разрешения его или ее родителей. При отсутствии таких членов семьи согласие на раскрытие и использование изображения человека не требуется.

Исключения из согласия

Закон предусматривает несколько исключений из этого правила и гласит, что разрешение не требуется, если:

  • изображение используется в интересах государства или в общественных интересах;
  • изображение было получено в свободно доступном месте или во время публичного собрания, такого как собрание, конференция, концерт или спортивное мероприятие, за исключением случаев, когда изображение лица является основным объектом использования; или
  • человека позировали за деньги.

Постановление Пленума Верховного Суда № 25 от 23 июня 2015 г. содержит дополнительное разъяснение о том, что изображение лица может быть использовано без его согласия, если это отвечает общественным интересам (например, если лицо является публичной личностью, занимает государственную или муниципальную должность или играет важную роль в общественной жизни в политике, экономике, искусстве, спорте или любой другой сфере, и если изображение опубликовано или используется в связи с политическим или общественным обсуждением, или заинтересованность в этом человек социально значим).

С другой стороны, если изображение известного лица не используется в контексте его или ее общественной деятельности, все равно требуется согласие на раскрытие и использование.

Прецедентное право также установило, что дополнительное разрешение не требуется, если выясняется, что лицо добровольно участвовало в фото- или видеосъемке. Далее в постановлении указывается, что если единственной целью раскрытия и использования изображения лица является удовлетворение так называемого «мещанского» интереса к его или ее частной жизни или получение прибыли, то обязательно требуется согласие субъекта.

По мнению Верховного суда, мещанский интерес не может быть переквалифицирован в общественный интерес и, следовательно, повод для свободного использования образа человека, даже если информация может привлечь внимание значительной части населения.

Судебная практика также установила, что разрешение не требуется для разглашения и использования изображения лица, если это необходимо по юридическим причинам или в интересах национальной безопасности (например, в связи с розыском преступников, пропавших без вести или участников или свидетелей правонарушение).

Согласие и санкции за неправомерное использование

Что касается согласия, то закон не определяет порядок получения согласия и его формулировку. Однако анализ общих положений Гражданского кодекса свидетельствует о том, что согласие является гражданско-правовым вопросом и может быть дано в устной или письменной форме, а также посредством действий, явно свидетельствующих о волеизъявлении субъекта.

Любой, кто дает согласие на публикацию и использование своего изображения, имеет право отозвать это согласие в любое время. В таких случаях лицо, использующее изображение, вправе требовать возмещения убытков, причиненных изъятием.

Нарушение этих правил может повлечь за собой серьезные штрафы.

Если суд постановит, что изображение человека было воспроизведено без его согласия, все материальные носители, содержащие изображения, должны быть конфискованы и уничтожены без компенсации владельцу. Если изображение человека разглашается и публикуется в сети без согласия, он или она имеет право потребовать удаления этого изображения и запретить его дальнейшее распространение.

Он также может потребовать возмещения морального вреда, размер которого может достигать нескольких десятков тысяч рублей. Если публикация изображения наносит ущерб чести, достоинству или репутации лица, оно также может требовать возмещения соответствующего ущерба.

Изображения в социальных сетях

Принимая во внимание растущую популярность социальных сетей (например, Facebook, Instagram, Tumblr, Twitter), крайне важно защищать изображения людей, размещенные в Интернете. В нынешнем виде закон умалчивает о необходимости получения согласия лица, которое размещает в социальной сети свою фотографию или видео.

Однако судебная практика дает некоторые рекомендации по этому поводу. В 2012 году Мосгорсуд постановил, что размещение истцом фотографий на общедоступном сайте является выражением согласия на публикацию таких фотографий и, таким образом, должно рассматриваться как согласие на их дальнейшую публикацию и использование.

Однако в 2015 году Верховный суд России постановил, что публикацию изображения человека следует рассматривать как публикацию охраняемого авторским правом произведения только автором. Публикация и общедоступность изображения лица не прекращают его правовой охраны и не допускают использования изображения без согласия субъекта. Однако если условиями обслуживания веб-сайта или социальной сети предусмотрено, что публикация фотографий их пользователем рассматривается как согласие на их дальнейшее использование, получение дополнительного согласия не требуется.

Право человека на его изображение не может быть признано исключительным. Однако форма изображения (т. е. способ его записи) может быть объектом авторского права

Изображение: wellphoto/Shutterstock.com

Права на имя и личные данные

Статья 19 Гражданского кодекса предусматривает, что лицо имеет права на свое имя (включая имя и фамилию), а также имеет право создавать и использовать псевдоним. Вред, причиненный лицу в результате незаконного использования его имени, подлежит возмещению.

Еще одним важным законодательным документом по теме публичности является Закон о персональных данных 2006 года, в котором говорится, что «персональные данные» включают в себя любую информацию, относящуюся к любому физическому лицу, включая его или ее имя, семейное или социальное положение, адрес или профессию.

В законе упоминается понятие «оператор данных», которым может быть государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, которое одновременно:

  • организует или осуществляет (самостоятельно или совместно с другими лицами) обработку персональных данные; или
  • определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных и действия (операции) с персональными данными.

По закону все, что касается человека, относится к конфиденциальной информации, которая может обрабатываться оператором только с согласия субъекта. Опять же, есть несколько исключений из этих положений, но они не распространяются на обнаружение информации о другом человеке для удовлетворения личного любопытства.

Прочие вопросы

При рассмотрении связи между правами на рекламу и изображение и правами ИС следует отметить следующее.

Как уже отмечалось, право лица на его изображение не может быть признано исключительным. Однако форма изображения (то есть то, как человек фотографируется или записывается) может быть объектом авторского права. Автором произведения является либо лицо, изображенное на нем (в случае селфи), либо лицо, делающее снимок (т. е. фотограф, оператор или художник-портретист). С этой точки зрения, использование изображения человека требует не только согласия человека, изображенного на фотографии или видео, но и согласия владельца авторских прав.

Кроме того, физическое лицо может подать заявку на охрану своего имени в качестве товарного знака (при условии, что оно зарегистрировано в качестве частного предпринимателя). Российское законодательство предусматривает, что для записи чьего-либо имени, в частности имени известного в России лица, в качестве товарного знака необходимо получить согласие этого лица.

При этом владельцу товарного знака следует иметь в виду, что, по общему правилу, регистрация обозначения, тождественного с именем лица, не ограничивает и не исключает права лица (или иного физического лица) с тем же именем) использовать это имя по назначению. Поскольку многие люди в России носят большое количество фамилий и имен, это кажется вполне разумным.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что использование изображений лиц в рекламе, в товарных знаках или в Интернете хорошо регулируется в России – как законодательством об интеллектуальной собственности, так и специальным регулированием этих конкретных вопросов.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *