Хроматические аберрации на фото – Что такое хроматические аберрации и как они влияют на фотографию

Содержание

Как удалить хроматические аберрации в Photoshop

В Photoshop и Lightroom есть встроенные инструменты для работы с хроматической аберрацией, но в некоторых случаях функции работают не так хорошо, как хотелось бы. В 8-минутном видео-уроке, представленном ниже, фотограф Стив Перри рассказывает о быстром и простом приеме, который он использует в Photoshop, чтобы вручную удалить цветовую окантовку со своих снимков.

Вот основные шаги его техники:

1 Дублируйте слой и увеличьте одну область

2 Примените Gaussian Blur, пока цвет окантовки не исчезнет

3 Установите режим смешивания размытого слоя на Color

4 Аберрации удалены!

Вот сравнение до и после:

Перри отмечает, что остальная часть вашей фотографии также будет затронута, поэтому вы должны замаскировать размытый слой и вручную закрасить участки, где необходимо исправить хроматическую аберрацию.

Тот же трюк можно использовать для исправления других странных цветовых проблем, которые могут появляться на ваших фотографиях.

Следите за новостями: Facebook, Вконтакте и Telegram

comments powered by HyperComments

photar.ru

Хроматические аберрации. Что это и с чем это едят?

Хроматические аберрации (ХА), или их еще называют дисперсия света или цветовая окантовка - проблема большинства оптических систем, обусловленная не совпадением фокусных расстояний для лучей света с разными длинами волн (лучей разных цветов). В результате появляется их рассогласование в фокальной точке объектива. При этом изображение получает цветную окантовку по краям фотографии. И, хотя вы сможете удалить малые уровни хроматических аберраций в графическом редакторе, реальность такова, что она не может быть исправлена полностью программной обработкой.

 

Почему возникают ХА?

 

Хроматические аберрации возникают потому, что ваш объектив действует как призма, преломляющая свет. Но в связи с определенными свойствами стекла, проходящие через него лучи света, состоящие из большого количества волн разной длины (а, следовательно, и различного цвета), выходят под различными углами. Следовательно, чтобы сенсор камеры правильно передал эту комбинацию цветов, объектив вашего фотоаппарата должен сфокусировать все лучи разного цвета в одной точке на сенсоре.

 

Прохождение лучей света через линзы с разложение света в спектр в результате дисперсии.

1. Расстояние от линзы до точки пересечения луча с оптической осью линзы разное для каждого луча спектра. Лучи не собираются в одну точку (нет единого фокусного расстояния). Наблюдается хроматизм — различие фокусных расстояний составляющих света.

2. Уменьшение хроматизма с помощью ахроматической линзы

Производители оптики для коррекции всех этих световых лучей, как правило, используют большое количество линз. Если вы видели конструкцию объектива, то знаете, что в его конструкции десятки его составляющих элементов, направленных на корректировку различных составляющих источника света по пути через объектив к сенсору фотокамеры. К сожалению, это и есть то слабое место, где хроматические аберрации, как правило, проявляют себя. Даже незначительные отклонения в производстве линзовых элементов в определенных условиях могут привести к появлению на ваших фотоснимках предательской ХА.

 

Это не значит, что необходимо срочно покупать объектив профессионального уровня (хотя, в принципе, это будет не лишним). На самом деле все объективы в той или иной степени страдают от хроматической аберрации. Важнее то, страдает ли ваш объектив видимыми на снимках ХА, и есть ли у вас эффективное средство для борьбы с ними.

 

 

Как избежать хроматических аберраций?

 

Хроматические аберрации могут быть эффективно удалены при обработке изображений в редакторе, если вы снимаете в формате RAW. Но наиболее правильным будет попытаться устранить проблему в первоисточнике — фотокамере. Существует несколько легких для понимания методов съемки, которые помогут вам свести к минимуму видимый эффект ХА. Давайте их рассмотрим

 

1. Избегайте высококонтрастных сцен

 

Хроматические аберрации, как правило, появляются в сценах с высокой контрастностью. В частности, если источник света находится позади снимаемого объекта, особенно на фотографиях, сделанных на белом фоне, пейзажные фото, сделанные при восходе солнца. В таких ситуациях необходимо попытаться перекомпоновать снимаемую сцену. Подберите другой задний фон, который будет больше соответствовать по контрасту объекту съемки, или дождитесь более подходящих условий освещения. Если снимаемую сцену необходимо запечатлеть в данном виде или просто нет другой возможности для съемки, то переключитесь в формат RAW, при этом вам придется делать корректировку при пост-обработке конечного фотоснимка.

 

2. Контролируйте фокусное расстояние зум-объектива

 

Приятно иметь зум-объектив к широким диапазоном фокусных расстояний, но реальность такова, что ХА проявляют себя на коротком и длинном конце фокуса. Поэтому возможность выбора фокусного расстояния, близкого к среднему, как правило, помогает снять вопрос о видимых хроматических аберрациях.

 

Например, фотосъемка с помощью зум-объектива на широких ФР приводит к появлению не только хроматических аберраций, но и различных других дефектов в изображении. Рассмотрите возможность съемки панорамы несколькими кадрами с фокусным расстоянием, на котором не проявляются видимые хроматические аберрации, а затем объедините изображений в редакторе.

 

3. Увеличьте числовое значение диафрагмы

 

Как правило, "зажатие" диафрагмы помогает уменьшить заметные дефекты большинства объективов, в том числе и хроматические аберрации. Помните, что вам при этом потребуется увеличить выдержку или повысить значение ISO, чтобы компенсировать потери света.

 

4. Располагайте снимаемый объект ближе к центру изображения

 

Хроматические аберрации, наиболее сильно проявляются по мере продвижения от центра кадра к его краям. Это, в основном является результатом неравномерности кривизны линз объектива. Поэтом, расположение главного объекта съемки ближе к середине снимаемого кадра, поможет уменьшить или даже полностью устранить ХА, а композиционную компоновку кадра затем произведите при пост-обработке.

 

 

Также следует упомянуть, что во многих современных фотокамерах ХА исправляется автоматически. Корректировка выполняется процессором камеры при конвертации файла в JPEG и не снижает чёткость снимка.

 

dphotoworld.net

Геометрические и хроматические аберрации объективов

 В этой статье со страшным названием мы разберемся в особенностях оптических искажений объективов. Вы замечали, что при съемке на широкоугольник у вас искажаются края кадра? А при попытках сделать кадр в контровом свете вокруг предметов появляется розовая, синяя или зеленоватая окантовка? Если не замечали, присмотритесь еще раз. А пока давайте разберемся, почему так происходит.

 

Для начала нужно понять и принять тот факт, что идеальных оптические систем (т.е. в нашем случае – объективов) не существует. Каждой оптической системе присущи искажения, которые она вносит в проекцию реальности на изображение (фотографию). Искажения оптических систем по-научому принято называть

аберрациями, т.е. отклонениями от нормы или от идеала.


Аберрации различных оптических систем могут принимать разную форму и быть более заметными или практически не различимыми. Обычно чем дороже объектив, тем качественнее его оптическая система, а значит, тем меньше аберраций ей присуще.

Виды аберраций

Чаще всего само слово «аберрация» в фотографии применяется в сочетании «хроматические аберрации». Как вы уже могли догадаться, хроматические аберрации – это один из видов искажений, вызванных особенностями оптической системы объектива, который выражается в виде цветовых отклонений. Типичный пример хроматических аберраций – это нестественные цветные контуры на границах объектов съемки. Ярче всего хроматические аберрации проявляются на контурах в высококонтрастных участках изображения. Например, на границе веток деревьев, снятых на фоне яркого неба, или по контуру волос при съемке портрета в контровом закатном свете.

Причиной хроматических аберраций является такое оптическое явление как дисперсия стекла, из которого изготовлены линзы. Дисперсия стекла заключается в том, что световые волны разной длины (разного цветового спектра) при прохождении через линзу преломляются под разными углами. Белый свет (который содержит в себе целый спектр световых волн разной длины, т.е. разного цвета), проходя через линзу объектива, сначала распадается на цветовой спектр, который затем снова собирается в пучок для проекции изображения на матрицу фотоаппарата. В результате из-за разницы углов преломления цветных лучей возникают отклонения при формировании изображения. Это выражается в погрешностях при распределении цвета на снимке. Именно поэтому на фотографии могут появиться цветные контуры, цветные пятна или полосы, которых не было на объекте съемки.

Хроматические аберрации в той или иной степени присущи практически всем объективам. Дешевая оптика «хроматит» гораздо сильнее, чем объективы элитной серии. На этапе проектирования оптической системы производители могут минимизировать хроматические аберрации при помощи использования ахроматических линз. Секрет ахроматической линзы

в том, что ее конструкция состоит из двух сортов стекла: одно с низким, а другое с высоким коэффициентом преломления света. Подбор пропорции сочетания материалов с разными коэффициентами преломления света позволяет снизить отклонения световых волн в момент расщепления белого света.

Не стоит сильно расстраиваться, если ваш объектив не содержит ахроматических линз – хроматические аберрации возникают в основном при съемке в сложных условиях освещения, и сильно бросаются в глаза только при просмотре фотографии в 80-100% увеличении. К тому же, никто не отменял обработку в графических редакторах, которые позволяют свести на нет такие погрешности оптики. О том, как это сделать, читайте в следующей статье «Исправление погрешностей объектива» (публикация скоро).

К другому виду аберраций объектива относятся геометрические искажения, которые принято называть дисторсией объектива. Дисторсия объектива проявляется в искажении пропорций объектов, расположенных ближе к краям кадра. Говоря научным языком, при дисторсии линейное увеличение объектов, находящихся в поле зрения, происходит неравномерно. В результате предметы по краям кадра выглядят неестественно сплюснутыми или вытянутыми.

По характеру искажений выделяют два вида дисторсии: положительная (вогнутая или подушкообразная) и отрицательная (выпуклая или бочкообразная). Если в кадре геометрических искажений не наблюдается, то говорят, что дисторсии нет. В этом случае изображение выглядит ровным и плоским, обратите внимание на идеально ровную линию горизонта на снимке ниже. Обычно именно по линии горизонта можно легко заметить геометрические искажения в пейзажной съемке.

Сильнее всего дисторсия проявляется при использовании широкоугольных объективов. Причем, чем больше угол обзора объектива (чем меньше фокусное расстояние), тем сильнее проявляются геометрические аберрации. Наверняка, вы замечали, что вертикальные и горизонтальные линии при съемке на ширик искривляются по мере приближения к краям кадра. Самый яркий пример дисторсии объектива – это фотографии, снятые на сверхширокоугольный объектив «фишай» (рыбий глаз). Но в случае с фишаем дисторсия не является погрешностью или недостатком оптики. Скорее, это его особенность, которая позволяет расширить угол обзора объектива до 180 градусов (и даже больше).

При использовании широкоугольных объективов (ФР<24 мм) можно наблюдать бочкообразную (вогнутую) дисторсию, при использовании длиннофокусных объективов (ФР>200 мм) может появляться подушкообразная (выпуклая) дисторсия. Объективам со средними значениями фокусных расстояний обычно не свойственны геометрические искажения по полю кадра.

Именно поэтому говорят, что широкоугольный объектив искажает пропорции, а объективы с фокусным расстояние 70-200 мм сглаживают какие-либо искажения. И именно поэтому, портреты принято снимать на объективы 70-200 мм, которые не искажают пропорции лица и фигуры. А вот портреты, снятые на ширик, выглядят комично и используются только для создания специального карикатурного эффекта. При этом чем меньше расстояние между точкой съемки и объектом съемки, тем сильнее проявляются искажения пропорций. Например, как на известном портрете Билла Клинтона (фотография ниже) — голова выглядит непропорционально маленькой по сравнению с большими руками и коленями. Но в данном случае это как раз творческая задумка, авторский стиль фотографа. При помощи использования широкоугольного объектива он смог создать яркий зрительный образ — ассоциацию с персоной бывшего президента США.

Так же, как и хроматические аберрации, дисторсия поддается исправлению при конструировании объектива. Для этого в оптическую систему встраивается асферическая линза, а объективы с исправленной дисторсией называют асферическими. Вы могли видеть такие названия (ASP) в описании технических характеристик к объективу. Такие объективы обычно стоят дороже сферических аналогов, но при съемке передают пропорции объектов в кадре без искажений. Однако есть относительно не дорогой объектив Sigma 10-20 mm F4-5.6 EX DC HSM, который дает ровную картинку даже при максимальном угле обзора 102 градуса.

Если ваш объектив на широком угле дает геометрические аберрации, то есть два способа это исправить:


  1. Если вы используете зум-объектив, можно просто выставить большее фокусное расстояния и сделать пару шагов назад. Так, у вас в кадре окажется та же композиция, но за счет изменения фокусного расстояния вы избавитесь от искажений.
  2. Исправить геометрические аберрации позволяют средства графических редакторов (прежде всего, Photoshop). Но при этом будьте готовы потерять часть объектов на фотографии, потому что при исправлении искривлений происходит обрезка по краям кадра. О том, как это сделать, читайте в следующей статье.

studyfoto.ru

Хроматические аберрации - что это и как избежать?

Хроматические аберрации (также известны как цветовая окантовка или дисперсия) - распространенная проблема линзы, которая возникает, когда цвета неправильно преломляются (изгибаются) в линзе, в результате чего возникает несоответствие в фокусе, где цвета не объединяются как должны.

Для того, чтобы лучше это понять, вспомним, что фокальная плоскость является плоскостью, на которой расположены точки в фокусе, где пучки света должны собраться вместе, чтобы правильно сфокусироваться на сенсоре.

Дело в том, что в зависимости от особенностей вашего объектива, выбранного фокусного расстояния и даже значения диафрагмы, которое вы используете, определенные длины волн (цвет) могут прийти в эти точки до или после установки фокальной плоскости.

 

Когда это происходит, вы в конечном итоге получаете фотографию с визуальной цветовой окантовкой по краям. Конечно вы можете удалить низкие уровни хроматической аберрации в Photoshop и Lightroom, но лучше потратить немного времени, для того чтобы понять, как избежать этого в дальнейшем.

Почему происходят хроматические аберрации?

Хроматическая аберрация происходит потому, что ваша линза работает как призма, преломляя лучи света в зависимости от различных свойств стекла. Помните, что свет на самом деле состоит из волн различной длины (цветов). Таким образом, чтобы сенсор камеры обнаружил сочетания цветов, ваш объектив должен сделать так чтобы все длины волн этого конкретного луча света попали в одну и ту же точку.

Это звучит просто, но вы должны принять во внимание тот факт, что различные длины волн (и, таким образом, различные цвета) попав в объектив все сразу, будут вести себя немного по-другому в зависимости от линзы, через которую они проходят.

Для корректного выравнивания световых лучей можно использовать профессиональные линзы, устраняющие асферические аберрации. При желании можно приобрести элементы объектива, которые предназначены для коррекции преломления света.

Элементы объектива

Секрет коррекционных элементов объектива кроется или в стекле, или в дизайне самого объектива - при определенных условиях это приводит к тому, что на ваших фотографиях больше не проявится хроматическая аберрация. Я не пытаюсь доказать, что вам необходимо приобрести профессиональный объектив, напротив, имейте в виду, что все объективы страдают от хроматической аберрации в той или иной форме. Важно то, имеет ли ваш объектив видимые хроматические аберрации, и можно ли в вашем случае это устранить.

Как избежать хроматической аберрации?

На самом деле хроматическая аберрация может быть эффективно удалена при пост-обработке, если вы снимаете в RAW. Однако, практика утверждает, что вы должны попытаться устранить проблемы в камере, вместо того чтобы создавать себе лишнюю работу в дальнейшем.

Есть хорошие новости для тех, кто любит работать с линзой. Ниже приведены несколько простых советов, которые помогут вам свести к минимуму или совсем избавиться от нежелательных цветовых эффектов на ваших фотографиях.

1. Избегайте сюжетов с высоким контрастом.

Хроматические аберрации, как правило, появляются в сюжетах с высокой контрастностью. Особенно способствуют появлению аберраций съемки напротив белых фонов, пейзажная съемка восхода, заката или съемка, при которой источник света находится позади объекта съемки.

Это означает, что иногда не надо делать ничего, кроме переосмысления своего кадра. Смените фон, чтобы улучшить основной цвет объекта съемки, или подождите более благоприятных условий освещения. Если вам абсолютно точно нужно отснять этот кадр, попробуйте отснять несколько кадров в RAW формате, при этом, возможно, потребуется пост-обработка фотографии.

2. Проверяйте фокусное расстояние.

Несомненно, приятно иметь доступ к широкому диапазону фокусных расстояний, но факт в том, что большинство зум-объективов проявляют различные аберрации на слишком коротких и длинных расстояниях. Для того, чтобы избежать аберраций, выберите другое фокусное расстояние. Кроме того, с помощью зум-объектива под определенным углом, можно познакомиться не только с хроматическими аберрациями, но другими дефектами в изображении. После того, как вы приобрести себе зум-объектив, научитесь с ним обращаться. Для начала будет неплохо попробовать снимать панораму при определенном фокусном расстоянии так, чтобы избежать хроматических аберраций, а затем заниматься пост-обработкой до безукоризненного результата.

3. Следите за диафрагмой.

Конкретные показания будут зависеть от типа используемого объектива, но уменьшение диафрагмы обычно помогает снизить заметные цветовые эффекты, в том числе хроматические аберрации. Возможно, потребуется отрегулировать выдержку или повысить ISO, чтобы компенсировать потерю света при работе.

4. Переместите ваш объект в центр кадра.

Хроматические аберрации, как правило, происходят чаще всего тогда, как вы находитесь дальше от центра кадра. Это происходит в результате преломления света внутри линзы. Поэтому, иногда достаточно подвинуться ближе к объекту для того, чтобы уменьшить или даже полностью устранить проблему с хроматической аберрацией и другие дефекты линз на фотографии.

Иногда все, что вам может понадобиться в пост-обработке - это обрезать часть проблемного изображения для достижения желаемого кадра. Если вы работаете с небольшими отпечатками или цифровой дистрибуцией, различия между исходником и обработанным фото будут не так заметны.

Таким образом, мы рассмотрели понятие хроматические аберрации, узнали как их избежать, и узнали что поможет вам улучшить качество конечного изображения. Если у вас есть другие советы, не рассматриваемые в статье или комментарии, пожалуйста, поделитесь ими ниже.

fotochki.com

Хроматические аберрации - хроматические аберрации как убрать, хроматические аберрации объектива – ФотоКто

 

В камерах последнего поколения хроматические аберрации автоматически исправляются процессором на этапе конвертации в JPEG. Поэтому я в RAW никогда не снимаю, моя камера Nikon D700 всё делает за меня и экономит мне массу драгоценного времени, её только надо правильно настроить.

В любом случае, вам лучше думать о том, что вы фотографируете, а не о том, насколько ваша линза подвержена аберрациям. Объектив без заметных аберраций содержит большое количество дорогих низкодисперсных и асферических элементов, поэтому стоит заметно дороже собратьев с аберрациями. Кроме того, конструкция с переменным фокусным расстоянием (зумом) намного сложнее фиксированного, так как аберрации проявляются по-разному на различных фокусных расстояниях. Вот почему «фиксы» качественней и дешевле, чем «зумы».

Наличие низкодисперсных элементов в объективах Nikon отмечает буквами ED. Если в маркировке объектива вы видите ED, то о хроматических аберрациях можете забыть. 

Информация для пользователей Canon:

CaF2 – Fluorite. Линзы, изготовленные из флюорита, обладают малым коэффициентом рассеяния, и, следовательно, снижают выраженность вторичных (пурпурно-зелёных) хроматических аберраций.

UD – Ultra-low Dispersion glass. Низкодисперсионное стекло имеет коэфициент рассеяния значительно меньше, нежели обычное оптическое стекло. Отдельные элементы объектива, изготовленные из UD стекла, призваны уменьшить вторичные хроматические аберрации. В силу меньшей кривизны поверхностей линзы из низкодисперсионного стекла меньше подвержены сферическим аберрациям, чем линзы из флюорита.

S-UD – Super Ultra-low Dispersion glass. Сверхнизкодисперсионное стекло ещё более низкодисперсионно по сравнению с обычным низкодисперсионным стеклом. На самом же деле между UD и S-UD нет практически никакой разницы.

AL – Aspherical Lens. Асферические линзы, включённые в оптическую схему объектива, используются для устранения сферических аберраций.

© Денис Аветисян

 

Смотрите также:

 

fotokto.ru

Часть 1: Хроматические аберрации фотоснимков

Приветствую всех неравнодушных к фотографии!

Полагаю, на сегодняшний день трудно представить себе фотографа, не использующего графические редакторы. Только очень ленивые из них не занимаются пост-обработкой ) Все остальные делают это, что называется, «часто и с удовольствием». Уверен, что и вы, дорогие читатели, делаете это. Но используете ли вы весь потенциал программ-конвертеров?

Сегодня мы начнем серию небольших уроков по обработке. Тема этой статьи:

ОБРАБОТКА ФОТОГРАФИЙ RAW-ФОРМАТА И УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ОПТИКИ, ИСПОЛЬЗУЯ ИНСТРУМЕНТ LENS CORRECTION

Плагин Lens Correction стал доступен пользователям с лета 2010 года, он входит в состав продуктов от Adobe: таких, например, как Adobe Camera Raw и Adobe Lightroom, то есть программ весьма популярных в среде фотографов. Среди стандартных нововведений типа поддержки новых камер и исправлений текущих ошибок был добавлен инструмент Lens Correction — если разобраться в нем, то оказывается, что это настоящий подарок для фотографов!

Само название инструмента в переводе с английского означает «Коррекция оптики», но это, на мой взгляд, не совсем верно. Программа производит коррекцию изображений, полученных при помощи оптики, которой, в свою очередь, присущи определенные технические характеристики и особенности, влияющие на результат. В том числе, не всегда эти особенности — «во благо». Но в целом, речь далее пойдет о множестве малоприятных дефектов фотографической оптики, которые возникают в процессе съемки — дисторсия, хроматические аберрации, виньетирование. Исправить эти неприятности, буквально в два-три клика, позволяет инструмент Lens Correction. Базовая коррекция производится на основании профайлов объективов. И особенно важно, что в процессе такого редактирования традиционно не ухудшается качество исходника (при условии, что вы работаете с RAW).

Изначально в состав инструмента Lens Correction входит довольно много профайлов оптики. А если вдруг вы не нашли в предложенном списке свой объектив — не расстраивайтесь. Здесь имеется также ручная корректировка, которая, кстати, не ограничивается лишь исправлением стандартных дисторсий (подушко- и бочко-образных), также можно корректировать горизонтальные и вертикальные искажения перспективы. А еще доступно вращение, масштабирование и последующее кадрирование (очень удобное!) после всех корректирующих манипуляций.

Итак, Lens Correction помогает компенсировать те недостатки, которые присущи практически каждому объективу, не зависимо от его цены — многие фотолюбители ошибочно полагают, что оптика L-класса и им подобные дают идеальную картинку «на выходе». Ни один объектив не дает идеального результата, зато его можно достичь с помощью пост-обработки.

Обратите внимание! Программа предусматривает самостоятельное создание профилей для вашей оптики и последующее использование их наряду с уже существующими. Для этого существует бесплатная утилита Adobe Lens Creator, она доступна для скачивания на официальном сайте компании, к ней прилагается простая и понятная пошаговая инструкция по созданию уникальных профилей.

Как обычно выглядят недостатки оптики?

Это может быть затемнение по углам кадра, прямые линии (особенно по краям кадра) могут выглядеть изогнутыми, появляться цветные полосы по кромке объектов. Обратите внимание! При съемке на фотоаппарат с полноформатной матрицей такие эффекты, как виньетирование и дисторсия — более заметны, чем при съемке на кропнутую матрицу. Ввиду конструктивной особенности объективов, от центра линзы к краям происходит поступательное падение резкости, контраста, просветленности, также увеличивается дисторсия. Из этого следует закономерность, что фотоаппараты с полноформатной матрицей не только стоят примерно вдвое дороже, но еще и более требовательны к качеству оптики.

И хотя эти дефекты чаще всего не бросаются в глаза в исходной фотографии, польза от их удаления есть почти всегда. Тем не менее, плагином можно также и ухудшить исходник, все зависит от того — что изображено на фото и какая цель преследуется автором. Видите ли, некоторые особенности оптики могут быть полезны (я говорю о дисторсии, которая возникает при съемке сверх-широкоугольными объективами) и вносить изменения в эти характеристики нужно с умом.

Далее мы рассмотрим подробнее особенности искажений и познакомимся поближе с функциями плагина Lens Correction. Из всех корректирующих функций плагина я бы назвал три наиболее популярных и эффективных: дисторсия, хроматические абберации, виньетирование.

Хроматическая аберрация (ХА) — паразитная дисперсия света, проходящего через оптическую схему объектива. Белый свет при этом раскладывается на составляющие его цветные лучи, в результате чего изображения предмета в разных цветах не совпадают в пространстве изображений. ХА ведёт к снижению резкости изображения, а также к появлению цветных контуров, полос, свечения вокруг объектов, которые у них на самом деле отсутствуют.

В отличие от других недостатков объектива, хроматические аберрации, как правило, становятся заметны только при просмотре изображения на экране в полном размере или при распечатке фото большого формата (от А4 и больше). Появление ХА на фото может быть вызвано несколькими факторами или их сочетанием: съемка в контровом свете, использование максимально открытой диафрагмы, использование бюджетного объектива (в конструкции которого не используются дорогие низкодисперсные и асферические элементы), а также ввиду конструкционных особенностей объектива (зум-объектив сложнее дискретника, т.к. элементов в нем больше да и на разных фокусных расстояниях линзы ведут себя по-разному). Обратите внимание! Наличие низкодисперсных элементов в своих объективах производители отмечает специальной маркировкой. К примеру, у Canon — UD (Ultra-low dispersion), S-UD (Super Ultra-low dispersion) и конечно же L (Luxury). У Nikon это ED-серия. У Sigma — APO (Apochromatic) и EX.

Коррекция

Уменьшение хроматических аберраций положительно влияет на качество и четкость изображения — особенно по краям кадра.

На этом примере больше всех от ХА пострадало дерево в правом углу. Будем исправлять ошибки оптики!

Оценим масштабы бедствия. Достаточно увеличить изображение хотя бы до 100% — сразу в глаза бросаются ХА.

Как правило, достаточно воспользоваться автоматической коррекцией, используя профиль объектива. Иногда для более качественного подавления ХА нужно использовать слайдер. Как видите — получилось не так уж плохо, учитывая, что это увеличение 300% увеличение!

Но мы не останавливаемся на этом и идем дальше — с помощью корректирующей кисти и слайдера, отвечающего за насыщенность, лечим наиболее проблемные места.

Обратите внимание! Не желательно выкручивать насыщенность на минимум — ищите золотую середину.

В особо тяжелых случаях или ввиду отсутствия профиля для вашего объектива процесс коррекции ХА можно сделать вручную. Лучше всего начинать с краев кадра, просматривая изображение с увеличением от 100% до 400%, чтобы оценить эффективность коррекции. Зачастую лучше всего начать с боковых ХA, используя ползунки регулировки , так как это наиболее эффективно. И если еще какие-то эффекты ХА остались, можно попробовать с ними побороться, используя инструмент «Defringe». В любом случае, устранение ХА для каждого конкретного объектива достигается экспериментальным путем.

Есть еще один способ избавиться от ХА — в фотошопе выбрать кисточку, настроить ее на функцию Color и перекрашивать проблемные участки.

В следующей части я познакомлю вас с виньетированием, их разновидностями и способами нейтрализации.

nikon3100.ru

Как убрать хроматические аберрации в фотошоп и lightroom

Давайте вместе стремиться к идеалу – сделаем наши фотографии совершенными в плане технического качества, тем более о том, как сделать кадр неотразимым с точки зрения композиции вы уже узнали, прочитав статью “основы композиции в фотографии“.

Вы уже знаете, что такое цифровой шум, о том как с ним бороться, научились исправлять завал горизонта в фотошоп и LightRoom, узнали как убрать смазанность изображения. Давайте сделаем еще один шаг к совершенству – вы узнаете еще об одном дефекте фотографии.

В прошлый раз я рассказал о том, что такое хроматические аберрации, и как их убрать без использования графических редакторов.

В этот раз я, как и обещал, расскажу о том, как бороться с этой напастью в фотошоп и лайтрум.

Давайте я сначала напомню, в чем выражается этот дефект, а потом перейдем к способам борьбы.

Хроматические аберрации проявляются в виде «бахромы» (контура) на контрастных объектах.

Устранение хроматических аберраций

На данном изображении вы можете видеть увеличенный фрагмент на котором присутствуют цветовые искажения – левая фотография, на правом фрагменте они отсутствуют.

Сразу скажу, что даже на мой дешевый объектив «Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G» получаются кадры без хроматических аберраций, поэтому для создания примеров я пошел методом от противного – я просто усилил данный дефект.

Давайте приступим, начать предлагаю с Adobe Photoshop CS5, потом перейдем к Adobe Lightroom.

Как убрать хроматические аберрации в фотошоп. Camera Raw Converter – способ 1.

Обратите внимание на дерево слева, шляпу и вы увидите цветную окантовку зеленого и красного цветов.

Удаление хроматических аберраций

Вот именно с ней нам и нужно бороться.

Так выглядит эта же фотография после удаления хроматических аберраций.

Удаление хроматических аберраций

Откройте изображение в Camera Raw Converter.

Как убрать хроматические аберрации в фотошоп

Удаление хроматических аберраций происходит по следующему принципу:

Откройте пункт меню «Lens Corrections» (коррекция объектива) и найдите «Chromatic Aberration», далее используя ползунки «Fix Red / Cyan Fringe» (исправьте красный / голубой край) и «Fix Blue / Yellow Fringe» (исправьте голубой / желтый край) уберите цветную окантовку, или если это не получается то сведите данный дефект к минимуму.

Как убрать хроматические аберрации в фотошоп. Lens Correction – способ 2.

Откройте изображение в Adobe Photoshop CS5.

Далее «Filter» -> «Lens Correction», также вы можете воспользоваться горячими клавишами «Shift + Ctrl + R».

Как убрать хроматические аберрации в фотошоп

Удаление хроматических аберраций происходит по таким же принципам, что и в «Camera Raw Converter».

Для удаления «бахромы» воспользуйтесь ползунками «Fix Red / Cyan Fringe» (исправьте красный / голубой край), «Fix Green / Magenta Fringe» (исправьте зеленый / сиреневый край) «Fix Blue / Yellow Fringe» (исправьте голубой / желтый край).

Как убрать хроматические аберрации в фотошоп. Использование Gaussian Blur – способ 3.

Откройте файл в Adobe Photoshop CS5 и создайте копию слоя.

Далее необходимо размыть копию слоя на 4-6 px, для этого воспользуемся следующим фильтром: Filter -> Blur -> Gaussian blur (Фильтр -> Размытие -> Размытие по Гауссу).

Далее щелкаем правой кнопкой мыши на копии слоя и выбираем параметр наложения (Blending Options), и выбираем параметр Colour (цветность).

Смотрите, что было

Как убрать хроматические аберрации в фотошоп

И что стало после применения данного способа

Устранение хроматических аберраций

Как убрать хроматические аберрации в фотошоп. Использование инструмента «Sponge Tool» или «Clone Stamp Tool» – способ 4.

Бывают случаи, когда хроматические аберрации присутствуют только в одном месте или убрать их другими способами не получается, а кадр спасти, ну очень хочется.

На помощь нам придут «Губка» («Sponge Tool») или «Штамп» («Clone Stamp Tool»).

Инструмент «Губка» предназначен для обесцвечивания тех участков изображения, по которым им проведут.

Если пройтись им по проблемным краям, то можно обесцветить цветную «каемку» (вы можете увидеть результат на рисунке ниже – в верхней части шляпы по центру).

Как убрать хроматические аберрации в фотошоп

Также можно воспользоваться инструментом «Штамп» и также в ручную зарисовать хроматические аберрации. Эти способы достаточно затратные по времени, но если другими средствами достичь приемлемых результатов нельзя, то остаются только они.

При желании можно придумать еще несколько способов борьбы с этим дефектом в фотошопе, но нужно ли это? Давайте перейдем к лайтрум.

Как убрать хроматические аберрации в Lightroom. Способ 1.

Перед тем как редактировать изображение в лайтрум его нужно импортировать в программу, после чего с ним можно делать все, что угодно.

Мы будем работать с этим изображением

Как убрать хроматические аберрации в Lightroom

Это же изображение без хроматических аберраций.

Как убрать хроматические аберрации в Lightroom

Из всех способов борьбы с аберрациями мне нравиться именно лайтрум – всего за пару кликов об этом дефекте вы забудете навсегда… Это очень быстрый способ.

Будем считать, что изображение вы уже импортировали, теперь перейдите в модуль «Develop» (коррекция) и выберете «Lens Corrections».

Как убрать хроматические аберрации в Lightroom

Далее выставьте галочку «Enable Profile Corrections» (активация профиля исправления).

Как убрать хроматические аберрации в Lightroom

При этом лайтрум не только автоматически убирает хроматические аберрации, но и убирает дисторсию в соответствии с настройками профиля объектива (модель объектива берется из метаданных файла), то есть для каждого конкретного объектива будут свои корректировки.

В моем случае слегка заметные хроматические аберрации lightroom удалял на ура.

Как убрать хроматические аберрации в Lightroom. Способ 2.

Если не получается в автоматическом режиме, можно использовать ручной.

Перейдите в модуль «Develop» (коррекция) и выберете «Lens Corrections» -> «Manual» (Ручной режим).

Как убрать хроматические аберрации в Lightroom

Используйте ползунки «Red / Cyan» (красный / голубой), «Blue / Yellow» (голубой / желтый).

Для создания примеров с хроматическими аберрациями к статье я использовал именно это меню, причем ползунки были выкручены фактически до 100%.

На этом сегодня пожалуй и закончим.

Приведенных способов достаточно для борьбы с хроматическими аберрациями, думаю, что для себя вы выберете хотя бы один из них. Лично я остановился на Adobe Lightroom – просто, быстро и качественно.

Вы слышали когда-нибудь про золотое сечение? Если нет – предлагаю вам прочитать статью “Правило золотого сечения. Семь интересных фактов, о которых вы не знали.”

Начните зарабатывать на своих фотографиях прямо сейчас – прочитайте статью о самых прибыльных микростоках, узнайте самые прибыльные тематики для съемки, если вы еще не знаете требования фотобанков к фотографиям, прочитайте статью “Покоряем фотобанки! Требования к изображениям на микростоках (фотобанках)“.

И в завершении хочу посоветовать – откалибруйте свой монитор – сделайте цвета натуральными.
Скачайте книгу “Бесценные советы по основам композиции”

Поставь обработку фотографий на автопилот при помощи тренинга “Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3”

Зарегистрируйся на онлайн тренинг и стань успешным “Трамплин к успеху“

lepser.ru

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о