Золотое сечение в фотографии – Правило третей в фотографии: золотое сечение

Содержание

Правило золотого сечения | Блог о фотографии и микростоках

Фотография появилась в 1839 году, и изначально ее возможности использовались в качестве точной (документальной) фиксации какого-либо действия или объекта. Подумайте сами, какого было удивление людей, увидевших пейзаж, на котором прорисована каждая веточка и листочек, или дерево, на котором отчетливо видна фактура коры.

Да, наверное, если сравнивать картину и фотографию, то прорыв был колоссальным по тем временам.

Вскоре такие снимки стали обыденностью, а фотография начала перенимать художественные закономерности из других искусств.

Правило золотого сечения в фотографии – вот о чем я сегодня хочу рассказать.

Наверное, впервые это определение вы услышали в школе на уроке математики… Давайте перенесемся в прошлое – в школьный  кабинет.

Вы сидите за партой и наблюдаете зеленую доску, на которой мелом нарисован отрезок.

правило золотого сечения в фотографии

Принцип золотого сечения в фотографии

Именно этот рисунок нам и поможет дать определение.

Золотое сечение – пропорциональное деление отрезка ( С в нашем случае) на разные части, при котором весь отрезок (С) так относиться к большей части (В), как сама большая часть (В) относиться к меньшей (А).

Мозг начинает сопротивляться и думать, из школьного курса математики с трудом вспоминаются пропорции.

В пропорциях это будет выглядеть следующим образом.

С:В=В:А

В цифрах значение золотого сечения выглядит следующим образом

правило золотого сечения в фотографииЕсли выразить значение в дробях, то это приблизительно 5/8.

Посмотрите видео, и все станет понятней

Давайте еще повспоминаем школьный курс математики.

Тот же отрезок в дробях можно представить следующим образом

правило золотого сечения в фотографии

Принцип золотого сечения в фотографии

Наверное не раз в фотоаппаратах (как в зеркальных, так и в компактных камерах) вы видели сетку, в которой применяется правило золотого сечения:

правило золотого сечения в фотографии

Принцип золотого сечения в фотографии

В фотографии чаще используется упрощенное правило золотого сечения – правило третей.

Похожие рамки вы могли видеть при кадрировании своих фотографий в Adobe LightRoom.

Этот прямоугольник построен по принципу золотого сечения (этот термин, кстати, ввел Леонардо да Винчи).

Выберем за единицу длины сторону А, сторона В будет 0,618*А, ну а размеры сетки вы можете увидеть на рисунке.

Правило золотого сечения в фотографии

Принцип золотого сечения в фотографии

Один из самых простых способов использовать правило золотого сечения – применение правила трех третей.

Согласно нему, кадр делится на три части по горизонтали и по вертикали, в результате получается девять секторов. Значимые точки и линии кадра располагаются на расстоянии 3/8 от края кадра (в упрощенном варианте, когда сектора равны – на расстоянии 1/3).

Правило золотого сечения в фотографии применяется следующим образом:

если присутствует очевидный центр композиции (одиноко стоящее дерево, дом, солнце на горизонте, роза на столе), вам нужно расположить его на одной из четырех точек пересечения решетки. Располагая объекты таким образом, вы получите наиболее выигрышную композицию.

Подробней о правиле трех третей я расскажу в следующих статьях. Если вы хотите заработать на своем хобби (фотографии), то вам нужно знать требования, предъявляемые микростоками к фотографиям (правильная композиция в них входит), прочитайте статью “Покоряем фотобанки! Требования к изображениям на микростоках (фотобанках). Часть 2.”

Если композиция состоит из нескольких различающихся по смыслу областей, можно использовать следующий прием.

Проведите диагональ в прямоугольнике. Из вершины проведите перпендикуляр к диагонали, получиться три треугольника разного размера. Скомпонуйте кадр так, чтобы ключевые объекты располагались в этих треугольниках (областях), и кадр будет выглядеть гармонично.

золотое сечение в фотографии

Правило золотого сечения в фотографии

От сухой и многим скучной математики давайте перейдем к живым примерам.

Правило золотого сечения. Семь интересных фактов о которых вы возможно не знали.

1. Это правило применалось при строительстве пирамид.  В частности, всем известная пирамида Хеопса построена с учетом этого правила. Главная загадка пирамид – геометрические соотношения, до сих пор ведутся споры, случайно или нет были выбраны размеры основания и высоты пирамиды.

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

2. Парфенон V в. до н.э. одно из красивейших сооружений древнегреческой архитектуры.

 Правило золотого сечения просматривается в фасаде здания. Ученые  установили, что в Парфеноне нет прямых линий, а поверхности не плоские, а слегка изогнутые. Зодчие знали, что строго горизонтальная линия или плоская поверхность кажется наблюдателю слегка изогнутой посередине.

3. Правило золотого сечения в здании собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари).

Фасад и другие части этого замечательного здания построены с учетом этих замечательных пропорций.

правило золотого сечения в фотографии

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

4.  Правило золотого сечения присуще шедеврам русской архитектуры.

И. Шевелев, изучая  архитектуру церкви Покрова на Нерли, выяснил, что в ней проявляется пропорция 2 : ?5, представляющая собой отношение большей стороны к диагонали прямоугольника с отношением сторон 1:2.

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

Правило золотого сечения обнаружено и в архитектуре церкви Вознесения в Коломенском.

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

В основу сооружения положен прямоугольник со сторонами 1 и ?5 – 1, состоящий из двух прямоугольников золотого сечения.

Не менее известная закономерность русских церквей – число куполов.

Новгородский Софийский собор имеет 13 куполов.

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

Источник

В других храмах прослеживается последовательность, совпадающие с рядом чисел Фибоначчи (1,2,3,5,8,13,21).

Случайно ли такое совпадение?

5. Правило золотого сечения не обошло и скульптуру.

Всем известная статуя Аполлона Бельведерского: рост изображенного человека делиться пупочной линией в золотом сечении.

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

6. Живопись.

Знаменитую Джоконду из творчества Леонардо да Винчи нельзя упустить из виду: композиция картины основана на золотых треугольниках, являющимися частями правильного звездчатого пятиугольника.

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

Правило золотого сечения просматривается и в картине И.И. Шишкина “Сосновая роща”

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

Сосна стоящая на переднем плане, ярко освещенная солнцем, делит картину по золотому сечению. Справа от сосны пригорок – он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонту…

Следующая картина была начата Рафаэлем 1509 – 1510 годах, но не была закончена, его эскиз был гравирован Маркантинио Раймонди, на его основе он создал гравюру “Избиение младенцев” – эта работа основана по правилу золотой спирали.

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

7. Правило золотого сечения в природе.

Удивительно, но оно регулярно встречается в природе:

По спирали закручивается ураган, в расположении семян подсолнечника, шишек сосны, проявляется ряд Фибонначи и, следовательно, оно также работает.

Все наверное неоднократно видели улиток и их спиралевидную раковину.

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

Всем известная двойная спираль ДНК.

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

Или красивейшее творение природы – паутина. Паук плетет ее по спирали.

правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения

Правило золотого сечения встречается и в природе, причем повсеместно.

Вот такой интересный закон. Сегодня мы окунулись в мир математики и искусства, и как вы увидели они очень тесно переплетаются.

Применять ли правило золотого сечения в фотографии решать вам… Думаю, его полезно хотя бы знать. Слепо подчиняться ему конечно же не нужно, а вот применять его, включая голову, наверное, следует.

Наверное, вам будет интересно узнать о таком дефекте фотографии, как “завал горизонта” –  прочитайте статью – “Завал горизонта. Как выровнять горизонт в фотошопе и лайтрум?“, если вы хотите побороть резкие тени на своих фотографиях и потратить при этом минимум средств – вам обязательно нужно прочитать  “Софтбокс. Как сделать софтбокс для вспышки своими руками?“, если вы встретили незнакомые слова – загляните в словарь фотографа.

Если вы еще не работали с лайтрум – вы будете удивлены тем, что перед тем, как начать работу с изображениями их нужно сначала импортировать, далее можно убрать стандартные дефекты фотографии, такие как цифровой шум, хроматические аберрации, дисторсия, виньетирование, потом нужно откорректировать цвета и можно сохранять свою работу, при этом можно добавить ключевые слова и копирайт. Для ускорения работы в лайтруме можно и нужно пользоваться горячими клавишами и пресетами.

 

Скачайте книгу “Бесценные советы по основам композиции”

 

Поставь обработку фотографий на автопилот при помощи тренинга “Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3”

Зарегистрируйся на онлайн тренинг и стань успешным “Трамплин к успеху”

Напоследок, еще одно видео про правило золотого сечения

правило золотого сечения в фотографии

lepser.ru

Правило третей и золотое сечение в фотографии

В руководствах для начинающих фотографов встречается «Правило третей», которое ещё называют «золотым сечением». Давайте попробуем разобраться и посмотрим, насколько это правило полезно.

(Last Updated On: 23.02.2018)

Откуда взялось «правило третей»

Сложно определить, с чьей лёгкой руки «Правило третей» стало правилом. Несомненно, корни его — в «золотом сечении» Фибоначчи, математической модели гармонии. «Золотое сечение» — это деление целого на две неравные части, при котором целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей."Золотая спираль" Фибоначчи в фотографииАнри Картье Брессон никогда не использовал шаблоны, но его композиция — безупречнаНесмотря на название («последовательность Фибоначчи», «спираль Фибоначчи») «золотое сечение» стало термином эстетики лишь в середине 19 века, начиная с сочинений Адольфа Цейзинга. И уже тогда, в 19 веке, это учение подвергалось критике искусствоведов и ценителей прекрасного.

И вот там и сям мы видим советы типа «Разделите поле кадра двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, сегментируя фотографию на 9 одинаковых прямоугольников. Располагайте объекты съёмки в точках пересечения линий или на самих линиях». Иллюстрации, сопровождающие такие советы, говорят совершенно противоположные вещи: правило третей само по себе не обеспечивает снимку ни гармонии, ни красоты, ни осмысленности. Собственно, даже о композиции говорить в этом случае не приходится, потому что правило третей не относится к выстраиванию композиции.Правило третей и золотое сечение в фотографииСудя по композиции, есть важная связь между парнем и забором на фоне. Он либо успешно преодолел этот забор, либо сейчас начнёт его ломать

Компоновка, конструирование и композиция

Выстраивание кадра состоит из трёх уровней, трёх этапов:

  1. Компоновка
  2. Конструкция
  3. Композиция

А.И. Лапин в книге «Фотография как…» сравнивает компоновку кадра с орфографией, конструкцию — с грамматикой фразы, а композицию — с поэтикой, наполнением этой фразы выразительностью и смыслом. Компоновка есть в каждом кадре, конструкция — тоже, а вот композиции может и вовсе не быть. Размещение объектов в плоскости кадра — это компоновка. И «правило третей» — лишь один из способов скомпоновать объекты в поле кадра. А вот выстраивание взаимодействий объектов в кадре, акцента и фона, обнаружение силовых линий, ритмов и рифм для выявления скрытых смыслов — композиция. Это средства выражения смысла, эмоции, идеи, выходящие далеко за рамки возможностей компоновки.

Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы не пропустить новые статьи и рецепты!
@aromaesthetica

Композиция — искусство увидеть главное, расставить в поле кадра и акцентировать формой, светом и цветом главные объекты кадра для решения конкретной творческой задачи. Механический подход тут не работает!

Формулы гармонии

Универсальную формулу красоты пытались найти не один раз. Например, помимо «сечения Фибоначчи» существует теория «прекрасной линии» Вильяма Хогарта («Анализ красоты», 1753). По этой теории, S-образная линия компоновки в ограниченной плоскости любого формата обеспечивает зрителю легкий способ «войти» в пространство изображения. По мнению Хогарта, благодаря диагоналям, лежащим в основе такой композиции, художник управляет эмоциональным состоянием зрителя. Нет исследований, подтверждающих или опровергающих эту теорию, но очевидно, что её используют — и успешно. (См. также «клотоида», или «Спираль Корню»).

Объединяет эти теории один момент: их создавали математики, а не художники и не фотографы. В компоновке великих кадров можно обнаружить самые разные схемы. Треугольники, круги, квадраты, кресты, «весы» — что угодно, если оно помогает лучше выразить видение автора, сюжет, идею, момент. Более того: в правильно выстроенном кадре можно найти и золотое сечение, и «прекрасную линию», и «весы», и диагонали. Думал ли о них автор, когда снимал? Нет. Вивисекция произведения — удел эстетов и теоретиков, а фотограф просто ловит момент.Золотое сечение и правило третей в стрит-фотографии© Михаил ПетровНельзя измерить меру и степень эстетического воздействия художественного произведения, но можно вычислить, как смотрит человек, к чему проще привязывается глаз, узнать траекторию взгляда и вычислить опорные точки для размещения сюжетно важных объектов. Такие исследования проводятся, например, в интернет-коммерции. Применимо ли это к искусству? Конечно. Но в отличие от веб-дизайнеров и маркетологов у вас, как у фотографа, нет времени для тестов и расчётов. В ваших руках — мгновение для решения, а также опыт и чутьё. Больше ничего нет.

Композиция строится на случайности. Я никогда не высчитываю. Смутно различаю структуру и жду, чтобы что-то произошло. Здесь нет правил. Не надо стремиться во что бы то ни стало объяснить тайну.

— Анри Картье-Брессон.

Схема или творчество?

Композиционные центры фотографии определяются фотографом, организующим линейное, тональное и цветовое построение кадра. Если акцентируемые фотографом объекты изображения расположены в этих точках и по этим силовым линиям, изображение воспринимается легче, а производимое им впечатление становится сильнее.

Отсюда следует вывод: компоновку кадра определяет творческий замысел фотографа. Если хотите просто показать объект — размещайте его по центру. Если надо показать явные или скрытые связи этого объекта с другими объектами — ищите соответствующие способы компоновки кадра. Таких способов неизмеримо много, и в каждом случае выбор определяется визуальной логикой, вкусом и чутьём. И если логика и вкус отказывают — никакие надуманные правила не спасут, и останется натягивать ужа на ежа (или сову на глобус).Золотое сечение в фотографииЕдва ли фотограф думал о гармонии, снимая этот весёлый репортаж. И тем не менее…Картье-Брессону принадлежит фраза:

Я надеюсь, что мы никогда не будем жить в мире, где торговцы будут продавать видоискатели с выгравированными на них композиционными схемами.

Увы, современные камеры уже предлагают такие решения (вплоть до совмещения профиля портретируемого человека с линией нарисованного горизонта, не говоря о сетке «золотого сечения» в поле видоискателя).

Учитесь видеть, иначе механическое следование навязанным шаблонам лишит вас шанса в нужный момент принять верное решение. И не думайте, что это касается только художественных жанров. Этим же принципам подчиняется и техническая съёмка.

Людям свойственно искать принципы и законы, пытаться понять анатомию вселенной и правила, по которым всё устроено так, а не иначе. Однако формулу любви ещё никто не нашёл. Никакие ходульные шаблоны не помогут получить хороший кадр, если нет идеи, а элементы вселенской головоломки не сложились так, что вы почувствовали: «Вот оно!». Без этого ощущения получается фото на паспорт, даже если кадр будет идеальным примером «золотой пропорции» Фибоначчи.

Правило третей, «золотое сечение», «прекрасная линия», «золотая спираль»? Оставьте это роботам. Гармония не подчиняется правилам, а в композиции не бывает простых решений. Учитесь видеть, находить скрытые связи объектов, слушайте истории, которые рассказывает окружающий мир, и пытайтесь эти истории воплотить в своих кадрах.

Примечание. В качестве иллюстраций использованы работы А. Картье-Брессона, М.Петрова и неизвестного автора (портрет юноши у забора).

Резюме

Правило третей и золотое сечение в фотографии

Название статьи

Правило третей и золотое сечение в фотографии

Описание

В тексте рассмотрены некоторые способы компоновки кадра, разработанные математиками прошлого («золотое сечение», «правило третей», «прекрасная линия»), и возможность их применения в фотографической композиции.

Автор

Екатерина Наумчик

Издатель

aromaesthetica.ru

aromaesthetica.ru

Правило третей в фотографии: золотое сечение

Дорогие читатели, приветствую! С вами на связи, Тимур Мустаев. Сегодня хочу поделиться с вами с основным правилом, которое обязательно нужно знать для получения красивых фотографий. Зная это правило, вашими фотографиями обзавидуются все ваши друзья. Поехали?

Прежде чем начать, хочу вам сказать, что сегодня ровно месяц, как я завел свой блог. Именно, 18 мая, я опубликовал свою первую статью «С этой статьи начинается рождение блога Тимура Мустаева». Пользуясь случаем, я вас тоже поздравляю, с этим маленьким, ну очень значимым событием в моей жизни! Ну а теперь, вперед!

Для начала, давайте с вами задумаемся о том, как происходит процесс съемки. Вероятно, все строят кадр по-разному: кто-то интуитивно нажимает на спуск в нужный момент, кто-то соблюдает определенные требования. Какое же главное правило отличного кадра? И при этом… всегда ли нужно следовать правилам, не получится ли в таком случае скучная и предсказуемая картинка?

Сегодня мы постараемся разобраться с секретами создания идеальной фотографии и с ее основой – композицией. Более подробно, что такое композиция, можно ознакомиться здесь.

Что означает золотое сечение в фотографии?

Правилом золотого сечения называется правило третей в фотографии, а точнее, речь идет об образовании шести частей, или трех третей, на которые мысленно делится фото. Представляется оно так: две вертикальные и две горизонтальные линии проходят через равные промежутки по кадру и пересекаются, соответственно, в четырех точках – самых активных областях любой фотографии.

Данное правило несложно для понимания, но при этом весьма эффективно направляет взгляд зрителя, привлекает его к рассмотрению важных элементов на снимке, а также в целом упорядочивает композицию. Фотография становится эстетически более приятной на вид.

Настройка сетки в фотоаппарате

Все знакомы с меню своего фотоаппарата? Если да, то отлично, а если нет, то пора уже это сделать. Практически во всей оптике, особенно если речь идет о камерах зеркальных, имеется функция выведения сетки на экран. И не нужно на глаз вымерять эти трети кадра, они перед вами!

Сетка, к тому же, может быть нестандартной, то есть не просто пересечение четырех линий, а разбивка на большее число прямых. В некоторых аппаратах сетку в меню сложно найти, поэтому просто включите режим Live View. Кадрирование может быть различным. Любителям дотошно строить кадр, стоит попробовать сетки, доступные в графических редакторах, я использую Photoshop.

Съемка людей и неживых объектов

В композиции натюрморта, основная сложность заключается в расположении объектов по пространству кадра. При этом нужно оценивать высоту и форму предметов. Для произведения на зрителя положительного эффекта вещи должны находиться в активных точках, о которых уже говорилось выше. Использование двух — трех точек вполне достаточно, не нужно перегружать изображение массой элементов.

Большее внимание, мы уделим фотографии человека и группы людей. Для начала определите масштаб портрета и дальше вспомните про правило третей:

  1. В головном портрете обычно выделяют глаза или губы (чаще глаза), поэтому логично усилить впечатление, расположив их в точках пересечения упомянутых линий, составляющих правило.
  2. В бюстовом и поясном портрете значимость приобретает не только положение головы человека, его эмоции, но и туловище. Кроме того, руки могут стать важным моментом всей фотографии. Почему бы их не поместить как раз на линию сечения? Давайте попробуем!
  3. При съемке по колено и в рост самого человека можно слегка сместить в кадре вправо или влево, таким образом он будет четко располагаться с правилом трех третей.
  4. Если вы хотите не просто сфотографировать по центру нескольких человек, а сделать художественную фотографию, то поставьте людей так, чтобы они точно попали на две линии или точки золотого сечения. Примером может быть семейное фото: дети, стоящие впереди на первой линии, и родители, расположенные чуть дальше – на второй.

Гармоничная фотокомпозиция в пейзаже

Независимо от жанра фотографии, будь то портрет, натюрморт и т.д., данное правило применяется везде. Особенно стоит сказать об архитектурной и пейзажной съемке, где помимо верного распределения главных объектов, имеет значение линия горизонта. Итак, два нюанса:

  • Это должна быть в большинстве случаев именно прямая и горизонтальная линия границы неба и земли.

Слышали о выражении “горизонт завален” в какую-либо сторону? Так вот, старайтесь этого не допускать. Мы ведь не хотим получить падающего человека или здания в кадре! Для этого важно стабилизировать свое положение и камеру, также следить за обстановкой в видоискателе.

  • Важно и то, где располагается линия, в какой области кадра – нижней трети или верхней.

Как вы думаете, нужно оставлять больше места для земли или для неба? Правильного ответа нет, так как все зависит от конкретного случая: чем больше любопытных объектов или большая активность происходит в районе небосвода, соответственно, там нужно оставить больше пространства. Верно такое утверждение и в отношении наземной поверхности.

Ниже приведем один из наглядных примеров классического использования данного правила в композиции. Взгляните, линия земли практически совпадает с одной из горизонтальных линий в сечении. Граница находится внизу, большую же часть – две трети – занимает великолепное облачное небо.

Необходимое исключение из правила: зеркальный пейзаж

Итак, зачем же мы столько времени изучали правило третей, раз его можно нарушить? Более того, это правило нужно нарушать! Но делать это крайне осторожно и, главное, целесообразно. Вот перед вами раскрывается неземной красоты пейзаж, отражаемый в реке или озере. И нужно суметь запечатлеть всю эту красоту.

Если мы расположим горизонт в нижней части кадра, то упустим из виду отражение, а горизонт в верхней части кадра сделает акцент на воде, но может обрезать всю остальную местность. Но выход есть! Единственный вариант – разместить горизонт строго по середине. Благодаря чему у вас верх и низ фотографии будут повторять друг друга, создавая ощущение фантастического зазеркалья.

Помните, что следовать нормам довольно легко, грамотно же их использовать и при необходимости нарушать требует тонкого восприятия фотографии и ее задач, наличие вкуса и собственного стиля, которые автор желает выразить в сделанном снимке. Дерзайте, не боитесь экспериментировать и пусть ваш кадр будет оригинальным и запоминающимся!

Ну что, как вам статья? Я надеюсь, она ответила на ваши вопросы? Я больше чем уверен, что да! И так, если вы нацелены, на глубокое изучение основ фотографии, то мой блог именно для вас, а еще вам в помощь видео курс, замечательного фотографа «Цифровая зеркалка для новичка 2.0» или «Моя первая ЗЕРКАЛКА», который будет просто не заменим в вашем начинании и станет путеводителем в мир фотографий.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для фанатов камеры зеркальной NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для фанатов камеры зеркальной CANON.

И конечно любая фотография, после съемки проходит, цифровую обработку, в таких программах как Photoshp и/или Lightroom. Ими пользуюсь и я. Для начала я рекомендую начинать с Lightroom и к счастью для вас, существует видео курс, который очень помог моим приятелям, начинающим фотографам, «Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа». Так что дерзайте, творите чудеса, все в ваших руках!

Что же, до скорого! Читайте мой блог, здесь вы всегда найдете что-то интересное и полезное по искусству фотографии. Для удобства можно подписаться на рассылку, и тогда абсолютно точно важная информация не пройдет мимо вас. Делитесь моими статьями с друзьями через социальные сети, чтобы они тоже были в курсе. Успехов!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

fotorika.ru

Правило золотого сечения в фотографии

Золотое сечение – основа построения геометрических пропорций чертежей, картин, архитектурных сооружений, изображений, в том числе фотографий. Знание правил золотого сечение позволяет фотографу правильно скомпоновать изображение, от чего оно становится более естественным, легко воспринимается человеческим глазом. Раньше золотое сечение называли «божественной пропорцией».

Математическая интерпретация

Золотое сечение – это пропорциональное деление отрезка АС на две части, при котором большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как отрезок АС относится к АВ. Краткая запись данной пропорции выглядит следующим образом: АВ:ВС – АС:АВ. При записи пропорции в дробях, она будет выглядеть так: 5/8. Данный показатель близок к стандарту кадра: 24х36 мм = 5:7,5 = 2:3.

Правило золотого сечения можно выразить и так: от отрезка откладываем 3/8 его длины, ставим точку, затем откладываем от того же края 5/8 его длины, ставим точку. С противоположного края также откладываем 3/8 длины отрезка, ставим точку. Аналогичным образом рисуем отрезок по вертикали так, чтобы он лежал на одной из точек первого отрезка. Ориентируясь на точки этих отрезков, прокладываем еще два отрезка по горизонтали и два по вертикали. В итоге должна получиться сетка. Точки пересечения отрезков – это области, автоматически привлекающие внимание человека.

Компоновка кадра

Применять принцип золотого сечения в фотографии крайне просто. В настройках большинства современных фотоаппаратов имеется такая функция, как «Сетка». Достаточно включить ее соблюдать следующие рекомендации:

  • На точках пересечения линий золотого сечения должны быть расположены наиболее значимые элементы композиции. Если в кадре имеется очевидный центр (наиболее яркий цветок, дерево, единственная лодка на морских волнах), необходимо расположить этот объект на одном из четырех пересечений решетки так, чтобы он был на треть снизу или сверху рамки, или на треть с каждой из сторон;
  • Вертикальные линии сетки могут быть применены для вертикального деления рамки. К примеру, при съемке здания между деревьями лучше его расположить на одну треть отступив от верхнего края, и на одну треть – от левого края. Таким образом внимание зрителя будет сфокусировано именно на строении, в обход деревьев;
  • Горизонтальные линии сетки обычно применяются для определения расположения линии горизонта. Если необходимо выделить передний план сцены, то лучше, если линия горизонта будет идти вдоль верхней линии сетки, в итоге получается соотношение ландшафта: 2:1. Если нужно сделать акцент на небе, лучше располагать линию горизонта вдоль нижней линии сетки;

Все советы по композиции в фотографии собраны в одной статье.

Обширное руководство по таймлапсу находится на нашем сайте.

Уроки фотографии зеркальной фото камерой далее.

Правила диагонального золотого сечения

  • Первое правило. Нижние и верхние края кадра делим соответственно правилу золотого сечения. Из точки золотого сечения, располагающейся в правой стороне верхушки кадра, откладываем линию к правому краю низа изображения. Из точки золотого сечения, располагающейся в левой стороне нижнего края изображения, откладываем линию вверх, к левому краю фотографии. Из правого верхнего края до левого нижнего края проводим диагональ. Все главные объекты должны располагаться в двух, наиболее крупных, секциях;
  • Второе правило. В прямоугольнике проводим диагональ. Далее из вершины необходимо провести перпендикуляр к уже проведенной диагонали. В итоге получаются три треугольника разных размеров. Значимые объекты располагаются в них. Данное правило обычно используется тогда, когда в кадре есть несколько областей, различающихся по смыслу.

Заключительные рекомендации

Помните, что недостаточно поместить значимый объект в нужную точку, верный акцент вы создадите только тогда, когда он будет правильно выделен. К примеру: цветок среди камней, камень на фоне мхов, дерево на фоне пустынной равнины. И еще: не стоит превращать правило золотого сечения в строгую догму. Данный принцип не должен вписываться в композицию фотографии насильственно, иначе в лучшем случае она будет предсказуемой и посредственной, в худшем – маловыразительной, не вызывающей никаких эмоций у зрителя.

Применять правило или не применять зависит от каждой конкретной ситуации, однако знать его необходимо для каждого человека, интересующегося фотографией.

www.fotografiya.ru

Золотое сечение в фотографии и правило третей.

Золотое сечение в фотографии одно из основных понятий и главных правил для построения правильной и гармоничной композиции. Создание фотографии бесспорно творческий процесс, но, как и в любой другой области искусства, здесь также присутствуют свои правила и принципы. И хотя в наши дни они очень часто нарушаются или игнорируются, в целях создания гипер авангардных фотоснимков, все-таки их нужно знать.

Правило золотого сечения или «божественная пропорция», было впервые открыто итальянским математиком Леонардо Фибоначчи (приблизительно в 1200 г.), который первый заметил, что в окружающей природе существует своего рода схема-дизайн, которая невероятным образом очень приятно воспринимается человеческим глазом. Со времен Ренессанса, художники уже активно использовали правило золотого сечения и создавали свои картины, применяя главную цифру правила в отношении соотношения сторон  — 1:1,618. Использование данного правила помогает создавать сильную композицию органичным и естественным способом.

Принцип золотого сечения нашел свое выражение в двух схемах-фигурах, известных как Спираль Фибоначчи и Сетка Фибоначчи.

Использование спирали во время компоновки кадра, позволяет создать гармоничную композицию,  и при ее просмотре взгляд зрителя будет естественным образом скользит вдоль фотографии.

В чем главное отличие этих двух понятий? Посмотрите на следующие фотографии.

Главное отличие в соотношение сторон. Параметры золотого сечения 1:0.618:1, а правило третей – 1:1:1. Вывод можно сделать такой:  правило третей немного более упрощенная версия правила золотого сечения, в его классическом варианте. Оно было впервые озвучено в 1797 г. Согласно данному правилу, кадр делиться воображаемыми линиями по горизонтали и вертикали на трети, где главные композиционные детали располагаются на точках пересечения линий. Применение данного правила создает более динамичную композицию, тем самым открывая зрителю глубокий смысл фотографии, приглашая его к активному взаимодействию во время просмотра. Чтобы понять данное правило в действие рассмотрим следующие фотографии.

Многие исследования доказали, что во время просмотра фотографии, для человеческого взгляда более естественно концентрироваться на одной из точек пересечения, чем в центре кадра. Если на фотографии вы хотите сделать акцент, на определенном предмете, то его необходимо расположить на одной из четырех точек. Желаете сделать акцент на переднем плане фотографии? Тогда лучше, сформировать кадр так, чтобы линия горизонта проходила вдоль верхней линии сетки (соотношение 2:1) и наоборот. Хотите показать красивый узор на небе? Тогда линия горизонта, должна проходить вдоль нижней линии сетки.

В видоискателе большинства современных, профессиональных фотоаппаратов можно увидеть сетку, созданную по принципу правила третей, она значительно облегчает фокусирование и правильное распределение акцентов.

Есть такое популярное выражение «Правила создана для того, чтобы их нарушать». И в свадебной фотографии, правило третей очень часто нарушается, в целях создания интересных кадров. Чтобы расти в артистическом плане, я считаю, что правило иногда нужно нарушать, только в любом случае их надо знать и уметь хорошо применять их на практике.

blogphotografelena.ru

Золотое сечение в фотографии. Что это и как его использовать :: SYL.ru

Фотографии можно делать как для себя и семейного альбома, так это могут быть и художественные снимки для профессиональных выставок или коммерческих целей. Второй случай отличен от первого, так как на первый план выходит не только содержание кадра и эмоциональная нагрузка, но и верная постановка.

Уроки фотографии

Уроки фотографии: правило третей

В процессе фотографирования существует ряд необходимых правил, которые нужно соблюдать для получения интересной и выразительной картинки. Главным является принцип золотого сечения (правило третей). Он заключается в расположении фотографируемых объектов в правильной позиции, то есть в определенной части изображения.

Принцип золотого сечения

Практически во всей фототехнике имеется режим сетки, которая может отображаться на экране или в видоискателе, тем самым помогая оценить, насколько фотография сделана в соответствии с правилом. Также можно визуально представить, как воображаемые линии делят снимок на несколько зон. Должно быть по две вертикальных и две горизонтальных прямых, которые составляют золотое сечение в фотографии. Важные элементы снимка должны находиться на данных линиях или вблизи них – это зрительные центры внимания.

Золотое сечение. Отзывы

Правило третей популярно не только в фотографии, но и в рисовании, дизайне. Его используют профессионалы в своей работе, с его же освоения фотографы-любители начинают свое знакомство с миром фотоискусства.

Объект в кадре необязательно располагать прямо по центру, чтобы показать его значимость. Золотое сечение в фотографии показывает ее наиболее сильные точки. С этим связаны также некоторые дополнительные рекомендации специалистов:

  1. Удобнее рассматривать объект, если он находится слева на снимке. Обычно мы просматриваем текст слева направо, поэтому аналогично поступим и с образами на картинке.
  2. Когда объектов несколько, доминирующий из них стоит расположить в правом нижнем углу. Это объясняется тем, что информация, полученная последней, имеет более эмоциональное восприятие.

Пейзаж в кадре

Свое применение правило золотого сечения в фотографии поначалу нашло именно в запечатлении красот какого-либо уголка природы. Здесь все достаточно просто: в кадре считается идеальной пропорция 2:1. В зависимости от того, на чем вы планируете сфокусировать внимание зрителя, тому и следует оставлять большее место на снимке. Если вы фотографируете прекрасный закат или облака, соответственно, они должны занимать 2/3 снимка, по сравнению с оставшейся областью и объектами на ней. В случае запечатления того, что находится на земле или водной глади, наоборот, стоит именно этой частью пейзажа заполнить свободное пространство, а небо расположить в верхней трети изображения.

Золотое сечение, отзывы

Портретная съемка

Золотое сечение в фотографии, на которой будет изображен личный или семейный портрет, также имеет свои нюансы. Если происходит съемка лица человека, то стоит в ключевых точках располагать глаза, так как чаще всего именно они привлекают внимание и больше говорят о настроении модели и всего кадра. Также желательно, чтобы лицо, снятое крупным планом, занимало 2/3 изображения. Его смещение в одну из сторон придаст элементы динамики. Полезно оставлять расстояние перед самим человеком, небольшое пространство для того, чтобы не было ощущения, будто субъект упирается в объектив. Для появления четких акцентов на фотографии можно расположить руки и волосы человека на основных линиях сечения.

Золотое сечение в фотографии

Исключения из правил

Строгое соблюдение множества принципов может ограничивать творчество. Не всегда есть возможность запечатлеть что-либо или кого-либо по всем предписанным правилам. Причиной исключений могут быть внешние обстоятельства съемки, например, погода, особенности местности, освещенность, которые часто диктуют свои условия. Означает ли это, что фото получится плохим или его вовсе не стоит делать? Конечно, нет, всегда стоит пробовать и набивать руку в реальной практике.

Начинать нужно с усвоения основных норм, по которым делаются фотографии, и реализовывать их в своей деятельности. Постепенно, по мере приобретения конкретного опыта, появится понимание, где и какой акцент расставить, что сделать, чтобы композиция заиграла по-новому. Иными словами, творческие идеи можно будет реализовывать только тогда, когда заложены теоретические основы.

Правило золотого сечения в фотографии

Примером грамотного исключения из принципа золотого сечения служит фотографирование пейзажа в отражении. В данном случае граница между природными или городскими объектами и водной поверхностью может проходить по центру фото. Таким образом будет создан прекрасный симметричный кадр, охватывающий весь пейзаж и его перевернутое изображение в воде.

Другие важные правила

Золотое сечение в фотографии, несомненно, является методом для того, чтобы сделать получаемые снимки более совершенными с технической стороны. Но существуют и другие важные принципы. Фотография может быть сделана правильно, но при этом не будет привлекать внимания или иметь особенный смысл. Чтобы этого не произошло, снимок должен иметь определенный сюжет, рассказывать историю.

Изюминка на фотографии появится при наличии определенного ритма в снимаемых объектах, будь то колонны, фонари, расположенные вдоль всей улицы, или другие повторяющиеся формы и линии. Перспектива в кадре создает большую глубину: например, дорога, уходящая куда-то вдаль. Главный предмет в кадре, если он контрастирует с фоном, будет более выгодно смотреться, так как станет ярче и заметнее. Все эти приемы придадут готовой работе необходимое содержание.

www.syl.ru

Правило золотого сечения в фотографии – Как использовать данное правило золотого сечения в фотографии

Правило золотого сечения в фотографии своей историей уходит в далекую древность. Еще зодчие Древней Греции использовали данное правило при постройке своих зданий. До нас дошел полуразрушенный Парфенон. Когда ученые стали проводить исследования, то выяснилось, что он построен по принципу золотого сечения. Египетские пирамиды точно также построены по правилам золотого сечения.

Правило золотого сечения в истории

В 13 веке итальянский математик Фибоначчи, наблюдая за природой, растениями и животными, выявил интересную закономерность. Впоследствии эта закономерность получила название ряда Фибоначчи. Это последовательность чисел бесконечного ряда, где каждый последующий член равняется сумме двух предыдущих. Но самое интересное заключается в том, что при делении меньшего числа на соседнее большее мы получаем цифру 0,618.

Великий ученый и художник Леонардо да Винчи, создавая свои картины, также пользовался правилом золотого сечения. Он выявил закономерность, что отношение большей части отрезка к меньшей, ровно как и всего отрезка, к большей части равно 0,618. Кстати, именно с подачи Леонардо да Винчи данное явление стали называть правилом золотого сечения.

Наверняка всем известен его нарисованный человек, который создан по всем правилам золотого сечения. Многие художники, скульпторы создают свои произведения, руководствуясь правилами золотого сечения. Картины, скульптуры, созданные с использованием данного правила очень гармонично выглядят и притягивают взгляды наблюдающих.

Правило третей

А можно ли использовать данное правило золотого сечения в фотографии? Оказывается можно и даже нужно. Ведь благодаря именно правильно подобранным пропорциям и композиции снимка Ваши работы будут притягивать взгляды зрителей и будут гармонировать.

Наверняка Вы уже замечали, что на многих зеркальных и компактных фотоаппаратах на жидкокристаллическом дисплее есть специальная разметочная сетка, состоящая из двух горизонтальных линий и двух вертикальных, которые разделяют экран на трети. Используется правило золотого сечения в фотографии в упрощенном виде. Но это совершенно не означает, что Ваши работы будут выглядеть хуже.

Самый простой способ использовать правило золотого сечения в фотографии – это правило третей. Согласно данному правилу снимок делится условно двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Линии проводятся от края кадра примерно на расстоянии трех восьмых. В результате мы получаем четыре узловые точки на пересечении линий и правило золотого сечения в фотографии будет звучать следующим образом:

Если имеется центр композиции, то необходимо его помещать в одной из четырех узловых точек.

В этом случае весь снимок будет находиться в заведомо выигрышном положении. Например, если мы снимаем какой-то пейзаж с одиноко стоящим деревом, то это дерево необходимо помещать на расстоянии одной третьей от края кадра.

Правило диагоналей

А как быть, если композиция состоит из трех композиционных центров? В этом случае можно поступить следующим образом. Делим кадр по диагонали и из противоположной вершины прямоугольника опускаем к этой диагонали перпендикуляр. В результате получаем три треугольника. И вот композиционные центры помещаем в эти самые треугольники. Такое размещение композиционных центров балансирует кадр, и снимок в целом выглядит очень гармонично.

Однако существует исключение из данного правила золотого сечения в фотографии. У фотографа бывают ситуации, когда целесообразно отступить от данного принципа, чтобы получить необычный снимок, вывести снимок из равновесия или нарушить симметрию для придания определенного художественного образа.

А теперь задание на дом…

Итак, уважаемый читатель, вам домашнее задание. Посмотрите свои предыдущие снимки и постарайтесь определить, какие из них попадают под правило золотого сечения в фотографии. Если же Вы видите, что они не попадают, то постарайтесь представить, как можно было бы ситуацию исправить, чтобы Ваша композиция выглядела более гармоничной. А чтобы более быстро выработать приемы использования правила золотого сечения в фотографии рекомендуем посмотреть картины живописцев эпохи Возрождения и постараться определить, как художник использовал правило золотого сечения при создании своего полотна. Желаем Вам творческой плодотворной работы.

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

С этой статьей так же читают:

fotoadvice.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *