Цвета спектра по порядку – Восемь наиболее важных цветов, световой круг спектральный

Восемь наиболее важных цветов, световой круг спектральный

Цвета спектра можно хорошо видеть в специальном приборе — спектроскопе. Порядок цветов в спектре такой же, как в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Следовательно, крайними цветами спектра являются красный и фиолетовый

Цвета спектра можно хорошо видеть в специальном приборе — спектроскопе. Порядок цветов в спектре такой же, как в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Следовательно, крайними цветами спектра являются красный и фиолетовый

Порядок цветов по порядку в спектре

Такая последовательность расположения цветов в спектре

всегда сохраняется постоянной и является естественной шкалой цветовых тонов, указывающих на признак хроматических цветов. Получение спектра, как это должно быть известно из физики, объясняется преломлением солнечного луча. Проходя через трехгранную призму, луч солнечного света отклоняется от первоначального направления и разлагается на множество лучей, обозначенных на экране в виде цветной полосы, называемой спектром.

Солнечный свет не простой, а сложный. Он состоит из световых волн различной длины, которые преломляются неодинаково. Сильнее всего преломляются лучи с короткими волнами — фиолетовые и синие, слабее — лучи с длинными волнами — красные, оранжевые, желтые. Различно преломляемыми лучами и длинами их волн и объясняется расположение в определенном порядке цветов от красного до фиолетового, которыми замыкаются концы спектра.

порядок цветов в спектре

Цвета спектра, видимые в спектроскопе,

необычайно красивы и эффектны. Они производят удивительное впечатление, надолго запоминающееся благодаря чистоте, яркости и гармонии красок. Особые природные качества спектра трудно, конечно, передать обычными нашими красками, не обладающими достаточными свойствами чистоты. Существующие краски могут дать лишь некоторое подобие спектральных цветов; на табл. 2 мы воспроизводим не самый спектр, а лишь условное, упрощенное

расположение цветов в том порядке, который принято обозначать в физике. На самом деле спектр состоит из множества цветов, и резких границ между каждым цветом в нем не существует. Таким образом, кроме перечисленных выше, в спектре существует еще ряд переходных цветов, составляющих непрерывный ряд.

значение цвета при ремонте квартиры

Восемь наиболее важных цветов

 

Спектр представляет собой

непрерывный цветовой ряд (в виде прямой) с множеством переходных оттенков от красного до фиолетового. Если мы такой цветовой ряд расположим не по прямой, как в предыдущей таблице, а в виде замкнутой кривой, то получим круг, в котором цвета займут места в той же последовательности, как в спектре.
Прибавив между красным и фиолетовым новый цветовой тон, который будет результатом их смеси — пурпуровый, мы получим, таким образом, цветовой круг из восьми цветов — желтого, оранжевого, красного, пурпурового, фиолетового, синего, голубого и зеленого (в спектре пурпуровый цвет отсутствует). Их можно в практике считать наиболее важными цветами.

Цвета левой части круга (голубовато-зеленый, голубой, синий) принято называть холодными; правой части (желтый, оранжевый, красный) — теплыми.
Эти названия условны, так как эти цвета связаны с вызванными в нас ассоциациями. Так, например, красный и оранжевый цвета вызывают у нас воспоминание и представление о цвете огня, пламени, солнца; голубой и синий связываются с представлением о цвете воды, льда, неба и т. д.
Чисто зеленый цвет — нейтральный: ни теплый, ни холодный. В зависимости от того, какой он имеет оттенок — желтоватый или голубоватый, он бывает теплым или холодным. Пурпуровый и фиолетовый цвета также могут быть то более теплыми, то более холодными, в зависимости от того, какой оттенок в них преобладает: Если в них больше красноватых оттенков, то они будут восприниматься теплыми, если больше голубоватых — холодными.

В круге на табл. 3 мы видим, что одни цвета имеют некоторое сходство, другие выделяются из всей группы, являясь как бы поворотными пунктами. Так, если начать рассматривать красный цвет и идти от него в сторону желтого, то мы увидим, что он будет постепенно переходить в оранжевый, в котором есть в известной мере и красные и желтые тона. Но если мы придем к чисто желтому цвету, то увидим, что ощущение красного оттенка в нем исчезло вовсе, а появилось ощущение чисто зеленого. То место, где совершенно исчезает сходство с одним цветом и не начинается с другим, называется главным поворотным пунктом. Таких пунктов легко заметить четыре: желтый, зеленый, синий и красный. Эти цвета можно назвать главными. Мы часто можем встретить их в раскраске тканей, орнаментов, ковров и т. п. Редко можно встретить композиции, в которых не было бы этих цветов.

Желтый, зеленый, синий и красный всегда можно найти в классических произведениях декоративно-прикладного искусства

Цветовой круг

Крайние цвета спектра — вишнево-красный и сине-фиолетовый — несколько схожи: в одном чувствуется фиолетовость, в другом — красноватость. Если смешать их, получатся промежуточные по цветовому тону так называемые пурпурные, или пурпуровые, цвета. Добавив пурпурные цвета к спектральным (поместив их между вишнево-красными и сине-фиолетовыми), спектр можно замкнуть в кольцо, т. е. представить его в виде круга, который так и называют цветовым кругом. Цветовые круги могут быть различными по количеству содержащихся в них цветов, но не более 150 (большего количества глаз не различает). Последовательность же цветов в любом цветовом круге сохраняется одна и та же.

www.masterovoi.ru

Сочетание цветов и цветовой круг (гармоничные цвета)

Категория: Цвет в интерьере

Здравствуйте уважаемые посетители и студенты школы дизайна интерьера studyas.com! Сегодня я хочу рассказать вам об основных правилах сочетания цветов в дизайне интерьера. Из сегодняшнего урока вы узнаете, какие цвета бывают в природе, как они образуются и как сочетаются между собой.

Очень многих начинающих заботит сочетание цветов, как правильно их сочетать, какой цвет лучше сочетается с другим цветом и т.д. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратиться к теории цвета и познакомиться с правилами их образования. Однако начинающие дизайнеры очень не любят теорию, им подавай сразу готовые решения. Но чтобы действительно стать профессионалом в выборе цвета необходимо, всё-таки, знать теорию, а главное, постоянно применять её на практике.

Сегодня я расскажу вам основные правила в теории цвета, а вы сами решайте: пригодятся вам эти правила или нет в самостоятельном дизайне интерьера.

Чтобы хорошо и грамотно сочетать различные цвета между собой, необходимо, прежде всего, знать какие они бывают в природе и как «устроены». Ещё в 17 веке Исаак Ньютон ставил опыты по преломлению солнечного света через прозрачную призму (помните школьную физику?). На основе этих опытов он открыл цветовой спектр, который должен был знать каждый школьник. Звучит он так: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», т.е. солнечный свет через призму преломляется на семь спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Это всё что касается физики, а в художественной среде художники и учёные шли немного в другом направлении. Задолго до открытия спектральных цветов, многие учёные и просто художники стали экспериментировать с цветом, с целью выработки основных правил по их сочетанию. В итоге это привело к появлению так называемого хроматического (т.е. цветного) цветового круга

, т.е. взяли все цвета спектра, за исключением голубого и сложили из него «колесо», в котором цвета расположены в определённой последовательности, напротив друг друга. Таким образом, и получился первый 6-частный цветовой круг.

Из практики также было известно, что всё многообразие цветов образуются на основе всего лишь трёх хроматических: красный, жёлтый, синий, которые называются основными в цветовом круге.

Если в равной степени смешать эти три основных цвета друг с другом мы получим ещё три, которые носят название составные: это зелёный, оранжевый, фиолетовый.

Таким образом, мы и получим 6-ти частный цветовой круг, который также может быть создан и на основе открытых спектральных цветов Ньютона. А что если мы смешаем в равной степени основные и составные цвета, тогда получим так называемые третичные: 

Теперь, нам необходимо собрать эти цвета вместе и мы получим уже 12-частный цветовой круг, который лёг в основу всей науки Цветоведение и гармонии цветов.

Такой 12-ти частный круг уже вполне подходит для подбора гармоничных цветов, однако вы можете заметить, что все получившиеся цвета очень яркие и насыщенные. Чтобы снизить чрезмерную насыщенность спектральных цветов принято добавлять в них ахроматические цвета: т.е. чёрный и белый. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета.

Такой эффект цвета называется насыщенностью, и соответственно, если в любой выбранный спектральный цвет из цветового круга, добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается до пастельных тонов или вообще до чисто белого; и наоборот, если добавлять чёрный цвет в тот же основной цвет, то его насыщенность повышается, и в конечном итоге достигнет полностью чёрного.

Если мы выполним такое насыщение хроматических цветов ахроматическими, среди профессионалов это называется цветовая «растяжка», то в итоге мы получим вот такой цветовой круг с множеством оттенков и тонов 12-ти основных цветов.

Гармоничные сочетания цветов

Теперь мы вплотную подошли к самому важному моменту, чтобы узнать, как же эти хроматические цвета можно сочетать друг с другом. Первое гармоничное сочетание цветов одноцветное (монохромное). Выполняется оно на основе оттенков в пределах одного сектора цветового круга.

Второе гармоничное сочетание это сочетание соседних цветов оно называется аналогичное или аналогичная триада.

Третье гармоничное сочетание называется дополнительное сочетание, т.е. два цвета противоположные друг другу на цветовом круге.

Если к двум гармоничным дополнительным цветам цветового круга добавить соседние, то получим сочетание, называемое разбитое дополнение

И последнее гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга. 

Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам, а для начинающих достаточно и сочетаний на основе трёх, тем более что правило трёх цветов в интерьере нам чётко об этом говорит.

Итак, благодаря именно этим знаниям вы сможете грамотно сочетать различные хроматические цвета между собой. На основе перечисленных выше правил вы сможете собрать для любой комнаты квартиры или дома палитру гармоничных друг другу цветов. Однако для того чтобы превратить выбранную палитру гармоничных цветов в цветовую композицию, вам следует ещё узнать о правилах её (цветовой композиции) создания. Но об этом немного ниже, а сейчас по порядку мы должны ещё познакомиться с хроматическими цветами.

Если вам уже удалось уяснить принцип сочетания хроматических цветов цветового круга, то у вас может возникнуть резонный вопрос: «А с какими цветами сочетается белый, серый, чёрный и, конечно же, наш любимый коричневый цвет?» Давайте разберёмся с ними, тоже, по порядку.

Ахроматические цвета, коричневый цвет, цветовые гармонии и композиция

Как вы уже могли заметить, что ни белый, ни чёрный, ни серый цвет не входят в состав цветового круга, а всё потому, что они являются, во-первых не спектральными, а во-вторых ахроматическими (т.е. не цветными). Так вот, ахроматические цвета: чёрный, белый и их оттенок – серый, очень хорошо сочетаются со всеми спектральными цветами цветового круга, так как являются нейтральными к хроматическим, и имеют всего одну качественную характеристику – светлоту. Они отлично дополняют хроматические цвета, подчёркивают их, и вносят дополнительную гармонию в цветовую гамму. На практике вы можете использовать и сочетать ахроматические цвета вместе с хроматическими в любом количестве.

Что же касается коричневого цвета, то тут всё несколько сложнее. Поскольку он, является третичным цветом, т.е. смешанным, то большое значение имеет то, от какого именно цвета он произошёл. Если коричневый образован на основе подмешивания чёрного в любой из этих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, то сочетание этих цветов создаётся по общим правилам цветового круга.

А если коричневый создан на смешении основных цветов, например красного и зелёного, то необходимо руководствоваться ещё одним правилом сочетания цветов: не стоит использовать в композиции одновременно чистые и смешанные («грязные») цвета. Это означает, что коричневый цвет и его оттенки будет плохо сочетаться с основными цветами цветового круга, т.е. красным, синим, жёлтым, а также с вторичными цветами цветового круга: зелёным, оранжевым и фиолетовым.

При этом, любой из оттенков коричневого, так же как и любые другие хроматические, лучше всего будет сочетаться с ахроматическими и смешанными третичными цветами. Надеюсь, что я не запутал вас окончательно.

Ну а теперь вам необходимо ещё узнать кое-что о цветовых гармониях. Цветовые гармонии – это хроматические и ахроматические гармоничные цвета, собранные в единую цветовую композицию на основе принципов контраста либо нюанса.

Когда вы при помощи цветового круга выберите подходящую цветовую палитру гармоничных друг другу цветов, их ещё следует сгруппировать в композицию. Цветовая композиция, как же, как и архитектурная композиция, строится либо на основе контраста, либо нюанса. Начнём с нюансной композиции. Если вы выбрали аналогичную триаду цветов (т.е. три соседних на цветовом круге) и в одинаковой насыщенности, то у вас получится нюансная композиция, т.к. как все цвета одинаковой насыщенности и среди них нет доминанты, а также они мало чем, кроме цветового тона, отличаются.

Контрастные цветовые композиции, напротив, строятся на сильном различии цветов друг от друга, как по цвету, так и по насыщенности. Причём контрастная цветовая композиция может быть построена даже в монохромной и ахроматической цветовой гамме. Например, чёрный и белый цвет сильно контрастны. А если вы возьмёте какой-нибудь хроматический цвет в разной насыщенности, например, тёмно-синий и светло-синий, то они также будут контрастны (сильный контраст), хотя и находятся в одном цветовом секторе цветового круга.

И последним гармоничным контрастным сочетанием цветов (сильный контраст) является композиция из противоположных друг другу цветов в цветовом круге: например: зелёный и красный, даже при одинаковой насыщенности.

А на этом наш сегодняшний урок по принципам сочетания цветов окончен. До скорых встреч в школе дизайна Studyas.com. 

Похожие материалы:

♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, нажмите кнопку вашей любимой социальной сети:

Добавить комментарий

studyas.com

Основы цветоведения и колористики — Аversin — ЖЖ


Сделал вот конспект по колористике для себя, дабы не забывать. Пытался максимально сократить, поэтому получилось много умных слов. Конспект не полный, но доделать как-то не доходят руки. Если у кого-нибудь появится желание дополнить – не стесняйтесь.


Цвет — это результат взаимодействия трех составляющих: источника света, объекта и наблюдателя. Наблюдатель воспринимает длины волн света, излучаемых источником света и видоизменяемых объектом.
Свет, видимый человеком – это небольшая часть светового спектра электромагнитных волн.


 

Световые волны сами по себе не имеют цвета, но разные длины волн ассоциируются с определенным цветом.
Порядок следования цветов неизменный – от коротковолнового диапазона (фиолетовый) к длинноволновому (красный) или наоборот. Волны, несколько длиннее красного света, занимают инфракрасный (ИК) диапазон. Волны, короче фиолетового – ультрафиолетовый (УФ) диапазон.
Предметы сами по себе не имеют цвета, он появляется лишь при их освещении.

Человек воспринимает цвет двух типов: цвет светящегося объекта (цвет света или аддитивный цвет) и цвет отраженного от объекта света (цвет пигмента или субтрактивный цвет).

Основные или первичные цвета — это цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Тип смешивания (аддитивное или субтрактивное) определяет основные цвета.
Дополнительные или комплиментарные цвета (на цветовом круге расположены напротив друг друга) — это пары цветов, при аддитивном смешивании дающие белый цвет, при субтрактивном — серый или чёрный. Для цветов RGB дополнительными будут соответственно CMY (и наоборот). Каждому цвету можно противопоставить не один контрастный (дополнительный) цвет, а близлежащую пару, которая его образует.

Приведенная схема основных цветов работает только для компьютерных графических систем. У традиционных художников основными цветами считаются красный, желтый и синий. Цвета, получаемые путём смешивания основных, называются составными (зелёный, оранжевый, фиолетовый). Сумма составных цветов даст коричневый.

Аддитивное смешение — (от англ. add — добавлять, т.е. добавление к черному других световых цветов) или RGB (Red, Green, Blue) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются аддитивные красный, зелёный и синий. В этой системе отсутствие цветов даёт черный цвет, а добавление всех цветовбелый. Выбор основных трёх цветов обусловлен особенностями физиологии сетчатки человеческого глаза. 
Субтрактивное смешение (от англ. subtract — вычитать, т.е. вычитание цветов из общего луча отраженного света) или CMY (Cyan, Magenta, Yellow) — метод синтеза цвета, в котором первичными цветами являются субтрактивные голубой, пурпурный и жёлтый. Цветовая модель основана на поглощающих свойствах чернил. В этой системе отсутствие цветов даёт белый цвет (белая бумага), а смешение всех цветов — условно чёрный (в действительности типографские краски при смешении всех цветов дают темно-коричневый, а для придания истинно черного оттенка добавляют черную ключевую краску — Key color). Обладает сравнительно с RGB небольшим цветовым охватом.

Цветовые модели RGB и CMYK теоретически являются дополнительными друг к другу, а их пространства частично перекрываются.
Цветовая модель CIE LAB (или Lab). В этой модели любой цвет определяется яркостью «L»  (Luminance) и двумя хроматическими компонентами: параметром «а» (изменяется от зеленого до красного) и параметром «b» (изменяется от синего до желтого). Разработанные в рамках этой модели цвета будут выглядеть одинаково как на экране, так и при печати независимо от типа устройства воспроизведения. Обладает наибольшим цветовым охватом.

Свойства цвета:

 
Цветовой тон или оттенок (Hue) — совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра.


Насыщенность (Saturation) — степень блёклости.


Светлота (Lightness) — степень близости цвета к белому.


Яркость (Brightness) — степень близости цвета к чёрному.

Хроматические цвета — все цвета, за исключением ахроматических. Обладают всеми тремя свойствами.
Ахроматические («бесцветные») цвета — белый, оттенки серого и чёрный. Основным свойством является светлота.

Спектральные цвета — это семь ключевых цветов спектра.
Неспектральные цвета (цвета, не входящие в цветовой спектр) — это оттенки серого, цвета смешанные с ахроматическими цветами (например: розовый, как смесь красного с белым), коричневые и пурпурные цвета (Magenta).

Цветовой круг Иттена:

При составлении использовались:
www.ru.wikipedia.org
www.ukr-print.net
материалы книги Иоханнеса Иттена «Искусство цвета»

aversin.livejournal.com

Так сколько же цветов в спектре?

А.Геодаков, статья «Так сколько же цветов в спектре?»,
журнал «Юный художник», 1991г., №5.


Как- то в одной из детских передач по радио довелось мне услышать рассуждения о цвете и, в частности, о спектре (радуге). Авторы утверждали, что в нем семь основных цветов.

Помнится, еще в школе, а это было много лет назад, в учебниках по физике говорилось о семи цветах радуги. Мало того, были и рекомендации, как их запомнить, мы усердно зубрили: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Начальная буква каждого из приведенных слов означала, что чередование цветов от красного к сине- фиолетовому идет в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Немало статей и в нашем журнале посвящено рассуждениям о цвете спектра. Одни авторы говорят о семи цветах, другие о трех, а некоторые даже о восьми: «пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый». Получается вот такой разнобой. Нередко встречается мнение, что, имея под рукой три краски: красную, желтую и синюю (называя их основными), можно получить любой цвет. Вряд ли смешением данных красок в любом сочетании удасться получить, например, голубой цвет. Следовательно, они не могут считаться основными. Приведу еще пример вольного рассуждения о цвете красок и их привязке к цвету тех или иных излучений: «Простые краски (к ним относятся желтая- стронциановая лимонно- желтого оттенка, красная- краплак розово- красного оттенка и синяя- лазурь голубого оттенка) невозможно составить при помощи других красок. Но из смеси можно получить все остальные спектральные» («Юный художник» №3, 1984).

Начну с того, что живописец пользуется красками, основные компоненты которых- пигмент и связующее- обладают разной плотностью и прозрачностью, поэтому смесью таких красок никак не получить «все остальные- спектральные». Кроме того, синтез (перевод с греческого- соединение, сочетание) цвета с помощью живописных или печатных красок происходит по одним закономерностям, а спектральных излучений- по другим. Думаю, чтобы все поставить на свои места и ответить на вопросы: сколько же цветов в спектре и какие краски можно считать основными, а какие дополнительными, нам придется обратиться к такой науке, как цветоведение.

Сколько же цветов в спектре и какие краски можно считать основными, а какие дополнительными?

Вспомним слова великого художника эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера: «…благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него».

Теперь попробуем разобраться в поставленных вопросах. Если у вас есть цветной диапозитив (слайд), который не жалко испортить, аккуратно скальпелем, безопасной бритвой или другим остро отточенным инструментом слой за слоем вскрывайте его. И увидите, что состоит он из нескольких цветных изображений, расположенных одно над другим и сформированных пурпурным, голубым и желтым красителями.

Если в увеличительное стекло рассмотреть репродукцию картины, то заметите, она состоит из точек, полученных печатанием опять- таки пурпурной, голубой и желтой красок. Практика цветной фотографии и полиграфии показывает, что с помощью упомянутых красящих веществ можно получить многоцветное изображение, состоящее из огромного количества оттенков.

Спрашивается, случайно ли пал выбор на эти цвета? Обратимся к истории. Еще в 1756 году великий М.В.Ломоносов высказал так называемую теорию трехкомпонентного зрения, согласно которой в глазу есть нервные клетки, вызывающие ощущение красного, другие- зеленого, третьи- синего цветов. Перед этим английский ученый И.Ньютон открыл дисперсию (рассеивание) света. Явление, когда пучок белого света при прохождении сквозь призму разлагается в спектр. Объясняется это тем, что дневной свет сложный, состоит из лучей с различными длинами волн, которые преломляются по- разному.

Человеческий глаз способен видеть только часть спектра- от излучений темно- фиолетового до темно- красного цвета, характеризуемых длинами волн от 400 до 700 нм (нанометр- единица измерения длины волн световых излучений). Переходы от одного цвета к другому имеют оттенки смежных, поэтому изменения в спектре зрительно кажутся непрерывными. При этом ясно видны три наиболее широких участка. Их принято называть тремя основными зонами. Сине- фиолетовая или просто синяя условно считается в пределах 400-500нм, зеленая- от 500 до 600нм и красная зона от 600 до 700нм. За пределами цветной полоски спектра находятся невидимые ультрафиолетовые и инфракрасные лучи.

Таким образом, в видимом участке спектра наблюдаем не семь и, тем более, не восемь, а всего лишь три основные зоны излучений света: красного, зеленого и синего (сине- фиолетового) цвета. И как мы уже знаем, именно эти излучения лучше всего воспринимаются нервными клетками человеческого глаза.

Что же касается количества цветов и оттенков в спектре, то их можно насчитать великое множество. Во всяком случае, не семь. Так, доктор технических наук Л.Ф.Артюшин в книге «Цветоведение» пишет: «Натренированный наблюдатель при ярком дневном освещении различает 180 цветовых тонов и до 10 ступений градаций насыщенностей».

Смешение цветов

Теперь коснемся вопроса смешения цветов, синтеза их. Смешивать можно световые потоки, можно и красящие вещества (красители, краски). Цветное изображение мы видим благодаря отраженным от него лучам. При этом происходит смешение световых потоков, так называемый аддитивный синтез. В чем его суть?

Аддитивный синтез можно осуществить экспериментальным порядком. Если, например, взять три фонаря, один из которых снабжен красным, второй- зеленым, третий- синим свето- фильтром, затем в темной комнате попарно совместить разноокрашенные потоки света от фонарей, то окажется, что в перекрестии лучей появится новый оттенок, а именно: синтез совмещенных красных и зеленых лучей даст желтый, зеленых и синих- голубой, синих и красных- пурпурный. Сложные цвета- желтый, голубой и пурпурный- как раз и являются теми основными красками (красителями), которые используются для получения многоцветного изображения на репродукциях в полиграфии, фотографии и кино.
Отметим, что пурпурный цвет, а его около 30 оттенков, получается лишь при аддитивном смешении красного излучения с синим.

Аддитивным смешением трех основных излучений можно получить различные цвета и оттенки, если их брать в неравных пропорциях по интенсивности. При одинаковой насыщенности получим белый свет.

В отличие от аддитивного, при котором происходит синтез разноокрашенных излучений, субтрактивный синтез предполагает смешение красок (красителей). Меняя в смеси их соотношения, также получаем новые оттенки. Чтобы понять сущность образования цвета при субтрактивном синтезе, разберемся в следующем примере.

Предположим, что на какую- то поверхность нанесли сначала пурпурный цвет, потом сверху положили слой желтой краски. Заранее оговоримся, что слои прозрачные и хорошо пропускают свет. Какой же цвет в результате мы увидим? Оказывается, красный. Давайте мысленно проследим путь света, падающего на окрашенную поверхность. В слое желтой краски часть белого света- лучи синей зоны будут поглощены. Пройдут только излучения красной и зеленой зон. Ведь желтый свет сложный- синтез красного и зеленого. Для верности посмотрите в желтое стеклышко. Все окружающее будет в желтом колорите. Потому что стекло поглотило синие лучи и пропустило только желтые.

Что же происходит дальше? Красные и зеленые лучи достигают пурпурного слоя, который задерживает зеленые лучи и пропускает красные. В итоге после поглощения синих и зеленых излучений отразятся и попадут в наше поле зрения только лучи красной зоны спектра. Поэтому красный предмет мы видим красного цвета той или иной степени. Оттенки зависят от интенсивности смешиваемых слоев краски.

Если возьмем другое сочетание, например, пурпурного и голубого, то окажется, что через них пройдут и отразятся лишь синие лучи, а это значит, что предмет будет восприниматься синим.

После рассмотрения вопроса аддитивного и субтрактивного синтеза цветов нам станет вполне понятным следующий пример. В прошлом веке французские живописцы Жорж Пьер Сера и Поль Синьяк, а также некоторые их последователи на основе так называемого метода пуантилизма пытались создать научную основу для решения колористических световоздушных и пространственных задач. Они формировали изображение в виде мозаики, состоящей из отдельных цветных мазков. На определенном расстоянии такое полотно в результате оптического (аддитивного) синтеза воспринимается как нечто цельное, со всеми градациями.

Данный метод показал, что изображение можно сформировать и отдельными разрозненными элементами без наложения и смешивания краски, как это обычно делается в живописи. Кстати сказать, такой метод существовал еще на заре изобретения хромолитографии. Он используется и в полиграфической технологии.

Дополнительный цвет

Кратко остановимся на понятии «дополнительный цвет». Для этого прежде всего уясним- для достижения какого эффекта тот или иной цвет дополнительный? Чтобы избежать путаницы, разграничим оптический синтез (синтез излучений) и синтез (замес) художественных красок. Это не одно и то же.

Мы установили, что основными зонами видимого участка спектра являются излучения синего (сине- фиолетового), зеленого и красного цветов. В конечном итоге для получения белого света надо совместить все излучения основных зон спектра. Следовательно, если при оптическом синтезе получен цвет пурпурный, то до белого к нему добавляем недостающие излучения зеленого участка спектра. Значит, к пурпурному дополнительным будет зеленый цвет. Рассуждая таким же образом, можно сказать, что дополнительным к желтому излучению будет синий, потому что при оптическом синтезе желтый цвет получается в сумме излучений красного и зеленого. Дополнительным к голубому- свет красный.

Основной цвет

Что же касается основных по цвету красок, то это: желтая (лимонная), пурпурная и голубая. Если их перемешать, то получим эффект, обратный синтезу излучения,- черный цвет, следствие технологических качеств компонентов- связующего вещества, пигментов, интенсивности оттенков, разной прозрачности и других. Принцип определения дополнительного цвета оставляем тот же: находим недостающий для получения теперь уже цвета черного. Например, для зеленого это будет краска пурпурная, для фиолетового- желтая, а для красного- голубая.

Конечно, художнику не обойтись тремя основными красками для передачи всего богатства оттенков натуры. Кроме того, в ассортименте живописных материалов нет таких, как пурпурная, голубая и желтая, которые строго отвечали бы качественным требованиям, чтобы применять их как основные. Пригодятся и разнообразные коричневые, зеленые, глубоко черные, красные…

В заключение хотелось бы предупредить, что мы затронули всего- навсего азы цветоведения, которые, однако, дают ключик к пониманию органичного единства основных- дополнительных сочетаний цвета как в природе, так и в изобразительном искусстве. Разумеется, примеры подобных соотношений можно продолжить до бесконечности. Опытный глаз художника найдет в окружающем мире бесчисленное множество иных оттенков и комбинаций цвета.

paintmaster.ru

Радуга. Цветовой спектр и цветовой круг

Окружающий нас мир и мы, люди, бесконечно многообразны в цвете. И тем не менее, обозначая цветовой признак предмета, мы часто выделяем определенные цветовые группы: цветы — красные, желтые или синие, трава и деревья — зеленые, небо и вода — голубые и т.д. Встречая более сложный оттенок, мы усложняем и определение: розовый, коричневатый, песочный, кремовый, стальной. И, наконец, встречая цвет сложный, не совсем понятный, мы шутливо называем его «серо-буро-малиновый в крапинку».

В дальнейшем, знакомясь с природой цвета, его характеристиками, мы сможем достаточно точно давать ему определение. В этом нам поможет цветоведение, сравнительно молодая область знания, насчитывающая приблизительно двести лет. И это несмотря на то, что исследования в области цвета проводились с давних времен. Вопросами цвета занимались художники в эпоху Возрождения, художники западной Европы более позднего времени, русские художники Чистяковской школы, уже упомянутые импрессионисты, основоположники дизайна в Германии и России, и даже поэты и музыканты. Если брать научный аспект, то значительные исследования в области цвета проводил Исаак Ньютон, выдвинувший, ко всему прочему, удивительное предположение о связи цвета и музыки, снисходительно отвергнутое поздними исследователями. Как цельное знание цветоведение сформировалось в результате обобщения необходимого количества знаний в области цвета.

В настоящее время мы можем сказать, что цветоведение — это наука, изучающая причины возникновения цвета, его характеристики, а также влияние на природу и на человека, как на часть природы. При этом, влияние может быть физическим, психологическим и эстетическим. Нас, в данном случае, будет интересовать влияние эстетическое, и, в определенной мере, психологическое, словом, то, что наиболее важно и интересно для художника.

Восприятие цвета невозможно без источника света, — в абсолютной темноте мы ничего не увидим. Свет идет от Солнца и других небесных тел: Луны и ярких звёзд, порой теряющихся в электрическом свете современных мегаполисов. Свет идет от костра, свечи и раскаленных металлов. Важно в данном случае то, что цвет неотделим от света, как природного, так и искусственного.

В этой связи невольно напрашивается следующая схема восприятия цвета. Луч света, попадая на поверхность предмета, отражается с ее цветом в наш зрительный аппарат, глаза, и таким образом мы его видим. Казалось бы, всё просто и понятно, но на самом деле все обстоит гораздо сложнее. Исследования ученых-физиков показывают, что видимый нами цвет предмета содержится в самом источнике света, и об этом необходимо вкратце сказать.

Вряд ли найдется человек, который не испытывал бы чувство восхищения и удивления при виде природного явления, называемого радугой и состоящего из семи цветов, порядок расположения которых обозначен мнемонической фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первые буквы слов напоминают нам о порядке и названии цветов в радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Мне пришлось видеть радугу самых различных видов, и об этом можно было бы написать отдельную статью. Но чаще всего, нам встречается радуга-дуга на фоне уходящей дождевой тучи, как только выглянет солнце.

Объясняется это необыкновенно красивое природное явление тем, что лучи солнца, проходя через воздух, насыщенный мелкими каплями воды, и преломляясь через них, раскладываются на семь отдельных цветовых лучей, называемых цветовым спектром. Забегая вперед, можно сказать, что, соединив вместе цветовые лучи, мы снова получим бесцветный световой луч.

Полосу спектра (радугу) можно получить и искусственным путем, пропустив луч света через прозрачную призму, которая разложит его на семь цветов. То же самое мы часто наблюдаем в домашних условиях при попадании луча света на боковую грань зеркала, или другого стеклянного предмета. Цвета спектра являются основными цветами в природе. Это проверил опытным путем Исаак Ньютон, пропуская через призму в отдельности каждый из семи цветов, при этом они не раскладывались на составляющие.

Теперь самая простая схема восприятия нами того или иного цвета выглядит следующим образом. Луч света, состоящий из семи цветов попадает, к примеру, на зеленую поверхность травы. При этом шесть цветов, травой поглощаются, а зеленый, отражаясь, попадает к нам в глаза. Таким образом мы видим зелёный цвет травы. Если, при этом появляются желтые одуванчики, то они будут отражать желтые лучи спектра и т. д.

Цветовой спектр является видимой частью огромной шкалы электромагнитных колебаний. Представьте себе миллиметр — величину, доступную нашему глазу — и разделите её на тысячу частей, это будет микрон, а затем микрон, в свою очередь, разделите также, на тысячу частей, это и будет миллимикрон (ммк). Красный цвет, с которого начинается спектр, мы видим при 625-740 ммк, а фиолетовый, которым он заканчивается, при 380-440 ммк. То есть, все видимые цветовые волны находятся в пределах одного микрона, или тысячной части миллиметра.

Теперь изобразим полоску спектра солнечного света, как основного на земле (Таблица 1).

Таблица 1. Полоса спектра солнечного света

Глядя на неё, можно заметить, что красные и оранжевые цвета занимают большие участки спектра по отношению к другим цветам. Для наглядности разграничим цвета между собой (1б). Надо отметить, что любой источник света, включая огонь и раскаленные вещества, имеет свой характерный спектр, но состоящий из тех же семи цветов. В нашей работе мы будем использовать спектр с равномерно расположенными цветами (1в), поскольку это будет удобно при построении схем и цветового круга, о чем речь пойдет далее.

Посмотрим внимательно на цветовое сочетание спектра. Прежде всего, оно очень красиво. При этом, каждый последующий цвет гармонично «вытекает» из предыдущего. Часто похожее сочетание цветов мы встречаем в природе, особенно при восходе и закате солнца.

Есть и ещё одна удивительная особенность спектра: все его цвета являются противоположными по отношению друг другу. Это можно проверить следующим образом:

Положите перед собой полоску спектра и посмотрите в её середину, не мигая, в течение тринадцати секунд, затем быстро переведите взгляд на чистый лист бумаги. Через несколько секунд вы увидите светящуюся цветовую полоску, такого же размера, на которой цвета поменяют свои места: на месте красного появится зелено-голубой, на месте оранжевого — сине-голубой, на месте желтого — сине-фиолетовый, на месте зеленого — фиолетово-красный, на месте голубого — красно-оранжевый, на месте синего — оранжево-желтый, на месте фиолетового — желто-зеленый.

Такой эффект объясняется защитной реакцией наших глаз на длительное цветовое воздействие, которая создает цвет противоположный.

Для того, чтобы картина с противоположными цветами стала наглядной, без использования, зрительного упражнения, возьмем цветовую полосу и замкнём её кольцом, соединив красный цвет с фиолетовым. Получится цветовой круг с диаметрально расположенными противоположными цветами (таблица 2).

Таблица 2. Цветовой круг с диаметрально расположенными противоположными цветами

Для еще большей наглядности, между основными цветами расположим промежуточные, и тогда очень хорошо будут видны все противоположные цвета, которые часто называют дополнительными (2б).

Между основными цветами можно расположить бесчисленное множество оттенков, но есть при этом разумные ограничения. Разные авторы работ по цветоведению выбирают свой, наиболее удобный вариант круга. Швед Оствальд, например, строит свой круг на основе восьми цветов, располагая пурпурный цвет между красным и фиолетовым. Иногда используют шесть цветов, убирая голубой, якобы несуществующий в природе. Также, и количество промежуточных цветов у разных авторов берется по разному. Мне же кажется, что в основе цветового круга должно быть семь цветов, как это существует в цветовом спектре.

Таким образом, между основными цветами спектра располагаются промежуточные, содержащие равное количество основных цветов, что позволяет хорошо увидеть противоположные (дополнительные) цвета. Кроме этого, мной предлагается ввести еще четырнадцать оттенков. Возьмем, например, оранжевый и красный цвет. Между ними будет располагаться промежуточный, то есть содержащий в равной мере тот и другой цвет. Теперь, между оранжевым и промежуточным расположится красно-оранжевый оттенок, тогда как, между красным и промежуточным — оранжево-красный. Как видно, это не одинаковые оттенки, поскольку один из них ближе к оранжевому, другой, к красному цвету. Акцент на втором слове, при определении оттенка, как раз и указывает на близость к основному спектральному цвету.

Таблица 3. Цветовой круг с основными и промежуточными цветами и оттенками

При взгляде на спектральный круг, невольно возникает вопрос о том, как такое небольшое количество цвета позволяет нам увидеть бесконечное множество сложнейших оттенков в природе? Увеличение цветовых промежуточных оттенков в круге лишь отчасти отвечает на поставленный вопрос, поскольку все эти оттенки сохраняют чистый спектральный характер. Более полный ответ даст нам знакомство с тремя цветовыми характеристиками, о которых речь пойдет в следующей главе.

nazart.ru

Правильные названия цветов и оттенков (таблицы).

Здравствуйте, уважаемые Мастера!

«Гуляя» по просторам интернета, натолкнулась на Таблицу цветов и поняла: вот этого-то мне и не хватало! Специального художественного образования у меня нет, поэтому, когда начинаю описывать цветовую гамму своих работ-призадумываюсь. Правда, некоторые названия цветов в этой таблице меня озадачили…

Надеюсь, эта информация окажется полезной!

Правильные  названия  цветов и оттенков (таблицы)., фото № 1

Правильные  названия  цветов и оттенков (таблицы)., фото № 2

Правильные  названия  цветов и оттенков (таблицы)., фото № 3

Правильные  названия  цветов и оттенков (таблицы)., фото № 4

Правильные  названия  цветов и оттенков (таблицы)., фото № 5

Правильные  названия  цветов и оттенков (таблицы)., фото № 6

Правильные  названия  цветов и оттенков (таблицы)., фото № 7

Правильные  названия  цветов и оттенков (таблицы)., фото № 8

Правильные  названия  цветов и оттенков (таблицы)., фото № 9

Правильные  названия  цветов и оттенков (таблицы)., фото № 10

www.livemaster.ru

Спектр цвета — это… Что такое Спектр цвета?

  • спектр — а, м. 1) Многоцветная полоса, возникающая при прохождении светового луча через призму или иную преломляющую среду. Солнечный спектр. Цвета спектра. 2) спец. Совокупность всех значений какой л. величины, характеризующей систему или процесс. Спектр …   Популярный словарь русского языка

  • Цвета шума — Белый шум Розовый шум Красный шум Серый шум Цвета шума  система терминов, приписывающая некоторым видам шумовых сигналов определённые цвета исходя из аналогии между спектром сигнала произвольной природы (точнее, его спектральной плотностью… …   Википедия

  • СПЕКТР — (1) совокупность семи цветовых полос (спектральные цвета), чередующихся в определённом порядке, которые получаются при прохождении светового луча через преломляющую среду (напр. радуга, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в каплях …   Большая политехническая энциклопедия

  • спектр — а, м. spectre m. <, лат. spectrum. 1. Многоцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через призму или иную преломляющую среду. БАС 1. ♦ Спектр солнечный световое изображение, получаемое на стене темной комнаты, от пропускания …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Спектр (книга) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спектр (значения). Спектр Автор: Сергей Лукьяненко Жанр: Фантастика Язык оригинала: Русский Серия: Звездный лабиринт Издательство …   Википедия

  • СПЕКТР — СПЕКТР, а, муж. (спец.). 1. Совокупность всех значений какой н. величины, характеризующей систему или процесс. Оптический с. Акустический с. 2. Совокупность цветовых полос, получающихся при прохождении светового луча через преломляющую среду.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Цвета радуги — Радуга над Ладожским озером Радуга атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним. Оно выглядит как дуга или окружность, составленная из цветов спектра. Глядя снаружи внутрь дуги: красный,… …   Википедия

  • Спектр (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спектр (значения). Спектр Автор: Сергей Лукьяненко Жанр: Фантастика …   Википедия

  • спектр — а, м. Многоцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через призму или какую л. другую преломляющую среду. Световой спектр. Основные цвета спектра. □ Солнце безудержно лилось в чистые окна, и по стенам, потолку, полу дрожали… …   Малый академический словарь

  • Цвета каления — О фильме см. Белое каление (фильм) Цвета каления  это цвета свечения металла, раскалённого до высокой температуры. Спектр …   Википедия

  • advertising_polygraphy.academic.ru

    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *