Довима и слоны: «Довима и слоны» – кадр-загадка Ричарда Аведона

«Довима и слоны» – кадр-загадка Ричарда Аведона

[adrotate banner=»2″]

Это — одна из самых знаменитых фотографий в мире. Снятая более полувека назад для рекламы новой коллекции Кристиана Диора, «Осень-зима – 1955», она до сих пор приковывает внимание зрителей. А художники и критики по сей день гадают, что же именно хотел сказать Ричард Аведон этой своей работой.

Об истории создания «Довимы и слонов» известно немного. Съемка проходила в Париже в августе 1955 года, в здании Зимнего цирка («Цирк д’Ивер»). Впервые фотография была напечатана в сентябрьском номере знаменитого журнала мод Harper’s Bazaar. Элегантное черное платье на модели — первая работа тогда никому не известного 19-летнего юноши, которого мэтр Диор недавно взял в ассистенты. Звали юношу Ив Сен-Лоран.

Ричарду Аведону (Richard Avedon) было тогда 32 года. Он уже был знаменитым и высокооплачиваемым фотографом. Фотографом-революционером — в те годы было принято снимать моделей в студии, в довольно статичных позах. Аведон же предпочитал необычные места для фотосессий, стремился передать движение, запечатлеть жизнь. Ему заказывали снимки журналы Vogue, Harper’s Bazaar, Look, Life, Theatre Art.

Довима в тот момент тоже была знаменитостью. Самая высокооплачиваемая модель Vogue, первой получившая приставку «супер-» к названию своей профессии, она воплощала все идеалы красоты и стиля тех лет: элегантность, роскошь, аристократическую отстраненность.

Довима стала настоящей находкой для Аведона. Она свободно чувствовала себя перед камерой, очень хорошо «понимала» одежду, в которой ей приходилось работать, а главное — безоглядно доверяла фотографу. «Я знала, чего он хочет, еще до того, как он успевал все объяснить. Он просил меня делать экстраординарные вещи, но я всегда была уверена, что в итоге получится замечательная фотография», — говорила она. Возможно, это было сказано именно о «Довиме и слонах».

Первое, что бросается в глаза, — резкий контраст между девушкой и слонами. Для достижения такого эффекта Аведон использовал сразу несколько средств. Это цветовая гамма — белоснежные лицо и руки модели, угольно-черное платье против серой кожи слонов. Фокус — четкая фигура Довимы на фоне постепенно теряющих резкость животных. И, конечно, сама идея фотографии.

Последнее — предмет жарких споров. Что именно хотел показать Аведон? Только ли красивое платье? Будь так, вряд ли о снимке помнили бы через 60 лет. Мнений множество. Одно из них возвращает зрителя к юным годам фотографа. Он с детства пытается ухватить хрупкую, трагическую красоту, которую на фото так резко оттеняет неуклюжая мощность, незыблемость животных. Причиной этому — беда с любимой сестрой Ричарда. Луиза Аведон, его первая муза, сошла с ума.

Другая версия — стремление автора отразить скоротечность жизни. Юная прелесть Довимы подчеркивает возраст, мудрость и печаль слонов. К теме старости Аведон будет еще не раз возвращаться в своих более поздних работах.

Третий вариант утверждает, что «Довима и слоны» — это воплощение архетипа красавицы и чудовища или богини, покоряющей диких зверей.

Эксперт по американской и афроамериканской культуре Малин Перейра в своей книге «Воплощая красоту: эстетика американских писательниц XX века» утверждает, что роскошная, свободно стоящая Довима воплощает собой такие понятия, как колониализм и капитализм, в то время как слоны в цепях — олицетворение угнетенных, невидимых, колонизированных народов.

Но в то же самое время модель вовсе не вольна распоряжаться собой. Она делает только то, что скажет ей фотограф, принимает только те позы, которые должны понравиться заказчику и зрителю. Символ этого — огромный белый пояс, который аллегорически приковывает ее к полу, так же, как цепи приковывают слонов.

Что бы ни хотел сказать своей работой Аведон, доподлинно известно лишь то, что сам он снимком был недоволен. Пересматривая его позже, он говорил, что фото можно было сделать лучше. Что надо было принести на съемки вентилятор — чтобы пояс лег по-другому, параллельно ноге слона, что стоит справа от Довимы. Самая знаменитая и самая дорогая фотография Аведона, «Довима и слоны», не вошла в «Автобиографию» фотографа — книгу, изданную им самим в 1993 году.

Мало кто знает, но у этой его работы есть другая, гораздо менее известная версия — с иной композицией, иным платьем и совершенно иной атмосферой.

По словам Аведона, ее негатив утерян. Но кто знает, может, автор-перфекционист, недовольный одним лишь углом пояса, сам предпочел «утерять» неудачный, по его мнению, кадр?

Кстати, «Довима и слоны» занимает 14 место в рейтинге самых дорогих фотографий в мире. В 2010 году фотография была продана на аукционе «Кристис» за 1,15 млн долларов.

«Довима со слонами» Фотография «Довима со слонами», 1955 год

История самой знаменитой фотографии Harper’s Bazaar. Почему Ричард Аведон был не доволен снимком «Довима со слонами» и что стало с обладательницей самой тонкой талии в мире

Самая знаменитая фотография, когда либо опубликованная в Harper’s Bazaar, была сделана Ричардом Аведоном. Съемка проходила теплым августовским днем 1955 года в помещении Зимнего цирка в Париже. Сегодня оригинал фотографии находится в постоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Самый большой ее отпечаток, сделанный для ретроспективы Аведона в музее Метрополитен в 1978 году, также вошел в историю. В ноября 2010 он был продан на аукцион Christie’s за 841000 евро или 1,1 миллиона долларов. Так «Довима со слонами» заняла 14 место в рейтинге самых дорогих фотографий в мире.

Впервые фотография, которой суждено было войти в историю, была напечатана в сентябрьском номере Harper’s Bazaar в 1955-м. Скульптурное черное платье Christian Dior – работа тогда никому не известного 19-летнего юноши, ассистента Диора. Звали дарование Ив Сен-Лоран. Героиней снимка стала супермодель того времени – Довима.

Ив Сен-Лоран, скетч платья Dior

Что хотел сказать Аведон? Есть несколько версий. Самая распространенная говорит о скоротечность жизни: хрупкая молодость на фоне мудрости и грусти слонов. Есть и политизированная теория. Согласно которой «покорительница диких зверей» воплощает собой ни что иное, как колониализм, в то время как слоны в цепях олицетворяют угнетенные народы.

В любом случае, Аведону фотография не нравилась. Он был недоволен работой настолько, что не включил ее свою «Автобиографию». Больше всего фотограф жалел, что на съемки не взяли вентилятор, чтобы пояс платья лег по-другому.

Ричард Аведон «Довима со слонами», Harper’s Bazaar, 1955 год

Довима же напротив осталась в восторге от съемки: «Когда мы наконец закончили, мне казалось, что слоны – мои друзья. Мы синхронно раскачивались взад и вперед».

28-летняя модель находилась на пике своей карьеры и на момент съемки была большой знаменитостью.

Ее полное имя Дороти Вирджиния Маргарет Джуба. До-ви-ма появилась путем сложения первых двух букв каждого имени, когда будущей звезде было десять. Девочке диагностировали ревматизм, и до 18 лет она провела в полной изоляции, прикованная к постели. Довима стала ее воображаемой подругой и счастливым именем в будущем.

В мир моды она попала случайно и сразу оглушительно громко. Ее сразу провозгласили «суперутонченной аристократкой» и обладательницей самой тонкой талии в мире.

Довима действительно была очень грациозной, объем ее талии составлял всего 48 сантиметров (при росте 176). Но вот аристократкой назвать ее было никак нельзя. Из-за болезни она пропустила школу, и пробелы в образовании часто становились объектом насмешек окружающих. Например, Довима не знала, что Египет находится в Африке, а из всех доступных книг читала только комиксы. Любимица фотографов стеснялась своих зубов (передние были выбиты в детстве) и не улыбалась на своих первых снимках.

Все заработанные деньги она отдавала мужьям. Первые два союза не были счастливыми, а второй брак и вовсе разрушил карьеру. Именно муж убедил ее повысить ставку до 75 долларов в час – немыслимой суммы по тем временам. Заказы прекратились.

В середине 1980-х уже бывшая суперзвезда работала хостес в ресторане Two Guys Pizza во Флориде. На видном месте, словно дразня ее, висела репродукция «Довимы со слонами». Но это было уже неважно, Довима вышла замуж в третий раз – за местного бармена. Последний брак принес ей счастье.

Довима умерла через четыре года после смерти супруга почти в полном одиночестве. В сейфе некогда самой высокооплачиваемой модели мира лежало всего сто долларов. 


Автор: Лариса Азанова.

Читайте также. Обложка сентябрьского номера 1958 года.

Поделиться:

Как Ричард Аведон переосмыслил красоту с помощью «Довимы со слонами» и W

Далее следует отрывок из 25-го номера журнала Dear Dave Magazine, , который доступен здесь.

Из всех фотографий, которые публиковались во всех модных журналах 20 века, для меня самая запоминающаяся и самая известная — эта. «Довима со слонами», первоначально опубликованная в сентябрьском выпуске Harper’s Bazaar за 1955 год, представляет собой фотографическое воплощение красавицы и чудовищ. На нем изображена девушка из Квинса со сломанным зубом, одетая в платье от Christian Dior, созданное Ивом Сен-Лораном, и элегантно и драматично позирует среди пары цирковых слонов. Культовый Ричард Аведон представил его в Cirque Medrano в Париже, и за последние полвека он вышел за рамки редакционных статей о моде.

А что насчет женщины, распростертой среди этих чудесных существ? Это история о модной сказке и трагической американской мечте, наполненная высокой модой и мелодрамой.

Дороти Вирджиния Маргарет Джуба родилась в Квинсе, штат Нью-Йорк, в семье польско-американского полицейского и его жены ирландского происхождения. Она заболела ревматизмом, когда была маленькой девочкой, болезнью, которая в то время могла потребовать до года постельного режима. Но с беспокойной матерью это означало, что она провела семь лет прикованной к постели, на домашнем обучении и в постоянном уязвимом положении. Она часто рисовала и подписывала свои картины цифрой 9.0003 псевдоним , который станет первым единственным именем в модельной индустрии: Довима, первые две буквы трех ее имен.

Первый из трех ее браков был заключен с ее соседом детства Джеком Голденом, который просто переехал в ее спальню, когда они поженились. Когда ей было 20, ее жизнь изменилась: ее заметил на Лексингтон-авеню модный редактор и в тот же день бросил ее на фотосессию. На следующий день ее снова пригласили, на этот раз с Ирвингом Пенном. История гласит, что он попросил ее улыбнуться, что она и сделала хитро, с закрытым ртом, чтобы скрыть зуб, который она отколола в юности, когда (возможно, предзнаменование?) она играла в переодевание в шкафу своей матери. Это была надменная улыбка, которую сравнивали с ухмылкой девятки.0003 Mona Lisa , и он станет эталоном высокой моды 1950-х годов.

Мона Лиза была не единственным ее художественным сравнением: Аведон однажды сказал: «Она была последней из элегантных аристократических красавиц», и сравнил ее с самой высокой богиней в истории, королевой Нефертити. Отношения между Аведоном и Довимой были одними из самых вдохновляющих в истории фэшн-фотографии. Аведон назвал ее «самой замечательной и нетрадиционной красавицей своего времени». Довима также был в восторге от фотографа: «Мы стали ментальными сиамскими близнецами, и я знала, чего он хочет, еще до того, как он объяснил это. Он просил меня делать необычные вещи, но я всегда знал, что стану частью великой картины».

Свидетельством ее таланта перед камерой было то, что лицо Довимы казалось недосягаемым гламуром, даже когда ее личная жизнь была на свалке. Она оставила своего первого мужа в 1957 году и вышла замуж за Алана Мюррея, государственного иммиграционного офицера, который подвергался физическому насилию. Хотя она была лицом как Christian Dior, так и Balenciaga на протяжении большей части 1950-х годов, не говоря уже о том, что она была на обложке каждого модного журнала, ранимость ее детства просочилась в ее личную жизнь. Она вела дневники, которые часто заполнялись записями о насилии со стороны мужчин. В то время, когда большинство моделей считали бы 25 долларов в час максимальной ставкой, она зарабатывала 60 долларов и стала известна как «Девушка за доллар в минуту». Не то чтобы она сохранила что-то из этого: когда ее второй муж развелся с ней (а несколько лет спустя сообщил копам, что она похитила собственную дочь и арестовала ее), она была на мели.

Довима со слонами, Ричард Аведон

Применяются условия использования

Загрузки
Описание
На этой фэшн-фотографии модель Ричарда Аведона Довима одета в черное платье Christian Dior с белым шелковым поясом. Гладкая шелковистая ткань контрастирует с грубой морщинистой кожей слона в знаменитом парижском Цирке д’Ивер. Спокойное поведение Довимы также контрастирует с борьбой слона с цепной ногой. Ее жест и рука на хоботе слона должны намекать на подобную богине способность приручать зверя.
Эта фотография была включена в персональную выставку Аведона в Смитсоновском институте в 1962 году. В центре верхнего края на негативе видно пятно от воды. В какой-то момент, вскоре после того, как был сделан этот отпечаток, негатив был повторно промыт, чтобы другие отпечатки не содержали этого артефакта фотолаборатории.
Местоположение
В настоящее время не просматривается
Имя объекта
фотография
дата изготовления
около 1960-х
производитель
Аведон, Ричард
Физическое описание
бумага (общий материал)
Измерения
общий: 124,5 см х 101,5 см; 49 дюймов x 39 15/16 дюймов
Идентификационный номер
PG.
006962
регистрационный номер
246041
каталожный номер
6962
Посмотреть больше товаров в
Работа и промышленность: история фотографии
Фотография
Артефактные стены экспонат
Источник данных
Национальный музей американской истории

Номинировать этот объект для фотографирования.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *