Экспонометр что это: что это такое? Электрические, селеновые и другие, на Android и для фотоаппарата. Для чего нужны?

Содержание

Пользуйтесь экспонометрами. Практическая фотография

Пользуйтесь экспонометрами

Существуют два типа экспонометров: оптические и фотоэлектрические.

Оптический экспонометр выпускается у нас под названием «ОПТЭК» (рис. 59). Прибор представляет собой небольшую плоскую пластмассовую коробку, в одной из узких стенок которой имеется прямоугольное световое окно. Этим окном прибор направляют на фотографируемый объект. За окном, внутри прибора, установлены матовое стекло и шкала прозрачных цифр на черном фоне, повторяющих ряд делений обычной шкалы диафрагмы от 2 до 16. Шкала эта представляет собой оптический клин.

С помощью зеркала, расположенного под углом 45° к плоскости шкалы, изображение последней наблюдается сквозь щель на верхней стороне прибора. Здесь же расположен и калькулятор.

Для определения экспозиции прибор направляют световым окном на объект и замечают на шкале наибольшую цифру, какую еще может различить глаз. Эта цифра и служит критерием для расчета экспозиции с помощью калькулятора.

Прибор рассчитан на выдержки от 1/1000с до 15 мин для пленок чувствительностью от 11 до 180 ед. ГОСТ.

Рис. 59. Оптический экспонометр «ОПТЭК»

Прибор «ОПТЭК» имеет один важный недостаток: выдержка в нем определяется с участием глаза, который, как известно, обладает адаптацией — способностью приспособляться к различным условиям освещения. Это весьма важное свойство глаза в данном случае мешает правильному определению экспозиции. Не случайно в инструкции, прилагаемой к прибору «ОПТЭК», сказано, что им нельзя пользоваться, если глаз наблюдателя находится в условиях значительно меньшей освещенности, чем фотографируемый объект, например при съемке из комнаты через окно, из-под затемненных арок мостов и т. п.

Надо добавить, что ошибка произойдет и в том случае, если глаз находится в условиях большей освещенности, чем объект, с той лишь разницей, что если в первом случае произойдет ошибка в сторону недодержки, то во втором — в сторону передержки.

Только опыт работы с прибором может помочь учитывать этот недостаток и вносить необходимые поправки в его показания.

Фотоэлектрические экспонометры свободны от этого недостатка. Экспозиция в них определяется точным замером яркости или освещенности объекта съемки без участия глаза. Выпускаемые нашей промышленностью фотоэлектрические экспонометры отличаются высокой точностью показаний и пользуются заслуженным успехом.

Принцип действия фотоэлектрических экспонометров был описан (см. стр. 70), и здесь мы на этом останавливаться не будем.

Очень удобны экспонометры марки «Ленинград». Начиная с 1954 года, когда была выпущена первая модель этого экспонометра, завод выпустил пять моделей под номерами: 1, 2, 4, 6 и 10. Все они, кроме модели 6, снабжены селеновым фотоэлементом; в модели 6 применен сернисто-кадмиевый фоторезистор. Мы остановимся на моделях, наиболее удобных для начинающих фотолюбителей и более доступных по цене. Это модели 1, 2 и 4. Одна из них показана на рис.

60.

Рис. 60. Фотоэлектрический экспонометр «Ленинград-4»

В модели 1 имеется два предела измерений по яркости и освещенности объекта и канальная шкала с порядковыми цифрами. Стрелка гальванометра показывает номер канала, по которому расчет экспозиции производится с помощью калькулятора.

Модель 2 имеет один предел измерений по яркости и два — по освещенности.

Модель 4 снабжена устройством автоматической смены шкал при переходе от одного предела измерений к другому.

Все эти экспонометры рассчитаны на измерение широкого диапазона яркостей и освещенностей и позволяют определять экспозицию как при дневном, так и при искусственном освещении.

Для расчета экспозиции прежде всего надо установить на калькуляторе прибора величину светочувствительности применяемой фотопленки. Для замера яркости прибор направляют на снимаемый объект. При этом стрелка гальванометра отклоняется на тот или иной определенный угол. Остается совместить с этой стрелкой другую, следящую стрелку или заметить номер канала, после чего выбрать по шкалам прибора наиболее подходящее сочетание выдержки с диафрагмой и установить эти параметры на фотоаппарате.

К прибору прилагается молочное стекло, которое устанавливается в световом окне прибора при замере освещенности.

При умелом применении фотоэлектрический экспонометр избавит вас от всяких ошибок и, хотя этот прибор не очень дешевый, затраты на него вполне окупятся экономией фотопленки и получением хороших снимков.

Мы привыкли к тому, что измерительные приборы для того и созданы, чтобы точно измерять нужные нам параметры длины, массы, температуры и т. д. Нередко именно с таким критерием относятся фотолюбители к своим экспонометрам. Радуясь тому, что можно избавиться от мучительных сомнений при выборе экспозиции, они слепо подчиняются показаниям экспонометра, а затем удивляются, если их постигла неудача.

Фотоэлектрический экспонометр — своеобразный измерительный прибор, и для успешной работы с ним надо понять его особенности. Обычно фотоэлектрический экспонометр направляют на объект съемки и замеряют яркость света, отраженного объектом в сторону фотоаппарата. Но такой способ замера далеко не лучший. Представьте себе, что вы снимаете групповой портрет дважды: в первый раз — на фоне неба (например, на берегу моря), а второй раз — на фоне темной листвы. В обоих случаях лица снимающихся освещены одинаково, с одной силой, но показания экспонометра будут совершенно разными. Экспонометр «не знает», что именно для вас является сюжетно важным. Он показывает суммарную яркость объекта и фона и в первом случае на его показания окажет влияние светлое небо, а во втором — темная листва. Ошибка в экспозиции может оказаться весьма значительной.

Учитывая, что объектив фотоаппарата обычно охватывает снимаемое поле в пределах угла 50-60°, фотоэлектрические экспонометры обычно конструируются с расчетом на такой же угол охвата замеряемого поля. Но экспонометры «Ленинград» не имеют видоискателей, и, замеряя с большого расстояния яркость объекта, мы не можем точно определить границы кадра. Поэтому для более точного замера предпочтительнее измерять не яркость объекта, а его освещенность, т. е. свет, падающий на объект. В этом случае входное окно экспонометра прикрывают молочным стеклом и направляют экспонометр не на объект съемки, а на источник освещения. Угол зрения экспонометра с молочной насадкой увеличивается примерно в три раза, т. е. с 60 до 180°, но в данном случае это фактор положительный, экспонометр замеряет не только основной свет наиболее сильного источника освещения, но и побочный — отраженный от светлых поверхностей или падающий на объект от дополнительных источников освещения.

Однако не все фотоэлектрические экспонометры снабжены молочной насадкой. В частности, такой насадки нет у экспонометров, встроенных в фотоаппарат. Для таких экспонометров можно применить другой метод определения средней экспозиции, основанный на использовании эталона. Такой эталон совсем нетрудно изготовить самим. Это обыкновенная серая картонка величиной примерно в школьную тетрадь. Эталон помещают перед экспонометром фотоаппарата на расстоянии 10-12 см и обращают плоскостью к фотоаппарату. Его можно просто держать рукой.

Надо лишь следить за тем, чтобы на него не падала тень от руки. Еще лучше, если это возможно, приблизить эталон к плоскости снимаемого объекта и соответственно приблизить к нему фотоаппарат.

Ручные экспонометры удобны тем, что во многих случаях ими можно произвести замер отдельных участков снимаемого объекта, например при съемке портрета замерить отдельно освещенную и теневую стороны лица, приблизив экспонометр к лицу снимаемого. В этом смысле они более удобны, чем встроенные экспонометры. Среднюю экспозицию в этом случае можно определить с помощью имеющейся на экспонометре шкалы экспозиционных чисел. Для этого, замерив наибольшую и наименьшую яркости объекта съемки, надо найти соответствующие им экспозиционные числа, сложить их и сумму разделить пополам. Полученное частное покажет требуемое экспозиционное число, по которому и надо рассчитать экспозицию.

Фотоэлектрический экспонометр — прибор точный и нежный. Обращаться с ним надо бережно и осторожно, предохраняя его от толчков.

Если случайно уронить экспонометр, он наверняка выйдет из строя.

Фотоэкспонометр

Фотоэкспонометр, экспонометр (лат. expono) — фотометрическое устройство для инструментального измерения фотографической экспозиции и определения правильных экспозиционных параметров (времени выдержки и числа диафрагмы). Кроме того, большинство экспонометров позволяют определять контраст освещения снимаемой сцены, что имеет немаловажное значение в профессиональной киносъёмке. До конца 1950-х годов чаще всего использовалось название экспозиметр. Все экспонометры, предназначенные для измерения экспозиции в плёночной фотографии и кинематографе, пригодны для измерения экспозиции в цифровой фотографии, поскольку условные значения светочувствительности цифровых фотоаппаратов выбраны в соответствии с сенситометрическими параметрами желатиносеребряных светочувствительных материалов.

В современных камерах экспонометр составляет основу экспозиционной автоматики, устанавливающей экспопараметры без участия человека. В телевизионных и видеокамерах экспозиционные параметры регулируются на основе оценки постоянной составляющей видеосигнала, а цепи, измеряющие её, выполняют функцию экспонометра.

Историческая справка

В первые десятилетия после изобретения фотографии правильная экспозиция определялась на основании опыта фотографов или тестовой съёмки. Отсутствие каких-либо понятий о сенситометрии не позволяло количественно измерять зависимость почернения дагеротипных пластин от интенсивности освещения. Кроме того, непрерывное совершенствование процесса и рост светочувствительности препятствовали созданию каких-либо общепринятых инструкций. Однако уже в те годы осуществлялись попытки измерения фотохимического действия света. Первый сенситометрический прибор для дагеротипии создан в 1843 году Левандовским.

Появление более предсказуемого мокрого коллодионного фотопроцесса дало возможность составить правила экспонирования и сконструировать первые табличные экспонометры. Они представляли из себя таблицу, в которой описаны условия съёмки и соответствующие им параметры. Дело усложнялось отсутствием каких-либо стандартов светочувствительности из-за необходимости самостоятельного изготовления светочувствительного слоя фотопластинок фотографами. Таблицы предназначались для коллодионных пластин, сенсибилизированных определённым образом, и не были универсальными.

Распространение сухих желатиносеребряных фотопластинок промышленного изготовления совпало по времени с развитием сенситометрии, начавшей изучать и количественно описывать светочувствительность фотоматериалов. Это позволило создать универсальные таблицы, пригодные для любых фотопластинок, светочувствительность которых известна. Постепенно получили популярность табличные калькуляторы с поворотными шкалами, облегчающие вычисление параметров съёмки. Такие устройства назывались «автоматическими таблицами» или «автофотометрами». Ещё одно название таких поворотных таблиц — «позиграф».

Первые фотометры

Первыми устройствами для инструментального измерения экспозиции стали актинографы, основанные на оценке потемнения фотобумаги с «дневным проявлением» при её засветке. Такие фотобумаги (альбуминовые, целлоидиновые и аристотипные) до начала XX века повсеместно использовались для фотопечати, и проявлялись под действием экспонирующего солнечного света. В прибор заряжался диск такой бумаги, и по времени, в течение которого он приобретал тон, сходный с соседним эталонным полем, вычислялась правильная экспозиция. Большинство актинографов тех лет выглядели, как карманные часы с круглым отверстием в центре. Наиболее известным устройством этого класса был актинограф или «экспометр» Ваткинса, получивший распространение на Западе. В Российской империи более популярным был «позиметр» Винна.

Однако, фотобумага требовала длительного экспонирования в течение 20—30 минут, замедляя приготовления к съёмке. Более оперативное измерение обеспечивали приборы, основанные на визуальной оценке яркости объектов съёмки через оптический клин с переменной прозрачностью. Такие устройства, получившие название оптических фотометров, требовали определения наиболее плотного участка синего или серого светофильтра, за которым глаз ещё различает объект съёмки. Основной недостаток этого типа приборов — субъективность получаемых результатов, поскольку чувствительность глаза зависит от общей окружающей освещённости.

Более совершенным способом оказалось сравнение яркости объекта съёмки с калиброванным источником света, например лампой накаливания. Яркость лампы уравнивалась с яркостью объекта подбором плотности клинового нейтрального светофильтра, установленного в специальной подвижной оправе, которая сопрягалась с соответствующей шкалой. Точность такого измерения выше, поскольку нижняя граница видимости более субъективна, чем сравнение достаточно большой яркости. Необходимость источника питания для лампы исключала возможность использования этого метода при натурных съёмках. Он нашёл применение в фотостудиях и позднее использовался в некоторых типах компактных экспонометров, например «SEI Photometer». Принцип уравнивания яркости эталонной лампы использован в сквозном визире некоторых модификаций киносъёмочного аппарата «Arriflex 35-II».

Фотоэлектрические экспонометры

Точность измерения, не зависящую от субъективных факторов, удалось получить только с появлением фотоэлектрических экспонометров. Их действие основано на измерении величины электродвижущей силы, получаемой в результате фотоэлектрического эффекта. В современных фотографии и кинематографе используются только фотоэлектрические экспонометры. Первые приборы этого типа предназначались для киносъёмки и были созданы в начале 1930-х годов. Самым первым экспонометром считается «Электрофот» (англ. Electrophot DH), созданный в 1928 году американской компанией Rhamstine. В качестве светочувствительного сенсора в приборе использовался один из первых фоторезисторов, так называемый «элемент Грипенберга».

Необходимость использования громоздкой батареи делала его малопригодным для измерений вне помещения. Решением проблемы стало изобретение в конце 1920-х годов магнитного сплава альнико, позволившего создать чувствительные гальванометры, способные измерять слабый фототок селеновых фотоэлементов. Одним из первых селеновых безбатарейных экспонометров стал «Weston» модели 617, выпущенный компанией Weston Electrical Instruments в августе 1932 года. Отсутствие батарей позволило уменьшить прибор до карманных размеров. В СССР первый фотоэлектрический экспонометр с селеновым фотоэлементом «НКАП-149» был создан ГОИ к началу 1940-х годов. Три последующих десятилетия все фотоэлектрические экспонометры строились по принципу непосредственного измерения фототока. Из-за низкой удельной чувствительности селеновые фотоэлементы были громоздкими и не позволяли измерять небольшие яркости с достаточной точностью.

Появление в 1960-х годах сернисто-кадмиевых фоторезисторов, требующих маломощных источников питания, позволило вернуться к принципу «Электрофота». Высокая удельная чувствительность фоторезисторов позволила получить компактный датчик и резко повысить точность измерения, как при дневном освещении, так и в помещении и даже ночью. Поэтому фоторезисторные экспонометры очень быстро вытеснили селеновые, фотоэлемент которых с течением времени деградирует и приходит в негодность. Небольшие размеры полупроводниковых сенсоров позволили устанавливать их даже в оптический тракт зеркального видоискателя, создав TTL-экспонометр.

Первые фоторезисторные экспонометры строились на основе сернистокадмиевого (CdS) фотосопротивления, обладающего хорошей светочувствительностью, но большой инерционностью, особенно при низких освещённостях. Кремниевые фотодиоды лишены этого недостатка, но их спектральная чувствительность, максимум которой лежит в инфракрасной области, вынуждает устанавливать дополнительный светофильтр для приведения в соответствие с характеристиками фотоматериалов и фотоматриц. Необходимость усиления очень слабых изменений проводимости такого фотодиода увеличивает потребление электроэнергии, снижая уровень автономности. Наиболее совершенным типом сенсора считаются практически безынерционные арсенидо-фосфидо-галлиевые фотодиоды со спектральной чувствительностью, близкой к человеческому зрению.

Встроенные экспонометры

Впервые встроенный экспонометр использован компанией Zeiss Ikon в двухобъективной «зеркалке» Contaflex в 1935 году. Однако, съёмка на чёрно-белые негативные фотоматериалы с большой фотографической широтой в те годы позволяла во многих случаях обходиться без экспонометра, полагаясь на простейшие правила или профессиональный опыт. Поэтому до войны всего два фотоаппарата оснащались фотоэлектрическим экспонометром: Contax III и Super Ikonta II. Распространение цветной фотографии, и особенно обращаемых фотоматериалов, требующих точного экспонирования, заставило пересмотреть эти принципы и с начала 1960-х годов встроенный или приставной фотоэлектрический экспонометр стал обязательным атрибутом как фотоаппаратов, так и кинокамер. Прибор стали сопрягать с органами управления, обеспечивая полуавтоматическое управление экспозицией. Первым советским фотоаппаратом со встроенным экспонометром на основе фоторезистора стал дальномерный «Сокол».

С середины 1970-х годов встроенные экспонометры практически всех однообъективных зеркальных фотоаппаратов и кинокамер со сквозным визиром рассчитывались на заобъективное измерение. Особенности TTL-экспонометров позволили реализовать параллельное измерение отдельных частей снимаемого изображения с последующей автоматической компенсацией контраста сюжета. Современные TTL-экспонометры позволяют осуществлять как точечный замер, так и оценочный, основанный на сравнении экспозиции отдельных частей будущего снимка и программной обработкой полученных результатов на основе статистического анализа.

С этого времени внешние экспонометры продолжали использоваться только в профессиональной фотографии для более точных измерений по падающему или отражённому свету. В любительской практике отдельные приборы были вытеснены более удобными, встроенными в камеру. Развитие цифровых технологий позволило ещё больше повысить точность экспонометров, отказавшись от обработки аналогового сигнала сенсора. Постепенно все экспонометры стали выполняться по такому принципу с выводом результатов на жидкокристаллический дисплей. Одновременно получили распространение флэшметры, предназначенные в основном для измерения света студийных фотовспышек, заменивших лампы непрерывного света в рекламной и постановочной фотографии.

Цифровые экспонометры кроме величины яркости и освещённости могут измерять и другие фотометрические величины, например, цветовую температуру освещения. Такие приборы называются измерителями цветовой температуры или в кинематографическом обиходе — цветомерами. Наиболее совершенные приборы позволяют количественно оценивать спектральный состав съёмочного освещения. В 2014 году компания Seconic начала выпуск прибора «Seconic C-700», определяющего кроме экспозиции и цветовой температуры, детальную картину распределения спектра любых источников света.

Все современные зеркальные фотоаппараты и кинокамеры со сквозным визиром оснащаются встроенными фотоэлектрическими TTL-экспонометрами с полупроводниковым сенсором. Экспонометр цифровой аппаратуры других классов получает данные непосредственно со светочувствительной матрицы. Встроенные сопряжённые экспонометры составляют основу автоматики управления экспозицией, которая устанавливает один или оба экспозиционных параметра в соответствии с результатами измерения. Внешние экспонометры используются только в профессиональной фотографии и кинематографе, и в настоящий момент выполняются, как универсальные многофункциональные устройства (мультиметры), пригодные не только для определения экспозиции, но и для измерения основных фотометрических величин.

Дешёвой заменой внешнему прибору может стать смартфон с соответствующим мобильным приложением, например бесплатное «Pocket Light Meter». Более сложные платные приложения могут работать как в режиме экспонометра, так и флешметра или измерителя цветовой температуры. Ещё удобнее использование приставного сенсора с молочным сферическим рассеивателем, например «Lumu». После стыковки с iPhone через гнездо для наушников, гаджет позволяет измерять не только яркость, но и освещённость сцены.

Экспонометры для фотопечати

Для определения экспозиции при фотопечати выпускались специализированные экспонометры с выносным фотоэлементом. В СССР этому типу устройств соответствовал «Фотон-1». Известны две главные разновидности таких приборов, чаще называемых фотометрами: с передвижным фотоэлементом, располагаемым в плоскости фотобумаги, и с неподвижным, установленным на кронштейне над кадрирующей рамкой. Первый тип измеряет падающий свет, а второй — отражённый. Отдельный класс устройств составили фотометры для цветной фотопечати, получившие название цветоанализаторов. Такие приборы кроме экспозиции способны измерять цветовой баланс, определяя цвет и плотность корректирующих светофильтров. В настоящее время экспонометры для ручной фотопечати не выпускаются в связи с полным вытеснением процесса струйной и лазерной печатью. При машинной печати экспозиция определяется фотометром, встроенным в минифотолабораторию.

Использование экспонометра

Большинство встроенных экспонометров сопряжены с органами управления современной фото- и видеоаппаратуры, автоматически устанавливая корректные экспозиционные параметры. При автоматической съёмке достаточно выбрать требуемый режим управления экспозицией и настроить способ оценки яркости сюжета. В полуавтоматическом режиме параметры выставляются вручную на основе индикации указателя отклонения экспозиции на жидкокристаллическом дисплее камеры.

Внешний экспонометр представляет собой корпус, в котором размещаются светочувствительный элемент с источником питания, гальванометр или светодиодный индикатор. Селеновые экспонометры не содержат батарей. Угол измерения обычно ограничивается разными способами до 30—40° и соответствует углу поля зрения нормального объектива. В некоторых случаях для этого используется небольшой объектив, дополненный простейшим рамочным визиром. Последний даёт возможность точного выбора измеряемой области. Перед измерением экспозиции в экспонометр вводится значение ISO светочувствительности фотоматериала или его эквивалент, выбранный в цифровой камере. После этого сенсор направляется в сторону объекта съёмки, а затем считываются показания гальванометра. Его шкала может быть размечена в экспозиционных числах или содержать значения одного из параметров, чаще всего диафрагмы.

Указанное стрелкой значение переводится в экспозиционные параметры с помощью так называемого калькулятора, который представляет собой набор соосных поворотных дисков со шкалами светочувствительности, диафрагмы, выдержки и частоты киносъёмки. При установке исходных параметров и результата замера происходит их относительное вращение, совмещающее правильные экспопары на дисках выдержек и диафрагм. В некоторых экспонометрах (например, «Свердловск-4») калькулятор автоматически устанавливается в правильное положение при достижении «нулевой» индикации. Все полученные экспопары обеспечивают правильную экспозицию в соответствии с законом взаимозаместимости. Аналогичное устройство имеют встроенные несопряжённые экспонометры фото- и кинокамер.

Более современные экспонометры обладают цифровой индикацией на жидкокристаллических дисплеях. При этом в настройках можно указать, какие именно параметры выводить на дисплей с возможностью получения как экспопары, так и фотометрических величин. По сравнению с встроенными экспонометрами, способными измерять лишь яркость объектов съёмки, внешние позволяют производить также замер освещённости сюжета. Это одна из важнейших причин предпочтения внешних приборов встроенным в профессиональной фотографии и кинематографе.

Измерение яркости

Измерение яркости объекта съёмки (или «измерение по отражённому свету») считается основным способом определения экспозиции, поскольку производится от съёмочной камеры или через её объектив. Все встроенные экспонометры являются яркомерами. Главный недостаток такого способа заключается в зависимости результатов измерения от отражательной способности объекта. Например, при измерении яркости светлого и тёмного предметов экспонометр выдаст различные значения экспозиции, несмотря на одинаковую освещённость сцены, и на снимках, сделанных с рассчитанной экспозицией, такие объекты отобразятся одинаковой оптической плотностью.

Для исключения ошибок и разночтений все существующие системы экспонометрии привязаны к усреднённому серому, которому примерно соответствует отражение 18 % упавшего света. На характеристической кривой проявленного фотоматериала этот тон располагается примерно посередине, соответствуя V зоне шкалы Адамса. Для точности измерения по яркости существуют специальные серые карты, которые служат эталоном такой отражательной способности. При измерении яркости света, отражённого от карты, получается правильная экспозиция, как правило, совпадающая с результатами замера по освещённости.

Принято различать интегральное измерение яркости, когда осуществляется замер усреднённой яркости всей снимаемой сцены, и измерение отдельных участков и объектов. Сравнение результатов замера самых тёмных участков сюжета с самыми светлыми также позволяет получить правильную экспозицию и согласовать общий контраст с фотографической широтой. Измерение отдельных участков сцены требует размещения экспонометра в непосредственной близости от объектов съёмки так, чтобы их поверхность заполняла поле зрения фотоэлемента. В современных TTL-экспонометрах селективный замер осуществляется при включении точечного режима.

Измерение освещённости

При измерении «по освещённости» (или «по падающему свету») определяется интенсивность съёмочного освещения, от которой напрямую зависит освещённость снимаемой сцены. Такой способ в большинстве случаев наиболее точен, поскольку измеренная экспозиция не зависит от отражательной способности объектов съёмки. Единственным неудобством такого метода является необходимость располагать экспонометр непосредственно у главного объекта съёмки (чаще всего это лицо человека) светочувствительным элементом к камере, что не всегда возможно.

Большинство внешних экспонометров для такого измерения оснащаются молочной рассеивающей насадкой (иногда полусферической формы), увеличивающей угол восприятия сенсора до 180° и компенсирующей световой поток в соответствии с режимом измерения. При замерах по яркости и освещённости используются разные расчётные коэффициенты, что компенсируется молочной насадкой с калиброванным светопропусканием, или переключателем режимов. Принцип замера падающего света используется также в люксметрах, предназначенных для технических измерений.

Цифровая фотография

Цифровая фотография в некоторых случаях позволяет пренебрегать использованием экспонометра, определяя правильную экспозицию методом пробной съёмки с последующим просмотром готового изображения на экране электронного видоискателя или компьютера. Для количественного определения точности экспозиции при этом могут использоваться гистограммы. При студийной съёмке со вспышками такой метод позволяет обойтись без дорогостоящего флэшметра. В этом случае цифровой фотоаппарат сам выполняет функцию фотоэлектрического экспонометра.

Аналогичный метод применим в телевизионной студии, когда корректная экспозиция устанавливается оперативной подстройкой диафрагмы и гамма-коррекции передающих камер по студийному монитору или осциллографу. Однако, такой метод экспонометрии пригоден в ситуациях, когда съёмка может быть повторена многократно, и неудачным снимком можно пожертвовать. При съёмке событий, которые невозможно повторить, в частности журналистских репортажей, точное измерение экспозиции необходимо не только при съёмке на плёнку, но и для электронных устройств.

Флэшметр

Сходный с экспонометром прибор — флэшметр (англ. Flash Meter) используется для измерения освещённости при съёмке с использованием импульсных осветительных приборов. От обычного экспонометра флэшметр отличается необходимостью синхронизации времени измерения непосредственно с импульсом вспышек, которая осуществляется как проводными, так и беспроводными способами. Во флэшметрах могут использоваться только кремниевые или арсенидо-фосфидо-галлиевые фотодиоды, обладающие малой инерционностью, поскольку все остальные типы светоприёмника не реагируют на быстрые изменения яркости. Все современные фотоаппараты оснащаются встроенными TTL флэшметрами, которые, как правило, являются частью встроенного экспонометра, измеряющего постоянное освещение, или работают параллельно с ним, измеряя экспозицию встроенной, внешней и выносных фотовспышек, и автоматически регулируя их мощность.

Для измерения экспозиции студийных импульсных осветителей такие флэшметры непригодны, поскольку не оснащаются никакой индикацией, а формируют только команды для диафрагмы и цепей сопряжённых вспышек. В студии может быть использован внешний флэшметр, выполненный в виде отдельного прибора и способный измерять как падающий, так и отражённый свет. Так как выдержка затвора при съёмке со вспышкой не оказывает никакого влияния на количество импульсного освещения, попадающего к светочувствительному материалу или на матрицу, флэшметр служит только для определения значения диафрагмы. Выдержка обычно устанавливается на значение синхронизации или более длинная, если на снимке комбинируется импульсный и постоянный свет. В последнем случае постоянный свет измеряется обычным экспонометром, а результирующая экспозиция определяется как сумма двух экспозиций: от вспышек и постоянного освещения.

Более универсальный прибор — мультиметр (англ. Multi Meter) или фотометр (не следует путать с фотометром, специализированным прибором для прикладных областей науки и техники) — сочетает возможности обычного экспонометра и флэшметра, а также измеряет другие фотометрические величины. Например, фотометры «Gossen» позволяют измерять в том числе оптическую плотность светофильтров.

Спотметр

Спотметр (от англ. spot – пятно, точка) — фотоэлектрический экспонометр, предназначенный для избирательного измерения яркости света, излучаемого его источниками или отражённого от объектов съёмки. От обычного экспонометра отличается измерением в пределах очень небольшого угла. Это позволяет осуществлять точечный замер яркости небольших объектов или их отдельных участков, не подходя к ним вплотную. Угол измерения большинства таких приборов не превышает 1—3°. Частичное измерение особенно актуально для контрастных сцен и при контровом освещении, когда сюжетно важный объект съёмки значительно отличается по яркости от остального сюжета.

Экспокоррекция

Калькуляторы большинства внешних экспонометров оснащаются шкалой экспокоррекции, которая применяется для компенсации влияния на экспозицию отдельных факторов, не учитывающихся фотоэлементом. Это может быть несоответствие спектральной чувствительности сенсора и фотоматериала, кратность установленного на объектив светофильтра или другие обстоятельства. Во встроенных экспонометрах автоматических фото- и кинокамер экспокоррекция требуется при автоматической установке экспозиции контрастных сюжетов для компенсации некорректного измерения яркости объектов, отражающая способность которых отличается от стандартных 18 %. В некоторых случаях экспокоррекция TTL-экспонометра необходима при использовании нестандартного фокусировочного экрана для компенсации разницы светопропускания.

В простых автоматических фотоаппаратах такой регулятор отсутствует. В этом случае экспокоррекция возможна только заданием другого значения светочувствительности фотоплёнки.

Как использовать экспонометр в фотографии

На протяжении десятилетий в сумке для фотоаппарата у меня всегда был один прибор. Это будет портативный люксметр. Я чувствую, что в наши дни я в меньшинстве, потому что все еще использую портативный экспонометр, и это очень плохо.

Конечно, можно снимать с помощью встроенного в камеру экспонометра, но бывают случаи, когда это не лучший выбор или даже нецелесообразно. В этом руководстве мы рассмотрим все, от того, что такое экспонометр, до того, как правильно использовать его в вашей фотографии.

Содержание

Что такое портативный экспонометр?

Прежде чем я расскажу, зачем его использовать, давайте посмотрим, что такое ручной экспонометр.

Портативный экспонометр — это устройство, которое измеряет свет для определения правильной экспозиции при фотографировании объекта или сцены. Экспонометры доступны в различных формах и размерах (рис. 1), а также имеют различные возможности. По определению, портативные измерители помещаются в руке так же, как смартфон, но некоторые из них, например точечные измерители, могут иметь более пистолетную рукоятку.

Рисунок 1. Изображения счетчиков от производителя. Gossen DigiPro F2 (слева), Sekonic L-398 (в центре) и цифровой точечный измеритель Pentax (справа).

Большинство первых экспонометров не требовали батарей — вместо этого они использовали светочувствительные элементы, приводившие в движение стрелку для отображения показаний. Вы все еще можете найти этот тип счетчика сегодня, например, L-398 от Sekonic. Большинство современных экспонометров требуют батарей и отображают информацию на электронных дисплеях.

Независимо от того, как отображается информация, большинство фотометров предоставляют одну и ту же основную информацию. Измеряя доступный свет, измеритель обеспечивает правильную комбинацию диафрагмы и диафрагмы для данной сцены.

В этот момент вы можете подумать: «Встроенный измеритель моей камеры может сказать мне это», и это правда, но будет ли он самым точным и последовательным? А как же студийная вспышка?

Давайте приступим.

Фотограф использует экспонометр для портрета. Фото Depositphotos.

Измерение отраженного и падающего света

Измерение отраженного света — тип, используемый камерой, а также многими ручными измерителями. Свет, попадающий в объектив или объектив измерителя, отражается от объекта. В зависимости от настроек вашего экспонометра или камеры этот свет оценивается и определяется «правильная» экспозиция.

В камерах это может быть основано на оценке в первую очередь центральной области сцены (центрально-взвешенный), небольшой точки на изображении (точечный замер) или на оценке всей сцены и определении значения экспозиции. Первые два говорят сами за себя, но оценочный замер более сложен.

Большинство современных камер могут разделить сцену на несколько зон и сравнить результаты со списком запрограммированных сцен в процессоре камеры. Еще в 1980-х годах камеры начали использовать многозонные измерители, иногда используя до пяти зон. Современные цифровые камеры могут оценивать сцену, используя десятки (или более) точек, чтобы обеспечить то, что она определяет как «правильную» экспозицию для сцены. Я ставлю кавычки вокруг правильного в предыдущем языке, потому что это может быть субъективно, и есть два фактора, которые влияют на показания, получаемые при отражающем измерении.

Одна из них заключается в том, что интенсивность отраженного света зависит от объекта съемки (рис. 2). Например, человек с темной кожей будет отражать меньше света, чем человек со светлой кожей. Результатом может быть то, что фотометр (или портативный измеритель отражения) будет переэкспонировать темную кожу и недоэкспонировать светлую кожу.

Рис. 2. Иллюстрация измерения отраженного света.

Второй фактор заключается в том, что оценочная обработка показаний освещенности в камере позволяет сделать наилучшее предположение на основе сцены или объекта. Вместе это приводит к несогласованности, и вы можете увидеть это, когда объекты в сцене меняют положение или источник света (или фотограф) перемещается, что влияет на экспозицию.

Примечание . Эти факторы важны независимо от того, снимаете ли вы в полностью ручном или автоматическом режимах, потому что даже в ручном режиме вы все равно вносите изменения в настройки на основе информации, предоставляемой встроенным в камеру замером.

Насколько последовательны ваши потребности, зависит от съемки. Для некоторых работ разница в экспозиции вполне приемлема. Для таких вещей, как фотография моды или продукта, результаты должны быть высокого уровня постоянства, и именно здесь сияет измерение инцидента. Многие портативные измерители имеют функцию считывания на отражение. Что касается точечных измерителей, то они должны считываться как отражающие по характеру своей конструкции.

Измерение падающего света работает путем измерения света, падающего на объект или сцену. Вместо того, чтобы полагаться на коэффициент отражения объектов, измерение основано на том, сколько света падает на объект или сцену от источника (или источников) света. Благодаря измерению количества света, исходящего от источника, правильная экспозиция теперь является объективной, а не субъективной, как показания отражения.

Чтобы получить показания инцидента, вы помещаете рассеиватель белого измерителя прямо на объект (рис. 3) и направляете его в сторону камеры. В случае замера для вспышки полезно иметь дистанционный триггер, который вы можете иметь при себе, чтобы вы могли активировать вспышку, находясь в положении объекта с помощью измерителя. Помощники также очень удобны для этого.

Рисунок 3. Иллюстрация измерения падающего света.

Допустим, вам нужно сделать хедшоты для двадцати человек, и среди этой группы людей есть разные оттенки кожи со светлым и темным цветом. Измерение, основанное на измерениях отражения, приведет к различным «правильным» значениям экспозиции (Рисунок 4). Затем вам нужно либо настроить их во время съемки, либо исправить их постфактум, чтобы все изображения были последовательно экспонированы.

Рис. 4. Измерение на отражение может привести к различным показаниям экспозиции даже при постоянном освещении.

Используя показания падающего света, вы будете точно знать, сколько света исходит от вашего источника света. Используя это значение экспозиции для всех снимков головы, все будут правильно экспонированы, даже если тона кожи объектов сильно отличаются друг от друга (рис. 5). То же самое относится к любой ситуации, когда вы используете источники света, настроенные на фиксированную мощность 90 040, а 90 043 объект размещается на одинаковом расстоянии от источника света от кадра к кадру. Это значительно облегчит вам жизнь и сэкономит много времени на публикации.

Рис. 5. Измерение происшествий обеспечивает стабильные результаты, которые более точно отображают объект.

Использование счетчика приносит пользу не только субъекту. Если вам нужно, чтобы фон был освещен равномерно, вы можете использовать измеритель для снятия показаний с разных точек на фоне. Это покажет вам области, которые могут быть светлее или темнее, чем другие, а затем вы сможете соответствующим образом настроить освещение.

Sekonic L-858D-U Speedmaster — это одновременно и падающий, и отраженный люксметр для точечных измерений.

Как пользоваться люксметром

Использование люксметра для точечного измерения отраженного света. Фотография предоставлена ​​компанией «Почти Ред Продакшнс» под лицензией CC BY-SA 4.0.

Использование отражающего экспонометра более знакомо фотографам, так как этот принцип используется во встроенных в камеры экспонометрах.

  1. Выберите настройки камеры . Во-первых, установите камеру в ручной режим и выберите желаемое значение ISO (а также диафрагму или выдержку, если вы хотите управлять одним из них).
  2. Совпадение с настройками глюкометра . Установите для экспонометра те же настройки, что и для камеры.
  3. Проведите одно или несколько измерений освещенности . Поднесите видоискатель точечного замера к глазам и используйте индикатор в центре кадра, чтобы выбрать место для измерения в сцене. Используйте кнопку измерения, чтобы снять показания. Хотя вы можете основывать свою экспозицию на показаниях одной точки, вам, как правило, потребуется сделать несколько показаний наиболее важных областей сцены (например, самые темные тени, самые яркие блики и ключевые средние тона), сохранить их в памяти экспонометра. , а затем попросите глюкометр вычислить среднее значение конечного значения экспозиции.
  4. Использовать рассчитанные настройки . Экспонометр вернет оптимальную диафрагму и/или скорость затвора, рассчитанные на основе показаний освещенности. Настройте камеру на эти параметры.

Как пользоваться люксметром

Фотограф использует люксметр для измерения падающего света. Фото Depositphotos.

Вот основные шаги по использованию измерителя падающего света, чтобы определить скорость затвора, которую вы должны использовать.

  1. Выберите настройки камеры . Во-первых, установите камеру в ручной режим и выберите желаемое значение ISO (а также диафрагму или выдержку, если вы хотите управлять одним из них).
  2. Совпадение с настройками на измерителе . Установите для экспонометра те же настройки, что и для камеры.
  3. Подготовьте счетчик к измерению . Возможно, вам придется «активировать» ваш люксметр, чтобы подготовить его к измерению освещенности. Например, вам может понадобиться повернуть ручку вокруг белого купола (называемого люмисферой) измерителя.
  4. Установите правильный режим . Поскольку большинство экспонометров имеют один режим для считывания окружающего освещения, а другой — для замера вспышки, вам необходимо убедиться, что ваш экспонометр установлен в правильный режим.
  5. Немножко почитать . Затем держите измеритель перед объектом и люмисферой, обращенной к камере. Нажмите кнопку замера, чтобы измерить окружающее освещение. Если вы измеряете вспышку, активируйте вспышку, пока измеритель считывает показания.
  6. Использовать рассчитанные настройки . Экспонометр вернет оптимальную диафрагму и/или скорость затвора, рассчитанные на основе показаний освещенности. Настройте камеру на эти параметры.

Вспышка для замера экспозиции

Одним из лучших случаев использования ручного замера является использование студийной вспышки. При использовании студийной вспышки ручной встроенный измеритель не только бесполезен, но и может вводить в заблуждение. Поскольку измеритель камеры не знает, сколько света будет присутствовать при срабатывании вспышки, использование настроек, основанных только на окружающем освещении, несомненно, приведет к очень переэкспонированным изображениям (рис. 6). Хотя многие читатели могут знать, что это данность, я видел, как другие фотографы много лет боролись с этой проблемой.

Рис. 6. Экспозиция при съемке со вспышкой в ​​студии, основанная на встроенном в камеру слева и ручном измерительном приборе справа.

Эта ситуация является причиной того, что я впервые решил, что мне нужен портативный измеритель еще в конце 1980-х годов. В частности, мне нужен был такой, который мог бы считывать вспышку для использования со студийными вспышками. Без измерителя мне пришлось бы угадывать правильную диафрагму при использовании студийного света.

Сегодня вы можете поэкспериментировать и найти правильную экспозицию на цифровой камере, просмотрев свои пробные снимки, но с пленкой такой возможности не было. Даже с камерами, которые могут использовать Polaroid для тестирования, это часто стоит около 1 доллара за снимок для пленки, поэтому это не очень дешевый и эффективный способ определения экспозиции.

Рис. 7. Каждый из этих поляроидов стоит около 1 доллара, что может быстро вырасти во время съемки.

Даже сегодня, когда есть возможность мгновенно просматривать тестовые снимки, имеет смысл иметь точную отправную точку. Большую часть времени вам будет достаточно показаний вашего прибора, но, конечно, вы все равно можете отрегулировать экспозицию, чтобы она соответствовала вашему зрению. Наличие хорошей отправной точки по-прежнему экономит время, а на рабочем сете время — деньги.

Некоторые экспонометры также могут отображать разницу между экспозицией вспышки и окружающим освещением. Sekonic L-478D-U, например, будет отображать процентное отношение вспышки к окружающему свету (рис. 8), что может быть очень полезно при дневном освещении. Это также может быть полезно для определения того, как долго следует перемещать затвор, чтобы сбалансировать низкоинтенсивное внутреннее освещение с экспозицией вспышки.

Рис. 8. Значение, обведенное красным, показывает процент вспышки от окружающего света.

Многие камеры можно использовать со вспышками, которые измеряют через TTL, что также позволит вам отрегулировать этот баланс, но природа TTL означает, что любые изменения в сцене или расположении объекта могут изменить окончательную экспозицию. Использование экспонометра может стать «источником правды», который можно использовать для получения правильной экспозиции.

Принадлежности для люксметра

В то время как большинство ручных измерителей происшествий стандартно поставляются с полусферическим рассеивателем над датчиком освещенности, в некоторых случаях производитель предоставляет другие варианты в зависимости от модели измерителя. Некоторые счетчики имеют сменные диффузоры, в то время как другие позволяют снимать и заменять всю верхнюю часть (иногда называемую головкой) или даже надевать удлинительный кабель.

Я не буду описывать все доступные варианты, так как это может занять целую статью, но я хочу указать на один вариант, который я считаю очень полезным. Доступный для многих метров «люмидиск», который заменяет куполообразный диффузор. Они используются для измерения освещенности на плоской поверхности и часто входят в комплект многих, но не всех портативных измерителей.

Рисунок 9а. Lumidisc для некоторых счетчиков Sekonic. Рисунок 9b. Выдвижной купол на Sekonic L-478D.

При портретной съемке плоский рассеиватель удобен для проверки освещения каждой стороны лица по отдельности. Хотя вы можете выполнять эти измерения с купольным диффузором, плоский диск диффузора более направлен и лучше подходит для этого типа измерений (рис. 9).а). Некоторые расходомеры имеют выдвижной купол, который может уходить в измерительную головку. Это дает результаты, аналогичные плоскому диффузору, без необходимости что-либо удалять.

Всегда ли лучше использовать счетчик происшествий?

Краткий ответ: «Нет». Для работы в студии я твердо придерживаюсь мнения, что портативный прибор для измерения падений лучше , и это применимо как к вспышкам, так и к постоянному освещению. Я чувствую то же самое в ситуациях, когда я могу занять положение, в котором будет объект, и измерить свет в этой точке. Съемка доступных световых портретов в помещении на месте, кадры кинопроизводства и другие мероприятия в помещении, где освещение должно быть постоянным, — это те случаи, когда возможно получение показаний с местоположения объекта.

Рисунок 10. Не очень практично пытаться получить показания падающего света в этой ситуации. Фото Алеся Кривца.

Несмотря на то, что я считаю использование своего портативного измерителя инцидентов лучшим вариантом для многих типов фотографий, которые я снимаю, существует множество ситуаций, когда он не нужен или даже нецелесообразен в использовании. Пейзажная фотография — прекрасный пример того, где она непрактична. В большинстве случаев объект (сцена) находится очень далеко. В таких случаях точечный измеритель или встроенный в камеру измеритель имеют смысл и являются единственными вариантами.

Имейте в виду, что есть несколько способов измерить отраженную вспышку с помощью некоторых измерителей. Сюда входят некоторые точечные измерители, а также другие измерители вспышки, которые могут использовать отражающие приспособления. Хотя я не вижу многих ситуаций, в которых это дало бы преимущество, было бы упущением не указать, что эти варианты существуют.

Другие портативные фотометры

Выше описаны основы использования портативного фотометра для фотосъемки. Существуют также измерители, предназначенные для считывания цветовой температуры (измерители цвета), а также измерители, разработанные специально для использования в видео и кино. Многие фотографические измерители предлагают некоторые настройки замера для использования в видео/фильмах. Однако специализированные предлагают более широкий набор настроек и типов чтения, необходимых для захвата движущихся изображений.

Рис. 11. Различные светоизмерительные устройства от Gossen для фотографии и промышленного применения.

Существуют также промышленные люксметры, используемые для экологических служб, которые могут измерять свет несколькими способами для проверки настроек рабочей среды, вывесок и широкого спектра других применений. В частности, компания Gossen предлагает широкий спектр светоизмерительных приборов для фотографии и промышленного использования.

Заключение

Хотя можно добиться успеха в фотосъемке, даже не используя ручной фотометр, это очень полезные инструменты. Они могут сэкономить ваше время на правильную настройку освещения, что оставляет вам больше времени, чтобы сосредоточиться на объекте и композиции.

Ручные измерительные приборы также могут помочь определить проблемное снаряжение. Я обнаружил, что один из моих студийных вспышек излучал непостоянное количество света при более низких настройках, проверив его с помощью моего измерителя. Это помогло мне понять, почему мои снимки в голову давали мне немного более яркие и темные изображения, хотя свет устанавливался вручную.

Есть несколько производителей, производящих портативные измерители падающего/отраженного света, цены на которые начинаются примерно со 130 долларов за базовый прибор. Если бюджет является проблемой, существует широкий выбор бывших в употреблении счетчиков, и, как правило, если они в хорошем состоянии, они все равно должны быть точными и надежными. Просто проверьте их, когда получите, а затем выходите и стреляйте!


Изображение предоставлено: Фотография заголовка с Depositphotos

Понимание внутреннего экспонометра вашей камеры и режимов замера

Понимание внутреннего экспонометра моей камеры — один из лучших навыков, которым я когда-либо учился. Это помогает мне снимать в полностью ручном режиме, поэтому я редко смотрю на заднюю часть камеры. Позвольте мне рассказать вам, как получить правильно экспонированное изображение с первого щелчка, просто используя встроенный экспонометр вашей камеры.

Большую часть времени я снимаю со вспышкой, а затем использую ручной экспонометр. Но при оценке внешней экспозиции или при съемке пейзажей я полагаюсь на внутренний экспонометр. Это экономит время, когда я смотрю на заднюю панель камеры при каждом щелчке, чтобы проверить экспозицию, и помогает мне быстро настроить основные параметры (диафрагму, выдержку, ISO), не отрывая взгляда от видоискателя.

Точки фокусировки

Прежде всего, давайте коротко поговорим о точках фокусировки вашей цифровой камеры. Это точки, похожие на те, что на изображении выше. Вы увидите их через видоискатель или в режиме Live View. Когда вы нажимаете кнопку спуска затвора до половины, срабатывает автофокус и определяет, какое фокусное расстояние должен использовать объектив, чтобы объект в этой точке был в фокусе. Точку фокусировки можно изменить с автоматической на определенную точку. Я обычно выбираю центральный. Выбранная точка фокусировки также может использоваться экспонометром для оценки экспозиции.

Что делает экспонометр

Экспонометр — это внутренняя функция камеры, которая дает вам визуальную индикацию того, насколько темным или светлым является изображение в зависимости от камеры. Экспонометр — это маленькая вещь, которую вы видите в режиме Live View или через видоискатель:

Индикатор экспонометра камеры.

Большинство камер могут изменять диапазон экспонометра от -3 до +3. В примере я буду использовать индикацию от -2 до +2. Когда белый курсор находится на нуле, это означает, что в соответствии с внутренним алгоритмом камеры это правильная экспозиция. Отклонение влево означает, что изображение темнее, а если белый курсор находится вправо, изображение светлее.

Экспонометр видит сцену (картинку, на которую вы наводите камеру) как точки с разной яркостью, как если бы изображение было полностью черно-белым. Каждая точка оценивается по сравнению с нулем камеры, который составляет 18 процентов серого. На цифровом мониторе этот цвет выглядит как 50-процентный серый или средний оттенок серого между черным и белым:

50-процентный серый на мониторе, 18-процентный серый для камеры.

Для каждого пикселя камера проверяет, является ли его яркость больше или меньше этого среднего серого цвета. Если большинство пикселей темнее его, курсор экспонометра перемещается влево. Если большинство светлее, оно идет вправо.

Режимы замера

Как я уже говорил выше, камера оценивает пиксели сцены. В зависимости от настройки камеры в режиме замера она может проверять область всего кадра или только его часть. Есть два основных режима замера, которые сообщают камере, какую часть кадра нужно проверить. Цифровые камеры предлагают больше, но как только вы узнаете принцип, вы сможете решить, какой из них вы хотите использовать.

Центровзвешенный режим

Как бы это ни называлось в разных камерах, оно обозначается как пустой прямоугольник.

В этом режиме камера сравнивает все пиксели в кадре со средним серым цветом и вычисляет среднюю яркость. Если средняя яркость меньше среднего серого, курсор перемещается влево, в противном случае — вправо.

Этот режим даст вам общее впечатление, если сцена хорошо экспонирована. Проблема в том, что он не скажет вам, есть ли в кадре переэкспонированные или недоэкспонированные места. Вот почему я не использую этот режим, когда вижу очень яркие или очень темные пятна в сцене.

Матрица/Центрально-взвешенный режим

Режим частичного/точечного замера

Приказывает камере смотреть на небольшую область вокруг вашей текущей точки фокусировки (да, это точка фокусировки, о которой я говорил выше). Если вы поместите текущую выбранную точку фокусировки на часть сцены, которую хотите оценить, экспонометр покажет, светлее она или темнее среднего серого цвета. Я обычно использую этот режим замера, потому что он более точен.

Режим точечного замера

Как я оцениваю экспозицию в ручном режиме

Как я уже сказал, я использую точечный режим замера. Когда я впервые смотрю на сцену, я нахожу самые светлые и самые темные точки.

Поиск самых светлых и самых темных точек в сцене

Я навожу текущую точку фокусировки (обычно центральную) на каждую из этих областей и смотрю, насколько экспозиция отклоняется от нуля по экспонометру. Я стараюсь держать экспозицию самых светлых и самых темных областей между -2 и +2, если это возможно. Хотя производитель вашей камеры может сказать вам, что камера предлагает 10 или более ступеней динамического диапазона, я стараюсь удерживать сцену в диапазоне от трех до четырех ступеней (между индикаторами -2 и +2 есть четыре ступени).

Один стоп означает, что количество света или яркость в два раза больше или меньше. Когда индикатор равен -1, это означает, что света в два раза меньше, чем в средней серой точке. Два или минус два показывают, что светлого в четыре раза больше или меньше среднего серого. При съемке в формате необработанного файла вы можете легко вернуться к двум стопам информации позже в посте. Вот почему хранить изображение в диапазоне от -2 до +2 относительно безопасно.

Если самые светлые или самые темные части изображения выходят за пределы этого диапазона, я изменяю некоторые из своих настроек (диафрагму, выдержку, ISO), чтобы сделать изображение светлее или темнее, и нахожу компромиссный набор настроек, м в безопасном диапазоне.

Я не пытаюсь поместить самые темные или самые светлые участки в ноль при их замере. Вот почему это самые «светлые» и самые «темные» области кадра. Они всегда будут выше или ниже нулевой точки. Цель состоит в том, чтобы увидеть, насколько светлыми и насколько темными являются эти области, чтобы изображение находилось в разумном диапазоне экспозиции.

Затем я нажимаю кнопку спуска затвора и, находясь в ручном режиме, делаю фотографии с этой точки зрения, больше не меняя настроек.

Знай свой экспонометр

Когда экспонометр показывает, что что-то равно «-2» и не так уж темно, это означает, что вы недоэкспонированы.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *