Евгений халдей: Евгений Халдей — ТАСС — Великая Отечественная война
Lumiere Gallery — Халдей Евгений — Lumiere Gallery
2019
«Момент истины Евгения Халдея», Штаб квартира ООН, Женева, Швейцария
2018
The Soviet Century: Russian Photography from the Lafuente Archive (1917-1972), PhotoEspaña18, Мадрид, Испания
Brought to Light. Revelatory Photographs in the Santa Barbara Museum of Art Collection, Santa Barbara Museum of Art, Санта-Барбара, США
2017
«Суд народов», Выставка фотографий Евгения Халдея, Ельцин Центр, Екатеринбург
Персональная выставка Евгения Халдея, приуроченная к 100-летию фотографа, МАММ, Москва
«Мастера советской фотожурналистики», PhotoVisa, Краснодар
Red Star Over Russia. A revolution in visual culture 1905-55, Tate Modern, Лондон, Великобритания
РОСФОТО. 15 лет. Открытая коллекция, Росфото, Санкт-Петербург
Total Red: Photography, Tel Aviv Museum of Art, Тель-Авив, Израиль
«Революция людей», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва
2016
Aufbrüche – Bilder aus Deutschland, Freundeskreis Willy-Brandt-Haus, Берлин, Германия
2015
«Советское фото», Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва
Wir müssen den Schleier von unseren Augen reißen. Fotografie und Zeichnung der russischen Avantgarde aus der Sammlung der Sepherot Foundation, Kunstmuseum Bochum, Бохум, Германия
Евгений Халдей. Знамя Победы, РОСФОТО, Санкт-Петербург
2013
Superlative Photography. Howard Greenberg collection, Hungarian House of Photography, Будапешт, Венгрия
Yevgeny Khaldei. Kriegsfotograf, Browse Foto Festival, Берлин, Германия
Berlin Photo. Photographic works from the private collection of Dr. h.c. Lutz Teutloff, Teutloff Collection, Берлин, Германия
2012
Howard Greenberg — Collection, Musée de l’Elysée, Лозанна, Швейцария
2011
L’ombre de la guerre, MEP — Maison Européenne de la Photographie, Париж, Франция
РОСФОТО, Санкт-Петербург, Россия
2010
Yevgeny Khaldei. Un photographe sous Staline, Le Botanique, Брюссель, Бельгия
2008
Yevgeny Khaldei. Der bedeutende Augenblick, Martin-Gropius-Bau, Берлин, Германия
CONTROVERSIES. Musée de l’Elysée, Лозанна, Швейцария
2007
Yevgeny Khaldei. Un grande fotografo di guerra, Teatro Miela, Триест, Италия
2006
Shooting in 35: The First 35mm Photographs, Museum of Photographic Arts, Сан-Диего, США
Russische fotografie 1917-1945, Kunsthal Rotterdam, Роттердам, Нидерланды
Auslöser Potsdam — Photographen und ihre Bilder von 1850 bis heute, Potsdam-Museum, Потсдам, Германия
EVGENIJ CHALDEJ (1917-1997) — Un grande fotografo di Guerra, Museo del Territorio, Биелла, Италия
Bilder vom Krieg und vom Frieden, Russisches Haus der Wissenschaft und Kultur, Берлин, Германия
2005
Yevgeny Khaldei. Un photoreporter en Union Soviétique, Fnac Montparnasse, Париж, Франция
Yevgeny Khaldei. Photographe de l’armée rouge, Musée d’art et d’histoire du judaisme, Париж, Франция
Jewgeni Chaldej, Photographer from the Red Army. Jewish Historical Museum, Амстердам, Нидерланды
1945 — Im Blick der Fotografie. Kriegsende und Neuanfang, Westfälisches Landesmuseum, Мюнстер, Германия
2004
Geschichte des XX. Jahrhunderts — Fotografien zur deutschen Geschichte 1880-1990, Deutsches Historisches Museum, Берлин, Германия
Евгений Халдей. Фотограф войны и Победы
Евгений Халдей — советский фотограф и военный корреспондент. Он прошёл все 1418 дней Великой Отечественной войны, его боевой путь протянулся от Мурманска до Берлина. В архиве фотографа Великая Отечественная представлена с первого и до последнего дня. Его глазами мы видим первый день войны в 41-ом и Парад Победы на Красной площади в 45-ом, освобождение Севастополя и городов Европы, суд над главными нацистскими преступниками в Нюрнберге и, конечно, Знамя Победы над Рейхстагом. Фотографии советского фотокорреспондента разлетелись по всей планете и стали частью мировой истории.
По версии журнала Time, снимок Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом» входит в сотню самых выдающихся фотографий, изменивших мир. В 1995 году на Международном фестивале фотожурналистики во Франции Евгению Халдею особым указом французского президента был присвоен титул «Рыцаря ордена искусств и литературы».
Москва. 22 июня 1941 год. На улицах города прохожие замерли перед репродуктором, из которого доносится важное правительственное сообщение. По радио министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов сообщает о нападении Германии на Советский Союз.
Это первый снимок первого дня войны, сделанный в Москве 22 июня 1941 года фотокорреспондентом Евгением Халдеем.
— Москва ещё жила мирной жизнью, на улицах было спокойно. Ровно в 12 часов по радио выступил министр иностранных дел Вячеслав Молотов: Война! Буквально через две-три минуты после начала выступления я увидел, как на противоположной стороне улицы перед репродуктором собрались люди. Слушали молча, внимательно, стараясь не пропустить ни одного слова. Я выскочил из здания и сделал этот первый снимок первого дня войны… Люди не расходились. Стояли, молчали, думали. Я пытался спросить: о чём? Никто не ответил. О чём думал я? О том, что будет и последний снимок войны, победный. Но удастся ли сделать его именно мне — об этом я, насколько помнится, не думал…, — вспоминал Евгений Халдей.
До главной — победной фотографии «Знамя Победы над Рейхстагом», которую сделал именно Евгений Халдей, пройдёт пять долгих лет страшной и кровопролитной Великой Отечественной войны. Тогда, в июне 41-го он и подумать не мог, что именно его «последний снимок войны» навсегда станет символом Великой Победы.
Начало творческого пути
Евгений Халдей родился 23 марта 1917 года в Юзовке (сейчас столица Донбасса — Донецк). 13 марта 1918 года во время еврейского погрома были убиты его мама и дед, а он, годовалый ребёнок, получил пулевое ранение в грудь. Отец, выживший во время погрома, был убит нацистами в 1941 году.
В детстве Евгения Халдея воспитывала бабушка. С малых лет Женя интересовался фотографией: был подмастерьем в местном фотоателье, где помогал соседу-фотографу. В 13 лет пошёл работать на завод. Тогда же он сделал свой первый снимок на самодельный фотоаппарат: объективом послужила линза из бабушкиных очков, а корпусом — обычная картонная коробка. Вскоре Женя в рассрочку купил свой первый настоящий фотоаппарат «Фотокор-1» и принялся фотографировать жизнь промышленного края. На один из его снимков обратил внимание редактор заводской газеты. Это и стало началом творческого пути фотографа Евгения Халдея.
В течение нескольких лет он усердно занимался фотографией и печатался в местных газетах. Его снимки публиковались в региональных газетах «Металлист», «Сталинский рабочий», «Социалистический Донбасс». В 1934 году стал фотокорреспондентом агентства «Союзфото» (будущее ТАСС) по Донбассу. В октябре 1936 года Евгений Халдей был зачислен штатным корреспондентом в Фотохронику ТАСС в Москве. Тогда же, по совету кого-то из коллег, вместо своего настоящего имени Ефим, он возьмёт псевдоним — Евгений.
В 1937-1939 годах проходил военную службу в Карелии в пограничных войсках НКВД, после демобилизации вернулся к работе в Фотохронике ТАСС.
Большую часть времени Евгений Халдей проводил в командировках. Снимал репортажи на Западной Украине, в Якутии, Карелии и Белоруссии.
А потом началась война…
Путь длиной в 1418 дней
С «Лейкой» и блокнотом Евгений Халдей прошёл всю войну, военный путь длиной в 1418 дней. В качестве фотокорреспондента ТАСС он вместе с советской армией побывал на многих фронтах Великой Отечественной войны.
В июне 41-ого он командирован в Мурманск, где два года был приписан к Северному флоту.
Из воспоминаний Евгения Халдея:
— В конце июня я выехал на Северный флот. Первые воздушные тревоги. Первые пожары на станции Лодейное. Наконец, Мурманск, Кольский залив, буксир, идущий в Полярное, примерка военной формы. Здесь мне предстояло снимать войну.
Июнь 1942 года. Мурманск. Несчётное количество бомб было сброшено немецкой авиацией на город. Состоящий преимущественно из деревянных домов, населённый пункт превратился в пепелище, остались лишь кирпичные трубы.
Из воспоминаний Евгения Халдея:
— В июне 1942 года фашисты решили сжечь Мурманск дотла. Более чем на половину деревянный город, на который были сброшены тысячи зажигательных и фугасных бомб, горел. В огне гибли люди, дома. Тогда в июне 1942 года, я встретил там старую женщину. Она несла деревянный чемодан — всё, что осталось от домашнего очага. Я сфотографировал её. Женщина опустила свой чемодан, присела на него и с укоризной говорит: «Что ж ты, сынок, фотографируешь моё горе, наше несчастье? Вот если бы ты сфотографировал, как наши бомбят Германию!». Мне стало неловко. «Да, мамаша,- сказал я, — Вы правы, конечно. Но, наверное, доведётся делать и такой снимок».
Через три года фотография женщины с чемоданом из Мурманска с ещё несколькими другими снимками Евгения Халдея была использована в качестве доказательства на Нюрнбергском процессе.
В 1943 году Евгений Халдей был переброшен на Чёрное море. Фотокорреспондент снимал военные будни в Новороссийске, Керчи, Феодосии, Бахчисарае, Симферополе и Севастополе.
Из воспоминаний Евгения Халдея:
— Мне довелось участвовать в самых первых боях за Новороссийск. Я снимал тех, кто дрался за город, освобождая квартал за кварталом, кто водрузил флаг у памятника Ленину перед зданием управления порта. Затем — Керченский плацдарм. Керчь (и снова — военно-морской флаг, теперь уже на горе Митридат), Феодосия, Симферополь, Бахчисарай, бои на Сапун-горе и — Севастополь. Это было за год до Победы…
Освобождение Европы
26 марта 1944 года — знаменательная дата в истории Великой Отечественной войны. В этот день советские войска вышли на государственную границу СССР на реке Прут.
Советские воины форсировали реку Прут и перенесли боевые действия на территорию Румынии. С этого момента начался новый этап войны: освобождение народов Европы от немецко-фашистских захватчиков.
Из воспоминаний Евгения Халдея:
— Звучало это немножко странно — «освобождение Европы». В сводках Информбюро мы привыкли слышать об освобождении наших населённых пунктов и городов на Украине, в Белоруссии, на Чёрном море. И вот теперь мы стояли у границы с Румынией. Военной карты не было, где-то я нашёл старенький географический атлас, вырвал из него соответствующую страницу — и по этой карте ориентировался в Европе. В августе 1944 года советские войска вошли на территорию Румынии… Потом была Болгария: Русе, Ловеч (здесь наш «студебеккер» тысячная толпа жителей приподняла и понесла на руках, здесь мне удалось сделать снимок «Ликующая Болгария»), Старо Тырново и, наконец, София, встречающая Красную Армию от всего сердца, с огромной радостью… Затем — снова Бухарест, прыжок на специальном связном самолете «У-2» через Трансильванские Альпы, бои на подступах к Белграду. Здесь мы чувствовали теплоту и дружбу жителей и солдат Народно-освободительной армии Югославии, среди которых сражались советские воины. После тяжёлых боев мы вступили в освобождённый Белград. В декабре 1944 года я уже был в Венгрии, участвовал в освобождении Будапешта. Потом начались бои за Вену.
История одной фотографии
Легендарная фотография «Знамя Победы над Рейхстагом» была сделана Евгением Халдеем 2 мая 1945 года в Берлине. На снимке были запечатлены бойцы 8-й гвардейской армии: Алексей Ковалёв, Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев. Это фото не репортажное, а постановочное. Фотограф попросил солдат, помочь сделать исторический фотоснимок. После чего отснял с ними две кассеты. Знамя, которое на фотографии держит Алексей Ковалёв, Евгений Халдей привёз с собой.
Из воспоминаний Евгения Халдея:
— Я ведь давно размышлял над тем, как поставить свою «точку» в затянувшейся войне: что может быть значительнее — знамя победы над поверженным врагом!.. К концу войны я уже не возвращался из командировок без снимков со знаменами над освобожденными или взятыми городами. Флаги над Новороссийском, над Керчью, над Севастополем, которые освободили ровно за год до Победы, — пожалуй, более других дороги мне. И такой случай представился, — рассказывает Халдей. — Едва я вернулся в Москву из Вены, как редакция Фотохроники ТАСС приказала следующим же утром лететь в Берлин.
Приказ есть приказ, и я начал быстренько собираться: понимал, что Берлин — это окончание войны. Мой дальний родственник, портной Израиль Кишицер, у которого я жил в Леонтьевском переулке, помог мне сшить три флага, раскроив красные месткомовские скатерти, которые мне «подарил» ТАССовский завхоз Гриша Любинский. Звезду, серп и молот я собственноручно вырезал из белого материала… К утру все три флага были готовы. Я помчался на аэродром и улетел в Берлин…
Первое знамя было установлено на крыше аэродрома «Темпельгоф», второе возле колесницы на Бранденбургских воротах. Третье знамя было установлено на крыше Рейхстага.
Официально главное знамя над Рейхстагом (всего их было установлено разными подразделениями свыше сорока) накануне водрузили советские солдаты Михаил Егоров, Мелитон Кантария и Алексей Берест.
Из воспоминаний Евгения Халдея:
— А я такой задачи (забраться первыми) не ставил: мне надо было во что бы то ни стало забраться со своей «скатертью» на крышу Рейхстага… И вот с флагом за пазухой я, крадучись, обошёл Рейхстаг и пробрался в него со стороны главного входа. В окрестностях еще шёл бой. Наткнулся на нескольких солдат и офицеров. Не говоря ни слова, вместо «здрасте», достал свой последний флаг… Уже не помню, как мы оказались на крыше… Сразу же начал искать удобное место для съёмки. Купол горел. Снизу клубами валил дым, полыхало, сыпались искры — подойти вплотную было практически невозможно. И тогда начал искать другое место — чтобы была видна перспектива. Увидел внизу Бранденбургские ворота — где-то там и мой флажок… Когда нашёл хорошую точку, то сразу же, еле удерживаясь на маленьком парапете, начал снимать. Отснял две кассеты. Делал и горизонтальные, и вертикальные снимки. Снимая, стоял на самом краю крыши… Конечно, было страшновато. Но когда уже спустился вниз и вновь посмотрел на крышу здания, туда, где находился несколько минут назад и увидел свой флаг над Рейхстагом, то понял, что рисковал не зря.
Тем же вечером с отснятым материалом Евгений Халдей отправился в Москву. Затем вновь вернулся в Берлин, где продолжал снимать поверженную столицу Германии, солдат-победителей, оставляющих свои автографы на колоннах Рейхстага, девушку-регулировщицу, строго следящую за движением транспорта у Бранденбургских ворот.
Потом был Парад Победы в Москве и Нюрнбергский процесс.
Однако после войны для Евгения Халдея настали трудные времена. В 1948 году был вынужден покинуть ТАСС. Формальным поводом увольнения послужило «уменьшение объёма работы московской редакции», также речь шла о «низком общеобразовательном и политическом уровне» фотокорреспондента. Настоящая причина состояла в кампании по «борьбе с космополитизмом» и в еврейском происхождении Евгения Халдея.
— В 1948 году его уволили из ТАСС якобы за отсутствие высшего образования. На самом деле причиной была «пятая графа». И долгих одиннадцать лет, пока отца не приняли в «Правду», он работал внештатником в не самых известных изданиях, вроде «Клуба и художественной самодеятельности» или «Бюллетеня Общества культурных связей с заграницей», старался найти какие-то разовые заказы. Но в эти годы он сделал потрясающие фотографии о послевоенном восстановлении страны — колхозы на Украине, Днепрогэс, Азовсталь… Он говорил, что это должно быть снято, и продолжал свою работу. Марку держал, профессию свою любил и до банальной фотографической халтуры никогда себе опускаться не позволял, — вспоминает Анна, дочь Евгения Халдея.
В шестидесятых годах Халдей выполнил серию больших репортажей. В 1973 году он был зачислен фотокорреспондентом в редакцию газеты «Советская культура», в которой проработал до выхода на пенсию.
В 1979 году выпустил альбом «От Мурманска до Берлина», включивший в себя снимки военных лет, сопровождавшиеся выдержками из фронтовых записных книжек автора.
Мировую известность как фотограф Евгений Халдей получил в девяностых. В 1995 году на Международном фестивале фотожурналистики во Франции особым указом французского президента ему был присвоен титул «Рыцаря ордена искусств и литературы». В 1997 году состоялась премьера документального фильма бельгийского режиссера Марка-Анри Вайнберга «Фотограф при Сталине», участие в котором принял сам Евгений Халдей. В апреле-мае того же года в Государственной Третьяковской галерее была проведена его персональная выставка.
Евгений Халдей скончался 6 октября 1997 года в Москве на 81-м году жизни.
Жизненный и творческий путь Евгения Халдея выдался не самым лёгким. Но он не сдавался и продолжал снимать вопреки всему. Его имя навсегда вписано в летопись военной журналистики, снимки советского фотокорреспондента известны по всему миру и стали частью истории Великой страны.
При подготовке материала использованы информация из «ТАСС-Энциклопедия», а также воспоминания Евгения Халдея из книги «От Мурманска до Берлина».
Знаменитый и неизвестный Евгений Халдей – на выставке в Президентской библиотеке
10 мая 2017 года в Президентской библиотеке откроется мультимедийная выставка «Евгений Халдей. Ретроспектива», приуроченная к 100-летию со дня рождения знаменитого фотографа. Выставка проводится при поддержке Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ).
Фотографии Евгения Халдея известны каждому. Из военного периода это, прежде всего, созданный в мае 1945 года снимок «Знамя над Рейхстагом», ставший настоящим символом Победы, а также знаменитая фотография «Первый день войны», сделанная в Москве 22 июня 1941 года. Фотографии Халдея, выполненные в период с 1941 по 1946 годы, запечатлели войну от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса и стали классикой военного фоторепортажа. Снимки обошли весь мир и часто приводятся в качестве иллюстраций во многих учебниках и энциклопедиях.
Накануне Великой Отечественной войны Евгений Халдей уже работал в фотохронике ТАСС. Рано утром 22 июня 1941 г. он вернулся из очередной поездки и тут же был вызван в редакцию, где узнал, что началась война. Через час Халдей сделал свой первый военный снимок: на улице 25-го Октября (ныне – Никольская) около репродуктора столпились взволнованные москвичи, слушающие сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. С этого и началась фотолетопись войны, которую Халдей вёл от первого и до последнего дня, когда запечатлел Знамя Победы над Рейхстагом.
За годы войны Халдей стал мастером, способным одним кадром рассказать целую историю. Его часто спрашивали, как он сделал ту или иную фотографию. Халдей в ответ недоумевал: «Как сделал? Сердцем и душой» и добавлял: «Всегда стремился снимать так, чтобы людям было интересно смотреть сегодня, завтра и послезавтра».
Помимо военных снимков, на выставке также будет представлено послевоенное творчество Евгения Халдея из собрания МАММ, связанное с его работой в газетах «Правда» и «Советская культура». Многие фотографии зрители увидят впервые.
Из восьмидесяти лет жизни (Евгений Халдей умер в 1997 году) 65 были посвящены фотографии. По его снимкам можно изучать историю страны, которой уже нет на карте мира. Во время празднования пятидесятилетия Победы над фашизмом газеты и журналы всего мира печатали знаменитые военные кадры Евгения Халдея, а в Берлине и Вене были выпущены книги его фотографий. С огромным успехом прошли персональные выставки Халдея в Европе и США. В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею особым указом французского президента был присвоен титул «Рыцаря ордена искусств и литературы».
Выставка «Евгений Халдей. Ретроспектива» продлится до 27 мая 2017 года. Для посещения экспозиции необходимо предварительно записаться по телефону (812) 334-25-14 или направить письмо на электронный адрес [email protected].
Аккредитация представителей СМИ – до 15:00 5 мая 2017 года.
Заявки на аккредитацию просим направлять по прилагаемой форме на электронный адрес: [email protected], Мария Смирнова, пресс-служба Президентской библиотеки, тел.: +7 (812) 305-16-21 (доб. 233), моб.: +7 (981) 894-47-70.
В прилагаемой форме необходимо указать полностью ФИО, наименование СМИ, дату и место рождения, паспортные данные (серия, номер, место регистрации), список проносимой техники, контактные телефоны.
Обращаем ваше внимание, что вход в Президентскую библиотеку осуществляется только при наличии паспорта: гостей и участников мероприятия – через подъезд № 1, представителей СМИ – через подъезд № 2.
Экспозицию фоторабот Евгения Халдея «Война и мир» представили в Германии: Политика: Мир: Lenta.ru
Фотоработы военного фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея (1917-1997), представленные на выставке в Нюрнберге (Германия) помогут в борьбе с фальсификацией исторической памяти. Такой способ назвал замдиректора Департамента информации и печати МИД России Николай Лахонин, пишет ТАСС.
По его словам, эта визуализация исторического материала — самое мощное оружие в борьбе против переворачивания истории. Фотографии представляют объективную картину Нюрнбергского процесса, происходившего 75 лет назад.
В экспозицию «Война и мир» вошли 30 самых известных работ Халдея. Она охватывает весь период его работы, начиная со снимка, сделанного 22 июня 1941 года, и заканчивая финалом Великой Отечественной — фотографией «Знамя Победы над рейхстагом» и репортажными снимками из Нюрнберга.
На снимках с Нюрнбергского процесса гости выставки увидят полуразрушенный город и здание дворца правосудия с флагами государств-участников трибунала, общий план зала заседаний, выступление главного обвинителя от СССР генерал-лейтенанта юстиции Романа Руденко.
«Фотографии Евгения Халдея были представлены как обвинительные документы на самом Нюрнбергском процессе, — напомнил гендиректор ТАСС Сергей Михайлов. — Например, фото разрушенного Севастополя, сожженных домов Мурманска, растерзанных жертв во дворе Ростовской тюрьмы и многие другие».
Выставка будет работать до 20 июня. Она организована в рамках сотрудничества города Нюрнберга, посольства России в Германии при содействии дочери фотографа Анны Халдей и поддержке Адвокатского бюро LOYS и адвоката Дениса Пучкова.
Нюрнбергский процесс — суд над высшим руководством нацистской Германии и организациями Третьего рейха — продолжался 11 месяцев с 20 ноября 1945 года. Состоялось 403 открытых судебных заседания. Было допрошено в общей сложности 360 свидетелей и рассмотрено порядка 200 тыс. письменных показаний. Приговор был вынесен в отношении 22 подсудимых.
Евгений Халдей. Один из самых известных репортажников XX столетия
«Все руководители страны прошли через мой объектив. Самая сложная и трепетная была съёмка Сталина конечно. Сталин был как явление Христа. Снимать его было как высшей наградой за наши заслуги.
Из руководителей через мой фотоаппарат прошёл образ Сталина, Хрущёва, Брежнева, Антонова, Черненко, Горбачёва и дошёл я до Ельцина» — Евгений Халдей.
Имя Евгения Халдея сегодня известно всем профессиональным фотографам и критикам. При этом, многие любители исторических фотографий военного времени, не всегда знают автора, знакомых им буквально со школьной скамьи, знаковых снимков, облетевших впоследствии весь мир. А ведь именно этот корреспондент сделал один из самых знаменитых кадров отечественной культуры — водружение Знамени Победы над зданием берлинского Рейхстага в мае 1945 года. Эта фотография навсегда вписала Халдея в историю, сделав его одним из самых известных репортажников ХХ столетия. Но мы ещё вернёмся к этому снимку, и опишем, как всё происходило на самом деле со слов самого фотографа.
Евгений Халдей родился в марте 1917 года в Донбасе, в шахтёрском городке под названием Юзовка, который сегодня нам известен как Донецк. Это был классический шахтёрский посёлок, вовлечённый в события того времени. Время было сложное. Шла революция в Петрограде (Санкт-Петербург) и в Москве, а в Украине всё ещё продолжались еврейские погромы. Такая участь постигла и дом Халдея. 13-го марта 1918 года, ровно через год после рождения Жени, в их дом ворвались черносотенцы, и открыли стрельбу. В итоге, была убита мать Халдея, дед, две подруги матери, которые пришли в гости на чай и домработница. Мать держала Женю на руках, и пуля попавшая в неё дошла и до него. Позже пулю вынули из-под ребра. Так началось детство Евгения Ананьевича Халдея.
Воспитывала Женю бабушка. Однако, в 30-е годы в Украине свирепствовал голод и Евгению пришлось идти на работу. В 13-летнем возрасте он чистил сажу на паровозах в паровозном депо, за что получал рабочую карточку на 800 гр. хлеба. Одновременно Евгений увлекался фотографией, и часто листал местные журналы. Его захватывало то, что события, происходящие в мире много лет назад, заснятые фотографами, Халдей мог видеть в своём крошечном посёлке Юзовка. Приобрести собственный фотоаппарат в те времена было совершенно невозможно, и единственным решением на пути к своему увлечению, было сделать камеру самому. Камеру он собрал из картонных коробок и линзы из бабушкиных очков вместо объектива. Проявлял отснятые плёнки под кроватью с красным фонариком и свечой, накрыв голову одеялом.
Платили в депо немного, но достаточно, чтобы Евгений купил в рассрочку свою первую «настоящую» камеру — Фотокор-1.
(Снимок рабочего на родном для фотографа Донбассе. 1934 год)
(Фото: 1935. Первая советская трактористка Паша Ангелина)
Вскоре, на фотографии, которыми Халдей щедро делился, обратил внимание редактор одной из заводских газет. Евгений стал сотрудничать с ней на постоянной основе, делая фоторепортажи из жизни агитбригад, рабочих в цехах и на стройках. При этом он часто был вынужден работать примитивнейшей, чуть ли не самодельной техникой, и учиться на ходу.
Однако врождённый талант и большое упорство принесли плоды — Евгения пригласили сотрудничать с «Прессфото», главной украинской репортажной организацией, а также с крупной газетой «Социалистический Донбасс». В двадцатилетнем возрасте он уже получал премии на выставках, и стал объектом интереса агентства «Союзфото».
С началом Второй Мировой войны фотограф от лица редакции ТАСС ушёл на фронт военным корреспондентом. Ему пришлось служить на Северном флоте. Надев форму и взяв в руки камеру Leica, он стал фотографом, которому потомки обязаны впечатляющей хроникой. Халдей был свидетелем освобождения Севастополя и Керчи, прошёл с войсками путь от Бреста и Минска до Германии ‒ через Румынию, Венгрию, Австрию.
Когда советские солдаты штурмовали Берлин, Халдей был в Москве.
С помощью своей Лейки он помог и своим современникам, и их потомкам увидеть, что происходило на полях сражения от Белого моря до Германии. Точность и цепкость взгляда вместе с высочайшим профессионализмом, а также смелостью и готовностью рисковать — сделали Халдея поистине выдающимся фотографом. Его кадры служили доказательным материалом в Нюрнбергском процессе над виновниками в преступлениях нацизма, и сам суд он, кстати, тоже снимал.
Далее мы покажем некоторые из этих снимков с комментариями самого автора, которые он давал во время одного из интервью.
(Фото: Москвичи слушают речь Молотова в воскресный полдень 22 июня 1941 года. В Советском Союзе началась Великая Отечественная война)
Вот так, с этого снимка началась война. Эта фотография среди прочих также вошла в историю. Евгению удалось запечатлеть взволнованные лица людей, которых впереди ожидало суровое и крайне тяжёлое время.
(Фото: Ночная разведка. Заполярье. 1941 год)
На этой фотографии в ночную разведку идёт правый фланг войны в мурманском направлении. Их было 7 человек на этом фото, а утром вернулось только четверо. Трое человек из них погибло.
Когда начали бомбить Мурманск, за один день было сброшено 350 тысяч зажигательных бомб. Мурманск был в большей степени застроен деревянными постройками, из-за чего сгорел практически до тла. Всё, что осталось от города — это печные трубы, торчащие из горы пепла и руин.
(Фото: Мурманск после немецкой бомбардировки зажигательными бомбами в 1942 году)
Халдей рассказывал историю, стоящую за этим снимком. Женщина с деревянным чемоданом со всеми оставшимися вещами увидела, как Евгений сфотографировал её, остановилась и сказала — «как вам не стыдно фотографировать наше несчастье?!». А затем продолжила —«вот если бы вы могли снять, как наши лётчики бомбят Берлин…». В ответ на это Халдей пообещал в случае успеха добраться до Берлина — выполнить просьбу старой женщины. Затем, когда он пришёл в Берлин, то увидел одинокую старушку, идущую вдоль развалин и сразу вспомнил о своей встрече в разрушенном Мурманске.
(Фото: Берлин 1945 год)
В 1945 году в Берлине Халдей повстречал двух пожилых людей, сидящих на обломках разрушенного здания. Один из них был слепой с повязкой на рукаве, говорящей об этом, а второй был его поводырём. Евгений подошёл к ним и сделал снимок. Поводырь улыбнулся фотографу, а слепой спросил — «что там происходит?» Товарищ ответил, что их сфотографировали. Тогда последовал вопрос о причине фотографии, и Халдей ответил им, что эти снимки нужны ему для истории. Эти люди потеряли во время войны всё, что имели, включая дома и семьи. Они больше не знали, куда и зачем идут.
(Фото: Знамя Победы над рейхстагом. 1945 год)
История этого снимка безусловно заслуживает отдельного описания. К тому моменту Халдей прилетел из Вены в Москву и по срочному вызову снова вылетел в Берлин. Для этого снимка были необходимы флаги, которые Халдей собственноручно сделал со своим другом из скатертей.
Халдей шёл по незнакомому разваленному, горящему городу, от которого остались одни руины. Практически все шли к рейхстагу и Бранденбургским воротам. Туда стекались войска со всех армий. Евгений буквально ворвался в рейхстаг ранним утром 2-го мая со своим флагом. Затем трое солдат провели его на крышу здания. Перед глазами открылся рейхстаговский купол, а внизу всё ещё пылал пожар, не позволяющий подойти к краю здания. Затем начались долгие поиски подходящей композиции, ведь для фотографа было важно, чтобы на заднем плане был виден Берлин. Тогда Евгений увидел основу от разрушенной статуи и предложил солдату залезть на неё. Тот согласился при условии, если его будет держать за ноги товарищ — очень уж это было опасное место. Когда солдат залез на возвышенность, Халдей увидел композицию и сделал один из самых известных снимков с Великой Отечественной войны.
Однако на этом история снимка ещё не закончилась. По возвращению в Москву, Халдея вызвал к себе главный редактор агентства ТАСС, и показывая маленькую карточку с известным изображением, спросил его — «что это такое?» Халдей невозмутимо ответил, что на снимке изображено знамя Победы над рейхстагом. Тогда руководитель ТАСС обратил внимание фотографа на 4 пары часов, одетых на обеих руках солдата, придерживавшего своего товарища за ноги. В итоге, чтобы советские солдаты не выглядел мародёрами, Халдей был вынужден выцарапывать иголкой вручную лишние часы с негатива.
В последствии, за этот снимок редакция журнала TIME передала Евгению конверт с премией в 200 долларов, которые он сохранил до глубокой старости.
В прессе, растиражировавшей миллионами экземпляров снимок фигурировал как репортажный, да и имена солдат были изменены. Однако мастерство фотографа от этого не становится меньшим, как и его феноменальное чувство момента, позволявшее Халдею выделять из всех событий самые ключевые. В каждой детали на изображениях был смысл, придававший фотографиям особую глубину.
Затем, 24 июня 1945 года состоялся главный парад Победы, на котором Халдей сделал ещё один из важнейших снимков своей карьеры. Он запечатлел Георгия Жукова, выезжавшего из ворот Кремля на коне.
(Фото: Парад Победы на Красной площади. 1945 год)
(Фото: Евгений Халдей на параде Победы. 1945 год)
Парад начался в 10 часов утра, когда под бой кремлевских курантов маршал Жуков на специально отобранном белом коне выехал на Красную площадь. У снимка любопытная история: только очень внимательный зритель обратит внимание на то, что фотограф «поймал» момент, когда все четыре копыта лошади, на которой скачет маршал Жуков, оторвались от брусчатки Красной Площади и конь как будто парит в воздухе.
Следующим важным этапом работы Халдея был вызов его на съёмку потсдамской конференции в Берлине. Этот личный вызов вызвал множество недоумений у коллег по цеху Евгения из других изданий.
Перед отъездом с конференции господина Черчиля, руководители трёх держав предоставили возможность кинооператорам и фоторепортёрам снять их на веранде дворца. Так получился следующий снимок.
(Фото: Потсдамская конференция. 1945 год)
Кроме берлинских событий, Евгений Халдей фотографировал Нюрнбергский процесс, на котором судили главных военных преступников, совершивших невероятные злодеяния против человека. Работа на нём осложнялась тем, что корреспондентам не разрешалось перемещаться по залу суда. Нужно было со своего места найти самый точный и эффектный ракурс, и поймать главное в происходящем. Халдею удалось уговорить охранника, подойти и занять удобную позицию для того, чтобы снять Геринга с удачного ракурса.
(Фото: Геринг слушает обвинение на Нюрнбергском процессе. 1946 год)
(Фото: Евгений Халдей на съемках Нюрнбергского процесса возле Геринга, закрывшего рукой лицо. 1946 год)
Работая на Нюрнбергском процессе, Халдей подружился с классиком документальной фотографии и основоположником военной фотожурналистики Робертом Капой. Капа привёз Халдею в подарок широкоформатную камеру «Спик-График», которой Евгений очень гордился, дорожил и много с ней работал. В 1947 году Роберт Капа приехал в Советский Союз снимать фоторепортаж. Ему разрешили съёмки, но с условием проверки всего отснятого материала, тогда Капа поставил условие, что проявку негативов он доверит только одному человеку — Евгению Халдею. В итоге, Халдей проявил весь отснятый материал, и Капа улетел из СССР.
Больше Халдей и Капа не виделись. Но позже, в 1995 году, в Перпиньяне, во время фотофестиваля, когда награждали Халдея, к нему подошёл молодой человек. Это был сын Роберта Капы, который рассказал Халдею, что его отец помнил его всю жизнь и много рассказывал о нём сыну. Халдей был очень тронут, поскольку и он всегда помнил о Капе. И даже в Перпиньяне фотовыставки Халдея и Капы были размещены в одном зале. Выставка Капы «Война во Вьетнаме» в цвете, и напротив — выставка работ Халдея «Вторая Мировая», чёрно-белая. Так они и встретились.
К сожалению, все эти достижения не помогли Евгению Ананьевичу в дальнейшем. В 1948 году Евгения Халдея уволили из ТАСС — по «нецелесообразности использования» и низкому уровню образования. На самом деле, причиной послужил национальный признак («Пятая статья»). Каток «борьбы с космополитизмом» прошёлся по Евгению Ананьевичу. Позднее он смог устроиться только в журнал о художественной самодеятельности.
(Фото: 1950-е. Дети на прогулке)
(Фото: 1950-е. Белые ночи)
Только в 1957 году мастер смог вернуться к масштабной работе. Он был принят в газету «Правда». За пятнадцать лет службы в крупнейшей советской газете он снимал и студентов Московского университета, и атомоход «Ленин», и разнообразные тематические сюжеты. Затем, в 1972 году фотограф перешёл в «Советскую культуру», где и проработал до самой пенсии.
Настоящее мировое признание пришло к Халдею только в конце жизни — в 1995 году. Именно тогда ему была присвоена почётная награда мира искусств — Рыцарь Ордена. На фестивале во французском Перпиньяне, по специальному решению президента страны, Евгений Халдей был принят, как легендарный военный корреспондент.
Скончался Евгений Ананьевич Халдей в октябре 1997, а через год его чествовали соотечественники масштабной выставкой в Москве.
Талант мастера заключался не только в умении прочувствовать момент, но и в понимании эмоционального послания, которое передает сцена. Динамика, выражение лица, поза — всё это «работает на результат», помогает донести мысль до зрителя, и придаёт глубину снимкам. Это понимают не только многочисленные ученики Евгения Ананьевича, но и всё мировое фотосообщество. В 2000-х годах выставки Халдея прошли в России, Европе и США, а в 2014 году та самая Leica, которой был сделан снимок Рейхстага, была продана на аукционе за 200 000 долларов.
Выставка Евгений Халдей. Знамя Победы – Афиша-Музеи
Пройти мимо выставки Евгения Халдея просто невозможно. Среди военных фотокорреспондентов он занимает одно из самых почетных мест. Его глазами, через объектив его «Лейки» мы знаем Великую Отечественную Войну. Евгений Халдей прошел её всю от начала и до конца.
Освобождение Севастополя и Новороссийска, операции в Европе от Румынии и Югославии до Австрии и Венгрии, водружение флага над Рейхстагом и капитуляция Германии, Потсдамская и Парижская конференции, Нюрнбергский процесс — для него это была жизнь и работа, а для нас, живущих в XXI веке, это воплощенная история. И чем незамысловатее сюжет фотографии, тем яснее проступают в ней очертания эпохи и тех тектонических сдвигов в мировой истории, свидетелем которых был Евгений Халдей. Надо сказать, что он это понимал. Понимал, что на его глазах творится история. Его фотографии свидетельствуют об этом. Не все они представляют собой простые репортажные снимки, среди них много и постановочных, но это ни в чем не умоляет их исторической правдивости, скорее наоборот, дополнительная художественная выразительность (фотокорреспондент — это тоже художник, светописец) только усиливает эффект сопричастности. Это становится особенно важно по прошествии большого времени. Чтобы новые и новые поколения людей смогли, хотя бы отчасти, почувствовать те события, пропустить их через себя, став их свидетелями, а не просто знать какие-то отдельные исторические факты.
«Знамя Победы над Рейхстагом» — пожалуй, самый известный снимок Халдея, тоже является постановочным. Он был сделан 2 мая 1945, когда Рейхстаг уже был взят, и над ним уже было установлено множество флагов. Знамя на фотографии было одним из трёх, специально привезенным Халдеем в Берлин. С каждым из них были сделаны снимки. (Снимок сделанный на Бранденбургских воротах можно увидеть тут же) Последнее из них было установлено на Рейхстаге, и с ним было сделано множество кадров, отснято две кассеты фотоплёнки. Впоследствии при публикации фотографии подвергались ретушированию. Военная цензура не дремала, и в этом тоже свидетельство истории. Широко известна история о том, что были заретушированы вторые часы, дабы избежать возможных обвинений в мародёрстве, гвардии старшего сержанта Абдулхакима Исмаилова, одного из участников водружения знамени. На выставке представлен оригинальный неретушированный снимок.
Говоря по правде, история эта широко известна только в весьма узких кругах людей интересующихся данной темой, а широкой публике она неведома, как, впрочем, и имя Евгения Халдея. А жаль…
Хотя многие фотографии на выставке настолько известны и хрестоматийны, что кажутся не имеющими конкретного авторства, а существующими сами по себе. Таковы, например, фотографии «Во время совещания (Потсдамская конференция)», «Дорога на Берлин», «Освобождение Болгарии. Коста Караджев». Но некоторые оказались для меня настоящим откровением, например, «Ванга встречает советских солдат». Тут есть и проникновенные фотопортреты, и просто успешно пойманные моменты обыденной военной действительности. Тут есть всё.
Молодёжи такие выставки смотреть нужно обязательно, даже через не хочу.
Фронтовые фотографы и их шедевры. Евгений Халдей
У Великой Отечественной войны есть свои символы — голос Левитана, стихи Симонова, фотографии Евгения Халдея. Фронтовой фотокор Евгений Халдей снимал войну от первого до последнего дня.
Фотокорреспондент ТАСС Евгений Ананьевич Халдей (в центре) в Берлине возле Бранденбургских ворот. На заднем плане ИС-2 из состава 7-й гвардейской танковой бригады — один из трёх (№№414, 432, 434 «Боевая подруга») самых знаменитых советских танков в поверженном Берлине.Фотокорреспондент ТАСС Евгений Ананьевич Халдей (в центре) в Берлине возле Бранденбургских ворот. На заднем плане ИС-2 из состава 7-й гвардейской танковой бригады — один из трёх (№№414, 432, 434 «Боевая подруга») самых знаменитых советских танков в поверженном Берлине.
Самые известные из его снимков — «Знамя Победы над Рейхстагом», «Парад Победы», фотохроники Потсдамской конференции, Нюрнбергского процесса.
Евгений Ананьевич Халдей (1916-1997 г.) родился в Донецке. В раннем возрасте потерял родителей. С 13 лет начал работать на заводе. Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 18 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Однако, известность пришла к нему как военному корреспонденту. Военные снимки Халдея стали хрестоматийными, войдя в историю как важнейшие документы и символы. Все 1418 дней войны он прошел с камерой «leica» от Мурманска до Берлина. Снял конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии.
Один из прославивших фотографа снимков, это«Знамя Победы над рейхстагом».
Был сделан он по заданию ТАСС 2 мая 1945 года, когда бои утихли и рейхстаг уже был взят. Перед этим Халдей сделал несколько фотографий победных знамён над освобождёнными советскими городами: Новороссийском, Керчью, Севастополем.
Знамя с серпом и молотом, запечатлённое на фотографии, Халдей привёз с собой. По его воспоминаниям, он попросил портного сшить три флага из красных скатертей. Прибыв в Берлин, Халдей сделал снимки с каждым из трёх флагов.
Первый флаг был установлен вдали от рейхстага, на крыше штаба 8-й гвардейской армии, возле скульптуры орла, восседавшего на земном шаре.
Второй флаг был установлен над Бранденбургскими воротами.
И третий флаг, с легендарной фотографии, был установлен на здании Рейхстага. По воспоминаниям Халдея, утром 2 мая 1945 года, когда Халдей добрался до рейхстага, из которого выбили гитлеровцев, флагов там уже было установлено множество. Наткнувшись на нескольких бойцов, он достал свой флаг и попросил их помочь забраться на крышу.
Однако эти широко известные снимки были постановочными, а на самом деле знамя Победы (штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии) было водружёно 1 мая 1945 года на куполе здания рейхстага в городе Берлине бойцами Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария.
Водружение над взятым Рейхстагом красного знамени, которое позже стали называть Знамя Победы.
Водружение над взятым Рейхстагом красного знамени, которое позже стали называть Знамя Победы.
Красноармейцы с флагом СССР у имперского орла над главным входом аэропорта Темпельхоф (Berlin-Tempelhof)Красноармейцы с флагом СССР у имперского орла над главным входом аэропорта Темпельхоф (Berlin-Tempelhof)
Красные знамена на квадриге Бранденбургских ворот. Командир 1-й батареи 1115-го гаубичного артиллерийского полка 172-й гаубичной артиллерийской бригады 14-й артиллерийской дивизии прорыва 6-го артиллерийского корпуса прорыва РГК лейтенант Кузьма Александрович Дудеев (1922—2012, слева) и командир расчета 2-й минометной роты 1373-го стрелкового полка 416-й стрелковой дивизии старший сержант Иван Петрович Андреев (1925—1999) водружают Красное знамя. Парад Победы. Заместитель Верховного Главнокомандующего Маршал Советского Союза Г.К.Жуков принимает парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона в ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне. Парад Победы. Советские солдаты с поверженными штандартами гитлеровских войск. Марш сводных полков в ходе Парада Победы завершал строй солдат, несших 200 опущенных знамен и штандартов разгромленных гитлеровских войск. Эти знамена под мрачную дробь барабанов были брошены на специальный помост у подножия Мавзолея Ленина. Ближний на фото — Федор Антонович Легкошкур (1919—1996), первым на параде бросивший древко штандарта части «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер»
Лидеры «Большой тройки» антигитлеровской коалиции на Потсдамской конференции: премьер-министр Великобритании (с 28 июля) Клемент Эттли, президент США Гарри Трумэн, председатель СНК СССР и председатель ГКО СССР И. В. Сталин. Потсдамская конференция проходила в Потсдаме с 17 июля по 2 августа 1945 г. с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы.
Истребители Як-9Д, 3-я эскадрилья 6-го ГвИАП ВВС Черноморского Флота. Пилот у самолета-бомбардировщика А-20G «Бостон» 13-го гвардейского ДБАП (топмачтовики). ВВС Черноморского флота.
Собачья упряжка и советские связисты, прокладывающие телефонную линию по тундре в Заполярье.
Советские саперы с собаками минно-розыскной службы на Музейном бульваре Будапешта. Справа в кадре — Венгерский национальный музей.
05.05.2020 15:13 12+
Гражданство: | СССР СССР → Россия, Россия |
---|---|
Жанр: | |
Стиль: | фотохроника |
Награды: | |
Работает на Викискладе? |
История Москвы: #MoscowWithYou выпустили архивные фотографии
В рамках специального интернет-проекта #MoscowWithYou были опубликованы архивные фотографии с видами послевоенной столицы.
Здесь представлены фотографии героев Великой Отечественной войны, первого парада и салюта Победы. Уникальные архивные изображения собраны в галерее «Москва. Победа».
На фотографиях также изображены музыканты Большого государственного симфонического оркестра, играющие на Манежной площади 9 мая 1945 года, и Первый Парад Победы 24 июня 1945 года, в том числе его участники — Маршал Советского Союза Георгий Жуков, герои разных полков. , знаменосцы.
Снимки сделаны в 1945 и 1946 годах известными фотожурналистами ТАСС, участвовавшими в войне вместе с советскими войсками: Евгением Чалдеем, Николаем Ситниковым, Федором Кисловым и другими.
Видеотуры, онлайн-лекции и другие образовательные материалы о Великой Отечественной войне также доступны на онлайн-платформе #MoscowWithYou. Музей Победы разместил на сайте проекта виртуальный тур «От Курска до Берлина», посвященный ключевым сражениям. Также пользователи могут присоединиться к онлайн-экскурсиям по диорамному комплексу музея и открытой экспозиции военной техники на Поклонной горе.
Интернет-проект «Исторический музей в годы Великой Отечественной войны» посвящен работе специалистов учреждений культуры.Он дает воспоминания сотрудников Государственного исторического музея об эвакуации ценных экспонатов из здания на Красной площади. В Музее военной формы представлены видеолекции по военной истории России.
Кроме того, на сайте будет запущен специальный проект «75 слов о войне», созданный совместно с Музеем Москвы. В нем с помощью фронтовых писем представлены личные истории защитников страны. У пользователей будет возможность послушать письма ветеранов войны, которые выйдут в виде подкастов.
#MoscowWithYou — это специальный онлайн-проект, который запускается вместе с культурными объектами города. Он предлагает виртуальные туры, лекции, театральные представления, кулинарные и модные показы и многое другое. В проекте задействовано более 50 культурных объектов, их количество постоянно увеличивается. Специально для проекта подготовлено более 100 видео-туров.
Недавно в рамках проекта «Москва — бережная история» была представлена онлайн-выставка «Что Красная площадь помнит о войне?».В основе виртуальной экспозиции — семейные реликвии времен Великой Отечественной войны: фронтовые письма, фотографии, дневники, рисунки, открытки, военная форма. Материалы доступны на портале комплекса социального развития Москвы «Я дома».
Мастера советской фотожурналистики. 1920-е годы
ИЗ СОВЕЩАНИЯ ФОТОЦЕНТРА ИМЕНИ БРАТЬЕЙ ЛЮМЬЕРА, МОСКВА.
В 1991 году закончилась эпоха в истории России, государство под названием СССР прекратило свое существование.В тот момент современники восприняли это событие со смесью самых разных эмоций: от надежды до страха, от сожаления и горечи до радости перед открытием нового мира. Наследие советской культуры казалось, уходит глубоко в историю, как и великая страна, в которой эта культура зародилась и развивалась. Это касалось литературы и кино, живописи и эстрады, архитектуры и дизайна и, конечно же, фотографии.
Прошли годы. И в исторической перспективе стало заметно, как мало современников и специалистов 90-х смогли рассмотреть на этой фотографии.Только спустя десятилетия становится очевидным главное качество советской фотожурналистики — ее способность сохранять и передавать дух эпохи, эмоции, которыми жили граждане Советского Союза, фиксировать те знаменательные события, которые, как искренне считали фотографы, должны навсегда остаться в памяти. народная память.
Выставка «Мастера советской фотожурналистики. 1920-е — 1980-е »- не такая уж частая возможность сегодня взглянуть на ту эпоху российской фотографии, когда авторы могли не только визуализировать повседневную жизнь своих современников, но и передать свое эмоциональное состояние, свои надежды и мечты — невидимое, что проявлялось при помощи фотографов.
В советской фотожурналистике и авторы, и зрители чувствовали единство, взаимный интерес и уважение. Портреты советских людей, рассказы из счастливого детства, лирические наблюдения за сменой времен года и ландшафта, хроника строительства новых заводов и новых городов, перемен в сельской жизни — все это написано вдохновенно и радостно, с чувством единства. творческого процесса.
На выставке представлены 100 работ тридцати пяти авторов, среди которых такие классики русской фотографии, как Наум Грановский, Эмануил Евзерихин, Василий Егоров, Марк Марков-Гринберг, Яков Рюмкин, Михаил Савин, Михаил Трахман, Александр Устинов, Евгений Халдей, Яков Халип, Аркадий Шайхет.
Экспозиция «Мастера советской фотожурналистики. 1920-е — 1980-е »- дань уважения творчеству и таланту фотожурналистов нашей страны.
Кураторы проекта: Евгений Березнер, Ирина Чмырева, Наталья Тарасова.
Лев Бородулин Снежный дождь 1960-е © Из собрания Центра фотографии им. братьев Люмьер
МГУ им. Эмануила Евзерихина 1954 © Из собрания Центра фотографии им. Братья Люмьер
Михаил Трахман Парад Победы. Москва 24 июня 1945 © Из собрания Центра фотографии им. братьев Люмьер
Михаил Трахман Телефонная реклама 1960-е © Из собрания Центра фотографии им. Братья Люмьер
Евгений Чалдей Москва. Спортивный парад 1 мая 1947 года © Из собрания Центра фотографии имени братьев Люмьер
Яков Халип Черноморский флот. Зенитный расчет N-го корабля 1941 © Из собрания Центра фотографии им. братьев Люмьер
Валентин Хухлаев Автозавод им. Ленинского Комса . Машины на выезде. Москва 1953 © Из собрания Центра фотографии им. Братья Люмьер
Аркадий Шайхет Комсомолец у руля бумагоделательной машины. Балахна 1929 © Из собрания Центра фотографии им. Братья Люмьер
Леонов Виктор Николаевич
Родился 21 ноября 1916 года в городе Зарайске Рязанской области в с. семья рабочего класса. Русский. С 1931 по 1933 год учился в школе заводского ученичества при московском заводе «Калибр», после чего работал слесарем, совмещая работу с общественной деятельностью: член заводского комитета ВЛКСМ, председатель заводского комитета изобретателей. , руководитель молодежной сборной.
В строю ВМФ с 1937 года. Был призван на Северный флот, где прошел курс обучения в водолазном училище имени С.М. Кирова в городе Полярный Мурманской области и отправили на дальнейшую службу на подводную лодку Щ-402.
С началом Великой Отечественной войны старший офицер Красного флота В.Н. Леонов подал заявление о зачислении в 181-й отдельный разведывательный отряд Северного флота, который с 18 июля 1941 г. провел около 50 боевых действий в тылу врага.Член ВКП (б) / КПСС с 1942 года. С декабря 1942 года после присвоения офицерского звания — заместитель командира отряда по политическим вопросам, а через год, в декабре 1943 года, командир 181-го особого разведывательного отряда Северного флота. В апреле 1944 года ему было присвоено звание лейтенанта.
В октябре 1944 года во время Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск разведчики под командованием В. Леонов высадился на берегу, занятом противником, и двое суток в пути пробился к назначенной точке.Утром 12 октября они внезапно атаковали 88-миллиметровую батарею противника на мысе Крестовом, захватили ее, взяли в плен большое количество гитлеровцев. Когда появилась лодка с десантом Гитлера, вместе с отрядом капитана И.П. Барченко-Емельянов отбил атаки противника, захватив около 60 гитлеровцев. Эта битва обеспечила успех высадки в Линамамари, взятия порта и города.
Таким образом, отряд Леонова создал благоприятные условия для высадки советских войск в незамерзающем порту Линамамари и последующего освобождения Петсамо (ныне Печенга) и Киркенеса.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 г. лейтенанту В. Н. Леонову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5058). формулировка: «за образцовое выполнение боевых задач командования в тылу врага и проявленное мужество и героизм . ”
После разгрома фашистской Германии для фронтовой разведки Леонова война продолжилась на Дальнем Востоке, где под его командованием первым высадился 140-й отдельный разведывательный отряд РО штаба Тихоокеанского флота. в портах Расин, Сейсин и Гензан.Одно из самых громких дел отряда Леонова В.Н. находится в плену в корейском порту Вонсан около трех с половиной тысяч японских солдат и офицеров. А в порту Гензан (Гензан, ныне Вонсан) разведчики Леонова разоружили и взяли в плен около двух тысяч солдат и двухсот офицеров, захватив 3 артиллерийские батареи, 5 самолетов, несколько складов боеприпасов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года старший лейтенант В.Н. Леонов награжден второй медалью «Золотая звезда».
После войны В. Леонов продолжил военную службу на Северном флоте и в Центральном аппарате ВМФ СССР. В 1950 году окончил Высшее военно-морское училище. В 1952 году ему было присвоено воинское звание капитана 2 ранга. Учился в Военно-морской академии, окончив два курса. С июля 1956 г. — в наличии.
Награжден орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Великой Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями, а также орденом КНДР.Присвоено звание «Почетный гражданин города Полярный».
В.Н. Леонов скончался 7 октября 2003 года в Москве. Похоронен на Леоновском кладбище в Москве.
Как Мария Лиманская познакомилась с Уинстоном Черчиллем
Как Мария Лиманская познакомилась с Уинстоном ЧерчиллемОдин из живых символов Победы можно встретить и сегодня… в глухой саратовской деревне.
… С 1942 года она пережила три года войны, проливая пот, кровь и слезы, видела вокруг смерть и ужас.Она добралась до Берлина в победном 1945 году и там, регулируя движение у Бранденбургских ворот, попала в яркий майский кадр советского военного фотокорреспондента Евгения Чалдея. Но проснулась знаменитая женщина намного позже, в мирное время 1980-х годов в СССР…
В апреле 2020 года Марии Лиманской исполнилось 96 лет, и она, слава Богу, живет и живет недалеко от Саратова в селе Звонаревка в поселке Звонаревка. Марксова р-н.
ФОТО СТАНОВИТСЯ СУДЬБОЙ…
Мария родом из Старой Полтавки, тоже бывшего немецкого села, как Звонаревка (все это «Саратовское великолепие» до 1941 года называлось республикой немцев Поволжья).
В 18 лет девушка ушла добровольцем на фронт. Все должны были выжить, но сегодня 96-летняя женщина до сих пор с благодарностью вспоминает … те военные все еще идут дожди. А все потому, что в дождливую погоду немцы не любили летать с бомбардировками. В другую погоду сыпались и падали бомбы…
Это случилось так недалеко от города Батайск, что водитель грузовика по неосторожности выгнал ее: был страшный обстрел, из-за которого все и произошло. Мария, которая тогда служила в запасном полку и шила одежду солдатам, оказалась в госпитале, который также подвергся бомбардировке.И только то, что тогда не взорвалось несколько бомб, спасло Марию и ее друзей. После выздоровления пошла на курсы регуляторов, воевала на 1-м Белорусском фронте.
… И линия фронта привела к Берлину. В один из майских дней 1945 года Мария, освоившая к тому времени профессию регулировщика (она еще умеет поднимать красно-желтые флаги и трясти старину!), Была поставлена на видный пост. Она регулировала движение машин у главных ворот немецкой столицы, которые чудом не разрушились в боях — Бранденбурга.
Сейчас Мария не помнит, когда и в какой момент советский фотограф Евгений Халдей сделал снимок, ставший впоследствии известным. «Многие корреспонденты приезжали в Берлин, и все были с фотоаппаратами, они много щелкали. Впервые я увидел этот снимок в журнале «Рабочий» в начале 1960-х годов. Потом подошел друг и показал фото. Я стою на нем у Бранденбургских ворот в Берлине. Думаю, снимок сделан 2 мая 1945 года. Только подпись к нему говорила, что это не я, а другая девушка.Потом написал в журнал. Через некоторое время ответ пришел от самого Юджина Халдея. Он извинился за ошибку, прислал несколько подписанных им фотографий — снимок, на котором я нахожусь с флагами, и пара снимков с Потсдамской конференции », — вспоминала позже Мария Филипповна, которую прозвали так же, как и Бранденбургская Мадонна, после того, как она была опубликована в Работник.
Потом было шесть советских девушек-регуляторов, даже их совместное фото сохранилось в Берлине, где они какое-то время жили в подвале разрушенного дома у самых ворот.
Они ничего не боялись, а Лиманская и ее друзья даже оставили автографы на стенах Рейхстага, как тогда было принято. Но до 9 мая бои шли на окраинах Берлина, и на глазах у Марии один снаряд даже летел в центр и ранил нескольких солдат.
ВСТРЕЧА С БРИТАНСКИМ ПРЕМЬЕРОМ
Знаменитая Потсдамская конференция победителей прошла в пригороде Берлина летом 1945 года. К тому времени Мария Лиманская продолжала выполнять свои обязанности регулировщика, и делала это очень хорошо. .Поэтому провокационная девушка оказала высочайшее доверие и была вывешена с флагами прямо у входа во дворец Цецилиенхоф — именно здесь собралась Большая тройка лидеров СССР, США и Великобритании.
Этот эпизод своей биографии Мария запомнила очень хорошо, разве это шутка, не каждый день можно перекинуться парой слов с самим Черчиллем.
Так и было. Премьер Великобритании проехал мимо поста диспетчера в сопровождении трех мотоциклистов и автомобиля.Очевидно, внимание Уинстона Черчилля привлекла бойкая красотка в правильной тунике советской модели. И он приказал машине остановиться возле нее.
— Наша инструкция была такая: никого не останавливать, ничего не проверять… Но у меня сердце упало, когда машина остановилась. Я подошел, козырнул, увидел Черчилля с сигарой во рту. Он спросил: «Не обижают ли наши военные?» Рядом стояли американские и английские посты, в них входили только мужчины. У нас есть девушки. Она ему ответила: «Пусть только попробуют!» Кстати, у меня на боку в тот момент был пистолет, — любит рассказывать Мария об этом эпизоде.Так великий британец усвоил урок: русских девушек не боятся никакие западные военные!
ОТПРАВКА ЖИЗНИ
В конце 1945 года Мария Лиманская была уволена в звании ефрейтора. Девушка вернулась в родное село, где нашла работу в библиотеке, потом работала медсестрой в больнице, сельской больнице и даже работала уборщицей. Она, как сегодня говорят, не сумела монетизировать свою славу и не хотела, да и не смогла — не тот человек.
И только 7 классов сельской школы не позволили Марии, увы, сделать красивую карьеру.Ее муж тоже был фронтовиком. Мария Лиманская тогда взяла фамилию Шальнева, а после смерти мужа решила сблизиться с дочерью и переехала в Звонаревку.
Здесь знают и уважают ветеранов, во всем помогают и поддерживают, с праздниками поздравляют не только сельчан — около 200 домов в Звонаревке, Дом культуры, школу, почту, аптеку, но и военных и руководство район Маркса.
Символично, что одна из внучок Марии (Татьяна Лиманская) вышла замуж за этнического немца и уехала жить в Германию.И уже ее дочь Алена, то есть правнучка Марии Лиманской, однажды встала в Берлине на том же месте, где стояла сама прабабушка на знаменитом снимке в мае 1945 года, и сфотографировала…
Само собой разумеется. Скажем, сегодня это фото в альбоме ветерана Марии Лиманской — одно из самых любимых. Жизнь, отданная Победе, детям, внукам и правнукам, — самая нужная, красивая и правильная жизнь.
Евгений Малякин.
Фото: РИА Новости / С. Пятаков.
Русские сезоны стартуют во Франции
Фото: mtdata.ru
Культурный проект «Русские сезоны» стартует в четверг, 16 января, в Париже, сообщает ТАСС. Ожидается, что проект превратится в ключевое событие культурной жизни Франции. Церемония открытия состоится в театре Одеон.
Программа «Русских сезонов во Франции» откроется гастролями Театра Наций и пьесой Чехова «Дядя Ваня».Писателя выбрал ведущий, так как Франция хотела, чтобы проект начинался с русской классики.
Русско-французские культурные контакты имеют давнюю историю. Пушкин хорошо говорил по-французски. Российская Академия художеств, созданная в Париже в начале ХХ века, привлекла внимание Пикассо и Модильяни.
Международный культурный проект современной России получил свое название от «Русских балетных сезонов» прошлого века. Труппа Дягилева была первой русской балетной труппой, работавшей за рубежом.Его основатель открыл для себя все многообразие русского искусства Старого Света.
Богатство и разнообразие культуры современной России будет в центре внимания Франции круглый год. Патриарший хор Храма Христа Спасителя выступит в соборах Парижа и Версаля. В Страсбурге выступят солисты Школы оперного пения Галины Вишневской и стипендиаты Фонда Мстислава Ростроповича. Зрители в Бордо смогут увидеть концерт Ансамбля Сибирского танца из Красноярска, в Марселе — выступление Театра оперы и балета Астрахани, балетная труппа из столицы Башкирии приедет в Дижон, Театр Бориса Эйфмана посетит Ниццу, а хор Пятницкого — Тулузу.
Юбилей Победы в Великой Отечественной войне также отметят в рамках «Русских сезонов». В программу включены экспозиция «Плечом к плечу», подготовленная военными историками, и выставка работ военного фотографа Евгения Чалдея.
«Русский мир» сообщил, что программа международного фестиваля будет включать около двухсот семидесяти различных мероприятий. Они охватят почти шестьдесят пять городов.Российские музеи намерены показать французским ценителям искусства многие шедевры из своих коллекций, которые редко покидают Россию.Посетители увидят произведения Моне, Ренуара, Сезанна, Гогена, Матисса, Пикассо и других выдающихся импрессионистов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Эрмитажа и Третьяковской галереи. Впервые «Русские сезоны» выйдут за пределы одной страны. Бельгия и Люксембург присоединятся к Франции.
Русский Мир
Das 20. Jahrhundert brummt um mich herum. Fotos aus dem TASS-Archiv
In der Galerie «На Шаболовке» eröffnet die Fotoausstellung «Um das 20.Jahrhundert schwirrt um mich herum. «Die Ausstellung zeigt 80 Reportagefotos aus der Zeit von 1909 bis in die 1970er Jahre. Besucher sehen Fotos von Familienmitgliedern des letzten Kaisers Russlands, Revolutionären, Straßenkindern, arbeitenden Jugendlichen von Baustellen der 30er Jahre; Aufnahmen während des Großen Vaterländischen Krieges, Feiertage und Alltagsleben der Russen während der Tauwetterperiode, Porträts der Helden des Landes und vieles mehr. Die Ausstellung umfasste auch der Öffentlichkeit unbekannte retrospektive Fotografien, die über viele Jahre im TASS-Archiv aufbewahrt wurden.
Die Besucher der Galerie können die Werke von Fjodor Kislow, Евгений Халдей, Олег Кнорринг, Эмануэль Евзерихин, Сигизмунд Кропивницкий, Унденденхенненхеленджанненхенненхенненхенненхенненхенненхе и Владимир Мусульманские художники ТАСС sicherten.
Viele der in der Ausstellung präsentierten Arbeiten verleihen ihrem kreativen Porträt neue Akzente.Bei einem der Nachkriegswerke von Wassili Egorow (1957) — маршал Георгий Шуков на einem Elefanten bei einem Indienbesuch. Sophia Loren fing das Kameraobjektiv von Valery Gende-Rote im Konferenzsaal des Obersten Rates der UdSSR (1965) auf, und Yuri Gagarin machte die Aufnahme von Vasily Turbin, der Михаила Шолохова им Дорф Вешенская (1967).
Ein wesentlicher Teil der Fotoausstellung wurde mit Unterstützung des Russischen Staatsarchivs für Film- und Fotodokumente vorbereitet, in dem die Archive von TASS Photochronicles a Photochronicles.