Градиентные фильтры: Градиентный фильтр, что это, его использование, эффективное применение, настройки и прочее – ФотоКто

Содержание

Обзор по градиентным светофильтрам B+W.

Здравствуйте, друзья!
Сегодня я подготовил небольшой обзор градиентных светофильтров от B+W. Градиентный фильтр — весьма полезная в пейзажной фотосъемке вещь, которую многие начинающие фотолюбители, к сожалению, не используют.

Для чего нужны градиентные светофильтры
Если вы будете наблюдать внимательно за освещенностью неба и земли, как и положено пейзажному фотографу, то заметите, что утром и вечером наличествует большой перепад яркости между ними. Утром и вечером земля ужё черная, так как солнце на неё почти не попадает, а небо еще светлое, ведь солнце полностью не село.

Если я буду экспонироваться на тёмную землю, то получу полностью переэкспонированное небо. Если буду экспозицию ставить по небу, где есть яркое солнце, то получу черную землю, которую без почти полной потери цвета не вытащить потом в RAW конвертере. К сожалению, современные фотокамеры не могут иметь такую же широту восприятия яркостей как наш глаз и, чтобы иметь возможность зафиксировать красоту в полной мере, нужно выровнять экспозиции для неба и для земли.


Для таких кадров имеет смысл использовать градиентный светофильтр.

Здесь использован градиентный светофильтр B+W F-Pro 702 Graduated ND filter 25% MRC (для выравнивания освещенности между относительно светлым небом и тёмной водой) и тонкий сплошной ND фильтр B+W XS-PRO ND1000 MRC Nano (для «замораживания» воды).
камера: FUJIFILM GFX 50s
параметры съемки: f8, 30 sec, iso 100
Постепенно Солнце садится, и освещенность в кадре выравнивается.

Здесь уже бесполезно использовать градиентный светофильтр.
Днём тоже зачастую встречаются сюжеты, где по каким-то причинам небо оказывается слишком светлым. Например, когда я снимал Смольный собор, вдалеке в небе висела дымка, и небо казалось белёсым. Фильтр B+W F-Pro 701 Graduated ND filter 50% MRC

привнёс легкое затемнение неба, которое сделало его чуть более выразительным.

Практический пример использования градиентного фильтра
Пример я отснял на рисовых полях Индонезии. Снимал в горной местности, внизу простирались зелёные поля, а вверху плыли неторопливые белые тучки. Солнце светило весьма ярко, так, что белые тучки были намного ярче, чем рисовые поля.

Объектив у меня был Canon TS-E 24/3.5 II , для которого имелся градиентный светофильтр B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC, то есть. с градиентом в одну ступень. Но и это уже лучше, чем ничего, так как без него вытащить из переэкспозиции небо было бы нереально, кроме того, хотелось сохранить насыщенный зеленый цвет травы на полях. В результате я получил такую картинку.

Какие на сегодняшний день существуют градиентные светофильтры у B+W


На сегодняшний день существуют две основные серии — 701 и 702 и весь список такой:
— B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC диаметром от 49мм до 82мм,
— B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC диаметром от 49мм до 82мм,
— B+W 701 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2мм,
— B+W 702 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2мм.

Два последних пункта — это прямоугольные светофильтры, и про них в этой статье мы не будем говорить.

Наименование
Ступени экспозиции      Пропускание, % 
B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC  50 
B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC  25 
B+W 701 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm (прямоугольный)  1
50 
B+W 702 MRC Graduated ND Filter as a 100 x 150 x 2 mm (прямоугольный)  2 25 

B+W 701 Graduated ND Filter 50% MRC


B+W 701 Graduated ND Filter 50 %

Данный светофильтр даёт затемнение на одну ступень экспозиции и имеет мягкую границу перехода к части фильтра без затемнения.

B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC


B+W 702 Graduated ND Filter 25 %,

Данный светофильтр даёт затемнение в две ступени экспозиции и имеет мягкую границу перехода к части фильтра без затемнения.

Градиентное затемнение осуществляется засчёт специальных тонких плёнок и маскирования просветления.

На фотографии вы можете заметить сильное отражение от специального покрытия на стекле. Если вы посмотрите именно на проходящий свет, то сможете увидеть структуру градиента лучше. Тип градиента этого фильтра «мягкий». На «жестком» градиенте вы увидите явно различимую линию градиента именно в проходящем свете. Технология серого градиента представляет собой нанесение тонких плёнок, которая включает в себя применение специальных масок. С этим связаны допуски производства, которые приводят к тому, что градиент не является идеально ровным, но это допустимо, так как линия перехода находится вне зоны фокуса и не заметна на снимке.

Плюсы и минусы различных типов градиентных светофильтров
Среди градиентных светофильтров, в первую очередь, нужно сделать разделение на круглые и прямоугольные. Круглые более компактны. Прямоугольные градиентные светофильтры B+W, в отличие от многих акриловых аналогов на рынке, также сделаны из высококачественного стекла, прошедшего тщательный процесс шлифовки и полировки.

Надо сказать, что чем фильтры крупнее, тем легче их случайно сломать или поцарапать.

Круглые градиентные светофильтры, как правило, имеют некоторую существенную толщину, так как они идут в стандартной оправе, а прямоугольные устанавливаются в специальный держатель и потому их использование на сверхширокоугольных объективах ограничено только величиной самого фильтра.
Зато круглые градиентные светофильтры могут быть просто накручены на объектив, в том числе поверх других фильтров, а прямоугольные нуждаются в установке специального держателя — компендиума, который в случае хороших прямоугольных светофильтров стоит вполне приличных денег.

Также стоит отметить важный момент. Все светофильтры делятся на просветленные и без просветления. И, к сожалению, должен отметить, что все прямоугольные светофильтры, в том числе достаточно дорогие, просветления не имеют. А вот прямоугольные градиентные светофильтры B+W Graduated ND Filter серий 701 и 702 имеют мультипросветление, которое позволяет им лучше держать контровый и боковой свет без падения контраста и дополнительных бликов.

Здесь при съемке использован светофильтр B+W 702 Graduated ND Filter 25% MRC 77мм на объективе Canon EF 100/2.8L IS USM через понижающее переходное кольцо 77->67.

Итоги и впечатления от использования градиентных фильтров B+W


Должен сказать, что градиентные светофильтры B+W радуют качеством исполнения. Чем больше я снимаю, тем больше «придираюсь» к качеству снимков и замечаю огрехи своих и чужих инструментов. Разбирая свои старые снимки удивляюсь, что выбрать из них что-то достойное сегодняшнего уровня уже сложно. И меня определенно радует то обстоятельство, что градиентные светофильтры B+W претендуют надолго задержаться в моем рабочем наборе фотофильтров.

Автор: Дмитрий Евтифеев
Ссылка на обзор: http://evtifeev. com/53589-obzor-gradientnyih-svetofiltrov-ot-b-w.html

Градиентные фильтры прямоугольной формы — осторожно, халтура!

Ко мне в студию заезжал Михаил на консультацию, озабоченный пейзажной съемокой в Карелии. Я посоветовал обзавестись прямоугольными градиентными фильтрами (ниже в статье про поляризаторы по ссылке) для выравнивания освещенности в кадре, как наиболее важным инструментом в пейзажной съемке.

На различный бюджет я предложил: Cokin, Lee, Singh-Ray. Есть еще Hitech, но я его пока не пробовал и о качестве ничего не скажу.

Но Михаилу не удалось найти в продаже Cokin, а все остальное показалось дороговато. Так что он приобрёл прямоугольные градиентники китайского производителя на Авито, у девушки, которая занимается их поставкой сюда и по совместительству фотографией.

Мне повезло при следующей встрече ознакомиться с продукцией неизвестного китайского производителя. Повезло потому, что я могу теперь ценными наблюдениями поделиться с вами, уважаемые читатели.

Итак, встречаем!

Как видите, фильтр нам «радостно улыбается» кривой линией горизонта. Это печально, потому что линия горизонта у нас, как правило, более-менее прямая. И уж тем более не такой хитрой U-формы. Чем это может быть чревато? Неравномерное затемнение в соответствие с этой кривой будет сложно исправить в фотошопе. Значит это неестественное затемнение будет присутствовать на всех ваших снимках. Вы можете только пойти на компромисс и смириться с этим. Ну, или второй вариант…

Слева и справа — китайские. Тот, который слева — имеет растушеванную неровную границу (он представлен на картинке чуть выше), а тот, что справа — резкую кривую границу, загибающуюся в одну сторону. На глаз это хорошо видно и на фото, если присмотреться — тоже.

Оригинальный фильтр Cokin — в центре. Он не нейтральный по цвету и это печально. Но граница у него растушеванная и ровная. Все три фильтра — пластиковые.

Обратите внимание на плотность фильтров. Cokin — честные 50% (ND2), а китайские — это нечто темнее и светлее. Это на фото уже не очень заметно, но это так.

Итак, что мы на сегодня имеем?

В продаже в магазинах и на Авито в основном эти китайские градиентники. Причем на Авито их часто нагло называют Cokin series или фильтры «для Cokin». К Cokin они, понятное дело, отношения не имеют. Цена им в виду такой неровной границы — 2$ для фотографа, серьезно увлекающегося пейзажем.

Во-первых, они идут большим набором за маленькие деньги. Оригинальный фильтр Cokin может стоить минимум 700р за 1шт! А тут весь набор может стоить 2000р и там в оригинальной упаковке…40 фильтров! И, еще синяя сумочка под них.

Кстати, к ним прилагается и держатель. Внешне он очень похож на держатель фильтров Cokin-P, но раза в полтора легче по весу и не черный, а чуть сероватый.

Еще посмотрите края — у оригинального фильтра края под прямым углом, а тут скруглённые (не на всех, на ND — прямые).

А теперь о Cokin. Его в городе С-Петербург сейчас нет, и он не ожидается. Непонятно, как обстоят дела у производителя, но никто не может его заказать. Во всех магазинах сказали, что его не заказать и его не будет. В объявлениях на Авито, кроме китайских подделок еще продаются неходовые цветные градиенты и всякие звездочки. Смысла в цветных градиентах в цифровую эпоху нет. «Звездочки»- на любителя. А вот классический серый градиент отсутствует.

Остается пробовать Hitech, который есть в наличии или сразу обзавестись более дорогими и имеющими кучу вариаций Lee или SinghRay.

В наборе китайских градиентников были и ND-фильтры. Они больших нареканий не вызывают, если не считать несовпадение их плотности маркировке.

Мой хороший знакомый, светофильтры которого были представлены в статье не поленился и съездил к продавцу, где они отобрали из кучи китайских светофильтров наиболее приемлемые. После чего показал мне, я сделал пару фото и прокомментирую.

В этот раз я сфотографировал светофильтр вместе с цветовой шкалой, чтобы было видно нейтральный он или нет.
Как видите, сплошной серый нейтральный фильтр — с голубовато-зелёным оттенком (сравните со шкалой, где действительно серый), а вот градиентный сильно уходит в красно-коричневый цвет.

Граница перехода из темного в прозрачное на китайских светофильтрах относительно жесткая. Причем на менее плотных фильтах она мягче.

На менее плотном градиентном светофильтре меньше оттенок коричневого. Т.е. меньше красителя — меньше оттенок, что логично. Вот только самый востребованный светофильтр это как раз ND8 (3 ступени), т.е. достаточно плотный (на верхнем фото).

Сделаны китайские светофильтры из довольно царапучего пластика.

Фотографировать с такими светофильтрами вполне возможно, например, светофильтры Cokin тоже имеют красновато-коричневый оттенок, но расстраивает жесткая граница горизонта. Предположу, что расход подобных светофильтров может быть большой из-за их неустойчивости к царапинам, но при их цене это не так важно.

А если вы хотите прочитать про более приличные светофильтры, то почитайте статью Про прямоугольные и квадратные светофильтры (Lee, Cokin, 84.5)

Использование градуированных фильтров нейтральной плотности

Градуированные фильтры нейтральной плотности (GND) или «градуированные» фильтры являются важным инструментом для захвата сцен с широким динамическим диапазоном. Возможно, они также являются скрытым секретом успешных фотографов-пейзажистов. Хотя они используются уже более ста лет, в настоящее время эффект градиентной нейтральной плотности также можно применять в цифровом виде либо во время обработки RAW, либо при последующем редактировании фотографий. В любом случае, знание того, как максимально эффективно использовать фильтры GND, несомненно, окажет огромное влияние на качество фотографий.

ВВЕДЕНИЕ

Когда мы осматриваем сцену, наши глаза приспосабливаются к различным уровням яркости.

Стандартная камера, с другой стороны, захватывает всю сцену с одинаковой экспозицией. Это может привести к тому, что светлые и темные области будут казаться размытыми и лишенными деталей — в отличие от того, как они выглядят на самом деле.

Хотя на фотографические фильтры часто смотрят свысока как на искусственные улучшения, фильтры GND на самом деле могут сделать обратное: помочь вам получить фотографию, которая более точно имитирует то, как сцена выглядела на самом деле.

Исходная сцена

+

Заземляющий фильтр

Изображение камеры

Они блокируют все больше света по направлению к одной стороне фильтра и могут использоваться практически в любой ситуации, когда яркость изменяется равномерно в одном направлении — либо на резкой границе, например на горизонте, либо более плавно по всему изображению. В общем, более широкие углы обзора часто улучшаются больше, в первую очередь потому, что они охватывают соответственно больший диапазон яркости.

Они называются градуированными фильтрами нейтральной плотности , потому что они имеют (i) градуированную смесь , (ii) эта смесь имеет цвет от прозрачного до нейтрального серого цвета и (iii) эффективную плотность этот серый увеличивается, тем самым блокируя больше света.

Градуированные фильтры нейтральной плотности влияют на два аспекта фотографии:

  1. Динамический диапазон . Можно снимать сцены, диапазон яркости которых превышает возможности вашей камеры. Это наиболее понятное приложение.
  2. Локальный контраст . Несмотря на то, что фильтры GND обычно уменьшают контраст между очень светлыми и темными областями, контраст внутри каждой области на самом деле увеличивается*, тем самым улучшая цветопередачу и детализацию. Это, возможно, менее известное преимущество, но, вероятно, вызывает наибольшее улучшение.

*Это связано с тем, что крайние тона приближаются к средним тонам, где тональная кривая камеры наиболее контрастна (и где наши глаза наиболее чувствительны к тональным различиям).

Второе преимущество заключается в том, что многие фотографы часто применяют фильтры GND, даже когда динамический диапазон сцены соответствует возможностям камеры. Это может включать, например, придание облакам большей четкости или создание более зловещего вида путем затемнения их по сравнению со всем остальным. Приложения удивительно разнообразны.

ТИПЫ ЗАЗЕМЛЯЮЩИХ ФИЛЬТРОВ

Эффект данного заземляющего фильтра определяется двумя свойствами:

  1. Прочность . Это относится к разнице между тем, сколько света уменьшается на одной стороне градиента по сравнению с другой.
  2. Скорость перехода . Это относится к скорости, с которой самая темная сторона фильтра переходит в светлую сторону.

Сила фильтра, возможно, является наиболее важным фактором. Ниже перечислены часто используемые характеристики прочности:

Сильнее Слабее

(белый = прозрачный)

Прочность
(в диафрагмах)
  Терминология, специфичная для бренда:
Хойя, Б+В и Кокин Ли, Тиффен Лейка
1 НД2, НД2Х 0,3 НД 2X
2 НД4, НД4Х 0,6 НД 4X
3 НД8, НД8Х 0,9 НД 8X

напомним, что каждая «стоп» силы блокирует вдвое больше света

Какая сила вам нужна? Это можно оценить, сначала направив камеру на более темную половину сцены, сделав показания экспозиции, а затем наведя камеру на более светлую половину и сделав второе показание экспозиции. Разница между этими двумя экспозициями заключается в максимальной силе, которую вам нужно будет использовать, хотя вам, вероятно, понадобится что-то более слабое для более реалистичной фотографии.

Например, если кто-то поместил свою камеру в режим приоритета диафрагмы, а расчетная выдержка затвора камеры составляет 1/100 секунды для неба и 1/25 секунды для земли, то вам не понадобится ничего сильнее, чем 2 -стоп GND фильтр. Однако, как вы быстро поймете, это не совсем игра с числами; оптимальная сила также сильно зависит от предмета и внешнего вида, которого вы пытаетесь достичь.

Возможно, самая универсальная сила – это вариант с двумя стопами ; все, что слабее, часто слишком тонко, а все, что сильнее, может показаться нереальным. В любом случае часто несложно воспроизвести результаты фильтра GND с 1 или 3 ступенями при постобработке (начав с существующей фотографии GND с 2 ступенями).

Скорость перехода:
Более мягкий край → Жесткий край

белый = прозрачный (пропускает 100% света)

Второй важной характеристикой является скорость перехода. У большинства производителей всего два типа: жесткий и мягкий. Однако эти термины, к сожалению, не стандартизированы, поэтому их точное значение может существенно различаться в зависимости от марки фильтра.

Как правило, для широкоугольных объективов требуются более жесткие градиенты , главным образом потому, что яркость изменяется более резко, когда более широкий диапазон втиснут в кадр изображения. Мягкие переходы часто гораздо более щадящие, когда они расположены неоптимально, но их местоположение также гораздо труднее определить в видоискателе камеры.

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ГРУППОВЫЙ ФИЛЬТР ND

Хотя область перехода GND хорошо видна при взгляде на фильтр сам по себе, ее расположение часто далеко не очевидно, когда вы смотрите в видоискатель камеры. Кнопка предварительного просмотра глубины резкости может быть очень полезной, но в конечном итоге нужно знать, на какие артефакты обращать внимание.

Три характеристики фильтра GND находятся под контролем: (i) положение, (ii) сила и (iii) скорость перехода. Из них только первый можно контролировать для данного фильтра, но все три можно настроить, если вы применяете градиентный фильтр в цифровом виде (подробнее об этом позже). Наведите указатель мыши на расположение фильтров ниже, чтобы увидеть, что произойдет :

Переместить местоположение фильтра GND:

Оптимальный Высшее Сильнее Сильнее
Нет заземления Нижний Слабее Мягче

Примечание: в примере используется очень резкий градиент даже для фильтров GND, обозначенных как «жесткие».
Это сделано для облегчения идентификации различных положений перехода.

(i) Должность. Оптимальное размещение обычно очень близко к горизонту, хотя более реалистичные результаты иногда достигаются при размещении чуть ниже. Однако будьте осторожны: установка слишком высоко может создать яркую полосу над горизонтом, тогда как размещение слишком низко может сделать далекую землю нереально темной. Обратите особое внимание на объекты, которые возвышаются над горизонтом, такие как деревья или горы.

(ii) Прочность . Балансировка светлых и темных областей может принести большую пользу, но с этим легко переборщить. Старайтесь не нарушать тональную иерархию сцены; если небо было ярче земли, почти всегда рекомендуется оставить его таким же на фотографии — если вы хотите добиться реалистичного результата.

Примечание. В приведенном выше примере предполагается, что интенсивность определяет степень осветления переднего плана (в отличие от затемнения неба). Таким образом, экспозиция для более сильных/слабых примеров основана на небе (что приводит к более длительной экспозиции для более сильного фильтра).

(iii) Коэффициент перехода . Это будет сильно зависеть от типа и распространения вашего предмета. Например, закаты и рассветы над водой часто выигрывают от более мягких градиентов. Если ваш горизонт неровный и определяется деревьями и горами, то более мягкий градиент может помочь избежать слишком заметного эффекта фильтра GND на этих объектах. В приведенном выше примере более «жесткая» настройка фильтра действительно хорошо работала для правой стороны горизонта, но создавала резкий переход внутри объектов слева.

Примечание. При использовании физического фильтра GND скорость перехода также зависит от фокусного расстояния и настройки диафрагмы вашего объектива. Этот переход будет выглядеть намного мягче, например, на телеобъективе, потому что его градиент будет увеличен больше, чем с широкоугольным объективом. Градиент также будет казаться более размытым из-за меньшей глубины резкости (при данной настройке диафрагмы).

Не бойтесь творить. В приведенном выше примере можно было бы добиться лучших результатов, поместив переход под углом, чтобы он примерно следовал скалистому фронту океана от середины справа до деревьев в левом верхнем углу. Точно так же можно сложить/объединить несколько фильтров для решения более сложной геометрии освещения.

ОСЛОЖНЕНИЯ

Возможно, самая большая проблема с градиентными фильтрами нейтральной плотности заключается в том, что они обычно ограничены градиентами, которые переходят вдоль линии. Если части объекта выступают над переходом от светлого к темному, они могут казаться неравномерно и нереально затемненными. К восприимчивым объектам часто относятся деревья, вершины гор и люди.

Без фильтра заземления
 

С фильтром GND
(темная скала вверху справа)

На правом изображении используется фильтр GND с 2 ступенями

Впрочем, даже затемненные вершины можно улучшить, но обычно приходится прибегать к другим средствам. Можно свести к минимуму их влияние, используя маску слоя в Photoshop (или другом программном обеспечении для редактирования) и ретушируя вручную области, требующие большей экспозиции, но этого следует по возможности избегать, поскольку этого часто трудно добиться реалистично и требуется гораздо больше работы. в постобработке.

ЦИФРОВЫЕ ФИЛЬТРЫ ПРОТИВ ФИЗИЧЕСКИХ

Фильтры GND можно применять либо физически, поместив один перед объективом, либо в цифровом виде, применяя градиент экспозиции при проявлении RAW (или используя несколько экспозиций и комбинируя их с помощью цифрового редактирования).


Пример цифрового фильтра GND в Adobe Photoshop.

Физический фильтр немного более ограничен, потому что нужно выбирать только из определенных готовых типов. К результирующему изображению также уже применен градиент, поэтому исправить смещение может быть гораздо сложнее.

С другой стороны, физические фильтры GND часто дают более качественные результаты. Физический GND работает, затемняя более яркие области, тогда как цифровой фильтр GND работает, осветляя более темные области. Следовательно, физический фильтр GND потребует гораздо более длительной экспозиции, что приведет к значительному уменьшению шума в (ранее) более темных областях.

Всегда можно обойти это ограничение цифровых GND-фильтров, просто сделав две отдельные экспозиции (и объединив их в программном обеспечении для редактирования изображений), но этот метод может быть проблематичным с динамическими объектами. Кроме того, для многократных экспозиций требуется штатив и дистанционное спусковое устройство — в противном случае камера может двигаться во время или между каждой экспозицией.

ДРУГИЕ СООБРАЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ФИЗИЧЕСКИМИ ФИЛЬТРАМИ ЗАЗЕМЛЕНИЯ

Если вы решите использовать физические фильтры заземления, их использование может стать намного проще, если вы найдете правильную систему фильтрации. Фильтры GND обычно можно установить одним из трех способов:

  • Стандартный навинчивающийся механизм . Это используется для большинства других фильтров, включая УФ и поляризационные фильтры. Однако навинчивающийся механизм может чрезвычайно затруднить настройку положения перехода GND.
  • Свободно плавающий/ручной . Они часто бывают быстрыми и простыми в использовании, но обычно невозможно сохранить градиент в одном и том же месте для разных снимков, и это также связывает использование одной руки. Это также значительно усложняет небольшие корректировки.
  • Держатели фильтров . Обычно они состоят из переходного кольца, которое навинчивается на переднюю часть камеры. Квадратный фильтр GND может затем вставляться в него, что позволяет точно контролировать размещение перехода. Наиболее часто используется система держателей фильтров Lee.

Пример системы держателей фильтров.
Фото предоставлено Scalespeeder.

Фильтры обратного градиента . Это разновидность фильтров GND. Вместо равномерного перехода от прозрачного к серому эти специальные фильтры смешивают от прозрачного к темно-серому и к более светло-серому. Иногда это может быть полезно при съемке закатов и восходов, потому что это еще больше затемняет яркую полосу у горизонта. С другой стороны, почти всегда можно просто затемнить эту часть позже при постобработке.

Качество изображения . Каждый раз, когда вы размещаете дополнительный стеклянный элемент между объектом съемки и датчиком камеры, вы рискуете ухудшить качество изображения. Хотя обычно это не проблема, фильтры с пятнами, отложениями, микропотертостями или другими дефектами могут снизить резкость и контрастность ваших фотографий. Кроме того, многие фильтры GND не являются так называемыми «многослойными», что может сделать их более восприимчивыми к бликам (особенно если учесть, что они часто используются при резком или резком освещении).

ДРУГИЕ ПРИМЕЧАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Градуированные фильтры нейтральной плотности, конечно же, являются лишь одним из многих подходов к работе со сложным освещением. Другие распространенные методы включают в себя:

  • Восстановление теней/бликов . Это может применяться при редактировании фотографий и является отличной альтернативой фильтрам GND, когда (i) яркость не изменяется равномерно в одном направлении и (ii) общий динамический диапазон не слишком экстремальный.
  • В ожидании лучшего освещения . Если вы обнаружите, что вам требуется сила фильтра 3 ступени или выше, подумайте о том, чтобы вместо этого просто сделать снимок в другое время дня.
  • Расширенный динамический диапазон . Всякий раз, когда вышеуказанные подходы нецелесообразны, другой популярный метод заключается в объединении нескольких экспозиций в одно изображение с высоким динамическим диапазоном (HDR) с использованием Photoshop, Photomatix или других программных пакетов.

Для получения информации по похожим темам также посетите следующие руководства:

  • Фотография с расширенным динамическим диапазоном
    Еще одна мощная техника для работы со сложным освещением.
  • Фильтры для объективов камер: поляризаторы, фильтры UV, ND и GND
    Обзор всех типов фильтров для объективов, включая обзор фильтров GND.
  • Понятие и использование поляризационных фильтров
    Они часто помогают уменьшить разницу в яркости неба и земли, помимо других преимуществ.
  • Понимание и использование фильтров нейтральной плотности
    Они уменьшают входящий свет подобно фильтрам GND, но делают это равномерно по всему изображению.

Хотите узнать больше? Обсудите эту и другие статьи на наших форумах цифровой фотографии.

Как использовать градуированный фильтр нейтральной плотности в пейзажной фотографии

В пейзажной фотографии полезно иметь в сумке три специальных фильтра для объектива. Это фильтр с круговым поляризатором (CPL), фильтр нейтральной плотности (ND) и градуированный фильтр нейтральной плотности (GND).

Эта статья представляет собой введение в градуированный фильтр нейтральной плотности, от того, что это такое и как он работает, до того, как его лучше всего использовать в полевых условиях при съемке пейзажей.

Содержание

Что такое градуированный фильтр нейтральной плотности?

Градуированный фильтр нейтральной плотности или просто фильтр GND — очень полезный инструмент для пейзажной и уличной фотографии.

Очень распространенная проблема, с которой сталкивается большинство пейзажных фотографов в полевых условиях, заключается в том, чтобы сбалансировать экспозицию между (иногда) очень ярким небом и более темным передним планом.

Фильтр GND позволит фотографу сбалансировать яркость сцены между ярким небом и более темной землей, например, при съемке во время восхода или заката.

Снимок с градуированным блендерным фильтром нейтральной плотности с градуировкой 4 ступени. Фильтры

GND состоят из стекла, которое разделено на две части: верхняя сторона темнее и действует как обычный фильтр нейтральной плотности (доступен с разной интенсивностью нейтральной плотности), а нижняя часть представляет собой прозрачное стекло, не влияющее на изображение.

Идея состоит в том, чтобы поместить небо, которое обычно намного ярче, чем сцена внизу, в верхнюю часть фильтра и уменьшить входящий свет, позволяя окружающему свету земли улавливаться через прозрачное стекло.

Снято без фильтра GND. Снято с мягким фильтром GND.

Типы фильтров GND

Теперь давайте проанализируем типы градуированных фильтров ND.

Мягкий градуированный фильтр

Мягкий градуированный фильтр (GND-S) обеспечивает эффект мягкого перехода между более темными и более светлыми зонами от верхней части фильтра. Вероятно, это наиболее широко используемый тип градуированного фильтра, который можно использовать практически во всех сценариях, независимо от того, ровный горизонт или неровный, то есть в городских условиях.

Жесткий градуированный фильтр

Жесткий градуированный фильтр отличается очень быстрым эффектом перехода между более темными и более светлыми зонами от верхней части фильтра, что приводит к очень короткому переходу, а плотность фильтра остается постоянной почти на половине его площади. поверхность. Этот тип чаще всего используется, когда горизонт прямой и виден в большей части кадра, т.е. на морском пейзаже.

Обратноградуированный фильтр

В то время как у обратноградуированного (R-GND) фильтра по-прежнему более темная часть находится вверху, как у мягких и жестких типов, основное отличие состоит в том, что переход от более темной зоны к более светлой инвертирован. , в результате чего ближе к середине появляется более темная часть.

Обеспечивает более легкий эффект, чем мягкий градуированный фильтр, и идеально подходит для сценариев, в которых Солнце находится близко к горизонту.

Градуированный фильтр

Градуированный фильтр полностью (или «блендер») имеет тонированную всю поверхность, что означает, что он имеет очень длинный и непрерывный переход между самой плотной и самой светлой областью стекла. Например, самая плотная область может иметь 3 шага, а самая светлая — 1 шаг.

Этот фильтр идеален при съемке со сверхширокоугольными объективами, которые из-за большого поля зрения иногда могут создавать несбалансированную экспозицию.

Градуированный фильтр по центру

Градуированный фильтр по центру — это фильтр, который можно использовать для настройки экспозиции в очень точной области, поскольку затемняется только очень тонкая область.

Этот фильтр можно использовать в сценариях, когда необходимо затемнить определенную часть изображения, например, при съемке на берегу моря, когда солнце видно близко к горизонту, но небо полно облаков.

Как и в случае с обычными фильтрами нейтральной плотности, градуированные фильтры нейтральной плотности также бывают разной мощности, например, с уменьшением на 1, 2, 3 и 4 ступени. Фильтр Hard GND на 1 ступень будет иметь очень мягкое снижение по сравнению с фильтром soft GND на 4 ступени.

Формы фильтров GND

Градуированные фильтры нейтральной плотности обычно имеют прямоугольную форму, чтобы было легче расположить линию горизонта в нужном или желаемом месте, но в последнее время стало больше фильтров, доступных в обычных навинчивающихся формах.

Навинчивающиеся фильтры GND, как правило, представляют собой фильтры блендерного типа, что означает очень мягкий переход между самой темной и самой светлой частями. Хотя площадь стекла намного меньше, чем у прямоугольного GND-фильтра, и эффект градиента может затрагивать большую часть кадра, тем не менее, это очень полезный фильтр для пейзажной фотографии, особенно когда вы хотите носить в сумке только самое необходимое. . Он также обеспечивает меньшую общую поверхность, что очень полезно при сильном ветре в месте съемки.

Как прикрепить градуированный фильтр нейтральной плотности

Теперь, когда вы знаете, какие типы градуированных фильтров нейтральной плотности представлены на рынке, давайте перейдем к обсуждению того, как их прикрепить к объективу камеры.

Навинчивающийся заземляющий фильтр

Если вы используете круглый навинчивающийся фильтр, то, как и все обычные навинчивающиеся фильтры, вы просто прикрепляете его перед объективом, навинчивая на резьбу фильтра. После этого вы поворачиваете переднюю часть до тех пор, пока уровень горизонта перехода не станет ровным (в зависимости от вашего пейзажа) и делаете снимок.

Высококачественные фильтры этого типа также имеют маленькую стрелку на внешнем кольце, которая информирует пользователя о том, что фильтр находится в правильном прямом положении.

Эффект вращения можно увидеть в следующем видео:

Прямоугольный фильтр GND

С другой стороны, если выбран прямоугольный градуированный фильтр ND, независимо от его типа (мягкий, жесткий и т. д.), для получения наилучших результатов требуется держатель фильтра. Его можно держать рукой перед объективом, хотя это не рекомендуется, так как фильтр в какой-то момент будет полон нежелательных царапин.

Кроме того, с помощью держателя фильтра вы можете добавлять и использовать еще больше фильтров одновременно. Например, используя ND, CPL и градуированный ND для создания великолепной длинной выдержки!

После того, как держатель прикреплен к объективу, настало время вставить градуированный ND-фильтр в держатель и зафиксировать его положение относительно горизонта (или того, что нам нужно).

Важно отметить, что нет необходимости размещать фильтр прямо и параллельно горизонту, так как в зависимости от сцены и места, откуда падает свет, некоторые участки неба могут быть уже темнее, чем другие, а это означает, что можно ориентировать фильтр под любым углом, который соответствует нашим потребностям.

Если вы планируете поставить два или более фильтров друг на друга, рекомендуется ставить градуированный нейтральный фильтр последним, например, перед 10-ступенчатым нейтральным фильтром, чтобы избежать оптических аберраций.

В целом, прямоугольные градуированные нейтральные фильтры предпочтительнее из-за их большой поверхности, они дают возможность расположить горизонт точно в нужном вам положении, а также обеспечивают гораздо более плавный переход между темной и светлой областью.

Правильный способ расчета правильной экспозиции

Хотя новые цифровые видоискатели и ЖК-экраны новейших камер могут помочь нам на лету понять, достигли ли мы сбалансированной экспозиции для нашего снимка, все же есть правильный способ установить идеальная экспозиция при использовании градуированного нейтрального фильтра.

Первый шаг — изменить режим съемки камеры на ручной, чтобы использовать экспонометр камеры. Мы будем использовать его для считывания с переднего плана/ландшафта, заполняя им большую часть кадра и отмечая его. Вы можете использовать точечный замер вместо матричного/мультизамера при снятии показаний, чтобы получить еще более точный результат.

Затем мы делаем еще одно чтение неба, имея большую его часть в нашем кадре.

Метр для земли. Метр для неба.

Сравнивая два отдельных показания, мы можем найти разницу в яркости (в диафрагменных числах) между небом и землей, чтобы узнать, какую силу нейтральной плотности должен иметь фильтр GND для этой конкретной сцены.

Однако в полевых условиях это может быть сложно, что может привести к пропуску кадров, поэтому более простой способ рассчитать правильную экспозицию — просто использовать первый шаг и просто снять показания, используя центрально-взвешенную опцию осветителя. метр только от земли, и выберите настройки экспозиции на основе этого показания. Затем прикрепите фильтр GND и сделайте снимок, как показано в следующем видео:

Почему бы просто не использовать брекетинг (HDR) или просто использовать Photoshop?

Брекетинг — это еще один способ создания эффекта, аналогичного градуированному нейтральному фильтру, и за исключением того, что он требует дополнительной работы при постобработке, он может создать другие проблемы, которые в большинстве случаев не так просто исправить.

Например, если в месте съемки в ветреную погоду есть движущиеся элементы, такие как деревья и цветы, будет очень сложно выровнять эти кадры, независимо от того, длительная это экспозиция или нет (проверьте облака на следующем смешении HDR). ).

И имейте в виду, что для брекетинга рекомендуется стабилизировать камеру, то есть носить с собой штатив.

Вот два кадра со брекетингом экспозиции — один для неба и один для моря:

Кронштейн кадра №1. Кронштейн кадра №2.

Вот результат смешивания двух кадров в одно HDR-изображение:

HDR — смесь двух предыдущих кадров.

Существует также возможность добавления эффекта цифрового градиента к вашим изображениям в Photoshop/Lightroom, хотя начальная экспозиция должна быть близкой к идеальной, чтобы иметь необходимые данные для работы, то есть не переэкспонировать, избегать пересветов и в целом достижение очень сбалансированного выстрела.

Хотя иногда это может помочь (конечно, в зависимости от сценария), вы должны помнить, что тональный диапазон градиентного перехода в камере с использованием реального фильтра по сравнению с цифровым фильтром будет отличаться.

Еще одно преимущество использования реального фильтра GND заключается в том, что вы можете непосредственно наблюдать за эффектом во время съемки, вносить необходимые корректировки на месте и не тратить дополнительное время на редактирование.

Снято без фильтра GND. Снято с использованием мягкого фильтра GND.

С другой стороны, цифровой градиентный фильтр в Photoshop и/или сеанс постобработки с брекетингом не будут стоить вам дополнительных денег за их использование по сравнению с покупкой фильтра GND и необходимых аксессуаров (держателя, футляра и т. д.) и конечно, оставит много свободного места в сумке для камеры.

Так что, в конце концов, вам решать, что лучше для вас, или, в зависимости от сценария съемки, вы можете использовать оба варианта.

Вывод

Независимо от того, насколько продвинулись технологии камер — цифровые камеры теперь могут предоставлять нам файлы RAW, содержащие более 14–15 ступеней динамического диапазона, для работы с ними в постобработке — настоящие фильтры по-прежнему являются обязательным инструментом для фотографов.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *