Храм парфенон был посвящен богине: Какому богу или богине был посвящён афинский храм парфенон

Содержание

Храм Парфенон в Афинах: история, описание, фото

Адрес: Греция, Афины, Афинский Акрополь
Начало строительства: 447 год до н. э.
Окончание строительства: 438 год до н. э.
Архитектор: Иктин и Калликрат
Координаты: 37°58’17.4″N 23°43’36.0″E

Содержание:  

Краткая история и описание

Парфенон — великолепный образец дорического стиля

Скульптуры Парфенона — мифы в камне

Парфенон на карте

Краткая история и описание

На вершине скалы Афинского акрополя возвышается монументальный мраморный храм Парфенон, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве) — покровительнице города. В этом памятнике знаменитый политический деятель Перикл воплотил идею торжествующей демократии и неувядаемой славы Афин.

Вид на Афинский акрополь и храм Парфенон

Парфенон был построен в 447 – 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве. На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели.

Чтобы понять насколько огромной была израсходованная сумма, можно воспользоваться следующим сравнением: постройка одной триеры (боевого корабля) обходилась в 1 талант, то есть на 450 талантов Афины могли бы построить флот, состоящий из 450 кораблей. Когда народ обвинил Перикла в расточительстве, он ответил: «Этим храмом наши потомки будут гордиться веками!

Храм в ночной иллюминации

Если вам важнее деньги, то издержки я спишу не на ваш счет, а на мой, и на всех зданиях я увековечу своё имя». После этих слов, народ, не пожелавший уступать всю славу Периклу, закричал, чтобы строительные расходы он относил на общественный счёт. Руководителем работ был назначен скульптур Фидий; он же высек своими руками большую часть украшений Парфенона. Освящение храма состоялось в 438 году до н. э. во время празднества Панафинеи, устраиваемого в честь богини Афины. В византийский период, ознаменовавшейся торжеством христианства, Парфенон был превращён в Храм Святой Марии, а статуя Афины была вывезена в Константинополь.

Вид на храм с запада

В 1460-х годах, когда турки захватили Афины, Парфенон переделали в мечеть. Но самому большому разрушению храм подвергся в 1687 году, во время войны венецианцев с турками, когда раскалённое пушечное ядро, влетевшее через крышу, произвело огромный взрыв.

В XIX веке английский дипломат Т. Элджин, получив разрешение султана Османской империи, вывез из Парфенона в Англию непревзойдённую коллекцию скульптур, которая и по сей день хранится в Британском музее.

Вид на храм с юго-востока

Парфенон — великолепный образец дорического стиля

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм — прямоугольное здание, обрамлённое колоннадой. Согласно стандартам древнегреческой архитектуры, число колонн бокового фасада на 1 единицу больше удвоенного числа колонн на торцевой стороне здания (применительно к Парфенону – 8 и 17). Древние зодчие придали массивному храму изящность, разработав систему оптической корректировки. На расстоянии прямые линии воспринимаются как слегка вогнутые, и чтобы устранить этот «дефект» архитекторы сделали среднюю часть колонн слегка утолщенной, а угловые колонны немного наклонили к центру, тем самым добившись видимости прямизны.

Южный фасад храма

Скульптуры Парфенона — мифы в камне

Дорический фриз фасада был украшен барельефами, изображающими сцены единоборств: битва лапифов и кентавров — с восточной стороны, греков и амазонок — с южной, богов и гигантов — на севере, и участников Троянской войны — на западе. Скульптурная композиция на восточном фронтоне посвящена мифу о рождении Афины. Как и положено богиням, Афина появилась на свет необычным образом, а именно — из головы Зевса. Легенда гласит: Зевс проглотил беременную жену, чтобы предотвратить рождение сына, который бы свергнул его с трона. Вскоре бог-громовержец почувствовал сильную боль, и тогда кузнец Гефест ударил его по голове, и оттуда выпрыгнула Афина.

Восточный фасад храма

На западном фронтоне в камне увековечен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, когда подаренное Афиной масличное дерево было признано более ценным даром, чем источник морской воды, высеченный в скале трезубцем Посейдона. По периметру внешних стена храма на высоте 11 метров от пола непрерывной лентой тянулся ещё один фриз, ионический. Его рельефы иллюстрируют сцены из традиционной церемонии празднования «Дня рождения богини Афины» — Панафинеи. Здесь изображены всадники, колесницы, музыканты, люди с жертвенными животными и дарами и др. На восточном торце представлено окончание процессии: жрец принимает от афинянки пеплос — новое одеяние, сотканное для Афины. В древности в Парфеноне размещалась сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза.

Фрагмент восточного фасада храма

А в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости. Увы, оригинал статуи не уцелел до наших дней. В музеях мира можно увидеть лишь копии шедевра Фидия, воссозданные по описаниям.

Рейтинг достопримечательности

← Греция

Афины

Европа →

Храм Парфенон в Афинах на карте

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Замосць

Милан

Рим

Флоренция

Амальфи

Ассизи

Альберобелло

Барселона

Жирона

Берлин

Мюнхен

Париж

Венеция

Лондон

Торунь

Ватикан

Таллин

Обидуш

Прага

Будапешт

Парфенон в Афинах — подробная информация с фото

Парфенон посвящен главной покровительнице города и всей Аттики богине-воительнице Афине. С момента его строительства прошло почти 2500 тысячи лет. Но и сегодня уникальный храм Афинского акрополя остается основной достопримечательностью. Это визитная карточка как греческой столицы так и всей страны, воплощение свободы, демократии, гармонии.

За прошедшие века Парфенон оказался разрушен, а его сокровища разграблены. Долгое время уцелевшие статуи хранились в лондонских музеях, но на рубеже второго тысячелетия возвращены на родину.

Сегодня продолжается кропотливая реконструкционная работа древнего святилища. Археологи и сегодня находят фрагменты отделки, ранее считавшиеся утерянными. Сегодня то немногое, что сохранилось можно увидеть в Акропольском Новом музее.

Парфенон находится под охраной ЮНЕСКО, которая своей эмблемой выбрала этот храм и занесла в список всемирного наследия. Это уникальный древний памятник постепенно возвращает свой первозданный, величественный вид гениальный образчик архитектуры античности.

История Парфенона

Парфенон был возведен в 5 веке до н. э. на развалинах более старинного. Он должен был прославить победу греков над персами. Архитектор Калликрат собирался воплотить в жизнь проект Иктина и в 447 году до н.э. начались работы. Храмовое здание возвели в 438 году до н. э. В этот же период, в день празднества Панафинеи, храм освятили. Украшение храма Парфенон шло вплоть до 431 года до н.э. Работами руководил Фидий, он же автор большинства скульптур.

Стараниями зодчих беломраморный храм Афине-Деве, как будто взлетел на вершину горы Афинского акрополя.

Он стал живым воплощением славы Афин и торжества демократии для политического деятеля того времени, Перикла. Правитель Перикл не пожалел средств на увековечивания славы богини, израсходовав 450 талантов (денежной единицы того времени). Это были огромные деньги, строительство одного военного корабля обходилось в 1 талант. По сути эскадра из 450 суден была платой за воздушный храм, парящий в облаках, словно на белоснежных волнах. Народ посчитал такие траты непомерными, но Перикл возразил, сказал, что их потомки будут гордиться этим храмом столетиями, и оказался прав.

Проходили века храм менял своих святых. Парфенон стал носить имя Святой Марии при византийском господстве, а изваяние Афины было вывезено в Константинополь

После захвата турками Афин в 1460-х годах, Парфенон перевращается в мечеть. Во время войны венецианцев с турками в 1687 году, в стенах Парфенона разорвалось ядро, причинив храму очень значительное повреждение.

Дальше Парфенон подвергся разграблению. В 19 веке Греция находилась под протекторатом Османской империи, этим и воспользовался английский дипломат Т. Элджин, получивший от султана дозволение на вывоз в туманный Альбион уникальную коллекцию скульптур.

История Парфенона © Sven Hansche / Shutterstock

Архитектура Парфенона

По древнегреческим зодческим канонам храм предполагает прямоугольную форму, окруженную колоннами. Мраморное монументальное строение не могло получиться легким, но архитекторы Калликрат и Иктин добились его изящества, применив при проектировке оптический эффект. Слегка в середине утолщили колонны, а угловые наклонили ближе к центру. В результате зрительно они стали смотреться абсолютно прямыми и легкими.

Так же зодчие применили правило золотой пропорции, суть которой в том, что каждая последующая часть целого соотносится с предыдущей, как та со всем целым.

Архитектурной особенностью Парфенона являются мраморные колоннады размещенные под определенным углом, этот эффект позволяет увидеть сразу с трех сторон фасад храма.

В Парфеноне продумано все до малейших подробностей, каждая скульптура или фриз имеет свой уникальный размер, форму и предназначение.

Парфенон: скульптуры и мифы

Оформлением Парфенона занимался Фидий, он не только руководил процессом, но и собственноручно высекал многочисленные скульптуры, фризы и композиции. Именно он сотворил главную святыню — тринадцати метровая статую богини Афины. При ее изготовление Фидий использовал больше тонны золота. Статуя предстает перед зрителями, одетой в длинный хитон. На ее груди расположилась голова Медузы — Горгоны из слоновой кости, в одной руке изображение Ники, богини победы, в другой руке — копье, со свернувшейся рядом змеей. В ногах у нее щит. Зодчий пожелал отдать дань почтения инициатору строительства храма, на щите богини изображен Перикл.

Сегодня невозможно насладиться зрелищем легендарной статуи богини, авторства Фидия. Сохранились лишь позднии копии, оригинал утрачен навсегда.

Здания украшают скульптуры, фронтон, карнизы, по периметру на высоте 12 метров внешних стен, их окаймляет знаменитый парфенонский дорический фриз. К сожалению детали фриза невооруженным взглядом практически не видны.

Фриз изначально был расписан сценами из единоборств. На восточной стороне сражались лапифы и кентавры, на северной боги и гиганты, южной греки с амазонками. Западный фриз — батальные сцены Троянской войны.

Восточный фронтон посвящен мифическому рождению богини Афины, западный изображает спор Посейдона и Афины за обладание Аттикой. Что более ценно для жителей Греции морская вода или масличное дерево — подарок Афины.

На десятиметровой высоте идет ионический фриз со сценами рождения Афины. Фигуры людей с дарами и жертвенными животными, музыканты играющие на инструментах, всадники на колесницах. На восточной стороне здания, где завершается процессия, жрец принимает от афинянки пеплос — сотканная специально для богини одежда.

Скульптуры Парфенона неразделимы с архитектурными особенностями храма, в этом ценность памятника древнего зодчества, который был не только символом славы богини Афины, но и выполнял, в те давние времена, роль музея, художественной галереи и даже сокровищницы. В нем хранилась деньги казначейства морского союза Афин.

Размеры Парфенона

Архитектурное решение Парфенона классическое для древнегреческих зодчих — периптер, что значит окруженный колоннами. По кругу здания расположено 50 колонн, 8 на торцевых частях и 17 по бокам. Высота у колонн 19,4 метра, диаметр 1,9 метра. Святилище Афины было общей длинной 30,9 м.

Основание строения трехступенчатое 1,5 метра в высоту. У храма есть еще две, почти метровые, которые находятся за внешними колоннами храма. Предполагалось, что на них будут сидеть, например, во время празднеств и процессий. Вместе с тем размеры Парфенона слишком велики. Например ступени (крепиды) имеют высоту 50 см. По таким ступеням довольно неудобно подниматься, они слишком высоки.

Портики предназначались для людей, которые по ним шли, так же они укрывали их от солнца и дождя. Все в Парфеноне предназначено для того, чтобы человек пользовался его архитектурными формами, однако масштаб строения в разы превышает необходимый для человека. Античные греки представляли себе богов в виде людей, отсюда и размеры храма богини Афины.

По задумке архитекторов Парфенон надо смотреть со средней точки, не отдаляясь и не приближаясь к храму. Зритель видит пейзаж современных и маленьких древних домов одновременно с монументальным строением, тогда на контрасте Храм богини предстает еще более впечатляющим.

Советы туристу

Если хотите насладиться красотами и видами архитектурного чуда без суеты, идите на экскурсию без гида, самостоятельно.

  • Будьте готовы к длительной пешей прогулке, Храм Парфенон расположился на Акропольском холме на высоте 150 м. над уровнем моря. Идти к нему придется по отполированным веками и природой, скользким ступеням.
  • Приезжать лучше пораньше, тогда есть шанс не ходить в толпе туристов, билетные кассы открываются в 8 утра. Совет брать в поездку побольше воды, не покажется таким банальным, если провести на солнцепеке не один час. Правда на там есть маленький фонтанчик, где можно пополнить запасы живительной влаги.
  • К сожалению, на территории древнего памятника процветает воровство. Не отвлекайтесь от своих вещей, когда увлеченно фотографируете красоты Парфенона. Кстати, с крупными вещами туда не пускают, однако на входе есть камеры хранения.
  • В древнегреческом храме продолжают вестись реставрационные работы, все здание окружено строительными лесами. Из соображений безопасности внутрь строения туристам вход закрыт.

Фотографии Парфенон

Парфенон на карте

Парфенон — достопримечательности рядом

Акрополь

Керамейкос

Театр Диониса

Музей Бенаки

Национальный археологический музей в Афинах

Площадь Синтагма

Музей Акрополя

Руины города Дельфы

Олимпийский стадион

Храм Зевса Олимпийского

Могила Неизвестного солдата

Храм Посейдона

Национальный археологический музей

Круизный порт Пирей

Афинская агора

Арка Адриана

Мыс Сунион

Холм Филопаппа

Гора Парнас

Стадион Панатинаикос

Монастираки

Озеро Вулиагмени

Пляж Мегало Кавури

Входные билеты и туры

от 145€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от 45€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от 220€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

от 15€

Бесплатная отмена

Бронируй сейчас плати позже

Подробнее

Популярные экскурсии

8 hours

8 hours

3 hours

9 hours

7 hours

4 hours

4 hours

3 hours 30 minutes

4 hours

3 hours

4 hours

9 hours

9 hours

8 to 10 hours

2 hours 45 minutes

4 hours

Отели возле Парфенон

Популярные достопримечательности Греции

Монастырь ПревелиПещеры ЗакинфаПлощадь АристотеляАрхеологический музей СалоникБелая башня СалоникАрка и гробница ГалерияХрам Святой Софии в СалоникиМонастыри МетеорыКолосс РодосскийБухта НавайоМинойский дворецДворец Великих МагистровУлица Рыцарей в Старом городеМонастырь Мони ФилеримуЛиндосПорт МандракиВенецианская крепость ФортеццаСтарый город РетимноФонтан РимондиМонастырь АркадиПещера Мелидони или «Геронтоспилиос»Круизный порт КеркираКруизный порт МиконосКруизный порт Санторини

Популярные города Греции

АфиныРодосВолосКорфуСалоникиМиконосИраклионКосХаньяЗакинтосКоринфКаламатаХалкидаПилосКаламбакаМальяМистраРетимно

Последние публикации

Все

Обзоры

21. 03.2023

Лучшие острова Греции для божественного отдыха

Новости

Новости

Новости

Новости

Новости

Новости

Новости

15.11.2022

В Афинах появится «город в городе»

Смотреть все

Знакомство с Парфеноном и его скульптурами

Здание золотого века Афин

Парфенон на Афинском Акрополе был построен между 447 и 438 годами до н.э. как храм, посвященный богине Афине Парфенос. Слово parthénos (παρθένος) означало «девушка, девушка» или «девственница, незамужняя женщина».

Реконструкция того, как мог выглядеть Акрополь в древние времена, включая Парфенон. Иллюстрация Кейт Мортон.

Огромный размер храма и обильное использование белого мрамора были предназначены для того, чтобы продемонстрировать силу и богатство города в период расцвета его империи при государственном деятеле Перикле. Это был центральный элемент амбициозной программы строительства, сосредоточенной на Акрополе.

Храм был богато украшен скульптурами, созданными известным художником Фидием, которые были завершены до 432 г. до н.э. Фронтоны и метопы иллюстрируют эпизоды из греческого мифа, а фриз представляет афинян в религиозной процессии. Внутри здания стояло колоссальное изображение Афины Парфенос, построенное из золота и слоновой кости Фидием и, вероятно, посвященное в 438 г. до н.э.

Скульптуры в древности

Круглые скульптуры заполнили фронтоны (треугольные фронтоны) по обеим сторонам здания.

Реконструкция Парфенона с указанием расположения одного из фронтонов. Иллюстрация Кейт Мортон.

Скульптуры и метопы на фронтоне иллюстрируют эпизоды из греческого мифа и включают знаменитую голову лошади Селены (богини Луны) и речного бога Илисса.

Метопы (прямоугольные плиты с высоким рельефом) устанавливались над архитравом (перемычкой над колоннами) с внешней стороны храма.

Иллюстрация, показывающая расположение фронтона, метоп и фриза Парфенона.

Метопы иллюстрируют эпизоды из греческого мифа, в том числе битву кентавров и лапифов.

Фриз (низкий рельеф) опоясывал все четыре стороны здания внутри колоннады.

Реконструкция Парфенона с указанием расположения фриза. Иллюстрация Кейт Мортон.

В то время как скульптуры на фронтоне и метопы изображали сцены из греческих мифов, как это было обычно для скульптуры в греческих храмах, фриз нарушает все традиции, поскольку изображает афинян в религиозной процессии. Однако афиняне на фризе на самом деле не портреты обычных людей. Вместо этого они показаны как идеальное сообщество. Афиняне времен Перикла хотели, чтобы грядущие поколения запомнили их в лучшем виде.

Фидий был самым известным скульптором древности. Он наиболее известен как художественный руководитель афинской строительной программы, включая скульптуры Парфенона и колоссальную статую Афины Парфенос из золота и слоновой кости, которая стояла внутри Парфенона.

Реплика статуи Афины Парфенон в Нэшвилле работы Алана Ле Квайра. Изображение с Викисклада. Фото: Дин Диксон.

Мы мало что знаем о его жизни. Он обучался в мастерской Агелады из Аргоса. Он работал в основном в Афинах, но также перенес свою мастерскую в Олимпию, где сконструировал колоссального сидящего Зевса из золота и слоновой кости — одно из семи чудес древнего мира.

История здания

Парфенон имеет долгую и сложную историю. Здание было изменено, и скульптуры были повреждены в течение столетий. Он начался почти 2500 лет назад как храм, посвященный Афине. Около 500 г. н.э. он был преобразован в христианскую церковь (церковь Девы Марии афинян) и оставался таковым в течение тысячи лет. В это время была удалена вся средняя часть восточного фронтона, уничтожив дюжину статуй. Часть восточного фриза была снята, и почти все метопы на восточной, северной и западной сторонах были преднамеренно испорчены.

Материковая Греция была завоевана Османской империей к 1460 году, а в начале 1460-х годов здание стало мечетью. Когда Афины были осаждены венецианцами в 1687 году, Парфенон использовался как пороховой склад. Мощный взрыв сорвал крышу и уничтожил большую часть оставшихся скульптур. С тех пор здание представляет собой руины.

Скульптуры как музейные предметы

К 1800 году от первоначального скульптурного убранства сохранилось лишь около половины. С 1801 года, получив разрешение от османских властей, посол Великобритании в Османской империи лорд Элгин убрал из обрушившихся руин и здания около половины оставшихся скульптур. Элгин был увлечен древнегреческим искусством и за свой счет перевез скульптуры в Великобританию. Их приезд в Лондон произвел глубокое впечатление на европейское искусство и вкус в то время, когда европейское Просвещение пересматривало свое представление о том, каким должно быть искусство.

Арчибальд Арчер, Временная комната Элгина, построенная для демонстрации скульптур Парфенона с портретами персонала, попечителя и посетителей. Картина маслом на холсте, 1819 год.

Впервые эти скульптуры были замечены в 1807 году во временном музее лорда Элгина. Однако Элгин обанкротился, перевозя скульптуры в Великобританию. В 1816 году парламент решил приобрести коллекцию для Британского музея. С 1817 года скульптуры всегда бесплатно выставлялись для публики в Британском музее.

Скульптуры Парфенона, выставленные в 1923 году в Британском музее. Сейчас это комната 17. Фото Дональда Макбета.

Скульптуры Парфенона в Британском музее составляют 247 футов (около 75 метров) от оригинального фриза длиной 524 фута (около 160 метров), 15 из 92 метоп, 17 фигур с двух фронтонов и различные архитектурные элементы здания. .

Скульптуры с западного фронтона Парфенона выставлены в зале 18 Британского музея.

Около половины уцелевших скульптур осталось в Афинах, в том числе обширные остатки метоп (особенно с востока, севера и запада здания), фриза (особенно с северной и западной сторон) и фронтонов. В 1970-х годах правительство Греции начало программу реставрации памятников Акрополя. В рамках этой работы все архитектурные скульптуры из Парфенона были вывезены в музей Акрополя, а все скульптуры Парфенона теперь являются музейными объектами. Большинство скульптур примерно поровну поделено между Афинами и Лондоном, но важные экспонаты также хранятся в других крупных европейских музеях, включая Лувр и музеи Ватикана.

Вдохновение для художников

Скульптуры Парфенона вдохновляли художников и писателей на протяжении поколений, от Джона Китса до Генри Мура. Пожалуй, самым влиятельным из них был французский скульптор Огюст Роден, видевший в Фидиаде родственную душу и художественного наставника.

Огюст Роден (1840–1917), Этюд кавалькады южного фриза Парфенона. Графит, перо и тушь, до 1870 г. © Музей Родена. Фото: Жан де Калан.

Скульптуры Парфенона являются знаковыми произведениями искусства. Они играют центральную роль в истории искусства и будут продолжать вдохновлять художников в будущем.

Роден был вдохновлен скульптурами Парфенона, представленными на выставке

Роден и искусство Древней Греции , которая проходила с 26 апреля по 29 июля 2018 года. При поддержке Bank of America Merrill Lynch.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *