Инфракрасная съемка: Инфракрасная съёмка с фильтрами B+W– путешествие в «новое измерение»
Инфракрасная съёмка с фильтрами B+W– путешествие в «новое измерение»
Здравствуйте, друзья!
В этом году лето как-то не задалось у большинства из-за карантина, так что я решил порадовать вас новыми снимками из моих путешествий. И не просто снимками, а инфракрасными снимками, сделанными с помощью светофильтров B+W. Это материал, который я собирал несколько лет и сегодня рад с вами им поделиться.
Ранее я уже писал об инфракрасной съемке, рассказывая о технических характеристиках светофильтров B+W, анализируя кривые пропускания и приводя некоторые примеры ИК съемки. Я также подробно объяснял, почему картинки «как ифракрасные» не получить без специальных инфракрасных фильтров. А сегодня я покажу еще больше интересных, на мой взгляд, примеров ИК съёмки из моих путешествий по Индонезии, Турции и Германии, ведь очень важно видеть, то, ради чего всё и затевалось!
Индонезия — инфракрасная фотосъемка
Индонезия находится довольно далеко от нас (12 часов лёту), потому я взял с собой хороший и большой набор оборудования, в который также входил приличный набор светофильтров.
Справа на картинке три из четырёх фильтра — инфракрасные.
Индонезия интересна для инфракрасной фотосъемки тем, что солнце там светит почти всегда и УФ индекс почти никогда не опускается ниже 6, а чаще всего он стабильно стоит на 9, что означает, что проблем с недостатком инфракрасного спектра вообще нет. Кроме того, место это экваториальное и потому здесь растёт много интересных тропических деревьев, которые красиво получаются на снимках.
iPhone SE back camera 4.15mm f/[email protected](29мм в 35мм экв.) , f2.2, 1/3800s, ISO 25Здесь вы видите банальнейший снимок пляжа, если фотографировать обычным образом. А ниже — ИК кадр, сделанный с помощью фильтра B+W 093. Сняты эти два фото (ИК и обычное) практически одновременно.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f4, 1/125s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
Снимки по контрастности получаются похожими на то, что снимал Ансель Адамс, а не зря он тоже любил пользоваться ИК светофильтрами.
Как видно, на кадре, сделанном с помощью светофильтра B+W 093, cинее небо стало почти чёрным, зелёная трава на заднем плане получилась светло-серой, в отличие от обычного черно-белого фото, где она была бы темно-серой (вот примерно как в местах, где на неё падает тень). Листва на ближайшем дереве похожа на пушистые шарики на палке. А светлый песок неплохо отражает инфракрасный спектр и потому получается белым. На самом деле, он вовсе не белый.
Фотографировать в Индонезии непросто, особенно со штатива, так как солнце жарит немилосердно и если вы без шапки легко получить солнечный удар.
А исходное фото с инфракрасным фильтром 093 выглядело так…
Его нужно перевести в чёрно-белый снимок. С фильтром 093 в цвете ничего хорошего не будет, ведь он оставляет только один цветной канал. А вот другие цветные фильтры, начиная с 092 и контрастные фильтры (они как раз для черно-белой фотографии, но часто бывает интересный результат и в цвете) могу выглядеть как кадры из старого кино.
Съемка со светофильтром B+W 403 (ультрафиолетовый)
жёлтый контрастный светофильтр
Оранжевый контрастный светофильтр
Выстроившиеся в ряд кокосовые пальмы мне понравились, но обычный кадр был бы испорчен тем мусором, что лежит под ними.
iPhone SE back camera 4.15mm f/[email protected](29мм в 35мм экв.) , f2.2, 1/2000s, ISO 25
Да, тропики с приходом «цивилизованного» человека красивее не стали. Но на инфракрасном снимке удается сместить акцент на пальмы.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f8, 1/200s, ISO 100 + светофильтр B+W 092Водопад на острове Бали.
Canon EOS 5DS R + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f8, 8s, ISO 200
Проблема в съемке такого места обычно заключается в обилии людей. Кто-то залезает в воду рядом с водопадом и стоит там полчаса. Не знаю, какая цель преследуется в обычном стоянии, но оплывшее жиром тело явно пейзаж не украшает, потому у водопада с камерой я провёл около часа стараясь сделать снимки, где людей можно будет хотя бы заретушировать.
В кадре всегда оказывается не один человек и если он относительно близко к камере, то его, как правило, не убрать из кадра — нужно ждать. Просить таких туристов, как правило, бесполезно, если не хотите вступить в длительные дискуссии о том, что и как нужно делать на водопаде.
Обычный снимок я снимал на длинной выдержке, надеясь, что люди будут смещаться и в кадре их не останется, но всё равно пришлось сильно кадрировать. Цвета на снимке насыщенные так как использован поляризатор B+W HTC.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f11, 1/8s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
Инфракрасный вариант этого снимка мне понравился больше. Снимки в обычном спектре часто получаются тёмные, а на инфракрасных зелень волшебным образом выходит светлой и снимок получается контрастным. Самое удачное сочетание это водопад (будет серым) + скала (белые и черные камни) + листья / мох (белые). В данном кадре у меня скалы маловато, но всё равно, на мой взгляд, получилось неплохо.
Сфотографировать красиво обычный коттедж тоже еще постараться нужно (данное фото снято на смартфон и ни на что не претендует).
iPhone SE back camera 4.15mm f/[email protected] (29мм в 35мм экв.) , f2.2, 1/370s, ISO 25
На фотокамеру получилось не сильно лучше, и я решил попробовать снять в инфракрасном спектре, который лучше передаст ощущение лета, которое, собственно, в Индонезии не заканчивается, и мы были там в конце октября-начале ноября.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f5.6, 1/50s, ISO 200 + светофильтр B+W 093Такой снимок напоминает кадр из американских классических (40-ые, 50-ые годы) черно-белых фильмов.
Иногда совершенно простые вещи смотрятся совсем по-другому в инфракрасном спектре. В данном случае, примитивная палатка пастуха.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f5.6, 1/30s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
Съемка в инфракрасном спектре добавило ей «летнего ощущения» и скрыла от нас мусор на земле и проч.
Разные растения в инфракрасном спектре могут смотреться по-разному, потому неплохим приемом оказывается, когда в кадре встречаются разнородные листья, трава и цветы.
Canon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f5.6, 1/80s, ISO 200 + светофильтр B+W 093
У деревьев бывают разные оттенки серого в инфракрасном спектре. Те, которые оказываются под прямыми лучами солнца, имеют светло-серый тон в большинстве случаев, а которые в тени — ближе к темно-серому. Контраста снимку добавляет синее небо, которое будучи отфильтрованным через красный фильтр (ИК фильтры тоже красные), выглядит очень темным и иногда даже чёрным. Тогда белая листва на нём хорошо смотрится. Если будете внимательнее, то на этом кадре под деревом заметите козочек.
В путешествиях нужно не лениться и лезть туда, где на ваш взгляд могут получиться хорошие снимки.
Сanon 1200D + TS-E24mm f/3.5L II@24mm, f9, 1/15s, ISO 100 + светофильтр B+W 093
Резюме по инфракрасной съемке в Индонезии
Освещения в Индонезии хоть отбавляй, что позволяет делать короткие выдержки. Скорее всего, инфракрасная съемка будет возможна на обычных камерах со светофильтром B+W 092 . Но я всё-таки рекомендую модифицированные камеры чтобы не ограничивать себя только тропическими странами. Не везде Солнце так жарит.
Заранее сложно сказать какое оборудование понадобится, но в Индонезии мне почти всё пригодилось и особенно светофильтры.
Больше всего хороших снимков у меня получилось со светофильтром B+W 093 , но это потому, что я видел тропические пейзажи глазами фотографов начала 20-ого века, где снимки были черно-белые и сильно контрастные.
Отдельный «лайфхак» — это использование поляризационного светофильтра, он добавляет контраста снимку. При этом поляризатор желательно иметь «светлый», типа нового B+W HTC, так как и без того света через плотный (093) инфракрасный фильтр проходит не так много.
И важный момент состоит в том, что без интересного сюжета не получится красивого снимка, то есть нужно уметь видеть сюжет и строить композицию зная природу материалов. Например, сочетать темные стволы деревьев со светлыми листьями или контрастные скалы со светлыми листьями и темным штормовым небом.
Часто чтобы найти хороший сюжет для съемки приходится ехать и залезать туда, куда обычные люди не залезают. В помощь себе рекомендую обзавестись или маленьким штативом или легким. Одно из двух, а лучше и то, и другое.
Германия — инфракрасная фотосъемка
Путешествуя по Германии, я отправился в фототур по замкам. Честно говоря, я не предполагал, что там их так много около 25000 штук.
Фотографировать европейские замки на обычную фотокамеру не очень продуктивно, так как ежедневно их посещают тысячи туристов с фотокамерами и обычных снимков хватает, можно даже по временам года сортировать.
А вот инфракрасных снимков я не нашёл и потому возникла идея снять что-то своё, уникальное, с помощью светофильтров B+W 092 и 093.
Замок Нойшванштайн находится в германских Альпах, очень живописен и имеет небольшой мостик, чтобы его сфотографировать. Тем не менее, туристов на этом мостике много и кадры у всех примерно одинаковые.
На фотографию в видимом диапазоне сильно влияет погода, в пасмурную погоду пытаться снимать вообще смысла нет. А вот инфракрасное фото в переменную облачность может дать неплохой результат, как на этом снимке.
Другой замок в Германии — Зигмаринген — очень красив, но обращён «неправильной» стороной на восток. В результате половину дня солнце освещает внутреннюю сторону замка, которую нормально не сфотографировать.
Самый лучший кадр может получиться опять же, с «секретного» места на возвышенности.
Для инфракрасной съемки замок привлекателен еще и тем, что обвит растительностью, которая привносит свои светлые пятна на серые стены замка.
Тем не менее, хорошее освещение здесь иногда приходится ждать весь день…
Следующая остановка — замок Гогенцоллерн, недалеко от Штутгарта.
Данный замок отличается тем, что его не сфотографировать с удобного расстояния, он окружён высокими деревьями. К замку идёт извилистая дорожка, где тоже можно сделать кучу красивых инфракрасных снимков. Без специальных фильтров на дорожке ничего интересного.
Замок сделан из другого камня, нежели предыдущие, и потому на инфракрасных снимках выходит тёмным! Тем контрастнее получается снимок, где светлыми пятнами выступает листва деревьев.
Еще один замок – Хайдельберг также сооружение, к которому неудобно подходить близко, поэтому самое лучшее место для съемки — через реку.
Ниже вы найдете другие примеры ИК съемки. Кто бы подумал, что порой банальный сюжет извилистой дороги может стать таким удачным сочетанием света и тени для инфракрасного снимка.
На светотеневой рисунок здесь влияет не только солнечное освещение и тени, но и породы деревьев. У разных деревьев листья и кора отражают инфракрасный спектр с различной интенсивностью, потому имеют разные тона.
«Золотая осень» это хорошо, но банально. А вот вам сюжет «а ля Адамс», который может порадовать многих владельцев коттеджей или отелей.
Подобные снимки я встречал в дорогих отелях, в которых когда-то останавливался. Они отлично вписываются в изысканный интерьер благодаря черно-белой гамме, контрасту и обилию деталей.
Резюме по инфракрасной съемке в Германии
Германия является благодатным местом для инфракрасной фотосъемки и сложным в плане конкуренции для обычной фотосъемки. Ей богу, там уже давно всё снято до нас. Если в Индонезии можно еще найти почти безлюдные места, то в Германии таких мест нет. Зато слегка приостановившись в создании клонов фотографий других людей, которые получаются в результате съемки с тех же мест, вы можете разнообразить своё творчество инфракрасными светофильтрами.
Большинство посетителей этих мест вообще на смартфон снимает и фильтрами не пользуется, так что ИК съемка — это хороший козырь.
Сюжетов для съемки в Германии масса. Я выбрал то, что было интересно мне. Отдельно отмечу Альпы, где природа очень красивая и хочется гулять, фотографировать и вообще там жить. Особенно с видом на заснеженные вершины гор.
Турция — инфракрасная фотосъемка
Турция — тёплая страна. Здесь летом очень много солнца и соответственно инфракрасного спектра. Когда я ехал в Турцию на семейный отдых, я не представлял, что здесь есть еще что посмотреть и пофотографировать, но инфракрасную камеру и фильтры с собой взял (мало ли что).
Оказалось, что здесь есть что снимать — руины римских городов, жилища пещерных людей, подземные города и прочее. На самом деле, Турция приятно удивила обилием фотогеничных мест.
В Турции, например, находится такое всемирно известное место как Каппадокия — местность с интересным ландшафтом, пещерные жилища ранних христиан и подземные города.
Снято с поляризационным светофильтром B+W F-Pro S03 MRC Pol-Circ
Но фотографировать здесь на обычную камеру опять же смысла мало, так как Каппадокия принимает у себя огромное количество туристов каждый день и многие из них — фотографы. Достаточно набрать название в поисковике и посмотреть фото. Самые популярные -это снимки, где над ландшафтом летят воздушные шары. Мне это показалось очень избитым сюжетом, да и я всё равно на запуск шаров не попадал, но пещерные жилища — это то, что нужно для инфракрасной съемки!
Ниже другие примеры инфракрасной съемки с фильтрами B+W.
Сложно поверить, но здесь жили люди. И, на самом деле, если бы правительство Турции в ультимативном порядке не выгнало в 2018 году людей из подобных жилищ они жили бы и сейчас (не в этих конкретных, но рядом были подобные же).
Интересно. что построены эти жилища были в первом тысячелетии до нашей эры, а вот актуальны, как выясняется, и сейчас.
Это к вопросу о том, насколько человечество развивается. Кто-то в космос стремится лететь, а кто-то еще в пещерах живёт.
В Турции многие горы — известняковые, так что на инфракрасных фото выглядят белыми, с ними контрастируют входы пещер и различные вкрапления других пород. Конкретно для Турции себя очень хорошо показал светофильтр B+W 092, большинство снимков сделаны им. Хотя он менее контрастный, нежели B+W 093, но контраст на этих снимках задаёт сама местность. Нужно только помнить, какие материалы дают какой оттенок на инфракрасном черно-белом снимке.
При этом, вода на инфракрасных снимках чаще всего получается чёрной, так как она не отражает, а поглощает инфракрасный спектр. Исключение — это брызги. Потому, если вы снимаете воду, то хорошо её сочетать с деревьями и прочей зеленью, которая на инфракрасном снимке станет светлой.
А вот тот же самый снимок в обычном спектре совсем не интересный.
На этом же небольшом водопаде я сделал и другие довольно удачные ИК снимки.
Другое интересное место для ИК съемки — центр города Тарсус, в котором много достопримечательностей.
Город Тарсус провинции Мерсин, в котором находятся «Ворота Клеопатры», основан в 600 году до нашей эры. В эпоху римской империи был расцвет Тарсуса, так как он находился на важном торговом пути из Киликии в Сирию и был столицей Киликии. Был подарен римским полководцем Марком Антонием (на тот момент одним из соправителей Римской империи) египетской царице Клеопатре в качестве свадебного подарка и есть легенда о том, что они прошли под этими воротами. С этого момента другой соправитель Октавиан начал кампанию против Марка Антония, осуждая его за то, что тот раздаёт римские земли. Но до наших дней дошла красивая и трагическая история любви римского полководца и египетской царицы (оба погибли почти одновременно, как Ромео и Джульетта).
Фотографий этих ворот в интернете тоже масса, но я постарался сфотографировать их по-своему, в духе черно-белых фильмов 50-х годов.
Резюме по инфракрасной съемке в Турции
Турция — отличное место для инфракрасной фотосъемки. Особое внимание стоит уделить руинам римских городов, которых здесь много. Я не попал на самые значительные, а размер в данном случае важен. Чем выше сооружение, тем лучше по площади кадра распространяется контраст. Например, ступеньки амфитеатра хорошо поднимаются высоко вверх, а мне удалось побывать в достаточно скромном амфитеатре, где большая часть постройки лежала в виде руин. Если бы там хоть колонны были… Но в Турции есть здоровенные амфитеатры в хорошей сохранности — дерзайте!
Вторая часть возможного фототура — это древние поселения. Уж кто тут только не жил… Я посетил Каппадокию и узнал где-таки жили настоящие троглодиты (!). Вокруг полно известняковых гор с пещерами, можно снимать «Звездные войны», планета Татуин (на самом деле снималось в Тунисе, но здесь, на мой взгляд, еще лучше и очень похожие ландшафты).
Итоги
Инфракрасная фотосъемка в приложении к любительской фотографии является уникальным инструментом, открывающим нам окно в «новое измерение».
Когда вы смотрите на пейзаж, но условия освещения говорят вам, что в обычном спектре снимок не будет интересным, попробуйте мысленно взглянуть на него в инфракрасном спектре, может он будет существенно лучше.
Как и любой другой вид фотосъемки, инфракрасная фотосъемка не может заменять собой все остальные, но может удачно их дополнять.
За несколько лет, что я занимаюсь инфракрасной фотографией, я сделал довольно много снимков, за которые мне не стыдно и их можно было бы разместить на выставке.
И это снимки, глядя на которые многие говорят «ВАУ!», чего редко можно ожидать при просмотре снимков в обычном спектре, которые всем во многом «приелись».
Зритель любит, чтобы его удивляли, открывали новые горизонты, так что рекомендую вам разнообразить свой фотографический опыт инфракрасной фотосъемкой.
На этом желаю вам удачных снимков и интересных путешествий после окончания карантина!
Автор Дмитрий Евтифеев
Источник: https://evtifeev.com/75451-infrakrasnaja-fotografija-ch-3-primery-snimkov-indonezija-germanija-turcija.html
Как сделать инфракрасную фотографию
Автор: Maarten van den Berg
Инфракрасная фотография изначально создавалась для государственной слежки, но, как известно, использование каких-либо техник съемки в творчестве — это только вопрос времени (например, как в случае и с высокоскоростной фотографией). Хотя прошло много времени с тех давних пор, и уже даже инфракрасная пленка снята с производства, вы можете легко воссоздать вид инфракрасных фотографий при постобработке в редакторе.
Инфракрасная фотография превращает традиционные пейзажи в мистичные потусторонние снимки, наполненные яркими оттенками будто бы жевательной резинки и четким акцентом на небе.
По сути инфракрасная фотография преобразует зеленые тона в своеобразные оттенки красного, розового, бледно-розового или белого — в зависимости от типа используемой пленки или конкретного способа обработки изображения.
Почему все зеленые меняют цвет?
Предполагается, что этот тип фотографии захватывает спектр света, который не виден человеческому глазу, следовательно, все непривычные тона. Инфракрасное излучение имеет большую длину волны, чем видимый свет, и использование инфракрасной фотографии позволяет людям снимать сквозь дымку и туман лучше, чем другие виды фотографии (именно поэтому это изначально использовалось для наблюдения).
Если вам интересно экспериментировать с инфракрасной пленкой, черно-белая версия будет более бюджетным вариантом, нежели цветная. Использование черно-белой инфракрасной пленки позволяет создавать четкие фотографии даже в самые туманные дни. Хотя это не самый простой тип воспроизведения фотографий, можно схитрить — создать «странные пейзажи» на компьютере.
Необходимое оборудование
Автор: Michael Steighner
- DSLR-камера.
- Штатив.
- Инфракрасный фильтр.
- Adobe Photoshop.
Фильтр
К сожалению, не все может быть легко воспроизведено в Photoshop, и вам все же понадобится специальный фильтр, чтобы начать процесс. К счастью, он относительно недорогой и его легко найти в любом специализированном магазине фототехники.
Выбор объекта
Автор: Aldo Altamirano
Пейзажи являются наиболее распространенными объектами для инфракрасной съемки, поскольку они обычно содержат много зеленых тонов. Ярко-голубое небо становится темно-синим или черным, в то время как зеленые тона приобретают бледно-розовый оттенок. Поскольку инфракрасная фотография требует использования длинной выдержки, съемка живых объектов, людей или животных, может быть довольно затруднительной.
Процесс съемки
Автор: Wendy Rauw
Хитрость инфракрасных фотографий заключается в том, что после того, как вы прикрепите фильтр, вы не сможете ничего увидеть в видоискателе.
Так получается потому, что инфракрасные фильтры предназначены для блокировки всего видимого света. Из-за этого вам нужно будет скомпоновать снимок и сфокусироваться, прежде чем прикреплять фильтр.
Порядок действий при инфракрасной съемке
- Установите штатив на устойчивой поверхности перед объектом съемки, затем прикрепите камеру к штативу. Постройте композицию. Установите кольцо фокусировки на автомат — вы будете фокусироваться после того, как прикрепите фильтр.
- Диафрагма должна быть порядка f/16, чтобы гарантировано получить всю сцену в фокусе. Значение ISO должно быть 100 или 200, чтобы уменьшить количество шума на фотографии. Скорость затвора будет варьироваться от 1 до 30 секунд, в зависимости от объекта съемки, поэтому вам нужно будет сделать несколько пробных фото с фильтром, чтобы определить подходящую продолжительность выдержки.
- Снимайте в формате RAW! Это сделает процесс постобработки намного легче.
- После того, как вы установили все свои первоначальные настройки, установите фильтр, автоматически сфокусируйте изображение и сделайте фотографию.
А уже после того, как определите правильную выдержку, можно делать все остальные снимки.
Постобработка цветов
Автор: пользователь Flickr Will G
Это самая веселая часть всего процесса. В зависимости от типа используемого фильтра полученное изображение будет почти полностью пурпурным / фиолетовым / красным. Не расстраивайтесь! Так должно быть. Эти тона известны как «ложные цвета», которые можно быстро изменить в редакторе.
- Откройте изображение в Adobe Photoshop. Создайте новый корректирующий слой, затем выберите Channel Mixer. По сути — вам нужно поменять местами красный и синий каналы. Для этого выберите красный канал и перетащите красный на 0%, а синий на 100%. Теперь выберите синий канал и, наоборот, перетащите синий на 0%, а красный на 100%.
- Вы можете оставить фотографию как есть или продолжить вносить изменения в контрастность, насыщенность (saturation) или сочность (vibrancy) изображения. Незаметный оттенок может превратиться в яркий и насыщенный с помощью всего лишь нескольких щелчков мыши.

- Зайдя в каждый отдельный канал (красный, зеленый, синий), вы также можете увеличить количество каждого цвета в конечном изображении.
- Вы хотите получить много синего на изображении, но не хотите, чтобы розовые оттенки были слишком насыщенными? Перейдите в Image -> Hue -> Saturation, выберите Red и тяните вниз полосу насыщенности, пока красные не станут бледно-розовыми.
Постобработка черного и белого
Автор: пользователь Flickr eyetwist
- Откройте оригинальное необработанное изображение в Adobe Photoshop CS.
- Взгляните на палитру слоев и переключите ее на каналы. Выберите, какой канал вы хотите использовать для преобразования вашего изображения, посмотрите настройки каждого, прежде чем принять решение.
- Нажмите на канал, который вы хотите использовать, а затем выберите Image -> Mode -> Grayscale.
- Используйте Уровни или Кривые, чтобы настроить контрастность снимка. Использование техники Dodge & Burn для определенных областей еще больше усилит эффектность конечного варианта фотоснимка.

Создание инфракрасных изображений может быть не самым простым фотографическим приемом, но результаты будут впечатляющими, если вы усовершенствуете методы. Инфракрасная фотография открывает целый новый мир по-своему жутких, фантастических пейзажей, эффект которых не так легко воспроизвести с помощью традиционной фотографии.
Полезные статьи
Шесть вещей, которые вы обязаны знать о диафрагмеОдно из первых понятий, которые узнает человек, когда начинает серьезнее относиться к процессу фотог …
фотография для начинающихтеория
450
Что такое «стоп» экспозиции в фотографии?В фотографии «стоп», или «ступень» — понятие довольно распространенное но многие понимают его неправ …
теорияэкспозицияISO
1646
Что такое ISO?Очень просто о том, что такое ISO, как он влияет на экспозицию и мн.др …
теорияэкспозицияISO
1211
Введение в инфракрасную фотографию
Инфракрасная или «ИК» фотография предлагает фотографам всех способностей и бюджетов возможность исследовать новый мир — мир невидимого.
Почему «невидимый»? Потому что наши глаза буквально не могут видеть инфракрасный свет, так как он лежит сразу за пределами того, что классифицируется как «видимый» спектр — то, что может обнаружить человеческое зрение. Когда мы фотографируем с помощью инфракрасной пленки или фотоаппаратов, мы видим мир, который часто может сильно отличаться от того, что мы привыкли видеть. Цвета, текстуры, листья и растения, человеческая кожа и любые другие объекты могут отражать инфракрасный свет уникальным и интересным образом, который невозможно воспроизвести с помощью таких инструментов, как Photoshop (да, возможности Photoshop ограничены!) .
Как и любая форма фотографии или искусства, это дело вкуса. Я настоятельно призываю людей исследовать мир IR. По мере увеличения количества устройств, оснащенных камерами, и улучшения связанных с ними технологий, ИК-фотография может дать фотографам возможность выйти на новые области и дифференцировать свои предложения от предложений других.
Терминология
Для целей этой статьи я буду называть спектр инфракрасного света «ближним инфракрасным» или просто «ИК».
Ближний инфракрасный диапазон относится к спектру света, находящемуся за пределами диапазона, который человек может обнаружить своим зрением. Этот световой диапазон составляет от 700 до 1200 нм (нанометров). Другой аспект ИК-спектра, выше ближнего ИК, связан с тепловидением. Тепловые технологии были популяризированы такими фильмами, как «Игры патриотов» и другими триллерами, в которых спецслужбы или военнослужащие могли обнаруживать злодеев, измеряя температуру их тел в ночных условиях. Датчики современных цифровых камер не способны обнаруживать тепловые изображения. Однако при определенных обстоятельствах цифровые камеры могут отлично справляться с записью инфракрасного излучения.
История инфракрасной фотографии
Первые набеги на инфракрасную фотографию с использованием специальных пленочных пластин начались в начале 20-го века. Во время Первой мировой войны ИК-фотография оказалась чрезвычайно ценной, поскольку атмосферная дымка не так сильно влияла на изображения с использованием ИК-спектра, как на обычные фотографии.
ИК-изображения также могли показать резкие различия между растительностью и зданиями, лучше идентифицируя потенциальные вражеские цели, такие как замаскированные заводы по производству боеприпасов и другие ключевые объекты. Реки, ручьи, озера и другие водные пути были изображены в очень темном оттенке, что делало их гораздо более заметными.
В 1930-х и 1940-х годах кинематографисты представили множество пленок, чувствительных к инфракрасному излучению, которые привлекли как фотографов-любителей, так и голливудских кинематографистов. Военные также расширили использование ИК-фотографии, поскольку во время Второй мировой войны стремились получить все возможные преимущества. В течение 1960-х годов ИК-фотография увидела ряд новообращенных, поскольку некоторые из ведущих музыкантов того времени, такие как Grateful Dead и Джимми Хендрикс, популяризировали ее использование с помощью обложек своих психоделических альбомов. С появлением цифровой камеры в конце 19 в.В 90-х как обычная, так и ИК-фотография должны были существенно измениться.
Помимо профессиональных фотографов и фотографов-любителей, сотрудники правоохранительных органов полагаются на ИК-фотографию для обнаружения криминалистических доказательств, которые не видны обычным зрением.
Характеристики ИК-подсветки
Отраженный ИК-свет создает захватывающий набор сюрреалистических эффектов. Растительность кажется белой или почти белой. Кожа приобретает очень молочную, гладкую текстуру, хотя вены, расположенные близко к поверхности кожи, могут быть подчеркнуты и приобретать довольно омерзительный вид. Глаза могут казаться немного призрачными, радужная оболочка приобретает очень темные тона, а белки глаз приобретают сероватый оттенок. Черная одежда может казаться серой или белой в зависимости от ткани. ИК-свет может проходить через солнцезащитные очки, которые для глаза кажутся очень темными или похожими на зеркало (см. изображение ниже). Голубое небо также приобретает гораздо более драматичный вид.
Другой аспект ИК-фотографий немного сложнее описать и классифицировать.
Я обнаружил, что существует определенный тип контраста, или то, что я называю «четкостью», редко встречающийся в обычной фотографии. Высококонтрастные черно-белые изображения по своей природе ближе всего к ИК-фотографии, но даже они не выглядят так же, как ИК-изображения. Эти и другие эффекты обеспечивают волшебство ИК-фотографии — почти все выглядит совсем не так, как вы привыкли видеть в видимом спектре света.
ИК-свет, проходящий через солнцезащитные очки и эффект сглаживания кожи
Параметры ИК-фотографии
35-мм ИК-пленка по-прежнему легко доступна всего за 11 долларов за рулон из 36 отпечатков. Его достаточно просто использовать в имеющейся у вас зеркальной фотокамере, что позволяет вам экспериментировать с ИК-фотографией, не тратя ничего, кроме одного или двух рулонов пленки, и некоторых затрат на разработку. Однако, в зависимости от возможностей вашей лаборатории, вы можете обнаружить, что вам придется отправить ИК-пленку в другую лабораторию, которая может ее обработать, как это требуется для высококачественной черно-белой пленки.
Другой альтернативой является покупка круглого ИК-фильтра (похожего на УФ- или круговой поляризационный фильтр), который крепится к передней части объектива камеры. ИК-фильтр предотвращает прохождение видимого света, позволяя только инфракрасному свету попадать на сенсор вашей камеры. Эти фильтры будут различаться по цене в зависимости от размера фильтра и конкретной части ИК-спектра, к которой они относятся. Основное различие между фильтрами заключается в том, как отображаются цвета (подробнее об этом чуть позже), но это в первую очередь вопрос вкуса. Если вы потратите больше денег на фильтр, фокусирующийся на другой части ИК-спектра, это не обязательно гарантирует, что результаты вам понравятся больше, чем на ИК-фильтр, который стоит гораздо меньше.
Каковы недостатки использования ИК-фильтра, прикрепленного к объективу? Основной проблемой является размытие движения. Поскольку перед вашей цифровой зеркальной камерой установлен фильтр, блокирующий ИК-излучение, на нее попадает очень мало ИК-излучения, если оно вообще есть.
ИК-фильтр пропускает только инфракрасный свет к датчику, отфильтровывая видимый свет. Комбинация ИК-фильтра и ИК-фильтра на передней панели объектива требует очень длительного времени экспозиции. Поскольку ИК-фильтр очень темный, вам также необходимо сфокусироваться, прежде чем прикреплять ИК-фильтр к объективу.
Конкретное время экспозиции зависит от конкретного используемого ИК-фильтра, чувствительности датчика камеры к ИК-излучению, особенностей блокирующего фильтра DSLR и, конечно же, количества ИК-света. Когда я впервые поэкспериментировал с ИК-фотографией на Pentax K10D в 2007 году, я обнаружил, что мне нужно оставить затвор открытым на 45-60 секунд в солнечный летний день, чтобы получить правильно выставленную ИК-фотографию. Это может быть хорошо, если вы фотографируете здания или другие неодушевленные объекты, но не так хорошо работает с чем-либо, что движется, например, с людьми, животными, листьями, цветами и т. д. Но если вы хотите быстро освоить ИК-фотографию с минимальными вложениями вы можете купить ИК-фильтр, такой как Hoya R72, всего за 64 доллара (в зависимости от требуемого размера фильтра) и определить, подходит ли он вам.
R72, вероятно, является самым популярным ИК-фильтром, поскольку он работает с широким спектром ИК-диапазона, экономичен и создает отличные ИК-изображения.
Последний вариант — переоборудовать цифровую зеркальную камеру для использования исключительно в ИК-диапазоне. Это более затратно, но дает наилучшие результаты и обеспечивает наибольшую гибкость.
Цифровые зеркальные фотокамеры, переоборудованные для специализированной ИК-съемки
Этот вариант требует удаления ИК-фильтра, который находится перед сенсором вашей зеркальной фотокамеры, и замены его фильтром, пропускающим только ИК-свет. Это эквивалентно использованию внешнего ИК-фильтра, описанного ранее, и замене им блокирующего ИК-фильтра. Каковы преимущества этого подхода? Вы можете использовать свою цифровую зеркальную камеру так же, как и сегодня, полагаясь на нормальные значения экспозиции и скорости затвора. Просматривая метаданные своих ИК-фотографий, я обнаружил, что в обычный солнечный день с мая по август при f/8 и ISO 100 я достиг выдержки не менее 1/125, а часто и намного выше.
Никаких длинных выдержек, никакой фокусировки по времени, а затем необходимости переключения режима фокусировки с автофокуса на ручной, никакой возни с ИК-фильтрами на передней панели объектива. Самое главное – никаких размытых изображений.
Недостатками использования специальной ИК-камеры являются стоимость, невозможность использовать переделанную камеру для чего-либо, кроме ИК-фотографии, и аннулирование гарантии на вашу цифровую зеркальную камеру (глоток!). У вас есть два варианта переоборудования DSLR для использования с ИК-подсветкой:
- Отправьте ее в авторитетную компанию по переоборудованию ИК-подсветки
- Сделай сам
Я настоятельно рекомендую вариант 1, если вы не уверены в следующем: просмотр обучающего видео , быть очень удобным с очень маленькими, чувствительными электрическими компонентами (сильные потребители кофеина могут остановиться на этом!), разобрать камеру, чтобы добраться до датчика в сверхчистой среде, удалить блокирующий ИК-фильтр, заменив его ИК-фильтром получить от конверсионной компании, собрать вашу камеру и решить любые тривиальные проблемы, такие как… пыль, волосы и другие частицы, попадающие в вашу камеру, а также любые эксплуатационные проблемы, возникающие в некоторых аспектах процесса разборки/сборки.
Хотя я видел обучающее видео и переписывался с несколькими людьми, которые выполняли эту операцию, я бы просто сказал, что это не для слабонервных!
Существует множество компаний, специализирующихся на услугах по преобразованию инфракрасного излучения. Одним из самых известных является Lifepixel. Я использовал Lifepixel дважды и могу только похвалить профессионализм их сотрудников и качество их работы. Lifepixel сначала преобразовал мой Nikon D40X. Через два года я отправил им свой D90. Должен признаться, что я немного волновался, когда впервые отправил свой Nikon D40X компании Lifepixel. D40X был совершенно новым, и я даже не сделал ни одного снимка, прежде чем отправить его в коробке с мягкой подкладкой. Что-то не так с отправкой совершенно новой камеры кому-то, кроме Nikon, для разборки, модификации и аннулирования моей гарантии!
Однако перед этим я подробно поговорил с Дэниелом, одним из представителей службы поддержки клиентов Lifepixels. Я отправил ему по электронной почте исчерпывающий список вопросов и опасений.
Даниэль был чрезвычайно терпелив и тщательно рассматривал каждый вопрос, который я поднимал. Другие представители Lifepixel были такими же отзывчивыми и полезными. И за почти 4 года съемки в ИК-диапазоне я не могу указать ни на одну проблему ни с одной из зеркальных фотокамер с ИК-конверсией. Одно предостережение: какую бы компанию вы ни выбрали для своего ИК-конвертера, убедитесь, что вы тщательно изучили их и уверены в том, что они модифицируют вашу цифровую зеркальную камеру.
Съемка ИК-изображений
Поскольку цифровая зеркальная камера была модифицирована только для ИК-съемки, вы можете использовать ее так же, как при фотографировании изображений в видимом спектре света. Комбинации ISO, выдержки и диафрагмы будут работать в сочетании друг с другом так же, как и с любой цифровой зеркальной фотокамерой без ИК-подсветки. Матричный замер всегда беспроигрышный вариант с ИК, хотя вы можете поэкспериментировать с камерой, объективом и условиями освещения, чтобы определить, обеспечивает ли центрально-взвешенный замер лучшие результаты в данной ситуации.
Мой D40x время от времени требовал от меня регулировки кнопки компенсации экспозиции, увеличивая/уменьшая значение на целых 1,7. В норме диапазон регулировки был меньше – +/- .3 – .7. Хотя у меня на D90 такой же ИК-фильтр, я заметил, что D90 требует гораздо меньше регулировки компенсации экспозиции. Вероятно, это произошло из-за того, что D90 и D40X использовали разные датчики камеры. Требуется немного проб и ошибок, чтобы понять, как выглядит «хорошее» изображение RAW на вашем ЖК-дисплее. Однако со временем вы поймете, правильно ли экспонировали ИК-изображение и нужно ли отрегулировать компенсацию экспозиции.
Что насчет линз?
Нас учат верить, что лучшие линзы принесут наилучшие результаты. Однако в мире ИК линза, которая лучше всего работает в видимом спектре, может оказаться совершенно бесполезной в мире ИК. И наоборот, недорогие линзы могут работать намного лучше, чем их аналоги. Основные недостатки объективов с плохой ИК-подсветкой двоякие; создает горячую точку в центре изображения (чуть другая экспозиция и цвета, чем остальная часть изображения) и более восприимчива к бликам.
Вы можете свести к минимуму появление горячих точек при постобработке, но это может занять довольно много работы.
Как и в случае с бликами, связанными со спектром видимого света, блики в ИК-диапазоне невозможно легко исправить без обширной работы в Photoshop. Хуже того, ИК-вспышки труднее обнаружить. При фотографировании в спектре видимого света вы часто можете сказать, когда находитесь на грани введения блика, исходя из угла объектива по отношению к солнцу. Однако с ИК вы не всегда получаете один и тот же видимый сигнал, поскольку вы не можете видеть ИК-свет. Таким образом, важно проверять свой ЖК-дисплей во время съемки в ИК-диапазоне, чтобы убедиться, что вы не добавляете бликов на свои фотографии, поскольку вы не можете доверять своим глазам.
Лучше всего использовать объективы, которые, как известно, хорошо подходят для ИК-фотографии. Такие знания не так просто получить. Несмотря на то, что вы всегда можете найти множество обзоров качественных объективов, лишь немногие из них затрагивают проблему ИК-характеристик.
Одним из таких источников является сайт Бьорна Рорслетта. Roreslett — одна из немногих компаний, которая специально тестирует объективы для использования в ИК-диапазоне. Как вы можете видеть на его сайте, скромный Nikon 18-55 мм превосходно работает по сравнению с некоторыми другими объективами, которые стоят во много раз дороже его цены. С годами я стал полагаться на свой Nikon 16-85mm VR. Он редко отрывается от моего инфракрасного D90, так как он обеспечивает отличные характеристики ИК, чрезвычайно резкий и имеет очень полезный диапазон масштабирования, который охватывает практически все, что я хотел бы запечатлеть. А поскольку у меня есть множество объективов и я экспериментировал с их ИК-характеристиками, я могу поручиться за многие из рекомендаций Рореслетта по ИК.
Обработка ИК-изображений
Файлы RAW обеспечивают наибольшую гибкость для постобработки ИК-изображений, как и для фотографий, сделанных в видимом свете. RAW-изображения, просматриваемые прямо с камеры, не очень впечатляют — тусклые, розоватые, неконтрастные.
RAW-изображения с инфракрасной цифровой зеркальной фотокамеры, скорее всего, не заставят многих людей углубиться в этот стиль фотографии. ИК-изображение ниже (Мемориал Пенсильвании в Геттисберге, штат Пенсильвания) обладает приличным уровнем контрастности, но другие могут показаться более мягкими или «грязными».
Что придает ему такой розоватый оттенок? На внешний вид ИК-изображения в формате RAW влияет ряд факторов: в первую очередь используется конкретный датчик DSLR, ИК-фильтр, установленный на DSLR компанией, занимающейся преобразованием ИК-излучения, и программные алгоритмы, используемые для баланса белого. ИК-изображения на самом деле не имеют цвета, но датчик вашей цифровой зеркальной фотокамеры должен что-то присвоить красному, зеленому и синему датчикам, связанным с шаблоном Байера. Хотя ИК-изображения каждой камеры будут немного отличаться от изображений других, большинство современных цифровых зеркальных камер будут создавать файл RAW, который чем-то похож на изображение выше.
Я обрабатываю свои ИК-изображения в Adobe Photoshop Lightroom, используя пресет, который служит хорошей отправной точкой для настройки баланса белого, тона, контраста, повышения резкости и т. д. Наиболее важным из этих параметров является баланс белого, который я устанавливаю до температуры 2100 и оттенка -72. Результирующее изображение выглядит так, как показано ниже. Теперь изображение формируется и выглядит намного лучше, чем розовое море из исходного файла RAW. Предупреждение: изменение настроек баланса белого ИК-изображений может привести к резкому психоделическому эффекту!
Затем я импортирую изображение выше в Adobe Photoshop CS5, где я создал несколько действий, которые в разной степени меняют местами красный и синий каналы. Я неравнодушен к ряду действий, в результате которых получается смесь синего и желтого цветов. Как я пришел к этим настройкам? Эксперименты в чистом виде… Когда я нахожу тот или иной вид, который мне нравится, я быстро создаю экшен Photoshop, пока у меня есть все настройки на видном месте, и я могу вспомнить соответствующие шаги.
Иногда я уменьшаю насыщенность цвета в зависимости от того, чего я пытаюсь достичь, и/или характера рассматриваемого изображения. В других случаях я изменю оттенок данного цвета. Опять же, поскольку ИК не содержит никаких реальных цветов, те, которые вы видите, являются результатом множества факторов, которые будут варьироваться от камеры к камере. Таким образом, мои предустановки Lightroom и экшены Photoshop могут давать несколько разные результаты, если их применять к фотографиям, сделанным с помощью конкретной марки и модели камеры, преобразованной в ИК-порт.
Ниже представлена окончательная версия после некоторой дополнительной обработки, шумоподавления и повышения резкости:
Резюме
ИК-фотография открывает для фотографов захватывающие новые миры, особенно учитывая гибкость, которую обеспечивают цифровые зеркальные камеры с ИК-подсветкой. Эта статья представляет собой просто введение в различные вопросы и соображения, связанные с IR. Если вы хотите узнать больше об этом предмете, напишите мне ниже, и я обязательно расскажу о дополнительных аспектах ИК-фотографии в будущих статьях.
Обновление:
С тех пор, как я написал эту и другие статьи, связанные с инфракрасной фотографией, многие люди прислали мне электронные письма с вопросами, связанными с ИК, и советами относительно услуг по преобразованию ИК. В течение последних нескольких лет я рекомендовал Kolari Vision. Компания Kolari Vision переоборудовала для меня четыре зеркальных фотокамеры. Я был очень впечатлен качеством обслуживания, временем выполнения работ, ценностью и производительностью цифровых зеркальных фотокамер, преобразованных в ИК. Илия Мелентиевич, основатель Kolari Vision, был особенно терпелив и готов помочь в объяснении технических и нюансов преобразования и использования цифровых камер для инфракрасной фотографии. Kolari Vision предлагает полный спектр инфракрасных, ультрафиолетовых и других специализированных решений для цифровых камер и соответствующих фильтров.
Что такое инфракрасная фотография? — Kolari Vision
Инфракрасная фотография – это взгляд в невидимый мир.
Человеческий глаз может видеть длины волн примерно от 400 до 700 нм (от фиолетового до красного). Инфракрасный свет существует в длинах волн более 700 нм. ИК-фотография может быть сделана либо с помощью инфракрасной пленки, либо с помощью цифровой камеры и обычно включает ближний инфракрасный свет в диапазоне 700-1200 нм. Это отличается от теплового инфракрасного излучения, которое отображает изображение далеко в инфракрасном спектре.
Инфракрасная фотография дает очень четкие эффекты, которые делают ее эстетически приятной. Самым ярким отличием является «Эффект дерева», когда листья отражают инфракрасный свет, придавая им яркий белый оттенок на ИК-фотографиях. Этот эффект назван в честь фотографа Роберта В. Вуда, которого считают отцом инфракрасной фотографии. Этот эффект используется в пейзажной фотографии для создания сюрреалистичных цветных пейзажей или высококонтрастных черно-белых фотографий.
Для чего используется ИК-фотография?
Инфракрасный свет очень популярен в художественной фотографии.
Это выглядит сюрреалистично и потусторонне: деревья приобретают ярко-белый или желтый оттенок, а небо — красный или синий оттенок. Листья кажутся замороженными, а небо приобретает драматические цвета как на черно-белых, так и на цветных фотографиях. Взгляните на нашу страницу Галерея для примеров.
Инфракрасная фотосъемка также является удобным инструментом для свадебных или портретных фотографов. Кожа выглядит намного мягче, и большинство пятен исчезают.
Помимо художественной фотографии, инфракрасная и полноспектральная фотография используется и в других областях. Многие материалы и красители выглядят по-разному в видимом и инфракрасном свете. В результате его можно использовать для обнаружения камуфляжа, фальшивых денег и обнаружения пролитых документов для восстановления документов.
Полноспектральная фотография также популярна в физике для фотографирования звезд, потому что некоторые из них видны только в инфракрасном или ультрафиолетовом спектре.
Существует также множество других приложений для фотосъемки полного спектра, включая анализ сельскохозяйственных или экологических растений, медицинские приложения, судебную экспертизу, повышенную светочувствительность для съемки при слабом освещении, охоты на дичь и многие другие.
Как делается ИК-фотография?
Существует три основных способа съемки в инфракрасном диапазоне:
1. Инфракрасная пленка
Это был первый разработанный метод и долгое время единственный способ съемки в инфракрасном диапазоне. Для этого требовалась специальная пленка, фильтр для инфракрасной линзы и специальный процесс проявки. Это все еще можно сделать сегодня, но фильм трудно найти.
Плюсы:
- Ностальгия
- Учимся преодолевать трудности
Минусы:
- Трудно найти пленку
- Трудно предотвратить запотевание пленки
- Требуется брекетинг экспозиции и фокусировки
2. Цифровая камера с инфракрасным фильтром
Это возможно, поскольку современные цифровые датчики чувствительны к длинам волн от 300 до 1200 нм. Чтобы сохранить точность цветопередачи для обычной фотографии, производители встроили в датчики «инфракрасные фильтры», блокирующие УФ и ИК. Эти фильтры не идеальны, поэтому, установив на объектив ИК-фильтр с длиной волны 720 нм и установив длинную выдержку, вы можете делать инфракрасные фотографии на некоторых камерах.

А уже после того, как определите правильную выдержку, можно делать все остальные снимки.
