Какие цвета являются контрастными: Как использовать контрастные цветовые сочетания: подробный гид и 30 наглядных примеров

Контрастные цвета в интерьере — статья Carte Blanche

Почему один интерьер нас восхищает, а к другому мы абсолютно равнодушны. Все дело в контрастных цветах. Благодаря их присутствию дизайн становится выразительным. Расскажем на конкретных примерах, как подобрать колористические сочетания, чтобы добиться wow-эффекта.

Какую роль играют контрасты в интерьере

Краски, противоположные по насыщенности, температуре и пигментной составляющей присутствуют в любой обстановке, претендующей на оригинальность. Вот какие задачи можно решить с помощью контрастных цветов:

  • Расставить визуальные якоря. Яркий элемент делает интерьерным ансамбль завершенным и отвлекает от несовершенств планировки.
  • Придать комнате объем. Квадратные метры должны быть не только утилитарными, но и красивыми.
  • Выделить часть комнаты. Акцентные плоскости — визуальное воплощение динамики, а она всегда привлекательна.
  • Выполнить зонирование. Прием актуален, если помещение выполнять сразу несколько функций.
  • Сделать пространство выразительным. Оно будет выглядеть дорого без крупных финансовых вложений в ремонт и декор.

Какие цвета являются контрастными

Комплементарными или контрастными называют оттенки, расположенные перпендикулярно друг от другу на одном из цветовых кругов. Всего их два:

RGB

За английской аббревиатурой red, green, blue скрывается колористическая схема, применяемая в диджитал-дизайне. Красный, зеленый и синий считаются основными красками, на используя их можно создать другие цвета.

RYB (круг Иттена)

В названии зашифрованы первые буквы слов red, yellow, blue. Круг придумал художник, искусствовед и преподаватель культовой школы Баухаус Иоганнес Иттен. Именно его разработку чаще всего используют дизайнеры и декораторы.

Колористические круги кардинально отличаются друг от друга и не являются взаимозаменяемыми.

Цветовой круг Иттена

Наиболее простая и распространенная схема позволяет безошибочно подобрать контрастные сочетания цветов.

В центре расположен треугольник, состоящий из первичных цветов: красного, желтого и синего. Его обрамляют вторичные цвета, заключенные в другие треугольники (оранжевый, фиолетовый и зеленый). Геометрические фигуры превращаются в шестиугольник, вершины которого упираются в круг, составленный из первичных и вторичных цветов. Между ними на окружности помещены третичные оттенки: желто-зеленые, сине-фиолетовые и т. д.

Как подобрать контрастирующие цвета по кругу Иттена

Методика простая, ее могут использовать даже непрофессионалы. Разберем самые простые и распространенные варианты.

Дуэты

При подборе пар обращают внимание на краски, находящиеся на противоположных сторонах круга. Дизайнеры не рекомендуют использовать их в равных пропорциях при создании интерьера. Оттенки рискуют потеряться в результате колористического наслоения и в обстановке поселится хаос.

Для достижения визуальной гармонии следует сделать один тон основным, а остальные фоновыми. Последние будут хороши в качестве акцентов и якорей. В качестве примеров рассмотрим следующие контрастные цвета.

  • Красный и зеленый

Обращаясь к эстетике этой пары, следует помнить, что чистый красный — доминант. Оттенок обладает мощной энергетикой, которая неизменно привлекает внимание. Иногда динамичный цвет сигнализирует об опасности. На фоне зеленого алый играет еще ярче, поэтому обстановка в таком колористическом решении зачастую вызывает психологический дискомфорт. Дизайнеры советуют смягчить один из цветов, чтобы контраст не был таким явным. Наилучший вариант — приглушить оба тона, совет также актуален для всех комплементарных антагонистов.

Красный и зеленый ассоциируются с Рождеством, поэтому не стоит буквально цитировать оттенки.

В спальне оливковые стены станут отличным фоном для лаконичного присутствия бордовой мебели. Освежающая палитра создает ощущение чистоты, прохлады и обновления.

Серо-зеленый в гостиной, усиленный припыленным розовым, отсылает к стилям прованс и шебби-шик. Контрастность цветов в такой обстановке смотрится деликатно.

  • Желтый и фиолетовый

Желтый играет роль лидера в спектре. Чтобы усилить звучание солнечного оттенка, следует задействовать фиолетовый. Он способен выделить даже бледный соломенный, который по определению лишен динамичной энергетики.

Играя на насыщенности комплиментарных тонов, легко создать игривую атмосферу, а если желтый заменить на золотой, контрастный интерьер приобретет богемные черты.

Какой цвет сделать главным — зависит в том числе от места расположения комнаты. Если окна смотрят на север, уместно отдать предпочтение кукурузному или расовому. Лаванда или сиреневый «остудят» южные помещения.

  • Синий и оранжевый

Самая яркая пара круга требует аккуратного обращения. Насыщенные цвета практически кричат о своем превосходстве. При этом оба оттенка не подавляют друг друга, такое стало возможно благодаря температурному антагонизму. Синий подчеркивает тепло оранжевого, а сочный апельсиновый поступает с точностью до наоборот.

Такая контрастная цветовая гамма зачастую используется для создания восточной обстановки, передающей дух Марокко или Индии.

Колористическое решение станет уместным в современном минимализме. Скучный монохром уступил место сочным коллаборациям, при этом сохранил философию аскетичности. Чтобы подчеркнуть холодное сияние голубого, дизайнеры советуют обратить внимание на бронзовый. Он отлично смотрится на аксессуарах.

Контрасты из сложных цветов соответствуют духу модных трендов. Приглушенный сине-зеленый ассоциируется с травой, морем и небом. Природные оттенки оказывают успокаивающий эффект и при этом выглядят неизменно благородно. Красно-оранжевый в меру яркий и не вызывает отторжения.

Оба тона создают элегантную пару, способную уверенно заявить о себе в контексте современного пространства, mid-century или fusion.

Сине-зеленый уместно использовать на поверхностях, имитирующих природный камень, например, мрамор или малахит.

В таком обрамлении жилое пространство смотрится дорого и аристократично.

Триада

Если для обустройства интерьера требуется задействовать три оттенка, нарисуйте на цветовом круге воображаемый равносторонний треугольник. Иначе говоря, все полутона должны находиться на равном удалении друг от друга.

Используя данный метод, необходимо учитывать контраст цветовых сопоставлений. Это один из семи столпов колористической оппозиции, созданной Йоханнесом Иттеном. Интенсивность контраста постепенно уменьшается по мере того, как выбранные оттенки удаляются от трех базовых.

Оранжевый, зеленый и фиолетовый менее насыщенные по сравнению с желтым, красным и синим. А воздействие оттенков третьего порядка самое слабое.

Дизайнеры рекомендуют применять комплиментарные тона в следующем соотношении: 60/30/10. Наиболее удачные примеры триад контрастных цветов:

Красочная коллаборация уместна в современной обстановке, которая допускает смешение разных стилей — из каждого взяли только самое лучшее. Деликатные тональные переходы лишены агрессивности, а потому они смотрятся наиболее благородно.

Королевский пурпур сдерживает напор алого, вместе они трансформируются в оттенок, наполненный внутренним сиянием. Он будет особенно выигрышно смотреться на фактурном текстиле.

Цветовые контрасты в контексте сине-зеленого строятся на температурной разнице. Не нужно бояться красить стены в такой тон. Теплый зеленый уравновешивает холодный синий, в результате образуется идеальный баланс. Присутствие желто-оранжевого привнесет в обстановку яркость.

Комбинация трех базовых цветов, независимо от контекста, выглядит всегда эмоционально, сильно и ярко. В ней нет полярности дополнительных полутонов. Экспрессивность достигается за счет разности по теплоте и насыщенности. Красный и желтый — самые теплые по температуре, последний к тому самый светлый в этом трио. Синий — всегда холодный. Все участники коллаборации обладают чистым спектром.

Концепция хорошо смотрится в атмосферных интерьерах, лишенных стилистических условностей.

Эту схему контрастности цветов можно успешно применить в любом интерьере. В сбалансированном трио один оттенок играет главную роль, остальные лишь дополняют его. Схема будет интересна, даже если используются приглушенные пастельные полутона.

Желто-зеленый добавляет тепла сине-фиолетовому, в то время как красно-оранжевый на акцентных предметах привлекает внимание.

Мягкий антагонизм лишен напора базовых оттенков, а потому он ненавязчив. Такую колористическую раскладку рекомендуется использовать, чтобы, с одной стороны, обеспечить яркий эффект, а с другой, — создать флер хрупкости и элегантной утонченности.

Сочетание близких контрастных цветов

Тем, кто не готов к резким колористическим переходам, следует взять на вооружение деликатный прием: оформить интерьер, опираясь на полутона расположенные, рядом на цветовом круге. Например, это могут быть зеленый, желто-зеленый и желтый.

Контраст строится на светлоте оттенков, объединенных общей температурой. Здесь действует стандартное правило — один тон главный, остальные его поддерживают. Количество участников красочной симфонии варьируется от трех до пяти. Чем больше цветов, тем сложнее создать элегантный интерьер.

Чтобы избежать монотонности, которая может возникнуть из-за общности характера соседних оттенков, следует задействовать в обстановке фактуры: дерево, текстиль, камень или бетон.

Раздельно-комплементарное сочетание

В отличии от комплементарной схемы, к главному тону подбирается не один противоположный оттенок, а пара контрастных смежных цветов. Подобная коллаборация будет в меру яркой, но не резкой. Гамма, состоящая из трех красок, обладает сильным визуальным эффектом.

Отличительная черта палитры — нежность и активность. Например, к сиреневому можно подобрать зеленый и желтый. Другой привлекательный вариант — синий дополнить красно-оранжевым и красно-желтым. Цвета в чистом виде несут энергию, сложные сочетания обволакивают и успокаивают.

Тетрада

Палитра сформирована из четырех оттенков, расположенных на круге Иттена таким образом, что они составляют прямоугольник. Контраст цвета образуется за счет пары сближенных полутонов. Аналоговый дуэт, расширенный до квартета, гарантирует обстановке сбалансированность.

Схема позволяет создать элегантную полярность с помощью холодных и теплых оттенков. Гамма получается довольно насыщенной, а потому требует аккуратного обращения. Прием рекомендован для обустройства больших помещений, в которых метраж позволяет раскрыть архитектонику цвета. В камерных пространствах, например, спальнях, лучше обратиться в нежным полутонам.

Наилучший вариант — сочетать яркие и разбавленные оттенки. Например, красно-фиолетовый, красно-оранжевый, сине-зеленый и желто-зеленый. Допустимо использовать тетрадные цвета в качестве акцентов в нейтральной схеме.

Квадрат

Гамма складывается из оттенков, которые образуют мысленный квадрат на цветовом круге. Одно из преимуществ раскладки — возможность сочетать как базовые цвета, так и их оттенки. Поскольку все участники равноудалены друг от друга, аналоговые коллаборации размещенных по соседству полутонов невозможны. Из-за этого контраст в цвете может быть резким и даже раздражающим.

Недостаток палитры — придется постараться, чтобы достичь визуального баланса. Задачу усложняют оттенки, взятые в равных пропорциях. Дизайнеры рекомендуют использовать один цвет в качестве фона, а другие сделать акцентами, так схема станет равновесной.

Среди беспроигрышных коллабораций следующие варианты: оранжевый, синий, желто-зеленый, красно-фиолетовый или зеленый, красный, желто-оранжевый и сине-фиолетовый.

Контрастные цвета в интерьере

Контрастные оттенки в дизайне позволяют обстановке заиграть новыми красками. Они делают пространство стильным и запоминающимся. Комплиментарные акценты можно сравнить с приправой для блюда. Ее не должно быть слишком много, но и без ярких полутонов — пресно и неинтересно.

Яркое vs приглушенное

Дизайнеры любят использовать универсальный колористический принцип 20/80, позволяющий создать элегантное пространство. В этой формуле 20% — это контрастирующий яркий цвет, а 80% — базовые приглушенные полутона. Такой метод позволяет добиться интересного зрительного эффекта.

Подбирая палитру, следует помнить, что к базовым оттенкам относятся не только серый и бежевый, но и их варианты: пепельный, стальной, антрацитовый, экрю, слоновая кость и ванильный. Основную палитру можно расширить за счет белого и черного, с оговоркой, что эти оттенки не всегда уместно использовать в качестве фона.

Для создания акцентов и визуальных якорей следует обратить внимание на алый, бордовый, бирюзовый, лимонный и синий. Сочные оттенки хороши на мебели, текстиле или одной из стен.

Темное vs светлое

В данном случае, используя контрастные сочетания цветов, легко создать визуальный ритм: он необходим, чтобы пространство выглядело завершенным.

Прием незаменим, чтобы нивелировать архитектурные просчеты и зрительно увеличить площадь. В качестве фона выбирают не только выбеленные оттенки. Черный, стальной или антрацитовый также могут играть ведущую роль. Однако в последнем случае следует учесть массу нюансов: от месторасположения относительно сторон света до метража.

Холодное vs теплое

Редкий и оригинальный цветовой контраст, который довольно сложно воплотить. Он подразумевает использование оттенков с противоположных краев круга Иттена. При правильном подходе получается стильный и нетривиальный интерьер, в котором полутона усиливают друг друга. На холодном серо-голубом фоне привлекательно смотрится теплый лимонно-желтый.

Классика

Одно из востребованных стилистических направлений строится на выверенной игре контрастов. Наилучшие кандидаты — насыщенные природные цвета. Пол кофейного цвета перекликается с таким же оттенком оснований массивной мебели. Бежевые стены гармонируют с гладким пушистым ковром в цвете экрю. Вместе полутона превращаются в ритмичную феерию, которую усиливает звучание морского синего, рапсового или сочного персика.

Скандинавский

Холодный и сдержанный сканди строится на разной насыщенности базовых и вспомогательных оттенков. В качестве основы хорошо смотрится пыльный серый с морозным белым в подтоне. Сияние тандема приглушает графитовая или темно-синяя стена. Если коллаборация кажется мрачноватой, то пурпур и шампань добавят игривости. Обязательный участник триады — бежевый на напольном покрытии.

Прованс

Оформляя жилое пространство в южном стиле прованс, стоит взять на вооружение сочетания оттенков, близко расположенных на круге. Плавные переходы и мягкие тона полностью соответствуют духу интерьерного направления. Следует обратить внимание на лаванду, фиалковый, сизый, голубой, салатовый, бледно-розовый, молочный и песочный. Допускается использовать одновременно до пяти оттенков.

Пастельная палитра может быть как теплой, так и холодной. Однако не следует увлекаться резкими температурными перепадами. Текстиль и стены — главные участники для построения деликатных контрастов. Поэтому обязательно нужно продумать все мелочи: от принтов до текстур.

Модерн

Построенный на принципах асимметрии, модерн всячески поддерживает аналогичный подход и при выборе колористики. Схемы тетрада и квадрат помогут определить правильные контрасты для интерьера. Это роскошь черного, все оттенки белого и коричневого. Бронзовый, серебряный и золотой — дорогие акценты на аксессуарах и фурнитуре.

Хочется добавить вычурного лоска, тогда нужно обратиться к эстетике желто-зеленого, оливкового и оранжево-красного. Цвета должны быть равномерно распределены, чтобы отдельные элементы пространства складывались в цельный и причудливый калейдоскоп.

Фьюжн

Самый благородный стиль для внедрения цветовых контрастов — фьюжн. Он допускает смешение чистых сочных цветов: красного, синего, желтого. Они эффектно смотрятся на фоне вторичных: фиолетового, зеленого и оранжевого. Нужно обладать безупречным вкусом и чувством меры, чтобы грамотно использовать столь претенциозную гамму, в противном случае помещение будет похоже на красочную катастрофу.

Дизайнеры рекомендуют использовать светлую базу, а яркие оттенки равномерно распределить в пространстве. Так помещение получит объем и индивидуальные черты. В качестве визуальных якорей красиво смотрятся лазурный, фуксия, индиго, апельсиновый и терракота.

Хай-тек

С первого взгляда может показаться, что хай-тек — не самый очевидный стиль для применения контрастов. Необязательно использовать ярких антагонистов, даже сдержанная палитра может быть выразительной.

Для воплощения этого современного тренда стоит воспользоваться схемами дуэт или триада. Противопоставление черного и белого заранее обречено на успех, то же самое справедливо и для оттенков этих базовых цветов. Красный, оранжевый и синий станут визуальными пятнами, которые сделают облик жилища завершенным.

Также можно сыграть на насыщенности соседних по кругу оттенков. Тогда зрительный эффект будет более мягким, пастельным.

Заключение

Любой интерьер может выглядеть стильным и дорогим, если использовать гармоничные сочетания оттенков. Их эстетика строится на взаимодополняющих противоположностях. Чтобы избежать ошибок при выборе колористики, следует воспользоваться кругом Иттена, он показывает, какие цвета являются контрастными. Без оригинальных акцентов любое помещение будет унылым и некрасивым, даже если в ремонт вложены большие деньги.

Применяя различные схемы, легко решить самые разные дизайнерские задачи: от корректировки архитектуры комнаты до задания динамики — важной составляющей современного пространства. При этом полученные цветные коллаборации уже проверены временем, поэтому ошибки исключены.

Контрастные

Контрастными по отношению друг к другу считаются два цвета, между которыми на цветовом круге находятся три промежуточных цвета (эти пары выборок часто путают с дополнительными цветами).

Таких пар цветов шесть, по количеству пар цветов в основном цветовом круге.

Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы.

Надо помнить, что использование насыщенных контрастных цветов — это очень жесткое сочетание, его нельзя использовать в равных по объему плоскостях и массах в интерьере. Но, используя контрастный цвет как небольшой акцент, например, голубые тарелки и полотенца в желтой кухне, мы достигнем ярких, эффектных сочетаний.

Они будоражат и повышают жизненный тонус.

Использование контрастных точек и штрихов в интерьере способно придать жизнь и шарм скучному помещению, наподобие тому, как капля перца способна изменить вкус пресного блюда. Но надо помнить, что стоит только переборщить с перцем, и блюдо становится несъедобным.

Совсем иное впечатление возникнет при использовании разбеленных контрастных сочетаний (с добавлением ахроматических цветов), например, таких как кремово-желтый и серо-голубой. Чем более разбелены контрастные цвета, тем меньше ограничений в их использовании в одном пространстве.

Вообще ахроматические цвета способны спасти любую выборку цветов, даже контрастную. Об этом речь пойдет далее.

Прямо противоположные цвета на цветовом круге называются дополнительными. С дополнительными цветами можно провести один любопытный фокус.

Если мы разделим спектр на две части, например — на красно-оранжево-жёлтую и зелёно-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.

Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета — красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, — то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом, дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, — то оставшиеся цвета — красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый — дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому.

Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами. Фактически, идеально чистые дополнительные друг к другу цвета «убивают» друг друга. Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра. В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от уха с хорошим музыкальным слухом, которое может выделить любой из звуков аккорда.

Пример дополнительных цветов:

Это сочетание, используемое в интерьере, так же очень броское, хоть и не такое навязчивое, как контрастные цвета. Оно воспринимается немного мягче, и если использовать один или оба цвета разбеленными, то можно получить неплохие в итоге сочетания.

Но — необходимо быть очень осторожными с дополнительными цветами. Особенно это касается освещения. Об этом — в другой статье.

Монохроматические

Монохроматические цвета — это комбинации яркости и насыщенности в пределах одного и того же цвета.

Такое сочетание называют еще нюансным. В оформлении комнаты используются оттенки одного цвета (составляющие одного и того же сегмента круга). Такая ком­позиция способствует поддер­жанию атмосферы спокойст­вия и отдыха, если для нее выбираются цвета из холодной части круга, и атмосферы мягкой открытости, способствующей общению и активности, если используются цвета из теплой части круга.

Родственные

Любые три следующих друг за другом цвета или их оттенки на цветовом круге называются родственными. Выбирайте любой цвет на круге и добавляйте к нему оба соседних цвета на боковых сегментах. Такая выборка цвета еще называется в некоторых изданиях гармоничной.

Всего может быть 12 троек главных родственных (гармоничных) сочетаний.

Какие бы тройки гармоничных цветов вы не выбрали, интерьер, выполненный с помощью этих цветов, будет смотреться очень хорошо, при этом иметь различный по восприятию характер для каждого из 12 возможных вариантов, в зависимости от того, выбрана палитра из теплых или из холодных цветов. Пример выборки цветов по родственному типу:

Эти 12 вариантов главных троек могут быть расширены за счет использования разной светлоты (разбеленные и затемненные эти же цвета) выбранного цвета (расширяем за счет монохроматических цветов, см. далее) на расширенном цветовом круге. При этом по светлоте каждый из трех цветов может быть аналогичным другому или значительно отличаться друг от друга, один может быть очень осветлен и использован на больших поверхностях: стенах, потолке, другие — затемнены и использованы в качестве отдельных небольших элементов: подушек, декоративных ваз, рамок для картин.

Можно использовать иной, противоположный вариант, когда одна или часть стен выполняется в темном цвете, а мебель, пол и мелкие предметы — в осветленных вариантах гармоничных ему цветов.

Нейтральные

Если взять два рядом расположенных цвета в пределах двух полос цветов на цветовом круге, сгладить один из них добавлением родственных оттенков или «разбавить» ахроматическим (белым или черным), то в итоге мы получим нейтральные цвета. Пример нейтральных цветов:

Родственно-контрастные

Цвета с оттенками, расположенными на круге непосредственно слева и справа от цвета, дополнительного ему на цветовом круге. Пример таких цветов:

Все характеристики цвета относятся к области физики и представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них – различные эмоциональные реакции.

Работа с цветом ради создания у зрителя определенного настроения — это нелегкое, но увлекательное занятие. Правильно подобранное сочетание оттенков с учетом личных предпочтений может сделать интерьер уютным и приветливым, а сайт — не раздражающим глаза.

Обычно многие психологи очень точно определяют воздействие того или иного цвета на психику человека. Им и в голову не приходит, что человеки бывают разными. И если все принимают за должное и почти нормальное то, что один человека любит курицу, а другой — рыбу, а третий вообще предпочитает исключительно свежую зелень с грядки, то с цветом все намного проще. Воздействие принимается за постулат. Так — и не иначе!

Ну да бог с ними, с психологами, у них своя ипостась и свое поле деятельности. А мы пока разберем основные характеристики цвета.

Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические. Ахроматические – это белый, черный и вся гамма оттенков серого:

К хроматическим цветам относятся все цвета видимого спектра от красного до фиолетового и их оттенки, а так же коричневый (его нет на цветовом круге):

Используя эти цвета в различных комбинация мы получим всю Бесконечность цвета.

Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные. Но часто художники выделяют среди оттенков каждого цвета и холодные, и тёплые. Например, холодный синий – ультрамарин, теплый синий – кобальт. Красный так же может быть как холодным, так и теплым.

Как определить — к какому типу относится тот или иной цвет, к теплому или к холодному? Очень просто.

Допустим, принято негласное решение относить все цвета ОГНЯ — к теплым. Какие это цвета? Правильно: желтый, красный, оранжевый.

К холодным тогда отнесем все цвета ЛЬДА: это голубой, синий, зеленый.

Если к любому из выбранных нами цветов добавить цвет ОГНЯ — он будет теплым.

Если к любому из выбранных нами цветов добавить цвет ЛЬДА — он будет холодным.

Остается самая малость — увидеть эту примесь того или иного цвета в основном цвете. Эта способность достигается либо долгими тренировками, либо дается от природы. Иногда — так и остается неоткрытой, человек теряет часть Мира, ограничивает сам себя в восприятии.

Основными характеристиками цвета также являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность или интенсивность, чистота цвета.

Цветовой тон – качество хроматического цвета, которое обычно именуется его названием (красный, синий, зеленый и т. д.). Это первичный и впечатляющий элемент цветовой композиции, служащий исходным материалом для бесчисленных преобразований на основе светлоты, чистоты, фактуры, насыщенности красок. Это общее понятие и скорее относится не к отдельному цветовому пятну, а к предмету в целом в нашем индивидуальном видении. Под цветовым тоном мы понимаем то, что позволяет нам любой хроматический цвет отнести по сходству к тому или иному цвету спектра — желтый, зеленый, красный и т.д. Фактически мы в своей речи так и говорим: цвет.

Насыщенность — степень отличия цветного изображения от не цветного, чистота цвета, зависящая от степени добавления к нему серого цвета. Наибольшей насыщенностью обладают цвета спектра. Поэтому чистота всех спектральных цветов принимается за единицу, несмотря на их разную насыщенность. Наиболее насыщен — синий цвет, наименее — желтый. Однако при оформлении интерьера приходится сталкиваться не со спектральными цветами, а с цветами различных красок. И здесь, наряду с чистотой цвета, приобретает особое значение насыщенность краски, то есть процентное содержание по массе чистого хроматического пигмента в красящем составе.

Хроматическую композицию можно построить, варьируя насыщенность одного цвета постоянной светлоты. Это достигается путем добавления к выбранному цвету нужного количества равного ему по светлоте серого. В результате варианты цвета образуют чистый ряд по насыщенности, в котором насыщенность закономерно изменяется, светлота остается неизменной, а цветовой тон ахроматизируется. От примеси равносветлого серого светлота основного цвета не меняется. Количество ступеней такого ряда различно для разных цветов и зависит от разрешающей способности краски. Например, краплак красный, кадмий пурпурный, ультрамарин превосходят в этом отношении кадмий лимонный или кобальт фиолетовый светлый. Они дают, как принято говорить, более длинную растяжку.

Композиция при одинаковых насыщенности и светлоте может быть и многоцветной. Равенство насыщенности и светлоты всех цветов в многоцветной композиции — одно из средств композиционного объединения различных цветов. Насыщенные цветовые тона обычно применяются в интерьере в небольших дозах как акценты. Ограждающие же поверхности — стены и пол, являясь цветовым фоном, решаются в тонах малой или средней насыщенности, разбеленными или затемненными. Степень насыщенности цвета зависит от его светлоты. Из двух равнонасыщенных цветов более насыщенным воспринимается более светлый.

Оствальд понимал под насыщенностью отличие цвета от серого. В противоположность ему Гельмгольц рассматривал насыщенность как интенсивность цветового впечатления, скорее с чисто психологической стороны. Но интенсивность цвета – это яркость цветового пятна, определённая количеством отражаемой энергии, а насыщенность определяется степенью цветности красочного пятна. Интенсивность цвета зависит как от его насыщенности, так и от светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсивным будет более светлый, а при равной светлоте более интенсивным будет более насыщенный цвет. Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие, нежели физическое: «не чистый» оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.

Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Это свойство, выражающее близость хроматических и ахроматических цветов к белому или черному цвету, относительная яркость цвета по отношению к образцу. Черно-серо-белая (т.е., ахроматические цвета) краска имеет только светлоту, а цветные — и светлоту, и цвет.

Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом. Цветные краски можно сравнивать по светлоте друг с другом. Уровень светлоты окрашенных объектов определяется при сравнении их с ахроматическими (серыми) объектами и при выявлении степени их приближения к белому цвету.

Фактически, если говорить о «цветных» цветах — то это примесь черного или же белого в краске. Если в какой-то цвет добавляется белый, результат мы называем светлым оттенком этого цвета. Мы говорим: светло-розовый — оттенок красного. И если в этот цвет добавляется черный, в результате получается темный оттенок. Темным тоном красного цвета мы называем бордо или коричневый.

Наиболее темные оттенки цвета имеют светлоту, близкую к нулю. Градация светлоты, так же как и цветового тона, иллюзорно изменяет пространство интерьера, увеличивая или уменьшая, облегчая или утяжеляя, выделяя или маскируя архитектурные формы, придавая интерьеру эмоциональную окраску. Светлота цвета может быть значительно повышена при помощи естественного или искусственного освещения. Так, когда луч солнечного света попадает в комнату, привычная, ничем не примечательная обстановка вдруг оживляется, привлекает внимание и доставляет радость.

Если прикладывать к глазам цветные стеклышки, то можно изменять мир вокруг. Вот синее стекло — все вокруг становится серьезным, строгим, печальным; желтый или оранжевый — жизнь явно веселее, хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Вроде бы несерьезное, бессмысленное занятие? Но, проводя большое количество времени за таким рассматриванием мира, Гете создал целую теорию цвета, которую он ценил выше своего поэтического творчества. Великий поэт считал, что цвет, независимо от строения и формы материала, которому он принадлежит, оказывает «известное воздействие… надушенное настроение». Впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. Гете соотносит определенные цвета с определенными психологическими состояниями человека. Цвет — это не только красота. Когда мы любуемся неповторимыми красками только что распустившейся розы, синими или голубыми оттенками неба, всей разнообразной гаммой зелени, мы должны осознавать, что цвет — это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма. Все цвета обладают способностью вызывать эмоции, эстетические переживания у людей, а также влиять на формирование пространства. Это объясняется психологическими особенностями восприятия цвета. Цвет может зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, выявляя и подчеркивая объемность формы либо превращая ее в плоскую, выделяя или растворяя в пространстве, утяжеляя легкую форму или облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты, сухости, холода или влаги. Он способен создавать иллюзии, подменять действительное кажущимся.

Чем больше мы будем размышлять о психологической и эмоциональной выразительности цвета, тем больше шансов запутаться. Изменчивыми, с одной стороны, являются проявления самого цвета, а с другой, и наши субъективные способности переживать этот цвет.

Каждый цвет и его восприятие могут изменяться в нескольких случаях:

-в оттенке цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок;

-в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий — голубым, синим и тёмно-синим;

-в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным — оранжевым цветом;

-в количественном отношении или в распространении цвета, когда, к примеру, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или в интерьере много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же в интерьере столько же жёлтого, сколько и зелёного.

Один и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению.

Горячие цвета

Полностью насыщенный красный цвет, самый глубокий и яркий из его оттенков, казалось бы, создан для того, чтобы привлекать внимание и вызывать напряжение. По этой причине красный цвет так часто встречается в цветовой гамме вывесок и запрещающих дорожных знаков. Возбуждающие цвета активные и агрессивные. Кажется, что молекулы красного вибрируют, разогревая не только окрашенный предмет, но и зрителя.

Считается, что красный цвет повышает давление (а потому противопоказан людям с гиппертонией) и стимулирует деятельность нервной системы. Логично было бы предположить, что красный будет весьма полезен для повышения настроения и физической активности, когда снижен общий эмоциональный тонус человека.

Независимо от цветовой комбинации, красный цвет не может остаться незамеченным. Цвет «энергии» напрягает и обостряет эмоции. Цветовые комбинации, в которых присутствует красный цвет, символизируют самые сильные человеческие чувства — любовь и ненависть.

Использование красного цвета в оформлении интерьера может быть весьма интересным и оригинальным. Количество красного цвета стоит тщательно взвесить и продумать. Так же тщательно стоит подойти к комбинации остальных цветов в цветовой гамме, в которой присутствует насыщенный красный.

Холодные цвета

Самым холодным цветом считается максимально насыщенный синий. Яркие его оттенки эффектны и доминируют среди прочих.

Холодные тона, а именно: синий, сине-зеленый, зеленый — вызывают у человека ассоциации со снегом и льдом. Противоположные ассоциации возникают под влиянием горячих цветов. К тому же синий цвет создает ощущение покоя и неподвижности. Сине-зеленый цвет освежает, заряжает бодростью и энергией.

Помещение, оформленное с использованием светлых оттенков холодных цветов будет казаться больше, просторней, в нем создается ощущение большей наполненности воздухом.

Теплые цвета

Все оттенки, содержащие в себе красный и/или желтый цвет, являются теплыми. Если к агрессивному красному добавить желтый цвет, мы получим теплые дружелюбные тона, настроение которых резко отличается от насыщенных красных оттенков.

Такие цвета, как красно-оранжевый, оранжевый и желто-оранжевый, охватывают значительную часть эмоционального спектра человека. Это дружелюбные, непринужденные и гостеприимные цвета.

Спокойные цвета

Основой спокойных оттенков является синий цвет. Отличие их от холодных цветов состоит в добавлении желтого, в результате чего появляются желто-зеленый, зеленый и сине-зеленый оттенки. Бирюзовый и «травяной» зеленый часто встречаются в природе. Подобно буйно пробивающейся весенней зелени, эти цвета заставляют нас чувствовать себя обновленными. Спокойные и умиротворенные, эти цвета не только позволяют нам ощутить внутренний покой, но и внушают чувство глубины, ассоциируясь с освежающим купанием в тропическом озере.

Светлые цвета

Светлыми цветами называют тончайщие пастельные оттенки. Ощущение легкости и прозрачности — результат примести белого к базовому цвету. Чем светлее композиция, тем шире выбор цветовой палитры, которую можно использовать.

Пастельные тона расширяют пространство и создают впечатление воздушности. Подобно легкой завесе, они как бы предлагают расслабиться, внушают покой и доверие.

При смешивании цветов следует помнить два правила: 1. Белый цвет всегда дает рождение новому оттенку. 2. Черный цвет «убивает» любой оттенок. Черный цвет при добавлении нескольких капель к основной группе цветов позволяет создать «грязный» цветовой ряд. Белый же цвет, соединяясь с основными цветами, дает начало пастельному цветовому ряду, который широко распространен при оформлении интерьеров, так как человеку обычно очень нравятся пастельные тона. Они мягкие, светлые, чистые и успокаивающие. Насыщенность оттенков каждого из пастельных цветов зависит от пропорций белого и основного цветов. Существует очень много вариантов и комбинаций пастельных цветов, дизайнеры используют различные тональности пастельных палитр. Главное преимущество пастельных тонов — это легкость, с которой они смешиваются и тонально дополняют друг друга. Кроме того, они гармоничны и с другими цветами диаграммы. Пастельный цветовой ряд: красный + белый = розовый; желтый + белый = бледно-желтый; синий + белый = голубой; зеленый + белый = салатный; оранжевый + белый = персиковый; фиолетовый + белый = сиреневый: коричневый + белый = бежевый; малиновый + белый = коралловый.

Темные цвета

Темные цвета получаются в результате добавления черного цвета к базовому оттенку. Они сужают пространство, могут создать тягостное ощущение либо ощущение теплого интимного уюта, защищенности, покоя.

Темные цвета придают композиции весомый, серьезный вид. Если сравнить эти цвета с временами года, то темные цвета будут передавать настроение осени. Сочетание светлых и темных тонов — простейший способ сыграть на контрастах и подчеркнуть противоположность объектов.

Бледные цвета

Бледные тона — это самые светлые пастельные оттенки. В своем составе они содержат от 65 процентов белого, ненасыщенны и создают романтичное настроение.

Такие бледные цвета, как цвет слоновой кости, светло-голубой и светло-розовый, жемчужный, создают ощущение нежности. В природе такие цвета можно увидеть в облаках, рассеянном свете сумерек или лавандовых цветах туманного утра. Благодаря успокаивающему действию на нервную систему, бледные цвета часто используются в оформлении интерьеров.

Яркие цвета

Насыщенный цвет называется ярким. Чистота ярких цветов обуславливается отсутствием в них примеси серого и черного. Синие, красные, оранжевые и желтые цвета предстают перед нами во всей своей яркости. Яркие цвета жизнерадостны и привлекают внимание.

Оранжевая униформа дорожных рабочих, связка воздушных шаров, красный нос клоуна никогда не останутся незамеченными. Воодушевляющие и радостные, яркие цвета незаменимы при оформлении подарков, в рекламе и молодежной моде.

Выступающие — отступающие

Еще одно свойство цвета — создавать зрительные иллюзии. К одной из таких иллюзий относится способность цвета создавать ощущение приближения или отдаления окрашенной поверхности в зависимости от выбранного цвета.

Теплые тона — красные, оранжевые, желтые — обладают свойством приближать окрашенные поверхности. Теплые, насыщенные, интенсивные, броские, фактурные, тяжелые, плотные цветовые тона кажутся выступающими среди других цветов, а холодные, светлые, малонасыщенные, мелкофактурные, легкие цветовые тона — отступающими.

Кроме того, цвета бывают успокаивающие, угнетающие и т. д. Одна из главных особенностей цвета — активность и динамичность интенсивных, особенно теплых тонов, и пассивность малонасыщенных и холодных. С помощью цвета можно исправить пропорции помещения или предмета, зрительно увеличить или уменьшить объем, сделать стены выше или ниже.

Например, теплые тона выступают по отношению к холодным только тогда, когда они светлее холодных или при равенстве светлот. Из двух теплых выступает более теплый, светлый, насыщенный и фактурный. Отступающий синий цвет с сильно выраженной фактурой может казаться расположенным ближе, чем выступающий оранжевый с гладкой поверхностью. Поэтому всегда необходимо учитывать взаимосвязь всех характеристик — броскости, фактурности, весомости, взаимного месторасположения в пространстве.

цветов в Интернете > Теория цвета > Цветовой контраст

Теперь, когда мы знаем, как можно комбинировать разные цвета, нам просто нужно представить еще один важный аспект теории цвета — контраст.

Проще говоря, контраст — это разница между двумя цветами. На веб-странице необходимая контрастность зависит от разных частей страницы. Обычно вам нужен высокий контраст между текстом и его фоновым цветом. Но слишком высокий контраст между элементами дизайна может создать впечатление неустроенности и неряшливости. Черный и белый создают максимально возможный контраст.

Посетите нашу страницу анализатора цветового контраста, чтобы узнать, достаточно ли контрастны цвета, которые вы хотите использовать.

Цвета могут контрастировать по оттенку, насыщенности и насыщенности, но существует множество различных типов контрастов, которые были определены теоретиками цвета на протяжении многих лет. Некоторые из них, возможно, не применимы напрямую к веб-дизайну, но давайте рассмотрим несколько наиболее важных.

Контраст оттенка

Высокая контрастность

Низкая контрастность

Контраст оттенка — это то, что наиболее непосредственно относится к комбинациям цветового круга, описанным выше. Чем дальше друг от друга находятся два цвета, тем выше контраст. Это означает, что комбинация дополнительных цветов имеет самый высокий контраст, а аналогичная комбинация — самый низкий. Для текста одного контраста оттенка обычно недостаточно, чтобы сделать текст настолько разборчивым, насколько это необходимо. В этом случае вы можете захотеть комбинировать контраст оттенка с какой-либо другой формой контраста.

Частным случаем контраста оттенков является контраст теплых и холодных цветов. Так работает человеческий глаз: холодные цвета кажутся более далекими, а более теплые — ближе. Это означает, что рекомендуется использовать теплый цвет для символа или меню и использовать холодные цвета для фона.

Контраст оттенка и тени

Высокая контрастность

Низкая контрастность

Контрастность значений очень эффективна для создания больших контрастов. Самый большой контраст из всех — черного и белого — можно назвать контрастом ценности. В целом, большие различия в яркости считаются приятными для глаз, но низкие значения контраста также могут быть полезны для более тонких различий, например, на заднем плане.

Контраст насыщенности

Высокая контрастность

Низкая контрастность

Контраст насыщенности часто лучше всего подходит для аспектов дизайна, которые не требуют большого внимания. Набор цветов с разной насыщенностью на сером фоне можно интерпретировать как прозрачность. Это то, что можно использовать для получения интересного эффекта.

Сочетание контрастов

Плохо

Это какой-то текст

Лучше

Это текст

Подходит для фона

Плохо для текста

Это какой-то текст

Против натуральных значений

С натуральными значениями

Хотя описанные выше контрасты можно эффективно использовать по отдельности, чаще всего используется их комбинация, особенно для текста, где требуется высокая контрастность. Верхнее изображение слева показывает синий и его дополнительный дополнительный цвет, оранжевый. Это сочетание, которое имеет высокий контраст оттенка. Это дает довольно яркую комбинацию, которая может утомлять глаза. Изменяя значение и насыщенность, как на следующем рисунке, вы получите комбинацию, которая будет более приятной для глаз и более читаемой.

Работа с естественными значениями цветов часто может иметь плохие последствия. Например, желтый цвет по своей природе светлее, чем его дополнительный синий цвет. Сочетание, в котором желтый цвет темнее синего, выглядело бы странно.

Цвета и текст

Зеленый на красном плохо читается

Так же и красный на синем

Черный на белом легко читается

И желтый на темно-синем

Как упоминалось выше, использование правильного контраста особенно важно для текста. Использование неправильных цветов может резко снизить читаемость и быстро утомить глаза читателя. Черный текст на белом фоне имеет наибольшую читабельность. Черный и желтый — еще одна комбинация, которая обычно имеет высокую читабельность, как и синий и белый. Зеленый текст на красном и красный текст на зеленом особенно трудны для чтения многими людьми. Сочетание красного и синего создает эффект вибрации, который также может сильно затруднить чтение.

Дальтонизм

Еще одна вещь, о которой полезно помнить при выборе цвета, — это дальтонизм. Около 8% населения имеют ту или иную форму дальтонизма, и, выбрав неправильные цвета, вы можете сделать свою страницу практически нечитаемой для них. Есть цвета, которые хуже других, например, красный и зеленый. По этой причине обычно лучше использовать синий и желтый цвета, и вы должны убедиться, что между текстом и его фоном есть сильный контраст. Кроме того, сделайте свой дизайн таким, чтобы цвет не был единственным визуальным сигналом.

Copyright 2023 by Colors on the Web | Заявление о конфиденциальности | Веб-дизайн:

Выбор цветов для вывесок — AnchorPointe Graphics

Несколько вещей, о которых стоит подумать, выбирая цвета для вывесок.

Вывески по-прежнему являются необходимым маркетинговым инструментом для вашего бизнеса. Хорошая вывеска объявляет о вашем присутствии, привлекает внимание, быстро передает сообщения и способствует общей узнаваемости вашего бренда. Добавление или обновление вывески или изображения на витрине вашего магазина может усилить его способность быть замеченным. При выборе цветов для вывесок есть несколько важных факторов, которые необходимо учитывать, чтобы сделать их успешными.

ЦВЕТНОЙ КОНТРАСТ

Одним из наиболее важных факторов при выборе цвета для вывесок является цветовой контраст . Чем выше контрастность , тем более заметными и привлекательными будут ваши цвета вместе. Высококонтрастные цвета особенно важны для текста, логотипов и указателей на знаках, чтобы их можно было прочитать на расстоянии.

Различные комбинации цветов имеют разный уровень контрастности. Лучшие комбинации включают более темный цвет и один более светлый. Значение относится к относительной светлоте или темноте цвета. Именно разница в стоимости создает контраст.

Пары противоположных цветов (диагональ на цветовом круге) обычно имеют высокую контрастность, если их значения различаются. Фиолетовый и желтый — хороший тому пример. Фиолетовый, естественно, является темным значением, а желтый — светлым значением, поэтому эти противоположные цвета имеют высокую контрастность и высокую видимость. Гармоничные цвета, близкие по значению, такие как зеленый и синий, имеют низкую контрастность и малую видимость.

Противоположные цвета с одинаковыми значениями могут создавать эффект визуальной вибрации . Эти цвета трудно читать и на них неудобно смотреть. Красный и зеленый вместе являются примером вибрирующей цветовой комбинации, от которой следует держаться подальше.

Можно выбрать цвета, расположенные близко друг к другу на цветовом круге (гармоничные цвета) и создать больший контраст с различными значениями. Поэкспериментируйте со значениями цветов, чтобы увидеть, что дает вам наибольший контраст. В результате можно создать гармоничную цветовую пару с высокой контрастностью.

Например, взгляните на эти образцы — зеленый текст имеет одинаковый цвет на всех квадратах, но значение синего фона меняется с темного на светлый. Из-за этого текст становится менее читаемым, чем светлее становится фон.

ТОН ГОЛОСА

Еще один фактор, который следует учитывать при выборе цвета для знаков, тон голоса , который вы пытаетесь передать. Цвет влияет на наше настроение и может представлять различные эмоции и состояния ума. Это ценный элемент маркетинга, и на его рассмотрение стоит потратить время.

Например, ярко-красный знак с черными буквами выглядит настойчиво, настойчиво и авторитетно. В то время как вывеска со светло-лиловым фоном и ярко-синими буквами может показаться непринужденной, гостеприимной и богато украшенной.

Оба варианта цветовой пары имеют высокую контрастность. Но настроения, которые они передают, очень разные. Выбирая цвета для вывесок, учитывайте, каково предполагаемое сообщение и какой тон голоса с ним связан.

Цвета, которые обычно ассоциируются со срочностью и высокой энергией, включают красный, оранжевый, желтый и розовый. Эти более теплые цвета привлекают внимание и напоминают о летней жаре, ярком свете и движении.

В более прохладном спектре зеленые, синие и пурпурные оттенки часто используются для создания ощущения спокойствия, роскоши и надежности.

Чтобы узнать больше о Как цвет влияет на нас , ознакомьтесь с этой записью в блоге.

СРЕДА ВЫВЕСКИ

Последний фактор, о котором нужно подумать при планировании вывески , это то, где она будет расположена. Окружающая среда может оказать большое влияние на то, как ваш знак будет выглядеть в конечном виде.

Ваша вывеска будет размещена в помещении или на улице? Будет ли он находиться в затененном месте или при ярком освещении? Важно ли, чтобы ваш знак был разборчив в любое время дня или только в определенное время? Будет ли у него собственный источник света? Будет ли он размещен на белой стене или на темной? Или его поставят на забор в окружении зеленой травы?

Знание окрестностей может повлиять на многие ваши решения при выборе цвета для вывесок. Представьте, что ваша вывеска будет размещена на затененной стороне здания. Зная это заранее, вы можете выбрать белый фон с темными буквами, чтобы добиться максимальной читаемости даже в плохо освещенных местах.

В качестве другого примера подумайте о вывеске снаружи здания из красного кирпича. Дополнительный цвет, например синий фон, может привлечь больше внимания, поскольку выглядит естественно.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ЦВЕТЕ

С другой стороны, если вы не продумаете, где будет размещена ваша вывеска, вы можете непреднамеренно выбрать цвета, которые будут противоречить вашим целям. Ваш знак может конфликтовать с соседним, из-за чего они оба выглядят непривлекательно. Или вы можете получить цвет фона, слишком близкий к цвету окружающей среды, и потерять ценное влияние.

Чтобы избежать каких-либо проблем, убедитесь, что вы определились с местом размещения вашего знака. Запишите окрестности или даже сделайте несколько фотографий для справки, пока вы выбираете цвета для вывесок.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *