Миф об ифигении: Миф об Ифигении

Ифигения Греческая мифология

Ифигения (Ίφιγένεια), в греческой мифологии дочь Агамемнона и Клитеместры, сестра Ореста. Первоначально эпитет и одна из разновидностей Артемиды, почитавшейся и в историческое время с этим прозвищем в Гермионе и других местах. Когда Ифигения выделилась в греческом мифотворчестве в качестве героини, то о происхождении ее и обстоятельствах жизни сложились самые разнообразные легенды. Благодаря великим аттическим трагикам, обрабатывавшим этот сюжет, наиболее распространенной версией мифа стала следующая.

Когда греки отправлялись под Трою и готовы были уже пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон (по другим источникам Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. За это богиня наслала безветрие, и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель Калхас объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении.

Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это, и Ифигения была вытребована в лагерь, под предлогом обручения с Ахиллом.

Когда она прибыла туда и все уже было готово для жертвы, Артемида сжалилась и в самый момент заклания заменила Ифигению козой, а ее на облаке похитила и унесла в Тавриду, где Ифигения стала ее жрицей и умерщвляла перед ее алтарем странников, заносимых туда бурей.

В Тавриде много лет спустя нашел Ифигению ее брат Орест, который преследуемый эриниями, прибыл туда вместе со своим другом Пиладом, по приказанию дельфийского оракула, чтобы увести в Элладу изображение Артемиды Таврической, упавшее, по преданию, с неба. Брат и сестра вместе возвратились на родину и Ифигения продолжала служить в храме Артемиды в аттическом поселении Бравроне. Здесь уже в историческое время показывали могилу Ифигении, а в соседнем селении Галах Арафенидских и других местах деревянную статую Артемиды, доставленную якобы из Тавриды.

Таким образом сводились воедино данные культа и мифа об Ифигении, сложившегося в Греции на протяжении 7-6 столетий до нашей эры и распространившегося далеко за ее пределами. Геродот, сообщая о существующем у скифов в Тавриде культе богини Девы (местная параллель греческой Артемиды), добавляет, что они называют эту богиню Ифигенией.

Согласно Павсанию, Артемида иногда носила прозвище Ифигения. О месте смерти и погребения Ифигении также существовало разногласие. Гесиод говорит, что Ифигения не умерла, а превращена Артемидой в Гекату; другие поэты заставляют ее жить на далеком севере, с Ахиллом, и наслаждаться бессмертием. Вообще имя и культ Ифигении встречается в Греции всюду, где почиталась Артемида.

В одной из новелл «Декамерона» Джованни Боккаччо красивый, но недалекий и грубый юноша Кимон (или Чимоне) влюбился в Ифигению. Лейтон изобразил момент повествования, когда Кимон случайно встретил спящую у родника божественную красавицу, это событие полностью изменило его жизнь. Искренняя и страстная любовь к Ифигении возвысила и облагородила сердце и разум Кимона.

Ифигения в Тавриде

Миф об Ифигении, сложившийся в Древней Греции на протяжении VII-VI веков до н. э., ещё в древние времена был широко распространён за её пределами. Геродот сообщает о существовании у скифов культа богини Девы — местная параллель греческой Артемиды, — которой «тавры приносили в жертву потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море».
 
Миф положен в основу произведений многих древнегреческих авторов. Наиболее известное из них — трагедия Еврипида «Ифигения в Тавриде». На этот сюжет созданы многие оперы, художественные произведения, в их числе поэма Леси Украинки «Ифигения в Тавриде».

Легендарный храм Девы (Дианы) в Тавриде стоял где-то на Южном берегу — на Аю-Даге, или на мысе Фиолент, что у Балаклавы, или на скале Ифигения — в Крыму много романтических, овеянных мифами, мест.

Когда предводитель греческих войск в Троянской войне Агамемнон во главе флота отплыл к Трое, чтобы освободить прекрасную Елену, жену своего младшего брата спартанского царя Менелая, похищенную троянским царевичем Парисом, его флот не мог выйти в море из гавани Авлиды, так как не стало попутного ветра. Это Артемида, богиня охоты, покровительница зверей, разгневанная тем, что Агамемнон убил её священную лань, задержала флот в гавани, наслав безветрие. Напрасно ждали греки попутного ветра. Среди воинов начались болезни, росло недовольство.

Наконец жрец, прорицатель Калхант, узнававший волю богов, объявил:

— Богиня Артемида смилостивится лишь тогда, когда Агамемнон принесет ей в жертву свою дочь Ифигению.

Уступая настойчивым требованиям войска, убитый горем Агамемнон вызвал Ифигению.

Прекрасная юная Ифигения величественно прошла между несметных рядов воинов и остановилась у жертвенника. Вокруг всё смолкло.

Жрец Калхант положил в золотую корзину жертвенный нож. На голову Ифигении надел венок. Из рядов воинов вышел Ахилл, храбрейший из храбрых. Взяв сосуд со священной водой и жертвенную муку с солью, он окропил водой Ифигению и жертвенник, посыпал мукой голову Ифигении и громко воззвал к Артемиде:

— Всемогущая богиня Артемида! Пошли нашему войску благополучное плавание к берегам Трои и победу над врагами!

Жрец взмахнул над Артемидой жертвенным ножом. .. И тут свершилось чудо: вместо девушки у алтаря в предсмертных судорогах билась лань.

— Вот жертва, которую требовала великая дочь Зевса Артемида! — воскликнул жрец. — Радуйтесь, греки, богиня сулит нам счастливое плавание и победу над Троей!

Тут же подул свежий попутный ветер, и греки стали поспешно готовиться к отплытию.

Это Артемида незримо заменила Ифигению ланью и перенесла её на берег Эвксинского моря, в далекую Тавриду. Там она сделала Ифигению жрицей в своем храме. Ифигения должна была приносить в жертву богине попавших в эти края эллинов и других чужеземцев.

Спустя много лет Орест, единственный брат Ифигении, за эти годы превратившийся в смелого, мужественного воина, по велению Аполлона отправился вместе со своим другом Пиладом в неведомую Тавриду, чтобы привезти оттуда священную статую Артемиды.

После долгого плавания Орест и Пилад благополучно прибыли в Тавриду. Спрятав корабль среди прибрежных скал, отважные юноши вступили на чужую землю. Страшная опасность подстерегала их здесь.

У местных жителей, тавров, существовал обычай приносить в жертву богине Артемиде чужеземцев, попавших в их края. Жестокое священнодействие совершала жрица, не знавшая брачного факела. Чужеземца приводили к алтарю, и тот падал под ударом девичьего меча. Голову жертвы в угоду богине укрепляли на высоком столбе у храма.

Орест, конечно, и не подозревал, что этот печальный обряд вот уже многие годы совершает его сестра Ифигения.

Отважные путешественники незаметно подкрались к храму Артемиды. Это было огромное здание с многочисленными колоннами. К нему вела широкая, в сорок ступеней, мраморная лестница. Рядом находились воины. Поняв, что днем статую Артемиды, хранящуюся в храме, выкрасть не удастся, Орест и Пилад спрятались неподалёку от храма и стали дожидаться ночи.

Однако ещё до наступления темноты их заметила стража. После короткой яростной схватки юношей связали и отвели к таврскому царю Фоапту.

Царь спросил пленников, откуда они и зачем прибыли в его страну, а затем объявил, что по местному обычаю они будут удостоены особой чести: их принесут в жертву богине Артемиде.

Утром Ореста и Пилада привели в храм, где у алтаря из белоснежного мрамора их уже ожидала жрица. Покропив юношей очистительной водою, Ифигения сказала:

— Простите, юноши, я не по своей воле совершаю этот жестокий обряд — таков обычай у этого народа. Скажите, кто вы, откуда?

Услышав в ответ, что они — греки и оба из её родного города, Ифигения решила:

— Пусть один из вас падет жертвой нашей богине, а другой отправится на родину с вестью от меня.

Орест и Пилад всегда жили дружно, в согласии и никогда не ссорились, но здесь они заспорили не на шутку.

Пилад настаивал на том, что погибнуть должен он, а Орест — отправиться в путь. Орест же убеждал друга, что виноват он, Орест, один, а потому и должен умереть на чужбине.

Пока юноши спорили, Ифигения изображала знаки на письме к брату.

Она подошла к Оресту и вдруг увидела знакомое лицо.

— Юноша, как зовут тебя?

— Орест.

— Брат мой! — воскликнула Ифигения.

Узнал сестру и Орест. Несказанно обрадовались все трое и стали думать о том, как спастись им и увезти священную статую богини.

Ифигения решила прибегнуть к обману. Она объявила царю тавров, что статуя Артемиды осквернена, и её нужно омыть в море, как и жертв, — двух чужеземцев. Царь, привыкший во всем верить жрице, согласился.

Торжественная процессия во главе с Ифигенией проследовала на берег моря, к месту, где был укрыт корабль. Прислужницы несли статую Артемиды, а воины царя вели связанных Ореста и Пилада.

На берегу Ифигения велела воинам и прислужницам удалиться, так как никто не должен видеть тайн обрядов омовения. Когда они удалились, сестра развязала брата и его друга, и они вместе поспешили на корабль.

Таврским воинам, ожидавшим жрицу с пленниками, показалось подозрительным, что слишком долго длится обряд омовения. Они поспешили к берегу и тут к своему ужасу увидели, что на нём никого нет, а в море удаляется греческий корабль.

© «Легенды Крыма», изд.»Свiт», 2008 г.

Трагическая история греческого мифологического персонажа – Mahajabeen.

co

Введение

Греческая мифология – богатый источник увлекательных сказок и историй, которые передавались из поколения в поколение. Одна из таких историй — история Ифигении, принцессы, трагическая судьба которой пересказана во многих произведениях литературы и искусства. Ее история — это история жертвы, предательства и борьбы между долгом и любовью. В этом сообщении блога мы исследуем миф об Ифигении и его значение в греческой мифологии.

История Ифигении

Ифигения была дочерью Агамемнона, царя Микен, и его жены Клитемнестры. Когда греческая армия намеревалась завоевать Трою, она застыла в Авлиде, не имея возможности плыть из-за гнева богини Артемиды. Агамемнон посоветовался с провидцем Калхасом, который рассказал, что богиня требовала жертвы — жизни дочери Агамемнона Ифигении.

Агамемнон, разрываясь между своим долгом перед богами и любовью к дочери, в конце концов решил пойти на жертвоприношение. Он обманом заставил Клитемнестру привести Ифигению в Авлиду под предлогом выдачи ее замуж за Ахиллеса. Когда прибыла Ифигения, вместо этого ее привели к алтарю и принесли в жертву Артемиде. В некоторых версиях мифа Артемида в последний момент заменяет Ифигению оленем, спасая ей жизнь.

История Ифигении была пересказана во многих произведениях литературы и искусства, включая пьесы Эсхила, Еврипида и Расина. Каждая версия подчеркивает разные аспекты истории, такие как конфликт между долгом и любовью, роль женщины в греческом обществе и характер жертвоприношения.

Значение Ифигении в греческой мифологии

Миф об Ифигении важен в греческой мифологии по нескольким причинам. Во-первых, он демонстрирует силу богов и важность жертвоприношения в древнегреческом обществе. Греки верили, что боги контролируют все аспекты жизни и что для их умилостивления и обеспечения их благосклонности необходимы жертвоприношения. Жертвоприношение Ифигении показывает, как далеко греки были готовы зайти, чтобы получить благословение богов.

Во-вторых, миф об Ифигении отражает патриархальную структуру древнегреческого общества. Женщины в Древней Греции имели ограниченные права и часто обращались с ними как с собственностью. В мифе муж обманывает и манипулирует Клитемнестрой, и в конечном итоге она бессильна остановить принесение в жертву своей дочери. Ифигения тоже стала жертвой решения отца поставить долг выше семьи.

Наконец, история Ифигении затрагивает универсальные темы любви, предательства и самопожертвования. Решение Агамемнона пожертвовать своей дочерью ради своей армии — навязчивое напоминание о жертвах, которые люди приносят ради своих убеждений, будь то религиозные, политические или личные. История Ифигении также поднимает вопросы о природе жертвоприношения и о том, оправдано ли оно когда-либо.

Заключение

Миф об Ифигении — это трагическая история, веками пленявшая публику. Он говорит о силе богов, ограниченности женщин в древнегреческом обществе и универсальных темах любви, предательства и жертвы. Хотя эту историю может быть трудно читать или смотреть, она напоминает нам о важности подвергать сомнению наши убеждения и учитывать последствия наших действий.

Вернуться к блогу

Мифологические девушки: Ифигения — Музей девушек

Саймон и Ифигения, Фредерик Лейтон. 1884 г. Изображение с Викисклада. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Iphigenia.jpg

Цикл Троянской войны греческой мифологии дал нашей культуре много известных трагических героев и героинь. История принцессы Ифигении, дочери Агамемнона и Клитемнестры, продолжает находить отклик. Согласно мифу, отцу Ифигении, греческому вождю Агамемнону, было приказано принести в жертву свою дочь, чтобы умилостивить Артемиду, прежде чем богиня даст греческим кораблям ветер, необходимый для плавания в Трою.

Персонаж Ифигения не упоминается ни в гомеровских эпосах, ни в Илиаде , ни в Одиссее .
Две ранние ссылки в классической литературе о смерти ифигении встречаются в двух драмах от афинского драматурга 5 -го века, Iphigenia в Aulis и Iphigenia на Tauris . едва избегает быть убитым в качестве жертвы Агамемноном, когда вмешалась богиня Артемида, заменила ее животным и привела в Тавриду, чтобы она стала ее жрицей. Напротив, в трагедии Ифигения в Авлиде , Ифигения, ее мать Клитемнестра и герой Ахиллес считают, что Ифигению приводят к Ахиллесу для брака. Все они с ужасом узнают об истинных намерениях Агамемнона принести ее в жертву, но после попытки убедить отца передумать, Ифигения в конце концов добровольно идет к алтарю, чтобы поддержать дело греков (в конце этой пьесы есть также ссылка на переключатель, сделанный Артемидой, но ученые не уверены, является ли это частью исходного текста).

Как и многие выдающиеся персонажи греческих мифов, история Ифигении имеет много вариаций. Некоторые источники утверждают, что на самом деле она была дочерью самого Тесея и Елены Троянских и приемной дочерью Клитемнестры, другие — что Артемида превратила ее в богиню Гекату, а третьи — что она и Ахиллес в конечном итоге были увековечены и поженились.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *