Натюрморт что это: суть, виды, основные поджанры, история, выдающиеся художники. Примеры натюрмортов известных картин

Натюрморт как жанр изобразительного искусства

В изобразительном искусстве термин «натюрморт» обозначает конкретный жанр живописи, включающий свободное расположение объектов повседневной жизни на столе:

  • срезанных цветов, особенно, роз,
  • кухонной утвари,
  • предметов домашнего хозяйства,
  • плодов, овощей, фруктов,
  • продуктов питания,
  • рыбы,
  • приготовленной еды.

Термин является прямым переводом голландского слова «Stilleven», которым пользуются с 1656 для описания жанра картин. Ранее такие полотна назывались просто – «Фрукты», «Цветок», «Розы», «Завтрак», «Банкет» или пронк (показной).

В эпоху барокко аллегорические изображения с религиозным подтекстом получило обозначение Ванитас («тщеславие»). Обязательным атрибутом и главным акцентом на картинах был череп.

Оглавление

Виды

Условно натюрморты делятся на четыре основные группы, в том числе:

  • цветочные;
  • завтраки или банкеты;
  • эмоциональные;
  • символические.

Некоторые работы выполняются для демонстрации технической виртуозности рисования и способности художника или демонстрируют эмоции.

  • эмоциональные;
  • роскошные;
  • полотна-иллюзии.

В известных натюрмортах содержались сложные символические сообщения, выраженные в типе объектов. При изучении состава натюрморта каждый отображаемый элемент являлся символом и вносил в картину определенное значение. В результате, жанр натюрморт, как и пейзаж, обычно не содержит человеческие формы, но способен передавать политическое, нравственное или духовное послание. Хотя сторонники академического изобразительного искусства считают натюрморт простейшим среди пяти основных жанров.

Особенности древнегреческой вазописи

Символические полотна — это широкая категория любого типа натюрморта с явным религиозным характером. Конкретным примером такой символики является Ванитас живопись, которая процветала между 1620 и 1650 г. и содержала символические образы черепов, свечей, роз, песочных часов, игральных карт, бабочек и других предметов, которые должны напомнить зрителю о быстротечности и тривиальности земной жизни.

Символические образы на картинах бывают открыто религиозными – хлеб, вино, вода и другие.

Основные характеристики полотен

Магия натюрмортов состоит в возможности показать собственное восприятие обычных предметов вокруг нас. Особое расположение и изображение предметов с помощью краски, чернил, пастели или любого другого материала придает объектам совершенно новый смысл.

Объекты, выбранные для полотен, имеют особое значение на личном, культурном, социальном, религиозном или философском уровне. Темы, окружающие произведения изобразительного искусства провоцируют самоанализ и отражение на настроение зрителя. Поэтому изображенные объекты вызывают широкий спектр эмоций, в зависимости от размещения, выбор цвета, освещенности.

Предмет в натюрмортах определяется представленными объектами. Исследование символики позволяет проникнуть в смысл картины.лужат эмоции и события, которая базируется на материальных качествах цвета или текстуры. Темы изящно вплетаются в изображение красивых предметов, но увидеть смысл в рамках одного произведения удается не каждому.

Портрет в живописи

История

Изображение пищи практиковалось в древнем мире, но возродилось в истории искусства как самостоятельный жанр в 16 веке. Независимо от формирования названия жанра, натюрморт активно развивался на севере Европы — в Голландии и Фландрии среди художников конца Северного Возрождения. Появляются школы натюрморта в Неаполе, Испании и Франции.

Исторически сложилось, что натюрморты были пропитаны религиозным и мифологическим смыслом.
К 16 веку общество меняется. Наука и природный мир стали вытеснять религию на картинах.
К середине 19 века естественный мир и розы вышли из моды. В работах живописцев появилась заинтересованность в изучении нашего внутреннего мира, настроения и эмоций.

В 20 веке натюрморты растворились в геометрии. К концу тысячелетия, объекты на картинах стали в движениях поп-арт и фотореализм. Картины сегодня включают безграничный спектр современных объектов — от писсуара до пустых пивных банок.

Натюрморт Северного Возрождения и голландского реализма после 1517 года

Для богатого буржуазного общества Нидерландов характерно материалистическое отображение показного потребления. Но именно в западноевропейской живописи получила свое начало эзотерическая христианская символика и ее сложный язык во времена Средневековья и Возрождения.

Батальная живопись

Натюрморт стали называть «мертвая природа или натура», а картины содержали упор на неживые символические коннотации. Символика развивалась в абстрактном и метафизическом маньеризме Италии, Испании в 17 веке:

  • Затем во Франции, благодаря гармоничной простоте полотен Ж. Б. Шардена (1699-1779) в 18 веке.
  • Караваджо, Микеланджело Меризи (1573-1610) служит примером интереса к натюрмортам в других странах.
  • Известная композиция «Корзина с фруктами» продвинула жанр с севера Италии в соседние страны.
  • Появились суровые и мистические картины испанского художника Х. С.Котана (1531-1588),
    Ф. де Сурбарана (1598-1664), Л. Мелендеса (1716-1780). Картины назывались «бодегонес» и изображали пищу, скромные предметы обихода.
  • Рембрандт (1606-1669) внес изменение в традиции натюрморта – его композиции лишились стола.
  • В отличие от этого стиля Голландия и Фландрия в 17 веке поражали цветочными композициями Я. Брейгеля Старшего (1568-1625), Хема (1606-1684) и других.
  • Другими фаворитами жанр были роскошные столы с роскошной едой, хрусталем и серебром, как у Кальфа (1622-1693), А. ван Бейерена (1620-1690).
  • Трофеи удачной охоты или хороший улов отражены на полотнах Ф. Снейдерса (1579-1657).

Тромплей или обманка

В 18 веке

Во французской живописи Ж. Б. Шарден (1699-1779) был мастером многих видов натюрморта, от скромных кухонных предметов до неповторимых аллегорий и поэтической передачи эмоций простым расположением плодов и роз. Его работы отличаются реалистичностью за счет игры цвета и художественной передачи освещенности.

Анна Костер (1744-1818) была последовательницей Шардена. Ее работы часто путают с мастером. Но композиции Костер более деликатные и воспроизводят очень странные предметы.
Экстравагантные коллекции кораллов и раковин на каменной полке поражают почти фотографической точностью.

В 19 веке

До середины девятнадцатого века натюрморт считался низшим жанром с ограниченным потенциалом для выражения темы. Философия реализма и чистой живописи Курбе (1819-1877) расценивалось как независимое средство для формы, цвета и краски. Живописцы игнорировали насмешливое отношение к жанру.

Революция в живописи во главе с Мане, Ренуаром (1841-1919), Сезанном (1839-1906), К. Моне (1840-1926) и Ван Гогом (1853-1890) навсегда закрыла тему этой дискуссии. Поклонники признали, что натюрморт красноречивым, поэтичным, «благородным» жанром изобразительного искусства.

В 20 веке

Неодушевленные предметы в новом натюрморте выражают тайну мира с помощью соответствия между формами и пространством.

Карикатура в живописи

Все восхищались тарелкой устриц Мане, черепами и часами Сезанна или вазой с ирисами Ван Гога, как чудесной интерпретацией окружающего мира.

Сезанн рисует яблоко в виде женщины или горы, а Ж. Брака (1882-1963) изображает яблоко как набор перекрывающихся геометрических граней.

Трансформация формы и содержания в чистейшие элементы геометрии, цвета, а также символизм видны в композициях Дж.Кирико (1888-1976) и С. Дали (1904-1989) – это начало 20 века.

Загадочный Дж.Моранди (1890-1964) принес в живопись свой стиль — пластичность с ограниченной палитрой, напоминающую римскую живопись.

Максимально эксплуатировал жанр Пабло Пикассо (1881-1973), поражая немыслимыми формами и широким спектром стилистических перестановок.

Знаменитый поп-арт Энди Уорхола повседневный объект превращает колоссальный образ.
Художники в 20 веке использовали натюрморт в качестве лаборатории для открытия новых методов и испытывали новые концептуальные идеи. Они делали это в репрезентативных и абстрактных форматах, расширяясь в другие жанры, смешивая живопись со скульптурой, коллажем, фотографией, видео и голограммами, в произведениях, которые относят к натюрмортам. В полотнах сегодня можно видеть различия:

  • В колорите от холодного к теплому;
  • В цветовой гамме от контрастов до нюансных тонов;
  • В направлении освещенности на полотне;
  • В фоновом расположении объектов;
  • В постановке задачи от декоративной функции к реалистичному изображению.

Пастораль в живописи

Свобода стиля для передачи изображения с помощью кубизма, кубофутуризма, поп-арта, фотореализма, нео-попа позволяет представлять натюрморты в новом виде, отчего жанр продолжает радовать любителей.

Натюрморт как жанр. Кратко

Слово натюрморт произошло от французского словосочетания «nature morte», что дословно означает «неживая природа». Сейчас им обозначают один из жанров изобразительного искусства. Основной отличительной чертой данного жанра является изображение неодушевленных предметов в реальной бытовой обстановке. Возможно также создание композиций из предметов, объединенных художником в том или ином сочетании и в той среде, которую создал художник.

Цветочный натюрморт. Амброзиус Босхарт Старший. 1614 г.

На картине могут быть изображены как реальные предметы, так и их невероятно искаженные варианты. Часто такие искажения в натюрморте носят глубокий внутренний смысл.

Впервые признал натюрморт как самостоятельный жанр живописи и стал в нем работать венецианский мастер Я. де Барбара.

Наибольший расцвет этого жанра приходится на 17 век. Именно в это время натюрморт получает широкое распространение в Европе и приобретает множество приверженцев среди художников.

Одними из самых ярких приверженцев данного жанра становятся фламандцы Ф.Снейдерс и Я.Фейт. Их картины отличаются полнотой форм и выразительностью красок в изображении природы.

Натюрморт. Франс Снейдерс. 1612—1613 гг.

Другими, не менее известными приверженцами, становятся испанские художники Ф.Сурбарана

и Х.С.Котана. На их картинах царят строгость и выразительность композиции.

Но особенно изысканы натюрморты, выполненные голландскими художниками П.Клаасом, В.Хедом, В.Калфом и А.Бейереном. Они дают явственно почувствовать атмосферу домашнего уюта.

Своеобразны натюрморты в исполнении матера живописи французского происхождения Ж.Б.Шардена. Композиция его произведений предельно проста. В работах художник воспевает красоту повседневности.

В 19 веке натюрморт стал несколько иным. Художники, работавшие в этом жанре, стали обращаться к социальной тематике, которая находила воплощение в их произведениях.

Ванитас. Пьер Франческо Читтадини. 1681 г.

Особая роль в преобразовании жанра принадлежит художникам из Франции. Известными представителями французской школы были О.Домье, П.Сезанн, В. ван Гог, Э.Мане. Каждый из них внес в жанр натюрморта что-то свое. О.Домье придавал своим натюрмортам острую социальную выразительность. Э.Мане на картинах передавал мельчайшие изменения окружающего мира. П.Сезанн играл цветом, чтобы создать скульптурную объемность изображений. В. ван Гог предложил новый взгляд на обычные предметы, играя цветовыми пятнами на своих полотнах.

В ХХ веке натюрморт обрел новую жизнь. Он становится жанром художественных экспериментов. Художники в своих работах уделяют пристальное внимание исследованию геометрии вещей, находящихся вокруг, стремятся выявить многообразие геометрических форм. Особенно интересны в указанном плане работы П. Пикассо и Ж. Брака, В.Е. Татлина, Л.С. Поповой.

Поделиться ссылкой

Определение, искусство и история – Artlex

Что такое натюрморт?

Натюрморт — это произведение искусства, обычно изображающее неодушевленные предметы. Натюрморт — один из основных жанров западного искусства. Обычно обычные объекты, которые изображаются в натюрмортах, включают растения и цветы, еду, книги и многие другие объекты, которые передают предполагаемое сообщение, стоящее за произведением искусства. Натюрморт приобрел огромную популярность в Европе, особенно в Нидерландах, в 16 веке, но имеет корни в древнеегипетском, греческом и римском искусстве.

Знаменитый натюрморт

Якопо де Барбари, Натюрморт с куропаткой и перчатками, 1504. Старая пинакотека, Мюнхен. https://www.sammlung.pinakothek.de/en/artwork/jWLpZYX4KY/jacopo-de-barbari/totes-rebhuhn-mit-eisenhandschuhen-und-armbrustbolzen

 

Ян Брейгель Младший, «Корзина цветов», ок. 1620 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/435814

 

Питер Клас, Натюрморт с черепом и пером, 1628 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/435904

 

Поль Сезанн, Натюрморт с кувшином для воды, 1892–1893, Тейт Модерн, Лондон. https://www.tate.org.uk/art/artworks/cezanne-still-life-with-water-jug-n04725

 

Винсент Ван Гог, «Ирисы», 1890 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/436528

 

Джон Фредерик Пето, Книги, кружка, трубка и скрипка, около 1880 г., Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид. https://www.museothyssen.org/en/collection/artists/peto-john-frederick/books-mug-pipe-and-violin

 

Ванесса Белл, Натюрморт на углу каминной полки, Тейт Модерн, Лондон. https://www.tate.org.uk/art/artworks/bell-still-life-on-corner-of-a-mantelpiece-t01133

 

Энди Уорхол, Черепа, 1976, Тейт Модерн, Лондон. https://www.tate. org.uk/art/artworks/warhol-skulls-ar00609

 

Рене Магритт, Личные ценности, 1952, Музей современного искусства Сан-Франциско, Сан-Франциско. https://www.sfmoma.org/artwork/98.562/

 

Рой Лихтенштейн, Бутерброд и газировка, 1964, Тейт Модерн, Лондон. https://www.tate.org.uk/art/artworks/lichtenstein-sandwich-and-soda-p77811

 

Яёи Кусама, Натюрморт, 1996. Частная коллекция. https://www.artsy.net/artwork/yayoi-kusama-still-life-1

 

История натюрморта

Традиция создания натюрморта прослеживается на протяжении всей истории искусства. Ранние культуры создавали предметы, такие как керамика, которые были украшены элементами натюрморта. Элементы натюрморта были найдены в египетских храмах и греко-римских настенных росписях, включая ссылки на еду, богатство и смерть.

В Средние века или средневековый период (около 500-1520 гг. н.э.) элементы натюрморта были важной частью украшений, обычно встречающихся в иллюминированных рукописях и вотивных панелях. Эти элементы натюрморта обычно представляли собой предметы, как естественные, так и искусственные, которые дополняли повествование, представленное в рукописи. Вотивные панели обычно содержали символические изображения, в том числе предметы, отражающие религиозные аллегории.

Натюрморт был оформлен в конце 17 века Французской академией художеств. Согласно иерархии жанров, сложившейся в период Высокого Возрождения, натюрморт занимал низшее место, так как не изображал человеческие предметы. Натюрморт не был по-настоящему популярен до 17 века, когда голландские и фламандские художники упорядочивали неодушевленные предметы для создания аллегорий, используя религиозную символику.

Первым официальным натюрмортом считается Натюрморт с куропаткой и перчатками итальянского художника Якопо де Барбари, датированный 1504 годом. Хотя вполне вероятно, что другие художники изучали натюрморты и гравюры примерно в то же время. , работы де’Барбари начали формализовать жанр натюрморта в европейском искусстве.

Начиная примерно с 1600 года, элементы натюрморта часто добавляли к портретам, чтобы украсить предмет, будь то внешность, состояние или репутация человека. Символы богатства, жизни и смерти, такие как деньги, черепа, книги, песочные часы, свечи, музыкальные инструменты, еда и другие материальные удовольствия, были наиболее популярны в символических картинах, известных как 9.0039 Ванитас . Картины Ванитаса часто были темными и жуткими, напоминая зрителям о быстротечности жизни и неизбежности смерти.

Художники-натюрморты, в основном голландские художники и французские художники на тот момент, изображали свои предметы с растущим реализмом, тогда как художники, такие как Ян ван Эйк, часто рисовали повседневные предметы в гиперреалистичном стиле. Природные объекты и цветочные картины также были распространены в голландской живописи. Это было связано с отказом от религиозной аллегории среди таких художников, как Альбрехт Дюрер и Леонардо да Винчи, чьи акварельные наброски, рисунки и гравюры изображали пищу, флору и фауну в качестве предметов.

Живопись Trompe l’oeil была еще одним популярным стилем натюрморта, который возник в Древней Греции, завоевал популярность среди голландских и фламандских художников в 18 веке, а позже стал фаворитом художников рококо. Картины Trompe l’oeil должны были заставить зрителя поверить в то, что изображенная сцена реальна, отсюда и название trompe-l’œil , что переводится с французского как «обманывать глаз».

Натюрморт также использовался для празднования научных достижений, особенно классификации животных и ботанических образцов, а также последствий растущей индустриализации. Морские раковины, лекарственные растения и когда-то экзотические фрукты, такие как лимоны, были среди предметов и часто изображались.

Традиция натюрморта следовала аналогичной тенденции в периоды барокко и рококо, когда цветочные мотивы были включены почти везде, от картин до штор, от мебели до обоев. Художники продолжали отворачиваться от религиозных аллегорий и даже морали картин vanitas.

Натюрморт в современном искусстве

К концу 19 века многие художники-модернисты использовали натюрморты разными способами и для разных целей. Хотя религиозный оттенок натюрмортов вышел из моды, многие художники по-прежнему опирались на эту историю, хотя бы для того, чтобы еще больше ее отвергнуть.

Натюрморты ушли от символических композиций к простым изображениям повседневных неодушевленных предметов. Тем не менее, многие художники продолжали ориентироваться в своих работах по отношению к иерархии жанров, где натюрморт занимал шестое и последнее место в списке. Иерархия началась с исторической или религиозной живописи, портретной живописи, жанровой живописи, пейзажной и городской живописи, анималистической живописи и, наконец, натюрморта.

Иерархия жанров быстро потеряла популярность, поскольку художники-реалисты изображали сцены из повседневной жизни, а не религиозные аллегории или исторические сцены. Реалистов больше интересовали реалии современного мира, и хотя портреты людей из рабочего класса были популярны, многие элементы натюрморта были включены, чтобы рассказать об условиях, с которыми столкнулись многие люди из рабочего класса.

К 20-му веку художники-импрессионисты и постимпрессионисты, такие как Эдуард Мане и Анри Латур, отвергли иерархию и написали множество натюрмортов, которые часто прославляли природу и повседневную жизнь. Винсент Ван Гог был еще одним художником, который часто использовал природу и повседневную жизнь в качестве сюжета при создании картин. Это подрывное возрождение натюрмортов стало еще более революционным благодаря методам, которые такие художники использовали для изображения своих предметов. Когда-то точные и почти научные в своем рендеринге художники-импрессионисты и постимпрессионисты предпочитали использовать смелые цвета и толстые мазки.

Натюрморт продолжал развиваться и снова стал популярным в Европе и даже на других континентах, таких как Соединенные Штаты. В то время как европейские традиции живописи все еще были заметны, натюрморт стал отдельным движением в Америке. Trompe l’oeil и мир природы по-прежнему были популярными предметами среди американских художников, которые также часто использовали гиперреалистическую живопись.

Сдвиг в сторону абстракции в мире искусства также изменил представление о том, как выглядели натюрморты, что также верно для большинства картин, созданных в начале 20-го века. Такие художники, как Анри Матисс, Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Марсель Дюшан, Жоан Миро, Джорджия О’Киф и Фрида Кало, входят в число художников, ответственных за инновации в натюрморте, которыми восхищаются и по сей день.

Натюрморт в современном искусстве

Ко второй половине 20 века натюрморты уже вышли за рамки холста и вошли в сферу скульптуры и фотографии. Художники экспериментировали с определением натюрморта и глубиной смысла, который могли передать предметы быта. Дадаизм и реди-мейд были одним из способов, которым искусство натюрморта сломало бесчисленные границы в мире искусства и привело к еще большему количеству изменений в последующих движениях современного искусства.

Поп-арт стал движением, почти полностью посвященным натюрморту. Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн изображают предметы массового производства и понятие потребительства, используя типичный графический стиль, характерный для произведений поп-арта. Лихтенштейн Sandwich and Soda, 1964 года заново изобретает натюрморты, в том числе картины vanitas, для критики американской потребительской культуры.

Искусство натюрморта продолжает оставаться популярной традицией среди многих современных художников. Такие художники, как Яёи Кусама, продолжают создавать натюрморты, которые бросают вызов визуальным условностям и самому искусству. Такие произведения, как «9 Кусамы».0039 Натюрморт , выпущенный в 1996 году, демонстрирует, насколько сильно изменилась натюрмортная живопись со времен Средневековья в Северной Европе. Со всеми технологическими разработками, произошедшими с начала 21-го века, натюрморт, несомненно, будет продолжать развиваться увлекательными способами.

Известная цитата о натюрморте

«Сезанн сделал из чашки живое существо, точнее, в чашке он осознал существование чего-то живого. Он поднял натюрморт до такой степени, что он перестал быть неодушевленным. Он писал эти вещи, как писал людей, потому что был наделен даром угадывать внутреннюю жизнь во всем. Его цвет и линия одинаково подходят к духовной гармонии. Человек, дерево, яблоко — все это использовалось Сезанном для создания того, что называется «картиной» и представляет собой образец подлинной внутренней и художественной гармонии».

– Василий Кандинский (1866-1944) Русский живописец.

Известные художники-натюрморты

  • Абрахам ван Бейерен (1620–1690)
  • Адриан Корт (1665–1707)
  • Амброзиус Босхарт (1573–1621)
  • Андре Дерен (1880–1954)
  • Антуан Воллон (1833–1900)
  • Бальтазар ван дер Аст (1593–1657)
  • Караваджо (1571–1610)
  • Клара Питерс
  • Клод Моне (1840–1926)
  • Эдуард Мане (1832–1883)
  • Фернан Леже (1881–1955)
  • Флорис ван Дейк (1575–1651)
  • Франсиско де Сурбаран (1598–1664)
  • Франсиско Гойя (1746–1828)
  • Франс Снайдерс (1579–1657)
  • Фрида Кало (1907–1954)
  • Жорж Брак (1882–1963)
  • Джорджия О’Киф (1887–1986)
  • Джорджио Моранди (1890–1964)
  • Джованна Гарцони (1600–1670)
  • Гюстав Курбе (1819–1877)
  • Хармен Стенвейк (1612–1656)
  • Анри Фантен-Латур (1836–1904)
  • Анри Матисс (1869–1954)
  • Якоб Фоппенс ван Эс (1596–1666)
  • Ян Брейгель Старший (1568–1625)
  • Ян Давидс.
    де Хем (1606–1684)
  • Жан-Батист Удри (1686–1755)
  • Жан-Батист-Симеон Шарден (1699–1779)
  • Хуан Грис (1887–1927)
  • Хуан Санчес Котан (1560–1627)
  • Луиза Муайон (1610–1696)
  • Луис Эгидио Мелендес (1716–1780)
  • Марсден Хартли (1877–1943)
  • Мэри Кассат (1844–1926)
  • Осиас Берт (1580–1624)
  • Пабло Пикассо (1881–1973)
  • Поль Сезанн (1839–1906)
  • Поль Гоген (1848–1903)
  • Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919)
  • Питер Клас (1597–1661)
  • Рэйчел Рюйш (1664–1750)
  • Рой Лихтенштейн (1923–1997)
  • Сальвадор Дали (1904–1989)
  • Самуэль Диркс ван Хоогстратен (1627–1678)
  • Том Вессельманн (1931–2004)
  • Винсент Ван Гог (1853–1890)
  • Виллем Клас. Хеда (1594–1680)
  • Виллем Кальф (1619–1693)
  • Виллем ван Альст (1627–1683)
  • Уильям Харнетт (1848–1892)

 

Термины, связанные с искусством

  • Vanitas
  • Мементо Мори
  • Фотография
  • Сборка
  • Тромп-л’Эй
  • Фотореализм

Натюрморт сегодня: валюта классики

Ting-Ting Chengs Натюрморт с яблоком и Натюрморт с помело — два минималистичных и интригующих произведения, посвященных этому классическому художественному жанру. Но что это за натюрморт? И почему он актуален и сегодня?

Серхио Фернандес

Натюрморт — один из основных жанров западного искусства. По сути, его предметом является все, что не движется или мертво. Итак, натюрморт включает в себя всевозможные рукотворные или природные объекты: срезанные цветы, фрукты, овощи, рыбу, дичь, вино и так далее. Это может быть торжество материальных удовольствий или предупреждение о скоротечности человеческой жизни.

«Натюрморт с яблоком» (2010) художника Rise Art Тин-Тин Ченг

Традиционно натюрморт считался побочным продуктом; академическое упражнение, разработанное для студентов, чтобы изобразить поведение света, падающего на разные поверхности. Этот подход радикально изменился с культурными сдвигами, охватившими Европу между Реформацией и Просвещением. В этот период разум и наука взяли верх над мифом и религией, поэтому светские сюжеты стали главными действующими лицами в искусстве. Натюрморты предлагали художникам, меценатам и зрителям возможность исследовать эти новые интересы по мере увеличения внимания к миру природы.

В Северной Европе этот подход процветал и превратился из религиозного и аллегорического символизма в наиболее используемый предмет для художественных экспериментов. Яркие примеры можно увидеть в Золотом веке голландской живописи, примером чего являются работы Делфтской школы таких художников, как Иоганнес Вермеер и Питер Клас, среди прочих.

«Ванитас» Питера Класа (1625)

В 19 веке, когда художественные академии захватили художественное производство по всей Западной Европе, натюрморт снова стал считаться менее важным предметом, а академии отдавали предпочтение историческим и библейским темам. Возможно, именно по этой причине большинство художников, которые впоследствии бросили вызов академической традиции, выбрали натюрморт для экспериментов с различными текстурами и композициями. Такие художники, как Винсент Ван Гог и Эдуард Мане, воспользовались возможностью, чтобы привнести в свои картины определенную экзотику, используя краску не только как пигмент, но и как текстуру. В их картинах больше общего с экспрессионистскими подходами Курбе и Гойи, чем с фламандскими натюрмортами 17-го века, и это потому, что они активно отвергали академические каноны, устанавливая поверхность, а не содержание, в качестве предмета. Мы можем проследить прямую связь между этими первыми попытками разрыва с Академией импрессионистов и позднейшими экспериментами кубистов. Таким образом, «Кресло Гогена» превратилось, например, в «Скрипку и подсвечник» Брака или «Гитара» Пикассо.

«Natura Morta» (1960) Джорджио Моранди

После того, как формальные элементы натюрморта были оспорены, художникам-авангардистам начала 20-го века потребовалось очень мало времени, чтобы взять на себя концептуальные последствия жанра. За последние 100 лет художники, использующие все средства, невероятно изобретательно подошли к натюрмортам, а также использовали историческую родословную жанра, чтобы раскрыть все его символические, аллегорические и формальные качества.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *