Натюрморты это: суть, виды, основные поджанры, история, выдающиеся художники. Примеры натюрмортов известных картин

Содержание

Натюрморт 🔥 история, суть, виды, техники, современное представление

Не нужно быть языковедом, чтобы понять значение и происхождение слова «Натюрморт». Во всех языках, имеющих родственные корни с латинским языком, натюрморт значится, как «мертвая природа». Во всех языках, имеющих родственные корни с латинским языком, натюрморт значится, как «мертвая природа».

Не нравится такой перевод? Тогда воспользуйтесь другим толкованием, более точно отражающим суть этого термина, — «застывшая жизнь».

С точки зрения семантики, слово «Натюрморт» имеет два близких по смыслу значения.

  1. С одной стороны, это жанр изобразительного искусства, в котором представлены обычные окружающие нас неодушевленные предметы, вещи или растения. Натюрморт, как и любое другое станковое произведение, формируется по определенных художественным законам, с опорой на зрительное восприятие. Это означает, что предметы не просто переносятся с натуры на лист бумаги рандомно, а подбираются и располагаются в определенном порядке, образуя единую, органически завершенную картину.
  2. Второе значение слова «Натюрморт» — это сама картина, выполненная в соответствующем жанре.

Кроме объектов неживой природы, вещей из нашего бытового окружения и различных аксессуаров художники в натюрмортах изображают цветы, добытую на охоте дичь, предметы научной деятельности. Люди, животные или птицы редко появляются на картинах, причем чаще являются дополнением, нежели выходят на первый план. В некоторых случаях натюрморту пытаются дать символическое толкование.

Изображенные на картине предметы соответствуют определенным философским категориям.

Так, к примеру, стекло символизирует хрупкость чего-либо, а зеркало означает тщеславие, щетка является символом чистоты, а яблоко намекает на грехопадение человека.

СЧ помощью таких приемов художник не только может зафиксировать элементы натуры, но и вовлечь зрителя в игру воображения, пряча в картине содержательные смыслы.

Натюрморт считается сложным жанром, благодаря обилию различных элементов и деталей. При работе над картиной художник должен обращать повышенное внимание на структуру композиции, ее объем и фактуру. Цель у натюрморта тоже может быть сложной. С помощью него художник воплощает многослойный художественный образ, задавая зрителю интеллектуальную задачу и одновременно фиксируя реальный мир.

Не стоит забывать и про украшательскую функцию картин. Характер элементов натюрморта обычно передает черты той эпохи, в которую картина была создана.

Содержание

  1. История натюрморта
  2. Типы и поджанры натюрморта
  3. Цветочный поджанр
  4. Поджанр «Ванитас, Суета сует»
  5. Завтраки, банкеты, сервированные столы
  6. Ученый натюрморт
  7. Охотничий натюрморт
  8. Винный натюрморт
  9. Восточный натюрморт
  10. Гирлянда
  11. Кухонный натюрморт
  12. Натюрморт с животными
  13. Натюрморт в современном искусстве
  14. Техника создания натюрморта

История натюрморта

Не сразу натюрморт стал обособленным жанром живописи. Это произошло только в XVII веке, хотя люди еще в древности старались запечатлеть предметы окружающего мира сначала на скалах и стенах, а затем уже и на картинах.

Храмы и гробницы египетских фараонов были украшены сюжетными картинами, где изображался процесс подношения богам различных даров. Не секрет, что многие фрески дошли до наших дней в первозданном виде, причем некоторые изображенные вещи оказались легко узнаваемыми. Древние художники, имена которых, естественно, неизвестны, не уделяли внимание реалистичности вещей, однако они старались подчеркнуть их важность.

Древнеримские мозаики и росписи, дошедшие до наших дней, отличаются тем, что элементы прорисованы более детально. Римские и греческие художники проявляли настоящее мастерство в живописи, работая с разными оттенками, однако сюжетная линия их картин практически отсутствовала. Творчество имело декоративное значение. Изображения отдельных цветов или фруктов украшали стены и ниши зданий, как жилых, так и общественных.

В Европе к XV-XVI веку было представление о натюрморте, как о приеме, однако он не являлся полноценным жанром живописи. Окружающие предметы являлись лишь второстепенной частью какой-либо картины, в сюжете которой просматривалась историческая или религиозная тематика.

Отдельные предметы являлись своеобразным декором и оформлением мебели или обстановки дома. Коренной перелом в искусстве произошел лишь к началу XVII века, когда натюрмортная живопись была признана художниками, как полноценный и самостоятельный жанр. Начало этой эпохи ассоциируется с именами голландских художников Питера Класа и его сын Хеда Виллема Класа, являвшихся представителями школы «малых голландцев».

Естественно, предметы природного происхождения встречались и в работах более ранних мастеров, однако именно они сделали на этих предметах основной акцент.

Существует еще одно мнение относительно первопроходца в новом жанре. Речь идет о Микеланджело да Караваджо и его знаменитой картине «Корзина с фруктами».

В то же время историки утверждают, что первым полноценным натюрмортом можно считать картину Якопо де Барбари «мюнхенский натюрморт», где изображена куропатка, латная рукавица и арбалетный болт. Картина была написана в 1504 году.

Таким образом, мы приходим к выводу, что процесс обособления натюрморта, как жанра происходил постепенно, поэтому достаточно сложно говорить о том, кто стоял у истоков его развития.

Можно лишь отметить первых последователей. Помимо Питера и Виллема Клас натюрмортом увлекались Виллем Калф, Балтасар ван дер Аст, Виллем ван Алст, Ян ван Хёйсум.

На распространение натюрморта как жанра в XVI — начале XVII века оказало существенное влияние становление и развитие естественных наук. В связи с этим, у художников сформировался повышенный интерес к быту людей и окружающим предметам.

Яркими последователями того времени считаются нидерландец П. Артсен и фламандец Я. Брейгель Бархатный. В мировой живописи к XVII веку новый жанр достиг по популярности своего апогея. Появились первые национальные реалистические школы, на профиль которых оказывали идейное влияние именитые мастера. Благодаря этому натюрморт подразделяется на формы и типы.

Голландские и испанские натюрморты в станковой живописи занимают особе место. В них излюбленные тематики посвящены цветам, овощам, фруктам рыбе и морепродуктам, а также кухонной посуде. Причем считается, что испанские натюрморты выполнялись в более строгом стиле. Данная эпоха отождествляется с именами таких мастеров, как М.Кампидольо, П.П. Бонци, Дж. Рекко.

Голландские натюрморты отходят от строгости и получают определенную долю интима. В них прослеживается точность передачи света и тени, фактуры, а также изящество цвето-тональной линии.

Следует также подчеркнуть разнообразие композиционного строя и множество сюжетных жанров.

Это и скромные по колориту картины В. Хеды, и полные насыщенных цветов картины с десертами В. Калфа, и изображения рыб А. Бейерена, и картины Я. Венике, на которых нарисована битая дичь. Голландские натюрморты отличаются малыми форматами, так как картины покупали для украшения небольших домиков.

Покупателями были не только аристократы, но и бюргеры с зажиточными крестьянами.

Также следует отметить тщательность прорисовки и детализацию композиции.

Некоторые предметы обладают символизмом. К примеру, карманные часы олицетворяют ход времени.

Фламандский натюрморт можно отличить от голландского по ряду признаков. Он более выразителен, более пышный и яркий. Не даром такими натюрмортами украшались парадные залы и монастырские трапезные. Представителями данного жанра являются Питер Пауль Рубенс, Амброзиус Босхарт Старший, Франс Снейдерс. Жанр натюрморта в Германии и Франции в эпоху классицизма развивался по несколько иному пути. Композиции художников тех лет отличались характерной строгостью, но, в то же время, элегантностью и изяществом.

Живопись средневековья выдвигает на первый план исторический жанр, батальный жанр и портрет. Таким образом, популярность натюрморта несколько снижается. Но к XIX веку художники, работавшие с сюжетными композициями, словно воскресили жанр натюрморта, придав его развитию новый виток. К ним относятся Эжен Делакруа, Густав Курбе, Франциско Гойя, А. Фантен-Латур и У. Харнет (США).

В работах художников-постимпрессионистов натюрморт приобретает вторую жизнь. Ван Гог, Гоген, Сезанн – это лишь яркие примеры тех, кто считал, что основа понимания бытия состоит из окружающих нас вещей. В начале XIX века натюрморт приходит и в русское творчество. Однако в большинстве картин известных художников он играет лишь эпизодическую роль. В виде самостоятельного жанра натюрморт сформировался только в XX веке в работах Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, К. А. Коровина, А. Я. Головина.

Типы и поджанры натюрморта

Многообразие сюжетных линий натюрморта настолько велико, что возникла необходимость классифицировать жанр. Различают типы и поджанры натюрморта. Тип совершенно не зависит о того, что будет изображено на картине, а, скорее всего, указывает на способ подачи композиции.

Условно все картины делят на два типа. К первому типу относят те, на которых изображены вещи, принадлежащие конкретному лицу, причем по этим вещам зритель может косвенно охарактеризовать владельца. Натюрморты второго типа наполнены самоценными вещами. Они ценны сами по себе и являются акцентом декоративности изображения.

 

Что же касается поджанров, то их гораздо больше, нежели типов. Некоторые из них могут объединяться между собой. Другие же, наоборот, в современных реалиях целесообразно разделить. Именно поэтому в разных источниках перечень поджанров может несколько разниться.

Цветочный поджанр

Цветочный натюрморт пришел в мир живописи из Голландии. Она, как известно, в середине XVII века стала крупнейшим центром торговли тюльпанами, что и определило направление в живописи. Цветы на картинах раскупались по всей Европе, так как купить реальную луковицу тюльпана мог себе позволить только состоятельный человек.

Картина с роскошным букетом вполне заменяла экзотические на тот момент цветы. Достаточно трудно приходилось художникам, так как собрать букет цветов, чтобы писать с них картину, они физически не могли. Приходилось цветы рисовать по памяти.

Поджанр «Ванитас, Суета сует»

Этот натюрморт отражает аллегорию эпоха барокко. Для его толкования зритель должен знать определенные религиозные символики и быть знакомым с Библией. Само слово «Ванитас» с латинского переводится, как суета, тщеславие. Основная идея картин – неизбежность смерти и быстротечность жизни. Данный поджанр стал популярным в Нидерландах и во Фландрии. Отдельные его проявления встречаются в искусстве Франции и Испании в XVII веке.

Автором первого натюрморта ванитас по праву считается Якоб де Гейн младший. Традиционные предметы, которым приписывается определенная символика, подчиняются циклу о конечности бренного человеческого существования. Череп напоминает, что смерть неизбежна в любом случае, несмотря на мирские суеты. Хлеб символизирует тело Христа, как и сказано в Библии. Вино же является его кровью, а в сочетании они означают основное таинство Евхаристии, то есть, причастия. Мыльные пузыри говорят нам о том, что жизнь может быть короткой, а смерть – внезапной. О бренности человеческого тела в картинах ванитас напоминают медицинские инструменты. Они же являются главным символом болезней.

Достаточно противоречиво в поджанре трактуются монет, драгоценности, кошельки и ларцы. С одной стороны, лейтмотивом картины выступает женская красота и привлекательность. С другой стороны, — это основной признак самовлюбленности и смертного греха высокомерия. Для того, чтобы показать власть и могущество, художники использовали изображение оружия и доспехов. Подобно тому, как оружие нельзя с собой забрать в могилу, власть человека кончается по истечении его жизненного пути.

Завтраки, банкеты, сервированные столы

Одна из разновидностей жанра, ставшая популярной в голландском натюрморте XVII века, отличается наличием изображения домашней утвари на столе и утренней трапезы. Картины могли отличаться богатством яств, однако общая тематика все равно прослеживается. Центром зарождения данного поджанра считается Харлем.

Именно там был создан первый натюрморт «Накрытый стол» Николаса Гиллиса, где он запечатлел утренний завтрак. На столе можно увидеть фрукты, сыр и вино. Существует даже перечень элементов, которые должны быть включены в натюрморт. Изначально туда входили: булочки, ветчина, сыр. Затем виды несколько изменились.

Связано это с тем, что зажиточные горожане стали заказывать картины с изображением дичи или вина. Впоследствии в натюрморт вписалась дорогая посуда, морепродукты и прочие диковинные элементы. Изображенные на картине ступа с пестиком символизировали мужчину и женщину. Пустой бокал означал смерить, а бокал, наполовину наполненный вином, — умеренность.

Ученый натюрморт

Считается, что ученый натюрморт является разновидностью поджанра ванитас. На картине можно встретить такие предметы, как глобус, карты, книги. Поджанр зародился в университетском Лейдене. Нередко применяются специальные эффекты, вызывающие обман зрения.

Но такие картины со временем образовали самостоятельное направление, в котором применяются «обманки».

Так же как и ванитас, ученый натюрморт требует от зрителя умения абстрактно мыслить, а также знаний Библии. Все вышеперечисленные предметы являются символами науки. Кисти и краски, естественно, символизируют живопись или поэзию. Музыкальная труба и горн являются вестниками славы.

Охотничий натюрморт

В среде богатой буржуазии охота была излюбленным и чрезвычайно модным занятием. Она уже превратилась из способа добычи пищи в досуг, поэтому считалось, что состоятельный аристократ просто обязан похвастать своими трофеями.

Альтернативой настоящим трофеям стали картины с изображением битой дичи, а также живых зверей. Сочетание зелени парков и лесов с окрасом шести животных или оперения птиц, которое реализовывалось яркими и теплыми тонами, делало картину необычайно выразительной. Такие натюрморты размещали в рабочих кабинетах и гостиных. Наиболее выдающимися мастерами, работающими в этом жанре, являются Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс.

Винный натюрморт

Тайные смыслы, которые вложены в натюрморты с изображением винограда и вина, тесно переплетаются с библейскими сюжетами. Картины на первый взгляд кажутся самыми обычными, однако вино практически всегда символизирует кровь Христову, а хлеб – его плоть. Нередко натюрморты с вином добавляются фруктами. Клубника символизирует Рай, а вишня – страсти Христовы.

Пролитое вино указывает на кровь, пролитую ради спасения человека. Если же присутствует омар, то зритель должен понимать это, как акцент на воскрешение Христа. Искусствоведы могут толковать натюрморты и по-другому. В современной живописи вино ассоциируется с красочностью жизни и с весельем.

Восточный натюрморт

Восточный натюрморт выступал и выступает в виде обособленного поджанра. Его с легкостью можно узнать по стилю композиции, а также по цветовой гамме. Ключевыми элементами натюрморта считаются кувшины и кальян.

 

Дополняют картины ковры с характерной вышивкой, меха, кинжалы ручной работы. Такие натюрморты передают быт и особенности религиозной культуры стран Индокитая и Востока.

Гирлянда

Гирлянда является разновидностью цветочного поджанра. Она спиралеобразно оборачивается вокруг центрального изображения. В такую гирлянду художники тоже вкладывают сакральный смысл. Змея во многих культурах считалась символом мудрости и вечности.

В центре композиции размещаться может что угодно, но обязательно присутствовали белые лилии и хлебные колосья, как символ Девы Марии и Христа.

Картина говорит об их чистоте. Цветы, овощи и фрукты могли также указывать и на время года (цветы – весна, виноград – осень, лимон – зима). Гирлянда обвивает портреты, часы, евхаристическую чашу, бокал вина.

Кухонный натюрморт

Кухонные натюрморты пришли к нам, благодаря таким художникам, как Питер Артсен и Иоахим Бёккелар. Подобно тому, как цветочный натюрморт называют голландским, кухонный считается нидерландским. Здесь люди уходят на второй план. В центре композиции может быть кухонная утварь, мясо, рыба, овощи.

Слуги, кухарки, домохозяйки играют исключительно эпизодические роли. Что касается символики, то в данном отношении поджанр ничем не отличается от натюрморта в общем смысле. Композиции просто пропитаны символами. К примеру, стекло олицетворяет хрупкость, фарфор – чистоту, серебро – богатство, бутылка – грех пьянства, осколки посуды – смерть, нож – предательство.

Натюрморт с животными

К основоположникам данного поджанра смело можно отнести Отто Марсеуса ван Скрика и Маттиаса Витхоса, творивших в начале XVIII века. Звери, насекомы или птицы представлены на картинах в произвольных композициях. Они могут быть подобраны или объединены в одну картину произвольно.

Примечательно то, что каждому животному наделяется определенное человеческое качество, поэтому в любой картине зритель может увидеть подтекст.

Белка обладает трудолюбием, заяц – отличным слухом и робостью, попугай – красноречием, рак или омар – благоразумием.

Натюрморт в современном искусстве

В начале XX столетия натюрморт, как отдельный жанр изобразительного искусства, пережил свой очередной расцвет. Преобразованию подлежали языки цвета, а также принципы построения композиции картины. В какой-то степени, натюрморт становится жанром художественного эксперимента.

Надо отметить, что любое новой художественное течение вносило в натюрморт изменения и особенности.

Жанр служил и служит основой демонстрации зрителю выбранного стиля. Картины с изображением цветов или фруктов становились настоящей визитной карточкой многих известных художников. Даже Пабло Пикассо задействовал натюрморт в стиле кубизм, сюрреализм и постимпрессионизм. Естественно, одни и те же предметы в разных стилях интерпретировались по-разному.

Сальвадор Дали, Рене Магритт и Джорджо Моранди, известные сюрреалисты, использовали натюрморты при написании реалий фантастических миров. В современном мире на развитие жанра большое влияние оказала реклама. Желание привлечь внимание покупателей идеализирует предметы. В настоящее время очень востребованы художники, участвующие в продвижении и рекламе товара. Хотя мир знает несколько красочных примеров (Энди Уорхол и Джеймс Розенквист), когда натюрморт позволил высмеять безрассудный потребительский ажиотаж.

В середине прошлого века натюрморт стал трехмерным. Так появились инсталляции, то есть, пространственные композиции. Но современным трендом все-таки является натюрморт на керамике. Кухонная посуда и изобразительной искусство всегда были тесно связаны. Но если раньше художники рисовали кухонную утварь, то сегодня каждый мастер-керамист желает пополнить свою коллекцию расписным панно или декоративными тарелками, декорированными при помощи натюрморта.

Вполне естественно, что на декоративных тарелках изображаются чаще всего продукты питания. Но от этого стереотипа вскоре отказались, вспомнив, что керамические тарелки сегодня служат больше украшением, нежели имеют практическое применение. Практически любой поджанр может быть воплощен в реальность, если того захочет художник-керамист.

Важно, что данная работа под силу только тем мастерам, которые работают с глиной и специальными красками.

Процедура оформления усложняется тем, что в процессе обжига глиняного изделия краски меняют свои оттенки, поэтому художник должен наперед угадать, какие пигменты нужно использовать.

Техника создания натюрморта

Любой художник, рисующий натюрморт, прежде всего, должен решить основную задачу, то есть, передать форму и цветовое сочетание всех объектов композиции. Картина при этом обязана соответствовать следующим требованиям:

  • Все элементы композиции образуют единую группу;
  • Цвета участвуют в расстановке оттенков, а также определяют расположение предметов;
  • Натюрморт обладает высокой эстетичностью.

Для работы с натюрмортом художник должен уметь прорисовывать фактуры и формировать поверхности. На первом этапе происходит подготовка нужных инструментов. Понадобится полотно, кисти разного размера, карандаши, ластик, точилка и краски. В качестве бумаги хорошо подойдет ватман.

Простым карандашом художник делает контуры.

Начинающим любителям рекомендуется все материалы приобретать в специализированных магазинах, где можно будет получить необходимую консультацию.

Рисование натюрморта начинается с построения композиции. Сначала выбирается нижний (нулевой) уровень. Обычно им является поверхность, на которой будут лежать предметы. Если элементы располагаются на столе, то его плоскость отчерчивается горизонтальной линией.

 

Также следует определить высоту рисунка, углы перспективы. Только после этого можно определить зону, где лежат предметы. Постепенно формируется скатерть и имеющиеся на ней складки. Важно соблюдать не только форму объектов, но и взаимное расстояние между ними.

Не у каждого начинающего художника сразу получается композиция в центре листа. Именно поэтому рекомендуется прорисовать углы комнаты, как ориентиры.

Раскрашивать картину нужно начинать с тех элементов, которые будут наиболее яркими. Здесь можно использовать краски с максимальной интенсивностью. Далее укладывается полутень.

Не стоит делать резкий переход от света к полутени и от полутени к тени. Зоны разной освещенности могут перекрывать друг друга.

Заканчивается натюрморт наложением штриховки. Светотень распределяется по форме предметов так, чтобы при удалении они мягко прорисовывались. Особе умение потребуется для рисования ткани. Венцом данного элемента являются складки. Форма ткани образуется за счет того, что она наброшена на какой-либо предмет. Форма этого предмета и является формой ткани. К примеру, можно посмотреть картины новгородской художницы, и отметь для себя все важные моменты.

Ошибка начинающих художников заключается в том, что они не придают ткани форму. С учетом формы художник определяет направление складок. Общий алгоритм выглядит следующим образом:

  • Эскиз простым карандашом;
  • Определение местоположения каждого элемента;
  • Рисование элементов при помощи простейших геометрических фигур;
  • Обозначение контуров;
  • Удаление ненужных линий;
  • Создание теней;
  • Раскрашивание.

Натюрморт — это? Натюрморты известных художников

Я здесь: Главная ›

Виртуальная школа

Искусcтво

› Натюрморт как жанр изобразительного искусства

Искусcтво

Помнишь, как Мишка из мультика «Маша и медведь» рисовал картину, где возле бочонка меда в золотых амфорах лежали яблоки и груши? Все, что сорвано, срезано или собрано, но продолжает радовать человеческий глаз, — это натюрморт.

Его и рисовал лохматый художник.

1887 т.0

Что такое натюрморт?

Какая это странная живопись — натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.

Блез Паскаль

И правда, задерживал ли Ты когда-нибудь взгляд на фруктах из кухонного стола? Ну… разве что, когда был голоден, правда? А вот картиной с фруктовой композицией или роскошным букетом цветов можно любоваться часами. Именно в этом — особая магия натюрморта.

В переводе с французского языка натюрморт означает «мертвая природа» (nature morte). Однако это лишь дословный перевод.

На самом деле натюрморт — это изображение неподвижных, застывших предметов (цветов, овощей, фруктов, мебели, ковров и т. д.). Первые натюрморты встречаются на фресках Древней Греции и Древнего Рима.

Натюрморт (фреска из Помпей) 63-79 г. , Неаполь, Национальная галерея Каподимонте. Автор неизвестен.

Когда в гости к римлянину приходил друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозяин дома показал лучшее из своей серебряной посуды. Эту традицию ярко отражает натюрморт из гробницы Вестория Приска в Помпеях.

В центре композиции — сосуд для смешивания вина и воды, воплощение бога плодородия Диониса-Либера. По обе стороны на золотом столе симметрично расставлены кувшины, черпаки, рога для вина.

Однако натюрморт — это не только фрукты, овощи и цветы, но и… человеческий череп, призванный отразить быстротечность человеческой жизни. Именно так представляли натюрморт сторонники жанра «Ванитас», представители ранней стадии развития натюрморта.

Выдающийся пример — аллегорический натюрморт голландского художника Виллема Класа Хеды, где рядом с черепом изображена трубка — символ неуловимости земных наслаждений, стеклянный сосуд — отражение хрупкости жизни, ключи — символ власти домашней хозяйки, управляющей запасами. Нож символизирует уязвимость жизни, а жаровня, в которой едва теплятся угли, значит ее угасание.

Суета сует. Ванитас, 1628, Виллем Клас Хеда.

Виллема Хеду по праву называют «мастером завтраков». С помощью интересной расстановки пищи, посуды и кухонных принадлежностей художник удивительно точно передавал настроение картин. А его мастерство изображать блики света на идеально гладких поверхностях серебряных чаш и стеклянных кубков поражала даже именитых современников художника.

Невероятно, насколько точно и деликатно Хеда умел передавать каждую мелочь: игру света, особенности формы, цвета предметов. Во всех картинах голландца — таинственность, поэтичность, искреннее восхищение миром предметов.

Натюрморты известных художников

Натюрмортом часто увлекались знаменитые художники. Именно о мастерах кисти и об их восхитительных произведениях я расскажу Тебе дальше.

Пабло Пикассо — самый дорогой художник мира

Уникальный и неподражаемый — именно так называют выдающегося испанского художника ХХ в. Пабло Пикассо. Каждая работа автора — тандем оригинального замысла и гениальности.

Натюрморт с букетом цветов, 1908 г.

Натюрморт с луковицами, 1908 г.

Кроме традиционно совершенных реалистичных, наполненных света и ярких красок, или же мрачных, выполненных в голубовато-серых тонах натюрмортов, Пикассо увлекался кубизмом. Художник раскладывал предметы или героев своих картин на мелкие геометрические фигуры.

И хотя искусствоведы не признали кубизм Пикассо, сейчас его работы прекрасно продаются и принадлежат самым богатым коллекционерам мира.

Гитара и ноты, 1918 г.

Эксцентричный Винсент Ван Гог

Наряду со знаменитой «Звездной ночью» серия картин с подсолнухами стала уникальным символом творчества Ван Гога. Художник планировал украсить подсолнухами свой дом в Арле к приезду друга Поля Гогена.

«Небеса — восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи — бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов из картин Вермеера Делфтского… Я не могу написать что-то столь прекрасное…» — обреченно говорил Ван Гог. Возможно, именно поэтому художник рисовал подсолнухи бесчисленное количество раз.

Ваза с 12 подсолнухами, 1889 г.

Несчастная любовь, бедность и непринятие его творчества побуждают художника к безумным поступкам и изрядно подрывают здоровье. Но о живописи талантливый художник упорно писал: «Даже если я упаду девяносто девять раз, я все равно поднимусь в сотый раз».

Натюрморт с красными маками и ромашками. Овер, июнь 1890 г.

Ирисы. Сен-Реми, май 1890 г.

Всеохватывающие натюрморты Поля Сезанна

«Я хочу вернуть природе вечность», — любил повторять великий французский художник Поль Сезанн. Художник изображал не случайную игру света и тени, не меняющиеся, а постоянные характеристики предметов.

Стремясь показать предметы со всех сторон, он описывает их так, что зритель любуется натюрмортом, словно под разными углами. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты — сбоку, ящик в столе — снизу, а кувшин — с разных сторон одновременно.

Персики и груши, 1895 г.

Натюрморт с вишнями и персиками, 1883-1887 гг.

Натюрморты современных художников

Палитра цветов и самых разнообразных оттенков позволяет нынешним мастерам натюрморта достичь невероятной реалистичности и красоты. Хочешь полюбоваться впечатляющими картинами талантливых современников?

Британец Сесил Кеннеди

От картин этого художника невозможно оторвать взгляд — настолько чарует его разнотравье! М-м-м… Кажется, я уже чувствую запах этих удивительно красивых цветов. А Ты?

Сесила Кеннеди по праву считают самым выдающимся британским художником современности. Обладатель нескольких престижных премий и любимец многих «сильных мира сего», Кеннеди все же стал известным, только когда ему исполнилось далеко за 40.

Бельгийский художник Джулиан Стапперс

Сведения о жизни бельгийского художника Джулиана Стапперса скудны, чего не скажешь о его картинах. Жизнерадостные натюрморты художника — в коллекциях самых богатых людей мира.

Грегори Ван Раальте

Современный американский художник Грегори Ван Раальте особое внимание обращает на игру света и тени. Художник убежден, что свет должен падать не прямо, а через лес, листья деревьев, лепестки цветов, или отображаться от поверхности воды.

Талантливый художник живет в Нью-Йорке. Увлекается рисованием натюрмортов в технике акварель.

Иранский художник Али Акбар Садехи

Ali Akbar Sadeghi — один из самых успешных иранских художников. В своих работах он искусно сочетает композиции традиционных иранских картин, персидские культурные мифы с иконописью и искусством витража.

Натюрморты современных украинских художников

Что ни говори, а в украинских мастеров кисти — свое, уникальное видение его величества натюрморта. И сейчас я Тебе это докажу.

Сергей Шаповалов

Картины Сергея Шаповалова пестрят солнечными зайчиками. Каждый его шедевр наполнен светом, добром и любовью к родной земле. А родился художник в селе Ингуло-Каменка Новгородковского района Кировоградской области.

Сергей Шаповалов – заслуженный художник Украины, член Национального союза художников.

Игорь Деркачев

Украинский художник Игорь Деркачев родился в 1945 году в Днепропетровске, где проживает и сейчас. Двадцать пять лет посещал художественную студию Дома культуры студентов им. Ю. Гагарина, сначала как студиец, а потом в качестве преподавателя.

Картины художника пронзены теплом,любовью к родным традициям и дарам природы. Эта особая теплота через картины автора передается и всем поклонникам его творчества.

Виктор Довбенко

По словам автора, его натюрморты — зеркало собственных чувств и настроений. В букетах роз, в россыпях васильков, астр и георгинов, в «душистых» лесных картинах — неповторимый летний аромат и бесценные дары богатющей природы Украины.

Читай также:

  • Рисуем натюрморт,
  • Сказочник из Финляндии,
  • Вкусные картины.

Теги: УдивительноеДля самых умныхВдохновение

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Другие материалы по теме

Верблюды на подиуме

Вязаные шапочки для котов

Удивительные иллюзии

Жест мой — враг мой?

Символика пасхального яйца

Цветок-губы

Забытые музыкальные инструмент. ..

Топ-12 самых богатых домашних …

Натюрморт сегодня: Валюта классики

Тин-Тин Ченг Натюрморт с яблоком и Натюрморт с помело — это две минималистичные и интригующие дань этому классическому художественному жанру. Но что это за натюрморт? И почему он актуален и сегодня?

Серхио Фернандес

Натюрморт — один из основных жанров западного искусства. По сути, его предметом является все, что не движется или мертво. Итак, натюрморт включает в себя всевозможные рукотворные или природные объекты: срезанные цветы, фрукты, овощи, рыбу, дичь, вино и так далее. Это может быть торжество материальных удовольствий или предупреждение о скоротечности человеческой жизни.

«Натюрморт с яблоком» (2010) художника Rise Art Тин-Тин Ченг

Традиционно натюрморт считался побочным продуктом; академическое упражнение, разработанное для студентов, чтобы изобразить поведение света, падающего на разные поверхности. Этот подход радикально изменился с культурными сдвигами, охватившими Европу между Реформацией и Просвещением. В этот период разум и наука взяли верх над мифом и религией, поэтому светские сюжеты стали главными действующими лицами в искусстве. Натюрморты предлагали художникам, меценатам и зрителям возможность исследовать эти новые интересы по мере увеличения внимания к миру природы.

В Северной Европе этот подход процветал и превратился из религиозного и аллегорического символизма в наиболее используемый предмет для художественных экспериментов. Яркие примеры можно увидеть в Золотом веке голландской живописи, примером чего являются работы Делфтской школы таких художников, как Иоганнес Вермеер и Питер Клас, среди прочих.

«Ванитас» Питера Класа (1625)

В 19 веке, когда художественные академии захватили художественное производство по всей Западной Европе, натюрморт снова стал считаться менее важным предметом, а академии отдавали предпочтение историческим и библейским темам. Возможно, именно по этой причине большинство художников, которые впоследствии бросили вызов академической традиции, выбрали натюрморт для экспериментов с различными текстурами и композициями. Такие художники, как Винсент Ван Гог и Эдуард Мане, воспользовались возможностью, чтобы привнести в свои картины определенную экзотику, используя краску не только как пигмент, но и как текстуру. В их картинах больше общего с экспрессионистскими подходами Курбе и Гойи, чем с фламандскими натюрмортами 17-го века, и это потому, что они активно отвергали академические каноны, устанавливая поверхность, а не содержание, в качестве предмета. Мы можем проследить прямую связь между этими первыми попытками разрыва с Академией импрессионистов и позднейшими экспериментами кубистов. Таким образом, «Кресло Гогена» превратилось, например, в «Скрипку и подсвечник» Брака или «Гитара» Пикассо.

«Natura Morta» (1960) Джорджио Моранди

После того, как формальные элементы натюрморта были оспорены, художникам-авангардистам начала 20 века потребовалось очень мало времени, чтобы взять на себя концептуальные последствия жанра. За последние 100 лет художники, использующие все средства, невероятно изобретательно подошли к натюрмортам, а также использовали историческую родословную жанра, чтобы раскрыть все его символические, аллегорические и формальные качества. Современные художники выбрали этот жанр как средство социальной и политической критики истеблишмента. В то время как Дюшан подвергал сомнению само искусство, Уорхол вернул нам те же самые продукты, которые мы купили в супермаркете. У нас есть более свежие примеры в элегантных и проницательных работах художников и фотографов, таких как Герхард Ритчтер, Ори Герст, Ян Грувер или Лаура Летински, которые, кажется, решают метафизические вопросы через свои сдержанные натюрморты, как великие картины Джорджио Моранди из 1920-х до 1950-х годов. Таким образом, жанр по-прежнему сосредоточен на том, как окружающие нас объекты говорят о насущных проблемах, которые управляют нашей повседневной борьбой.

Чтобы прочитать интервью с Тин-Тинг Ченг, в котором она объясняет, как она использует натюрморт для утверждения вопросов брендинга и коммерческого фетишизма, нажмите здесь.

Будьте в тренде. Примите участие в викторине Rise Art ART STYLE и СТАНЬТЕ УЧАСТНИКОМ. Это бесплатно, и вы получите доступ к лучшим новым произведениям искусства из лучших музеев, галерей и художников со всего мира!

Связанные произведения искусства

Дальнейшее чтение

Прочтите следующее

Натюрморт. СМИ и маркетинговый опыт со всего мира. После отъезда из Великобритании ее карьера началась в качестве журналиста новостей в Австралии. В поисках нового вызова она нацелилась на Нью-Йорк, чтобы воспользоваться возможностями ведущих новостных организаций и брендов, и с тех пор она ни разу не оглядывалась назад.

Узнайте, как эта форма искусства обрела жизнь благодаря видению таких художников, как Микеланджело и Ван Гог, и ее влияние сегодня.

Проще говоря, натюрморт — это произведение искусства, изображающее расположение неодушевленных предметов. Как следует из названия, эти объекты не двигаются. Однако благодаря продуманной композиции, форме, цвету и фактуре создатели натюрмортов вдыхают жизнь в обычные предметы, на которые в противном случае мы бы не обратили особого внимания.

Такие объекты представляют собой гораздо больше, чем их простые композиционные элементы. Они наполнены символикой, и расшифровка таких символов захватывает воображение зрителей, которые хотят раскрыть захватывающий мир скрытых значений.

Помимо символизма, натюрморт находится в захватывающем путешествии. Форма искусства теперь появляется на фотографиях и цифровых произведениях искусства в дополнение к традиционным картинам. Чтобы оценить эволюцию этого художественного средства, давайте вернемся к тому, с чего все началось.


Древний натюрморт

Изображения предоставлены Якубом Кинклом, Радиокафкой и Анник Суземихл.

Самые ранние известные примеры восходят к египтянам еще в 15 веке до нашей эры. В то время египтяне считали, что предметы, представленные внутри гробницы, будут сопровождать умерших в загробной жизни. Они также использовали натюрморты в качестве подношений богам, включая изображения урожая, рыбы и мяса.

Проект «Гробница Менны» обнаружил и сохранил самый известный образец древнеегипетских натюрмортов в Гробнице Менны, расположенной в Фивах. Стены этой гробницы украшали подробные изображения повседневных дел и предметов.


Древние греки и римляне

Изображения от Евгения Зиновьева, Ирины Мосиной и Эриссоны.

Древние греки и римляне сделали натюрморт искусством. По большей части мозаики были доминирующей формой натюрморта. Однако художники также использовали их во фресках или картинах, сделанных на влажной штукатурке до того, как штукатурка высохнет на стене.

В Помпеях было найдено множество фресок-натюрмортов, демонстрирующих более реалистичные изображения неодушевленных предметов с включением затенения и окраски.


Средневековье

Изображения получены от German Vizulis, Everett Collection и Creative Lab.

Натюрморт получил широкое распространение в 15-м и 16-м веках, когда художники-христиане начали использовать его по назначению. Библия и символические композиции, изображающие религиозные сцены, были обычными предметами натюрмортов этой эпохи.

Это особенно заметно в работах североевропейских художников, в том числе таких художников, как Ян Ван Эйк. Он усовершенствовал недавно разработанную технику масляной живописи, воплотив свое увлечение высокодетализированным оптическим реализмом и символизмом в замысловатых шедеврах натюрморта.

Этот период также приветствовал таких художников, как Микеланджело Меризи да Караваджо. Этот итальянский художник использовал свои крупномасштабные полотна, чтобы воплотить религиозные сцены с интенсивным реализмом, оживляя натюрморты по всей Италии.


Эпоха Возрождения 

Изображения Зои Криминской, VIS Fine Art и Ланы Тихоновой.

Натюрморт процветал в 17 веке, особенно в Нидерландах, благодаря художникам Северного Возрождения, которые оживили этот жанр яркими, красочными картинами с цветами. Такие картины приобрели известность в начале 17 века. Их успех, в свою очередь, побудил других художников Северного Возрождения создавать более реалистичные эскизы предметов повседневного обихода.


Голландский золотой век

Изображения предоставлены KonKoratio, Ruediger Rau и Karta-Ivrea.

Войдите в Золотой век Голландии, который приветствовал огромное излияние натюрмортов и развил поджанр под названием vanitas . Последний был вдохновлен культурным феноменом, присутствующим в Европе раннего Нового времени, известным как memento mori , что на латыни означает «помните, что вы должны умереть».

Эти картины, часто изображающие человеческие черепа и свежесрезанные цветы, служат напоминанием о том, что радости жизни мимолетны перед лицом нашего бренного существования.


Современное искусство

Изображения из коллекции Вовалиса, Вовалиса и Эверетта.

К 19 веку художники стали меньше интересоваться созданием гиперреалистичных натюрмортов. Вместо этого они обратились к экспериментам с цветом, формами и текстурами.

Натюрморт дебютировал в современном искусстве в постимпрессионистский период, когда Ван Гог создал серию знаменитых натюрмортов — Подсолнухи . Он отказался от реализма в пользу ярких цветов, больших, динамичных, толстых мазков, чтобы воссоздать трехмерные текстуры подсолнухов, которые он рисовал. Эта техника создает видимую текстуру на поверхности холста под названием impasto .

Натюрморт также был главной заботой Сезанна в 1890-х годах, который снова и снова рисовал одни и те же предметы с разных точек зрения — так, как, по его мнению, мы видим мир.


Современное искусство

Натюрморт достиг новых глубин по мере того, как он развивался благодаря использованию различных материалов для отражения современности.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *