Наука эргономика: Эргономика — это… Что такое Эргономика?

Содержание

ЭРГОНОМИКА • Большая российская энциклопедия

ЭРГОНО́МИКА (от др.-греч. ἔργον – ра­бо­та и νόμος – за­кон), на­уч. дис­ци­п­ли­на, изу­чаю­щая взаи­мо­дей­ст­вие че­ло­ве­ка и ис­поль­зуе­мых им тех­нич. средств в сис­те­ме «че­ло­век – ма­ши­на – сре­да» с це­лью оп­ти­ми­за­ции этой сис­те­мы. Тер­мин «er­gonomia» впер­вые ис­поль­зо­вал польск. учё­ный В. Яст­шем­бов­ский («Очер­ки по эр­го­но­мии, или нау­ке о тру­де, ос­но­ван­ной на за­ко­но­мер­но­стях нау­ки о при­роде», 1857). В 1920 В. М. Бех­те­рев и В. Н. Мя­си­щев пред­ло­жи­ли соз­дать спец. дис­ци­п­ли­ну для изу­че­ния тру­до­вой дея­тель­но­сти – «эр­го­ло­гию» или «эр­го­но­ло­гию». Э. по­лу­чи­ла раз­ви­тие в 1920-х гг. в свя­зи с ус­лож­не­ни­ем тех­нич. средств и ус­ло­вий их функ­цио­ни­ро­ва­ния в совр. про­из-ве, син­те­зи­ро­ва­ни­ем мн. тру­до­вых функ­ций в дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка с це­лью макс. ис­поль­зо­ва­ния его фи­зич. и пси­хо­ло­гич. воз­мож­но­стей и даль­ней­шей ин­тен­си­фи­ка­ции тру­да. Пер­вые ис­сле­до­ва­ния в этой об­лас­ти про­во­ди­лись в СССР, Ве­ли­ко­бри­та­нии, США. В 1921 про­шла 1-я Все­рос. кон­фе­рен­ция по на­уч. ор­га­ни­за­ции тру­да. Фор­ми­ро­ва­ние Э. как са­мо­сто­ят. на­уч. дис­ци­п­ли­ны свя­зы­ва­ют с ор­га­ни­за­ци­ей в 1949 в Ве­ли­ко­бри­та­нии Эр­го­но­мич. ис­сле­до­ва­тель­ско­го об-ва во гла­ве с К. Ма­рел­лом, с 1957 из­да­ёт­ся ж. «Ergono­mics», став­ший офиц. ор­га­ном со­здан­ной в 1961 Ме­ж­ду­нар. эр­го­но­мич. ас­со­ци­ации (International Ergonomics Asso­ciation). В 1986 ос­но­ва­на Сов. эр­го­но­мич. ас­со­циа­ция (пер­вый пре­зи­дент – А. И. Гу­бин­ский), в 1995 – рос. Меж­ре­гио­наль­ная эр­го­но­мич. ас­со­циа­ция, ко­то­рая вхо­дит в Ме­ж­ду­нар. эр­го­но­мич. ас­со­циа­цию и Фе­де­ра­цию ев­роп. эр­го­но­мич. об­ществ (Federation of European Ergonomics Societies).

Ме­то­до­ло­гич. ос­но­ву Э. об­ра­зу­ет сис­тем­ный под­ход (см. Сис­тем­ный ана­лиз), по­зво­ляю­щий рас­смат­ри­вать че­ло­ве­ка, ма­ши­ну (пред­мет дея­тель­но­сти), сре­ду как слож­ное функ­цио­ни­рую­щее це­лое, в ко­то­ром ве­ду­щая роль при­над­ле­жит че­ло­ве­че­ско­му фак­то­ру. Меж­дис­ци­п­ли­нар­ные ис­сле­до­ва­ния в со­ста­ве совр. Э. вклю­ча­ют разл. ас­пек­ты ин­же­нер­ной пси­хо­ло­гии, пси­хо­ло­гии тру­да, фи­зио­ло­гии и ги­гие­ны тру­да, ан­тро­по­ло­гии, на­уч. ор­га­ни­за­ции тру­да, тех­нич. эс­те­ти­ки, ки­бер­не­ти­ки, тео­рии

ав­то­ма­ти­че­ско­го управ­ле­ния и т. д. Э. тес­но свя­за­на с ди­зай­ном (ху­до­же­ст­вен­ным кон­ст­руи­ро­ва­ни­ем) тех­ни­ки, ра­бо­чих мест, ин­терь­е­ров, средств и сис­тем транс­пор­та, ви­зу­аль­ных ком­му­ни­ка­ций и др.

В про­цес­се вы­яв­ле­ния взаи­мо­свя­зи ме­ж­ду мно­го­числ. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка и па­ра­мет­ра­ми функ­цио­ни­ро­ва­ния сис­те­мы «че­ло­век – ма­ши­на – сре­да» важ­ную роль иг­ра­ет моде­ли­ро­ва­ние (в т. ч. ком­пь­ю­тер­ное мо­де­ли­ро­ва­ние), т. к. мно­гие слож­ные сис­те­мы не­воз­мож­но ис­сле­до­вать в ре­аль­ных ус­ло­ви­ях, вслед­ст­вие че­го соз­да­ют­ся мно­го­об­раз­ные сис­те­мы вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти. На ос­но­ве та­ких ис­сле­до­ва­ний ре­ша­ют­ся за­да­чи при­спо­соб­ле­ния тех­ни­ки и сре­ды к че­ло­ве­ку, а так­же фор­ми­ро­ва­ния спо­соб­но­стей у ра­бо­таю­щих в со­от­вет­ст­вии с тре­бо­ва­ния­ми, ко­то­рые предъ­яв­ля­ет к ним тех­ни­ка. Ин­же­не­ры, про­ек­ти­ров­щи­ки и кон­ст­рук­то­ры долж­ны опи­рать­ся при этом на точ­ное зна­ние воз­мож­но­стей че­ло­ве­че­ско­го зри­тель­но­го и слу­хо­во­го вос­при­ятия, дви­же­ний его те­ла, эмо­цио­наль­ных ре­ак­ций и т. д.

Раз­ли­ча­ют мик­ро- и мак­ро­эр­го­но­ми­ку. Пер­вая ори­ен­ти­ро­ва­на на изу­че­ние и про­ек­ти­ро­ва­ние ин­тер­фей­сов «че­ло­век – др. ком­по­нент ра­бо­чей сис­те­мы» (в т. ч. ин­тер­фей­сы «че­ло­век – ра­бо­та», «че­ло­век – ма­ши­на», «че­ло­век – про­грамм­ное обес­пе­че­ние» и «че­ло­век – сре­да»). Мак­ро­эр­го­но­ми­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на изу­че­ние и про­ек­ти­ро­ва­ние ра­бо­чей сис­те­мы в це­лом. Под­ход, осу­ще­ст­в­ля­емый на ос­но­ве тео­рии со­цио­тех­нич. сис­тем, по­зво­ля­ет обес­пе­чить син­хро­ни­за­цию и гар­мо­ни­за­цию всех ком­по­нен­тов сис­те­мы.

Наи­бо­лее ин­тен­сив­но Э. на­ча­ла раз­ви­вать­ся в рам­ках ВПК. Ак­тив­но­му при­ме­не­нию Э. спо­соб­ст­во­ва­ли воз­рос­шая кон­ку­рен­ция в про­из-ве то­ва­ров и ус­луг и при­ня­тие за­ко­но­да­тель­ст­ва, за­щи­щаю­ще­го пра­ва по­тре­би­те­ля, что по­бу­ди­ло пред­при­ни­ма­те­лей при­вле­кать спе­циа­ли­стов в об­лас­ти Э. к раз­ра­бот­ке но­вых то­ва­ров ещё на ста­дии про­ек­ти­ро­ва­ния.

Что такое ЭРГОНОМИКА - простой ответ что это значит, зачем нужна

Эргономика – это наука, основанная на физиологии, технике и психологии того, как люди взаимодействуют со своей рабочей средой. Цель данной науки, это предоставление рекомендаций по повышению эффективности и комфорта при обустройстве рабочей среды.

 

Простыми словами, эргономика – это наука которая изучает:

  • как правильно организовывать рабочее место;
  • как проектировать удобную и практичную мебель;
  • как проектировать инструменты и гаджеты, таким образом, чтобы они были удобны в использовании с учетом всех особенностей человека.

 

Ярким примером работы специалистов по эргономике могут послужить дизайны современных смартфонов или джойстиков для компьютерных игр. Все эти устройства обладают так называемым «эргономическим дизайном», который позволяет им удобно лежать в руке. Из чего можно сделать простой вывод, что эргономика — это наука которая делает предметы более удобными, эффективными и полезными.

 

 

Что такое Эргономичность.

 

Слово «эргономичность» означает человеческую инженерию. Эргономичный дизайн, ориентирован на человека, и на удобство использования, окружающие предметов. Он направлен на обеспечение того, чтобы ограничения и возможности человека удовлетворялись и поддерживались вариантами дизайна.

Почему эргономика, это важный шаг при создании продукта.

 

Массовое производство продукции часто не учитывает того, что люди бывают разных форм и размеров. К примеру, при производстве обыкновенного кресла в котором не применен эргономический дизайн, создатели не учитывают тот фактор, что его высота может подходить не всем. Помимо этого, на нем может быть неудобно сидеть полным или слишком худым людям. Именно в данном случаи на помощь приходит эргономика. В конструкцию кресла может быть добавлена возможность регуляции высоты или наклона спинки. Также могут быть добавлены различные фиксирующие элементы, которые будут «обхватывать» тело человека фиксируя его положение.

 

 

Что нужно для создания эргономичного дизайна.

 

Полное понимание конкретных задач, для которых предназначен предмет, является центральным для достижения эргономической цели проектирования. Когда разработчикам дают список всех возможных манипуляций с предметом, они приступают к разработке прототипа при помощи которого будут проводиться различные тесты. На основании данных опытов, и после внесения множества изменений и правок формируется финальный дизайн предмета.

 

 

Когда появилась потребность в эргономике и эргономическом дизайне?

 

Предполагается, что потребность в эргономичном дизайне возникла во время Второй мировой войны, когда стало очевидно, что военные системы могут быть более эффективными, если будут учитывать потребности солдат. После включения эргономических изменений в некоторые военные системы была повышена эффективность и безопасность их использования. Бизнесмены и производители быстро подхватили данную тенденцию и взяли на вооружение принципы эргономического проектирования, что в свою очередь повысило качество выпускаемых товаров.

Получи плюсик к карме - поделись добром с друзьми:

VK

Facebook

Twitter

Эргономика как научная дисциплина — Студопедия

ЭРГОНОМИКА

Конспект лекций

Для студентов направления 040400 «Социальная работа»

Составитель: Тычкин П.Б.

Томск 2011

Эргономика как научная дисциплина

1.1. Объект и предмет изучения
эргономики

Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая че­ловека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятель­ности, связанной с использованием машин (технических средств). Человек, машина и среда рассматриваются в эргономике как слож­ное, функционирующее целое, в котором ведущая роль принадле­жит человеку. Эргономика является одновременно и научной, и проектировочной дисциплиной, так как в ее задачу входит разра­ботка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, а также со­ответствующих условий труда (деятельности).

Интерес к системам «человек — машина» возник в середине XX в.; он обусловлен тем, что в качестве объектов технического проектирования и конструирования стали все чаще выступать раз­личного рода сложные системы управления производством, транс­портом, связью, космическими полетами и т. п., эффективность функ­ционирования которых во многом определяется деятельностью включаемого в них в качестве ведущего звена — человека. Сочета­ние способностей человека и возможностей машины (или совокуп­ности технических средств) существенно повышает эффективность управления. Несмотря на совместное выполнение функций управ­ления человеком и машиной, каждая из двух составляющих этой сложной системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, причем эффективность функционирова­ния системы в целом определяется тем, в какой степени при ее созда­нии были выявлены и учтены присущие человеку и машине особен­ности, в том числе ограничения и потенциальные возможности.


Эргономические исследования подчинены задачам проектирования, их результаты отличаются от традиционных научных знаний тем, что ориентированы главным образом не на познание, а на преобразовательно-проектное действие. Основываясь на многообразии практических и проектных задач, эргономические исследования имеют собственную логику. Например, результатом относительно простого эргономического исследования скорости считывания зрительной информации является не отвлеченная характеристика восприятия человека, она всегда — функция типа устройства, с помощью которого отображается информация. Оптимальный режим считывания определяется исходя как из общих закономерностей восприятия информации человеком, так и из конструктивных особенностей технических компонентов системы, в которой он работает.


Изучение антропоморфного моторного поля также показывает различие эргономического подхода и подходов наук, методы которых используются в эргономических исследованиях. Определение моторного поля (скажем, при движении рукой) в прикладной антропологии осуществлялось простым измерением дуг, описываемых рукой при стандартных положениях тела испытуемого. Имитация специальной задачи (включение-выключение тумблера, связь движения со зрительной сигнализацией) позволила получить иные характеристики моторного поля. Изменились его структура и размеры, геометрия приняла не метрический, а топологический характер. В моторном поле фиксируется уже не только область пространства, а "пространство — движение — время", включенные в двигательную задачу. Это "живое пространство с колышащимися границами", способное к изменению. Н. А. Бернштейн уподоблял такое пространство паутине на ветру.

Эргономика не изучает рабочую среду и другие ее виды как таковые, это предметы других наук. Для эргономики важно влияние среды на эффективность и качество деятельности человека, его работоспособность, физическое и психическое благополучие. Эргономика определяет оптимальные величины средовых нагрузок — как по отдельном показателям, так и в их сочетании. Взаимосвязанное эргономическое проектирование систем "человек — машина" и "человек — среда" — непреложное требование оптимизации деятельности человека и ее условий, характерное для эргономики.

Объектом изучения эргономики является система "человек — машина", а предметом — деятельность человека или группы людей с техническими средствами. В литературе можно встретить словосочетание система "человек — машина — среда". Такое представление системы некорректно, так как среда, по определению, не включается в нее, а противостоит ей. Кроме термина система "человек — машина", используются и другие: "эргатическая система", система "человек — автомат", система "человек — техника", что не меняет сути дела. Система "человек — машина" относится к числу основных понятий эргономики, в котором фиксируются существенные признаки данного класса объектов. Это абстракция, а не физическая конструкция или тип организации.

В целостном образовании, каковым является система "человек — машина", эргономика вычленяет и решает проблемы распределения функций в системе, соотношения деятельности человека с функционированием технической системы и ее элементов, распределения и согласования функций между людьми при выполнении рабочих задач, а также проектирует или организует деятельность человека или группы людей с техническими системами и ее элементами, обосновывает требования к указанным средствам деятельности и условиям ее осуществления, разрабатывает методы реализации этих требований в процессе проектирования и использования систем.

Общая цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования: удобство и комфортные условия эффективной деятельности человека, а соответственно и эффективное функционирование систем "человек — машина"; сохранение здоровья и развитие личности. В конкретном исследовании и проектировании тот или иной аспект может превалировать. Однако общая цель реализуется через совокупность и взаимодополняемость указанных аспектов.

Переход от технических систем к системам "человек — машина" связан с созданием больших систем и развитием системотехники, в соответствии с представлениями которой человек выступал в качестве элемента "среды" системы. Человек, согласно принципам, развивавшимся в системотехнике, рассматривался наряду с машинами как материальный (бездушный) элемент, реализующий те или иные функции системы или ее элементов; о нем говорили как о канале связи, блоке переработки информации, передаточной функции и т. п. Проблема, с которой столкнулись инженеры, формулировалась примерно так: без человека нельзя обойтись в проектах больших систем, а с включением его дьявольски сложно их разрабатывать. Был найден несколько лукавый, не очень оригинальный и не обременительный для инженеров выход — предельно упростить человека и сделать его сравнимым с техническими элементами систем. При таком "новом" повороте в инженерной деятельности, естественно, не изменились общие представления о больших системах, остались прежними методы и средства их изучения и проектирования. Задача формулировалась предельно ясно: чтобы наилучшим образом изучать и проектировать сложные системы, функции человека и функции машины должны быть описаны в одних и тех же понятиях. В качестве таковых использовались технические термины. Был сформулирован и идеал: чем меньше делает человек в системе, тем лучше. По поводу всех этих рассуждений Н. Джордан заметил: "Если чем меньше человек делает, тем лучше, то минимум, что он может делать, это не делать ничего".

Системы "человек — машина" исследовались и проектировались как обычные технические системы. Результаты не замедлили сказаться. Они получили принципиальную оценку: "Трудно доказать, что деятельность специалистов в области человеческих факторов в технике, связанная с разработкой и функционированием систем, может что-либо реально изменить. К сожалению, хотя эта дисциплина и вносит полезный вклад в разработку систем, потенциальные потребители исследований человеческих факторов по-прежнему не убеждены в ее полезности". Круг замкнулся, человека уподобили техническим элементам системы, а затем "доказали", что эргономика не может внести ничего нового в разработку систем.

И, тем не менее, нельзя не отметить теоретическую и практическую значимость, в том числе и для развития эргономики, введения понятия системы "человек — машина" и предложенного варианта рассмотрения ее как единого целого на основе принципов и понятий кибернетики и системотехнических моделей. Данный подход оказал такое влияние на эргономику и инженерную психологию, что последнюю до сих пор иногда включают в основные направления технической кибернетики. Однако их отождествление обнажает тупиковый путь дальнейшего развития теории и практики проектирования систем "человек — машина". Каждая из составляющих этой системы подчиняется в своей деятельности и функционировании свойственным ей закономерностям, причем эффективность системы в целом определяется тем, в какой мере при ее создании были выявлены и учтены присущие человеку, машине, предмету деятельности и среде характеристики и особенности.

Человека можно механически втиснуть в техническую систему, и в этом деле инженерам нередко помогают эргономисты, но нельзя создать систему "человек — машина", абстрагируясь от ее социокультурной сущности. Чем более широкое распространение получает практика уподобления людей техническим системам, тем сильнее она встречает сопротивление культуры. Там же, где совершается насилие над культурой, происходят аварии и техногенные катастрофы, не говоря уже о резком возрастании профессиональных заболеваний и числа несчастных случаев. Вместе с тем при такой практике не достигаются эффективность и надежность функционирования систем, на которые рассчитывали проектировщики. Не случайно все чаще говорят об упадке проектного энтузиазма, "усталости" проектирования. Возникло понятие проектной культуры, которая призвана способствовать

совершенствованию профессиональной культуры и творческого самосознания проектировщиков, т. е. обратить внимание на собственную культуру, вместо того чтобы взирать на окружающий мир как на "культуру в бактериологическом смысле слова" (А. Г. Раппапорт).

Являясь естественно-искусственными образованиями, системы "человек — машина" не могут быть полностью созданы в процессе их производства, они включают в свой состав и фрагменты "живой деятельности" (отдельных людей, групп и т. д.), на базе которых и складывается социальная жизнь системы (ничего не меняется и в случае ее асоциальности). Поэтому они не могут проектироваться в традиционном смысле этого слова. Если прежде проект выступал как цель и описание продуктов для изготовления (производства) системы, то теперь он выступает как описание того состояния системы деятельности, которого нужно достичь путем ее организационных изменений. При этом деятельность проектирования и сам проект являются моментами еще более сложной комплексной деятельности — управления развитием деятельности, или социального управления.

Проблема критериев — едва ли не центральная в эргономике. Она конкретизируется как проблема соотношения критериев и показателей, используемых в экспериментальных исследованиях наук, на стыке которых возникла эргономика, и критериев, в соответствии с которыми проектируются и оцениваются системы в реальном мире. А. Чапанис, сформулировавший эту проблему, поясняет ее суть на примере из повседневной жизни Америки. Когда американец решает вопрос о покупке нового автомобиля, какими соображениями он руководствуется? Разве он судит об автомобиле по тому, как он влияет на его кровяное давление, ритмы дыхания и особенности мышления? Вряд ли. И уж совсем не думает о том, как может воздействовать автомобиль на критическую частоту мельканий, на скорость его реакции или на ту предполагаемую величину, которую называют коэффициентом интеллектуальности. Можно предположить с большой уверенностью, что человек сделает свой выбор на основании следующих факторов: внешний вид, наличие запасных частей и возможности обслуживания, цена, удобство управления, экономичность эксплуатации, емкость для багажа, качество хода, приспособления, обеспечивающие безопасность, размеры и скорость.

Обратимся к одному из этих факторов — удобству. Раскрытие его содержания позволит составить первоначальное представление о сложности проблемы соотношения рассматриваемых показателей и критериев. Попробуем ответить на несколько вопросов. Как измеряется удобство и каковы его составляющие? Имеет ли проектирование сидений в соответствии с антропометрическими данными отношение к удобству? Безусловно. А как насчет факторов среды, таких как освещение, шум и вибрации? Являются ли они важными составляющими удобства? Конечно. Входит ли ощущение безопасности в понятие удобства работы человека? Несомненно. Таким образом, удобство — не однозначное понятие, которое может быть определено какой-то одной экспериментальной величиной. Возможный путь постановки проблемы состоит в следующем: каким образом может эргономист отобрать из всех возможных зависимых переменных, которые он может использовать в любом эксперименте, такие переменные, которые будут иметь наибольшую соотнесенность с критериями, используемыми при проектировании и оценке системы человек — машина?

В качестве подхода к решению указанной проблемы применима следующая концептуальная схема. Имея в качестве объекта исследования систему "человек — машина", эргономика изучает определенные ее свойства, которые обусловлены положением и ролью человека в системе. Эти свойства получили название человеческих факторов в технике. Они представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся при деятельности человека с системой и ее функционировании, связанные с достижением конкретных целей. Человеческие факторы в технике существуют актуально, т. е. "здесь и теперь", порождаются во время взаимодействия человека и технической системы. В этом смысле они относятся к виртуальной реальности и обладают ее свойствами. Виртуальная реальность оказывается реальнее самой реальности. Виртуальные механизмы, например образы, актуализируясь, воплощаются в последней. Она — источник как эффективного управления, так и неэффективного.

Моделирование виртуальной реальности, возникающей в определенных режимах взаимодействия человека и техники, слабо осуществляется профессионалами при проектировании сложных систем "человек — машина". Виртуальная реальность дает о себе знать каждый раз, когда остаются в неведении относительно возможного ее возникновения в конкретных режимах функционирования систем или не уделяют ей должного внимания в процессе их проектирования. Она жестко напомнила о себе, например, в 25 летных происшествиях самолетов МИГ-23, более 50% которых произошло когда ими управляли летчики 1—2 класса. Не оперируя термином "виртуальная реальность", но вполне определенно фиксируя факт ее возникновения, специалистам удалось выявить истинные причины летных происшествий. Определение характеристик устойчивости и управляемости самолетов данного типа производилось без моделирования виртуальной реальности, возникающей при взаимодействии ощущений и восприятия летчиком усилий и перемещений ручки управления, перегрузки и углового вращения самолета. Анализ порогов чувствительности и психофизиологических законов восприятия неинструментальных сигналов дает право утверждать, что в данном случае мы имеем типичный пример неучета человеческого фактора при проектировании системы управления. Дело в том, что на самолете данного типа в зависимости от скорости и высоты меняются зависимости изменения усилий и перемещения ручки на единицу перегрузки. Более того, по мере увеличения перегрузки требуются меньшие усилия, что антифизиологично.

Человеческие факторы в технике не могут быть сведены к взятым самим по себе характеристикам человека, машины (технического средства), среды. Характеристики и свойства, фиксируемые в понятии человеческих факторов в технике, представляют собой не отдельные изолированные признаки компонентов системы "человек — машина", а являются ее совокупными системными качествами.

По отношению к свойствам — качествам компонентов системы "человек — машина" — человеческие факторы в технике представляют собой качества второго порядка, возникающие как результат интеграции, воплощения в единое целое природных качеств, свойственных среде, предметных качеств, свойственных машине и предмету деятельности, функциональных, а также социальных качеств, присущих человеку. Человеческие факторы в технике относятся к категории "третьих" вещей, естественной технологии или техносов, артефактов, которые, согласно М. К. Мамардашвили, и не идеальные рассудочные сущности, законы, и не физические тела, а что-то третье, которое содержит в себе и вещественность действия (или предметность действия), независимого от нашего сознания и им не контролируемого (мы волей и сознанием не можем имитировать или производить эти действия, они должны этим предметам в нас произвестись). Эти "третьи" вещи не вытекают из законов физики. Из законов физики, к примеру, не вытекает, что мы должны передвигаться колесным образом.

Эргономику интересуют не все возможные "первичные" качества человека, машины, среды, а лишь те, которые определяются положением и ролью человека в системе "человек — машина", — именно потому они называются человеческими факторами в технике.

Человеческие факторы в технике, понимаемые как важнейшие интегральные характеристики системы "человек — машина", представляют собой некоторую суперпозицию исходных показателей или соответственно фиксированные (или динамичные) функциональные связи между элементами и компонентами системы. В структурном аспекте человеческие факторы в технике выступают как основные системообразующие элементы, или таксономические единицы анализа функциональной структуры системы. Однако ее функциональная структура обусловлена не только человеческими, но и организационными, информационными, территориальными и другими факторами. Поэтому выделение человеческих факторов в технике в качестве единиц анализа, т. е. элементов функциональной структуры системы, не исключает выделения в ней, в зависимости от целей анализа, таксономических единиц другого рода.

Человеческие факторы в технике не даны изначально. Они представляют собой искомое, которое может быть найдено лишь на основе предварительного анализа задач системы "человек — машина", функций человека в ней, вида и отличительных черт его деятельности. В результате такого анализа определяется номенклатура человеческих факторов в технике, учет которых необходим в целях создания нормальных условий для деятельности человека и эффективного функционирования системы. Человеческие факторы в технике — это структурные образования различной степени сложности, в этом смысле они представляют собой некоторое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение. Понятие деятельности служит и теоретической основой приведенной выше трактовки человеческих факторов в технике.

Теоретические представления о природе человеческих факторов в технике позволяют развернуть структурную схему формирования целостной эргономической характеристики системы "человек — машина", которая представляет как бы оборотную сторону проблемы соотношения экспериментальных показателей с критериями, используемыми при проектировании и оценке систем "человек — машина". Эта иерархическая динамическая структура включает несколько уровней, каждый из которых обладает определенной качественной спецификой, не сводимой к механическому объединению ее составляющих. Высший уровень — эргономичность — всегда остается ведущим, но он может реализовать себя только с помощью нижележащих уровней и в этом от них зависит.

Высший уровень рассматриваемой иерархической структуры — эргономичность системы "человек — машина" — взаимосвязан с критериями производительности, надежности, экономичности, экологичности и эстетичности. Эргономичность — это целостность эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Первые три описывают свойства системы, при которых она органично включается в структуру и процесс деятельности человека или группы людей по управлению, обслуживанию и освоению. Происходит это в тех случаях, когда в проект системы закладываются решения, создающие наилучшие условия для удобного, эффективного и безопасного выполнения указанных видов деятельности. Четвертое свойство — обитаемость — относится к условиям функционирования системы, при которых сохраняется здоровье людей, поддерживаются нормальная динамика их работоспособности и хорошее самочувствие. Одним из эффективных путей создания таких условий является устранение или ослабление неблагоприятных факторов рабочей среды (шум, вибрация, излучения, загазованность и др.) в самом источнике их образования в системах, машинах и оборудовании.

Каждое эргономическое свойство представляет определенную целостность человеческих факторов в технике, которые являют собой разные, но взаимосвязанные существенные признаки указанных свойств. Человеческие факторы в технике формируются на основе базовых характеристик: социально-психологических, психологических, физиологических и психофизиологических, антропологических, гигиенических в их соотношении с

Таблица:Структурная схема формирования целостной эргономической характеристики системы "человек — машина"

Целостная эргономическая характеристика Эргономичность системы "человек — машина"
 
Эргономические свойства Управляемость Обслуживаемость Освояемость Обитаемость
Человеческие факторы в технике Соответствие распределения функций между человеком (группой людей) и машиной оптимальной структуре их взаимодействия при достижении поставленных целей, при которых обеспечивается ведущая роль человека Соответствие конструкции машины (или отдельных ее элементов) и организации рабочего места оптимальной психофизиологической структуре и процессу деятельности в нормальных и аварийных условиях Соответствие содержания задаваемой машиной деятельности по управлению оптимальному уровню сложности и разнообразию действий человека Соответствие задаваемой машиной напряженности деятельности минимальной напряженности, при которой достигается наивысшая эффективность управления Соответствие задаваемых машиной требований к качеству деятельности по управлению оптимальным точностным, скоростным и надежностным возможностям человека Соответствие задаваемых машиной темпов и ритмов трудовых процессов оптимальной временной структуре действий работающих людей Соответствие конструкции машины (или отдельных ее элементов) оптимальной психофизиологической структуре и процессу деятельности по ее эксплуатации, обслуживанию и ремонту Заложенные в машине и эксплуатационной документации возможности быстрейшего ее освоения (приобретения необходимых знаний, умений и навыков управления и обслуживания) Задаваемые машиной требования к уровню развития профессионально значимых психофизиологических и психологических функций человека для деятельности как в нормальных, так и в аварийных условиях Задаваемые машиной требования к характеру и степени группового взаимодействия при ее управлении Заложенные в машине возможности для развития и совершенствования профессионально важных качеств Соответствие условий функционирования машины биологически оптимальным параметрам рабочей среды, обеспечивающим человеку нормальное развитие, хорошее здоровье и высокую работоспособность Уменьшение или ликвидация вредных для природной среды условий функционирования машины
Базовый уровень — возможности и особенности человека (группы людей), факторы среды Социально-психологические Психологические Физиологические и психофизиологические Антропологические Гигиенические
Исходные характеристики Соответствие конструкции машины и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия Степень опосредования межличностных отношений содержанием совместной деятельности по управлению машиной Соответствие машины возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики, закрепленным и вновь формируемым навыкам работающего человека Соответствие машины силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным возможностям и особенностям человека Соответствие машины размерам и форме тела работающего человека, распределению его веса Освещенность, вентилируемость, температура, влажность, давление, напряженность магнитного и электрического полей, запыленность, радиация, токсичность, шум, вибрация, гравитационная перегрузка, невесомость

техникой. Исследователям и проектировщикам важно не только знать базовые характеристики и их номенклатуру, но и представлять, как на их основе формируются человеческие факторы в технике, эргономические свойства и эргономичность систем "человек — машина".

Участие эргономистов в разработке систем "человек — машина" и их элементов позволило накопить огромный массив проектных и методических знаний. Эти знания фиксируют единичные случаи таких преобразований и закрепляются в виде общего знания у отдельных специалистов и коллективов. Любые попытки эмпирически систематизировать их, задать в виде перечня правил неминуемо начинают не срабатывать, отставать от обобщаемой практики эргономического исследования и проектирования. Возникает своего рода тупик, возможный выход из которого состоит в установлении и разработке инвариантов сочетания параметров эргономических ситуаций и методов действия, в их уточнении и укрупнении. Однако это предполагает особый тип эргономической деятельности: уже не практическое преобразование систем "человек — машина", не решение конкретной исследовательско-проектировочной задачи, а поиск более общих, в какой-то мере фундаментальных принципов, которые можно было бы представить как особые эргономические знания об изучаемом и проектируемом объекте, о средствах и методах работы с ним.

Обобщения, фиксирующие связи между проектными и методическими знаниями и опирающиеся на опыт многих конкретных преобразований систем "человек — машина" и ее элементов, позволяют создавать руководства и стандарты в области эргономики. Они воспроизводятся во многих странах как бы по одному образцу. Применение же зафиксированных в них связей проектных и методических знаний к преобразованию новых объектов приводит к результатам, зачастую не соответствующим ожиданиям эргономистов, что воспринимается ими как разрыв между их целями и тем, что получается на практике. Разрывы эти, ставя под сомнение определенные составляющие опыта эргономистов, побуждали пересматривать и переструктурировать накопившиеся проектные и методические знания, а в конечном счете стимулировали разработку теории эргономики.

Переход от эмпирического изучения и проектирования системы "человек — машина" к ее теоретическому рассмотрению, точно так же, как движение в обратном направлении, представляет достаточно сложную задачу, не имеющую формальных правил и процедур. Необходимым условием ее решения является методологическая культура исследователей и проектировщиков. Об этом же пишет Д. Мейстер: "Теоретические поиски в области исследования человеческих факторов проводятся на сравнительно низком уровне... Во всяком случае, большая часть теоретических исследований в области человеческих факторов в технике не основана на едином, глубоко обоснованном наборе системных концепций...". Теория в эргономике — это прежде всего теория конкретного, олицетворяющая живую связь теоретических исследований и прикладных разработок. Отсюда и методология, имеющая много общего с той, которую предложил Г. Блумер и которая соединяет собственно научные и "гуманистические" пути и приемы исследования, требующие "интимного знакомства" с изучаемой реальностью. Эргономическая теория — это не просто набор устоявшихся и неизменных понятий, но главным образом поле для творческих поисков. Попытка построить эргономику по образцу естествознания ведет в последовательном проведении к отрицанию самого объекта эргономики. "Существо человека, а следовательно, и общества, или — что то же — истинный объект обществоведения образует та сущая жизнь, которая, совмещая себе реальность с идеальностью, фактическую осуществленность со стремлением к иному, высшему, еще неосуществленному, стоит как бы на пороге между тем, что фактически есть, и тем, что должно быть, и есть живая сила единства того и другого — бытие как объективная реальность творчества и самоопределения".

Эргономика – наука для человеческого здоровья

Официальные определения говорят об эргономике, как о науке, направленной на оптимизацию процесса труда путем благотворного изменения его орудий и условий. Действительно, разработки в этой сфере производились с начала прошлого века лишь в направлении повышения эффективности производственных процессов. Однако новая эпоха с её обращением к человеческой индивидуальности диктует более широкое понимание значения этой науки. И сегодня эргономика стремится охватить все сферы жизнедеятельности человека.

Само определение «эргономика» (от греческого: ergon – работа и nomus – закон) было принято в 1949 году в Англии и признано международным сообществом. До этого в разных странах эта наука называлась по разному: «эргология» (СССР), «исследование человеческих факторов» (США), антропотехника (Германия).

 Значительный толчок развитие эргономики получило в конце второй мировой войны. Анализируя удачи и неудачи в использовании военных объектов, ученые поняли, что для увеличения эффективности оборудования при его разработке необходимо принимать во внимание человеческий фактор. Собственно, с  того времени и началось развитие эргономики как науки, занимающейся исследованием взаимодействия людей с различными приспособлениями, приемами и обстоятельствами.

Чтобы сделать товары и услуги безопасными, простыми в использовании и эффективными, профессиональным эргономистам приходится учитывать множество факторов. Среди них физические параметры: вес, рост, сила, навыки, скорость и сенсорные способности. Кроме того, анализируются температурный комфорт, движение, вибрация, положение тела и рабочая нагрузка, и всё это – с целью увеличения производительности и срока службы и уменьшения вероятности несчастных случаев. Эргономика рассматривает все виды человеческой деятельности и базируется на данных самых разных наук, включая антропометрию, биомеханику, экофизику, анатомию, физиологию, прикладную и социальную психологию.

На разных уровнях эргономика занимается как индивидуальной деятельностью человека, так и его взаимодействием с коллективом, с обществом. Стоит заметить, что объектом для изучения этой науки являются не столько оптимальное приспособление орудий труда, сколько воздействие на человека различных психологических, биомеханических и физиологических факторов, а также влияние окружающей среды.

Конечно, столь широкий охват различных сфер подразумевает комплексное изучение различных дисциплин, таких как психология, социология, физиология, культурология и многих других. Однако эргономика – наука самостоятельная, она как опирается на многие науки, так и все более весомо дополняет их. Жизненная важность эргономических исследований уже ни у кого не вызывает скептических сомнений, так как эффективность применения этих знаний превосходит наилучшие прогнозы по влиянию и на каждого человека, и на социум в целом.

Вместе с тем, нужно отметить все еще тотальную эргономическую неграмотность как общемировую тенденцию. Еще силен стереотип удобства как субъективного восприятия температурного комфорта и расслабления, еще далеко не все осознают, что для каждого дела необходимо определенное психосоматическое состояние нашего организма и что оно - состояние - определяется не столько нашим усилием воли, а гораздо в большей степени влиянием окружающей нас  среды.

 И человечество платит за это дорогую цену за эту неграмотность. Достаточно посмотреть на данные медстатистики (к концу школы 95% выпускников приобретают нарушения опорно двигательного аппарата - и в этом есть упущение эргономики). Эта же неграмотность лежит в основе безалаберного отношения человека  к своему основному экономическому ресурсу -  КПД своего интелектульного труда, интелектуальным возможностям.


Эргономичная грамотность позволит трезво оценить свои возможности, выявить резервы, устроить свой быт и работу так, чтобы УДОБНО и ПОЛЕЗНО наконец совпало.  

http://www.life-ergo.ru/

ЭРГОНОМИКА - это... Что такое ЭРГОНОМИКА?

  • эргономика — (от греч. ergon работа и nomos закон) область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек техника… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эргономика — научно прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при …   Финансовый словарь

  • Эргономика —         эргономия (от греческого ergon работа и nomos закон * a. ergonomics, human engineering; н. Ergonomik; ф. ergonomie; и. ergonomica), изучение взаимодействия человека и техники в системе человек машина (СЧМ) для оптимизации трудовых… …   Геологическая энциклопедия

  • ЭРГОНОМИКА — [Словарь иностранных слов русского языка

  • Эргономика — наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях оптимизации орудий,условий и процессов труда. Военная эргономика исследует возможности боевой деятельности человека в системах военного назначения… …   Морской словарь

  • ЭРГОНОМИКА — (от греч. ergon работа и nomos закон) отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики системы …   Большой Энциклопедический словарь

  • эргономика — сущ., кол во синонимов: 5 • макроэргономика (1) • мидиэргономика (1) • ми …   Словарь синонимов

  • ЭРГОНОМИКА — (от греч. ergon работа и nomos закон) англ. ergonomics; нем. Ergonomik. Комплексное изучение функциональных возможностей индивида (или группы людей) в конкретных условиях деятельности, связанной с использованием технических средств, в целях… …   Энциклопедия социологии

  • ЭРГОНОМИКА — эргономия (от греч. ergon работа и nomos закон) наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность …   Экономический словарь

  • ЭРГОНОМИКА — (от греч. ergon – работа + nomos закон). Комплексная научная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биохимии, биомеханики и ряда других наук и изучающая условия труда человека с целью его оптимизации.… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЭРГОНОМИКА — (от греч. érgon работа; nômos закон) отрасль науки, изучающая человека в производственной деятельности с целью совершенствования средств труда и условий труда. В состав Э. включают прикладные разделы инженерной психологии, психологии, физиологии… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Эргономика - это... Что такое Эргономика?

     — научная дисциплина, изучающая человека и его деятельность на современном производстве с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда.  Основной объект исследования эргономики  - системы “человек ßà машина ”, в том числе и так называемые эргатические системы;  метод исследования - системный анализ.

     

    Эрозия социальная - процесс расшатывания и размывания сложившихся в обществе организационных структур, социальных отношений и связей, норм поведения, ценностей, форм жизнедеятельности, происходящий под воздействием различных деформирующих факторов. Все, что подвергается эрозии, искажает в той или иной мере свои основные характеристики, функции, связи и отношения. Но эрозия лишь начальный момент социальных рассогласований, отклонений и разрушений. Если она беспрепятственно прогрессирует, то подвергающиеся ей структуры и образования приходят в состояние разрушения и упадка. Эрозия социальная является одним из показателей наличия в социальной сфере противоречий, дисфункций, возмущений и деформаций.

    Истоки эрозии социальной коренятся в динамизме и гиперсложности самого общества, во взаимодействии его сфер, частей, подсистем, которые всегда содержат моменты неопределенности и неуправляемости, а также в элементах непредсказуемости результатов и последствий преобразующей социальной деятельности. Следовательно, определенные проявления эрозии социальной имеют место в обществе при любом его состоянии, поскольку в нем всегда взаимодействуют интегративные и дезинтегративные тенденции, отмирает старое и рождается новое, происходят изменения, связанные с естественным саморазрушением различных организационных структур, связей и отношений, норм и ценностей.

    Усиление или ослабление эрозийных процессов в обществе зависит от соотношения многих внутренних и внешних обстоятельств. В частности, как свидетельствует история, наиболее отчетливо социальная эрозия проявляется в периоды смены одного этапа развития общества другим, сильного возмущающего влияния какого-либо элемента его социальной структуры на соседние, а также тогда, когда в социальном организме длительное время действуют деформирующие факторы (например, командно-административная система, затратная экономика и ее теневые структуры, утопическая идеология, расточительный труд и т. д.), отклоняющие его или его отдельные подструктуры от оптимального пути развития. Определенным источником эрозийных изменений могут выступать и соседние общества, имеющие иной уровень развития, другой тип культуры и способ жизнедеятельности. В социальной сфере эрозийные явления нередко сопутствуют таким сложным социально-экономическим процессам, как урбанизация, миграция населения, разнообразные социальные перемещения. В периоды социально-структурных сдвигов в обществе образуются многочисленные переходные, промежуточные слои, различного рода маргинальные группы, которые маловосприимчивы к существующим системам регулятивных воздействий, руководствуются в своей жизнедеятельности неофициальными правилами поведения, нередко слабо согласующимися с основными принципами ценностно-нормативной структуры общества. Социальная неустойчивость переходных, маргинальных слоев и групп, образующихся и существующих на “изломах” социальной структуры, приводит к “рассоциализации” части их представителей, утрате ими нормативно-ценностных ориентаций, деформации образа жизни. Во время интенсивной трудовой и социальной мобильности населения происходят тесные межкультурные контакты социальных слоев и групп, переплетаются социальные регулятивы различного культурного уровня, совмещаются разнопорядковые социальные статусы людей, что создает сложные социально-культурные условия, ситуации социальной нестабильности, столкновения интересов тех или иных общественных групп, ведет к деформации социальных норм, росту явлений аномии и социальной энтропии.  В условиях кризисного состояния общества процессы социальной эрозии нарастают, приобретают хронические черты, выражаясь в росте антиобщественных явлений (алкоголизм, наркомания, преступность, паразитизм и т. д.), различных форм отклоняющегося поведения, проявлений асоциальности (агрессивность, эгоцентризм, утверждение антиценностей и т. п.).  В условиях переходного периода от одного качественного состояния развития общества к другому наблюдается ослабление общественных связей между различными социально-структурными образованиями, усиление социальной напряженности в их взаимоотношениях, увеличение хаоса, неорганизованности, снижение общественной и трудовой дисциплины, падение общественных нравов, культуры общественного поведения в целом. Приостановление эрозийных явлений в социальной жизни предполагает преодоление отчуждения человека от собственности и власти, гуманизацию общественных отношений, утверждение принципа социальной справедливости во всех областях общественной жизни, повышение общей и политической культуры населения.

    Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.

    эргономика - это... Что такое эргономика?

    (от греч. ergon — работа + nomos — закон) — научная и проектировочная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биомеханики, антропологии и ряда технических наук. Междисциплинарное изучение человека или группы людей в условиях их деятельности с применением технических средств составляет содержание Э. как научной дисциплины. Эргономические исследования подчинены задачам проектирования и ориентированы г. о. на преобразовательно-проектное действие, а не на познание. Основной объект исследования Э. — система «человек—машина». Э. изучает определенные свойства этой системы, обусловленные местом и ролью человека в ней и получившие название «человеческого фактора» в технике. Эти свойства не сводятся к отдельным характеристикам человека, машины, предмета деятельности и среды. Человеческие факторы в технике представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета и среды; они существуют «здесь и теперь», конкретно проявляются во время взаимодействия человека и технической системы. Поэтому их относят к виртуальной реальности с ее свойствами: порожденностью (спроектированностью), актуальностью и интерактивностью. Механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью их использования при проектировании техники и среды оказывается не только недостаточным, но и невозможным на практике. Возникла необходимость в междисциплинарных исследованиях, базирующихся на системной трактовке человеческих факторов в технике и открывающих возможность их целостного представления в проектировании и использовании машин, оборудования и технически сложных потребительских изделий. На основе таких исследований решаются задачи не только приспособления техники и среды к человеку (группе людей), но и формирования способностей у работающих в соответствии с требованиями, которые предъявляет к ним техника.

    Проектирование систем «человек—машина», направленное на оптимизацию деятельности человека (группы людей) по их освоению, управлению (использованию), обслуживанию и ремонту в нормальных и экстремальных условиях, выделилось в самостоятельное направление и получило название «эргономическое, или человеко-ориентированное, проектирование». Оно восполняет недостающее звено общего процесса проектирования, в результате чего с самого начала разрабатываются системы «человек—машина», а не только технические средства, которые лишь на стадии их практической «подгонки» к человеку становятся компонентами этой системы.

    Эргономическое исследование и проектирование имеют свою специфику. Во-первых, направленность Э. на проектирование деятельности, ее средств и среды требует применения не только экспериментальных, но и проектировочных методов, а также приемов, с помощью которых удается формализовать то, что ранее задавалось лишь описательно. Во-вторых, оперирование обобщенными показателями активности, напряженности и комфортности деятельности обусловливает процедуры получения интегральных критериев на основе комплекса частных показателей. В-третьих, эргономическое исследование, проектирование и оценка предполагают одновременное применение различных методов. Изучение деятельности человека выступает в Э. как начало, содержание и завершение эргономического анализа, организации, проектирования и оценки.

    Особое значение для Э. приобретает моделирование, т. к. многие сложные системы «человек—машина» невозможно исследовать в реальных условиях. Необходимо организовать такие исследования и соответствующим образом представить их результаты, чтобы выявить взаимосвязь между многочисленными характеристиками деятельности человека и параметрами функционирования системы «человек—машина». В этих целях создаются эргономические моделирующие стенды.

    Различают микро- и макроэргономику. Первая ориентирована на изучение и проектирование интерфейсов «человек—др. компонент рабочей системы» (в т. ч. интерфейсы «человек—работа», «человек—машина», «человек—программное обеспечение» и «человек—среда»). Макроэргономика ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом. В концептуальном отношении используется подход теории социотехнических систем, т. е. изучение и проектирование рабочей системы осуществляется с верхнего ее уровня через подсистемы к уровню человека-работника. Этот подход пронизывает все проектные характеристики рабочей системы, в т. ч. микроэргономическое проектирование интерфейсов, и обеспечивает целостность рабочей системы и ее гармонизацию. Последняя характеристика означает, что все подсистемы и компоненты системы синхронизированы и действуют как единое целое.

    Э. как научная и проектировочная дисциплина сформировалась в 1940-50-е гг., однако ее истоки восходят ко временам первобытного общества, которое научилось сознательно изготовлять орудия, придавая им удобную для определенной работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. В доисторические времена удобство и точное соответствие орудия потребностям человека были вопросом жизни и смерти.

    Прежде каждый новый вариант орудия труда столетиями проверялся в работе и постепенно претерпевал изменения. Сейчас нет времени для такого отбора. За последние десятилетия сменилось несколько поколений ЭВМ и продолжается разработка новых образцов.

    Развитие техники предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей. Так, в годы Второй мировой войны, когда произошел качественный скачок в военной технике, эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные. Когда оказались исчерпанными возможности профессионального отбора и обучения, на первый план выступила проблема приспособления техники и условий труда к человеку.

    Термин «Э.» возник в Англии в 1949 г., когда группа англ. ученых, возглавляемая К. Марреллом, положила начало организации эргономического исследовательского общества. Позже выяснилось, что этот термин был предложен в 1857 г. польским естествоиспытателем В. Ястшембовским.

    В 1921 г. на 1-й Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства в докладах В. М. Бехтерева и его ученика В. Н. Мясищева была выдвинута идея создания научной дисциплины эргологии, название которой год спустя уточнили как эргонология. В 1920-30-х гг. А. А. Бернштейн, С. Г. Геллерштейн, Н. М. Добротворский, Н. В. Зимкин, Н. А. Эппле и др. ученые развивали идеи эргономического содержания и одними из первых в мировой практике выполнили прикладные работы в этой области.

    Второе рождение Э. в России произошло в нач. 1960-х гг. В эти годы в промышленно развитых и многих развивающихся странах стали образовываться национальные эргономические ассоциации или общества, а в 1961 г. была создана Межд. эргономическая ассоциация, издающая в Англии журнал «Эргономика» и др. См. Взаимодействие человек—компьютер, Когнитивная эргономика, Надежность системы «человек—машина», Человеко-системный интерфейс, Человеко-центрированный подход, Эргономика участия. (В. М. Мунипов.)

    Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

    Определение, области и применение эргономики

    Ergonomics 101: The Definition, Domains, and Applications of Ergonomics

    Эргономика влияет на всех нас - осознаем мы это или нет. Читайте дальше, чтобы узнать об определении, областях и применениях эргономики и о том, как наука об эргономике влияет на ваш мир на работе, дома и во всех других местах.

    Эргономика 101 Содержание:

    Эргономика Введение

    Независимо от того, являетесь ли вы профессионалом в области эргономики или новичком в этой области, полезно время от времени получать широкое представление о том, что такое эргономика и как можно применить его основные принципы.По крайней мере, вы сможете объяснить, что такое эргономика в социальной среде. В лучшем случае вы начнете видеть, насколько глубоко сфера эргономики влияет на ваш мир на работе, дома и в других местах.

    Определение эргономики

    Согласно Международной эргономической ассоциации определение эргономики :

    Эргономика

    Эргономика (или человеческий фактор) - это научная дисциплина, связанная с пониманием взаимодействия между людьми и другими элементами система и профессия, которая применяет теорию, принципы, данные и методы для проектирования, чтобы оптимизировать благосостояние людей и общую производительность системы.

    Слово эргономика происходит от греческого слова «ergon», что означает работа, и «nomos», что означает законы. По сути, это «законы труда» или «наука труда». Хороший эргономичный дизайн устраняет несовместимость работы и рабочего и создает оптимальную рабочую среду.

    Эргономика опирается на множество дисциплин для оптимизации взаимодействия между рабочей средой и работником.

    Дисциплины
    • Антропометрия
    • Биомеханика
    • Машиностроение
    • Промышленное строительство
    • Промышленный дизайн
    • Информационный дизайн
    • Кинезиология
    • Физиология
    • Психология

    Эргономика Области международной специализации

    Международные области специализации

    Ассоциация эргономики имеет три обширных области эргономики : физическая, когнитивная и организационная.

    Физическая эргономика

    Физическая эргономика касается анатомических, антропометрических, физиологических и биомеханических характеристик человека, связанных с физической активностью.

    Это область эргономики, которой мы больше всего занимаемся на рабочем месте, и большая часть контента на этом сайте очень сосредоточена на эргономике рабочего места.

    Эргономика рабочего места

    Наука об адаптации условий рабочего места и требований к возможностям работающего населения.Эргономика подход или решение сделки с целым рядом проблем, среди них, связанных с работой скелетно-мышечные нарушения.

    По сути, эргономика рабочего места на самом деле означает создание лучшего рабочего места. Когда работа проектируется с учетом возможностей людей, это приводит к лучшему выполнению работы и лучшему опыту для человека, выполняющего ее.

    Благодаря этому объективу эргономика создает ценность по нескольким направлениям. Это хорошо для ваших сотрудников и для вашего бизнеса.

    Преимущества эргономики
    1. Снижение затрат
    2. Повышение производительности
    3. Лучшее качество продукции
    4. Повышение вовлеченности сотрудников
    5. Повышение культуры безопасности

    В процессе улучшения эргономики систематически выявляются эргономические опасности и вводятся меры инженерного и административного контроля, чтобы количественно снизить факторы риска.

    Эргономический процесс

    Asess Risk : Проведение эргономической оценки является основополагающим элементом эргономического процесса. Ваши усилия улучшения эргономических никогда не сдвинется с мертвой точки, не будучи в состоянии эффективно оценивать работу на своем рабочем месте для опорно-двигательного расстройства (MSD) факторов риска.

    Планирование улучшений : Основная цель эргономического процесса - внести в рабочее место изменения, снижающие риски. Внесение масштабных изменений требует значительных усилий по планированию, которые включают в себя определение приоритетов работ, которые необходимо улучшить, определение эффективных идей улучшения и обоснование затрат на проекты улучшения.

    Измерение прогресса : Измерение - важный компонент любого успешного процесса постоянного улучшения. Высокопроизводительные программы эргономики постоянно измеряются с использованием как опережающих, так и запаздывающих индикаторов.

    Масштабируемые решения : установив общий набор инструментов для обучения персонала, оценки рисков, планирования улучшений, измерения прогресса и разработки новых рабочих процессов, вы сможете распространять передовые методы эргономики на всю организацию.

    Когнитивная эргономика

    Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как восприятие, память, рассуждения и двигательные реакции, поскольку они влияют на взаимодействие между людьми и другими элементами системы.

    Соответствующие темы
    • умственная нагрузка
    • принятие решений
    • квалифицированная работа
    • взаимодействие человека с компьютером
    • надежность человека
    • рабочий стресс
    • обучение, поскольку они могут иметь отношение к проектированию человек-системы

    Организационная эргономика

    Организационная эргономика связана с оптимизацией социотехнических систем, включая их организационные структуры, политику и процессы.

    Актуальные темы
    • Связь
    • Управление ресурсами экипажа
    • Дизайн работы
    • Дизайн рабочего времени
    • Работа в команде
    • Совместное проектирование
    • Эргономика сообщества
    • Совместная работа
    • Новые парадигмы работы
    • виртуальные организации
    • удаленная работа
    • менеджмент качества

    Эргономика Приложения

    Приложения эргономики повсюду, и на эту тему написано много книг, поэтому я не буду пытаться здесь подробно описывать их все.

    Но учтите это.

    Определение работа - это «деятельность, включающая умственные или физические усилия, предпринимаемые для достижения цели или результата».

    Это звучит примерно так же, как и все, что мы делаем, и если учесть, что эргономика заключается в проектировании рабочей среды для оптимизации благополучия человека и общей производительности системы, вы начинаете понимать, что эргономика играет важную роль в нашей жизни - на работе , дома и во всех местах между ними.

    Ресурсы по эргономике и дополнительная литература

    Эргономичный дизайн: промышленные и офисные контрольные списки для более эргономичных рабочих станций
    Хороший эргономичный дизайн снижает факторы риска MSD и повышает производительность. Используйте эти контрольные списки эргономичного дизайна для создания более эргономичных рабочих станций.

    Эргономика рабочего места 101 Учебное пособие
    Эргономика рабочего места - это наука о проектировании рабочего места с учетом возможностей и ограничений работника.Плохой дизайн рабочего места приводит к усталости, разочарованию и травмам рабочих. Это редко приводит к наиболее производительному работнику. Скорее всего, это приводит к болезненным и дорогостоящим травмам, снижению производительности и плохому качеству продукции.

    Основные принципы эргономики
    Слышали ли вы когда-нибудь термин «эргономические глаза»? Это выражение означает взгляд на мир через призму фундаментальных принципов эргономики. Узнав и усвоив эти эргономические принципы, вы больше никогда не захотите возвращаться.

    Рекомендуемые инструменты эргономической оценки
    Очень важно применять научный, основанный на фактах подход к эргономическому процессу. Цель состоит в том, чтобы определить факторы эргономического риска, затем количественно оценить и затем внести ощутимые улучшения в рабочее место, гарантируя, что рабочие места и задачи находятся в пределах возможностей и ограничений работников.

    Обучение эргономике 101 Учебное пособие
    Узнайте, как улучшить знания в области эргономики и развить навыки во всей организации.

    Полное руководство по эргономике офиса
    Если вы новичок в эргономике офиса, возможно, вам интересно, с чего начать.Как выглядит процесс улучшения эргономики? Как правильно выбрать стул, клавиатуру, мышь и другую оргтехнику? Если вас это интересует, расслабьтесь. Мы позаботимся о вас с небольшой помощью некоторых из наших друзей.

    Платформа ErgoPlus: программное обеспечение, которое поможет вам овладеть эргономикой
    Получите инструменты и обучение, необходимые для оценки рисков, планирования улучшений, измерения прогресса и масштабирования решений на одном или сотне рабочих площадок.

    .

    Страница не найдена

    MASTERSTUDIES MASTERSTUDIES

    На базе Keystone

    Войти

    Регистр

    • Мастер
    • кандидат наук
    • закон
    • Холостяк
    • MBA
    .

    элементов эргономических программ | NIOSH

    Ergo Primer Cover Art

    Если вы ищете исходный документ, он доступен по адресу Elements of Ergonomics Programs (версия 1997)

    Если вы ищете мобильное приложение для подъема, оно доступно в приложении NIOSH Lifting Equation App: NLE Calc

    Назначение

    Этот сайт был создан, чтобы предоставить основную информацию, полезную для работодателей, работников и других в разработке программы эффективных эргономики для предотвращения связанных с работой заболеваний опорно-двигательного (WMSDs).В нем изложены практические стратегии для выявления и исправления эргономических недостатков в различных условиях рабочего места. Определяя ключевые элементы эффективной программы, сайт позволяет адаптировать информацию к вашим конкретным условиям работы или ситуации. Он также предоставляет ряд полезных материалов, включая ссылки, источники дополнительной информации, а также общие формы и анкеты.

    Где найти руководство по эргономике при безопасном обращении с пациентом

    Этот сайт посвящен способам минимизировать физические нагрузки при выполнении работ, связанных с подъемом и перемещением предметов, а не людей.Программы эргономики для максимальной безопасности при подъеме и мобилизации пациентов требуют методов и оборудования, которые стали узкоспециализированными для конкретных нужд медицинских задач и условий. Вы можете найти много информации о безопасном обращении с пациентами и мобильности (SPHM) на тематической странице NIOSH SPHM. Он содержит ссылки на руководства по SPHM от различных организаций, включая самые недавно опубликованные и исчерпывающие руководства и инструменты, доступные бесплатно в Управлении здравоохранения ветеранов (VHA).

    Ключевые термины

    расстройства опорно-двигательного аппарата (MSDS)

    • Заболевания мышц, нервов, сухожилий, связок, суставов, хрящей или позвоночных дисков, которые
      • вызваны внезапными или продолжительными физическими нагрузками
      • не являются результатом какого-либо мгновенного события без нагрузки (например, поскользнуться, споткнуться или упасть)
      • Диапазон степени тяжести от легкой / эпизодической до интенсивной / хронической боли

    работы, связанные с нарушениями опорно-двигательного (WMSDs)

    • MSD, которые можно отнести к рабочей среде и выполнению работы
      • MSD, которые ухудшаются или сохраняются дольше из-за условий труда, требующих от сотрудников
        • поднимать, толкать, тянуть или переносить большое количество предметов неправильной формы
        • сохранять неудобную / неестественную позу
        • выдерживает низкие температуры
        • выдерживает вибрацию от машин и инструментов
        • увеличить интенсивность, частоту и продолжительность занятий

    Эргономика

    • Наука об адаптации условий труда и требований к возможностям трудоспособного населения

    Программа эргономики

    • систематический процесс идентификации, анализа и контроля факторов риска на рабочем месте, часто для снижения заболеваний опорно-двигательного

    Вместе работодатели, работники и другие стороны, разбирающиеся в эргономике, могут разработать эффективные программы для предотвращения и минимизации WMSD.

    Начало заботы о опорно-двигательном аппарате

    Устройства WMSD

    дороги и могут значительно снизить производительность труда и моральный дух. Работники, страдающие МСД, испытывают трудности с удовлетворением требований своей работы. Бюро статистики труда сообщило, что 31% (356 910 случаев) несмертельных производственных травм и заболеваний в 2015 году были связаны с MSD. Среднее количество дней отсутствия на работе для WMSD составляет 12 дней, по сравнению с восемью выходными днями для других производственных травм. Программы эргономики позволяют работодателям обнаруживать проблемы WMSD и разрабатывать решения. [1] .Такой подход предотвращает дальнейшие потери в производительности, качестве и прибыли за счет снижения количества прогулов, травм с потерей рабочего времени и компенсационных премий работникам.

    Чтобы разработать эргономичное вмешательство для WMSD, вы должны понимать рабочие процессы, рабочие задачи, оборудование и схемы рабочих мест. Ваша первая цель - определить, какие машины или люди лучше всего подходят для выполнения конкретной рабочей задачи. В идеале рабочие не должны испытывать чрезмерного стресса или напряжения при использовании инструментов, методов работы, компоновки рабочих мест и материалов.Разработайте упреждающий инженерный подход, который устраняет факторы риска для WMSD в этой работе. Проактивные действия могут помочь руководству и работникам предвидеть и предотвращать проблемы с WMSD. Эргономические рекомендации для ручной обработки материалов излагают план упреждающих действий, состоящий из четырех этапов: 1) искать подсказки, 2) определять приоритеты работ или улучшений, 3) вносить улучшения и 4) поддерживать участие (2007 г.).

    Представьте, что производитель бытовой техники разработал новую сборочную линию, которая предотвращает появление WMSD без ограничения производства.Управление оценивали опорно-двигательного аппарата моделей травматизма, факторы риска и возможные технические решения. Рабочие, инженеры и руководство сборочной линии осознали факторы риска, связанные с работой, и совместно спланировали новую сборочную линию. Теперь рабочие используют пневматические инструменты, чтобы открывать зажимы и поднимать тяжелые приспособления, чтобы уменьшить неудобные позы и уменьшить статические (постоянные) усилия. Рабочие также используют регулируемые по высоте поворотные столы, рабочие столы и стеллажи, чтобы снизить риски, связанные с работой над головой, достижением, сгибанием и сохранением неудобной позы.После того, как руководство установит исходную частоту травм, продолжайте обследование симптомов, чтобы определить тенденции и исходы травм. Затем периодически настраивайте производственную линию по мере того, как рабочие становятся более квалифицированными в своей работе.

    Используйте это руководство для предотвращения WMSD

    Национальный институт безопасности и гигиены труда (NIOSH) может предоставить качественную техническую помощь работодателям и работникам благодаря своему обширному практическому опыту в оценке рабочих мест. Используйте этот шаг за шагом руководство по оценке и адрес костно-мышечной проблемы в вашем рабочем месте.

    Есть семь простых шагов:

    ,

    Центр эргономики | Развитие науки об эргономике на рабочем месте

    Ближайшие события

    вторник 22

    22 сентября @ 8:00 - 23 сентября @ 17:00

    понедельник 26

    26 октября @ 8:00 - 29 октября @ 12:30

    Посмотреть больше событий


    Нажмите здесь, чтобы увидеть ОЦЕНКИ УДАЛЕННОГО ОФИСА
    Нажмите здесь, чтобы получить

    Свяжитесь с нами по телефону


    С 1994 года мы оказали услуги 473 различным компаниям и государственным учреждениям.Эти компании расположены в 4 странах, 41 штате и 42 округах Северной Каролины.

    Посетите нас на этих конференциях 2020 года

    ,

    admin

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о