Небо в живописи: небо на картинах известных художников

Содержание

небо на картинах известных художников

Навигация по записям

Эта картина построена на оттенках, не голубых, не розовых — на оттенках серого. Все покрыто мраком — нет, неправда. Светлая ночь, потому что воздух чистый, нет никого, нет дымов и отсветов городов. Ночное — жизнь есть, звука нет. Цивилизация где-то там, за горизонтом. Куинджи умел и показать широту просторов родного края, и яркие цвета небольшой сцены. Сочинение о картине Ночное Архипа Куинджи →

Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие литературе и, следовательно, просвещению народа.
Алексей Гаврилович Венецианов

Любопытная — и это мягко сказано — картина Сальвадора Дали ломает даже его собственные каноны, в плане композиции. Что касается фигуративной живописи, здесь все в порядке, вот только автомобиль кирпичный, а город построен будто из детских кубиков.

Сочинение о картине Явление города Дельфта Сальвадора Дали →

Натуральный образчик импрессионизма в реализации видного американского пезажиста Джона Генри Твотчмена, как бы его фамилию перевести-то… Оранжевый у него, как желтый у Ван Гога — не то стопроцентно декоративен и придуман, а не то точен, как старый фотоаппарат. Сочинение о картине Пейзаж Коннектикута Джона Твочмена →

Превосходная по изяществу колорита, гениальная по простоте и смысловой наполненности сюжета картина Исаака Левитана, казалось бы, представляет собой просто «фотографический снимок» пейзажа с водой, мостиком, лесом, в котором скрываются колокольни и церкви «Тихой обители». Но вдумаемся в символы и знаки. Сочинение о картине Тихая обитель Исаака Левитана →

Явившая зрителю новое, непривычное, пронзительное и трагичное искусство картина Виктора Васнецова обманчиво проста. Попробуем уловить вложенный художником смысл, хотя прошло так много лет.

Сочинение о картине После побоища Игоря Святославича с половцами Виктора Васнецова →

Зимняя картина современного мастера на классическую тему про мороз и солнце радует березками и снегом. Николай Анохин изображает русские перелески и стоящий на отшибе деревенский дом. Полотно это займет достойное место в нашем собрании зимних репродукций. Сочинение о картине Зима мороз и солнце Николая Анохина →

Русский пейзаж в одной из красочнейших ипостасей — влажное послегрозовое спокойствие картины «Мокрый луг» Федора Васильева полно смыслов. Картина по праву может считаться одной из жемчужин Третьяковской галереи. Сочинение о картине Мокрый луг Федора Васильева →

Картина Васнецова с говорящим названием «Баян» изображает краткие минуты передышки, когда воины небольшого отряда собрались послушать седого певца. Хмурое северное лето служит фоном для знаменитой картины.

Сочинение о картине Баян Виктора Васнецова →

Картина известного художника Константина Юона неотъемлема от ее названия — «Мартовское солце«. В противном случае мы могли бы и не понять, что это именно март, конец зимы. Спасибо, автор разъясняет. Посмотрим же на полотно, яркое и цельное? Не вполне. Композиция «навылет» отражает движение, поворот, к свету и к лету. Сочинение о картине Мартовское солнце Константина Юона →

Примитивнейшая по краскам и композиции картина с таитянским горным пейзажем Поля Гогена не содержит многофигурных групп, на ней всего лишь один человек несет что-то, и он далеко. Кто это?.. Сочинение о картине Горы на Таити Поля Гогена →

Навигация по записям

Виртуальная выставка «Образ неба в искусстве»

Небесное пространство всегда влекло к себе умы людей своей загадочностью и бескрайними далями. Истинную красоту неба практически невозможно передать. Каждый день мы любуемся его прекрасной, светлой голубизной, и словно нежимся в белоснежных пушистых облаках. А как восхитительно небо в грозу или бурю, когда вспышки молний озаряют мрачное бездонное пространство небес! Когда мы мечтаем, то обращаем наш взор к ночному небу, заполненному миллионами звезд, и все мечты становятся реальностью, а невероятная красота небес вызывает в нашей душе чувство безмерной радости и восхищения!

Образ неба в изобразительном искусстве, единого для всех и абсолютно неповторимого, этого удивительного чуда природы – в каждую историческую эпоху раскрывался по-своему, оставляя след мировоззренческого и стилистического состояния искусства. На большинстве пейзажей разных художников небо является одним из основных элементов композиции. Ведь недаром еще в 1892 году французский художник-импрессионист Альфред Сислей сказал в одном из своих интервью: «Небо не может быть просто фоном. Я уделяю особое внимание этой части пейзажа, потому что хочу, чтобы вы поняли, насколько она важна для меня.

Я всегда начинаю свои картины с неба».

Картины, изображающие небо — это особый жанр пейзажной живописи, заслуживающий отдельного рассмотрения. Ведь образ неба у разных художников постоянно меняется и имеет самые невообразимые цвета — одни художники любят рисовать небо воздушным и нежным, другие тяжелым и грозным, но вне зависимости от сюжета такие картины неизменно вызывают у зрителя  чувство восторга и пробуждают сильные эмоции.

На картине, где небо является одним из главных элементов композиции, будет сосредоточено основное внимание, так как свет, льющийся с неба, освещает пейзаж и позволяет зрителю увидеть изображенный на картине предмет, оценить его цвет и почувствовать настроение художника.

Ночное небо видится художникам тоже по-разному: у некоторых оно яркое и залитое лунным светом, а у других преобладают темные, почти черные тона. Тем не менее, эти произведения не оставляют равнодушными и позволяют зрителю проникнуться поэзией ночи или ее тревогой.

На виртуальной выставке «Образ неба в искусстве» представлены живописные и графические работы из фондов Тольяттинского художественного музея. Художники второй половины ХХ – начала XXI веков в своих пейзажах, также как и  их предшественники, уделяли огромное внимание небу, образу, который помогал как можно лучше раскрыть замысел художника  в картине, донести до зрителя свою творческую идею.

Подборка картин  для выставки дает  зрителю возможность почувствовать чувство полета в безбрежном небе, наполненном легкими облаками,  на картине Владимира Ульянова «Небес голубые просторы» 1981 г., увидеть открывшуюся панораму и бескрайность земли в работе Андрея Полюшенко «Подмосковные просторы» 1975 г., визуальное соединение и взаимопроникновение  в картине Игоря Орлова «Земля и небо» 1985 г., клубящийся полет фантастического замысла великого ученого о полете в космос в картине Алексея Лопатникова «Циолковский. Ветреный день в Калуге» 1982 г., или проникнуться теплотой летнего вечера с тающими красками закатного неба на картине Вадима Дементьева «Вечер в дубовом лесу» 1983 г., а также увидеть тревожное грозное небо блокадного Ленинграда и ощутить сочувствие к людям осажденного города, в картине Андрея Блиока «Блокадный патруль» 1982 г.

Наряду с российскими художниками из разных городов на выставке можно увидеть работы художников из Тольятти и Самары – Валерия Филиппова, Валерия Бузина, Николая Шумкина, Виктора Козочкина, Владимира Попова, Сергея Нюркина, Василия Еремина, Кетдуса Гайнуллина, Владимира Сабаева, Николая Шеина, Нины Надеиной, Виктора Софронова и других художников.

Красота и недосягаемость небесных высот в ощущениях художников рождают у зрителей чувство сопричастности с произведением и вместе с тем пробуждают глубокие переживания, осознание бесценности и хрупкости человеческой жизни и единства человека с мирозданием.

Лариса Москвитина
искусствовед,
замдиректора по научной работе

  • Орлов И. М. Земля и небо. 1985. Холст, масло. 120х200. Ж-302 КП-657_1
  • Налбандян Д. А. Ветреный день в Подмосковье. 1980. Холст, масло. 81х100,5. Ж-58 КП-62_1
  • Медведев Н.
    В. Паруса детства. 1979. Холст на фанере, масло. 140х150. Ж-294 КП-648 _1
  • Лопатников А. Н. Циолковский. 1982. Холст, масло. 200х175. Ж-17 КП-17_1
  • Кузнецов А. В. Небо над головой. 1975. Холст, масло. 150х130. Ж-293 КП-647_1
  • Вольгушев Е. И. Планета. Серия Заоблачная высь. 1976. Бумага, цв.литография. 51х44. Г-766 КП-631_1
  • Вольгушев Е. И. Над Землей. Серия Заоблачная высь. 1976. 51х44,5. Г-303 КП-637_1
  • Вольгушев Е. И. Земля-Луна. Серия Заоблачная высь. 1976. Бумага, цв.литография. 51х44,5. Г-301 КП-630_1
  • Вольгушев Е. И. К. Э. Циолковский. Серия Заоблачная высь. 1976. Бумага, цв.литография. Г-302 КП-632_1
  • Блиок А. Н. Блокадный патруль. 1982. Холст, масло. 109х124. Ж-35 КП-39_1
  • Шумкин Н. П. Тучи над Волгой. 1992. Картон, масло. 25х35. Ж-310, КП-1195
  • Шумкин Н. П. Облачный день. 1994. Картон, масло. 35,5х24. Ж-594, КП-8448
  • Шеин Н. Ф. Жигули. Холст, масло. 68х105. Ж-235, КП-579
  • Шеин Н. Ф. Городок. Холст, масло. 66х66. Ж-232, КП-575
  • Ульянов В. А. Небес голубые просторы. 1981. Холст, масло. 120х100. Ж-303, КП-658
  • Софронов В. Н. Нерукотворный храм. 2004. Холст, масло. 100х65. Ж-521, КП-8184
  • Саламов Б. З. Петербург. 2002. ДВП, масло. 47х60. Ж-495, КП-8139
  • Рыбкин А. П. Пейзаж с калиткой. 2010. Холст, масло. 60х70. Ж-613, КП-8487
  • Репин А. З. Шторм на Волге у Верблюд-горы. 1999. Оргалит, масло. 50х70. Ж-519, КП-8170
  • Репин А. З. Перед грозой. 2000. Холст, масло. 50х100. Ж-512, КП-8156
  • Попов В. Ф. Весенний разлив. 1993. ДВП, масло. 50х70. Ж-322,КП-1282
  • Пашкеев Ю. Д. Погожий день. 1976. Картон, масло. 49х80. Ж-280, КП-625
  • Пархоменко Л. А. На Севере крайнем. 1992. ДВП, масло. 30,8х65. Ж-486, КП-8074
  • Панкеев А. И. Большая вода. Федоровка. 2000. Холст, масло. 50х100. Ж-572, КП-8380
  • Нюркин С. П. Рожь и солнце. Холст ,масло. 35х49. Ж-383, КП-2041
  • Налбандян Д. А. Ветреный день в Подмосковье. 1980. Холст, масло. 81х100,5. Ж-58, КП-62
  • Нагнибеда А. В. Приход весны. 2008. Холст, масло. 50х100. Ж-577, КП-8426
  • Моторин А. В. Бурный день. Холст, масло. 60х80. Ж-297, КП-651
  • Кунин Б. В. Паруса. Оргалит, масло. 60х80. Ж-566, КП-8363
  • Козочкин В. В. Уборка сена. 1979. ДВП, масло. 34,6х47,5. КП 5925, Ж 453
  • Козочкин В. В. Рожь. 1988. Холст, масло. 50х100. Ж-514, КП-8158
  • Зыков М. В. Новый город. 1990. ДВП, масло. 50х60. Ж-526, КП-8199
  • Еремин В. Ф. Приволье. 1991. Холст, масло. 47х70. Ж-333, КП-1363
  • Еремин В. Ф. Рабочая Волга. 1987. Холст, масло. 75х40. Ж-488, КП-8087
  • Дементьев В. В. Вечер в дубовом лесу. 1983. Холст, масло. 117х173 .Ж-290, КП-644
  • Бузин В. А. Сумерки. 1991. Картон, масло. 35х50. Ж-361, КП-2009
  • Бузин В. А. Солнце. 1993. Картон, масло. 35х49. Ж-365, КП-2013
  • Бузин В. А. Серый день. Картон, масло. 35х49,5. Ж-368, КП-2016
  • Бузин В. А. Причал в Зольном. 1991. Картон, масло. 35х49. Ж-363, КП-2011
  • Бузин В. А. Осень в Жигулях. 1994. Картон, масло. 22,5х35. Ж-387, КП-2563
  • Бузин В. А. Осенний закат. 1991. Картон, масло. 34,6х47,5. Ж-388, КП-2564
  • Бузин В. А. Кавказкий хребет. 1977. Картон, масло. 44х70. Ж-386, КП-2562
  • Бузин В. А. Залив пойманного сома. 1970-1980. Холст на ДВП, масло. 50х70. Ж-385, КП-2561
  • Анисимов А. Без названия. 1999. Холст, масло. 70х48. Ж-569, КП-8374
  • Щербак А. А. Воспоминания и мечты. 1977. Бумага, офорт. 48х58. Г-3751, КП-6643
  • Сердюков В. И. Октябрьское утро. 1982. Бумага, цв.ксилография. 16,7х29,7. Г-711, КП-1065
  • Сабаев В. Н. Хмурый день. Бумага, темпера. 51х69. Г-2449, КП-7985
  • Сабаев В. Н. Осенний мотив. 1994. Бумага, акварель. 42х64. Г-2435, КП-7952
  • Сабаев В. Н. Дождливый день. Бумага, акварель. 50х70. Г-4462, КП-8432
  • Надеина Н. И. Конец сентября. 1997. Картон, гуашь. 63х56. Г-2283, КП-8085
  • Мациевский Е. О. Гостиница Ленинградская. 1980. Бумага, офорт. 49х64. Г-593, КП-947
  • Макаров А. С. Воздушный змей. Бумага, цв.литография. 40х50. Г-577, КП-931
  • Корж А. М. Янтарный день. 1977. Бумага, линогравюра. 65х49. Г-4359, КП-8144
  • Китаев В. С. На Москве-реке. 1987. Картон, темпера. 54х84. Г-362, КП-716
  • Данилов А. В. Композиция № 4. Бумага, цв.литография. 49х64. Г-476, КП-830
  • Гайнуллин К. Ю. Сиреневое утро. 1995. Бумага, акварель. 30х42. Г-2849, КП-7618
  • Гайнуллин К. Ю. Бирюзовый пейзаж. 1993. Бумага, акварель. 21х29,5. Г-2852, КП-7621
  • Вальцефер В. А. Праздничный салют в парке. 1980. Бумага, литография. 47х55. Г-454, КП-808
  • Алехин А. И. Радуга над городом. 1985. Бумага, акварель. 45х35. Г-850, КП-1243
  • Алехин А. И. Графический лист. Встреча. 1985. Бумага, акварель. 45х35. Г-849, КП-1242

 
 
 
 

Энциклопедия художника

Рисование неба, покрытого облаками, кажется на первый взгляд очень сложным. Оно обладает многообразием форм и цветовых нюансов, которые могут к тому же постоянно изменяться. И несмотря на это, вы столкнетесь здесь с меньшими проблемами, чем при черчении или создании перспективы. Небо может обладать всеми координатами цвета, а облака бесконечным разнообразием форм, и каждая из них — правильная. Поэтому вы должны сконцентрироваться на совершенно ином: в какой последовательности я буду наносить краски? И какую технику я буду использовать?

Рисование неба является идеальным упражнением для того, чтобы выявить определенные нюансы и реакции каждой акварельной краски. Попытайтесь распознать существенные признаки вашего мотива и работайте в свободном стиле.

На следующих трех картинах показаны различные состояния неба. Начинайте работу с относительно спокойного неба, по которому медленно плывут облака.

Вечернее летнее небо

Краски
  • Небесная лазурь
  • Синий ультрамарин
  • Индийская жёлтая
  • Стойкая розовая

Техника

Рисование прозрачными
красками по мокрому
грунту, техника затеков

Формат картины

23 х 33 см

В этом случае карандашные наброски оказывают ценную помощь. Они дают возможность быстро схватить форму облака и передать ее ясными штрихами. Проблема изображения в красках в данный момент отсутствует, и можно сконцентрироваться только на формах. На этом наброске вы должны обратить внимание на очень глубоко расположенную линию горизонта.

1 В начале сделайте набросок горизонта в виде тонкой карандашной линии.

До того как вы начнете рисовать небо красками, следует упомянуть некоторые существенные моменты относительно синего цвета неба.

Согласно, теории цвета, светлые, прохладные и приглушенные тона оптически вызывают ощущение дали, темные, теплые и интенсивные тона, наоборот, — ощущение близости. Небо изгибается в виде купола, горизонт удален больше всего, зенит располагается точно над нами. Эти пространственные соотношения можно изобразить с помощью красок, нужно только вспомнить о названных законах цвета. Следовательно, в области горизонта нужно использовать светлые, прохладные или приглушенные цвета красок, которые к зениту должны становиться все темнее, теплее или интенсивнее.

Начинайте с верхнего края грунта вашей картины и нанесите на сухую бумагу широкий энергичный мазок синим ультрамарином. Затем попытайтесь по направлению книзу добиться максимально мягкого перехода цвета. Для этого вы должны постепенно добавлять все больше воды и небесной лазури, пока на горизонте не достигнете более светлого и прохладного голубого цвета. Пока нанесенные краски остаются сырыми, можно слегка наклонить лист бумаги. При этом зенит должен находиться в самой глубокой точке. В результате краска еще больше стечется и сконцентрируется в зените. На этом этапе на вашей картине уже изображено сияющее голубое небо без облаков. Передний план состоит из двух слоев прозрачной краски, нижний — желто-зеленого цвета, а на нем второй слой слегка приглушенного зеленого тона. Оба цвета смешаны из синего ультрамарина и индийской желтой. При формообразовании ориентируйтесь по своему наброску. Оставьте на горизонте узкий белый штрих и далее на переднем плане соответствующие светлые пятна.

На сухом грунте возникает меняющееся от ультрамарина до небесной лазури сияющее летнее небо, написанное с использованием техники затеков.

2 Путем смешивания индийской желтой и стойкой розовой получите интенсивную оранжевую краску. Нанесите этот тон жирным мазком круглой кисти по линии горизонта. Начинайте слева примерно в области золотого сечения (см. пояснение рядом) максимально тонкой линией, затем сделайте ее шире и при движении вправо снова сделайте тонкой. Более широкой кистью с большим количеством воды растворите немного краски на этой оранжевой поверхности и протяните ее вертикальными мазками по грунту картины. При движении вверх добавляйте все больше воды, оставьте нетронутыми несколько мест на грунте (см. фрагмент 1).

От верхнего края листа начинайте работать синим ультрамарином, нанося его широким горизонтальным мазком. Добавляя все больше воды, ведите кисть дальше вниз. Оранжевая прозрачная краска еще сырая и мягко соединится с голубым цветом. Усильте синеву в левой нижней части неба несколькими мазками (см.фрагмент2).

Затем дайте небу высохнуть. Для отделки переднего плана вам нужно два оттенка зеленого цвета — приглушенный оливково-зеленый и интесивный сине-зеленый.
Оливково-зеленый цвет вы получите, добавив в сини ультрамарин индийскую желтую и немного стойкой розовой. Интенсивна сине-зеленый цвет получается от сме шивания небесной лазури и индийскской желтой. Формообразующими мазкам краски разной насыщенности определите структуру переднего плана. Формы ландшафта сориентируйте по своему наброску. В светлой части справа внизу нанесите прозрачную оранжевую краску. Сдержанными брызгами краски по темному сине-зеленому фону завершите передний план.

Оранжевыми и ультрамариновыми красками покрывают небо; оливково — и сине-зеленым цветом отделяется передний план пейзажа.

Рисуем небо

Небо придает ландшафту определенное настроение. Я очень люблю писать небо. Ландшафт может приобрести драматический оттенок на фоне неба. Когда я вижу облака, смыкающиеся рядами, то мне видится небесная крепость… А величественный красный закат вызывает в нас неповторимые чувства. На страницах 28—29 я наглядно показал, как образ неба может влиять на настроение картины.

Гроза собирается

Совет: Небо меняет свой облик каждую минуту. Сделайте как можно больше фотографий неба, на которые вы сможете ориентироваться потом. Также в книгах и журналах можно найти много изображений неба. Чудесным образцом служат картины Старых Мастеров. Пусть у вас будет своя «коллекция неба», тогда вы сможете преобразить даже самый унылый пейзаж.

Это небо было написано в один прекрасный солнечный день, а потом неожиданно хлынул дождь. Такую картину можно написать, применяя простейшую технику. Размеры холста 255 х 205 мм, я рисовал маленькими и средними плоскими щетинными кистями, а также маленькой соболиной кисточкой. Используемые краски: кобальт синий, французский ультрамарин, хром желтого оттенка, ализарин алый, вандейк коричневый, слоновая кость и белила титановые.

1 Разведите кобальт синий с ультрамарином и льняным маслом. Средней щетинной кистью нанесите общий тон-подмалевок. При этом, по мере продвижения вниз, добавьте к смеси немного белил титановых. Затем, обмакнув кисть в титановые белила, напишите облака.

2. Различными тонами из вандейка коричневого, смешанного с французским ультрамарином и капелькой слоновой кости, напишите темные области неба. Границы тонов на картине смягчите с помощью кисти. Подсвеченные края облаков пишите смесью ализарина алого и хрома желтого оттенка.

3. Теперь смешайте ализарин алый и французский ультрамарин. Напишите участки грозовых облаков. Накладывайте слои краски, смешивая тона на холсте.

4. Чистой сухой кистью сгладьте мазки на холсте. Разотрите и смягчите границы красок кистью, чтобы текстура была более гладкой.

Законченная картина

Последние штрихи: соболиной кисточкой титановыми белилами подчерните подсвеченные солнцем участки.

Переменчивое небо

На этих страницах я показал, какой драматический эффект может оказывать небо на картину. На каждой из этих картин небо является главным действующим лицом. Обратите внимание на то, как меняются краски земли в зависимости от красок неба

Все эти картины были написаны с натуры, за исключением маков на переднем плане (стр. 29), которые я писал как натюрморт в студии.

Гроза над мысом

255 х 205 мм

10 подсказок от Robie Benve

Ноя 12, 2016

in Полезные статьи по рисованию

Как рисовать небо и закаты: 10 подсказок от Robie Benve

(Перевод статьи Robie Benve “10 Tips on Painting Skies and Sunsets” )

В этой статье я хочу поделиться с вами десятью подсказками о том, как рисовать небо и облака. Эти знания я приобрела путем проб и ошибок, надеюсь на то, что они помогут другим художникам избежать таких сложностей в рисовании, с которыми сталкивалась ранее я сама.

Итак, если вы хотите научиться мастерски рисовать небо, вам следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Важность мягких краев
  2. Цветные серые оттенки подчеркивают самые яркие части картины
  3. Воздушная перспектива
  4. В небе нет чисто белого цвета
  5. Не становитесь заложником фотографии
  6. Используйте кисти больших размеров
  7. Самый светлый оттенок еще светлее чем кажется
  8. Густые слои краски и лессировки
  9. Линейная перспектива в облаках
  10. Изображение облаков как твердых объектов

1. О важности мягких краев и границ в небе

Когда вы рисуете небо, очень важно помнить о краях. Во всей природе вы не найдете других таких мягких пересекающихся границ, как у некоторых облаков.

Важно помнить также о балансе между чёткими и мягкими краями. Это поможет вам регулировать объём и прозрачность облаков.

Некоторые облака настолько тонкие, что через них просвечивает небо. Чтобы подчеркнуть их, добавьте к цвету облака цвет неба, смягчите края самого облака и просветов в нем.

Кроме того, небо к горизонту постепенно меняет свой цвет. Используйте лессировки и смешение оттенков, чтобы верно нарисовать такой переход.

Пример мягких и четких контуров облаков. Фрагмент картины Robie Benve “Much Needed”.

2. Цветные серые оттенки подчеркивают самые яркие части картины

Я очень люблю яркие цвета, проявляющиеся во время закатов. Но вместе с тем я знаю – множество интенсивных оттенков не слишком хорошо для живописи. Чтобы подчеркнуть наиболее яркие и насыщенные области вашей картины, вам нужно добавить на работу несколько нейтральных, возможно даже “грязных” оттенков.

“Грязные” цвета нужны вам, чтобы заставить яркие звучать громче. Ряд серых оттенков является отличным дополнением к красочному небу. Яркий оранжевый будет выглядеть еще ярче, если поместить его рядом с серым.

Говоря о сером цвете, я вовсе не имею в виду оттенок, полученный смешением черного и белого, и уж конечно речь не идет о готовом сером цвете из туб или кювет. Мне нравятся серые оттенки, которые получаются смешением из тех цветов, что остались на палитре после написания облаков, неба и других объектов картины.

3. Воздушная перспектива

Глядя вдаль, можно увидеть как постепенно изменяются цвета и оттенки в небе и на земле. Это происходит из-за эффекта воздушной атмосферы.

Чем больше расстояние между нами и объектом, тем сильнее выражен этот эффект.

Посмотрите на пейзаж, тянущийся до самого горизонта, и обратите внимание на следующее:

  • чем дальше находятся объекты пейзажа, тем они более светлые и блеклые, чем ближе к нам – тем насыщеннее становится их цвет;
  • вдали цвета объектов становятся холодными, на переднем же плане – теплые оттенки;
  • по мере удаления к горизонту контрасты сглаживаются, становятся менее заметны.

Это верно как для написания растительности, так и для работы над небом.

Помните еще об одном важном моменте: небо наверху над нами всегда темнее, но становится светлее в сторону горизонта.

Наблюдайте,  исследуйте облака так часто, как сможете. Это поможет вам лучше рисовать их.

4. В небе нет чисто белого цвета

Цвет освещения влияет на все остальные цвета. Раньше я использовала белый цвет, чтобы прорисовать верхушки освещенных солнцем облаков. Позже я поняла, что от освещения зависит также и цвет облаков. В небе нет чисто белых участков.

С тех пор я смешиваю белый с желтым, пурпурным, фиолетовым или голубым цветами в зависимости от погодных условий и облачности. Самый минимум из того, что я могу себе позволить, – добавить в белый чуть-чуть оранжевого, чтобы сделать его теплее.

Я пользуюсь цинковыми белилами для смешивания основных оттенков и титановыми для тех оттенков, которыми я буду работать в самых освещенных участках. Я делаю так потому, что титановые белила обладают меньшей прозрачностью и способны забивать другие оттенки, в то время как цинковые белила более прозрачны и позволяют мне лучше контролировать процесс смешивания красок, чтобы добиться нужного оттенка.

Robie Benve “Glimpse”

5. Не становитесь заложником фотографии

Если вы рисуете по фотографии – не бойтесь отказаться от тех или иных элементов на снимке, которые не украсят композицию вашей будущей работы.  Может оказаться хорошей идеей, например, скорректировать линию облаков или передвинуть деревья, смазать линию берега и т.д.

Разрешите себе внести те изменения, которые сделают вашу картину интереснее. В конце концов, ваша работа не будет висеть рядом с исходным фото, и никто не будет знать какой на самом деле была форма этого облака и были ли все деревья одного размера.

Рисуя по фото, важно помнить еще вот о чем – камера меняет цветовые соотношения. Темные участки выглядят темнее на фотографии, тени очень сильно теряют в детализации. На самом же деле, даже в тенях мы можем наблюдать достаточное количество цвета, разных цветовых вариаций.


Читать в контексте: Джон Ловетт: рисование облаков акварелью


6. Используйте кисти больших размеров

Я думала, что рисую кистями хорошего, подходящего размера.  Однако я продолжала чувствовать неудовлетворенность от своих работ. В них не ощущалось легкости, они казались перегруженными деталями, переработанными. Тогда я поняла – мне нужны кисти больших размеров.

Используйте кисти самых больших размеров в начале работы над картиной и меняйте их на более мелкие ближе к завершению.

Мыслите большими формами, участками, и лишь в самом конце переходите на детализацию. Двигайтесь от общего к частному.

На протяжении работы над картиной продолжайте использовать кисти большего размера чем те, к которым вы привыкли. Возьмите кисть, затем положите ее обратно и возьмите другую, на размер или два больше.

В самом конце добавьте детали, но не переусердствуйте.

7. Самый светлый оттенок еще светлее чем кажется

Это еще один важный момент, на осознание которого у меня ушло достаточно времени в самом начале. Желтый – это светлый цвет, так? Тогда почему желтое небо на моем закате выглядит недостаточно светлым?

Сверяя мой рисунок и фотографию при помощи тоновой шкалы я заметила, что набранные мной светлые оттенки оказались намного темнее, чем я думала.

Речь идет о разнице в восприятии цвета когда мы намешиваем его на палитре, а затем добавляем на картину.

Восприятие оттенка цвета зависит и от того, что его окружает. Например, на палитре он может казаться теплым, но после того, как мы добавили оттенок на холст, он начинает казаться более холодным.

Я поймала себя на том, что обычно развожу немного краски и пробую на холсте, чтобы посмотреть – тот ли это оттенок, что мне нужен.

Как показывает опыт – даже если вы рисуете туманный день, небо останется самым светлым участком на вашей картине.

Подсказка: Если вы хотите получить какой-то светлый оттенок – возьмите белую краску и по чуть-чуть добавляйте в нее нужные цвета. Притемнить цвет легче, чем высветлить его.

Тоновая шкала

Глядя на облака, старайтесь сразу обратить внимание на то, как они меняются, уходя вдаль (на перспективу), цвет, размер, свет и т.д.

На фото – прекрасный облачный день.

8.

Густые слои краски и лессировки

Небо соткано из воздуха, пара, частиц.

Мне нравится начинать рисовать с тонких прозрачных слоев. В самом начале работы я развожу акриловые краски с водой, а масляные с разбавителем без запаха. После этого начинаю наносить краски на холст, контролируя плотность слоя, осветляя или затемняя отдельные участки в зависимости от изображаемого объекта.

Начальная работа с темными и светлыми участками позволяет мне организовать и продумать композицию картины. Я всегда начинаю с такого подхода, он касается и неба, и каких-либо объектов на земле.

После того, как готов предварительный подмалевок, я продолжаю работать со слоями, добавляя их в нужных мне местах картины. Я заметила, что темные области выглядят лучше, если перед началом работы добавить разбавитель в нужные краски и оттенки.

Я наношу краску более густо на те участки облаков, которые находятся ближе к зрителю, и мне хочется подчеркнуть их очертания.

Иногда встречаются и такие светлые, растрепанные ветром, облака.

Robie Benve “Featherlike”

9. Линейная перспектива в облаках

Линии и пропорции в небе подчиняются тем же правилам и законам перспективы, что применяются и к объектам на земле, с точками схода и линиями, ведущими к ним.

Если вы смотрите на облака из самолета, вы видите как они плывут параллельно земле.

Если посмотреть на облака с земли, можно легко представить, что они как столешница стола, а мы находимся под ним.

Облака становятся все меньше по мере приближения к точке схода, точно так же как и любые другие объекты, когда речь заходит о линейной перспективе.

10. Изображение облаков как твердых объектов

Возможно вам будет легче рисовать облака, если вы будете представлять их себе как твердые объекты. Хотя у них неровные, рваные края, и они бывают прозрачными, представьте их в виде геометрических фигур – параллелепипедов или кубов.

Такой подход поможет вам понять как правильно распределить участки света и тени на облаке.

Сделайте на отдельном листе бумаге предварительный эскиз, представив облака в форме соединяющихся кубов. Проанализируйте куда падает свет, какие участки находятся в области тени и полутени, где находится рефлекс.

Начав работать непосредственно над самой картиной, поглядывайте время от времени на свой этюд. Не забудьте закруглить и сгладить края у облаков, чтобы придать им хорошую, интересную форму.

 

Только наблюдая за облаками, изучая их динамику, как они появляются и меняются, вы сможете научиться мастерски рисовать их.

Я могу часами смотреть на небо и постоянно меняющиеся облака. Особенно мне нравятся закаты. Они вызывают во мне тихую радость.

Из-за моей к ним эмоциональной привязанности и визуального удовольствия от их созерцания, несколько лет назад я начала уделять небу на своих картинах особое внимание.

Поначалу я была в ужасе от своей живописи. Нарисованные на холсте, облака никогда не выглядели так, как я представляла их в своих мыслях. Они казались очень детскими, любительскими.

Но я продолжала практиковаться. Я начала заглядывать в книги по рисованию и читать главы, посвященные небу и облакам, просматривать видео на эту тему.

Самостоятельные занятия и практика по живописи неба со временем улучшили мое мастерство. Каждая картина учит вас чему-то новому!

Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю работать и развиваться дальше – читаю художественные журналы и статьи, смотрю мастер-классы и обучающие видео, и конечно продолжаю много рисовать. Это помогает мне понять какие приемы работают, а какие нет.


 

Картина Зимнее небо — Пейзаж

Картина Зимнее небо — Пейзаж — Некраха Игорь (живопись)