Никон это – Никон (патриарх Московский) — Википедия

Никон Патриарх 1605 — 1681: биография кратко, годы жизни, деятельность — История России

Крупнейший деятель русской общественной и государственной жизни XVII в.

Исследование фигуры Патриарха Никона является одной из «вечных проблем» отечественной исторической мысли. Образ Патриарха окутан мифами и предельно упрощен за счет идеологических средств национально-государственной социокультурной мифологии. С его именем связанна Церковная реформа (1650-1660), представлявшая собой комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда обрядовой традиции в целях ее унификации с современной греческой. Реформа вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в мае 1605 г. в нижегородской крестьянской семье. В 12 лет будущий патриарх покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь. В 1625 г. по настоянию отца Никита женился и начал вести хозяйство в Москве. Однако семейная жизнь не приносила счастья — все трое детей скончались один за другим — и Никита Минин уговорил жену принять постриг, а сам отправился на Соловки.

После принятия пострига на Соловках, в 1643 г. Никон стал игуменом в Кожеезерском монастыре. В 1646 г. за сбором милостыни приехал в Москву. Знакомство с молодым московским государем Алексеем Михайловичем стало ключевым событием в жизни Никона. Царь назначил его архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых.

В 1649 г. Никон был избран митрополитом Новгородским, а уже на следующий год он столкнулся с первым серьезным испытанием. Голод, а затем и бунт в Новгородской земле потребовали от него большого мужества и стойкости. В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа царь предложил Никону стать патриархом.

Роль патриарха в Московском государстве XVII в. была чрезвычайно велика. Он мог выступать заступником невинно осужденных, пенять царю за его неправды, судить и миловать людей в духовных вопросах. Более того, желая показать степень своего доверия и уважения Никону, Алексей Михайлович фактически сделал его своим соправителем.

Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико. При активном содействии Патриарха Никона в 1654 г. состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

Как глава Русской Православной Церкви, Никон всячески поощрял церковное строительство. При нем были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе.

Введенные Никоном изменения в рукописные церковные книги, равно как и вмешательство нового патриарха в установленный обряд богослужения стали основой массового недовольства его деятельностью. Церковный собор 1666 г. лишил Никона патриаршества и сослал его в отдаленный Ферапонтов монастырь. В 1676 г. Никон был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Отметим, что Собор 1666 г. одобрил нововведения Никона. Причиной же его низложения и изгнания следует считать его претензии на первенство власти патриарха в светской жизни страны.

Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. 17 августа 1681 г. по пути в Москву Патриарх Никон умер. Он был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 г. в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, восстанавливавшие Никона в сане Патриарха всея Руси.

histrf.ru

НИКОН — это… Что такое НИКОН?

  • Никон — а, муж.Отч.: Никонович, Никоновна; разг. Никоныч.Производные: Никонка; Ника; Никаха; Никаша; Никуся; Никуха; Никуша.Происхождение: (Греч. личное имя Nikon. От nikao побеждать.)Именины: 1 марта, 5 апр., 23 июня, первое воскресенье после 12 июля… …   Словарь личных имен

  • Никон — исправитель книг, патриарх, р. 1605, † 17 авг. 1681. {Венгеров} Никон архимандр. Воскресенск. Новоиерусалимск. м ря, дух. писатель. {Венгеров} Никон авт. опис. Балаки Георгиевск. первокл. мон. (Чернигов, 1862), архим. {Венгеров} Никон брат… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Никон — I (?  1088), древнерусский писатель, игумен Киево Печерского монастыря с 1074. По мнению А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, одного из источников «Повести временных лет». II в миру Никита Минов (1605 1681),… …   Энциклопедический словарь

  • никон — победоносец Словарь русских синонимов. никон сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • НИКОН — (в миру Никита Минин, Минов) (1605 81), патриарх Московский и всея Руси (1652 66). В 1649 52 митрополит Новгородский. В 1653 55 провел церковно обрядовую реформу (введение поясных поклонов, троеперстия; исправление икон и богослужебных книг по… …   Современная энциклопедия

  • НИКОН — (Минов Никита) (1605 81) русский патриарх с 1652. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом священство выше царства вызвало разрыв патриарха с царем. В 1658 оставил… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НИКОН — (? 1088) древнерусский писатель, игумен Киево Печерского монастыря с 1074. По мнению А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, одного из источников Повести временных лет …   Большой Энциклопедический словарь

  • Никон — (в миру – Никита Минин, Минов) (1605 – 81), патриарх Московский и всея Руси (1652 – 66). В 1649 – 52 митрополит Новгородский. В 1653 – 55 провел церковно обрядовую реформу (введение поясных поклонов, троеперстия; исправление икон и богослужебных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • НИКОН — 1. НИКОН (? 1088), древнерусский писатель, игумен Кисво Печерского монастыря с 1074. Основал монастырь близ Тмутаракани. По мнению А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, одного из источников Повести временных… …   Русская история

  • Никон — (греч. Νίκωνος «Побеждающий») мужское имя греческого происхождения. В России используется как монашеское. Известные носители имени Никон (Васин)  епископ Липецкий и Елецкий Никон (в миру Васин Николай Иванович) Никон (игумен) (? 1088)  летописец… …   Википедия

  • Никон — (в миру Никита Минин, Минов, Минич) (1605—1681, Ярославль), патриарх Московский и Всея Руси. Из крестьян. В 12 лет стал послушником Макарьевского Желтоводского монастыря, в 1624 вернулся домой, в 1625 поставлен священником. В 1626 перебрался …   Москва (энциклопедия)

  • lingvostranovedcheskiy.academic.ru

    Никон — это… Что такое Никон?

  • Никон — а, муж.Отч.: Никонович, Никоновна; разг. Никоныч.Производные: Никонка; Ника; Никаха; Никаша; Никуся; Никуха; Никуша.Происхождение: (Греч. личное имя Nikon. От nikao побеждать.)Именины: 1 марта, 5 апр., 23 июня, первое воскресенье после 12 июля… …   Словарь личных имен

  • Никон — исправитель книг, патриарх, р. 1605, † 17 авг. 1681. {Венгеров} Никон архимандр. Воскресенск. Новоиерусалимск. м ря, дух. писатель. {Венгеров} Никон авт. опис. Балаки Георгиевск. первокл. мон. (Чернигов, 1862), архим. {Венгеров} Никон брат… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Никон — I (?  1088), древнерусский писатель, игумен Киево Печерского монастыря с 1074. По мнению А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, одного из источников «Повести временных лет». II в миру Никита Минов (1605 1681),… …   Энциклопедический словарь

  • никон — победоносец Словарь русских синонимов. никон сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • НИКОН — (в миру Никита Минин, Минов) (1605 81), патриарх Московский и всея Руси (1652 66). В 1649 52 митрополит Новгородский. В 1653 55 провел церковно обрядовую реформу (введение поясных поклонов, троеперстия; исправление икон и богослужебных книг по… …   Современная энциклопедия

  • НИКОН — (Минов Никита) (1605 81) русский патриарх с 1652. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом священство выше царства вызвало разрыв патриарха с царем. В 1658 оставил… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НИКОН — (? 1088) древнерусский писатель, игумен Киево Печерского монастыря с 1074. По мнению А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, одного из источников Повести временных лет …   Большой Энциклопедический словарь

  • Никон — (в миру – Никита Минин, Минов) (1605 – 81), патриарх Московский и всея Руси (1652 – 66). В 1649 – 52 митрополит Новгородский. В 1653 – 55 провел церковно обрядовую реформу (введение поясных поклонов, троеперстия; исправление икон и богослужебных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • НИКОН — 1. НИКОН (? 1088), древнерусский писатель, игумен Кисво Печерского монастыря с 1074. Основал монастырь близ Тмутаракани. По мнению А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, одного из источников Повести временных… …   Русская история

  • Никон — (греч. Νίκωνος «Побеждающий») мужское имя греческого происхождения. В России используется как монашеское. Известные носители имени Никон (Васин)  епископ Липецкий и Елецкий Никон (в миру Васин Николай Иванович) Никон (игумен) (? 1088)  летописец… …   Википедия

  • Никон — (в миру Никита Минин, Минов, Минич) (1605—1681, Ярославль), патриарх Московский и Всея Руси. Из крестьян. В 12 лет стал послушником Макарьевского Желтоводского монастыря, в 1624 вернулся домой, в 1625 поставлен священником. В 1626 перебрался …   Москва (энциклопедия)

  • dic.academic.ru

    Никон — это… Что такое Никон?

  • Никон — а, муж.Отч.: Никонович, Никоновна; разг. Никоныч.Производные: Никонка; Ника; Никаха; Никаша; Никуся; Никуха; Никуша.Происхождение: (Греч. личное имя Nikon. От nikao побеждать.)Именины: 1 марта, 5 апр., 23 июня, первое воскресенье после 12 июля… …   Словарь личных имен

  • Никон — исправитель книг, патриарх, р. 1605, † 17 авг. 1681. {Венгеров} Никон архимандр. Воскресенск. Новоиерусалимск. м ря, дух. писатель. {Венгеров} Никон авт. опис. Балаки Георгиевск. первокл. мон. (Чернигов, 1862), архим. {Венгеров} Никон брат… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Никон — I (?  1088), древнерусский писатель, игумен Киево Печерского монастыря с 1074. По мнению А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, одного из источников «Повести временных лет». II в миру Никита Минов (1605 1681),… …   Энциклопедический словарь

  • никон — победоносец Словарь русских синонимов. никон сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • НИКОН — (в миру Никита Минин, Минов) (1605 81), патриарх Московский и всея Руси (1652 66). В 1649 52 митрополит Новгородский. В 1653 55 провел церковно обрядовую реформу (введение поясных поклонов, троеперстия; исправление икон и богослужебных книг по… …   Современная энциклопедия

  • НИКОН — (Минов Никита) (1605 81) русский патриарх с 1652. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом священство выше царства вызвало разрыв патриарха с царем. В 1658 оставил… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НИКОН — (? 1088) древнерусский писатель, игумен Киево Печерского монастыря с 1074. По мнению А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, одного из источников Повести временных лет …   Большой Энциклопедический словарь

  • Никон — (в миру – Никита Минин, Минов) (1605 – 81), патриарх Московский и всея Руси (1652 – 66). В 1649 – 52 митрополит Новгородский. В 1653 – 55 провел церковно обрядовую реформу (введение поясных поклонов, троеперстия; исправление икон и богослужебных… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • НИКОН — 1. НИКОН (? 1088), древнерусский писатель, игумен Кисво Печерского монастыря с 1074. Основал монастырь близ Тмутаракани. По мнению А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, одного из источников Повести временных… …   Русская история

  • Никон — (греч. Νίκωνος «Побеждающий») мужское имя греческого происхождения. В России используется как монашеское. Известные носители имени Никон (Васин)  епископ Липецкий и Елецкий Никон (в миру Васин Николай Иванович) Никон (игумен) (? 1088)  летописец… …   Википедия

  • Никон — (в миру Никита Минин, Минов, Минич) (1605—1681, Ярославль), патриарх Московский и Всея Руси. Из крестьян. В 12 лет стал послушником Макарьевского Желтоводского монастыря, в 1624 вернулся домой, в 1625 поставлен священником. В 1626 перебрался …   Москва (энциклопедия)

  • theological_encyclopedia.academic.ru

    НИКОН — это… Что такое НИКОН?

    1

    .

    (ум. 1088) — церковно-политич. деятель Киевской Руси, писатель, летописец. По мнению М. Д. Приселкова, под именем Н. в киевском Печерском монастыре был пострижен первый рус. митрополит Иларион. В 1061 Н. был вынужден покинуть Киев из-за враждебного отношения князя Изяслава и основал монастырь близ Тмутаракани. В 1074 стал игуменом Печерского монастыря в Киеве. Н. вел борьбу против княж. междоусобиц. По мнению А. А. Шахматова, М. Д. Приселкова, Д. С. Лихачева, М. К. Каргера, Н. был автором летописного свода 1073 — одного из источников «Повести временных лет». Н. придавал большое значение точности датировок и принципу погодного хронологич. изложения материала.

    Лит.: Приселков М. Д., Нестор летописец, П., 1923; Лихачев Д. С., «Повесть временных лет» (историко-литературный очерк), в кн.: Повесть временных лет, ч. 2, М.-Л., 1950; Каргер M. К., К характеристике древнерус.летописца, «ТрОДРЛ», т. 11, М.-Л., 1955.

    А. М. Сахаров. Москва.

    2

    .

    (светское имя — Никита Минов) (1605 — 16.VIII.1681) — церк.-политич. деятель России 17 в., патриарх рус. церкви. Род. в Нижегородском у. в семье мордовского крестьянина. В 20 лет стал священником в своем селе. В 1635 постригся в монахи. В 1643 стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 Н. своей энергией и смелостью обратил на себя внимание Алексея Михайловича. С этого времени началось возвышение Н., к-рый использовал свое все более возрастающее влияние на царя (царь называл Н. своим «собинным другом»). В 1646 Н. был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве и примкнул здесь к влиятельному «кружку ревнителей благочестия». В 1648 Н. стал митрополитом в Новгороде, где принял активное участие в подавлении восстания 1650. В 1652 Н. был возведен в сан патриарха. Весной 1653 по инициативе пр-ва и в соответствии с его политич. целями Н. начал проведение церк. реформ. Исправление книг и обрядов по греч. образцам, принятым в южнослав. странах, служило укреплению церковно-политич. связей России с этими странами; унификация культа подчиняла церковь общегос. системе централизации. Реформы были враждебно встречены значит. частью рус. духовенства, выступившей против нововведений; в церкви возник раскол. Н. и светская власть преследовали раскольников, среди к-рых были и единомышленники Н. по кружку ревнителей благочестия.

    Н. активно участвовал в решении политич. вопросов. Он склонял царя к прекращению войны с Польшей и был сторонником борьбы со Швецией за Балт. побережье. Неудача борьбы за выход к морю была поставлена в вину патриарху. Рост недовольства в придворных кругах произволом и властностью Н. вызвали расхождение между царем и Н. По мысли царя, церк. реформы должны были стать новым этапом подчинения церкви светской власти. Н., напротив, стремился использовать реформу для укрепления церк. организации и усиления власти патриарха с тем, чтобы освободить церковь из-под опеки светской власти. Выдвинув тезис «священство выше царства», он пытался противопоставить власть патриарха власти царя. Разрыв произошел в 1658, когда Н., оставив патриаршество, уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но его не только не просили вернуться, а приказали оставаться в монастыре. Когда Н. в 1664 самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церк. собор 1666-67, подтвердив проведенные Н. реформы, снял с него сан патриарха. Н. был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. В 1681 царь Федор Алексеевич разрешил Н. вернуться в Новоиерусалимский монастырь. В дороге он умер.

    Лит.: Быков A. A., Патриарх Никон. Биографич. очерк, СПБ, 1891; Гиббенет Н. A., Ист. исследование дела патриарха Никона, ч. 1-2, СПБ, 1882-84; Каптерев Н. P.Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1-2, Сергиев-Посад, 1909-12; Никольский H. M., Истории рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Устюгов Н. В. и Чаев Н. С., Рус. церковь в XVII в., в сб.: Рус. гос-во в XVII в., М., 1961.

    В. С. Шульгин. Москва.

    Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

    dic.academic.ru

    Патриарх Никон – биография, фото, личная жизнь, церковная реформа

    Биография

    Чем выше прыгнешь, тем больнее падать – этой русской пословицей характеризуется жизнь патриарха Московского и всея Руси Никона. Выходец из простого села в одночасье стал любимцем царя, однако также быстро лишился великого сана. С именем патриарха связано событие в истории – раскол русской православной церкви.

    На нижегородской земле, в деревушке Вельдеманово, 17 мая 1605 года в простой крестьянской семье произошло радостное событие: родился мальчик, которого при крещении назвали Никитой. Из биографии родителей будущего патриарха всея Руси известно мало: отец мальчика Мина Минин был марийцем, а мать умерла при родах.

    Портрет патриарха НиконаПортрет патриарха Никона

    Воспитывался Никита в строгой обстановке, его отец часто отсутствовал дома, поэтому ребенок оставался на попечении мачехи. К слову, вторая жена Мины имела строгий и не лишенный жестокости характер: женщина ненавидела пасынка и била мальчика за малейшую провинность, иногда лишая Никиту куска хлеба и подолгу моря голодом. Отец семейства, огорчавшийся произволом второй жены по отношению к сыну, по возвращению домой часто избивал супругу. Однако стоило Мине выйти за порог дома, бесконечные унижения маленького мальчика продолжались.

    Никита терпел грубое отношение приемной матери, находя утешение в священных писаниях, а также мальчика подбадривала любовь бабушки. Будущий служитель церкви рос одаренным ребенком, который вместо игр на свежем воздухе с ребятней предпочитал грамоту.

    Православие

    Когда выходцу из крестьянской семьи исполнилось 12 лет, мальчик отправился в Желтоводский Макариев монастырь, находящийся на левом берегу Волги, где пробыл послушником вплоть до 1624 года. Но по настоянию родственников, которые выманивали юношу из службы обманным путем, Никита вынужден вернуться домой в родное село, где пережил смерть любимой бабушки и отца.

    Желтоводский Макариев монастырьЖелтоводский Макариев монастырь

    В Вельдеманово Никон женится и принимает сан иерея. Первоначально священник проводит церковные обряды в соседнем селе Лысково, но по стечению обстоятельств отравляется на службу в Москву, так как столичные купцы узнали об образованности и начитанности селянина. Именно в столице России произойдут переломы судьбы будущего предстоятеля православной церкви.

    Семейную жизнь Никиты и его супруги сложно назвать счастливой: паре не удалось завести потомков, так как новорожденные дети умирали в младенческом возрасте. Священнослужитель воспринял печальные утраты как знак свыше, означающий отстранение от мирской жизни. Так, в 1635 году иерей убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря.

    Оставив деньги на содержание жены, тридцатилетний Никита Минин принимает постриг в Словецком монастыре и становится Никоном: настоятель скита Елеазар собственноручно совершал этот посвященческий обряд. Исходя из православной религии, человек принявший постриг в монахи умирает для прежней мирской жизни и принимает другое имя, обретая новое духовное начало.

    Словецкий монастырьСловецкий монастырь

    Отрешенный от жизненных хлопот и суеты Никон соблюдает монашескую жизнь, без устали читает священные книги и молится, отдавая волю и душу на почитание Бога. Жизнь в ските, расположенном на берегу Круглого озера, была строгой, инокам приходилось читать библейские рукописи в течение ночи, не смыкая усталых глаз. Пища в поселении монахов не отличалась изобилием: скитники питались запасами ягод и фруктов, да мукой, которую жертвовало государство.

    Из-за благочестивой службы и грамотности Никон становится любимым послушником преподобного Елеазара Анзерского, который в будущем поручает приспешнику самостоятельно проводить таинственные литургические обряды, а также Никону доверяют заведование скифом.

    Елеазар АнзерскийЕлеазар Анзерский

    Но в 1639 году у инока Никона и старца Елеазара возникают разногласия по поводу строительства новой церкви, поэтому будущему московскому патриарху, не нашедшему поддержки братии, приходится бежать из монашеского поселения, которому он служил на протяжении долгих лет.

    После скитаний Никон находит утешение в Кожеозерском монастыре, а после кончины настоятеля храма становится игуменом.

    В 1646 году священнослужитель вновь отправляется в столицу России для сбора пожертвований обители и по традиции старинного обряда приходит с поклоном к государю Алексею Михайловичу.

    Никон поразил царя образованностью и красноречивыми речами. К слову, Алексей Михайлович слыл человеком очень набожным и к православной религии и церкви относился снисходительно.

    Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович перед гробницей святителя ФилиппаПатриарх Никон и царь Алексей Михайлович перед гробницей святителя Филиппа

    После общения со священником князь понял, что хочет видеть этого человека в Москве, поэтому перевел игумена в столицу. Некоторым боярам не нравилось такое расположение царя к простому старцу, но, тем не менее, выходец из крестьянской семьи становится архимандритом Новоспасского православного монастыря.

    Находясь на службе, Никон становится участником кружка «ревнителей благочестия», который был сформирован в конце 17 века.

    Позже, в 1649 году, Минин становится митрополитом Новгородской епархии и с особым усердием исполняет обязанности, совершая службы по строго установленным правилам.

    Хлебный бунт 1650 года в Великом НовгородеХлебный бунт 1650 года в Великом Новгороде

    В 1650 году вспыхнуло голодное народное восстание в Великом Новгороде, поводом для недовольства горожан стало резкое поднятие цен на хлеб. Участниками бунта были люди различных сословий, от стрелков, до бедняков и ремесленников: российский народ выступал против политики государя. Но из-за устойчивой позиции митрополита Никона, защищавшего интересы Алексея Михайловича и других его соратников, новгородский бунт был подавлен.

    Руководителей восстания ждал смертный приговор, который позднее изменился на нещадное избиение кнутом. Смягчение наказания произошло благодаря митрополиту, который не оставался равнодушным к мирскому люду: Никон посещал темницы и выслушивал жалобы арестантов, а также общался с простым народом, из-за чего некоторые горожане находили утешение в речах избранного митрополита.

    Патриарх

    Никон стал приемником святейшего Иосифа, который умер 25 апреля 1652 года в Великий четверг. Благочестивцы хотели, чтобы церковный сан Патриарха передался основателю движения «ревнителей» Стефану, однако тот отказался выдвигать свою кандидатуру, потому что не выдержал конкуренции любимчика царя.

    Патриарх НиконГлава русской православной церкви патриарх Никон

    Для Российского государства в 17 веке титул епископа-предстоятеля наделял священнослужителя полномочиями: патриарх всея Руси мог наравне с государем решать политические вопросы, указывать царю на ошибки, а также миловать осужденных и наказывать людей нарушивших духовные законы. Фактически Алексей Михайлович сделал Никона своим соратником.

    Во время возведения игумена в патриаршеский сан Никон выудил у Алексея Михайловича обещание, что тот ни при каких условиях не будет вмешиваться в дела церкви.

    Реформы и раскол церкви

    Минин оставался народным любимцем и влиял на политические вопросы, благодаря московскому патриарху в 1654 году произошло воссоединение России и Украины, а также Никон был заинтересован в строительстве и реставрации храмов.

    Реформаторская деятельность Патриарха Московского и всея Руси Никона оставила след в истории благодаря расколу русской православной церкви в 1650-1660 гг.

    Причина раскола начала появляться еще со времен образования кружка «ревнителей благочестия». Участники религиозной группировки обсуждали вопрос унификации духовенства и призывали к единообразию прочтения священных писаний и проведения обрядов. Только вот насчет принятия оригинального образца у коллектива возникли разногласия: кто-то был приверженцем византийской культуры, когда другие опирались на древнерусские рукописи.

    Патриарх Никон представляет новые богослужебные текстыПатриарх Никон представляет новые богослужебные тексты

    С появлением Минина на патриаршем престоле кружок благочестивцев распался, однако недовольные политикой Никона старообрядцы продолжали выступать против реформации патриарха. Никон вводит новые богослужебные правила в 1653 году, которые стали причиной раскола между соратниками патриарха и старообрядцами.

    Реформы Никона заключались в следующем:

    • Церковные книги переиздавались и переводились согласно греческим канонам
    • Двуперстное знамение, введенное вместе с Крещением Руси, было заменено на троеперстное. Для приверженцев «старого православия» два пальца означали две природы единого Христа, а три символизировали Святую Троицу. Поэтому, казалось бы, столь незначительное изменение в службе было важным для религиозных людей
    • Изменено написание имени Христа: Исус стал Иисусом
    • Земные поклоны преобразовались поясными поклонами
    • Слово «Аллилуйя» стало произноситься три раза вместо двух и т.д.
    Двуперстное и троеперстное крестное знамениеДвуперстное и троеперстное крестное знамение

    Старообрядцы были недовольны не только новыми церковными законами, но и жесткими методами, которыми руководствовался патриарх Никон, например, крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками и преданы анафеме. Первым противником, который выдвинул оппозицию новым реформам, стал приверженец «старой религии» протопоп Аввакум.

    Алексей Михайлович уважал Никона и отдал Минину титул «Великого Государя» (до Никона титулом пользовался отец Михаила Федоровича Филарет), но вскоре произошел конфликт между патриархом и царем. Причиной разногласия послужило Соборное уложение, принятое в 1649 году. Этот свод государственных законов умалял статус православной церкви и делал ее полностью зависимой от государства.

    Суд над патриархом НикономСуд над патриархом Никоном

    Также бояре, которым не нравилась приближенность Никона к царю, плели против патриарха интриги, и результат не заставил себя ждать: сплетни в корне поменяли отношение Алексея Михайловича к Минину. Из-за событий, обернувшихся против священнослужителя, Никон вынужден в знак несогласия покинуть Москву.

    В 1666 году суд поместного собора Русской церкви принял решение исключить Никона из патриаршеского сана и извергнуть его из священства за «противодеяния».

    Личная жизнь

    При жизни Патриарх Никон был образованным и начитанным человеком, который удивлял не только доскональным знанием священного писания, но и житейской мудростью. Сложно судить о личности Никона, так как старообрядцы и сторонники новых реформ по-разному характеризуют этого человека. Одни в жизнеописании пишут, что Никон — мудрейший православный деятель, реформы которого пошли на благо; другие считают, что Минин – властолюбивый, алчный и жестокий человек, который был готов пойти на все, чтобы получить расположение царя.

    Памятник патриарху Никону в г. СаранскеПамятник патриарху Никону в г. Саранске

    Когда судьи отстраняли Никона от сана, коллегия привела свод всех «преступлений» патриарха, и вот что значилось в той рукописи:

    «Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.»

    Однако судить о достоверности этой информации никто из историков не может.

    Смерть

    Сосланный в Кирилло-Белозерский монастырь, где процветали жестокие устои, Никон подорвал здоровье.

    Смерть патриарха НиконаСмерть патриарха Никона

    Новый русский царь Федор Алексеевич сочувствовал изгнанному старцу, поэтому, вопреки желанию церкви, позволил бывшему патриарху вернуться в Воскресенский монастырь. Тяжелобольной монах не осилил дальней дороги и скончался на ярославской земле 17 августа 1681 года.

    24smi.org

    НИКОН — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

    Никита Минов или Минин.

    Шестой патриарх Московский и Всея Руси (1652-1666).

    Родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово (ныне Перевозский район Нижегородской области). Дата рождения должна быть близкой к 24 мая (по юлианскому календарю), когда церковь отмечает память Никиты, переяславского чудотворца, в честь которого крестили новорожденного. Некоторые исследователи считают, что он родился 17 (27) мая. Умер 17 (27) августа 1681 года в Ярославле в Тропинской слободе.

    Семья. Священство. Монашество

    По косвенным свидетельствам биографами делаются предположения о мордовской или марийской этнической принадлежности отца — крестьянина Мины Васильева и русской — его матери Мариамы Гавриловой. Ни сам Никон, ни официальные документы, с ним связанные, этот вопрос не затрагивают, да он и не имел тогда существенного значения. Известны имена трех его братьев: Симеона, Никифора, Григория. Мать умерла вскоре после его рождения, отец женился во второй раз. Мачеха пасынка невзлюбила, часто била его, морила голодом, даже, по преданию, пыталась убить. По предложению священника Иоанна из села Колычево отец разрешил Никите переселиться к нему. Мальчик сумел выучиться грамоте, приобщился к духовному чтению. Вернувшись через три года домой, Никита, не желая терпеть обид со стороны мачехи, на двенадцатом году жизни тайно ушел в Троицкий Макарьев Желтоводский монастырь и восемь лет пробыл там послушником. Это был один из самых древних и почитаемых монастырей нижегородского края, где Никита смог продолжить образование, утвердиться в желании выбрать в жизни духовную стезю, завести связи и знакомства в церковной среде. Принять монашеский постриг тогда не дали родственники, которые уговорили Никиту жениться и стать священником «в некоем селе». Возможно, речь шла о близлежащих от монастыря селах Лысково или Кириково. Московские купцы, приезжавшие на знаменитую Макарьевскую ярмарку, уговорили молодого, умного и деятельного пастыря перейти на священническое место в Москву, где тот и прослужил около десяти лет. Поворотной в судьбе стала смерть всех троих его детей, которую Никита воспринял как знак свыше. Он уговорил потерявшую детей супругу постричься в монастырь, а сам удалился в Анзерский скит на Соловецких островах, где принял монашество с именем Никон. Переселившись в Кожеозерский Богоявленский монастырь, он в 1643 году стал там игуменом.

    Новоспасский архимандрит. Новгородский митрополит

    Небывалый взлет по социальной лестнице крестьянского сына и бывшего сельского священника начинается в 1646 году. Будучи в Москве по делам своего монастыря, Никон впервые встретился с царем Алексеем Михайловичем. Юный правитель, разглядев незаурядные административные и богословские способности Никона, восхитившись его духовностью, аскетичностью, познаниями и нравом, не отпустил его обратно на Север, а перевел архимандритом в столичный Новоспасский монастырь, являвшийся одной из важнейших русских обителей. Он был старинной родовой усыпальницей боярского рода Захарьиных-Романовых, пользовался покровительством царской семьи, члены которой приезжали туда молиться за упокой своих предков. В свою очередь, царь часто приглашал Никона к себе для бесед. Участие царя, называвшего Никона “собинным другом”, помогло в 1648 году получить ему сан митрополита Новгородского, один из самых высоких в иерархии Русской церкви.  В 1650 году в Новгороде вспыхнуло восстание. Никон смело обличал мятежников, укрыл у себя разыскиваемого ими воеводу, за что был избит, однако после умиротворения мятежа просил простить его участников.

    Патриарх. Церковные реформы

    Новоспасский архимандрит, а затем новгородский митрополит был деятельным и активным участником кружка «ревнителей благочестия», в который входили царский духовник Стефан Вонифатьев и другие авторитетные деятели церкви, включая будущего вождя раскола протопопа Аввакума. Они глубоко понимали и чувствовали серьезное внутреннее разделение в недрах русского общества, что проявлялось в отступлении от веры и церкви, наметившемся в самых разных слоях общества и в разных направлениях. Согласные в стремлении укрепить устои православия, избавить его от накопившихся за столетия разночтений и ошибок в обрядах, богослужебных книгах, церковных правилах «ревнители благочестия» при этом расходились по вопросу о способах достижения этих целей. Никон был среди тех, кто считал правильными греческие тексты и обычаи, призывая исправлять русское богослужение по ним. Эту позицию склонен был поддержать сам царь, исходя из политических интересов. В целях усиления влияния России на Украине, Балканах и других православных землях Алексей Михайлович считал необходимым тесное единение русской церкви с греческой и малороссийской. Оно, по его мнению, как раз и могло быть достигнуто путем согласования русской церковной практики с греческими образцами. Свои взгляды Никон решил реализовать, когда достиг высшей церковной власти. 15 (25) апреля 1652 года умер патриарх Иоаким. “О, крепкий воине и страдальче Царя Небесного, о, возлюбленный мой любимче и сослужебниче, святый владыко, — писал Никону царь, призывая принять участие в выборах патриарха, — возвращайся, Господа ради, поскорее к нам… а без тебя отнюдь ни за что не примемся”. Влияние Никона росло, несмотря на боярское недовольство. На соборе в Москве он был сначала назван в числе двенадцати “духовных мужей”, которые были представлены духовенством в качестве кандидатов на патриарший престол. Когда собор принял решение об избрании Никона, тот не сразу дал согласие. Царь и все присутствовавшие на коленях и со слезами просили его не отрекаться от сана, Никон же потребовал обещания слушаться его, как «главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах”. Царь, бояре и освященный собор дали обет пред Евангелием и иконами исполнять то, что предложил Никон, занявший 25 июля (4 августа) 1652 года место патриарха всея Руси.

    В 1653 году он начал церковную реформу, которая касалась в основном обрядовой стороны богослужения. Первым важным распоряжением Никона было предписание совершать в церкви поклоны «в пояс» вместо «метаний на колену» и креститься «тремя персты». Созванный патриархом Никоном в 1654 году собор постановил исправить богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. Собор 1656 года одобрил служебник Никона и проклял крестящихся двумя перстами. Сам Никон не был упорным догматиком, старые и даже неправильные с его точки зрения книги не подвергались осуждению, они даже могли быть использованы в церковной службе при определенных обстоятельствах. Безоговорочно осуждались сами противники нововведений и патриарха, которые делали старые обряды и привычные тексты знаменем борьбы против руководителей церкви и государства. При этом сам Никон не был инициатором жестокого наказания лидеров раскола, надеясь привести их к покаянию и компромиссу. При нем не было массовых преследований тех, кто пошел за расколоучителями. Лишь со временем сторонники старых обрядов не совсем справедливо персонифицировали своё недовольство на Никоне, став называть всех принявших церковную реформу «никонианами». Когда раскол в церкви углубился, старообрядцы подверглись преследованиям, а некоторые из них приняли мученическую смерть, но в это время Никон уже не управлял церковью и не имел влияния на государственные дела. Строго говоря, собственно его вины в самых трагических последствиях церковной реформы и не было.

    Непосредственную угрозу для Никона и его власти представляли не старообрядцы, а внутренняя оппозиция в церкви и среди придворных, возникшая вне связи с церковным преобразованиями. Некоторое время его политическое значение продолжало возрастать. Он сыграл важнейшую роль в деле воссоединения Украины с Россией, благословив решения Земского собора 1653 года и войну с Польшей. Отправляясь в 1654 году в поход на поляков, царь поручил Никону заботу о своем семействе, переехавшем в Вязьму по случаю «морового поветрия» — эпидемии, а в 1656-1657 годах во время своего похода против шведов он оставил Никона фактическим правителем государства, несмотря на очевидное недовольство родовитых бояр. Алексей Михайлович наделил возвысившегося бывшего крестьянского сына титулом “великий государь”, который прежде из патриархов носил только Филарет как отец царя Михаила Федоровича. Никон, стремился воплотить в жизнь основополагающую идею православной государственности — “симфонию властей”, духовной и светской, как самостоятельных служений и послушаний, призванных взаимными гармоничными усилиями обеспечить “народу Божьему” порядок и покой ради спасения души. В предисловии к Служебнику, изданному в августе 1655 года по его благословению, говорилось, что Господь послал России два великих дара, благочестивого и христолюбивого великого  царя и святейшего патриарха. Идеал «симфонии» все-таки по-разному воспринимался светской и церковной властью. Никон начинал склоняться к мысли, что «священство» выше «царства» не только в духовных, но и в мирских делах. Он требовал сделать духовенство подсудным только ему, а не государственным органам власти, не решать имущественные дела церкви светскими властями и по светским законам. Он даже осуждал соответствующие нормы Соборного Уложения 1649 года, которое сам же подписал в чине новгородского митрополита. Такую трактовку «симфонии властей» Алексей Михайлович, возводивший здание будущей империи и абсолютной монархии, принять не мог. Он стал постепенно отдалять от себя бывшего друга, подозревая в посягательстве на свои прерогативы и интересы. В этом настроении его поддерживали бояре, считавшие патриарха безродным выскочкой, и значительная часть духовенства, недовольная авторитарными и жесткими методами, которыми тот управлял делами церкви. Развязку конфликта не в свою пользу приблизил сам Никон. У него сложились ошибочно преувеличенное мнение о масштабе своей власти и степени влияния на царя. 10 июля 1658 года в ответ на отказ Алексея Михайловича присутствовать на патриаршем богослужении и распоряжение впредь не писаться патриарху «великим государем» Никон прилюдно отказывается выполнять обязанности по управлению русской церковью. Он при этом не слагал с себя патриаршего сана и надеялся, что царь попросит его вернуться к делам, но этого не случилось. 12 июля Никон удалился в подмосковный Воскресенский монастырь, называемый Новым Иерусалимом. Под его управлением остались еще два основанных им монастыря – Иверский на Валдайском озере и Крестный на Кий острове в Белом море. Пока были надежды на примирение с царем, патриарх занимался хозяйственными делами этих обителей, а также благотворительностью. Но так долго продолжаться не могло. В 1660 году церковный собор постановил провести выборы нового патриарха, а Никона лишить сана, но царь не утвердил это решение. Он часто посылал в монастырь Никону богатые дары, демонстрировал отсутствие гнева. Однако вместо восстановления отношений, события продолжали развиваться в неблагоприятном для Никона направлении. Патриарх сам опять поторопил такое развитие. Посчитав, что царь просто не решается сделать первым шаг навстречу, 18 декабря 1664 года Никон явился в Успенский собор Московского Кремля и возглавил богослужение, но попытка остаться в Москве и встретиться с царем закончилась приказом уезжать обратно. В 1666-1667 годах состоялся церковный собор с участием не только русских архиереев, но и двух восточных патриархов, Александрийского и Антиохийского, ряда зарубежных митрополитов и епископов. Признав правильным все церковные нововведения Никона и прокляв раскольников, собор тем не менее осудил самого Никона. Суд прошел 1-8 декабря 1666 года и закончился лишением Никона архиерейского сана и  ссылкой в северный Ферапонтов монастырь у Белого озера. 31 января 1667 года члены собора подали царю имена трех кандидатов на пост нового патриарха. Царь отдал предпочтение Иоасафу, архимандриту Троице-Сергиева монастыря, несмотря на то, что тот был «уже тогда в глубочайшей старости и недузех повседневных». Выбор говорит о том, что царь больше не хотел видеть рядом с собой чересчур деятельного и энергичного религиозного лидера. Такой урок извлек самодержец из прежней дружбы и совместной работы с харизматичным, пробившим себе самостоятельно путь к вершинам власти патриархом Никоном.

    В ссылке

    После практически добровольной ссылки в Новый Иерусалим пришла пора настоящего принудительного заточения. В Ферапонтовом монастыре условия содержания были первоначально суровыми. Никону разрешали из неудобной обгоревшей кельи, где его поместили, выходить только в церковь, не позволяли принимать никого. Положение улучшилось после смерти первой жены Алексея Михайловича в 1669 году, когда стало падать влияние враждебно настроенных к Никону Милославских. Бывшему патриарху разрешили свободно передвигаться по монастырю и окрестностям, принимать посетителей. Он всецело отдался хозяйственным делам, много читал, на церковной службе требовал называть себя патриархом, благо, игумен и братия скромного монастыря ему не перечили. Никон открыл в себе дар целительства, люди издалека шли к нему за помощью в болезнях. То ли помогали приготовленные им травяные отвары, то ли его горячие молитвы, то ли вера «пациентов» в столь знаменитого «врача».  Алексей Михайлович не оставлял бывшего друга без помощи, слал щедрую милостыню, просил простить его за обиды, молиться за царя и его родных. Прощения Никон не давал, но молиться – молился. Новое ухудшение положения наступило в 1676 году после смерти Алексея Михайловича. Узника перевели в Кирилло-Белозерский монастырь под более строгий, жесткий и недоброжелательный надзор. Через несколько лет царь Федор Алексеевич наконец решил вернуть Никона из северной ссылки, разрешив вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Возвращение не состоялось. По дороге Никон умер, едва добравшись до Ярославля. Не добившись от русских иерархов признания осуждения Никона  ошибочным, новый царь обратился письменно к восточным патриархам с просьбой восстановить его в сане патриарха и такое согласие получил. Таким образом, государство и церковь примирились с опальным патриархом посмертно. Никон был похоронен в соответствии с его саном в Воскресенском монастыре, где его могила находится, сохраняется и почитается до сих пор.

    Никон – несомненно, личность эпохи начавшейся модернизации, как и его самый знаменитый оппонент — протопоп Аввакум, как и его бывший друг – царь Алексей Михайлович. Несмотря на внешне средневековое религиозное содержание споров и ряда действий, биография, поступки, сочинения этого патриарха выходят за рамки норм традиционного общества, свидетельствуют о формировании в России XVII века человека и культуры нового времени с ярко выраженным индивидуальным началом.

    w.histrf.ru

    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *