Olympus e m10: Недорогая классика. Обзор камеры Olympus OM-D E-M10 — Ferra.ru
На экран и видоискатель можно вывести основные параметры съемки, сетку, гистограмму и компактный виртуальный горизонт. Но главной и уникальной фишкой новинки стала функция предпросмотра результата съемки с длинной выдержкой (Live Composite Mode).
Схема управления будет привычна всем, кто уже имел дело с беззеркалками Olympus. Никаких радикальных перемен здесь не состоялось, да они и не нужны. Перепрограммированию подлежат четыре клавиши, а общее число возможных функций — два десятка.
Функциональные возможности
OM-D E-M10 строится на базе 16-мегапиксельного Live CMOS сенсора, заимствованного у E-M5 с одним существенным изменением. С матрицы был снят антимуаровый фильтр, а вся работа по устранению муара легла на плечи мощного процессора. Матрица до сих пор не теряет своей актуальности и неудивительно, что мы столкнулись с ней на этот раз и в бюджетной камере.
Чувствительность сенсора по умолчанию изменяется в пределах от ISO 200 до ISO 25600, а отметка Low означает автоматический выбор чувствительности в промежутке от 100 до 200 единиц. Наличествует также и функция Auto ISO с возможностью задания верхнего и нижнего порога, а также минимальной выдержки.
Olympus OM-D E-M10 может легко потягаться в производительности с камерами более высокого класса благодаря новейшему процессору TruePic VII. Этот же чип использовался при построении флагмана E-M1. Впрочем, в нашем случае его мощности задействуются не полностью. Максимальная частота серийной съемки при фиксированном автофокусе составляет 8 кадров в секунду в полном разрешении, а глубина RAW-буфера в этом случае равна 16 кадрам. С непрерывной фокусировкой камера делает 3,5 кадра в секунду, позволяя отснять 20 кадров в RAW до переполнения буфера. Для JPEG формата размер буфера и вовсе неограничен. Такие показатели довольно неожиданны для бюджетной камеры.
Система автофокусировки работает по контрастному принципу, как и во всех камерах системы Micro Four Thirds. На сегодняшний день лишь флагман OM-D E-M1 оснащен сенсором со встроенными точками фазовой фокусировки. Контрастная система OM-D E-M10 работает по 81 точке, а для уверенной ручной фокусировки предлагаются функция увеличения кадра (в 5, 7, 10 или 14 раз), а также инструмент focus peaking. Есть и довольно умная система распознавания лиц, есть и следящая автофокусировка.
Еще одной статьей снижения конечной цены стала система стабилизации изображения. Как нетрудно догадаться, от фирменной пятиосевой стабилизации матрицы здесь отказались в пользу обычной трехосевой механической системы. А то, что Olympus назвала гибридной системой стабилизации, на деле оказалось комбинацией механической и электронной стабилизации. Она срабатывает, например, во время записи видео.
Вспышка появилась по просьбам поклонников и для повседневных задач ее хватает. К тому же она может управлять и внешними вспышками при создании многоточечного освещения сцены. При этом синхронизация внешних вспышек происходит при выдержках до 1/200 с, а для встроенной вспышки этот параметр составляет 1/250 с. Опциональная вспышка устанавливается в порт «горячий башмак», а вот прочие электронные аксессуары использовать не удастся из-за отсутствия порта Accessory Port 2. Впрочем, это не столь заметный недостаток для бюджетной модели. Среди немногочисленных совместимых аксессуаров стоит выделить более удобную рукоятку ECG-1.
тест и сравнение фотоаппарата с другими моделями
Дата публикации: 18.02.2014
Знакомство с камерой
Герой сегодняшнего нашего теста — Olympus OM-D E-M10. Это совершенно новая беззеркалка, анонсированная меньше месяца назад. Она стала продолжателем современной линейки Olympus OM-D, в которой на данный момент кроме нее уже существует две модели: первопроходец E-M5 и новый флагман E-M1. Но от своих старших во всех отношениях собратьев новинка отличается чуть более скромными характеристиками и намного более привлекательной ценой. При этом за скромным ретро-дизайном E-M10 скрывается такое большое количество новых функций и особенностей, что рассказывать о них мы будем в формате “неделя с экспертом”, публикуя день за днем новые главы большого теста и делясь опытом съемки на камеру в реальных условиях.
Узнать цену Olympus OM-D E-M10
Кстати, уже сейчас можно оформить предзаказ на Olympus OM-D E-M10 в фирменном магазине, а посмотреть камеру в живую и даже протестировать ее можно в магазинам Медиа Маркт.
Начнем же традиционно — со знакомства. Olympus OM-D E-M10 — это компактная системная камера со сменной оптикой. Причем слово “компактная” как нельзя лучше описывает главную особенность этой новинки. Когда я получал технику на тест, то никак не мог поверить, что смогу уместить фотоаппарат, зарядку к нему и шесть (!) объективов в свой маленький фоторюкзак. Но Olympus умеет удивлять: эта техника заняла ровно половину места в моем рюкзаке, уместившись в одном его отделении.
Только в одной половине моего небольшого фоторюкзака может уместиться Olympus OM-D E-M5 с шестью объективами и зарядкой
Своей компактностью камера и вся система Micro 4/3 обязаны прежде всего размеру матрицы. Сенсор формата 4/3” имеет физические размеры 17,3×13 мм — чуть меньше, чем, например, у большинства любительских зеркалок. Некоторые скептики считают, что подобный размер матрицы ограничивает возможности работы с малой глубиной резкости и может негативно сказаться на уровне шумов. Что же, для нас это только повод уделить данным вопросам повышенное внимание в нашем большом тесте.
Кстати, матрица в E-M10 используется та же, что и в полюбившемся миллионам E-M5. Ее разрешение 16 мегапикселей, изготовлена она по КМОП-технологии. Зато процессор в E-M10 установлен более новый — TruePic VII. Высокая скорость серийной съемки — до 8 кадров/с — это отчасти его заслуга.
Я упомянул, что Olympus OM-D E-M10 будет стоить значительно меньше своих старших собратьев. Давайте попробуем разобраться, на чем пришлось сэкономит разработчикам, а какие характеристики и особенности остались неизменными.
Опыт некоторых других производителей фототехники учит нас, что в первую очередь при выпуске более доступной модели происходит удешевление материалов корпуса. Но здесь такой тенденции не прослеживается: лицевая и верхняя панель камеры, управляющие диски и даже поднимающаяся вспышка изготовлены из металла. Из пластика — детали задней панели и нескользящие накладки. При этом качество сборки на высоте: камеру просто приятно держать в руках.
Начиная с самых первых моделей, беззеркалки Olympus славились своими встроенными стабилизаторами изображения на основе сдвига матрицы. Такой подход к стабилизации позволил одним выстрелом убить двух зайцев: не размещать стабилизатор в оптике (и как следствие — сделать ее дешевле и компактнее) и реализовать стабилизацию при работе с любым объективом.
Стабилизация при съемке на Olympus OM-D E-M10 возможна с любым объективом
Не стал исключением и Olympus OM-D E-M10. В нем применен трехосевой стабилизатор на основе сдвига матрицы. Напомню, что в E-M1 и E-M5 применялись пятиосевые стабилизаторы, которые чуть более эффективны при съемке с небольшого расстояния. Однако, трехосевой стабилизатор тоже способен компенсировать вращательные движения камеры, которые чаще всего и приводят к смазу.
Строить кадр фотографу предлагается либо по наклонному сенсорному экрану с диагональю 3 дюйма и разрешением 1040000 точек (это, кстати больше, чем у E-M5) или через ЖК-видоискатель с разрешением 1440000 точек.
Дисплей у камеры наклонный: может быть повернут вверх и вниз. Есть сенсорное управление
При этом производитель заявляет, что на данный момент камера обладает самой низкой в своем классе задержкой отображения информации. Чуть позже мы проверим это. Пока же могу сказать, что картинка в электронном видоискателе действительно воспринимается как живая: частота обновления очень высокая (заявлено до 120 кадров/с), изображение не стробит даже на динамичных сюжетах.
Наградив камеру встроенным видоискателем, разработчики не реализовали в ней аксессуарный порт: ведь чаще всего он применяется фотографами как раз для установки видоискателя
Автофокус камеры похож на тот, что мы видели у E-M5: классический контрастный автофокус по матрице с возможностью выбора области фокусировки и ее размера (в том числе при помощи касания). Кроме ставшей привычной фокусировки по лицам в кадре есть и кое-что интересное: в случае портретной съемки можно задать приоритет фокусировки на глазах, при этом можно отдать приоритет левому или правому глазу. Интеллектуальные способности современных камер не перестают удивлять.
В экранном меню можно включить не только фокусировку по лицам, но и фокусировку по глазам модели, задав приоритет для левого или правого глаза
На этом, казалось бы, описание камеры можно и закончить… Но кое-что обязательное для современной фотокамеры чуть не осталось за кадром. Речь идет о Wi-Fi: фотоаппаратов без этой функции в последнее время практически не появляется. Olympus OM-D E-M10 не стал исключением: модуль беспроводной связи в нем есть. С его помощью можно обмениваться снимкам, передавать информацию о координатах из смартфона в камеру и, конечно, дистанционно управлять фотоаппаратом.
Возможности, предоставляемые приложением Olympus Image Share
Запуск дистанционного управления с помощью смартфона
***Оставайтесь на связи! Уже завра мы опубликуем вторую часть теста, в которой речь пойдет об эргономике Olympus OM-D E-M10 и особенностях управления.
Olympus OM-D E-M10 — достоинства и недостатки
Olympus E-M10 – основательный фотоаппарат по приемлемой цене. Он подойдёт тем, кто не нуждается в габаритном зеркальном фотоаппарате и ищет обновление в виде беззеркальной фотокамеры со сменным объективом. E-M10 также станет отличной возможностью приобщиться к фотографам, использующим обширный парк оптики системы Micro Four Thirds.
Достоинства:
- Отличное качество изображения, особенно из RAW-файлов
- Широкий динамический диапазон, как для датчика формата 4/3 (Four Thirds)
- Очень хорошая производительность при высоких значениях ISO
- Реалистичные цвета и высокая точность оттенков
- Несмотря на отсутствие АА фильтра (сглаживающий низкочастотный фильтр, отсутствие этого фильтра дает более высокую резкость, повышая детализацию), практически нет муара, хотя он может появляться в HD видео
- Высокая скорость автофокуса и минимальный лаг затвора
- Способность фокусироваться в условиях с очень слабым освещением
- Высокая скорость серийной съёмки 8 к/с в полном разрешении (с автофокусом только на первом кадре)
- Приличный объём буфера для своего класса
- Высокое качество видео Full HD в формате H.264; хорошая детализация и цвета
- Электронный видоискатель с высоким разрешением
- Сенсорный наклонный ЖК-экран с высоким разрешением
- Частота обновления в EVF очень высокая (не так высока как с оптическим видоискателем, но отличная для электронного видоискателя)
- Встроенная вспышка поддерживает беспроводную систему вспышек Olympus RC
- Горячий башмак для подключения внешней вспышки
- Механическая стабилизация изображения (за счёт сдвига матрицы по трём осям)
- Встроенный модуль Wi-Fi с возможностью дистанционного управления, Live View и функция tap-to-focus, плюс контроль над экспозицией через приложение
- Компактность и лёгкость (119 х 82 х 46 мм; 515 г)
- Много возможностей для управления настройками
- Очень хорошее соотношение цена/качество. На момент написания статьи средняя цена на комплект с китовым объективом 14-42 составляет 900 долларов.
Недостатки:
- Автоматический баланс белого слишком «тёплый» в помещении
- Режим HDR не так хорош как ожидалось
- Жёсткое програмное снижение шума при высоких значениях ISO
- Нет режима Sweep Panorama (необходимо программное обеспечение для сшивания изображения на компьютере)
- Низкая скорость серийной съёмки в сопровождении непрерывного АФ (3.5 к/с)
- Система контрастного автофокуса с трудом фокусируется на мелких и низкоконтрастностных объектах
- Средняя выносливость батареи
- Слабая встроенная вспышка
- Нет гнезда для подключения внешнего микрофона
- Нет разъёма для наушников, чтобы контролировать звук во время записи видео
- Нет HDMI-выхода для несжатого видео
- Качество видео Motion JPEG (AVI) оставляет желать лучшего (сохраняет множество артефактов сжатия)
- Недостаёт погодного уплотнителя
- Система меню Olympus запутанная и громоздкая
С точки зрения производительности, E-М10 уникальная фотокамера, в которой слились элементы флагманской модели Olympus E-M1 и первой фотокамеры в этой серии, OM-D Е-М5. Новый фотоаппарат получил более быстрый процессор обработки изображения, увеличенное количество зон контрастной фокусировки и аналогичный датчик без AA-фильтра (как в E-M1). К тому же E-M10 отличается ещё более компактными размерами, чем E-M5, что делает его отличным спутником для повседневной съёмки.
Хотя фотоаппарат E-M10 использует неторопливую систему автофокуса с определением контраста, он отлично справляется с фокусировкой для большинства съёмочных ситуаций за исключением очень быстро движущихся объектов. Например, для фотографирования спорта или дикой природы предпочтительнее использовать зеркальную фотокамеру с фазовой системой автофокусировки. Если вы увлекаетесь уличной и пейзажной фотографией или ищете фотокамеру, которую возьмёте в путешествие, E-М10 угодит вам высокой производительностью и фантастическим качеством изображения с возможностью съёмки резких и детализированных фотографий с отличным динамическим диапазоном для своего класса.
Конечно, не обошлось и без компромиссов. Некоторые из них стали необходимостью, чтобы снизить цену или дифференцировать E-M10 от других фотокамер серии OM-D, но есть и типичные причуды Olympus, например, запутанная система меню и по умолчанию отключены такие функции, как выбор самого высокого качества в формате JPEG и Super Control Panel.
Фотоаппарат E-M10 заимствует количество точек (81) АФ от E-M1, но не наследует его гибридную систему автофокусировки, поэтому E-M10 может с трудом сосредотачиваться на низкоконтрастностных, быстродвижущихся или очень мелких объектах, например, на птицах. Также в новом фотоаппарате нет погодного уплотнителя и более продвинутых видеоориентированных спецификаций: внешнего разъёма для подключения микрофона и гнезда для наушников. Хотя к E-M5 подключение микрофона также не предусмотрено. E-M10 предлагает формат видео на выбор H.264 или Motion JPEG, качество MJPEG оставляет желать лучшего и не доступно в формате Full HD.
В E-M10 значительно улучшилось качество HD видео по сравнению с другими фотокамерами Olympus со сменными объективами начального уровня, появился встроенный адаптер Wi-Fi и множество настраиваемых функций, дисков и кнопок. В целом, преимущества значительно перевешивают недостатки этой компактной системной фотокамеры. Olympus E-M10 станет отличным выбором не только для фотографов, которые впервые покупают фотоаппарат со сменным объективом, но и для более продвинутых энтузиастов, жаждущих обрести больше контроля над настройками. Выпуская E-М10, компания Olympus заявила, что «OM-D – фотокамеры для всех», так оно и есть.
Обзоры Olympus OM-D E-M10:
Olympus E-M10 Review, Imaging Resource
Olympus OM-D E-M10 Review, DPReview
Полный обзор Olympus OM-D E-M10: стильная и сбалансированная беззеркалка, Hi-tech.mail.ru
впечатления от знакомства с новой беззеркалкой
OM-D E-M10 Mark III достался мне накануне семейной поездки на Кипр. В комплекте был объектив 14—150 мм (28—300 в эквиваленте 35 мм). Покрутил его в руках — никаких неожиданностей, все просто и понятно. Первый, и для многих определяющий плюс этого фотоаппарата — компактность. Камеру с универсальным объективом вполне можно бросить на дно своей сумки, где она рискует потеряться. Мне это было только на руку, так как вещи в багаж мы не сдавали, ограничившись 10 кг ручной клади на человека. Обычный же фоторюкзак с основной камерой, объективами, аксессуарами и прикрепленным штативом у меня почти всегда превышает разрешенную норму провоза ручной клади и требует дополнительных ухищрений в аэропорту, не говоря уже о том, что сумку с вещами приходится сдавать в багаж. Так что сэкономить с Olympus удалось еще до поездки. Малый вес и размер аппарата также позволяют не брать большие штативы и в большинстве ситуаций обойтись легким и компактным гибким штативом.
Вообще говоря, всё, что связано с малыми размерами камеры, стало для меня, пожалуй, главным источником впечатлений, так как обычно я снимаю на более крупные аппараты. Камера действительно удобна в транспортировке и ношении — ее вес не чувствуется. В то же время маленький размер доставил и некоторые сложности в использовании: несмотря на удобную компоновку элементов управления, одновременно поместить указательный и большой пальцы правой руки на два основных колесика так, чтобы ими можно было пользоваться, у меня не вышло. Приходилось менять хват. И это при моем вполне обычном росте, телосложении и размере рук. В остальном же пользоваться камерой было комфортно. Особенно приятно было обнаружить понятное меню, с которым разобрался очень быстро, несмотря на буквально первый опыт использования камер Olympus.
Съемочный процесс прост и стандартен, так что не должен вызывать вопросов ни у профессионалов, ни у новичков в фотографии. К негативным моментам отнесу работу автофокуса: часть фотографий, делавшаяся в «безобидных» условиях, оказалась с неверно определенной дистанцией фокусировки, при том что во время съемки автофокус определял объект съемки верно. И еще немного дегтя: при всей удобоваримости электронного видоискателя младшей модели серии OM-D, задержка изображения, начинающаяся в момент нажатия на кнопку спуска, отбивает начисто желание снимать таким образом динамические сюжеты — контролировать происходящее не получается. Единственный шанс — снимать вслепую в режиме серийной съемки, благо камера умеет снимать быстро.
14 мм, 1/1600 с, f/8,0, ISO 200Беззеркальные фотоаппараты традиционно уступают своим зеркальным собратьям в ресурсе батареи. А тут еще и фотоаппарат маленький, то есть батарея в нем тоже маленькая. Особенно я опасался того, что полностью заряженной батареи не будет хватать на день съемки, ведь запасной у меня не было. Поэтому первое, к чему я постарался сразу привыкнуть, это отключение камеры сразу после съемки, не дожидаясь, пока экран погаснет сам. В целом, мои опасения оказались не напрасными: если целенаправленно устраивать именно фотопрогулки, то заряда надолго не хватит. В расслабленном же режиме, когда фотоактивности чередуются с походами на пляж, ездой на машине и посещением таверн, зарядки может хватить даже на несколько дней. Батарейка подвела меня только однажды: камера показывала половину заряда, но уже минут через 10 отключилась, лишив возможности снять один из закатов.
120 мм, 1/2500 с, f/22, ISO 200Похвальных слов заслуживает система стабилизации, которая позволяет снимать с рук даже в закатное время при недостатке света. Как-никак, а 4 ступени компенсации экспозиции внутри камеры — это очень здорово. Особенно это важно при использовании камеры с любительскими «темными» зумами. К сожалению, другой важный инструмент, который также призван помогать при нехватке света, помогает лишь частично. Речь о светочувствительности матрицы. При стандартных настройках максимальное значение Авто ISO составляет 6400 единиц, и это уже очень шумная картинка. Пробовать 12800 и 25600 не захотелось. Так что любителям вечерних и ночных съемок стоит крепко подумать о светосильной оптике.
56 мм, 1/40 с, f/5,5, ISO 6400В пейзажных съемках можно разнообразить кадры, добавляя в них фигуру человека — для ощущения масштаба или для внедрения объекта-героя. В уединенных местах этим объектом зачастую приходится быть самому. Для съемки на рассвете на природной каменной арке очень пригодилось дистанционное управление камерой по Wi-Fi. Соединение настраивается очень просто и быстро — телефону достаточно просканировать QR-код на экране фотоаппарата, и через 10-15 секунд вы можете управлять камерой, видеть картинку, экспортировать фотографии с карты памяти (чем я несколько раз пользовался, отправляя своим родителям фотографии из поездки без участия компьютера). Минусом же данной реализации беспроводного управления является очень скромный радиус действия — не более 15 м в реальности. Один лишний шаг — коннект рвется, приходится начинать процедуру заново.
22 мм, 1/500 с, f/13, ISO 200Во время своих съемок и поездок я всегда отдаю предпочтение съемке в формате RAW и в основных режимах P-A-S-M, желая иметь максимальный контроль над конечным изображением. Однако при изучении всех возможностей камеры мне понравилась возможность делать снимки с расширенным динамическим диапазоном (HDR) внутри камеры. Скорость съемки позволяет делать это с рук. Отличный инструмент для тех, кому нужен хороший результат без последующей обработки на компьютере! Другие режимы меня привлекли меньше, а режимы компенсации перспективных искажений и съемки панорам показались сложными для использования без инструкций.
Две недели на Кипре подошли к концу, настало время возвращаться и разбирать материал — сортировать, отбирать, обрабатывать и оценивать качество изображения. На этом этапе становится очевидно, что возможности матрицы достаточно скромны: любая работа с контрастом и тенями приводит к заметному проявлению цифрового шума; корректировка экспозиции и снижение светов возможны лишь в небольших пределах без потери реалистичности, которая в некоторых сюжетах наступает так быстро, что на всякий случай перепроверяешь, точно ли это RAW. При съемке на этот фотоаппарат не стоит закладываться на возможность что-то серьезно исправить при обработке — лучше быть более организованным при съемке, пользоваться фильтрами, вспышкой, правильно выбирать время съемки для обеспечения нужного результата.
15 мм, 1/60 с, f/16, ISO 200Жалко, что у OM-D E-M10 Mark III встроенный профиль коррекции изображения. На многих кадрах его коррекция оказалась недостаточной — остается виньетирование, которое вручную поправить уже не так просто.
В общем и целом, эта камера — хороший инструмент как для увлеченных фотографией (она располагает всеми возможностями для продвинутой съемки), так и для начинающих фотографов и просто туристов (простой процесс использования фотоаппарата и достойное качество изображения без обработки в бытовых целях). Камера в значительно меньшей степени подойдет для съемки звезд и в условиях недостатка света, а также для съемки динамичных сюжетов.
В заключение предлагаю посмотреть альбом лучших фотографий, снятых мной на Olympus OM-D E-M10 Mark III.
Предыстория
Так случилось, что я уже более 10 лет «сижу» на системе Никон. Моя основная камера – полнокадровый Nikon D750, вторая камера – кропнутый Nikon D5000, ну и, конечно, имеется комплект объективов, вспышек, штативов и т.п.
С некоторого времени я стал замечать, что, подбирая камеру для очередной поездки, я всё чаще испытываю муки выбора. Если я еду в Казахстан к друзьям, которые меня встретят прямо в аэропорту, потом посадят в джип и завезут прямо к диким красотам, то никакой проблемы нет — я беру самую тяжелую камеру и самые большие и толстые объективы. Но вот если предстоит самостоятельное путешествие, да ещё и связанное с перелетами лоукостерами (с их достаточно суровыми лимитами по весу и количеству ручной клади), то начинаются те самые муки – какую камеру взять.
В дальней поездке хочется иметь камеру поменьше и полегче, т. е. Nikon D5000. Но когда я уже собираюсь упаковывать её в сумку, то вдруг понимаю, то разница по массе и размерам с Nikon D750 не столь уж и велика, а тогда почему бы уже не взять D750 (гулять, так гулять). Но если взять D750, то ты уже как бы обязан больше снимать, чем смотреть (а иначе зачем таскать по 10 часов в сутки такую здоровую камеру?). Однажды я психанул и впервые решил снимать в путешествии только на телефон (Huawei P10 light). И знаете что? Я получил истинный кайф от необычной легкости (все-таки таскать D750 целый день по жаре – удовольствие сомнительное), но всё же чего-то ощутимо не хватало. Я всё-таки привык к съемочному процессу, который позволяет мне глубже и полнее воспринимать окружающую реальность (когда я фотографирую, я вижу гораздо больше, чем когда просто гуляю). После этой поездки я чётко понял, что мне обязательно нужна маленькая трэвел камера. И начались…
Муки выбора
Поскольку главным показателем камеры для меня является размер матрицы, первый вопрос был – какой размер матрицы выбрать. Так как у меня уже есть FF и APS-C камеры, в первую очередь я решил рассмотреть более компактные APS-C варианты (ибо ценник на компактные FF, ИМХО, находится «по ту сторону добра и зла») .
Первые кандидатами стали системные камеры от Fuji. Да, Fuji научились делать достаточно компактные боди с APS-C матрицей, но вот размер объективов сводит эту компактность на нет. Размер комплекта боди + объектив не сильно отличается от того же D5000 с китовым объективом. И тогда какой смысл в такой замене? По этой же причине были забракованы APS-C беззеркалки от Sony, дизайн которых, к тому же, ну вот как-то категорически отторгается всем моим организмом.
Далее я обратил свой взор на другую крайность – дюймовые компакты, поскольку 1 битиконовский дюйм – это, на мой взгляд, минимальный размер матрицы, который имеет право на жизнь в эпоху современных смартфонов. К сожалению, в этом сегменте выбрать ничего не удалось. Мое обязательно требование к трэвел камере – это наличие наклонного экрана и видоискателя. Я не представляю себе стрит фото без наклонного экрана. Ну а путешествую я в основном местах, где много солнца, и поэтому видоискатель – обязателен. На этом этапе отбора пришлось исключить такие неплохие камеры как Panasonic LX15 (есть наклонный экран, но нет видоискателя), Panasonic TZ100/200 (есть видоискатель, но нет наклонного экрана), Sony RX100 ранних версий. Прочие дюймовые компакты либо неприлично велики (Canon), либо неадекватно дороги (RX100 поздних версий).
Остался единственный вариант – матрица микро 4/3. Топовые олимпусы (E-M1) и панаcоники (серии G и GH) отпали по той причине, что их размер сопоставим с размером APS-C зеркалки, и по этой причине я, честно говоря, ну вот вообще не вижу смысла в их покупке.
Olympus Е-M5 Mark II отпал из-за поворотного экрана (ну не люблю я полностью поворотные экраны, мне в 99% случаев экран надо просто наклонить, чтобы можно было смотреть сверху или снизу, а поворотный дисплей при этом торчит в сторону), Cерия GX от Panasonic с однозначной нумерацией отпала из-за непонятной мне концепции наклоняемого ЭВИ, который к тому же не фиксируется жестко в штатном положении, да и ценник на эти камеры не очень гуманный. Panasonic LX100 стоит столько же, сколько камера такого же размера, с такой же матрицей, но со сменной оптикой (и тогда выбор очевиден, не так ли?).
В итоге у меня получился шорт-лист всего из двух моделей – Olympus Е-М10 II и Panasonic GX85. И после долгих и мучительных раздумий был выбран серебристый Olympus Е-М10 II в комплектации дабл-кит (14-42ez + 40-150).
Поскольку этой камере посвящено много прекрасных обзоров, я изложу только свои впечатления, сосредоточившись на тех особенностях, которые не были упомянуты (или были слабо отмечены) в имеющихся в сети обзорах. Настоящие впечатления сложились на основании двух недель интенсивного использования камеры в условиях путешествия во Вьетнам, за время которого было отснято чуть более 3000 фото и около 1,5 часов видео.
IQ
Первое на что я обратил внимание, со страхом открыв первые фото на ноутбуке – это цвет. Нет, даже не просто цвет, а Цвет (с большой буквы). Нативный цвета джипегов на этой камере просто волшебные. Цветопередача Олимпуса мне нравится гораздо больше, чем Никона (прости, Никон). А то, как передается многообразие оттенков красного и золотого цвета (когда я фотографировал в будийских храмах) – меня просто поразило. Такое ощущения, что я снимал в специальном тщательном настроенном цветовом профиле «будийский храм» 🙂
Никаких существенных проблем с ББ или экспозицией я не отметил даже в сложных условиях. Единственная претензия – ББ иногда (ну, может 1 из 50 сцен) уходит в более теплый цвет (но мне иногда это даже нравится).
За счёт отсутствия АА фильтра изображения получаются очень детализованными. Правда я заметил, что восприятие резкости сильно зависит от монитора, например на макбуке с ретина–дисплеем кадры кажутся нереально детализированными (почти как ЗD изображение), а вот на 24-дюймовом fHD мониторе они не производят такого впечатления.
Мне нравятся фото вплоть до ISO 800. На ISO 1600 уже нравятся меньше, на 3200 уже как бы и не совсем нравятся. Именно поэтому для этой камеры очень важно иметь светосильный фикс. Два лишних стопа – это именно то, что может радикально повлиять на качество получаемых снимков в условиях, где нет избытка света.
Кстати, матрица имеет «всего» 16 мегапикселей. Лично мне этого вполне хватает, как хватало и 12 мегапикселей на D5000. Современная эскалация мегапикслей мне вообще кажется чистым безумием маркетингом.
Быстродействие
В целом, к быстродействию камеры претензий нет. Любые действия (смена режимов, смена параметров, листание меню и др.) отрабатываются камерой чётко и быстро, без лагов и фризов. По сути, у меня в плане быстродействия есть только одно замечание – достаточно низкая скорость записи на карту из буфера. Сразу после срабатывания затвора (одиночная съемка) камера примерно 2-3 секунды записывает информацию на карту, о чем свидетельствует мигающая красная пиктограмма в верхнем левом углу дисплея. В это период времени камера нормально реагирует на смену режимов, вызов меню, спуск затвора. Но вот просмотреть фото (нажатием кнопки просмотра) в это время невозможно, надо ждать те самые 2-3 секунды пока закончится процесс записи. Досадно. Я довольно часто после съемки люблю быстро взглянуть на фото.
При съемке серией (хоть быстрой, хоть медленной) камера делает примерно 10-12 кадров до переполнения буфера. Но после этого запись на карту будет продолжаться уже секунд 10. Интересно, что описанное выше поведение наблюдается с топовой картой памяти (SanDiskExtremePro), т.е. дело тут явно не в скорости карты.
Автофокус
При достаточном свете – очень быстр. Не знаю, как Олимпус этого добился, но даже в облачный день даже с китовым объективом я не вижу существенной разницы по скорости одиночного автофокуса по сравнению с зеркалкой. Однако, при недостаточном свете ситуация резко ухудшается вплоть до того, что автофокус просто бесконечно елозит туда-сюда.
При съемках статичных или медленно движущихся объектов никаких проблем не возникает, а вот когда я попробовал пофоткать мотоциклистов на улицах Ханоя – то около 70 процентов фото оказались в расфокусе.
Следящий автофокус в этой камере, по-моему, сделан больше для галочки, он нерабочий, по крайней мере, с китовыми объективами со светосилой 3.5.
При съёмке видео фокус периодически елозит и дергается даже при хорошем свете. Чтобы снять нормальное видео, надо пользоваться ручным фокусом. Благо, на обоих комплектных объективах кольца фокусировки достаточно удобные и плавные. К тому же, в камере есть целых два фокус-ассистента — фокус-пикинг и увеличение зоны фокусировки (их можно включать по отдельности или вместе).
Конечно, автофокус в этой камере можно критиковать, но надо понимать, что здесь реализован контрастный автофокус, от которого было бы глупо ждать скорости фазовой фокусировки.
Судя по обзорам, у GX85 ситуация с автофокусом должна быть получше за счёт использования технологии DFD. Так почему же я не купил GX85? Одна из причин — …
ЭВИ
ЭВИ в этой камере очень хорош, и стал для меня одним из решающих аргументов при выборе E-M10 II vs. GX85. Это кажется нереальным, но по моим ощущениями размер видоискателя E-M10 II находится где-то посредине между кропнутой и фулфрейм зеркалкой. И это в такой компактной камере! Никаких лагов или тормозов я ни разу не отметил. Переключение между экраном и видоискателем быстрое и корректное. ЭВИ можно использовать в двух режимах – эмуляции оптического видоискателя (показывает картинку как есть) или в режиме эмуляции экспозиции (показывает картинку какой она будет на снимке). Я обычно включаю второй режим и подсветку клипингов в светах и тенях (заливаются, соответственно, оранжевым и синим цветом) – и получается вообще полный кайф. Кому этого мало — можно ещё включить живую гистограмму и индикацию уровня в двух плоскостях.
Экран
Экран наклонный (не поворотный) и для меня это был опять-таки один аргументов в пользу выбора именно этой камеры. Мне неудобно пользоваться поворотным экраном, а вот откидной – именно то, что нужно. Экран довольно толстый, шасси экрана очень крепкое и чёткое. Экран очень хорошо фиксируется у корпуса (как будто примагничивается). Шасси экрана в Олимпусе мне нравится значительно больше, чем в гораздо более дорогом Никоне D750 (где наклоном дисплея неприятно пользоваться из-за ощущение какой-то ватности и нечёткости шасси). Сам дисплей чёткий и яркий, с хорошим олеофобным покрытием, авторегуляция подсветки работает корректно и незаметно. К сенсорной чувствительности претензий нет.
Меню
Один из главных недостатков E-M10 II, который широко обсуждается на форумах и в обзорах – это запутанность меню. Начитавшись этих жалоб, я готовился к худшему. Но у меня нет никаких претензий к меню Olympus! Ну вот вообще никаких. Мне оно показалось весьма логичным и удобным. Кстати, архитектура меню очень напоминает таковое в никонах, но в Olympus оно мне нравится даже немного больше.
Да, в меню много пунктов, некоторые пункты на русский переведены не очень корректно (но нажатием кнопки Info можно включить/отключить описание каждого пункта меню – поначалу очень удобно, в мануал приходится лезть буквально в единичных случаях). Но зато при помощи этого меню можно настроить почти всё что угодно, именно так как тебе удобно, в мельчайших деталях. Возможности кастомизации существенно превосходят таковые в Nikon D750. Может, это плохо для тех, кто приходит на камеру со смартфона, но продвинутые фотографы точно будут рады.
Суперконтрольная панель
Однако, лазить в меню приходится нечасто. Большинство съёмочных параметров настраиваются при помощи так называемой суперконтрольной панели, которая вызывается нажатием кнопки Ок. А далее начинается просто магия и кайф. На экране поверх картинки появляется полупрозрачная таблица с пиктограммами основных параметров съёмки (автофокус, затвор, баланс белого, цветовой профиль, формат кадра и т.д.). Большим пальцем правой руки тыкаешь в пиктограмму параметра, который хочешь поменять, а указательным пальцем крутишь передний диск, выбирая нужное значение параметра, а затем сразу жмёшь на спуск (никаких кнопок подтверждения или выхода!). Просто и гениально. Мне кажется, именно такая схема управления должна стать отраслевым стандартом для фототехники с тач-скрином, ничего удобнее я не видел ни в одной камере.
Диски и кнопки, выключатель
На камере есть 2 диска (помимо барабана смены режимов) и 4 программируемые кнопки. Мне бы хотелось, чтобы диски был чуть более тугими, так как прокручиваются они довольно легко. Поначалу я часто непреднамеренно скручивал задний диск, который у меня отвечает (функции дисков можно переназначать) за поправку экспозиции. К сожалению, так можно запороть кадры (что я поначалу и делал), пришлось выработать привычку перед спуском бросать взгляд на значение поправки экспозиции.
Программируемых кнопок достаточно, чтобы назначить на них свои любимые функции и в процессе съёмки вообще забыть о существовании меню.
Единственный косяк – это пятая кнопка, расположенная на правой стороне псевдопризмы ЭВИ. Она отвечает за совершенно ненужную функцию переключения между экраном и ЭВИ. Зачем это надо, если автопереключение работает быстро и корректно — просто не могу себе представить. И, к сожалению, функцию этой кнопки нельзя переназначить. Наверное, 5 программируемых кнопок на таком корпусе уже было бы неприлично много, поэтому маркетологи Olumpus решили, что хватит и четырёх.
Выключатель E-M10 II в интернете не поругал разве что ленивый. А мне он нравится. Его удобно включать большим пальцев левой руки, получается как-то очень естественно, я даже не замечаю как включаю камеру — такое ощущение, что она у меня включается автоматически 🙂 И очень важно, что конструкция выключатель такова, что вероятность его случайного включения в сумке или рюкзаке практически равна нулю.
Батарея
Я сразу купил вторую батарею и вскоре понял, что это было единственно верное решение. Я не считал, сколько фото можно сделать на одном заряде аккумулятора, но мне одной батареи в 70% случаев хватало на день съемки, в 30% случаев я к вечеру ставил вторую батарею и использовал её не более чем на 50%.
А вот заряжается батарея странно. На зарядке нет мигающего индикатора уровня заряда, светодиод просто тупо горит, а когда батарея заряжена — внезапно тухнет. И даже если вы хотите подзарядить аккумулятор, который заряжен на 80% — то заряжаться он всё равно будет 3 часа, так же, как и разряженный в ноль.
Видео
Если вкратце – не очень. Даже на максимальных настройках видео не впечатляет. Видны артефакты, в первую очередь, муар. Где-то я читал, что реально разрешение fullHD видео в этой камере соответствует HD и, на мой неискушенный взгляд, это нелицеприятное утверждение недалеко от истины.
Стабилизатор
Это – именно та фишка камеры, которая отчасти компенсирует достаточно большой (х2) кроп-фактор матрицы. В E-M10 II применён матричный пятиосевой стабилизатор с эффективность около 4 стопов. Я не знаю, сколько стопов реально дает стаб, но на фокусных 14-42 мм (эквивалент 24-84 мм) на выдержке 2/3 секунды у меня получается резким каждый примерно каждый третий кадр, на выдержке 1/2 секунды – примерно каждый второй, при выдержках менее 1/5 секунд о смазах можно вообще не задумываться, их просто нет.
В видео стабилизатор вообще божественен, даже при механической стабилизации (а можно дополнительно включить ещё и электронную стабилизацию, основанную на сдвиге изображения на матрице). Видео выглядит как снятое со штатива или стэдикама.
Дополнительные функции
Их в камере неожиданно много, и многие из них реально полезны.
Тач–шаттер. В этом режиме мы прикасаемся к любой точке экрана, при этом камера фокусируется в этой точке и сразу производит спуск. Нереально удобный режим для стрит фото! Можно стать на улице и «бомбить» от пуза, глядя на камеру боковым зрением и делая вид, что рассматриваешь достопримечательности или протираешь дисплей. Эту функцию я бы назвал шапкой-невидимкой. Именно в этом режиме у меня во Вьетнаме получились кадры, которые мне больше всего нравятся.
Бесшумный режим. В этом режиме включается электронная передняя и задняя шторка и камера снимает абсолютно бесшумно. Очень круто для незаметной съемки в помещениях (храмах, музеях и т.п.).
Ремэпинг матрицы. Когда я принес камеру из магазина, то почти сразу заметил красный горячий пиксель недалеко от центра. Я, конечно, расстроился и собрался завтра идти в магазин на нелёгкие переговоры о замене камеры. Но пока камера у меня, решил полазить по меню. Каково же было моё удивление, когда я нашёл функцию, которой не было ни в одной из камер, которыми я пользовался ранее (и о которой я не читал ни в одном обзоре!!!). Эта функция позволяет провести ремэпинг матрицы и убрать горячие пиксели. Активирую ремэпинг, камера думает секунд 15 и вуаля — горячий пиксель исчез (конечно, он не исчез, он просто был помечен как горячий и процессор закрашивает этот пиксель на основе интерполяции информации, взятой из соседних пикселей). И вот я сижу и думу думаю – почему этой функции нет в каждой камере??? Почему???????? Почему все никоны и кэноны, включая проф модели за несколько килобаксов, надо тащить в СЦ (а если ты живешь не в Москве или Питере, то это – геморрой ещё тот) для того, чтобы убрать подвисший пиксель? Что это – очередной заговор производителей?
Живая длинная выдержка – отображает на дисплее будущий кадр, позволяя закрыть шторку в любой момент. Невероятно удобно для ночных съемок!
Коррекция трапециевидных искажений — позволяет двумя дисками проводить на лету коррекцию геометрии в двух плоскостях. Очень удобно для съёмки архитектуры.
Электронный х2 конвертер – вроде должна быть удобная вещь, но на самом деле толку от него нет. Не знаю, какой алгоритм апскейлинга там реализован, но увеличенное изображения сильно теряет в детализации.
Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 14-42mm 1:3.5-5.6 EZ
Объектив в сложенном состоянии очень компактен. Байонет – металлический. Раздвигается объектив автоматически при включении камеры. Есть удобное (хотя и узкое) и достаточно плавное кольцо ручной фокусировки (фокусировка электро-механическая). А вот электронный зум реализован не лучшим образом. Хотя в камере можно настроить скорость зума (3 скорости, причем настраиваются раздельно для фото и видео), я полностью к этому зуму так и не привык, мне им пользоваться неудобно. Я даже подумывал прикупить с рук панасовский кит 12-32 мм (у него ручной зум), но мне неудобен этот диапазон фокусных (коротковат на длинном конце), да и фокусировочное кольцо на этом объективе отсутствует (нет в мире совершенства). Но зато олимпусовский объектив очень резок, я бы сказал — удивительно резок для китового. Крышка объектива не впечатляет – она слишком тонкая, её неудобно снимать, и меня постоянно преследует мысль, что я рано или поздно её потеряю.
UPD: Недавно я купил себе крышку от JJC, которая накручивается на этот объектив и затем открывается и закрывается автоматически при раскладывании/складывании объектива; это просто магия, и очень удобно.
Объектив Olympus М.Zuiko Digital ED 40-150 mm f 4.0-5.6 R
Невероятно легкий. Нереально компактный для своего диапазона фокусных (80-300 в 35 мм эквиваленте). Достаточно резкий. Камера с ним ощущается очень удобно и гармонично. Автофокус медленнее, чем в китовом блинозуме. Пластмассовый байонет слегка люфтит в гнезде (нет, он не болтается, но нет того ощущения монолитности, как при использовании блинозума с металлическим байонетом). К нему можно придираться, но для любителя (учитывая в совокупности габариты, вес, цену и диапазон фокусных) – это нереально классный трэвел-объектив.
* * *
В целом, Olympus E-M10 II мне понравился. Наверное, я наконец нашел свою почти идеальную трэвел камеру. Конечно, по качеству картинки (шумы, ДД) она проигрывает фулфрейм зеркалкам (ибо чудес на свете не бывает). По сравнению с APS-C зеркалкой (по крайней мере с D5000) разница уже не столь драматична, и я вижу эту разницу преимущественно в лучшей передаче пространства (тот самый «воздух») у крупного сенсора.
Но все эти потери с лихвой компенсируется невероятной компактностью. Комплект из боди, двух зумов (штатный и теле), дополнительного аккумулятора и зарядки занимает почти столько же места и весит почти столько же, как один профессиональный фулфрейм-зум.
Жалел ли я в путешествии, что не взял с собой Nikon D750? Да, иногда жалел. Да, часть снимков имели бы лучшее качество (больше ДД, меньше шумов), у меня однозначно получилось бы гораздо больше резких кадров при съемке мотоциклистов на улицах. Но при этом я прекрасно понимаю, что с D750 очень многие снимки просто не были бы сделаны вообще. Тяжелый D750 я бы просто не брал с собой каждый раз, когда выходил из дома. А E-M10 II был всегда со мной, куда бы я ни шёл. Жду коллег (вообще-то во Вьетнаме я был в командировке) – достаю из кармана рюкзака E-M10 II и фоткаю студенток. Выхожу из общежития в магазин – достаю из кармана куртки E-M10 II и фоткаю бодрых вьетнамских женщин-строителей и т.п. Почти как с GoogleGlass:)))
К тому же, большая камера пугает людей на улице, вокруг тебя возникает поле насторожённости. А вот E-M10 II совсем не воспринимается как серьёзная камера (не то игрушка, не то мыльница, не то муляж старинного плёночного фотоаппарата), а её обладатель не воспринимается как фотограф (скорее как забавный чудик с каким-то игрушечным девайсом).
И вот именно эта лёгкость и неприметность порождают какое-то совсем новое ощущения от фотосъемки, которое было мне в новинку и очень понравилось. Почему-то ни одна камера из тех, которыми я пользовался (а у меня их было немало) не давала такого ощущения естественной включенности в окружающую реальность. А это – именно то, что мне нужно от камеры в путешествии!
Конечно, камера неидеальна, но я однозначно могу её порекомендовать как трэвел камеру для тех, для кого удовольствие от процесса съёмки не менее важно, чем качество фото. Ну а у IQ-перфекционистов по-прежнему нет иного выбора, кроме ФФ + золотое трио.
Дмитрий Сандаков
Olympus OM-D E-M10 Mark III: тест камеры
Знакомство
Камера, о которой пойдёт речь в этой статье, — самая новая в линейке беззеркальных камер OM-D, хотя уже и не новинка. Мы решили протестировать её, чтобы не упускать эту важную модель из поля зрения. Она относится к третьему поколению младшей модели E-M10. Её неоспоримое достоинство — лёгкость и компактность, особенно в комплекте с китовым зум-объективом типа «блинчик». Такой форм-фактор отлично подходит для съёмки в путешествии, на городской прогулке или загородном пикнике. Если же потребуется, на камеру можно поставить практически любую оптику, причём не только фирменную.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 12‑40mm f/2.8 PRO Установки: ISO 6400, F5.6, 1/50 с, 24.0 мм экв.
Olympus OM-D E-M10 Mark III оснащена сенсором с тем же разрешением 16 Мп, что и многие более дорогие модели линейки, в ней стоит процессор последнего поколения, она умеет снимать 4К-видео. Однако стоимость начального уровня обычно не просто так меньше, здесь предполагается сокращённый набор функций и технического оснащения. Интересно будет узнать, каковы эти ограничения в данной модели, сказались ли они на качестве съёмки и насколько сильно.
Дизайн, эргономика, управление
В конструкции E-M10 MARK III сочетаются металл и композитные материалы, но корпус ощущается как монолитный, он отлично собран. Несмотря на совсем небольшой выступ спереди, в руке камера лежит надёжно и комфортно, её не боишься выронить. В выключенном состоянии, когда на ней стоит китовый зум-объектив M.Zuiko Digital ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake, аппарат имеет практически карманный размер (конечно, если это карман куртки). При его включении объектив выезжает вперёд примерно на 25 мм.
Камера выключена, объектив в сложенном положении.
Камера включена, объектив в рабочем положении.
Модель E-M10 Mark III выпускается в двух традиционных для беззеркалок Olympus вариантах: в полностью чёрном корпусе, строгом и не привлекающем внимания, и в нарядном классическом серебристо-чёрном, в комплекте с которым идёт серебристый объектив.
3-дюймовый ЖК-экран имеет разрешение 1,04 млн точек, что даёт возможность комфортно кадрировать сюжет и довольно точно оценивать качество картинки. Он способен наклоняться вниз на 45 градусов, а вверх — на 100, что позволяет немного отодвинуть его от корпуса и получить горизонтальное положение. Такая подвижность экрана обеспечивает комфортную съёмку на разной высоте — и от уровня земли, и от пояса, и при удерживании камеры над головой.
Экран у E-M10 Mark III сенсорный, благодаря чему становятся удобными многие функции. Так, при просмотре отснятого материала снимки можно листать и масштабировать, при настройке камеры — касанием выбирать параметры в быстром меню, фильтры и особые функции, а при съёмке — выбирать зону автофокуса, фокусироваться и снимать касанием экрана в нужном месте.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 6400, F3.5, 1/60 с, 28.0 мм экв.
Последнее можно делать в том числе незаметно, «от пуза», повернув экран в горизонтальное положение.
Второй способ кадрирования — через электронный видоискатель с не самым высоким для сегодняшнего дня разрешением 2,36 млн точек и диоптрийной коррекцией. В него выводится вся та же информация, что и на ЖК-экран: сразу видно влияние настроек, показаны основные параметры съёмки, можно вывести вспомогательные инструменты (сетку, электронный уровень, гистограмму, фокус-пикинг).
Аппарат OM-D E-M10 Mark III оснащён встроенной вспышкой. Она расположена над объективом, поднимается и убирается вручную. Для её поднятия используется рычажок включения питания, а для опускания — нажатие пальцем сверху.
Фото сделано в авторежиме со встроенной вспышкой.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 800, F4, 1/60 с, 15.0 мм экв.
Как и во многих компактных фотокамерах, здесь используется совмещённый отсек для аккумулятора и карты памяти. Штативное резьбовое гнездо расположено недостаточно далеко от его крышки — другого габариты камеры не позволяют. Поэтому при съёмке со штатива отсек будет заблокирован штативной площадкой.
На верхней панели корпуса большинство органов управления расположено справа, в зоне действия правой руки: диск выбора режима съёмки, кнопка спуска, два управляющих колеса, кнопка включения видеозаписи и перепрограммируемая функциональная кнопка Fn2. Рычажок включения питания находится слева, поэтому включить камеру, удерживая одной рукой, никак не получится. Там же находится кнопка быстрого доступа — в зависимости от режима съёмки она открывает контекстное меню с настройками, список фильтров, сюжетных программ и другое.
В автоматическом режиме эта кнопка вызывает функцию советов по съёмке. Она очень пригодится начинающим фотографам, которые пока ещё не знают, как скорректировать яркость и цветопередачу, размыть фон, заморозить движение.
Ещё одна перепрограммируемая кнопка — Fn1 — находится над упором для большого пальца. Все остальные органы управления камерой расположены на задней панели. Их функции заданы жёстко.
Как и в старших моделях семейства OM-D E-M, самые важные настройки регулируются двумя управляющими дисками. Один из них совмещён с кнопкой спуска затвора.
Функции, настройки, интерфейсы
Сюжетные программы
Камера предлагает шесть основных сюжетных программ, каждая из которых имеет несколько более точных вариантов, наилучшим образом подходящих для типовых съёмочных ситуаций.
Меню сюжетных программ.
Подменю сюжетной программы «Люди».
Фильтры эффектов
Придать снимкам необычный вид прямо в процессе съёмки помогут фильтры эффектов, доступные в положении ART селекторного диска.
Меню выбора фильтра эффекта
Фильтр «Поп-арт»
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2500, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Фильтр «Зернистость»
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2500, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Фильтр «Пинхол»
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2500, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.Расширенный режим фотосъёмки
Камера предлагает расширенный режим фотосъёмки, в котором собраны несколько творческих функций. Для доступа к нему выделена отдельная позиция AP на диске выбора режимов. Cписок включает следующие функции: Live Comp (коллаж в реальном времени), Live Time для съёмки фейерверков и ночных пейзажей с очень длинными выдержками, мультиэкспозиция (два кадра), HDR, съёмка без звука, панорама, коррекция перспективных искажений, брекетинг по экспозиции и по фокусу.
Интерфейсы
Интерфейсов у нашей камеры всего два — micro-HDMI и micro-USB. Они расположены под гибкой заглушкой на правом торце корпуса. Интерфейс micro-HDMI позволит вывести фотоизображения и видео на большой ТВ-экран. USB-порт можно использовать для подключения к компьютеру или принтеру, а также для обновления прошивки камеры и объектива. К сожалению, подзарядить через него аккумулятор не получится.
E-M10 Mark III ориентирована на любительскую съёмку. Об этом говорит отсутствие микрофонного входа и выхода на наушники, что не позволит записать звук при видеосъёмке со студийным качеством и на слух контролировать процесс записи. Для аудиозаписи предусмотрены только стереомикрофоны, встроенные в верхнюю панель.
Камера в работе
Сначала поговорим о готовности камеры к съёмке и других скоростных показателях. Время включения у камеры — в пределах одной секунды, за которую также успевает выдвинуться китовый зум-объектив. Задержки срабатывания затвора не ощущается вовсе.
Фокусировка
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 12‑40mm f/2.8 PRO Установки: ISO 200, F5.6, 1/200 с, 68.0 мм экв.
В Olympus OM-D E-M10 Mark III применяется автофокусировка контрастного типа. Область фокусировки покрывает почти всю площадь кадра и разбита на 121 (11 х 11) зону. Кроме варианта с использованием всех зон, также предусмотрена фокусировка по группе из девяти зон (3 х 3) и по одной зоне АФ. В этих двух вариантах область можно перемещать в нужное место при помощи навипада или касанием экрана.
Автофокусировка в большинстве случаев выполняется быстро и точно. Это справедливо и для дневной съёмки на улице, и для хорошо освещённых помещений, и для концертной съёмки.
Народная артистка России, актриса театра имени Вахтангова Марина Есипенко; певица, композитор, автор-исполнитель Ольга Панюшкина; актриса театра и кино Елена Великанова.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 1250, F4.9, 1/160 с, 178.0 мм экв.
Исключением являются либо ситуации с очень слабым освещением, когда у объекта не читаются контрастные детали, либо когда и у объекта съёмки, и у заднего плана есть одинаково контрастные детали. Например, при съёмке зонтиков засохших растений на фоне деревьев система автофокуса испытывала затруднения, но стоило перевести рамку АФ на стебель на фоне снега — и растение в кадре мгновенно стало резким.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 200, F5.6, 1/500 с, 184.0 мм экв.
Хорошо и точно фокусируется камера при съёмке крупным планом.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1600, F5.6, 1/30 с, 28.0 мм экв.
Сенсор изображения достаточно большой, чтобы эффективно размывать фон (при использовании китового «блинчика» он остаётся читаемым и узнаваемым) и получать малую глубину резкости.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 400, F5.6, 1/40 с, 42.0 мм экв.Серийная съёмка
Серийная съёмка выполняется в двух режимах: быстрая и медленная. В первом случае скорость примерно 8,6 кадров/с, во втором — 4,8 кадров/с. Здесь нужно помнить про одно важное ограничение: при использовании высокоскоростного режима фокусировка, баланс белого и экспозиция выставляются по первому снимку серии. То есть такая серийная съёмка позволит заснять фазы движения объекта, который находится от фотографа примерно на одном расстоянии. Но если дистанция до него постоянно меняется, то резкими получатся не все кадры, а только те, которые уложатся в глубину резкости. Поэтому имеет смысл снимать на прикрытой диафрагме.
В нашем примере со стремительной лыжницей, снятой серией с высокой скоростью при диафрагме f/5,6, относительно резкими получились только первые три кадра.
Буфер памяти
Для успешной серийной съёмки требуется достаточно большой буфер памяти. В технических характеристиках E-M10 Mark III приводятся данные замеров при использовании карты памяти стандарта SDHC UHS-II. В этом случае можно записывать снимки в JPG до заполнения карты памяти, а в RAW — до 22 снимков без снижения скорости. Отметим, что поддержка таких карт — это профессиональная функция.
Мы провели свои замеры с более распространённой картой SDHC UHS-I Class 3, поддерживающей скорость записи до 40 МБ/с, снимая циферблат электронных часов.
E-M10 Mark III / OLYMPUS M.14-42mm F3.5-5.6 EZ Установки: ISO 800, F3.5, 1/60 с, 28.0 мм экв.В нашем случае без снижения скорости серийной съёмки (8,6 кадров/с) получалось сделать 37 снимков в JPG, затем скорость снижалась до 5−6 кадров/с. RAW-версий снимков при сохранении скорости записывалось 10, потом она падала до 2 кадров/с. При записи снимков сразу в JPG и RAW получалось сделать быструю серию из 9 снимков, после чего скорость также становилась равной 2 кадрам/с. То есть при использовании современной быстрой карты и при съёмке в JPG получится фиксировать фазы довольно продолжительного динамичного события.
Автономность
Производитель заявляет про возможность снять до 330 кадров на одном заряде штатной батареи BLS‑50, если в 50% снимать при кадрировании по ЖК-экрану (Live View) и использовать стабилизатор изображения. На практике эти данные подтвердились на вечерней фотосессии, где я снимал, практически всё время пользуясь экраном. Впрочем, надо помнить, что если держать камеру на морозе, то ёмкость аккумулятора быстро снижается. Лучше иметь запасной аккумулятор в тёплом кармане, а если вы отправляетесь в долгое путешествие, то и пара-тройка аккумуляторов не будут лишними.
Практическая съёмка
Вечерняя съёмка в городе
Праздничная иллюминация предновогоднего города — прекрасный повод сделать много хороших снимков и заодно проверить ряд функций камеры.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 800, F4, 1/60 с, 28.0 мм экв.Авторежим и специальные функции
Сначала я, как большинство фотографов-любителей, поставил диск режимов в положение «Авто» и начал снимать, не задумываясь о настройках.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2000, F5, 1/60 с, 25.0 мм экв.
Автоматика правильно выбирает экспозицию и неплохо — баланс белого в условиях сложного освещения, но перестраховывается, выставляя достаточно короткие выдержки, чтобы гарантированно исключить смазы. Из-за этого, конечно, повышает ISO, что неизбежно увеличивает шумность картинки. Так, для обеспечения выдержки 1/60 секунды камера выставила ISO 2000, и на ночном небе проявился довольно заметный цифровой шум. Часто автоматика задирает светочувствительность и до 4000−5000, если её не ограничивает в этом настройка Auto-ISO.
Есть ли у аппарата какая-то несложная функция, позволяющая делать ночные снимки более высокого качества? Да! Это один из вариантов сюжетной программы «Ночная съёмка» — «Съёмка с рук».
В отличие от других вариантов программы, этот позволяет не применять штатив. Камера делает серию снимков и объединяет их в один результирующий снимок с более высоким качеством, чем любой из одиночных. Даже при использовании того же ISO, что и в авторежиме, эта программа выдаёт гораздо более аккуратную картинку, практически без цифрового шума и с хорошей детализацией.
Результат съёмки в режиме «Авто»
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2000, F4.6, 1/60 с, 50.0 мм экв.Результат съёмки в программе «Съёмка с рук»
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2000, F4.6, 1/60 с, 50.0 мм экв.Надо отдать должное автоматике: когда света довольно много, авторежим выдаёт картинку, почти не уступающую полученной в программе «Съёмка с рук».
Результат съёмки в режиме «Авто»
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 500, F3.5, 1/60 с, 14.0 мм экв.Результат съёмки в программе «Съёмка с рук»
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 400, F3.5, 1/60 с, 14.0 мм экв.Ещё одна проблема ночной съёмки — запредельно высокий контраст, вызванный очень ярким освещением. Тут может пригодиться ещё одна специальная функция — HDR. При её использовании камера тоже выстреливает серию и собирает информацию в финальный снимок. Восстановить информацию в самых светлых участках HDR способен, но иногда потом хочется поработать с цветопередачей — она получается более сдержанной, чем в авторежиме.
Результат съёмки в режиме «Авто»
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1250, F5, 1/60 с, 25.0 мм экв.Результат съёмки в программе «Съёмка с рук»
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 200, F4.7, 1/13 с, 50.0 мм экв.Стабилизация изображения
Беззеркальные камеры Olympus славятся своей встроенной системой стабилизации, основанной на сдвиге матрицы. В модели OM-D E-M10 Mark III она пятиосевая, то есть компенсирует вертикальные и горизонтальные колебания камеры, а также её наклоны и повороты вокруг осей.
Реальное преимущество такой системы лучше всего ощущаешь как раз во время вечерних и ночных съёмок. Ради снижения цифрового шума опытные фотографы снимают в ручном режиме на длинных выдержках, чтобы снизить значение ISO практически до минимума. Хороший стабилизатор позволяет делать это без штатива, снимая с рук. Проверим наш.
Я начал снимать камерой в комплекте с китовым зум-объективом в первый раз на безопасных выдержках, а дальше постепенно делал их всё длиннее.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 1600, F5, 1/25 с, 132.0 мм экв.
Быстро стало понятно, что выдержку ⅛ секунды легко можно использовать на любых фокусных расстояниях китового «блинчика».
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1000, F5.6, 1/8 с, 28.0 мм экв.
Осмелев, я стал дальше удлинять выдержку, стараясь достичь такого значения, при котором для съёмки хватит значения ISO 100. И такой выдержкой оказалась целая секунда! Конечно, чтобы получить чёткие снимки на такой выдержке, нужно было как следует сосредоточиться.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 100, F8, 1 с, 74.0 мм экв.Впрочем, если снимать с нестандартным ракурсом, например снизу вверх, удерживая камеру на уровне пояса, то лучше немного подстраховаться и взять выдержку покороче, скажем, ¼ секунды.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 200, F6.3, 1/4 с, 28.0 мм экв.
Если же вернуться к рекордному значению выдержки в одну секунду, то получается, что при съёмке на не слишком больших фокусных расстояниях эффективность системы стабилизации достигает 5 ступеней экспозиции!
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1600, F5.6, 1/5 с, 20.0 мм экв.Качество фотосъёмки
В модели Olympus OM-D E-M10 Mark III применяется сенсор изображения Live MOS форм-фактора 4/3” (Four Thirds) с 16,1 млн эффективных пикселей и стандартным байеровским цветным фильтром. В паре с сенсором работает процессор самого последнего поколения — TruePic VIII.
Баланс белого и экспозицию камера, как правило, выставляет корректно — нет необходимости выбирать пресет для первого параметра и вводить коррекцию для второго. Достаточно выбрать в настройках автобаланс белого и мультизонный (ESP) метод экспозамера.
Для полноты картины с качеством фотоизображения рассмотрим результаты нашей традиционной съёмки при разных ISO, а затем оценим динамический диапазон камеры.
Цифровой шум и ISO
При нижнем значении светочувствительности, которое доступно автоматике камеры — ISO 200 — вполне ожидаемо получаем картинку без какого-либо намёка на цифровой шум.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 200, F8, 1/25 с, 74.0 мм экв.Cкачать RAWНа ISO 400 картина практически такая же, а вот при ISO 800 в средних тонах начинают появляться признаки яркостной составляющей шума. Но в остальном изображение не вызывает каких-то нареканий.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 400, F8, 1/60 с, 74.0 мм экв.Cкачать RAW E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 800, F8, 1/125 с, 74.0 мм экв.Cкачать RAWПри значении ISO 1600 в тех же средних тонах, обычно самых проблемных с точки зрения цифрового шума, появляются и первые признаки его цветовой составляющей. Но в остальных областях сохраняется гладкость тонов, высокая детализация и правильная цветопередача. Такие картинки можно печатать на форматах до А3+. При значении 3200 в монотонных областях шум усиливается незначительно, но начинает потихоньку «съедать» мелкие, не очень контрастные детали. Значение ISO 3200 стоит считать максимальным для печати на формате А3.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 1600, F8, 1/250 с, 74.0 мм экв.Cкачать RAW E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 3200, F8, 1/500 с, 74.0 мм экв.Cкачать RAWПри ISO 6400 в монотонных областях шум немного усиливается, начинают снижаться насыщенность ярких цветов и размываться контрастные детали. Это значение всё ещё подойдёт для печати на А4. При ISO 12800 все перечисленные процессы деградации усугубляются, но картинку ещё вполне можно использовать для онлайн-публикаций, если уменьшить разрешение. На ISO 25600 картинка из-за сильного цифрового шума выглядит очень грязной и рыхлой, использовать это значение можно только в безвыходной ситуации, когда не удаётся получить нужную экспозицию другими настройками.
E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 6400, F8, 1/1000 с, 74.0 мм экв.Cкачать RAW E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 12800, F8, 1/1600 с, 74.0 мм экв.Cкачать RAW E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 25600, F8, 1/3200 с, 74.0 мм экв.Cкачать RAWДинамический диапазон
Благодаря наличию RAW-версий некоторых проблемных снимков, в процессе их конвертации были оценены возможности расширения динамического диапазона.
JPG-версия снимка, снятого на ISO 200, получилась очень тёмной, с проваленными тенями.
OLYMPUS OM-D E-M10 Mark III: Идеальная камера для путешествий
Легкая и простая в управлении, камера E-M10 Mark lll станет идеальным дополнением в любом путешествии, позволяя получать потрясающие резкие фотографии и плавные видео.
E-M10 Mark lll будет доступна с середины сентября 2017 года в серебристом и черном цвете.
Отличный результат в любых условиях
Благодаря сочетанию мощнейшего 8-ядерного графического процессора TruePic Vlll с лучшей в своем классе 5-осевой стабилизацией изображения, фотографы могут в полной мере насладиться резкими по всему полю кадра изображениями. Передовые технологии OLYMPUS позволяют делать превосходные снимки без использования штатива в любых условиях съемки – даже в темное время суток*.
Съемка видео в 4К – отличная возможность надолго запомнить красивые достопримечательности и звуки новых городов. Иногда «воспоминания» могут теряться – важные детали размыты или незаметны при просмотре. Это происходит из-за тряски, когда вы записываете видео, держа камеру в руках. Встроенная стабилизация E-M10 Mark III компенсирует дрожание камеры, даже если вы снимаете с рук — в любых условиях съемки и с любым объективом!
Возьми с собой: Идеальная камера для путешествий
Стильная камера OM-D E-M10 Mark lll очень компактная и легкая, при этом оснащена самыми современными технологиями – фотографы не захотят выходить из дома без нее!
Встроенный видоискатель, вспышка и модуль Wi-Fi – каждая деталь камеры была разработана с учетом потребностей фотографов. И компактность не стала исключением: камера удобно лежит в руке благодаря улучшенному хвату, а легкая, но прочная конструкция не доставляет неудобств при постоянном использовании. Откидной ЖК-дисплей с сенсорным экраном позволяет управлять камерой касанием пальца, удобные кнопки и металлические диски управления дают быстрый доступ ко всем функциям камеры – все это поможет вам раскрыть свои творческие способности, оставаясь в движении.
E-M10 Mark lll станет одной из самых стильных камер благодаря специально разработанному кожаному чехлу премиального качества**.
Чехол доступен в черном и коричневом цвете – прекрасное дополнение к идеальной E-M10 Mark lll.