Основатель сони: SONY: история создания и успеха Сони

Основатель Sony Акио Морита о визите в СССР. История про отвертку!

Порой бывают единичные случаи, когда приходят студенты, прогулявшие все на свете, но желающие получить зачет. Они смотрят на преподавателя преданными глазами, свидетельствующими о том, что готовы сделать все усилия и впредь исправить свое отношение к учебе. Но это впредь, а зачет нужен сейчас.
Я не пытаюсь их заставить выучить пройденный материал. Ибо смысл лекций – послушать меня. А раз они такую возможность упустили, значит, нужно помочь им отработать свой промах сполна. И тогда я прошу их прочитать какую-либо из моих любимых книг. Но внимательно прочитать. Дальше мы садимся в РУДНовском кафе и я наслаждаюсь их пересказами и видением.

Одна из моих любимейших книжек – про создание и успех корпорации Sony. В ней основатель Sony Акио Морита в частности рассказывает поучительную историю о своем визите в СССР. Сейчас понятно, что наши переговорщики видели в Морите не гениального менеджера и стратега, а примитивный источник инвалюты. Да, его обхаживали, но он отказался от заманчивых перспектив выхода корпорации на советский рынок. Более того. Он хотел помочь СССР делать более конкурентоспособные телевизоры, ибо видел в реальной конкуренции вызов собственной компании и стимул для увеличения емкости рынка.

Я хочу здесь полностью привести отрывок из его книги. Ибо это весьма поучительный взгляд на отечественную действительность, который остается злободневным, несмотря на то, что указанные события происходили примерно 40 лет назад. Вот что пишет Морита о своей поездке в СССР:

«Мой китайский опыт не был моим первым знакомством с коммунистической промышленностью. За пять лет до этого мы с женой были приглашены в Советский Союз. Перед отъездом в Москву нам с Ёсико посоветовали взять с собой бутылки с водой, а также полотенца и туалетную бумагу, потому что, как нам сказали, условия жизни в Советском Союзе примитивные. Но эти предосторожности оказались излишними. С той самой минуты, как мы прибыли в Советский Союз, нас принимали с почетом. В аэропорту большая черная «Чайка» подъехала за нами прямо к самолету. Нам не пришлось даже утруждать себя обычными таможенным формальностями. Помимо гида и принимавших нас русских к Ёсико была приставлена переводчица, а ко мне – переводчик. Они старались оказывать нам услуги, и ни на минуту не оставляли нас.

Однажды Ёсико сказала: «Мне хочется пирожков». Переводчики озадаченно посмотрели друг на друга. «Пирожки – терпеливо объясняла ее переводчица, — это пища рабочих, вы едва ли будете их есть». Но Ёсико настаивала, и после долгих телефонных звонков нас, наконец, доставили туда, где стояли рабочие и ели пирожки. Мы присоединились к ним и с удовольствием ели эти маленькие, вкусные пирожки с мясом и овощами.

Нас принимал Джермен Гвишиани, который был тогда заместителем Государственного комитета по науке и технике, а сейчас он заместитель Председателя Госплана. Это дружелюбный умный человек, в совершенстве владеющий английским языком. Я познакомился с ним в Сан-Франциско на приеме, устроенном Стивом Бектелом, сразу после встречи, организованной Советом конференций и Стэнфордским научно-исследовательским институтом. Я был удивлен, когда увидел, что этот русский прекрасно исполняет джазовые мелодии на фортепьяно и так непринужденно и учтиво держится в капиталистической среде.

В СССР он был таким же экспансивным. Он настоял, чтобы мы попробовали его национальные кушания, обильную крестьянскую еду. Он возил нас на заводы в пригородах Москвы и Ленинграда, и я видел, как там делают радиоприемники и кинескопы и собирают телевизоры. Я видел все, что можно было посмотреть, но это не произвело на меня впечатления. В то время Советы отставали от Японии и Запада в области бытовой электроники на восемь-десять лет. Они работали грубыми инструментами и применяли неудобную и неэффективную технологию производства. Мне было ясно, что отсутствие качества и надежности было непосредственно связано с безразличием, незаинтересованным отношением рабочих и руководства, которое не знало, как стимулировать инженеров и рабочих-производственников. Даже светские граждане шутят по поводу плохого дизайна и низкого качества товаров, но я надеюсь, что со времени моего визита это качество улучшилось.

В конце моего визита Гвишиани привел меня в свой кабинет, где находились официальный представитель Министерства связи и несколько чиновников. Гвишиани улыбнулся и сказал мне: «Теперь, господин Морита, вы осмотрели наши заводы и поняли, что мы можем. В нашей стране нет инфляции или роста заработной платы. У нас очень стабильная рабочая сила. Мы могли ы совместно с вашей страной использовать это через систему субконтрактов».
Он, по-видимому, очень гордился тем, что мне показал, и, быть может, человеку, который видел, как упорно трудился советский народ все эти годы, этот прогресс показался бы феноменальным. Но то, что я увидел, не вызвало у меня восторга.

Я посмотрел на лица людей, собравшихся в кабинете, ждавших моего ответа. Я спросил у Гвишиани: «Действительно ли мне можно сказать, что я думаю?» — «Да, конечно, пожалуйста», — ответил он. Я так и сделал.

«Я скажу вам правду, — начал я. – Мы в Японии использовали самые лучшие таланты и самые умные головы и потратили много лет в поисках путей повышения эффективности и производительности даже таких простых вещей, как отвертка. Мы ломали головы и проводили подробнейшие исследования и опыты, чтобы решить, какая точно температура нужна для пайки железа в том или ином случае. Вы здесь не прилагаете таких усилий; по-видимому, в этом здесь нет нужды, потому что никто, кажется, не заинтересован.

Откровенно говоря, господин Гвишиани, мне очень не хочется что-либо критиковать, после того как вы устроили мне такой прекрасный прием и все мне показывали, но я должен сказать вам, что я бы не перенес, если бы увидел, что продукция Sony производится в таких условиях, как здесь у вас. Я не могу предложить вам пока нашу технологию
».

Он выслушал это совершенно спокойно и подошел к одному из своих помощников, который гордо вручил ему маленький топорный черно-белый транзисторный телевизор советского производства.

«Господин Морита, — сказал он, — вот телевизор, который мы планируем продавать в Европе. Скажите, пожалуйста, каково Ваше мнение об этом?» Я снова его спросил: «Я действительно могу сказать, что думаю?» Он кивнул:

Я глубоко вздохнул: «Господин Гвишиани, в Советском Союзе есть замечательные, талантливые мастера искусств, — начал я. – У вас есть великие музыканты, балет – великое художественное наследие, а ваши исполнители славятся во всем мире. Это счастье, что ваша страна обладает и техникой, и искусством.
Но почему же этого не видно в вашем телевизоре? Если у вас в Советском Союзе есть и искусство, и техника, почему же вы не сочетаете их, чтобы делать прекрасные вещи? Если говорить откровенно, господа, судя по тому, что мы знаем о рынке и вкусах потребителей, мы не думаем, что такой некрасивый телевизор можно будет продать
».

На какой-то момент все удивленно замолчали, и тогда Гвишиани обратился к представителю Министерства связи: «Ответьте, пожалуйста, господину Морите».
Представитель министерства совершенно серьезно сказал: «Мы понимаем, что вы говорите, господин Морита, но искусство не по нашей части

Это был невероятный ответ. Я почувствовал себя неловко: «О, я понимаю. Я сказал все, что хотел сказать. Если вы дадите мне один из этих телевизоров, я возьму его с собой в Токио и попрошу моих инженеров дать вам наши рекомендации, как его улучшить». Что и сделал, а наши инженеры написали длинный отчет, предлагая некоторые изменения в схеме и другие пути улучшения телевизора, но без технологии Sony.

Хотя идея настоящей конкуренции в интересах потребителей не достигла большого прогресса в Советском Союзе, эксперимент в Китае, вероятно, стимулирует ее. Но в настоящее время русские и американцы конкурируют в другой области, и эта конкуренция в вооружениях приносит большой ущерб экономике обеих стран, несмотря на возможность использования в гражданских целях некоторых военных разработок. В Советском Союзе развитие техники, по-видимому, сосредоточено в таких областях, как космическая и военные программы, но, конечно, не на потребительских товарах. Там, где речь идет о населении, дизайн и даже качество техники отстают.

Мы продаем Советскому Союзу в большом количестве оборудование для радиостанций. Sony – крупнейший производитель этого оборудования во всем мире. Разумеется, мы продаем эти товары только с одобрения Координационного комитета по осуществлению контроля над экспортом стратегических товаров в социалистические страны. Мы также ведем большую торговлю радиотрансляционным оборудованием с Китаем. Обе страны часто обращаются к нам с просьбой предоставить технологию на основе лицензионных соглашений, в частности лицензию на технологию производства кинескопов Trinitron. Но мы все еще ничего не производим и ничего не разрешаем производить под нашим именем ни в Советском Союзе, ни в Китае. Компания Fiat давно продала Советскому Союзу автомобильный завод и технологию производства автомобилей, и в результате по всей Европе появилось множество автомобилей, которые как две капли воды похожи на модели Fiat, но в действительности представляют ухудшенный советский вариант. Репутация компании Fiat из-за этого пострадала, и мы не хотим, чтобы такая же судьба постигла нас.

Года два спустя после этого я беседовал с Гвишиане в Зальцбурге во время музыкального фестиваля. «Вы должны снова приехать к нам», — сказал он мне. Но у меня до сих пор не было такой возможности.

Акио Морита. Sony. Сделано в Японии / Акио Морита; при участии Эдвина М. Рейнголда и Мицуко Симомуры; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – стр. 200-203

Секреты успеха от основателя Sony Акио Морита из книги «Сделано в Японии»

Акио Морита родился 26 января 1921 года в японском городе Нагоя в состоятельной семье производителей сакэ. Окончил Осакский университет(физика), служил офицером на флоте во время Второй мировой войны. Основал компанию «Токио телекомьюникейшенз инжиниринг корпорейшн», впоследствии переименованную в Sony.

После перенесенного кровоизлияния в мозг 25 ноября 1994 года заявил об ходе со своего поста в Sony. Умер от пневмонии 3 октября 1999 года в возрасте 78 лет.​

Многие эксперты считают то, что Sony переживает не лучшие времена, и это связано с отсутствием людей уровня Мориты.​

Чем книга отличается от других историй успешных людей?​

«Сделано в Японии» – не классический учебник по менеджменту, не сборник четких инструкций и сухих фактов; это не просто история превращения мастерской по ремонту радиоприемников в законодателя моды в технологической сфере, корпорацию мирового масштаба; это не только мемуары успешного предпринимателя и воспоминания о создании знаменитого Walkman.

Произведение Мориты можно назвать «книгами в книге»: это и автобиография, и размышления на тему геополитики и кризиса мировой торговли, и личный опыт управления корпорацией, и знакомство с культурой и философией Японии, это и исторический очерк, и погружение в мир технологии и изобретательства, и воспоминания о пережитом в годы войны и атомных бомбардировок.​

Книга мотивирует развиваться, двигаться вперед, не зацикливаться на субъективных оценках собственных знаний и умений (сам Морита не был в числе учеников с наивысшими баллами), ставить конкретные цели для продвижения своего бизнеса, быть готовым к изменениям и открытым для новых знаний, одновременно не забывая о традициях и накопленном опыте. Это нечто большее, чем «японский взгляд» на ведение бизнеса, это ключ к пониманию менталитета жителей Страны восходящего солнца.​

Как добиться успеха?​

Во многом успех компании связан с личными качествами Акио Мориты. . Он характеризует себя как человека деятельного и активного, открытого для новых идей: «меня иногда обвиняют в том, что я слишком быстро двигаюсь, слишком нетерпелив»; «я люблю играть в спортивные игры с молодыми людьми, потому что они дают мне новые идеи и возможность посмотреть почти на все проблемы под новым углом зрения».​

Изначально планировалось создать компанию, которая должна была «стать новатором, «мозговым трестом», который будет оригинальными способами производить новейшие технологические товары».​

Автор делает акцент на том, что для эффективного бизнеса не достаточно иметь уникальный технологический товар, но надо эффективно его продавать, определить целевую аудиторию. В этом основатели Sony убедились на собственном опыте.​

Особое внимание следует уделить трудовым отношениям в компании и формированию корпоративной культуры.

В Sony придерживаются определенных принципов: все сотрудники – члены семейства Sony, «дорогие коллеги». Высшее руководство должно управлять людьми, ведя их за собой и поощряя превосходить самих себя, сплачивая их в единое целое, определять цели и стремиться к их достижению.

Не перебрасывать профессиональных менеджеров из одной отрасли в другую. Все работники должны уметь вкладывать свой ум, действовать, не дожидаясь инструкций. Надо давать возможность молодым кадрам раскрыться.

Возможность ошибки, брака допускается, не воспринимается как катастрофа: «Если вы ошибетесь, вы извлечете урок. Только не допускайте одну ошибку дважды».

Сотрудникам не следует говорить о своей работе в общественных местах. Для сплочения команды и предотвращения утечки информации создан «Сони клаб», где можно пообщаться.

Освоение новых технологий, новых изобретений и новой продукции. Возраст выхода на пенсию для президента компании – 65 лет, далее продолжается работа в качестве консультанта​

Восток-Запад​

В своей книге Морита уделяет особое внимание разнице подходов к ведению бизнеса в Японии и США. О том, как культурно-исторические традиции влияют на взаимоотношения и диалог деловых партнеров, говорит о специфике взаимодействия бизнеса и государства.​

Автор выделяет ряд основных отличий между США и Японией

В Японии нет смещения акцентов в сторону ВПК, технические новинки использутся в коммерческих целях, создании товаров домашнего обихода, японские ученые больше внимания уделяют конкретным разработкам, чем чистой теории, деньги вкладываются в то, что имеет непосредственное отношение к продукту.

В Японии компании и государство хорошо ладят, для Америки это, скорее, враждебные отношения.

Главный символ различия американского и японского стиля бизнеса и управления Морита видит в том, что США – «страна юристов», которые часто сами создают себе работу, раздувая дела и иски на ровном месте: «Дела, за которые юрист получает гонорар в зависимости от исхода, вызывают в Японии осуждение, в США это обычное явление».

В Америке нельзя верить на слово партнерам по бизнесу, все договоренности должны быть оформлены документально.

В Японии более сильная конкуренция между компаниями, чем в Америке: «Это суровая конкуренция, настолько суровая, что я боюсь ее экспорта в другие страны». Но «японцы не стремятся перехитрить своего противника в какой-тот момент сделки». Конкуренция за долю на рынке часто ведется путем снижения цен до минимума.

Существуют различия во внутренней организации бизнеса.

Американская компания – «стена, построенная из кирпичей», японская – «стена, сложенная из камня»: в США на конкретную позицию подбирают человека, в Японии смотрят, как лучше использовать нанятого человека.

В США должность и рабочее место тесно связаны с денежными стимулами, в Японии заработная плата увеличивается ежегодно, по мере приобретения работником опыта. Японцы редко меняют место работы и не используют полностью оплачиваемый отпуск.

В заключительной части книги автор делится опытом расширения бизнеса и производства за рубежом, выражает обеспокоенность по поводу кризиса мировой торговли, недовольство существующей валютной системой, призывает к объединению мирового сообщества. Призывает «научиться говорить друг с другом разумно и откровенно», сотрудничать «не игнорируя наших конфликтов и не допуская, чтобы они слишком быстро приобрели политический характер».​

Морита мечтает: «Будущее мне представляется как прекрасный мир товаров и услуг высшего качества, в котором марка каждой страны будет служить символом качества, и все будут бороться между собой за заработанные большим трудом деньги потребителей, устанавливая справедливые цены, отражающие соответствующие курсы валют».

Акио Морита, соучредитель Sony и руководитель японского бизнеса, скончался в возрасте 78 лет в исходном контексте от


октября 4, 1999 г., раздел B, стр. 8Купить репринты

Посмотреть на Timesmachine

TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.

Акио Морита, соучредитель корпорации Sony, олицетворявший подъем Японии из послевоенных развалин к индустриальному богатству и ставший неофициальным послом ее делового сообщества в мире, скончался в воскресенье в Токио. Ему было 78,

По данным Sony, мистер Морита умер от пневмонии. Он был госпитализирован в Токио с августа, после возвращения с Гавайев, где он провел большую часть своего времени после перенесенного изнурительного инсульта в ноябре 1993 года. Именно г-н Морита и его коллеги из Sony больше, чем кто-либо другой, изменили представление о мире. термина «Сделано в Японии» от бумажных зонтиков и дрянных подделок до высоких технологий и высокой надежности в миниатюрных упаковках.

Основанная в разбомбленном токийском универмаге после Второй мировой войны, Sony стала, бесспорно, одной из самых инновационных компаний в мире, известной такими продуктами, как карманный транзисторный радиоприемник, видеомагнитофон, плеер Walkman и компакт-диски.

А мистер Морита, чей вклад в маркетинг был больше, чем в технологии, сделал бренд Sony одним из самых известных и уважаемых в мире. Проведенный Harris в прошлом году опрос показал, что Sony является торговой маркой № 1 среди американских потребителей, опережая такие американские компании, как General Electric и Coca-Cola.

Неутомимый путешественник, который в 1963 году перевез свою семью в Нью-Йорк на год, чтобы изучить американские обычаи, г-н Морита также возглавил интернационализацию японского бизнеса. Sony была первой японской компанией, предложившей свои акции в США в 1961, одной из первых, построивших завод в Соединенных Штатах в 1972 году, и до сих пор одной из немногих, в правлении которой была хотя бы пара выходцев с Запада.

Sony также стала крупной силой в американском развлекательном бизнесе, приобретя CBS Records в 1988 году и голливудскую студию Columbia Pictures в 1989 году. Последняя покупка, однако, обернулась досадным фиаско, поскольку Sony понесла большие убытки в Голливуде.

Японский исполнительный директор Признан американцами

В процессе г-н Морита, с его белой гривой и быстрым языком, стал неофициальным представителем делового сообщества Японии, обычно работая над улучшением торговых отношений между его страной и Соединенными Штатами, но иногда вызывая негодование в обеих странах своей резкой критикой.

«Он был действительно выдающимся государственным деятелем в деловом смысле», — сказал Майк Мэнсфилд, бывший сенатор и посол США в Японии. «На международном уровне он сделал для Японии больше в деловом смысле, чем кто-либо другой в Японии». По сообщению службы новостей Киодо, г-н Морита — «ведущая фигура, сыгравшая ключевую роль в развитии послевоенной экономики Японии».

Нынешний президент Sony Нобуюки Идэи заявил в своем заявлении: «Не будет преувеличением сказать, что он был лицом Японии». от активной роли в бизнесе, он по-прежнему, без сомнения, был самым известным руководителем бизнеса в Японии и единственным, кого многие американцы могли назвать или узнать на фотографии. Недавно журнал Time назвал его одним из 20 «самых влиятельных бизнес-гениев» 20-го века, единственным неамериканцем в списке.

В своей стране, где руководители склонны к скромности, г-на Мориту считали немного ярким и высокомерным. Он был первым, кто летал на корпоративном бизнес-джете и вертолете. Он появился в телевизионной рекламе карты American Express. Входил в состав советов директоров трех иностранных компаний. В свои шестьдесят он занялся такими видами спорта, как катание на лыжах, подводное плавание с аквалангом и виндсерфинг. Он резвился с рок-звездой Синди Лаупер после того, как Sony купила CBS Records.

Незадолго до того, как он перенес инсульт, г-н Морита произвел фурор в своей родной стране, заявив, что Япония похожа на «крепость» и что ее уникальные методы ведения бизнеса отталкивают ее торговых партнеров. «Хотя в экономической системе Японии есть что похвалить, она просто слишком далеко от Запада в некоторых существенных моментах», — написал он в The Atlantic Monthly 19 июня.93.

Он выступал за сокращение рабочего дня, увеличение дивидендов для акционеров японских компаний и резкое сокращение государственного регулирования. Сейчас, когда Япония переживает экономический спад, продолжавшийся большую часть десятилетия, кое-что из того, за что выступал г-н Морита, принимается.

«Япония сблизилась с ним и осознала потребность в таком лидерстве», — сказал Ёсихиро Цуруми, профессор международного бизнеса Высшей школы бизнеса Баруха Городского университета Нью-Йорка.

Никогда не чувствует себя комфортно в деловом мире Уэста

Мистер Морита часто принимал гостей и считал своими друзьями многих американских бизнесменов и политиков. «Он сделал не только бизнесом Sony, но и своим личным бизнесом близкое знакомство с американским обществом на всех уровнях», — сказал Питер Петерсон, инвестиционный банкир, входящий в совет директоров Sony. «Я помню, как играл в гольф с Акио, видел, как он здоровается и взаимодействует с каждым американским генеральным директором. на курсе, все из которых, казалось, знали его как личного друга».

В своей книге «Sony: The Private Life» (Houghton Mifflin, 1999) Джон Натан предполагает, что г-н Морита, японский традиционалист дома, никогда не чувствовал себя комфортно в западном деловом мире.

Г-н Натан, японский переводчик и профессор японской культуры Калифорнийского университета, которому был предоставлен свободный доступ к руководителям Sony, цитирует слова старшего сына г-на Мориты, Хидео, о своем отце: «Он должен был «действовать» — — Простите за это слово, но я ничего не могу с собой поделать — он должен был действовать как самый понимающий в мире бизнесмен в Японии». Но, добавляет Хидео, «это никогда не было правдой» 9.0003

И нынешний президент Sony, г-н Идей, сказал: «У японцев предыдущего поколения был комплекс неполноценности по отношению к иностранцам. Сам Акио Морита был живым комплексом неполноценности».

Несмотря на то, что г-н Морита был фактически синонимом Sony, особенно за пределами Японии, фактически он не становился президентом компании до 1971 года, а ее председателем и исполнительным директором — до 1976 года. До этого он был младший партнер Масару Ибуки, инженерного гения, который, хотя и не так широко известен на Западе, считается в Японии главным основателем Sony. Г-н Ибука умер 19 декабря.97 лет в возрасте 89 лет.

Раннее увлечение приводит к смене карьеры

Акио Морита родился 26 января 1921 года в богатой семье в Нагое, промышленном городе в центральной Японии. Как старшего сына, его готовили с младшего школьного возраста, чтобы он сменил своего отца на посту президента пивоварни по производству сакэ, которая принадлежала семье на протяжении 14 поколений.

Но в младших классах средней школы Акио увлекся семейным фонографом, редкостью в Японии того времени. Он стал заядлым любителем электроники, построил свой собственный грубый фонограф и радиоприемник. Он изучал физику в Императорском университете Осаки, когда началась Вторая мировая война. Г-н Морита поступил на службу в военно-морской флот по программе, которая позволила бы ему заниматься исследованиями, а не служить в бою.

Во время разработки оружия с тепловым наведением г-н Морита впервые работал с г-ном Ибукой, который был на 13 лет старше его и перед войной основал компанию по производству электронных инструментов.

После войны г-н Ибука основал новую компанию в разбомбленном универмаге в Токио, производя комплекты, которые превращали АМ-радиоприемники в коротковолновые приемники. Г-н Морита случайно прочитал газетную статью об этом и связался со своим старым другом. В следующем году, когда г-н Ибука захотел зарегистрировать компанию, он попросил г-на Мориту присоединиться к нему.

Г-н Морита, г-н Ибука и еще один руководитель отправились в район Нагои, чтобы умолять отца г-на Мориты освободить его сына от семейного бизнеса. Г-н Морита-старший не только согласился, но и позже стал финансовым спонсором новой компании Tokyo Tsushin Kogyo, или Токийской телекоммуникационной инженерной корпорации, которая была открыта 7 мая 1946 года с инвестициями около 500 долларов.

Компания выпустила первый в Японии катушечный магнитофон. Несколько лет спустя она лицензировала права на транзистор у Bell Laboratories, преодолев сопротивление Министерства международной торговли и промышленности. Чиновники Bell Labs предупредили, что единственное потребительское использование будет для слуховых аппаратов.

Но Sony использовала их для производства первого в Японии транзисторного радиоприемника в 1955 году. (Американская компания Regency произвела первый в мире радиоприемник несколькими месяцами ранее, но не смогла продать его.) В 1957 году Sony выпустила то, что она назвала радиоприемником. карманный транзисторный радиоприемник. Но на самом деле радио было великовато для большинства карманов, поэтому г-н Морита заставил продавцов Sony носить специальные рубашки с очень большими карманами.

В 1968 году последовал телевизор Trinitron; первый успешный домашний видеомагнитофон Betamax в 1975; персональный стереоплеер Walkman в 1979 году и компакт-диск, разработанный совместно с Philips N.V. из Нидерландов в 1982 году.

Не все продукты были успешными. Sony несколько раз спотыкалась, пытаясь продать персональные компьютеры. А в 1981 году г-н Морита анонсировал Mavica, цифровую камеру, записывающую изображения на дискету, а не на пленку. Но камера не поступила на рынок, и критики обвинили г-на Мориту в преждевременном заявлении, направленном на то, чтобы отполировать имидж Sony как новатора.

Направляем потребителей к продуктам, которые они хотят

Мистер Морита не верил в исследования рынка. «Наш план состоит в том, чтобы познакомить публику с новыми продуктами, а не спрашивать их, какие продукты они хотят», — заявил он в своей автобиографии «Сделано в Японии» (E. P. Dutton, 1986), написанной вместе с журналистами. Эдвин М. Рейнгольд и Мицуко Симомура. «Общественность не знает, что возможно, но мы знаем».

Г-н Морита особенно гордился Walkman, портативным кассетным стереоплеером с наушниками. На самом деле, согласно официальной корпоративной истории компании, идея создания портативного устройства принадлежит г-ну Ибуке. Но г-н Морита упорно настаивал на этом проекте, преодолевая сопротивление внутри Sony магнитофону, который в своих ранних версиях не мог записывать. Г-н Морита, несмотря на первоначальные сомнения по поводу неудобного названия, в конце концов приказал всем дочерним компаниям Sony по всему миру начать использовать его.

Однако с самого начала компании г-н Морита гораздо больше занимался маркетингом, а г-н Ибука занимался разработкой технологий. И с самого начала он имел международную ориентацию, путешествуя в Нью-Йорк и Европу в 1950-х годах, чтобы продавать товары компании.

Такой международный фокус был необходим, потому что Sony как новая компания столкнулась с некоторыми трудностями при выходе на свой внутренний рынок, где у более известных производителей были тесные отношения с розничными торговцами. Действительно, другой большой послевоенный успех Японии, Honda Motor Company, также добился успеха в Соединенных Штатах и ​​по сей день продает больше автомобилей в Америке, чем в Японии.

Г-н Морита вскоре понял, что компании нужно имя, которое иностранцы могли бы произнести и запомнить. Поэтому в 1958 году название компании было изменено на Sony, происходящее от латинского sonus, означающего звук, и от американского жаргонного слова «sonny boy», которое, как надеялся г-н Морита, создаст молодой имидж.

Одним из главных принципов г-на Мориты было укрепление и защита торговой марки компании. Ранее часовая компания Bulova заявила, что закажет 100 000 радиоприемников, но будет продавать их под своим именем. Мистер Морита отказался от огромного заказа. Его коллеги в Токио считали его сумасшедшим. Но г-н Морита написал в своей автобиографии: «Я сказал тогда и часто повторяю с тех пор: это было лучшее решение, которое я когда-либо принимал»9.0003

Худшее решение г-на Мориты могло быть связано с Betamax, первым успешным потребительским видеомагнитофоном. Sony не сразу предоставила лицензию на свою технологию другим производителям электроники. Поэтому большинство японских конкурентов объединились вокруг системы VHS, которая предлагала более длительное время записи. В конце концов Betamax исчез с рынка.

Sony превратилась в компанию, которая, по крайней мере, по японским стандартам, была очень вестернизированной, хотя во многих отношениях она была традиционно японской. Все сотрудники компании, начиная с президента и ниже, носили корпоративные куртки, что является обычной практикой в ​​Японии. А вот униформу Sony создал дизайнер Иссей Мияке.

Г-н Морита впервые подверг критике некоторые методы ведения бизнеса в своей стране в 1966 году, когда он написал книгу, изданную на японском языке, название которой можно приблизительно перевести как «Эссе о бесполезной школьной карьере». Он критиковал японские компании. для найма и продвижения людей только на основании того, в каком колледже они учились. Sony перестала даже спрашивать у абитуриентов название их колледжа, и это была одна из первых японских компаний, которая частично основывала заработную плату на заслугах, а не исключительно на выслуге лет.

Пытался уменьшить торговую напряженность в США

Возможно, из-за зависимости Sony от экспорта г-н Морита пытался уменьшить торговую напряженность с Соединенными Штатами. В конце 1960-х годов Sony создала временное совместное предприятие с Texas Instruments Inc., тогдашней ведущей мировой компанией по производству полупроводников, что позволило ей организовать производство в Японии.

В 1972 году г-н Морита открыл дочернюю компанию для экспорта в Японию американской продукции, такой как кухонная посуда Regal и холодильники Whirlpool.

«Продажа сковородок, кухонной посуды и холодильников не была нашим делом, но Акио верил, что нужно сделать что-то для американо-японских отношений», — сказал Садами (Крис) Вада, который руководил этим направлением, а затем занимался отношениями с государственными органами в Sony Corporation в Америка на долгие годы. Через несколько лет от операции отказались как безуспешной.

В 1988 году г-н Морита основал Совет по улучшению корпоративной социальной ответственности, состоящий из японских компаний. В то время, когда японские политики раздражали афроамериканцев бестактными высказываниями, одним из первых проектов совета было изготовление тысяч копий сокращенной версии американского телевизионного документального фильма «Взгляд на приз» о борьбе чернокожих. за равные права и распространять его среди средних школ Японии.

Мистер Морита был не прочь использовать свое влияние среди американских политиков и бизнесменов для лоббирования Sony. В 1984 году он штурмовал Соединенные Штаты, встречаясь с губернаторами и президентом Рейганом, угрожая строить заводы Sony только в штатах, где не было «единого налога», которым облагались глобальные доходы многонациональных корпораций, а не только тех, штат. В конце концов Калифорния и другие штаты отменили налог.

Но хотя г-на Мориту часто воспринимали как друга Соединенных Штатов, он часто критиковал их и гордился тем, что он японец, размахивая флагом своей страны над выставочным залом Sony в Нью-Йорке, когда он открылся в 1962. Он часто рассказывал историю о том, как ему было стыдно во время своей первой поездки в Германию в 1953 году. В ресторане он заказал мороженое, и его подавали с воткнутым в него маленьким бумажным зонтиком. «Это из вашей страны», — сказал официант.

Приветствуя успех японского пути

В 1980-х годах, когда Япония казалась на вершине мира, г-н Морита был одним из самых громких японских руководителей, критиковавших американский бизнес и приветствовавших успех японской модели.

Он сказал, что американские менеджеры — это финансовые бумажники, которые «видят только на 10 минут вперед» и не заинтересованы в построении в долгосрочной перспективе. И он сказал, что, поскольку американские компании теряют интерес к производству, Соединенные Штаты «отказываются от своего статуса промышленной державы». Эти факторы, сказал он, а не торговые барьеры, были причиной торгового дефицита Америки с Японией.

«В Соединенных Штатах немного вещей, которые японцы хотят купить, но в Японии есть много вещей, которые хотят купить американцы», — писал он в 1919 году.89. «В этом корень торгового дисбаланса. Проблема заключается в том, что американские политики не понимают этого простого факта».

В 1989 году г-н Морита был соавтором вместе с политиком-националистом Синтаро Исихара книги «Япония, которая может сказать нет». Книга, призывающая Японию противостоять американским торговым требованиям, которые, по ее словам, частично мотивированы расизмом. В книге также говорится, что Япония может изменить мировой баланс сил, продав свои передовые компьютерные чипы Советскому Союзу, а не Соединенным Штатам.

Несмотря на то, что эти резкие замечания обычно были в главах, написанных мистером Исихарой, книга вызвала переполох, когда в Вашингтоне появился несанкционированный перевод. Г-н Морита отчаянно дал задний ход, заявив, что книга не предназначена для американской аудитории. И он отказался санкционировать английский перевод.

3,2 миллиарда долларов, потерянных в голливудском предприятии

Позднее в том же году Sony заплатила 3,4 миллиарда долларов за покупку Columbia Pictures, покупка, в значительной степени инициированная г-ном Моритой, который думал, что если Sony владела студией, выпускающей фильмы в бета-формате, он бы не проиграл войны с видеомагнитофонами.

Хотя Sony гордилась тем, что она более американизирована, чем ее японские конкуренты, эта покупка стала громоотводом для американского беспокойства по поводу волны японских приобретений американских компаний и недвижимости. «Япония вторгается в Голливуд», — гласила обложка Newsweek. В Японии Sony также подверглась критике за разжигание антияпонских настроений в Соединенных Штатах.

У мистера Мориты был простой ответ. «Если вы не хотите, чтобы Япония купила его, не продавайте», — сказал он репортеру New York Times вскоре после покупки. Тем не менее, чуткий к опасениям, он пообещал, что студией будут управлять американцы и что она будет свободна даже для создания фильма с критикой японского императора.

Что еще хуже, чем недооценка политической реакции, так это то, что, казалось бы, изощренная компания Sony оказалась девочкой в ​​голливудских лесах.

Обычно считается, что Sony переплатила за студию, и она заплатила еще несколько сотен миллионов долларов, чтобы нанять менеджеров из Warner Brothers, что спровоцировало дорогостоящую драку с этой студией. Эти менеджеры, в свою очередь, экстравагантно тратили деньги и произвели ряд кассовых бомб. Г-н Морита и его преемник на посту исполнительного директора Sony Норио Ога, вероятно, из-за того, что они опасались разжигания антияпонских настроений, почти не контролировали ситуацию.

В конце 1994 года, в один из самых неловких моментов в своей истории, Sony объявила, что понесет убытки в размере 3,2 миллиарда долларов от своих инвестиций в Голливуд. Но он остался со студией, которая теперь называется Sony Pictures Entertainment, и, похоже, меняет ситуацию.

Имя Морита будет жить в Sony, потому что многие члены семьи мистера Мориты работают в компании.

Помимо жены, у г-на Мориты осталась жена Йошико; его старший сын Хидео, который сейчас управляет пивоварней и другими семейными предприятиями; младший сын Масао, руководитель Sony Music Entertainment в Японии; и дочь Наоко Окада, которая также живет в Японии. У него также остался его брат Казуаки, который вызвался взять на себя семейную пивоварню саке вместо мистера Мориты; другой брат, Масааки, давний руководитель Sony, и сестра Кикуко Ивама, которая была замужем за покойным Кадзуо Ивама, бывшим президентом Sony.

Давний аутсайдер наконец-то принят

В 1990-х годах корпоративная Япония, обеспокоенная эскалацией торговой напряженности, обратилась к г-ну Морите, которого когда-то считала высокомерным индивидуалистом, в качестве своего официального лидера. Г-н Морита должен был стать председателем Keidanren, самой влиятельной организации по лоббированию бизнеса в Японии, пост, который всегда доставался главе компании в старой тяжелой промышленности, такой как сталелитейная.

Но 30 ноября 1993 года, играя в свои обычные 7 утра. Во вторник теннисный матч, г-н Морита перенес кровоизлияние в мозг. Год спустя, всего через несколько дней после того, как Sony объявила об огромных потерях в Голливуде, г-н Морита в инвалидной коляске посетил собрание совета директоров Sony в Токио и ушел с поста председателя.

С тех пор он провел большую часть своего времени, проходя курс реабилитации в своем прибрежном доме недалеко от Даймонд-Хед на гавайском острове Оаху. По словам г-на Вада, бывшего менеджера по связям с государственными органами Sony, поначалу г-н Морита мог немного говорить, пожимать руки и отбивать теннисные мячи, вылетающие из машины.

Но совсем недавно, по словам г-на Вада, г-н Морита потерял способность говорить и общался в основном через зрительный контакт со своей женой. На рождественской поздравительной открытке пары в прошлом году было сообщение от миссис Мориты о том, что ее муж встает в 6 утра, ложится спать в 9.ВЕЧЕРА. и провел большую часть дня в реабилитации. «Возможно, он переедает», — сказала она, упомянув о его пристрастии к угре.

До того, как в августе его доставили в больницу в Токио, г-н Морита не возвращался в Японию более двух лет из-за опасений, что полеты еще больше навредят его здоровью. Он не присутствовал на похоронах г-на Ибуки в 1997 году.

Но официальные лица Sony все равно навещали его на Гавайях, чтобы держать в курсе дел и показывать ему новые продукты. 19 январяВ 1998 году около 200 руководителей, друзей и высокопоставленных лиц прибыли на Гавайи, чтобы принять участие в вечеринке по случаю 77-летия г-на Мориты, который в Японии считается счастливым возрастом.

Версия этой статьи напечатана в разделе B, стр. 8 национального издания под заголовком: Акио Морита, соучредитель Sony и руководитель японского бизнеса, умер в возрасте 78 лет. Заказать репринты | Сегодняшняя газета | Подписаться

Sony Walkman — Музей дизайна

  • Эволюция
    Оригинальный Walkman воспроизводил кассеты, но с тех пор Sony создала CD- и MP3-плееры Walkman.

  • 50 000
    Когда Walkman был впервые выпущен, Sony рассчитывала продавать только в месяц, но за первые два месяца было продано более 50 000 штук!

  • Ой!
    Президент Sony Акио Морита ненавидел название Walkman, но его реклама уже была выпущена, и менять его было бы слишком дорого!

Случайный успех

Плеер Walkman был впервые создан потому, что один из основателей Sony Масару Ибука хотел иметь возможность слушать музыку во время длительных перелетов. Первая модель Sony Walkman, TPS-L2, была выпущена в 1979, и это оказалось огромным хитом.

Маленький и прочный

Оригинальный Walkman был изготовлен из алюминия, а более поздние модели — из пластика. Удивительно, но Walkman был немногим больше самой кассеты! И не только игрок был крошечным. До появления Walkman не было необходимости в наушниках, которые можно было носить во время ходьбы; все они были предназначены для ношения в неподвижном состоянии. Наушники, выпущенные до Walkman, были очень тяжелыми, но Sony удалось выпустить легкий комплект, который весил всего 45 граммов.

Слишком изящно?

Изобретатель плеера полагал, что люди захотят слушать музыку вместе, поэтому он поместил в плеер два разъема для наушников (помните, что вместо наушников, которые большинство одна пара между двумя людьми). У Walkman TPS-L2 также была кнопка HOT LINE , при нажатии которой отключалась музыка на Walkman и включался встроенный микрофон.

Это означало, что вы могли разговаривать с кем-то, не снимая наушников. Обе эти функции позже были удалены из Walkman, потому что люди ими не пользовались. Это важно, поскольку показывает изменение того, что считалось норма . Раньше ходить в наушниках считалось грубым и антиобщественным, но вскоре это стало общепринятым поведением.

На пути к большему и лучшему

Кассетный проигрыватель Sony Walkman произвел революцию в том, как мы слушаем музыку. Это позволило людям создавать саундтреки к своей жизни способами, которые раньше были невозможны. Тот факт, что вы могли использовать свой Walkman где угодно, изменил ситуацию; музыка еще никогда не была такой личной.

Это был первый из длинной линейки портативных аудиоплееров, и без него у нас не было бы таких объектов, как iPod и MP3-плееры, которые есть сегодня.

Sony продала более 400 миллионов устройств с момента их первого выпуска, из них 200 миллионов кассетных плееров!

исследовать историю

Дитер Рамс был настолько озабочен «хорошим» дизайном, что придумал 10 принципов хорошего дизайна.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *