Пейзаж натюрморт – Ой!

Содержание

Иерархия жанров — Википедия

Иерархия жанров, высокие и низкие роды живописи — систематизация различных жанров изобразительного искусства по их значимости.

Наиболее известной являлась иерархия жанров живописи, созданная французской Академией изящных искусств в период классицизма. Главными жанрами считались (по убыванию): историческая живопись, портрет, жанровая живопись, пейзаж и натюрморт. Данная иерархия на протяжении XVII—XIX веков была основополагающей для академической живописи. В качестве бунта против неё во 2-й половине XIX века возникли движения передвижников (Россия), импрессионистов (Франция) и прерафаэлитов (Англия).

Классицистическая теория жанровой иерархии была сформулирована в 1669 году Андре Фелибьеном, историографом, архитектором и теоретиком французского классицизма, секретарем Французской академии, в своем предисловии к курсу лекций, прочитанным студентам.[1]

Этой системы, иногда чуть её варьируя, придерживались все художественные академии Европы (Париж, Рим, Флоренция, Лондон, Берлин, Вена, Санкт-Петербург и проч.).

Высокий и низкий жанр[править | править код]

  1. Grand genre (Высокий жанр): так называемая Историческая живопись:
    1. Включала картины не только на историческую тематику, но и на аллегорический религиозный, мифологический, исторический, литературный сюжет. Эти полотна воплощали интерпретацию жизни и событий, основываясь на определённом моральном или интеллектуальном посыле.
  2. Petit genre (scènes de genre, Низкий жанр): сцены из повседневной жизни:
    1. Портрет[2]
    2. Жанровая живопись
    3. Пейзаж
    4. Морской пейзаж
    5. Анималистическая живопись
    6. Натюрморт
      1. С дичью, рыбой и прочими животными
      2. С цветами и фруктами

В 1667 году иерархию «канонизировал» секретарь французской Академии Андре Фелибьен:

Тот, кто изрядно пишет пейзажи, стоит выше пишущего единственно фрукты, цветы и раковины. Тот, кто пишет живых животных, ценится больше, чем рисующие лишь мёртвые и неподвижные вещи; и коль скоро образ человеческий есть самое совершенное творение Бога на Земле, столь же несомненно, что тот, кто становится подражателем Божиим, изображая человеческий образ, делается превосходнее всех других… Художник, делающий лишь портреты, ещё не достиг того высокого совершенства Искусства и не может претендовать на честь, которую получают наиболее умелые. Для того потребно ему перейти от единственной фигуры к представлению купно нескольких; должно обратиться к истории и баснословиям древних; надобно представить великие дела, подобно историкам, или предметы приятные, подобно Поэтам, и поднимаясь ещё выше, при помощи композиций Аллегорических надлежит уметь скрывать под покровом баснословия добродетели величайших мужей и возвышеннейшие из таинств.

Россия, XVIII век ↓

  1. Цветочной с фруктами и насекомыми.
  2. Звериной с птицами и дворовыми скотами.
  3. Ландшафтной.
  4. Портретной.
  5. Баталической.
  6. Исторический домашний.
  7. Перспективный.
  8. Исторический больший, заключающий в себе все историческия деяния.
Иван Устрялов. Краткое руководство
к познанию рисования и живописи исторического
рода, основанное на умозрении и опытах.
Сочинено для учащихся художником И. У. СПб, 1793′[3]

В России эта систематизация была пересказана Иваном Устряловым в его руководстве для учащихся Академии художеств.

Иерархии жанров соответствовала иерархия размеров: большой формат — для исторической живописи, маленький — для бытовой.

  • Хруцкий. «Цветы и плоды», 1839

  • Н. Сверчков, «Лошадь в беговых санях с седоком»

  • С. Щедрин. «Новый Рим. Замок Святого Ангела». 1823/25

  • И. Лампи. «Портрет Платона Зубова», 1796

  • Л. Каравак. «Полтавская битва», 1709

Толкование[править | править код]

Согласно академической концепции, «жанровые» картины стояли на низшей ступени, поскольку они являлись просто повествующим, запечатляющим искусством, без какой-то попытки морали и назидательности. Эта жанровая живопись, пусть и совершенная по стилю и рисунку, хвалилась только за умение, изобретательность и даже юмор, но никогда не считалась высоким искусством.

Современная жизнь — современные события, манеры, одежда, внешний вид — считались несовместимым с высоким стилем, и лишь идеализированное прошлое могло служить подходящей, благородной и уместной темой. (Соответственно, обычное тело тоже не служило предметом изображения — рисовали лишь по-античному прекрасные, идеальные тела).

Теоретики академического искусства считали, что эта иерархия была оправдана, поскольку она отражала присущую возможность морального воздействия для каждого из жанров. Так, например, художник намного эффектнее донесёт мораль через историческое полотно, затем портрет или жанровую живопись, чем через пейзаж или натюрморт. Кроме того, мастера античности и ренессанса считали, что высшей формой искусства является изображение человеческой фигуры. Таким образом, пейзаж или натюрморт, где человека не изображали, действительно является более «низкой» формой жанра. Наконец, система академической иерархии отображает потенциальную стоимость каждого из полотен: крупная историческая живопись является наиболее подходящим и удобным жанром для государственного заказа, далее портрет, бытовой жанр и пейзаж — а натюрморты, как правило, мелки и выполняются для личных интерьеров.

Причины[править | править код]

Андрей Александрович Карев пишет: «Осознание жанрового разнообразия живописи как свойства культуры Нового времени в условиях века Просвещения было, в известной степени, аналогом тяготения к энциклопедическому познанию, а значит и столь же многоаспектному познанию мира. Рост специализации без утраты универсализма вообще является драгоценной чертой этого времени, что позволяло одновременно увидеть малое и большое, особенное и всеобщее и, наконец, человеческое и божественное. Неповторимая точка зрения на тот или иной объект нисколько не противоречила общему образу вселенной, хотя к нему напрямую и не апеллировала, как это было в эпоху барокко. Интерес к слитной многогранности бытия сменяется вниманием к отдельным её граням, обладающим самостоятельной красотой и соответственно — ценностью. [Российская] Академия художеств не могла не отреагировать на эти процесс и, не дожидаясь появления соответствующих запросов в среде заказчиков, открывала один за одним классы, в которых обучали особенностям работы в том или ином жанре»

[4]

Воздействие[править | править код]

Эта иерархическая система, основанная на традициях греческого и римского искусства, подытоженных в ходе итальянского Возрождения, была использована академиями в качестве основы для присуждения премий и стипендий, а также системы развески на публичных выставках (Салонах). Она также оказывала значительное влияние на предполагаемую стоимость произведений искусства.

Французская академия имела конкурсы Grand и Petits Prix соответственно по двум направлениям. Таким образом, самые высокие призы априори доставались произведениям в историческом жанре — практика, которая вызвал много недовольства среди студентов. Эта негибкая иерархия вызывала много недовольства среди известных художников, что со временем привело к подрыву авторитета академий. Кроме того, ради престижа некоторые живописцы совершали попытки писать грандиозные исторические полотна, что получалось не у всех. Если художник обладал даром скорее портретиста, чем исторического живописца, то неудача могла нанести ему душевную травму.

Портрет[править | править код]

Любопытно угнетённое место портрета в данной иерархии. В обзоре Салона 1791 года можно было прочесть: «Исторический живописец, который должен подражать природе во всех её аспектах, должен уметь написать портреты. Однако портрет не может считаться самостоятельным жанром».

Катрмер де Кенси, один из самых влиятельных теоретиков классицизма, считал жанр портрета настолько низким, что даже не удостаивал его специального внимания: «Нет ничего более ограниченного, чем удовольствие, которое получаешь от созерцания портрета. Если отбросить в сторону тот интерес, который придают портрету личные или общественные привязанности и талант художника, то совершенно очевидно, что разум и воображение почти не участвуют в такого рода подражании». Получаемое от портрета удовольствие не может сравниться с эстетическим наслаждением, достижение которого является целью изящных искусств. Портрет показывает то, что существует в действительности, в то время как «большое искусство с помощью того, что есть, должно изображать то, чего реально не существует, должно показывать идеал».

Критики, впрочем, допускали неизбежность существования исторического портрета, который, по их глубокому убеждению, может быть создан только историческим живописцем. «Именно они, исторические живописцы, могут написать настоящий портрет». Об исторических портретах нередко пишут в обзорах выставок, подчас их рассматривают сразу же за исторической картиной. О портретах же частных лиц (которых с каждым годом становилось всё больше) предпочитают не упоминать или просто перечисляют их по названиям, никак не комментируя.

[5] Понимание портрета как некоего дополнения к исторической картине было весьма распространено. Об этом писали не только известные приверженцы классицизма Катрмер де Кенси, Делеклюз, но и критики следующего поколения, чьи эстетические воззрения отличались большей гибкостью, например Г. Планш[6].

Поджанры и попытки найти выход[править | править код]

Хотя европейские академии, как правило, строго настаивали на этой иерархии, некоторые художники оказывались способными изобретать поджанры, благодаря чему поднимались в этой иерархии наверх:

  • Джошуа Рейнольдс создал стиль портретов, называемый им Grand Manner, в котором он льстил своим моделям, изображая их в качестве мифологических персонажей.
  • Антуан Ватто изобрел Fêtes galantes — сценки развлечений придворных, которых он помещал в ландшафт Аркадии. Таким образом, картина с «пастушками» приобретала аллегорический и поэтический смысл, что её с точки зрения академиков облагораживало.
  • Клод Лоррен практиковался в жанре, называемом «Идеальный пейзаж», где полотно в основном наполнял пейзаж, который дополнялся не очень заметными мифическими или библейскими фигурами. Он был так искусен в сочетании пейзажа и исторической живописи, что тем самым его «легализировал». Таким образом, появился «Исторический пейзаж», который получил официальное признание во Французской Академии, когда в 1817 году за этот жанр был учреждён Prix de Rome.
  • Жан-Батист Шарден писал натюрморты, которые благодаря выбранным предметам воспринимались как аллегорические полотна.

Дальнейшая история[править | править код]

До середины XIX века женщинам не разрешалось обращаться к исторической живописи, поскольку они не были допущены к заключительному этапу обучению в Академиях — обнажённой натуре, так как это нарушало правила приличия. Женщины могли работать в Petit genre — писать портреты, натюрморты и тому подобное, а также копировать старых мастеров, скульптуру и гравюру.

К концу XIX художники и критики начали бороться против правил Французской Академии, а также утверждать, что оценка этих жанров в истории искусства является неправильной. Появившиеся новые художественные течения — реализм, а позже импрессионизм, были заинтересованы в изображении повседневной жизни и текущего момента. «Иго» было сброшено.

В настоящий момент потомками ценятся именно полотна низкого жанра, в особенности, портреты и сценки из жизни, в то время как академическая историческая живопись в большинстве случаев кажется скучной и незанимательной.

Соответственно возвышенным этическим идеям, эстетика классицизма устанавливала иерархию литературных жанров

  • «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.)
  • «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).
  • Paul Duro. Giving up on history? Challenges to the hierarchy of the genres in early nineteenth-century France // Art History. Volume 28 Issue 5, Pages 689—711

ru.wikipedia.org

Натюрморты и пейзажи в современном интерьере

Стиль диктует жесткие условия: такое можно вешать дома, а такое — моветон. И вам повезло, если вы любите абстракции или концептуальные работы, и у вас есть деньги на картину, представляющую художественную ценность. Тогда все в порядке. И ваш дизайнер останется доволен, и вы будете наслаждаться смыслами и идеями. Но в жизни не всегда все удачно совпадает.

В современных интерьерах нет места цветочным натюрмортам, вазочкам и пейзажам в стиле «Шишкин». Откройте любой журнал по интерьеру и прочтите эту «прописную истину». Но что делать, если после трудного дня хочется смотреть именно на дорогие сердцу простые знакомые формы и цвета, закаты, реки, горы, ромашки? Если хочется сделать дом уютным и радующим глаз, а глаз радуется «василькам» а «Кандинскому» — нет?

Модные тенденции диктуют свои правила: наивная простота не в почете, большинство натюрмортов и пейзажей не представляют художественной ценности, автор, как правило, неизвестен.

Но они красивые! Это может быть единственное, но именно для вас ценное качество таких работ.

Что же делать?

  • Множество пейзажей и натюрмортов сейчас продаётся на художественных вернисажах и развалах. Зачастую они «штампуются» как на конвейере, и в этом самая главная слабость таких работ. В них нет искорки. Попробуйте подобрать милые вашему сердцу картины и образы у профессионального художника. Можно рассмотреть вариант картины на заказ специально для вас. И работа будет уникальна, и вы почувствуете в ней «огонек».

Александра Бакл. «Осенние деревья»

Вахе Еремьян. «Гран Каньон»

Андре Балде. «Гонконг 3» (2019)

Сара Энн Митчел. «Тени» (2010)

Виталий Диденко «Лес»

  • Реалистичные натюрморты и пейзажи хороши только для классических интерьеров. В других случаях вы можете подобрать работу в импрессионистической или иной модернистской манере. А авангардный стиль подойдет даже к самому современному интерьеру. Обращайте внимание на использование необычных материалов, техник и коллажирование.

Белинда Рейнелл. «Глядя вверх» (2019)

Ренни Пилгрэм. «Залив с лодкой» (2019)

Джулиан Сазерленд-Битсон. «Винтер Хедж, Нижний Уиллингдон, Восточный Суссекс» (2018)

Виктория Козмоличи. «Весенний ветер»

Фабьен Монестьер. «Розы снова и снова!»

  • Внимательно подберите раму — она будет служить не только обрамлением картины, но и связывать работу с окружающей обстановкой. В современных интерьерах часто отказываются от рамы — но это не подходит для классических техник.
  • Композиция. Она может уничтожить картину, а может даже из самой простой вещи сделать уникальную. Присмотритесь к картинам с необычной композицией. Самое небольшое смещение ракурса может сделать работу вполне современной. Прочувствуйте расположение предметов и планов, сочетание заполненных и пустых пространств. Даже простые «васильки» в вашем доме могут стать самым современным объектом искусства.

Александа Бари. «Внутри коробки»

Ребекка Колман. «Обрывается здесь»

Зара. «Галька»

  • Идея также может сделать картину более актуальной, так как реалистичные классические пейзажи и натюрморты обычно являются простым копированием окружающего мира. Подберите картину с идеей, нарративом, сюжетом — и привычные предметы на холсте заставят вас задуматься и будут постоянно притягивать взгляд.

Rytis Minkevicius. «Выбор» (2017)

Андрея Вандони. «Вещи на горизонте»

Бенджамин Вест. «Подвергнутый процессу»

www.livemaster.ru

картины Левитана, Репина, Крамского, Малевича, Серебряковой, Машкова, Никич-Криличевского.

Знойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Объект не пытается повернуть голову, как на портрете, и не меняет ежесекундно тени на свет, как на пейзаже. Тем и хорош жанр натюрморта. И «мертвая природа» в переводе с французского, или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.

«Лесные фиалки и незабудки»

Лесные фиалки и незабудки

Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако — от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия… Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».


«Яблоки и листья»

Яблоки и листья

Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея. Художник-передвижник составил композицию для своего ученика — Валентина Серова. Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада — помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.


«Букет цветов. Флоксы»

Букет цветов. Флоксы

Картина Ивана Крамского. «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже всё, а у нас дела непочатый угол», — писал Крамской Васнецову. И все же жанр натюрморта в конце жизни известный портретист вниманием не обошел. Букет флоксов в стеклянной вазе был представлен на XII передвижной выставке. Картину купили еще до открытия вернисажа.


«Натюрморт»

Казимир Малевич на пути к «Черному квадрату» через импрессионизм и кубизм, минуя реализм. Ваза с фруктами — плод творческих исканий, даже в рамках одной картины: густые черные линии французской техники «клуазоне», плоская посуда и объемные фрукты. Все составляющие картины объединяет только цвет. Свойственный художнику — яркий и насыщенный. Словно вызов пастельным тонам реальной жизни.


«Селедка и лимон»

Селедка и лимон

Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой. Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени»… В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба.


«Натюрморт с самоваром»

Натюрморт с самоваром

Ученик Серова, Коровина и Васнецова, «Бубновый валет» — Илья Машков любил изобразить окружающий мир, да поярче. Фарфоровые фигурки и бегонии, тыквы… Мясо, дичь — в духе старых мастеров, и хлебы московские — зарисовки со Смоленского рынка столицы. И по русской традиции — куда ж без самовара. Натюрморт из области праздничного бытия с фруктами и яркой посудой дополняет череп — напоминание о бренности жизни.


«Этюд с медалями»

Этюд с медалями

Натюрморт по-советски. Художник ХХ века Анатолий Никич-Криличевский на одной картине показал целую жизнь первой советской чемпионки мира в конькобежном спорте — Марии Исаковой. С кубками, за каждым из которых — годы тренировок; медалями, которые доставались в упорной борьбе; письмами и огромными букетами. Красивая картинка для художника и художественная летопись спортивных успехов. Натюрморт-история.

www.culture.ru

Виды картин кроме пейзажей натюрмортов и портретов. Натюрморт в живописи: виды и описание

Жанры живописи появлялись, набирали популярность, угасали, возникали новые, внутри существующих стали выделять подвиды. Процесс этот не прекратится, пока существует человек и пытается запечатлеть окружающий его мир, будь то природа, здания или другие люди.

Ранее (до 19 в.) существовало деление жанров живописи на так называемые «высокие» жанры (фр. grand genre) и «низкие» жанры (фр. petit genre). Такое деление возникло в 17 в. и основывалось на том, какой предмет и сюжет были изображены. В связи с этим к высоким жанрам относили: батальный, аллегорический, религиозный и мифологический, а к низким — портрет, пейзаж, натюрморт, анимализм.

Деление на жанры довольно условно, т.к. на картине одновременно могут присутствовать элементы двух и более жанров.

Анималистика, или анималистический жанр

Анималистика, или анималистический жанр (от лат. animal — животное) – жанр, в котором основным мотивом выступает изображение животного. Можно сказать, что это один из наиболее древних жанров, т.к. рисунки и фигуры птиц и зверей присутствовали в жизни уже первобытных людей. Например, на широко известной картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» природа изображена самими художником, а медведи – совершенно другим, как раз специализирующемся на изображении животных.


И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Как подвид можно выделить Иппический жанр (от греч. hippos — лошадь) – жанр, в котором центром картины выступает изображение лошади.


Н.Е. Сверчков «Лошадь в конюшне»
Портрет

Портрет (от фр. слова portrait) – картина, на которой центральным является изображение человека или группы людей. Портрет передает не только внешнее сходство, но также отражает внутренний мир и транслирует чувства художника по отношению к человеку, чей портрет он пишет.

И.Е. Репин Портрет НиколаяII

Жанр портрета подразделяется на индивидуальный (изображение одного человека), групповой (изображение нескольких человек), по характеру изображения — на парадный , когда человек изображен в полный рост на заметном архитектурном или пейзажном фоне и камерный , когда человек изображен по грудь или по пояс на нейтральном фоне. Группа портретов, объединенных по какому-либо признаку, образует ансамбль, или портретную галерею. Примером могут выступать портреты членов царской семьи.

Отдельно выделяется автопортрет , на котором художник изображает себя.

К. Брюллов Автопортрет

Портрет является одним из древнейших жанров – первые портреты (скульптурные) присутствовали уже в древнем Египте. Такой портрет выступал как часть культа о загробной жизни и являлся «двойником» человека.

Пейзаж

Пейзаж (от фр. paysage — страна, местность) – жанр, в котором центральным является изображение природы – реки, леса, поля, море, горы. В пейзаже главным моментом является, конечно, сюжет, но не менее важно передать движение, жизнь окружающей природы. С одной стороны, природа прекрасна, вызывает восхищение, а с другой – довольно сложно отразить это на картине.


К. Моне «Поле маков у Аржантёя»

Подвидом пейзажа является морской пейзаж, или марина (от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus – морской) – изображение морской баталии, моря или других событий, разворачивающихся на море. Яркий представитель маринистов – К.А. Айвазовский. Примечательно, что многие детали этой картины художник писал по памяти.


И.И. Айвазовский «Девятый вал»

Однако зачастую художники стремятся и море рисовать с натуры, например, У.Тернер для написания картины «Метель. Пароход у входа в гавань подает сигнал бедствия, попав в мелководье», провел 4 часа привязанным на капитанском мостике корабля, плывшего в шторм.

У. Тернер «Метель. Пароход у входа в гавань подает сигнал бедствия, попав в мелководье»

Водную стихию изображают также и на речном пейзаже.

Отдельно выделяют городской пейзаж , в котором главным предметом изображения выступают городские улицы и здания. Разновидностью городского пейзажа является Ведута – изображение городского пейзажа в виде панорамы, где непременно выдержаны масштаб и пропорции.

А. Каналетто «Площадь Сан-Марко»

Различают и другие виды пейзажа – сельский, индустриальный и архитектурный . В архитектурной живописи основной темой выступает изображение архитектурного ландшафта, т.е. здания, сооружения; включает в себя изображение интерьеров (внутреннего убранства помещений). Иногда Интерьер (от фр. intérieur — внутренний) выделяют как отдельный жанр. В архитектурной живописи выделяют еще один жанр — Каприччо (от итал. capriccio, каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия.

Натюрморт

Натюрморт (от франц. nature morte – мертвая природа) – жанр, посвящённый изображению неодушевленных предметов, которые помещены в общую среду и образуют группу. Натюрморт появился в 15-16 вв., однако как отдельный жанр сформировался в 17 в.

Несмотря на то что слово «натюрморт» переводится как мертвая природа, на картинах букеты цветов, фрукты, рыба, дичь, посуда, — все выглядит «как живое», т.е. как настоящее. С момента своего появления и по сей день натюрморт является важным жанром в живописи.

К. Моне «Ваза с цветами»

Как отдельный подвид можно выделить Ванитас (от лат. Vanitas — суета, тщеславие) — жанр живописи, в котором центральное место на картине занимает человеческий череп, изображение которого призвано напоминать о суете и бренности человеческой жизни.

craft-m.ru

Разновидности жанра натюрморт История жанра натюрморт

Букет — разновидность цветочного натюрморта.
Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин.
На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни.
Композиции для букетов в голландском натюрморте были трех видов: радиальная композиция (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго вида — цветами, словно ковром, заполняют все пространство полотна, при этом выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиции букета — фигура треугольника — наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него.
Ниша в натюрморте — символ пещеры содержащей Святыню и присутствия Божества.

Картины натюрморт букет

Ванитас, Суета сует (от лат. — суета, тщеславие) — аллегорический натюрморт эпохи барокко, является наиболее интеллектуальной разновидностью натюрморта, требующей от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики.
Ванитас напоминал о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
Наибольшее распространение ванитас получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании. Первый дошедший до нас натюрморт ванитас был написан Якобом де Гейном Младшим в XVII в.
Символика предметов в голландском натюрморте:
череп — напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни;
хлеб — символ тела Господа, в сочетании с вином — таинство Евхаристии;
мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти;
медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела;
кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — напоминание о женской красоте и привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия;
руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то;
оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу;
короны, папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.

Картины натюрморт ванитас

Винный натюрморт — появился из кухонного натюрморта, завтраков и натюрморта ванитас.

Картины винный натюрморт

Восточный натюрморт

В восточном натюрморте изображают бытовые и религиозные предметы, символику, орнамент и мотивы Востока и Индокитая.

Картины восточный натюрморт

Гирлянда — разновидность цветочного натюрморта.
Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения, напоминала известный символ Вечности — змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы — весну, колосья и фрукты — лето, виноград и овощи — осень, лимоны — зима.
Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок.

Картины натюрморт гирлянда

Голландский натюрморт

Голландский натюрморт XVII века характеризует узкая специализация голландских мастеров внутри жанра. Тема «Цветы и фрукты» включает и разнообразных насекомых. «Охотничьи трофеи» — это, прежде всего, охотничьи трофеи — битая птица и дичь. «Завтрак» и «Десерт» включает также и изображения рыбы и разнообразных птиц.
Все предметы в голландском натюрморте символичны. Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении XVIII в., являлись хорошим пособием в расшифровке картин. На картинах голландских художников XVII-XVIIIвв. букет уподоблен человеческой жизни. Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о нестабильности удовольствий и достижений. Все предметы были многозначными, имели светский и религиозный подтексты.

Картины голландский натюрморт

Завтраки (Десерты, Сервированные столы, Банкеты) — разновидность жанра натюрморт в голландском натюрморте XVII века — изображение накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари.
Родиной и центром этого жанра был Харлем. Одним из самых ранних натюрмортов-завтраков является «Накрытый стол» Николаса Гиллиса (1580-1632).
Изначально набор предметов для натюрморта включал: сыр, ветчину, булочки, фрукты и пиво. С увеличением спроса у зажиточных горожан в натюрмортах стали появляться дичь, вино и пироги (в те времена самым дорогим был пирог с ежевикой), а помимо традиционной селедки появились омары, креветки, устрицы. Стали использоваться дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы, ножи и др.

Картины натюрморт завтрак

Кухонный натюрморт

Кухонные натюрморты получили распространение в Нидерландах благодаря художникам Питер Артсен и Иоахим Бёккелар.
В кухонном натюрморте хозяйка дома, кухарка или слуги передвигались на второй план, а на первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.
Символика посуды в голландском натюрморте: стекло — символ хрупкости; фарфор — чистота; серебряная посуда — олицетворение богатства; ступка и пестик — знаки мужской и женской сексуальности;
бутылка — символ греха и пьянства; разбитая посуда — символ смерти; кувшин и чаша — напоминание о Тайной вечере;
перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность;
нож — символ предательства, орудие пыток — напоминает об уязвимости человека и о его смертности — кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности.

Картины кухонный натюрморт

Музыкальный натюрморт — появился из ученого натюрморта и натюрморта ванитас.

Картины музыкальный натюрморт

Натюрморт с животными
Основоположниками жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619-1678) и Маттиас Витхос (1627-1703).
Символика зверей, насекомых и птиц в голландском натюрморте:
белка — упорный труд, без которого невозможны земные блага;
заяц — слух, чуткость, изобилие, робость, страх;
раки или омары — мудрость, благоразумие, медлительность;
попугай — уподоблялся праведникам и символизировал красноречие, благодарность, или представлял верующего;
птицы, бабочки и различные насекомые — знаки разных стадий земной жизни, олицетворении божественного круговорота, смерти и воскресения; порхающая бабочка — символ бессмертия души, воскресения;
рыба — раннехристианский символ;
живая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, одного из смертных грехов;
заморские экзотические раковины — предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность.

Картины натюрморт с животными

Натюрморт в пейзаже — изображение натюрморта на фоне пейзажа.
В натюрморте в пейзаже используются два жанра изобразительного искусства — главная роль отведена натюрморту, а жанр пейзаж играет вспомогательную роль.

Картины натюрморт в пейзаже

Натюрморт в интерьере — изображение натюрморта на фоне интерьера помещения.
В натюрморте в интерьере используются два жанра изобразительного искусства — главная роль отведена натюрморту, а жанр интерьер играет вспомогательную роль.

Картины натюрморт в интерьере

Обманка, иллюзионистский натюрморт
Символика предметов в голландском натюрморте:
кубки, игральные карты или кости, шахматы — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни; равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность;
курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;
карнавальная маска — является знаком отсутствия человека, безответственного удовольствия;
зеркала, стеклянные шары — символы тщеславия, знак отражения, ирреальности;
ключи — символизируют власть, дом;
механические или песочные часы — напоминание о быстротечности жизни.

Картины натюрморт обманка

Овощной натюрморт

Картины овощной натюрморт

Охотничий натюрморт
Олицетворение голландского натюрморта XVII-XVIII веков — охотничий натюрморт. В Голландии этот жанр называли Охотничьи трофеи.
Охотничий натюрморт был связан с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии.
Самыми крупными мастерами охотничьего натюрморта были Мельхиор де Хондекутер и Ян Баптист Веникс. Почти во всех натюрмортах Хондекутера рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. Веникс очень часто показывал дичь на фоне парков. Благодаря сопоставлению зелени деревьев и теплых оттенков шерсти животных и оперения птиц изображение становилось необыкновенно выразительным и красочным.

Картины охотничий натюрморт

Религиозный натюрморт, церковный натюрморт — разновидность натюрморта с религиозной атрибутикой

Картины религиозный натюрморт

Роскошный натюрморт — натюрморт с драгоценной утварью, изысканными яствами и др. предметами свойственными аристократической культуре.
Основоположником жанра роскошного натюрморта был Ян Давидс де Хем (1606-1684).

Картины роскошный натюрморт

Рыбный натюрморт
Местом появления рыбного натюрморта стал город Гаага. Близость портового Схевенингена располагала художников не только к написанию марин, но и к созданию особого вида натюрмортной живописи — картин с изображением рыб и морских животных.
Основоположниками рыбного натюрморта были: Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг и Питер ван Норт.

Картины рыбный натюрморт

Сюжетно-тематический натюрморт — разновидность натюрморта, в котором изображенные предметы объединены общей темой или сюжетом.

Картины сюжетно-тематический натюрморт

Тональный натюрморт — монохромный натюрморт.
Родоначальниками тонального голландского натюрморта были харлемские художники Питер Клас и Виллем Клас Хеда.

Картины тональный натюрморт

Цветочный натюрморт
Одним из первых художников семнадцатого века, писавших вазы с цветами, был Якоб де Гейн Младший (1565-1629).
Символика цветов в голландском натюрморте:
ирисы — знак Богородицы;
белые розы — платоническая любовь и символ чистоты;
красные розы — символ страстной любви и символ Богородицы;
белая лилия — символ непорочности Девы Марии;
чертополох — символ зла;
гвоздика — символ пролитой крови Христа;
мак — аллегория сна, забвения, символ одного из смертных грехов — лености;
анемон — помощь в болезни;
тюльпаны — символ быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;
белый тюльпан — ложная любовь,
красный тюльпан — страстная любовь.

Картины цветочный натюрморт

Цветочно-фруктовый натюрморт
Символика цветов в голландском натюрморте:
ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов — символы скромности и чистоты;
крупный цветок в центре композиции — «венец добродетели»;
осыпавшиеся лепестки возле вазы — знаки бренности;
увядший цветок — намек на исчезновение чувства;
голубые и синие цветы — напоминание о небесной лазури;
красные цветы — символ искупительной жертвы Христа;

Картины цветочно-фруктовый натюрморт

Учебный натюрморт
Учебный натюрморт носит также название академический или постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

Картины учебный натюрморт

Ученый натюрморт — разновидность натюрморта ванитас, в котором изображались книги, карты, глобус и т.п.
Зародившийся в Голландии в университетском Лейдене.

Символика предметов в голландском натюрморте:
книги и географические карты, глобус, писчее перо — символы наук;
палитра с кистями, лавровый венок — символы живописи и поэзии;
античная скульптура — символ искусств; портреты, анатомические рисунки, письма — символы общения;
музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств;
музыкальная труба или горн — ассоциации со славой.

Картины ученый натюрморт

Фламандский натюрморт

Картины фламандский натюрморт

Фруктовый натюрморт
Символика фруктов и растений в голландском натюрморте:
зрелые плоды — символ плодородия, изобилия, богатство и благосостояния;
гранат — символ воскресения, символ целомудрия;
вишня — «райская ягода», символизирует мягкость натуры, доброту человека;
земляника — символ праведности и трудолюбия;
оливка — символ мира;
лимон — предательство, чувственные наслаждения; лимон с частично срезанной кожицей — напоминание о горьких последствиях служения одним лишь своим страстям;
яблоки, персики, апельсины, инжир, сливы напоминали о грехопадении;
виноградная кисть — напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени;
белый и черный виноград символизировали кровь и воду, истекавшие из раны Христа при распятии;
гнилые фрукты — символ старения;
плод каштана, покрытый скорлупой, символизирует: доблесть, победу над искушением и целомудрие — добродетель, побеждающая все соблазны плоти, символизируемые шипами;
колосья пшеницы, плюща или лавра — символ возрождения и круговорота жизни.

Картины фруктовый натюрморт

www.art-spb.ru

Реалистичные пейзажи и очаровательные натюрморты Геннадия Кириченко

Художник Геннадий Кириченко родился 16.05.1968 года в городе Луганске, Украина в простой рабочей семье. Влечение к рисованию и творчеству появилось очень рано. Ему всегда было интересно что-то мастерить, изображать, познавать новый материал. Занимался гимнастикой и посещал детскую художественную школу.

После учился в Ворошиловградском государственном художественном училище (1983 – 1987гг.). Затем два года прохождения воинской службы в пограничных войсках. С 2000 года занимается исключительно живописью. Художник любит реалистическую живопись, в основном это пейзажи и пленэрный натюрморт.

Фото подборка картин:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

art.mirtesen.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по художественному творчеству. Тема: «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по художественному творчеству.

Тема: «Пейзаж», «Портрет»,   «Натюрморт».

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о разных жанрах живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Совершенствовать умения в изображении пейзажа — закреплять умение передавать в рисунке образ природы располагать изображение по всему листу бумаги, вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины. Познакомить с новыми методами рисования свечой, нетрадиционного рисования цветными опилками, моделированием. Воспитывать аккуратность в работе.

Задачи образовательной деятельности:

1. Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.

2. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к

окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу.

3. Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественно-эстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусств художественной деятельности и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.

4. Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений,

желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.

Технические умения

Совершенствование моторных характеристик умений.

В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и

инструментов, их сочетания.

Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических навыков.

Материал: картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета, свечи, краски, разноцветные нитки, пуговицы, образцы натюрмортов, крашенные гуашью опилки, кисти, клей ПВА, альбомный лист с наклеенной вазой для фруктов.

Предварительная работа: рассматривание репродукций, рисование пейзажей, портретов, натюрмортов. Вырезать вазу для фруктов и наклеить на альбомный лист.

Ход НОД

    1.  Настрой на непосредственно-образовательную деятельность.

    Ребята хотите с мной поехать в страну Живописи?

—  Как называется профессия человека, который пишет

картины? /художник /

—  Какие жанры живописи вы знаете? / пейзаж, натюрморт, портрет. /

— «Сели» в паровозик и поехали .

Чух- чух паровозик…(Звучит песня «Паравозик»)

Остановка «Пейзажина»

— Посмотрите изображён пейзаж? Как вы узнали? /леса, поля, города, деревни, море, горы, поляны./

— Как можно рисовать пейзаж? / с натуры, а можно придумать самому. /

— О чём не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? / передний, ближний, дальний, задний планы/

Если видишь — на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Как называются художники, которые рисуют пейзаж?

— Художники — пейзажисты.

— Пройдите за столы, мы с вами будем художниками – пейзажистами и нарисуем загадочную картину свечой и красками.

Сначала рисуем свечкой, что можно рисовать (ответы детей)

А потом рисунок покрываем краской.

-Давайте пополним выставку своими рисунками.

-И поехали дальше. ( Звучит музыка «Паровозик»)

Остановка «Портретина».

— Что изображены здесь? (портреты)

— Значит, что такое портрет?- /картины, где изображены люди /

— Как можно писать портрет? / с натуры, то есть, глядя на фотографии./

-Когда-то, давным-давно фотоаппаратов не было, не было и фотографий. А людям очень хотелось оставить свое изображение. И люди шли к художнику, и просили нарисовать их портрет. Картины стоили дорого, и заказать себе портрет могли только богатые люди.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на вас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина

Или Колька твой сосед,-

Обязательно картина

Называется портрет.

— Рисовать настоящий портрет очень трудно. Надо знать много премудростей: где расположены глаза, нос, рот, брови.

Сейчас мы с вами попробуем рисовать портрет без карандашей и красок, моделируя портрет из того, что бывает обычно под рукой: нитки и цветные пуговицы.

Вот такая ниточка со связанными кончиками будет у каждого из вас.

На листе бумаги из этой ниточки делаем контур лица узелком вверх.
Люди разные у кого-то узкое лицо с острым подбородком, у кого-то круглое.

— Глаза расположены на середине листа. У кого-то они расположены близко, у кого-то чуть дальше друг от друга. Глаза сделаем из пуговиц.

Найдем место носу, положим туда маленькую пуговицу.

— Какие черты лица помогают нам определить характер, настроение человека? (Брови и рот самые подвижные части лица)

Возьмем красную веревочку, это будет ротик. Загнем кончики вниз,

какой получился человек? (грустный).

— Загну кончики веревочки вверх. Какое настроение стало у человека? (Веселое)

— Брови сделаю черной ниткой. Приподнимем ниточку. Какое выражение лица? Удивленное и т.д.

— Я выбрала короткие волосы .Посмотрите на кого стал похож мой человек. (на мальчика)

— Заменю короткие волосы на длинные ,а теперь ( На девочку)

— А теперь самостоятельно попробуйте изобразить портрет человека.

(Работа детей)

У вас замечательные получились портреты.

Оставим портреты на память и поедим дальше.

-Чух-чух паровозик…

Остановка «Натюрмортина»

— Покажите картину, где изображен натюрморт? Почему вы

думаете, что это натюрморт? / цветы, фрукты, ягоды, предметы быта./

— Как создать натюрморт? / художник сначала красиво расставляет предметы, стараясь поставить главные предметы так, чтобы остальные их дополняли, украшали, Художник как бы рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, выращивали./

Для чего же нужны натюрморты? / сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно./

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу  в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это натюрморт.

— Давайте вспомним, что такое натюрморт, что на нём может быть изображено? (цветы, ваза, графин, фрукты, грибы и т.д.)

— А чем можно нарисовать натюрморт? /гуашью, акварелью, карандашами/.

— Правильно! Но я предлагаю вам нарисовать цветными опилками. Вазу мы наклеили заранее, нарисовали фрукты простым карандашом. На столах у нас есть крашенные в разные цвета опилки, есть клей и кисточки. Посмотрите, как мы сегодня будем украшать натюрморт. Берем клей, обильно наносим на нарисованный фрукт и сверху посыпаем опилкой нужного цвета (лимон – жёлтым) и немного прижимаем пальцами опилки. Лишние опилки стряхиваем в поднос, затем также украшаем и другой фрукт.

Работа детей.

Походу работы помогаю нуждающимся детям, напоминая об аккуратности. Любоваться натюрмортами.

— Сели в паровозик поедим обратно в садик .

Понравилась вам в стране живописи? Что больше понравился? (Ответы детей).

infourok.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *