Фильтр на объектив – Зачем нужны фильтры для объективов

Содержание

Для чего нужны светофильтры на объектив: какие бывают

Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами вновь, Тимур Мустаев. Если вы являетесь счастливым обладателем зеркального фотоаппарата и используете его не только для домашней фотосъемки, то рано или поздно вы задумаетесь над покупкой как новых объективов, так и светофильтров.

Для чего нужны светофильтры на объектив и чем отличается конкретный экземпляр? С вами мы сегодня об этом и поговорим.

Немного ликбеза

Светофильтр – это оптическое устройство, прямое назначение которого – подавление нежелательных эффектов или же наоборот их приобретение.

Другими слова, светофильтр – это насадка на линзу объектива, используемая для корректировки яркости, контрастности, насыщенности цветов, непосредственно, во время съемки. Обычно их еще называют просто фильтром.

Чтобы наверняка знать, какой фильтр подходит вашему объективу, необходимо запомнить единственный параметр – его диаметр. Он всегда указывается на объективе, либо на его защитной крышки.

Основные виды фильтров

Для зеркального фотоаппарата существует восемь основных видов фильтров, отличающихся друг от друга не только назначением, а именно:

  • Защитные, как вы поняли из названия, оберегают линзу от нежелательных механических повреждений.

Пылинки и излишняя влага очень быстро усугубляют качество оптики, поэтому установка защитного фильтра важна сразу же после покупки.

Данный вид никак не влияет на качество итоговых снимков, потому как по своему строению – это обычное стекло, чуть лучше оконного.

  • Ультрафиолетовые — являются самыми распространенными среди любителей и профессионалов. Если верить громким словам продавцов, то данный вид защищает матрицу устройства от UV волн. На деле подтвердить или опровергнуть эту информацию не возможно.

  • Скайлайт — имеют бледно-розовый оттенок, из-за чего снимки приобретают теплые тона, я считаю, что их покупка нецелесообразна, данного результата можно добиться за считанные секунды при обработке фото.

  • Поляризационные — применяются в основном во время пейзажной съемки.

Они полностью ликвидируют ненужные блики на отражающих поверхностях, таких как вода или стекло.

Помимо этого, данный фильтр делает снимки более контрастными, особенно это заметно во время фотографирования неба, цвет становиться более глубоким и интересным. Более подробнее можно ознакомится в моей статье – что такое поляризационный фильтр.

  • Нейтральные — чем-то схожи с солнцезащитными очками, только могут иметь переменную плотность затемнения.

Используются, когда возникает необходимость затенить кадр или какую-то его часть, не внося при этом никаких цветовых изменений. Обозначается как ND.

Отлично справляются со своей задачей во время фотосъемки на длинной выдержке движущихся объектов, таких как вода, облака, машины с включенными фарами, люди.

Используя данный фильтр можно избавиться от прохожих людей, для этого нужно экспонировать фото в течение двух минут. Этой возможностью частенько пользуются фотографы, снимающие архитектуру в местах, кишащих туристами.

  • Градиентные — создают разноцветное наложение на снимок, меняющее естественные оттенки.
  • Инфракрасные — используются для художественной фотосъемки, они фиксируют возможность объектов не излучать, а наоборот поглощать инфракрасные волны.

На деле, элементы, поглощающие ИК волны, на фото будут выглядеть более темными, а, например, зелень деревьев, отражающая лучи наоборот станет по-зимнему белой. Этот эффект чем-то напоминает негативный кадр.

  • Флуоресцентный — балансирует свет, излучаемый лампами дневного света, до уровня ламп накаливания. Обозначаются как FLD.

Фильтры для создания различных эффектов на фото

  1. Диффузные — создают приятную размытость предметов, в результате чего фото получается похожим на вырезку из сна.
  2. Лучевые, как правило, используются для стилизации фото под картинку. С их помощью получаются звездные блики вокруг светящегося объекта, например уличного фонаря или различных светодиодов. При этом величина и яркость «звездочки» зависит от размера источника света.
  3. Туманные — понижают контрастность кадра, создавая белесую дымку.
  4. Цветные и многоцветные — меняют цвет всего снимка, либо его отдельной части.
  5. Радужные — создают эффект радуги вокруг источников света.

Как вы поняли, светофильтров существует огромное множество, они отличаются друг от друга строением, назначением, ценой. Кстати, что касается последней, она напрямую зависит от диаметра объектива, чем он больше, тем выше цена.

Также на стоимость влияет марка, родные насадки от производителей Canon и Nikon стоят довольно дорого, но не являются лучше многих аналогов.

Поэтому подойдите к долгожданному приобретению с умом, не тратя финансы. Ориентируйтесь на отзывы покупателей по той или иной модели, а также проводите мониторинг цен в разных магазинах.

Можно с легкостью найти, что-нибудь на Aliexpress, например, тот же самый — Поляризационный фильтр. Обязательно читайте отзывы, по ним уже можно делать выводы, покупать или нет. А много чего там покупаю, например, очень хорошим оказался карандаш для чистки объективов и тряпочка из микрофибры.

Если вы заинтересовались светофильтрами, значит вы уже не просто человек, который ставит режим на авто, и без каких-либо знаний фотоискусства, нажимает на кнопку спуск. Вы хотите чего-то большего. Хотите научиться фотографировать как профи. Именно поэтому, рекомендую вам, обязательно ознакомиться с видео курсом ниже. Это реально хороший курс, который даст вам хороший пенек в ваших начинаниях в качестве фотографа. Все в ваших руках!

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого фотоаппарат NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого фотоаппарат CANON.

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления блога и будьте в курсе всех нюансов фотосъемки. Делитесь статьей в социальных сетях.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

fotorika.ru

Использование фильтров в пейзажной съёмке / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии

Использование фильтров в пейзажной съёмке NIKON D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/125 с, 36.0 мм экв.

Выбор фильтров — сложная тема для многих фотографов. А, между тем, для пейзажиста фильтр — это один из главных инструментов. Так что же за зверь такой — фильтр, и зачем он вообще нужен? Давайте рассмотрим эти вопросы подробнее.

Итак, для чего фотографу фильтры? Многие придерживаются мнения, что всё можно имитировать в Photoshop или Lightroom, особенно эффект градиентных фильтров. Я же использую фильтры, в основном, для контроля выдержки. Например, получить красивую форму волны или смягчить течение реки мне помогают ND фильтры. А градиентные позволяют и контролировать выдержку, и получать результат одним кадром.

Использование фильтров в пейзажной съёмке NIKON D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 31, F22, 2 с, 24.0 мм экв.

Рассмотрим первый плюс — возможность снимать одним кадром. Без градиентного фильтра мне пришлось бы делать два кадра брекетинга и склеивать их позже в Photoshop или Lightroom. А это добавочная работа по склейке и лишняя трата времени на постобработке. К тому же, после склейки возможно проявление артефактов, например, неровная граница или бандинг (полосатость). Это особенно касается сюжетов с деревьями на фоне светлого неба выше горизонта. Листья подрагивают, поэтому качественно склеить такой брекетинг очень непросто. А что, если снять одним кадром, но недоэкспонировать, чтобы сохранить небо? Тогда придётся тянуть тени — это приведёт к шумам.

Второй плюс градиентных фильтров — вы сразу получаете красивый снимок, хорошо проэкспонированный как в светах, так и в тенях. Мне, как перфекционисту (а почти все пейзажисты являются таковыми), важно радоваться результату. Готовый красивый кадр сразу на камере вдохновляет на новые снимки и очень мотивирует. И не только меня, но и моих учеников в группах, когда я им демонстрирую подобное.

Третий плюс — для тех, кто любит конкурсы. Во многих из них брекетинг запрещён, а использование фильтров не регламентировано.

А ещё, когда вы наденете на камеру «гравицапу» 150 мм, вся система будет выглядеть, как космический «пепелац», разрушая самомнение окружающих фотографов. Последнее, конечно, шутка, но, как известно, за «понты» обычно приходится выкладывать крупную сумму. Так и с фильтрами. Если они из качественного стекла, то один фильтр 150 мм обойдётся в 200–300$.

Использование фильтров в пейзажной съёмке NIKON D500 / AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 50, F20, 3 с, 21.0 мм экв.

Итак, вот мой арсенал фильтров:

  1. Круглые фильтры под резьбу 77 мм: CPL в тонкой оправе, ND8, ND16, ND100, ND400. Я использую Marumi и Hoya. Оба дают паразитные оттенки. Эти фильтры идут у меня в связке в основном с AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED и реже — с AF Zoom-NIKKOR 80-200mm f/2.8D ED.

  2. Фильтры Lucroit системы 165 мм, стёкла марки Firecrest: ND 3 stop, ND 10 stop, GND 3 stop soft, GND 4 stop soft, линейный поляризационный фильтр для объектива 14-24 mm.

Как расшифровать все эти буквы и цифры?

NDNeutral Density — нейтрально-серый фильтр. Тёмное стёклышко, снижающее поток света.

GNDGraduated Neutral Density — градиентный нейтрально-серый фильтр. Даёт плавное затемнение сверху вниз, от тёмного к прозрачному.

У фильтров разных систем и производителей также различаются и обозначения плотности. Например, ND8 показывает, что фильтр ослабляет освещённость в 8 раз. 3 stop — на 3 стопа экспозиции. Все эти значения сопоставимы:

  • ND2 = 1 stop = 0,3 = 50% пропускаемого света;
  • ND4 = 2 stop = 0,6 = 25%;
  • ND8 = 3 stop = 0,9 = 12,5%;
  • ND16 = 4 stop = 1,2 = 6,25%;
  • ND32 = 5 stop = 1,5 = 3,125%;
  • ND64 = 6 stop = 1,8 = 1,563%;
  • ND128 = 7 stop = 2,1 = 0,781%;
  • ND256 = 8 stop = 2,4 = 0,391%.

Soft/Hard. Soft

— это фильтр с мягкой границей градиента между тёмной и светлой областью. По факту фильтр с жёсткой границей я не использую, так как область его применения слишком узка. Например, такой фильтр работает, когда на горизонте нет гор и линия земля-небо идеально ровная. В этом случае можно использовать и так называемый реверсивный фильтр, плотность которого к верхней границе падает от максимальной у горизонта.

Полярик, он же CPL (circular polarizer), убирает отражения от воды, блики и позволяет увидеть, например, подводные камни или притемнить небо.

Применение полярика на этом снимке помогло проявить фактуру подводного камня.
Панорама из двух вертикальных кадров.

Применение полярика на этом снимке помогло проявить фактуру подводного камня.
Панорама из двух вертикальных кадров.

Nikon D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F14, 5 с, 24.0 мм экв.

Теперь давайте взглянем на производителей. Я использую систему фильтров Lucroit с высококачественными стёклами Firecrest. Раньше испанцы делали только пластиковые фильтры Formatt-Hitech, но их качество меня не устраивало: они быстро царапались и сильно снижали резкость. Но и стоимость их была на порядок дешевле стекла. Кроме Lucroit, известные производители — NiSi и Lee. Они также выпускают фильтры и системы хорошего качества. Бюджетный вариант — фильтры Cokin, но это, в основном, пластик, который вносит паразитный оттенок и снижает резкость.

Если говорить о круглых фильтрах, то лучшие здесь — Singh-Ray. В России их найти тяжело, но есть Marumi, Hoya — хотя многие из них тоже, к сожалению, дают паразитный оттенок.

Очень рекомендую брать фильтры в тонкой оправе — они не грешат виньетированием. Круглые фильтры также бывают градиентные, но границу там никак не поменять, поэтому в моей работе они бесполезны. Ни в коем случае не рекомендую покупать Vari-ND — нейтрально-серые фильтры с изменяющейся плотностью. Они дают тёмный крест посередине кадра.

Для фильтров-пластинок есть разные типы держателей. Например, 100, 130, 150 или 165 мм. У разных производителей они тоже все обозначаются по-своему. Систему 165 мм можно с переходником использовать даже на объективы 16-35 или 24-70 мм. Но если у вас в арсенале только эти объективы, то разумнее и дешевле купить системы 100/130 мм — они обычно подходят на любую резьбу, надо только заказать отдельно переходное кольцо под диаметр вашего объектива.

Мой любимый объектив для пейзажной съёмки — AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. До недавнего времени для него не было систем фильтров, поэтому я использовал круглые фильтры под 24-70 и снимал панорамы для более широкоугольных панорамных сцен. При этом возникали дополнительные сложности при склейке волн, разлёта облаков и так далее. А теперь я пользуюсь — и хочу акцентировать ваше внимание на этой «убойной» комбинации для пейзажного шедевра — связкой AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED и фильтрами 165 мм! С ними можно поймать форму волны в один кадр, сохранить единую фактуру воды или неба.

Возникает естественный вопрос: можно ли обойтись без фильтров?

Результат нейтрально-серого фильтра почти никак не имитировать, ведь вы изменяете выдержку именно благодаря его наличию.

Нейтральные фильтры позволяют увеличить выдержку и смазать воду или облака, но это не значит, что они превратят воду в молоко. Я предпочитаю снимать воду на выдержках 1/20 – 1, в зависимости от скорости течения воды. Мне нравится, когда вода ещё разделяется на струйки, но при этом уже нет отвлекающих брызг. Тут всё зависит от сюжета. Иногда хочется показать «живую» воду, брызги и взрыв волн.

Применение полярика на этом снимке помогло проявить фактуру подводного камня.
Панорама из двух вертикальных кадров.
NIKON D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/125 с, 36.0 мм экв.

Вы можете предложить закрыть максимально диафрагму до 22 и поставить ISO на минимум, увеличив тем самым выдержку. Но, по моему опыту, даже закрытой диафрагмы на закате иногда не хватает, чтобы увеличить выдержку до 1 секунды. К тому же, закрытие диафрагмы приводит к потере резкости из-за дифракции. Рабочие диафрагмы в пейзаже обычно от 8 до 16. Больше я редко ставлю.

Применение полярика на этом снимке помогло проявить фактуру подводного камня.
Панорама из двух вертикальных кадров.
Nikon D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 160, F16, 1 с, 24.0 мм экв. Разделение воды на струйки — ND3 stop + GND 3 stop.

Разделение воды на струйки — ND3 stop + GND 3 stop.

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F14, 1/2 с, 24.0 мм экв. Волна идёт на нас; тут нужны выдержки короче одной секунды.
Панорама из 3 горизонтальных кадров.

Волна идёт на нас; тут нужны выдержки короче одной секунды.
Панорама из 3 горизонтальных кадров.

Nikon D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F14, 1/2 с, 24.0 мм экв.

Если использовать так называемые big stoppers, то есть ND 10 stop фильтры, то можно добиться эффекта льда или разлёта облаков, даже снимая днём, и получить выдержки по 1–5 минут.

ND 10 stop фильтр, кадр снят днём.

ND 10 stop фильтр, кадр снят днём.

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 31, F13, 206 с, 42.0 мм экв. ND 6 stop фильтр, снято в сумерках.

ND 6 stop фильтр, снято в сумерках.

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 30 с, 14.0 мм экв. Эффект разлёта облаков днём с помощью ND 10 stop.
Панорама из двух горизонтальных кадров.

Эффект разлёта облаков днём с помощью ND 10 stop.
Панорама из двух горизонтальных кадров.

Nikon D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 60 с, 24.0 мм экв.

А что же с брекетингом? Можно ли им имитировать градиентные фильтры и потом, в Lightroom, склеить HDR? Да, можно. Я так и делаю для статичных сюжетов, где нет шевелящихся и движущихся объектов, например, деревьев и воды. Также я отказываюсь от фильтров, когда нужно действовать быстро, ведь такую большую систему, как 165 мм, ещё нужно успеть собрать. Минус фильтров — они, конечно, порядком ограничивают мобильность и оперативность фотографа.

Вот тут дерево качается от ветра, поэтому использовать брекетинг нельзя. Снято с фильтром ND 10 stop.

Вот тут дерево качается от ветра, поэтому использовать брекетинг нельзя. Снято с фильтром ND 10 stop.

Nikon D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 160, F14, 30 с, 24.0 мм экв.

Эффект поляризационного фильтра тоже тяжело имитировать. Да, полярики сейчас есть даже на объектив 14-24 mm, но небо они притемняют «кругами», поэтому я использую их только для воды. Например, чтобы увидеть подводную часть айсберга, убрав с поверхности воды отражение.

Полярик и градиент работают по-разному: первый сделает темнее только синее небо, оставив облака такими же по яркости, то есть отделит их (преимущественно под углом 90 градусов к солнцу) или горы от синего неба. А градиент затемняет и облака, и горы, поэтому будьте с ним аккуратны. В большинстве случаев всё равно приходится исправлять границу градиента по горам, компенсируя недоэкспозицию у самых вершин.

Фильтры ND 6 stop + GND 3 stop с небольшим высветлением вершин.

Фильтры ND 6 stop + GND 3 stop с небольшим высветлением вершин.

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 8 с, 14.0 мм экв.

Добавляем «драмы» в сцену. Такой кадр можно имитировать градиентом в Lightroom, но возможность получить его сразу с камеры мотивирует на дальнейшие творческие поиски.

Фильтры ND 6 stop + GND 3 stop soft + работа с выдержкой.

Фильтры ND 6 stop + GND 3 stop soft + работа с выдержкой.

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 27 с, 14.0 мм экв.

Вот какие правила применения фильтров я вывел за годы пейзажной практики в самых разных условиях:

  1. Когда экспонируете кадр на выдержках дольше секунды, закрывайте видоискатель шторкой, тканью или рукой. Сложно поверить, но свет проходит через видоискатель и попадает через щели на матрицу, давая паразитные засветки и полосы. Особенно это касается выдержек дольше минуты — задраить все люки!

  2. Ставьте фильтр в ближний к камере слот, особенно ND. Иначе могут появиться засветки.

  3. Не используйте больше 2 фильтров за один раз. Я из-за этого не ставлю защитный фильтр на линзы. Это даёт лучшее качество, меньше бликов и меньшее виньетирование.

  4. Можно не использовать фильтры для съёмки равномерно освещённых сцен без движения — градиент и драматичное небо в пасмурную погоду в данном случае хорошо имитируются в Lightroom.

  5. Для съёмки воды используйте выдержки порядка 1/10-1 секунды. Так сохранится её фактура и не превратится «в молоко». Помните, что выдержка зависит от скорости течения воды.

  6. Не показывайте зрителю результат градиента — его не должно быть заметно. Особенно по горам и деревьям над горизонтом.

  7. Если вы не знаете, с чего начать знакомство с фильтрами, купите сначала самый нужный для своих задач. Для меня, как пейзажного фотографа, это ND16, а самые ходовые — ND8, ND16, GND 3 stop (GND8), CPL. Поэкспериментировав сначала с круглыми фильтрами, вы поймёте, нужны ли вам пластинки.

  8. Не используйте фильтры на открытых диафрагмах объектива. При этом положении резкость к краю кадра падает и без того, плюс её немного снижают и фильтры. В совокупности дефект усугубляется.

  9. В дождь использование фильтров почти бесполезно, так как капли легко попадают на стекло. Хотя, у систем Lucroit есть, например, шторки от дождя, которые иногда спасают.

  10. Старайтесь не использовать фильтры для съёмки в контровом свете (когда солнце в кадре) — фильтр даст дополнительных зайчиков, особенно, если он немного грязный.

  11. Фильтры-пластинки очень хрупкие, для хранения и транспортировки лучше сразу обзавестись жёстким кейсом.

prophotos.ru

Как выбрать светофильтр? Защитные, поляризационные и градиентные фильтры

Дата публикации: 12.10.2015

Светофильтры в цифровую эпоху

Светофильтр на объектив — это, пожалуй, самый непонятный для новичка в фотографии аксессуар. С одной стороны, все фотографы прошлого так или иначе их использовали. Да и консультант в магазине, скорее всего, настойчиво посоветует вам приобрести светофильтр. С другой стороны, за последние годы многое поменялось в технической стороне фотографии: некоторые типы фильтров стали просто не нужны.

Как выбрать светофильтр? Защитные, поляризационные и градиентные фильтры

Тем не менее ряд сюжетов без правильно подобранного фильтра снять точно не удастся. Да и самую банальную задачу — защиту передней линзы объектива от механических повреждений — никто не отменял. В этой статье поговорим о том, какие фильтры действительно нужны для фотографии сегодня и как выбрать лучший светофильтр.

Какие фильтры не нужны для цифровых камер?

С начала XXI века многие фотографы перешли с пленочных фотоаппаратов на цифровые. Безусловно, это упростило процесс съемки и обработки снимков. Точно так же переход на цифровые технологии сказался на работе со светофильтрами. Например, все современные цифровые фотоаппараты сами умеют подбирать баланс белого, адаптируясь к условиям освещения — лампам накаливания, солнечному свету и другим источникам. А ведь совсем недавно для обеспечения правильной цветопередачи использовались не предустановки баланса белого, а стеклянные фильтры разных оттенков и плотности, их еще называли конверсионными. Итак, об этом типе светофильтров можно забыть, если вы снимаете на цифровую камеру.

Установка баланса белого в современных цифровых камерах позволила отказаться от конверсионных светофильтров даже при съемке с искусственным освещением

Установка баланса белого в современных цифровых камерах позволила отказаться от конверсионных светофильтров даже при съемке с искусственным освещением

Кроме конверсионных также широко применялись просто цветные фильтры: красные, желтые, синие, зеленые. Их использовали для черно-белой фотографии. Благодаря таким фильтрам до пленки беспрепятственно доходили лишь лучи определенного цвета, а остальные цвета ослаблялись. Например, красный фильтр позволял получить на черно-белой пленке почти черное, очень драматичное и красивое небо. Сегодня такой же эффект легко получить как при цифровой обработке, так и непосредственно в камере.

Настройка Picture Control «Монохром с красным фильтром»

Настройка Picture Control «Монохром с красным фильтром»

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/2500 с, 70.0 мм экв.

Потеряли былую актуальность софт-фильтры, снижающие резкость кадра для получения определенного художественного эффекта — сглаживания текстуры и неровностей кожи в портретной съемке, свечения контрастных границ в других сюжетах. Им на смену пришла цифровая ретушь. Впрочем, здесь не все так однозначно. Некоторые фирменные софт-фильтры дают уникальный эффект, подобно тому как каждый объектив обладает неповторимым характером размытия фона. Так что полностью отказываться от софт-фильтров не стоит.

Но есть еще несколько типов фильтров, без которых по-прежнему не обойтись. Их нельзя заменить никакими цифровыми технологиями. О них — на следующей странице.

prophotos.ru

Зачем нужны фильтры на объектив?

Не так давно возникло во мне желание немножко облагородить свой Nikon D3000 и заказать к нему соответствующую бленду диаметром 52 мм. Главная задача этой накладки на объектив состоит в грамотном отсечении света, кроме того, эта вещь косвенно служит защитой объектива от ударов и царапин. Так получилось, что покупку я делала удаленно через сеть Интернет, и бленду отдельно покупать было не так выгодно, как заказать целый набор: три фильтра на объектив, четыре накладные линзы, бленду и защитную крышку.

Спустя две недели пришла моя посылочка, но дело в том, что до этой покупки светофильтрами мне пользоваться не приходилось, а знания о том, для чего они нужны, было чисто теоретическим. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной посмотреть, что же все-таки получается во время съемки с различными фильтрами, и вместе разобраться, для чего они нужны.

Популярные светофильтры на объектив

Поляризационный светофильтр

Первый фильтр, о котором хотелось бы поговорить — поляризационный. Его вы можете видеть на фото ниже.

Поляризационный фильтра на объектив

Поляризационные фильтры используются в цифровой фотографии наиболее часто. Эти светофильтры обозначаются аббревиатурой PL (CPL, LPL) и их основная задача — снизить количество отраженного света, попадающего на сенсор камеры. Поляризационные фильтры снижают яркость фотографий и повышают их насыщенность.

????????????????????????????????????

Существует два вида поляризационных фильтров: круговые (CPL) и линейные (LPL). Линейные поляризационные фильтры менее эффективно снижают поляризационный свет, чем круговые, зато ставить их можно под любым углом, в то время как круговые поляризационные фильтры нужно ставить под прямым углом к оптической оси.

поляризационный фильтр

Круговой (циркулярный) фильтр представляет из себя систему из двух оправок: оправка со стеклом + оправка. Оправка со стеклом свободно вращается, и поворачивая ее под определенным углом, нам удается достичь желаемого эффекта.

зачем нужен PL фильтр

Итак, для чего нужен поляризационный фильтр? Первое: для уменьшения количества бликов и отражений от блестящих поверхностей (за исключением металлических), второе: для увеличения насыщенности фотографий. PL-фильтр просто незаменим во время съемки воды: он убирает паразитные отражения с поверхности, и вода выглядит чистой и прозрачной.

Однако»полярик» следует использовать с осторожностью и умением. Не стоит использовать его в качестве защитного фильтра для объектива и носить, не снимая. Поляризационный фильтр может оказывать негативное влияние на снимок, так как он сильно крадет свет — увеличивается риск размытия фотографий при съемке без штатива.

FLD-фильтр (флюрисцентный светофильтр)

Второй светофильтр, который шел в комплекте, это FLD-фильтр. Для него характерен яркий фиолетовый оттенок.

Fld фильтр на объевтив

Для чего он предназначен? Он сокращает или полностью убирает неприятный зеленоватый оттенок, появляющийся на снимках, где фигурируют лампы дневного света.

FLD фильтр

Использовать его можно при съемке городских пейзажей в темное время суток. Изначально FLD-фильтры были созданы для съемки на пленочные фотоаппараты, и для цифровой фотосъемки они не нужны, особенно в формате RAW. Так что этот фильтр я навряд ли буду использовать.

UV-фильтр

Третий, и последний фильтр, идущий в комплекте — UV-фильтр.

UV фильтра на объектив

Ультрафиолетовый фильтр сегодня чаще всего используется в качестве защитного фильтра. Никакого влияния на изображение UV-фильтр не оказывает (в идеале) и его можно использовать во время съемки любого типа. На пленочных камерах UV-фильтр повышает контраст и уменьшает дымку, но в эпоху цифровой фотографии на такие камеры почти никто не снимает.

Очень важно, чтобы ультрафиолетовый фильтр был хорошего качества и содержался в чистоте, так как он может значительно ухудшить качество изображения и прибавить столь нежелательных бликов.

Стоит ли использовать UV — фильтр? Если вы — владелец дорогостоящего объектива, желательно иметь такой защитный фильтр, ведь проще заменить его, чем ремонтировать объектив. Если ваша камера — любительская, то здесь стоит задуматься о целесообразности его использования.

Подводим итог: из трех фильтров, идущих в комплекте, самый нужный — поляризационный, самый часто используемый — защитный UV-фильтр, бесполезный — FLD-фильтр.

prostoloca.ru

Руководство по использованию фильтров #1

Фильтры – аксессуар для объектива, который интересен многим фотографам. Обеспечивая определенное количество эффектов и опций, фильтры могут также защитить ваши инвестиции в объектив или подчеркнуть ценность ваших качественных стекол, увеличивая их производительность. Сегодня мы собираемся взглянуть на ряд общих вопросов, связанных с использованием фильтров.

Использование фильтров

Прежде всего, давайте рассмотрим основы прикрепления фильтра к вашему объективу. Наиболее важная часть выбора подходящего фильтра – корректный размер.

Почти каждый объектив имеет резьбу под фильтр. Имеются в виду выемки и бороздки на передней части объектива, позволяющие накручивать на него фильтр. Интересная часть состоит в том, что диаметр резьбы фильтра разнится от одного объектива к другому. В результате, вы не можете купить один фильтр и ожидать, что он подойдет ко всей вашей линейке стекол.

Резьба фильтра выражается в миллиметрах, или мм. Эти «мм» никак не связаны с «мм» зума вашего объектива. Очевидно, что стекла большего размера требуют больших фильтров. Лучший способ выбрать фильтр верного размера – погуглить ваш объектив и проверить резьбу фильтра. Данные доступны на сайте производителя. На некоторых, но не на всех, объективах указан размер фильтра. Он выражается в количестве миллиметров следом за кругом с косой чертой через него.

Стоит отметить, что к некоторым линзам нельзя прикрепить фильтры спереди. Флагман компании Nikon, широкоугольный объектив 14-24мм – хороший пример этого. Такие компании как Cokin производят сложные решения для фильтров, которые крепятся на передней части объектива, и требуют некоторых дополнительных запчастей.

Nikon 14-24мм – фантастический объектив, но кое-что ограничивает использование фильтров, — на переднем выпуклом элементе объектива отсутствует резьба.

И наконец, некоторые объективы имеют специальные задние фильтры. Я видел это как в тяжелых телеобъективах с огромными передними элементами, так и в некоторых широкоугольных объективах с выпуклыми передними элементами. Эти объективы могут иметь «встраиваемые» фильтры, которые вставляются не перед объективом, но где-то по центру или ближе к задней части. Мой объектив Sigma 15-30 мм, например, имеет задний держатель для фильтра.

Когда вы выбираете объектив, держите в голове то, что вам понадобится фильтр. Вышеупомянутый Nikon 14-24мм часто упоминается как один из лучших в мире широкоугольных объективов, но отсутствие возможности использовать фильтры является причиной того, что некоторые профессионалы ищут другие варианты, которые можно использовать с фильтрами. Если вы относитесь к типу фотографов, которым действительно нравятся фильтры, убедитесь, что выбранный вами объектив позволяет использовать их.

Выбор фильтра

Фильтры отнюдь не созданы равными. Качество используемого стекла широко варьируется от производителя к производителю.

Выбор дешевых фильтров компрометирует оптическое качество ваших дорогих объективов. Зачем помещать низкокачественный фильтр на объектив? Плохо сконструированные фильтры могут свести к нулю хорошую оптику профессионально откалиброванных объективов. Это заманчиво, конечно, сэкономить деньги на выборе недорогого фильтра, но если вы уже инвестировали уйму денег в сам объектив, этот подход имеет мало смысла.

Просмотр обзоров и проведение исследований всегда необходимы при выборе камеры и аксессуаров, и фильтры не исключение. Слишком много продавцов на eBay распространяют недорогие фильтры для объективов для начинающих. Совершая ошибку и используя некоторые из этих фильтров, я могу лично свидетельствовать, что небрендовые фильтры – это потеря времени и показателей качества объектива.

Виды фильтров

В этом разделе, мы собираемся рассмотреть некоторые наиболее популярные виды фильтров и эффекты на изображениях, которые они создают.

Нейтрально-серые фильтры

Когда я впервые увидел нейтрально-серый фильтр, я с трудом мог понять его назначение. Нейтрально-серые фильтры, или ND (neutral density) фильтры, созданы для того, чтобы уменьшить количество света, проходящего через объектив, и, следовательно, количество света, достигающего сенсора.

В чем практическая ценность этих фильтров? Я обычно использую нейтрально-серый фильтр со вспышкой. Давайте рассмотрим сценарий с использованием вспышки, с которым вы можете столкнуться. Скажем, мы хотим применить вспышку, на солнце иногда нужен заполняющий свет. Мы также хотим использовать широкую диафрагму, чтобы обеспечить приятную малую глубину резкости.

ND фильтр Hoya, пример нейтрально-серого фильтра.

Если мы откроем диафрагму шире, даже если мы используем самое низкое значение ISO, мы можем столкнуться с тем, что выдержка короче скорости синхронизации  — следовательно, вспышка не сработает, как должно. Что нам нужно, так это уменьшить общее количество света, достигающего сенсора, и ND фильтр – отличный способ это сделать. С этими фильтрами на наших объективах, мы уменьшаем конечное количество света, достигающего сенсора, сохраняя диафрагму широко открытой и выдержку в диапазоне синхронизации.

Мы поговорим более подробно об этих фильтрах во второй части статьи.

Поляризационные фильтры

Другой фильтр, часто используемый пейзажными фотографами, это поляризационный. Он в числе фаворитов, поскольку может помочь вернуть синеву небу и усилить контраст и цвета фотографии.

Многие люди не понимают разницы между циркулярными и линейными поляризационными фильтрами. Говоря просто, если вы используете современную автофокусную камеру, вам стоит выбирать циркулярный поляризационный фильтр для точной работы объектива с автофокусом.

В этом изображении с веб-сайта B&W, мы можем увидеть эффект от использования поляризационного фильтра. На примере справа, отметьте глубокий синий цвет неба и уменьшение отражений как на стекле в здании, так и на воде.

Цель поляризационных фильтров отличается от целей ND фильтров, но они также уменьшают количество проходящего через них света. Количество варьируется от фильтра к фильтру, но обычно составляет около 2 ступеней.

Поляризационные фильтры могут также сократить количество отражений на поверхностях типа воды и стекла. Классический пример использования поляризатора — это снимок пруда, в котором видно, что находится под поверхностью воды.

Нужно, правда, внимательно относиться к выбору поляризационного фильтра для широкоугольного объектива. Чем шире объектив, тем более вероятно вы получите эффект виньетирования, или затемнения по углам. Чтобы избежать этого эффекта, я настоятельно рекомендую обратить внимание при покупке на то, помечен ли он как «тонкий» («thin»), чтобы минимизировать или полностью ликвидировать эффект виньетирования.

Поляризаторы – это отличные инструменты для пейзажных фотографов и тех, кто снимает дикую природу. Однако убедитесь, что не используете их все время, т.к. вы можете захотеть получить максимально возможное освещение на сенсоре. Поляризационные фильтры менее популярны для любого типа съемки людей.

Защитные

Один из фильтров, без которых я редко выхожу из дома, это защитный. Эти фильтры чрезвычайно важны для защиты ваших инвестиций в объективы. Имея опыт падения объектива, спасенного фильтром за 30$, я навечно лоялен к защитным фильтрам. Когда вы имеете дело с дорогим стеклом, глупо не позаботиться, пытаясь сэкономить, о защите объектива.

Защитный фильтр на мой Canon 35L спасал стекло объектива во многих трудных случаях.

Кроме того, свадебная фотография (да и многие другие виды съемки) является очень суетным, подвижным бизнесом. Честно признаться, я редко использую крышечки объективов потому, что они слишком неудобны и часто в итоге все равно теряются. Я размещаю свои объективы в сумке с прикрепленными фильтрами, но без крышечек. Я могу быстро менять объективы и не задумываться о снимании крышечек, а, следовательно, не отвлекаться от съемки.

Защитные фильтры часто маркируют и продают именно так. Другие фильтры, используемые для защитных целей, это, например, UV фильтры. Мы поговорим о них более подробно во второй части этой статьи.

Заключение

Фильтры, рассмотренные выше, это полезные инструменты, которыми пользуются многие фотографы. Все они при верном использовании могут помочь улучшить ваши результаты и обеспечить множество вариантов их применения. Убедитесь, что выбрали высококачественные фильтры, и, как всегда, потратьте время на экспериментирование, чтобы понять, какие подходят вам лучше всего.

Автор статьи: Andrew Childress

photo-monster.ru

Фотофильтры для объектива — виды и опции

Начинающие фотографы часто сталкиваются с различными «примочками» для фотоаппарата, о которых они, возможно, слышали, но не знают, каково их предназначение. Одной из них является фильтр для объектива, о котором и пойдёт речь в данной статье.

Условно все светофильтры можно подразделить на четыре группы:

  • 1. Фильтры для защиты объектива.
  • 2. Фильтры для ограничения или увеличения пропускания света на светочувствительный элемент.
  • 3. Фильтры для получения дополнительных эффектов.
  • 4. Насадочные линзы.

Фильтры для защиты объектива

Они нужны, чтобы защищать объектив, а именно переднюю линзу от повреждений, а также для того, чтобы избежать попадания пыли и влаги на объектив. В качестве защитных фильтров может использоваться обыкновенный протектор из стекла с просветляющим покрытием, дабы избежать искажения от использования, или ультрафиолетовый фильтр, который видимого эффекта давать не будет, при этом в некоторых условиях съемки поможет (при ярком свете солнца, в горах или вблизи большого водоема). Бытует мнение, что защитные фильтры стоят дешево и можно покупать любой, однако чем дешевле фильтр, тем больше он даст нежелательных искажений и уменьшит количество света, попадающего в объектив, таким образом, фактически значительно ухудшив характеристики объектива. Важно помнить, что на многих объективах передняя линза также покрыта просветляющим составом, который в случае неправильного ухода может быть поврежден: это еще одна причина иметь фильтр для защиты объектива.

Фильтры для ограничения или увеличения пропускания света на светочувствительный элемент

К таким фильтрам можно отнести самые популярные поляризационные, нейтральные, градиентные и солнечные фильтры. Поляризационные фильтры используются для того, чтобы убрать нежелательные блики, солнечные зайчики. Например, при съемке воды убрать отражающиеся в ней деревья, при съемке через окно убрать свое в нем отражение или убрать с фотографии солнечные кругляшки, которые при ярком свете практически неизбежны.

Поляризационные фильтры бывают линейными и имеют всегда постоянный эффект, а бывают циркулярными, когда их можно подкручивать уже на объективе, чтобы добиться наилучшего результата. Нейтральные фильтры используются для уменьшения проникающего света. Как правило, используются в очень солнечные дни, когда из-за солнца происходит пересвет кадра. Такие фильтры бывают с разной пропускной способностью, например, фильтр с индексом 2 в названии пропускает в два раза меньше света, с индексом 4 — в четыре раза меньше света и так далее.

Градиентный фильтр выравнивает свет на фотографии, затемняя особенно яркие участки, и может использоваться для получения художественных эффектов. Название солнечного фильтра говорит само за себя: при его использовании фотограф легко может снимать такие яркие объекты, как солнце или сварка, без вреда для своего здоровья, а также для «здоровья» фотоаппарата, поскольку матрица довольно прихотлива в вопросе выгорания пикселей при долгом или очень ярком свечении на нее.

Фильтры для получения дополнительных эффектов

Есть множество такого рода фильтров для объетива: от цветных, которые придают фотографии определенный оттенок, до моделей, дающих эффект тумана или дымки и понижающих контрастность. Такие фильтры используются значительно реже, чем вышеописанные. На них стоит обратить внимание, только если точно понимать, каким будет эффект и для чего он нужен. Тут важно помнить, что фотографию, сделанную с использованием такого фильтра, к исходному виду вернуть будет нельзя, поэтому есть смысл такие эффекты делать при дальнейшей обработке.

Насадочные линзы

Назвать их именно светофильтрами будет не совсем верно, однако учитывая способ крепления, их все же чаще всего относят именно к данному виду аксессуаров. Три самых популярных модели — это макролинза, полулинза и широкоугольный конвертер. Первая дает возможность сделать из простого объектива макрообъектив (позволяет значительно уменьшить минимальное фокусное расстояние). Чаще всего используется на фотоаппаратах с несменной оптикой. Вторая имеет очень необычный эффект резкости на разных частях кадра, то есть позволяет сфокусироваться на двух разных элементах при их разной удаленности. Третья дает эффект уменьшения фокусного расстояния, тем самым увеличивая угол захвата объектива. Применима для оптики с маленьким углом обзора.

Самый необходимый светофильтр — защитный. Его лучше приобретать сразу при покупке самой оптики. Без его использования можно лишиться объектива, который часто бывает дороже самого фотоаппарата, а его ремонт может быть невозможным. Поляризационным, нейтральным, градиентным и солнечным фильтрами можно пользоваться, и это очень удобно, а можно и не иметь их в своем арсенале, доводя фотографию до нужного вида обработкой в различных редакторах (хотя и о стоимости лицензионных программ тоже забывать не стоит). То же самое можно сказать и о фильтрах для эффектов. Насадочные же линзы позволят вам избежать покупки дорогостоящего узконаправленного объектива, однако обязательными тоже не являются.

media-stock.ru

Защитные светофильтры для объективов. Для чего нужны светофильтры на объектив? :: SYL.ru

Наряду с улучшением качества фототехники совершенствуются и аксессуары, которые оказывают непосредственное влияние на то, каким будет снимок. Даже самый производительный и функциональный аппарат не заменит эффект, получаемый от использования светофильтров. Если раньше это были атрибуты профессиональных фотографов, то сегодня защитные светофильтры для объективов вполне доступны и любителям, желающим получать качественные фото. Сложно назвать конкретные задачи, которые решают светофильтры для фотоаппаратов – с одной стороны, это защитная функция, с другой – возможность внесения декоративных оттенков. В обоих случаях предполагается использование фильтров с конкретными характеристиками, поэтому в процессе выбора следует знать, что они собой представляют и как используются.

Что представляет собой светофильтр?

светофильтры для объективов nikon

Устройство данного аксессуара элементарно и, как правило, включает оправу и оптическое стекло (линзы), обеспечивающее защиту. Характеристики последнего во многом влияют на качество защитной функции фильтра от механических воздействий и, что самое важное, обеспечивают необходимый эстетический эффект. Если резюмировать, то ответ на вопрос, для чего нужны светофильтры на объектив, сведется к двум задачам:

  • Предохранение объектива от грязи, песка, царапин, воды и т. д.
  • Создание нужного фотографического эффекта при съемке.

Есть два типа фильтров: накладные и навинчивающиеся. В первом случае пользователь может совмещать аксессуар с любым фотоаппаратом, а во втором необходимо изначально сопоставить технику с параметрами и типоразмером фильтра. С точки зрения удобства и надежности навинчивающиеся светофильтры выгоднее, поскольку их можно прикрутить один раз и забыть, а функция защиты повышается благодаря герметичному креплению. К достоинствам, которыми располагают накладные светофильтры, можно причислить универсальность. В диаметре размеры устройств могут варьироваться от 4,6 до 8,2 см. К примеру, светофильтры для объективов Nikon имеют диаметр 5,2 см. Также они различаются по толщине – как правило, тонкие модели стоят дороже и обеспечивают более высокое качество фильтрации и самих фотографий.

Нейтральные фильтры

светофильтры для объективов

Один из наиболее популярных фильтров, который является прозрачным и преимущественно используется вместе с цифровыми камерами. Такие светофильтры для объективов оберегают поверхность линзы от загрязнений и царапин – собственно, это основная функция всех разновидностей данного аксессуара, но есть у него и другие особенности.

Специалисты различают несколько типов нейтральных светофильтров. Среди них нейтрально-серые (ND), ультрафиолетовые (UV) и SKY-фильтры. В первом случае использование аксессуара оправдано при съемке в условиях чрезмерного освещения – экран меняет тональность цвета и контролирует объем света. УФ-фильтры, соответственно, защищают от избыточных солнечных лучей, а SKY-экраны управляют «синевой» и применяются в хмурую погоду с дождем.

Поляризационный светофильтр

защитные светофильтры для объективов

С помощью поляризационного фильтра можно устранить блики при фотосъемке светоотражающих поверхностей – например, стекла и воды. Фильтр также способен затемнять голубое небо, оставляя естественный баланс цветов. В данном случае светофильтр имеет две линзы: неподвижную и вращающуюся. Подобные конструкции дают возможность выбирать оптимальные параметры контраста, насыщенности и свечения бликов.

Сами оправы таких моделей могут дополняться пометками для определения наилучшего угла установки. Поляризационные светофильтры для объективов эффективны и при создании черно-белых снимков. Прикрутив такое дополнение к фотоаппарату, желательно увеличить выдержку на 2 ступени. При этом величина угла съемки относительно объекта или поворот линзы значения не имеют – необходимость увеличения выдержки обусловлена тем, что подобные фильтры задерживают светопередачу.

Цветные и градиентные фильтры

для чего нужны светофильтры на объектив

Гораздо реже применяются цветные светофильтры. В основном их используют для черно-белых фотоснимков с целью регулировки контрастности. Дело в том, что управление цветом как таковым сегодня осуществляется уже в процессе редактирования цифровых изображений, поэтому в реальности их используют все меньше. И все же некоторые эффекты можно получить только в ходе съемки. Например, красные светофильтры для объективов повышают контрастность между облаками и небом, выделяя первые на фоне небосвода. Однако применительно к цифровой технике такие устройства не актуальны. В качестве исключения можно отметить лишь цветные градиентные фильтры, которые меняют цвет того же неба.

«Звездные» фильтры

Принцип работы так называемых «звездных» светофильтров основан на применении «растровых сеток». Такие линзы устанавливаются на объектив и вносят дополнение в виде яркого источника света, который попадает в кадр. В конечном итоге создается вкрапление из длинных линий, проходящих по центру снимка. Для достижения подобных эффектов на поверхности линз вытравливаются тонкие линии, которые идут параллельно с шагом в несколько миллиметров. В частности, «звездный» светофильтр для объектива Canon позволяет создавать крестообразные конструкции и разнообразные лучистые эффекты, выведенные из реальных объектов.

Уход и правила эксплуатации

светофильтр для объектива canon

Хотя фильтры сами по себе выполняют защитную функцию от физических повреждений, они также требуют бережной эксплуатации и содержания, как и объективы. Мельчайший дефект непременно отразится на очередном снимке. Поэтому брать светофильтры для объективов следует только за кромки (прямоугольные и желатиновые пластиковые модели) или за оправу (версии с байонетными или резьбовыми крепежами). Чтобы исключить риск перекоса оправы, в процессе установки светофильтра в компедиум или при вкручивании его в объектив не стоит прилагать к операции чрезмерных усилий. Какой бы качественной ни была оптика, любой фильтр весьма чувствителен к внутреннему напряжению.

Для чистки поверхности линз используются те же средства, что и при обработке другой оптики. Например, допускается сдувание пыли и прочих загрязнений с помощью воздушных потоков от груши или компрессора. Также в набор по уходу входят кисточки, безворсовая ткань и специальные растворители – подобные комплекты зачатую поставляются производителями самой оптики.

www.syl.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *