Петрович картинки: Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки» / Радио Маяк

Содержание

Модест Петрович Мусоргский «Картинки с выставки»

Запишите пожалуйста тему
урока:
Модест Петрович
Мусоргский
«Картинки с выставки»
Модест Мусоргский был отзывчивым по натуре
человеком, поэтому люди к нему тянулись и старались
завести с ним приятельские отношения. Одним из
лучших друзей композитора был талантливый художник
и архитектор Виктор Гартман. Они много времени
проводили за разговорами, часто встречались,
обсуждая живопись, музыку.
Через год после смерти своего друга и прекрасного художника,
была организована огромная выставка, включавшая в себя
работы талантливого мастера от акварели до работ маслом.
Разумеется, Модест Петрович не мог пропустить это
мероприятие. Выставка имела успех. Художественные работы
произвели сильнейшее впечатление на композитора, поэтому он
незамедлительно принялся за сочинение цикла произведений.
ЦИКЛ, если говорить о музыке- когда в одном сборнике много
произведений, объединённых общим смыслом.

по мотивам картин
художника Виктора Гартмана
Обложка первого издания
«Картинок с выставки» (1886)
ЗАПИШИТЕ
ПОНЯТИЕ
Сюитамузыкальное
произведение,
которое состоит
из нескольких
частей.
контрастных по
характеру.
ПРОЧТИТЕ НАЗВАНИЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ВОШЕДШИХ В
ЭТОТ МУЗ.ЦИКЛ
Музыкальный цикл состоит из 10
пьес:
— Прогулка
— Гном
— Старый замок
— Тюльирийский сад
— Скот
— Балет невылупившихся птенцов
— Два еврея, богатый и бедный
— Лиможский рынок
— Катакомбы
— Избушка на курьих ножках
— Богатырские ворота
ПРОГУЛКА
Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз.
В этой теме Мусоргский изобразил самого себя, переходящего от картины к
картине.
ГНОМ
Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает.
Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами
мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он
перебегает с места на место и замирает.
СТАРЫЙ ЗАМОК
У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия —
пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую
печаль.
Тюльирийский сад
На рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со
множеством детей и нянек». Эта короткая пьеса совершенно отличается по
характеру от предыдущей. Звучит солнечная мелодия, ритм напоминает
детские считалки и дразнилки.
БЫДЛО
На картинке изображена польская телега, запряжённая волами. В музыке
ясно слышен эффект приближения и удаления этой огромной телеги со
скрипучими колёсами.
БАЛЕТ НЕВЫЛУПИВШИХСЯ ПТЕНЦОВ
Эта лёгкая и весёлая пьеса — комичный и чуть беспорядочный танец
птенчиков. В первой части мелодическая линия остроумно сочетается с
птичьим щебетом и с изображением лёгких и неуклюжих подпрыгиваний и
взмахов.
ДВА ЕВРЕЯ, БОГАТЫЙ И БЕДНЫЙ
В музыке речь первого из них звучит уверенно и весомо, с повелительными
интонациями. Речь второго, бедного еврея, звучит контрастно первому, на
дребезжащих верхних нотах , его голосу приданы жалобные и просительные
интонации
ЛИМОЖСКИЙ РЫНОК
В музыке отчётливо слышится – рыночный шум, галдёж, суета.
КАТАКОМБЫ
Мрачное подземелье с римской гробницей. На переднем плане Гартман
изобразил себя.
ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ
У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на
курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно
другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой
силы»
БОГАТЫРСКИЕ ВОРОТА
Эта часть звучит, как торжество православия, изображая праздничный
колокольный перезвон.
Вот и закончилась наша музыкальная прогулка

М.П. Мусоргский «Прогулка»: история, содержание, интересные факты

Модест Петрович Мусоргский «Прогулка»

 

Модест Петрович Мусоргский – великий русский композитор, творец-новатор, создавший такие гениальные произведения, что они и в нынешнее время с необычайной магической силой воздействуют на слушателя. Обладая многогранным талантом, Мусоргский, по воспоминаниям современников, был высокообразованной личностью и, ко всему прочему, великолепным пианистом, который своим прекрасным исполнением завораживал аудиторию. Композитор написал не очень много фортепианной музыки, но те произведения, которые он создал, признаны настоящими шедеврами. Как, например, «Картинки с выставки» — уникальная сюита, состоящая из десяти фортепианных миниатюр, талантливо объединённых автором в единое целое пьесой с названием «Прогулка».

Историю создания «Прогулки» Мусоргского, а также музыкальное содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

 

 

История

История создания миниатюры «Прогулка» неразрывно связана с возникновением фортепианной сюиты «Картинки с выставки», которую Модест Петрович Мусоргский сочинил в начале лета 1874 года.

Преддверие семидесятых годов. Никто тогда из соратников Мусоргского даже не предполагал, что для тридцатилетнего композитора наступает последний и весьма нелёгкий этап его жизненного и творческого пути.

Поначалу Модесту Петровичу отказали в постановке оперы «Борис Годунов». Затем смерть близких людей больно ранила композитору душу. В июле 1873 года безвременно ушёл из жизни близкий друг Мусоргского художник и архитектор

Виктор Гартман, с которым он несколько лет назад познакомился в доме Владимира Васильевича Стасова. Душа компании, остроумный человек, из которого шутки безудержно выплёскивались как из фонтана, своим талантом и артистизмом сразу привлёк внимание Модеста. Подружившись, художник и композитор затем часто встречались, и в последний раз они увиделись летом 1873 года на одном из музыкальных вечеров.

Возвращаясь вместе домой, Мусоргский и Гартман безудержно рассказывали друг другу о произошедших в их жизни переменах, обсуждали новости культурной жизни, но вдруг неожиданно Виктор стал задыхаться, схватился за сердце и упал. Модест как мог старался помочь, но тогда услышал, что дни его друга сочтены. Действительно, вскоре композитор узнал, что любимого им Гертмана не стало.

К годовщине смерти талантливого художника Владимир Васильевич Стасов решил организовать выставку его творческих работ, а также рисунков и картин, созданных во время многочисленных поездок Виктора по России и Европе. Посещение этой экспозиции сильно взбодрило Мусоргского, ведь унылое настроение не покидало композитора весь прошедший год.

Была свежа горечь от утраты друга, Стасов со всем семейством надолго уехал за границу, сильно занемогла Людмила Ивановна Шестакова – сестра Михаила Глинки, да и в «Могучей кучке» не было прежнего лада. Все эти причины сильно расстраивали Модеста, так как его покидали близкие ему люди, и у него постоянно возникало чувство одиночества. И вот посмертная выставка работ любимого Витюши оживила Модеста и зарядила его творческим импульсом. Впечатлившись увиденным, композитор замыслил на сюжеты работ Гартмана создать серию фортепианных пьес и объединить их в сюиту. «Картинки с выставки» — так Мусоргский именовал своё новое детище, были созданы в июне за три недели на одном дыхании. Десять разнохарактерных пьес он своеобразно связал темой перехода, которую и назвал «

Прогулкой».

После того как композитор в своих музыкальных зарисовках поставил последнюю ноту, его новое детище было представлено композиторам «Могучей кучки». Получив одобрение от друзей, Модест Петрович приободрился и вновь занялся оперой «Хованщина». Отредактированные Римским-Корсаковым «Картинки» и, соответственно, пьеса «Прогулка» впервые увидели спустя пять лет после безвременной кончины Мусоргского, то есть они были изданы в 1886 году.

 

 

Интересные факты

  • Гартман Виктор Александрович, слывший незаурядной личностью, был архитектором, сценографом, художником и орнаментистом, а также основоположником неорусского стиля в архитектуре. Основным его занятием была архитектура, но увы, ему очень не везло, и из всех его работ сегодня сохранилась только мамонтовская типография в Леонтьевском переулке в Москве.
  • Гартман так высоко и ценил Мусоргского, что иначе как «божественным» композитора не называл.
  • Художник Виктор Александрович Гартман скончался и был погребён в подмосковной усадьбе Киреево, где строил украшенный русской резьбой дачный домик для владельца поместья купца Ивана Фёдоровича Мамонтова – отца известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. К большому сожалению, до настоящего времени усадьба, располагающаяся в районе Химок, не сохранилась, и теперь на её месте находится развязка Московской кольцевой автодороги и Лихачёвского шоссе.
  • Мусоргский – композитор – новатор, постоянно искавший новые пути в музыке, среди своих соратников считался недоучкой. Даже Римский-Корсаков, который являлся близким другом Модеста, высказывался о том, что произведения Мусоргского можно исполнять только после тщательной редакции его сочинений, то есть исправления гармонии и оркестровки. После безвременной кончины композитора его «музыкальный душеприказчик» Николай Андреевич Римский-Корсаков проделал всю эту колоссальную работу.

  • Экспонатами посмертной выставки работ Виктора Гартмана были картины, акварельные рисунки, архитектурные проекты, эскизы ёлочных игрушек, театральных костюмов и декораций, а кроме того различные художественные изделия, например, каминные часы – «Хижина Бабы-яги», щипцы для орехов и другие предметы домашнего обихода.
  • Стоит заметить, что из выставки работ Виктора Гартмана композитор использовал только три сюжета: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках. Баба-яга» и «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Для других произведений сюиты Мусоргский взял рисунки художника, которые не были представлены на экспозиции, а были в личном владении Модеста Петровича.
  • Сюита «Картинки с выставки» своей красочностью всегда вызывала большой интерес не только у исполнителей, но и у композиторов. Первая оркестровка цикла была сделана учеником Римского-Корсакова Михаилом Тушмаловым в 1888 году. В настоящее время существует более сорока версий данного произведения, сделанных для симфонического оркестра, однако самой лучшей считается оркестровка Мориса Равеля.

 

Содержание «Прогулки» Мусоргского

«Прогулка». В сотканной из десяти фортепианных миниатюр удивительной сюите «Картинки с выставки» это произведение играет особую роль. Изначально пьеса-вступление приглашает посетить воображаемую выставку, на которой сюжеты работ художника Виктора Гартмана нарисованы посредством музыкальных звуков, а затем, прогуливая слушателей по вернисажу, сопровождает их от композиции к композиции. Такой уникальный способ Мусоргский придумал, чтобы объединить все музыкальные иллюстрации в цикл с отчётливо выстроенной драматургией. «Прогулка» несмотря на то, что в композиционном строении сюиты является важным элементом, ни одну из работ художника она не отображает. Композитор откровенно заявлял, что в этой пьесе он изобразил самого себя, рассматривающего выставленные на вернисаже экспонаты.

Можно сказать, что «Прогулка» в «Картинках с выставки» своеобразно выполняет функцию рефрена, то есть постоянно повторяется и объединяет разнохарактерные произведения сюиты в единое целое. Однако необходимо заметить, что она скорее является фоном, а не главной темой, как это происходит в рондо. Кроме того, сам Мусоргский называл «Прогулку» интермедией, и действительно только первый и последний раз она преподносится слушателям полностью, а в иных проведениях в сокращённых вариантах передаёт впечатления посетителей выставки, переходящих от картины к картине.

«Прогулка», написанная в тональности Си-бемоль мажор и поначалу с постоянной периодичностью меняющая тактовый размер с 5/4 на 6/4, заключена в трёхчастную форму. Она имеет довольно развёрнутое авторское темповое указание, которое с итальянского языка можно перевести по-разному, но смысл его таков, что произведение должно исполняться бодро, но в то же время по-русски степенно. Музыка пьесы, основанная на пентатонике, действительно своей величавостью и широтой напоминает народный напев, который начинается с запева солиста, а затем подхватывается хором. При этом свободный ритм мелодии создаёт ощущение света и удивительного раздолья.

«Прогулка» в сюите «Картинки с выставки» повторяется несколько раз и, как было сказано ранее, имеет особое назначение. В одном случае она является связующим звеном соседствующих пьес цикла, как например, между «Гномом» и «Старым замком». В ином разделяет композиции: «Два еврея, богатый и бедный» и «Лимож. Рынок». Каждый раз интермедия варьируется, меняет тональный план и подготавливает к прослушиванию следующего эпизода.

 

«Прогулка». В сюите «Картинки с выставки», которая по праву признана ярчайшим образцом фортепианной музыки, эта композиция играет очень важную роль. Творческая фантазия Мусоргского, со своим стремлением к новаторству, данной эпически-величавой темой объединила разрозненные пьесы цикла в единое крупное произведение со сквозным развитием, что оказалось невиданным до той поры новшеством.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Модест Петрович Мусоргский «Прогулка»