Правила построения композиции: примеры и теория / Skillbox Media

Содержание

Основные принципы построения композиции | Полиграф-Сити

Статьи по полиграфии, дизайну и продажам

  • Дизайн и реклама
  • Полиграфия
  • Законы
  • Маркетинг, менеджмент

1. Существуют два типа композициизамкнутая и открытая. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции — четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.
Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий — от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм. Ниже приведены примеры замкнутой и открытой композиций.
2. Для передачи движения (динамики) используются:

— диагональные линии;
— свободное пространство перед движущимся объектом;
— момент кульминации движения.
3. Условия для выражения покоя (статики):
— нет — диагоналей;
— нет свободного пространства;
— статичные позы;
— симметрия, уравновешенность;
— вся композиция вписана в простую геометрическую форму (треугольник, квадрат, овал).
4. Характерные элементы композиции объединяются по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре.
5. Построение всей композиции на контрастах создает напряжение: так, изделиям из керамики противопоставляются хрустальные сосуды; бабочки выглядят особенно яркими и живыми на фоне белых рулонов и листов бумаги.
6. Необходимо соблюдать ограничения (не больше трех-четырех) в материале, деталях, цвете, форме. Избегайте пестроты и дробности, так как это создает нежелательное ощущение беспокойства и тревоги.

Пестрые, перенасыщенные изображением композиции утомляют, вызывают отрицательные эмоции.
7. Если в композиции много элементов, их располагают группами по два-три. Для изображения событий, равных по своей значимости, используют несколько композиционных центров.
8. Следует обеспечить свободное пространство между группами, чтобы не «потерялись» отдельные части композиции.
9. Особо подчеркивается субординация (соподчинение) между группами. Наиболее значимые элементы выделяют размещением, размером, цветом так, чтобы направить взгляд человека сначала на них, а затем — не менее важные детали.
10. В соответствии с правилом золотого сечения, наиболее значимый элемент или группу элементов располагают примерно на расстоянии 1/3 от края композиции.
11. Объемность, глубина изображения достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.
12. Необходимо соблюдать оптическое равновесие за счет правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.

Эксперимент — залог успеха в творчестве. Создав композицию, не останавливайтесь на достигнутом, попробуйте что-либо изменить. Ставьте задачу нахождения взаимосвязи частей композиции. Убедитесь, что:
• ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
• части композиции нельзя поменять местами без ущерба для целого;
• ни один новый элемент нельзя присоединить без ущерба для целого.

Некоторые композиционные приемы

Совсем необязательно строить многоэлементную композицию — можно использовать минимум деталей, и чем их меньше, тем сильнее должна быть их характерность, типичность.

Можно выразить тему через отдельные характерные ассоциации с помощью предметов или комбинаций предметов, способных эти ассоциации вызвать. Например, изображение корабля, самолета связано в сознании с путешествиями, чаша со змеей ассоциируется с медициной, гусиное перо с поэзией и т. д.

Художник различным образом может использовать сочетания форм. В композиции нет упорядоченности, но вот введено черное пятно — и появляется устойчивость, в изображении прослеживается диагональ, которая в данном случае является стержнем композиции (активная диагональ золотого прямоугольника).

Правильное построение композиции усиливает впечатление динамики: сравните предлагаемые примеры. Когда перед автомобилем или фигурой бегущего человека оставлено свободное место (пространство), компоновка смотрится лучше.

Ощущение динамики может вызвать и форма объекта.
Выразительные образы реальных объектов можно создавать композицией абстрактных геометрических форм.
Выразительность образа усиливается за счет преднамеренного искажения, трансформации формы.
Интересный результат получается при совмещении в композиции объектов, характерных для разного времени.

Композиционное сочетание реальных объектов и непредметных форм приводит к неожиданно привлекательным результатам.

Не бойтесь неожиданных контрастов. Они придают композиции особую выразительность.
В монохромной композиции смелее экспериментируйте с тоном. Кроме черного и белого цветов можно широко использовать промежуточный, серый, тем более что он до бесконечности разнообразен.

Цвет делает изображение богаче, усложняет его структуру модуляциями теплых и холодных тонов, с помощью которых хорошо передается гармоничный контраст. В рекламном искусстве применяется также метод сознательного отказа от гармоничных сочетаний, что обусловлено назначением рекламы: привлекать зрителя. Например, сочетают три цвета: желтый, черный, красный, которые гармоничными (по правилам колориметрических кругов) назвать нельзя.

Цветовой и пластической гармонии вещественной среды нельзя достичь, не учитывая физических свойств поверхности: фактуры (внешние свойства: гладкая, шероховатая, зеркальная поверхность) и текстуры (внутренняя структура: дерево, металл, стекло, ткань). Теория художественного конструирования знакомит с приемами имитации природных материалов с характерным декоративным рисунком фактуры. Компьютер избавит вас от этой рутинной работы. Библиотеки графических изображений фактур позволяют выбрать нужную, изменить в случае необходимости цвет, масштаб и четкость рисунка в зависимости от требований создаваемой композиции.

Часто в качестве декоративного элемента используется орнамент — особый вид композиции, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнаментальное украшение — самое простое художественное построение, которое тоже подчиняется законам композиции.

Подведем итог. Композиция произведения — показатель художественной культуры дизайнера, чувства меры и стиля. Следуя всем правилам и примерам композиции, нельзя, тем не менее, терять непосредственности, свежести подхода к работе. «Самые неожиданные по новизне композиции, самые экспрессивные углы и точки зрения рассыпаны в живых картинах жизни в щедром изобилии» (К.

Ю. Юон).

Композиция в живописи – правила построения | Ogivitel-ART

Создание любого художественного произведения начинается с композиции, которая строится по законам визуального восприятия и является основой изображения. Композиция (от латинского compositio – соединение, сочетание, связывание) – одна из главных категорий изобразительного искусства, определяющая художественную форму и задающая разработку картины, рисунка, иллюстрации в соответствии с тем, как человеческий глаз воспринимает действительность.

Композиция представляет собой костяк («скелет») произведения, отвечающий за грамотное размещение объектов в пространстве, правильное соотношение их размеров и конфигураций, а также гармоничное сочетание оттенков и светотеней. Соблюдение композиционных правил и законов является одним из главных секретов целостной и завершенной картины, в которой все элементы взаимосвязаны и подчинены единой идее. Но прежде, чем рассказать о правилах создания композиции, небольшой экскурс в историю.

История композиции

Понятие «композиция» вошло в терминологию изобразительного искусства в эпоху Возрождения (Ренессанса), когда художники при создании произведений начали использовать знания перспективы, геометрии и анатомии. Старые мастера вне зависимости от того, в каком жанре работали, старались выразить и донести до зрителя свою идею за счет целостности рисунка, единства сюжета и колорита.

Важно! Если вы строите композицию, базирующуюся на готовом произведении (делаете копию), важно вести работу «от пятна». Необходимо увидеть, где располагаются тени, света и полутона и уложить их на «свои места» в созданную на основе геометрических фигур конструкцию. Здесь мы именно учимся у великих и приспосабливаем наш глаз и мышление строить сложные композиции. Подробнее об этом рассказывается в видео (на примере рисунка)«В чем заключается проработка пятна, и как она помогает исправить ошибки в рисунке».

 

Для ренессанса характерны трехмерность, глубина пространства, трехъярусное расположение пейзажа, принципы ритмичности, чередования горизонталей и вертикалей. В работах художников периода раннего Возрождения можно увидеть приемы противопоставления персонажей на основе контраста (например, «Поцелуй Иуды» Джотто). Огромную роль в формирование композиционных законов внес Леонардо да Винчи, введя в практику понятия линейной и воздушной перспективы. В этот период художники впервые стали передавать статику и динамику, размещать ближние и дальние объекты так, как их воспринимает человеческий глаз.

В картинах художников, работавших в эпоху Барокко, появляется еще больше динамизма, для персонажей характерно сложное движение, из-за которого композиция теряет «устойчивость». Барочная живопись изобилует темными цветами, а освещенные предметы не имеют строгих очертаний, как в ренессансе. Для построения композиционных структур используются приемы восходящей и нисходящей диагонали, движение по спирали и усложненные ракурсы, в частности, перевернутые фигуры и нарочито большие по отношению к размеру холста фигуры.

Структурная основа художественных произведений классицизма характеризуется простотой и сдержанностью цветовой гаммы. На все виды искусства того времени, в том числе и на композиционные построения в живописи, большое влияние оказывает театр. Принцип организации художественного произведения в классицизме напоминает макет сцены, когда главные герои располагаются на втором плане, а первый и дальний виды служат для отображения второстепенных объектов. Распространенными композиционными построениями являются «треугольник», «квадрат» и «прямоугольник».

В эпоху Романтизма и Реализма по композиции создаются учебные пособия, она вводится в образовательную программу как отдельная дисциплина. Ориентируясь на суммарный опыт прошлых периодов, художники уделяют большое внимание принципам и приемам: обобщения, «осевых линий», уравновешивания тонов и пятен, характера формата. В эпоху романтизма и реализма при создании художественных произведений применяются законы начертательной геометрии и теории теней.

Приход импрессионизма, модернизма и авангардизма приводит к утрате композиционной целостности. Художники оставляют за собой право экспериментировать и писать картины на основе теории цвета, собственного видения мира и формальных композиционных решений. На смену классическо-академической композиции приходят абстрактные композиционные структуры.

Правила построения композиции

Существует 2 вида композиционных структур – статичная и динамичная. Первая передает ощущение равновесия, покоя и умиротворенности, вторая показывает движение, включая эмоции и стихии.

Принцип создания статики и динамики основывается на отклонении угла объекта от вертикали и горизонтали. Чем больше в предметах вертикальных и горизонталей линий, тем статичней композиция, и наоборот. Статика и динамика проявляется также в симметричном и ассиметричном расположении объектов по отношению друг к другу.

Что такое композиционный центр и как его выделять

Одной из основных задач художника является определение композиционного центра – главного объекта произведения, на который должен быть устремлен взор наблюдателя. Существует несколько способов, позволяющих строить композицию таким образом, чтобы зритель в первую очередь обратил внимание на ту или иную часть картины:

  • отличие габаритов главного и второстепенных объектов;
  • использование многоплановости;
  • задействование направляющих;
  • применение контраста.

Главный объект произведения чаще всего изображается самым большим, потому что крупные элементы привлекают внимание сразу, и только потом зритель переходит к рассмотрению мелких. Исключением являются изображения, где все предметы большие и лишь маленький. Он обычно расположен на переднем плане и играет роль своеобразного «крючка», заставляющего зрительно обращаться к нему снова и снова.

Используя многоплановость, художник может создать глубину пространства, выдвинув композиционный центр на передний план, а другие объекты разместить на заднем или наоборот. При этом следует учитывать, что главный элемент должен быть единственным в пространственной плоскости. Для обозначения композиционного центра также используют метод направляющих, в качестве которых выступают объекты картины. Достигается это различными способами, например указанием динамики движения вспомогательных предметов к основному или обращение взоров второстепенных персонажей к главному.

Контрастный композиционный центр в свою очередь базируется на разнице между темным и светлым тонами. Другими словами, главный объект композиции должен быть либо сильно темнее, либо значительно светлее второстепенных. При использовании этого приема следует учитывать, что темная заливка визуально уменьшает, а светлая – увеличивает предмет. А в этом видео на примере ведения работы по технологии оптических просветов показано, к чему может привести нарушение правил построения композиции. Что получается, когда композиционный центр «проваливается» и хаотически перемешивается с второстепенными объектами.

Правила построения композиции

Теперь, когда вы знаете, как создается статика и динамика, и какими способами можно привлечь внимание к главному объекту картины, можно поговорить о правилах гармоничной композиции.

Правило «золотого сечения»

«Золотое сечение» – это разновидность геометрической пропорции, когда отношение целого к большей части равняется отношению большей части к меньшей в соотношении 0,618 к 0,382 или 62% и 38%. Существует 2 способа построения структуры будущей композиции – спиралевидный (логарифмический) и диагональный.

Логарифмическое «золотое сечение» получило такое название из-за последовательности «вложенных» друг в друга прямоугольников, стороны которых относятся друг к другу как 0,618 к 0,382. Для создания композиции строить прямоугольники не обязательно, достаточно карандашом прорисовать спираль, на которой будут располагаться объекты по убыванию размеров – в начале спирали самые большие, в конце – самые маленькие.

Диагональное «золотое сечение» чаще всего используется для размещения разнотипных объектов. Для создания композиционной оболочки необходимо нарисовать прямоугольник и провести диагональ. Затем к диагонали из вершины геометрической фигуры прочертить перпендикуляр, разбивающий ее на отрезки в соотношении 62% и 38%. Получатся 3 треугольника разных размеров, в которых будут располагаться значимые объекты будущей композиции.

Конструкция может быть и произвольной – главное, чтобы она была удобной и позволяла грамотно распределить важные элементы изображения и соблюсти правильные пропорции. Как определить значимые объекты и создать тематический «каркас», и какие ошибки могут возникать, если пренебречь построением конструкции, рассказывается в видео, посвященном работе над рисунком по технологии оптических просветов.

Правило третей

Является упрощенной версией «золотого сечения» и заключается в разбиении плоскости на 9 равных прямоугольников. Если в композиционный центр входит один объект, то его (объект) следует расположить в центральном прямоугольнике ближе к одной из вертикальных сторон. Если значимых элементов несколько, они размещаются в вершинах прямоугольников, а линия горизонта обычно располагается на одной из горизонтальных линий. Правило третей подходит как для создания симметричной, так и ассиметричной композиции.

Как правильно строить композицию и вести работу «от пятна». Почему следует отказаться от штриховки в рисунке и каким образом создается воздушная перспектива. Как сделать изображение объемным и добиться тонкой игры полутонов. При каких условиях гармоничные оттенки рождались сами собой, и за счет чего в картине возникает внутреннее свечение. Эти и многие другие нюансы технологии оптических просветов, основанной на технике Старых мастеров, вы узнаете из книги, скачать которую можно по этой ссылке.

Обязательно примите участие в нашем бесплатном мастер-классе и узнайте 5 приемов высококлассной живописи, о которых вы не слышали!

0 0 голоса

Рейтинг статьи

Правила композиции: 8 ОБЪЯСНЕНИЙ (до 500 слов)

Можно ли быстро научить начинающего фотографа правилам композиции менее чем в 500 слов? Честно говоря, не знаю, но мы чертовски хорошо попробуем!

Во-первых, это интро не считается, я не такой смелый! Я дам вам знать, когда начнется подсчет слов.

Так зачем я это делаю? Ну не для того, чтобы упростить правила фотографии и как-то принизить их важность. Вместо этого я надеюсь, что это немного освежит в памяти тех фотографов, которым просто нужно небольшое напоминание о различных способах компоновки своих снимков.

И если вы хотите увидеть, действительно ли мы сдерживали себя, то не стесняйтесь копировать и вставлять следующий текст в счетчик слов.

Начать отсчет…

1. Правило третей

Разделите композицию на рамку. Увидьте это как 9 областей, используя 2 горизонтальные и вертикальные линии. Поместите разные элементы в каждую строку или столбец. Важные предметы сидят на точках пересечения.

2. Направляющие линии

Используйте четкие визуальные линии, чтобы привлечь внимание аудитории к вашему изображению или объекту. Композиционные линии могут быть прямыми или изогнутыми. Последовательные линии могут усилить воздействие.

3. Балансирующие элементы

При использовании негативного пространства в композиционной фотографии поместите небольшой дополнительный объект в пустоту напротив основного объекта. Это должен быть элемент/функция, которая добавляет больше предыстории к изображению.

4. Золотая спираль

Основанная на математике Фибоначчи, Золотая спираль или Золотое сечение представляет собой необычную композицию фотографии. Исходя из соотношения 1:1,618, это сложная серия площадей, больших, чем предыдущая. Он создает сквозную линию, которая описывает идеальную, но невидимую композиционную кривую.

5. Отражения

При использовании воды, стекла, зеркал и отполированных поверхностей отражения дают двойной взгляд на один объект. Отражения, чаще всего используемые в портретной и уличной фотографии, предлагают абстрактный подход, имея один перевернутый вид.

Узнайте больше о фотосъемке в отражении здесь .

6. Кадр в кадре

Стремитесь создать еще один кадр в вашей фотокомпозиции, который заключает в себе основной объект. Например, подумайте об арках, дверных проемах, туннелях, рамах для картин или окнах. Чем больше краев вы сможете применить к вашей рамке, тем прочнее будет композиция.

Подробнее о кадрировании читайте здесь .

7. Узоры

Сильные узоры на композиционной фотографии создают приятную композицию. Подумайте об использовании контрастных узоров между передним планом и фоном, а также о сопоставлении узоров, работающих в противоположных направлениях для создания контрастного эффекта. Используйте дополнительные цвета для получения более яркой отделки.

8. Обрезка

Обрезка фотографии после обработки может улучшить окончательную композицию вашего изображения. Если вы не можете добиться идеального снимка на камеру, откорректируйте его позже, удалив отвлекающие элементы. Старайтесь поддерживать соотношение сторон 1:1, 3:2, 5:4 или 16:9.чтобы урожай был чище и комфортнее для глаз.

Композиционная фотография: Заключительные слова

Да! 495 слов, включая заголовки! Фу, это было на самом деле довольно сложно. Надеюсь, он все еще был полезен для тех из вас, кто хотел пройти небольшой курс повышения квалификации.

Я хотел бы знать, смогу ли я рассказать о некоторых других темах менее чем в 500 слов? Дайте мне знать, есть ли какие-либо другие области фотографии, над которыми вам нужно немного поработать.

Связаться с меня в iPhotography , а также в Facebook, Twitter, Instagram, Pinterest и YouTube.

11 правил композиции фотографии, которые необходимо знать, чтобы улучшить свои фотографии

Любой может сделать снимок с помощью камеры или телефона. Но есть фотографии, которые действительно привлекают ваше внимание. Это потому, что фотограф, вероятно, использовал правила композиции фотографии для создания этого красивого изображения.

Существует несколько основных правил композиции, таких как правило третей, направляющие линии и заполнение кадра. Мы собираемся изучить их еще немного, чтобы помочь вам создавать идеально скомпонованные фотографии.

Таблица к содержанию

  • Каковы правила композиции в фотографии?
  • Нужно ли соблюдать правила композиции фотографии?
  • 11 Основные правила композиции фотографии

Каковы правила композиции в фотографии?

Правила композиции фотографии — это руководство, которому нужно следовать, чтобы сделать вашу фотографию более интересной.

Я помню, как только начал свой путь в фотографии и научился использовать все настройки. Казалось, что я все сделаю правильно, и мои фотографии будут просто очень пресными. К сожалению, я не знал, что упускаю некоторые основные правила композиции.

В фотографии существует множество различных правил композиции. Мы углубимся в некоторые основы. Вы, наверное, слышали о правиле третей, может быть, обрамлении вашего предмета, или как насчет направляющих линий? Все это и многое другое считается правилами композиции.

Нужно ли соблюдать правила композиции фотографии?

Фотография должна приносить удовольствие! Итак, короткий ответ — нет.

Длинный ответ заключается в том, что как только вы узнаете правила, вы можете намеренно нарушать их, если вы целеустремленны и знаете, какова ваша конечная цель. Поработав с ними какое-то время, вы, естественно, начнете использовать правила композиции фотографии и даже не заметите этого.

Таким образом, хотя не каждая ваша фотография должна иметь идеальную композицию, их регулярное использование естественным образом изменит то, как вы видите и кадрируете каждую фотографию.

11 Основные правила композиции в фотографии

Правило третей

Когда вы впервые начинаете заниматься фотографией, все основные курсы и учебники подчеркивают важность правила третей. Правило третей — отличная идея, когда вы только начинаете, чтобы избежать центральных композиций или когда вы не знаете, где разместить объект в кадре. Правило третей относится к размещению объекта.

Золотые правила композиции фотографии

Золотые композиции основаны на математических соотношениях, таких как спираль, треугольник и соотношение.

Спираль отлично подходит для изображений с кривыми, треугольник для конечностей, таких как деревья или руки/локти, и я считаю, что пропорциональная композиция хорошо подходит для архитектуры.

Золотое сечение помещает линии пересечения предметов не на треть, а в центр или около центра. Но это не единственная тема для рассмотрения, на самом деле, само размещение темы — не единственное соображение.

Негативное пространство

Дайте основному объекту передышку (или плавание). Правило отрицательного пространства в фотографии возникает, когда вы намеренно оставляете часть изображения пустой.

Поместите объект где-нибудь в кадре, внизу, в крайнем левом, крайнем правом или верхнем углу. Старайтесь не размещать их прямо в центре. Убедитесь, что на открытом пространстве нет никаких отвлекающих факторов.

Обратите внимание, что черепаха приближается с левой стороны кадра, но в большей части правой половины кадра ничего нет. Это негативное пространство. Старайтесь, чтобы область вашей фотографии оставалась пустой и не отвлекала внимание.

Это также очень интересно использовать при фотографировании отражений!

Заливка кадра

Заливая весь кадр, вы действительно можете привлечь внимание зрителей всей дополнительной текстурой объекта. Вы можете заполнить рамку чем угодно: лицами, тыквами, конфетами и т. д. Используйте пространство изображения и подойдите ближе.

Отрубание конечностей

Правило композиции фотографии при отрубании конечностей довольно простое для понимания и немедленного применения. По сути, вам нужно убедиться, что вы не отрезаете объект на конечностях. Я знаю, это звучит жестко, ха-ха. Сделайте резервную копию и убедитесь, что весь объект попал в кадр.

Или, если вы хотите, чтобы это было немного ближе и более личным, вы просто хотите избежать обрезки в месте соединения. Это поможет вам по-прежнему быть в состоянии рассказать историю, не выглядя так резко.

Повторение

Когда вы начнете искать правило повторения в композиции, вы найдете его повсюду. Нашим глазам это нравится, и именно так оно и оказывается во всех наших городах.

Вы можете найти ряды деревьев и цветов, которые были тщательно расставлены. Или, может быть, вы увидите вереницу детей, которые смотрят на что-то через забор.

Вы также можете создать его самостоятельно, как на картинке с корнеплодами. Все это примеры повторения. Использование повторения привлечет зрителя и заставит его хотеть большего.

Подробнее: Композиция в фотографии Серия: Создание баланса и симметрии

Направляющие линии

Использование правила композиции на основе направляющих линий — одно из моих любимых. Направляющие линии или кривые выглядят так, как будто вы должны провести линию вокруг и через изображение, подводя зрителя к объекту.

Вы можете использовать прямые или изогнутые линии, единственное правило состоит в том, что линия притягивает зрителя к предмету, а не к чему-то еще.

Перемещение линии горизонта

Изменение линии горизонта с нижней части на верхнюю меняет ощущение от обширного до сплошного. Опуститесь пониже и попытайтесь изменить сцену с вашего типичного снимка горизонта. Вы можете проявить фантазию и сделать это на закате, чтобы создать забавный силуэт.

Добавление глубины и размера

Один из способов улучшить фотографию — использовать передний план, средний план и фон, чтобы добавить глубины и размера вашим изображениям. Воспользуйтесь возможностью совместить ваши объекты с окружающей средой. Обратите внимание, как на изображении ниже камни занимают передний план, затем появляется объект, а на заднем плане река и трава. Сделайте шаг назад и посмотрите, что вы можете использовать, чтобы добавить глубину и размерность.

Узоры и текстуры

Еще одно правило композиции в фотографии — узоры и текстуры. Это побудит вас действительно сблизиться и попытаться найти что-то более художественное. Ищите текстуру или узоры — они создают интересные и динамичные изображения.

Вы найдете это повсюду, как только начнете искать. Убедитесь, что освещение правильно раскрывает рисунок или текстуру.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *