Правила репортажа: 8 правил хорошего репортажа

Что такое репортаж — виды, примеры и как лучше написать

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать.

Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров.

Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Содержание:

  • Определение жанра
  • Виды
  • Структура
  • Особенности
  • Как делать:
    • Герои и диалоги
    • Детали
    • Действие
  • Примеры текстов:
    • Как нельзя делать
    • Еще одна грубая ошибка
    • Лучший вариант

Что такое репортаж

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от заметки, тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации.

То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод. То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

Если получаете такие отзывы от читателей, значит вы все сделали правильно.

Ваша задача, чтобы человек увидел это событие вашими глазами. Но для этого вы должны сами это событие увидеть.

Притом не просто в нем поучаствовать или понаблюдать. Когда вы пишите, нужно вспомнить это событие и видеть его перед глазами.

Тогда у вас все получится!

Объем репортажа от 6 до 8 тысяч знаков. Как правило, это объемный материал. Конечно же, фотографии делают материал более живым.

Виды репортажа

Есть несколько основных видов репортажа:

  1. Исследовательский (или аналитический)
  2. Постановочный (познавательный)
  3. Событийный (информационный)

В аналитическом репортаже вы исследуете какое-то явление и показываете новый для читателя мир. К примеру, вы окунаетесь в субкультуру готов. Вы начинаете с ними разговаривать, посещать их мероприятия. То есть исследуете этот мир и потом рассказываете об этом читателю.

Вот именно ваш вход в эту среду и сам рассказ являются поводом для репортажа.

Бывают еще и постановочные репортажи. Это когда вы пробуете себя в другой роли. Хороший пример, это передача Михаила Кожухова. Это необычная передача о путешествиях.

Автор пробует себя в разных ипостасях. Он может быть то в роли электрика, то поваром в египетском ресторане, то еще кем-то.

То есть он в различных странах и городах пробует себя в разных профессиях. При этом делает телевизионные репортажи о том, с какими сложностями сталкивается, какой этот мир данной профессии.

Также это может быть какая-то тематическая информация, которая будет интересна определенному кругу лиц.

Есть еще и событийный репортаж. О нем мы выше говорили. Это, когда что-то произошло. Вы выезжаете на место события и с него записываете репортаж.

Структура

Структура репортажа практически такая же, как и в других жанрах журналистики. Это:

  1. Заголовок
  2. Лид (введение)
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование)
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж)
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным)

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий. То есть вы делаете это от первого лица (я, мы). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие. То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво».

Подмечайте яркие детали. Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности.

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое интервью в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты. Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения), то это уже будет реконструкция события, а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму. Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.

Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

А не поняли потому что автор только восхищается. Он не смог передать детали. Что там происходило и почему. Репортер не смог это достаточно подробно все описать. Все идет какими-то общими предложениями.

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или эссе. Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия). Вот ссылка на

полный текст

.

Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.

Пример текста репортажа

Дальше идет основной текст. Первый абзац этой составной части уже дает нам событие. Также нас познакомили с первым героем.

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.

Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

В данном примере будут и персонажи, и диалоги, и действия. Действие не такое насыщенное. Однако есть динамика от начала путешествия и до его завершения.

Также есть событие (что случилось). А случилось то, что на Филиппинах постоянно смывает дома. Журналист поехал это исследовать.

И дальше по ходу репортажа тоже все время что-то случается с человеком. Он знакомится с людьми, заходит в разные дома и так далее. То есть наблюдается определенная динамика.

На этом все!

Теперь вы знаете, как создается репортаж новости или какого-нибудь события. Темы для написания могут быть весьма разнообразные. Главное, придерживаться тех правил, которые были упомянуты в статье.

Также для практики не забываем анализировать различные примеры.

Урок 4. Написание пресс-релизов, создание репортажей, ведение колонок, интервьюирование

Уметь писать грамотные статьи, журналистские отчеты и эссе – это, конечно, хорошо и похвально, но этого далеко не достаточно для журналиста.

Исходя из популярности, мы рассмотрим еще несколько жанров журналистики, с которыми вам непременно придется столкнуться.

Содержание:

  • Как написать пресс-релиз
  • Как написать и представить репортаж
  • Как вести свою колонку
  • Как взять и представить интервью
  • Проверочный тест

Без лишних слов приступим к делу.

Как написать пресс-релиз

Пресс-релиз – это информационное сообщение для размещения в СМИ, которое включает в себя новость о человеке или организации, выпустившей пресс-релиз, и представление его или ее позиции на тему того или иного вопроса.

Пресс-релиз – это основной PR-документ любой компании, т. к. позволяет донести до общественности важную тематическую информацию.

Пресс-релизы могут быть нескольких типов:

A Пресс-релизы-анонсы. Информация в них сообщает о грядущих событиях. Используются для привлечения к событиям прессы. Кроме изложения особенностей самих событий, в таких пресс-релизах могут содержаться их предыстории.
B Пресс-релизы-новости. Содержат информацию о прошедших событиях. Нередко включают в себя комментарии заинтересованных лиц и авторитетных персон.
C Информационные пресс-релизы. Информируют о текущих, но еще не завершенных событиях. Включают в себя отчеты об актуальных изменениях или новых поворотах (предполагается, что суть событий уже известна публике).

Подготовка и писание пресс-релиза основываются на ряде правил:

  • Писать пресс-релиз стоит только в том случае, если информация действительно интересная и полезная, иначе работа может оказаться бессмысленной.
  • Материалы пресс-релиза должны быть профессионально ориентированы на конкретную аудиторию.
  • Материалы пресс-релиза должны быть злободневными и актуальными и включать в себя новые факты и статистические данные.
  • Материалы пресс-релиза должны легко восприниматься читателями и быть значимыми для них (для этого можно связать информацию с какой-то социально значимой проблемой).
  • Материалы пресс-релиза должны касаться событий текущего или предшествующего ему дня, либо событий, ожидаемых в обозримом будущем.
  • Приветствуется использование в пресс-релизах мнений руководителей, авторитетных личностей, экспертов или лидеров в какой-либо области.

Общие требования для написания пресс-релиза таковы:

  • Писать нужно доступным каждому языком, избегая научной терминологии.
  • Писать пресс-релиз нужно без употребления сленга, просторечных оборотов и большого количества эпитетов.
  • Нельзя использовать в тексте троеточия, восклицательные и вопросительные знаки (все предложения заканчиваются только точкой).
  • Нельзя использовать в тексте аббревиатуры, помимо общепринятых (если все-таки приходится это делать, то первый раз аббревиатура должна быть указана в скобках после названия).
  • Нельзя использовать в тексте слова «вчера» и «завтра» (использовать слово «сегодня» тоже не рекомендуется, но иногда допускается).
  • Имена, отчества и фамилии, упоминаемые в тексте впервые, пишутся полностью.
  • Пресс-релиз не должен быть перегружен цифрами (вместо них приводится общая статистика).
  • Предварительно нужно продумать содержание материала (он должен касаться только одного информационного повода, например, новости).
  • Пресс-релиз выстраивается по четкому плану (заголовок – введение – основная часть – заключение).
  • Заголовок следует делать емким, броским и запоминающимся.
  • Заголовок должен отвечать на вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?», «Что?», «Кто?».
  • Первый абзац (лид) раскрывает суть информационного повода.
  • В лиде повторяется, дополняется и уточняется смысл заголовка (в нем должен содержаться максимум полезной информации).
  • Каждый последующий абзац дополняет первый.
  • Один абзац посвящен одному факту.
  • Можно использовать цитаты и комментарии экспертных лиц и руководителей в форме прямой речи.
  • Факты должны перечисляться в порядке убывания их значимости.
  • Не допускаются преувеличения и искажение информации, наличие разночтений.
  • Все сведения, содержащиеся в пресс-релизе, должны быть достоверными и проверенными (в работе нужно использовать несколько источников).
  • Пресс-релиз должен быть выполнен в повествовательном и деловом стиле.
  • Информации не следует придавать эмоциональную окраску.
  • Пресс-релиз должен быть выполнен в стилистике издания (или ресурса), где впоследствии будет опубликован.
  • Пресс-релиз нужно писать так, чтобы в любой момент его можно было сократить и составить заново.
  • Если пресс-релиз отправляется в редакцию какого-то издания или сайта для публикации, можно указывать не конкретную дату публикации, а вставлять фразу «Для немедленного опубликования».
  • Рекомендованный объем пресс-релиза: 1-2 страницы.

Чем больше ваш пресс-релиз будет соответствовать этим требованиям, тем больший отклик он получит как у издания, для которого подготавливается, так и у аудитории. Имейте в виду, что основная ошибка при написании подобных материалов – это низкая информативность. Поэтому очень удобно привязывать пресс-релиз к новостям, знаковым событиям, итоговым отчетам и знаменательным датам. Для примера на этой странице вы можете посмотреть примеры лучших пресс-релизов за 2017 год.

Как написать и представить репортаж

Репортаж можно охарактеризовать как материал с места событий, который отличается оперативностью и объективностью.

Репортаж по праву считается одним из самых популярных жанров журналистики, т. к. именно он чаще всего первым доходит до общественности после любого значимого события.

Репортаж бывает нескольких разновидностей:

1 Проблемный репортаж. В нем не просто освещаются происходящие события, но и изучаются ставшие их причиной социальные явления. Предполагаются размышления автора, его анализ и оценка информационного повода.
2 Событийный репортаж. Поводом для него служат яркие и запоминающиеся события, инциденты или случаи, вызвавшие общественный резонанс. Отличается хронологической последовательностью, деталями и подробностями, точной датой, временем и местом происходящего.
3 Актуальный репортаж. Является мгновенным откликом на происходящее. Требует максимальной оперативности.
4 Постановочный репортаж. Автор сам режиссирует какое-то событие (проводит полевой медиа-эксперимент, провоцирует уличную демонстрацию, моделирует курьезную ситуацию и т. п.) и становится не наблюдателем, а его главным действующим лицом.
5 Тематически познавательный репортаж. Процессы и события в этом случае не обязательно представлять оперативно. До аудитории нужно донести максимум информации, раскрывая все грани информационного повода.

Особенности любого репортажа проявляются в тонкостях подачи материала. Отсюда вытекают и основные признаки этого жанра:

  • Повествование не должно быть отстраненным и сухим
  • Всегда присутствует авторское мнение и активная позиция
  • Информация преподносится в хронологическом порядке
  • В репортаже всегда есть наглядность и описательность
  • Репортаж всегда должен быть своевременным
  • Репортаж всегда соответствует фактам и предельно точен
  • В репортаже не допускаются никакие вымыслы

Однако структура репортажа остается достаточно простой:

  • Заголовок (он должен интриговать, «цеплять», привлекать внимание)
  • Вводный абзац – лид (в нем автор вводит читателя в курс дела)
  • Основная часть (раскрывает суть происходящего)
  • Заключение (в нем автор выражает свое отношение к происходящему)

Что касается стиля репортажа, то он должен определяться в зависимости от того, какие будут описываться события. К примеру, для описания конференции по рекламе или маркетингу подойдет деловой стиль, а если рассматривается какой-то концерт или стендап-шоу, нужно выбирать более свободную и даже несколько комичную форму. Но главное – это запомнить, что сухие репортажи, написанные протокольным языком, очень скучны и малоинтересны. Для оформления репортажа рекомендуется использовать фотографии и видео.

Также обратите внимание на несколько нюансов при написании репортажа:

  • Делайте текст репортажа конкретным и структурированным (для этого необходимо предварительно составлять план).
  • Не перегружайте текст ненужной бессмысленной информацией, громоздкими словесными конструкциями и нагромождением деталей (использующиеся детали должны оживлять сюжет).
  • Составляйте текст на основе причинно-следственных и логических связей.
  • Избегайте сленга, жаргона, нецензурных выражений.
  • В повествовании стремитесь к простоте и доступности.
  • Используя цитаты, переписывайте их максимально приближенно к оригиналу (цитаты нужно именно пересказывать, но делать их краткими и точно доносящими суть сказанного).
  • Воздерживайтесь от использования в тексте репортажа смайликов и ограничивайтесь в применении экспрессивной пунктуации (многоточий, вопросительных и восклицательных знаков).
  • Личное мнение включайте в текст методично, ненавязчиво и дозировано.
  • Описывайте только достоверные и проверенные факты (приукрашивать факты не допускается).
  • Используйте диалоги (они помогают превратить сухое представление информации в интересную историю).
  • Старайтесь использовать глаголы (они придают повествованию динамику и более точно передают авторское видение ситуации).
  • Не имея аргументации, воздерживайтесь от резких оценок и суждений.

И в завершении разговора о репортаже обращаем ваше внимание на то, что нередко молодые журналисты делают небольшие зарисовки с места событий или берут короткие интервью, считая, что этого достаточно для репортажа. На самом деле этого мало, и репортаж должен быть дополнен динамичным рассказом. Кроме того, нужно стремиться описывать происходящее, не превращая текст в рассказ о собственном отношении к ситуации. Также не следует концентрироваться на негативных сюжетах.

Как вести свою колонку

Колонка – это еще один достаточно интересный журналистский жанр, где автор представляет общественности свое мнение на какую-либо злободневную тему. Отличается тем, что регулярно публикуется в одном издании и размещается в одном и том же месте журнальной (газетной) полосы или сайта.

Вести собственную колонку – мечта множества журналистов, и если вы относитесь к их числу, то для начала рекомендуем вам составить грамотное резюме и разослать его в редакции интересующих вас журналов или сайтов. Очень важно, чтобы тематика ресурса или издания соответствовала вашим интересам (в них должен быть хотя бы раздел на подходящую вам тему). Помните, что если стиль журналиста и стиль издания или сайта расходятся, их сотрудничество вряд ли будет возможно. К резюме желательно прикрепить несколько статей или ссылок на опубликованные материалы.

Теперь о тонкостях ведения колонок:

1

 

В первую очередь нужно определиться с темой будущей колонки. На этом этапе следует подумать о том, о чем вы хотите писать. Тематика должна быть интересна лично вам и актуальна для окружающих. Как автор, вы должны разбираться в предмете и уметь грамотно и качественно преподносить информацию.

2

 

Начав вести колонку, не отходите от заданной тематики. Однако можно совмещать несколько тем: например, если в колонке о путешествиях хочется написать о кулинарии, можно раскрыть тему национальных блюд разных стран и т.д. Если тема исчерпана, колонку следует закрыть. Вместо нее можно начать вести новую колонку. Но лучше выбирать такие темы, которые можно освещать продолжительное время.

3

 

Поддерживайте акутальность колонки.

4

 

Поддерживайте контакт со своими читателями. В конце колонки всегда должны быть указаны ваши контакты. Для активизации читателей можно просить их давать вам обратную связь, оставлять комментарии, предлагать идеи. Помимо прочего, так вы сможете всегда отслеживать свои недочеты и лучше знать свою аудиторию.

5

 

Колонка должна быть составлена так, чтобы читатель мог получить достаточно информации, но при этом ему не нужно было много читать. Средний размер одного текста (поста) для колонки составляет от 500 до 1200 знаков без пробелов.

Чтобы грамотно вести колонку, нужно обладать аналитическими навыками и умением демонстрировать разные взгляды на одни и те же события и факты. Хороший журналист – это объективный журналист: он не склонен принимать чью-либо сторону или высказывать только свою позицию.

Поднимая какие-то проблемы, нужно предоставлять и их решения (в заключении любого текста должно предлагаться как минимум одно решение). Источники полученной для колонки информации желательно указывать всегда, но если, например, вы беседуете с человеком и он пожелал остаться неизвестным, об этом обязательно нужно упомянуть.

Категорически запрещены такие вещи, как плагиат, ложь, оскорбления, клевета. Большое внимание нужно уделять слабым местам своих текстов, построению предложений, орфографии, пунктуации и правописанию. Читатели могут быть очень умны, а это значит, что они в любом случае запомнят не только ваши сильные черты и победы, но и слабости и промахи. И никогда нельзя позволять использовать себя в качестве орудия чьей-либо пропаганды. Профессионализм в журналистике – это объективность, стремление к правде, желание помочь людям (кстати, здесь вы можете познакомиться с лучшими колонками 2015 года).

Как взять и представить интервью

Интервью можно смело назвать одним из самых сложных жанров в журналистике, тем более для начинающих журналистов. Но с помощью рекомендаций, представленных ниже, овладеть им сможет каждый.

Итак, перед тем как брать интервью требуется подготовить как можно больше интересных и оригинальных вопросов и собрать о герое интервью максимальное количество информации. После этого можно совершать звонок и договариваться о встрече или об отдельном звонке для интервью. Об официальных требованиях к визиту мы говорить не будем, т.к. пунктуальность, подходящий гардероб, ухоженный внешний вид, доброжелательное отношение и умение слушать собеседника должны быть само собой разумеющимися.

Поэтому перейдем к советам непосредственно для взятия интервью:

  • Интервью лучше начинать не с прямого вопроса, а с авторских слов, содержащих ответ на первый вопрос, который будет задан. Собеседник просто должен уточнить его. Такой прием также позволяет перевести диалог в форме вопросов и ответов в интересную беседу.
  • Интервью не следует делать слишком громоздким. Если собеседник – не знаменитость или важная персона, если его слова не несут в себе нечто сенсационное, пяти-шести вопросов может вполне хватить.
  • Ответы не должны превосходить вопросы по объему больше чем в три раза.
  • Нельзя дважды задавать одни и те же вопросы, даже если они интерпретированы в разной форме.
  • Собеседника нужно всегда направлять в русло аудитории, чтобы интервью было интересно и ему и читателям.
  • После интервью не должно оставаться недосказанности.
  • Последние слова лучше оставить за собеседником. Но если подводить итог приходится вам, нейтральной фразы типа «Успехов вам» будет достаточно.

При оформлении интервью в текстовый материал нужно руководствоваться рядом требований:

1 Заголовок рекомендуется давать авторский, но отражающий самую «сильную» мысль собеседника или самую ценную деталь из сказанного им.
2 Иногда в заголовок интервью эффективно вставлять какую-то яркую, возможно даже провокационную фразу собеседника.
3 Если одна и та же мысль вашего собеседника повторятся, смело вырезайте ее из текста.
4 Если собеседник допустил ошибки или не точности, исправляйте их.
5 Если собеседник употребляет в речи сложные для понимания термины, заменяйте их более понятными.
6 В подписи к интервью достаточно использовать свои имя и фамилию (иногда перед ними ставится приписка «Беседовал»).

Конечно, это лишь основы интервью, и на практике вы наверняка столкнетесь с немалым количеством других моментов, на которые потребуется обратить внимание. Но с опытом вы выработаете свой индивидуальный стиль интервьюирования и научитесь находить подход практически к каждому человеку. И еще: советуем ознакомиться с нашими статьями «Глубинное интервью» и «Техника задавания вопросов», информация из которых вам пригодится на практике.

Подытоживая материал последних двух уроков, скажем о том, что важно уметь не только искать проверенную и достоверную информацию для любых журналистских материалов, но и грамотно и эффективно проверять готовые материалы перед публикацией или презентацией. От этого зависит и последующее восприятие ваших статей, отчетов, репортажей и т.д. аудиторией, и последующее восприятие вас как профессионального автора и журналиста.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.