Правило двух третей: Правило третей: исчерпывающее руководство

Содержание

Правило третей: исчерпывающее руководство

Правило третей — пожалуй, самое известное правило фотографической композиции. Если правильно его использовать, можно делать действительно идеальные по композиции снимки.

Что представляет собой правило третей? Действительно ли оно так полезно? А что если сознательно нарушать его, будет ли результат интересным?

В этой статье вы узнаете все, что нужно знать о правиле третей. Поэтому скорее к делу!


ЧТО ТАКОЕ ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ?

Правило третей — это композиционное руководство, которое разбивает изображение на трети по горизонтали и вертикали, так что вы получаете девять частей из четырех линий сетки. Располагая ключевые элементы вдоль линий сетки, вы получите более гармоничную композицию.
Визуально правило третей выглядит так —>


Во время съемки представьте себе в объективе такую сетку и разместите на пересечениях линий основные элементы.

Например, при съемке цветка расположите его стебель вдоль правой или левой вертикальной линии сетки:


А если вы снимаете закат, расположите линию горизонта вдоль верхней или нижней горизонтальной линии сетки.

Кстати, посмотрите руководство к фотоаппарату, вполне возможно, что ваша камера может предлагать наложение сетки, и нужно только активировать его в меню. И таким образом, вам не нужно будет представлять правило третей, вы будете видеть его сразу в видоискателе.

Правило третей также определяет четыре опорные точки в центре каждого пересечения линий сетки (отмечены красным на изображении выше). Здесь вы можете расположить объекты, к которым хотите привлечь внимание: голова (при съемке портрета), цветок (при съемке натюрморта) или любой другой объект, как показано на рисунке ниже:

Как видите, правило третей очень простое. Чтобы его использовать, не нужна ни художественная подготовка, ни большой опыт в фотографии: о нем просто достаточно помнить.

Но значит ли это, что правило третей — это главный секрет хорошего фото и необходимо придерживаться его абсолютно во всех кадрах?

Правила предназначены для того, чтобы их нарушать, и если вы игнорируете правило третей, совсем не значит, что ваша композиция неинтересна, пресна или как-то иначе плоха. Правило третей — это руководство, а не жесткая аксиома. Можно создавать красивые композиции, не используя правило третей.

Имейте в виду, что это всего лишь одна композиционная техника из многих. Существует множество других правил и рекомендаций, которые стоит учитывать, таких как симметрия, правило нечетных объектов, треугольные композиции и многое другое.

И все же правило третей — отличный способ начать знакомиться с правилами композиции. Оно неизменно дает отличные результаты, и даже профессиональные фотографы постоянно используют его в своей работе. Плюс, как однажды сказал один мудрый человек: если вы собираетесь нарушить правило, вы должны сначала выучить его. Таким образом, вы можете быть уверены, что нарушите его как можно эффективнее.

ЧЕМ ПОЛЕЗНО ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ?

Теперь, когда вы знаете, как следовать правилу третей, важно понять, почему это важно и что именно оно может сделать для ваших фотографий.

На самом деле, правило третей касается двух вещей:
— Баланс
— Динамика (движение)

Во-первых, располагая ключевые элементы на пересечениях по правилу третей или линиях сетки, вы создаете сбалансированный кадр. Ваши ключевые элементы привлекают внимание и уравновешивают пустое пространство в оставшихся двух третях.

Такое расположение визуально выглядит для вашего зрителя как правильное.


Во-вторых, композиции, в которых ключевые элементы расположены в центре кадра, часто кажутся статичными и скучными. Взгляду зрителя некуда деваться. Он смотрит на снимок, видит объект в его центре и уходит.

Правило третей любит динамику, когда зритель видит ключевой элемент сбоку, а затем совершает визуальное путешествие по остальной части изображения.

Иными словами, композиция по правилу третей обеспечивает более интересный опыт для зрителя.

Кроме того, правило третей основывается на том, как люди воспринимают изображения. Исследования показывают, что глаза людей обычно направлены в одну из точек пересечения, а не в центр кадра.

КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ? НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ

Итак, вы уже знаете, что правило третей полезно практически всегда, когда есть композиционные элементы. Остановимся на примерах.

В пейзажной фотографии вы можете расположить горизонт вдоль верхней горизонтальной линии сетки:

При портретной съемке обычно требуется расположить человека вдоль линии сетки по правилу третей:

И также можно разместить голову вашего объекта в одной из точек пересечения (и глаза, которые являются естественной точкой фокусировки для портрета). На фотографии ниже рука с очками представляет собой вторичную область интереса, и они выровнены со второй точкой пересечения:

При съемке дикой природы вы можете выровнять голову объекта (и глаз) с точкой пересечения:

А в съемке цветов объекты отлично смотрятся, когда стебель расположен по длине линии, а лепестки располагаются над точкой пересечения:

НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ СОВЕТОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРАВИЛА ТРЕТЕЙ

Хотя использовать правило третей легко, может потребоваться немного времени и практики, чтобы это дошло до автоматизма.

Заведите привычку задавать два вопроса к каждой сделанной вами фотографии:

  • Какой объект здесь основной (т.е. какие области выделяются и что вы хотите подчеркнуть)?
  • Где вы намеренно размещаете эти объекты?

Таким образом, вы можете определить интересующие вас объекты (области), а затем сразу же разместить их вдоль линии сетки по правилу третей. И ваша композиция получается прекрасно сбалансированной.

Кроме того, если вы не используете правило третей в кадре, это еще не конец света. Можно обрезать фотографии позже!

Кстати, если вы хотите немедленно начать практиковать правило третей, вы всегда можете найти старые фотографии и сделать пробную обрезку. Посмотрите, как это повлияет на них. Возможно, результаты вас впечатлят.

СТОИТ ЛИ НАРУШАТЬ ПРАВИЛА?

Как мы писали выше, можно нарушать правило третей и получать красивые фотографии. На самом деле, иногда можно получить еще более сильную композицию, игнорируя это правило. Поэтому, хотя усвоить правило третей действительно необходимо, как только оно укоренилось, поэкспериментируйте с его нарушением.

Например, фотографируйте симметричные объекты, составляйте паттерны. Если вы фотографируете суккулент или цветок сверху, симметрия выглядит еще более поразительной, когда она идеально центрирована в кадре.

Или фото галерей, улиц, коридоров. Они очень красивы именно из-за интенсивности в центре композиции:

Выбрать время для съемок в студии Re:Frame! 

Есть вопрос?

10 мифов о правиле третей

Как построить композицию без правила третей.

Тэвис Лиф Гловер из Гонолулу, Гавайи, — фотохудожник, автор статей и основатель фотостудии IPOX. Он убежден, что принципы гештальтпсихологии применимы не только к психике, душе, но также к фотографии и искусству в целом. В своей статье о принципах композиции он рассуждает о классическом правиле третей в изображениях и о том, почему от него стоит отказаться.

«Меня зовут Тэвис Лиф Гловер, я обычный фотограф, такой же, как и вы, и моя цель — создавать произведения искусства, которыми я мог бы гордиться, которыми мог бы поделиться с миром. Но в начале моего пути мне что-то очень мешало — как оказалось, это было правило третей.

Всем нам в нашем творческом младенчестве насильно скармливают идею о правиле третей, и даже когда наше понимание композиции становится более зрелым, мы по-прежнему не можем от нее избавиться. Возможно, мы сможем изменить будущее искусства, если вместе откажемся от правила третей и познакомимся с бесценными композиционными приемами, о которых рассказывается в этой статье.

Без композиции искусство процветать не может. Но, используя правило третей для ее создания, вы оказываетесь в тупике посредственности. Звучит жестко — но это так. Я пытаюсь показать, что правило третей — это даже не правило, которое нужно нарушить, это база, на которой вы строите — или не строите — свои произведения. Это ваш выбор.»

Стоит ли слепо следовать?

Определенно, нет. Строгое и неукоснительное следование правилам к хорошему в искусстве не приводит, но правило трех третей в фотографии всегда может стать отправной точкой для создания шедевра.

А для того чтобы использовать его верно, нужно как следует разобраться, что оно собой представляет, какие преимущества дает творцу, в чем его привлекательность и каким образом при его помощи достигается та самая идеальная сбалансированность, к которой стремится любой фотохудожник.

Иногда законы не действуют

Правило третей не является обязательным и когда этого требует композиция, его можно и нужно нарушать. Примером такого нарушения является снимок ровной водной поверхности, в которой зеркально отражается небо с облаками. Здесь нельзя использовать правило третей, так как можно потерять красоту и уникальность этого сюжета. В этом случае линия горизонта проходит ровно посередине фотографии, и небо и его отражение в воде получились абсолютно симметричными относительно горизонта. Когда снимать стало проще, а все фотографии получаются удачными, следует пойти на рискованный шаг. Нужно полностью забыть об этом правиле. Так советуют фотохудожники мирового уровня, чьи работы получают золотые медали на международных выставках.

Для начинающего фотографа правило третей нужная и полезная подсказка. Анализируя сделанные фотографии несложно убеждаться, что это правило действует. Фотографии, снятые по правилу третей с правильным размещением объектов, с учётом зрительных центров, горизонталей и точек пересечения, получаются намного эффективнее и лучше воспринимаются, чем работы выполненные наспех. Но не всегда законы работают и поэтому не должны выполняться беспрекословно. Бывает, что у фотографа всего одно мгновение, чтобы сделать уникальную фотографию и здесь на помощь приходит только интуиция и опыт. Нужно учиться видеть самостоятельно, так как механическое следование заданным шаблонам не позволит в редкий момент быстро принять единственно верное решение.

Баланс во всем!

Баланс — это то, что везде в природе. К балансу стремится все естественное, потому его же следует достигать и в искусственном. В конечном итоге, все, что делает человек, — лишь отображение того, что уже есть в природе. Он черпает свои идеи из нее, она — его лучший помощник и советчик.

Чуть выше уже был использован термин «фотохудожник». С фото все ясно, но почему выбрана именно такая вторая половина данной дефиниции? Что же, фотограф в каком-то смысле тоже художник, держащий в руке вместо кисти известный инструмент. Чтобы получить хороший результат, ему недостаточно просто нажать на кнопку спуска и запечатлеть момент: перед этим следует оценить композицию будущего кадра. Жаль, что не все это понимают, но тем не менее это так.

НИЖНЯЯ ТОЧКА СЪЁМКИ

При съемке с нижней точки мы стараемся снимать как бы снизу-вверх, опуская камеру ниже привычного уровня глаз. В основном так снимают динамические сцены – прыжки, бег (в репортажной и спортивной съемке), танцы.

Фото: Steve McCurry

Фото: Виктория Роготнева

Фото: Chase Jarvis

Используют в пейзажной съемке, когда нужно сконцентрировать внимание на каком-то мелком объекте, показать величину деревьев. Такой прием поможет подчеркнуть монументальность архитектурного сооружения или величественность статуи. В силуэтной съемке нижний ракурс, пожалуй, самый выигрышный. Силуэт на фоне заходящего солнца получается четко прорисованным, темным и занимает большую часть светлого участка снимка.

Фото: Scott Kelby

Фото: Chase Jarvis

Фото: Guerel Sahin

Но в портретной съемке использовать этот ракурс нужно осторожно, так как можно получить довольно комичный портрет с вытянутой шеей и огромным подбородком.

Фото: Richard Avedon

В некоторых случаях нижнюю точку съемки используют при работе с моделью для того, чтобы зрительно удлинить ноги.

Что такое композиция?

Грубо говоря, композиция представляет собой целый набор разнообразных приемов, помогающих правильно разместить объекты. Верное расположение позволит отдельным частицам собраться в цельную картинку, на которую, собственно, будет приятно смотреть. Правило третей является основной составляющей композиции вместе с правилом золотого сечения, правилами диагоналей и проч.

По существу, правило третей — упрощенный вариант золотого сечения. В оригинальном варианте использованы расчеты сложнее, тесно связанные с числами Фибоначчи. Золотое сечение — один из принципов, который также обязан знать любой фотохудожник, но эта статья — о третях.

Диагонали

Художники уже давно интуитивно поняли, что использование диагональных элементов – еще один способ создать драму в одномерной композиции. Диагональные линии направляют взгляд через изображение и помогают создать ощущение движения. В пейзажной фотографии диагонали часто образуются из дорог, рек, стен или других «линейных» предметов.

На данном изображении присутствуют ярко выраженные диагонали, сформированные линиями рук модели и струящимся материалом, использованном в съемке. Эти элементы ведут взгляд зрителя через изображение.

При съемке людей могут быть использованы силуэты руки, ноги или спины модели. Важно понимать, что композиционные диагонали не ограничиваются лишь явными формами или краями предмета. Концепция диагоналей может быть использована в способе расположения предметов в кадре, во многом таким же образом, как и в правилах, которые мы обсуждали выше.

Как это работает? Нарисуйте воображаемые линии, выходящие из углов кадра под 45 градусов, как показано ниже, и расположите значимые предметы вдоль этих линий. На первом изображении внизу обратите внимание, как глаз модели, ее левая нога и объектив камеры у ее ног расположены точно на диагоналях, построенных из углов изображения. Ручка зонта лежит на якорной точке, где две диагонали пересекаются.

Изображение для иллюстрации метода диагоналей

Та же сцена, но с иным, не «диагональным», способом кадрирования.

Второе изображение взято из той же съемки, но без соблюдения метода диагоналей. Кадр выглядит «тесным», фотосумка расположена слишком близко к краю снимка. В изображении не хватает переднего плана, по сравнению с количеством вертикального пространства над моделью.

Голландский фотограф Эдвин Вестхофф сформулировал «метод диагоналей» как композиционное правило, инкапсулирующее данную идею. У него есть очень хорошая статья, в которой его подход объяснен более подробно.

Что собой представляет правило третей?

Мысленное деление изображения на девять частей (3 х 3 — три по вертикали, аналогичное число по горизонтали), притом они должны быть равными, — вот описание правила третей. В фотографии оно важно. Описанное разделение представляет собой сетку из двух горизонтальных и вертикальных линий. Объекты следует располагать в местах их пересечения или вдоль них.

РАСФОКУС И ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ


0
Источник:

Расфокус — использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты. Это отличный способ добавления ощущения глубины кадра. Фотографии 2D по своей природе, а этот прием позволяет добиться 3D эффекта. На этой фотографии водопада в Нидерландах, камни в реке видны очень четко, а задний план немного расфокусирован. Добавление резкости переднему плану особенно хорошо работает с широкоугольными объективами.


0

Источник:


0

Источник:


0

Источник:

Эти кадры тоже сняты в Дублине. Передний план снят с очень большой резкостью, а задний план в расфокусе. И еще один совет — выходите на фото-охоту пораньше, хоть в 5 утра — и вы будете вознаграждены прекрасными видами.

В чем идея?

При использовании такого принципа, как правило третей, фото становится приятнее для глаз и естественнее, ведь важные его элементы располагаются не прямо посередине кадра. Также дается больше пространства для воображения и фантазии.

Фотография не меняется кардинально, но придается значимость объекту съемки. На чем это основано? Когда человек смотрит на картину в целом в реальности, заостряя внимание на чем-то одном, ему в то же время необходимо, чтобы окружающие элементы не мешали, но сочетались с объектом. Конечно, для минутного взгляда такое описание не подходит, но долгое всматривание вдаль предполагает именно это. Задача фотографа — выразить то, на что должен обратить внимание зритель (на кадре будет сфокусировано то, на чем нужно было сфокусироваться, ведь использовать фокус своего собственного глаза на конечном результате уже не получится). Ставить в этом случае объект прямо по центру, что приходит в голову первым, — очень грубое решение задачи и, как уже было упомянуто выше, весьма неестественное, как ложь, шитая белыми нитками.

Миф № 1 о правиле третей: «Оно делает изображение приятным глазу»

Что значит «делает изображение приятным глазу»? Уверяю вас, это не имеет ничего общего с размещением людей и предметов на пересечении неких линий. Приятна глазу та композиция, которая четко воспринимается зрителем, без отвлекающих элементов, без путаницы и непоследовательности. Как этого добиться?

Во-первых, надо понять, как мозг воспринимает зрительные стимулы. В качестве пояснения воспользуемся понятиями из гештальтпсихологии. Например, на этом фото применяется техника «Взаимодействие фигуры и фона», которая дает возможность четко разделить персонажа фотографии и задний фон.


«Взаимодействие фигуры и фона

Подпись к фотографии: Фотография Анри Картье-Брессона, которая демонстрирует великолепное «взаимодействие фигуры и фона»)

Здесь — «Закон продолжения», который позволяет создавать изогнутые арабески с помощью множества предметов.


Картина Эдгара Дега, демонстрирующая «арабеску»

Здесь — «Наибольшая область контраста», которая помогает направить взгляд зрителя к главному персонажу.


Фотография Дэвида Беллемера

(Подпись на фотографии: «Наибольшая область контраста»)

Как его можно использовать?

Следует мысленно вообразить сетку, выделить важные элементы будущего кадра и расположить их вблизи линий. Стоит помнить, что идеального совпадения может и не быть, но приблизительного необходимо добиться. Сетка — опорный компонент для съемки. Это искусство, и потому никаких «точно в точке» быть не может. С линиями можно «поиграть», композицию расставлять по своему усмотрению. Если позволяют время и техника, можно сделать несколько разных кадров, чтобы сравнить результат и увидеть разницу. Без понимания самой идеи ведь ничего не выйдет, а слепое следование приведет к тому, что все фотографии будут сделаны как будто по одному лекалу. Но в том-то и преимущество правила третей в фотографии: оно такое простое, такое универсальное, и в то же время дает столько вариантов его использовать. Все гениальное — просто. То же сравнение с природой: это словно закат, красота которого настолько неоспорима, что человек восхищается им уже которое тысячелетие, а он каждый день разный. Но от метафор вернемся к реалиям.

Может быть, позицию, с которой будет произведена съемка, придется сменить. Это ничего. Взвешенный и вдумчивый подход к фотографированию — великолепная привычка. Да, современная техника позволяет за минуту «нащелкать» до сотни кадров, но в такие моменты очень кстати будет вспомнить фотомастеров, которые работали с пленкой, когда каждый кадр был невероятно ценен, а просчитывать его параметры приходилось наугад, никогда не зная, что получится в итоге, и получится ли вообще.

Миф № 5: «Правило третей — это основа сбалансированного и интересного снимка»

Мы уже поговорили о «Законе симметрии», который обеспечивает правильный баланс изображения. Теперь надо упомянуть о том, что правило третей создает нежелательное негативное пространство.

Если мы просто помещаем персонажа на одно из пересечений сетки, не думая об изображении в целом и не уравновешивая его, на снимке появляется негативное пространство, которое отвлекает взгляд зрителя от главного героя.


Точка интереса слева, Справа нежелательное негативное пространство. Фото демонстрирует, как правило третей создает нежелательное негативное пространство

Негативное пространство может использоваться намеренно, чтобы создать чувство одиночества, отрезанности от мира. Но если оно появилось на снимке случайно, значит, кадр делал неопытный новичок.


Негативное пространство для изображения одиночества и изоляции. Фото Грегори Крюдсона. Негативное пространство акцентирует историю на снимке

В помощь фотографу

Производители некоторых камер ратуют за своих пользователей, добавляя устройству возможность включать и подставлять сетку. Это наглядное представление, и фотограф может освоить правило трех третей в фотографии, не воображая линий мысленно.

Кстати говоря, интересный факт: правило распространено как принцип трех третей. Это не совсем верно. На деле это правило двух третей в фотографии. Но не важно, как его называть, важно, как применить. В этом помогут нижеприведенные советы для каждого из типа фотографий.

Миф № 10: «Точки силы и золотые точки создают драматизм»

Как мы уже поняли, одно только расположение персонажей по третям не придает изображению драматического напряжения.


Точки силы и «Золотые» точки. Фото Тэвиса Лифа Гловера. Кадрирование по закону третей не создает драматизма

Чтобы получить нужный драматизм, обратимся к «закону близости» из гештальтпсихологии.

Посмотрим на эту фреску с потолка Сикстинской капеллы. Персонажи явно объединены их близостью и сходством. Но, кроме того, драматизм усилен тем фактом, что их руки почти, но еще не совсем соприкоснулись. Это миг перед прикосновением.


Работа Микеланджело

Или вот это фото, на котором мужчина почти дотянулся до своей умирающей жены. Драматизм здесь создается тесной близостью.


Фото Тэвиса Лифа Гловера

«Закон близости» позволяет использовать расстояние, негативное пространство для создания напряжения, как, например, на этом фото.


Фото Грегори Крюдсона. Негативное пространство создает напряжение

Где применять: советы

Как уже было сказано чуть выше, универсальность — это правило третей. Портрет или пейзаж, или макросъемка, или движущиеся объекты — оно применимо везде.

Для пейзажа горизонт лучше размещать вдоль одной из линий сетки, а не посередине, чтобы не создавалось ощущения разбиения фотокадра на две равные половины. Объект на переднем плане задает точку фокусировки, и его стоит разместить также в соответствии с принципом правила. Если объект крупный, его лучше переместить в бок, чтобы и он не разбивал картину надвое.

Когда человек смотрит на портрет, он всегда обращает внимание на глаза изображенного на фото мужчины (или женщины, ребенка и т. д.). Потому-то фокус должен быть именно на них, а расположить их лучше всего на верхней горизонтальной линии сетки.

Для движущегося объекта хорошо оставить пространство в той стороне, которая является направлением движения.

При съемке человека в полный рост неплохо бы поставить его вдоль одной из вертикальных линий сетки.

С чего начать

Удачную композицию не получится создать только с помощью линейки и знаний правила третей. Художественное видение приходит только с опытом. Поэтому для начала попробуйте сделать несколько вариантов одной фотографий, где один и тот же объект будет располагаться в разных точках пересечения третей. Полученные результаты публикуйте в наших соцсетях, лучшими вариантами мы дополним статью. Если остались вопросы, задавайте их в комментариях. Также пишите, начали ли вы пользоваться правилом третей и что изменилось после его внедрения. И еще одно: если вы хотите научиться классно рисовать, рекомендуем пройти наш бесплатный курс «Как научиться рисовать: уроки для начинающих».

Советуем также прочитать:


3 новинки этого лета


Простое правило


Категорический императив Канта и «золотое правило» нравственности


Как зарабатывать деньги в Instagram

Правила придуманы для того, чтобы их нарушать

И правило третей — не исключение. Да, оно — основа композиции, но если чувствовать ее, эту самую композицию, интуитивно, то и нарушая вышеописанный принцип, можно получить нечто интересное, возможно, даже ярче и выразительнее, чем вышло бы с ним. Экспериментировать никто не запрещал! Это даже полезно.

Но вот в чем штука: чтобы нарушить правило с выгодой для себя, надо сначала научиться ему следовать.

Миф № 7: «Правило третей создали художники Ренессанса, а то и вовсе древние греки»

Впервые документальное упоминание о правиле третей находится в книге английского художника и гравера Джона Томаса Смита, датированной 1797 годом. И, судя по его работам, его сложно назвать великим мастером.

Да Винчи использовал правило третей? Да Винчи бы в гробу перевернулся, если бы услышал это. Он столько сил и времени посвятил совершенствованию своих композиций, столько учился, практиковался — для чего? Чтобы кто-то свел все его усилия к простому правилу третей? Ни в коем случае.

Да Винчи, как и другие великие мастера, включая и древнегреческих, применял динамическую симметрию, золотое сечение, другие художественные приемы, такие как арабеска, гамма, совпадения, расходящиеся лучи, взаимодействие фигуры и фона, эллипсы, ограждения и так далее.


Правило третей? Спасибо, не надо! Картина Вильяма Бугро

ИЩИТЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ


0
Источник:

Об использовании цвета как о композиционном инструменте часто забывают. Теорию цвета отлично знают графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга, а могут визуально сильно резать глаз. Взаимное расположение цветов и оттенков реализовано на основе законов колористики (теории цвета), и с их помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания. Посмотрите на цветовой круг. Вы можете видеть, что цвета расположены в сегментах круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга, называются комплиментарными. Фотограф должен искать кадры, где эти сочетания цвета создают привлекательные и яркие композиции. Комплементарные цвета — контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга, напротив друг друга. Очень удачно использовать контрастные сочетания можно для выделения деталей, но не рекомендуется применять такую схему для текста или при составлении гардероба.


0

Источник:


0

Источник:

«ИЗОЛИРУЕМ» ОБЪЕКТ СЪЕМКИ


0
Источник:

Использовать малую глубину резкости, чтобы выделить («изолировать») ваш объект съемки — эффективный способ упрощения композиции. Размытием фона можно отвлечь внимание от вашего основного предмета. Это особенно полезный метод для съемки портретов. Вы можете узнать больше о том, как использовать различные настройки в учебниках по использованию диафрагмы, выдержки и ISO. На этой фотографии размытый фон акцентирует внимание на портрете кота. Этот метод — отличный способ упростить композицию. Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Для портрета лучшая точка — на уровне глаз. Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

ПРАВИЛО НЕЧЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ


0
Источник:

Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов. По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях. Что делать, если у вас четверо детей? Как решить, кому из них выйти из кадра? Если серьезно, то конечно, это правило нужно нарушать! На фото пример использования правила нечетных объектов. Тут три арки, и автор фото убежден, что две арки «не сработали бы» так хорошо. Кроме того, в кадре три человека. Эта композиция также использует правило «фрейминга».


0

Источник:

На этой фотографии двух венецианских гондольеров полностью проигнорировано правило нечетности. Это правда, ваше внимание может перемещаться между гондольерами. Однако тут дело именно в разговоре, это и притягивает глаз, и количество объектов в данном случае неважно.

ЗАПОЛНЕНИЕ КАДРА


0
Источник:

Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния. Во многих случаях это может помочь получить оригинальную и интересную композицию. На этой фотографии любимой кошки фотографа, вы заметите, что он полностью заполнил кадр «лицом», и кадрировал края головы и гриву. Это позволяет зрителю по-настоящему сосредоточиться на деталях, таких как глаза или текстура меха. Вы также можете заметить, что автор использовал правило третей в этой композиции.


0

Источник:

Собор Нотр-Дам в Париже на этом снимке занимает весь кадр, оставляя очень мало места по краям. Это позволило продемонстрировать архитектурные детали фасада здания.

7 случаев, когда можно забить на правило третей в фотографии

Начинающие фотографы обычно располагают основные объекты в центре кадра. По мере того, как они больше узнают о фотографии и композиции, они начинают следовать правилу третей. А что будет, если сознательно нарушить правило третей?

Фото: Хоссейн Заре  

Правило третей делит кадр на три равные части как по горизонтали, так и по вертикали, создавая прямоугольную сетку. Правило третей гласит, что нашему глазу приятнее, когда объект располагается в точках пересечения двух из четырех линий этой сетки. Желательно, чтобы больше пространства оставалось с той стороны, в которую смотрит главный объект кадра.

Фото: Угур Туфан Эмексиз 

Линию горизонта, согласно правилу третей, также стоит располагать по одной из горизонтальных линий этой сетки. Если акцент нужно сделать на небе, ему отводится две трети кадра, а земле – треть кадра снизу. Если же основной объект снимка расположен на земле, то земля занимает две трети кадра, а треть сверху отводится небу.

Но правило третей не догма. Есть случаи, когда даже лучше нарушить правило третей, чтобы получить более выразительный кадр.

1. Подчеркнутая симметрия

Иногда вы можете столкнуться с объектом, который имеет симметричную форму. Это могут быть архитектурные элементы здания, человеческое лицо или что-либо иное с повторяющимися деталями. В этом случае центрирование объекта позволяет зрителю расслабиться, потому что порядок на фотографии успокаивает зрителя, уравновешивает изображение.

Это несимметричное изображение, созданное по правилу третей, не так привлекательно, как изображение ниже.

Фото: Дон Ваянд

На этом изображении возникает чувство порядка из-за равного количества столбов справа и слева от фонтана, создающего симметрию.

2. Рамка как композиционный прием

Размещение объекта по центру рамки может сыграть вам на руку, даже если сам объект, скажем, пейзаж, расположен по правилу третей. Например, когда более чем одна фокусная точка приходится на более чем одну линию внутри сетки, как показано на изображении ниже.

Фото: Дон Ваянд

Колонны попадают на вертикальные линии сетки, сам пейзаж соответствует правилу третей, и при этом все изображение центрируется благодаря рамке из колонн. 

3. Акцент на основной объект в центре кадра

Когда передний и задний план перегружены, расположите объект в центре кадра.

Это прикует внимание зрителя к главному объекту изображения. Например, на фото ниже много разных текстур, но стул, расположенный в центре, приковывает внимание зрителя, не давая потеряться.

Фото: Дон Ваянд

Сфокусируйте внимание зрителя путем центрирования главного объекта в кадре.

4. Направление взгляда вглубь кадра

Задача фотографа – увести взгляд зрителя вглубь изображения, а не за его пределы. Дорожки, реки, мосты, уходящие вдаль, внутрь кадра, – прекрасный прием управления взглядом зрителя.

Фото: Дон Ваянд

Арка и люстры сосредоточены в центре кадра, создавая ритм и заставляя зрителя устремить взгляд вглубь кадра.

5. Подчеркивание размера и пространства

Центрирование предмета может демонстрировать его размер, особенно в окружении людей, зданий или других объектов, которые служат в качестве сравнения.

Например, на изображении ниже.

Фото: Дон Ваянд

Центрирование объекта может иногда подчеркивать масштабы объекта.

Фото: Дон Ваянд

Центрирование объекта также может дать ощущение пространства. Хорошим примером является наличие воды или городского пейзажа на переднем плане изображения и ясного неба в верхней части изображения. Центрирование Эйфелевой башни на этом изображении помогает передать ощущение пространства.

6. Формат квадратного изображения

Отличный способ оправдать центрирование изображения — инстаграм-формат изображения. Квадрат имеет равные стороны, поэтому размещение объекта прямо по центру работает хорошо, так как в большинстве случаев это равное расстояние от объекта до всех краев снимка.

 Фото: Карас Ионуц 

На примере главный объект (корабль) расположен по центру квадрата, однако в кадре тем не менее применено правило третей: луна и птичка на мачте являются смысловым центром изображения и приковывают взгляд зрителя. Кстати, в фото применено много правил композиции, в том числе диагонали: вектор мачты направлен с левого нижнего угла в правый верхний угол, что для человека европейской культуры, привыкшего читать справа налево, ассоциируется с подъемом, ростом, развитием.

7. Съемка с малой глубиной резкости

Когда вы открываете диафрагму и снимаете с небольшой глубиной резкости, фокусируясь на главном объекте, задний и передний план размывается, создавая ощущение трехмерного пространства, добавляя объем и глубину вашему изображению. В этом случае центрирование вашего объекта работает, потому что ничего не отвлекает внимания зрителя от главного объекта в кадре.

Фото: Дон Ваянд

Съемка с малой глубиной резкости не обязывает применять правило третей в расположении главного объекта в кадре, однако поза самого объекта может быть расположена по правилу третей.

Резюме

Некоторые правила должны быть нарушены. Правило третей – это не единственный способ создать хорошую композицию в кадре. Пока вы понимаете, зачем вы нарушаете правила, ваши фотографии могут быть столь же привлекательными, как и сам объект съемки, где бы он ни был расположен.

Поделиться в социальных сетях

10335

Правило одной трети двух третей: Совет по планированию военной миссии

Правило одной трети двух третей — важное правило, которому должны следовать военачальники, когда дело доходит до планирования миссии. Солдаты казнят, унтер-офицеры наблюдают, а офицеры планируют. Запишите это и запомните.

Как армейскому офицеру очень важно изучить планирование миссии, MDMP и процедуры командования войсками, чтобы вы могли правильно выполнять свою работу, а ваши подчиненные могли выполнять свою работу должным образом. Правило 1/3 – 2/3 гласит, что военачальник не должен тратить более 1/3 времени, отведенного на выполнение миссии, на фазу планирования.

Примеры правила одной трети двух третей

Если перед вашим подразделением стоит задача выполнить ее через шесть дней, вы должны завершить свой план к концу второго дня. Это дает вам 48 часов, чтобы провести процесс принятия военных решений или процедуры командования войсками (в зависимости от размера вашего подразделения). Этого времени вполне достаточно, чтобы привести дела в порядок и завершить свой план. Остальные четыре дня ваши подчиненные могут планировать и выполнять миссию. Чем больше времени вы тратите на завершение и публикацию своего плана, тем меньше времени остается у ваших подчиненных на выполнение миссии.

Если у вашего подразделения есть задание, которое нужно выполнить через девять часов, вы должны закончить и опубликовать свой план в течение следующих трех часов. Если вы делаете свою работу правильно, это даже не займет у вас так много времени. Это дает вашим подчиненным руководителям шесть часов на то, чтобы все произошло. Получить картину?

ПРИМЕЧАНИЕ: Вы также хотите опубликовать Предупреждающий приказ немедленно, пока вы завершаете свой план. Постарайтесь опубликовать свой ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ ПРИКАЗ в течение нескольких минут (до часов) после получения вашего задания из вышестоящего штаба.

Нарушение правила 1/3 – 2/3

Это правило часто (к сожалению) нарушается в армии. Я не могу сказать вам, сколько раз мне давали OPORD или миссию, которую нужно было выполнить, практически не имея времени на планирование. И что хуже всего, во многих случаях вышестоящие штабы знали о миссии за дни или даже недели вперед. К тому времени, когда я узнал о миссии, мне почти пришлось «взмахнуть» и «стрелять от бедра», просто чтобы все произошло. Конечно, я выполнил свою работу, но процесс был бы гораздо более гладким, если бы вышестоящее руководство следовало правилу одной трети и двух третей и давало мне достаточно времени для собственного планирования.

Чёрт возьми, я сам время от времени нарушал это правило во время своей военной карьеры. Я ни в коем случае не святой и не совершенный. Как командир роты, я иногда не давал своим подчиненным достаточно времени для планирования и выполнения задач. Либо у меня было много дел, и я не распоряжался своим временем эффективно (в целях планирования миссии), либо я получил задание от вышестоящего штаба в последнюю минуту.

Всякий раз, когда это происходило, миссия шла не так, как я хотел. Хуже того, мои подчиненные руководители тоже были вынуждены «стрелять от бедра». Оглядываясь назад, я бы лучше справился с правилом одной трети двух третей, когда это было возможно.

Мораль этой истории

Мораль этой истории в том, что вы должны как можно больше следовать правилу одной трети двух третей . Если вы контролируете других, вы должны делиться информацией, а не накапливать информацию. Всякий раз, когда вы узнаете о миссии, немедленно отправьте предупредительный приказ людям, которые будут назначены на миссию. Поделитесь информацией, которую вы знаете. Начните свое военное планирование немедленно и завершите свой план игры как можно быстрее, чтобы у ваших подчиненных было время для планирования своей собственной миссии.

Даже если ваш план не идеален, ничего страшного. Лучше иметь 80-процентное решение заранее, чем идеальное решение слишком поздно. Делайте все возможное с тем, что у вас есть. Разработайте наилучший план на основе имеющейся у вас информации и как можно быстрее отправьте приказы своим подчиненным. По мере получения дополнительной информации вы можете отправлять FRAGO и обновления по мере необходимости.

Заключительные мысли

Подводя итог, можно сказать, что правило одной трети двух третей — это военное правило планирования миссии. Военные лидеры никогда не должны тратить более 1/3 отведенного времени на планирование миссии. Таким образом, их подчиненные имеют 2/3 доступного времени для планирования своей миссии и выполнения миссии. Надеюсь, это поможет.

Что ты думаешь? Какой у вас опыт планирования миссий? Что вы делаете, чтобы эффективно управлять своим временем, чтобы у подчиненных было достаточно времени для планирования? Оставьте комментарий ниже, чтобы сообщить мне, что вы думаете. С нетерпением жду Вашего ответа. Если у вас есть какие-либо вопросы о правиле 1/3-2/3, вы также можете задать их ниже.

С уважением,

Чак Холмс
Бывший майор армии (в отставке)
Издатель, Part-Time-Commander.com
Электронная почта: [email protected]

Предлагаемые ресурсы
Начните новую деятельность и будьте здоровы
Проверьте мой интернет-магазин
Рекомендуемые товары для здоровья

Дэн Патрик и правило двух третей: Учебник

2 Когда восемь лет назад Дэн Патрик впервые попытался покончить с правилом двух третей в Сенате, он был сенатором штата-новичком, которого легко оттолкнули приверженные традициям коллеги.

Как вице-губернатору, шансы немного больше в его пользу.

Морган Смит

Переиздать

В 2007 году сенатор-республиканец от Хьюстона выбрал первый день своей первой законодательной сессии, чтобы выдвинуть обвинение против одной из самых легендарных традиций Законодательного собрания Техаса.

Ведущий консервативного ток-шоу Дэн Патрик сделал тему кампании из-за нападений на   и   почти 70-летний обычай, требующий одобрения двумя третями из 31 сенатора, прежде чем выносить на обсуждение какой-либо законопроект, — правило, которое до тех пор члены палаты, гордящейся своим благородством, редко подвергали сомнению.

«У нас должно быть простое большинство голосов, — сказал Патрик во время короткой речи   . — Что случилось с правилом большинства? А как насчет Джефферсона, Мэдисона и Монро? Для них это было нормально.»

Его коллегам потребовалось 15 минут, чтобы отключить его со счетом 30: 1, решив подчеркнуть свое презрение к тому, что было сочтено невоспитанным и ошибочным шагом, проведя поименное голосование по его предложению. , Но это не остановило Патрика, который стал самым ярым противником в Законодательном собрании так называемого правила двух третей в течение следующих восьми лет.0007

Введенное в действие в начале сессии, правило работает, помещая так называемый «блокирующий законопроект» в начало ежедневного календаря Сената, где он находится до конца сессии. Никакой другой законопроект не может быть принят, если по крайней мере две трети сенаторов не согласятся «приостановить обычный порядок работы» и пропустить блокирующий.

Процедурный гамбит за последнее десятилетие загнал в угол законодательство об абортах, ваучерах в частные школы, идентификации избирателей и ограничениях на оружие. Это также вдохновило на легендарные политические маневры. В 2007 году покойный демократ из Хьюстона Марио Гальегос, выздоравливающий после пересадки печени, установил больничную койку в комнате рядом с залом Сената вопреки приказу своего врача, чтобы он мог быть там, чтобы помочь заблокировать рассмотрение законопроекта об удостоверении личности избирателя. Когда республиканцы были в меньшинстве, в 2001 г. они воспользовались рычагами действия правила, чтобы протолкнуть карту перераспределения избирательных округов в более дружественные федеральные суды9.0007

Когда позже в этом месяце Патрик займет пост вице-губернатора, председательствуя в палате, состав которой изменился почти наполовину после того, как его избили в 2007 году, у него, скорее всего, будет достаточно голосов, чтобы окончательно отказаться от этого.

Если это произойдет, сдвиг ознаменует новую эру для Сената и перетасует динамику политических переговоров для партий в обеих палатах.

Вот пособие для начинающих:

1.

В зависимости от вашей позиции правило двух третей ведет к хорошему управлению или злоупотреблению властью.  Патрик и другие противники этого правила утверждают, что   оно позволяет меньшинству сенаторов осуществлять чрезмерный контроль над повесткой дня законодательного собрания и скрывает дебаты от общественности. Сторонники, в том числе сенатор-республиканец Кевин Элтиф из Тайлера и Кел Селигер из Амарилло в прошлом, говорят, что это побуждает членов избегать пристрастности в пользу компромисса, что в конечном итоге улучшает законодательство. Правило имеет практический эффект, вынуждая республиканцев заручиться поддержкой одного или двух демократов, чтобы провести законопроект через палату, и ограждая умеренных в обеих партиях от сложных голосов. Он также может защищать интересы меньшинств в ситуациях, когда разделение не является партийным, например, в вопросах, где в игру вступают региональные, а не политические пристрастия.

2.   Сенаторы голосуют, но назначает вице-губернатор. Патрик сказал на пресс-конференции в четверг, что, хотя он четко выразил свое отношение к правилу, сохранение его будет «прерогативой Сената», и это заявление согласуется с другими заявлениями, которые он сделал во время своей кампании на пост вице-губернатора. Но это не значит, что Патрик не имеет влияния в этом вопросе — голосование по правилам состоится до того, как Патрик назначит председателей комитетов, а новая группа сенаторов, менее склонных подчиняться традициям, теперь составляет более половины республиканского собрания.

3.   Речь идет об изменении, а не об отмене требования квалифицированного большинства. В прошлом Патрик говорил, что поддерживает систему, в которой простое большинство может внести законопроект на рассмотрение. Но совсем недавно, во время своей кампании на пост вице-губернатора, он отстаивал подход, аналогичный подходу Сената США, где три пятых палаты должны одобрить обсуждение законопроекта. С нынешним составом Сената это означало бы, что республиканцы могут выносить на рассмотрение законопроекты без единого голоса одного из 11 демократов в палате. Но чтобы достичь порога в три пятых, законодательству все равно необходимо заручиться поддержкой 19сенаторы — три голоса сверх простого большинства — подлежат рассмотрению.

4.   Всегда есть исключения. Даже при действующем правиле двух третей сенаторы иногда предпочитали обойти его, процесс, который согласно правилам Сената требует только большинства голосов. Или они приняли правило двух третей с «специальными приказами», заключающими в скобки конкретные вопросы, на которые оно не распространяется, как они сделали в 2009 и 2011 годах, чтобы помочь провести через палату закон об удостоверениях личности избирателя. Вполне возможно, что правило 2015 года может выделить такие области. И если правило двух третей блокирует ключевой законодательный акт во время очередной сессии, губернатор всегда может вызвать законодателей на специальную сессию, на которой палата обычно работает без применения правила.

Дэн Патрик убивает правило двух третей

Когда пришла смерть для правила двух третей, 68-летнего указа Сената Техаса, который требует, чтобы 21 из 31 сенатора палаты согласились голосовать по законопроекту, это была не совсем быстрой, но это была более мягкая кончина, чем некоторые могли ожидать. В течение многих лет, затем Сен. Дэн Патрик выступил против этого правила, которое он считал ненужным ограничением власти республиканцев в Сенате.

В 2007 году, в первый день выступления Патрика в зале, он предложил перейти к правилу простым большинством, и его голосование было отклонено 30 голосами против 1. Но по прошествии лет критика Патриком правила набирала обороты, и ряд новых сенаторов Республиканской партии палаты были избраны, пообещав выбросить его. Избрание Патрика сделало почти уверенным, что правило будет убито.

Но когда сенаторы проголосовали за правила, которые они будут использовать сегодня на 84-й законодательной сессии, как часть пакета, подготовленного сенатором штата Кевином Элтифом (Р-Тайлер), не простое большинство Патрика прошло через— его первоначальная идея, которую он время от времени упоминал во время своей основной кампании, но немного сниженный барьер квалифицированного большинства. Вместо двух третей Сенату теперь потребуется три пятых сената, или 19 сенаторов, для вынесения законопроекта на голосование.

В Сенате 20 республиканцев, так что мелочь значит очень много. В выступлении Eltife в защиту этой меры было указано несколько простых моментов: сохранение требования квалифицированного большинства сняло бы некоторые аргументы, выдвинутые сторонниками правила двух третей, а именно то, что его исчезновение ускорит раскол между городскими и сельскими сенаторами, которые могут обнаруживают, что конкурируют за ограниченные ресурсы.

Получение 19 голосов — сложная задача, сказал Эльтиф, и на практике это будет не так уж сильно отличаться от получения 21 голоса. Он надеялся, что это изменение принесет Сенату больше приличия, а не меньше. По его словам, речь шла не о партийности, а о хорошем правительстве.

«Депутаты, мне неприятно это говорить, — сказал он, — но я думаю, что мы идем по пути Конгресса».

Демократы в палате, у которых будет меньше рычагов влияния, чем когда-либо, в результате изменения правил, с трудом проглотили это. В течение почти двух часов они по очереди допрашивали Эльтифу и пытались найти дыры в его рассуждениях. Сенатор Кирк Уотсон (D-Остин) утверждал, что изменения правил в целом облегчат руководству Сената возможность прокрасться через законопроекты и изменения правил позже на сессии. Многие другие возражали из принципа, говоря, что отказ от традиции двух третей сделает Сенат менее двухпартийным органом, что, безусловно, имело смысл.

Сенатор Родни Эллис (демократ от Хьюстона) процитировал мемуары бывшего лейтенанта-губернатора Билла Хобби, в которых он назвал попытку обойти правило двух третей в 1979 году «самой большой ошибкой, которую я совершил на посту президента Сената Техаса». Хобби добавил, что «все, что не пользуется поддержкой двух третей сената, редко бывает хорошей идеей». Эллис сказал, что он надеется, что те, кто сегодня в зале, будут достаточно предусмотрительны, чтобы согласиться с Хобби к тому времени, когда они напишут свои книги. «Я думаю, что это печальный день для Сената, — сказал Эллис, — и мы будем оглядываться на него с сожалением».

Сенатор Хосе Родригес (от Эль-Пасо) был более точен. Он напомнил присутствующим, что стандарт в три пятых — тот же, что используется Сенатом США, наименее эффективным совещательным органом в мире. «Депутаты, мне неприятно это говорить, — сказал он, — но я думаю, что мы идем по пути Конгресса».

«Я была сторонницей правила двух третей с самого начала своего пребывания в Сенате», — сказала Эльтиф, но это уже было несостоятельно. По его словам, ему понравилась идея требования квалифицированного большинства, хотя некоторые сенаторы-республиканцы хотели довести число голосов до 50 процентов, и он работал над тем, чтобы сохранить это требование.

Правило двух третей в любом случае было нарушено, сказал он. Наиболее пристрастные законопроекты, принятые Законодательным собранием за последние годы, нашли способ обойти это требование. Когда законопроекты выносятся на специальную сессию, как это было с ограничениями на аборты в 2013 году, требуется только простое большинство, чтобы провести их через колбасный завод. И у законодателей есть много способов игнорировать или избегать правила двух третей, когда они действительно хотят этого во время сессии — именно так они передавали удостоверение личности избирателя.

Первокурсники Сената, такие как Дон Хаффинс (спереди) и Боб Холл (сзади), хранили молчание, пока старейшины палаты обсуждали изменение правил. Кристофер Хукс

Он прав. Сегодня многие демократы штурмовали социальные сети с хэштегом #lockout — изменение правил, по мнению многих, было явно несправедливым и сделало бы правительство Техаса значительно менее прозрачным. Но это не переломный момент — скорее Законодательное собрание сделало еще несколько шагов вниз по парадной лестнице партийности, по которой оно спускалось годами. У демократов было очень мало рычагов влияния на прошлой сессии, и сейчас их меньше.

В любом случае правило двух третей можно было рассматривать как своего рода артефакт однопартийного Техаса — когда Сенат был заполнен демократами, как это было в 1947, когда это правило было введено, оно помогло обеспечить создание и поддержание широких коалиций внутри партии. Его поздняя роль защитника партии меньшинства кажется довольно случайной. Когда тогдашний лидер большинства в Сенате Гарри Рид увидел необходимость изменить правила Сената США, чтобы выйти из тупика с выдвижением кандидатур, он сделал это, и демократы обрадовались. Политика — это власть, и иногда разговоры о «принципах» могут скрыть это.

Возможно, сенатор Джон Уитмайр (штат Хьюстон) сформулировал это лучше всего с помощью того, что мы должны назвать диалектикой Уитмайра: «Вероятно, все не так плохо, как я представляю», — сказал он в своем выступлении. , «но, вероятно, это не так хорошо, как вы пытаетесь представить».

Правило двух третей было отвергнуто 20 голосами против 10: один республиканец, Крейг Эстес из Уичито-Фоллс, воздержался при голосовании, а один демократ, всегда независимый Эдди Лусио из Браунсвилля, проголосовал за него.

Отдельным голосованием сенаторы сократили количество комитетов палаты с 18 до 14. Под ударом топора находятся комитеты по юриспруденции, экономическому развитию, правительственной организации и открытому правительству.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *