Robert doisneau: Atelier Robert Doisneau | Robert Doisneau’s photo archives.

Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Робер Дуано

В рамках IX Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2015» МАММ представляет выставку «Красота повседневности» одного из величайших фотографов XX века, кавалера Ордена Почетного легиона — Робера Дуано. Его называли волшебником объектива, шансонье от фотографии, воспевшим Париж и парижан, мастером жанровых сцен, сумевшим создать невероятно лиричный образ французской столицы. Снимки Дуано вошли в историю, стали классикой мировой фотографии, знаменитый «Поцелуй на площади Отель-де-Виль» («Le Baiser de L’Hotel de Ville») разошелся миллионными тиражами в открытках и постерах.

На выставке будут представлены более ста авторских отпечатков, из Atelier Robert Doisneau, а также крупных частных собраний, многие из которых зрители увидят впервые. Кроме того, в выставку вошли личные документы и свидетельства, предоставленные дочерью фотографа.

Робер Дуано родился в пригороде Парижа в 1912 году. Освоив азы фотографии в Школе графического искусства и печатного дела Этьенн, где он учился на гравера-литографа, свои первые снимки — виды родного Жантийи для информационного бюллетеня местного муниципалитета — Дуано сделал в 1929 году камерой, взятой в долг у своего сводного брата. Снимая Париж и его окрестности, Дуано стал в какой-то мере последователем Эжена Атже, пытавшегося запечатлеть Париж «маленьких людей» — кочегаров, булочников, шарманщиков, точильщиков«, забытый в эпоху крупномасштабного обустройства французской столицы, предпринятого бароном Оссманном во времена Второй Империи.

Поворотным моментом в судьбе Робера Дуано стала встреча с легендарным Андре Виньо —фотографом моды, художником, режиссером-мультипликатором, скульптором, виолончелистом. Начав работать оператором у Виньо в 1931 году, Дуано смог познакомиться с самыми яркими представителями французского авангарда, часто посещавшими его студию. Там же, в разгар всемирного экономического кризиса, его заметил и пригласил на работу шеф фотослужбы «Рено» Люсьен Шоффар, искавший молодые дарования.

Почти каждую свободную от работы минуту Дуано, посвящал прогулкам по городу, собирая фотографические материалы, которые стали затем основой для книги «La Banlieu de Paris», посвященной жизни парижских пригородов, созданной совместно с французским писателем Блезом Сандраром и принесшей ему огромную известность.

К моменту начала Второй мировой войны Дуано уволили с завода «Рено». Он был призван в армию, воевал, а затем участвовал в Движении Сопротивления. Летом 44-го года Робер Дуано создал знаменитый фоторепортаж о борьбе героев Сопротивления против фашистов.

В первые послевоенные годы послевоенные годы Дуано с головой погрузился в работу — сотрудничал с журналами Life, Vogue и другими крупными международными изданиями, а затем был приглашен в агентство Rapho, где и проработал в качестве независимого фотографа вплоть до смерти в 1994 году.

В 1945 году Робер Дуано познакомился с Анри Картье-Брессоном — еще одной звездой мировой фотографии и основателем конкурирующего с Rapho фотоагентства Magnum, встреча с которым оказала на Дуано большое влияние.

50-е годы — стали временем расцвета таланта художника, его неповторимого стиля, искрометного чувства юмора, уникального дара рассказчика. «Фантазии повседневной жизни восхитительны. Ни один кинорежиссер не способен воссоздать те неожиданности, что встречаются на улице», — считал он.

Робер Дуано — один из самых уважаемых и почитаемых художественным, музейным и издательским сообществом фотографов во Франции. За последние десятилетия вышло более 40 книг, посвященных его творчеству. Будучи невероятно скромным, сам Дуано всегда испытывал удивление от проявляемого к нему интереса.

«В конце концов, нет ничего более субъективного, чем объектив, мы никогда не показываем вещи такими, какими они являются. Мир, который я стремился показать, это мир, в котором мне было бы хорошо, в котором люди были бы дружелюбными, где я мог бы найти нежность, которой я так жажду. Мои фотографии просто были доказательством того, что такой мир мог бы существовать», — замечал Робер Дуано.

«Поцелуй у ратуши»: второй фильм, в котором Робер Дуано увековечил любовь.

«Поцелуй у ратуши» Робера Дуано; Эта фотография — одна из икон вечной любви. Молодой человек стоит на улице, обнимает свою девушку рукой и страстно целует ее перед парижской ратушей, останавливая мир вокруг себя.

Франция освободилась от второй великой войны, и ее столица возрождается среди туманов и желаний, которые мастер фотографов Робер Дуано увековечил в черно-белых снимках. Но закулисная гипнотическая фотография, возможно, одна из самых воспроизводимых в истории, не была «лучом неожиданной красоты», как многие считали.

Поцелуй в Hotel de Ville, 1950, © Robert Doisneau

Как и во всех предыдущих военных конфликтах, когда Вторая мировая война подошла к концу, весь мир страстно желал вернуться к нормальной жизни. Повседневная жизнь была тогда более ценным активом, чем золото; и тот факт, что конец этого светлого периода сменился «гуманистической фотографией», тому подтверждение.

Европейская фотография, посвященная таким темам, как дети, любовь, пары; символы будущего и оптимизма, которые могли бы помочь вернуть надежду после разрушительной реальности войны.

Так в 1950 году фотограф Робер Дуано стоял на террасе бара со своей камерой Rolleiflex. Он внимательно следил за проходившими по улице людьми и среди толпы мог различить влюбленную пару, которая, не обращая внимания на все вокруг, двигалась вперед, страстно целуясь.

Робер Дуано | Источник изображения: Википедия

Фотограф быстро взял свою камеру и сделал снимок, известный как «Поцелуй у отеля de Ville». История, рассказанная таким образом, действительно драгоценна; окружающая среда Парижа, красота момента, страсть молодых людей, чувство беззаботности, смешанное с повседневной жизнью города… все было слишком идеально.

Изображение сохраняло статус «журналистского документа» до середины 1980-х, когда тысячи копий фотографии были напечатаны и распространены в формате плаката. Затем фотография прославилась на весь мир, став иконой романтизма, приписываемой столице Франции. Тогда-то и возник спор о том, был ли момент, запечатленный Дуано, запланированным или естественным.

Я бы никогда не осмелился так фотографировать людей. любовники целует на улице, эти пары редко бывают законными.

Робер Дуано

Правда в том, что эта фотография наполнила горечью последние годы жизни ее автора. В 1988 году, в возрасте 76 лет, великому французскому фотографу пришлось раскрыть секрет, который он так долго хранил: он нанял пару из Школы комедиантов по заказу журнала Life, который искал изображение, чтобы запечатлеть любовь после Война в Европе, которая поднималась благодаря плану Маршалла.

Это произошло из-за того, что пара со своей стороны и женщина со своей стороны объявили себя сфотографированными героями и потребовали оплаты прав на использование их изображения. Когда главный герой, Франсуаза Дельбар, осудила его за права на изображение, человек на фотографии, Жак Карто, защитил Робера.

Они уже взяли деньги за знаменитый поцелуй. Чтобы выйти из правового положения, он был вынужден дать признательные показания.

Несмотря ни на что, изображение не теряет никакой ценности. На самом деле, в любом уголке Парижа можно найти что-то связанное с ним. Люди продолжают восхищаться этим поцелуем как символом любви.

Сцена показывает, как пара страстно целуется перед парижской ратушей, в то время как люди ходят, не замечая этого, спешат или вообще отсутствуют. Элегантная поза влюбленных кажется не замечающей ничего, кроме любви, они в центре. На них вращается вся композиция, все расположение элементов. Это пятидесятые годы, и это надежда послевоенного периода, освобожденного Парижа, который начинает восстанавливаться.

Этот образ действительно может рассказать нам о необычайной визуальной интуиции и личном способе видения и интерпретации Парижа того времени. И на протяжении своей долгой карьеры уличного фотографа Дуано подарил нам множество изображений Вилле Люмьер и его обитателей.

Сегодня сконструированная фотография считается большим художественным вкладом, где творческий процесс так же ценен, как понятие «решающий момент» Анри Картье-Брессона.

Робер Дуано | Фотография и биография

Французский фотограф Робер Дуано жил с 1912 по 1994 год. Ранняя жизнь Дуано была очень трудной, потому что его отец погиб во время Первой мировой войны, когда ему было четыре года, а в возрасте семи лет его мать так же умер. Его воспитывала нелюбящая и равнодушная тетка. Когда ему было тринадцать, он поступил в художественную и ремесленную школу, École Estienne , а в 1929 году он получил дипломы по литографии и гравюре. Он также брал уроки натюрморта и рисования фигур. В возрасте шестнадцати лет он был фотографом-любителем, который постепенно боролся со своей застенчивостью, прогрессировал и начал фотографировать детей, а затем и взрослых. Позже, в 1930-х годах Дуано начал работать в

Atelier Ullmann , студии творческой графики, специализирующейся на фармацевтической промышленности. Вскоре Дуано из помощника оператора стал штатным фотографом.

Дуано был известен своими ироничными, игривыми и скромными изображениями социализации социальных слоев, чудаков на улицах и в кафе современного Парижа и занимательными сопоставлениями. В более чем двадцати книгах его представление о человеческой жизни и слабости было под влиянием работ Анри Картье-Брессона , Эжена Атже и Андре Кертеша . Фотографируя детей, он относился к своим героям и их играм с уважением и серьезностью. Вот почему есть несколько школ, названных в честь Робера Дуано.

В 1931 году он начал работать на

Андре Виньо (фотограф-модернист) в качестве его помощника. Через год журнал «Excelsior» купил фоторепортаж Дуано. Затем в 1934 году он начал работать в автомобильной компании Renault в качестве коммерческого фотографа. Работая в этой компании, он заинтересовался людьми и фотографией. Однако из-за своей непунктуальности он был уволен и был вынужден работать фрилансером, чтобы зарабатывать на жизнь.

В 1939 году Шарль Радо нанял Дуано, и он должен был путешествовать по Франции в поисках фоторепортажей. Так он профессионально снял свои первые уличные фотографии. Здесь он работал до Великой Отечественной войны. Из-за войны французская армия призвала его фотографом и солдатом. В 1945 году он использовал свое мастерство и подделал документы, удостоверяющие личность, и паспорта для французского Сопротивления.

После конфликта он вернулся к работе в качестве внештатного фотографа и торговал своими изображениями с журналом Life и другими изданиями. Он присоединился к Alliance Photo Agency в течение короткого промежутка времени, а затем снова присоединился к агентству Rapho , принадлежавшему Rado, в 1946 году. Он проработал в них всю свою жизнь, несмотря на то, что получил приглашение на работу от Magnum Photos.

Его фотография никогда не высмеивала ни одну из его моделей, поэтому он не хотел фотографировать тех женщин, которым брили головы в наказание за то, что они спали с немецкими мужчинами.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *