Схемы освещения: базовые схемы постановки света в студии
базовые схемы постановки света в студии
«Писать светом» — так с греческого языка переводится слово «фотография». Для фотографа важно понимать свет и то, как он работает. Но уловить нюансы освещение немного сложнее, чем изучить элементы управления камерой, ведь оно отражается от одних объектов, проходя через другие, создаёт большие или маленькие тени и даже влияет на цвета изображения. Даже самая дорогая фотокамера бесполезна в абсолютно тёмной комнате.
Фотография возникла в результате случайной химической реакции, произошедшей, когда свет попал на определённый материал. Современные фотоаппараты прошли долгий путь от камер размером с комнату до крошечных устройств внутри смартфона, однако главную роль в получении снимка всё так же играет освещение.
Студийное освещение — самый важный аспект фотографии. Ниже мы рассмотрим несколько схем постановки света в студии, которые помогут создавать невероятно красивые изображения.
Перед началом обсуждения схем освещения в фотостудии, потратьте время, чтобы узнать, как ISO, выдержка и диафрагма взаимодействуют друг с другом для получения правильно экспонированных фотографий.
Чтобы эффективно работать со схемами расстановки света в фотостудии, надо знать типы осветительного оборудования и для чего оно используется:
- Основную роль в любой классической схеме расстановки освещения в студии играет рисующий свет. Он выявляет скульптурно-объёмную пластику объекта фотографии. Понадобится мощный прибор освещения, который создаст жёсткие тени (подойдёт рефлектор со створками) или мягкий объём (софтбоксы, зонты, рассеиватели и т. д.).
- Заполняющий свет в студии применяется в схемах, как дополнение к рисующему. Его задача — смягчить жёсткие тени, определяя уровень контрастности изображения. Для его создания нужны источники рассеянного света, дополненные, например, рассеивателями.
- Моделирующий свет создаст на объекте игру светотени, подчеркнув пластику объёмов.
- Контурный свет, как часть схемы освещения в студии, отлично подходит для портретов, создавая мягкое контурное свечение вокруг предмета съёмки.
- Фоновый тип освещения относится к любому свету, который уже был в студии до установки искусственного освещения. Это может быть естественный солнечный свет, проникающий через окно, искусственный источник света или внутреннее свечение объекта. Создаётся приборами рассеянного света.
Сразу все вышеперечисленные типы источников света почти никогда одновременно не используются в схемах освещения, в фотостудии обычно задействованы два-три.
Постановка света в фотостудии: рабочие схемы
Сразу скажем, универсальных схем постановки света, специально подходящих для съёмок в новогодней студии, для портретного или художественного стиля фото, не существует. Выбирая технику освещения, фотограф руководствуется собственными творческим видением с учётом пластических особенностей объекта фотографии.
Выставление студийного света всегда начинается с установки освещения фонового и контрового типа. Это основа любых световых схем. Затем добавляется заполняющий и как вишенка на торте — рисующий свет. Это общая схема освещения в студии, которую мастер может трансформировать в соответствии с ситуацией и требуемым результатом.
К самым популярным схемам постановки освещения в фотостудии можно отнести:
- Широкое освещение — на обращённую к камере сторону объекта прямо направлен рисующий свет. Поскольку тени почти не создаётся, это лучшая схема постановки света в студии для создания красивого мужского/женского портрета.
- Paramount, называемый ещё бабочкой, гламурным, голливудским, — простая схема расстановки света в студии, названная в честь американской киноконцерна. Рисующий свет (лучше мягкий) прямо направлен на предмет съёмки и помещён справа в области верхней трети предмета съёмки, заполняющий располагается там же, но чуть ниже рисующего. Отражатель, установленный сбоку от предмета съёмки, если хотите создать на нём симметричную тень.
- Короткий свет направляется на часть объекта, наиболее удалённую от камеры. Довольно интересная схема освещения в студии, добавляющая драматизма, если работать без импульсного света, активно используемая в портретных съёмках.
Поскольку появляется много теней, черты лица кажутся более заострёнными.
- Рембратновское (45-градусное) — освещение, названное в честь художника Рембрандта, поскольку он часто его использовал в своих работах. Поместите объект чуть дальше 90° от источника света, выставленного чуть выше верхней части вашего объекта. Эту схему постановки света редко применяют в интерьерной студии, зато в художественных портретах она очень популярна: часть лица в тени, но один треугольник света должен падать на щёку так, чтобы быть не шире глаза и не длиннее носа.
-
Разделённое освещение — один из эффектных приёмов портретной съёмки, создающий эффект полутени/полусвета, подобный свету, исходящему от горящей свечи. Рисующий свет надо направить на уровень середины лица (объекта), заполняющий можно поднять или придвинуть ближе к фотокамере.
Без освещения нет фотографии, а без понимания того, как работает свет, сложно стать великим фотографом.
Создание схем освещения с нуля
При постановке освещения в студии и на пленэре начинающий фотограф часто оказывается в затруднительной ситуации. Все скачиваемые из интернета схемы освещения оказываются малопригодными к использованию и не дают необходимого результата. Проходит несколько месяцев, а иногда и лет упорного труда, фотограф с большим трудом осваивает две-три общих схемы постановки света, которыми пользуется большинство его конкурентов, но дальше дело так и не идет. Вконец измучившийся творец приходит к единственному возможному для него результату — дорисовка освещения в графическом редакторе и использование типовых пресетов с каких-либо мастер-классов.
Как научиться ставить свет, разрабатывать свои схемы освещения, гибко использовать все преимущества света и тени — об этом и пойдет речь в цикле наших статей «Свет и тень».
Первая предлагаемая вашему вниманию статья посвящена композиционным решениям в создаваемой вами схеме освещения.
Да-да, именно композиция решает, как будет стоять свет в будущем кадре.
Прежде, чем хватать приборы и начинать их куда-либо направлять, регулировать их мощность или менять насадки, нужно прояснить для себя, что вы хотите получить.
Вот тут очень поможет уже полученный вами опыт обработки фотографий, поскольку он самым наглядным образом позволит осознать композицию будущего кадра.
Буднично отсняв свою фотосессию и загрузив файлы в редактор, вы начинаете их просматривать и принимать решение, что с ними нужно сделать, чтобы из темных невнятных изображений получить картинки, достойные внимания заказчика. Как это происходит вам хорошо знакомо, но для ясности момента разберем конкретный пример.
Перед вами портрет девушки, где фон оказался абсолютно черным и полностью слился с темными волосами модели, на левый глаз упала плотная тень, а кисть модели, поднятая к правой стороне лица, оказалась излишне высветлена. Композиционно кадр смотрится ужасно — в кадре самая главная деталь не лицо модели, а ее пересвеченная рука, отвлекающая на себя все внимание зрителя.
Вооружившись арсеналом инструментов обработки, вы начинаете аккуратно создавать более светлое пятно на фоне за головой модели, осветлять левую часть ее лица и добавлять блик в зрачок левого глаза, затемняете кисть правой руки. Вроде бы все верно, и ваш снимок на глазах становиться намного эстетичнее. Но, как бы вы аккуратно не выполняли свою работу, любой опытный коллега сразу заметит, где были внесены изменения, поскольку аккуратно выделить каждый волосок и корректно отработать всю гамму полутонов на лице и одежде модели не под силу даже профессиональным ретушерам. В результате обработки вы получите хорошо выполненное, но явно искусственно полученное изображение.
А теперь представьте, что вы просматриваете изображение не дома, а прямо на съемочной площадке. Еще в процессе съемки на дисплее камеры видите, что левая часть лица вашей модели чрезмерно затемнена. Остановитесь! Не делайте большое количество бессмысленных, заведомо испорченных дублей. Вместо того, чтобы отложить решение этой ошибки до обработки бракованных снимков на компьютере, направьте отражатель или дополнительный источник света на темную часть лица модели. Не спешите щелкать затвором, дайте себе возможность рассмотреть полученный кадр и заняться настоящей постановкой света. Также как вы высветляете фон за темными волосами модели при обработке, направьте дополнительный источник света на фон – задача будет решена на съемке. А слишком светлую кисть руки модели можно прикрыть специальным «черным флагом», перекрыв лишний поток света, освещающий ее лицо.
Если вы сделаете все внимательно и не спеша, то получите практически готовое изображение, не требующее обработки, и на съемочной площадке появится несколько дополнительных источников света, отражателей и черных флагов. Вот это и будет настоящей схемой освещения в данной локации для решения конкретно ваших съемочных задач. Вам даже не нужно учиться работать с пилотным светом, вы всегда можете посмотреть полученный кадр на камере и провести коррекцию светом так, как будто вы исправляете недочеты на уже готовом изображении в вашем графическом редакторе.
О готовых световых схемах
Принципиальную непригодность готовых световых схем, активно распространяемых в интернете, объяснить очень просто: свет фотограф выставляет относительно конкретного, уникального рельефа лица модели и той обстановки, в которой она находится. В действительности высота и форма носа, глубина посадки глаз, овал лица, полнота модели, прическа, да и вообще все параметры роста и телосложения кардинально воздействуют не только на угол и интенсивность освещения в создаваемой (или копируемой) световой схеме, но и на выбор светоформирующих насадок.
Вы можете воспроизвести увиденную схему света, если она будет описана подробнейшим образом: угол и дистанция освещения для каждого прибора, вид насадки, мощность каждого осветителя… Но эффект возникнет только при одном условии — вы должны снимать именно ту модель, которая была снята на примере и без всякого изменения в ее позе. То есть вы можете создать копию, но применить этот рецепт на своей модели у вас никогда не получится. Из этого правила есть единственное исключение — равномерно заливающий свет пасмурного дня, когда вы не видите ни единого светового пятна или тени.
Другими словами, схем освещения не существует — постановка освещения всегда уникальна и не применима повторно. При малейшем изменении объекта съемки или ракурса съемки, все придется устанавливать заново.
В качестве заключения можно отметить, что постановка освещения с использованием цифровой камеры, когда любой сделанный вами снимок можно сразу просмотреть и внести необходимые изменения, под силу даже начинающему фотографу. Ничего сверхъестественного тут нет, только не надо спешить и нужна внимательность и аккуратность. Что же касается выбора световых модификаторов и настройки мощности используемых осветителей — тут тоже нет ничего волшебного, но о них мы расскажем в следующих публикациях нашего цикла.
Автор статьи Илья Лукьянов.
Как разработать схему освещения, которая подойдет именно вам
Наряду с планировкой (о которой я рассказал здесь), освещение является одним из самых сложных аспектов дизайна интерьера, и ко мне часто обращаются за помощью. На самом деле, когда я провел опрос в Instagram, спрашивая, какие темы люди хотели бы видеть здесь, освещение было лучшим выбором с огромным отрывом! Сделайте все правильно, и у вас будет уютное, гостеприимное и практичное пространство, в котором приятно проводить время; ошибетесь, и вы рискуете получить комнату, которая либо слишком темная для использования, либо настолько яркая и яркая, что она больше напоминает зал вылета в аэропорту, чем дом!
Итак, как вы разрабатываете схему освещения, которая подходит вам и вашему пространству? Вот мои главные советы…
Проанализируйте пространство, его функцию и естественное освещение
Я знаю, что говорю это каждый раз, когда даю совет по дизайну, но действительно стоит пожить в пространстве некоторое время, прежде чем что-то делать. решений, особенно когда речь идет об освещении, которое часто требует новой проводки и может быть сложно перемещать после установки. Попутно задайте себе следующие вопросы:
- Куда падает естественный свет и как он меняется в течение дня?
- Какие области пространства особенно яркие или мрачные в разное время?
- Для чего и когда будет использоваться это пространство?
- Какие архитектурные особенности или предметы мебели я хочу продемонстрировать?
Получив эту информацию, вы можете приступить к работе по добавлению освещения, отвечающего вашим конкретным потребностям и пространству.
Может показаться нелогичным размещать торшер рядом с эркером в нашей гостиной, так как это самое яркое место. Но я знаю по опыту, что этот угол гораздо чаще используется ближе к вечеру и вечером, когда естественного света мало или совсем нет, достигая этого пространства, выходящего на север.
Разнообразие освещения
Наиболее функциональные, привлекательные и эстетически привлекательные схемы освещения включают слои разного света, играющие разные роли в пространстве. Есть три основных типа, которые вы захотите использовать в той или иной степени в зависимости от пространства и его использования: 9.0003
- Окружающее освещение (также называемое общим или фоновым освещением), обеспечивающее общее освещение помещения
- Рабочее освещение , обеспечивающее целенаправленное освещение для таких занятий, как чтение или приготовление пищи
- Акцентное или декоративное освещение , которое используется для выделения определенных объектов или элементов и улучшения общей атмосферы – воспринимайте его как «последний штрих» схемы освещения
Таким образом, в гостиной может быть большой потолочный светильник для общего освещения, пара настенных или напольных светильников для рабочего освещения и настольная лампа с подсветкой для освещения любимого произведения искусства. Между тем, кухня может иметь потолочные светильники или три подвесных светильника для окружающего освещения, освещение под кухонным шкафом и вытяжкой в качестве рабочего освещения над раковинами и варочными панелями и, возможно, светодиодную ленту для подсветки стеллажа.
Какую бы комбинацию вы ни выбрали, убедитесь, что вы меняете обстановку, сочетая верхнее освещение и лампы, расположенные на разной высоте. Если все будет на одном уровне, пространство будет казаться плоским и одномерным, а также создастся темнота. области, которые не доставляют удовольствия. Также убедитесь, что вы не размещаете рабочее освещение прямо позади себя, чтобы ваша собственная тень не попадала в область, где вам нужно освещение, или не ставите ярко светящуюся голую лампочку на уровне глаз.
В этой спальне есть большой подвесной светильник для рассеянного света, настенные светильники для рабочего освещения и настольная лампа, чтобы подчеркнуть красивое старинное окно. Важно отметить, что все они расположены на разной высоте, что добавляет интереса и универсальности схеме.
Будьте осторожны с точечными светильниками и потолочными светильниками
Потолочные точечные светильники и потолочные светильники, по-видимому, используются по умолчанию во многих новостройках и домах, отремонтированных застройщиками, но я бы рекомендовал подходить к ним с осторожностью. Они могут хорошо работать на кухнях и в ванных комнатах, где иногда требуется очень яркий верхний свет, но в других условиях они могут быть резкими и неприветливыми — больше подходят для столовой или супермаркета, чем для дома! Я почти всегда предпочитаю подвесные светильники в качестве источника окружающего света, но если у вас уже есть точечные светильники или потолочные светильники и вы не можете их заменить по какой-либо причине, убедитесь, что вы включили много более уютных настольных, напольных и настенных светильников, которые можно переключать. вместо этого.
В этой кухне-столовой есть направленные точечные светильники, но они сочетаются с настенными светильниками и подвесным светильником, обеспечивая при необходимости более уютный свет. Смотрите больше этого дома здесь.
Будьте смелее с подвесками
Что касается подвесок, то они предоставляют прекрасную возможность заявить о себе, выбрав дизайн. Мне нравится видеть их подвешенными над обеденными столами, кухонными островами, кроватями и зонами отдыха, и они могут создавать красивые фокусы, даже когда они выключены. Всегда стоит выбирать самый большой размер, который вы можете, и вешать их как можно ниже, так как это добавит эффекта и предотвратит их потерю в пространстве.
Большой бумажный кулон в этой гостиной обеспечивает потрясающий фокус, независимо от того, включен он или выключен. Полный тур по этому современному шведскому дому, спроектированному Norm Architects и Karimoku Case Study, можно посмотреть здесь.
Сделайте вещи максимально универсальными
Постарайтесь сделать освещение как можно более гибким, позволяя изменять его в соответствии с вашими потребностями, настроением, которое вы хотите создать, и временем суток. Итак, ищите лампы, которые можно отрегулировать, чтобы направить свет туда, где он вам нужен, и установите как можно больше диммерных выключателей, чтобы вы могли мгновенно переключаться с яркого освещения на более мягкое, более спокойное свечение. Вам даже не нужно менять проводку — в ИКЕА есть ряд диммируемых ламп, которые ввинчиваются прямо в существующие лампы или подвески и управляются с помощью пульта дистанционного управления или мобильного приложения.
Ассортимент умного освещения ИКЕА с диммерами всего за 25 фунтов стерлингов.
Поэкспериментируйте с температурой
Свет, излучаемый лампочками, сильно различается по температуре: от холодного, почти с голубым оттенком до гораздо более теплого желтого и янтарного. Он измеряется в кельвинах, при этом значения выше 5000k (примерно эквивалентны естественному дневному свету) становятся все холоднее, а ниже — все теплее, но вы можете просто увидеть вещи, помеченные как «теплый белый» или что-то подобное. Это может иметь большое влияние на настроение, поэтому поэкспериментируйте, чтобы выяснить, что лучше всего подходит для вас и пространства — например, я использовал более холодную лампочку дневного света в нашей ванной, которая не имеет собственного естественного света, но имеет более теплый свет. в гостиной и спальнях, где я хочу создать более уютную атмосферу.
Лампа яркого дневного света была осознанным выбором в нашей ванной без окон. В других комнатах мы выбрали более теплый свет, чтобы было уютно.
Переносные
Они могут напомнить вам детские походы, но не сбрасывайте со счетов портативные перезаряжаемые лампы. В настоящее время есть несколько фантастических дизайнов на выбор (вы можете увидеть мой выбор лучших здесь), и их очень удобно иметь дома. Они создают аккуратный внешний вид без кабелей и прекрасно работают в углах без проводов. Они также могут стать более мягкой альтернативой верхнему освещению в местах без розеток, таких как ванные комнаты, — идеально подходит для расслабляющего купания в ванне — и многие из них можно использовать и на улице.
Портативные лампы, такие как показанная здесь конструкция «Carrie» от Menu, отлично работают, когда вы хотите добавить дополнительное освещение в местах с розетками или проводкой.
Не оставляйте освещение на потом
Наконец, и, возможно, самое главное, не позволяйте освещению стать запоздалой мыслью! Часто это решается в последнюю очередь, но все, что так сильно влияет на то, как пространство выглядит и ощущается, должно рассматриваться с самого начала. Обеспечение освещения является неотъемлемой частью процесса проектирования и не игнорируется до тех пор, пока не будет выбрано все остальное, что даст вам гораздо лучший результат и, вероятно, сэкономит ваши деньги в процессе.
Исходя из прошлого опыта, освещение было ключевым моментом в нашей недавней реконструкции спальни, при этом как эстетика, так и функциональность определяли наш выбор.
Если вам нужна дополнительная помощь с освещением в вашем доме, мои дизайнерские услуги могут помочь — узнайте больше здесь.
Верхнее и третье изображения сделаны Андерсом Бергштедтом для Alvhem; изображения два, семь и девять — Аби Даре; изображение три через Бьюрфорс; пятое изображение Джонаса Бьерре-Поулсена из Norm Architects; изображение шесть от IKEA; изображение восемь меню.
6 приемов светового дизайна для превосходных схем освещения
Когда речь идет о потоке, атмосфере и атмосфере вашего пространства, дизайн освещения является одним из самых фундаментальных компонентов. Это не должно быть забыто. Независимо от того, хотите ли вы создать уютную, расслабленную или захватывающую атмосферу, эти 6 приемов дизайна освещения позволяют нам в Hampshire Light создавать функциональные и привлекательные схемы освещения для проектов наших клиентов.
1. Дополнение к декору имеет ключевое значение
Лучше всего освещение дополняет декор комнаты. На этапе проектирования важно знать, как обставлена каждая комната или, в некоторых случаях, планируется обставить ее. Это позволяет специалистам по световому дизайну создать схему, которая идеально впишется в отделку вашего помещения.
2. Используйте 3 уровня дизайна освещения
Окружающее, рабочее и акцентное освещение играют огромную роль в успехе схемы освещения. Наиболее эстетично и эффективно освещенные помещения содержат 3 слоя света. Но какова роль окружающего, рабочего и акцентного освещения и почему они важны?
- Окружающее освещение – обеспечивает основное и общее освещение помещения. Окружающее освещение усиливает ощущение тепла и глубины пространства и обычно достигается с помощью верхнего освещения. Без использования окружающего освещения, скорее всего, была бы достигнута унылая и темная атмосфера. Это просто не создаст функциональную схему освещения.
- Рабочее освещение — при проектировании освещения рабочее освещение используется для создания свободной от теней среды, которая помогает выполнять действия. Будь то приготовление пищи, просмотр телевизора или чтение книги, рабочее освещение гарантирует правильное освещение мелких деталей.
- Акцентное освещение – завершающим этапом проектирования освещения является акцентное освещение. Хотя это может быть функциональным, основная цель использования акцентного освещения — добавить стиля вашему пространству. Акцентное освещение должно улучшать эстетику вашего пространства и создавать эффект «вау».
Для получения дополнительной информации о трех уровнях дизайна освещения, взгляните на один из наших последних блогов, посвященный важности освещения в дизайне интерьера, где мы обсуждаем все более подробно.
3. Используйте естественное освещение
Дизайн освещения — это больше, чем просто установка искусственного освещения. Речь идет о понимании того, как можно максимально использовать естественное освещение в пространстве, чтобы создать эффективную и хорошо сбалансированную схему освещения. Потенциальное воздействие естественного света на пространство необходимо учитывать во всех процессах проектирования освещения.
Благодаря световым фонарям, зеркалам и зеркальной мебели, такой как журнальные столики, естественный свет может отражаться в помещении, чтобы максимально использовать его потенциал. В качестве бонуса требуется меньше искусственного света, что помогает снизить потребление энергии.
4. Создайте тени там, где это необходимо
Во многих случаях тени могут раздражать. Некоторым не нравится идея присутствия теней. Однако, когда тени создаются эффективно, они придают глубину, текстуру и создают атмосферу комнаты. Правильное расположение источников света для создания небольших, а иногда и детализированных теней может значительно улучшить внешний вид пространства.
5. Используйте элементы управления освещением для гибкости
Установив элементы управления освещением, вы можете управлять освещением так, как и когда хотите. Будь то простой диммер или более совершенная система управления домашним освещением, использование элементов управления освещением дает вам возможность изменить настроение комнаты в соответствии с вашей ситуацией.
Для получения дополнительной информации о преимуществах управления освещением, доступных типах систем управления освещением и стоимости управления освещением ознакомьтесь с нашим полным руководством по системам управления освещением.