Судек: Йозеф Судек: живой свет
Йозеф Судек — самобытность, неподвластная времени
Йозеф Судек, Фото: Милонь Новотны, CC BY-SA 4.0
Куратор выставки «Йозеф Судек 1896 — 1976» Иржи Яскманский подчеркивает, что особую любовь Йозеф Судек у почитателей заслужил самобытностью и тем, что никогда не свернул с однажды выбранного им творческого пути. Всей своей жизнью фотограф доказал, считает Иржи Яскманский, что художник вовсе не обязан придерживаться какого-либо общепризнанного канона или какой-то проторенной дороги.
Творчество Йозефа Судека весьма обширно и разнообразно – это пейзажи, натюрморты, портреты и даже реклама.
Иржи Яскманский: «Йозеф Судек был человеком, который умел радоваться жизни. Одной из его радостей была съемка того, что ему нравилось. Парадоксально, но многое, что было выбрано в качестве объектов для съемки, Йозефа Судека непосредственно окружало – интерьер фотоателье, квартиры, окрестности места, где он проживал, парки, сады, городские закоулки, причем находившиеся буквально за углом.
Конечно же, фотограф также путешествовал, но его личный мир складывался с того, что находилось совсем рядом».
Судьба Йозефа Судека не жаловала. Во время Первой мировой войны он потерял правую руку, что, однако, не мешало ему создавать свои, сегодня уже легендарные, фотографии.
Снимок Утренний трамвай (1924г., Пороховая башня в Праге), Фото: Flickr, Creative Commons licence 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0), uživatel: Jorgl pulg
— «Это тоже — парадокс. Руки Йозеф Судек лишился не из-за врага, а из-за своих же. Он оказался не в тот момент и не в том месте. Рядом с Йозефом Судеком упал гранатометный снаряд и оторвал ему руку. Конечно же, ранение отразилось на нем весьма серьезно, а пребывание в интернате для военных инвалидов для столь деятельного человека стало пыткой. Однако, как мы знаем, доктор Недома нашел Судека в инвалидном интернате и помог ему найти работу, чем дал стимул к жизни. То, как он, не имея одной руки, справлялся с фотоаппаратами – это истории, которыми можно заслушаться.
Одной рукой ему приходилось в полной темноте манипулировать с фотоматериалами, чтобы зарядить фотоаппарат. С этой целью он сшил для себя огромный мешок, в котором все эти фокусы и проделывал, если рядом не было ассистента».
В 2016 году отмечается сразу две даты, связанные с жизнью Йозефа Судека – 120 лет со дня его рождения и 40 лет со дня смерти.
— «Нам было бы стыдно, если бы в юбилейный год мы не провели хотя бы одной крупной выставки признанного мастера фотографии мирового масштаба. Именно поэтому мы, обратившись и к частным коллекционерам, собрали воедино 100 работ Йозефа Судека, чтобы продемонстрировать все созданные им циклы, весь спектр творчества, от самых ранних фотографий – здесь есть и довоенный «Пигмент», и вплоть до 70-х годов, когда он делал так называемые фото-заметки».
Мастерская Йозефа Судка, Фото: Вит Швайцр, открытый источник
Жемчужиной фотовыставки стали работы, которые еще никогда и нигде публике не представлялись.
— «Это наш конек – выставлять то, что еще никто или почти никто не знает. На выставке, посвященной Йозефу Судеку, представлены его фотографии, сделанные в Бескидских горах».
Однако Йозеф Судек был не только человеком, создающим фотографии. Он сам также весьма часто являлся героем работ множества других фотографов.
«В свое время Йозеф Судек был, вероятно, одним из наиболее часто фотографируемых людей в Праге и ее окрестностях. Он был весьма фотогеничной фигурой, так как человеком был особенным. Его лицо ярко выражало самые разные состояния – усталость, восхищение, грусть и так далее. Поэтому множеству известных фотографов удалось запечатлеть Судека в весьма интересных ситуациях. Этими портретами мы и дополнили выставку работ мастера, чтобы люди сами, взглянув на фото, составили впечатление о том, каким он был человеком», — подчеркивает куратор выставки «Йозеф Судек 1896 — 1976» Иржи Яскманский.
Йозеф Судек
Йозеф Судек – философ и мыслитель, сумевший выразить свою философию не словами, а фотографией.
Его фотографии завораживают Тайной, музыкой, поэзией, присутствующими во всех его работах.
В них Йозеф Судек волшебным образом соединяются сон и явь, и КАК они соединяются – тоже загадка. Магическая сила искусства Мастера реальна и ощутима сразу, как только видишь его работы.
Фотография – это особый мир, в котором много технических нюансов, но результат и воздействие на зрителя кроется все-таки не в них, а во внутреннем мире фотографа, его особом взгляде на мир, в уровне его культуры и кругозоре.
Здесь результат больше зависит от философии и личности, чем от фотоаппарата. Гуманитарная составляющая гораздо более значима, чем техническая, как, впрочем, и в любом другом искусстве: техническая сторона не более чем способ выразить свой взгляд на мир.
Подтверждением тому является искусство чехословацкого фотографа Йозефа Судека, родившегося в конце XIX века, творившего почти весь XX век, чей взгляд на мир поражает, удивляет и привлекает и всегда будет удивлять, как всегда удивляет искусство большого и настоящего Мастера.
Его стиль больше похож на живопись сюрреалистов, импрессионистов, символистов и магических реалистов, чем на стиль популярных фотографов его времени. Йозеф Судек был одиночкой, посвятившим свою жизнь самоанализу и исследованию собственной души.
Он считал, что внутренние эмоции лучше всего может выразить символическая форма и его работы – это символическое выражение чуда: чуда природы, зданий, площадей, трамваев, обычных предметов. В своих городских фотографиях первого периода творчества он сосредоточен на исторических зданиях, площадях и церквях Праги.
Фотограф фокусирует свое внимание на архитектурных деталях, которые высвечиваются в особые моменты, которые он мог ждать часами. Йозеф Судек всегда ждал нужное время и нужного момента, когда объект, лицо или листва оказывались в особой атмосфере. На его фотографиях — скрюченные ветки деревьев, похожие на кружева, густо растущие кусты, купающиеся в лучах света или наоборот — создающие мрачный силуэт, но они всегда необычны и таинственны.
Йозеф Судек никогда не отвлекался на мелочи и суету, никогда не заботился об общественных приличиях в одежде, еде, обстановке квартиры, его не привлекали успех и карьера. Он был полностью сосредоточен на мире своей собственной души.
Оккупация Чехословакии фашистами стала для Мастера большим эмоциональным потрясением. Он затворился в своей мастерской, и в работе наступила длинная пауза. В результате затворничества Йозеф Судек ограничивался видами из окна в своей студии.
Окно становилось отражающим фоном, обрамляющим искусно расположенные предметы, такие как яйцо, тарелка, галька или цветы. Особенно Судек любил фотографировать стеклянные предметы и преломление в них.
Окно моего ателье. 1944-1953
Он часто фотографировал внешний мир через сумеречную завесу дождя, росы, льда или запотевшего окна, создающую атмосферу неопределенности в отношении между внутренним и внешние мирами. Это было похоже на тайну, разделяющую наблюдателя и наблюдаемого. Но в его новых циклах «Окно моей студии», «Натюрморт», «Память», «Лабиринты» уже нет того тепла, что было в работах раннего периода.
Найдя свой взгляд на мир и свою философию, Йозеф Судек всю свою долгую жизнь был им верен. Его эмоциональный стиль с использованием смазанных изображений, рассеянным светом, игрой света и тени, похожей на Рембрандтовскую, узнаваем безошибочно.
Йозеф Судек оставался верен собственному внутреннему видению, желанию изобразить мир таким, каким он был создан внутри себя. Стремление к уединению, потребность быть ближе к природе, внимание к деталям видны на всех его фотографиях. Особенно поразительно его терпение: создание некоторых его циклов часто занимало не менее десяти лет.
Его интересовала не сама по себе природа, а ее Тайна, Магия и музыка, в поисках которых он мог находиться годами. Йозеф Судек любил музыку, она всегда звучала в его мастерской и слышна во всех его работах. Не зря любимой фразой фотографа была: «И музыка играет».
Судек родился в 1896 году и умер в 1976 году, прожив долгую жизнь, большей частью в уединении и почти затворничестве. В Первую мировую войну он потерял правую руку, что делает его работу подвигом даже с технической точки зрения, не говоря уже о его умении терпеливо ждать и точно уловить тот момент, когда предмет словно растворяется, теряя материальную оболочку и обнажая свою душу.
Не зря лучшим временем для Йозефа Судека было утро и наступающие вечерние сумерки, когда свет начинал рассеиваться или чуть брезжить. В этом свете предметы становились невесомыми, нереальными, почти фантомными.
Размытые фигуры растворялись в дымке, застывая во времени, а лучи света создавали сказочное настроение, как будто наблюдатель забрел в таинственный и нереальный мир фантазий и теней.
Тина Гай
coded by nessus
This entry was posted in Искусство and tagged Фотография. Bookmark the permalink.
Йозеф Судек | Человек в карьере
Йозеф Судек | человек в карьере | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternToolДетали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Человек в карьере
Художник:
Йозеф Судек (Чехия, 1896–1976)
Дата:
ок.
1918–22
Середина: Бихроматная печать
Размеры:
Изображение: 2 7/8 дюйма × 4 дюйма (7,3 × 10,2 см)
Крепление: 9 5/16 дюйма × 6 15/16 дюйма (23,6 × 17,7 см)
Классификация: Фотографии
Кредитная линия: Коллекция Гилмана, музейная покупка, 2005 г.
Регистрационный номер: 2005.100.1300
Права и воспроизведение: © Йозеф Судек, предоставлено Josef Sudek Estate
Узнайте больше об этом произведении
Хронология истории искусств
Похожие произведения искусства
- Йозеф Судек
- Фотоотдел
- Бихроматные оттиски
- Фотографии
- Из Чехии
- Из Европы
- С 1900 г.
н.э. по настоящее время
Ресурсы для исследований
Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.
API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.
Обратная связь
Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.
Фотографии в Метрополитен
В отделе фотографий Метрополитена хранится коллекция из более чем 75 000 работ, охватывающих историю фотографии с момента ее изобретения в 1830-х годах до наших дней..jpg?mode=max)
Josef Sudek — 5 Continents Editions
Тексты Энн Томас, Яна Джеффри, Владимира Биргуса, Войтеха Лагоды, Яна Млкоха и Кристофа Виски
Доступная по цене монография о творчестве Йозефа Судека, также известного как «Пражский поэт». ‘.
Йозеф Судек (1896—1976) — чешский фотограф, наиболее известный своими фотографиями Праги. Он работал переплетчиком, прежде чем заняться фотографией после военного опыта и последующей потери правой руки.
Йозеф Судек. Le monde àma fenêtre исследует, как фотографии Судека отражают его отношение к окружающему миру, от интимных исследований его любимых предметов и видов через его окно до его более обширных ночных прогулок по улицам Праги и ее окрестностей, а также экскурсий в окружающая местность. Эта 300-страничная книга, содержащая пять эссе, теплые воспоминания двух бывших ассистентов, а также около 150 иллюстраций и десятков иллюстраций, предлагает убедительный взгляд на фотографии Судека и искусство его друзей и коллег-художников.
Очарованность Джозефа Судека светом и его отсутствием привела к созданию некоторых из самых навязчивых изображений природы, памятников, городских улиц и объектов двадцатого века — все они были преобразованы его чутким пониманием силы света, раскрывающей его, и силы тьмы, чтобы передать все непроходимое. Он овладел техническими аспектами работы с материалом, создавая копии, пуржидлос и ветте — все техники, которые позволили ему преобразовать качество объекта фотографии. С непревзойденным пониманием того, как тщательная печать изображений определяет выразительный потенциал изображения, Судек использовал вызывающую воспоминания капризность углеродного процесса с максимальной выгодой, как и способность серебряно-желатиновой печати отражать и очерчивать.


н.э. по настоящее время