Тональный контраст: ТОНОВЫЙ (ИЛИ ТОНАЛЬНЫЙ) КОНТРАСТ — Студопедия

Содержание

ТОНОВЫЙ (ИЛИ ТОНАЛЬНЫЙ) КОНТРАСТ — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Преподаватель: Новикова Т. А. 4 КЛАСС

ЖИВОПИСЬ

Тема: «Тональные контрасты предмета и фона». Особенности контрастных тональных отношений цвета. Сочетания цветов, контраст которых определяется тоном. Темный предмет на светлом фоне. Светлый предмет на темном фоне. Закономерности зрительного восприятия и особенности цветового решения. Практическая работа. Выполнение композиции (натюрморта) «Темный предмет на светлом фоне» (2-3 предмета разной формы, размера). Работа над эскизом.

Материалы: бумага формата А4, черная гуашь.

            

 

 

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Контраст

Основная цель правил композиции — привлечь внимание зрителя и выделить смысловой элемент в композиции. Человеческий глаз инстинктивно ищет на снимке самый яркий и резкий элемент.

Контраст — это, прежде всего, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках.

Оно может быть выражено в большей или в меньшей степени и придает картинке эмоциональное звучание. Различают несколько типов контраста:

ТОНОВЫЙ (ИЛИ ТОНАЛЬНЫЙ) КОНТРАСТ

Он представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тоновый контраст характерен для ахроматических цветов. Ахроматические цвета — это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным – черный.

Эмоциональная выразительность ахроматической композиции зависит от шкалы использованных тонов. Композиция, построенная в светло-серых тонах, будет выглядеть легкой, воздушной, умиротворенной.

Колорит композиции, решенной в темно-серых тонах, выглядит мрачноватым, суровым, даже трагичным. Наиболее сильный, динамичный и жесткий контраст – контраст черного и белого. Черный с белым – это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным – идеальный фон для ярких цветовых акцентов.

Под тональным контрастом понимается также намеренное затемнение переднего плана и высветление, подсвечивание заднего. Или наоборот. Таким образом, светлые и темные участки изображения на картинке сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем. Создается так называемая тональная перспектива. Тональная перспектива это изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства фотоснимка. Ощущение иллюзии пространства ещё больше усиливается, когда объекты переднего плана переданы в естественном цвете, а те, что на дальнем плане работы, переданы в оттенках синего.

При помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки. Основной объект в кадре изображается темным на ярком, хорошо освещенном фоне. Внимание зрителя всегда привлекает объект, освещенность которого заметно отличается от освещенности фона, или остальных объектов в кадре.

Причем, как в одну, так и в другую сторону (светлее или темнее). Силуэт на фотографии получается, если есть достаточно большая разница в освещенности фона и снимаемого объекта. Например, съемка портрета на фоне ярко освещенного окна или против ярких источников света (съемка в контражуре).                                                                                                                                                 В своих фотографиях Карлоса Готея из Пуэрто-Рико очень органично сочетает и интересный фон, и «силуэтно-сюжетную» линию.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Контраст светлого и темного — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)

ColorScheme

· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·

Цветовой Круг Онлайн ⇒

Карта СайтаНазвания ЦветовЦвета АвтомобилейИмена цветов в HTMLКонвертер Цветов

Искусство цвета

Иоханнес Иттен

Оглавление:
  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 01. Физика цвета
  • Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
  • Глава 03. Цветовая гармония
  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16. Цветовой шар
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие

День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и черный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и черное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета. Проблемы света и тени, белого, черного и серого цвета, равно как проблемы света и тени собственно чистых цветов, а также и их связи, должны быть тщательно изучены, ибо решение этих задач оказывается особенно необходимым в нашей творческой работе.

Черный бархат, возможно, представляет собой самый черный цвет, а сульфат бария — самый белый. Существует всего один максимально черный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и темных оттенков серого цвета, которые могут быть развернуты в непрерывную шкалу между белым и черным.

Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия зрителя. Этот предел может быть снижен путем практических упражнений, и тем самым число различимых глазом постепенных переходов будет увеличено. Единообразный серый цвет, его безжизненная поверхность может обрести таинственную активность с помощью тончайших модуляций тени. Эта возможность имеет громадное значение для живописцев и проектировщиков, требуя от них чрезвычайной чувствительности к тональным различиям.

Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих цветов. Он нем, но легко возбуждается и дает великолепные оттенки. Любой цвет немедленно может вывести серый из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд, придав ему тот оттенок, который является дополнительным по отношению к цвету, пробудившему его. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цвете. Серый цвет — это бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более интенсивными. В качестве нейтрального посредника он примиряет между собой яркие противоположности, одновременно поглощая их силу и тем самым, подобно вампиру, обретая собственную жизнь. На этом основании Делакруа отвергал серый цвет как отнимающий силу других цветов.

Серый цвет может быть получен при смешении черного и белого или желтого, красного, синего и белого, или любой другой пары дополнительных цветов.

Вначале мы выстроим последовательный двенадцатиступенчатый ряд серых тонов, начиная от белого до черного. Очень важно, чтобы ступени были выстроены строго в одинаковой степени затемнения. Серый цвет среднего тона должен быть расположен в центре шкалы, а каждая ступень быть абсолютно одноцветной и свободной от пятен, причем между ступенями не должно быть ни светлой, ни темной линии. Подобная шкала может быть изготовлена для любого хроматического цвета. Если мы возьмем тональный ряд синего цвета, то синий затемняется черным до сине-черного и осветляется белым до сине-белого цвета.

Эти упражнения имеют целью развить чувствительность к цветовым оттенкам. Двенадцать тонов в искусстве это не то, что система «хорошо темперированного клавира» в музыке. В искусстве цвета важными выразительными средствами могут оказаться не только определенные интервалы, но и незаметные переходы, подобные «глиссандо» в музыке.

Нижеследующие упражнения предназначаются для углубленного понимания контраста светлого и темного. Так, выбрав несколько серых тонов из их общей шкалы, необходимо создать единую композицию, соединив их между собой в любом порядке.

Выполнив четыре-шесть подобных композиций и сравнив их между собой, находим самое удачное решение. Студенты быстро понимают, что значит хорошо скомпонованные, убедительные решения и плохие, неустойчивые. Этим весьма простым упражнением у них выявляется способность владеть искусством контраста светлого и темного.

На рисунке 11 показано развитие композиции из светлых и темных тонов, расположенных в шахматном порядке. Данная композиция может быть решена в более светлых или более темных тонах. Задача упражнения заключается в том, чтобы воспитать видение и ощущение градаций светлого и темного и их контраста.

Овладев проблемами тональных соотношений белого, серого и черного, можно перейти к изучению контрастов, основанных на пропорциональных и количественных соотношениях цветов. Контраст пропорций — это противопоставление большого — маленькому, длинного — короткому, широкого — узкому, толстого — тонкому. Для того чтобы освоить это, нужно выполнить упражнения на пропорциональные соотношения светлого и темного, которые развивают не только чувство пропорций, но и восприятие позитивных — темных и негативных — белых, остаточных форм.

В европейском и восточно-азиатском искусстве мы находим много произведений, которые построены исключительно на чистом контрасте светлого и темного. Этот контраст имел огромное значение в живописи тушью Китая и Японии. Основы этого искусства выросли из каллиграфического письма. Шрифтовые рисунки обладали огромным богатством форм. Чтобы добиться смысловой и ритмической точности исполнения, рисовальщик должен был делать огромное количество движений руки. Предпосылкой «правильного» письма кистью являлось также чувство формы, ритмическое чутье и интуитивная пластика движений. «Подобно тому, как стрелок из лука точно намечает себе цель, натягивает тетиву и выпускает стрелу, так и пишущий должен сосредоточиться, представить себе форму знаков, а затем с уверенностью в себе сильно и решительно вести кистью». Так говорил китаец Чанг Ие.

Эта манера письма является результатом внутреннего автоматизма. Подобно тому, как шрифтовые знаки только после бесконечных упражнений, в конце концов, как бы автоматически стекали с кисти, так и изучение форм природы у китайских и японских художников шло до тех пор, пока их воспроизведение совершалось почти «наизусть». Этот автоматизм предполагал духовную сосредоточенность и одновременно ослабление физического напряжения. Медитативные упражнения в чан или дзен-буддизме составляли основу духовно-телесной подготовки. Поэтому среди самых больших художников, работавших тушью, мы находим много монахов, принадлежавших к этим сектам. Но монахи не только медитировали, чтобы стать художниками, но и использовали рисование кистью в качестве медитативных упражнений для достижения внутренней сосредоточенности.

Способ изображения в гравюрах на дереве и на меди также основан на сопоставлении темного и светлого. Благодаря направлению штриха и тональным плоскостям гравер может добиться дифференцированной передачи всех градаций темного и светлого. Используя эти способы Рембрандт в своих гравюрах добивался решения огромного числа самых различных тем. И неудивительно, что в своих рисунках пером или кистью, мастерски используя светотень, он часто достигал силы суггестивной убедительности, свойственной восточно-азиатской живописи тушью.

Сёра в своих многочисленных рисунках научно подходил к выстраиванию градаций светлого и темного. Рационально обдумывая точку за точкой, он добивался в своих рисунках, как и в своих картинах, мягчайших тональных переходов.

До сих пор мы изучали контраст светлого и темного только в области черно-бело-серых тонов. Вместе с тем чрезвычайно важно научиться различать, насколько один цвет светлее или темнее другого. Развить эту способность можно благодаря следующим трем упражнениям. На разграфленном, подобно шахматной доске, листе бумаги одна из клеток заполняется желтой, красной или синей краской. Задача состоит в том, чтобы к каждому из этих цветов подобрать столь же светлые или столь же темные цвета. При этом необходимо следить за тем, чтобы в каждом упражнении были использованы соответственно желтоватые, синеватые или красноватые цвета. Также не следует путать насыщенность или чистоту цвета с его светлотой. Задание, суть которого в том, чтобы написать все цвета столь же светлыми, как и желтый, весьма трудно, потому что тот факт, что желтый цвет очень светел, познается не сразу (рис. 13). Другая трудность возникает также тогда, когда желтый цвет должен быть показан столь же темным, как красный и синий. Светлый желтый цвет при затемнении поневоле теряет свой характер. Поэтому многие художники испытывают естественное желание не затемнять его. На рисунке 14 даны все цвета в той же степени затемненности, как и синий в центре.

Особые затруднения вызывают холодные и теплые цвета. Холодные цвета производят впечатление прозрачности и легкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как теплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком темными.

Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединенными между собой. Сам этот факт и его возможности как художественного средства недооценивать нельзя.

Особенно сложны проблемы светлого и темного в хроматических цветах и в их отношении к ахроматическим цветам — черному, белому и серому.

На цветовом шаре (рис. 51, 52) представлены как хроматические цвета цветового круга, состоящего из двенадцати частей, так и ахроматические. В противоположность живой вибрации многообразия хроматических цветов, ахроматические производят впечатление жесткости, недоступности и абстрактности. Однако с помощью хроматических цветов в цветах ахроматических можно пробудить трепетную жизненность.

На рисунках 31-36 мы видим, как ахроматический серый настолько находится под влиянием соседнего цвета, что начинает казаться дополнительным к нему. Когда в композиции участвуют и граничат друг с другом хроматические и ахроматические цвета одной светлоты, то последние теряют свой нейтральный характер. Если художник хочет, чтобы ахроматические цвета сохраняли свой характер, он вынужден осветлять или затемнять хроматические цвета. Если в цветовой композиции белые, серые и черные цвета используются в качестве средства создания абстрактного впечатления, то в этой композиции не должно быть хроматических цветов той же светлоты, ибо в противном случае в результате симультанного контраста серый цвет будет производить впечатление хроматического цвета. Если в цветовой композиции серый цвет используется в качестве живописного компонента, то он должен быть той же светлоты, что и хроматические цвета.

В то время как импрессионисты стремились к живописному воздействию серых тонов, сторонники конструктивной и реалистической живописи относились к черному, белому и серому цвету как к средству абстрактного воздействия.

Проблемы цветовых контрастов светлого и темного легко могут быть разрешены с помощью упражнения, представленного на рисунке 15. К двенадцатичастным градациям серого тона в его переходах от белого к черному мы добавляем двенадцать чистых цветов цветового круга, соответствующих по своей светлоте градациям серого цвета. И видим, что чистый желтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета, оранжевый — пятой, красный — шестой, синий — восьмой, а фиолетовый — десятой. Таблица показывает, что насыщенный желтый цвет является самым светлым из чистых цветов, а фиолетовый — самым темным. Так что желтый цвет, чтобы совпасть с темными тонами серой шкалы, должен приглушаться, начиная уже с четвертой ступени. Чистый красный и синий цвет расположены более глубоко, на расстоянии всего нескольких ступеней от черного и далеко от белого. Каждая примесь черного или белого уменьшает их насыщенность.

Если мы подготовим таблицу с последовательностью в восемнадцать ступеней вместо двенадцати и соединим между собой цвета максимальной чистоты, то увидим, что кривая будет иметь форму параболы. Тот факт, что насыщенные, чистые цвета отличаются между собой по светлоте, как это показано на таблице рисунка 15, чрезвычайно важен. Нам следует усвоить, что чистый, насыщенный желтый цвет весьма светел и что такой субстанции как темный желтый цвет не существует. Насыщенный, сугубо синий цвет очень темен, а светлые синие — блеклые и ослабленные. Только достаточно темный красный цвет может излучать свою силу, а осветленный до уровня чистого желтого теряет ее. Колорист обязательно должен учитывать это в своих композициях. Когда живописцу требуется, чтобы насыщенный желтый создавал максимальное впечатление, то вся композиция должна носить светлый характер, в то время как насыщенный красный или синий требуют общего темного решения композиции. Светящийся красный на картинах Рембрандта так выразительно сияет лишь благодаря контрасту с более темными цветами. Когда Рембрандт хочет добиться сияния желтого, то погружает его в относительно светлый цветовой ряд. В то время как насыщенный красный в этом окружении начинает производить впечатление просто чего-то темного и теряет свою звучность.

Различия цветов по их светлоте ставит особо трудные задачи перед художниками, работающими с текстилем. Известно, что текстильный проект решается сразу в четырех или большем количестве колористических вариантов, которые в коллекции должны обладать определенным цветовым единством. Основное правило заключается здесь в том, чтобы каждый колористический вариант рисунка имел одну и ту же систему контрастных соотношений, как на рисунках 11 и 12. Если в основном проекте имеется чистый красный цвет, то в остальных колористических вариантах не окажется достаточно чистых цветов, имеющих ту же степень светлоты, какой обладает красный. Но при этом соотношения между тональными градациями во всех вариантах должны быть одинаковыми. Если красный цвет будет заменен оранжевым, то вся цветовая композиция должна быть перестроена в соответствии со ступенями тональной градации этого цвета. И в этом случае ткань с оранжевым рисунком будет в целом светлее, чем ткань в красном варианте. Если бы мы захотели приравнять оранжевый цвет к степеням градации красного, то чистому красному соответствовал бы лишенный всякой чистоты коричнево-оранжевый цвет.

Большая трудность заключается в том, что отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и желтый кажутся более темными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми. Цвета и их отношения идеально проявляют себя только при ярком дневном свете, а в сумерках оказываются искаженными. Картины, написанные для алтаря и рассчитанные на полутьму церкви, не следует выставлять в ярком искусственном свете, ибо такое освещение исказит все световые соотношения цветов.

Я бы хотел подчеркнуть, что для живописца насыщенный желтый цвет не содержит ни белого, ни черного цвета, их нет и в чистых оранжевом, красном, синем, фиолетовом и зеленом. Когда живописец говорит о разбеленном или зачерненном красном цвете, то имеет в виду его нечистый, блеклый характер. Техническое значение смеси с черным и белым имеет другой смысл.

Картина, написанная на контрасте светлого и темного, может быть выдержана в двух, трех или четырех основных тональностях. Художник работает, как говорится, двумя, тремя, четырьмя красками, заботясь при этом, чтобы основные группы были хорошо согласованы друг с другом. Каждый из планов может иметь небольшие тональные различия, которые не должны стирать различий между главными группами. Для соблюдения этого правила важно иметь глаз, воспринимающий цвета равной светлоты. Если главные тональные группы или планы не соблюдать, то композиция теряет организованность, ясность и силу.

Главная причина, которая заставляет художника работать планами, заключается в необходимости сохранить в картине ее общую плоскостность. Благодаря упорядоченности планов можно сгладить и обезопасить все нежелательные проявления глубины. Развитие пространства внутрь может быть прекращено за счет соотнесенности всех тональных отношений с тональностью планов. Обычно планы делятся на передний, средний и задний. Но необязательно чтобы главные фигуры непременно находились на переднем плане. Передний план может быть совершенно пустым, а главное действие развертываться на среднем плане.

Изобразительные возможности принципа контраста светлого и темного можно продемонстрировать на примерах картины Франсиско Сурбарана (1598-1664) «Лимоны, апельсины и розы», Флоренция, собрание А. Контини-Бонакосси; картины Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом», Берлин, Картинная галерея, и картины Пабло Пикассо «Гитара на камине», 1915.

Улучшение композиции с помощью тонального контраста

Если бы вы спросили меня о двух способах улучшить композицию ваших фотографий, первый совет, который я бы вам дал, — сделать композицию как можно более простой. Удалите из кадра все, что не является частью истории.

Вторая часть ответа заключается в том, чтобы сосредоточиться на тональном контрасте. Теперь многие обсуждения композиции, как правило, концентрируются на основах, таких как правило третей, ведущие линии, использование цвета и так далее. Кажется, мало кто говорит о тональном контрасте. Это позор, потому что это элемент, который действительно может улучшить вашу композицию.

Что такое тональный контраст?

Тональный контраст создается, когда светлые тона и темные тона располагаются рядом друг с другом. Вот пример:

Тональный контраст на этой фотографии создается разницей в яркости белого цветка и темно-зеленого фона.

На любой фотографии естественно, что глаза устремляются сразу к светлым участкам. Именно это здесь и происходит — взгляд зрителя притягивается к самым светлым тонам изображения, к цветку, а затем медленно перемещается по остальной части изображения, всматриваясь в детали. Он создает некий визуальный динамизм между светлыми и темными тонами.

Вот еще один пример тонального контраста в действии:

Здесь тональный контраст обеспечивается разницей в яркости между белыми частями водопада и одеждой моей модели и темными тонами воды и скал.

Работа в черно-белом режиме

Тональный контраст — основа многих успешных черно-белых изображений. Действительно, если вам нужна помощь, чтобы увидеть тона на ваших цветных фотографиях, простой способ сделать это — открыть их в Photoshop и уменьшить насыщенность цвета до нуля. Вот что происходит с двумя фотографиями выше, когда мы это делаем:

На черно-белых изображениях легче увидеть тональный контраст, потому что нет цвета, отвлекающего взгляд от значений яркости на фотографии.

Вы также заметите, что композиция этих изображений очень проста. Простота помогает улучшить композицию, устраняя отвлекающие факторы.

Давайте посмотрим на другой пример:

Это фото я сделал на рынке антиквариата в Шанхае. Вы можете увидеть два моих принципа композиции в действии здесь:

Простота: я подошел ближе, чтобы сосредоточиться на домино.

Тональный контраст: костяшки цвета слоновой кости компенсируются темными тонами коробки, в которой они находятся.

Вот ненасыщенная версия. Тональный контраст на этом изображении еще четче.

Здесь я хотел бы отметить еще несколько моментов:

  1. Тональный контраст — отличная основа для удачного черно-белого изображения. Ненасыщенные версии приведенных выше фотографий работают достаточно хорошо. Не потребуется много усилий, чтобы превратить их в яркие монохромные изображения.
  2. Изображения с сильным тональным контрастом, как правило, хорошо работают как в черно-белом, так и в цветном режиме. Интересное упражнение, которое вы можете попробовать, — вернуться к уже сделанным фотографиям и выбрать те, которые отличаются сильным тональным контрастом. Затем преобразуйте их в черно-белые. Я думаю, что вы сможете создать несколько ярких монохромных изображений, если сделаете это.
  3. Простота композиций помогает максимально использовать тональный контраст. Если вы включите в кадр слишком много, влияние любого тонального контраста уменьшится.

Наконец, обратите внимание, что снижение насыщенности цвета до нуля обычно не лучший способ преобразования цветного изображения в монохромное. Цель здесь состоит исключительно в том, чтобы облегчить распознавание тонов, устранив отвлечение цвета.

Означает ли это, что каждое изображение требует тонального контраста, чтобы быть успешным? Нет, это не так. Это всего лишь один из многих инструментов, имеющихся в вашем распоряжении. Ключевая концепция, которую нужно понять, заключается в том, что умение распознавать и использовать тональный контраст помогает создавать более сильные фотографии.

Например, если вы устроили фотосессию с моделью в локации с темным фоном, вы можете попросить ее надеть что-нибудь светлое, чтобы создать тональный контраст между ее одеждой и фоном.

Отсутствие тонального контраста

Бывают случаи, когда на фото не заметен тональный контраст, но композиция все равно удачная. Вот пример:

Теперь давайте посмотрим на ненасыщенную версию:

Вы можете видеть, что тональный контраст невелик. Тем не менее, фото работает, потому что фиолетовый цветок прекрасно дополняется зеленым фоном. Это называется цветовым контрастом и в этом изображении более чем компенсирует недостаток тонального контраста.

Креативное использование тонального контраста в ваших фотографиях

ПРИМЕЧАНИЕ. Мы создали красивый PDF-файл этого поста для печати и просмотра в автономном режиме. Нажмите здесь для бесплатной загрузки.

Контраст — один из важнейших компонентов отличной фотографии. Если это не сделано правильно, вы получите фотографии, на которых объект теряется в данный момент и кажется неуместным в кадре.

Правильное использование тонального контраста в фотографии — хороший способ создать настроение на фотографиях и привлечь внимание зрителя. Ключевым моментом является определение вашего доминирующего тона, выбор дополнительного тона-компаньона и создание визуального ощущения, которое эффективно использует оба тона, чтобы привлечь внимание зрителя.

В этом руководстве вы узнаете, как творчески и эффективно использовать тональный контраст.

В этом руководстве вы узнаете следующее:

  • Что такое тональный контраст в фотографии?
  • Зачем использовать тональные контрасты?
  • Разница между цветовым контрастом и тональным контрастом
  • Руководство с 10 приемами творческого использования тональных контрастов
  • Тест для самопроверки, чтобы убедиться, что вы усвоили правильно!

Рекомендуемая литература: Если вы хотите улучшить свои навыки композиции для получения более качественных изображений, возьмите копию популярного премиум-руководства Photzy: Advanced Composition.

Что такое тональный контраст в фотографии?

Чтобы полностью понять тональный контраст, давайте начнем с краткого обзора понятия «тональность» в фотографии. Согласно Оксфордскому словарю, слово «тональность» относится к цветовой схеме или диапазону тонов, используемых в изображении.

По сути, это относится к качественному измерению, с помощью которого мы можем оценить, насколько разные тона присутствуют на фотографии.

Тональный контраст в фотографии — это разница в значениях яркости между различными областями фотографии. Или проще говоря, разница между различными тонами.

Контрастность лучше всего описывается как разница между большими и малыми областями результирующих значений яркости.

Следовательно, тональный контраст – это разница между двумя тонами. На изображении или даже в сцене будут области с высоким ключом (светлые) и области с низким ключом (темные). Наиболее очевидным примером может быть изображение заката со светлым небом и темным передним планом.

Зачем использовать тональный контраст в фотографии?

При съемке фотографии необходимо учитывать множество элементов, наиболее очевидными из которых являются объект и композиция. Конечно, помимо этих двух вещей, следует всегда помнить и о других соображениях.

Тональный контраст является одним из этих соображений, и он может играть важную роль в окончательном качестве фотографии.

При съемке изображений с учетом тонального контраста вы стремитесь передать в изображении отдельное чувство. Когда зритель смотрит на ваше изображение, он должен быть в состоянии идентифицировать один объект, основываясь только на его визуальном воздействии.

Тональный контраст важен в фотографии, поскольку он привлекает внимание к различным элементам фотографии. Разница между светлыми и темными областями или яркими и приглушенными цветами делает изображения интересными и привлекательными.

  • Тональный контраст помогает выделить ключевые области изображения и устраняет отвлекающие факторы от остальной части композиции.
  • Тональный контраст предназначен для привлечения внимания к контрастным элементам, таким как тени и блики, которые помогают направлять взгляд зрителя по изображению.

Хороший тональный контраст, светлый к темному или темный к светлому, позволяет глазу следовать различимым линиям на фотографии.

  • Его можно использовать для создания визуальной иерархии, улучшения выделения и привлечения внимания к определенным частям изображения.
  • Чем больше тональный контраст между двумя областями, тем сильнее визуальное разделение. Люди склонны сосредотачиваться на областях с самым высоким уровнем контраста.

Тональный контраст не обязательно должен быть экстремальным; иногда простые корректировки могут помочь вам резко изменить тональные значения изображения.

В заключение, тональный контраст в фотографии используется для того, чтобы добавить визуальный интерес к вашему изображению. Он создает контраст между большими областями освещения и темноты, сохраняя постоянный источник света или цветовую температуру.

Однако основная цель фотографии — запечатлеть моменты, поэтому при умеренном использовании этого контраста он улучшит изображение, а не ухудшит его. Использование фотографий с сильным контрастом может вызвать критику со стороны зрителей, которые предпочитают что-то более тонкое и менее драматичное.

Эффект тонального контраста все на глаз смотрящего, так что если вам нравится, как с ним выглядит фото, то его однозначно стоит использовать. Таким образом, используйте его только тогда, когда вы чувствуете, что это уместно.

Максимальное использование света и тени с помощью тональных контрастов сделает ваши фотографии более интересными, придаст им глубину и повысит художественное качество.

Каковы различия между тональным контрастом и цветовым контрастом в фотографии?

Несмотря на то, что цветовой контраст более популярен, важно помнить, что тональный контраст все же может оказать большое влияние на ваши фотографии.

Тональный контраст подчеркивает разницу между светлым и темным цветом. Цветовой контраст, с другой стороны, подчеркивает разницу между цветами.

Когда дело доходит до черно-белой фотографии и редактирования, тональный контраст важнее цвета. Достаточно высокий уровень тональной контрастности может даже помочь черно-белой фотографии выглядеть лучше, чем полноцветная версия.

Максимальное использование света и тени с помощью тональных контрастов сделает ваши фотографии более интересными, придаст им глубину и повысит художественное качество.

При этом тональный контраст не обязательно должен состоять исключительно из светлого и темного. Когда существует диапазон тонов между двумя цветами, может возникнуть тональный контраст.

В визуальном плане красный и зеленый будут казаться контрастными, поскольку цветовой контраст более заметен, чем контраст тона. Но разные оттенки красного будут плавно переходить друг в друга, обеспечивая тональный контраст.

От пейзажей до портретов, вы можете улучшить свои снимки с помощью различных цветов и теней. Прекрасный закат прекрасно сочетается с золотыми тонами песчаного пляжа.

Если вы фотографируете животных, может быть сложнее выделить объект на деревянном фоне или в тенистом лесу. Использование тонального контраста в этих случаях помогает цветам выделяться более четко.

Трудно представить сцену с огромным цветовым контрастом, но без тонального контраста (если только это не черно-белое изображение). Обычно между ними существует взаимодействие.

Руководство по творческому использованию тонального контраста в фотографиях

Тональный контраст — это мощный инструмент, который можно использовать для достижения больших результатов. Тем не менее, его может быть сложно использовать таким образом, чтобы он выглядел естественно, и даже некоторые профессионалы могут не понять, как правильно его применять. Следующее руководство предоставит вам несколько идей о том, как можно творчески включить тональный контраст в свою работу.

1. Тональный композиционный баланс

При использовании дополнительных тонов в композиции помните, что вам также необходимо сбалансировать композицию с помощью элементов тона.

В то время как относительные различия между теплыми и холодными цветами важны, также важно взаимодействие противоположных цветов (скажем, красного и зеленого), а также ярких цветов с низкими оттенками (например, добавление прикосновения красного к синий).

Чтобы помочь вам подумать об этом с другой стороны, если область имеет слишком много контраста, она читается как властная и подавляющая, тогда как если контраста недостаточно, все начинает тускло сливаться.

Фотография Джона Кэмерона

На изображении выше тональный контраст небольшой; дом, небо и трава ярко освещены. Хотя в некоторых частях изображения есть тональные контрасты, это не создает ощущения баланса во всем.

Фотография Гленна Хартлейна

Однако на изображении выше тени от леса создают контраст с солнечным светом, создавая сбалансированную композицию. Это, естественно, помогает объекту (в данном случае дому) получить больше внимания.

Композиция может иметь хороший баланс, но это не означает, что общее впечатление от произведения исключительно положительное. Тональный композиционный баланс гарантирует, что тона вашей фотографии присутствуют примерно в равных количествах.

2. Темный или светлый фон

Независимо от того, обращается ли фотограф к воспоминаниям или моментам, необходимо принять важное решение о направлении съемки. Различия между светлым и темным фоном и то, как они дополняют разные области кадра, будут продолжать влиять на решения, которые мы принимаем в нашей работе.

Фотография Джейкоба Амсона

Контекст имеет большее значение, чем выбор, когда речь идет о том, какой фон подходит для того или иного проекта. На изображении выше светлый фон помогает создать фокус: скалы.

Но на фото выше более темный фон, на котором красиво представлены ветки и листья.

Фотография Джейкоба Амсона

Это не означает, что фон должен контрастировать с объектом. На изображении на следующей странице используется светлый фон с двумя хорошо освещенными людьми, что обеспечивает минимальный тональный контраст. Но это все еще хорошая композиция благодаря использованию направляющих линий и дополнительных цветовых схем, которые соответствуют эстетике снимка.

Фотография Тревора Хейса

Мы могли бы продолжать и продолжать эту тему, но главный вывод заключается в том, что вы должны использовать фоновый тон, который лучше всего соответствует настроению вашей фотографии.

Рекомендуемая литература: Если вы хотите улучшить свои навыки композиции для получения более качественных изображений, возьмите копию популярного премиум-руководства Photzy: Advanced Composition.

3. Использование естественного света

Поставить себя в ситуацию, когда естественное освещение делает ваши фотографии по-настоящему «популярными», может означать немного усерднее работать и выходить из зоны комфорта вашей студии или домашней установки, но результаты, которые вы получите, как правило, стоит дополнительных усилий.

Даже при мягком естественном освещении вы можете использовать его для создания интересного тонального контраста на фотографиях, удерживая свет от объектов в течение нескольких секунд, прежде чем щелкнуть затвор. Это позволит сформировать красивые тени на ваших объектах, поскольку свет освещает сцену позади них.

Фотография Dyu – Ha

Использование рассеянного света из окна также может создавать воздушные блики, сигнализирующие о глубине и придающие визуальный интерес плоским объектам. Вы сможете получать фотографии с большим динамическим диапазоном и более мрачными тонами.

Даже при мягком естественном освещении вы можете использовать его для создания интересного тонального контраста на фотографиях, удерживая свет от объектов в течение нескольких секунд, прежде чем щелкнуть затвор.

Если вы хотите использовать естественный свет для тонального контраста, будь то композиционный баланс или что-то еще, не забудьте максимально использовать его, уделив время экспериментам.

Учитывая вышесказанное, хотя естественный свет и является ценным инструментом, на него нельзя полагаться. Независимо от того, работаете ли вы в помещении или на улице, всегда имейте под рукой дополнительный набор осветительных приборов. Никогда не знаешь, когда они могут пригодиться.

4. Создание монохроматической цветовой схемы

Монохроматическая цветовая схема — это цветовая схема, в которой используются различные тона или оттенки одного или двух соседних цветов. Создавая разные оттенки одного и того же цвета, вы можете выделить определенные части сцены и создать формы, которые в противном случае были бы невозможны.

Фотография Паскаля М.

Самый большой недостаток монохромных цветовых схем заключается в том, что они часто могут показаться скучными и неинтересными. Однако, если вы найдете способ смешать более яркие цвета или брызги дополнительных цветов, это может встряхнуть вас, как на изображении на следующей странице.

Фотография Homescreenify

Монохроматические цветовые схемы не имеют такой высокой контрастности, как цветные изображения (например, красный + зеленый, синий + оранжевый). Вместо этого они создают визуально успокаивающий и очень плавный контраст.

5. Обеспечение тонального контраста текстур

Задумывались ли вы, почему некоторые фотографии выглядят более реалистично, чем другие? Вы когда-нибудь замечали на изображениях, как текстуры могут создавать ощущение 3D-элемента, когда они приобретают разные оттенки? Применение тональных контрастов к текстурам может сделать изображения реалистичными.

Фотография Джуда Инфантини

Потрескавшиеся и неровные текстуры на изображении выше изящно контрастируют с использованием тонов, несмотря на почти одинаковую цветовую схему.

Фотографии с различными оттенками и текстурами создают большее ощущение объемности, что выглядит более привлекательно. Итак, в следующий раз, когда вы попытаетесь сделать идеальный снимок, не забудьте применить тональный контраст к текстурам и сделать вашу фотографию выделяющейся!

6. Рассказывание историй с использованием тонального контраста

Когда вы фотографируете для целей повествования, вам не обязательно нужны технически совершенные изображения. Вместо этого вы ищете изображение, которое говорит что-то значимое, и в этом случае творчески использует тональный контраст для этого.

Фотография Ариэля Пилотто

При правильном использовании тональный контраст может помочь в создании повествования и пробуждении эмоций. На изображении выше зритель может сначала подумать, что видит фотографию человека с ограниченными возможностями, но если он продолжит смотреть, это может вызвать мысли о ценности жизни, заставив их чувствовать себя мотивированными.

7. Драматизм с обрамлением

Хотя фотографии, которые вы делаете, используют тональный контраст, проблема в том, что им часто не хватает драматического интереса из-за отсутствия кадрирования. Обрамление вашего объекта придаст ему больше визуальной привлекательности с ощущением того, что вы попали в ловушку снимка, который вы делаете.

Фотография Джаварда

Является ли изображение выше фотографией отражения лужи или входа в пещеру? Дерево имеет такую ​​форму или обрамлено в перевернутом виде? Такое обрамление изображений наряду с заметным тональным контрастом всегда заставит зрителей гадать.

Обрамление вашего объекта придаст ему больше визуальной привлекательности с ощущением того, что вы попали в ловушку снимка, который вы делаете.

Просматривая исторический контент и изучая сотни фотографий со всего мира, мы увидели множество изображений, обладающих особым и драматическим контрастом. Кадрирование может иметь драматический эффект, играя с масштабом и пропорциями, чтобы добавить динамичности и драматизма кадру.

8. Использование линий и кривых

Используя контрастные линии и кривые в сцене, фотограф может управлять фокусом зрителя. Это обеспечивает более динамичные композиции и побуждает зрителей к дальнейшему изучению вашей фотографии.

Фотография Остапа Сенюка

На изображении выше силуэт тела имеет изгибы, которые подчеркнуты резким тональным контрастом с фоном. Свет и стены на заднем плане также расположены в линейных направлениях, которые тонально контрастируют друг с другом и обрамляют объект.

Тональные контрасты между темными и светлыми участками усиливают формы и линии на фотографии. Фотографии — это больше, чем просто снимки, и использование этой техники похоже на рисование кистью, которая рисует свою картину.

9. Применение тонального контраста посредством постобработки

Постобработка необходима для добавления и/или поддержания тонального контраста на фотографии. Вы можете сделать снимок, который хорошо скомпонован, но не имеет нужного тонального контраста. И может быть нет возможности переснять кадр или получить тональный контраст в реальной обстановке.

В таком случае постобработка поможет вам достичь этой цели.

Фотография Питера Штумпфа

Многие фотографы используют постобработку не только для творческого использования тонального контраста, но и для поддержания профессионального уровня изображения. Все изображения, которые вы видели в этом руководстве, подверглись некоторому редактированию фотографий. Таким образом, не стоит недооценивать силу постобработки для тонального контраста или чего-то еще!

10. Экспериментируйте и получайте удовольствие!

Попробуйте использовать различные тональные контрасты и посмотрите, что получится. Чередование похожих тонов может привести к вашей лучшей абстрактной фотографии!

Что в первую очередь привлекло вас к фотографии? Это могут быть красивые фотографии природы, а может быть, тема, близкая и дорогая вашему сердцу. Это может быть не обязательно идеальный кадр с точки зрения теории фотографии.

Фотография Венди Вей

Экспериментируйте, используя разные тона с разными текстурами, используя свет и тень или даже используя негативное пространство. Начните замечать, как тональный контраст влияет на различные объекты в вашей повседневной жизни, и используйте это знание в своей работе.

В конце концов, помните, что вы являетесь художником своей работы. Не бойтесь нарушать правила, если это необходимо для создания нужного снимка.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *