Цветовая температура это: Температура цвета / Хабр

Содержание

Что такое Коррелированная цветовая температура (ССТ) и как выбрать ее для освещения?

Все статьи


Нас все время спрашивают, какой должна быть правильная Цветовая температура и индекс цветопередачи (CRI) для различных приложений. Хотя есть эмпирические правила, которые обычно обеспечивают положительный результат, цвет может быть весьма субъективным понятием. Благодаря светодиодному освещению варианты стали практически безграничными. Поэтому выбор правильного цвета для вашего применения может быть довольно затруднительным.

В этой статье мы рассмотрим первую часть головоломки: выбор правильной цветовой температуры.

Что такое цветовая температура?

Так что же такое цветовая температура? Для наглядности, цветовая температура (Коррелированная цветовая температура, или КЦТ (CCT), в освещении — технический жаргон) является по существу мерой того, как появляется желтый или синий цвет света, излучаемый от лампочки.

Он измеряется в единице Кельвина и обычно находится в пределах от 2200 до 6500 градусов Кельвина.

Теплые источники света, такие как лампы накаливания, имеют низкую цветовую температуру (2200-3000K) и излучают свет больше в красном/оранжевом/желтом диапазоне. Когда мы говорим о теплой цветовой температуре, представьте себе теплый свет огня в камине или хороший ресторан высокого класса со стильным тусклым освещением.


Один из лучших вопросов, который стоит задать себе при попытках понять, какова цветовая температура, является атмосфера, которую вы пытаетесь создать. Вы хотите пригласить человека в интимную обстановку? Встречать гостей в уютном вестибюле? Держать сотрудников или студентов начеку? Создать энергичную, чистую атмосферу? У вас есть идея и вы представляете ее. Подумайте о том, кто ваша аудитория и что вы хотите, чтобы они чувствовали, когда находятся в вашем здании.

Другой вопрос, какие цвета вы подчеркнете в вашем пространстве. Этот вопрос детальнее рассматривается в объяснении, что такое CRI, которое мы будем рассматривать в следующей статье, но цвет света по-прежнему играет роль. Если в вашем помещении есть синие, серебряные или белые цвета, возможно, вам импонируют более прохладные цветовые температуры. Если вас окружают деревянные тона, золото, или красные оттенки, значит, вам более близки теплые цветовые температуры. Конечно, есть исключения из правила, но зачастую это хорошая идея, чтобы выбрать цветовую температуру освещения, которая дополняет цвет окружающей среды. Также стоит отметить, что если в вашем окружении есть нейтральные тона, цвет освещения может легко варьироваться от теплого и приглушенного к более энергичному и активному.

 

Как выбрать цветовую температуру в зависимости от сферы применения

 

Предлагаем упрощенное руководство о том, какие цветовые температуры обычно работают лучше всего в зависимости от сферы применения.

 

Руководство по выбору цветовой температуры в зависимости от имеющейся задачи освещения

Можно сказать, что более прохладные цветовые температуры (3500-5000K +) работают хорошо в окружающей среде, где Вы хотите способствовать повышению бдительности или спокойствия. Точно так же более теплые (2200-3000K) цветовые температуры, – особенно те, которые с высокими параметрами по шкале R9 – работают хорошо с предоставлением ощущения теплоты и комфорта, аналогично с богатой палитрой теплых «деревянных» оттенков, позволяющих выявить любые детали.

В последнее время также отмечаются огромные улучшения в возможности сделать уличное светодиодное освещение динамичным посредством цветовой настройки. Хотя это, вероятно, выходит за рамки этой статьи, настраиваемый цвет светодиода может быть отличным вариантом, если необходимо, чтобы цветовая температура была точно набрана или изменялась с течением времени. Конкретные приложения, где предусмотрена возможность цветовой настройки, позволяют изменить цветовую температуру освещения в зависимости от времени суток, сезонов, или даже конкретных дисплеев продукта.

Даже с рекомендациями, данными выше, если бы мы могли подчеркнуть одну вещь, наиболее важную для выбора правильного цвета для вашего пространства, это звучало бы как издевательство. Каждый светодиод имеет свою собственную ДНК и является уникальным. У каждого производителя свои процессы и конструкции. Короче говоря, не все продукты 2700K или 4000K выглядят одинаково у разных производителей, поэтому приобретите несколько образцов и установите их в своем пространстве. Нет лучшей альтернативы проверенному способу —  видеть что-то в своем собственном пространстве своими глазами. 

Холодные источники света, такие как некоторые HID или люминесцентные лампы, имеют высокую цветовую температуру (> 4000K) и излучают больше света в синем диапазоне. Говоря о прохладной цветовой температуре, стоит представить себе белый или синий свет школьных коридоров или больниц.

 

Вопросы, которые необходимо задать при выборе цветовой температуры

Сфера применения

Рекомендованная цветовая темпеарутра

Пространство на открытом воздухе/парковка

Открытые площадки, освещение гаражей, освещение систем безопасности

Это – одна из сфер применения, где эффективность, как правило, в приоритете над цветовой температурой. Наше предпочтение — 3000-4000K, но более прохладные цветовые температуры в диапазоне 4000-5000K +, имеет тенденцию к более широкому распространению.

Розничная торговля

Общая розничная торговля

Выбор правильной цветовой температуры для розничной торговли обычно варьируется в зависимости от бренда, атмосферы и даже местоположения. К слову, большинство розничных торговцев в выбирают освещение в рамках диапазона 2700K — 4000K. Некоторые также предпочитают смешивать цветовые температуры.

Ювелирные витрины, особенно с алмазами (бриллиантами) или серебром

Более прохладные цветовые температуры в диапазоне 3500-4500K +

Ювелирные витрины, смешанные (комбинированные) металлы

Распространен принцип чередования теплых (2700K) и прохладных (4000K) температур на основе того, что демонстрируется

Рестораны

Рестораны высокого уровня

Отмечается тенденция к выбору более теплых (1800-2700K) цветовых температур, это хорошо работает.

Рестораны быстрой подачи (быстрого обслуживания)

Более теплые цветовые температуры также хорошо «работают» в ресторанах быстрой подачи, но свет не такой же теплый как в ресторанах высокого уровня. Стоит рассмотреть освещение в диапазоне 2700K — 3500K.

Гостиницы

Вестибюли гостиниц

Подобно сфере розничных продаж, освещение отеля может значительно измениться в зависимости от бренда, атмосферы и местоположения. Однако более теплые цветовые температуры в диапазоне 1800-3000K хорошо подходят для вестибюлей гостиниц.

Прихожие и общие зоны

В целом, выдерживается принцип соответствия цветовой температуры прихожих и общих зон к лобби (главному вестибюлю).

Номера (гостевые комнаты)

Номера, как правило, оформляют светом в диапазоне 2700-3000K, создавая теплую, привлекательную атмосферу.

Коммерческий офис

Офисное пространство

Нейтральные и прохладные цветовые температуры (3000-4000K) обычно подходят для офисных помещений.

Здравоохранение

Больницы

Более прохладные цветовые температуры (3500K к 5000K) хороши для создания чистой свежей атмосферы и обеспечения настороженности (бдительности) в больницах.

Школы и университеты

Обеденные зоны

Более теплые цветовые температуры, как правило, хорошо подходят для обеденных зон. Стоит рассмотреть освещение в диапазоне 2700-3500K.

Общие помещения и классы

Прохладные цветовые температуры (3500-5000K) хороши для создания энергетической атмосферы и повышения внимания.

 

 



Цветовая температура | ledintero.ru

Сергей «Scout» Кащавцев
Вы наверняка встречали в описаниях мониторов горделивое заявление о возможности выбирать цветовую температуру изображения, например, 6500 или 9300 К, а профессиональные модели обеспечивают даже плавную ее регулировку. Все хорошо, но… Что это, собственно, за зверь такой — цветовая температура?

Понятие цветовой температуры в физике

Любое тело с температурой, отличной от 0 K, испускает излучение. Такое излучение называется температурным, или тепловым излучением. Для него характерен непрерывный спектр. По мере нагревания тело излучает сначала преимущественно в инфракрасной части спектра, затем в красной части видимого спектра, и далее с повышением температуры — в желтой, фиолетовой и ультрафиолетовой частях спектра. Например, разогретая добела металлическая пластина, остывая, меняет цвет от бело-голубого через желтый, оранжевый к ярко-красному, затем к вишневому и, наконец, становится темной, практически прекращая излучать в видимой части спектра.

Почему это происходит? Дело в том, что при нагревании тела максимум мощности излучения смещается из инфракрасной в ультрафиолетовую часть спектра. То есть чем сильнее нагревается тело, тем более короткие волны излучения преобладают в его спектре. Еще раз хочу уточнить: излучение, испускаемое нагретыми твердыми телами и жидкостями, обладает непрерывным спектром, то есть содержит все длины волн видимого диапазона без исключения, но в зависимости от температуры максимум мощности излучения находится в том или ином диапазоне, и глаз воспринимает это как оттенок цвета. Выделить «на глаз» тот цвет, длине волны которого соответствует максимум мощности излучения, можно, равномерно ослабив излучение во всем видимом спектре. Простой пример: если вы посмотрите на Солнце в зените, оно будет однозначно белым. Если же свет Солнца равномерно ослабить, оно приобретает желтоватый оттенок

Для того чтобы перейти к рассмотрению цветовой температуры, необходимо ввести понятия черного тела и серого тела. Под черным телом в физике понимается тело, которое при любой температуре поглощает вс§ падающее на него излучение с любой длиной волны, ничего не отражая. Серое тело, в отличие от черного, не полностью поглощает падающее на него излучение, однако равномерно ослабляет излучение с любой длиной волны

Черное тело, как и все остальные тела, при нагревании начинает излучать. И поскольку оно поглощает весь падающий на него свет, то спектральный состав излучения черного тела будет зависеть только от его температуры, то есть на спектр излучения черного тела не влияет свет, падающий на него от другого источника, поскольку он полностью поглощается.

Черное тело обладает максимальной способностью поглощать излучение в любой области спектра. Я не буду вдаваться в подробности, отмечу только, что если тело не поглощает электромагнитные волны какой-либо длины, то оно их и не излучает . Отсюда можно сделать вывод, что черное тело обладает и максимальной излучающей способностью в любой части спектра: если нагреть черное тело до некоторой температуры, то излучать с той же мощностью на любых длинах волн не сможет ни одно другое тело, нагретое до той же температуры.

Общим для серых и черных тел является то, что в их спектрах излучения при одинаковой температуре совпадает распределение энергии, то есть нагретые до одинаковой температуры черное и серое тела имеют одинаковый процентный спектральный состав. Единственная разница в том, что мощность излучения серого тела меньше мощности излучения тела черного.

Что же такое цветовая температура? В физике это понятие используется для определения температуры серых и черных тел по длине волны, энергия которой в спектре максимальна. Формула выглядит следующим образом:

Цветовая температура = 0,0029/Длина волны, при которой мощность излучения максимальна


Таким образом была определена температура Солнца (около 6500 К) и других звезд. Кстати, Солнце и звезды являются практически идеальными черными телами; звучит немного странно, не правда ли?

Понятие цветовой температуры в колориметрии

В колориметрии к понятию цветовой температуры подходят с точностью до наоборот. В самом деле, если мы можем определить по составу спектра света цветовую температуру его теплового источника, то никто не может помещать нам определить спектральное распределение, опираясь на цветовую температуру.

Понятие «цветовая температура» в физике относится к тепловым источникам света и указывает, как распределится энергия по разным длинам волн в спектре источника света. Однако монитор не является тепловым источником — он же, в конце концов, не разогревается, как «лампочка Ильича»! Поэтому понятие «цветовой температуры» для монитора немного преобразовано: если на вашем мониторе установлена цветовая температура 6500 К, то при воспроизведении белого цвета он постарается максимально близко сымитировать спектр излучения черного тела, нагретого до этой температуры, — например Солнц. Разумеется, это не означает, что ваш монитор будет нагреваться до такой температуры; это означает только, что распределение энергии в видимом спектре излучения монитора будет соответствовать распределению энергии в видимом спектре Солнца. Таким образом, нетепловые источники света метамерны идеальному черному телу (см. рис. 3, 7, 8 статьи). В таблице приведены уровни цветовой температуры для некоторых источников света.

Источник света Цветовая температура
Лампы накаливания 2800-3200 К
Люминесцентные лампы 4100 К
Ксеноновые лампы 5290 К
Импульсные ксеноновые лампы (вспышки) 6000 К
Дневной свет 6500 К
Северное небо 7500 К

 

1 — Не следует забывать, однако, что на наше восприятие солнечного света влияет еще и атмосфера, которая преломляет и частично поглощает солнечные лучи.

2 — На самом деле ни черное, ни серое тело могут не являться «телами» в прямом смысле этого слова. Например, с улицы открытое окно дома кажется черным, поскольку проходящее через него излучение, отражаясь и поглощаясь стенами, не выходит обратно. Таким образом, в зависимости от условий освещения открытое окно можно рассматривать как черное или серое тело.

3 — См. «Курс физики» для технических вузов, раздел «Квантовая природа излучения», закон Кирхгофа.

4 — Понятие цветовой температуры также широко используется в фото-, кино- и видеосъемке как характеристика источников освещения. Так, если в описании светового прибора (осветителя) указано значение его цветовой температуры, то этот прибор в видимом спектре будет излучать с тем же спектральным распределением энергии по зонам, что и черное тело, нагретое до такой температуры.

Рис. 4.

Определение отраженного и пропущенного световых потоков.

Окраска поверхности или степень ее светлоты характеризуется относительными величинами, которые зависят от того, как поверхность отражает или пропускает свет (рис. 4).

r — коэффициент отражения [14], показывает отношение отраженного светового потока к потоку падающему.

t — коэффициент пропускания [14], показывает отношение прошедшего светового потока к потоку падающему. Оба коэффициента могут изменяться от нуля до единицы.

D — оптическая плотность [15]. Оптическая плотность характеризует степень черноты. Чем плотность больше, тем чернее рассматриваемый участок изображения. Численно плотность равна десятичному логарифму величины, обратной коэффициенту пропускания или отражения. Для поверхностей, отражающих свет, D обычно изменяется от нуля до двух. Для оптических сред [16], пропускающих свет, — от нуля до четырех. Нуль — самое белое или совсем прозрачное. Два и четыре — самое черное. Почему оптическая плотность является логарифмической величиной? Как отмечено выше, светлота пропорциональна логарифмическим величинам, а оптическая плотность — одна из них.

Наконец, последнее — реакция приемников излучения. Приемник — это то, что реагирует на излучение, преобразовывая его в другой вид энергии.

Пример
Вы лежите на пляже. Приемник — ваша кожа — поглощает ультрафиолетовые лучи и под их воздействием чернеет (или краснеет, как кому повезет).

Приемник характеризуется двумя величинами: чувствительностью и спектральной чувствительностью. Чувствительность — величина, обратная реакции приемника. Она относится ко всему падающему свету и показывает интегральную реакцию приемника на все падающее и поглощенное им излучение. Спектральная чувствительность — функция, показывающая реакцию на излучение дифференцированно для каждой длины волны. Обе величины приводятся в абсолютных или относительных единицах. Чем меньше требуется света, чтобы вызвать реакцию определенного уровня, тем выше чувствительность.

Спектральная чувствительность очень важна для измерения светлоты и цвета. Так, спектральная чувствительность глаза показывает, как изменяется реакция глаза на свет различной длины волны при одинаковой мощности излучения.

Чтобы приемник прореагировал на свет, он должен этот свет поглотить. Наш глаз поглощает (то есть видит) свет в диапазоне волн длиной 370-770 нм (нанометров). В этом же диапазоне в глазу находится как бы четыре приемника излучения. Сумеречное (палочковое) зрение различает только уровень светлоты при низкой освещенности. При высокой освещенности сумеречное зрение не работает, вместо этого включаются еще три приемника.
Рис. 5.

Кривые основных возбуждений(по Е. Н. Юстовой).

Каждый из приемников в основном видит только свой свет — синий, зеленый или красный, а затем эти ощущения складываются в мозгу. В других зонах спектра приемники ощущают хуже или не ощущают вообще (на рис. 5 показаны реакции приемников глаза на монохроматические излучения мощностью 1 Вт).

Рис. 6.

Зоны спектра.

При дальнейшем рассмотрении вопросов, связанных с цветом, будем говорить о том, что белый свет состоит из излучений трех основных цветов [17]: синего, зеленого и красного. Если смешать все излучения в диапазоне длин волн 400-500 нм, получится синее излучение, 500-600 нм — зеленое, 600-700 нм — красное (рис. 6). Цвет излучения или чувствительность приемника в зоне спектра можно обозначить буквами «КЗС». По тому, какое относительное количество КЗС-лучей подействовало на приемник (глаз), и будем судить о цвете.

Рис.Рис. 7.

Распределение КЗС лучей в спектре источников излучения с разной цветовой температурой.

Пример
Если на графике распределения КЗС-лучей в спектре излучателя определить площади, ограниченные кривой распределения для каждого из трех участков спектра, эти участки вырезать и каждый из трех взвесить, то окажется, что для каждой цветовой температуры соотношение «весов лучей» различное (рис. 7). Если веса окажутся одинаковыми, то источник света белый. Чем выше цветовая температура, тем больше весовое количество синих лучей, и общий цвет источника света уходит в синеву (дневной свет). Обратите внимание, что нетепловой источник света метамерен тепловому с одинаковой цветовой температурой. Хотя кривые распределения у них различны, но соотношения весов совпадают (рис. 8).

Рис. 8.

Метамерность теплового и нетеплового источника света с одинаковой цветовой температурой.

В дальнейшем, соотношение «весов лучей» будем называть относительными мощностями излучений.

Если относительное количество КЗС-лучей, подействовавших на адаптированный к источнику света глаз, равно соотношению этих же лучей у источника света (рис. 9), то возникает ощущение белого, серого или черного цветов. Это так называемые ахроматические [18], или не окрашенные, цвета (часто используется термин «серые»). Восприятие серых цветов связано со следующим адаптационным явлением: если на глаз действует излучение источника света с другим соотношением КЗС-лучей, то глаз к нему подстраивается (адаптируется) и опять видит белое — белым.

Рис.Рис. 9.

Условие восприятия ахроматического цвета.

Пример
Если вы вошли с солнечной улицы (где цветовая температура около 7000 К, цвет источника света голубой) в помещение без окон, освещаемое электрической лампой (цветовая температура около 2800 К, цвет источника света желтый), то в первый момент вы видите, что свет лампы желтый, а предметы с ахроматической окраской (например, лист белой бумаги) имеют желтый оттенок. Затем глаз привыкает, и свет и лист бумаги начинают восприниматься как белые. Произошла адаптация, глаз подстроился к новому источнику света и новому соотношению его КЗС.

Когда распределение мощности излучения, действующего на глаз, не соответствует источнику света, то цвет смещается вправо или влево по спектру [3] (рис. 10). Например, пурпурный цвет приобретает красный или фиолетовый оттенок, смотря по тому, каких лучей больше: К или С.

Рис. 10.

Смещение цвета по спектру в зависимости от распределения мощности излучения по зонам.

Если на глаз подействовали излучением одного (основного) цвета, возникает ощущение соответствующего С, З или К насыщенного [19] цвета. Если подействовали двумя излучениями, мощности которых соответствуют относительным мощностям источника света, то возникает ощущение голубого, пурпурного или желтого насыщенных цветов (в дальнейшем просто ГПЖ, или, на западный манер, CMY). Если подействовали все три излучения, то вступает в действие еще одно свойство глаза. Глаз вычитает из подействовавшего цветного излучения ахроматическую (белую, серую) составляющую источника света (рис. 11).

Рис.Рис. 11.

Действие излучений основных цветов и их смесей.

При этом насыщенность цвета уменьшается, цвет разбеливается [20].

Обратите внимание, насколько важна адаптация глаза к цветовой температуре источника света. Один и тот же поток излучения при зрении, адаптированном к 2850 К и к 8000 К, имеет разный цвет (рис. 12).

Рис.Рис. 12.

Зависимость восприятия цвета от цветовой температуры источника освещения.

Подробнее об этом мы поговорим в следующем номере.

Как вы уже поняли, цвет характеризуется светлотой, насыщенностью и цветовым тоном. Светлота говорит нам, какой цвет светлее, а какой темнее.

Пример
Ж-цвет светлее С-цвета динаковой с ним насыщенности (рис. 13).

Рис. 13.

Цвета одинаковой насыщенности и разной светлоты.

Насыщенность показывает степень выраженности цветового тона в цветовом ощущении. Самые насыщенные цвета — спектральные. Ахроматические цвета имеют нулевую насыщенность. Цветовой тон (маляры это называют колером) обычно описывается словами, обозначающими цвета спектра, или другими бытовыми названиями цветов.

В этой статье дана основная терминология, используемая при измерении цвета. В следующей статье вы познакомитесь с основными системами измерения цвета, после чего можно будет говорить о цветовоспроизведении.


[1] Цвет
Ощущение, которое возникает в мозгу человека после того, как световые излучения различного спектрального состава, отразившиеся от окрашенных поверхностей, попадают на сетчатку глаза. Аналогичное действие оказывают световые излучения, непосредственно испускаемые светящимися телами. Цвет характеризуется светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.

[2] Цветовоспроизведение
Чтобы технически воспроизвести какой-либо цвет, необходимы три стадии. Первая — аналитическая. На этой стадии определяют, из каких количеств синих, зеленых и красных лучей состоит данный цвет. Вторая — градационная. На этой стадии определяют, как изменится последовательность светлот всего сюжета и, соответственно, цветов при воспроизведении. Третья — синтетическая. На этой стадии непосредственно воспроизводят цвет смешением излучений или окрашенных сред. Цветовоспроизведение бывает двух видов: аддитивное (излучениями) и субтрактивное (красками).

[3] Источник света
Это то, что испускает свет, который, отражаясь от окрашенных поверхностей, вызывает ощущение цвета. Источник света может также сам, без отражения, вызывать ощущение цвета. Источники излучения делятся на различные типы, в зависимости от спектрального распределения излучений. Интегрально источники света характеризуются цветовой температурой. Тепловые источники света изомерны абсолютно черному телу, остальные метамерны.

[4] Приемник излучения
Физические тела, преобразующие оптические излучения в другие виды энергии, называются приемниками излучения. Обычно в результате действия света возникает э. д. с., или изменяется окраска, или начинается химическая реакция. Приемники характеризуются общей и спектральной чувствительностью, а также линейностью реакции в определенном диапазоне.

[5] Реакция приемника
Обычно это отношение спектральной чувствительности приемника к спектральному излучению мощностью один ватт. В колориметрии к реакциям фотоприемника относятся «кривые сложения». Они показывают, какое количество основных излучений мощностью один ватт надо смешать, чтобы получить цвета, соответствующие спектральным.

[6] Окраска
Это физические свойства поверхности предмета избирательно отражать или поглощать падающий свет. Она придает цвет ахроматической поверхности или изменяет его. Окраска делится на три вида. Первый — краска проникает в структуру окрашиваемого тела и изменяет его цвет. Второй — красящее вещество образует цветную непрозрачную пленку, покрывающую окрашиваемое тело. Третий — красящее вещество покрывает тело прозрачной окрашенной пленкой и совместно с цветом тела создает новый цвет. Указанные виды окраски могут действовать и совместно. Окраска физически может оцениваться спектральными кривыми отражения, пропускания или оптическими плотностями.

[7] Световое излучение (Свет, видимое излучение)
Это излучение, которое может непосредственно вызывать зрительное ощущение. Любые нагретые тела испускают излучения, которые называются лучистым потоком. Та часть излучений, которая эффективна по отношению к глазу (то есть глаз ее видит), называется световым потоком. Лучистый поток измеряется в ваттах, световой — в люменах.

[8] Пороги ощущения светлоты и цвета
[8] Метод пороговых приращений
Пороги ощущения — это наименьшие изменения светлоты или цвета, которые может зафиксировать глаз. Обычно такие измерения проводят для адаптированного зрения, то есть человек в течение долгого времени (несколько часов) привыкает к уровню освещенности, вокруг него нет ярких цветов, отвлекающих внимание. Цвета или светлоты рассматриваются методом попарного сравнения и определения наименьшего порога, при котором глаз начинает различать разницу между ними, — это метод пороговых приращений.

[9] Мощность светового потока
Количественная величина, показывающая, насколько интенсивен весь поток света. Чаще используется относительное распределение мощности светового потока по спектру. Мощность светового потока измеряется в люменах.

[10] Яркость
Часть светового потока, который отражается от предмета и попадает на сетчатку глаза. Обозначается буквой В. Численно равна отношению силы света источника в рассматриваемом направлении к площади проекции светящейся или отражающей свет поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению.

[11] Освещенность
Эта величина показывает мощность светового потока, падающего на единицу площади поверхности. Измеряется в люксах (лк).

[12] Светлота
Общее ощущение, которое вызывают предметы, сильнее или слабее отражающие свет. Ощущения светлоты при просмотре изображения обычно имеют три ступени: света, полутона, тени.

[13] Градация
Последовательность оптических характеристик объекта (обычно это оптические плотности или логарифмы яркостей), расположенных по возрастанию или убыванию. Является мерой изобразительной информации иллюстраций. В программах обработки изображений представлена в виде регулируемого графика — Curves.

[14] Отражение, коэффициент отражения
[14] Пропускание, коэффициент пропускания
Величины, показывающие, как изменяется световой поток или яркость поверхности при отражении или пропускании света оптической средой.

Коэффициент отражения r = Fr /F0
Коэффициент пропускания t = Ft /F0

где F0, Fr, Ft — световые потоки, падающие, отраженные и пропущенные. Эти величины можно пересчитывать в оптические плотности по формуле или при помощи таблиц.

[15] Оптическая плотность
Логарифмическая величина, обратная коэффициенту пропускания t для пропускающих свет оптических сред и обратная коэффициенту отражения r для отражающих свет поверхностей. Обозначается буквой D и определяется по формуле

D = lg(1/t) или D = lg(1/r).

Иными словами, оптическая плотность есть мера почернения изображения. Оптическую плотность можно измерить при помощи специального прибора — денситометра — или визуально, сравнивая с ранее измеренной шкалой плотностей.

[16] Оптическая среда
Это среда, в которой распространяется световой поток. Прозрачная среда не рассеивает лучей света, мутная — рассеивает в различных направлениях. Если световой поток в основном отражается от поверхности, то среда — отражающая с той или иной степенью светорассеяния. Оптическая среда (ее иногда называют несамосветящимся телом) всегда уменьшает световой поток. Уменьшение равномерно по длинам волн, если среда ахроматическая, и избирательно, если цветная. Если оптическая среда преобразует одни лучи света в другие, то она начинает светиться сама. Такая среда называется люминесцентной.

[17] Основные излучения, цвета, краски
Под основными понимаются излучения, краски или цвета, подчиняющиеся трем законам Грассмана (см. врезку к статье «Метрология цвета»). Смешивая основные в одинаковых количествах, получаем ахроматический цвет. Под одинаковым количеством понимают относительные количества, необходимые для получения ахроматических цветов. Например: если это яркости в системе CIERGB, то для белого требуется R-лучей — 680 кд/м2, G — 3121 кд/м2, B — 41 кд/м2.

[18] Ахроматические цвета, хроматические цвета
Ахроматические цвета — неокрашенные: белый, серый, черный. Они характеризуются только одной величиной — светлотой. Насыщенность равна нулю, цветовой тон белый. Эти цвета оказывают одинаковое действие на все три приемника глаза. Степень «серости» может зависеть или не зависеть от источника света. Говорят о степени метамерности к изменению цветовой температуры.

Хроматические цвета имеют более или менее выраженную насыщенность, светлоту и цветовой тон.

[19] Насыщенность
Степень выраженности цветового тона в цветовом ощущении. Насыщенность показывает, насколько цвет далек или близок к цвету монохроматического излучения того же цветового тона. В колориметрии за единицу принимается насыщенность цветов спектральных излучений. Глаз воспринимает спектральные излучения как самые насыщенные.

[20] Разбеливание, зачернение
Оба термина применяются, когда надо объяснить механизм восприятия цвета от совместного действия всех трех (КЗС) излучений. При этом белая или серая составляющие излучения или краски вычитаются из общего действия основных. У красок, рассеивающих свет, эффект разбеливания уменьшает насыщенность цветов.

Определение цветовой температуры — что такое цветовая температура от SLR Lounge

Техническое объяснение цветовой температуры

Почему цветовая температура меняется от «теплой» к «холодной», а фактическая температура меняется от низкой к высокой? Эта запутанная причуда присутствует не только у фотографов, но и везде, где упоминается цвет света. «Крутой» часто используется для описания более голубых цветов просто потому, что человеческий разум связывает его с холодными вещами, такими как лед или снег. Напротив, «теплый» цветной свет часто напоминает нам о теплых вещах, таких как костер или любое пламя.

Если это сбивает с толку, подумайте об этом так: голубое пламя — самое горячее! На самом деле разница в температуре между синим и красным пламенем на самом деле не очень велика, но, тем не менее, это хороший способ вспомнить, почему «холодный синий» и «красно-горячий» на самом деле соответствуют числам Кельвина, которые на самом деле имеют противоположное направление.

Почему при понижении значения Кельвина изображение становится синим, а при повышении значения Кельвина изображение становится красным?

В цифровой камере ваш баланс белого — это настройка, которая сообщает камере, какая температура в Кельвинах должна быть белой. Если вы находитесь в помещении и окружающее освещение на самом деле составляет 3200 К, и вы установили баланс белого на 3200 К, то изображение нейтрально-серого объекта на самом деле будет казаться нейтрально-серым. С другой стороны, если вы выйдете на улицу под солнечный свет с температурой около 5500 К и соответствующим образом установите баланс белого, изображение серого объекта снова будет казаться нейтрально-серым.

Однако, если вы находитесь на улице и устанавливаете баланс белого по шкале Кельвина на 3000 К, вы будете указывать камере использовать «белую точку», которая намного ниже, чем должна быть, и это приведет к тому, что любой свет, гораздо более высокая температура Кельвина выглядит именно так: гораздо больше синего. И наоборот, если вы находитесь на улице и установили баланс белого на 5000 К, а затем зашли в помещение, установка баланса белого на действительно высокое число Кельвина в присутствии света с очень низкой температурой Кельвина приведет к очень теплым цветам. изображение.

Основы фотографии

4 способа добавить больше цвета в вашу фотографию

Шивани Редди, 2 месяца назад 11 минут чтения

Хотите научиться передавать яркие цвета на фотографии? Вот 4 способа!

3 наших любимых геля для управления окружающим светом

Pye Jirsa, 3 года назад 7 мин чтения

Гели — это очень забавный инструмент, который можно использовать для исправления цвета сцен или для творческого изменения изображения.

Фото со вспышкой

Создание изображений Золотого часа с помощью вспышки | Кусочек Pye Ep. 23

Пье Жирса, 3 года назад 5 min read

В этом выпуске Slice of Pye мы покажем вам, как использовать вспышку для создания солнечных бликов золотого часа на ваших портретах.

Как снимать и редактировать портрет с длинной выдержкой при естественном освещении

Pye Jirsa, 3 года назад 12 минут на чтение

Изучите этот трюк при съемке с длинной выдержкой с помощью этого полнометражного руководства по съемке и публикации!

Редактирование фотографий

5 распространенных ошибок при редактировании пейзажной фотографии

Дэвид Дж. Крю, 3 года назад 9 минут чтения

В этом посте я расскажу о нескольких распространенных ошибках редактирования в Luminar 4, используя в качестве примеров мои собственные изображения

2 способа освещения деталей свадебной фотосъемки

Pye Jirsa, 3 года назад 4 min read

В этом видео мы покажем вам два простых способа освещения деталей банкетного зала на свадебном приеме.

Лайтрум

Регулировка цвета Lightroom для портретов в окружающей среде

Шивани Редди, 7 лет назад 4 минуты чтения

Узнайте, как изменение оттенка может кардинально изменить ваши портреты в окружающей среде.

Фотография

Цвет Света | Корректирующий цветовой баланс

Шивани Редди, 7 лет назад 3 мин чтения

Путь к интерпретации света начинается с понимания его атрибутов: качества, цвета, направления и яркости. Давайте погрузимся в цвет.

Что такое цветовая температура? (И как использовать это в фотографии)

Дженн Мишра

А- А+

Скачать как PDF

Подпишитесь ниже, чтобы скачать статью немедленно

Вы также можете выбрать свои интересы для бесплатного доступа к нашему обучению премиум-класса:

Основы бизнеса

Шпаргалки

Детская фотография

Красочные городские пейзажи

Состав

Творческая фотография

Креативные концепции портрета

Цифровые фотоколлажи

Сказочная портретная фотография

Фотография еды

Интерьерная фотография

Редактирование ландшафта

Пейзажная фотография

Обработка Lightroom

Пресеты Lightroom

Длинная выдержка

Макрофотография

Фотография Млечного Пути

Моя камера и фотография

Органический маркетинг

Домашние животные

Фотография товара

Фотография неба

Социальные сети

Натюрморт

Интервальная съемка

Туристическая фотография

Городская фотография

Фотография дикой природы

Ваша конфиденциальность в безопасности. Я никогда не поделюсь вашей информацией.

Вы когда-нибудь замечали на своих фотографиях оранжевый или синий оттенок? Цвета делают кожу желтушной или мертвенно-желтой. То, что должно быть белым на вашей фотографии, приобретает необычный цвет. Если это так, ваша цветовая температура или баланс белого нуждаются в настройке.

В этой статье мы определим цветовую температуру и покажем, как настроить ее в Lightroom.

Точность и четкость цвета

Шпаргалки Quick Capture

Вы пытаетесь понять цветовую температуру в фотографии? Наши шпаргалки содержат быстрые и простые для понимания объяснения, которые помогут вам освоить эту и еще 51 концепцию.

Магазин  Предложения

Проверить цену на

Купить у

Недоступно

Что такое цветовая температура?

Цветовая температура – ​​это относительная теплота или холодность света. Каждый свет, от солнца до экрана вашего компьютера, имеет уникальный цвет. Цвет света окрашивает все цвета в сцене, включая оттенки кожи. Некоторые источники света делают цвета более холодными. Другие делают сцену более теплой.

Человеческий глаз хорошо приспосабливается к различным типам света. Мы часто даже не замечаем, что у него есть цвет. Наши глаза видят что-то белым, даже если свет окрашивает белую поверхность. Но наши камеры записывают цвет. Они «видят» желтизну свечей или синеву вспышки.

Если вы сделали снимок, который выглядит оранжевым или синим, необходимо отрегулировать температуру. В фотографии мы часто меняем термины цветовая температура и баланс белого. Наша цель — настроить цвета так, чтобы белые не были окрашены. Для этого мы настраиваем цвета вокруг нейтрального оттенка серого. Мы покажем вам, как исправить это в вашей камере и во время редактирования.

Таблица цветовой температуры

Цветовая температура измеряется в градусах Кельвина. Это научная шкала, как и шкала Цельсия, которая описывает теплоту или прохладу света. По шкале цветовой температуры самые низкие значения являются самыми теплыми. Большие числа круче. Дневной свет составляет около 5500-6500К. Тень часто прохладнее, а закат теплее.

Шкала цветовой температуры, показывающая температуру Кельвина многих источников света.

Мы нейтрализуем оттенки, регулируя их в противоположном направлении. Мы знаем, что облачное небо будет иметь холодную цветовую температуру. Чтобы сцена выглядела более естественно, мы добавляем более теплые тона. Мы можем сделать это либо во время фотосъемки, либо во время постобработки.

Сравнение: холодный, пасмурный свет (слева) и коррекция более теплого цвета (справа).

Выбор баланса белого

В фотографии не существует «наилучшей» цветовой температуры. В предметной и портретной фотографии часто важно точное соответствие цветов. Мы склонны выбирать цветовую температуру, которая соответствует тому, как мы помним сцену. Но мы также можем запечатлеть ощущение сцены. Летний день кажется теплее, чем прохладное зимнее утро. Цветовая температура зависит от личных предпочтений. Некоторые фотографы предпочитают более холодные или теплые тона в своем стиле редактирования.

Большинство камер, включая некоторые приложения для смартфонов, имеют предварительные настройки цветовой температуры. Наиболее распространенными являются лампы накаливания, флуоресцентные лампы, дневной свет, облачность, тень и вспышка. Профессиональные модели также позволяют устанавливать определенную температуру. Предустановка настраивает цвет, отбрасываемый источником света.

Эти настройки хороши, если вы знаете, какой тип света используется в сцене. Но если освещение сложное или неопределенное, лучше всего использовать автоматический баланс белого.

Автоматический режим анализирует сцену в поисках нейтрального серого. Это оттенок без цвета. Он будет использовать этот оттенок для выбора соответствующих настроек баланса белого. Это можно обмануть, а может и не быть нейтрального оттенка в сцене. Но вы также можете настроить цветовую температуру позже.

Большинство программ редактирования позволяют корректировать тона ваших фотографий. У вас будет наибольшая гибкость, если вы будете снимать в формате RAW. В Lightroom Classic баланс белого находится в модуле «Разработка» на панели «Основные». По умолчанию Lightroom будет использовать температуру, выбранную вашей камерой. Он будет помечен как «Как снято».

Скриншот Lightroom Classic, показывающий настройки температуры. Щелкните раскрывающееся меню, чтобы просмотреть предустановки.

Откройте раскрывающееся меню, нажав «Как снято», чтобы просмотреть предустановки баланса белого. Они меняют цвета на вашей фотографии. Например, вольфрамовые лампочки излучают теплое свечение. Чтобы противостоять этому, Lightroom устанавливает более низкую температуру. По сравнению с этим выглядит голубым.

Предварительные настройки регулируют цветовые оттенки, ожидаемые от выбранных источников света.

Вы также можете использовать ползунки для настройки цветов. В Lightroom переместите ползунок вправо, чтобы сделать цветовую температуру более теплой. Переместите его влево для более прохладного ощущения. Ползунок оттенка позволяет настроить оттенки зеленого и пурпурного. Часто прохладные температуры благоприятствуют зелени. Добавьте Magenta к более теплым температурам.

В Lightroom также есть пипетка. Выберите пипетку и наведите указатель мыши на цвета на изображении, чтобы найти нейтральный серый цвет. Появится цветовая панель, показывающая диапазон цветов вокруг выбранных пикселей. Нажмите, чтобы настроить баланс белого.

Снимок экрана Lightroom, показывающий расположение инструмента «Пипетка» (справа). При наведении пипетки на изображение появляется цветовая панель (слева)

Заключение

Цветовая температура — это измерение теплоты или холодности света. Температура света влияет на все цвета сцены. Вы можете настроить цветовую температуру в камере или во время постобработки. Цель состоит в том, чтобы использовать цветовую температуру, которая кажется нейтральной, не придавая вашим изображениям синего или оранжевого оттенка.

Прочтите нашу электронную книгу «Фотография разблокирована», чтобы узнать еще больше советов и приемов, которые помогут вашим фотографиям выделиться из толпы.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *